Задания егэ по русскому языку повышенной сложности. Я убедился: все было сделано не зря

5 лучших пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Я сдам ЕГЭ! Русский язык. Практикум и диагностика. Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Александров В.Н.

1. Я сдам ЕГЭ! Русский яык. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под ред. И.П.Цыбулько. М.: «Просвещение», 2017.-320 с.

2. Скачать данное пособие можно http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1199.htm

3. Материал изложен доступно

Профессиональная оценка

1. Задания, представленные в пособии, удобны для понимания, соответствую реальным КИМам, их можно использовать на уроках русского языка на этапе обобщения материала и подготовки к ЕГЭ, а также при самостоятельной работе учащихся.

2. Уровень сложности заданий различный- от базового до повышенной сложности.

3. Все темы школьного курса русского языка проработаны широко и полно.

5. Представленный в пособии материал систематизирован удобно, соответствует КИМам по русскому языку.

6. Представленные в пособии тесты объективно оценивают степень подготовленности учащихся к ЕГЭ.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 7 класса, отдельные задания-с 6 класса.

8. Иллюстрации и таблицы, как уже отмечалось, отсутствуют, но для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в этом нет необходимости.

9. Пособие достаточно дорого, минимальная стоимость 320 рублей. Нам, учителям русского языка, известно, что все книги И.П.Цыбулько стоят дороже, чем других авторов, и мы понимаем почему. И.П.Цыбулько возглавляет федеральную комиссию разработчиков контрольных измерительных материалов по русскому языку и не стесняется успешно и дорого продавать свои книги.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки, для фронтальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно интересным в пособии представляется система домашних заданий от урока к уроку, выполнение которых обеспечивает и повторение, и опережающее знакомство с материалом.

3.Цена пособия, как уже указывалось, высокая.

5. Все навыки, которые проверяются на ЕГЭ по русскому языку, формирует данное пособие. Хочется отметить богатый материал для проверки морфологических и синтаксических норм. При поморщи пособия также можно организовать эффективную работу над сочинением в формате ЕГЭ. Пособие содержит богатую подборку современных текстов, алгоритм выполнения заданий по написанию творческой работы.

6. Шансы получить высокий балл на ЕГЭ, если вести добросовестную подготовку по данному пособию, велики, но при условии, что работа будет вестись под руководством учителя. Полагаться только на самостоятельную подготовку по данному пособию не стоит.

ЕГЭ. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл.

1. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Егораева Г.Т., Серебрякова О.А. М.: «Экзамен», 2017.-352 с.

http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1238.htm

3. Материал изложен доступно, хочется отметить богатейший теоретический материал, словарь терминов ЕГЭ.

4. Оформление художественное. Иллюстрации отсутствуют, что методически обосновано.

5. Бумага офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

1. Задания, представленные в пособии, удобны для понимания, соответствую реальным КИМам, пособие предназначено учителям, использующим тесты для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля. При помощи пособия учитель может организовать систему домашних заданий, которые позволят сформировать необходимые навыки, прежде всего речеведческие.

3. Все темы школьного курса русского языка проработаны широко и полно, безусловной заслугой авторов является серьезная проработка тем по морфологии, во многом выходящая за рамки ЕГЭ, но необходимая для формирования общего грамматического мышления.

4. Комментарии к ответам понятны и доступны школьникам.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 7 класса, отдельные задания, в частности, правописание корней и приставок, с 5 класса. Особенно ценным для учителя-практика может оказаться материал по орфографии, в частности, правописание омонимичных частей речи. Этот материал может использоваться учителем на уроках начиная с 7 класса.

8. Иллюстрации, как уже отмечалось, отсутствуют, но для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в этом нет необходимости. Представленные в теоретической части схемы и таблицы позволяют наглядно ознакомиться с изучаемым материалом, уместны и методически грамотны.

9. Стоимость пособия и польза от его практического применения соотнесены верно, средняя стоимость 260 рублей.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки, для фронтальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно ценным в пособии представляется проработка тем по морфологии, эти материалы можно использовать и в среднем звене при подготовке к олимпиадам и интеллектуальным марафонам, во внеурочной работе.

2. Родителям, далеким от ЕГЭ и русского языка, вероятнее всего, будет трудно проверить, используя данное пособие, как справляется ребенок с подготовкой к экзамену.

4. Пособие соответствует всем последним требованиям ЕГЭ.

5. Все навыки, которые проверяются на ЕГЭ по русскому языку, формирует данное пособие. Хочется отметить богатый материал для проверки морфологических и орфоэпических норм, для изучения и закрепления тем по лексике.

ЕГЭ 2017. Русский язык. 50 вариантов типовых тестовых заданий. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В.

1.ЕГЭ -2017 . Русский язык. 50 вариантов типовых текстовых заданий. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В., М.: Издательство «Экзамен », 2017 .-448 с.

2. Скачать данное пособие можно http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1198.htm

предоставляет читателям информацию о структуре и содержании КИМ по русскому языку, степени трудности заданий.

4. Оформление художественное. Иллюстрации отсутствуют, что методически обосновано.

5. Бумага офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

1. Задания, представленные в пособии, удобны для понимания, соответствуют реальным КИМам, есть ответы ко всем вариантам тестов, комментарии к ответам; образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов. Пособие предназначено учителям, использующим тесты для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля. При помощи пособия учитель может организовать систему домашних заданий, которые позволят сформировать необходимые навыки. Особенно ценным является материал с ответами к заданию 24. В таблице представлен примерный круг проблем и позиция автора, что позволит учащимся верно сориентироваться в текстах, грамотно написать сочинение, следуя алгоритму.

4. Комментарии к ответам понятны и доступны школьникам.

5.Представленный в пособии материал систематизирован удобно, соответствует КИМам по русскому языку.

6.Представленные в пособии тесты объективно оценивают степень подготовленности учащихся к ЕГЭ.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 7 класса.

9. Стоимость пособия и польза от его практического применения соотнесены верно, средняя стоимость 230 рублей.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки, для фронтальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно ценным в пособии представляется подбор текстов, они понятны современным школьникам, проблемы, поднимаемые в них, актуальны, интересны старшеклассникам.

3. Цена пособия и польза от его применения, как уже указывалось, соотнесены верно.

4. Пособие соответствует всем последним требованиям ЕГЭ.

6. Шансы получить высокий балл на ЕГЭ, если вести добросовестную подготовку по данному пособию, велики, но при условии, что работа будет вестись под руководством учителя. Полагаться только на самостоятельную подготовку по данному пособию не стоит, не стоит также рассматривать данное пособие и как единственное при подготовке к экзамену, потому что комментарии к ответам даны только к двум вариантам (№ 20 и 31), что, безусловно, недостаточно для подготовки к экзамену.

ЕГЭ 2017. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

1. Драбкина С.В. ЕГЭ. Русский язык. Комплекс мероприятий для подготовки учащихся. Учебное пособие.- М.: Интеллект-Центр, 2017.-320 с.

2. Скачать данное пособие можно http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1211.htm

3.В пособии излагается теоретический материал в максимально структурированной форме, что позволяет самостоятельно осваивать темы по русскому языку.

4. Оформление художественное. Иллюстрации отсутствуют, что методически обосновано.

5. Бумага офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

1. В настоящем пособии представлена поэтапная система подготовки к ЕГЭ по русскому языку, предусматривающая, во-первых, знакомство с содержанием экзаменационных заданий, во-вторых, алгоритмами и образцами рассуждения для их верного решения. В пособии логически выстроена последовательность действий, необходимых для выбора правильного ответа, данная в виде алгоритмов. Рассматриваются типичные ошибки, которые учащиеся допускают при выполнении заданий. Содержатся методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения, приводятся образцы сочинений. Набор типовых тренировочных заданий с методическими указаниями и ответами позволяет закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. В пособии помещены примерные варианты ЕГЭ 2017 г. Пособие адресовано старшеклассникам, самостоятельно или под руководством учителя готовящимся к ЕГЭ. Может быть использовано учителем в практической работе при отработке необходимых навыков по русскому языку.

2. Уровень сложности заданий различный- от базового до повышенной сложности, работа с пособием позволит обеспечить как преодоление минимального порога, так и получение высокого балла на экзамене.

3. Все темы школьного курса русского языка проработаны широко и полно, безусловной заслугой авторов является детальный комментарий к решению таких сложных тем, как «Выявление главной информации, содержащейся в тексте», «Средства связи предложений в тексте», «Контекстное определение лексического значения многозначных слов».

4. Комментарии к ответам понятны и доступны школьникам, алгоритм выполнения заданий представлен пошагово, представлен образец применения алгоритма, комментарий к выполнению задания, есть задания для самостоятельной работы.

5.Представленный в пособии материал систематизирован удобно, соответствует КИМам по русскому языку.

6.Представленные в пособии тесты объективно оценивают степень подготовленности учащихся к ЕГЭ.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 8 класса, теоретический материал может быть представлен учащимся с 7 класса, в частности, алгоритм выполнения заданий и комментарий к ним.

8. Иллюстрации, как уже отмечалось, отсутствуют, но для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в этом нет необходимости. Представленные в теоретической части схемы и таблицы позволяют наглядно ознакомиться с изучаемым материалом, уместны и методически грамотны. В пособии есть таблицы, отсутствующие во многих других пособиях.

9. Стоимость пособия и польза от его практического применения соотнесены верно, средняя стоимость 300 рублей.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки учащихся, учителю для организации фронтальной, парной и индивидуальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно ценным в пособии представляется теоретический материал, алгоритмы выполнения заданий, эти материалы можно использовать и в среднем звене при подготовке к олимпиадам и интеллектуальным марафонам, во внеурочной работе.

2. Родителям можно, используя данное пособие, проверить, как справляется ребенок с подготовкой к экзамену.

3. Цена пособия и польза от его применения, как уже указывалось, соотнесены верно.

4. Пособие соответствует всем последним требованиям ЕГЭ.

5. Все навыки, которые проверяются на ЕГЭ по русскому языку, формирует данное пособие. Хочется отметить богатый теоретический материал по всем темам ЕГЭ.

6. Шансы получить высокий балл на ЕГЭ, если вести добросовестную подготовку по данному пособию, велики, но при условии, что работа будет вестись под руководством учителя.

ЕГЭ 2017. Русский язык. 1000 заданий с ответами. Все задания части 1. Егораева Г.Т.

1.Егораева Е.Г. ЕГЭ: 1000 заданий с ответами. Все задания части 1. - М.: Издательство «Экзамен », 2017 .-415 с.

2. Скачать данное пособие можно http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1123.htm

3. Материал изложен доступно, поможет учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания по всем разделам науки о языке, но и оценить свой уровень подготовки к предстоящему экзамену.

4. Оформление художественное. Иллюстрации отсутствуют, что методически обосновано.

5. Бумага офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

1. Сборник содержит большое количество заданий, соответствующих демоверсии контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку 2017 года, решая которые выпускники смогут приобрести практические навыки выполнения заданий экзамена и в минимальные сроки ликвидировать существующие пробелы в знаниях. Пособие предназначено учителям, использующим тесты для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля. При помощи пособия учитель может организовать систему домашних заданий, которые позволят сформировать необходимые навыки.

2. Уровень сложности заданий средний, однако работа с пособием позволит обеспечить не только преодоление минимального порога, но и получение высокого балла на экзамене.

3. Все темы школьного курса русского языка проработаны широко и полно, в строгом соответствии с КИМами ЕГЭ.

4. Комментарии к ответам понятны и доступны школьникам.

5.Представленный в пособии материал систематизирован удобно, соответствует КИМам по русскому языку.

6.Представленные в пособии тесты объективно оценивают степень подготовленности учащихся к ЕГЭ.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 5 класса.

8. Иллюстрации, как уже отмечалось, отсутствуют, но для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в этом нет необходимости.

9. Стоимость пособия и польза от его практического применения соотнесены верно, средняя стоимость 200 рублей.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки старшеклассников, для фронтальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно ценным в пособии представляется подбор заданий по отработке морфологических и синтаксических норм.

2. Родителям, вероятнее всего, будет трудно проверить, используя данное пособие, как справляется ребенок с подготовкой к экзамену.

3. Цена пособия и польза от его применения, как уже указывалось, соотнесены верно.

4. Пособие соответствует всем последним требованиям ЕГЭ.

5. Все навыки, которые проверяются на ЕГЭ по русскому языку, формирует данное пособие.

6. Шансы получить высокий балл на ЕГЭ, если вести добросовестную подготовку по данному пособию, велики, но при условии, что работа будет вестись под руководством учителя. Полагаться только на самостоятельную подготовку по данному пособию не стоит, не стоит также рассматривать данное пособие и как единственное при подготовке к экзамену.

Школьники требуют от президента пересмотреть критерии перевода баллов по профильной математике.



Мы требуем пересмотра критериев перевода первичных баллов во вторичные ЕГЭ по математике (профиль) ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий части С и несоответствия большинства заданий части В типовым заданиям, предоставляемым ФИПИ в интернет-ресурсах и методических материалах по подготовке к ЕГЭ. Учащиеся должны иметь возможность поступления в вуз на базе школьного образования, коего уровня заданий на экзамене по математики предоставлено не было.

Посмотрим, что у нас тут за задания, для решения которых не хватает школьных знаний.

Задание 1: на арифметические действия «вычесть и умножить». 3 класс школьной программы церковно-приходской школы.
Задание 2: доступно ученику 2-3 класса, который понимает, что такое «числа» и «отношение сравнения».
Задание 3: повышенной сложности, оно уже требует знание теоремы Пифагора. 5-6 класс.
Задание 4: на вероятность, притом даже не на формулы, а просто на житейское понимание вероятности. Разумный ученик 5-6 класса решит эту задачу без проблем. Неразумный 11-классник - прочитав одну главу учебника.
Задание 5: 7 класс, на умение подставлять в уравнения и на степени. В 8 классе на информатике мы уже вовсю пользуемся степенями для решения задач на кодирование, которые на порядок сложнее задания №5.
Задание 6: простейшая геометрия, 7 класс.
Задание 7: на определение производной и её геометрический смысл. Даже если школьник этого не знает, задание на 100% типовое и разбиралось 100500 раз, о чём знаю даже я, учитель информатики, а не математики.
Задание 8: 10-11 класс, стереометрия. Простая задача, но может вызвать сложности у людей с отсутствующим пространственным мышлением. Хотя для её решения оно и не сильно нужно.

Итого: из 8 первых задач только последняя, на стереометрию, должна вызывать минимальные сложности у 11-классника. В целом, с большей частью этих заданий (и набором минимального проходного балла) должен справляться не 11-классник, а 7-классник.

Пошла вторая часть экзамена, на которую, собственно, и катят бочку в петиции.

Задание 9: на понимание определения логарифма (10 класс). Честно, я не помню ни одной формулы для логарифма, но задачу могу решить практически в уме, просто пользуясь определением.
Задание 10: просто подставить циферки. 7-8 класс.
Задание 11: на проценты. 5-6 класс. В особых случаях, если соображалка не работает, - на составление уравнения, тогда класс повышается до 7-го.
Задание 12: тут нужно уметь брать производную! 11 класс. Хотя, честно говоря, можно тупо построить по точкам и увидеть. Опять же: производная - табличная, которую в 11-ом классе дети решают по сто раз. Абсолютно типовое задание.
Задание 13: задание на подстановку и умение решать квадратное уравнение + грамотно писать ОДЗ. 9 класс!
Задание 14: стереометрия. Традиционно пропускаю, ибо кого она волнует.
Задание 15: задание на подстановку и квадратные уравнения. 9 класс.
Задание 16: простейшая геометрия 8-9 класса на доказательство. Если человек хотя бы чуть-чуть «врубается» в геометрию, задача не составит никакого труда, так как решается практически сразу после построения на бумаге фигуры.
Задание 17: задание на составление и решение квадратного уравнения. 8 класс.
Задание 18: чуть посложнее, требует размышлений на уровне 10-11 класса. Типовое, решалось ранее геометрически. Потенциально может быть нерешаемым для человека, не умеющего думать (оценка 5 из списка выше).
Задание 19: абсолютно типовая задача, ещё более простая, чем в демо варианте. На уровне рассуждений 7-8 класса. Не требует абсолютно ничего, кроме умения логически мыслить, что обязательно для изучения математики.

Итого: потенциально не решить можно стереометрию, которой традиционно мало времени уделяют в школе (задание 14) и уравнение с параметром (задание 18), так как в этом варианте геометрически оно решается существенно сложнее, чем в демо вариантах.

Вопрос: ну и где тут задачи, не входящие в школьную программу? Честно говоря, я даже разочарован уровнем этих задач, так как, на мой субъективный взгляд многие из них (в особенности, последняя) стали даже проще, чем демо. Изменения в задачах по сравнению с демо-вариантом (сравните сами - ) минимальны и касаются, в основном, циферок и иногда формулировок.

Резюме

Я не знаю, какие результаты ЕГЭ будут в этом году, хотя я уверен, что чиновники сделают всё возможное, чтобы даже пришедшие на экзамен получили минимальный балл (как это было неоднократно сделано ранее, когда существенно понижался уровень первичных баллов, необходимых для этого), но тенденция начинает просматриваться: детей начинают заставлять сдавать не просто выученный набор задачек, как мы это делаем в школе, а - о боже! - заставляют решать задачки с немного изменёнными условиями (хотя изменения касаются далеко не всех задач и даже не большей части, сравните сами демовариант и этот).

И дети негодуют: как так, это что, мы теперь должны учиться, чтобы сдать экзамен?

Надеюсь, что да. Надеюсь, что в будущем варианты ЕГЭ новых лет будут кардинально отличаться от демо-вариантов. Надеюсь, что больше не будет типовых задач, которые проверяют не знание предмета, а умение заучить определённый пласт знаний. Надеюсь, что всё больше и больше заданий будут проверять понимание предмета, а не тупое знание формул. Это неизбежно скажется на результатах Единого экзамена, но селяви. Общество обязано понять, что уровень знаний падает, и падает катастрофически. Плохо это или хорошо - решать не мне.

Пора прекращать игру в образование, когда все стороны делают вид, что учат, дети делают вид, что учатся, а по факту мы имеем, что имеем: жалобы и петиции на «кого-то». Хотя начать нужно прежде всего с себя. И вместо заучивания к ЕГЭ объяснять детям в школе простые истины:

→ жизнь несправедлива - это раз;
→ если вы не учитесь, то это - ваша проблема, а не проблема школы или государства, - это два;
→ за свою жизнь отвечаете только вы - это три;
→ прекратите жаловаться на других людей и обстоятельства, а начните с себя - это четыре.

Возможно, тогда образование изменится в лучшую сторону.

ЕГЭ по Русскому состоит из двух частей и 25 заданий.

Первая часть представляет собой 24 задания. Они могут быть тестовые, на выбор одного или нескольких ответов, открытого типа (самому вписать пропуск).

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задания части 1 проверяют усвоение выпускниками учебного материала как на базовом, так и на высоком уровнях сложности (задания 7, 23–24).

Вторая часть - состоит из одного задания - 25. Данное задание предполагает написание сочинения на основе прочитанного и проанализированного текста.

Задание части 2 (задание 25 – сочинение) может быть выполнено экзаменуемым на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).

На работу дается 210 минут - 3,5 часа.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 24 33 Краткий ответ
2 часть 1 24 Развернутый ответ
Итого 25 57

Разбалловка по заданиям

Ниже я приведу "стоимость" каждого выполняемого задания.

За верное выполнение каждого задания первой части (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие.

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание второй части , составляет 24 балла.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 57 первичных баллов .

Экзамен по русскому языку является обязательным для всех выпускников. По общему признанию, для тех, кому достаточно преодолеть минимальный барьер, он не представляет сложности. Но если вы рассчитываете получить высокий балл, то нужно серьезно готовиться. О том, как это лучше делать, «Учёбе.ру» рассказала эксперт Елена Бузина, ведущая популярной группы для подготовки к экзамену по русскому языку «Пишу на сто».

Елена БУЗИНА,

эксперт ЕГЭ, кандидат педагогических наук,

ведущая группы «ВКонтакте» «Пишу на сто»

В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по русскому языку?

Никаких сложностей в экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ нет, и это правда. Если они возникают, то их легко преодолеть. Для этого нужно, во-первых, внимательно изучить демонстрационный вариант теста, спецификацию и кодификатор. Накануне учебного года все эти документы публикуются на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Проанализировав их, надо определить, какие задания вызывают у вас трудности, и начать подготовку, учитывая это.

Русский язык — это единственный экзамен, который может служить «палочкой-выручалочкой» для тех, кто поступает в престижные вузы. Сдать больше, чем на 90 баллов, математику очень тяжело. Физику, химию или биологию — тем более. А сдать русский язык больше, чем на 90 баллов, вполне по силам каждому, кто поставит перед собой такую цель.

Но, конечно, если вы планируете получить высокий балл (от 80 и выше), то без системного повторения сдать ЕГЭ по русскому, как и любой другой экзамен, вряд ли получится.

Какие темы, по вашим наблюдениям, вызывают больше всего сложностей?

Самые трудные темы общеизвестны: в течение трех лет, с тех пор как появилась новая модель ЕГЭ по русскому языку, стабильными «чемпионами» по самому низкому проценту выполнения являются несколько заданий.

Прежде всего, это задание № 14 из блока «Орфография», в котором проверяются знания правил написания одного или двух «н», и задание № 19 в блоке «Пунктуация». В этом задании нужно выбрать правильный ответ, анализируя сложное предложение с разными видами связи.

Стабильно невысокий результат выпускники показывают, выполняя задания на основе исходного текста, который предлагается для работы. Это задания № 21, № 22 и № 23. Их сложность заключается в том, что правильный ответ нужно найти в тексте, который выпускник читает на экзамене в первый раз.

Что делать? Для блока «Орфография» нужно повторить правило — не заучивать наизусть, а учиться работать на основе алгоритма и выполнять все действия последовательно, чтобы найти верный ответ на поставленный вопрос. Впрочем, этот подход касается абсолютно всех заданий блока.

Чтобы научиться выполнять задания из блока «Пунктуация», нужно повторить базовые правила, которые даются в 8 классе. Нужно очень хорошо повторить тему «Простое предложение»: понять законы такого предложения, как оно может быть устроено, чем может быть осложнено. После этого будет легко выполнять задания и на сложные предложения, ведь на деле это несколько простых предложений, объединенных разными способами.

Как лучше готовиться к экзамену? Есть ли какие-то секреты?

Секрет первый: распределите задания первой части (задания с № 1 по № 24) на тематические блоки. Их несколько: задания № 8-14 составляют блок «Орфография, задания № 15-19 — блок «Пунктуация», задания № 4-7 — блок «Культура речи». Задания № 1-3 и № 20-24 — это два блока, которые проверяют навыки смыслового и речеведческого анализа, в том числе большого текста, который приведен в тесте.

Секрет второй: в каждом блоке выделите самые легкие и самые трудные лично для вас задания. Повторите правила. С любым правилом легче работать, если оно дано в виде схемы, таблички или алгоритма. Когда вы тренируетесь, туда можно и нужно заглядывать столько, сколько необходимо для того, чтобы запомнить правило и порядок его применения.

Секрет третий: закрепление. Для этого можно обратиться к популярному сайту «Решу ЕГЭ» . Проработав правило, нужно сразу выполнить как минимум пять, а лучше 15 заданий. Обязательно нужно выполнить 10-15 заданий этого типа и в бумажной версии. Можно воспользоваться пособиями, с которыми рекомендуют готовиться к экзамену ваши учителя.

Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться? Какие вопросы дают больше всего баллов и стоит ли «напирать» на них?

В тесте по русскому языку есть четыре задания, за которые выставляется больше одного балла. Это задания № 1 и № 15, за которые можно получить по 2 балла. Они определяются как «базовый уровень сложности», то есть их могут выполнить абсолютно все.

А вот заданий, которые относятся к высокому уровню сложности, в первой части ЕГЭ по русскому языку всего три: № 7, № 23 и № 24. Задание № 7 и задание № 24 — самые «дорогие»: 5 и 4 балла соответственно. И эта оценка вполне справедлива — сколько будет верных ответов, столько баллов будет засчитано. Если, например, в задании № 7 вы правильно сопоставите два предложения, то получите 2 балла, и так далее.

Задание № 24 — это перечень средств выразительности, которые используются для создания образной речи. В этом задании дается девять терминов, из которых надо выбрать четыре и поставить их в рецензии на правильное место. Для того чтобы выполнить это задание, нужна серьезная проработка теории и очень хорошая тренировка. Но процент его успешного выполнения намного выше, чем у задания № 14 (одна или две «н» в разных частях речи), хотя эти правила дети учатся применять начиная с 5 класса.

Обратите особое внимание на то, что в заданиях № 7 и № 24 принципиально важен порядок внесения ответов в бланк. Если он будет нарушен, получится, что при выполнении заданий вы допустили ошибку. Так вы потеряете баллы.

Очень важно научиться правильно читать вопрос. Все, что требуют задания, сформулировано четко, и, если читать внимательно, очень сложно ошибиться с тем, как внести ответы в бланк. Например, задание: «Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номер ответов». Сама постановка вопроса готовит к тому, что нужно выбрать больше одного варианта ответа. А вот фрагмент другого задания: «Из предложения № 33-34 выпишите слово со значением (...)». Единственное число в вопросе говорит о том, что для верного ответа надо выбрать только одно слово.

При выполнении задания № 23 (это задание повышенной сложности, хотя оно дает всего 1 балл), нужно быть очень внимательным к формулировке и заняться анализом именно того предложения, которое указано в задании. Вот как оно звучит: «Среди предложений (далее указываются номера) найдите такое (или такие), которое (которые) связано (связаны) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (номера) этого (этих) предложения (предложений)». Только способность и готовность к анализу позволит найти верный ответ на этот вопрос.

Стоит обратить внимание на задания № 8-14 в блоке «Орфография». Здесь нужно выписать слово, которое отвечает условию, и внести его в бланк ответов. Выбранное вами слово должно быть вписано в бланк ответов правильно. Если в нем будет допущена орфографическая ошибка, ответ не будет засчитан. То же самое случится, если слово вы внесете, но забудете вписать правильную букву на месте обозначенного в тесте пропуска.

Обо всех этих и других деталях подробнейшим образом рассказывает спецификация контрольно-измерительных материалов, и к ней полезно обращаться.

НА ЭКЗАМЕНЕ НУЖНО ТЩАТЕЛЬНО РЕДАКТИРОВАТЬ УЖЕ НАПИСАННЫЙ ТЕКСТ

Как надо написать сочинение-рассуждение, чтобы получить за него максимальное количество баллов?

Задание № 25 — сочинение-рассуждение — имеет очень большое значение. Максимально за него можно получить 24 балла, это более 42% от суммы баллов за верное выполнение всего теста. Нужно сказать сразу, что сегодня эту часть работы выполняют практически все выпускники: даже те, кто только-только перешагивает нижний порог, по этому заданию получают как минимум 3-5 баллов.

Сочинение проверяется двумя независимыми экспертами на основе 12 критериев. Их условно можно разделить на блоки:

  • критерии 1-4 отвечают за содержание: за то, как создан сам текст сочинения, как сформулирована проблема, как дан комментарий по ней, как сформулирована позиция автора и аргументирована собственная точка зрения;
  • критерии 5-6 оценивают качество, структуру и полноту речи;
  • критерии 7-10 оценивают грамотность, причем по критериям 7 («Оценивание орфографии») и 8 («Оценивание пунктуации») максимально можно получить по три балла, и это очень много;
  • так называемый «Этический критерий» и «Фактическая точность» позволяют оценить фоновый материал, с которым работал выпускник, и то, насколько текст получился корректным по оценкам, с точными фактами.

Эти критерии вполне понятны и прозрачны. Но подходя к каждому из этих шагов формально невозможно получить высокие баллы. Для того чтобы заработать хотя бы 20 баллов, важно научиться тщательно редактировать уже написанный текст: поработать с черновиком и проверить чистовик. В

Программа элективного курса

«Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Программа составлена учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ с. Кашпир м.р. Приволжский

Самарской области

Корюкиной Ш.И.

с. Кашпир, 2013 г.

  1. Пояснительная записка.
  2. Календарно-тематический план.
  3. Содержание программы.
  4. Методическое обеспечение учебного процесса.
  5. Список литературы.

Пояснительная записка.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла становится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование коммуникативных умений.

Как показывает практика, учащиеся, хорошо знающие русскую орфографию и пунктуацию, часто оказываются неинтересными собеседниками, не могут продемонстрировать умение поддержать беседу, испытывают страх перед предстоящими деловыми телефонными разговорами. Вопросу формирования коммуникативной компетенции следует уделить особое внимание в старших классах. Совсем скоро им придётся организовать свою речевую деятельность в самых различных ситуациях, очень отличающихся от тех, которые предлагались в школе.

В рамках единого государственного экзамена по русскому языку выпускник выполняет задание с развёрнутым ответом (высокий уровень сложности), которое представляет собой написание сочинения-рассуждения по заданному тексту научно-популярного, публицистического, художественного стиля.

В процессе подготовки к части С ЕГЭ мы должны научить следующим коммуникативным умениям и навыкам:

  • чтению (пониманию, зрелости суждений при интерпретации текста);
  • составлению собственного высказывания на основе предложенного текста;
  • последовательному, логичному выражению мысли;
  • свободному осознанному употреблению выразительных средств языка.

Древний философ Скилеф заметил однажды «Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести».

Хочется надеяться, что данная программа будет полезна моим выпускникам, и не только для сдачи ЕГЭ.

Обоснование актуальности, новизны и значимости программы.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределён таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат.

Цели данной программы:

Научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

Подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;

Оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

Способствовать интеллектуальному развитию ученика;

Воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса:

теоретические:

- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;

развивающие:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;

практические:

Совершенствование коммуникативных умений;

Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;

воспитательные:

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

Воспитание интереса и любви к русскому языку;

Воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

Воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в 5-9 классах.

Теоретической основой данного курса являются:

Лингвистический, стилистический анализ текста;

Система языковых понятий и функционирование;

Различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

Уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

Комплексный подход при разработке занятий;

Вариативность содержания и форм проведения занятий;

- научность, связь с теории и практики;

Преемственность;

Наглядность;

Систематичность и последовательность;

Прочность полученных знаний;

Активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

Технологии исследовательской деятельности учащихся;

Технологии проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

  • овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
  • развивает способность работать над разнообразной информацией;
  • учится корректно выражать своё мнение по различным проблемам;
  • развивает способность аргументированно доказывать собственную точку зрения.

Предлагаемая программа учит выпускников анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

Дата

№ урока

Кол-во уроков

Тема уроков

Вид урока

план

факт

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.

Критерии и нормативы оценки творческой работы

Основные аспекты анализа текста.

Композиция сочинения

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья Практикум

7-10

Выявление проблемы. Формулировка проблемы.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья Практикум

11-14

Комментарий к проблеме. Виды комментария.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

15-21

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

22-25

Аргументация собственной позиции.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

26-29

Виды заключений. Типы конструкции. Речевое оформление

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

30-31

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

Рецензирование творческой работы.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

33-34

Самостоятельная творческая работа над текстами.

Практикум

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Тема 1 . Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе (2 часа).

Знакомство с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста.

Критерии и нормативы оценки творческой работы (см. Приложение 1)

Тема 2 . Основные аспекты анализа текста (2 часа)

Тема 3. Композиция сочинения (2 часа)

Композиция сочинения. Вступление и его виды и формы. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.

Тема 4. Выявление проблемы. Типы проблем (философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические). Выбор одной проблемы из нескольких. Формулировка проблемы. Типовые конструкции для формулировки проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.(4 часа)

Тема 5 . Комментарий к проблеме. Виды комментария (текстуальный, концептуальный). Типы информации в тексте (фактуальная, концептуальная, скрытая). Введение цитат в комментарии. Типичные ошибки при комментарии проблемы.(4 часа)

Тема 6. Авторская позиция. В чём проявляется позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции (слова-маркеры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения). Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типичные ошибки при формировании позиции автора. (6 часов)

Тема 7 . Аргументация собственной позиции. Правила выстраивания аргументов (тезис→аргумент 1→аргумент 2 →вывод). Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Виды аргументов (логические, иллюстрированные, ссылки на авторитет). Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации. (4 часа)

Тема 8. Виды заключений. Типы конструкции. Речевое оформление (4 часа)

Тема 9 . Обучающее сочинение по тексту художественного стиля (2 часа)

Тема 10 . Рецензирование творческой работы (1 час)

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочётов.

Тема 11. Самостоятельная творческая работа над текстами (2 часа)

Методическая часть

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства учетом стиля и типа речи. Умение и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
  • определять позицию автора;
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
  • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ);
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения – 18.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт»/ «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50% (7 баллов) – «зачёт», менее 50% (менее 7) – « незачёт».

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ прошлых лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыки (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах;
  • индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Список использованной литературы

  1. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Самара. ООО «Офорт» 2012
  2. Львов В.В., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Пучкова Л.И., Егорова Г.Т. ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С), М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  3. Мамай О.М. Русский язык. ЕГЭ. Подготовка к выполнению части С. М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  4. Огай О.Н.Как написать сочинение. Единый государственный экзамен по русскому языку: Учебно-методическое пособие для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку. Самара: ГОУ СИПКРО, 2006.
  5. Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2011.
  6. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на экзамене. Ростов н/Д: Легион, 2011.
  7. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курсы интенсивной подготовки.. Ростов н/Д: Легион, 2011