Как называется структурное подразделение высшего учебного заведения. Высшее учебное заведение, его задачи и структура

  • Факульте́т фундамента́льной медици́ны (ФФМ) - структурное подразделение Московского государственного университета имени М. В.
  • Специальное отделение вуза
  • Учебное, научное и административное подразделение вуза
  • Учебно-научное и административное подразделение вуза, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по определенной специальности
  • Учебное подразделение ВУЗа
  • Отдел высшего учебного заведения
  • Часть высшего учебного заведения
    • Кафедра радиохимии и прикладной экологии - кафедра Физико-технологического института Уральского федерального университета.
    • Структурное подразделение, объединяющее преподавателей и научных сотрудников данной области знания или научной дисциплины
    • Структурное подразделение ВУЗа, включающее преподавательский и научный состав по одной или ряду смежных дисциплин
    • Основное объединение научно-преподавательского состава вуза по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам
    • Объединение преподавателей в ВУЗе
    • Находящаяся в заведовании ученого самостоятельная область знания, научная дисциплина как предмет преподавания в высшем учебном заведении
    • ДЕКАНАТ

      • Деканат Нойзидль-ам-Зе - деканат католической епархии Айзенштадт.Деканат включает в себя 15 приходов.
      • Административно-учебное управление факультета ВУЗа
      • Орган управления в вузе
      • Руководство в вузе
      • Управление факультетом в вузе
      • Управление в вузе
      • "штаб" вузовского факультета
        • Семистре́льная ико́на Бо́жией Ма́тери - почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. Празднование иконе совершается 13 августа (по юлианскому календарю).
        • Учебное полугодие в ВУЗе
        • Учебное полугодие
        • Учебное полугодие в ВУЗах
        • Половина учебного года в ВУЗах
        • Полгода в вузе
        • М. лат. полугодие; в учебн. заведениях годичное ученье делится на два семестра, разделяемые святками и каникулами
        • (латинское 6-месячный) половина учебного года в высших и средних специальных учебных заведениях

| Максим Смирнов | 22989

Благородными нас делают не знания, а любовь и стремление к науке и истине, возникающие тогда, когда человек начинает получать знания.

Очень многие абитуриенты неплохо разбираются в названиях факультетов, знают специфику и направление работы выбранного ими вуза и факультета, однако совершенно не имеют представления о структуре учебного заведения. Чем отличается работа ректора от работы декана, что такое факультет и чем он отличается от кафедры, какие основные и наиболее важные структурные единицы имеются в вузе, рассмотрим в данной статье.

Высшие учебные заведения различаются между собой, однако структура вуза всегда одинакова. Высшее учебное заведение не только дает высшее профильное образование, но и также подразумевает осуществление научной деятельности. Вузы могут быть государственными и коммерческими. В каждом из них обязательно наличие Устава, который регламентирует деятельность учебного заведения.

Структура вуза

Управление и координацию работы всего вуза осуществляет ректор. Он имеет помощников, проректоров, каждый из которых отвечает за отдельную область работы и функционирования учебного заведения. Также в каждом вузе есть особая единица, которая называется ученый совет. Его возглавляет ректор. Он является председателем совета. Состав ученого совета ежегодно утверждается.

Факультет

Одна из основных структурных и административных единиц вуза. Факультетов в каждом высшем учебном заведении может быть разное количество. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов. На каждом факультете студентам предоставляется возможность:

Готовиться по одной либо по нескольким очень близким друг к другу специальностям;

Возможность повышать уровень знаний и свою профессиональную квалификацию;

Принимать участие в научно-исследовательской деятельности входящих в состав факультета кафедр.

Каждый факультет в вузе объединяет несколько отделений и занимается координацией их работы в следующих сферах:

Научная – изучение различных дисциплин;

Исследовательско – практическое изучение какого-либо материала;

Учебная – преподавание дисциплин и предметов студентам;

Воспитательная – воспитание у студентов различных качеств через обучение.

Кафедра

Являясь структурной единицей факультета, кафедра отвечает за преподавание отдельных учебных предметов, организацию воспитательной работы, организацию различного вида практик, повышение уровня знаний педагогических работников. Является научно – исследовательской единицей факультета.

Главным на кафедре является один из членов ее профессорского состава;

Каждая кафедра должна иметь собственные исследовательские лаборатории со всем необходимым оборудованием;

Для более успешной и планомерной работы периодически проводятся заседания кафедры.

Также кафедра осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации. На каждом факультете может быть несколько различных кафедр.

Факультет обобщает и координирует работу всех кафедр с помощью научного совета факультета, главой которого является декан. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов, например, экономики, информационных систем

Деканат

Деканат представляет собой объединение декана, его заместителей и методистов, отвечающих за разные направления работы. На каждом факультете имеется свой деканат. Сколько человек, и кто именно будет входить в его состав решает ректор вуза.

Основные задачи деканата:

Совместная работа с приемной комиссией;

Разработка и контроль за учебным и воспитательным процессами на факультете;

Своевременное донесение всей необходимой информации до студентов;

Контроль за успеваемостью студентов;

Ведение всех необходимых документов и другие.

Кроме того, в деканат студенты могут обратиться с любым вопросом касательно учебного процесса, получения необходимых справок и различных других, которых возникает очень много, особенно на первом курсе.

Для того чтобы не перегружать деканат работой, для каждой группы выделяется куратор. Это человек из числа преподавателей, который помогает студентам адаптироваться, знакомит их с правилами учебного заведения, оказывает помощь по мере возможности в любых возникающих вопросах, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, привлекает их к общественно-значимым мероприятиям, проводящимся в учебном заведении.

Таким образом, в высших учебных заведениях имеется своя структура и организация, которая оттачивалась годами, и является наиболее приемлемой и удобной для всех участников образовательного процесса. Каждый человек занимает в ней особое место и выполняет отведенные ему функции для достижения наиболее важных и значимых целей развития, стоящих перед всеми работниками и студентами вуза.

ВВЕДЕНИЕ

Высшим учебным заведением в Российской Федерации является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования.

В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления высшим образованием: федеральный (центральный) государственный орган управления высшим образованием – Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию; подразделения управления высшим образованием центральных органов федеральной исполнительной власти; республиканские.

Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями, совершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации.

Сегодня, по мнению Ф. Зиятдинова, усиливается значение образовательной политики, осуществляемая государством, и в социологии рассматривается как часть социальной политики. Образовательная политика включает в себя стратегию и тактику деятельности в образовательной сфере, средства, формы и методы достижения образовательных целей и задач .


ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, ЕГО ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА

1. Высшим учебным заведением в Российской Федерации является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования.

2. Высшее учебное заведение создается, реорганизуется, функционирует и ликвидируется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», другими законодательными актами Российской Федерации, настоящим Положением и своим уставом.

3. По своим организационно-правовым формам могут быть созданы государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественных и религиозных организаций) высшие учебные заведения.

Для негосударственных высших учебных заведений настоящее Положение является примерным.

4. Высшие учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются: федеральной подчиненности – Советом Министров – Правительством Российской Федерации; подчиненности республик в составе Российской Федерации, кроме областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга – соответствующими государственными органами власти и управления по согласованию с федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием; муниципальные – соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием.

После издания акта о создании государственного высшего учебного заведения функции учредителя высшего учебного заведения выполняет соответствующий орган государственного управления, в ведении которого оно находится.

5. В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления высшим образованием: федеральный (центральный) государственный орган управления высшим образованием – Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию; подразделения управления высшим образованием центральных органов федеральной исполнительной власти; республиканские (республик в составе Российской Федерации) государственные органы управления высшим образованием.

6. Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; переподготовка и повышение квалификации преподавателей-специалистов; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.

7. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения. В составе высших учебных заведений и при них могут быть предприятия, учреждения и организации.

8. Создание структурных подразделений высших учебных заведений (кроме филиалов) осуществляется самим учебным заведением с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав высшего учебного заведения.

Создание государственных предприятий, учреждений и организаций (включая бюджетные) в составе или при государственном высшем учебном заведении, в том числе имеющих статус юридического лица, осуществляется учредителем в установленном порядке.

Филиалы государственных (муниципальных) высших учебных заведений, институты повышения квалификации и переподготовки кадров при высшем учебном заведении создаются учредителями по согласованию с федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием.

9. Все высшие учебные заведения (включая их самостоятельные структурные подразделения, а также предприятия, учреждения и организации при высших учебных заведениях) могут выступать в качестве учредителей предприятий, учреждений и организаций всех организационно-правовых форм, за счет собственных средств могут приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги, если это направлено на развитие их основной деятельности.

10. Высшее учебное заведение, включая его структурные подразделения и предприятия, учреждения, организации при нем, имеющие статус юридического лица, является единым учебно-научно-производственным комплексом – образовательным учреждением.

11. Функционирование высшего учебного заведения как единого учебно-научно-производственного комплекса обеспечивается: обязательным участием научных организаций и всех других структурных подразделений высших учебных заведений в обучении студентов и аспирантов или в организации (обеспечении) образовательного процесса; исполнением всеми структурными подразделениями решений ученого совета и руководства высшего учебного заведения; образованием в высшем учебном заведении централизованных фондов за счет отчислений, производимых входящими в его состав подразделениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Порядок использования этих фондов устанавливается ученым советом высшего учебного заведения.

Конкретные формы и содержание организационно-правовых отношений внутри единого учебно-научно-производственного комплекса определяются уставом высшего учебного заведения.

12. Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, институт, колледж.

Согласно ст. 10 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вуз создается и реорганизуется учредителем согласно законодательству РФ. В государственных ВУЗах учредителями являются правительство Российской Федерации или органы исполнительной власти субъектов РФ.

Высшее образование – один из необходимых компонентов развития цивилизованного демократического общества.

Централизованная многоуровневая систему образования в России была создана в XIX веке, а ее реформирование и расширение пришлось на его вторую половину и начало XX в., когда в разных городах возникло более ста классических и технических университетов, учреждений других профилей (военных и педагогических институтов и т.п.).

Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Основными задачами высшего учебного заведения являются:

1. Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2. Развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

4. Формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6. Распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов, если иное не установлено федеральными законами.

Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются уставом высшего учебного заведения или в установленном им порядке.

В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад.

Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет.

Основные подразделения высших учебных заведений.

Факультет – учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов.

Кафедра – подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определённой специализации. В российских вузах кафедра традиционно представляет собой основную ячейку учебной и научной деятельности, также «субстрат» научно-педагогической школы в вузе по данной специализации.

Аспирантура и докторантура.

Подготовительное отделение для абитуриентов.

Также при вузах могут существовать колледжи (в этом случае по его окончании также даётся диплом вуза, но не о высшем образовании, а о среднем профессиональном). В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты.

При ведущих высших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждению учёных степеней.

Структурные подразделения высшего учебного заведения могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения соответствующей лицензии.

Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения.

Филиалы федеральных государственных высших учебных заведений создаются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала. Филиалы федеральных государственных высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, создаются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Типовое положение о филиалах федеральных государственных высших учебных заведений и порядок их организации разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти.

Показатели деятельности филиалов высших учебных заведений учитываются при государственной аккредитации таких высших учебных заведений.

Для получения права учиться в вузах России необходимо иметь аттестат за 11-летнюю общеобразовательную школу или диплом о среднем профессиональном образовании. Абсолютное большинство молодежи составляет конкурсные вступительные экзамены, программы которых устанавливает Министерство образования, учитывая содержание предметов средней школы и требования высшего образования к уровню знаний абитуриентов. Университеты и другие вузы достаточно автономны в проведении вступительных экзаменов (форма, количество, введение дополнительных дисциплин, время и т.д.) и в деталях отбора абитуриентов.

Как и в среднем образовании, учебный год в вузах начинается 1 сентября, делится на два семестра (или 3 в отдельных заведениях) и продолжается до июня с небольшими перерывами на праздники и между двумя семестрам.

Обработка важных дисциплин заканчивается экзаменом или какому-либо из видов тестирования. Система оценивания: наивысшая оценка – 5(отлично), 4(хорошо), 3(удовлетворительно), которой достаточно для зачисления дисциплины, 2(неудовлетворительно), получение которой не позволяет продолжать обучение. Менее существенные дисциплины могут оцениваться по двухбалльной шкале: «зачет» (преподаватель считает, что студент в целом выполнил требования) и «незачет» (работа студента неудовлетворительна, предмет должен быть повторенным или изученным самостоятельно).

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населённых пунктах.

Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и может быть дневным (очным), вечерним (очно-заочным) и заочным. Наиболее распространёнными формами обучения являются аудиторное и дистанционное. Условно вузы подразделяются на гуманитарные и технические.

Общее руководство университетом осуществляет Ученый Совет университета – выбранный представительный орган.

По положению в состав Ученого Совета входят ректор, являющийся его председателем, проректоры и деканы факультетов.

Ученый Совет университета:

– определяет регламент своей работы;

– рассматривает и утверждает стратегический план развития университета;

– решает вопросы утверждения и изменения структуры университета;

– рассматривает и утверждает правила приема в университет;

– устанавливает объем и структуру приема студентов на первый курс для обучения в филиале за счет средств федерального бюджета;

– решает вопросы изменения срока обучения для отдельных категорий студентов;

– переносит в случае необходимости сроки начала учебного года;

– утверждает положения (о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; о филиале; о представительстве; о факультете; о кафедре; о центре и другие, регулирующие деятельность университета);

– устанавливает порядок назначения стипендии и именные стипендии университета;

– представляет обучающихся к стипендиям Президента РФ, специальным государственным стипендиям Правительства РФ и к именным стипендиям;

– принимает решение по социально-экономическим вопросам и хозяйственной деятельности университета;

– принимает решение по вопросам содержания и организации учебного процесса в университете;

– определяет направления научных исследований, рассматривает и утверждает планы научных работ;

– проводит конкурсный отбор кандидатов на должность профессора и представляет работников университета к ученым званиям профессора и доцента, а в предусмотренных учредителем случаях проводит окончательную экспертизу представлений к этим ученым званиям;

– избирает деканов факультетов и заведующих кафедрами;

– ходатайствует перед учредителем и другими государственными органами о предоставлении работников университета к государственным и отраслевым наградам и о присвоении работникам университета почетных званий;

– ежегодно заслушивает отчет ректора о деятельности университета.

Непосредственное управление деятельностью университета осуществляет ректор.

Ректор является единоличным исполнительным органом вуза, действующим на основе единоначалия:

– действует от имени университета, представляет университет без доверенности во всех органах управления, организациях, учреждениях, предприятиях;

– распоряжается в установленном порядке имуществом университета, заключает договора, выдает доверенности, открывает в банках счета университета;

– несет персональную ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну;

– утверждает локальные нормативные акты, регулирующие деятельность университета;

– издает в пределах компетенции университета приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми структурными подразделениями, работниками и обучающимися.

Ректор распределяет обязанности между своими заместителями (проректорами).

В статье освещаются три вопроса:
Правовой статус структурного подразделения вуза с правомочиями юридического лица.
Правовой режим имущества вуза и его структурных подразделений.
Бюджетное регулирование деятельности вуза.

Л. Б. Елисеева ,
Уральский государственный университет

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВУЗА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Правовой статус структурного подразделения вуза с правомочиями юридического лица

Впервые определение обособленного подразделения появилось в Налоговом Кодексе РФ после вступления в силу ФЗ от 9.07.99 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации", хотя само понятие в российском законодательстве использовалось и прежде.

Принятие 10 июля 1992 г. Закона РФ N 3266-1 "Об образовании" и 22.08.1996 г. Федерального закона 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" позволяет говорить о наличии специального законодательства, регулирующего деятельность образовательного учреждения. Рассмотрим развитие понятия "структурного подразделения" во времени.

1992 год. В соответствии со ст.7 Закона "Об образовании" образовательные учреждения могут создавать филиалы, отделения, структурные подразделения, которые по доверенности головной организации могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в т.ч. иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

1995 год. Введенная в действие с 1.01.95 г. часть первая Гражданского Кодекса РФ дала легальное определение представительства и филиала юридического лица. В соответствии с п.1, 2 ст.55 Гражданского Кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту; филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства.

В правовом режиме филиалов и представительств много общего:

  • и филиал, и представительство должны действовать на основе положения, утверждаемого юридическим лицом;
  • руководители филиала и представительства назначаются на должность юридическим лицом;
  • представительство и филиал должны быть указаны в учредительных документах юридического лица;
  • поскольку ни филиал, ни представительство самостоятельными субъектами права не являются, то руководители филиала и представительства должны иметь доверенность юридического лица;
  • и филиал, и представительство наделяются имуществом самим юридическим лицом. При этом обособленность имущества носит относительный характер, поскольку это имущество продолжает оставаться имуществом самого юридического лица. Следовательно, у филиала и представительства имущество может находиться лишь на отдельном балансе, который представляет собой часть самостоятельного баланса юридического лица. Однако указанная норма вступила в противоречие со ст.7 Закона "Об образовании" в соответствии с которой структурные подразделения с полномочиями юридического лица могут иметь самостоятельный баланс. На практике также появились законодательно закрепленные случаи перевода филиалов на самостоятельный баланс. Так, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7.03.95 г. N 233 "Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей" предусмотрело возможность наличия у учреждения филиалов, отделений, структурных подразделений, которые по его доверенности могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в т.ч. иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банках и других кредитных учреждениях. Указанные подразделения стали признаваться "филиалом на правах юридического лица".

1996 год. В принятом в 1996 г. ФЗ от 22.08.96 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" была предпринята попытка конкретизации понятия филиала. В соответствии с п.2 ст.7 вышеуказанного закона филиалами вуза являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения. В соответствии с п.3 ст.8 вузы самостоятельны в формировании своей структуры; структурные подразделения вуза могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом вуза.

1999 год. Введенная в действие с 01.01.99 г. часть I Налогового Кодекса РФ исключила филиалы и представительства из налоговых правоотношений признав возможным налогоплательщиком исключительно юридические лица. Эта позиция явилась серьезной новацией по отношению к действовавшему ранее налоговому законодательству России. Закон РФ от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы РФ" относил к налогоплательщикам юридических лиц, другие категории налогоплательщиков, на которых в соответствии с законодательными актами была возложена обязанность уплачивать налоги. Частные налоговые законы описывали субъектов налогообложения более конкретно. Например, закон РФ от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" включал в состав налогоплательщиков предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет. Налоговый Кодекс оставил за филиалами и иными обособленными подразделениями организации функциональную обязанность уплачивать налоги и сборы на той территории, на которой организации и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Однако вопрос о понятии "обособленности" подразделения организации остался открытым.

И лишь вступивший в силу ФЗ от 09.07.99 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть I Налогового Кодекса РФ" законодательно четко определил понятие обособленного подразделения.

В соответствии с п.2 ст.11 Налогового Кодекса РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца.

Налоговый Кодекс не определил, что такое "рабочее место", однако п.1 ст.11 Налогового Кодекса РФ предусмотрел возможность использования понятий других отраслей законодательства. Поэтому обратимся к нормам трудового права. ФЗ от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда РФ" трактует рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему следует прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Кроме того, вышеуказанный Закон N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть I Налогового Кодекса РФ" впервые дал определения ряду терминов, используемых в законодательстве, но ранее нормативно неопределенных и вызывающих поэтому, большое количество споров. В частности, местонахождение российской организации должно определяться исключительно местом ее государственной регистрации.

Аналогичная по содержанию норма содержится в п.2 ст.54 Гражданского Кодекса РФ. Однако в гражданских правоотношениях этой нормой допускается установление иного местонахождения организации указанного в учредительных документах юридического лица.

В корне отличается от гражданско-правовых отношений и вопрос о постановке на налоговый учет обособленных подразделений организаций. Появился определенный критерий - наличие стационарных рабочих мест (созданных на срок более одного месяца), оборудованных вне места государственной регистрации организации. Отныне имеет значение не форма внесения обособленного подразделения в учредительные документы, а фактическое существование структурной единицы юридического лица, расположенной вне места его нахождения. Несоблюдение формы свидетельствует лишь о нарушении норм гражданского и налогового законодательства. Согласно п.4 ст.83 Налогового Кодекса РФ организация обязана подать заявление о постановке на учет в налоговую инспекцию по местонахождению своего обособленного подразделения в течение одного месяца с момента создания этого подразделения.

Правовой режим имущества вуза и его структурных подразделений

Выше упоминалось о правовом режиме имущества филиалов и представительств. Рассмотрим подробнее вопрос правового режима имущества учреждения и его структурных подразделений.

Учреждение - единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Существует мнение, что, как и унитарные предприятия, они представляют собой остатки прежней экономической системы, не свойственной развитому товарному рынку. Мнение это дискуссионно и заслуживает отдельного рассмотрения.

Остановимся лишь на вещном праве имущества, находящегося в распоряжении учреждения (равно обособленного подразделения).

Государство, как собственник основной массы имущества, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать на принадлежащих ему объектах и одновременно не желая утратить на них право собственности, объективно вынуждено закреплять за предприятиями и учреждениями свое имущество на ограниченном вещном праве: праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме полномочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения является более широким, нежели право оперативного управления.

В соответствии со ст.294 Гражданского Кодекса право хозяйственного ведения - это право государственного и муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законами и иными правовыми актами. Имущество, передаваемое на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. В отношении такого предприятия собственник-учредитель сохраняет правомочия, предусмотренные п.1 ст.295 Гражданского Кодекса: он вправе создать предприятие, назначить директора, утвердить устав, реорганизовать и ликвидировать его, осуществлять контроль за использованием по назначению имущества, получать часть прибыли от использования переданного имущества. Особо следует отметить, что имуществом, находящимся у предприятия на праве хозяйственного ведения, оно отвечает по своим долгам.

Право оперативного управления в соответствии с п.1 ст.196 Гражданского Кодекса - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, задачами собственника и назначением имущества. Право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения.

Если предприятие наделенное имуществом на праве хозяйственного ведения не может распоряжаться только недвижимым имуществом, остальным же имуществом, принадлежащим предприятию оно распоряжается самостоятельно, то учреждение в соответствии с прямым указанием п.1 ст.298 Гражданского Кодекса вообще лишено права распоряжаться закрепленным за ним имуществом или имуществом полученным по смете. Самостоятельно распоряжаться учреждение может лишь денежными средствами, расходуемыми им в соответствии со сметой. Таким образом учреждение даже с согласия собственника не вправе отчуждать закрепленное за ним движимое и недвижимое имущество собственника. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника, чтобы он сам от своего имени произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

На особом правовом положении находится имущество учреждения, полученное от "приносящей доходы" деятельности. Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретаемое за их счет имущество в соответствии с п.1 ст.298 поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Можно говорить об особом вещном праве - праве самостоятельного распоряжения.

Поскольку перечень вещных прав в соответствии с п.1 ст.216 Гражданского Кодекса является закрытым, то существует мнение среди цивилистов, что право самостоятельного распоряжения тождественно праву хозяйственного ведения. Действительно эти права весьма близки, но при детальном анализе гражданско-правовых норм не тождественны. Не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу, сделаем лишь интересующий нас вывод в рамках рассматриваемой темы о структурных подразделениях вуза, что имущество учреждения, полученное по смете и в результате деятельности приносящей доход, имеет различный правовой режим: в первом случае учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления, во втором - на праве самостоятельного распоряжения. Таким образом, если учреждение осуществляет деятельность, приносящую доход или создает структурные подразделения, осуществляющие платные образовательные услуги и иную разрешенную законодательством деятельность, направленную на достижение целей и задач указанных в Уставе или Положении, то имущество, полученное в результате такой деятельности приобретает особый правовой статус и должно учитываться на отдельном балансе.

Бюджетное регулирование деятельности вуза

Рассмотрим соотношение вышеуказанных выводов с бюджетным регулированием деятельности вузов.

В 90-х годах бюджетное право РФ существенно изменилось, что было обусловлено произошедшими экономическими и политическими переменами. Изменения выразились в повышении уровня самостоятельности субъектов бюджетных отношений, появились новые черты, связанные с нацеленностью на переход к рыночным отношениям. Была создана нормативная база бюджетного права. Среди законодательных актов специального содержания выделяются Закон РСФСР N 734-1 от 10.01.91 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса", Закон РФ N 4807-1 от 15.04.93 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства Финансов РФ. С 01.01.2000 года вступил в силу Бюджетный Кодекс РФ, принятый Государственной Думой 17.07.98 г.

Если проследить развитие бюджетного законодательства на протяжении последнего десятилетия, то весьма выпукло просматривается стремление к централизации государственной власти, которое в первую очередь отражается на имущественных отношениях. Для этого достаточно проанализировать доходную часть бюджета.

Классификацию доходов государства можно провести по разным основаниям: по социально - экономическому признаку, по территориальному и пр. Бюджетный Кодекс выделяет налоговые и неналоговые виды доходов. В соответствии с п.4 ст.41 Бюджетного Кодекса к неналоговым относятся доходы от платных услуг, оказываемые бюджетными учреждениями находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Причем п.1 ст.51 БК акцентирует внимание на том, что неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ в полном объеме.

Наметившуюся тенденцию централизации демонстрирует и Постановление Правительства от 22.08.98 г. N 1001 "О мероприятиях по переводу в органы федерального казначейства счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности". Таким образом право вуза самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от деятельности приносящей доход, оказывается урезанным до права оперативного управления, когда собственник через органы казначейства полностью контролирует доходы и расходы учреждения. Возникает правовая коллизия между законодательными актами принятыми в первой половине 90-х годов (Закон "Об образовании", Гражданский Кодекс), когда общество стремилось к построению правового государства, основанного на демократических началах и правовыми нормами конца 90-х годов при наметившейся тенденции к жесткой централизации.

Проблема оказалась еще и в том, что в Постановлении N 1001 и последних нормативных актах принятых Министерством Финансов и Центральным Банком РФ в целях реализации этого постановления речь идет об открытии лицевого счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Если гражданское законодательство, используя понятие "счет" в единственном числе, подразумевает вид счета (расчетный, текущий, лицевой, корреспондентский) в качественном, но не в количественном смысле, и предполагает возможность наличия у организации нескольких, например, расчетных счетов, то термин "лицевой счет" в Постановлении N 1001 был почему-то понят буквально в единственном числе. Получилось, что учреждение, даже если оно имеет сложную внутреннюю структуру, ведет различные виды деятельности, должно иметь один счет по учету внебюджетных средств.

Даже если государство желает контролировать все доходы и расходы учреждения нецелесообразно искусственно создавать излишние препоны для получения этих средств и их расходования, ограничивая право учреждения иметь несколько счетов по учету внебюджетных средств, по сравнению с другими коммерческими и некоммерческими организациями. Зачем же ставить в заведомо невыгодное положение источник доходной части бюджета?