Вокруг было также тихо как и накануне. Слитное, раздельное и дефисное написание слов материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

18. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
ВАРИАНТ 1.
1. В каком слове все согласные звуки являются мягкими? 1.Безмятежность 2)десятилетие 3)утешение 4)комментарий
2. В каком слове есть звук [з]? 1)Землемер 2)приморозит 3)сдаваться 4) зеленеющий
3. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
разморозивший, роскошный, замасливая, помешивали
порошковый, раскручивая, изнуряющий, иссякнет
искривлённый, приготовляя, припрятанный, заглохнувший
раскраска, предвечерний, заземление, подстриженный
4. Сколько морфем выделяется в слове родственница
1)3 2)4 3)5 4)6
5. Каков способ образования слова внизу.
1)Приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4)бессуффиксный
6. Пишется буква О
1) ум_лять значение
2)проволочное загр_ждение
3)предпол_гать
4) ур_внять в правах
5)возр_ждение
7. Пишется буква Е
1)поч_татель
2)расст_лать покрывало
3)выд_рать с корнем
4)непр_миримый
5)скр_сти
8. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ. Как н____(1) крути, а н____(2)куда н____ (3) денешься от забот. Н_ (4) один из них не последовал за новым учителем.
9. Отметьте номера предложений, где слова пишутся раздельно.
Все принимаются за работу; в нашей палатке так _ же все заняты.
Кругом всё было так__же тихо, как накануне.
И_ так, мне пора, я задержался.
Сам стар, за__то душа молодая.
Они долго спорили, за_тем притихли.
10. Какое сложное предложение состоит из двух неопределённо-лич ных?
Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льёт благо дать.
Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли доста ются.
Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый, рыжий очаг.
Сяду да подумаю, как мне жить дальше.
11. Какое предложение не является безличным?
Мне холодно и страшно.
Жизнь хороша.
Жить хорошо.
Кругом сыро и грязно.
12. Отметь предложения, в которых НЕТ ошибок при передаче прямой речи. 1) Они неоднократно спрашивали его о том, какие впечатле ния остались у него от поездки.
2) Мальчик сказал своему приятелю, что я не смогу прийти на день рождения.
3) Колхозник сказал, что: "Лошадь запряжена и можно ехать".
4) Старуха Изергиль, вспоминая молодость, рассказала, что я ткала ковры с восхода по закат.
5) Подросток пытался убедить своего друга, что я не виноват в случившемся.
13. В каком словосочетании тип связи слов – управление? 1) Покупка дома; 2) второй номер; 3) учиться рисовать; 4) это дерево.
14. Какое предложение является сложным бессоюзным? 1) Перед грозой в лесу бывает так хорошо, точно все кругом курится благовонными испарениями.
2) Небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце.
3) Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
4) По последним метеорологическим данным ожидается потепление.
15. К какой группе односоставных относится данное предложение?
Без птиц же не было бы наших урожаев.
определенно-личное
неопределенно-личное
безличное
назывное
16.Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, НЕ выделяются запятыми. 1) Ухаживала за мной одна девушка полька из Кракова.
2) Славный сын украинского народа Богдан Хмельницкий возглавил освободительную войну.
3) Ему аккуратному читателю разрешалось брать сразу до десятка книг.
4) Балагур и весельчак он быстро располагал к себе людей.
1) Грузинские деревни_ это сплошные сады.
2) Эти равнины_ __словно море бескрайнее.
3)Прилёт журавлей признак весны.
4) Агата Кристи __ самый популярный автор детективного жанра.
5) Наш долг____совершенствовать знания
18. Отметьте номера слов с ударением на ПЕРВОМ слоге. 1) ре-мень 2)гна-ла 3) и-скра 4) а-рест
19. В каком ряду не все слова являются синонимами?
чахнуть, угасать, таять 2) одобрять, хвалить, хвастаться
3)хитрить, лукавить, лицемерить 4)устать, измучиться, изнемочь
20. К одной части речи относятся все слова в ряду
рисующий, слабый 4) светел, отдана
земля, земляной 5) уехать, размышлять
детвора, кухонный
21. Прослушайте текст и выполните задания.
(1) Брат же был неуклюж. (2) Широк в плечах и круглоголов. (3) Глаза у него были не золотистые, как у сестры, а серые, как туманное лесное утро. (4) Рождённый и выросший в городе, он почему-то превосходно имитировал крики зверей и птиц. (5) Та ким вот редким и бесполезным для города талантом обладал Во лодя. (6) Странная сдвинутая гармония отличала его от боль шинства одноклассников. (7) Ею он искупал физическую непри влекательность, которая, однако, в совокупности со сдвинутой гармонией, уже и не воспринималась как непривлекательность. (8) Всё в Володе было немного другим. (9) Он был добр и прост, никогда не кричал, не говорил глупостей. (10) Если что-то обе щал, всегда выполнял. (11) Ко всем, кто обращался к нему, от носился с участием, какого, собственно, и ждут люди, обращаю щиеся за чем-либо. (12) Но редко дожидаются... (13) Девочки дразнили Володю, однако же предпочитали его любому из кра савцев одноклассников. (14) Так манили Володины доброта и простота...
A. Какое из данных утверждений не соотносится с содержанием данного текста? 1.Физическая непривлекательность Володи отталкивала от него всех окружающих.
2.Физическая непривлекательность Володи искупалась его доб ротой и простотой.
3.Володя обладал редким, но бесполезным талантом.
4.Володя очень отличался от своих сверстников.
Б. Какая пословица отражает основную идею текста? 1.Простота хуже воровства.
2.Не родись красивым, а родись счастливым.
3.Не родись пригожим, а родись хорошим.
4.Чем проще, тем лучше.
B. К какому стилю речи относится текст?
1.Публицистический 2. художественный 3. научный 4. официально-деловой Г. К какому типу речи относится текст?
1)Описание 2)повествование 3)рассуждение с элементами описания 4)повествование с элементами рассуждения
Д. Какие предложения не связаны между собой личным местоиме нием?
1)2 и З 2) З и 4 3)6 и 7 4)7 и 8
Вариант 2 .
1. В каком слове все согласные звуки являются мягкими?
1.Бюллетень 2. Режьте 3. Серебряный 4. Прищемит.
2. В каком слове есть звук [з"]?
1.разжиться 2. Заранее 3. Зеркальный 4. синтез
3.В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
выветривая, перепелиный, прослушавший, просмотренный
законный, прочитанный, подклеивая, прочный
заколачивающий, подробность, выворачивая, съеденный
всклоченный, прадедушка, заниженный, перелесок
4. Сколько морфем выделяется в слове соотечественница?
1)3 2)4 3)5 4)6
5. Каков способ образования слова подсчёт.
1.приставочный
2.суффиксальный
3.приставочно-суффиксальный
4.бессуффиксный
6. Пишется буква О 1) отр_слевойО
2)разделить пор_вну
3)упл_тить
4)вознагр_ждение
5)сапоги пром_кают
7. Пишется буква Е 1)сд_рать семь шкур
2)прим_рять соперников
3)щ_дящий режим
4)приобр_тённый
5)бл_стательный
8. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ Что н__(1) говори, а отдохнули мы летом прекрасно: н __ (2) нужно было н_(3) спешить, н_ (4) суетиться, н_ (5) нервничать.
9. Отметьте номера предложений, где слова пишутся слитно.
Самолёт во что_бы то ни стало нужно было вывести из тумана.
Мебель грубоватая, за_то прочная.
По_этому неудачному ответу не судите о моих знаниях.
Вы так_же веселы, как десять лет назад.
Жара ночью так_же невыносима,как и днём.
10. Укажи неопределённо-личные предложения. 1) Его все подробно расспрашивали о поездке. 2) Иду на помощь!
3) Снег лежит до самой кромки воды.
4)А тем временем нас увидят с самолёта и спасут.
5)В доме по вечерам никогда не зажигались огни.
11. В состав какого сложного предложения не входит безличное?
В глазах темно, и замерла душа.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно и смешно.
Мы хорошо знали, что ещё долго в этом доме говорили о том, как Алексей смог решиться на такой поступок.
12. Отметь предложения, в которых НЕ допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.
1) Продавец спросила покупателя, что вы хотели бы приоб рести в магазине.
2) Я опасался дождя, но охотники сказали, что «Это не туча, а туман».
3) Одноклассники сказали Сергею, что мы на тебя уже не в обиде.
4) Проснулся я от какого-то шума и спросил о том, что случилось.
5) Лена прямо отказалась от отпуска и сказала, что: "Мне не хочется ехать сейчас в санаторий".
6) Взрослые попытались внушить подростку, что твоему горю именно сейчас можно помочь.
13. В каком словосочетании тип связи слов – примыкание? 1) Говорил улыбаясь; 2) смотрит на землю; 3) выполнить обязательство; 4) известный всем.
14 . Какое утверждение о предложении является ошибочным? Море глухо роптало, и волны взбегали на песчаный берег.
1) Предложение сложносочиненное;
2) предложение состоит из двух частей;
3) в первом предложении подлежащее – море, сказуемое – глухо роптало;
4) во втором предложении грамматическая основа – волны взбегали.
15.Какое из предложений является сложносочиненным (знаки препинания не расставлены)? 1) Веселей и громче всех смеялся сам студент и он же скорее всех и перестал.
2) Когда началась гроза игра прекратилась и дети бросились бежать домой.
3) Нева вздувалась и ревела котлом клокоча и клубясь.
4) Зашевелились тревожно и зашумели и застонали заскрипели над головой сосны
16.Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, НЕ выделяются запятыми.
1) Великий русский физиолог Иван Павлов написал многочисленные труды по высшей нервной деятельности.
С ним добродушным богатырём Наташе ничего не было страшно.
К нему юнцу придёт со временем уважение к морщинам и сединам.
Жил Воронцов с женой знаменитой петербургской красавицей.
17.Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска НЕ ставится тире.
1) Утренние холодные росы в августе __ предвестники сентябрьских заморозков.
Элен красива внешне, а княжна Марья внутренне.
Расточать восторги ___ признак ограниченности понимания и вкуса.
Снег __ словно шёлк.
Безумство храбрых __ вот мудрость жизни.
18.Отметьте номера слов с ударением на первом слоге 1)спа-ла 2)дво-ю-род-ный 3)шо-фёр 4)бар-мен
19. Какая пара слов не является антонимами?
баснословный, мизерный 2)благоговейно, непочтительно
3)равнодушие, индифферентность 4)сумасбродство, благоразумие
20.К одной части речи относятся все слова в ряду
детвора, кухня 4) размышляя, уехать
рисующий, слабый 5) отдана, светел
земля, земляной
21. Прослушайте один раз текст и выполните задания.
(1) Издревле на Руси строили жилища из дерева. (2) Этому много причин.
(3) Во-первых, русская земля всегда была богата лесами. (4) Москву некогда сплошь покрывали густые леса. (5) Память о них сохранилась в некоторых географических названиях: Боро вицкий холм, Марьина роща, Серебряный бор. (6) В древние времена человеку стоило только выйти с топором за околицу своего селения, чтобы начать рубить лес, поэтому дерево как строительный материал было очень дешёвым.
(7) Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддаётся обработке, а значит, строительство идёт очень быстро. (8) Жи лой дом или небольшой храм дружная артель плотников могла сложить за один световой день. (9) Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. (10) И наконец, по общему призна нию, деревянное жилище более гигиенично. (11) Оно дышит. (12) В нём, как говорится, всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. (13) Установлено, что в сорокаградусный мороз вас могут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 см, кирпичные же для этого должны быть в три раза толще.
A. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
Дома из камня практичнее и гигиеничнее.
Географические названия хранят память о древнем ландшаф те страны.
Строение из дерева легко разобрать и перевезти на новое место.
Деревянное строение могли построить на Руси в течение од ного дня.
Б. Каков стиль и тип речи текста?
1)разговорный стиль; повествование 2)художественный стиль; повествование
3)научный стиль; описание 4)публицистический стиль; рассуждение
B. В каком предложении выражена основная мысль текста? 7, 8 2) 1,2 3) 3, 4 4)9, 10
Г. Сколько аргументов, подтверждающих основную мысль, содер жится в тексте?
1 2)2 3) 3 4) 4 Д. В каком предложении слова употреблены в переносном зна чении? 1)6 2) 7 3)11 4) 13
19.Итоговое тестирование
1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) пчела;
2) ночью;
3) змея;
4) иволга.
2. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания?
1) приморье;
2) загорелый;
3) завистливый;
4) пренебрегать.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «очень важный для настоящего момента»? 1) грандиозный;
2) актуальный;
3) принципиальный;
4) влиятельный.
4. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) досуг;
2) балуясь;
3) понявший;
4) отдано.
5. В каком предложении есть деепричастие?
1) Лиловые облака, протягиваясь к западу, едва пропускали красные лучи.
2) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками.
3) Солнце пригревает все сильнее и сильнее, и на пригорках появились первые проталины.
4) Слуга, поскакавший за ним, воротился и доложил своему господину, что, дескать, Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться. (А.Пушкин)
6. В какой строке во всех случаях пропущена буква е?
1) пр_следование, расст_лить, согрева_мая солнцем, за зеленеющ_м полем;
2) пр_мудрый, зам_рли, обрабатыва_мое изделие, на открывш_мся форуме;
3) пр_задуматься, ореш_к, он дыш_т, побывать в оранжер_е;
4) пр_возмочь, подв_ргать, повел_вать, над виднеющ_мся лесом.
7. В какой строке во всех словах нужно писать ь?
1) назнач(ь)те, роскош(ь), восем(ь)ю, о медвеж(ь)ей берлоге;
2) достич(ь), вер(ь)фи, навзнич(ь), сем(ь)сот;
3) съеш(ь)те, фонар(ь)щик, вскач(ь), нян(ь)чить;
4) развлеч(ь)ся, фальш(ь), невтерпеж(ь), восем(ь)десят.
8. В каком слове после шипящей пропущена буква о?
1) реш_тка;
2) деш_вый;
3) боч_ночек;
4) толч_тся.
9. В каком слове пропущена одна буква н?
1) полуде_ый зной;
2) броше_ый камень;
3) лома_ая линия;
4) вы всегда рассея_ы.
10. В каком словосочетании тип связи слов – управление?
1) ранняя пшеница;
2) смотрит молча;
3) уехал отдыхать;
4) читаю книгу.
11. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)
1) Горы как пышные складки на богатой одежде земли.
2) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
3) Жизнь прекрасна и удивительна.
4) Волга самая большая река в Европе.
12. В каком предложении знаки препинания расставлены верно?
1) Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят.
2) Иногда мертвой змеей проплывает жердь, или бревно.
3) Ночью ветер злится, да стучит в окно.
4) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину и ночь, и звезды, и луну.
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В результате быстрого таяния снега (1) возможно (2) наводнение.
В мае месяце (3) возможно (4) будут заморозки.
1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 2; 3) 3, 4; 4) 1, 3.
14. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?
1) Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его.
2) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе.
3) В Мещерском крае нет никаких особенностей кроме лесов лугов и прозрачного воздуха.
4) Стремглав сбежал с лестницы и выскочил на улицу.
15. Рассмотрите предложения с прямой речью. В каком из них допущена ошибка при расстановке знаков препинания?
1) «Нет, – сказал Ваня, – я не могу ехать сейчас».
2) «Ну хорошо, хорошо!» – засмеялась Валя: «Я никому не скажу».
3) «А ваше имя как?» – спросила помещица.
4) «Право, останьтесь, Павел Иванович! – сказал Манилов, когда они вышли на крыльцо. – Посмотрите, какие тучи».
16. В каком примере допущена ошибка при замене прямой речи косвенной?
1) Я спросил ее наконец, имеет ли она известия от своего сына.
2) Павел, уходя из дома, сказал матери, что в субботу у него будут гости из города.
3) Чичиков говорил, что он давно не брал в руки шашек.
4) Базаров ответил Павлу Петровичу, что спорить – не наше дело, сперва надо место расчистить.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
1) Экспедиция капитана Скотта к Южному полюсу погибла в страшных буранах, разразившихся в Антарктике весной 1911 года.
2) Шесть человек вышли к полюсу на лыжах. 3) Шли больше месяца. 4) До полюса дошли пятеро. 5) Один сорвался в расщелину и умер от сотрясения мозга.
6) Вблизи полюса Скотт, шедший впереди, внезапно остановился: на снегу что-то чернело. 7) То была палатка, брошенная Амундсеном. 8) Норвежец опередил англичан.
9) Скотт понял, что это конец, что им не осилить обратного пути, не протащить по обледенелым снегам окровавленных ног. 10) Тогда всем поровну был роздан яд.
11) На обратном пути заболел молчаливый шотландец, лейтенант Ото. 12) У него началась гангрена обеих ног. 13) Каждый шаг вызывал острую боль. 14) Ото знал, что он задерживает экспедицию, что из-за него могут погибнуть все. 15) И он нашел выход.
16) В дневнике Скотта, найденном вместе с четырьмя трупами год спустя после экспедиции, об этом говорится так:
17) «За последние сутки мы сделали всего три мили. 18) (Не)смотря на (не)человеческую боль, Ото (не)отставал от нас, но мы шли гораздо тише, чем могли (бы). 19) Вчера к ночи мы остановились. 20) Ото дал мне записку и просил передать родным, если мы останемся в живых. 21) Потом он встал и сказал, глядя мне в глаза: “Я пойду. Должно быть, вернусь не скоро”. 22) Он не вернулся. 23) Он поступил как благородный человек».24) В конце дневника Скотт написал дрожащими буквами: 25) «Я обращаюсь ко всему человечеству. 26) Оно должно знать, что мы рисковали, рисковали сознательно, но нам во всем была неудача. 27) Если бы мы остались живы, я рассказал бы такие вещи о высоком мужестве и простом величии моих товарищей, что они потрясли бы каждого человека».
17. Из предложений 17–19 выпишите слово (слова), в котором(ых) буква с обозначает звук [з].
18. Из предложения 5 выпишите слово (слова), образованное(ые) приставочно-суффиксальным способом.
19. Выпишите из текста предложение 18. При списывании раскрывайте скобки. СОСТАВЬТЕ СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
20. Среди предложений 1–9 найдите предложения с обособленными членами. Напишите их номера.
21. Еще раз внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Как вы думаете, зачем люди сознательно идут на риск, открывая новые земли, ископаемые, прокладывая новые пути? Нужно ли это? Запишите свои рассуждения в виде небольшого сочинения

Денис перестал мигать и (1) приподняв свои густые брови (2) вопросительно глядит на чиновника.

2) 1, 2 – выделяется причастный оборот

3) 1 – выделяется деепричастный оборот

4) 2 – выделяется причастный оборот

46. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

А Черное море шумело за молом (1) где стояли (2) накренившись (3) огромные грузовые пароходы и спали (4) дожидаясь погрузки.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 4, 4) 1, 2, 3

47. Выберите предложение с союзом ТАКЖЕ (пишется слитно) .

1. Кругом было все так(же) тихо, как накануне.

2. И мысль свою Беликов так(же) старался упрятать в футляр.

3) 2;
4) ни 1, ни 2.

48. Все словосочетания в ряду построены верно (необходимо выбрать один вариант ответа):

1) оплата за проезд, уплатить проезд

2) оплата проезда, уплатить проезд

3) оплата проезда, уплатить за проезд

49. Укажите, какой знак препинания нужно поставить на месте точек в предложении:

Палило солнце, ослепительно отражаясь в темной воде… синие бархатные стрекозы бесшумно перелетали с одной осоки на другую, сверкая прозрачными крыльями .

1) двоеточие;

3) запятую;
4) точку с запятой.

50. Ударение падает на первый слог в словах (необходимо выбрать один вариант ответа):

1) квартал

2) сироты (мн. ч.)

3) эксперт

4) средства

51.Выберите ответ, содержащий цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.


3) 1, 4;
4) 1, 2, 3, 4.

52. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

53. Укажите, где нужны запятые на месте цифр.

Ей попробовали рассказать(1) что говорил доктор (2) но оказалось (3) что (4) хотя доктор говорил очень складно и долго(5) никак нельзя было передать того (6) что он сказал.

3) 1, 2, 3, 4, 5, 6

54. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1. с обеими подругами;

3. наиумнейший;

55. В каком предложении НЕ пишется отдельно?

1. Вовсе (не) друг.

2. Наступило ненастье.

3. Недорогая игрушка.

4. Ночевать было (не)где.

Ничего красивого в кактусах не было, но однако цветы этих нелепых растений всегда восхищали .

1. Вводное слово; на письме выделяется запятыми.

2. Союз; запятыми не выделяется.

57. В каком слове пишется НН?

1. истин…ый (смысл);

2. золочен…ый (орех);

3. оплаче…о;

58. Если сравнительные обороты с союзами будто, точно, словно всегда выделяются запятыми на письме, сколько запятых необходимо поставить в предложении?

На Красной площади будто сквозь туман веков неясно вырисовываются очертания стен и башен.

1. Одна запятая.

2. Две запятые.

59. В каком случае после приставки пишется Ы:

1) дез…информация

2) пред… инфарктный

3) сверх…изысканный

4) пост…инфарктный

60. В каком предложении не нужно ставить запятую на месте пропуска (знаки препинания не расставлены ).

1. Очнувшись… я некоторое время не мог опомниться.

2. Дмитрий слушал его…нахмурясь.

3. Тихо кругом, лишь шумит…не смолкая…вода у плотин.

4. Туманы…клубясь и извиваясь…сползли по морщинам соседних скал.

61. В каком слове пишется НН?

2. хозяйстве…ый;

3. разреше…о;

4. кожа…ый.

62. Укажите слово с непроизносимой согласной ?

1. поз…ний гость;

2. уча…ствовать в соревновании;

3. гордо ше…ствовать (по улице);

4. опас...ные последствия

63. В каком слове Ъ не нужен?
1) трёх..язычный словарь

2) пред…юбилейное торжество

3) двух…этажное здание

4) странный суб…ект

64. Укажите, какой из предложенных вариантов наиболее точно передает значение выделенного слова.

Многие горожане имеют индивидуальные дачные участки .

2. собственный

3. приусадебный

65. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1. по(кошачьи), где(то), (кое)кому;

2. по(моему), как (нибудь), (при)том.

66. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?
А. Чем кумушек считать трудит…ся, не лучше ль на себя, кума, оборотит…ся?.
Б. Недаром говорит…ся, что дело мастера боит…ся.
В. Свежо предание, а верит…ся с трудом.

Г. Ягненок в жаркий день зашёл к ручью напит…ся; и надобно ж беде случит…ся, что около тех мест голодный рыскал Волк.


67. В каком предложении НЕ пишется слитно?

1. Это нисколько (не)увлекательно.

2. Ты (не) должен этого делать.

3. Листы (не)разрезаны.

4. Очевидна (не)лепость его положения.

68. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1. семеро смелых;

3. с обоими государствами;

4. выше всех.

69. Определите слово с ударением на последнем слоге:

1. углубить;

2. ходатайство;

4. факсимиле

70. Выберите правильный вариант:

1. Сейчас важно осознавать ту роль, которую заняла церковь в жизни общества.

2. Сейчас важно осознавать ту роль, которую играет церковь в жизни общества.

3. Стабилизация зоны Севера играет ключевое значение для Российской Федерации.

71. Укажите, в какой паре формы повелительного и изъявительного наклонения глагола пишутся одинаково .

1) выведите - вывед…те;

2) вынес…те – вынес…те;

3) скаж…те - скаж…те;
4) выдерж…те - выдерж…те.

72 . Выберите предложение с союзом ЧТОБЫ (пишется слитно) :

1. Сделали замечание, что(бы) они не разговаривали.

2. Что(бы) ни случилось, я не оставлю его в беде.

3) 2;
4) ни 1, ни 2.

73. Укажите, какой из признаков не относится к характеристике официально-делового стиля.

1) сфера применения – административно-правовая;

2) функция – воздействие на чувства и мысли людей с помощью созданных образов;

3) главные стилевые черты – конкретность, точность, лаконичность;
4) форма речи – письменная.

74. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1. знач..мый

2. блещ..шь

4. выруч..нный

75. Определите, какое из предложенных слов является антонимом выделенному слову.

Он был консервативным политиком.

1. прогрессивный

2. отсталый

76. Знаки препинания в предложении нужны в следующих случаях:

Война ничего не отменила (1)только все чувства(2)обостренные ей(3) тревожили и не давали покоя.

77. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

1. (И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое.

2. ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.

3. Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.

4. Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

78. Укажите, где нужны запятые на месте цифр.

Он рассматривал в микроскоп структуру металла (1) и (2) когда закончил (3) то все мы (4) окружавшие его (5) с нетерпением обратились к нему с вопросами.

79. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) (В) ДАЛИ на горизонте неподвижно стояли стройные паруса рыбачьих лодок и, (ОТ) ТОГО что солнце просвечивало их, казались розовыми.

2) Как и наш мир, поверхность шара ТО(ЖЕ) конечна и ПРИ(ТОМ) не имеет границ.

4) (В) ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК) БУДТО воздух промыт родниковой водой.

80. Найдите предложение, в котором на месте пропуска ставится двоеточие:

1. Большинство сходилось на одном…старые законы не годятся.

2. Ударил сильнейший гром…задрожали все окна.

3. Река, роща, оба берега…все было залито ярким утренним солнцем.

4. За двумя зайцами погонишься…ни одного не поймаешь.

3) 3, 4;
4) 1.

81. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (НА)УТРО дождь стих, но под густыми деревьями (ПО)ПРЕЖНЕМУ сильно капало.

2. Один из них, (ПО)ВИДИМОМУ главный, объявил нам, ЧТО(БЫ) мы приготовились к встрече с государем.

3. МЕЖДУ(ТЕМ) он ВСЁ(ТАКИ) спешил к Свидригайлову.

4. В поезде Маша (В)ПЕРВЫЕ поняла прелесть мимолётных, (ЗА)ТО глубоко задевающих душу пейзажей привольной России.

82. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) созЫв 2) блИзка 3) клалА 4) в туфлЯх

83. В каком предложении вместо слова ДЛИННЫЙ нужно употребить слово ДЛИТЕЛЬНЫЙ?

1) Длинные рукава одежды мешали человеку работать.

2) Длинный переулок асфальтировали и застроили вновь.

3) Нескладный длинный парень сразу привлек внимание комиссии.

4) Его отпуск оказался длинным, интересным.

84. Укажите пример с грамматической ошибкой :

1) с обоими государствами 3) густая вуаль

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Письменный язык хоть и оживляется (ПО)МИНУТНО выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им (В)ТЕЧЕНИЕ веков.

Нужно, ЧТО(БЫ) каждая фраза выражала мысль или образ, и (ПРИ)ТОМ максимально точно и полно.

(ВО)КРУГ было ТАК(ЖЕ) тихо, как и накануне.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего пути по лесу Егор шёл молча, бесшумно, поднимая (ПО)ВЫШЕ ноги, дабы не зацепиться за что-нибудь.

Изредка налетавший ветерок пощипывал лицо, было (ПО)ЗИМНЕМУ морозно, (ЗА)ТО красота повсюду была необыкновенная.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

Письменный язык хоть и оживляется ПОМИНУТНО выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им В ТЕЧЕНИЕ веков.

Нужно, ЧТОБЫ каждая фраза выражала мысль или образ, и ПРИТОМ максимально точно и полно.

ВОКРУГ было ТАК ЖЕ тихо, как и накануне.

В ПРОДОЛЖЕНИЕ всего пути по лесу Егор шёл молча, бесшумно, поднимая ПОВЫШЕ ноги, дабы не зацепиться за что-нибудь.

Изредка налетавший ветерок пощипывал лицо, было ПО-ЗИМНЕМУ морозно, ЗАТО красота повсюду была необыкновенная.

Ответ: притом, чтобы.

Ответ: чтобыпритом|притомчтобы

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Правило: Задание 14. Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Слит-ное, раз-дель-ное и де-фис-ное на-пи-са-ние раз-лич-ных ча-стей речи.

По «Спе-ци-фи-ка-ции» в этом за-да-нии про-ве-ря-ет-ся зна-ние са-мо-го объёмного, самый раз-но-об-раз-но-го и по-то-му наи-бо-лее слож-но-го ма-те-ри-а-ла. В дан-ном раз-де-ле «Справ-ки» будут си-сте-ма-ти-зи-ро-ва-ны пра-ви-ла школь-ных учеб-ни-ков, а также до-пол-не-ны той ин-фор-ма-ци-ей, ко-то-рая яв-ля-ет-ся не-об-хо-ди-мой для успеш-но-го вы-пол-не-ния за-да-ния ЕГЭ и овла-де-ния прак-ти-че-ской гра-мот-но-стью. Набор пра-вил, ко-то-рые будут разо-бра-ны, не яв-ля-ет-ся слу-чай-ным: со-зда-нию спис-ка пред-ше-ство-ва-ла ра-бо-та по изу-че-нию за-да-ний про-шлых лет, банка ФИПИ, а также пе-чат-ных из-да-ний, ав-то-ра-ми ко-то-рых яв-ля-ют-ся со-зда-те-ли КИМов (Цы-буль-ко И.П., Его-ра-е-ва, Ва-си-лье-вых И.П. и дру-гие).

В таб-ли-це 1 со-бра-ны слова, от-ли-чи-тель-ной осо-бен-но-стью мно-гих яв-ля-ет-ся на-ли-чие омо-ни-мов, то есть слов, зву-ча-щих оди-на-ко-во, но име-ю-щих раз-ное на-пи-са-ние. Для обо-зна-че-ния ча-стей речи и по-яс-не-ний ис-поль-зо-ва-ны со-кра-ще-ния :

сущ. – имя су-ще-стви-тель-ное

числ. – имя чис-ли-тель-ное

нар. – на-ре-чие

мест. – ме-сто-име-ние

деепр. – де-е-при-ча-стие

п/п - про-из-вод-ный пред-лог

н/п – не-про-из-вод-ный пред-лог

к/с – ка-те-го-рия со-сто-я-ния

в/с – ввод-ное слово

фе – фра-зео-ло-ги-че-ская еди-ни-ца

Буква СЛИТ-НО/РАЗ-ДЕЛЬ-НО/ДЕФИС ПО-ЯС-НЕ-НИЕ
Б бы, б слит-но толь-ко в союзе чтобы, чтоб . Я рань-ше лёг, чтобы не опоз-дать на поезд. (союз, =для того чтобы, бы нель-зя пе-ре-ме-стить или убрать ) Чтобы не остать-ся без ат-те-ста-та, придётся изу-чать, как пи-шет-ся ча-сти-ца "бы". Чтоб не за-быть, за-пи-шу это в еже-днев-ник.
раз-дель-но во всех осталь-ных слу-ча-ях: Что бы мне по-чи-тать? (мест.+част., бы можно пе-ре-ме-стить или убрать.) Ска-за-ла бы рань-ше; как бы не опоз-дать; что бы я без тебя делал? Я вер-нусь, что бы ни слу-чи-лось.
В всё-таки по пра-ви-лу на-пи-са-ния ча-сти-цы -таки. Все-гда через дефис.
в конце

в от-ли-чие (от-ли-чие)

в потёмках

в сто-ро-не

в общем (нель-зя во-об-щем)

в от-кры-тую

всё время

всё равно

во что бы то ни стало

все-гда раз-дель-но

внизу

впо-след-ствии (по-след-ствие)

впол-го-ло-са

вдвое (втрое…)

впе-ре-ди

во-сво-я-си

вдо-гон-ку

до-вер-ху

все-гда слит-но

ввиду про-пу-стил ввиду бо-лез-ни (п/п, =из-за)

иметь в виду (ФЕ)

укра-ше-ние в виде ба-боч-ки

вверх, ввер-ху по-смот-реть (куда? нар. ) вверх ; на-хо-дит-ся (где? на-ре-чие ) ввер-ху

це-лить-ся (во что? ) в верх (чего? ) де-ре-ва, ми-ше-ни ()

вглубь уйти вглубь (куда? нар .)

уйти в глубь (чего? ) леса (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

вко-нец обес-си-леть вко-нец (как? нар., =окон-ча-тель-но )

пе-ре-ста-вить фразу в конец (чего? ) пред-ло-же-ния (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

вме-сто, вме-сте

в место, в месте

вы-сту-пил вме-сто меня (п/п, =за ), вме-сте (на-ре-чие) со мной. Нель-зя: за-ме-сто меня

по-пасть ( во что? ) в место па-де-ния, нашли (где? ) в месте рас-по-ло-же-ния (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

вдаль, вдали

в даль, в дали

смот-реть (куда?, на-ре-чие ) вдаль; вид-не-ет-ся вдали (где? на-ре-чие .)

в даль (чего?,н/п+ сущ. в Род. па-де-же ) моря; вид-не-ет-ся в дали (чего? ) моря (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

вна-ча-ле

в на-ча-ле

труд-но вна-ча-ле (когда? нар. )

в на-ча-ле (чего? ) книги (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово

вО-вре-мя сде-лать во-вре-мя (когда? нар .)

болит во время (чего? ) сна (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

вниз, внизу упасть (куда? нар .) вниз ; на-хо-дит-ся (где? на-ре-чие ) внизу

це-лить-ся (во что? ) в низ (чего? ) де-ре-ва, ми-ше-ни (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово ), в (самом) низу горы

вплоть учить вплоть до утра (п/п, =до )

об-лечь (во что? ) в плоть и кровь (сущ.+н/п )

вплот-нУю

в плОт-ную

по-дой-ти вплот-ную (как? нар., =очень близ-ко )

за-вер-нуть в плот-ную бу-ма-гу (какую? прил.+н/п )

впра-во по-вер-нуть впра-во (куда, на-ре-чие)

во что? в право вла-де-ния на-след-ством (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

впра-ве впра-ве узнать (к/с, =имеет право )

доля в (в чём? ) праве соб-ствен-но-сти на квар-ти-ру (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово ), в уго-лов-ном (каком? )праве

в про-дол-же-ние

в про-дол-же-ниЕ, в про-дол-же-ниИ

пред-лог, опре-де-ля-ю-щий от-ре-зок вре-ме-ни. Со-че-та-ет-ся со сло-ва-ми сутки, день, час, не-де-ля и т.п.: в про-дол-же-ние дня, в про-дол-же-ние урока, в про-дол-же-ние года (по-хо-же "на про-тя-же-нии")

Имя су-ще-стви-тель-ное про-дол-же-ние в раз-ных па-де-же с пред-ло-гом в: в про-дол-же-ние (во что? ) ро-ма-на будут вве-де-ны новые герои. В про-дол-же-нии ро-ма-на (в чём? ) мы узна-ем об их судь-бах.

впер-вЫе

в пЕр-вые

уви-деть впер-вые (когда? нар .)

ску-чать в пер-вые дни (какие? числ.+н/п )

вслед-ствие

в след-ствиИ, в след-ствиЕ

рейс за-дер-жан вслед-ствие (п/п, =из-за ) не-по-го-ды

Су-ще-стви-тель-ное след-ствие в раз-ных па-де-жах: вме-шать-ся (во что? ) в след-ствие (сущ.+н/п ) ; ошиб-ки в (пред-ва-ри-тель-ном) след-ствии (сущ.+н/п )

вслед смот-реть (куда, чему? ) вслед (нар.) ухо-дя-ще-му по-ез-ду идти вслед за ним, за дру-гом (п/п, =за)

идти след в след (сущ.+н/п )

в те-че-ние

в те-че-ниЕ, в те-че-ниИ

пред-лог, опре-де-ля-ю-щий от-ре-зок вре-ме-ни. Со-че-та-ет-ся со сло-ва-ми сутки, день, час, не-де-ля и т.п.: в те-че-ние дня, в те-че-ние урока, в те-че-ние года (по-хо-же "на про-тя-же-нии" )

Имя су-ще-стви-тель-ное те-че-ние в ви-ни-тель-ном или в пред-лож-ном па-де-же с пред-ло-гом в: в те-че-ние (во что? ) реки; (о чём ) о те-че-нии реки.

Е если бы

все-гда оди-на-ко-во

Ж Же Все-гда раз-дель-но по пра-ви-лу ча-стиц. Ча-сти-ца вно-сит уси-ли-тель-ное зна-че-ние.

Надо же , скажи же , как же можно, как же , это же не-прав-да, одно и то же , то же самое, в то же время, точно так же .

Не пу-тать с со-ю-за-ми ТОЖЕ и ТАКЖЕ (см. в таб-ли-це)

З за гра-ни-цей ра-бо-тать и жить

за не-име-ни-ем вре-ме-ни или средств

за счёт (уго-ще-ние за счёт за-ве-де-ния)

все-гда оди-на-ко-во

за-свет-ло

за-тем-но

все-гда оди-на-ко-во

затем На-ре-чия и союзы:

затем (когда? нар., =потом ) мы уедем;

Зачем спро-сил? (нар., =с какой целью? );

ма-лень-кий, зато (союз, =но ) шуст-рый.

Ме-сто-име-ния с пред-ло-га-ми:

Я пришёл за тем (каким имен-но? ) котёнком, ко-то-рый мне по-нра-вил-ся; я занял оче-редь за тем (каким имен-но? ) че-ло-ве-ком, что отошёл к окну.

Ана-ло-гич-но: За чем (имен-но) оче-редь? (мест.+н/п, =за каким то-ва-ром? ) За чем (имен-но) ты вер-нул-ся? За клю-ча-ми.

Ана-ло-гич-но: я бла-го-да-рю тебя за то (за что имен-но? ), что ты помог мне; я оби-же-на не за то (за что имен-но? ), что ты не пришёл, а за то (за что имен-но? ), что об-ма-нул меня.

за-ча-стУю

за чА-стую

за-ча-стую нет ре-зуль-та-та (нар., =часто ) за ча-стую смену на-стро-е-ния (за какую? прил.+н/п )
И из-да-ле-ка слит-но все-гда
итак Итак , начнём урок! (ввод-ное слово )

кру-тил и так и сяк (как? нар.+союз) ; и так (как так? ) много раз, и так всё время

К -КА Все-гда через дефис по пра-ви-лу ча-стиц.

При-не-си -ка , скажи -ка , смот-ри-те -ка

К кряду Не-сколь-ко раз кряду (как, на-ре-чие=под-ряд ) чих-нул

К ряду (к чему, имя сущ+н\п.) чисел, к ряду зна-ко-мых

как будто

как толь-ко

как бы то ни было

все-гда оди-на-ко-во

Л Ли (ча-сти-ца)

Все-гда оди-на-ко-во и раз-дель-но.

Н

на-дол-го

на-еди-не

на-про-тив

на-сквозь

не-вда-ле-ке

ни-ко-гда

не-уже-ли

Все-гда оди-на-ко-во

на про-тя-же-нии

все-гда оди-на-ко-во

нав-стре-чу

на встре-чу

идти нав-стре-чу (куда? нар .); идти нав-стре-чу (кому?) другу (п/п )

идти на (дол-го-ждан-ную) встре-чу с дру-гом (сущ.+н/п )

на-ко-нец на-ко-нец он уснул (нар., =после всего )

пе-ре-не-сти на конец ме-ся-ца (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

наперёд

на пЕред (редко!)

знаю всё наперёд (как? нар., =за-ра-нее )

упасть на перед ма-ши-ны ()

на-по-до-бие

на по-до-бие

фи-гу-ра на-по-до-бие шара (п/п, =вроде )

за-да-ча (на что? ) на по-до-бие тре-уголь-ни-ков (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

на-при-мер

на при-мер

Был, на-при-мер , (ввод-ное слово ) такой слу-чай.

об-ра-тить вни-ма-ние на (этот) при-мер (сущ.+н/п )

на-по-ло-ви-ну

на по-ло-ви-ну

раз-ру-шен на-по-ло-ви-ну (нар., =ча-стич-но )

пре-тен-до-вать (на что? ) на по-ло-ви-ну дома (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово)

насчёт узнать насчёт (п/п, =о) би-ле-тов

по-ло-жить день-ги на (бан-ков-ский) счёт (сущ.+н/п ), не при-ни-май это на свой счёт (ФЕ)

назад

на зад (редко!)

обер-нуть-ся назад (куда? нар .)

по-смот-реть на (раз-би-тый) зад ав-то-мо-би-ля (сущ.+н/п )

на-верх, на-вер-ху

на верх, на верху*

под-нять-ся на-верх (куда? нар .), на-вер-ху (где? нар .) было хо-лод-но

под-нять-ся на верх (чего? ) горы (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово ), на (чём?) на верху зда-ния, на верху бла-жен-ства (пе-ре-нос-ное зна-че-ние)

на-си-лу на-си-лу удер-жал (как? нар., =с боль-шим тру-дом )

на-де-ять-ся на (свою) силу (на что? сущ.+н/п )

на-сколь-ко

на сколь-ко

На-сколь-ко это верно? (нар., = в какой мере? )

На сколь-ко по-вы-сят пен-сию? (мест.+н/п )

на-столь-ко

на столь-ко

на-столь-ко устал, что уснул (в какой мере? нар .)

Какое число на столь-ко же мень-ше? (=на такое же ко-ли-че-ство, мест.+н/п )

на-вер-ное

на вер-ное

На-вер-ное, будет дождь. (ввод-ное слово =ве-ро-ят-но)

На вер-ное дело идём! (прил.+н/п, на дело какое? вер-ное)

нА-смерть

на смерть

бить-ся на-смерть (как? нар., =до смер-ти )

Их по-сы-ла-ли на (вер-ную) смерть. (сущ.+н/п)

нА-го-ло-ву

на го-ло-ву

враги раз-би-ты на-го-ло-ву (как? нар., =окон-ча-тель-но )

по-вяз-ка на го-ло-ву (на что? сущ.+н/п )

на-пе-ре-бой

на пе-ре-бои

за-го-во-ри-ли на-пе-ре-бой (как? нар., =пе-ре-би-вая друг друга )

жа-ло-вать-ся на (по-сто-ян-ные) пе-ре-бои во-до-снаб-же-ния (на что? сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

на-чи-сто-ту

на чи-сто-ту

по-го-во-рить на-чи-сто-ту (как? нар., =от-кро-вен-но )

об-ра-тить вни-ма-ние на чи-сто-ту в по-ме-ще-нии (на что? сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово)

на-ли-цо факты на-ли-цо (нар., =име-ют-ся в на-ли-чии )

на-ло-жить крем на (своё) лицо (на что? сущ.+н/п )

на-дол-го уехать на-дол-го (нар., на какой срок? )

смот-реть на долго тан-цу-ю-щую де-воч-ку (тан-цу-ю-щую как? долго, нар.+н/п )

на-все-гда

на все-гда

уйти на-все-гда (нар., на какой срок? )

смот-реть на все-гда опрят-ную де-воч-ку (опрят-ную когда? все-гда, нар.+н/п )

не-смот-ря на

не смот-ря

бежал, не-смот-ря на уста-лость (п/п, =во-пре-ки )

бежал, не смот-ря под ноги (деепр., =не глядя )

не-взи-рая на

не взи-рая

Не-взи-рая на уста-лость, мы от-пра-ви-лись осмат-ри-вать город (п/п, =во-пре-ки )

Я ста-рал-ся си-деть, не взи-рая на окру-жа-ю-щих и пряча глаза (деепр., =не глядя )

О от-ту-да

все-гда оди-на-ко-во

от этого

раз-дель-но все-гда

от-то-го По-вест-ки я не по-лу-чил, от-то-го и не явил-ся. (нар., =по этой при-чи-не )

От того , кто не мил, и по-да-рок по-стыл. (от кого? мест.+н/п, =от че-ло-ве-ка )

От-толк-нул-ся от того бе-ре-га (от ка-ко-го? мест.+н/п, =от прил .)

от-че-го От-че-го ты не спал? (нар., =по какой при-чи-не? ) По-то-му что ра-бо-тал.

От чего ты от-ка-зал-ся? (мест.+н/п ) От ра-бо-ты, от за-да-ния.

от-ча-сти От-ча-сти ты прав. (на-сколь-ко? нар., =ча-стич-но )

Он от-ка-зал-ся от (боль-шей) части до-хо-да. (от чего? сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

П по-за-ди

по-дол-гу

по-про-сту

по-сколь-ку

по-поз-же

по-не-мно-гу

по-оди-ноч-ке

слит-но все-гда

по-то-му что

по срав-не-нию (с)

по те-че-нию

все-гда раз-дель-но

причём Вещь кра-си-вая, причём не-до-ро-гая. (союз, =к тому же, вдо-ба-вок )

При чём ты оста-нешь-ся? (мест.+н/п, =с чем? ) При чём (мест.+н/п ) здесь ро-ди-те-ли, если сам ви-но-ват?

при-том Вещь кра-си-вая, при-том не-до-ро-гая. (союз, =к тому же, вдо-ба-вок )

При том по-со-бии име-ет-ся при-ло-же-ние. (при каком? мест.+н/п, =прил .)

по-то-му Он остал-ся по-то-му, что хочет узнать прав-ду. (по-че-му? нар., =по той при-чи-не )

идти по тому бе-ре-гу (по ка-ко-му? мест.+н/п, =прил .) до-га-дал-ся по тому , что уви-дел (мест.+н/п, =по уви-ден-но-му )

по-че-му По-че-му ты мол-чишь? (нар., =по какой при-чи-не? ) По-то-му что не хочу раз-го-ва-ри-вать.

По чему ты за-ни-ма-ешь-ся? (мест.+н/п, =по ка-ко-му по-со-бию? ) По учеб-ни-ку Ро-зен-та-ля. По чему ты ску-ча-ешь боль-ше всего? По лету, по солн-цу.

по-это-му много ра-бо-тал, по-это-му устал (нар., по-че-му? по какой при-чи-не? )

за-ни-мать-ся по этому учеб-ни-ку (мест.+н/п, по ка-ко-му? =прил .)

по-и-сти-не

по ис-ти-не

Это по-и-сти-не ред-кая вещь. (нар., =на самом деле )

Люди ску-ча-ют по (на-сто-я-щей) ис-ти-не . (сущ.+н/п )

по-на-ча-лу

по на-ча-лу

ску-чать по-на-ча-лу (нар., =пер-вое время )

до-га-дать-ся по (са-мо-му) на-ча-лу ро-ма-на (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

С со вре-ме-нем

раз-дель-но все-гда

сразу, сразу же

спе-ре-ди

все-гда оди-на-ко-во

сна-ча-ла

с на-ча-ла

сна-ча-ла по-ду-май (когда? нар .)

Не на-чать ли сказ-ку с (са-мо-го) на-ча-ла ? (с чего? сущ.+н/п )

со-всем со-всем не вы-спал-ся (как? нар., =со-вер-шен-но )

уехал со всем иму-ще-ством (с каким? мест.+н/п )

спле-ча за-мах-нул-ся спле-ча (как? нар., =сразу )

снять с (сво-е-го) плеча по-пу-гая (с чего? сущ.+н/п )

Т Таки Может пи-сать-ся либо через дефис, либо раз-дель-но.

Сло-мал -таки , опять -таки , прямо -таки после гла-го-лов, на-ре-чий, ча-стиц через дефис

Меня таки при-ня-ли на ра-бо-ту, я таки опоз-дал - во все дру-гих слу-ча-ях раз-дель-но

тОт-час явил-ся тот-час (как? нар., =сразу же )

на-стал тот час (мест.+сущ., час какой? тот) , когда я вновь уви-дел Вас

Омо-ни-мы: есть союзы тоже, также

Я тоже , как и ты, учу ино-стран-ные языки. ().

У меня есть кот, и у тебя тоже. .

Я увле-ка-юсь му-зы-кой, а также очень люблю чи-тать. (союз, =и, ЖЕ опу-стить нель-зя ).

Кот любит спать, а также пря-тать-ся в новых па-ке-тах.

Омо-ни-мы: ме-сто-име-ние с ча-сти-цей же . Она уси-ли-ва-ет зна-че-ние, см. ЖЕ

Встре-ча-ем-ся в то же время. (мест.+част.,время какое имен-но?) - в то; же

Брат по-со-ве-то-вал то же , что и вы. (мест.+част.,по-со-ве-то-вал что имен-но? ) - то; же опу-стить можно, за-ме-нить со-ю-зом и нель-зя!

Вы так же мо-ло-ды, как де-сять лет назад. (нар., мо-ло-ды как?) - так; же опу-стить можно, за-ме-нить со-ю-зом и нель-зя).

тут же

раз-дель-но все-гда

Х хотя бы, хотя б

раз-дель-но все-гда

В ос-но-ву таб-ли-цы 1 по-ло-же-ны ма-те-ри-а-лы учи-те-ля рус-ско-го языка Крю-ко-вой М.А. (сайт «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»)

В таб-ли-це 2 опуб-ли-ко-ва-ны общие пра-ви-ла ДЕ-ФИС-НО-ГО на-пи-са-ния на-ре-чий.

Через дефис пи-шут-ся на-ре-чия, об-ра-зо-ван-ные:

В таб-ли-це 3 опуб-ли-ко-ва-ны общие пра-ви-ла на-пи-са-ния слов с ПОЛ, ПОЛУ.

Полу- все-гда пи-шет-ся слит-но: по-лу-ме-сяц, по-лу-го-дие.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Люди создали надёжное орудие - язык - и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (2)Первая серьёзная помощь от механических приспособлений пришла к языку, когда изобрели книгопечатание. (3) _____ случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрёл наборные литеры.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Язык помогает развитию науки и техники.

2. Книгопечатание оказало первую серьёзную помощь в улучшении языка.

3. Люди заставили науку и машины улучшать язык.

4. Первую серьезную помощь в развитии языка оказало изобретение книгопечатания.

5. Наборные литеры, изобретённые Иоганном Гуттенбергом, пришли на помощь языку.

2

Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

4. Возможно,

5. Разумеется,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРУДИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОРУДИЕ, -я, ср.

1. Техническое приспособление, при помощи к-рого производится работа или какое-н. действие. О. производства. Сельскохозяйственное о. Орудия труда. Орудия лова (рыбацкие).

2. перен. Средство для достижения какой-н. цели. Язык - о. общения. О. в руках кого-н. (о том, кто покорно исполняет чью-н. волю).

3. Общее название артиллерийского оружия (пушка, гаубица, миномёт, мортира и др.). Артиллерийское о. Противотанковое о. Зенитное о.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опломбИровать

наделЁнный

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Природа словно хотела резко ОТГРАНИЧИТЬ здесь прибрежный район от бассейна реки Имана.

2. Выехав на поляну, они сразу услыхали КОНСКИЙ топот и ржание.

3. Дисциплинарным батальоном в дореволюционной России называлась военно-исправительная войсковая часть ЦАРСТВЕННОЙ армии.

4. Украшательство, пышность, внешняя ЭФФЕКТНОСТЬ в архитектуре чужды японскому духу.

5. Егор был человек по-своему хороший, добрый, но БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

ВЫШЕ радуги

КРАТЧАЙШИЙ путь

ПОЕЗЖАЙТЕ автобусом

ЛЯЖЬТЕ на пол

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление местоимения с предлогом 1) Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.
Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом 2) Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 3) Жужжание летящей мухи создают ее крылья; некоторые мухи способны двигаться со скоростью 15 м/с.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Девочка, взяв нотную папку со стола, вежливо попрощалась с учителем.
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью 5) Этот символ отсылает туристов к истории города, пережившего не одно наводнение.
6) Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
7) Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: с них смеялись даже самые серьезные.
8) Стремясь приобрести идеальный загар, вам поможет специальный крем.
9) Заведующий поликлиникой принял нас быстро.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

предназн..чение

предпол..гать

пост..мент

п..лисадник

ц..ремония

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

с...змала, вз...мать

и...тратить, ра...жечь

пр...возмочь, пр...чуда

з...речный, в...обще

обез...яна, в...ётся

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

завис...щий

закле...вший

запа...нный

пристрел...нное (оружие)

застел...нная (кровать)

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

предполага...шь

восторж...нный

высп...шься

получ...нный

скле...нный

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. В ТО(ЖЕ) время я был горд (ОТ)ТОГО, что мою дипломную работу высоко оценили.

2. Кругом было ТАК(ЖЕ) тихо, как и (НА)КАНУНЕ.

3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ рядом со станицей должны были построить новый мост, но, (В)ВИДУ того что людям негде было жить, решили сначала построить дом.

4. Они шли (НА)ВСТРЕЧУ опасности, не жалея себя, ЧТО(БЫ) потом о них ни говорили.

5. Я пытался идти ТАК(ЖЕ) быстро, как это делал наш проводник, но (В)СКОРЕ понял, что выбился из сил.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На ногах у водолаза дли(1)ые ласты, сдела(2)ые из обыкнове(3)ой резины, а к спине прикрепле(4)ы баллоны с воздухом.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.

2. Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

3. Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

4. С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

5. Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

16

Курьер (1) поздоровавшись с отцом (2) и (3) передав ему пакет (4) снял (5) пристёгнутый к поясу (6) планшет с квитанциями.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Он не замечал происходящего и (1) к счастью (2) был всё так же невозмутим.

Человек в порыве (3) к счастью (4) способен совершать чудеса.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старинный пруд (1) в тёмной глубине (2) которого (3) прятались огромные карпы (4) давно привлекал наше внимание.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда ночная роса и горный ветер освежили его горячую голову (1) и (2) мысли пришли в обычный порядок (3) он понял (4) что гнаться за потерянным счастьем бесполезно (5) и (6) нужно вернуться.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Птенец кукушки появляется из яйца очень маленьким и беспомощным, но быстро растёт и вскорости перегоняет своих сводных братьев и сестёр.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пирап-летчиков.

(2)Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал её как унижение.

(3)Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

(4)Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом.

(5)Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

(6)Помимо этого, у него не было отца. (7)Отцов не было у половины ребят. (8)Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. (9)Всё это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

(10)Геня стоял посреди двора и ошеломлённо вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

(11)Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. (12)Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. (13)Геня вздрогнул - брызги грязи тяжело шлёпнулись на лицо. (14)Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери.

(15)...Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

(16)- Позови из класса кого хочешь и из двора, - предложила она.

(17)- Я никого не хочу. (18)Не надо, мама, - попросил Геня.

(19)- Надо, - коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули её брови, он понял, что ему не отвертеться.

(20)Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. (21)Пригласила всех подряд, без разбора.

(22)...Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги... (23)Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

(24)Он был великим мастером этого бумажного искусства...

(25)К четырём часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селёдкой и пирожки с рисом.

(26)Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. (27)Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой.

(28)Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. (29)Лодка... кораблик... кораблик с парусом... стакан... солонка... хлебница... рубашка...(З0)Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (31)Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.

Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ШЁЛКОВЫЙ ударный гласный звук - [о].
2) В слове ЕХАТЬ букв больше, чем звуков.
3) В слове ОТБИРАТЬ первый согласный звук - [д].
4) В слове ОБКЛЕИТЬ первый согласный звук - [п].

Укажите слово, которое имеет следующий состав:
приставка - корень - суффикс - суффикс - окончание.
1) выдержанный
2) вывешивать
3) накрепко
4) занимая

Укажите верную морфологическую характеристику выделенного слова.
К сожалению, не каждый может понять. НАСКОЛЬКО трудна и ответственна работа детского тренера. r />1) относительное местоимение
2) наречие
3) подчинительный союз
4) вопросительное местоимение.


1) прот.. .рать. проз.. .бать (в безвестности)
2) (вкусная) коври.. .ка, (матросская) тельня.. .ка
3) об...ятельная (девушка), (проснуться на) з.. .ре
4) (тонкий) р.. .сточек, преобр...зить.

В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) не...добровать. бе.. .компромиссный
2) пред.. .стория, вз.. .мать (дань)
3) пр...открыть, пр...возмочь
4) п...едестал. ин...екция

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A. раскач...вать
Б. разбуш...валась
B. эмал...вый
Г. повел...вать
1) А, В, Г
2) А
3) Б, В, Г
4) А, Б

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В связи с повыше(1)ой опасностью возникновения оползня работы в песча(2)ом карьере были приостановле(3)ы. r />1) 1
2) 1, 2
3) 1.3
4) 2

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)оконченное образование помешало мне устроиться на должность научного сотрудника.
2) Подарок был хоть и (не)дорогой. но очень нужный.
3) Ветер (не)истовствовал всю ночь, страшным голосом завывая в печной трубе.
4) Значительные площади в курортных зонах до сих пор (не)застроены. работающие здравницы не справляются с сезонным наплывом туристов.

В каком предложении выделенное слово пишется слитно?
1) ЧТО(БЫ) мы ни захотели измерить, нам понадобится единица измерения.
2) Кругом всё было ТАК (ЖЕ) тихо, как и накануне.
3) Проводник остановится и указал мне знаком, чтобы я сделал ТО(ЖЕ) самое.
4) По мнению Фамусова, Чацкий не жених Софье. Молчалин ТАК(ЖЕ) не годится на эту роль.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы некоторые запятые. Выпишите цифру(-ы). обозначаюшую(-ие) запятую(-ые) при вводном(-ых) слове(-ах).
Марина,(1) радостная,(2) пришла из школы раньше обычного. Она,(3) улыбаясь,(4) всё равно,(5) конечно,(6) старалась быть серьёзной, но у неё ничего не получалось.
-Марина, (7) что с тобой?-забеспокоилась мама.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы некоторые запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначаюшую(-не) запятую(-ые) при обособленном(-ых) приложении(-ях).
Вошёл человек лет сорока,(1) принадлежащий к крупной породе,(2) высокий,(3) объёмистый в плечах и во всём туловище,(4) с крупными чертами лица,(5) с большой головой. Это был Михей Андреевич Тарантьев,(6) земляк Обломова.

Прочитайте текст и выполните задания 12-19.
(1)Всё стихотворение Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...», по сути дела, умещается в одно огромное сложноподчинённое предложение с придаточным времени, располагающимся перед главной частью. (2)Если проработать большой пласт русской поэзии (меня втянул в эти поиски научный азарт), то увидишь не один и не два десятка произведений, где использована та же самая композиция («когда А, то В»). (З)Случайность ли это или схема такого сложноподчинённого предложения оказалась чем-то удобна для выражения определённого лирического сюжета? (4)Рассмотрим лермонтовский текст более внимательно и попробуем отыскать этот сюжет. (5)В придаточной части перечислен ряд.явлений из внешнего мира, мира природы, которые наблюдает лирический герой: «волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит», «студёный ключ играет по оврагу» и т.д. (6)Главная часть включает в себя события из внутреннего мира героя, которые возникают в ответ на события мира внешнего, перечисленные в придаточной части: «смиряется души <...> тревога», «счастье я могу постигнуть на земле»... (7)Вот. собственно, и лирический сюжет: глядя на события внешнего мира (они перечислены в придаточной части), поэт описывает отклик, который они оставили в его душе (содержание главной части сложноподчинённого предложения). (8)Именно этот сюжет разворачивается в большинстве русских стихотворений, построенных на основе схемы сложноподчинённого предложения с придаточным времени. (9)В этом легко убедиться, перечитав строки пушкинского «Воспоминания» или бунинского «Когда на тёмный город сходит...». (10)Вот так лирическая поэзия использует в своих художественных целях типовые грамматические формы национального языка.

Какое утверждение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?
1) Текст стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» представляет собой распространённое сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
2) На примере стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» мы можем наблюдать, как лирическая поэзия опирается на грамматические структуры национального языка.
3) В стихотворении Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» мы встречаем достаточно распространённый лирический сюжет.
4) События внешнего мира, наблюдаемые поэтом, нередко становятся поводом для лирического отклика в его душе.

Укажите предложение. в котором есть разговорное(-ые) либо просторечное(-ые) слово(-а).
1) Случайность ли это или схема такого сложноподчинённого предложения оказалась чем-то удобна для выражения определённого лирического сюжета?
2) Вот. собственно, и лирический сюжет: глядя на события внешнего мира (они перечислены в придаточной части), поэт описывает отклик, который они оставили в его душе (содержание главной части сложноподчинённого предложения).
3) Если проработать большой пласт русской поэзии (меня втянул в эти поиски научный азарт), то увидишь не один и не два десятка произведений, где использована та же самая композиция («когда А, то В»).
4) Вот так лирическая поэзия использует в своих художественных целях типовые грамматические формы национального языка.

В каком фрагменте средством выразительности речи является эпитет?
1) смиряется души... тревога
2) свежий лес шумит
3) счастье я могу постигнуть на земле
4) поэт описывает отклик, который они (события) оставили в его душе