Автоматизация звука. Артикуляционные упражнения

Цель занятия:

  1. Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении;
  2. Развитие речевой моторики;
  3. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
  4. Закрепление связи звука и буквы / ж/

Оборудование: зеркало, картинки, цифровой ряд, схемы слов.

Ход занятия

1. Организационный момен

Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно

Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

2. Сообщение темы

На доске несколько картинок: жук, паук, птица.

Логопед читает загадку:

Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.

Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Сказка о Веселом язычке)

Для губ : Логопед читает загадку

В домике этом Красные двери
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: “улыбочка”

Рот закрыт: “трубочка”

“ребята-лягушата”

Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

“ребята-слонята”

Подражаю я слон, губки хоботком тяну.

Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка

Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)

“лопата” - язык лопатой положи немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).

Язычок не скучал дома, потолок побелил)

“Маляры” (мы сегодня маляры - потолок побелим мы).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”

“Пора и мне спать”, - подумал Язычок.

4. Постановка звука / ж /

(используется прием постановки путем озвончения звука / ш /).

Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети произносят звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.

5. Уточнение артикуляции / ж/ (перед зеркалом)

Произнесем еще раз /ж/. В каком положении находятся губы?

В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Что напоминает язычок? (чашечку).

6. Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы:

Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

7. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.

Покажите букву “ж”. На что она похожа?

Сложите из палочек букву.

Подберите картинки со звуком /ж/.

Во время самостоятельного выполнения этого задания, логопед индивидуально занимается с детьми, у которых артикуляция звука /ж/ еще недостаточно закреплена.

8. Итог занятия.

Конспект занятия по постановке звука Ж

Тема. Постановка звука ж .

Цель: постановка звука ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении.

Задачи:

1. Развитие речевой моторики;

2. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

3. Уточнение артикуляции звука ж ;

4. Закрепление связи звука и буквы ж.

Содержание занятия

    Организационный момент.

Логопед: сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука ш .

    Сообщение темы.

На доске - несколько картинок (жук, паук, кошка).

Логопед: отгадайте загадку:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву ж все твержу.

Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. (Жук.) Да, это жук. Покажите букву, с которой начинается слово жук. (Буква ж вывешивается на доске.) Эта буква обозначает звук ж. Этот звук напоминает жужжание жука: ж-ж-ж-ж.

Сообщение темы занятия: Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляционная гимнастика. Для губ: улыбка-трубочка.

Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.

4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш.

Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажи те его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.

После длительного произнесения уточняем, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Поправляю и уточняю артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.

5. Уточнение артикуляции звука ж.

Логопед: Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произношении звука ж ?

Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)

В каком положении зубы - сомкнуты или раскрыты?

Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.

Логопед: Где находится кончик языка?

После каждого вопроса показываю артикуляцию звука ж, дети также еще раз произносят звук.

Логопед: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. (Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки (показываю положение языка с помощью кисти руки).

Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)

- Что напоминает язычок?

Чашечку.

Описываю артикуляцию звука ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.

6. Развитие фонематического анализа.

а) Игра "Подними флажок".

Логопед: я называю слова: жаба, парта, лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик, а вы поднимите флажок, если в слове есть звук ж.

б) Игра «Распредели картинки».

На доске выставляются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак.

Логопед: Распределите картинки на две группы: слева положите картинки, в на звании которых звук ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук ж в середине слова (называю сначала все картинки, выделяя голосом звук ж в слове).

в) Игра «Найди место звука ж в словах».

У детей цифры 1, 2, 3. Логопед произносит слова, дети определяют, какой по счету звук ж в слове (первый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру. Слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.

7 . Закрепление связи между звуком и буквой ж.

- Посмотрите на букву ж. Что она напоминает, на что похожа?

На жука.

- Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в названии которых есть звук ж.

Во время самостоятельного выполнения этого задания индивидуально занимаюсь с теми детьми, у которых артикуляция звука ж еще недостаточно закреплена.

8. Подведение итогов занятия.

Какой звук мы учились произносить?

Звук ж.

Как произносится звук ж?

Дети повторяют артикуляцию звука ж.

  1. губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. зубы сближены;
  3. широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
  4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.

После попытки произнести звук ж, логопед или воспитатель обсуждают качество звука. Если имеется расхождение с нормированным звучанием, с ребенком обсуждается, в каком именно звене была допущена ошибка, и находят на схеме проблемную операцию.

II этап работы

Тема . Уточнение произношения имеющегося звука ж или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания, силы голоса.
Цель . Добиваться по возможности от каждого ребенка правильного, длительного, громкого произношения звука ж.
Предшествующая работа . Отработан звук ш, одинаковый по артикуляции со звуком ж.
Подготовительная работа . Уточнить, как произносят звук ж дети группы. Приготовить картинку с изображением жука.

Упражнение «Жук жужжит»

Краткое описание
Воспитатель или логопед показывает детям картинку с изображением жука и предлагает вспомнить, как летом на даче летали и жужжали жуки (длительно произносят звук ж: «жжж»). Воспитатель обращает внимание детей на положение губ (округлены и немного выдвинуты вперед), языка (широкий язык поднят к бугоркам за верхние зубы), на наличие теплой воздушной струи, выходящей изо рта.
Потом воспитатель говорит: «Вспомним, как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара... Что делал голос, когда мы говорили звук ш? («Голос спал, в домике было тихо»). Приложим руку к шее, скажем долго: «жжж...» Что делает голосок: спит или песни поет? («Голосок песни поет».) Громко он песни поет или тихо?» («Голос поет песни так громко, что стенки домика дрожат».)
Затем воспитатель говорит, что кроме жуков умеют жужжать пчелы и мухи, и предлагает детям поиграть в пчел.

Игра «Пчелки собирают мед»

Краткое описание
Часть детей изображают цветы. Воспитатель надевает каждому ребенку на голову веночек из тех цветов, которые тот изображает (одному - ромашки, другому - васильки и т. п.). Остальные дети изображают пчел, которые собирают с цветов мед. Пчелки летают вокруг цветов и жужжат: «жжж..» По сигналу воспитателя они летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.

Игра «Мухи в паутине»

Краткое описание
Часть детей изображают паутину. Они образуют круг. Другие дети, изображающие мух, жужжат: «жжж...», вбегая в круг и выбегая из него. По сигналам воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки, а дети, оказавшиеся в кругу, встают в него, паутина увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

Методические указания.

Игру лучше проводить с подгруппами из четырех-пяти человек.
Чтобы дети правильно произносили звук ж, необходимо следить за правильным положением губ, языка, наличием прямо идущей выдыхаемой струи воздуха. Напомнить, что когда шумел ветер в деревьях, то он шумел тихо; а мухи, пчелы, жуки жужжат громко: при произнесении звука ж голос «песни поет».

Примечание . Эти игры можно проводить и вне занятий, для того чтобы закрепить произношение изолированного звука ж.



III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема . Воспитание правильного произношения, звука ж в словах и фразах.

Цель . Упражнять детей в правильном произношении звука ж в словах и фразах.

Предшествующая работа . Проведено уточнение произношения изолированного звука ж.

Подготовительная работа . Воспитатель подбирает пары картинок, состоящие из одной предметной картинки, в названии которой есть звук ж, другой сюжетной, на которой не хватает этого предмета. Например, на предметной картинке изображены ножницы, а на сюжетной - девочка с бумагой; на предметной картинке изображены лыжи, на сюжетной - мальчик в лыжном костюме; на предметной - пожарник, на сюжетной - горящий дом и т. д.

(При подборе картинок надо помнить, что звук ж на конце слов и перед глухими согласными оглушается и произносится как ш, например: нож, морж, ложка и т. п. Картинки с такими словами использовать нельзя.)

Игра «Кому что нужно?»

Краткое описание
Воспитатель вывешивает несколько сюжетных картинок и предлагает детям внимательно посмотреть на них и решить, чего не хватает. Потом он показывает предметную картинку и спрашивает: «Что это?» Дети называют предмет, например ножницы. Воспитатель задает новый вопрос: «Кому нужны ножницы?» Дети отвечают: «Ножницы нужны девочке, чтобы разрезать бумагу». Воспитатель меняет постепенно сюжетные картинки и показывает предметные, в названии которых имеется звук ж, а дети определяют, кому нужен этот предмет.

Методические указания . В словах со звуком ж дети должны выделять этот звук голосом, произнося чуть длительнее других звуков.

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ж]:

Артикуляция как при звуке [Ш]: губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются , язык в форме «чашечки», широкий кончик языка поднят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя слабее, чем при звуке [Ш], направлена так же по середине языка вверх, воздух теплый. Но есть голосовые особенности: звук произносится с голосом (связки сомкнуты и вибрируют).

Подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.

Ж-ж-ж-ж-ж…

2. Автоматизация в слогах:

ЖА

ЖО

ЖУ

ЖИ

ЖЕ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

Жа-жа-жа

Жо-жо-жо

Жу-жу-жу

Жи-жи-жи

Же-же-же

Жа-жо-жу

Жи-же-жа

Жо-же-жи

Жу-жо-же

Же-жа-жо

Жа - жо - жу - жи - же
Жи - жа - жо - жу - же
Жо - жа - жу - жи - же
Же - жа - жо - жи - жу
Жу - жа - жо - жи - же

Жа: жаль, жаба, жало, жатва, жать, Жанна, жадина, жалоба; жалеть, жакет, жасмин.

Жо, жё: жёлоб, жёлудь, жёлтый.

Жу, же: жук, Женя, жжение; жетон.

Жи: жить, жила, жидкий, жито; живой, живот, животное.

Ждать, жду, жгутик.

Жа: ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, уважать; кожа, лужа, лежа, кожаный.

Жо, жё: ожог, лужок, флажок, свежо, ножовка, медвежонок, утюжок, ежонок.

Жу, же: лежу, хожу, гляжу, покажу, уже, уважение; вижу, вяжут, лижут, мажут.

Жи: ножи, ужи, ежи, лежи, покажи, этажи, наживка; ежик, ужин, пыжик, дюжина, ухаживать, похожий, ужинать.

Джем.

6. Произносить слова со стечением согласных, голосом выделяя звук [Ж]:

Важный, каждый, бумажный, багажник, монтажный, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, пижма, книжный, между, прежде, одежда, Надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, однажды, дважды, побеждать.

7. Игра на автоматизацию звука [Ж] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ж; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ж].

8. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Снег - снежок

стог -

сапог -

еж -

нож -

дождь -

утюг -

пляж -

9. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ж]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ж] в названии выпавшей картинки.

10. Проговаривать слова с двумя звуками [Ж]:

Жажда, жижа, жужжать, желтокожие.

11. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ж].


12. Образовать родственные слова:

кожа - (кожаный, кожица, кожный …)

уж - (ужонок, ужата, ужиха, ужинный …)

ёж - (ежонок, ежата, ежиха, ежиный, ежовые, ёжиться …)

13. ДИ «Сосчитай до 5»:

ежонок -

пиджак -

ужонок -

14. Проговаривать словосочетания, голосом выделяя звук [Ж]:

Кожаный жакет жидкий мёд

нежная кожа жадный Женя

мягкая пижама вьюжный день

отважный капитан бумажная жаба

мамин утюжок модный пиджак

бежевый жакет Женины тапки

новый утюжок бумажный жук

важный медвежонок надёжный вожак

Женина пижама снежный ком

желтокожие жёлуди дюжина ежей

15. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено - второй абзац и т. д.)

Вова - вежливый ребенок. Тетради на нижней полке. Багажный вагон впереди. Мама купила пирожное. Между деревьев снежная баба. Женя вытряхивает одежду. У Гены бумажная жаба. Сапожник починил обувь. Монтажники выполняют важную работу. Победитель - лыжник награжден подарками. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Булыжник был мокрый от дождя.

Женя жуёт ежевику. У ужа ужата. Монтажнику нужна ножовка. У Жанны кожаный жакет. Женя и Жанна ужинают. У Жанны бумажная жаба. Ежата ждут маму-ежиху. Над пижмой жужжат жуки. Художник едет в Кижи. У ежихи и ежа ежата. Пижама, жакет и пиджак - это одежда. Женя живёт на пятом этаже.

Пижма пахнет нежно. Женин папа - художник. Медвежонок жуёт жито. У Жени живые ужи. Жанна даёт Жене ежевику. Женя вяжет маме жакет. Нет манжет у пижамы. Ежевика в бумажном пакете. Между пнями живут жабы. У Жени на ужин ежевика. У детей пижамы и жакеты. У жука надёжный дом между ветвей.

Дружно живёт детвора. Легко бежать по накатанной лыжне. У Жоры отец—монтажник, а у Жени - художник. Мой друг живёт на нижнем этаже. На нижней полке этажерки лежит журнал. Жора бережёт одежду. Женя ожидает, когда перестанет дождик. Дождик лил уже дважды - жди урожай на грибы. Между окнами жужжит жук. Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Дружно падают желуди.

16. Проговаривать тексты:

Тексты проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р].

Женя-рыбак.

Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке.

Бежит Женя к реке. Терпеливо ждет клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы.

Рыжик.

Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягли в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягли. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя. За лето Рыжик окреп.

17. Проговаривать чистоговорки:

У жука надежный дом,

Жук живет, не тужит в нем.

Жук жужжит, не унывает,

Жу-жу-жу он напевает.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Тут ежата у ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Мне ежаток покажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Уходите от ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

В моем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Надо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же

На каком я этаже?

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух.

Каждый жук жужжит о том,

Как же жутко быть жуком -

Каждый может обижать.

Как об этом не жужжать?

Золотистый, как из бронзы,

Жук кружится возле розы

и жужжит: "Жу-жу, жу-жу"

Непростой для освоения дошкольниками звук Ж обладает следующими характеристиками: согласный, твердый, звонкий. Постановкой его можно заниматься тогда, когда в речи ребенка уже есть . Важно, что артикуляция звука Ж и Ш одинакова, различие одно - наличие или отсутствие работы голосовых связок. Эту разницу легко показать, прикасаясь к наружной стороне горла: «шипим» – горло спокойно, «жужжим» – оно вибрирует.

Дети легко могут не только услышать разницу между этими парными звуками, но и почувствовать дифференциацию звуков Ш и Ж тактильно. После этого можно переходить к постановке звука.

Постановка Ж

Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:

  • Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
  • Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя.
    Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
  • Голосовые связки вибрируют.

Артикуляционная гимнастика

Важно подготовить артикуляционный аппарат ребенка к освоению нового непростого звука, для этого нужно подобрать соответствующий комплекс упражнений:

  • «Язычок-лопаточка»: предлагаем детям выложить широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и подержать его в таком положении около минуты. “Язычок спокойно спит, как лопаточка лежит»
  • «Красим потолок»: рот открыт, широкий язык поднимается к небу и совершает движения «вперед-назад».
    “Белим-красим потолок, язычок нам в том помог!”
  • «Вкусное варенье»: поднимаем широкий язык к верхней губе, «слизываем» с нее воображаемое лакомство.
    “Поработали - устали, подкрепиться не пора ли?”
  • Чашечка: рот открывается широко, язык складывается «чашечкой» и немного выдвигается вперед.
    “Надо чай скорей попить и к игрушкам уходить!”




Дыхательная гимнастика

Правильная постановка звука Ж непременно должна включать не только артикуляционную, но и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения позволяют выработать направленную воздушную струю.

  • Пушинка:
    Язык широкий, поднят к верхней губе, края его тоже приподняты и доходят до уголков рта. На нос ребенку кладется небольшой кусочек ваты или салфетки. Нужно попытаться сдуть снежинку» с носа. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Буря в стакане:
    В стакан наливается вода, ставиться трубочка. Ребенку предлагается устроить в нем “бурю”, выдыхая воздух в через соломинку.

Постановка звука Ж, в первую очередь, проводится по подражанию. Взрослый обращает внимание малыша на вибрацию собственного горла, после чего предлагает ему тоже произнести звук Ш «с голосом». Если звук получается чистым, то можно переходить к его автоматизации в слогах и словах.

Если на этом этапе возникли трудности, то нужно проанализировать ошибки артикуляции и устранить их.

Очень полезно провести работу по дифференциации звуков Ш и Ж, Ж и З до начала автоматизации нового звука. Это полезно для всех детей, но особенно важно тем, кто имеет особенности фонематического восприятия.

Для этой цели можно использовать простые логопедические игры:

  • Хлопни, когда услышишь звук!

Взрослый четко произносит слоги за-жа-зу-зы-же-зы-сы-жи-ши-жи и т.п., ребенок должен «поймать» (хлопнуть в ладоши или топнуть ногой) слог с «Ж»

  • Подбери картинки со словами, которые начинаются на нужный звук.
  • Кто придумает больше слов, начинающихся на данный звук.

Также важно связать звук Ж и букву Ж, для этого можно использовать следующие игры:

  • собери букву из кусочков (как разрезную картинку)
  • выложи новую букву из пуговиц, камешков, ракушек и т. п.
  • обведи букву на манке, на песке, на доске
  • закрась фигуры, где видишь букву ж

Автоматизация звука Ж

Последовательная автоматизация звука Ж предполагает закрепление его артикуляции в слогах, а затем в словах. Постепенно можно использовать словосочетания с нужным звуком и целые предложения.

Тренируйте ребенка произносить звук Ж как можно дольше, на одном долгом выдохе.

Используйте звук Ж и букву Ж для составления слогов (устно и с помощью карточек).

Учите короткие стихи-речевки с освоенными слогами. Например:

  • Жа-Жа-Жа - ох, и сту-жа!
    ЖУ-ЖУ-ЖУ - дома я си-жу.
  • Жа-Жа-Жа - мы нашли у- жа!
    Жи-Жи-Жи - есть в елсу у-жи!

Просите ребенка придумать как можно больше разных слов, которые начинаются со звука Ж. Если малыш испытывает затруднения, то на первом этапе можно предложить ему выбрать нужные изображения из карточек лото или из игрушек.

Следующим этапом стоит использовать для автоматизации звука Ж стихи, пословицы,скороговорки, загадки. Их можно найти в специализированных сборниках для логопедов или подобрать самостоятельно. Вот несколько примеров:

  • Жук упал и встать не может,
    Ждет он кто ему поможет.
  • Жаба Жанна в воскресенье
    Ждет жуков на день рожденья.
  • Жужелица жужжала и жук жужжал.
  • У ежихи и ежа в норке сорок семь ежат.
    Все ежата есть хотят, накормить надо ежат.
  • Кто под елкой, весь в иголках? (ежик)
  • Летит - жужжит, сидит - молчит. (жук)
  • Очень нужен длинный шарф, если болен наш … (жираф)

Особое внимание стоит уделить дифференциации звуков С Ш и Ж в предложениях.