Диктант по русскому языку в институте. Экзаменационный материал по русскому языку (диктант) со спецификацией и кодификатором заданий (5 класс)

Окончание 9 класса — своего рода репетиция перед началом взрослой жизни. Можно пробовать поступить в колледж или лицей, а если не получится, вернуться в школу. Правда, стоит серьёзно взвесить все «за» и «против» решения . И, конечно, хорошенько подготовиться к выпускным экзаменам, ведь они влияют на итоговую отметку в свидетельстве о базовом образовании. расскажет, что из себя представляет каждое испытание и как к нему подготовиться.

Министерство образование планирует ввести . Но это не значит, что ты не сможешь поступить после 9 класса в ссуз или пту. Ведь в этих учебных заведениях также проходят программу за 10−11 классы. Просто у выпускника базовой школы два пути получить общее среднее образование: в школе или в колледже (лицее). Вариант не учиться после 9 класса и устроиться на работу в будущем не сработает. Поэтому удели особое внимание подготовке к экзаменам, если планируешь поступить.

Диктант по русскому и белорусскому языкам

После 9 класса выпускники пишут диктант по белорусскому и русскому языкам. Обычно экзамены проходят ориентировочно с 1 по 8 июня. Тексты диктантов берут из специальных сборников издательства «Национальный институт образования». Думаем, необязательно писать все диктанты. А вот просмотреть их, записать несколько будет полезно. Так ты увидишь свои ошибки и сможешь устранить пробелы в знаниях.

Экзамен длится один час. По сути, он не отличается от обычного контрольного диктанта. Внимательно слушай учителя и не повторяй вслух предложение, когда будешь его записывать: можешь исказить некоторые слова, проговаривая их, и оттого допустить ошибку . Ещё больше советов найдёшь в нашем материале .

В экзаменационном диктанте примерно 125−145 слов, как и в контрольном

Экзамен по математике

Задания для экзамена по математике также берутся из специального сборника материалов издательства «Национальный институт образования». Логику решений можно отследить по специальным сборникам с экзаменационными задачами, но не стоит бездумно заучивать написанное. Ты рискуешь потратить силы на запоминание громоздкого алгоритма решения, которым вряд ли воспользуешься. Лучше тренируйся решать задачи в паре, сравнивая свои рассуждения с работой товарища. В материале найдёшь полезные советы от преподавателя математики.

Экзаменационная работа представлена в двух вариантах по десять заданий (базового и продвинутого уровня). На выполнение экзамена отводится четыре астрономических часа. Решать задания можно в любом порядке, главное, чтобы решение было правильным и обоснованным. Важно подробно и разборчиво показать ход решения. Старайся писать грамотно и аккуратно, не сокращай слова в рассуждении.


Школьные экзамены — большая контрольная и только. уже сейчас, ведь тебе предстоит сдать , а когда поступишь в колледж или вуз, сессию будешь сдавать дважды в год. Если хорошо знаешь материал, бояться нечего. Удачи!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

В сборнике представлены диктанты по русскому языку различных типов: словарные, орфографические, пунктуационные и комплексные. Дидактический материал отражает все основные правила правописания и соответствует школьной программе. Диктанты могут быть использованы для диагностики знаний, для отработки правил, вызывающих наибольшие трудности у учеников, а также при подготовке к любым видам экзаменов (в т. ч. в форме ЕГЭ). Ко всем деформированным текстам даны ключи.
Для преподавателей русского языка, репетиторов, а также учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей.

Мать рек русских.
Матерью рек русских издавна называли люди Волгу. Из-под сруба старинной часовенки близ деревеньки Волгино-Верховье вытекает неприметный ручеёк, через который перекинут бревенчатый мостик.

Проделав путь в три тысячи шестьсот восемьдесят восемь километров, Волга приходит к Каспийскому морю.
Какие только суда не встречаются на Волге!

Тяжело проплывает огромная нефтеналивная баржа, заменяющая собой много железнодорожных цистерн. Вслед за ней тянутся не спеша широкие баркасы с невысокими бортами, доверху нагруженные камышинскими арбузами. Взгляните издали с берега - точь-в-точь огромное блюдо с плодами плывёт по реке. А навстречу движется длинная улица, мощённая брёвнами. Как полагается, на улице выровнялись, будто по линейке, игрушечные домики. Перед домиком догорает костёр, кипит чай в закопчённом котелке, колышется на бечёвках вывешенное бельё - и всё это хозяйство медленно движется вниз по реке.

Не поодиночке, а караваном тянутся огромные плоты, насчитывающие по пятидесяти тысяч брёвен. Провести такую громадину по своенравным поворотам в течении реки - большое искусство.

Содержание
Предисловие
I. Словарные диктанты
Безударные гласные в корне слова
Чередующиеся гласные в корне
Гласные после шипящих и Ц
Употребление букв Э, Е
Звонкие и глухие согласные
Непроизносимые согласные
Двойные согласные
Употребление Ь во всех частях речи и формах слов
Гласные Ы, И в корне после приставок
Правописание приставок
Правописание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-
Правописание Н и НН в словах различных частей речи
Правописание имен числительных
Правописание сложных слов
Правописание наречий
Правописание НЕ и НИ
Правописание предлогов, союзов, частиц
II. Орфографические диктанты
III. Пунктуационные диктанты
IV. Комплексные диктанты
Ключи
I. Словарные диктанты
II. Орфографические диктанты
III. Пунктуационные диктанты
IV. Комплексные диктанты.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу 300 диктантов для поступающих в ВУЗы, Ткаченко Н.Г., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Тренировочные диктанты по русскому языку, 2-4 классы, Грабчикова Е.С., 2018
  • ЕГЭ, Русский язык, Пошаговая подготовка, Ткаченко Е.М., Воскресенская Е.О., Турок А.В., 2017
  • Диктанты по русскому языку, 9 класс, Кулаева Л.М., Петрова В.В., 2012
  • Тренировочные диктанты по русскому языку, 2-4 класс, Грабчикова Е.С., 2018

Следующие учебники и книги.

Новое пополнение

К новому пополнению я всегда выхожу в парадной тужурке. Чтобы молодым морякам надолго запомнилась первая встреча с командиром, чтобы светлее и праздничнее стало у каждого на душе.

Вот и сейчас я на мгновение задержался около настенного зеркала в коридоре, поправил серебристую лодочку на правой стороне груди,

потянул вниз козырек фуражки — словом, принял внушительный командирский вид.

Новички выстроились шеренгу перед казармой. Чуть в стороне аккуратно уложены чемоданы и вещмешки.

— Здравия желаем, товарищ капитан! — негромко, но дружно ответили они на мое приветствие. Я прошелся вдоль строя. Матросы по-уставному называли свои фамилии, легонько, словно опасаясь повредить, жали мою руку. Только левофланговому я сам осторожно пожал руку. Невысокий, с острыми мальчишескими ключицами, он показался мне пацаном, случайно затесавшимся в этот строй богатырей.

После церемонии представления мы провели молодых матросов к причалу, возле которого стояла наша подводная лодка. Поочерёдно они поднимались на неширокую палубу, отдавая честь кормовому флагу.


В зимнем лесу

Тропинка, по которой Савушкин повел Анну Васильевну, начиналась сразу за школьной усадьбы. Едва они ступили в лес и

тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя и

беззвучья. Сороки, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев крылом, обламывали хрупкие,

прутики.

Кругом белым-бело. Лишь в вышние чернеют обдутые

ветром макушки рослых плакучих берез, а тонкие веточки кажутся

нарисованными тушью на синей глади неба.

Тропинка бежала вдоль ручья. Иногда деревья расступались, открывая солнечные полянки, перечеркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку. Попадались и крупные следы, принадлежавшие какому-то большому зверю. Эти следы уходили в самую чащобу, в бурелом.

Не бойтесь, -- сказал Савушкин, заметив взгляд, брошенный учительницей в глубь леса. -- Это сохатый прошел.

Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью. местами ручей был застлан толстым снеговым одеялом, местами закован в ледяной панцирь.



Зимний дуб

Лес вел путников сложными, путаными ходами. Казалось, конца-краю не будет деревьям, сугробам, тишине.

Нежданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. Редняк сменил чащу, стало просторно и свежо. И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди. Что-то засверкало, заискрилось, ледяными звездами.

Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в сверкающих одеждах, огромный и величественный как собор стоял дуб. Деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела.

Учительница робко шагнула к дубу, и могучий, великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.

В какой бы вуз вы ни поступали, везде вас ждет экзамен по русскому языку. По статистике, именно это испытание оказывается для абитуриентов неожиданно трудным. Не помешает еще раз проверить, насколько вы готовы к предстоящему конкурсному заданию.

Шаг первый: внешняя разведка

Первым делом необходимо выяснить, в какой форме будет проходить экзамен. Узнать это лучше заранее: за год-два до начала вступительных испытаний. Каждая форма требует своей методики подготовки. Например, тренируясь упорно в написании диктантов, можно спокойно не заниматься фразеологией или анализом текста. Больше времени уделить трудным случаям, в которых часто допускаете ошибки.

Но если даже вы абсолютно уверены, что предстоит писать диктант, не помешает перепроверить эту информацию. За пару недель до намеченных экзаменов не поленитесь съездить в вуз и уточнить, не будет ли каких-то изменений, - вузы стали менять содержание и количество заданий чуть ли не каждый год.

Разобраться в требованиях института помогут пособия для подготовки, выпущенные вузовским издательством, учебники для подготовительных курсов и записи старательных первокурсников, которые успешно сдали экзамены в прошлом году. Часто справочный материал раздают или продают на днях открытых дверей. Соберите тексты заданий прошлых лет, проработайте их и постарайтесь вывести общие закономерности. Найдите наиболее часто повторяющиеся во всех текстах иноязычные и словарные слова, выпишите самые популярные синтаксические конструкции, отметьте, на каких грамматических правилах "ловят" абитуриентов - словом, составьте собственную программу подготовки.

Шаг второй: внутренний аудит

Если в девятом классе у вас на школьном экзамене по русскому языку была крепкая четверка, то это совершенно не значит, что ту же самую оценку получите в серьезном вузе. Каждый экзаменатор знает медалистов, которым вы поставили двойки при поступлении абсолютно заслуженно! Абитуриенты и их родители никак не привыкнут к мысли, что школа - это одно учебное заведение, а вуз - совсем другое. И школа совершенно не обязана готовить к поступлению в вузы, тем более что их требования сильно отличаются друг от друга. Представьте, в выпускном классе три человека поступают в МГЛУ (пишут диктант), четверо - в МГУ (сочинение) и семь-восемь - в МИФИ (тест). Как в такой ситуации должен поступить учитель? Он сделал главное - заложил базу грамотности в средних классах, а надстраивать ее нужно самим.

Готовы вы к экзамену или нет? Маленький тест по синтаксису можете пройти прямо сейчас. В двух приведенных предложениях должно быть 20 запятых, два двоеточия, два тире и одна точка с запятой.

Утомленный долгой дорогой отвел Григорий коня в конюшню и как во сне поплелся на сеновал спать хотелось безумно однако прошло наверное не менее получаса а сон как назло не шел и не шел потому что проклятые мысли не оставляли молодца и недавние события тревожа все проносились в голове. Измученный он постоянно менял позу и накрывался с головой и даже пытался считать овец ничего не помогало и все вокруг прошлогоднее сено старая одежда и дырявая крыша стало вызывать раздражение смешанное пожалуй с желанием поговорить с самим собой что мол брат не спится?

Надиктуйте текст на магнитофон, а потом попробуйте под свою же диктовку его написать - это поможет вам почувствовать себя в роли абитуриента.

Для подготовки к диктанту и изложению лучше выбирать учебник, где больше упражнений, а не теории.

Шаг третий: разведка боем

Понятно, что язык, даже родной, не освоишь за два-три месяца. Многие вузы проводят для подшефных школ контрольно-диагностические работы, приближенные по уровню и требованиям к экзаменационным. А если вы учитесь в другой школе, и понравившийся вуз не шефствует над вами? Серьезные институты (не однодневки!) пошли и здесь навстречу абитуриенту. Они проводят тренинги, обстановка на которых бывает суровее, чем на вступительных экзаменах. Ваша задача - всего лишь узнать телефон приемной комиссии, позвонить и сказать: "Я хочу проверить свои знания. Как это можно сделать в вашем вузе?" Обычно после тренинга проходит разбор работ. И это самое ценное: вы увидите не только пробелы в своих знаниях, но и поймете, как оцениваются работы, сможете прикинуть количество баллов, которые требуется набрать для того, чтобы пройти по конкурсу. Недостатки такого способа: все тренинги платные (от 400-600 руб. за один предмет) и нет индивидуального разбора ошибок.

Можно еще посоветовать взять разовую консультацию у хорошего - здесь-то с вами повозятся по полной программе! Вы узнаете о себе и своих знаниях много нового и интересного, а иногда вас ждут потрясающие открытия. Вспомните все темы, которые когда-то пропустили, и те, которые не поняли и оставили "на потом" - словом, получите за деньги родителей массу удовольствия. Недостатки такого способа: подобные "смотрины" недешевы (от 700 руб. до 1100 руб. за час), и к хорошим репетиторам трудно попасть.

Полезные советы

  1. Как вы обычно изучаете или повторяете предмет? Берете хороший учебник и главу за главой прочитываете, затем наступает очередь упражнений. На самом деле русский язык лучше начать повторять с синтаксиса. Попутно все равно будете писать слова, а умение видеть предложение в целом сразу выведет вас на новый уровень владения языком.
  2. Используйте разные способы подготовки к экзамену по русскому: развешивайте бумажки с трудными словами по квартире, переписывайте отрывки из классических художественных произведений.
  3. Научитесь правильно оформлять свои работы. Проверять вас будет человек, слегка помешанный на чистописании. Четкий почерк, полное написание слов, постановка точек над "ё", правильные переносы. Есть масса вещей, которые покажут проверяющему, что вы уважаете предмет, любите русский язык, трепетно к нему относитесь. И это обернется в вашу пользу.

Книги, без которых вам не обойтись

Нет ничего удивительного в том, что абитуриенты допускают много ошибок на экзамене по русскому языку. В школьном расписании 10-11 классов русского вы не найдете. Многое забывается, вылетает из головы. Чтобы успешно подготовиться, нужно заниматься по учебникам и дидактическим материалам, одобренным и рекомендованным Министерством образования и науки.

  • 125 основных правил русской грамматики с упражнениями для исполнения. Под редакцией П.А. Леконта. - М., Дрофа, 1999. Обратите особое внимание на разделы: фонетика, графика, морфемы.
  • Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы. - М., Просвещение, 1989. Хорошо проработаны морфология и синтаксис.
  • Греков В.С. Пособие по русскому языку для старших классов. - М., Просвещение, 2000. По этой книге лучше изучать и повторять орфографию, пунктуацию.
  • Козловская Н.В. Сивакова Ю.И. Русский язык: анализ текста. Пособие для подготовки к ЕГЭ. - СПб., Невский проспект, 2004
  • Сборники контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ. Они помогут ознакомиться с форматом экзамена и постановкой вопросов.

Кратко обо всем

  • Длится 1-2 часа.
  • Объем текста - 180-260 слов, включая служебные.
  • Текст художественный или публицистический. Практически без индивидуально-авторских знаков препинания.
  • Читается три раза: первый - полностью, второй - по предложениям и третий - целиком повторно. В престижных вузах текст диктуют через наушники, в вузах попроще - вживую, стоя перед абитуриентами.

Изложение

  • Длится 3 часа.
  • Объем текста - 400-450 слов.
  • Текст читается два раза. Первый - в замедленном темпе, при этом можно записывать на черновике опорную информацию. Второй - в обычном темпе речи.
  • Если в тексте есть имена собственные, даты, трудные иноязычные слова, архаизмы, преподаватели их пишут на доске.
  • Чтобы получить хорошую оценку, нужно изложить не менее 80% информации.
  • Иногда проводится изложение с элементами сочинения. Требуется ответить на вопрос, изложить свою точку зрения на проблему или написать свой вариант возможного развития событий. В некоторых вузах вместо творческого задания дается грамматическое.

Совет экзаменатора

Галина Жаронкина, председатель предметной комиссии по русскому языку Московского технического университета связи и информатики:

Зачастую абитуриенты недостаточно серьезно относятся к изложению, считая его самой простой проверкой знаний, а напрасно. Как показывает практика, многие поступающие неверно передают прослушанный текст. В изложении не надо ничего додумывать, стараться уместить не вошедшие в заданный отрывок моменты произведения. Задача состоит в том, чтобы максимально точно воспроизвести текст. Желательно сохранить при этом авторский слог.

Типичные ошибки, которые учитываются при оценке работ, можно разделить на три группы.

К стилистическим относится, в первую очередь, неумение верно построить фразу. На мой взгляд, причина кроется в том, что школьники стали гораздо меньше читать. Отсюда возникает вторая проблема: в изложении допускается масса фактических ошибок, хотя мы стараемся подбирать для заданий отрывки из произведений школьной программы по литературе. Не зная хрестоматийного варианта произведений, ребята путают даже имена героев, упоминаемых в тексте.

Орфографические ошибки я бы условно разделила на две категории. К первой можно отнести правописание двойного "н" в причастиях и прилагательных, употребление частиц "не" и "ни". Слитное или раздельное написание наречий и даже правописание корневой гласной. Абитуриентам кажется, что в этих случаях все настолько просто и ясно, что они не задумываются над тем, что пишут. Вторая категория - вопиющие ошибки, связанные с чрезмерным общением с компьютером. Работая на ПК, школьники отвыкают следить за правильностью письма, полагаясь на программу редактирования, которая укажет и поможет исправить ошибку. В последние годы в изложениях мы наблюдаем такие ляпы, которых не должно быть даже в начальных классах: "ча" и "ща" - через "я", "жы", "шы" - через "ы"; отсутствие запятых перед союзами "а" и "но" и даже собственные имена, написанные с маленькой буквы.

Самый сложный для поступающих раздел - синтаксис . Больше всего трудностей вызывает обособление причастных и деепричастных оборотов, вводных слов, постановка знаков препинания в сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях. Хорошо бы повторить раздел "Прямая речь".

  • Количество заданий и длительность тестирования каждый вуз определяет самостоятельно.

Совет экзаменатора

Иван Пугачев, профессор, председатель предметной комиссии по русскому языку Российского университета дружбы народов (РУДН), заведующий кафедрой русского языка инженерного факультета РУДН:

С какими трудностями сталкиваются абитуриенты?

Многие теряются при необходимости применить теорию на практике . Например, в тексте требуется найти средства художественной выразительности и определить их роль. Абитуриенты, даже знающие определение метафоры или эпитета, часто не могут обнаружить их в тексте. Это говорит о том, что навыки работы с текстом, умение анализировать и структурировать материал отсутствуют.

Абитуриенты плохо знают языковые нормы : орфоэпические, лексические, морфологические. В тупик может поставить вопрос о правильном произношении слова: позвонИшь или позвОнишь, твОрог или творОг.

Еще один пробел в базовых знаниях школьников - определение лексического значения слов . Так, на вопрос "Что такое "кашпо"?" иногда они отвечают: "головной убор".

Важную роль во время экзамена играют психологические аспекты , настрой и собранность абитуриентов. Подчас они не могут правильно рассчитать время работы и в результате не успевают переписать уже готовое задание на чистовик. Мы советуем распределять время (180 мин.) следующим образом: на первую часть теста отвести около 60 мин., на вторую - 30 и на третью - 90 мин. Опыт показывает, что на последний раздел - краткое сочинение - чаще всего не хватает времени. Поэтому желательно ускорить выполнение первой части задания, сэкономив тем самым драгоценные минуты для последней.

Елена Ланцева,
Мария Кригер,
Оксана Щербакова

РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа вступительных испытаний (диктант)

для абитуриентов ГОУ СПО ТО «ТПТ», поступающих

в ГОУ СПО ТО «Тульский промышленный техникум»

на базе основного общего образования

Тула, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Абитуриенты, поступающие в ГОУ СПО ТО «ТПТ» (далее – техникум) на базе основного общего образования (9 классов), сдают вступительные испытания по русскому языку. По решению приемной комиссии для всех специальностей техникума вступительные испытания по русскому языку проводится в форме диктанта (оценка по 100-балльной системе). Уровень сложности диктанта соответствует требованиям к усвоению общеобразовательного предмета «Русский язык» в рамках основного общего образования. Количество слов в диктанте – 150-160.

Исключение составляют абитуриенты, поступающие в техникум на базе среднего (полного) общего образования (11 классов), в этом случае засчитывается результат ЕГЭ по русскому языку.

Данное издание включает характеристику и описание процедуры экзамена, критерии оценки, программу вступительных испытаний по русскому языку, образец диктанта, список рекомендованной литературы и вопросы для самостоятельной проверки.

Характеристика экзамена

Диктант по русскому языку – форма экзамена. Задача экзамена по русскому языку в форме диктанта – определить, обладает ли абитуриент знаниями в области русской фонетики, морфологии, словообразования, культуры речи и стилистики, а также орфографическими и пунктуационными навыками, предусмотренными Государственным стандартом основного общего образования.

Основное требование к абитуриентам на вступительном экзамене по русскому языку – владение теорией русского языка за курс основной средней школы (5 – 9 кл.), знание орфографических и пунктуационных норм, владение навыками культуры речи.

Экзамен в форме диктанта проводится письменно. Диктант содержит материал по орфографии и пунктуации современного языка, фонетике, лексике, составу слова и словообразованию, морфологии, синтаксису, по культуре речи и стилистике.

Продолжительность экзамена – 60 минут . Использование справочной литературы во время экзамена не допускается.

Процедура экзамена

Перед началом экзамена каждый абитуриент получает титульные листы с листами вкладышами. Перед выполнением письменной работы абитуриент заполняет титульный лист работы. Письменная работа выполняется на листах - вкладышах, на которых недопустимы никакие условные пометки.

После вступительного испытания все письменные работы передаются ответственному секретарю приемной комиссии или его заместителю.

Проверка диктанта экзаменаторами и ознакомление с результатами проверки

При проверке письменных работ экзаменаторам не должно быть известно, кто из абитуриентов является автором работы. Для этого перед проверкой работ необходимо провести их кодирование. Кодирование письменных работ осуществляется ответственным секретарем приемной комиссии или его заместителем. При этом каждому абитуриенту присваивается условный код, который проставляется на титульном листе и на каждом листе - вкладыше. Все листы - вкладыши с записями данного абитуриента скрепляются в единый комплект. На первом из листов ставится общее количество листов ("Всего листов __").

Председатель предметной экзаменационной комиссии дополнительно проверяет письменные работы, оцененные экзаменаторами на "неудовлетворительно" и высший балл, а также 5% остальных работ и правильность оценок удостоверяет своей подписью.

Диктант проверяется экзаменационной комиссией. Все ошибки, которые экзаменующийся допустил в работе, обозначаются с помощью общепринятых знаков на полях работы.

Результаты письменного вступительного испытания объявляются в день его проведения или на следующий день.

После объявления оценки абитуриент имеет право в установленное приемной комиссией время ознакомиться с результатами проверки и получить соответствующие разъяснения экзаменаторов.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Позиционные изменения согласных. Безударные гласные, их правописание. Правописание согласных в корнях слов. Употребление Ъ и Ь разделительных знаков. Слог, ударение. Основные правила литературного произношения.

Лексика и фразеология

Понятие о лексике. Слово как единица языка. Значение слова (прямое, переносное). Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Словарное богатство русского языка. Устаревшие слова и неологизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Нейтральные и стилистически окрашенные слова.

Свободные сочетания слов и фразеологические обороты.

Морфемика. Словообразование. Орфография

Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова и окончание. Корень, суффикс, приставка, окончание как значимые части слова. Однокоренные слова. Чередование согласных и гласных в корне. Правописание слов с чередующимися гласными в корнях зар-зор; гар-гор; кас-кос; лаг-лож, раст, ращ-рос; бир-бер, дир-дер, тир-тер, стил-стел, пир-пер, жиг-жег, мир-мер, равн-ровн, мак-мок. Буквы е и о после шипящих в разных частях слова. Буквы Ы и И после Ц в разных частях слова. Буквы Ы и И после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок. Буквы З и С на конце приставок; приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Способы словообразования в русском языке.

Сложные слова и их правописание.

Разбор слова по составу и словообразовательный анализ.

Морфология. Орфография

Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Число. Падеж. Род несклоняемых существительных. Типы склонения, правописание окончаний существительных. Правописание суффиксов имен существительных. Синтаксическая роль существительных.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Полная и краткая формы. Склонение прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Н и НН в полных и кратких прилагательных; слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. Синтаксическая роль прилагательных.

Имя числительное. Значение имени числительного. Классификация числительных. Числительные количественные и порядковые. Особенности склонения числительных. Правописание числительных. Синтаксическая роль числительных. Нормы употребления числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Синтаксическая роль различных разрядов местоимений. Использование местоимения как средства связи.

Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное, повелительное наклонение глагола. Первое и второе спряжение. Правописание личных окончаний глаголов, НЕ с глаголом, суффиксов глаголов, ТСЯ – ТЬСЯ.

Причастие. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Склонение полных причастий и правописание падежных окончаний. НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах причастий. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, кратких причастий. Причастный оборот. Синтаксическая роль причастия.

Деепричастие. Деепричастный оборот. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. НЕ с деепричастиями. Синтаксическая роль деепричастия. Нормы построения предложений с деепричастным оборотом.

Наречие. Значение наречий. Классификация наречий. Словообразование наречий. Степени сравнения наречий. НЕ с наречиями. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Правописание неопределенных и отрицательных наречий. Н и НН в наречиях. Синтаксическая роль наречий.

Предлог. Понятие о предлоге, его употребление в речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание производных предлогов.

Союз. Союз как служебная часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Слитное и раздельное написание союзов и омонимичных им выражений. Текстообразующая роль союзов.

Частицы. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Различение на письме частиц НЕ и НИ.

Междометие. Значение междометий. Знаки препинания при междометиях.

Синтаксис. Пунктуация

Словосочетание. Способы подчинения в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Сложные случаи управления и согласования.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Предложения простые и сложные.

Простые двусоставные предложения . Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Простые односоставные предложения . Определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и назывные предложения.

Неполные предложения . Знаки препинания в неполных предложениях.

Однородные члены предложения . Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания между однородными членами и при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. Обособленные определения, приложения, дополнения, обстоятельства и знаки препинания при них. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.

Обращения, вводные слова и междометия. Знаки препинания при них. Употребление вводных слов как средства связи между предложениями.

Способы передачи чужой речи. Прямая речь, диалог, косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Цитирование.

Сложное предложение. Понятие сложного предложения. Типы сложного предложения. Союзная сочинительная и подчинительная и бессоюзная связь в предложениях.

Сложносочиненные предложения и знаки препинания между их частями. Сложноподчиненные предложения . Союзы и союзные слова как средства связи между их частями. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и знаки препинания в них. Виды подчинения: однородное, параллельное и последовательное.

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые взаимоотношения между частями. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Вариативность знаков препинания.

Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в предложениях с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Текст. Типы и стили речи

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста. Средства связи между предложениями.

Типы текстов по функционально-смысловым особенностям: описание, повествование, рассуждение. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.

Отбор языковых средств в тексте. Средства выразительности речи: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, сравнение, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

1. Перечислите гласные звуки русского языка.

2. Как проверить правописание гласных и согласных в корне слова?

4. После какой части слова пишется твердый знак?

11. Перечислите способы образования слов в русском языке. Определите, как образованы слова: беззвездный, подстаканник, немного, по-французски, выход, вагоноремонтный, бессвязно, построиться.

13. Когда в корнях слов после шипящих пишется буква «Ё»?

14. В суффиксах существительных, прилагательных и наречий после шипящих под ударением пишется «О» или Ё»? А в окончаниях глаголов?

15. Когда после шипящих на конце слов пишется мягкий знак?

16. При каких условиях после приставки пишется буква «Ы»?

17. От чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием? Можно ли их проверять с помощью ударения?

18. Вспомните значение приставок ПРИ- и ПРЕ-. Приведите примеры.

19. Есть ли у приставки «С» звонкая пара?

20. Что такое существительное? Какими постоянными признаками оно обладает?

21. Как определить правописание окончаний существительных?

22. Как определить род несклоняемых существительных? Определите род существительных: депо, какаду, леди, фойе, кофе, Онтарио, Сочи, кенгуру, кашпо, метро. Подберите к ним прилагательные.

24. К какому разряду относятся прилагательные, имеющие степени сравнения?

25. Каким членом предложения является прилагательное в сравнительной степени?

26. Сколько Н пишется в суффиксе -ан/-ян ? Назовите исключения из правила.

27. Когда НЕ с прилагательными, существительными и наречиями на «о» пишется слитно? Когда раздельно?

30. Перечислите разряды местоимений, приведите примеры каждого из них.

31. Каковы особенности правописания отрицательных и неопределенных местоимений?

32. Перечислите постоянные морфологические признаки глагола.

33. Как определить, какая буква пишется в безударном личном окончании глагола?

34. Какие глаголы спрягаются по второму спряжению?

35. К какому спряжению относится глагол стелить ? Как вы напишете его формы: он стел..тся по равнине; мы расстел..м ковер; они застел..т кровать ?

36. Сформулируйте правило правописания одной и двух букв «Н» в полных и кратких причастиях.

37. Какая форма причастий пишется с НЕ раздельно? Каким членом предложения эта форма является?

38. В чем особенность употребления деепричастного оборота?

39. Какими способами могут образовываться наречия? Какие наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом пишется через дефис?

40. От каких частей речи образуются производные предлоги? Вспомните предлоги, которые вызывают наибольшее число трудностей при правописании.

41. Как различить союзы «также» и «тоже» и выражения с частицами «же»: «так же» и «то же»?

42. Определите способ подчинения в словосочетаниях: мой вариант, приказ уехать, какой-то слух, букет цветов, вспомнил себя, кофе по-турецки.

43. Перечислите виды односоставных предложений, приведите пример каждого из них.

44. В чем особенности пунктуации при обобщающих членах предложения?

45. Какие члены предложения могут быть обособленными? В чем особенности пунктуации при каждом из них?

46. Перечислите значения вводных слов. Как их не спутать с членами предложения?

47. Какие знаки препинания используются при прямой речи? В чем особенность их постановки при прямой речи, разорванной словами автора?

48. Какие бывают придаточные предложения?

49. В чем особенности пунктуации при однородном соподчинении?

50. Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие?

51. Что такое текст?

52. Перечислите стили речи русского литературного языка.

53. Какой стиль речи использован в представленной выше программе вступительных испытаний по русскому языку?

54. Может ли в одном тексте присутствовать несколько функционально-смысловых типов речи?

55. Вспомните стихотворные строки, в которых поэт использует метафору / эпитет / олицетворение / риторический вопрос.

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ДИКТАНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Приведенный ниже диктант был использован в качестве экзаменационного при вступительных испытаниях в 2011 году.

Птицы под снегом.

Идешь иногда в лесу на лыжах, смотришь – показалась головка и спряталась: это рябчик. Даже и не два, а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.

Теперь под снегом не бегает, ему бы только спрятаться от непогоды. Ходов больших, как у рябчиков под снегом, у тетеревов не бывает, но устройство квартиры тоже аккуратное.

Тетерев, я считаю, много умнее куропатки. Раз было со мной в лесу: иду я на лыжах; день красный, хороший мороз. Открывается передо мной большая поляна, на поляне высокие березы, и на берёзах тетерева кормятся почками. Долго я любовался, но вдруг все тетерева бросились вниз и зарылись в снегу под березами. В тот же миг является ястреб, ударился на то место, где зарылись тетерева, и заходил. Ну вот прямо же над самыми тетеревами ходит, а догадаться не может копнуть ногой и схватить. Мне это было очень любопытно. Думаю: «Ежели он ходит, значит – их чувствует под собой, и ум у ястреба велик, а такого нет, чтобы значит, это ему не дано».

Я много всего в лесу насмотрелся, мне всё это просто, но всё-таки дивлюсь на ястреба: такой умнейший, а на этом месте оказался таким дураком. Но всех дурашливей я считаю куропатку. Избаловалась она между людьми на гумнах, нет, у неё, как у тетерева, чтобы, завидев ястреба, со всего маху броситься в снег. Куропатка от ястреба только голову спрячет в снег, а хвост весь на виду. Ястреб берёт её за хвост и тащит.

Учебники и учебные издания

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московский учебник», 1996.

2. Бердникова Е. Д., Петрякова А. Г. Тесты по культуре речи: Для средней школы. – 2-е изд. – М., 2002.

3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10 – 11 классы. – М., 2007.

4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы (любое издание).

5. Громов С.А. Русский язык. – М., 2006.

6. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы (любое издание).

7. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в вузы (любое издание).

8. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка (любое издание).

9. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык: 5-9 классы // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2003.

10. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2001;

Словари и справочники

1. Лекант П.А., Самсонов И.Б. Русский язык: Трудности грамматики и правописания. – М.,1998.

2. Русский орфографический словарь Российской академии наук / Отв. ред. В. В. Лопатин. – М., Азбуковник, 2000.

3. Орфографический словарь русского языка / АН СССР. Ин-т русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко, Л.И. Скворцова. – 26-е изд., стереотип. – М: Русский язык, 1988 (и последующие издания).

4. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь: Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.

5. Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник / Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. – М., 1959.

6. Школьный словарь иностранных слов / Одинцов В.В. и др. – М.,1989.

7. Школьный фразеологический словарь русского языка / Жуков В.П., Жукова. – М., 1988.

8. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1990.

Критерии оценки вступительного испытания по русскому языку

При оценке диктанта на вступительных испытаниях исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) В переносе слов;

2) На правила, которые не включены в школьную программу;

4) Описки, неправильное написание, искажающие звуковой облик слова.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) В исключениях из правил;

2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) В написании ы и и после приставок;

6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7) В собственных именах нерусского происхождения;

8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипной ошибкой считается написание орфограммы. Регулируемой одним правилом, например: правописание безударных гласных, «не» с глаголами, дефис после приставок и в наречиях, правописание глаголов неопределенной формы, сочетание «жи», «ши» и т.д.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается по стобалльной и пятибалльной системе.

100 баллов или оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

70 баллов или оценка «4» выставляется при наличии в диктанте не более 2-х орфографических и не более 2-х пунктуационных ошибок, или 2-х орфографической и не более 3-х пунктуационных ошибок, или не более 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

50 баллов или оценка «3» выставляется при наличии не более 4 орфографических и не более 4 пунктуационных ошибок, или не более 4-х орфографических и не более 4 пунктуационных ошибок, или не более 8 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 5 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

30 баллов или оценка «2» выставляется от 6 орфографических и 7 пунктуационных ошибок.

Правила, включенные в диктант

по русскому языку:

Безударная гласная в корне слова. Звуки речи и буквы.

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Гласные буквы после Ц .

Корень слова. Приставка и суффикс. Словообразование.

Чередование звуков в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова.

а – о; е – и.

Правописание корней с чередованием гласных е – и.

Правописание согласных и гласных в приставках.

Правописание приставок при - и пре- . Лексическое значение слова.

Прямое и переносное значение слова.

Слово и его формы. Падеж и склонение имён существительных.

Склонение существительных во множественном числе.

Инфинитив. Виды глаголов. Лицо и число глаголов. Спряжение глаголов.

Разноспрягаемые глаголы. Правописание суффиксов глаголов.

Прилагательные с суффиксом – ий . Степени сравнения прилагательных.

Простые, сложные и составные числительные.

Склонение количественных числительных.

Синтаксические особенности количественных числительных.

Степени сравнения наречий.

Относительные и неопределенные местоимения. Неопределенные местоимения.

Причастный оборот. Слова состояния.

Словообразование действительных и страдательных причастий.

Гласные в причастиях перед – нн – и – н - . правописание – нн – в причастиях.

Правописание не с причастиями. Деепричастный оборот.

Словообразование деепричастий.

Служебные части речи. Правописание предлогов. Правописание не и ни.

Основные виды простого предложения. Безличные предложения.

Обособление определений.

Обособление деепричастных оборотов.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

Предложения с обращениями. Основные виды сложных предложений.

Значение сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания в них.

Способы передачи чужой речи.

для вступительных экзаменов

по учебной дисциплине

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоял в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему поднимаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитинским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, - и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить; футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным.

Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слуш