Развитие ууд на внеклассном мероприятии по сказкам. Мастер-класс "формирование ууд в начальной школе"

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»

Итоговая работа

по вариативному блоку Именного образовательного чека

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы во внеурочной деятельности»

по теме «Анализ мероприятия по формир ованию универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности»

Работу выполнила:

Бирюкова Галина Валерьевна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ДЮЦ «Планета»

г. Тольятти

Работу проверила:

Карамаева Л. А.,

заместитель директора

по научной работе, доцент

кафедры социально-

гуманитарных наук, к.псх.н.

Самара, 2014

Модель воспитательного мероприятия

«Образ матери в произведениях искусства»

Тема: Вечная тема – образ матери.

Цель: формирование и развитие художественной культуры учеников на основе ценностей отношения к материнству средствами искусства.

Задачи:

    показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери;

    развивать творческий потенциал ученика в процессе изучения темы материнства;

    воспитывать осознанное чувство уважения, внимательности и заботливости к матери, выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством. Здесь необходимо достичь того, чтобы ребята почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, в\магнитофон.

Подготовительная работа:

    Составление вопросов для теста «Как я помогаю маме?».

    Изучение литературы по самовоспитанию.

    Сбор музыкального материала.

    Создание презентаций, альбомов «Я и моя мама».

    Сбор и анализ информации по составлению внеклассных мероприятий в рамках ФГОС.

Предполагаемые результаты:

    познавательные УУД

    Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

    коммуникативные УУД

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

    Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

    Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

    регулятивные УУД

    Удерживать цель деятельности до получения ее результата

    Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности

    Оценивать результаты деятельности

    личностные УУД

    Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов

    Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

    Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

    Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь

Сообщение темы и цели мероприятия.

Доклады учащихся

Тема материнства - одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках в раскопках времен древнего Египта (слайд)

Древнерусские мастера создавали не картины, а иконы (образа). В первую очередь это главная святыня земли Русской - "Богоматерь Владимирская" Посмотрите еще несколько образов Богородицы: (слайды)

Рафаэль Санти (1483-1520) (слайд) - итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории. (слайды) время.

Рафаэля заслуженно именовали "мастером Мадонн".

Франц Шуберт (1797 - 1828) - считать основоположником романтической вокальной лирикипоступиться формой.

Ave Maria! Не страшна
Нигде с тобою злая сила:
Не ты ли благости полна,
Гонимых нас в горах укрыла!
И в этот поздний час мольбою
К тебе взываю я: внемли!
Будь нам охраною святою
И тихий сон нам ниспошли!
Ave Maria!

В русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери Христа - "Богородице Дево". Послушайте её. "Богородице Дево, радуйся, Балгодатная Марие, Господь с Тобою: благославенна Ты в жёнах, и благославенна Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".

Звучит песня « мамина улыбка», присутствующие слушают.

Создание эмоционального настроя на восприятие информации.

Познавательные :

общеучебные:

поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения.

Постановка и решение проблемы:

самостоятельное создание способов решения проблемы.

Коммуникативные: построение речевых высказываний :

Интеракция: учёт разных мнений.

Кооперация: организация и планирование работы в группе.

Интериоризация: речевые действия, служащие средством коммуникации, обеспечивающие формирование познавательной рефлексии.

Личностные :Самоопределение

осознание своего Я в этом мире.

Ценностный и личностный компонент: уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.

Мастер-класс.

Композиция "Всенощной" состоит из пятнадцати песнопений.

    Приидите, поклонимся

    Благослови, душе моя (греческого распева)

    Блажен муж

    Свете тихий (киевского распева)

    Ныне отпущаеши (киевского распева)

    Богородице Дево, радуйся

    Шестопсалмие

    Хвалите имя Господне (знаменного распева)

    Благословен еси Господи (знаменного распева)

    Воскресение Христово видевше

    Величит душа моя Господа

    Славословие Великое (знаменного распева)

    Тропарь "Днесь спасение" (знаменного распева)

    Тропарь "Воскрес из гроба"

    Взбранной воеводе (греческого распева)

Получают анкету и расшифровку очков.

Коммуникативные:

Постановка вопросов:

отвечают на вопросы, учатся формулировать собственное мнение и позицию, владение монологической и диалогической формами речи.

Я и моя мама

Презентация альбомов с фотографиями и рисунками на тему «Моя мама»

Ребята представляют свои альбомы и рассказывают о проделанной работе.

Учитель обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Коммуникативные: п остроение речевых высказываний: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Интериоризация: речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, обеспечивающие формирование личностной рефлексии.

Личностные: смыслообразование: формирование мотивов достижения и социального признания.

Школьные и классные конкурсы, выставки

Презентация работ учащихся и родителей «Я и моя мама»

Ребята представляют стенд «Я и моя мама»

Познавательные:

моделирование-выделение существенных характеристик при оформлении стенда.

Логические: синтез-составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные :

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

управление поведением партнёра, умение представлять коллективную работу.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация: формирование моральной самооценки, характеристика своих поступков и дел.

Творческая и исполнительская деятельность

Вы, конечно, не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились ее глаза! На вашей руке был привязан номерок из клеенки. На нем были написаны фамилия, число, год и время рождения, ваш вес. Вы были крошечными. Маме хотелось смотреть на вас долго-долго. И сейчас, и когда вы станете взрослыми, мамы будут любить вас больше всего на свете.

Так устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. А сейчас я предлагаю обратиться к маме через песню, и в ней выразить свою любовь.

Исполнение "Мама" (исполнение песни)

Мамы рассказывают случаи из жизни ребят

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества: определение цели, функций участников и способов взаимодействия в инсценировке сказки.

Постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Построение речевых высказываний: владение монологической и диалогической формами речи.

Лидерство и согласование действий с партнёром: управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Личностные:

Смыслообразование:

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Нравственно-этическая ориентация :Формирование моральной самооценки, развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Рефлексия.

(Оцениваение)

Обмен мнениями о том, что понравилось, запомнилось, что еще предстоит сделать. Учитель подводит обучающихся к выводу, акцентирует внимание на вопросы постоянного самовоспитания и самосовершенствован.

Коммуникативные : Интеракция: овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация результатов своей работы и основных позиций круглого стола. Кооперация: умение находить общее решение.

Регулятивные: Планирование. Коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в план.

Личностные:

Самоопределение: формирование ответственности за благосостояние общества.

Ценностный и эмоциональный компонент: уважение к ценностям семьи, маме и ее труду

Заключение:

В результате решения поставленных задач и достижения цели мероприятия наблюдалось формирование и применение следующих УУД:

Личностные универсальные учебные действия:

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и уметь на него отвечать;

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия :

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия:

Общеучебные универсальные действия:

поиск и выделение необходимой информации с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Таким образом можно сделать вывод, что в результате усвоения темы мероприятия учащиеся вместе с учителем достигли поставленной цели, а также в процессе общения наблюдалась комфортная психологическая атмосфера, доброжелательные отношения, сотрудничество и активная познавательная деятельность.

Литература:

    Т.В.Попова, Г.С. Скудина Зарубежная музыка XIX века.1981

    Л.И.Тифшиц Монументальная живопись.1989

    Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. Москва. Вако.2009

    Савченко М.Ю.Сценарии классных часов и родительских собраний. Москва. Вако.2009.

    Гуткина Л.Д. Спутник классного руководителя. Москва. Педагогический поиск. 2006.

А откуда к нам пришло слово «добро»?

История слова "Добро"

Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы встречаемся часто в жизни Какие, например?

А знаете ли вы историю слова "Добро"? это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Слышали ли вы такие выражения "дать добро" и "получить добро"? Что значит "дать добро"? Что значит "получить добро"?

Назовите АНТОНИМ к слову ДОБРО?

Сказка о добре и зле.

    Понравилась ли вам сказка?

    А о чем же она?

    Как вы думаете, ребята, почему Злой Колдунье удалось внести в души и сердца людей злость, ненависть, зависть?

Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит,

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые - дарят тепло и уют,

Добрые – в ногу со слабым шагают

И никакого СПАСИБО не ждут!

Притча о Добре и Зле

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто на яву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я" сказало Зло

"Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю, что ещё сказать..

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

Я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

Какие пословицы о добре вы знаете?

Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

Игра «Собери пословицу»

Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся

в Город вежливости.

Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию тому человеку, кто сказал его, а затем и тому человеку, в чей адрес было сказано, важно сказать от души.

Остров « ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ»

Добрых людей, как всегда не хватает, добрых людей, как всегда, дефицит.

Игра «ПАУТИНКА ДОБРА»

Многие организации и отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов и инвалидам. Некоторые родители, даже имея собственных детей, берут на воспитание детей- сирот из детского дома. Наши артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели. А когда случаются аварии, землетрясения, катастрофы вся страна помогает пострадавшим людям. И самое страшное на земле ЗЛО – это ВОЙНА! Наша страна собирает десятый конвой новогодней гуманитарной помощи Донбассу.

А в какой акции милосердия принимали участие все вы?

Легко или трудно быть добрым?

Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.

Да быть добрым нелегко, но важно. Давайте попробуем сформулировать правила Доброты.

    Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

    Любить людей знакомых и незнакомых

    Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

    Делать добро для близких, друзей

    Не завидовать

    Не вредничать

    Не грубить

Мы приближаемся к последнему ОСТРОВУ ДОБРОЙ ЗЕМЛИ

Изготовление коллажа
- Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей.

Второй группе я раздам слова.

развязный
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый

Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.

Ребята, а чего не хватает на нашей картине? Конечно, на Доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут. Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась.
- Добравшись до Доброй земли, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (в наших сердцах)

Я надеюсь, что вырастете добрыми, вежливыми, справедливыми людьми. И эти качества будут такими же крепкими, как паутина.

Путь к доброте - нелёгкий, на нём человека ожидают и взлёты, и падения, и добро, и зло.

Покажите Ваши продукты деятельности

Итак, основное назначение человека - творить добро.

Я думаю, Новый год принесёт удачи, здоровья и мира во всём мире!!!

Говорят, под Новый год, что не пожелается, Всё всегда произойдет, всё всегда сбывается.

А давайте загадаем желания?

Вспомните цель , поставленную в начале занятия. Вернемся к теме классного часа. Теперь изменилось ваше понимание темы?

Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?

Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки?

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Я тоже хочу сделать доброе дело и подарить вам на память сердечки, пусть они у вас будут талисманами добрых дел.

Выступление на педсовете

Тема:

«Формирование УУД во внеурочной и внеклассной деятельности из опыта работы».

Учитель: Стоянова Е.А.

МОУ «Павловская СОШ»

Март, 2016г.

В своем выступлении я расскажу о приемах и методах работы над УУД. Все УУД взаимосвязаны и формируются на протяжении всей внеурочной деятельности.

Слайд 1.

Праздник «Золотая осень».

Готовясь к этому мероприятию, ребята подбирали материал по теме «Осень» (описание осенних листьев, деревьев, погоды). Систематизировали материал в классе, т.е. шло обогащение словарного запаса учащихся и таким образом развивались познавательные УУД. На основании имеющихся знаний, дети сравнивали по картинкам раннюю и позднюю осень, описывали ее, т.е. формировались регулятивные УУД. Когда ребята работали в команде, учились слышать и отстаивать свою точку зрения - развивались коммуникативные УУД. Личностные УУД формировались на основании нравственной ориентации (важность красоты осенней природы, понимание что природа - источник красоты).

Слайд 2.

Внеклассное мероприятие по сказкам С. Козлова.

На этом открытом мероприятии мы знакомились с творчеством С. Козлова. Ребята прочитали сказки «Ёжик в тумане», «Снежный цветок», «Как ёжик и медвежонок протирали звёзды» и др. Читая сказки,мы вели словарную работу,обогащали словарный запас. Например,объясняли смысл слов «кропотливо», «тускнеют» и др.(формирование познавательных УУД). Регулятивные УУД формировались, когда дети делали вывод, о чем же эти сказки? (о доброте, о красоте, о взаимопомощи). Ребята сделали вывод, что каждый должен делать хорошие дела, тогда мир станет чище и лучше (личностные УУД). Сказки С. Козлова учат моральному поведению.

Приведу пример. Сказка С. Козлова «Как ёжик и медвежонок протирали звёзды». Звезды потускнели, и ежик с медвежонком поднимаются по лестнице и протирают потускневшие звезды. Отвечая на вопрос: «Зачем ёжик и медвежонок протирают звезды?» дети определяли главную мысль сказки (Мы должны заботиться о чистоте и порядке на своей земле, чтобы было светло и радостно всем ) (формирование личностных и регулятивных УУД). Всем классом мы подбирали физминутку к инсценированной сказке «Как ежик и медвежонок протирали звезды». Хотелось, чтобы она соответствовала содержанию сказки. Также как ежик и медвежонок, мы брали в одну руку веник, а в другую тряпочку и протирали звезды. Дети выражали свои желания, управляли своей волей и эмоциями, т.е. шло формирование коммуникативных и регулятивных УУД. Очень впечатлила ребят сказка «Снежный цветок». Ежик, узнав о болезни медведя и о том, что снежный цветок его излечит, отправляется в лес. Он его не может найти. На обратном пути он остановился у проруби и посмотрел в нее. На дне он увидел цветок. Ежик прыгает туда три раза, но цветка там не находит.

Почему же ежик увидел на дне цветок?, - спросила я. Отвечая на этот вопрос у детей формировались регулятивные и личностные УУД на основе уже имеющихся знаний о добре, дружбе и красоте. Ребята ответили, что в воде было отражение его души, такой же красивой, как снежный цветок. Добрый человек красив и душой и внешностью. Здесь также формировались личностные УУД, так как дети выражали свою точку зрения, готовность к преодолению трудностей. Дети познавали ценность добра, учились оказывать поддержку в трудную минуту.

Слайд 3.

Праздник «День Победы».

Все мы знаем, что судьба страны, зависит от того, насколько развито чувство любви к своим родным, к своему народу, к своей Родине. В соответствии с ФГОС второго поколения, это ученик любящий свой край, свою Родину, понимающий ценность семьи и общества. Поэтому патриотическое воспитание, является средством формирования личностных УУД. Ребята подбирали информацию о героях войны, учили стихи о войне. Они договаривались кто будет рассказывать о юных героях В. Котике, Гостелло, З. Космодемьянской, В. Коробко. Учились передавать информацию в сжатой форме. Хваткин Г. И Хваткина К. подготовили проект на тему «Роль моих предков в победе над врагом». Ребята сами распределяли роли в сценке о блокадном Ленинграде. При этом были небольшие споры. Дети учились выходить из них, проявляя толерантность (личностные УУД). Сыграв сценку, ребята узнали, как жили дети в блокадном Ленинграде, как они постепенно перестали смеяться и даже плакать.

На праздник был приглашен член организации «Дети войны». По рассказам своей матери он говорил не столько об ужасах войны, сколько о том, что от личностных качеств каждого человека зависит жизнь многих людей и судьба страны. Дети учились слушать, задавать вопросы. Ребята испытывали гордость за свою Родину, прошлое и настоящее своей страны, любовь к отечеству (формирование личностных УУД).

Слайд 4.

Открытое внеклассное мероприятие «Мое здоровье – в моих руках».

В этом направлении была проведена большая работа, она будет проводиться и дальше, т.к. здоровье детей – политика, в которой заложено наше будущее.

На занятиях формировались познавательные УУД. Ребята получали и добывали информацию о ЗОЖ. Например,было дано задание найти определение слов «эмоция», «привычка». Познакомились с новым термином «гиподинамия». Посмотрев сценку, ребята увидели, к чему приводит гиподинамия. На примере шуточного стихотворения «Вредные привычки», которое мы инсценировали, дети получили знания о вредных привычках, которые мешают человеку в жизни. Средством формирования коммуникативных УУД, является работа в группе. Для развития этой группы УУД мы провели игру «Составь меню». Показав сценку «Сменная обувь», где дети увидели, к чему приводит несоблюдение личной гигиены, у ребят сформировались познавательные УУД. К этому мероприятию Козяба Т. и Костанова В. подготовили 2 проекта «Польза от занятий каратэ» и «Как приготовить мыло в домашних условиях». В ходе работы ребята использовали личный опыт, интернет-ресурсы, справочники (познавательные и личностные УУД).

Слайд 5.

Посещение музея быта и творчества в с. Павловская Слобода .

Во время экскурсии формировались все группы УУД. Ребята знакомились с культурой прошлого. Это богатый материал для воспитания любви к родному краю, родине, к традициям своего народа. Ребята познакомились с историей родного края, испытали чувство гордости за свой край (формирование метапредметных и личностных УУД).

Результатом сформированности метапредметных и личностных УУД считаю отказ учащихся от вредных продуктов (чипсы, кириешки, пепси-кола), выполнение по утрам комплекса утренней зарядки, более активное участие во внеурочной и внеклассной деятельности.

Именно это важно сегодня, когда от современного ученика требуется мобильность, способность применять свои знания на практике, уметь мыслить нестандартно .

Цель мастер-класса: презентация и обсуждение приёмов работы на уроке, способствующих формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Оборудование : компьютер, проектор, доска.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя школ района.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер-класса.

I этап. Вступление в контакт.

Уважаемые коллеги!

Моё выступление мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования - это не знания, а действия». В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.

II этап. Актуальность проблемы.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться? Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса: познакомить с приёмами формирования универсальных учебных действий.

УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:

  1. личностные;
  2. регулятивные;
  3. познавательные;
  4. коммуникативные.

III этап. Основная часть

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Для формирования личностных УУД - используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Обучающиеся должны научится понимать смысл таких понятий как «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья».

На Уроках литературного чтения учимся оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

Для формирования личностных УУД можно предложить такие задания:

  • Работа над проектами.
  • Творческие задания на уроках.

Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично. Например, такие:

  • Написать мини-сочинение.
  • Придумать загадку.
  • Составить тест.
  • Написать отзыв.

На уроках чтения часто провожу по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.

  • Я почувствовал (а) …
  • Я увидел (а) …
  • Я улыбнулся (ась) …
  • Я вспомнил (а) …
  • Мне стало грустно …
  • Я бы продолжил (а) написанное так …
  • Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
  • Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
  • Будущее героев я представляю …
  • Произведение вызвало у меня чувства…

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Что же включают в себя регулятивные УУД? (вопрос слушателям)

Целеполагание, поиск информации, моделирование, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, умение слушать, самоопределение, волевая саморегуляция (карточки разного цвета с регулятивными УУД повесить на доску).

Регулятивные УУД включают:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Остановимся более подробно на целеполагании.

1. Целеполагание. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

А сейчас предлагаю один из приемов целеполагания, который использую на уроках. Внимание на экран. (Мультфильм «38 попугаев»).

После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос:

А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).

Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины - см и дм. (Показывает модель см и дм)

Какой моделью см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке? (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава)

Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38?

А знаете ли вы, что, кроме см и дм, есть и другие единицы длины? Вот одна из них. (Показывает линейку - метр). Это тоже единица длинЫ, называется она метр. А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка?

Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Метр)

Поставьте цели на урок. Вам помогут опорные глаголы: познакомиться, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать … (Познакомить с новой единицей длины - метром, научиться измерять метром, узнать, как соотносится метр с другими единицами длины - см и дм)

Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…)

Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Сейчас мы с вами отработали прием, который в педагогике называется «Ситуация яркого пятна». Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть необычнЫй предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.

Итак: для того чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на:

  1. Побуждение учащихся к достижению цели.
  2. Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои).

3. Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)

Проблемная ситуация

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

  • Самостоятельное решение
  • Коллективная проверка результатов
  • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
  • Постановка цели урока.

Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагается учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте».

Группировка

Деление ряда слов, предметов, фигур, цифр на группы с обоснованием своих высказываний.
Например, урок математики по теме "Двузначные числа" (6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9), урока русского языка "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" (луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь).

Верите ли вы, что…

Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Вселенная. Солнце».

Земля - это одна из планет солнечной системы.

Солнце - ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.

Температура Солнца достигает 7000 градусов.

Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

Земля движется вокруг Солнца.

Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

Исключение

Детям предлагается ряд загадок, картинок, слов, с обязательным неоднократным повтором однотипных, но один из них не подходит к данному ряду. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, окружающий мир по теме урока "Дикие животные".

2. Планирование учебной задачи. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. Для формирования умения планировать часто в своей работе использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».

Например, детям даю задание составить кроссворд по русскому со словарными словами, которые ребята уже изучили, и предлагаю план работы:

  1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.
  2. Выбрать несколько слов из списка.
  3. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались.
  4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.
  5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.
  • Как вы думаете, поможет вам данный план в составлении кроссворда?
  • Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?).

Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять.

(практическая часть)

3. Контроль и оценка. Как любой управляемый про-цесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.

Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка - рефлексивной и прогностической. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.

Приемам действия контроля необходимо специально учить.

Необходимо вооружить детей такими умениями, как:

  • выделять критерии оценки,
  • фиксировать их определённым образом,
  • проводить пооперационный контроль,
  • проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
  • высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.

Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания (обращаю внимание на слайд):

На первых этапах обучения контролю это всевозможные игры, например,

  • «Лесенка»
  • «Число-контролер»
  • сверка с образцом (готовым ответом);
  • выполнение задания по алгоритму;
  • взаимоконтроль с товарищем;
  • (взаимоконтроль служит хорошей школой формирования самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит и на свою деятельность).

Разнообразные приемы формирования самоконтроля можно использовать на уроках математики:

  • решение обратной задачи;
  • проверка полученных результатов по условию задачи;
  • решение задачи различными способами;
  • моделирование;
  • примерная оценка искомых результатов (прикидка);

Видный исследователь проблем контроля и самоконтроля М.Э. Боцманова подчёркивала: “Если вам удастся научить ребёнка постоянному самоконтролю, считайте, что вы сделали очень важный шаг - вы поставили его на эскалатор, который вынесет его к вершинам самостоятельности”.

Как уже отмечалось, оценка напрямую связана с действием контроля. Основой рефлексивной самооценки являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

На начальном этапе обучения оцениванию мы использовали «линеечки», по которым, поставив выше или ниже крестик, можно измерить любые параметры работы.

Собрав работы, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означает: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывает ребенку свои критерии оценивания и просилт в следующий раз быть к себе добрее или строже.

- прием «задания - ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;

(учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж (Незнайка) написал эти предложения, но допустил 3 ошибки (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

Прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «умные вопросы»;

(умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий») (карточки)

- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы). Учащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время учитель предлагает взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета. Затем работы вновь собираются и анализируются.

Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности для предстоящего решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Для формирования коммуникативных УУД - предлагаются задания для работы в паре, группе. Перед тем как приступить к работе в группах повторяем правила работы в группе.

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. Я думаю, что материал сегодняшнего мастер-класса поможет вам эти звездочки зажечь.

V . Рефлексия мастер-класса.

Наш мастер-класс подошел к концу. Я предлагаю оценить ваш вклад в достижение поставленных в начале мастер-класса целей, свою активность, эффективность нашей работы: вам поможет прием «Рефлексивный экран»

«Рефлексивный экран»

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…

Спасибо за внимание.

А теперь предлагаю вам задание, которое поможет нам определить, какие еще приемы можно использовать на этапе планирования учебной задачи .

Приёмы планирования.

Задание 1.

(Группа 1) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили. Илья выполнял задание учителя. Он решил подготовить ребусы и составил план работы.

  • Составить два ребуса.
  • Выбрать слова из списка.
  • Оформить работу красиво.
  • Посмотреть по списку, какие словарные слова ребята уже прошли.

Задание 1. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.

(Группа 2) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили.

Эля решила составить кроссворд из известных первоклассникам математических понятий. Эля написала себе план работы.

  1. Выяснить, как зовут всех первоклассников.
  2. Посмотреть по списку, какие математические понятия дети уже прошли.
  3. Выбрать несколько понятий из списка.
  4. Составить кроссворд.
  5. Составить рассказ со всеми словами.
  6. Оформить работу красиво.
  7. Посчитать количество гласных в каждом слове.

Прием ____________________________________________________

Задание 1. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.

(Группа 3) Учительница попросила ребят выучить стихотворение на конкурс. Глеб начал составлять план работы, но не смог его составить до конца.

Прием ____________________________________________________

  1. Выбрать в книге или учебнике по литературному чтению подходящее стихотворение.
  2. ________________________________________________________________
  3. Прочитать стихотворение перед зеркалом.

Обсуждение по работе в группах.

Итак, для формирования умения планирования, наиболее удачными являются следующие приемы:

  1. Обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  2. Работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  3. Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  4. Составление своего плана решения учебной задачи.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32

С углубленным изучением отдельных предметов»

города Набережные Челны Республики Татарстан

Мастер- класс для учителей:

Формирование УУД на внеклассном мероприятии

г. Набережные Челны

2015 год

Цель мероприятия:

Познакомить с технологией формирования универсальных учебных действий на базе внеклассного мероприятия.

Задачи:

- формирование понятий об улыбке и хорошем настроении;

Формировать добрые взаимоотношения между людьми;

Развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к людям;

Способствовать расширению знаний о взаимоотношениях людей, о хорошем настроении через работу над литературными произведениями, игровые и жизненные ситуации;

Содействовать развитию эмоционально - чувственной сферы личности, через музыкальное сопровождение;

Содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую работу, познавательные игры.

Ход мероприятия:

1.Приветствие.

Добрый день! Я рада Вас всех видеть!

Нарисуйте своё настроение, своё состояние на данный момент, можете передать свое настроение изображением какого- то предмета. (мы ограничены во времени)

Переверните листок и положите его на край стола.

2. Знакомство с технологией.

На каждом этапе урока каждый из нас занимается формированием универсальных учебных действий. Эту технологию я Вам и решила показать. УУД- это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Регулятивные действия включают постановку целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера. Для формирования коммуникативных действий мы будем работать в группах.

Я долго думала, что же показать намастер- классе. Отрывок урока? Думаю считать столбиком примеры или писать под диктовку предложения было бы Вам не очень интересно, поэтому я решила показать внеклассное мероприятие.

3.Выявление места и причины затруднения.

Вы узнаете тему сегодняшнего мероприятия, отгадав загадку. В центре стола лежат листки с загадками, отгадка одинакова. По команде вы переворачиваете, читаете и отгадываете первую загадку. Далее по команде вы отгадывает следующую загадку. Либо вы подтверждаетепервую версию, либо размышляете дальше.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

На лице цветёт,

От радости растёт.

Какая тема сегодняшнего мероприятия?

Какую цель мы поставим перед собой?

На данном этапе была поставлена проблема и поиск решения- это технология формирования регулятивных действий. Извлекали информацию и делали логические выводы- это формирование познавательной деятельности.

Что такое улыбка? Улыбка - выразительные движения мышц лица (губ, глаз и щёк), показывающая расположение к смеху или выражающая удовольствие, приветствие, доброжелательность либо иронию, насмешку (ухмылка)

Почему человек улыбается?

Кто с улыбкою жизнь встречает,

Кто с улыбкой проблемы решает,

Тот, как солнце, всё согревает,

Тот улыбкою зло побеждает.

Какую роль играет улыбка в жизни человека? Обсудите в группах.

Послушаем ваши версии. Называем что-то одно, не повторяемся.

Обычная улыбка посылает в мозг сигнал, что мы счастливы. А когда мы счастливы, организм начинает вырабатывать различного рода эндорфины, которые поднимают настроение, вам и окружающим. Мы становимся красивее, успешнее, у улыбающихся людей- море друзей, продлевает жизнь.

На данном этапе вёлся диалог и работа в группах- это коммуникативные действия. Отбор нужной информации- это познавательные действия.

4. Причины хорошего и плохого настроения.

На столе лежат коробки, в одну Вы кладёте листочки с надписями, которые разрушают настроение, а в другую улучшают настроение.

Злоба Дружелюбный настрой Ругань

Улыбка Ненадежность Тактичность

Сплетни и пересуды Дружеские отношения Скупость

Зависть Уверенность в себе Приятный четкий голос

Боли Удобная практичная одежда Страх

Ревность Чай с шоколадом Недосыпание

Внутреннее удовлетворение Музыка Резкий громкий голос

Суета Приятные теплые цвета Недостаточная самодисциплина

КритикаОбидаВстреча с друзьями

Посмотрим, что вы сложили в коробочку, которая разрушает хорошее настроение.

Закройте коробочку и давайте выкинем, избавимся от того, что нам портит настроение.

На данном этапе работа в группах- это коммуникативные действия. Отбор и поиск нужной информации- это познавательные действия. Это всё связано с жизнью- это личностные действия.

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся подарками судьбы.

Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся.

И вмиг освобождаемся от горестей любых.

Улыбка - вещь бесплатная, простая и понятная,

Смешная и понятная, доступная для всех.

Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся.

И силой наполняемся, дарующей успех!

5. Работа над произведением «Белка и Волк»

Сейчас я прочитаю сказку, которая называется «Белка и волк», а вы слушайте внимательно, после чтения я задам вопросы по тексту.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк вскочил и захотел её съесть. Белка стала просить:

Пусти меня.

Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху – всё играете и прыгаете.

Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала:

Тебе от того скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

Какова главная мысль сказки? (Хорошо тому, у кого доброе сердце).

Как связана доброта с нашей темой?

Не зависит доброта от цвета. Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть, и в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей, если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто, не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость, и взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети.

Согласитесь, злые люди - улыбаться не умеют.

6. Работа с презентацией.

А сейчас, всё внимание на экран- поднимем настроение.

Просыпаясь, улыбаюсь Солнцу, Небу и Земле!

Жизнь прекрасна! Жизнь чудесна!

Люди, улыбнитесь мне!

Вы забудьте о проблемах,вы забудьте о делах!

Пусть весёлая улыбка заиграет на губах!

Пусть глаза блестят от счастья!

Пусть раздастся звонкий смех!

И тогда на этом свете будем счастливы мы все!

Радуйтесь жизни!

Смейтесь от счастья!

Улыбок не прячьте

Назло всем несчастьям!

Живите! Любите

Безумно и страстно!

Грустить не спешите

Ведь жизнь так прекрасна!

7. Итог

Нарисуйте повторно свое теперешнее настроение, состояние. Надеюсь, я смогла изменить, поднять настроение, ну или хотя бы не испортить?

УЛЫБАЙТЕСЬ!

Поднимем настроение себе игрой. Я раздам номера, но вы их никому не должны показывать. Запомнив свой номер, вы должны построиться в ряд, построившись по порядку. Но одно условие- не разговариваете, не показываете на пальцах. 1,3,4,5,7,8,9,10,11,12

Злоба Дружелюбный настройУлыбка

Ругань ТактичностьМузыка

Сплетни и пересуды Скупость

Дружеские отношения Зависть

Уверенность в себе Чай с шоколадом

Удобная практичная одежда Страх

Ревность Недосыпание

Внутреннее удовлетворение

Суета Приятные теплые цвета

Недостаточная самодисциплина

Критика Обида

Встреча с друзьями Любовь

Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение, а в памяти остается надолго.

Она создает счастье в доме и служит паролем для друзей.

На лице цветёт,

От радости растёт.