Северское краеведение. Михаил Иванович Кузнецов — эпоха в культурной жизни Бежецка Кузнецов михаил иванович 1959 г

Кузнецов Михаил Иванович – начальник цеха химико-металлургического завода ордена Ленина Сибирского химического комбината Министерства среднего машиностроения СССР, Томская область.

Родился 15 мая 1929 года в селе Вохма Вохомского района Костромской области в семье педагогов.

В 1946 году окончил Вохомскую среднюю школу и поступил в Ленинградский политехнический институт имени М.И. Калинина. В 1952 году, после окончания института, работал мастером, старшим мастером, начальником смены плавильного цеха Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината. В 1953 году, получив на производстве сильнейшее отравление свинцом, стал инвалидом. Лечился в Ленинграде.

В 1954-1957 годах – инженер-металловед, начальник лаборатории завода п/я 729 Министерства радиотехнической промышленности СССР. В числе советских специалистов в период с февраля по май 1956 года направлялся в Китайскую Народную Республику на строительство объекта № 774 для оказания практической помощи китайской стороне в части закладке основ собственной атомной промышленности. С ноября 1957 года по февраль 1959 года работал инженером, а затем и начальником объекта на комбинате № 815 (п/я 315) в Красноярске-26.

В феврале 1959 года переехал на работу на Сибирский химический комбинат (СХК) в городе Томск-7 (ныне - Северск) Томской области. В 1959-1971 годах – начальник смены, отделения, цеха химико-металлургического завода (объект № 25) СХК.

Объект № 25 СХК по ряду показателей и технологий производства изделий из урана-235 разной степени обогащения и плутония-239 для ядерных зарядов не имеет аналогов даже в мировой практике. Являлся одним из создателей и организаторов этого производства. Автор 11 изобретений с экономическим эффектом от их внедрения более 2 миллионов рублей в ценах тех лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за большие заслуги в выполнении пятилетнего плана по выпуску специальной продукции, внедрению новой техники и передовой технологии Кузнецову Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

В 1971-1980 годах – главный инженер, а в 1980-1984 годах - директор химико-металлургического завода СХК.

С 1984 года – на пенсии.

Выехал в город Сосновый Бор Ленинградской области. В 1984-1991 годах трудился ведущим инженером во Всесоюзном научно-исследовательском и проектном институте энергетической технологии (ВНИПИЭТ) в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

С 1991 года – на заслуженном отдыхе.

Жил в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Умер 6 (по другим источникам 11-го) ноября 1999 года. Похоронен на кладбище в деревне Систо-Палкино Ломоносовского района Ленинградской области.

Лауреат Государственной премии СССР (1980) – за создание технологии, способствующей защите изделий (компонентов ядерных боеголовок) от коррозии.

Награжден орденами Ленина (26.04.1971), «Знак Почета» (07.03.1962), медалью «За трудовое отличие» (29.07.1966), другими медалями, двумя орденами Китайской Народной Республики.

В 2010 году за большой личный вклад в создание и становление атомной энергетики страны имя М.И. Кузнецова было занесено в Книгу Славы города Сосновый Бор Ленинградской области (посмертно). На проходной химико-металлургического завода Сибирского химического комбината ему установлена мемориальная доска.


Заведующий кафедрой алгебры, геометрии и дискретной математики
доктор физико-математических наук, профессор

Дела учебные

Читает лекции по общим курсам «Алгебра», «Линейная алгебра и геометрия», «Алгебра и теория чисел», специальные курсы «Основные структуры алгебры», «Алгебры Ли», «Группы и алгебры Ли», «Алгебраические группы», «Групповые схемы и квантовые группы», «Алгебраическая геометрия», «Теория чисел», «Гомологическая алгебра», «Теория представлений групп», «Модулярные алгебры Ли». Являлся руководителем разработки образовательного комплекса «Компьютерная алгебра» для межфакультетской магистерской программы «Информационные технологии».

Научная деятельность

Окончил механико-математический факультет Горьковского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского в 1971 г. по специальности «Математика» (специализировался в области дифференциальной геометрии и математической физики) и аспирантуру Математического института им. В.А. Стеклова АН СССР по специальности «Математическая логика, алгебра и теория чисел».

В 1977 г. в специализированном совете МИАН СССР им. В.А. Стеклова защитил кандидатскую диссертацию «Неразрешимые модулярные алгебры Ли» (научн. руководитель – чл.-корр. РАН, профессор А.И. Кострикин).
В марте 1993 г. защитил докторскую диссертацию «Модулярные алгебры Ли дифференциальных операторов» в специализированном совете Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова. Ученая степень доктора физико –математических наук присуждена 9 апреля 1993 г.

Ученое звание профессора присвоено в 1994 г.

Основные направления научных исследований: структурная теория, представления и когомологии алгебр Ли.

Основные публикации:

  1. Кузнецов М.И., Бурланков Д.Е., ДолговГ.А., Чирков А.Ю., Яковлев В.А. Компьютерная Алгебра. – Н. Новгород. Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 2002 – 223 с.
  2. Модулярные простые алгебры Ли с разрешимой максимальной подалгеброй// Матем. Сборник. – 1976.- Т.101, № 1. – С. 77-86.
  3. Алгебры Ли с подалгеброй коразмерности p// Изв. АН СССР. Сер. матем. - 1976. -Т.140, № 6. – 1223-1247.
  4. Witt algebra and Linear groups// Commun. Algebra. – 1983.- V.11, № 19. – P. 2151-2185.
  5. Graded Lie algebras with null component containing sum of commuting ideals// Commun. Algebra. – 1984. - V.12, № 15. – P.1917-1927.
  6. Распределения над алгеброй срезанных многочленов// Матем. Сборник. – 1988. – Т.136, № 2. – С. 187-205.
  7. Усеченные индуцированные модули над транзитивными алгебрами Ли характеристики p// Изв. АН СССР. Сер. матем. – 1989. – Т.53, № 3. –С. 557-589.
  8. Классификация простых градуированных алгебр Ли с неполупростой нулевой компонентой// Матем. Сборник. – 1989. – Т.180, № 2. – С. 147-158.
  9. On Lie algebras of contact type// Commun. Algebra. – 1990. – V.18. – P.2943-3013.
  10. The Melikyan algebras as Lie algebras of the type G2// Commun. Algebra. – 1991. – V.19. –P. 1281-1312.
  11. Дифференциальные операторы в классификации простых модулярных алгебр Ли// УМН. – 1992. – Т.47, № 4. –С.195-196.
  12. О строении модулярных алгебр Ли, связанных с аналитическими про-p-группами// Докл. РАН. – 1994. – Т.339, № 5. – С.591-593 (совм. с А.И. Кострикиным).
  13. Classification of simple 1-graded Lie algebras of characteristic p// Contemp. Math. -1995.- V. 184. – P.255-265.
  14. О деформациях классических алгебр Ли характеристики три// Докл. РАН. – 1995. – Т. 343, №3. – С.299-301 (совм. с А.И. Кострикиным).
  15. Finite-dimensional simple Lie algebras with a non-singular derivation// J. Algebra. – 1995.- V.171. – P.894-916 (with G.Benkart and A.I. Kostrikin).
  16. Два замечания об алгебрах Ли с невырожденным дифференцированием// Труды Матем ин-та им. В.А. Стеклова РАН. – 1995. – Т.208. – С.186-192 (совм. с А.И. Кострикиным).
  17. The simple graded Lie algebras of characteristic three with classical reductive component L_0// Commun. Algebra. – 1996.- V.24.№ 1. – P.223-234 (with G. Benkart and A.I. Kostrikin).
  18. Finite dimentional Lie algebras with a non-singular derivation// In: “Algebra and Analysis” Eds.: Arslanov/ Parshin/ Shafarevich. Walter de Gruyter & Co. Berlin – New York, 1996 (with A.I. Kostrikin).
  19. Максимальные торы общей алгебры Ли картановского типа// Матем. Сборник. – 1997. Т.188, № 9. – С. 55-82.
  20. On graded Lie algebras of characteristic three with classical reductive null component // In: “Monster and Lie algebras”. Eds. J. Ferrar, K.Harada (Ohio State University Mathematical Research Institute publications, 7). Walter de Druyter & Co. Berlin-New York, 1998 (with G. Benkart and T. Gregory).
  21. Градуированные алгебры Ли с почти простой компонентой L_0// Итоги науки и техники ВИНИТИ. Совр. матем. и прилож. – 1999. – Т.69. – С.107-148.
  22. Деформации классических алгебр Ли// Матем. Сборник. – 2000. – Т.191, № 8. – С. 69-88 (совм с Н.Г. Чебочко).
  23. Automorphisms of exceptional simple Lie algebras// Commun. Algebra. – 2001. – V.29(9). - P.3919-3934 (with O.A. Mulyar).
  24. On depth-three graded Lie algebras of characteristic three with classical reductive null component// Commun. Algebra. – 2004. – V.32.(9). – P. 3339-3371 (with T.Gregory).
  25. Автоморфизмы алгебр Франк// Вестник ННГУ. Серия Математика. – 2005. – Вып. 1(3). – С.64-75 (совм. с О.А. Муляр).

Кузнецов Михаил Иванович

родился 29 октября 1904 г. в деревне Толстокосово Бежецкого района, недалеко от Дорохово в семье крестьянина-середняка Ивана Васильевича Болтушкина. В 1910 году семья переехала в Бежецк на улицу Кашинскую дом 54.

В 12 лет Миша впервые услышал гитару. На ней играл столяр, зашедший к отцу. Столяр играл великолепно и оставил впечатление на всю жизнь. Миша решил научиться играть на гитаре. Приобрёл самоучитель, овладел цифровой системой нот, изучил лады. Любовь к гитаре сохранилась на всю жизнь. В Бежецке организовали школу живописи. Миша стал заниматься и проявил себя способным учеником. Решил поехать в Москву. В поступлении во ВХУТЕМАС ему отказали из-за несовершеннолетия. Огорчённый, Миша пошёл к ректору и показал свои рисунки. Ректор разрешил его принять. Проучившись до зимних каникул в очень тяжёлых условиях голода и холода, Миша вернулся в Бежецк.

Учитель по рисованию Н.Н.Чистяков предложил ему поступать в Академию Художеств в Ленинграде. В первый же день приезда Миша заболел сыпным тифом и пролежал в больнице месяц. Приём в Академию был закончен. Проучившись вольнослушателем в мастерской художника Натана Альтмана, летом вернулся домой.Получая свой первый паспорт, Михаил решил взять фамилию матери - стал Кузнецовым.

В1923 году поступает в Ленинградскую Академию художеств, в 1929 заканчивает. Получил специальность художника-живописца станковой живописи. Учась в Ленинграде, поступил на курсы гитарного искусства известного гитариста П. Исакова. Достиг больших успехов в игре. А после сильнейшего впечатления от концерта испанского гитариста Андре Сеговия примерно в 1925 году, Михаил перешёл с русской семиструнки на шестиструнную гитару. На конкурсе "Домрачеев, балалаечников, гитаристов и баянистов" 23 апреля 1928г. в Ленинграде получил диплом 2-ой степени, подписанный Ниманом, ближайшим соратником В. Андреева.

После окончания Академии вернулся в Бежецк. Два года работал учителем рисования и методики в педагогическом техникуме. Желание совершенствовать себя как художника и музыканта заставляет Михаила снова поехать в Ленинград. Работал художником в Военно-морском клубе и в институте агитации им. Володарского.

В 1932г. его пригласили в научно-исследовательский институт музыкальной промышленности, где он работал над улучшением внешних и звуковых качеств музыкальных инструментов. По вечерам часто посещал дом художника, где устраивались конкурсы зарисовок известных людей нашей страны. Приходили позировать Бабочкин, Чуковский, Шостакович и другие. Многие из работ Михаила премировались. Сохранилась копия портрета артиста Симонова в роли Петра! Портрет взял Симонов, он ему очень понравился.

В 30-е годы произошло знакомство Михаила с художником и гитаристом Сварогом, который организовал квартет гитаристов и пригласил в него Михаила. Репетировали 2 раза в неделю, иногда выступали на радио.

В 1935г. познакомился со своей будущей женой-художницей Дубровиной Милицей Николаевной и переехал к ней в Москву.

Работал в Третьяковской галерее и художественным руководителем портретно-копийного цеха Московского товарищества художников, был членом худ. совета. В семье Михаила и Милицы родились сыновья: Виталий в 1938г. и Владимир в 1941г. Оба закончили МГУ. Оба хорошо играли на гитаре, прекрасно рисовали. Мастера спорта по гимнастике.

В 1946г. у Михаила Ивановича арестовали по доносу. С ноября 1946 по декабрь 1949г. отбывал наказание по политической статье под Астраханью. Жить в Москве Михаил Иванович не имел права, и он поехал на родину в Бежецк. В доме на Кашинской улице жила его мачеха.

Это были сложные годы: Михаила Ивановича не брали на работу, боялись здороваться. Чтобы выживать он писал плакаты, транспаранты к праздникам, картины, реставрировал иконы в церкви. Реабилитирован Михаил Иванович в 1962г. после третьего запроса о пересмотре своего дела.

В 1952г. Михаил Иванович женился на Брызгаловой Вере Сергеевне -учительнице школы №2.В 1954г.у них родилась дочь Лида. В Доме культуры Михаил Иванович организовал изостудию. В неё ходили школьники, известные бежечанам художники-любители: В.И.Смирнов, А.М.Арсеньев, М.Ласточкин,В.Черныш, Н.Мишуров, В. Девочкин, В. Никитин, Н. Иванов, В.Луговской, Г.Говорова, В. Ракитин. Участвовали в областных выставках, получали грамоты.

Любовь к музыке и народным инструментам вызвала желание у Михаила Ивановича создать на родине В.Андреева оркестр народных инструментов.Сначала был кружок из 8 человек в школе-интернате в 1952году. Потом появились ансамбли в школе №2 и мед. училище. А в 1958г. уже был оркестр народных инструментов. Михаил Иванович не имел муз. образования. Он говорил: "Я сам учился и учил других". В репертуаре оркестра было около 100 произведений. В 1964-65г.г. оркестр участвовал во Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности: в Твери, Ленинграде и Москве в Кремлёвском Дворце.

Летом Михаил Иванович стремился на этюды в красивые места Верхневолжья. Очень любил Молдинское озеро-большинство картин написано там. Брал с собой сыновей, дочку. С ним ездили художники, педагоги Переслегины, преподаватель по скрипке М.В.Семёнов. Ездили в Удомлю, Еремково, а от туда ещё 10 км. пешком или на телеге, если повезёт-в деревни Поддубье, Покровское, Горы. Писал две картины в день: одну до обеда, вторую - после обеда, чтобы лучи солнца одинаково освещали начатую картину.

Михаил Иванович был душой своих коллективов. Помогал в трудную минуту и советом, и моральной поддержкой, и деньгами.

Человек большой культуры и знаний, приветливый и доброжелательный. А свою любовь к искусству, музыке и любимице гитаре сумел передать всем, кто близко общался с Михаилом Ивановичем. Жизненный путь Михаила Ивановича закончился в жаркий август 5 числа 1985 года. Было ему почти 81 год. Похоронен на кладбище в конце Кашинской улицы.

17 июля 2015 года в Бежецкой центральной библиотеке им. В.Я. Шишкова состоялось открытие выставки бежецкого художника Михаила Ивановича Кузнецова.

На выставке

Дочь художника Лидия Михайловна

Открытие выставки.
Выступает глава Бежецкого района Горбанев А.В.

Картины художника Кузнецова М.И.

Корнеева С.М., и.о.зам.главы администрации Бежецкого р-на

Директор центральной библиотеки Новикова И.Е.

Выставка картин бежецкого художника Кузнецова М.И. проходила в центральной библиотеке им. В.Я. Шишкова с 17 июля по 6 ноября 2015 года. За этот период была проведена 21 экскурсия, выставку посетило более 500 человек: члены бежецкого отделения ВОС, воспитанники детского сада №3, студенты БПЭК, БПУ, обучающиеся СОШ №5 и школы-интернат. Познакомилась с выставкой и члены Тверской общественной палаты во время своего делового визита в Бежецк. Экскурсии проводила Воронина Г.А., гл. библиотекарь. К выставке был разработан и издан буклет, посвященный М.И. Кузнецову.

Отзывы о выставке:

Необыкновенное впечатление от увиденных картин Михаила Ивановича. Очень талантливо, живописно, жизненно и познавательно… И так замечательно, что он жил и творил в нашем городе и передавал свой опыт и умения бежечанам. Замечательный человек, учитель, художник и музыкант… Вечная ему память! И большая благодарность семье Михаила Ивановича и коллективу библиотеки за организацию этой выставки!

М. Эльманова

Н. Мизинова

Замечательная выставка!

Михаил Кузнецов – человек талантливый во всем.

Спасибо Лидии Кузнецовой за то, что познакомила бежечан с художественным творчеством отца.

Очень теплые, миролюбивые, добрые картины.

Удачи в творчестве и начинаниях.

ООО «БНТВ»

Лида, от всей души поздравляем тебя с осуществлением давней твоей мечты – открытием выставки картин твоего отца! Для нас он открылся еще и как великолепный художник! Восхищены его пейзажами и портретами, умением передать характер и настроение человека… Спасибо большое всем организаторам выставки!

Дуэт «РешАр»

Спасибо большое за выставку! Отдохнула душой. Такая благодать! Лица, деревья, пейзажи –

все как живое! Спасибо!

А. Лукьянова

Благодарим за выставку. Увидели свой город глазами художника. Как недавно и давно все было. Очень понравились пейзажи!

Семья Макаровых

В зале центральной районной библиотеки им. В. Я. Шишкова открылась очередная выставка. Выставка очередная, но не рядовая - особенная. Хоть это далеко не презентация нового автора и даже не экспозиция новых работ какого-то уже выставлявшегося здесь прежде художника, а совеем наоборот. Картины МИХАИЛА ИВАНОВИЧА КУЗНЕЦОВА при жизни автора выставлялись многократно в Бежецке и в областной столице, нынешняя же выставка первая за тридцать лет. И возвращение творчества художника получилось востребованным, ярким, впечатляющим.

«Возвращение» – так организаторы и назвали выставку. Дочь автора привезла в Бежецк более шести десятков работ. 17 июля состоялось торжественное открытие выставки. В зале, наполненном прекрасными живописными полотнами, вспоминали талантливого земляка, его заслуги в развитии культуры района.

Биографию М.И. Кузнецова напомнила и.о. заместителя главы администрации Бежецкого района С.М. Корнеева. Прозвучало, что открытие выставки – настоящий подарок бежечанам, одно из ряда посвящений Дню города. Слова благодарности дочери Михаила Кузнецова – Лидии Михайловне адресовал глава района А.В. Горбанев. «Нет ничего прекраснее, чем малая родина», – поделился он впечатлением о тематике картин.

Лидия Михайловна призналась, что снова представить работы отца землякам ей мечталось давно. За это время выросло новое поколение бежечан. Возможно, не все с легкостью ответят, в честь кого в 1994 году переименована одна из улиц города, а в 1999-м присвоено имя оркестру народных инструментов.

Меж тем, для старшего поколения неоспоримо верно утверждение Геннадия Иванова, автора серии книг "Знаменитые и известные бежечане», о том что «в Бежецке, безусловно, была эпоха Михаила Ивановича Кузнецова». Талантливый профессиональный художник, создатель и преподаватель любительской изостудии, самодеятельный музыкант, организатор и руководитель провинциального оркестра – мастерства такого уровня, что звучал со сцены Кремлевского Дворца съездов и даже представлял музыкальные традиции страны за границей...

Немало в зале оказалось людей лично знакомых с Михаилом Кузнецовым, с его семьей, были и те, с кого писал автор живописные или карандашные портреты. В их рассказах оживает старый интеллигентный Бежецк, удивительная творческая среда, замечательные – хотя по меркам своего времени не особо примечательные – люди.

Глядя на картины художника, ушедшую «эпоху Кузнецова» не только видишь, но и чувствуешь. Это, впрочем, проще самому понять, чем объяснить. Просто всмотритесь в лица: колхозный сторож, водолаз, И.В. Сталин, полевод, предсе-датель колхоза, актер в роли Петра I, милиционер... И даже пейзажные полотна, предмет изображения которых не очень, в принципе, изменился с той поры, иногда «проговариваются» о времени в каких-то деталях.

Выставка продолжится до октября.

Из книги Геннадия Иванова «Знаменитые и известные Бежечане»: «В Бежецке, безусловно, была эпоха Михаила Ивановича Кузнецова. В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века он был в районе фигурой известной, самобытной, притягательной и значимой».

Просматривая видеоролик Бежецкого Независимого телевидения «Выставка картин М.И.Кузнецова», с грустью смотрел кадры, где жители Бежецка, прожившие в городе не один десяток лет, говорят что не знают, в честь кого названа улица «Кузнецова». Не могу с этим согласиться, несомненно, эпоха Михаила Ивановича Кузнецова была. К сожалению, значимость человека порой осознаешь на «расстоянии», когда человека уже нет с нами, а в то время, когда общался с ним, все было обыденно, прозаично, естественно. За своими повседневными заботами, кто-то в то время и не интересовался культурной стороной жизни Бежецка, но они были в явном меньшинстве.

Ни одно значимое мероприятие того времени, не обходилось без участия оркестра народных инструментов, создателем и руководителем которого был Михаил Иванович. Выступления коллектива оркестра проходили ярко, с неизменном успехом и всегда тепло воспринимались зрителями. Мне довелось принимать участие в сборных концертах с участием оркестра народных инструментов и находясь за кулисами сцены обращал внимание на то, с какой ответственностью и профессионализмом Михаил Иванович относился к выступлению коллектива, на его творческую энергии, его волнения и переживания за коллектив.

Из книги Геннадия Иванова: «Что такое было для районного городка на фоне огромного Советского Союза иметь самодеятельный оркестр народных инструментов, который выступает по Центральному телевидению (тогда это писалось с большой буквы), по Всесоюзному радио (тоже, кажется, с большой буквы, чтобы уважали и понимали значимость), выступает в Кремлёвском Дворце съездов, становится лауреатом Всероссийского смотра художественной самодеятельности, ездит за границу! Для районного городка, да в то время, когда ещё не было такого половодья попсы, как сейчас, когда люди ещё понимали красоту классической музыки, народной песни, для Бежецка создатель и руководитель этого оркестра был как бог. Его все знали, его фамилия в районе была не менее известна, чем, допустим, сейчас фамилия Пугачёвой в России. Да простят меня за это сравнение ученики Михаила Ивановича».

Михаил Иванович, помимо работы с оркестром, много времени уделял занятиям с многочисленными учениками, к нему, как к признанному мастеру, способного поделится своими знаниями и умениями, тянулись не только дети, но и взрослые. Мне посчастливилось быть в рядах учеников Михаила Ивановича. Михаил Иванович, как учитель отличался одновременно строгостью и добротой, терпеливо разъясняя азы игры на инструменте, он никогда не повышал голос на ученика.

Из книги Геннадия Иванова: «Но в Бежецке он сделал великое дело. И прежде всего он привлёк в своему щедрому художественному дару сотни и сотни детей, многих отвлёк от улицы, в смысле от хулиганства, многим, очень многим помог найти себя в этой жизни. Вера Сергеевна зачитывала отрывки из писем, которые писали из армии или из других городов воспитанники Кузнецова. Одни благодарные слова. Вот пишет Саша Яковлев: «Михаил Иванович! Я даже не знаю, как мне Вас и благодарить. Ведь Вы столько сделали для меня, всё старались сделать из мальчишки-хулигана настоящего музыканта и из-за этого шли мне на все уступки. И вот сейчас, в трудную для меня минуту, Вы опять пришли мне на помощь - подарили мне балалайку…» Или вот письмо из Удмуртии от Валентины Медведевой: «…Недавно слушала передачу «Тайна музыки». Это о Вас, Михаил Иванович!.. Очень рада, что за Вами признано право самого благородного человека и чуткого музыканта-воспитателя. Я присоединяюсь к Вашим воспитанникам и говорю: спасибо зато, что я знала Вас, за музыкальное общение с Вами…»

Михаила Ивановича, как талантливого живописца я узнал, занимаясь с ним игрой на гитаре в его творческой мастерской на веранде дома по улице Кашинской. Занятия проходили на фоне его картин. Меня восхищала творческая обстановка его мастерской, хотелось во всем подражать Михаилу Ивановичу, но увы, творческий человек из меня не получился и в своей профессиональной жизни я стал «технарем». На сайте размещена копия картины Михаила Ивановича «Вид на Мологу с веранды дома на Кашинской», написанная им как раз в те года и напоминающие мне уроки игры на гитаре с Михаилом Ивановичем в его мастерской на веранде дома по улице Кашинской.

В Городском Доме культуры Михаил Иванович организовал изостудию, и на этом поприще у него было много учеников и последователей, оставивших заметный след в культурной жизни Бежецка.

Из книги Геннадия Иванова: «Кузнецов сделал несколько своих выставок в Бежецке и Калинине. Выставки имели успех у зрителей. Много в отзывах добрых слов. Таких, например: «Дорогой художник Михаил Иванович! Мне очень радостно от того, что представился случай узнать Ваше творчество. Прекрасные портреты, изумительные пейзажи. Я бы даже сказал, Ваши пейзажи напоминают лучшие образцы великих мастеров…» Другой отзыв: «В каждом полотне чувствуется огромная любовь и понимание Русской природы. Пейзажи наполнены воздухом, полны жизнью и непосредственностью. Привлекают к себе внимание портретные работы у Кузнецова… Его портреты - это целая галерея неповторимых образов. Каждый из них раскрывает внутренний мир того, кого изобразил художник. Особенно мне нравится портрет А.П. Ломакина. В этом портрете, по-моему, художник хотел раскрыть образ человека, влюблённого в музыку. Г. Говорова».

«Картины, музыка… Музыка, картины… Так и жил этот человек на земле. Стремился к совершенству настолько, насколько было в его силах», — эти слова из книги Геннадия Иванова «Знаменитые и известные Бежечане» на мой взгляд, лучше всего характеризуют эпоху Михаила Ивановича Кузнецова, эпоху достойнейшего человека Бежецкой земли.


Сергей Бривер, сайт «Бежецкий край» 2015г.

Биография Михаила Ивановича Кузнецова, любезно предоставленная Лидией Михайловной Кузнецовой.

Кузнецов Михаил Иванович родился 29 октября 1904 г. в деревне Толстокосово Бежецкого района, недалеко от Дорохово в семье крестьянина-середняка Ивана Васильевича Болтушкина. В 1910 году семья переехала в Бежецк на улицу Кашинскую, дом 54.

В 12 лет Миша впервые услышал гитару. На ней играл столяр, зашедший к отцу. Столяр играл великолепно и оставил впечатление на всю жизнь. Миша решил научиться играть на гитаре. Приобрёл самоучитель, овладел цифровой системой нот, изучил лады. Любовь к гитаре сохранилась на всю жизнь.

В Бежецке организовали школу живописи. Миша стал заниматься и проявил себя способным учеником. Решил ехать в Москву. В поступлении во ВХУТЕМАС ему отказали из-за несовершеннолетия. Огорчённый, Миша пошёл на квартиру к ректору и показал свои рисунки. Ректор разрешил его принять. Проучившись до зимних каникул в очень тяжёлых условиях голода и холода, Миша вернулся в Бежецк. Учитель по рисованию Н.Н. Чистяков предложил ему поступать в Академию Художеств в Ленинграде. В первый же день приезда Миша заболел сыпным тифом и пролежал в больнице месяц. Приём в Академию был закончен. Проучившись вольнослушателем в мастерской художника Натана Альтмана, летом вернулся домой.

Получая свой первый паспорт, Михаил решил взять фамилию матери — стал Кузнецовым.

В 1923 году поступает в Ленинградскую Академию художеств, в 1929 заканчивает. Получил специальность художника-живописца станковой живописи.

Учась в Ленинграде, поступил на курсы гитарного искусства известного гитариста П. Исакова. Достигает больших успехов в игре. А после сильнейшего впечатления от концерта испанского гитариста Андре Сеговия примерно в 1925 году, Михаил перешёл с русской семиструнки на 6-ти струнную гитару.

На конкурсе «Домрачеев, балалаечников, гитаристов и баянистов» 23 апреля 1928г. в Ленинграде получил диплом 2 степени, подписанный Ниманом, ближайшим соратником В. Андреева.

После окончания Академии вернулся в Бежецк. 2 года работал учителем рисования и методики в педагогическом техникуме.

Желание совершенствовать себя как художника и музыканта заставляет Михаила снова поехать в Ленинград. Работал художником в Военно-морском клубе и в институте агитации им. Володарского. В 1932г. его пригласили в научно-исследовательский институт музыкальной промышленности, где он работал над улучшением внешних и звуковых качеств музыкальных инструментов.

По вечерам часто посещал дом художника, где устраивались конкурсы зарисовок известных людей нашей страны. Приходили позировать Бабочкин, Чуковский, Шостакович и другие. Многие из работ Михаила премировались. Сохранилась копия портрета артиста Симонова в роли Петра 1. Портрет взял Симонов, он ему очень понравился.

В 30 годы произошло знакомство Михаила с художником и гитаристом Сварогом, который организовал квартет гитаристов и пригласил в него Михаила. Репетировали 2 раза в неделю, иногда выступали на радио.

В 1935г. познакомился со своей будущей женой, художницей Милицей Николаевной Дубровиной и переехал к ней в Москву. Работал в Третьяковской галерее и художественным руководителем портретно-копийного цеха Московского товарищества художников, был членом художественного совета.

В семье родились сыновья: Виталий в 1938г. и Владимир в 1941г. Оба закончили МГУ. Прилично играли на гитаре, прекрасно рисовали. Мастера спорта по гимнастике.

В 1946г. по доносу Михаила Ивановича арестовали. С ноября 1946 по декабрь 1949г. отбывал наказание по политической статье под Астраханью.

Жить в Москве Михаил Иванович не имел права, и он поехал на родину в Бежецк. В доме на Кашинской жила его мачеха.

Это были сложные годы: Михаила Ивановича не брали на работу, боялись здороваться. Чтобы выживать, он писал плакаты, транспаранты к праздникам, картины, реставрировал иконы в церкви. Реабилитирован Михаил Иванович в 1962г. после третьего запроса о пересмотре своего дела.

В 1952г. Михаил Иванович женился на Брызгаловой Вере Сергеевне, учительнице школы №2. В 1954г. у них родилась дочь Лида.

В Доме культуры Михаил Иванович организовал изостудию. В неё ходили школьники, известные бежечанам художники-любители: В.И. Смирнов, А.М. Арсеньев, М. Ласточкин, В. Черныш, Н. Мишуров, В. Девочкин, В. Никитин, Н. Иванов, В. Луговской, Г. Говорова, В. Ракитин. Участвовали в областных выставках, получали грамоты.

Любовь к музыке и народным инструментам вызвала желание у Михаил Иванович создать на родине В. Андреева оркестр народных инструментов. Сначала был кружок из 8 человек в школе-интернате в 1952 году. Потом появились ансамбли в школе №2 и мед. училище. А в 1958г. уже был оркестр народных инструментов.

Михаил Иванович не имел музыкального образования. Он говорил: «Я сам учился и учил других». В репертуаре оркестра было около 100 произведений. В 1964-65 г.г. оркестр участвовал во Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности: в Твери, Ленинграде и Москве в Кремлёвском Дворце.

Летом Михаил Иванович стремился на этюды в красивые места Верхневолжья. Очень любил Молдинское озеро, большинство картин написано там. Брал с собой сыновей, дочку. С ним ездили художники, педагоги Переслегины, преподаватель по скрипке М.В. Семёнов. Ездили в Удомлю, Еремково, а оттуда ещё 10 км. пешком или на телеге, если повезёт — в деревни Поддубье, Покровское, Горы. Писал две картины в день: одну до обеда, вторую — после обеда, чтобы лучи солнца одинаково освещали начатую картину.

Михаил Иванович был душой своих коллективов. Помогал в трудную минуту и советом и моральной поддержкой и деньгами.

Человек большой культуры и знаний, приветливый и доброжелательный. А свою любовь к искусству, музыке и любимице гитаре сумел передать всем, кто близко общался с Михаилом Ивановичем.

Жизненный путь Михаила Ивановича закончился в жаркий август 5 числа 1985 года. Было ему почти 81 год. Похоронен на кладбище в конце Кашинской улицы.

В 8-м выпуске альманаха «Бежецкий край», озаглавленный цитатой из стихотворения замечательного бежецкого поэта Геннадия Ершова «Когда делами славен человек», опубликованы письма Михаила Ивановича Кузнецова , написанные им в пятидесятые годы прошлого столетия своей жене Вере Сергеевне, и предоставленные для публикации их дочерью Лидией Михайловной.

Кузнецов М. И. родился в с. Вохме Вохомского района Костромской области в учительской семье. В 1946 г. окончил школу в своем селе и поступил в Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина на металлургический факультет, который окончил по специальности "цветные металлы" в 1952 г. После института работал в г. Усть-Каменогорске на свинцово-цинковом комбинате старшим мастером плавильного цеха. В декабре 1953 г. по состоянию здоровья (отравление свинцом) вернулся в Ленинград, где работал на заводе № 729 инженером-металловедом, затем - начальником лаборатории. В феврале 1956 г. в составе шефмонтажной бригады министерства был направлен в Китайскую Народную Республику на строительство объекта № 774. Затем снова работал в Ленинграде на прежнем месте. В октябре 1957 г. М. И. Кузнецов переводится в г. Красноярск-26 на предприятие п/я 135 (комбинат № 815), где работал сначала инженером, затем - начальником смены. С 1959 г. по 1983 г. его трудовая деятельность была связана с объектом № 25 (химико-металлургический завод) Сибирского химического комбината. Здесь он был начальником смены цеха, заместителем начальника и начальником цеха, главным инженером и директором завода. Объект № 25 - уникальное предприятие. По ряду показателей и технологий производства изделий из урана-235 разной степени обогащения и плутония-239 для ядерных зарядов оно не имеет аналогов даже в мировой практике. Михаил Иванович был в числе создателей и организаторов этого производства. Отличные деловые качества в сочетании с огромным личным обаянием позволяли ему ладить с людьми и в острых ситуациях успешно решать сложные производственные проблемы. В литейно-механическом производстве в эти годы не было, наверное, ни одного направления, где не участвовал бы М. И. Кузнецов. Он автор 11 изобретений. Экономический эффект от их внедрения составил более двух миллионов рублей. За исключительные заслуги в развитии атомной промышленности М. И. Кузнецову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 г. было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот". Он награжден орденом "Знак Почёта" (1962) и медалью "За трудовое отличие" (1966). Одним из первых на заводе удостоен Государственной премии СССР. Его имя занесено в Книгу почета завода. На проходной завода установлена мемориальная доска с именем его бывшего директора Михаила Ивановича Кузнецова.

//Герои атомного проекта/ [авт.-сост. Н. Н. Богуненко; А. Д. Пелипенко; Г. А. Соснин].- М.: Росатом; Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2005.- C. 204-205.

О Кузнецове М. И. в СМИ: