Рабочая программа внеурочной деятельности по развитию речи. Программа внеурочной деятельности для начальных классов по курсу «Речевое творчество

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

с углубленным изучением отдельных предметов

«Школа развития речи»

для 3 Б класса

Составитель:

учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Школа развития речи»

Пояснительная записка.

Программа третьего класса «Школа развития речи» реализована в рамках «Внеурочной деятельности» интеллектуального направления в соответствии с образовательным планом.

Занятия по развитию речи проводятся по рабочим тетрадям для 3 класса «Школа развития речи» автора. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» . Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Общая характеристика учебного предмета .

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр . На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, что привлекательно для младших школьников.


Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане.

Общий объём времени, отводимого на изучение предмета в 3 классе, составляет 34 часа. В 3 классе урок проводится 1 раз в неделю. Рабочая программа курса «Школа развития речи » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования . Формой занятий по развитию речи учащихся может быть урок в рамках внеурочной деятельности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры, лежащие в основе построения рабочей программы: Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

Личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

Личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

Деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Курс «Школа развития речи » направлен на достижение следующих целей:

Способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

Совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

Повышать уровень языкового развития школьников,

Воспитывать познавательный интерес к родному языку,

Решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

Обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

Формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

Предложение и словосочетание


Культура общения

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

· коммуникативные:

Учащиеся научатся:

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный(художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

Многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

Изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

Стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

Распознавать типы текстов;

Устанавливать связь предложений в тексте;

Распознавать стили речи;

Выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

Учебно - тематический план.

Всего часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (16 часов)

Многозначные слова.

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.

Дать объяснение устаревшим словам.

Омонимы, омоформы омофоны.

Фразеологизмы.

Сравнения.

Олицетворение.

Откуда приходят слова.

Этимология.

Как тебя зовут?

Наши фамилии.

Топонимы.

Устаревшие слова.

Проверочная работа.

Текст (10 часов)

Типы текстов.

Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.

Темы текстов. Опорные слова.

Связь предложений в тексте.

Единый временной план текста.

Стили речи (8 часов)

Стили речи.

Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.

Культура общения.

Научный стиль.

Повторение изученного.

Проверь себя.

Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часа)

Тема занятия

Характеристика учебной деятельности

Количество часов

Многозначные слова.

Знакомство с многозначными словами.

Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.

Омонимы, омоформы омофоны.

Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.

Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.

Фразеологизмы.

Познакомить с понятием «фразеологизмы».

Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

Сравнения.

Познакомить с понятием «сравнение».

Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.

Олицетворение.

Познакомить с понятием «олицетворение».

Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи.

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

Познакомить с эпитетами, их назначением.

Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

Откуда приходят слова.

Познакомить с заимствованными словами.

Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.

Этимология.

Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов.

Как тебя зовут?

Познакомить с происхождением и значением имен.

Уметь объяснять происхождение имен.

Как тебя зовут?

Познакомить с происхождением отчеств.

Уметь объяснять происхождение отчеств.

Наши фамилии.

Познакомить с происхождением фамилий.

Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.

Топонимы.

Знакомить с топонимами.

Уметь объяснять топонимы.

Устаревшие слова.

Исследовать устаревшие слова.

Уметь находить и объяснять значение устаревших слов.

Сочинение по картине «Богатыри».

Знакомить с написанием сочинения – описание картины.

Уметь употреблять фразеологические обороты.

Проверочная работа.

Типы текстов.

Знакомим с разными типами текстов и их признаками.

Уметь различать типы текстов.

Темы текстов. Опорные слова.

Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

Связь предложений в тексте.

Обсуждение признаков текста.

Уметь из предложений составлять текст.

Цепная связь предложений в тексте.

Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.

Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте.

Цепная связь предложений в тексте.

Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте.

Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.

Параллельная связь предложений в тексте.

Обсудить параллельную связь предложений в тексте.

Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью.

Сочинение по картине «Свидание».

Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.

Единый временной план текста.

Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.

Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время.

Единый временной план текста.

Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах.

Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму.

Единый временной план текста.

Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов.

Уметь редактировать повествовательные тексты.

Стили речи.

Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи.

Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном.

Стили речи.

Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог».

Уметь находить текст в разговорном стиле.

Культура общения.

Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

Научный стиль.

Обсудить признаки научного стиля.

Уметь различать научный текс от других.

Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).

Уметь работать со словарями.

Повторение изученного.

Повторить основные понятия.

Повторение изученного.

Повторить основные понятия.

Уметь применить полученные знания.

Проверь себя.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для реализации программного содержания используется для обучающихся:

1. Школа развития речи (в 2-ух частях) 3 класс 2013 г.

Для реализации программного содержания используется для учителя:

1. Школа развития речи (в 2-ух частях) 3 класс Методическое пособие 2013 г.

2. Мультимедийный проектор.

3. Интерактивная доска.

4. Компьютер.

5. Интернет-ресурсы.

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Школа развития речи"

Пояснительная записка

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Курс «Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей :

Способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

Совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

Повышать уровень языкового развития школьников,

Воспитывать познавательный интерес к родному языку,

Решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

Обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

Формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

Личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

Личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

Деятельностно - ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Техника и выразительность речи.

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание .

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию изучения курса « Школа развития речи» обучающиеся должны:

знать:

Многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

Изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

Стили речи: разговорный и книжный;

Типы текстов;

уметь:

Уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

Определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

Вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

Быть хорошим слушателем;

Определять лексическое значение слова;

Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

Редактировать предложения;

Определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

Сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

Распознавать типы текстов;

Устанавливать связь предложений в тексте;

Распознавать стили речи; - составлять планы различных видов.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия :

Коммуникативные:

учащиеся научатся:

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

учащиеся научатся:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

Использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

Пользоваться словарями, справочниками;

Строить рассуждения.

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

Осознание роли речи в общении людей;

Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

Устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

Чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

Интерес к изучению языка.

Регулятивные:

учащиеся научатся на доступном уровне:

Адекватно воспринимать оценку учителя;

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

В сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Календарно - поурочное планирование

Характеристика деятельности учащихся

Слово. Значение слова.

Составление предложения из слов;

Откуда приходят слова.

участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Многозначные слова.

Отличать многозначные слова с прямым и переносным значением.

Работа с различными словарями.

Находить омонимы в тексте,

узнавать точное значение слова, не допуская речевых ошибок

Омофоны. Омоформы.

Различать омофоны и омоформы

Синонимы

подбирать синонимы, следить за выразительностью речи.

Антонимы

находить антонимы в пословицах.

Фразеологизмы

находить в тексте фразеологизмы;

объяснять значение фразеологизмов;

уместно употреблять крылатые слова в речи.

Пословицы

Объяснять и применять пословицы в своей речи.

Узнавать предмет по его краткому описанию; сочинять свои загадки.

Изобразительные средства языка. Сравнение.

Составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой.

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

Составлять словосочетания со словами – олицетворениями, делая свою речь выразительной и красивой

Текст. Тема текста. Заглавие.

Называть признаки текста;

правильно озаглавливать текст.

Опорные слова

Выделять в тексте опорные слова для пересказа текста

«По семенам и всходы» (проверочная работа)

Применять приобретённые знания в самостоятельной деятельности.

План текста

Делить текст на части, выделять в каждой части самое важное.

Виды плана

Картинный план, цитатный план.

Различать картинный план, цитатный план.

Связь между предложениями в тексте.

Цепная связь предложений в тексте.

Находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.

Связь между частями текста

Находить в тексте части и как они связаны друг с другом

Работа с деформированным текстом

Устанавливать связь событий и соединять события линией, записывать рассказ.

Редактирование текста

Подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.

Типы текста

Текст - описание

Выбирать из текста словосочетания для описания, по вопросам составлять описание предмета, существа.

Текст – сравнительное описание

Сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.

Типы текста. Повествование

Составлять текст по опорным словам и по плану.

Типы текста. Рассуждение

Текст - рассуждение.

Различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?

Сочинение на тему: «Мой выходной день»

Отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст.

Редактирование текста

Находить и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте.

Повторяем.

Ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.

В школе развития речи.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 10»

РАССМОТРЕНО

Школьным методическим объединением

Руководитель

______/Е.И. Смирнова/

Протокол № _____ от «____»_____2015

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

____/ И.А. Марченко

«____»______2015

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «ООШ № 10»

_______/О.В. Попова

Приказ № ___

от«____»_____ 2015

Педагогическим советом школы

Протокол № ____

от «___»____2015

Программа курса внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Школа развития речи»

на 2015- 2016учебный год

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Григорьевна

учитель начальных классов,

Таштагол

    Пояснительная записка

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Основные цели и задачи программы:

Способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

Совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

Повышать уровень языкового развития школьников,

Воспитывать познавательный интерес к родному языку,

Решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

Формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия построены следующим образом:

    Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

    Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

    Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

    Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.

Практика показала, что большинство детей приходит в школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно.

Данный курс предусматривает проведение специально построенной системы заданий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности и самостоятельно работать.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметныхрезультатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

    личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

    личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

    деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Формой занятий по развитию речи учащихся может быть внеклассное факультативное занятие.

Программа рассчитана на 1 год обучения -33 часа в год (1 раз в неделю по20- 25 минут);

Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03".

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

    Описание ценностных ориентиров программы

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, посту- пай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу; осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

    Планируемые результаты изучения курса: личностные, метапредметные, предметные

Личностными результатамиизучения курса «Школа развития речи» являются следующие умения:

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

Метапредметными результатами изучения курса «Школа развития речи» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

    коммуникативные:

Учащиеся научатся:

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Владеть монологической и диалогической формами речи.

    познавательные:

Учащиеся научатся:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

Использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

Пользоваться словарями, справочниками;

Строить рассуждения.

    личностные:

У учащихся будут сформированы:

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

Осознание роли речи в общении людей;

Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

Устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

Чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

Интерес к изучению языка.

    Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

Адекватно воспринимать оценку учителя;

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

В сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу 1 класса учащиеся смогут овладеть следующими умениями и навыками:

Уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонация);

Определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «вежливо – невежливо-грубо», учитывая ситуацию общения;

Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности с точки зрения ситуации общения;

Вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, используя соответствующие этикетные формы;

Анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего;

Быть хорошим слушателем;

Анализировать и оценивать говоримую (устную) речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения;

Анализировать речь говорящего с использованием изученных правил;

Уместно, умело использовать звучание своего голоса, громкость, темп речи в устных высказываниях;

Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

Определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать свой заголовок к тексту;

Вести этикетный диалог;

Сочинять на основе данного сюжета сказочные истории, используя средства выразительности.

V. Содержание программы

Входная диагностика.

Предложение и словосочетание.

В течение всего курса

Культура общения.

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего ча-

Дата проведения

Входная диагностика

Изучение словарного запаса школьников.

Изучение уровня развития связной речи.

Изучение знания букв и умение различать звуки и буквы.

Изучение словарного запаса школьников, уровня развития связной речи, умения читать и различать звуки.

Изучение словарного запаса школьников, уровня развития связной речи, умения читать и различать звуки

Речь

Устная речь.

Письменная речь.

Тише, громче…

Слово

Слова, слова, слова…

Буквы и звуки.

Озорные буквы.

Слова играют в прятки.

Слово и его значение.

Прямое значение слова.

Переносное значение слова

Многозначные слова.

Синонимы.

Антонимы.

Тематические группы слов.

Озорные буквы.

Наш цветной мир.

Многозначные слова.

Пословицы.

Прямое и переносное значение слова.

Многозначные слова.

Устаревшие слова.

Что на что похоже.

Проверочная работа.

Культура общения

Культура речи.

Вежливые слова.

Пословицы.

Учимся рассуждать.

Правила хорошего тона.

Вежливые слова.

Учимся рассуждать.

Учимся рассуждать.

Текст.

Отличие текста от набора предложений.

Заглавие текста.

Повторение пройденного.

Части текста.

Опорные слова.

Главная мысль текста.

Начало текста.

Основная часть текста.

Концовка текста.

Заглавие текста.

Мы строим текст.

Мы строим текст.

Иллюстрирование текста.

План текста.

План текста.

Проверочная работа

Анализ проверочной работы.

Итоговое занятие.

    Ресурсное обеспечение реализации программы

Для учителя

Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960

Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970

Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. - Л.: Просвещение, 1968.

Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М: - Учпедгиз,1977

Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961

Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.

Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1 класс/ Т.Н.Соколова. – М.: Росткнига, 2007.

Пояснительная записка

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

    соответствии с требованиями ФГОС, особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа внеурочной деятельности «Тренируем пальчики - развиваем речь» имеет общеинтеллектуальную направленность и предназначена для обучающихся с нарушением речи. Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на основе рекомендаций Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Внеурочная деятельность «Тренируем пальчики - развиваем речь» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Занятия включают в себя разнообразные игровые и логопедические упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что р азнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю, для учащихся 1 класса. Количество обучающихся в группе 3-5 человек, продолжительность занятия - 30 минут.

Программа опирается на основные принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель программы : развитие и укрепление мелкой моторики рук младших школьников в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности; совершенствование и исправление звуковой стороны речи, формирование грамматического строя речи учащихся , увеличение их словарного запаса, посредством игровых технологий, связанных с мелкой моторикой.

Основные задачи :

Развивать речевую активность , фразовой и связной речи, обогащать словарный запас, грамматический строй речи.

Развивать и уточнять основные движения органов речи (языка, челюсти, губ) посредством артикуляционной речевой гимнастики.

Развивать у детей фонематический (звуковой) слух, умение управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания) .

Развивать мелкую пальцевую моторику , посредством пальчиковой гимнастики , самомассажа кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.

Новизна программы : организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.

Предполагаемая результативность курса:

Предметные (первый уровень результатов) - приобретение школьником социальных знаний. Путём планомерного накопления наблюдений над смысловыми, зву- ковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутьё языка и происходит овладение речевыми средствами, необходимыми для процесса эффективного общения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников с учителем как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.

Метапредметные (второй уровень результатов) - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Личностные (третий уровень результатов) - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.

Планируемые результаты: готовность детей к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного речевого развития; навыки самоанализа, самостоятельности и аккуратности.

Личностные результаты :

У обучающегося будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

понимание причин успеха в учебной деятельности;

умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

понимать смысл инструкции учителя;

осуществлять взаимный контроль ;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль-тату;

искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

устанавливать причинно-следственные связи;

выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;

искать, анализировать информацию;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;

обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;

осуществлять анализ объектов с выделением существен-ных и несущественных признаков;

Обучающийся получит возможность научиться:

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

осуществлять поиск необходимой информации для вы-полнения учебных заданий с использованием учебной литера-туры;

в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач;

под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;

контролировать действия партнеров в совместной деятельности;

воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;

проявлять инициативу в коллективных работах.

Обучающийся получит возможность научиться:

следить за действиями других участников совместной деятельности;

принимать другое мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты:

знать основные артикуляционные упражнения;

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

делать звуковой разбор слова;

анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

точно ориентироваться в пространстве и на листе бумкги.

Содержание курса внеурочной деятельности

В данной программе используются методические пособия: Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь., Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств., Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. , Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики: Книга-игра для развития мелкой моторики.

Содержание

Формы организации и видов деятельности

Предлагаемая система внеурочной деятельности включает в себя следующие упражнения:

«Дыхательная гимнастика», «Кинезиологические упражнения», «Изотонические упражнения».

«Продолжи ряд» — это задание для тренировки чувства ритма (не- обходимого для выработки красивого почерка).

«Срисуй по клеточкам» — это задание для тренировки зрительно- го внимания, умения правильно располагать линии в пространстве.

«Дорисуй половинку» (или нарисуй полностью зеркальное изобра-жение предмета) — это задание учит различать лево и право; строить симметричный рисунок.

«Раскрась только...» — раскраски уже не так актуальны, поэтому для раскрашивания мы даём рисунки, наложенные друг на друга, с заданием раскрасить что-то одно.

«Составь слово из первых (или последних) звуков слов» и «Составь слово из первых (вторых или последних) слогов слов».

«Назови четвёртое слово».

«Назови все звуки в слове по порядку».

Сделай «Звуковой разбор слова».

Под- бери «Однокоренные слова».

Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы: самомассаж кистей рук; пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины); рисование (пальчиками, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты).

Форма занятий - групповая. Виды занятий : практические, игровые, наглядные (работа по образцу).

Беседы нацелены на создание условий: для развития способности слушать, слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать.

Обсуждение помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить.

Организация игровых ситуаций помогает: приобретать опыт взаимодействия принимать решения, брать на себя ответственность..

Тематическое планирование

занятия

Тема занятий

Кол-во часов

Форма контроля

Давайте познакомимся. Упражнение «Наши ручки». Игра «Сказочка-указочка».

Входной

Грибы. Дыхательная гимнастика.

Текущий

Овощи. Дыхательная гимнастика.

Текущий

Фрукты. Самомассаж пальцев.

Текущий

Ягоды и заготовки. Самомассаж подушечек пальцев.

Текущий

Осень. Деревья. Самомассаж «Щелчки».

Текущий

Дикие животные. Упражнение «Пальчики кивают».

Текущий

Дикие животные готовятся к зиме. Упражнение «Колечки».

Текущий

Перелетные птицы. Самомассаж прищепками.

Текущий

Зимующие птицы. Упражнение «Тесто».

Текущий

Домашние животные. Упражнение «Клювы».

Текущий

Домашние птицы. Игры с мячом.

Текущий

Зима. Зимняя одежда. Игры с мячом.

Текущий

Зимние забавы. Новый год. Игры с мячом.

Текущий

Части тела. Игры с мячом.

Текущий

Транспорт. Упражнение «Фокусник».

Текущий

Инструменты. Упражнение «Мяч-ежик».

Текущий

Профессии. Стройка. Кинезиологические упражнения.

Текущий

Защитники Отечества. Кинезиологические упражнения.

Текущий

Времена года. Кинезиологические упражнения.

Текущий

Мамин день. Семья. Кинезиологические упражнения.

Текущий

Электроприборы. Ателье. Игры с гласными звуками.

Текущий

Весна в природе. Игры с гласными звуками.

Текущий

Труд людей весной. Игры с гласными звуками.

Текущий

Космос. Изотонические упражнения.

Текущий

Насекомые и пауки. Изотонические упражнения.

Текущий

Посуда. Продукты. Изотонические упражнения

Текущий

Животные жарких стран. Игра «Веселые фигуры».

Текущий

Город. Игра «Веселые фигуры».

Текущий

Игры с Веселым Лесовичком.

Текущий

Игры с Веселым Лесовичком.

Текущий

Подведем итоги.

Итоговый

Литература:

Абрамова Л. П. «Буши - барашки. Пальчиковые игры». - М.: Карапуз, 2003.

Агаян Г. Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». - М.: Карапуз, 2004.

Агаян Г. Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». - М.: Карапуз, 2004.

Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». - М.: Карапуз.1999.

Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики: Книга-игра для развития мелкой моторики. - СПб.: ИД «Литера», 2008.

Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.

Крупенчук О. И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: ИД «Литера», 2009.

Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. - СПб.: ИД «Литера», 2009.

Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь. - СПб.: ИД «Литера», 2009.

Разенкова Ю. А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». - М.: Карапуз, 2004.

«Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. - Ярославль: Академия развития, 2002.

Янушко Е. А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». - 2004. - № 6. - с.22 - 28.