Значение артикуляционной гимнастики для речевого развития дошкольников. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников

Евгения Ларина
Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата : языку, губам, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Все речевые органы состоят из мышц.

Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика , которая называется артикуляционной .

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие силы , подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика .

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :

Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

Улучшить подвижность артикуляционных органов ;

Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу ;

Увеличить амплитуду движений;

Уменьшить напряженность артикуляционных органов ;

Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Артикуляционную гимнастику следует использовать не только для коррекции речевых нарушений, но и для своевременного их предупреждения, а также, чтобы ускорить процесс формирования правильного произношения.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед : их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» .

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей дошкольного возраста о пользе артикуляционной гимнастики «Будем с язычком дружить» Рекомендации для родителей детей дошкольного возраста. «БУДЕМ С ЯЗЫЧКОМ ДРУЖИТЬ» (артикуляционная гимнастика для малышей) Подготовила.

Консультация для родителей и педагогов «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей» Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» село Турочак. Консультация для родителей и педагогов «Роль артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

ОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ» (II мл. «б» группа») Родительское собрание: «Пальчиковые.

Роль артикуляционной гимнастики в общем развитии речи ребенка. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития.

Консультация для родителей «Роль и значение артикуляционной гимнастики» Консультация для родителей «Роль и значение артикуляционной гимнастики». Подготовила:учитель-логопед Подбородникова Т. В. Своевременное.

Роль логоритмических упражнений и мнемотаблиц в развитии речи дошкольников. Что такое логоритмика и ее значение. Часть 2. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания.

Светлана Дубова
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата : языку, нижней челю-сти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики .

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовлен-ности его к обучению в школе.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста ) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, боль-шинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – на-ступает патология.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста , необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, на-правленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие силы, подвижно-сти и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоце-нить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, по-добные занятия способствуют :

Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводи-мость;

Улучшить подвижность артикуляционных органов ;

Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу ;

Увеличить амплитуду движений;

Уменьшить напряженность артикуляционных органов ;

Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Развитию гибкости органов речевого аппарата;

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей :

Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников :

Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому , что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;

На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устра-нения дефектов речи;

При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика по-могает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также изба-виться от «каши во рту» .

Упражнения бывают статические (неподвижные, направленные на удержание оп-ределенного положения губ, языка : чашечка, трубочка… и динамические (подвижные) : лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определен-ную направленность :

1 группа упраж. – вырабатывают основные движения и положения ОАА,

2 группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произнесе-ния определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных) .

3 группа упраж. – специфические упр., направленные на постановку звуков, спо-собствующие выработке определенных движений : подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Занятия ведутся по такой схеме : вначале воспитываются грубые, диффузные дви-жения упражняемых органов, где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь за-нимает то или иное положение, по мере их усвоения детьми переходим к выработке более тонких, дифференцированных движений. Упражнения для губ можно делать в любом случае. Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности воз-растной артикуляционной моторики . С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме. Объем требований невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата .

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые прие-мы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуля -ционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повы-шаются требования к качеству выполнения артикуляционной гимнастики . В старших группах следим за плавностью, четкостью выполнения движений, за умением быстро и четко переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабаты-ваемые у детей навыки закреплялись . Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляци-онной гимнастике .

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамиче-ских. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 се-кунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динами-ческим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной ис-тощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё на-звание, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движе-ние дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жи-рафа, дудочка, труба)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя , так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы само-стоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому на логопункте ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. В группе ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме , для чего используют стихи и картинки . Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках . Яркие картинки , на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.

Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. На-пример : как представить упр. «Вкусное варенье» ? – сластена Карлсон, который любит варенье. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребе-нок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.

Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность , с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активи-зируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым ре-шаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение –

следит за качеством выполняемых ребенком движений : точность движения, плав-ность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артику-ляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движе-ний органов артикуляционного аппарата . Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

Таким образом, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.

Данный комплекс артикуляционной гимнастики предназначен для логопедов , вос-питателей, а так же родителей. Весь материал изложен в стихотворной форме, что являет-ся в младшем дошкольном возрасте , наиболее благоприятным восприятия, и вызывает наибольший интерес у детей .

Показ речевых гимнастик в группах дошкольного возраста. Гимнастики, проводились педагогами детского сада.

Цель показа:

Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи:

1. Ознакомление воспитателей с методами и приёмами работы при проведении речевых (артикуляционных) гимнастик.

2. Дать представление о разно плановости речевых гимнастик, в зависимости от возрастных и речевых возможностей детей.

3. Показать возможность использования речевых гимнастик в развитии познавательно – речевой деятельности детей.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, презентация «Пальчиковая гимнастика «Дикие животные». Картинный материал: силуэты диких животных, ранняя и поздняя осень, детёныши диких животных, звуковая дорожка «Помоги стрекозе долететь до озера»; игрушки диких животных.

Вступительное слово.

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.

Развитие речи – это очень сложный, длительный процесс.

Сегодня мы будем говорить о звуковой культуре речи. Есть логопед в детском саду или нет, педагоги группы обязаны работать над звуковой культурой речи, в соответствии с программой ОУ.

В норме все звуки речи дети должны произносить к 5 годам. Не даром, логопед по положению о «Дошкольном логопункте» работает с детьми с 5 лет. На практике нарушение звукопроизношения (разной степени сложности) к 5 годам у детей от 65% до 95% в зависимости от набора детей в группе.

К сожалению, работа по звуковой культуре речи среди педагогов не популярна. Воспитатели предпочитают выполнять работу, которая им более понятна и быстро результативна. Это не относится к звукопроизношению. Часто от педагогов слышишь:

«Раньше было хуже. Это особенности ребёнка. Да, что с ним делать, исправляешь, исправляешь, а он так же говорит. Я не успеваю».

Сегодня мы покажем практические, действенные приёмы работы с детьми по развитию звуковой культуры речи.

Звуковая культура речи берётся как часть НОД, работая, вы стараетесь принести детям добро. Но если Вы в НОД повторяете чистоговорки, учите выделять звуки, а большинство детей в группе, их не проговаривает, это не только бесполезная работа, это работа со знаком минус, вы прикладываете силы к закреплению дефектного произношения звуков. Это не добро, это зло.

Самая первая, самая простая, действенная, приносящая видимый результат – речевая гимнастика.

Мы привыкли к утренней физкультурной гимнастике, где закрепляются знания, полученные на НОД, например построение, перестроение, умение маршировать, выполнять движения по команде.

Ту же функцию будет нести и артикуляционная гимнастика. Сколько раз в неделю Вы планируете звуковую культуру речи?..

Здесь вы с ребятками будете работать над ней ежедневно.

Основная часть.

Структура гимнастики может быть разной. Воспитатели детского сада покажут вам несколько речевых гимнастик, которые регулярно, в данный момент, проводятся в ДОУ.

2 младшая группа.

Тема «Животные»

Развитие речевой моторики /упражнения на развитие подвижности губ, нижней челюсти, языка/, упражнение на дыхание и упражнение на развитие логического мышления, знания диких животных.

Пальчиковая гимнастика + словарная работа, знание детёнышей животных.

Ход гимнастики.

1. Развитие речевой артикуляции

- «Зайчик» Губку верхнюю подняв,

замер зайчик, зубки сжав.

(Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, опустить обратно – 5-7 раз.)

- «Волк» Зубастый волк

Зубами щёлк да щёлк

(Открыть губки, показать зубки, пощёлкать зубами сильно откидывая нижнюю челюсть.)

- «Белка и лиса» Сверху белка прискакала,

лиса здравствуй, ей сказала.

(Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу, держать 3-5 секунд, убрать язык в рот – 5 раз.)

- «Белка и еж» Осмотрелась белка,

а потом поздоровалась с ежом.

(Широким языком тянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот.)

- «Лиса» Как будто колобок лежит на губе,

слижу его «чашечкой» в ротик себе.

(Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз.)

2. Упражнение на дыхание.

Подул ветерок (лёгкий вдох, продолжительный выдох), пошёл снежок (волнистые движения руками) засыпал животных.

Это зайчонок, это бельчонок, сгибают пальцы в кулак, начиная с

Это лисёнок, это волчонок, мизинца

А это спешит, ковыляет спросонок вращают большим пальцем

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

4. Упражнение на развитие мышления, внимания.

Помогите, ребятки отгадайте, что это за животные.

Средняя группа.

Тема «Осень»

Мимическое упражнение /выразительность восприятия, знание различия ранней и поздней осени/,

Развитие артикуляционной моторики, упражнение на дыхание,

Пальчиковая гимнастика + словарная работа – детёныши животных,

Словообразование – детёныши животных /усложнение/.

Ход гимнастики

1. Мимические упражнения

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Хомячок-толстячок. Втянуть щеки.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

3. Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Применение ИКТ. Гимнастика с использованием презентации Лутовой Е.Ю. «Дикие животные»

4. Работа со словарём.

У зайчихи - … У ежихи - …

У белки - … У лосихи - …

У волчицы - …

У лисы - …

У медведицы …

Старшая группа.

Работа над дикцией, упражнения на дыхание,

Развитие мелкой моторики, подготовка к обучению элементам грамоты,

Развитие артикуляционной моторики /упражнения такие же, как в средней группе, т.е. одинаковые упражнения можно брать в разные комплексы речевой гимнастики/. Гимнастику вы формируете под нужды группы.

Ход гимнастики:

Поём слитно на одном выдохе. Короткий вдох через нос.

Пропевание гласных сопровождаем движением правой руки.

На одну гимнастику 2 звука.

Звуки бывают короткими и длинными. Короткие звуки надо петь упруго, отрывисто, звонко. Помогаем жестом: «стряхиваем с кисти капельки».

Короткий вдох через нос.

2. Развитие артикуляционной моторики, мимических мышц «Как животные готовятся к зиме»

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Делает белочка запасы на зиму. Мелькает беличий хвостик.

Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Белочка накалывает грибы и ягодки на веточку. Рот закрыт, поочередно надавливаем кончиком языка в щёку.

/После разучивания комплекса поощрять детей на передачу настроения животных./

Подготовительная группа.

Тема «Насекомые».

Дыхательная гимнастика + различение звуков З и Ж,

Развитие артикуляционной моторики,

Элементы обучение грамоте.

Ход гимнастики

1. Дыхательная гимнастика:

- «Комарик» Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».

- «Жук» Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Я - жук, я - жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)

Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами. )

2 . Развитие артикуляционной моторики:

- «Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.

- «Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

- «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

- «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

-«Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

- «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

3. «Помоги стрекозе долететь до озера»

Чтение слогов. По возможности подбор слов к слогам.

Заключительная часть.

Речевую гимнастику мы формируем под нужды группы, в данном конкретном случае это:

  • Младшая и средняя группа – развитие подвижности органов артикуляции + развитие мышления, речевого внимания.
  • Старшая группа – развитие подвижности органов артикуляции, дикция /что бы чётко говорить не обязательно кричать, надо чётко произносить звуки, т.е. работать губами, языком/, развитие познавательных процессов – введение творческих работ.
  • Подготовительная группа – развитие инициативности, речевого внимания, обучение элементам грамоты: различение звуков, выделение звуков из слов, умение составлять слова с определённым звуком или слогом, обучение элементам чтения. Работа над дикцией.

И всё это от 3-5 до 8 минут, но каждый день. Кроме речевых, Вы будете решать познавательные, организационные и другие задачи. И всё за 5 – 8 минут.

Использованная литература:

1. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».- М: Из – во «Просвещение», 1998 г.

2. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки». – СПб: КАРО, 2010 г.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно.

Дефекты звукопроизношения, возникнув и зацепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Воспитание чистой речи у детей - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, воспитатели, учителя и, конечно, родители.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности

органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить их на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Окошко»

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто). На счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

«Заборчик»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 10.

«Хоботок»

Губы и зубы с напряжением сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до 10.

«Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 10. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«Трубочка»

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

«Толстячок»

Надувание обеих щек одновременно. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

«Худышка»

Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

«Расческа»

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 10. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«Бублик»

Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (растягивание уздечки).

Конечно, неоспоримым фактом является то, что своевременное овладение правильной, чистой речью имеет неоценимое значения для полноценного развития ребенка. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли, задавать вопросы, договариваться с партнером. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Одним из условий нормального становления звуков является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытует мнение, что звуки речи ребенка развиваются самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, но это глубоко ошибочное мнение. И оно в основном является причиной того, что речь ребенка развивается самотёком, без должного внимания родителей и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или иные нарушения речи.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Эти движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка. Они и являются первой артикуляционной гимнастикой органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания: гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы. Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и лдифференцированности движений органов. Участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекцией звукопроизношения любой этиологии. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Конечно, к выполнению артикуляционных упражнений выдвигаются определенные требования. Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произнесения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.

Для каждого ребенка комплекс упражнений подбирается индивидуально. Недостаточно отобрать упражнения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу. Темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Выполняем движения точно, плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подёргиваний, дрожания органа, не торопясь. Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро. При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме, но все таки не забывать, что мы обучаемся. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется самоконтроль. Ребенок должен научится контролировать свои движения, учится определять местоположение языка, какой он (широкий, узкий) и.т.д. Упражнение перед зеркалом логопед выполняет вместе с ребенком Если у ребенка не получается какое - то движение, нужно использовать механическую помощь, например шпатель (одноразовый) или ватную палочку.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Разместить ребенка надо так, чтобы он видел лицо логопеда.

Сама артикуляционная гимнастика подразделяется следующим образом:

Упражнения для мышц плечевого пояса

Упражнения для мышц шеи

Гимнастика жевательно - артикуляторных мышц

Гимнастика мимико - артикуляторных мышц

Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти

Гимнастика мышц зева и глотки

Упражнения для языка

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов для свистящих звуков

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов для выработки артикуляционных укладов для шипящих звуков

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов для звука Л, Ль Р, Рь

Гимнастика для языка при ринолалии