Что такое профессиональный рост учителя. Профессиональный рост педагога

1

Проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассматривающей вопросы профессионального самосовершенствования педагога. Рассмотрены основные направления, представляющие основные элементы психического содержания динамики психического обеспечения трудовой (в том числе профессиональной) деятельности. Определение параметров профессионала в различных сферах жизнедеятельности, прослеживание основных изменений, наступающих в этих параметрах по мере повышения профессионализма человека, привели автора к пониманию важности механизма саморазвития в профессиональном становлении человека. Проблема профессионально-личностного становления рассмотрена с позиции того, что основной внутренний механизм развития личности состоит в сознательном, качественном изменение самого себя. Развитие позитивного отношения к себе рассматривается в качестве личностного ресурса профессионального успеха современного педагога. Значимым способом повышения к себе является сегодня активное участие в жизни профессионального сообщества, профессиональных конкурсах, творческих объединениях, социально-значимых проектах, достижение социального признания результатов деятельности. Посредством такой активности педагог получает возможность выйти за рамки программно-определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности. Профессиональная деятельность педагога погружена в контекст инновационной образовательной среды, что требует от ее субъекта повышенного уровня развития способности к личностному и профессиональному росту.

профессиональный рост педагога

профессионально-личностное развитие

профессиональное самосовершенствование

личностный рост

1. Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский. – М.: Сентябрь, 2002. – 160 с.

2. Волгина, И.В. Личностно-профессиональное развитие педагогов учреждений дополнительного образования/ И.В. Волгина // Педагогическое образование в России. – 2011. - №4.

3. Ежак, Е.В. Личностный ресурс педагога в контексте профессиональной успешности / Е.В. Ежак // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. - № 4.

4. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. Учебное пособие для студентов вузов. / Е.А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 101-102.

5. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. – М., 1976.

В современных условиях модернизации образования большую значимость приобретают вопросы профессиональной подготовки специалистов, способных быть конкурентоспособными на рынке труда, свободно владеющих своей профессией, компетентных.

Одним из важнейших направлений психологического исследования профессионального развития человека - его становления как профессионала является анализ динамики психического обеспечения трудовой (в том числе профессиональной) деятельности. Методолог практической психологии, психологии труда и профориентации Е.А. Климов выделяет в профессиональном развитии индивидуума (развитии субъекта труда) пять основных направлений, фактически представляющих все основные элементы психического содержания этого развития. Рассмотрим их:

1) «приобретение человеком все более точной и широкой ориентированности в окружающей среде (природной, технической, социальной, информационной)»;

2) «формирование направленности, в частности трудовой, профессиональной (развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности)»;

3) «усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности»;

4) «формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности... (способности)»;

5) «развитие... знания о себе» .

Очевидно, что человек, который желает достичь успеха, должен развиваться. Саморазвитие предполагает постоянную работу над собой. Оно затрагивает все сферы человеческой жизни: карьеру, любовь, дружбу, увлечения и т.п. Без стремления к самосовершенствованию, личностному росту невозможна успешная профессиональная деятельность. В свою очередь, личностный рост - стремление к идеалу, стремление стать лучше, укрепить свою самооценку. По сути, это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой.

Личностный рост необходим для профессионального успеха, он дает возможность достигать поставленных целей и воплощать свои мечты в реальность. Постепенный личностный рост молодого специалиста, безусловно, влечет за собой изменение содержания его профессиональной деятельности.

Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности. Исходным тезисом большинства отечественных исследований является идея детерминации развития личности деятельностью, а поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешной деятельности в ней.

Анализируя исследования в этой области, мы обнаруживаем, что профессиональное саморазвитие - это целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком. Развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. При этом только значимая деятельность может стать основой саморазвития.

Определение параметров профессионала в различных сферах жизнедеятельности, прослеживание основных изменений, наступающих в этих параметрах по мере повышения профессионализма человека, привели к пониманию важности механизма саморазвития в профессиональном становлении человека. Установление уровня, достигнутого человеком как субъектом деятельности, традиционно, оценивается по результатам в профессиональной деятельности, соответствию ее свойств, требованиям деятельности.

Для человека профессия - это источник существования и средство личностной самореализации. Профессионализация оказывает влияние на личность, может ее стимулировать или, наоборот, разрушать, выступая, таким образом, фактором личностного саморазвития.

Анализ исследований позволяет нам в качестве вывода выделить наиболее существенную характеристику саморазвития: основной внутренний механизм развития личности состоит в сознательном, качественном изменение самого себя, саморазвитие личности связано со становлением субъектности. Субъектность выступает качественным показателем саморазвития личности. Профессиональное саморазвитие — внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение человека, выражающееся в изменении качества его профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой изменения этого качества.

Личный результат профессионального развития человека, несомненно, значительно шире традиционно выделяемых форм профессионального опыта - знаний, умений, навыков.

В профессиональной деятельности практически невозможно отделить личностное начало от профессионального. В связи с этим смысл профессиональной деятельности в максимальной степени совпадает с реализацией главной потребности человека - быть личностью, потребности к самоосуществлению, самореализации .

Технологические и информационные изменения в мире происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития. Без постоянного обновления ранее полученных знаний и сформированных умений, без умелого анализа ситуации, отслеживания изменений в нормативных документах и законодательстве результаты деятельности специалиста могут быть признаны непрофессиональными. В некоторых профессиях, к которым относится и педагогическая деятельность, данное положение еще не предоставляется всем бесспорным и очевидным, хотя реальное положение вещей говорит об обратном.

Системе современного образования присущи инертность, приверженность традициям, сопротивляемость переменам. Любые существенные нововведения воспринимаются средой достаточно болезненно. При этом традиционная система переподготовки и повышения квалификации педагогических работников высшей школы не в состоянии обеспечить в полной мере непрерывное образование, поэтому каждый из них обязан самостоятельно поддерживать свой профессиональный рост и личное развитие .

Национальная доктрина образования в РФ в числе приоритетных задач, стоящих перед отечественной системой образования, выделяет обеспечение организации учебного процесса с учетом современных достижений науки; систематического обновления всех аспектов образования; непрерывности образования в течение всей жизни человека; создания программ, реализующих информационные технологии в образовании; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. В этой связи происходящая в России модернизация системы образования предъявляет особые требования к уровню квалификации педагогических кадров, реализующих образовательные программы нового поколения, в частности, к их непрерывному профессионально-личностному саморазвитию.

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту. Ученые отмечают, что у педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступает тогда, по мнению Вершловского, когда педагог «останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа» . В результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности - непременное условие успешной деятельности педагога. Самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Таким образом, личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Безусловно, самое главное в этом - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании. Если педагог стремится к саморазвитию и личностному росту, нацелен на углубление знаний и умений, расширение кругозора, то стадии его личностно-профессионального роста будут выглядеть следующим образом:

Рис. 1. Стадии личностно-профессионального роста педагога

Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.

Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная работа с научно-методическими изданиями, разработками, рекомендациями, где представляется опыт коллег. Чем шире кругозор педагога, чем серьезнее он подкован теоретически, тем легче будет найти наиболее удачный метод, форму подачи материала, тем больше будет спектр его мастерства.

В ракурсе современных исследований педагога как субъекта профессиональной деятельности большое значение придается личностному потенциалу как специфической «внутренней опоре», позволяющей созидать продуктивные условия реализации педагогической деятельности в достаточно энтропийной среде. Личностный потенциал рассматривается как интегральное образование, включающее высокий уровень осмысленности жизни и временной перспективы; продуктивную самореализацию и самодетерминацию.

Таким образом, развитие позитивного отношения к себе может рассматриваться в качестве личностного ресурса профессионального успеха современного педагога. Значимым способом повышения позитивного отношения к себе является сегодня активное участие в жизни профессионального сообщества, профессиональных конкурсах, творческих объединениях, социально-значимых проектах, достижение социального признания результатов деятельности. Посредством такой активности педагог получает возможность выйти за рамки программно-определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности. Профессиональная деятельность педагога погружена в контекст инновационной образовательной среды, что требует от ее субъекта повышенного уровня развития способности к личностному и профессиональному росту.

Возможность непрерывного профессионально-личностного роста подразумевает развитие аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических умений, способности делать самостоятельный выбор в ситуациях неопределенности и нести ответственность за результаты активности. Именно профессиональная ответственность способствует последовательному достижению цели, воплощению индивидуального проекта развития. Необходимо учитывать тот факт, что во многом ответственность связана с выраженностью личностного смысла и удовлетворенностью педагога своей деятельностью .

Подводя итоги, выделим основные направления профессионально-личностного саморазвития педагога, способствующие его профессиональному росту.

Изучение профессиональной литературы. Изучение работ отечественных и зарубежных авторов позволяет отслеживать новые тенденции в сфере образования, например, в методике преподавания. Чтение специальной литературы в других областях позволяет извлекать информацию, так необходимую для пополнения знаний в сфере смежных наук. Помимо получения новых знаний из других областей, такая литература помогает понять сложные аспекты в своей специальности. Свежий взгляд со стороны, не обремененный профессиональными стереотипами, позволяет посмотреть на проблему под другим углом зрения, найти параллели при поиске решения определенных задач. Зачастую в этих книгах можно найти ответы на конкретные вопросы, например, какими методическими приемами воспользоваться для облегчения понимания материала или как повысить мотивацию обучающихся.

Налаживание профессионального общения. Для специалиста в области коммуникации очень тяжело находиться в состоянии информационного голода. На помощь приходят профессиональные ассоциации, деятельность которых направлена на поддержание контактов между специалистами из разных регионов. Сейчас в нашей страде проводится множество локальных и международных конференций, организуемых ассоциациями. Широкая география конференций позволяет преподавателям принимать в них участие, что необычайно полезно даже в роли слушателя — за короткий срок можно узнать много нового, ознакомиться с разнообразием идей, понаблюдать за ходом дискуссий. Кроме того, устанавливаются новые профессиональные контакты.

Посещение курсов повышения квалификации, семинаров, презентаций. В стране активно работают организации, одним из направлений деятельности которых является проведение методических мероприятий для преподавателей. Кроме государственных институтов повышения квалификации, многие вузы имеют факультеты или отделения дополнительного образования. Тренинги для преподавателей активно проводят негосударственные учебные центры.

Получение дополнительной квалификации в области менеджмента в образовании. Возможности карьерного роста для преподавателей сегодня не ограничиваются исключительно академическими должностями. Учебным заведениям приходится заниматься привлечением дополнительных источников финансирования. Для управления финансовыми потоками, подбора персонала, выполнения маркетинговых исследований и проведения рекламных исследований требуются администраторы, владеющие одновременно управленческими технологиями и современными образовательными подходами.

Реальный спектр возможностей, существующих в рамках непрерывного образования личности, не ограничивается перечисленными выше действиями. Они лишь примерно иллюстрируют возможные направления деятельности преподавателей.

Таким образом, первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, - личностное принятие педагогом саморазвития как особого вида деятельности. Мы знаем, что педагог, лишенный какой-либо четкой профессиональной позиции, обречен на бесплодную деятельность. Но в современном меняющемся мире ценна даже не столько какая-то определенная профессиональная педагогическая позиция, ценен сам опыт саморазвития, само творческое отношение к своему делу. Этот опыт — опыт не только успехов, но и опыт трудностей, кризисов, проблем. Преподаватель способен выйти за пределы непрерывного потока педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом .

Психологическое благополучие педагога, удовлетворенность своей жизнедеятельностью, восходящее личностное саморазвитие, способность к позитивному функционированию проецируются в пространство педагогического взаимодействия, создавая условия для успешного формирования у учащихся базовых личностных умений. В позитивном функционировании педагога в профессии большое значение имеет адекватная оценка своих личностных ресурсов, осознание их содержательной специфики и возможных способов расширения, а также направленности личности. В направленности личности педагога интегрируются социальные и личные ценности, задавая определенный вектор и стратегию профессионально-личностного саморазвития, использования собственных ресурсов и построения профессионального поведения. По существу, направленность является мощной движущей силой профессионально-личностного развития субъекта.

Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии профессионально-личностное саморазвитие - непременное условие достижения профессионализма.

Рецензенты:

Вершинин М.А., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ВГАФК, г. Волгоград;

Коломок О.И., д.п.н., профессор, директор Волгоградского филиала АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», г. Волгоград.

Библиографическая ссылка

Сергеева Н.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18933 (дата обращения: 21.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Профессиональный рост педагога – педагогическое явление, стадии: самоопределение, саморазвитие, самореализация и самосовершенствование, блоки: целевой, процессуально-функциональный, результативный – взаимосвязаны.

Целевой – приоритетные направления государственной политики – повышение качества образования, который зависит от качества преподавания: непрерывный проф. рост педагога: первая стадия – проф. самоопределение; вторая – проф. саморазвитие; третья – проф.самореализация; четвертая – проф.самосовершенствование. Профессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в осваиваемой трудовой деятельности. Проф.самоопределение включает адаптацию и социализацию педагога. Каждый этап проф.самоопределения сопровождается рефлексией. Цель проф.саморазвития педагога в построении стратегии собственной проф.деятельности, ее воплощение, ориентируясь на личность ребенка и цели образовательной организации, согласованные с приоритетами государственной образовательной политики. Межаттестационный период использует для реального повышения квалификации. Профессиональная самореализации личности – это реализация существующего потенциала, знаний, умений и способностей в деятельности. Самореализованный педагог – это мастер, способный делиться пед.опытом. Под профессиональным самосовершенствованием педагога понимается совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в нем в процессе выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях. Пропедевтический этап: дигностика способностей, профпросвещение, профконсультация, включение в деятельность (вожатство, волонтёрство). В колледже можно получить среднее специальное педагогическое образование, в вузе-высшее. Вузовский:у чебный процесс в вузе осуществляется таким образом, что студентам предлагаются различные формы обучения, как теоретические, так и практические. Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра педобразования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; готов к видам профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации: научно-исследовательской; организационно-воспитательной; коррекционно-развивающей; преподавательской; культурно-просветительной;консультативной. Бакалавриат, магистратура, аспирантура (по новому Закону) Послевузовский: повышение квалификации, самообразование.Понятие «компетентность», характеризующее сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению какой-либо деятельности.«Компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) того, что студент будет знать и уметь «на выходе». Педагогическая культура - характеристика личности и деятельности педагога, система педагогических ценностей, особенности деятельности и профессионального поведений учителя, компоненты: гуманистическая педагогическая позиция и личностные качества; профессиональные знания (методологические; теоретические; методические; технологические; психолого-педагогические; общие) и культура педагогического мышления; проф.умения (информационные; постановка цели; организаторские; коммуникативные; анализ и самооценка; педагогическая техника; прикладные; планирование УД; морально-волевая саморегуляция) и творческий характер педагогической деятельности; саморегуляция личности и культура проф.поведения. Высший уровень пед.деятельности: пед. мастерство (высокая степень совершенства – Макаренко) и новаторство (кардинальное изменение образовательного процесса – педагоги-новаторы: Амонашвили – в школу с 6 лет).

У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время - время перемен. И, в первую очередь, эти перемены связаны с жизнью школы, с возросшими требованиями к процессу обучения. Если раньше образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности, то теперь, речь идёт о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей.

Профессиональное становление педагога - сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент.

Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное и социальное становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обе спечить это становление. Школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников. Поэтому совершенно очевидно, что учителю как никогда необходимо сегодня не только по-новому учить, но и по-новому учиться. Прежде всего, учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске подходов и приёмов, обеспечивающих соавторство, сотрудничество с учениками во всей работе.

Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Поэтому неудивительно, что часть президентского послания, которая посвящена стратегии развития российского образования, широко обсуждалась педагогами. Основной акцент в послании президента был сделан на школьном образовании, поскольку именно оно является определяющим и самым длительным этапом в жизни каждого человека. По словам Президента, сфера образования - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России.

Учитель находится в постоянном творческом поиске ответа на вопрос: «Как учить школьника?» Задачи, стоящие сегодня перед учителем, кардинально отличаются от тех, которые выполнялись им совсем недавно. Современному учителю недостаточно передавать своим ученикам готовые знания, давать установку на их запоминание. Самой первой задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, развитие его познавательных и творческих способностей. Для достижения этих целей учителю нужно сформулировать их через учебную деятельность школьника и работать над организацией процесса обучения с целью достижения максимальных результатов. А постановка различных целей и предполагает использование различных методов и приёмов обучения. Поэтому учителю необходимо иметь в своём арсенале множество приёмов, методов и стратегий, так как ему приходится решать задачи разного уровня. Но и не следует также забывать, что используемые формы преподавания должны варьироваться от возраста, уровня подготовленности учащихся, их интересов. Наличие культуры учебного труда предполагает, что школьникам предъявляют высокие требования, но вместе с тем они не бояться рисковать, высказывая какую-либо идею.

Современный педагог должен выявлять лучшие качества, заложенные в ребёнке, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретённых знаний, чтобы, окончив школу, они чётко осознавали своё место в обществе и могли работать на его благо, а также были готовы к участию в решении перспективных задач нашего общества.

У читель должен быть профессионалом своего дела, а профессионализм определяется целенаправленным формированием в себе таких качеств, как самосовершенствование, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя - это великолепный источник для безграничного творчества. Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник самоудовлетворения и признания. Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку. И с каких бы позиций мы не подходили к вопросу о роли учителя в современном обществе - признаем её ключевой. Ведь учитель - главное звено, основа и душа системы образования. Общество ждёт от учителя высокого напряжения труда, динамики мысли, инициативности, упорства и полной отдачи сил обучению и воспитанию будущего поколения.

В условиях модернизации образования на современном этапе одной из центральных является задача по повышению социального статуса педагогического работника, оформление законодательной базы по регулированию статуса педагогов.

Одной из задач российского законодательства в сфере образования является четкое определение прав и обязанностей учителя, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности. Эта задача еще раз подтверждена Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным: « Главная цель, которую мы ставили в рамках модернизации образования, - это, прежде всего, рост качества школьного образования. Решению именно этой задачи подчинена работа по обновлению материальной и учебной базы школ, по повышению профессиональной квалификации, престижа учительского труда, в том числе через его справедливую, заслуженную оплату». Каким должен быть педагог новой школы? Готов ли он соответствовать современным требованиям к процессу обучения?

Статус учителя - это индикатор эффективности государственного и общественного устройства. Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

Поэтому одним из направлений является развитие учительского потенциала. Большое внимание уделяется организации непрерывного повышения квалификации учителей, совершенствованию форм и методов обучения, повышению профессиональной компетентности педагогов. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская деятельность;

Самообразовательная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий;

Трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Компетентность в педагогической деятельности в школе-интернате отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты. Проявляется это в подготовке и проведении занятий, в умении педагога управлять классом (группой). Педагог старается организовать работу каждого ребенка, создавать рабочий настрой и деловую обстановку. Все это повышает интерес, внимание, учебно-познавательную активность обучающихся (воспитанников). Такое поведение учителя позволяет найти подход к отдельным ученикам (воспитанникам) с учетом их индивидуальных способностей, помочь положительно проявить себя.

На занятиях учитель сочетает различные формы коллективной и индивидуальной работы, организует самостоятельную работу учащихся (воспитанников), сокращает однотипные упражнения. Создает ситуацию активного общения - не только монолога, но и диалога, позволяющих ученику (воспитаннику) выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов учебных заданий, вида и форм дидактического матери.Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Учитель как образцовый гражданин – это служитель храма, несущий на глазах детей свой крест на свою Голгофу и не ожидающий земного вознаграждения».

Это облик идеального учителя - воспитателя на все времена. Поэтому повышение профессионального уровня педагога и формирование педагогического корпуса, который соответствует запросам современной жизни, является необходимым условием работы школы в системе образования России, условие, которое должно отвечать уровню современного качества образования.

подготовила

учитель и литературы

Новочебоксарск 2011

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧИТЕЛЯ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье актуализируется проблема профессионально-личностного роста учителей через самообразование и самосовершенствование при условии личной активности, потребности педагога в своем развитии, представлены способы определения результативности профессионального роста учителя.

Проблема , профессионально-личностный рост, самообразование, личная активность, результаты профессионального роста

Реформа образования идет полным ходом, начиная с технического переоснащения, компьютеризации школ, применения педагогами в и заканчивая созданием в школах экспериментальных площадок различных уровней, внедрением новых образовательных стандартов. Зарплата учителя во многом стала зависеть от результатов его труда.

Но, несмотря на позитивные изменения, остается наболевшей проблема педагогических кадров. В настоящее время в школах ощущается дефицит педагогов-профессионалов - ярких, запоминающихся, современных, внедряющих активные методы обучения и воспитания в педагогический процесс.

Как показывают наблюдения, в средних общеобразовательных школах работает немало учителей пенсионного возраста. Мотивами продолжения педагогической деятельности многих из них являются семейные и личные проблемы, отсутствие материального благополучия, а также стремление «отодвинуть старость». Ежедневно они ходят на работу и убеждены, что добросовестно исполняют свои обязанности учителей-предметников и . Хотя налицо «педагогическая усталость», «профессиональное выгорание», отсутствие самомотивации, активности, интереса к профессии. В деятельности таких педагогов срабатывает стереотип: они работают по старинке, с трудом воспринимая нововведения в школе, придерживаясь методик советских времен. Они не интересны детям и не являются примером для подражания. Безусловно, весьма трудно перестроить свою психологию, когда тебе уже 60-70 и более лет. Однако отсутствие удовлетворения от работы в школе, неумение «достучаться» до ребенка, увлечь детей своим предметом, найти общий язык с детьми присущи и некоторым молодым педагогам.


Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее, его личность. Это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.

Все это позволяет говорить о настоятельной необходимости профессионально-личностного роста учителя как одного из важнейших условий улучшения качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

Понятие «профессионально-личностный рост учителя» многосложно, и формулировки его различны.

Профессиональный рост учителя – это самостоятельное и/ или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций () .

Профессиональный рост – это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве и работе с детьми () .

Личностный рост – это развитие личностных качеств, которые интегрируются в чертах характера человека и его способностях. Среди качеств личности есть такие, которые оказывают влияние на результативность педагогической деятельности, - это профессиально важные качества. включает сюда такие качества как интерес и любовь к воспитаннику, справедливость, общительность, уравновешенность, требовательность, организаторские способности и др..

С чего же начинается профессионально-личностный рост педагога? Ответ прост: с самообразования, с самосовершенствования учителя. Но заниматься этим он должен с желанием, настроением, сам, по собственной инициативе. Главным в самообразовании является наличие мотива, равноценного наличию личностного смысла в этой деятельности. Это то, что является побудительной причиной самостоятельной работы над собой, и он всегда связан с удовлетворением потребностей педагога как субъекта в своем развитии, то есть в профессионально-личностном росте.

Вот почему самообразование предполагает в качестве исходного внутреннего условия личную активность.

По мнению, именно фактор добровольного участия педагога в тех или иных методических мероприятиях делает их частью самообразования учителя, а недобровольность, принуждение исключает эти мероприятия из числа факторов его профессионального роста ввиду их (в этом случае) абсолютной бесполезности .

Причем следует отметить, что самообразование педагогов-профессионалов, мастеров своего дела происходит «самопроизвольно», естественно, оно не планируется, а является неотъемлемой частью их жизни, они просто любят учиться, постигать новое и воплощать его в жизнь.

Помимо самообразования должна актуализироваться и специальная подготовка педагогических кадров высокого уровня на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Такую подготовку должны осуществлять и институты повышения квалификации, и информационно-методические центры, приглашая лучших российских лекторов, деятелей образования и культуры, организовывая мастер-классы с целью обеспечения профессионального роста учителей.


Как проследить результаты профессионального роста педагога? предлагает технологию для определения одного или нескольких конкретных профессиональных знаний или умений педагога как способ оценки его профессионального роста по этим конкретным знаниям или умениям. Суть такова. Формулируется, например, некоторое требование к учителю, предлагается ему и завучу оценить степень владения этим умением с помощью трех оценок: «Не владею», «Владею, но испытываю затруднение», «Владею свободно». Если опрос провести в начале учебного года (до начала самообразования и методической работы) и в конце учебного года, то, сопоставляя оценки, можно определить, имел ли место профессиональный рост по конкретному умению,

Динамика же профессионально-личностного роста педагога в целом будет определяться в приобретении им новых профессиональных знаний и умений, а главное – в развитии позитивного, ценностного отношения к своей , а именно: к самим детям – объектам-субъектам этой деятельности; к преподаваемому предмету, к , к специальным профессиональным знаниям. Развитие этих ценностных отношений и будет являться показателями его профессионально-личностного роста.

Таким образом, профессионально-личностный рост - это один из основных способов максимальной реализации творческого потенциала! Для учителя это очень важно. Необходимо идти в ногу со временем, не бояться учиться! Как гласит пословица: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Только так можно добиться и уважения со стороны учащихся и их родителей.

Список литературы

Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие / . – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 448 с. Акмеология физической культуры и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / , . – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

Проведение изменений в любой сфере требует наличия кадров, обладающих соответствующим уровнем компетенций. Между тем, постоянные изменения во внешней среде заставляют работника адаптироваться к новым условиям, поэтому полученного в начале карьеры образования не достаточно для продуктивной работы. Все это в полной мере относится к образованию, где для успешной адаптации к происходящим в этой сфере изменениям педагогу необходимо расти и развиваться как профессионально, так и личностно.

Говоря о профессионально-личностном развитии, можно, в первую очередь, иметь в виду такое профессиональное качество, как профессионализм, который может рассматриваться как некое единство профессионализма личности и профессионализма деятельности, но чаще всего рассматривается как синоним профессиональной компетенции.

Вопросы профессиональных компетенций и переход к ним от квалификационных компетенций особенно активно обсуждались в начале нулевых. Симоненко В.Д. понимает под профессиональной компетентностью «интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений».

По мнению Митиной Л.М. профессиональная компетентность - это знания, умения и навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Иными словами, под профессиональной компетентностью понимается гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной (культура общения, навыки социального поведения) подструктур.

Теперь не знания - умения - навыки, а готовность применять их в профессиональной сфере ставится на первый план, когда речь идет о профессиональной квалификации педагога. В А. Сластениным разработана модель профессиональной компетенции учителя, Н.А. Гончаро- вой - структурно-функциональная модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях информатизации образования.

Э.М. Никитин в качестве двух аспектов выделяет квалификацию и компетентность. Получение квалификации является результатом обучения педагога в средних специальных и высших учебных заведениях. А компетентность понимается им как признание педагога профессиональным сообществом и непрерывный профессиональный рост учителя.

Но речь идет не столько о профессиональных компетенциях, сколько о проблеме профессионального роста педагога. Причем в настоящее время в литературе можно встретить два термина: профессиональный рост и профессиональное развитие педагога, которые нередко употребляются как синонимы.

Изучая различные источники, мы убедились в том, что учеными, в основном, используется термин «профессиональный рост». В исследованиях Дж. Сьюпера под профессиональным ростом понимается процесс развития личности, происходящий в онтогенезе человека, направленный на усвоение им профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков.

М.М. Поташник называет профессиональным ростом цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников. .

А.В. Мудрик считает, что профессиональный рост учителя - это самостоятельное и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций. Т.е. ученый утверждает, что профессиональный рост - это суммарное накопление различной информации.

М.В. Левит определяет профессиональный рост как, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско- личностное самостроение учителя себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников. Т.е. здесь особое внимание уделяется личности учителя и его личным потребностям в саморазвитии.

Е.А. Ямбург считает, что профессиональный рост - это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве при работе с детьми. .

Во всех вышеперечисленных определениях профессиональный рост рассматривается как некая сумма знаний, умений, способов деятельности.

Н.И. Ляленко подразумевает под профессиональным ростом целенаправленную деятельность учителя, направленную на приобретение определенных знаний, умений и способов деятельности, позволяющих ему реализовывать свое педагогическое предназначение и решать стоящие перед ним общественные задачи.

Несколько иное определение данного понятия О.В. Плетенева и В.В. Целикова, которые понимают под профессиональным ростом положительную динамику в преодолении педагогом своих профессиональных затруднений через приобретение знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему успешно решать стоящие перед ним педагогические задачи.

Мы видим, что здесь акцент перемещается с накопления педагогами определенных знаний к осознанию своих профессиональных затруднений и преодоления их.

В то же время в литературе нередко можно встретить понятие профессиональное развитие. В частности, именно этот термин употребляется в новых стандартах.

В философии термин развитие определяется как процесс и результат качественных и количественных изменений физических и духовных сил человека. Это процесс, в результате которого происходит постепенное накопление изменений количественных и переход их в качественные изменения.

Профессиональное развитие личности предполагает способность быстро находить решения в постоянно обновляющемся мире, способность быть субъектом своего развития.

В настоящее время многие исследователи рассматривают проблему профессионального развития. Л.И. Анцыферова понимает под развитием «основной способ существования личности: психическое и социальное становление личности осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. Чем более зрелой в социальном и психологическом плане становится личность, тем более возрастает ее способность к дальнейшему развитию».

Л.М. Митина считает, что профессиональное развитие - это рост, становление, интеграция и реализация личностных качеств индивида в профессиональном труде и, главное, творческая реализация в профессии, которая обусловлена качественным преобразованием внутреннего мира.

По мнению В.И. Слободчикова, понятие «развитие» включает в себя процессы становления, формирования, преобразования. Становление понимается как «переход от одного определенного состояния к другому- более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование - это единство цели и результата развития относится к социально-культурному аспекту. Преобразование - относится к духовно-практическому аспекту, это саморазвитие.

Многие исследователи определяют различные этапы становления профессионального роста.

Стадиям, этапам профессионального роста посвящены работы Э. Гусинского, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой и других.

Общим во взглядах этих ученых можно считать определение некоторых этапов. Например, первой стадией все эти исследователи считают некую адаптацию педагога, формирование интереса, первоначальное усвоение приемов, форм, минимальных норм педагогического сообщества. Следующий этап - накопление собственного опыта, развитие профессиональных качеств. Э.Ф. Зеер, дающий более подробную характеристику стадий профессионального роста, формирование готовности к самостоятельному труду относит уже к третьей стадии. Э. Гусинский называет завершающим (третьим) этапом «постижение смысла деятельности», когда педагог может обобщать собственный опыт. А.К. Маркова считает, что завершающему (четвертому) этапу, на котором педагог владеет профессией как творец, должно предшествовать свободное владение учителем своей профессией с использованием разнообразных методических материалов. Э.Ф. Зеер также считает, что завершающим этапом является этап профессионального мастерства, творческая деятельность учителя, предшествовать которой будут профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация, когда от формирования готовности к саморазвитию через индивидуальный стиль учитель придет к освоению инновационных форм, методов деятельности.

И.Н. Шматко выделяет следующие уровни профессионального развития: педагогическую компетентность как эффективное владение педагогическими умениями и навыками, позволяющее осуществлять педагогическую деятельность; педагогическое мастерство, предполагающее «отшлифованность» применения педагогической теории на практике; и педагогическое творчество - не только продуцирование новых идей, но также их видоизменение, модернизацию. На этом высшем уровне профессионального развития можно говорить о педагогическом новаторстве, о возможности создавать новые педагогические технологии. Таким образом, профессиональное развитие педагога выражается в мотивации деятельности, удовлетворённости трудом, потребности признания социальной значимости его деятельности.

Т.А. Катербарг определяет профессиональное развитие педагога как «сложное многокомпонентное образование, отражающее степень познавательных возможностей педагога, осведомленности в области педагогических систем и технологий, применяемых в общеобразовательной организации, применение программных продуктов для обеспечения качества профессиональной деятельности, проявляющееся через качественные и количественные изменения в личностных и профессиональных сферах педагога».

Б.С. Гершунский, говоря о профессиональном развитии педагога, предлагает следующую модель: специалист (владеет современными образовательными технологиями) - личность (коммуникабельность, мобильность, гражданственность, медиаобразованность способность к самоактуализациии) - исследователь (способность к апробации инновационных технологий, педагогическому эксперименту, мониторингу результативности)

Если иметь в виду определение «профессиональное развитие» педагога, то можно говорить не столько о суммарном накоплении знаний и способов деятельности, сколько о качественном изменении позиции педагога. Так Г.А. Игнатьева под профессиональным развитием понимает процесс развития субъекта собственной деятельности в про- фессиогенезе, представляющего собой «движение» от освоения предмета деятельности (специалист) к наращиванию средств преобразования деятельности (профессионал) и до конструирования новых средств и предмета деятельности (эксперт). .

Последнее определение кажется нам наиболее точным, т.к. оно показывает этапы профессионального развития и отражает последовательное накопление педагогом профессиональных компетентностей.

Но нам кажется очень важным говорить не просто о профессиональном развитии, а именно о профессионально-личностном. Частью профессионально-личностного развития является готовность педагога к творчеству, поиску новых нестандартных решений, проявление инициативы, конструктивного диалога с обучающимися. Личностнопрофессиональное развитие трактуют как «количественное, качественное изменение психологических характеристик личности, связанных с выполнением ею различных действий в процессе профессиональной деятельности».

Для профессионально-личностного развития педагогу необходимо проявлять личную активность, использовать условия внешней среды для личностного развития, самореализовываться, распространять в социум свой опыт, управлять собственной профессиональной деятельностью.

Таким образом, главными факторами развития профессионализма можно считать «стремление к самореализации, ответственность за саморазвитие, самосознание, творческий потенциал личности, мотивация достижения, ценностные ориентации, высокие профессиональные и личностные стандарты в профессиональной деятельности, личностные особенности и т.д.

Кроме того, педагог должен быть не просто профессионалом высокого класса: хорошо знать предмет, использовать современные методики преподавания, но и обладать теми нравственными качествами, которые он в процессе воспитания должен прививать своим ученикам. Когда учитель хорошо владеет предметными компетенциями, он уверен, убедителен, интересен своим ученикам. Учитель должен быть актером, т.е. владеть умением управлять своим голосом, жестами - это придаст ему еще больший авторитет. Третье важное личностное качество - эрудиция. Учитель должен не только ориентироваться в своем предмете, но быть начитанным, знать интересные и полезные факты из самых разных областей знаний, разбираться в искусстве, спорте и т.д. Учитель должен развивать свой творческий потенциал и на каждом уроке демонстрировать свою увлеченность предметом.

Если к профессиональным качествам можно отнести знание психологических возрастных особенностей детей школьного возраста, то к личностным качествам - любовь к детям. К сожалению, это качество нельзя приобрести, скорее всего, педагогами становятся именно те люди, которые обладают этим качеством. Любовь к детям означает внимательное отношение к ребенку, желание его понимать, терпеливо объяснять ему все вопросы, на которые ему приходится искать ответ в жизни. Итак, говоря о профессионально-личностном развитии надо понимать, что оно представляет собой совокупность следующих качеств: профессионализм в области преподаваемого предмета; самообладание, контроль своего настроения и эмоций; развитие и совершенствование всесторонней эрудиции; творческое развитие; искренняя любовь к детям.

Если говорить о психологических требованиях к личности педагога, то таковыми можно считать следующее: вариативность мышления, эмпатийность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (как культура диалога), рефлексивность, способность к сотрудничеству и др.

Важно помнить, что содержание профессионально-личностного развития также меняется под давлением факторов внешней среды. Меняется роль школы, контекст, в котором она функционирует, появляются новые функции. Большой поток мигрантов в Россию привел к тому, что во многих школах педагоги вынуждены работать в многонациональной среде, с учащимися, представляющими другие культуры, имеющие свои религиозные и языковые особенности. Возрастает роль педагога в работе с учащимися, которые имеют особые потребности в учебе, испытывают определенные трудности в учебе, или наоборот, обладают особыми талантами. Педагоги сегодня должны уметь грамотно работать, социальными партнерами родителями по их привлечению к деятельности школы и т.д. Наконец, эффективное использование ИКТ, о котором говорилось в разделе 1.1. Конечно, теоретической подготовки и прохождения традиционных курсов повышения квалификации для этого недостаточно. Необходимо постоянное профессионально-личностное развитие, включающее различные формальные и неформальные формы. При этом ответственность за содержание и организацию этого процесса должны взять на себя сами педагоги. Обязательные курсы повышения квалификации, в которых педагоги нередко не горят желанием принимать участие, не всегда приводят к какому-либо росту эффективности образовательного процесса. Самостоятельный выбор наиболее эффективных с точки зрения педагога форм профессионально-личностного развития позволит повысить мотивацию педагогов и приведет к реальным изменениям в образовании. Поэтому целесообразно говорить об управлении профессионально-личностным развитием педагога.