Что такое КИМы? Оценочные средства и контрольно-измерительные материалы (КИМы) Кимы по предметам.

Система образования Российской Федерации в последние десятилетия претерпела значительные трансформации, одной из них стало внедрение в итоговую аттестацию учащихся экзаменов в новом формате - ГИА и ЕГЭ. Что такое КИМ, а также о других хитросплетениях экзамена читайте в этой статье.

Система аттестации 90-х годов ХХ века

Итак, современный школьник, заканчивающий курс основного общего образования, должен в конце обучения показать навыки и умения, которые и будут характеризовать уровень его знаний. Государственная итоговая аттестация в школе довольно сильно отличается от аналогичных испытаний в период 90-х годов прошлого века. Тогда достаточно было написать сочинение по русскому языку и выполнить задание по алгебре в качестве обязательных экзаменов и выбрать по своему усмотрению два или три общеобразовательных предмета.

Экзаменационная комиссия, составленная из педагогов школы, принимала ответы испытуемых и выносила им вердикт на основе выслушанных или увиденных ответов. Практически не отличалась и процедура выпускных экзаменов за курс основной средней школы - там тоже присутствовали обязательные предметы (русский язык и математика) и предметы на выбор. По совокупному результату учащиеся получали документ об окончании школы и могли пробовать свои силы в более высокой ступени образования, где для обучения нужно было сдавать вступительные экзамены. Что такое КИМы в то время? Все достаточно просто - это билеты, к которым нужно было подготовиться.

Процесс реформирования

В этой системе, прекрасно отлаженной, был один изъян: учащиеся из отдаленных населенных пунктов часто по разным причинам не могли себе позволить попасть на очные испытания ведущих вузов страны. Тогда было решено изменить формат самих экзаменов - вместо выпускных и вступительных испытаний появляется промежуточный вариант, сочетающий и первые, и вторые без необходимости выезжать непосредственно к месту базирования вуза. Тем самым реализовывалась идея большей доступности качественного образования. Так появился Единый Государственный Экзамен, поменялся и способ аттестации. С 2002 года в порядке эксперимента он стартовал в некоторых регионах России. Все задания экзамена были поделены по степени сложности на три группы: часть «А» - тестовые задания, часть «В» - сопоставление и логика, часть «С» - развернутые ответы. Вот что такое КИМы ЕГЭ на данный момент. До 2008 года этот способ испытаний выпускников общеобразовательных учреждений проходил апробацию на территории нашей страны, а с 2009 стал обязательным для итоговой проверки знаний учеников. Для выпускников девятых классов задания построены по такому же образцу, но их количество уменьшено - вот что такое КИМы ГИА для неполного среднего образования.

Двухуровневый экзамен

Контрольно-измерительные материалы (вот что такое КИМ) составлялись с учетом всех необходимых компетенций учащегося, и в итоге получилось около тридцати заданий, их количество варьируется в зависимости от предмета. Специально для их создания привлекаются специалисты из разных отраслей со всей страны, в итоге происходит отбор, и все возможные варианты получают свое дальнейшее существование в экзаменах.

Составлением и редакцией заданий занимается Федеральный Институт Педагогических Измерений. Таким образом, испытания должны выявить готовность и способность ученика к обучению в вузе. Система постоянно совершенствуется. Наряду с ЕГЭ постепенно стали вводиться аналогичные испытания за курс 9 класса (что такое КИМы ГИА для этого уровня, мы рассмотрели ранее), это также экзаменационная проверка в виде тестов и развернутых заданий. Отличия между двумя уровнями экзамена заключаются в степени сложности и количестве итоговых заданий.

Что такое КИМы ЕГЭ

Теперь подробно разберем фактическую наполненность заданий по всем разделам экзамена. Как уже говорилось выше, все вопросы в КИМах разбиты на три группы. Это сделано специально, чтобы проверяющие могли объективно оценить возможности учащихся. Тестовая часть наиболее простая и не требует больших умственных затрат, однако и оценивается она самыми низкими баллами. Чтобы успешно пройти выпускные испытания, решением одной этой части не обойтись, максимально возможный балл по этой части в разных дисциплинах не превышает 25. Вторая группа заданий уже гораздо сложнее и позволяет выявлять базовые и специфические умения и знания школьника. Оценивается она вариативно, однако в целом суммарное количество баллов за эту часть выше. Наконец, наиболее сложные вопросы встречаются в заключительной части экзамена. Успешная сдача этого типа заданий вкупе с предыдущими группами вопросов позволяет получить 100 баллов и свидетельствует о высоком образовательном уровне лица, решавшего КИМы. Что это такое, теперь понятно, по сути, это комбинированные задания.

Самое сложное в экзамене

Подробнее остановимся на заданиях группы «С». Если первые две части выявляют уровень сформированности способностей повышенного образовательного потенциала, если части «А» и «В» можно назвать варьируемыми тестами, то финальные задания представляют собой полноценные комплексные оценочные средства. При этом данный тип вопросов применяется также при аттестации специалистов при приеме на работу или при прохождении курсов повышения квалификации. Это сделано не случайно, компетенции позволяют человеку эффективно разбираться в постановке проблемы и способах ее разрешения, на это направлен весь образовательный процесс. Сочетая разные типы заданий, можно наиболее глубоко выявить степень интеллектуального развития как выпускника, так и специалиста. Теперь понятно, что такое КОСы и КИМы в современной образовательной среде?

Технология ГИА

Теперь разберем процедуру сдачи обоих уровней экзамена, в первую очередь ГИА. Ученик, заканчивающий 9 классов школы, в конце обучения обязан сдать два обязательных экзамена и несколько по выбору. Для проведения испытаний власти и органы образования формируют пункты сдачи экзамена (как правило, это несколько школ, к которым прикреплены все учащиеся определенного муниципалитета), куда каждый должен явиться с паспортом и пропуском. После этого всех школьников распределяют по аудиториям и прикрепляют к каждой по два тестотехника, затем в присутствии всех заинтересованных лиц вскрывают пакеты с заданиями. Каждому из них присвоено число, в точном соответствии с количеством сдающих экзамен (это объясняет, что такое номер КИМ), при этом исключена возможность подмены варианта. В случае неправильного заполнения титульного листа КИМов работа признается комиссией недействительной, поэтому особое внимание уделяется инструктажу перед началом экзамена.

Ужесточения и нововведения на выпускных испытаниях

В последнее время из-за участившихся случаев нарушения процедуры сдачи испытаний условия были несколько ужесточены. Одним из последних нововведений стала онлайн-трансляция экзамена, причем это касается как ГИА, так и ЕГЭ. На экзамене категорически запрещено использовать мобильные телефоны и прочие технические средства, за любое нарушение учащегося могут удалить без права дальнейшей сдачи выпускных испытаний. Небольшие послабления допускаются по отношению к девятиклассникам, однако для лиц, заканчивающих 11-й класс, они полностью исключены. Каждому экзамену в зависимости от дисциплины отводится строго определенное количество времени, после чего работы сдаются, учитываются и отправляются на дальнейшую проверку. Объявление результатов производится по истечении десяти рабочих дней с календарной даты ГИА или ЕГЭ. Также предусмотрена процедура апелляции, которая может иметь место в случае несогласия с окончательными результатами экзамена учащегося.

Решай свою судьбу сам

Резюмируя, можно сказать, что важнейшая часть жизни человека - это обучение. Разные его стадии позволяют выявить те или иные наклонности и предпочтения у разных людей. От них уже зависит, как развить эти способности и поставить себе на службу, а итоговая аттестация позволяет избежать досадных ошибок в подготовке специалистов и мобилизовать человека на достижение поставленных целей. Главной логикой любого экзамена является максимально возможный анализ знаний с целью их корректировки.

Мы достаточно подробно разобрали задания, из которых состоят КИМЫ, что это такое, процедуру и требования экзамена. Теперь можно понять, что итоговая аттестация является важнейшим этапом жизни каждого молодого человека.

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

Оценочные средства – это совокупность материалов, измерительных инструментов, описания оценочных форм и процедур, которые используются для измерения и оценки уровня сформированности образовательных результатов.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) – разновидность оценочных средств, направленных на два основных процесса: контроль и измерение .

Задачи КИМ

  • Возможность квалифицированной «обратной связи» относительно образовательных достижений и пробелов студентов.
  • Повышение прозрачности и объективности процедур контроля и оценки.
  • «Доказательность» достижения заявленных образовательных результатов.

Основные требования к КИМ

  • Валидность (пригодность) – качество КИМ, отражающее способность получать результат, соответствующий поставленной цели.
  • Надежность – качество КИМ, отражающее способность во всех сходных случаях получать сходные результаты и меру доверия к полученной оценке.
  • Системность - качество КИМ, предполагающее подбор упорядоченных содержательных элементов, связанных между собой определенной иерархией и общей структурой образовательных результатов.
  • Значимость - в оценочные материалы должны включаться наиболее значимые элементы содержания, отражающие запланированные результаты.
  • Объективность – качество оценочных процедур, исключающее, насколько возможно, субъективные погрешности в оценке и измерении; обеспечивается максимальной стандартизацией проведения таких процедур.

Методические рекомендации для разработчиков оценочных средств

Полезные ссылки для разработчиков КИМ

К образовательным стандартам НИУ ВШЭ разрабатываются КИМ 2-х видов

  • тесты для проверки знаний, умений и навыков (остаточных знаний) и уровня сформированности компетенций по основным дисциплинам «ядра» направления подготовки бакалавров и магистров;
  • компетентностно-ориентированные тестовые задания (КОТЗ) – экспериментальные КИМ нового типа, направленные на оценку сформированности собственно компетенций и их составляющих.

КОТЗ выявляют связь между компетенциями, заявленными в образовательном стандарте, той их частью, которая формируется и оценивается в рамках конкретной дисциплины, и уровнем сформированности (см. форма КОТЗ ).

Как формирование, так и оценка конкретной компетенции или ее составляющих в рамках дисциплины могут осуществляться на каждом из заявленных уровней:

  • уровень ресурсной базы (знания, учебные умения и навыки),
  • уровень способов деятельности (конкретные освоенные способы и инструменты, методы деятельности),
  • ценностно-мотивационный уровень.

Предполагается несколько уровней оценки компетенции:

«низкая степень сформированности»,
«базовая степень сформированности» (это пороговое значение),

«высокая степень сформированности» (продвинутый и лидерский (у магистров) уровни).

Необходимые формы для создания КИМ

Немного статистики

В проекте 2011-2013 гг. по созданию КИМ нового поколения приняли участие:

  • 159 преподавателей НИУ ВШЭ (в т.ч. из Санкт-Петербургского и Нижегородского филиалов ВШЭ);
  • 39 экспертов (в т.ч. из Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, Института образования НИУ ВШЭ, РАНХиГС, НИУ «МЭИ», ФГБОУ ВПО «ГУУ», НИТУ «МИСиС», МГПУ им. И.Федорова). Список экспертов

По итогам 2013 года количество разработанных КИМ к ОС НИУ ВШЭ - 98 вариантов тестов, всего за 2011-2013 гг. по проекту КИМ разработано 256 вариантов тестов.

Количество сертифицированных КИМ - 63 варианта тестов. Общее количество научно-педагогических работников НИУ ВШЭ, повысивших квалификацию по проекту "Разработка контрольно-измерительных материалов к образовательным стандартом НИУ ВШЭ" - 221 человек (из них в 2013 году - 81 чел.).

Сертифицированные варианты тестов по дисциплинам «ядра» направлений подготовки доступны в ЛМС (могут использоваться для тренировочных процедур оценки и самопроверки).

Справка об изменениях в КИМ ЕГЭ 2019 г.

В КИМ по всем учебным предметам введены дополнительные инструкции-напоминания для участников ЕГЭ о проверке записи ответов на бланках №1 и №2 под соответствующими номерами заданий.

Все изменения в КИМ ЕГЭ не носят принципиального характера. По большинству предметов проводится уточнение формулировок заданий и совершенствование системы оценивания заданий для повышения дифференцирующей способности экзаменационной работы.

Учебный предмет Изменения в КИМ ЕГЭ
Математика
География
Физика
Химия
Информатика и ИКТ
Изменений нет
Русский язык Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста.

Изменён формат заданий 2, 9–12.

Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений. Уточнён уровень сложности отдельных заданий.

Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27.

Биология Изменена модель задания в линии 2 (вместо двухбалльного задания с множественным выбором предложено однобалльное задание на работу с таблицей). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы уменьшен с 59 до 58.
Иностранные языки

Уточнены критерии оценивания выполнения задания 40 раздела «Письмо» в письменной части экзамена, а также формулировка задания 40, в котором участнику экзамена предлагаются на выбор две темы развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение».

Литература Уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, правила подсчёта фактических ошибок в критерии 2), заданий 9 и 16 (в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе), заданий 17.1–17.4 (в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок).
Обществознание Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25. Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.

Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

История Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.

В задание 21 добавлено дополнительное условие, определяющее требование к оформлению ответа. Соответственно, дополнены критерии оценивания задания 21.

Оценка учебных достижений выпускников проводится стандартизовано в максимально однородных ycловияx, и с применением максимально однородных по содержанию и сложности экзаменационных материалов. Тесты ЕГЭ принято называть контрольными измерительными материалами (КИМ) ЕГЭ. Количество используемых вариантов КИМ очень велико. В каждом классе на ЕГЭ практически не бывает двух одинаковых вариантов КИМ. Поэтому не следует тратить время на поиск теста-двойника. Задания КИМов и варианты экзаменационных работ разрабатываются специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) .

Каждый вариант экзаменационных материалов ЕГЭ содержит несколько десятков заданий, сформулированных в трех специальных формах.

  • Задания с выбором ответов (тип А) базовый уровень. Каждому из таких заданий прилагаются по четыре равнопривлекательных-вариантов ответов. Участник ЕГЭ должен указать один, по его мнению, верный ответ из них. В заданиях такого типа теоретически возможно случайно угадать верный ответ. Такие задания считаются простыми и не должны представлять трудности для учащихся.
  • Задания с кратким ответом (тип В) , который должен быть кратко сформулирован и записан в бланке ответов в виде слова или числа. Угадать при этом верный ответ практически невозможно. Данный вид заданий считается трудным и не каждый ученик справится с ним.

Проверка ответов типа А и В осуществляется автоматизировано путем сравнения с эталоном или несколькими эталонами, которые обозначают одно и то же. Например, ответы “Иван Грозный” и “Иван IV” в тесте по истории России считаются одинаковыми.

  • Задания с развернутым ответом (тип С) - предлагают участнику ЕГЭ записать ответ в развернутой форме. Фактически это небольшая письменная контрольная работа, которая проверяется специально подготовленными экспертами. С данными заданиями могут справиться далеко не все учащиеся, а лишь те, которые специально готовятся к ЕГЭ и стремятся написать его на максимальное количество баллов.