Егэ по литературе демоверсия. Новый ЕГЭ по литературе уже запущен

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз

и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров

и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без

всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый,

в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам

наконец… Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас

же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? –

проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату,

Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой

туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы

с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил

юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое

большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку

с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка

наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Начиная с нового учебного года 2017-2018, внесены изменения в систему сдачи Единого государственного экзамена в нашей стране по нескольким предметам. Слухи о грядущих переменах ходили давно. Накануне министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева подтвердила данную информацию. По ее утверждению, изменения коснуться ряда предметов, в том числе ЕГЭ по литературе 2018 года . В следующем году выпускники школ будут сдавать экзамен иначе.

Нововведения, разработанные ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), кардинально поменяют саму модель проведения итоговых испытаний для школьников. Планируется, что теперь экзамен будет состоять только из творческих заданий. Типовые тесты будут упразднены.

Улучшит ли это качество проверки, покажет время. Педагоги, сами одиннадцатиклассники и их родители уже сегодня начали основательно готовиться к экзаменам по литературе. Какие же изменения в сдаче ЕГЭ по литературе ждут выпускников?

ФИПИ представил их официальный перечень:

  1. Требование по обоснованию выбора примера для сопоставления отменили.
  2. К трем прежним темам сочинения добавилась четвертая.
  3. Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом претерпели сильные изменения.
  4. Сразу на 15 баллов (с 42 до 57 баллов) увеличился максимум за всю работу.

Тестирование с одним коротким ответом, на котором так часто выезжали школьники, особенно троечники, аннулированы. Тем самым шанса заработать баллы на тестах не будет. По мнению разработчиков, такие нововведения вполне оправданны. Ведь из-за своей простоты и односложности ответ можно было угадать.

С помощью тестов этого типа (в нынешнем ЕГЭ насчитывается 12 подобных вопросов) проверялось знание терминологии по литературоведению. К тому же эксперты уверены, что подобное тестирование излишне. Так как в развернутом письменном ответе и так необходимо оперировать терминами. И этого для проверки основных знаний вполне достаточно. Теперь для того, чтобы успешно сдать единый госэкзамен по литературе ребятам придется потрудиться.

Начиная с 2018 года, задания по литературе будут нацелены на проверку выпускников красиво и грамотно преподнести свои мысли, уметь рассуждать, основываясь на прочитанных произведениях. Многие задания связаны с развитием устной речи у школьников и их словарным запасом

Увеличение количества заданий по выбору

Выпускники по-прежнему смогут выбирать задания для сочинения из предложенных вариантов. Если раньше было только три задания, то теперь список увеличился до четырех. Таким образом, выбор расширился, и школьник может остановиться на интересном вопросе для ответа к произведению.

Напомним, что раньше для темы сочинения предлагалась литература трех периодов:

  • от древнерусской до литературы первой половины XIX века;
  • второй половины XIX века;
  • русской литературы XX века.

В 2018 году разработчики добавили произведения конца XIX – начала XXI веков. Теперь включена и «новейшая» литература нашего государства. Сюда же относятся и произведения, которые появились на свет в последние десять лет. Добавление четвертой темы сочинения – это самое главное новшество в экзамене по литературе

То, что темами для сочинений стали произведения постсоветского периода, совсем не значит, что выпускники должны читать каких-либо конкретных авторов (обязательных фамилий нет в списке). Данное нововведение позволит экзаменующемуся на материале литературных произведений конца XX начала XXI веков раскрывать заданную тему по своему выбору.

Объем сочинения вырастет

Что касается минимального объема развернутого сочинения, то он стал больше. В этом году достаточно было использовать в своем ответе 200 слов. На следующий год количество увеличится на 50 и составит 250 слов.

Изменились требования к мини-сочинениям. Они стали более понятными и конкретными. Если раньше необходимо было написать текст длиной 5-10 предложений. А, как известно, предложения бывают и короткие, из трех слов, например.

Бывают и сложными, с использованием большого количества оборотов и вводных слов. Теперь же все стало предельно ясно. Объем мини-рассказа должен быть не меньше 50 слов. Это относится к любым заданиям, связанным как с анализом текста, так и сравнительными и сопоставительными заданиями.

Упрощение заданий на сопоставление

В следующем году предложено максимально упростить задания на сопоставление. Чтобы показать свой читательский кругозор, выпускникам приходилось сопоставлять текст, используя два произведения. Теперь для обоснования своего выбора будет достаточно одного.

Уточняются критерии оценивания

Эксперты долгое время думали над вопросом, как оценивать знания учащихся в полном объеме и как можно более объективно. Ведь теперь нет заданий с краткими ответами, которые делали проверку знаний автоматической.

С 2018 года для выпускников критерии оценивания ЕГЭ предложено ужесточить. Уточняется, что кроме тестирования, которое учитывает знания терминологии, в задании должно быть написано пять сочинений на выбранные темы

По мнению разработчиков, теперь единый экзамен максимально будет приближен к традиционному варианту сдачи школьного экзамена. Возможно, со временем единый государственный экзамен и вовсе будет отменен.

Специалисты, принимающие участие в разработке новой модели ЕГЭ по литературе, продолжают работать над системой оценки знаний по данному предмету. Они проводят совещания, озвучивают проблемные вопросы, высказывают мнения, пытаются найти оптимальные решения.

Новый ЕГЭ по литературе уже запущен

Пробный (экспериментальный) ЕГЭ по литературе с некоторыми изменениями, которые в данный момент уже официально утверждены, был проведен впервые в учебном году (2015-2016) в 13 субъектах Российской Федерации. В нем приняли участие свыше 1000 обучающихся из 60 образовательных учреждений.

Стоит отметить, что 94% преподавателей литературы результаты эксперимента по внедрению новой модели проведения ЕГЭ по данному предмету удовлетворили. По их мнению, на сегодняшний день такой вариант проведения экзамена позволяет в полной мере дать объективную оценку знаниям учащихся

Но выпускникам не нужно беспокоиться. Обновленный экзамен практически не отличается от испытаний предыдущих лет. Да, и вряд ли государственный экзамен по литературе станет более сложным. Никаких затруднений у выпускников он не вызовет.

Уже сейчас в сети Интернет разработчики опубликовали демоверсию ЕГЭ по литературе 2018 год с ответами и критериями. Будущие выпускники, родители, учителя и все заинтересованные лица могут ознакомиться с демонстрационной версией и понять структуру контрольно-измерительных материалов, количество заданий, их форму и уровень сложности. Это дает общее представление о требованиях, которые будут предъявляться к ответам на ЕГЭ по литературе.

Видео-новость

Общая модель экзамена по литературе остается такой же, как в прошлые годы:

  • отрывок из эпического, лиро-эпического или драматического произведения, входящего в кодификатор и семь вопросов с краткими ответами, проверяющими знание основных литературоведческих терминов (применительно к данному произведению) и реалий текста;
  • два мини-сочинения по этому произведению (по 5-10 предложений каждое) - одно с акцентом на анализ приведенного отрывка, другое - сопоставительное, где поднятые автором проблемы, темы и идеи рассматриваются в сравнении с другими произведениями сходной проблематики;
  • отрывок из лирического произведения стихотворение целиком и пять вопросов по нему (аналогично первому блоку);
  • два мини-сочинения - также на анализ и на сопоставление;
  • развернутое сочинение объемом от 200 слов на одну из предложенных тем (по выбору экзаменующегося).

Изменение здесь только одно - в последнем задании выпускникам будет предлагаться на выбор четыре темы .

Напомним, что раньше для написания развернутого сочинения на ЕГЭ по литературе предлагается выбрать одну из трех тем, по одной на каждый временной период:

  • от древнерусской литературы до литературы первой половины XIX века;
  • вторая половина XIX века;
  • русская литература XX века.

К 2018 году хронологические рамки последнего периода расширяются - он охватывает промежуток с конца XIX по начало XXI века, то есть туда теперь включена и «новейшая» отечественная литература, произведения, увидевшие свет в последние десятилетия.

И, поскольку периодов - три, а тем для сочинения будет предлагаться четыре, на один из них будут «выпадать» две темы различного характера. Наиболее вероятно, что такие «дубли» чаще всего будут относиться к последнему периоду - как в подготовленном ФИПИ демо-варианте, где три классических «программных» темы по Грибоедову, Толстому и Есенину дополнены постсоветской литературой. Однако это не обязательно - в соответствии со спецификациями к экзамену «двойным объемом» тем может быть представлен любой период.

Включение в темы для сочинений постсоветской литературы не означает, что для выпускников становятся обязательным прочтение каких-либо конкретных авторов, не входящих в школьную программу - фамилий современных российских писателей в кодификаторе не появилось. И темы, посвященные литературе конца XX-начала XXI века таким образом будут представлены обзорными вариантами, позволяющими экзаменующемуся раскрывать заданную тему на материале произведения (или произведений) по собственному выбору.

Новая система оценки ЕГЭ по литературе

Минимальные изменения модели экзамена не должны вводить учащихся в заблуждение - кардинально новый подход к оцениванию совершенно смещает акценты и требует изменения подхода к подготовке.

Раньше максимальный первичный балл на ЕГЭ по литературе составлял 42 балла, распределявшихся следующим образом:

  • 12 баллов - за 12 вопросов с краткими ответами;
  • 16 баллов - за 4 коротких сочинения (по 4 за каждое);
  • 14 баллов - за «большое» сочинение.

В 2018 году число первичных баллов за идеально выполненную работу «подскочит» сразу на 15 - до 47 . При этом «удельный вес» заданий изменится очень неравномерно:

  • за вопросы с краткими ответами по-прежнему можно будет получить 12 баллов (21% от общей суммы баллов)
  • мини-сочинения на анализ текста будут «стоить» по 5 баллов - итого 10 за оба (17.5%);
  • резко возрастает оценка умения погрузить литературное произведение в контекст - за каждое из двух сопоставительных сочинений можно будет получить по 10 баллов, итого - 20 (35%);
  • за развернутое сочинение можно получить до 15 баллов (26%).

Увеличение количества первичных баллов - приятная новость для выпускников, которые претендуют на поступление в топовые вузы и рассчитывают сдать ЕГЭ «по максимуму». Результаты экзамена по литературе станут гораздо более дифференцированными, и одна-две допущенных ошибки уже не будут столь радикально отражаться на позициях в рейтинге. Напомним, что у высокобалльников потеря одного первичного балла по литературе означала потерю сразу 4-5 тестовых, в то время как, к примеру, по русскому «цена ошибки» была существенно ниже и составляла 2-3 балла.

Однако «троечникам» придется поднапрячься. Если раньше гарантированно перейти порог по литературе (соответствовавший 9 первичным баллам) можно было, вызубрив небольшое количество терминов и ограничившись частью с краткими ответами, то теперь сделать этого уже не удастся.


Критерии оценки сочинений и развернутых ответов на ЕГЭ по литературе-2018

Параллельно с изменением количества баллов меняются и критерии оценки - система начисления баллов (особенно в сопоставительных сочинениях) стала более детализированной и «прозрачной». Кроме того, гораздо более значимым становится умение писать точно грамотно - баллы «за речь» теперь начисляются во всех заданиях с развернутыми ответами. Рекомендованный объем мини-сочинений остается прежним - от 5 до 10 предложений, при этом, если выпускник сможет сформулировать ответ более лаконично (или наоборот - написать более развернутую работу), «выход за рамки» никак не повлияет на оценку - главным является умение дать прямой и четкий ответ на поставленный вопрос.

Мини-сочинения, проверяющие умение анализировать произведение или его отрывок (задания 8 и 15) будут оцениваться по следующим критериям:

  • соответствие ответа поставленному вопросу - 1 балл, при этом, если по этому критерию работа получает «незачет», дальше она не проверяется;
  • аргументированность высказанных суждений и привлечение для их подкрепления текста произведения - до 2 баллов;
  • - до 2 баллов.

«Дорогостоящие» (и довольно сложные для написания) сопоставительные сочинения (задания 9-16) оценивается по трем критериям. При этом первые два являются основными - если хотя бы по одному из них испытуемый получает ноль баллов, задание считается полностью невыполненным и не оценивается. Итак:

  • до 4 баллов может принести адекватный подбор двух произведений для сопоставления (для получения максимального балла надо выбрать произведения, соответствующие формулировке задания, правильно указать их названия и авторство);
  • до 4 баллов - само сопоставление (в идеале оба выбранных произведения убедительно сопоставлены с исходным текстом в заданном ракурсе, причем сопоставление производится с опорой на текст произведений);
  • до 2 баллов - отсутствие логических, фактических и речевых ошибок .

Развернутое сочинение по литературе (задание № 17) - задание, которому традиционно уделяется больше всего внимания. Рекомендованный объем работы - от 200 слов (включая местоимения, предлоги, частицы и другие служебные слова). Если в сочинении меньше 150 слов - работа не оценивается, даже если тема раскрыта. Кроме того, для того, чтобы баллы были начислены, работа должна соответствовать теме и раскрывать ее . Кстати, выпускники часто теряют баллы за сочинение из-за невнимательного прочтения формулировки - например, в 2017 году в сочинении, которое должно было опираться на современную литературу, многие выбрали произведения Симонова и Булгакова, выйдя тем самым за рамки заданного периода.

Сочинение на ЕГЭ по литературе в 2018 году будет оцениваться по следующим критерием:

  • соответствие теме - 1 балл (если работа не по теме или бессодержательна - баллы по остальным критериям не начисляются);
  • аргументированность высказанных суждений и привлечение для их подтверждения текста литературного произведения, в том числе наличие отсылок к конкретным эпизодам и персонажам - до 2 баллов;
  • использование основных понятий теории литературы - до 2 баллов, причем для того, чтобы получить максимальную оценку по данному критерию, уже недостаточно просто использовать в тексте такие слова, как «роман», «конфликт» или «герой» - надо вычленить хотя бы одно художественное средство, принципиально важное для развития темы;
  • композиционный замысел сочинения, пропорциональность частей относительно друг друга, целостность работы - до 2 баллов;
  • логичность изложения - до 2 баллов;
  • отсутствие в тексте фактических ошибок - до 3 баллов;
  • отсутствие речевых ошибок - до 3 баллов.

Вариант ЕГЭ по литературе состоит из 17 заданий, которые разделены на 2 части:

  • 1 часть. В нее включены вопросы по анализу. Варианты ЕГЭ по литературе с 1-го по 9-й – отрывки из эпических, лироэпических или драматических произведений. Первые 7 из них требуют краткого ответа – в виде цифры, слова или словосочетания. На 8 и 9 нужно отвечать развернуто. Тесты с 10-го по 16-й составлены по лирическим произведениям. На часть из них (10-14) нужно отвечать кратко, на 15-й и 16-й вопросы ответ должен состоять из 5-10 предложений.
  • 2 часть . Состоит из одного 17-го задания. Включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

На выполнение работы отводится 325 минут.

Распределение баллов

  • Задания 1-7, 10-14 = 1 балл
  • Задания 8, 15 = 6 балл
  • Задания 9,16 = 10 баллов
  • Задание 17 = 14 баллов

Результат оформляют как «зачет» или «незачет», минимальное количество баллов - 32. «Пятерка» соответствует 58 баллам.

Произведения, необходимые для экзамена

Количество произведений:

  • поэзия – более 150 стихотворений и 9 поэм;
  • романы – 11;
  • пьесы – 6;
  • повести – 4;
  • рассказы – в пределах 20.

Конкретизированный список можно найти в .

Как подготовиться к написанию сочинения

Несмотря на небольшой объем экзаменационного сочинения, написать его для многих нелегко: мешает волнение и недостаточность опыта в создании письменных работ.

Чтобы на экзамене все прошло гладко, при подготовке необходимо придерживаться определенных правил:

  • писать как можно больше, писать регулярно;
  • завести ;
  • выстроить свой уникальный шаблон, на основе которого будете создавать сочинения на разные темы;
  • регулярно писать сочинения, прописывая вступление, основную часть и заключение.
  • вникнуть в проблематику произведения;
  • написать карточки для каждого произведения или автора;
  • выписать все удачные фразы и цитаты, которые можно использовать для сочинения;
  • тренироваться онлайн .

Экзамен по литературе сдают ученики, желающие в будущем связать свою жизнь с филологией, журналистикой, лингвистикой и другими гуманитарными направлениями. Основная сложность этой работы обусловлена тем, что выпускнику придется прочитать большой объем лирических и прозаических произведений.

Об изменениях в системе проведения Единого государственного экзамена в 2018 году было известно еще давно. Впервые о больших переменах сообщил бывший глава Министерства образования и науки РФ Дмитрий Литвинов. В частности, новации затронут ЕГЭ по литературе 2018 года.

Новый экзамен, который будут сдавать все выпускники учебного года 2017-2018, будет состоять полностью из заданий творческого характера. Как заявляет действующий министр образования России Ольга Васильева, в следующем году в силу вступит новая перспективная модель единого госэкзамена, специально разработанная ведущими специалистами института ФИПИ.

ФИПИ закончил апробацию новой модели единого государственного экзамена по литературе и выпускники – 2018 уже будут сдавать экзамен совершенно по-новому.

Сотрудники Федерального института педагогических измерений пошли на кардинальные меры, полностью исключив из КИМ тестовые задания. Какие еще нововведения ожидают и без того встревоженных одиннадцатиклассников?

Заданий с кратким ответом больше не будет

Для начала, давайте разберемся, какие по литературе наиболее важные. Итак, как уже говорилось выше, тесты были извлечены из экзамена.

Причины для такого шага нашлись – по словам разработчиков нового метода, тесты не представляют собой никакой сложности для выпускника, являясь лишним элементом оценивания. В тестовых заданиях существует большая вероятность «угадать» верный ответ, с чем никоим образом не согласны эксперты ФИПИ.

В ЕГЭ по литературе больше не будет тестовых вопросов открытого характера, где от школьника требуется ответ одним словом либо в виде цифровых последовательностей.

Сегодняшний ЕГЭ насчитывает двенадцать таких вопросов из общего числа. Большинство этих вопросов проверяют знание выпускником основных терминов литературоведения.

Однако школьники в наши дни отлично подкованы по этим пунктам. К тому же, задания, где предполагаются развернутые письменные ответы, и так рассчитаны на оперирование терминами, так что дополнительная проверка этих знаний не требуется.

К большой печали выпускников, они теряют гарантированную возможность набрать баллы на одном лишь доскональном знании терминологии. К тому же, полностью рушится стратегия троечников отделаться «малой кровью», то есть сделать одну только часть с заданиями, требующими кратких ответов. Начиная с 2018 года, от каждого экзаменующегося будут ожидать демонстрации умения здраво и красиво излагать свои мысли.

Увеличение количества заданий по выбору

Отныне у выпускников расширится выбор вариантов: вместо трех заданий для развернутого сочинения будет четыре. То есть нужно будет взять одну тему из увеличившегося списка. Получив то или иное произведение для «большого» сочинения школьник может выбрать, на какой вопрос ему интереснее будет отвечать.

Объем сочинения вырастет

В «главном» сочинении будет увеличен минимальный объем требуемого текста. В текущем ЕГЭ по литературе минимальный объем составляет 200 слов, но уже через год нужно будет «положить» на бумагу не менее 250 слов.

Также разработчики нового метода пришли к решению конкретизировать требования к мини-сочинениям. Если сейчас никаких жестких условий касательно числа слов в таких сочинениях нет (при написании мини-сочинений фигурирует рекомендация в 5-10 предложений), то к 2018 году в планах ФИПИ установить минимальный объем в размере 50 слов. Данное требование будет относиться и к сопоставительным заданиям, и к заданиям на анализ текста.

Упрощение заданий на сопоставление

Изменения коснулись и заданий на, так называемое, «погружение в литературный контекст». Если сегодня в ЕГЭ по литературе предлагают сопоставлять текст с двумя текстами, показывая тем самым свой кругозор как читателя, то в 2018 году предлагается упразднить задание, упомянув лишь один текст для сопоставления.

Уточняются критерии оценивания

Теперь, когда в ЕГЭ по литературе совсем нет заданий с краткими ответами, автоматическая проверка стала невозможной. В свете этого перед разработчиками перспективного метода единого экзамена по литературе встала важная задача – как достичь максимально объективной оценки знаний ученика?

Теперь ЕГЭ по литературе представляет собой пять сочинений, что приближает его к «традиционному» школьному выпускному экзамену. Эксперты серьезно подошли к делу, проводятся всевозможные заседания, где высказываются пожелания и предложения к подходу оценивания работ. Надо полагать, к моменту сдачи нам станет известно окончательное решение специалистов ФИПИ.

Новый ЕГЭ по литературе уже запущен

В учебном году 2015-2016 проводился пробный ЕГЭ по литературе с некоторыми внесенными изменениями. Участие в «эксперименте» приняли более 1000 школьников из 60 учебных заведений в 13 субъектах Федерации.

В ходе апробации нового подхода к сдаче ЕГЭ по литературе было выявлено, что 94% учителей выступили за внедрение обновленного экзамена. Кроме того, эксперты подчеркивают тот факт, что новая модель не слишком отличается от предыдущей своей сложностью. Иными словами, школьникам не стоит переживать – принципиально более затруднительной сдача ЕГЭ по литературе в 2018 году не станет.