Конспект по обучению грамоте: "Звуки,, буква П". Изучаем буквы в действии!: Буква П - занятие Какой звук дает буква п

В пособие входят 17 постепенно усложняющихся заданий для работы со звуками П и Пь (от изолированного произношения до фразовой речи, заданий по обучению грамоте). Ко всем заданиям подобран иллюстративный материал, художественное слово.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Безуглая И.Л., логопед II категории ДДНЗ № 8 города Авдеевки, 2012г.

Система работы по автоматизации звуков П и Пь.

1 задание «Поймай звук».

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П: а, с, у, п, т, и, м, п, к.

2 задание «Отбери картинки». (Приложение 1)

Логопед показывает и называет картинку, ребёнок отбирает себе картинку, если в её названии есть звук П (или Пь), и оставляет логопеду, если такого звука нет.

3 задание «Подражаем звукам». (Приложение 2)

Логопед вместе с ребёнком изображают, как пыхтит каша в кастрюле: п – п – п – п, паровоз выпускает пар: П – П – П.

4 задание «Читаем слоги и слова». (Приложение 3)

Логопед читает слоги, указывая на них пальцем. После трёхкратного повторения «читает» слово-картинку. Затем эту же строку повторяют вместе с ребёнком.

а) па – па – па – палка, па – па – па – папа, па – па – па – палатка,

По – по – по – поле, пу – пу – пу – пуля, пы – пы – пы – пыль;

б) уп – уп – уп – суп, оп – оп – оп – лоб, ап – ап – ап - краб;

В)шап – шап – шапка, лап – лап – лапка, тяп – тяп – тяпка,

Кап – кап – кпаля, кеп – кеп – кепка, зуб – зуб – зубки.

5 задание «Чистоговорки». (Приложение 4)

По – по – по – песню пой.

Па – па – па – мелкая крупа. Пы – пы – пы – вытри пыль.

Пу – пу – пу – купили мы крупу. Пу – пу – пу – летит пух.

Пы – пы – пы – желтые снопы. Уп – уп – уп – готовлю суп.

6 задание «Закончи слово». (Приложение 5)

Ребёнку предлагается закончить слово, добавив слог ПА, затем повторить слово целиком: па-(па), лам-(па), кру-(па), лу-(па), ла-(па), тол-(па).

7 задание «Один - много» . (Приложение 6)

Логопед показывает и называет картинку с одним предметом, а ребёнок называет эти предметы во множественном числе (в первый раз ребёнок просто повторяет оба варианта за логопедом):

Папа – папы лампа – лампы крупа - крупы

Лупа – лупы лапа – лапы толпа – толпы

8 задание «Продолжи слово». (Приложение 7)

Ребёнок рассматривает, а логопед называет все предложенные картинки. Затем логопед называет первый слог слова, а ребёнок должен выбрать и назвать (показать) те картинки, название которых начинается на этот слог.

ПА – павлин, папка. ПУ – пушка, пуля. ПО – поле, полка. ПЫ – пышка, пыль.

9 задание «Чего нет?». (Приложение 7)

Логопед закрывает карточкой одну из картинок, ребёнок должен сказать, чего не стало.

Павлина, папки, пушки, пули, поля, полки, пышки, пыли.

10 задание «Что делают?» (Приложение 8)

Ребёнку предлагается назвать действия по картинкам. Логопед помогает вопросами: - Дети что делают? – Плавают.

Глаголы: плавают, поют, прыгают, путешествуют, плачет, пылесосит, просит, спят, топают, купаются, копают, пишут.

11 задание «Твёрдые - мягкие»

А) логопед вместе с ребёнком поёт песенку твёрдых губ: П – П – П и мягких губ: Пь – Пь – Пь (при необходимости во время произношения звуков можно приложить к губам палец).

Б) повторяем слоги с твёрдым, затем с мягким звуком. Можно поиграть с мячом: логопед говорит слог с твёрдим П и бросает мяч, ребёнок возвращает мяч, называя этот же слог с мягким звуком. И наоборот.

Па-па-па – пя-пя-пя пы-пы-пы – пи-пи-пи

По-по-по – пё-пё-пё пу-пу-пу – пю-пю-пю

12 задание «Читаем слоги и слова». (Приложение 9)

Задание проводится аналогично работе с твёрдым звуком.

Пя – пя – пя – пятки пи – пи – пи – пирог

Пю – пю – пю – пюре пе – пе – пе – песня

Пё – пё – пё – пёс пе – пе – пе - печка

13 задание «1 – 2 – 5 » (Приложение 10)

Одно платье – два платья – пять платьев.

Одна лампа – две лампы – пять ламп.

Один компьютер – два компьютера – пять компьютеров.

Один паровоз – два паровоза – пять паровозов.

Один паук – два паука – пять пауков.

Один пингвин – два пингвина – пять пингвинов.

Одна цепь – две цепи – пять цепей.

Одна черепаха – две черепахи – пять черепах.

Одна парта – две парты – пять парт.

Один пароход – два парохода – пять пароходов.

Одно пальто – два пальто – пять пальто.

Один поросёнок – два поросёнка – пять поросят.

Одна пушка – две пушки – пять пушек.

Один гриб – два гриба – пять грибов.

Одна печь две печи – пять печей.

Один сапог – два сапога – пять сапогов.

14 задание «Звуки П и Пь» (Приложение 11)

Логопед предлагает ребёнку рассмотреть и назвать картинки, а затем накрыть их фишками разного цвета: картинки, в названии которых есть звук П – синими, а картинки, в названии которых есть звук Пь – зелёными фишками.

Слова со звуком П : платье, лапти, паук, черепаха, капуста, кепка, парашют, поросёнок, пузыри.

Слова со звуком Пь : компьютер, пирог, пингвин, цепь, перец, пистолет, петух.

15 задание «Делим слова на слоги» (Приложение 12)

Логопед предлагает ребёнку поделить каждое слово на слоги и провести от картинки линию к домику с таким числом этажей, сколько слогов оказалось в слове.

Односложные слова: зуб, гриб.

Двусложные слова: пальма, тюльпан, капли.

Трёхсложные слова: пеликан, попугай, капитан.

16 задание «Скороговорки и стихи» (Приложение 13)

Скороговорки разучиваются медленно, ритмично.

Пекарь пёк пироги в печи. Пошла поля полоть в поле. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Купи кипу пик. Купи кипу пуха.

В поле Фрося полет просо.

Расскажите про покупки.

Про какие, про покупки?

Про покупки, про покупки,

про покупочки мои.

Кота Потап по лапе хлопал,

И от Потапа кот утопал.

17 задание «Определяем место звука в слове» (Приложение 14)

Логопед знакомит ребёнка со схемами расположения звука в слове (начало, середина, конец) и предлагает подобрать слова к каждой из схем.

Слова, где звук П в начале: пылесос, парта, пароход.

Слова, где звук П в середине: лопата, топор, капуста.

Слова, где звук П в конце: гриб, сноп, укроп.

Предварительный просмотр:

Приложение № 1. Слова: папка, лапа, сова,пальма, капуста, дом, гриб, паук, кукла, пирамидка, пеликан, самолёт, пистолет, цветок, петух, пылесос, попугай, сноп, яблоко, кот.

Предварительный просмотр:

Приложение № 2.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Па-па-па – мелкая крупа Пу-пу-пу – купили мы крупу

Пы-пы-пы – жёлтые снопы

Приложение № 4.

По – по – по – песню пой. Пы – пы – пы – вытри пыль.

Пу – пу – пу – летит пух. Уп – уп – уп – готовлю суп.

Предварительный просмотр:

– ПА

– ПА

– ПА

Приложение № 5. Слова: папа, лампа, крупа.

– ПА

– ПА

– ПА

Слова: лупа, лапа, толпа.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Найди слова, начинающиеся на заданный слог.

ПА

ПУ

ПЫ

ПО

Приложение № 7. Слова: павлин, полка, папка, пушка, поле, пышка, пуля, пыль.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

ПЯ – ПЯ – ПЯ

ПИ - ПИ - ПИ

ПЮ – ПЮ – ПЮ

Приложение № 9. Слова: пятки, пирог, пюре.

ПЕ – ПЕ – ПЕ

ПЁ – ПЁ – ПЁ

ПЕ – ПЕ – ПЕ

Слова: песня, пёс, печка.

Предварительный просмотр:

Приложение № 10. Слова: платье, лампа, компьютер, паровоз, паук, пингвин, цепь, черепаха,

Пароход, кепка, пальто, поросёнок, пушка, гриб, печь, сапог.

Предварительный просмотр:

Положи на каждую картинку, в названии которой есть звук П,

Синюю фишку, а на те картинки, в названии которых есть звук Пь –

Зелёную фишку.

Приложение № 11. Слова: платье, лапти, компьютер, пирог, паук, пингвин, цепь, черепаха,

Капуста, кепка, парашют, поросёнок, перец, пистолет, пузыри, петух.

Предварительный просмотр:

Посели каждую картинку в свой домик: односложные слова – в одноэтажный

Домик, двусложные – в двухэтажный, трёхсложные –в трёхэтажный.

Приложение № 12. Слова: пальма, зуб, тюльпан, пеликан, гриб, попугай, капитан, капли.

Предварительный просмотр:

Приложение № 13.

Скороговорки и стихи для автоматизации звуков П и Пь.

* * *

– П, П, П! – пускает пар

полный чая самовар.

Каша на плите пыхтит,

Из-под крышки пар летит.

Паровоз пары пускает,

путь по рельсам пробегая.

Плавно по реке плывет,

паром пышет пароход…

П! – мы губы сложим вместе.

П! – мы выдохнем порезче!

П, П, П! – пыхтим мы глухо,

* * *

Нарисуй подъезд, портал,

Парус, павильон, пенал,

Постамент, плакат, планшет,

Папку, поручни, пакет –

Всюду буква П видна,

Просто пишется она:

Палка, палка, потолок –

П нарисовал мелок!

* * *

Говорил попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Поле-то не полото,

Поле-то не полито,

Просит полюшко попить –

Нужно полюшко полить.

Полосатые тигрята

От рожденья полосаты.

Есть полоски у енота,

И у зебры их без счета.

Есть полоски на матрасе,

И полоски на матроске.

У шлагбаума полоски,

И полоски на березке.

Есть красивые полоски

У рассвета и заката.

Но встречаются ребята –

Все от грязи полосаты…

Не хочу про них писать

В полосатую тетрадь.

Г. Сапгир.

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

В. Берестов.

Топ-топ-топотушки!

Пляшет зайка на опушке,

Пляшет ежик на пеньке,

Пляшет чижик на сучке,

Пляшет песик на крылечке,

Пляшет котик возле печки,

Пляшет мышка возле норки,

Пляшет козочка на горке,

Пляшет утка на реке,

Черепаха на песке.

Топ-топ-топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Что стоишь? Пляши и ты!

Начинаю жить по плану.

Завтра я послушным стану,

Послезавтра, так и быть,

Перестану я грубить.

Хорошо себя вести на уроках буду.

И в квартире пол мести тоже не забуду…

Все я сделал честь по чести:

План висит на видном месте.

Пункты бабушка читает…

Подметает и вздыхает…

Паучок приехал на базар.

Мухам паучок привез товар.

Он его развесил на осинке:

– Кто из вас желает паутинки?

Б. Заходер.

Две девчонки говорили:

– В нашей школе день продлили!

– Я люблю продленье дня.

Запишите и меня!

Записали тут же нас.

Повели в продленный класс.

Там в окно продленное

Солнце удивленное.

А потом обед продленный –

Борщ, сметаной забеленный.

А потом – внимание! –

Во дворе гуляние!

А потом – продленный срок,

Чтобы выучить урок.

Только вечер очень-очень

Был в тот вечер укорочен.

Л. Фадеева.

Попугай.

Спорить попугай устал.

Сел на ветку, задремал.

Я его портрет в тетрадь

Захотел нарисовать.

Вот головка, хохолок,

Чуть прикрыт во сне глазок.

Получился как живой,

Остроносый спорщик мой.

Е. Карельская.

Подарки от пони.

Пони бегала по полю.

Пошалила пони вволю!

Перенюхала цветы,

Перепрыгнула кусты.

Прискакала к зоопарку,

Принесла всем по подарку:

Пуме – желтенький цветок,

Павиану – василек.

Первоцвет – для перепелки.

Прочим птахам – по метелке

Проса, ковыля, овса.

Пусть щебечут у крыльца!

Е. Карельская.

Павлин своей торговлей горд:

«У нас товары – первый сорт!»

На полках выставил повсюду

Из хрусталя, стекла посуду.

Е. Карельская.

Целый день играют в прятки

С Парамошею перчатки.

– Эй! Не видел их никто?

– Посмотри в своем пальто!

Е. Карельская.

Ёжик.

Нашли в лесу мы ежика

И принесли домой.

Пускай по кухне бегает,

Колючий и смешной!

Пускай ворчит сердито,

Пыхтит, как паровоз,

Пускай сует повсюду

Свой круглый черный нос!

И. Пивоварова.

Как я собирала грибы.

Пошла я за грибами –

Корзинку потеряла.

Пока ее искала –

Косынку потеряла.

Пока ее искала –

Ленту потеряла.

Пока ее искала –

Тапочка пропала.

Чтоб мама не ругала,

Пойду искать сначала!

Пока искала тапочку,

Нашла в траве косынку.

Пока искала ленточку,

Нашла в траве корзинку.

А вот и лента с тапочкой,

А рядом – три волнушки,

Два беленьких, два рыжика

И три больших свинушки!

И мама не ругала.

И. Пивоварова.

Наша острая пила –

Не пила, а пела.

Не пила, не ела,

Ни разу не присела.

Звонко пела, как могла,

Развеселая пила.

Я. Аким.

Пилы.

На рассвете, на заре

Пилят пилы во дворе.

Пилят пилы без умолку,

Пилят пилы дуб и елку.

Л. Квитко.

Отец работать научил

Смышленого Данилку.

Отец купил, купил, купил

Данилке пилку, пилку.

А. Шибаев.

Петуха спросили дети:

– Почему зовут вас Петей?

Так ответил Петя детям:

– Хорошо умею петь я.

И. Коньков.

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: – Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

Приложение № 14. Слова: гриб, лопата, пылесос, парта, топор, сноп, пароход, капуста, укроп.


Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка узнавать близких людей по голосу.

2. Учить выполнять графические упражнения.

3. Научить четко произносить звуки [П], [П"], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласных звуков.

5. Развивать у ребенка фонематические представления.

6. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Узнай по голосу» (развитие слухового внимания).

Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами узнать по голосу членов своей семьи и друзей.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Продолжи строчку». Взрослый предлагает ребенку продолжить строчку:

○○○○○…

○○○…

▲○▲○▲…

Задание 3 . Знакомство со звуком [П].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображениями следующих предметов: чашка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, и ответить на вопрос: каким словом можно назвать все эти предметы одним словом? (Посуда.) Какой первый звук слышится в слове посуда?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [П]:

Вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

Горлышко «молчит».

Символ звука: самовар кипит: ППППП...

Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение. Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:

п, м, т, м, п...; па, ма, мы...; an, оп, ум...;

Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка,..

Назвать полные и уменьшительные имена, начинающиеся на звук [П].

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и повторить серию слогов со стечением согласных: пта-пто-пту-пты; пты-пта-пто-пту...

Задание 7 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

па-ап; по-...; ...ап-па; оп...

Задание 8 . Работа с картинками: - четко назвать все картинки в ряду

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало? »;

Ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которыхнет звука [П];

Перечислить оставшиеся предметы, в названии которых есть звук [П], определить место звука в словах — начало, середина, конец слова (в случае затруднения использовать карточку и синий кружок);

Помнить названия всех предложенных к рассмотрению картинок.

Задание 9 . Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук [П]. Какое новое слово получилось?

Ушки — пушки, Юля — ..., Оля — ...

Задание 10 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [П]

Задание 11 . Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук [П] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова. полка, лопата, суп.

Задание 12 . Выучить чистоговорки:

Па-па-па — на столе крупа.

Пы-пы-пы — нет крупы.

Оп-оп-оп — все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп — мы ели суп.

Задание 13. Знакомство со звуком [П"].

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто это?... (Петушок )

Взрослый задает ребенку вопрос: «Какой первый звук в слове-отгадке?» Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь...

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 14 . Фонетическое упражнение. Птенцы пищат: пи-пи-пи!

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если слышишь звук [П"]»

пь, ть, мь, пь...; пя, мя, пи, ти...; перо, пила, молоко, пироги корова...

Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку прослушать слова, Запомнить их, назвать одинаковый первый звук:

Петя, петушок, пирог, пила, пенал, песня.

Задание 17 . Подобрать слова по первому слогу:

ПИ: -ла, -рог...;

ПЕ: -рец, -чень, -карь...

Задание 18 . Выучить чистоговорку:

Пи-пи-пи — пирожок купи.

Задание 19 . Дифференциация звуков [П] —[П"].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, пь, пь, п...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-пя, по-...; пя-па, пи...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Зубастый зверек

Грызет со свистом дубок. (Пила)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук )

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Набита пухом,

Лежит под ухом. (Подушка )

Подобрать слова со звуками [П] и [П"].

Выучить скороговорки:

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Пара птиц порхала, порхала — да и выпорхнула.

Задание 20 . Знакомство с буквой П.

По тропинке из ворот

Детский сад пошел в поход.

О. Гофман

На что похожа буква П?

Буква П из пальцев: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы — сжаты в кулак.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуковой анализ слова папа (составление схемы из кружков, нахождение повторяющихся звуков),

Составление слова из букв разрезной азбуки, нахождение одинаковых букв.

Чтение, письмо печатными буквами под диктовку.

Составление предложений по опорным словам. Взрослый называет слова по порядку и просит ребенка составить из этих слов предложение. При этом следует обратить внимание ребенка на правильный порядок слов в предложении.

папа, газета, читает; папа, гвоздь, молоток, забивает; картошку, папа, чистит.

Прежде чем мы приступим к интернет уроку, отгадайте загадку…

Разноцветный Акробат
Забавляет всех ребят.
Он клюёт горох из миски
И болтает по – английски…..

Верно, попугай.

Попугаи – одни из самых красивых птиц, которые приручил человек. Они удивляют своими умственными способностями и веселым нравом. А вы знаете, что…

  • Попугаи могут подражать совершенно разные звуки: от голоса человека до шума работающих бытовых приборов.
  • В Красную книгу был занесен попугай Жако. Это самая говорливая птица. Он знал около 400 слов, говорил целыми предложениями да еще и на нескольких языках!


А это самый крупный попугай ара. Зовут Петя.

Вы догадались, почему мы заговорили о попугаях? … мы сегодня изучаем звук [п] . Произнесите вместе звук. Опишите его.

А кто запомнил как зовут нашего попугая? Какой первый звук? Верно, мягкий звук [п`].

1. Найдите слова на звук [п] и [п`]

2. «Кто больше?»

Сначала перебираем все слова со звуком [п] , находящиеся на полу (плинтус, паркет, палас ), затем – на потолке (лампа, побелка, паучок ).

3. «Светофор» . Если твердый звук, поднимите вверх синий карандаш, если мягкий звук — зелёный.

Паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица.

4. «Профессии». Назовите десять профессий на [п] . (Плотник, пианист, пекарь, почтальон, парикмахер, продавец, программист, пилот, певец, продюсер, посудомойщик.)

5. «Доскажи словечко»

  • И от ветра, и от зноя, от дождя тебя укроет.А как спать в ней сладко! Что это?.. (Палатка)
  • Вперевалку шел со льдин к нам на утренник…
  • Он круглый и красный, как глаз светофора.Среди овощей нет сочней…
  • Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый… (пирог)
  • Я – хозяйка разных снов про дельфинов, про слонов,Про дворцы хрустальные и про звезды дальние.Вы ложитесь, и на ушко вам нашепчет сны… (подушка)
  • Твои помощники – взгляни – десяток дружных братцев.Как славно жить, когда они работы не боятся.И, как хороший мальчик, послушен каждый… (пальчик)
  • На цветы она садится, не устав с утра трудиться.Людям воск и мед дала беспокойная… (пчела).

6. Рассмотри картинки и назови все предметы, сначала в названии которых есть звуки [п] , затем со звуком [п`] .

7. Рассмотри картинки, назови их. Определите наличие и место в слове звука [п] [п`] .

8. Посчитай количество слогов в словах и обведи в кружок нужную цифру.

9. Посчитай количество букв в слове и обведи соответствующую цифру в квадрат.

10 . Расставь слова в два столбика: парта, петух, пингвин, посуда, пила, пальто

П’________________ П_________________
_________________ _________________
_________________ _________________

11. Рассмотри картинки. Вставь пропущенные буквы, чтобы получилось слово подчерки мягкий [п`] в словах.

12. Добавьте слоги , прочитай получившиеся слова.

13 . Запиши в клеточках первые звуки названий предметов. И узнаешь, чем любит лакомиться Дельфинёнок.

14. Слова рассыпались, из слогов составь слова и прочти. Подчерки твёрдый звук [п] синей пастой, зелёной пастой мягкий звук в словах.

А вот и буква П в летней панаме. Буква П любит лето — п есок, п ляж, п утешествия…

1. «Слова-невидимки»

– Я – самый лучший ткач на свете.

П – – –

– Во мне, смеясь, играют дети.

П – – –

– Я – два ботинка, две перчатки.

П – – –

– Из-за меня рассохлись кадки.

– – – –

О т в е т: паук, парк, пара, жара.

2. «Лесенка»

3. «Выпусти пар!»


4. «По одной букве»

А теперь попробуем менять слова, отнимая от них по одной букве.

1. Эти шесть букв можно увидеть на полу.

П – – – – т

2. Эти пять букв в руках того, кто идет из магазина.

П – – – т

3. Эти четыре буквы ищите в дипломатических документах.

П – – т

4. Это слово знает любой шахматист.

П – т

5. Это слово ищите в танце.

О т в е т: паркет, пакет, пакт, пат, па.

5. «Волшебная цепочка»

Замените одну букву в словах:

палка – галка – балка;

печка – речка – сечка;

печка – пачка – почка;

пень – день – тень – лень;

порт – сорт – корт – торт;

пол – вол – кол – кон – кот – кит.

6. «Найди слово в слове»

Плуг (луг, гул ); полк (пол, кол ); поля (Оля ); парта (тара, пар ); перевод (ведро, дерево, перед ); поднос (дно, одно, под, нос, сон ); плов (лов, вол, пол ).

7. «Составь новые слова»

Из букв данного слова составьте новые слова.

8. Начинай с буквы П

О т в е т: пень, польза, письмо, портфель, пальцы, пальто, пять.

9. Допиши слова.

О т в е т: погода, помело, подвал; поводок, порядок, позиция; перелом, перевод, перекос

10. Найди спрятанные буквы П . Обведи их.

11. Выдели знакомую букву.

12. Добавь недостающий элемент буквы.

13 . Обведи в кружок все буквы П .

14. Раскрась петушка где буква П в красный цвет.

15 . Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом. Заштрихуй букву П по образцу. Найди и раскрась букву П с правой стороны рисунка.

16. Соедини с буквой П только те предметы, названия которых начинаются со звуков [п] и [п`].


17. Нарисуй постепенно увеличивающиеся буквы П справа. Обведи в кружок все буквы П слева.

18. Клоун. Клоун разбросал слова, если вы их соберете, то у вас получится загадка.

О т в е т : Летом я летаю, мед я собираю, н о когда меня подразнишь, тогда я кусаю. (Пчела.)

На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.

Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы П .
20.
Читаем…

21 . Пишем…

22.









Пословицы и поговорки

  • Пишут не пером, а умом.
  • Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
  • Правда глаза колет.
  • Правда в огне не горит и в воде не тонет.
  • Признание – половина исправления.

Словарь

  • Павильон — небольшая постройка для отдыха и развлечений.
  • Погода — Состояние атмосферы в данном месте в данное время.

Атмосфера — это воздушная оболочка Земли.

  • Пай — часть, доля.
  • Палитра — небольшая доска, на которой художник смешивает краски во время работы.
  • Пандус (или рампа ) — наклонная площадка, служащая для въезда детскиx и инвалидныx колясок в дома; для подъема автомобилей в гаражах; в отдельных случаях заменяет лестницы.
  • Панорама — Вид местности (обычно с возвышенного места)
  • Пантомима — представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов.
  • Подвиг — доблестное, важное для многих людей действие.
  • Позоло`та — нанесение на предмет тонкого слоя золота.
  • Политика — государственное управление.
  • Прибыль — доход от деятельности компании или предприятия.
  • Профессор — учёное звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника.
  • Психология — наука изучающая внутреннее состояние человека.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Переливать из пустого в порожнее — пустословить ИЛИ заниматься бесцельным и безрезультатным делом.

Порожний — это пустой, ничем не наполненный.

  • Плавать как топор — тонуть, не уметь плавать (о человеке).
  • Плевать в потолок — бездельничать.
  • Побывать в чьей-либо шкуре — пережить ощущения, которые испытывает другой человек.
  • Поджать хвост — испугавшись, утратить самоуверенность.
  • Похожи как две капли воды — очень сильно (похож, похожий, схож и т.п.). Говорят о сходстве лиц, предметов, явлений.
  • Припереть кого-либо к стенке — разоблачить кого-либо.
  • Пройти сквозь огонь и воду — о человеке, которому выпало на долю много трудностей, испытаний.

)

5. Хлопни в ладоши, если услышишь звук П! ()
Паучок приехал на базар.
Мухам паучок привёз товар.
Он его развесил на осинке:
"Кто из вас желает паутинки?"

6. Физминутка. Перебираем слова со звуком "П". Если это слово "на полу", то приседаем, если "на потолке", то поднимаем ручки вверх.
= плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок

7. Прочитай слоги и добавь к ним букву или сочетания букв и получишь новые слова! ()
8. Составить из слогов слова! ()


9. Прочитай слова и найди их на картинк е! ()


10а. Звук П и ПЬ ()


10б. Отгадайте загадку! ()
(1) В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
/Паук/

* Посчитаем, сколько слогов в слове "паук"! (2 слога)
* Какой слог первый? (па)
* Какой первый звук в слоге "па"? (п)
* Дайте характеристику звуку П! (согласный, глухой, твёрдый)
* Какой буквой мы обозначим звук [п]? (П)

(2) На полюсе южном
Морозном и вьюжном
Родился у мамы дитёныш один.
Он в море ныряет,
Простуды не знает,
Ведь он настоящий...
/Пингвин/

* Посчитаем, сколько слогов в слове "пингвин"! (2 слога)
* Какой слог первый? (пинг)
* Назови второй слог! (вин)
* С какого звука начинается слово "пингвин"? (пь)
* Дайте характеристику звуку! (согласный, глухой, мягкий)
* Какой буквой мы обозначим звук [пь]? (П)

10в. Определите, мягкий или твёрдый звук П!
= пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, пылесос, перчатка, пила, паучок, песня, пёс, пчела, парк, поле, подарок

11. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [П"] ()
= Б", Т", П", Т", Ф", П", К", П", М", П"
= БЯ, ПЯ, СИ, ПИ, ТЕ, ПЕ, ВЮ
= комок, осина, пихта, топь, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка

12. Замени в слове первую букву на звук [П"]. Какое слово у тебя получилось? ()
= вилка - ...илка
= лень -
= медаль -
= зелёнка -
= лесенка -
= мир -
= лекарь -
= лесок -
= речка -

13. Звуки П и ПЬ играют с тобой в прятки. Какой звук спрятался в названии каждой картинки? Определи, в начале, середине или конце слова? ()


14. Найди 8 слов со звуками П и ПЬ. ()

15. Соедини с буквой П только те предмета, названия которых начинаются со звуков "П" и "ПЬ". ()

16. Прочитай слоги и отметь красным карандашом гласный звук, а синим - согласный. ()


17. А ты можешь попасть из пушки по всем буквам П? Сделай из них мишень: обведи их в кружочек . ()

18. Определи первый звук в названии каждой картинки . Впиши её в клеточку и прочитай название животного.()


19а. Печатная буква П ()


19б. Печатная буква П ()
19в. Печатная буква П ()

Буква П прописью ()

19г. Прописная буква П ()

19д. Буква П - пропись для детей ()


20. Логопедическое лото ()


21а. Рабочий лист Т.В.Игнатьевой ()

21б. Рабочий лист ()


21в. Рабочие листы ()



21г. Рабочий лист из "Игры по развитию речи"

Тема: Звук П(П, Буква П)

1.Орг. момент

Ребята, напомните мне, какой звук издает паровоз? (П-п-п.)

А какой звук может издавать маленький паровозик? (ПЬ-ПЬ-ПЬ.)

Наверно вы догадались о каком звуке сегодня пойдет речь на нашем занятии???(Звук П).

Давайте охарактеризуем этот звук.

Как вы думаете этот звук гласный или согласный ? (согласные-это звуки, которые произносятся с помощью зубов, губ, языка)

А почему вы его отнесли к группе согласных ? (при произношении воздух встречает преграду, и при образовании звука участвуют губы)

Когда мы произносим эти звуки, наш голосок спит или звенит?

Давайте проверим!!!и определим звонкий у нас звук или глухой!

Правильно ! ЭТОТ звук ГЛУХОЙ -он произносится глухо и мы не можем его произнести громко!

2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ.

ША П КА, П АУК, П ЧЕЛА, П ЕТУХ, П ОДУШКА

Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму.

(Шапка)

В темном уголке живёт,
Шелковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(Паук).

Домовитая хозяйка
Пролетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
(Пчела).

Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья - пух!
И зовут его... ! (Петух)

Набита пухом,
Лежит под ухом.
(Подушка)

3.игра "НАЗОВИ СЛОВА"
А сейчас ребята назовите слова со звуком
П в любой позиции.

Например: укроп, суп, пароход, паром, полка, палка, пудель, Паша, черепаха и т.д
Слова со звуком П"

Например: капелька,пиле, пион,пение, песня и т.д

4. Чтение слоговой таблицы

ПА

КА

ША

НА

РО

МА

ПУ

ШУ

РЫ

ПАША КАША МАША НАША РОМА ПУМА ШУРА ШАРЫ ПАНАМА

5.Звуковой и слоговой анализ слова

Ребята посмотрите на доску вы видите слово ПАРУС

Сколько звуков в слове?

Сколько гласных?

Какие звуки согласные?

Сколько в слове букв?

Чем отличается звук от буквы?

Давайте определим сколько в слове слогов?(2

Назовите первый слог, второй.

Какой слог ударный?

ВНИМАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ НА СЛОВО ПАРУС И СКАЖИТЕ КАКИЕ СЛОВА "СПРЯТАЛИСЬ" В НЕМ