Боровых дважды герой советского союза. Биография андрея егоровича боровых

Дважды Герой Советского Союза Боровых Андрей Егорович

Родился 30 октября 1921 года в Курске, в семье рабочего. Окончил среднюю школу в 1936 году. В Красной Армии с 1940 года, в том же году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С декабря 1941 года сержант А. Е. Боровых на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира полка.

Боевую деятельность начал в составе ОГ ПВО города Харькова, на самолёте . С декабря 1941 года по сентябрь 1942 года служил в составе 728-го ИАП. Затем, по май 1945 года, в 157-м ИАП.

К июню 1943 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) младший лейтенант А. Е. Боровых, действуя на Калининском и Центральном фронтах, совершил 341 успешный боевой вылет. В 55 воздушных боях, проявив высокое мужество и отвагу, сбил лично 12 самолётов противника и 14 в составе группы. 28 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза.

К декабрю 1944 года командир эскадрильи того же полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 1-й Белорусский фронт) капитан А. Е. Боровых совершил ещё 123 боевых вылета и сбил 19 самолётов противника. 23 февраля 1945 года награждён второй медалью «Золотая Звезда».

После окончания войны командован авиационным полком, дивизией, корпусом. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию, в 1957 году — Военную академию Генерального штаба. В 1958—1969 годах командовал авиационными соединениями. С 1969 по 1977 годы — Командующий авиацией ПВО страны. Генерал — полковник авиации (1968 год). С 1977 года — Военный консультант Института военной истории МО СССР. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Заслуженный военный лётчик СССР (1966 год). Автор книг — «Новая техника, оружие и человек», «Надёжный щит Родины».

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (трижды), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени; медалями, иностранным орденом. Бронзовый бюст установлен на родине.

Андрей Боровых родился в Курске 30 октября 1921 года под знаком Скорпиона, хранившего его судьбу, как и судьбы относительного большинства асов, родившихся под этим созвездием. Окончил 7 классов, работал шофёром, после чего крепкого и толкового юношу приняли в Чугуевское военное училище лётчиков, переименованное в марте 1941 года в Чугуевскую военную авиационную школу, которую он окончил в том же году.

Несмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами всегда оставляли лучших из лучших. Заметим, что выпуск 1941 года дал стране 54 Героя Советского Союза, 4 дважды и 1 трижды Героев, что в течение грядущих 3,5 лет они собьют в воздухе около 1000 неприятельских машин, то есть по своему составу этот выпуск не имел себе равных в истории Советских ВВС.

Свою первую победу будущий ас одержал в первом же бою. Успех редко приходил к лётчику сразу, и, хотя Боровых полгода был инструктором в училище, его победа объяснима лишь исключительной настойчивостью и лихостью атак молодого лётчика. Правда, и «Харрикейн», на котором он тогда летал, был модернизирован в части вооружения: с лёгкой руки Б. Ф. Сафонова, опыт которого был известен достаточно широко, 4 крыльевых пулемёта «Браунинг» калибром 7,7-мм были заменены на 4 пушки ШВАК калибром 20-мм.

8 боевых вылетов, совершённых Боровых на Калининском фронте, в составе 728-го истребительного авиационного полка, принесли 3 победы, он был назначен командиром звена, награждён орденом Красного Знамени. Вскоре лётчик провёл удачный воздушный бой в районе Зубцова, где на глазах командующего фронтом генерал-полковника И. Конева сбил сначала бомбардировщик Ju-88, а затем и истребитель Ме-109, получив благодарность за отличное ведение схватки. Имя его становится известным в частях фронта, вместе с опытом приходит хладнокровие, ещё больше укрепляется уверенность в своих силах.

Большую часть боевых вылетов Боровых провёл на самолётах, лётно-технические характеристики которых уступали немецким («Харрикейн» Мк.II, ). Компенсировать преимущество вражеских машин помогали тактическая грамотность и военная хитрость, о которых никогда не забывал наш ас: «Лётчик должен не только в совершенстве владеть самолётом, но и обладать военной хитростью. Знания, помноженные на военную хитрость, — в этом успех боя, ключ к победе над самым сильным и коварным врагом». Его считали асом, восхищались его мужеством. Вступая в бой с превосходящим по численности врагом, он умел точно определить, когда нужно открыть огонь.

В середине 1942 года заместитель наркома обороны генерал А. Новиков возложил на известного советского лётчика И. Е. Фёдорова формирование при 3-й Воздушной армии Калининского фронта отдельного полка асов — в пику немцам. У них уже имелась специальная авиагруппа из 28 опытнейших пилотов, летавших на «Мессерах» с нарисованными на фюзеляжах игральными картами.

И вот в одном из боёв в августе 1942 года Фёдоров в паре с Андреем Боровых на Як-7, патрулируя вдоль линии фронта, столкнулись с большой группой Ме-109G. Завязался жестокий скоротечный бой. Буквально за 5 минут Боровых сбил «Мессер» с пиковой дамой на борту, а Фёдоров сразил червонного туза (как выяснилось позднее — командира вражеской авиагруппы).

В тяжёлых воздушных боях на Центральном фронте, на Курской дуге, летая уже на Як-7Б, он сбил 8 немецких самолётов. Ограниченный до минимума район боевых действий сухопутных войск наложил там своеобразный отпечаток на характер воздушных сражений. Подбитые самолёты легко уходили за линию фронта, а выбросившиеся с парашютом пилоты если не попадали в плен, то вскоре добирались до своих подразделений.

В одном из боёв не смог избежать вражеской очереди и Андрей Боровых. Он покинул истребитель с парашютом, а расстрелять лётчика в воздухе фашистам помешал его ведомый Михаил Редькин. Он кружился в воздухе, пока Андрей не опустился на землю. Уже на следующий день, едва вернувшись в полк, Боровых вновь вылетел на боевое задание. В этих боях Боровых в буквальном смысле встал на защиту родного дома, ведь в недавно освобожденном Курске оставались родители, братья и сёстры. Позднее он узнает, что его отец, Егор Григорьевич, погиб при налёте немецкой авиации на Курск.

Вот что пишет о тех днях сам Андрей Егорович Боровых:

«Воздушные бои над Курском, участником которых мне довелось быть, начались задолго до исторического Курского сражения. Уже в апреле-мае 1943 года их напряжённость достигла необычайной силы. Помню, лётчикам нашего 157-го истребительного авиационного полка в иные дни приходилось совершать по 5-6 боевых вылетов. Но все с честью выдерживали эту нагрузку, а многие дрались отважно и дерзко.

В боях за Курск я был командиром эскадрильи и должен отметить, что все лётчики подразделения сражались мужественно, стойко и самоотверженно. Конечно, мне было приятно, что каждый подчинённый отдавал себя целиком творчеству боя, но вдвойне приятно, что дрались мы за освобождение моего родного города.

Да, в Курске я родился. Здесь прошло моё детство. Здесь влюбился раз и навсегда в авиацию. По путёвке комсомола поступил в аэроклуб, успешно закончил его. В Курском небе впервые поднялся на учебном спортивном самолёте, не подозревая, что сравнительно скоро мне придётся защищать Курск на боевом Як-7Б. Аэроклуб Осоавиахима дал путёвку в военную авиационную школу, где преподаватели и инструкторы формировали у нас качества, необходимые для боя, для победы.

И вот огневое курское небо лета 1943 года, непрерывные вылеты. Зачастую садились только за тем, чтобы заправиться горючим и боеприпасами. За время воздушных боёв под Курском мне удалось уничтожить 8 вражеских самолётов. Но в одном из боёв я был сбит сам, легко ранен и спасся только благодаря парашюту».

К июню 1943 года командир звена 157-го истребительного авиаполка младший лейтенант А. Е. Боровых имел на своём счету 12 лично сбитых самолётов противника и 14 — в составе группы. В конце августа он стал командиром эскадрильи, Героем Советского Союза.

После Курской битвы его полк сражался в небе над Глуховом, Новгород-Северским, Нижиным, Черниговом, городами Белоруссии и Польши.

Осенью 1944 года полк был перевооружён на — истребитель, превосходивший большинство современных ему немецких типов. На этой машине Боровых участвовал в Белорусской операции, в освобождении Польши, в боях на Берлинском направлении. Этот истребитель уже не получил ни одной пробоины.

В боях за освобождение Польши он сбил 10 самолётов противника и был награждён польским орденом.

К декабрю 1944 года капитан А. Е. Боровых сбил ещё 19 самолётов противника и 23 февраля 1945 года был награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Всего за годы войны Андрей Егорович Боровых совершил около 600 боевых вылетов, провёл около 150 воздушных боёв, сбил лично 32 и в составе группы 14 вражеских самолётов. Его боевой путь пролёг через Ржев и Торопец, Орёл и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву, закончившись под Берлином. Он летал на перехват вражеской авиации, сопровождал бомбардировщики в тыл врага, вёл воздушную разведку.

После войны, 23-м приёмом, в числе 20 дважды Героев, так называемой «золотой орды», капитан А. Е. Боровых был зачислен в Военно-Воздушную академию. После её окончания командовал полком, дивизией. Освоил многие типы боевых реактивных самолётов. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1958 — 1977 годах был на командных должностях в Московском округе ПВО, Дальневосточном военном округе, Киевском военном округе. С 1968 года генерал — полковник авиации А. Е. Боровых был назначен командующим авиацией ПВО страны. С 1977 года работал в Институте военной истории.

В экспозиционном зале Курского областного краеведческого музея, посвящённом Великой Отечественной войне, есть бюст Андрея Боровых, его китель, украшенный «Золотыми Звёздами» Героя и орденскими планками, фотография, а в фондах музея — шлемофон, депутатский билет на его имя, Диплом Почётного гражданина города Курска, листовка Главного политического управления Красной Армии, многочисленные фотографии военных лет, его личные вещи.

Боровых Андрей Егорович

Первую победу он одержал в первом же бою. Успех редко приходил к летчику сразу, и, хотя Боровых полгода был инструктором в училище, его победа объяснима лишь исключительной настойчивостью и лихостью атак молодого летчика. Правда, и «Харрикейн», на котором он тогда летал, был модернизирован в части вооружения; и с легкой руки Б. Сафонова, опыт которого был известен достаточно широко, четыре крыльевых пулемета Браунинг калибром 7,7 мм были заменены четырьмя 20-миллиметровыми пушками ШВАК.

8 боевых вылетов, совершенных Боровых на Калининском фронте, принесли 3 победы, он был назначен командиром звена, награжден орденом Красного Знамени. Вскоре летчик провел воздушный бой в районе Зубцова, где на глазах командующего фронтом генерал-полковника И. Конева сбил Ю-88 и Ме-109, получив благодарность за отличное ведение схватки. Имя его становится известным в частях фронта, вместе с опытом приходит хладнокровие, еще больше укрепляется уверенность.

А. Боровых родился в Курске 30 октября 1921 г. под знаком Скорпиона, хранившего его судьбу, как и судьбы относительного большинства асов, родившихся под этим созвездием. Окончил 7 классов, работал шофером, после чего крепкого и толкового юношу приняли в Чугуевское военное училище летчиков, переименованное в марте 1941 года в Чугуевскую военную авиационную школу, которую он окончил в том же году. Несмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами оставляли лучших из лучших. Заметим, что выпуск 41-го года дал 54 Героя Советского Союза, 4-х дважды и одного трижды Героев, что в течение грядущих трех с половиной лет они собьют в воздухе около 1000 неприятельских машин, то есть по своему составу этот выпуск не имел себе равных в истории Советских ВВС.

Большую часть боевых вылетов Боровых провел на самолетах, летно-технические характеристики которых существенно уступали немецким («Харрикейн» Мк11*, Як-7Б). Компенсировать преимущество вражеских машин помогали тактическая грамотность и военная хитрость, о которых никогда не забывал наш ас: «Летчик должен не только в совершенстве владеть самолетом, но и обладать военной хитростью. Знания, помноженные на военную хитрость, - в этом успех боя, ключ к победе над самым сильным и коварным врагом».

В тяжелых воздушных боях на Центральном фронте, на Курской дуге уже на Як-7Б он сбил 8 немецких самолетов. В одном из боев выбросился с парашютом из горящей машины, но на следующий день, едва вернувшись в полк, вновь вылетел на боевое задание. В этих боях он в буквальном смысле встал на защиту родного дома, ведь в недавно освобожденном Курске оставались родители, братья и сестры. Позднее он узнает, что его отец, Егор Григорьевич, погиб при налете немецкой авиации на Курск.

В конце августа 1943 г. Боровых стал командиром эскадрильи, Героем Советского Союза.

Весной 1944 г. полк был перевооружен на Як-3 - истребитель, превосходивший большинство современных ему немецких типов. На этой машине Боровых участвовал в Белорусской операции, в освобождении Польши, в боях на Берлинском направлении. Этот истребитель уже не получил ни одной пробоины.

Во время ВОВ летчик провел около 500 боевых вылетов, 130 воздушных боев, лично сбил 32 и в группе 14 самолетов противника. Воевал в составе 157-го иап (273 иад, 6 иак, 16 ВА).

После войны, 23-м приемом, в числе 20 дважды Героев, так называемой «золотой орды», капитан Боровых был зачислен в ВВА. После окончания академии (1951) командовал полком, дивизией. Освоил многие типы боевых реактивных самолетов. Заслуженный военный летчик СССР. В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1958-1977 гг. на командных должностях в Московском округе ПВО, Дальневосточном военном округе, Киевском военном округе. С 1968г. генерал-полковник авиации Боровых был назначен командующим авиацией ПВО страны. С 1977 г. работал в Институте военной истории. Написал две книги: «Новая техника, оружие и человек» (М., 1972), «Надежный щит Родины» (М., 1985).

Дважды Герой Советском Союза (24.8.43; 23.2.45). Награжден 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., 3 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й ст., медалями.

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Андрей Один из двенадцати апостолов, его поминали 30 ноября.В Евангелии рассказывается о том, что Андрей был рыбаком на озере Тивериадском (Галилейском море). Вместе с братом Петром Андрей входил в общину учеников Иоанна Крестителя. Когда Иисус Христос призвал Андрея

автора Вострышев Михаил Иванович

Дедушка Андрей. Городской голова, купец Андрей Петрович Шестов (1783–1847) По описанию 1781 года «Москва есть средоточие всей российской торговли и всеобщее хранилище, в которое наибольшая часть всех входящих в Россию товаров стекается, и из онаго как во внутренние части

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Вечера дяди Володи. Меценат Владимир Егорович Шмаровин (1847–1924) В 1772 году в Москве иностранцами был основан первый клуб - Английский, в 1784-м появился второй - Дворянский (Московское благородное собрание), в начале следующего века добавились к ним Немецкий и Купеческий.

Из книги 100 знаменитых ученых автора Скляренко Валентина Марковна

ЖУКОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ (1847 г. – 1921 г.) Николай Егорович Жуковский родился 5 (17) января 1847 года в деревне Орехово под Владимиром. Отец Николая, Егор Иванович, происходил из небогатой дворянской семьи, он получил образование в Петербургском институте инженеров путей

Из книги Полководцы Первой Мировой [Русская армия в лицах] автора Рунов Валентин Александрович

Зальца Антон Егорович Родился в 1843 году в Санкт-Петербурге в семье барона Егора Александровича Зальца (1805–1881), сенатора, присутствующего члена Государственного совета, прадед которого в начале XVIII века переселился из Голштинии в Прибалтику, став родоначальником

Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав Владимирович

Николай Егорович Жуковский (1847–1921)

Из книги «Города» и «замки» Хазарского каганата. Археологическая реальность автора Флёров Валерий Сергеевич

Андрей-аул Городище с этим названием расположено на р. Акташ. Имеет неправильные, подчинённые местности очертания, 700 х 450 м (рис. 25). Защитой служили валы и рвы, овраги, обрывистые берега реки. На городище исследователи выделили «сам город» размерами 500 х 450 м, окружённый

Из книги Исторический маразм Кремля и «Болота» [Россией правят двоечники!] автора Нерсесов Юрий Аркадьевич

ИОСИФ БРОДСКИЙ, АНДРЕЙ ВОЛКОНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ, НАУМ КОРЖАВИН, ВЛАДИМИР МАКСИМОВ, ВИКТОР НЕКРАСОВ, АНДРЕЙ САХАРОВ, АНДРЕЙ СИНЯВСКИЙ, советские

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Егорович Владимир Алексеевич Один из шести советских летчиков-истребителей, имеющих на своем личном боевом счету официальную победу над реактивным самолетом. В апреле 1945 г. в небе над Берлином очередью из 37-миллиметровой пушки своего Як-9Т он сбил Ме-262.Комэск

Из книги Зодчие Санкт-Петербурга XVIII–XX веков автора Исаченко Валерий Григорьевич

Из книги Реактивная авиация Второй мировой войны автора Козырев Михаил Егорович

Михаил Егорович Козырев, Вячеслав Михайлович Козырев Реактивная авиация Второй мировой

Из книги Вопросительные знаки в «Царском деле» автора Жук Юрий Александрович

Чуцкаев Сергей Егорович (1876–1944) И, наконец, последним в списке лиц «еврейской национальности», причисленных к таковым М. К. Дитерихсом, оказался С. Е. Чуцкаев, о котором генералу, тем не менее, сведений «собрать не удалось»…Сергей Егорович Чуцкаев родился 22 марта 1876 года в

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Дважды Герой Советского Союза майор Боровых А. Е. Бои пары истребителей с превосходящими силами противникаСвою боевую деятельность летчика-истребителя я начал ведомым, а затем постепенно стал водить группы истребителей на выполнение всех видов боевой работы

Из книги Знаменитые писатели автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Андрей Платонович Платонов. Настоящее имя – Климентов Андрей Платонович (1.09.1899 – 05.01.1951) Русский писатель.Романы «Чевенгур», «Котлован»; повести «Ювенильное море», «Сокровенный человек», «Город Градов», «Джан», «Впрок», «Ямская слобода», «Епифанские шлюзы»; сборники

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Андрей Боголюбский Юрию Долгорукому, хотя он и долго жил на севере, в Ростово-Суздальской земле, видимо, очень хотелось утвердиться на юге: сильно добивался он Киева, вел упорную борьбу с племянником своим Изяславом Мстиславичем, наконец добился-таки своего и умер великим

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

(30.10.1921–7.11.1989), летчик?истребитель, дважды Герой Сов. Союза (24.8.1943, 23.2.1945), ген. – полк. авиации (1968). Сын рабочего. В 1940 поступил в РККА. Окончил Чугуевскую воен. авиац. школу пилотов (1940), Воен. – возд. академию (1951), Воен. академию Генштаба (1957). С дек. 1941 участвовал в боях на фронте. С 1943 чл. ВКП(б). С 1943 ком. звена, с 1944 ком. эскадрильи 157?го истребит. авиаполка. К авг. 1943 совершил 341 боевой вылет, принял участие в 55 воздушных боях, лично сбил 12 самолетов противника и 14 – в группе. К февр. 1945 сбил еще 19 самолетов противника. Всего за годы войны совершил ок. 470 боевых вылетов, лично сбил 31 самолет противника и 14 – в группе. После войны ком. авиаполка, авиац. соединения. С 1958 на командных должностях в Моск. округе ПВО, Дальневост. и Киевском ВО; в 1969–77 команд. авиацией ПВО СССР. С 1977 воен. консультант Ин?та воен. истории Мин?ва обороны СССР. Погиб.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Боровых, Андрей Егорович

(30.10.1921-07.11.1989) - летчик-истребитель, заслуженный военный летчик СССР (1966), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945), генерал-полковник авиации (1968). Участник Великой Отечественной войны с декабря 1941 г. Был командиром 157 иап. Совершил 470 боевых вылетов, сбил лично 32 самолета и 14 в группе. Войну закончил в Берлине. После войны служил на командных должностях в войсках ПВО Страны. В 1969-1977 гг. был командующим авиацией ПВО. С 1977 г. работал в Институте военной истории МО СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2 созыва. Автор книг "Новая техника, оружие и человек", "Надежный щит Родины". Бронзовый бюст установлен на родине в г. Курске.

Боровых, Андрей Егорович

(30.9.1921-7.11.1989). Летчик-истребитель. Родился 30 октября 1921 в Курске в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 г. В 1936 году окончил среднюю школу. В Советской Армии с 1940 года. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов в 1940 г. На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Его боевой путь пролег через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву и закончился под Берлином. Он летал на перехват вражеской авиации, сопровождал наши бомбардировщики в тыл врага, вел воздушную разведку. Звание Героя Советского Союза командиру звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) младшему лейтенанту Боровых Андрею Егоровичу присвоено 24 августа 1943 года за 341 успешных боевых вылетов и участие в 55 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолетов противника и 14 в составе группы. Второй медали "Золотая Звезда" командир эскадрильи того же полка (234-я истребительная авиационная дивизия, те же корпус и армия, 1-й Белорусский фронт) капитан Боровых удостоен 23 февраля 1945 года за сбитые в последующих 49 воздушных боях еще 19 вражеских самолетов. Всего за годы войны Боровых совершил около 470 успешных боевых вылетов, сбил лично 31 и в группе 14 самолетов. После окончания войны командовал авиационным полком, авиационными соединениями. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. В 1957 - Военную академию Генерального штаба. В 1958-1977 годах на командных должностях в Московском военном округе ПВО, ДВО, КВО, командующий авиацией ПВО страны, генерал-полковник авиации (1968). С 1977 - в Институте военной истории МО СССР. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета СССР. Награжден 2-мя орденами Ленина, 5 Красного Знамени, орд. Александра Невского, Отечественной войны 1 ст., 3 орд. Красной Звезды, орд. "За службу Родине в ВС СССР" 3 ст., медалями. Бронзовый бюст установлен на родине героя. Автор научных статей "Новая техника, оружие и человек" М. 1972 г., "Надежный щит родины" 1985 г. и др. 7 ноября 1989 года Андрей Егорович умер.

Б оровых Андрей Егорович - летчик-истребитель 157-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии.

Родился 30 октября 1921 года в городе Курск в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В 1936 году окончил среднюю школу.

В Красной Армии с 1940 года. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Его боевой путь пролёг через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву и закончился под Берлином. Он летал на перехват вражеской авиации, сопровождал наши бомбардировщики в тыл врага, вёл воздушную разведку.

Звание Героя Советского Союза командиру звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) младшему лейтенанту Боровых Андрею Егоровичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за 341 успешный боевой вылет и участие в 55-и воздушных боях, в которых он лично сбил 12 самолётов противника и 14 в составе группы.

Второй медали "Золотая Звезда" командир эскадрильи того же полка (234-я истребительная авиационная дивизия, те же корпус и армия, 1-й Белорусский фронт) капитан Боровых Андрей Егорович удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за сбитые в последующих 49-и воздушных боях ещё 19 вражеских самолётов.

Всего за годы войны А.Е. Боровых совершил около 470-и успешных боевых вылетов, сбил лично 31 и в группе 14 самолётов противника.

После окончания войны отважный лётчик-истребитель командовал авиационным полком, авиационными соединениями. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию. В 1957 году - Военную академию Генерального штаба. В 1958-77 годах - на командных должностях в Московском военном округе ПВО, ДВО, КВО, командующий авиацией ПВО страны, генерал-полковник авиации. С 1977 года - в Институте военной истории Министерства обороны СССР. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета СССР. Жил в городе-герое Москве. Трагически погиб 7 ноября 1989 года.

________________________________

Юность мужает в боях

Г енерал Боровых хорошо помнит первую военную зиму конца 1941 года - начала 1942 года. Это было на Калининском фронте. Наши войска вели успешное наступление против фашистских армий группы «Центр». Уже далеко позади остались освобожденные Калинин, Клин, Селижарово. Начинались упорные бои в районе Ржева, Торопца, Холма.

Боровых прибыл на Калининский фронт в разгар этих наступательных операций. Здесь началась его фронтовая жизнь. Отсюда через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву пролегает его боевой путь, закончившийся в Берлине. Начал он его рядовым летчиком, а закончил командиром эскадрильи, дважды Героем Советского Союза.

Первый воздушный бой принес ему первую победу. В районе Холма он стремительно атаковал фашистский «юнкерс» и сбил его. А вскоре, охраняя с воздуха железнодорожную станцию Торопец, он сразил второй, а затем третий вражеский бомбардировщик. Этот успех окрылил молодого летчика.

Получив сведения, что фашисты готовятся совершить крупный налет на район Зубцова, где были сосредоточены наши танковые части, командование полка поручило группе самолетов, которой командовал Боровых, прикрыть этот район.

Рядом с истребителем Боровых шли самолеты Баранова, Томильченко, Крупина, Казначеева, Шевцова. Вот и заданный район. Где-то там внизу, в лесной чаще, укрылись наши танкисты. Сверху хорошо виден огромный лесной массив. Вокруг леса - несколько сожженных деревень.

Дежурство уже близилось к концу, когда в эфире раздался предупреждающий голос с земли:

Внимание! Появилась большая группа фашистских бомбардировщиков. Подготовьтесь к отражению атаки.

Вражеские самолеты шли прямым курсом в район расположения наших танковых частей. Боровых атаковал ведущего. Фашист, видимо, не ожидавший такой дерзкой атаки, попытался отвернуть в сторону, но было уже поздно. Снаряды хлестнули по плоскостям, ударили в фюзеляж. «Юнкере» вспыхнул в воздухе и тут же рассыпался на части. В это время Михаил Баранов поджег второй фашистский бомбардировщик. Не принимая боя, остальные самолеты повернули обратно.

Прекратить преследование, - передал по радио Боровых.

Не успели советские летчики перестроиться и занять свое место над районом расположения наших танков, как на них из-за облаков свалилось 12 «мессершмиттов». И советские истребители снова вступили в бой. Через несколько минут Андрею Боровых удалось сразить одного из фашистов. Но силы были слишком неравные. Один из наших «ястребков» был подожжен, и летчик, стараясь сбить пламя, резко пошел вниз. Вскоре вышел из боя второй советский истребитель, оказался подбитым третий. Все труднее становилось вести бой трем оставшимся экипажам. У самолета, которым управлял Андрей Боровых, отказала пушка, кончились патроны в пулеметах, на исходе был бензин. Надо уходить, но 11 «мессершмиттов» плотно преграждают путь.

Боровых решил перехитрить фашистов. Измотав их сложными изворотами, он неожиданно скользнул под один из «мессеров» и ушел в сторону расположения войск противника. Михаил Баранов и Анатолий Томильченко повторили маневр Боровых. Фашисты, ожидавшие, что наши летчики будут пробиваться на восток, в сторону расположения советских войск, потеряли из виду советские «ястребки». Оторвавшись от преследователей, наши самолеты вернулись на свой аэродром.

Впоследствии Андрей Боровых не раз вспоминал этот трудный бой. Он снова и снова пытался уяснить себе, в чем заключалась ошибка. Можно ли было избежать потерь? Ответ на эти вопросы был один - нужно действовать более осмотрительно и расчетливо.

А за гибель наших «ястребков» мы еще расквитаемся,- сказал тогда своим боевым товарищам Андрей Боровых.

И такая возможность вскоре представилась. Было это уже в районе города Белый. В тот день Боровых летел ведущим, рядом шли еще два наших истребителя. В это время на горизонте показалось пять фашистских бомбардировщиков в сопровождении четырех «мессершмиттов». Противник не знал еще, что на советских истребителях установлены новые пушки вместо снятых мелкокалиберных пулеметов. Уверенные в своей недосягаемости, гитлеровские летчики продолжали свой путь, не обращая внимания на паши самолеты.

Андрей Боровых сбил с них спесь. Когда расстояние между самолетами сократилось до 800 метров, он дал по сомкнутому строю «юнкерсов» залп реактивными снарядами. Один из вражеских бомбардировщиков тут же рухнул на землю, второй был сильно поврежден и стал быстро терять высоту.

Развернувшись, Боровых поспешил на помощь товарищам, которые вступили в бой с другими вражескими бомбардировщиками. Но в этот момент на него навалились четыре «мессершмитта». Один из гитлеровских летчиков зашел сверху и приготовился открыть огонь по советскому истребителю. Боровых неожиданно резко сбавил газ и перешел на скольжение. Самолет значительно уменьшил скорость, и пулеметная трасса прошла мимо. Когда же обманутый фашист проскочил вперед, Андрей Боровых ударил по нему из пушек.

Получай, гад! - бросил он вдогонку сбитому самолету.

Нырнув в облака, Боровых оторвался от остальных «мессершмиттов» и присоединился к своей группе. На последних каплях бензина добрался до своего аэродрома. Там он узнал, что наблюдавший за воздушным боем командующий фронтом И. С. Конев объявил ему благодарность.

Всю войну провел Андрей Боровых на фронте. Совершил около 600 боевых вылетов, в воздушных сражениях сбил лично 32 фашистских самолета и 14 - в групповых боях. Не раз смотрел смерти в глаза...

Конец лета 1944 года. Белорусский фронт. Уже несколько дней моросит мелкий дождь. По земле стелется серая дымка тумана. А вокруг нескончаемая пелена серых облаков.

И когда это только кончится, - оглядывая горизонт, задумчиво произносит Боровых. - Надоело уже ждать.

Да, в такую погоду не полетишь, - соглашается штурман полка.

И вдруг приказ: срочно выслать группу летчиков на розыски нашего кавалерийского соединения, попавшего в районе Бреста в окружение. Кавалеристы совершали рейс в глубокий тыл врага. На обратном пути они лишились средств связи. Необходимо установить точные координаты кавалерийского соединения и помочь ему вырваться из окружения.

И вот уже четверка истребителей взяла курс на запад. Их ведет Андрей Боровых. Летчики пересекли линию фронта, а затем, вынырнув из облаков, на бреющем полете начали осматривать местность. На огромной скорости проносились они над оврагами и пашнями, внимательно обследовали каждую рощу.

Андрей Боровых давно уже потерял счет времени. Глаза от длительного напряжения покраснели, гимнастерка не успевала просыхать от пота. Надо бы отдохнуть, но нет времени. Много раз улетала и вновь возвращалась на свой аэродром четверка истребителей. И лишь к концу вторых суток кавалерийское соединение было обнаружено.

Вышедшие из окружения кавалеристы пригласили к себе своих спасителей-летчиков. Никогда еще Андрей Боровых не видел столько радостных, взволнованных лиц. Он не успевал отвечать на приветствия. Ему жали руки, крепко обнимали.

Спасибо, братцы, спасибо, родные! - неслось со всех сторон.

Как-то раз, патрулируя над Вислой, Андрей Боровых и Михаил Баранов встретились в воздухе с 20 «фоке-вульфами». Чтобы обмануть врага, наши летчики повернули обратно и создали видимость, что уходят от боя. Но, зайдя в облачность, они резко изменили курс и почти молниеносно оказались над фашистскими самолетами. Поочередно появляясь из-за облачности, «ястребки» обрушивали на «фокке-вульфы» лавину огня и снова уходили ввысь, за облака. Гитлеровцы никак не могли понять, сколько истребителей их атакуют. Уже пять машин догорают внизу, а атаки не прекращаются. Так победили мужество и военная хитрость.

Каждый раз, когда Боровых сбивал в воздушном бою самолет противника, он непременно при возвращении делал над своим аэродромом «горку». Это все хорошо знали в полку. На этот раз ему пришлось сделать три «горки».

Последние месяцы Отечественной войны Андрей Боровых провел почти в непрерывных боевых полетах на Варшавском, а затем на Берлинском направлениях. Он вылетал на перехват вражеской авиации, сопровождал наши бомбардировщики в тыл врага, вел воздушную разведку. Ему пришлось участвовать во многих воздушных сражениях. Но за все это время его самолет не получил ни одной пробоины.

Когда в феврале 1945 года Андрея Боровых наградили второй золотой медалью Героя, ему было всего лишь 24 года. Теперь генерал Боровых может с гордостью вспоминать военные годы. В великую победу он внес и свою лепту как верный сын Советской Отчизны и храбрый воин.

А. Синицын.

Андрей Боровых родился в Курске 30 октября 1921 года под знаком Скорпиона, хранившего его судьбу, как и судьбы относительного большинства асов, родившихся под этим созвездием. Окончил 7 классов, работал шофёром, после чего крепкого и толкового юношу приняли в Чугуевское военное училище лётчиков, переименованное в марте 1941 года в Чугуевскую военную авиационную школу, которую он окончил в том же году.

Несмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами всегда оставляли лучших из лучших. Заметим, что выпуск 1941 года дал стране 54 Героя Советского Союза, 4 дважды и 1 трижды Героев, что в течение грядущих 3,5 лет они собьют в воздухе около 1000 неприятельских машин, то есть по своему составу этот выпуск не имел себе равных в истории Советских ВВС.

Свою первую победу будущий ас одержал в первом же бою. Успех редко приходил к лётчику сразу, и, хотя Боровых полгода был инструктором в училище, его победа объяснима лишь исключительной настойчивостью и лихостью атак молодого лётчика. Правда, и «Харрикейн», на котором он тогда летал, был модернизирован в части вооружения: с лёгкой руки Б. Ф. Сафонова, опыт которого был известен достаточно широко, 4 крыльевых пулемёта «Браунинг» калибром 7,7-мм были заменены на 4 пушки ШВАК калибром 20-мм.

8 боевых вылетов, совершённых Боровых на Калининском фронте, в составе 728-го истребительного авиационного полка, принесли 3 победы, он был назначен командиром звена, награждён орденом Красного Знамени. Вскоре лётчик провёл удачный воздушный бой в районе Зубцова, где на глазах командующего фронтом генерал — полковника И. Конева сбил сначала бомбардировщик Ju-88, а затем и истребитель Ме-109, получив благодарность за отличное ведение схватки. Имя его становится известным в частях фронта, вместе с опытом приходит хладнокровие, ещё больше укрепляется уверенность в своих силах.

Большую часть боевых вылетов Боровых провёл на самолётах, лётно — технические характеристики которых уступали немецким («Харрикейн» Мк.II, Як-7Б). Компенсировать преимущество вражеских машин помогали тактическая грамотность и военная хитрость, о которых никогда не забывал наш ас: «Лётчик должен не только в совершенстве владеть самолётом, но и обладать военной хитростью. Знания, помноженные на военную хитрость, — в этом успех боя, ключ к победе над самым сильным и коварным врагом». Его считали асом, восхищались его мужеством. Вступая в бой с превосходящим по численности врагом, он умел точно определить, когда нужно открыть огонь.

В середине 1942 года заместитель наркома обороны генерал А. Новиков возложил на известного советского лётчика И. Е. Фёдорова формирование при 3-й Воздушной армии Калининского фронта отдельного полка асов — в пику немцам. У них уже имелась специальная авиагруппа из 28 опытнейших пилотов, летавших на «Мессерах» с нарисованными на фюзеляжах игральными картами.



И вот в одном из боёв в августе 1942 года Фёдоров в паре с Андреем Боровых на Як-7, патрулируя вдоль линии фронта, столкнулись с большой группой Ме-109G. Завязался жестокий скоротечный бой. Буквально за 5 минут Боровых сбил «Мессер» с пиковой дамой на борту, а Фёдоров сразил червонного туза (как выяснилось позднее — командира вражеской авиагруппы).

В тяжёлых воздушных боях на Центральном фронте, на Курской дуге, летая уже на Як-7Б, он сбил 8 немецких самолётов. Ограниченный до минимума район боевых действий сухопутных войск наложил там своеобразный отпечаток на характер воздушных сражений. Подбитые самолёты легко уходили за линию фронта, а выбросившиеся с парашютом пилоты если не попадали в плен, то вскоре добирались до своих подразделений.

В одном из боёв не смог избежать вражеской очереди и Андрей Боровых. Он покинул истребитель с парашютом, а расстрелять лётчика в воздухе фашистам помешал его ведомый Михаил Редькин. Он кружился в воздухе, пока Андрей не опустился на землю. Уже на следующий день, едва вернувшись в полк, Боровых вновь вылетел на боевое задание. В этих боях Боровых в буквальном смысле встал на защиту родного дома, ведь в недавно освобожденном Курске оставались родители, братья и сёстры. Позднее он узнает, что его отец, Егор Григорьевич, погиб при налёте немецкой авиации на Курск.

Вот что пишет о тех днях сам Андрей Егорович Боровых:

«Воздушные бои над Курском, участником которых мне довелось быть, начались задолго до исторического Курского сражения. Уже в апреле — мае 1943 года их напряжённость достигла необычайной силы. Помню, лётчикам нашего 157-го истребительного авиационного полка в иные дни приходилось совершать по 5 — 6 боевых вылетов. Но все с честью выдерживали эту нагрузку, а многие дрались отважно и дерзко.


Лётчик — истребитель Андрей Боровых ведёт бой на самолёте Як-9.

В боях за Курск я был командиром эскадрильи и должен отметить, что все лётчики подразделения сражались мужественно, стойко и самоотверженно. Конечно, мне было приятно, что каждый подчинённый отдавал себя целиком творчеству боя, но вдвойне приятно, что дрались мы за освобождение моего родного города.


Да, в Курске я родился. Здесь прошло моё детство. Здесь влюбился раз и навсегда в авиацию. По путёвке комсомола поступил в аэроклуб, успешно закончил его. В Курском небе впервые поднялся на учебном спортивном самолёте, не подозревая, что сравнительно скоро мне придётся защищать Курск на боевом Як-7Б. Аэроклуб Осоавиахима дал путёвку в военную авиационную школу, где преподаватели и инструкторы формировали у нас качества, необходимые для боя, для победы.