Образные явления психики: представление и воображение. Iv.1

Наряду с восприятием, памятью и мышлением и речью важную роль в деятельности человека играет воображение.
Воображение - это психический процесс мысленного создания нового в форме образа, представления, идеи, действия. Одновременно оно - явление психики. Также воображение - это представление отсутствующего объекта. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представить конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.
Виды воображения:
- произвольное (активное) - инициируется волевым усилием при необходимости, в ходе решения проблем;
- непроизвольное (пассивное) - инициируется непроизвольно и проявляется в снах, мечтах, фантазиях, грёзах;
- продуктивное - «производящее» что-то (роман «Мастер и Маргарита», фантастика);
- репродуктивное - «воспроизводящее», воссоздающее действительность, - то, что было известно (в искусстве - направления натурализм, реализм);
- антиципирующее - предвосхищающее будущие события, последствия действий;
- творческое - создающее новые образы и идеи, имеющие ценность для людей и воплощаемые в оригинальные продукты деятельности.
Реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому её конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т. д.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.
Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т. е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.
Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.
Но есть и другие виды воображения - сновидения, галлюцинации, грезы, мечты, фантазии. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.
Грёзы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанным, чаще всего с несколько идеализируемым будущим.
Мечта от грёзы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Мечта - дума о приятном, желаемом будущем, его образ.
Грёзы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем.
Фантазии - картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности. У некоторых людей встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Образы воображения, в отличие от образов восприятия, чаще не соответствуют действительности.

Образ может быть продуктом восприятия, тогда он формируется при непосредственном воздействии на органы чувств.

Однако есть образы, которые возникают без непосредственного участия органов чувств. А именно, образ может браться из памяти, например, образ реально существующего человека, который уехал жить в другой город. Его образ тоже возник при воздействии на органы чувств, но только в прошлом.

И ещё примеры. Русалка, которую никто и никогда не видел. Или любая цель - это образ желаемого будущего, которое пока ещё не наступило и, может быть, никогда не наступит.

Все эти образы возникли без непосредственного воздействия на органы чувств, благодаря воображению.

Воображение - это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений.

Здесь мы впервые применили термин "представление", которое имеет следующее значение:

Представление - образ ранее воспринятого предмета, явления, ситуации или другого аспекта действительности (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный воображением.

Итак, в результате работы воображения рождаются представления, однако, не любое представление является продуктом воображения, - некоторые представления просто берутся из памяти.

Представления бывают единичные и общие.

Например, конкретная берёза, о которой мы вспоминаем, - единичное представление. Берёза вообще - общее представление. Но всё равно, какое бы ни было представление о берёзе, мы буквально физически ощущаем шероховатую и прохладную белую кору, шум листьев и т.п.

Т.е. представления любой общности всё ещё имеют чувственно-наглядную форму , они всё ещё находятся на образном уровне, так же как ощущения и восприятия. Порядок усложнения этих объектов таков:

ощущение → восприятие → представление единичное → представление общее.

Общие представления граничат с понятиями, которые относятся к словесно-логическому уровню, т.к. уже не обладают чувственно-наглядной формой. Например, берёза, как понятие, относится к царству растений, это род деревьев и кустарников семейства березовых, встречается в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков.

В свете деятельностного подхода, доминирующего в отечественной пси­хологии, важнейшее значение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет субъекту представить результат деятель­ности до начала ее осуществления . Моделирование в воображении желае­мого результата с необходимостью предшествует его предметному воплоще­нию посредством конкретных действий и операций.

Длительное время считалось, что воображение оперирует лишь образными представле­ниями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. В последние годы обозначился иной подход - воображение все чаще рассматривается как комбинация не только образных, но и абст­рактных элементов.

Следует подчеркнуть огромную роль, которую воображение играет в рациональном познании мира. Этот когнитивный процесс имеет значение не только для искусства, но и для научной деятельности. Подтверждением мо­жет служить мысленный эксперимент, методологическое обоснование ко­торому дал уже Галилео Галилей 400 лет тому назад. Благодаря продуктивной работе воображения Га­лилей смог смоделировать ситуацию, невозможную с точки зрения аристоте­левской физики: если будут устранены все причины, мешающие свободно­му перемещению тела в пространстве, тело будет сохранять движение бес­конечно долго. Эта ситуация, возможность которой обнаруживается лишь в плане воображаемого, стала классической иллюстрацией учения о движении по инерции.

Итак, научное мышление формирует знание о мире, опираясь на воображаемый результат мысленного эксперимента, а продуктивная сила воображения проявляет себя не в приумножении иллю­зий, но в обеспечении рационального постижения действительности. Не слу­чайно выдающийся физик Эрнест Резерфорд усматривал предпосылки прогрес­са научного знания в соединении фантазии и эксперимента.


Представление, или вторичный образ, - это воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на его органы чувств. Как и восприятия, представления наглядны. Однако от восприятий они отличаются меньшей яркостью, фрагментарностью (при наличии целостного образа объекта в нем могут отсутствовать некоторые детали), неустойчивостью (им присуща изменчивость, «текучесть» деталей, свойств). Образы представления отличаются от образов восприятия также обобщенностью. Обобщенность образа может быть выражена в разной степени, а именно от конкретного представления предмета в условиях частного момента до абстрактного образа целого класса объектов. Высокообобщенные представления присущи системе мышления.
Представления полимодальны, т. е. включают в себя тактильно-кинесте- тические, визуальные, слуховые и прочие составляющие. Однако в каждом конкретном представлении какая-то модальность оказывается ведущей: так, выделяются слуховые, вкусовые и другие представления. Наибольшую роль в психической деятельности человека играют зрительные представления. Если представления других модальностей отличаются конкретностью, невысоким уровнем обобщенности, то зрительные представления могут относиться к разным уровням психики: от конкретных образов памяти до абстрактных визуализированных образов мышления. Зрительные представления отличаются устойчивостью и многообразием. Между представлениями разных людей всегда есть различия - по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты образа. Представления одного человека могут отличаться по этим качествам в зависимости от модальности. Представление - не механическая репродукция воспринятого. Это изменчивое динамическое образование, каждый раз при определенных условиях создающееся вновь и определяемое многосвязными отношениями субъекта и объекта.
Представления являются образами памяти в том случае, если в образе воспроизводится прежде воспринятое и если отношение образа к прошлому опыту субъектом осознается. Если же представление формируется безотносительно к прежде воспринятому, хотя бы и с использованием его в более или менее преобразованном виде, то представление является не образом памяти, а образом воображения. Представление и воображение являются одновременно и воспроизведением - пусть очень отдаленным и опосредованным, - и преобразованием действительности. Эти две тенденции - воспроизведение и преобразование, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем расходятся друг с другом в силу своей противоположности. Если воспроизведение - основная характеристика памяти, то преобразование - основная характеристика воображения. Основное отличие памяти от воображения - в ином отношении к действительности. Образы памяти несут и сохраняют результаты прошлого опыта, образы воображения их трансформируют.
На современном этапе развития научно-технического прогресса повышается значение исследования вторичных образов. Способность действовать по представлению, т. е. свободно оперировать представлениями, рассматривается психологами как одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными профессиями. Особо важную роль играют представления в разных видах операторской деятельности.
Применяемые при экспериментальном исследовании представлений методы можно разделить на две группы: первая включает методы, пользующиеся данными самооценки и самонаблюдения испытуемого, а вторая - методы, не полбзующиеся такими данными. Методы первой группы можно назвать субъективными, а методы второй - объективными. При пользовании так называемыми субъективными методами высказывания испытуемого о его собственных представлениях (даваемые им описания или общие характеристики представлений) рассматриваются как непосредственное отображение качеств самих представлений. При пользовании так называемыми объективными методами учитываются лишь полученные в опыте и зарегистрированные экспериментатором объективные данные (словесные ответы или рисунки испытуемого, количественные результаты опыта и т. п.). Их и рассматривают как показатели определенных свойств представлений. Главные трудности при пользовании субъективными методами заключаются в субъективном характере описаний и оценок испытуемого и в невозможности их проверки со стороны экспериментатора. Одной из главных трудностей при пользовании объективными методами является более или менее проблематичный характер предполагаемой связи между изучаемыми свойствами представлений и принятыми в качестве их показателей данными.
В качестве примера субъективных методов можно назвать метод само- ранжирования (см. занятие 4.1). В качестве примера объективных методов приведем «Метод квадрата букв». Испытуемому в течение короткого времени показывают большой квадрат, разделенный на 9, 16 или 25 маленьких

квадратов, в каждый из которых вписана какая-нибудь буква. Затем испытуемому предлагают называть буквы в разном порядке: слева направо, сверху вниз и т. д. Полагая, что выполнение такого задания требует наличия живого зрительного представления, считают успешное выполнение его признаком зрительного типа представлений.

2. Представление и воображение

Познавательная деятельность человека не прекращается с прекращением ощущений и восприятий. В жизни ему очень часто приходится оценивать то, чего непосредственно в зоне действия органов чувств нет.

Следовательно, начинается как бы 2-ой уровень познания окружающего мира, проявляется как бы 2-ой, более сложный уровень познавательных процессов.

Когда нет ни одного ощущения, не говоря о восприятии, а осознать, проанализировать объект необходимо – на помощь приходит представление.

Представление – психический познавательный процесс, субъективный образ прежде воспринимавшихся объективных предметов и явлений. Механизм представления – раздражитель (слово, сигнал, символ, мысль) вызывает старые нервные связи, которые и воссоздают прежние восприятия.

Представление – как бы переход от ощущений и восприятий к мысли, при этом по сравнению с восприятием оно имеет отличия:

1) обладает меньшей яркостью и отчетливостью;

2) характерно большей изменчивостью и подвижностью;

3) оно более обобщенное (главное выделяется, а остальное – как бы выпадает);

4) оно совершенно субъективно, т. к. основано на личном отношении к тому, что представляется.

Вместе с тем, по степени яркости представление может совпадать с восприятием, а может иметь лишь части от бывшего восприятия.

По отчетливости представление может быть детальным, если первоначальное впечатление было очень сильным; а может быть лишь контурным, схематичным, если оно основано на стихийно возникшем или очень давнем восприятии.

Наконец, в зависимости от степени участия сознания (высшей нервной деятельности) в создании представлений их разделяют на представления памяти – образцы предметов (явлений), которые воспринимались ранее, и представления воображения – образцы, которые в реальной жизни в таком виде прежде не воспринимались. В большинстве психологических источников этот вид представления рассматривается как самостоятельный психический познавательный процесс – воображение.

Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материалов восприятий, полученных в предыдущем опыте. .

Диапазон воображения чрезвычайно широк от самой фантастической сказки до почти будущей реальности. Воображение – это возможность создания как промежуточных, так в максимуме и конечных итогов деятельности.

К. Маркс писал: «… даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имеется в представлении человека». .

Воображение бывает пассивным – без предварительных намерений и планов (сновидение, грезы) и активным – результатом специального намерения (план, прогноз, развитие идеи и т. д.).

В свою очередь, произвольное воображение разделяют на воссоздающее – создание новых образов на основе известных компонентов или описаний (схемы, инструкции, проекты, чертежи), и творческое – создание новых образцов без конкретных составляющих, требующих отбора в соответствии с замыслом (создание машин, механизмов, произведений искусства).

Творческое воображение неразрывно связано с особым духовным состоянием человека в процессе деятельности – вдохновением.

Наконец, видом творческого воображения связанного с осознанием желаемого будущего является мечта.

Основные формы воображений :

1) агглютинация – соединение не соединяемого (ковер-самолет, изба на курьих ножках, человек-амфибия);

2) гиперболизация – чрезмерное изменение количества и качества: преувеличение – преуменьшение (человек-гора, мальчик с пальчик); заострение – смягчение (карикатура – дружеский шарж).

Таким образом, представление и воображение – важные психологические процессы, основа творческого отношения к труду.

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и, что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в соответствии с ними в конкретной ситуации. Посредством памяти он использует свой прошлый опыт. Но поведение человека может определяться не только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей присущи в будущем. Благодаря такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.

Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.

Воображение и мышление — процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения”

Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.

Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.

Виды воображения

Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность и других видов деятельности.

Продуктивное

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное

Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Галлюцинации

Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.

Мечты

Мечты — это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.

Грезы

Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального человека.

Сновидения

Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Произвольное и непроизвольное воображение

Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным . Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.

Воссоздающее и творческое воображение

По связи с прошлым опытом выделяют два вида воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение — это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Образы формируются по словесному описанию, схематическому изображению — чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью элементов образа. Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

Реалистическое воображение

Рисуя различные образы в своем воображении, люди всегда оценивают возможность их реализации в действительности. Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует. Известно много случаев, когда образ, рожденный фантазией человека как совершенно нереалистический (например, придуманный А. Н. Толстым гиперболоид), в дальнейшем становился реальностью. Фантастическое воображение присутствует в сюжетно-ролевых играх детей. Оно легло в основу литературных произведений определенного жанра — сказок, научной фантастики, “фэнтази”.

При всем многообразии видов воображения для них характерна общая функция, которая определяет их главное значение в жизнедеятельности человека — предвосхищение будущего , идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут. С ней связаны и другие функции воображения — стимулирующая и планирующая. Созданные в воображении образы побуждают, стимулируют человека к их реализации в конкретных действиях. Преобразующее влияние воображения распространяется не только на будущую активность человека, но и на его прошлый опыт. Воображение способствует избирательности в его структурировании и воспроизведении в соответствии с целями настоящего и будущего. Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Подобно тому, как это имеет место в мышлении, основными процессами или операциями воображения являются анализ и синтез. Посредством анализа предметы или представления о них разделяются на составные части, а с помощью синтеза заново строится целостный образ предмета. Но в отличие от мышления в воображении человек более свободно обращается с элементами предметов, воссоздавая новые целостные образы.

Достигается это с помощью комплекса специфических для воображения процессов. Основными из них являются преувеличение (гиперболизация) и преуменьшение реально существующих объектов или их частей (например, создание образов великана, джина или Дюймовочки); акцентирование - подчеркивание или утрирование реально существующих объектов или их частей (например, длинный нос Буратино, голубые волосы Мальвины); агглютинация - соединение различных, реально существующих частей и свойств объектов в необычных сочетаниях (например, создание вымышленных образов кентавра, русалки). Специфика процесса воображения состоит в том, что они не воспроизводят определенные впечатления в тех же сочетаниях и формах, в которых они были восприняты и сохранены в виде прошлого опыта, а строят из них новые сочетания и формы. В этом проявляется глубокая внутренняя связь воображения и творчества, которое всегда направлено на создание нового — материальных ценностей, научных идей или .

Взаимосвязь воображения и творчества

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Ни один из этих видов не возможен без участия воображения. В своей основной функции — предвосхищении того, что еще не существует, оно обуславливает возникновение интуиции, догадки, озарения как центрального звена творческого процесса. Ученому воображение помогает увидеть изучаемое явление в новом свете. В истории науки есть множество примеров возникновения образов воображения, реализованных впоследствии в новые идеи, великие открытия и изобретения.

Английский физик М. Фарадей, изучая взаимодействие проводников с током на расстоянии, представлял себе, что они окружены невидимыми линиями как щупальцами. Это привело его к открытию силовых линий и явлений электромагнитной индукции. Немецкий инженер О. Лилиенталь долго наблюдал и анализировал парящий полет птиц. Возникший в его воображении образ искусственной птицы послужил основой изобретения планера и первого полета на нем.

Создавая литературные произведения, писатель реализует в слове образы своего эстетического воображения. Их яркость, широта и глубина охватываемых ими явлений действительности ощущается впоследствии читателями, и вызывают у них чувства сотворчества. Л. Н. Толстой писал в своих дневниках, что “при восприятии подлинно художественных произведений возникает иллюзия того, что человек не воспринимает, а творит, ему кажется, что это он произвел такую прекрасную вещь”.

Велика роль воображения и в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то, иногда длительное время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.

У всех людей способности к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного рода аспектов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.