Финансы спо. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования

Программа подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности 38.02.06 «Финансы», реализуемая государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Архангельской области «Архангельский финансово-промышленный колледж» (далее - Колледж) - это комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников по специальности.

ППССЗ включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик, календарный учебный график и фонды оценочных средств.

Нормативную правовую основу разработки ППССЗ составляют:

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464;

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 года № 968;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 38.02.06 «Финансы», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 836;

Профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержденный приказо Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.2014 № 1061н,

Устав ГБПОУ АО «Архангельский финансово-промышленный колледж»;

Положение «О текущем контроле и оценивании уровня освоения дисциплин и компетенций обучающихся» от 29.10.2015 № 3;

Положение «О промежуточной аттестации обучающихся» от 29.10.2015 № 2;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 20.10.2010 г. № 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО».

2. С роки освоения программы и присваиваемая квалификация

Нормативный срок освоения ППССЗ базовой подготовки по специальности при очной форме обучения на базе среднего общего образования составляет 1 год 10 месяцев.

Срок освоения ППССЗ базовой подготовки при заочной форме обучения на базе среднего общего образования составляет 2 года 10 месяцев.

Присваиваемая квалификация - финансист.

3. Области и объекты профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление деятельности финансовых, планово-экономических и налоговых служб организаций различных организационно-правовых форм, финансово-экономических служб органов государственной власти и местного самоуправления.

4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников:

Финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления;

Имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;

Финансово-хозяйственная информация;

Финансовая отчетность.

4. Виды профессиональной деятельности и компетенции

Код ВПД, ПК

ВПД, ПК

Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений

Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

Определять налоговую базу для исчисления налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

Обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

Участвовать в мероприятиях по налоговому планированию в организациях

Участие в управлении финансами организаций и осуществлении финансовых операций.

Участвовать в управлении финансовыми ресурсами организации

Составлять финансовые планы организации

Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации

Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления

Осуществление профессионального применения норм права, регулирующих финансовую деятельность

Осуществлять юридически обоснованное применение норм, регулирующих бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Принимать к учёту первичные учётные документы

Осуществлять денежное измерение объектов бухгалтерского учета и их текущую группировку

Осуществлять итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни

Код ОК

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

5. Характеристика документов, определяющих организацию и содержание образовательного процесса

Организация и содержание образовательного процесса при реализации данной ППССЗ регламентируется учебным планом, календарным учебным графиком, рабочими программами учебных дисциплин (модулей), практик; фондами оценочных средств, обеспечивающими контроль качества подготовки.

Учебный план разработан колледжем на основании рекомендаций министерства образования и науки РФ от 20.10.2010 г. № 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО».

Календарный учебный график представляет собой сводную информацию о теоретическом обучении и практике, распределении экзаменов по всем основным профессиональным образовательным программам, реализуемым колледжем в текущем учебном году. График составляется на каждый учебный год.

Рабочие программы учебных дисциплин (модулей, практик) разработаны преподавателями (руководителями практики) на основании рекомендаций ФИРО, рассмотрены на заседаниях цикловых методических комиссий, утверждены заместителем директора по УПиМР. В процессе реализации программы возможно внесение изменений в программы при рекомендации методической комиссии.

Фонды оценочных средств (ФОС) предназначены для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ППССЗ по специальности. ФОС для текущего контроля и для промежуточной аттестации по дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям разрабатываются преподавателями самостоятельно. Требования к оформлению, структуре и содержанию ФОС не установлены.

Программа государственной итоговой аттестации, включающая фонды оценочных средств (требования к выпускным квалификационным работам, критерии оценки) рассматривается на последнем курсе обучения на заседании педагогического совета Колледжа с участием председателя государственной экзаменационной комиссии и утверждается директором.

6. Организация и проведение практики

Производственная практика по ППССЗ проводится в соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291.

Производственная практика включает в себя два этапа:

Практика по профилю специальности,

Преддипломная практика.

На каждый этап производственной практики разрабатывается программа, предусматривающая получение обучающимся практического опыта по каждому виду профессиональной деятельности (профессиональному модулю).

Отчетной документацией по выполнению программы производственной практики являются:

Производственная практика (по профилю специальности) - аттестационный лист, производственная характеристика, дневник, отчет о практике;

Производственная практика (преддипломная) - аттестационный лист, производственная характеристика, дневник.

7. Контроль и оценка достижений обучающихся

Оценка результатов освоения ППССЗ предусматривает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

  • оценка уровня освоения дисциплин;
  • оценка компетенций обучающихся.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины (междисциплинарного курса, практики) осуществляется преподавателем в форме текущего и итогового контроля.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю, виду практики доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. Для промежуточной аттестации, проводимой в форме экзаменов, составляется график.

Формы и методы текущего контроля знаний, промежуточной аттестации представлены в рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик.

Итоговая положительная оценка по результатам прохождения производственной практики выставляется руководителем практики при положительных результатах текущего контроля за выполнением программы практики и при предоставлении обучающимся всей отчетной документации по каждому виду и структурному элементу практики с учетом ее результатов.

Обучение по профессиональным модулям завершается экзаменом (квалификационным), который проводит специально создаваемая комиссия. Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности колледжем в качестве внештатных экспертов привлекаются работодатели.

Государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ, и программой, согласованной председателем государственной экзаменационной комиссии и утвержденной директором колледжа.

38.02.06 ФИНАНСЫ ( СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ )

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление деятельности финансовых, планово-экономических и налоговых служб организаций различных организационно-правовых форм, финансово-экономических служб органов государственной власти и местного самоуправления.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций;

осуществление профессионального применения норм права, регулирующих финансовую деятельность;

участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления;

ОБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления; имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления; финансово-хозяйственная информация; финансовая отчетность.

КОМПЕТЕНЦИИ:

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

финансист (базовой подготовки):

    организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

    принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

    осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

    владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

    использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

    работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

    брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

    ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

финансист (углубленной подготовки):

    понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

    организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств;.

    решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

    осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

    использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

    работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

    ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

    самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

    быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

финансист (базовой подготовки):

3.участие в управлении финансами организаций и осуществлении финансовых операций:

4.осуществление профессионального применения норм права, регулирующих финансовую деятельность:

финансист (углубленной подготовки):

1.финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

1.1.рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

1.2.обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

1.3.осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

1.4.составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;

2.ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации:

2.1.определять налоговую базу для исчисления налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

2.2.обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

2.3.участвовать в мероприятиях по налоговому планированию в организациях;

3.участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций:

3.1.участвовать в управлении финансовыми ресурсами организации;

3.2.составлять финансовые планы организации;

3.3.участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации;

3.4.обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;

4.осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих финансовую деятельность:

4.1.осуществлять юридически обоснованное применение норм, регулирующих бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля;

4.2.осуществлять эффективную работу с информацией финансово-правового характера для принятия необходимых решений;

5.участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления:

5.1.участвовать в разработке плана и программы проведения контрольных мероприятий, оформлять результаты проведенных контрольных мероприятий и осуществлять контроль за реализацией материалов проведенных ревизий и проверок;

5.2.осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль по операциям, связанным с исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

5.3.участвовать в ревизии финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий.

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ:

    Операционист в банке - это рабочий банка, выполняет несложные операции, в основном одного типа, например, принимает платежи или осуществляет какие либо операции по переброске денег. Особой квалификации данная работа не требует, нужна только внимательность и аккуратность.

    Финансист – эт о специалист по ведению финансовых операций, по финансовым наукам.

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ И ФИЛИАЛЫ КФУ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПОДГОТОВКУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.06 ФИНАНСЫ :

    Таврическая академия ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

    Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте

    Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» с. Маленькое

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

При изучении данного курса желательно, чтобы обучающиеся уже владели базовыми знаниями (в объёме основной школы) об источниках денежных средств семьи и возможных направлениях расходов, о семейном бюджете, инфляции и валютных курсах.

Целями учебно-методического комплекса являются:

  • приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников;
  • развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
  • формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.

Финансовая грамотность: учебная программа. СПО

В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты,

алгоритм формирования итоговой оценки, приведены календарно-тематический план занятий и рекомендации по методике их проведения. В программе перечисляются все навыки и компетенции, а также личностные характеристики и установки, которые развиваются у обучающихся в процессе обучения.

Учебная программа (PDF, 654 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО

В пособии в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.

Материалы для учащихся (PDF, 257.62 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО

Пособие содержит подробные рекомендации по проведению каждого из 34 занятий: ответы на домашние задания и вопросы для размышления из материалов для обучающихся, ответы на задания из контрольных измерительных материалов, сценарии проведения классных дискуссий, а также дополнительные материалы, которые позволят преподавателю варьировать глубину изучения предмета в зависимости от количества учебных часов и уровня знаний обучающихся.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 3.59 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. СПО



Материалы для родителей (PDF, 3.55 Мб)

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО

Контрольные измерительные материалы включают разные типы заданий: тесты с одним правильным вариантом ответа, вычислительные задачи, длинные тесты со множеством правильных ответов и темы для эссе. Они позволят оценить глубину знаний обучающихся и способность критически использовать полученные навыки.