Ефимов дважды герой советского союза. Небесный танкист

    Александр Николаевич Ефимов 6 февраля 1923 (86 лет)(19230206) Место рождения … Википедия

    Ефимов Александр Николаевич Энциклопедия «Авиация»

    Ефимов Александр Николаевич - А. Н. Ефимов Ефимов Александр Николаевич (р. 1923) — советский военачальник, маршал авиации (1975), кандидат военных наук (1966), заслуженный военный лётчик СССР (1970), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Окончил Ворошиловградскую… … Энциклопедия «Авиация»

    - (р. 1923) российский военачальник, маршал авиации (1975), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну в штурмовой авиации, командир эскадрильи и штурман авиаполка; 222 боевых вылета. С 1969 1 й заместитель, в 1984 91 … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 6.2.1923, Кантемировка, ныне Воронежской области), советский военачальник, генерал полковник авиации (1969), дважды Герой Советского Союза (26.10.1944 и 18.8.1945). Член КПСС с 1943. Родился в семье рабочего. В Советской Армии с мая 1941.… …

    - (р. 1923) советский военачальник, маршал авиации (1975), кандидат военных наук (1966), заслуженный военный лётчик СССР (1970), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу (1942), Военно… … Энциклопедия техники

    - (р. 1923), маршал авиации (1975), Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну в штурмовой авиации, командир эскадрильи и штурман авиаполка; 222 боевых вылета. С 1969 1 й заместитель, в 1984 1990 главнокомандующий ВВС … … Энциклопедический словарь

    - (род. 06.02.1923) летчик штурмовик, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), заслуженный военный летчик СССР, лауреат Государственной премии, маршал авиации (1975), канд. воен. наук. Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. Был… … Большая биографическая энциклопедия

    Ефимов русская фамилия, входит в 250 наиболее распространённых русских фамилий. Известные носители: Содержание 1 А 2 Б 3 В 4 Г 5 Д … Википедия

    I Ефимов Александр Николаевич (р. 6.2.1923, Кантемировка, ныне Воронежской области), советский военачальник, генерал полковник авиации (1969), дважды Герой Советского Союза (26.10.1944 и 18.8.1945). Член КПСС с 1943. Родился в семье… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Москва на линии фронта , Бондаренко Александр Юльевич, Ефимов Николай Николаевич. Предлагаемая вашему вниманию книга составлена на основе материалов газеты "Красная звезда", освещающих малоизвестные страницы Второй мировой войны, при этом особое место уделяется обороне…
  • Горькое лето 1941-го , Ефимов Николай Николаевич, Бондаренко Александр Юльевич. "Для правильного анализа и оценки военных событий важно, чтобы все исторические факты рассматривались с профессиональным пониманием существа дела, с глубоким учетом особенностей конкретной…

6.2.1923

Ефимов Александр Николаевич - командир эскадрильи 198-го штурмового и штурман 62-го штурмового авиационных полков 233-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта.

Родился 6 февраля 1923 г. в селе Кантемировка (сегодня посёлок городского типа Воронежской области) в семье железнодорожника. Русский. Детство и юность провёл в городе Миллерово Ростовской области, где в 1940 г. окончил школу № 2. В 1941 г. окончил Луганский аэроклуб.

В армии с мая 1941 г. В 1942 г. окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. в должности лётчика 594-го штурмового авиационного полка. Участвовал в боях на Западном и 2-м Белорусском фронтах под Вязьмой, Смоленском, в Белоруссии, Польше и Германии. С ноября 1942 г. - лётчик, командир звена, штурман и командир авиаэскадрильи 198-го штурмового авиационного полка. К июлю 1944 г. - командир эскадрильи 198-го штурмового авиаполка (233-я штурмовая авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) старший лейтенант А.Н. Ефимов совершил 100 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 г. старшему лейтенанту Ефимову Александру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4845).

С апреля 1945 г. - штурман 62-го штурмового авиационного полка. Всего за годы войны совершил 222 боевых вылета на штурмовике Ил-2, им лично и в составе группы уничтожено 85 самолётов врага на аэродромах и 7 в воздушных боях, много живой силы и техники противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 г. капитан Ефимов Александр Николаевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 73/2).

После войны занимал различные командные должности в ВВС. В 1951 г. окончил Военно-воздушную академию (Монино). Командовал полком, дивизией. В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. Был заместителем командующего 30-й воздушной армией (в Прибалтийском военном округе). В 1964-1969 гг. командовал воздушной армией в Прикарпатском военном округе. С марта 1969 г. - первый заместитель Главкома ВВС.

С декабря 1984 г. по июль 1990 г. - Главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель министра обороны СССР. В 1990-1993 гг. - председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. С августа 1993 г. маршал авиации А.Н. Ефимов - в отставке.

Живёт в Москве. Председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы; председатель Комиссии по взаимодействию с общественными организациями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ; заместитель председателя Российского организационного комитета «Победа», возглавляемого Президентом РФ; председатель Совета Международной ассоциации ветеранских организаций; член Центрального совета по делам ветеранов Министерства обороны РФ; член Общественной палаты РФ (с 2006 г.).

Маршал авиации (29 апреля 1975 г.), заслуженный военный летчик СССР (1970 г.), доктор военных наук, профессор, академик Военной академии авиации и воздухоплавания. Лауреат Государственной премии СССР (1984 г.).

Награждён 3 орденами Ленина (26 ноября 1944 г., 31.10.1967 г., 4.09.1981 г.), орденом Октябрьской Революции (19.02.1988 г.), 5 орденами Красного Знамени (29.05.1943 г., 21.02.1944 г., 24.10.1944 г., 21.02.1969 г., 5.02.1973 г.), орденом Александра Невского (1.08.1944 г.), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (5.11.1943 г., 11.03.1985 г.), орденами Красной Звезды (30.12.1956 г.), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени (17.02.1976 г.), российскими орденами - «За заслуги перед Отечеством» 2-й (2008 г.), 3-й (2003 г.) и 4-й (1998 г.) степени, Мужества (1997 г.), медалями СССР и РФ, иностранными орденами и медалями.

Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1950 гг. и 1974-1989 гг., народный депутат СССР в 1989-1991 гг. Член ЦК КПСС в 1986-1990 гг.

Его бронзовый бюст установлен в городе Миллерово Ростовской области.

Дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Николаевич Ефимов.

06.02.1923 – 31.08.2012

Родился он 6 февраля 1923 года в с. Кантемировка Воронежской области. В раннем возрасте вместе с матерью перехал в г. Миллерово. Детские и юношеские годы провел в г. Миллерово, поэтому всегда своей малой родиной считал Миллеровскую землю. В 1940 году Александр закончил среднюю школу № 2, тогда она размещалась по адресу ул. Луначарского, 22. В школе Ефимов организовал кружок юных авиамоделистов, принимал активное участие в соревнованиях планеристов, мастерил модели планеров.

После окончания школы поступил в аэроклуб им. Леваневского в г. Луганске. Там быстро промелькнул год. Занятия по теории, подъем на планере, первые учебные полеты с инструктором на самолете «ПО — 2», шумные споры по вечерам. Когда в апреле 1941 года начались экзамены, Саша Ефимов выдержал их отлично и был зачислен в школу военных летчиков.

Летную школу Александр Николаевич закончил в июне 1942 года, получив звание младшего сержанта. Юноша рвался на фронт. Вскоре Ефимова отправили в запасной авиационный полк, а затем перевели в полк штурмовой авиации.

Первый боевой вылет А.Н.Ефимов совершил осенью 1942 года. Это было во время боев под Ржевом. Прошло некоторое время и Ефимову поручили командование небольшим авиационным подразделением. Ефимов часто летал в тыл врага, принимал участие в штурмовке подходящих к фронту вражеских эшелонов. Во время этих боев Александр Николаевич разработал и успешно применял на практике новую тактику боя. Так он постепенно в совершенстве овладел сложной профессией летчика – штурмовика.

После того, как А.Н.Ефимов совершил 19 боевых вылетов, он получил первую правительственную награду – орден Красного Знамени, а во время боев под Вязьмой и Ельней был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Быстро росло летное мастерство Ефимова. В наиболее опасные и трудные моменты боя он не терял ни самообладания, ни спокойствия.

В 1943 г. Александр Николаевич Ефимов участвовал в боях на Орловско-Курской Дуге. Однажды Ефимов получил задание разбомбить подходящий к расположенной в тылу противника железнодорожной станции вражеский эшелон.

Случилось так, что командир группы истребителей прикрытия по ошибке пошел сопровождать другую четверку «Илов», группа же Ефимова осталась без прикрытия.

— Идем на цель, идем на цель. Плотнее строй! – услышали по радио уверенный голос Ефимова ведомые и группа, сомкнув строй, последовала за командиром.

Мощный бомбовый залп обрушили «Ильюшины» на железнодорожную станцию. Летчики и стрелки видели как запылали вагоны, как рвались снаряды. За первым заходом последовал второй, за вторым – третий, в результате которых эшелоны были вдребезги разбиты. В это время к штурмовикам подкралась пара «Мессершмиттов». Они ринулись было в атаку, но встретили стойкий отпор со стороны воздушных стрелков.

По девяти заходов на цель сделали тогда штурмовики, одновременно обстреливая эшелоны и отражая атаки истребителей. Отразив 5 вражеских атак и сражаясь против 17 вражеских самолетов, Ефимов и его товарищи вышли из неравного боя победителями.

Никогда из памяти Александра Николаевича Ефимова не сотрется день 13 июля 1943 года. Вот его рассказ: «Под прикрытием пары истребителей наша четверка штурмовиков нанесла удачный бомбовый удар по вражеским огневым позициям. Мы уже возвращались назад, когда ведущий группы капитан Малинкин передал по радио: «Внимание!» И тут я увидел, что заставило командира резко изменить курс. Слева над нашим передним краем, замкнув круг, изрыгая огнь, вертелись немецкие самолеты, штурмуя нашу пехоту. Там было 13 «Мессершмиттов» и 4 «Фоккевульфа — 190». Их точное количество мы установили позже. Но в тот момент командир принял решение помочь пехоте и это решение каждый из нас воспринял без малейшего колебания. 6 самолетов наших против 17-ти немецких. Неравный, упорный воздушный бой начался дерзкой атакой «Ильюшиных».

Истребители прикрытия связали боем «фоккеров» и таким образом, на каждого штурмовика приходилось по 4 «мессера-110». Но эффект внезапного нападения оправдал себя полностью: боевой порядок «мессеров» нарушился, их ведущий метнулся в сторону, за ним прекратили штурмовку и остальные стервятники.

Воздушный бой длился 27 минут. Он был очень тяжелым. Мой воздушный стрелок сержант Добров был ранен, вражеский снаряд вывел из строя пулемет. Фюзеляж, крылья и хвостовое оперение самолета были изрешечены – около 400 пробоин насчитали механики в моем «Илье». В этом бою погиб наш командир эскадрильи капитан Малинкин. Погиб, помогая пехоте».

В дни боев на Орловско-Курской Дуге в жизни славного летчика произошло радостное событие — Александра Николаевича приняли в ряды ВКП (б). Вскоре он был назначен командиром эскадрильи, которой всегда поручались наиболее ответственные задания.

На Втором Белорусском фронте Александра Николаевича назначили полковым штурманом. 26 июня 1944 г. воины его части торжественно отмечали радостное событие в жизни Ефимова – в этот день он совершил сотый боевой вылет.

Несколько позднее фронтовая газета в статье «170 вылетов капитана Ефимова» писала о нашем земляке: «Разведчики донесли, что у переправы через один водный рубеж скопилось большое количество немецких автомашин, артиллерии и живой силы. Опытный летчик–штурмовик капитан Ефимов и младший лейтенант Бабкин обратились к командиру с просьбой разрешить им вылететь на уничтожение переправы… »

Вернувшись из этого полета, во время которого было уничтожено громадное количество вражеской техники и солдат, капитан Ефимов получил пятую награду – орден Александра Невского.

Ефимову пришлось принимать участие в боях под Гродно, Кенигсбергом, Штеттином и других городов.

В октябре 1944 г. за отличное выполнение боевых заданий командования и проявленную в боях отвагу Александру Николаевичу Ефимову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

За время Великой Отечественной войны Ефимов вырос от старшего сержанта до гвардии майора.

Александр Николаевич Ефимов часто шутил: «Мне особенно везет на цифру 2. Начать с того, что самолет мой имел номер 2, эскадрилья была по счету второй в полку. Когда мне было 22 года, на моем счету оказалось 222 боевых вылета, а 18 августа 1945 года я был награжден второй медалью «Золотая звезда».

Высокое летное мастерство, твердая воля к победе, настойчивость, выдержка, целеустремленная отвага Александра Николаевича Ефимова высоко были оценены Родиной. Две золотые звезды Героя Советского Союза, орден Ленина, 3 ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского и Отечественной войны I степени, несколько боевых медалей — заслуженной наградой красовались на груди майора А.Н. Ефимова – участника Парада Победы в Москве.

В 1951 окончил Военно-воздушную академию, в 1957 — Военную академию Генштаба, служил на командных должностях в ВВС.Он лауреат Государственной премии СССР, кандидат военных наук с 19.03.1966 г.

С декабря 1984 года по июль 1990 года Главнокомандующий Военно-воздушными силами и заместитель министра обороны СССР ; с по 1993 год председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. 29 апреля 1975 года Ефимову было присвоено звание «Маршал авиации» . Он является заслуженным военным летчиком СССР (), доктором военных наук, профессором , академиком Академии наук авиации и воздухоплавания, лауреатомГосударственной премии СССР ().

С августа 1993 года маршал авиации А. Н. Ефимов - в отставке.

Ежегодно 6 февраля в день рождения Александра Николаевича Ефимова у памятника в г. Миллерово проводится митинг памяти в честь славного земляка.

Доктор технических наук, профессор кафедры «Вычислительные системы и сети» (до апреля 2005 г. - кафедра «Электронные вычислительные машины») Института управления и информационных технологий (ИУИТ).

Область научных интересов - математическая статистика, теория сигналов, теория управления, интеллектуальная собственность.

Книги (2)

Предсказание случайных процессов

В брошюре рассказывается об идеях и способах предсказания значений случайных процессов. Рассматриваются простейшие алгоритмы прогнозирования, демонстрируются свойства прогнозирующих фильтров.

Показаны основные свойства алгоритмов прогноза в сочетании с алгоритмами суммирования и циклического опроса. Рассматриваются технические устройства, в которых используется операция прогнозирования. Брошюра рассчитана на массового читателя.

Элитные группы, их возникновение и эволюция

Об одной математической модели и вызванных ею литературных реминисценциях.

Главным достоинством статьи является ее направленность на практический результат. И хотя сама она была написана еще во времена КПСС, ее применимость для решения сегодняшних проблем не перестает поражать.

Комментарии читателей

Рустем / 19.03.2016 прочитал статью этого автора "Элитные группы, их возникновение и эволюция". На мой взгляд, либерально-схоластическая болтовня для неискушенного читателя, чтобы под видом наукообразия втравить в сознание читателя ущербную парадигму восприятия действительности и истории.

Денис / 21.11.2012 Максим Гуреев, да, работа "Элитные группы" принадлежит Ефимову.

/ 1.09.2011 Уважаемый А.Н.(извините не знаю Ваше И.О.) Я также имею несколько публикаций по предсказанию случайных процессов, но вот последнего варианта Вашей книги у меня нет, нет ее и в публичке Санкт-Петербурга. Возможно, Вы видели мои работы в журналах "Радиотехника","Радиотехника и электроника", "Изв.Вузов.Радиоэлектроника". Буду рад если Вы установите связь со мной.В.А.Головков.

Максим Гуреев / 17.07.2011 Доброго времени суток!
Хочу поинтересоваться, не этому ли автору принадлежит следующая работа:
Ефимов, А. Элитные группы, их возникновение и эволюция [Текст] / А. Ефимов // Знание – сила. – 1988. – № 1.
??

Родился 6 февраля 1923 года в селе Кантемировка, ныне посёлок Воронежской области, в семье железнодорожника. В 1940 году окончил школу № 2 в городе Миллерово Ростовской области. С 1941 года в рядах Красной Армии, в 1942 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

В августе 1942 года, в звании сержанта, получил назначение в 198-й ШАП, действовавший на Западном фронте. Как лётчик - штурмовик участвовал в боях под Вязьмой, Ржевом, Брянском, Смоленском, в Белоруссии, Польше, Германии. Был командиром звена, эскадрильи, штурманом авиаполка.

К июлю 1944 года командир эскадрильи 198-го штурмового авиационного Волковыскского полка (233-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) старший лейтенант А. Н. Ефимов совершил 100 успешных боевых вылетов на разведку и штурмовку войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов противника.

26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К 10 апреля 1945 года штурман 62-го штурмового авиационого Гродненского ордена Суворова полка (233-я штурмовая авиационная Ярцевская Краснознамённая дивизия) капитан А. Н. Ефимов совершил 200 успешных боевых вылета. Всего им лично уничтожено 28 самолётов врага на аэродромах, 9 железнодорожных эшелонов, 65 орудий, 47 танков, до 2000 фашистов. Проведя 58 воздушных боёв, сбил 7 самолётов противника (1 лично и 6 в составе группы).

В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, а в 1957 году и Военную академию Генерального штаба. Служил на командных должностях в ВВС. С 1969 года первый заместитель главкома, с 1984 года - главком ВВС - заместитель министра обороны СССР. Заслуженный военный лётчик. С 1975 года Маршал авиации. Кандидат военных наук. Депутат Верховного Совета СССР 2, 9 - 11 созывов. Жил и работал в Москве. Автор книг: "Над полем боя", "Советские Военно - Воздушные силы".

Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями, иностранными орденами. В городе Миллерово Ростовской области установлен бюст.

* * *

В сквере на центральной улице города Миллерово Ростовской области, в окружении высоких каштанов и серебристых елей, стоит бюст дважды Героя Советского Союза , ныне Маршала авиации - Александра Николаевича Ефимова. За первые 100 боевых вылетов он уничтожил 12 вражеских самолётов, 25 танков, и много другой техники. Свой последний, 222-й боевой вылет, совершил 8 мая 1945 года. За особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении лётных кадров и многолетнюю лётную работу в авиации Вооружённых Сил СССР ему присвоенно почётное звание "Заслуженный военный лётчик СССР".

Жизненный путь Александра Николаевича Ефимова сложился совсем не так, как хотел его отец, потомственный железнодорожник. Десятки лет до конца своих дней Николай Герасимович проработал начальником дистанции пути. Естественно, он полагал, что и сын пойдёт по его стопам. Но нет. Сын выбрал другой путь - небо. Страсть к авиации у него зародилась со школьной скамье, в середине 1930-х годов. А кто не мечтал тогда стать лётчиком? Да почти вся молодёжь.

Саша посещал школьный авиакружок, где мальчики мастерили простейшие летательные модели с резиновыми моторчиками. В Миллерово при Осовиахиме работала планерная школа, имевшая несколько планеров УС-4. В ней занимались ученики старших классов. Ребята с увлечением осваивали теорию и с нетерпением ждали самостоятельных полётов. Наконец они состоялись. Тот день, 18 августа 1938 года, Александр Николаевич не забудет никогда. Он впервые поднялся в воздух. Пусть на небольшую высоту, но поднялся, парил над землей. Чувство это не передать словами!

Так Александр заложил, без преувеличения, начало новой династии - династии авиаторов Ефимовых. Ведь не только его дети, но и внук, Александр, посвятил свою жизнь авиации.

Сразу после окончания средней школы в 1940 году Саша поступил в Ворошиловградский аэроклуб, а в мае 1941 года - в Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в июле 1942 года и сразу - на фронт. Он получил назначение в 198-й штурмовой авиаполк 233-й штурмовой авиационной дивизии.

Александру, как говорится, повезло: его определили во 2-ю эскадрилью капитана В. А. Малинкина, который по праву считался одним из лучших командиров. Ещё до войны Виктор Малинкин был инструктором в аэроклубе, потом летал на истребителях, затем переучился на лётчика - штурмовика. Под его руководством и началось становление лётчика Ефимова. И очень успешно: он быстро встал в боевой строй.

Как и все фронтовики, Александр Николаевич помнит свой первый вылет на боевое задание. Штурмовики наносили тогда удар по железнодорожной станции Осуга, что в Калининской области. Крепко досталось противнику, большие потери понёс он. Первый вылет доставил молодому лётчику немало радости оттого, что успешно выполнил задачу.

К началу Курской битвы Александр был уже зрелым лётчиком. Его повысили в звании и должности, посылали ведущим группы на ответственные задания. Он стал заместителем командира эскадрильи.

Задания следовали одно сложнее другого, обстановка порой складывалась самая невероятная. Лётчикам приходилось частенько вести бой в явно невыгодных условиях, с превосходящими силами врага. Накрепко врезался в память Александра Николаевича бой, происшедший в середине июля 1943 года.

Курская битва разворачивалась во всю ширь. Противник, не сумев сломить сопротивление советских войск, прекратил наступление и повернул вспять. 198-му штурмовому авиаполку было приказано нанести удар на Болховском направлении по отходящему противнику, уничтожить его танки и живую силу в посёлках Сорокино, Уколицы. Для выполнения этой задачи командир полка выделил две группы штурмовиков. Вторую в составе 4 "Илов", в которую входил экипаж Ефимова, повёл на задание капитан Малинкин.

Непродолжительный полёт - и штурмовики уже у цели, у посёлка Сорокино. Но что такое? Никаких отступающих колонн здесь нет. Сверху ясно видна оборона врага. Немцы успели закрепиться: вырыть траншеи для пехоты, поставить в окопы танки и самоходки, оборудовать позиции для артиллерии и миномётов. Вот так сюрприз!

Малинкин принимает решение атаковать сначала танки и самоходки как наиболее опасные цели. Капитан делает разворот и устремляется на врага. За ним следуют остальные экипажи. На врагов летят мощные ПТАБы. Взрывы - и вверх взметываются языки пламени. Горят немецкие танки.

Группа делает новый заход и громит из пушек и эрэсов батареи противника, расстреливает из пулемётов живую силу.

Теперь можно возвращаться домой. Штурмовики ложатся на обратный курс. Вскоре лётчики увидели, как большая группа вражеских самолётов безнаказанно бомбит советские войска. Надо выручать свою пехоту, разогнать врагов. А их было 13 многоцелевых Ме-110 и 4 истребителя сопровождения FW-190. Силы явно неравные. Но это не испугало капитана Малинкина. "В атаку, за мной!" - приказывает он по радио.

Завязалась смертельная схватка. Мощным огнём из пушек Малинкин сбивает одного "Мессера". Немцы тут же поджигают машину младшего лейтенанта Зиновского. Бой продолжается. Стрелку Ефимова удается подбить ещё один "Мессер". Однако Александр вскоре остается без ведомого - падает на землю самолёт лейтенанта Петрова. Потеря огромная!

Карусель в воздухе не прекращается ни на одну секунду. Невероятными усилиями "Илам" удается потеснить врага, прикрыть свою пехоту. Но используя своё абсолютное превосходство, немцы действуют нагло, атакуют беспрерывно.

"Командир, подбит самолёт комэска", - услышал Александр голос своего воздушного стрелка сержанта Юрия Доброва. Ефимов повернул голову направо и увидел, как машина Малинкина потянула со снижением на восток. Прикрыть Капитана он не мог, "Мессеры" наседали. Теперь Александр остался один против стаи врагов. Он то и дело маневрировал, бросал Ил-2 влево, вправо. А Ме-110, как коршуны, набрасывались на него. Вот один из них, не рассчитав, выскочил вперёд штурмовика. Ефимов мигом нажал на гашетки пушек и пулемётов и сосредоточенным огнём разнёс вражеский самолёт в клочья. Тот взорвался в воздухе.

Ефимов уже вёл штурмовик над самыми верхушками деревьев, затрудняя маневры "Мессерам". Неожиданно они отстали от "Ила". Александр понял: у них кончилось горючее, и враг вышел из боя. Именно на это он и рассчитывал.

Из всей группы только экипаж Александра Ефимова вернулся на свой аэродром. Механик сержант Юрий Коновалов глянул на машину и тяжело вздохнул: на ней не было живого места, вся изрешечена осколками и пулями, а из масляного радиатора торчали обломки хвои.

Это был, пожалуй, самый тяжёлый бой старшего лейтенанта Ефимова. Но он стойко выдержал нечеловеческие испытания. Выдержал и задумался: почему их, довольно опытных лётчиков, так изрядно потрепали немцы? Долго ломал голову Александр и пришёл к выводу: устарели тактические приёмы боя. Надо искать новые. И он искал, настойчиво совершенствовал боевое лётное мастерство своё и своих подчинённых, оттачивал искусство маневра.

13 июля 1943 года, после гибели капитана Малинкина, старшего лейтенанта Ефимова назначили командиром 2-й эскадрильи. А ему в то время было всего лишь 20 лет!

* * *

Полетите фотографировать передний край противника, - приказал однажды Александру Ефимову командир полка. - Что это такое, объяснять не буду, сам знаешь. Тебя будут прикрывать 6 истребителей.

Есть! - коротко ответил Александр.

Да, Ефимов отлично знал, в какое пекло посылают его. Он стал тщательно готовится к вылету. В его самолёте, в кабине воздушного стрелка, полковые умельцы приспособили аэрофотоаппарат так, чтобы производить перспективное фотографирование наземных объектов врага.

В назначенное время Александр поднял в воздух "Ил" и взял курс на город Мстиславль, где его встретили истребители сопровождения. Внизу - передний край обороны противника. Ефимов снизился до высоты 50 метров и под носом у немцев на большой скорости низко прошёл вдоль линии фронта. А воздушный стрелок тем временем производил фотосъёмку. Ефимов так вёл машину, чтобы создать наиболее выгодные условия для фотографирования. Немцы открыли бешеный огонь.

Закончив первый заход, Александр разворачивается и делает второй, потом третий. Причем на высоте не более 20 метров. Вокруг штурмовика бушует море огня, но он упорно делает своё дело. Наконец фотосъёмка завершена. С набором высоты Ефимов уходит от линии фронта. Фотоснимки оказались на редкость удачными и очень ценными. Командующий 2-м Белорусским фронтом объявил экипажу благодарность.

* * *

К июню 1944 года Александр Ефимов совершил 100 боевых вылетов. Его стрелок, сержант Ю. П. Добров, сбил к тому времени 4 самолёта противника (2 из них - в группе). Весной 1945 года они участвовали в боях над территорией Польши, проведя 200-й вылет под Гданьском. Свой последний боевой вылет капитан А. Н. Ефимов сделал 5 мая 1945 года на порт Свинемюнде, расположенный на Балтийском море, уже в качестве штурмана 62-го Гвардейского штурмового авиационного полка.

Всего за время войны он совершил 222 успешных боевых вылета из них 47 - на разведку. Им лично и в составе группы уничтожено 85 самолётов врага на аэродромах и 7 в воздушных боях. А сколько техники и живой силы потеряли враги от огня его штурмовика! Их число исчисляется сотнями. За героизм, мужество, отвагу, высокое боевое мастерство 26 октября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а 18 августа 1945 его награждают второй медалью "Золотая Звезда".

Александр Николаевич не мыслил себя без авиации. После окончания войны он остался в боевом строю ВВС. В 1951 году А. Н. Ефимов окончил Военно - Воздушную академию, а в 1957 году - Военную академию Генерального штаба. Грамотный, образованный офицер (в 1970 году он получил звание "Заслуженный военный лётчик СССР"), А. Н. Ефимов быстро продвигается по службе: командует авиаполком, укомплектованный самолётами Ил-10. Затем авиадивизией с МиГ-15 и МиГ-17, Воздушной армией. В 1975 году ему присваивается звание Маршала авиации.

В 1984 году А. Н. Ефимов назначается на самый высокий пост в авиации - главнокомандующим ВВС - заместителем министра обороны СССР. В этой должности он пробыл 6 лет. В том же 1984 году он удостаивается Государственной премии СССР за испытания нового оружия. С 1990 года - председатель Государственной комиссии по использованию воздушного транспорта и управлению воздушным движением при правительстве страны.

А. Н. Ефимов избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го, 9 - 11 созывов, народным депутатом СССР (1989 - 1991 гг.), депутатом Верховного Совета РСФСР, Украинской и Латвийской ССР. Он - профессор, кандидат военных наук.

В последние годы Маршал авиации А. Н. Ефимов - председатель комиссии по взаимодействию с общественными организациями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ, президентом Международного благотворительного общественного фонда "Победа - 1945".

* * *

Удар штурмовиков по аэродрому Легштрисс (Данциг).

Укрепившись на подступах к городу. Данциг, немцы оказывали упорное сопротивление нашим наступающим войскам. День и ночь шли ожесточённые бои. Каждый метр земли, каждый дом брался с боем. Данциг, полностью блокированный нашими войсками, был прикрыт сильной системой ПВО. Несмотря на близость линии фронта, аэродром Легштрисс продолжал действовать. Самолёты рассредоточивались далеко за пределами рабочего поля: между ангарами, домами, на расстоянии до 1000 - 1500 метров от рабочего поля. Иногда немцы отруливали самолёты по шоссейной дороге к городу и укрывали их между домами.

25 марта 1945 года я получил приказание группой в 16 Ил-2 нанести удар по артиллерийско - миномётным позициям и скоплению техники противника в районе Олива. Наша часть базировалась на аэродроме Мариенбург. Группу должны были прикрывать 8 Як-3 с этого же аэродрома.

Боевой порядок группы - четвёрки в правом "пеленге". В каждой из последних 3-х четвёрок я назначил экипажи для подавления ЗА противника.

Подходя к НБП - Картхаузы, связался со станцией наведения и получил новое задание: "Нанести удар по аэродрому Легштрисс".

По сведениям разведки, на аэродроме находилось много самолётов, приготовленных к перебазированию. В ангарах велась подготовка к погрузке на баржи разобранных самолётов, которые не могли уйти лётом.

По радио я оповестил всю группу и ведущего группы истребителей прикрытия о перенацеливании. Я решил атаковать цель парами с левым "кругом" и с последующим замыканием его. Открытым текстом я передал ведущим четвёрок о способе атаки цели. Аэродром Легштрисс находился рядом с ранее данной нам целью, так что никаких перерасчётов делать не пришлось, только увеличил курс на 2°, рассчитывая выйти на восточную часть аэродрома, чтобы было удобнее атаковать.

К линии фронта я шёл с набором высоты 2000 - 2200 метров. Линию фронта пересекал со снижением на повышенной скорости (340 км/час). Немцы, привыкнув к расчётам на 290 - 300 км/час для Ил-2, сразу не могли нанести группе поражения. Все разрывы ложились далеко в хвосте. Весь путь до цели мы прошли под сильным огнём немцев, пытавшихся расстроить боевой порядок группы. К аэродрому подошли на высоте 800 - 900 метров. Группа вытянулась в линию по фронту. Поравнявшись с аэродромом, с левым доворотом начали атаку. ЗА аэродрома открыли огонь по группе, но не смогла нанести серьёзного поражения. Специально выделенные для подавления ЗА экипажи на втором заходе заставили их замолчать.

Став в "круг" попарно, группа начала штурмовку аэродрома. Ввиду большой рассредоточенности самолётов приходилось каждому выбирать цель. Группа произвела 3 захода. Выйдя из атаки, я взял курс на центр Данцига. Немцы не ожидали такого маневра и, замолчав, в первый момент не вели никакого огня. Группа вытянулась попарно в цепочку за ведущим. Не дойдя до центра города 2 км, я резко развернулся вправо, одновременно дав об этом команду группе. Срезая "круг", группа быстро приняла боевой порядок, постепенно набирая высоту.

Потерь группа не имела, лишь 4 самолёта получили незначительные повреждения. На аэродроме Легштрисс было сожжено 14 самолётов и ангар, в котором находилось до 20 разнообразных самолётов, приготовленных к эвакуации.

Результаты штурмовки были подтверждены наземными частями, фотоснимками и истребителями прикрытия.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)