Звук и буква ц логопедическое занятие. Познавательно-речевое развитие дошкольников

Чтобы познакомить детей со звуком [ц], воспользуйтесь идеей Ольги МЕНДЕЛЬ, учителя начальных классов школы № 23 ст. Ханской г. Майкопа: сделайте модель цветика-семицветика и расположите на его лепестках все задания для урока.

Тема. "Согласный звук [ц] и буква Ц, ц ".

Цели. Познакомить с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц, ц ; учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Оборудование. Учебник "Букварь" (авт. Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий. СПб.: Специальная литература, 1998. 208 с.; илл.); портрет П.И. Чайковского; магнитофон и записи: "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского; сказка "Цыпленок Цып" (записана учителем по ролям); книга "Цветик-семицветик" В.Катаева; рисунок волшебницы цапли; цветик-семицветик с заданиями; таблица слов, плакат с алфавитом, карточки с буквой ц .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дети заходят в класс. Звучит "Вальс цветов" Чайковского. В это время один из учеников по выбору учителя делает за занавеской звуковой разбор слова "цветок".

Учитель. Вы прослушали сейчас "Вальс цветов" П.И. Чайковского.

На доске открывается портрет П.И. Чайковского.

II. Сообщение темы урока

У. Рассмотрите звуковой разбор слова "цветок". Согласны ли вы с ним?

На доске:

– На этом уроке мы будем знакомиться с новым звуком [ц] и буквами, обозначающими его.

На доске появляется карточка :

Подготовленный ученик читает стихотворения Е.Тарлапак и А.Шибаева.

Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка.

У. Посмотрите на запись алфавита. Между какими буквами находится ц ?

Д. Между буквами х и ч .

У. Прочитайте слоги с буквой ц , записанные в таблице.

Сначала читает один ученик, а потом все дети хором.

– Закончите чистоговорку.

На доске:

– Сравните звук [ц] в двух последних словах. Что вы заметили?

Д. В слове ножницы после ц стоит буква ы , в слове цифры после ц – буква и , но звук [ц] звучит твердо.

У. Звук [ц] – всегда твердый. Прочитайте запись на доске.

На доске:

Ветик-семи...ветик

– Какая буква потерялась?

Д. Буква ц .

У. Что получится, прочитайте.

Д. Цветик-семицветик.

Книга была прочитана ученикам на внеклассном чтении; она появляется на доске.

Д. Валентин Катаев.

У. Что поучительного в этой сказке?

Выслушиваются ответы детей.

– Посмотрите, кто к нам пришел из этой сказки?

На доске рисунок волшебницы :

Д. Волшебница.

У. Что принесла с собой волшебница?

Д. Цветик-семицветик.

У. На лепестках нашего цветика-семицветика записаны задания. Если мы их все выполним, то наc ждет сюрприз. Справимся?

Д. Справимся!

У. Но сначала немного отдохнем.

IV. Физкультминутка

Учитель читает стихотворение "Цветок".

Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
(Дети приседают и "закрываются". )
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
(Встают на носочки и вытягивают руки вверх. )

V. Чтение слов с новой буквой

Учитель срывает лепестки и читает задание.

У. Первое задание волшебницы: составьте слово, используя первые буквы слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта.

На доске появляется рисунок цапли :

Учитель поясняет лексическое значение слов ситец , портниха .

– Третье задание. Прочитайте слова. Выделите общую часть. Как она называется? Какие это слова?

На доске:

цвет
цветы
цветик
цветок
цветочек
цветник
цветущий
цветовод
цветочница

Дети выполняют задание.

– Кто такой цветовод?

Выслушиваются ответы детей. В случае затруднения помогает учитель.

– Цветовод – специалист по цветоводству, человек, выращивающий цветы. Цветовод – это профессия. Ее можно получить в сельскохозяйственном институте на специальном факультете.

Четвертое задание: отгадайте загадку.

Зовут меня люди
Царицей цветов
За цвет и за запах
Моих лепестков.

Д. Это роза.

У. Какие цветы вы еще знаете?

Выслушиваются ответы детей.

VI. Физкультминутка для глаз

VII. Чтение предложений с новой буквой

Быстрочитающим ученикам раздаются вопросы по тексту.

Дети читают вслух по смысловым частям.

Царица цветов

И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растет на кустах. Корни у розового куста длинные, прямые. Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты шипами.
Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые, желтые, но всегда одного цвета.

(К.Ушинский )

– Как называется рассказ? Почему розу назвали царицей цветов?

Ответы детей.

– Шестое задание – "Доскажите словечко".

Все мои подружки –
В камышах лягушки.
А сама лягушкой быть
Не хочу ни капли,
Потому что лучше жить
На болоте...

Д. Цаплей.

У. На седьмом лепестке – сюрприз: сказка "Цыпленок Цып". Послушайте сказку и запомните слова со звуком [ц].

Учитель включает магнитофонную запись.

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
– Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
– Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
– Эй, гусеница, ты неправильно ползешь.
– А как же надо? – удивилась гусеница.
– Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
– Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.
– Чтобы учить, – говорит цапля, – надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г.Юдин )

VIII. Итог урока

У. Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?

Дети перечисляют слова со звуком [ц], которые запомнили.

– С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы о ней узнали? Что на уроке вам понравилось больше всего?

Выслушиваются ответы детей.

Тема: Звук Ц. Буква Ц

Задачи: Учить детей выделять заданный согласный звук в начале,

в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;

Закреплять понятие «слог»;

анализ, синтез и чтение слогов и слов из 2-х и 3-х звуков.

Организационный момент (на ковре).

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами вспомним, какие бывают звуки, и поиграем в игры с ними, познакомимся с новой буквой, а какой, вы узнаете чуть позже.

1. -Какие бывают звуки?

Дети: -Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Назовите гласные,которые вы знаете?

Почему они гласные?

Назовите согласные.

Почему они согласные?

2. Воспитатель: А сейчас послушайте загадки:

На шесте дворец

Во дворце певец (скворец)

Кто все пугается, под кустом спасается

Злому волку в зубы попадается (заяц)

Без окон, без дверей

Полна горница людей (огурец)

Дети:(отгадывают)

Воспитатель: -Скажите, какой последний звук вы услышали в словах-отгадках?

Дети: -Звук Ц.

Вы должны не только отгадать, но ещё определить первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги.

Воспитатель:(предлагает повторить еще раз все слова- отгадки, но так, чтобы четко слышался звук Ц).

Составление предложений по картинкам-отгадкам.

А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками

3.Характеристика звука.

В: Произнесите правильно звук Ц.

Дети произносят звук Ц хором, индивидуально.

Воспитатель: -Как вы думаете, звук Ц гласный или согласный?

Дети:(отвечают).

Воспитатель: -Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук Ц. Как выходит воздух изо рта (несвободно, толчками).Что является преградой воздуху (язык, зубы).

А теперь положите руку на горлышко, произнесите еще раз звук Ц. Горлышко дрожит?

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились

Пришло время немного поиграть

4. Упражнение на дыхание.

Сделать несколько коротких вдохов через нос и долгий выдох через рот

5. «Один и много». Я буду называть один, а вы должны назвать много.

(Курица – курицы, мельница- мельницы, рукавица, пуговица, луковица, лисица.)

5а Игра «Волшебный колодец».

В центре группы из коробки оборудуется «колодец». Там находятся картинки: цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец, индеец, цветок, овца, огурец, молоток, пила, кошка, синица.

Выбирается ведущий. Он «вылавливает» из колодца картинку. Если в ее названии есть звук ц, он отдает ее любому ребенку, который составляет с этим словом предложение (Пестрая курица снесла яйцо. У моей мамы золотое кольцо). После того, как ребенок скажет свое предложение, дети все вместе считают, загибая пальцы, сколько слов в этом предложении

6. Я буду произносить слова. Если в слове слышится звук Ц – подпрыгните и хлопните в ладоши над головой. Если звука Ц нет - сделайте приседание.

7. Закончить слова слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).

1)Воспитатель: -Первое задание на первой строчке: обозначьте место звука Ц кружочком (в начале, середине, конце слова)к каждому рисунку, простым карандашом.

Дети:(выполняют задание)

Второе задание: на второй строчке поделите слова на слоги, которые я произнесу (борец. певица, продавец

8. Воспитатель: -Сейчас вы будете не ребятами, а превратитесь в цаплю, которая поджидает на болоте лягушку. (выполнение движения в соответствии с текстом)

Физкультминутка"Цапля".

Цапля серая носатая (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка, (руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, (на двух ножках, руки к нос
Целый день стоит, как статуя. (руки на пояс)

9. Перед вами схема слова. Сколько звуков должно быть в слове? (Четыре). Предлагаю вам вспомнить как можно больше слов, которые состоят из четырех звуков. За каждое слово вы будете получать фишку. Кто наберет больше всех фишек – получит звездочку.

Ребус «Отгадай слово по первым буквам картинок»

Составление схемы слова ЦЫП.

Давайте составим схему слова ЦЫП.

10.Знакомство с буквой Ц.

«Что за хвостик на конце,

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет».

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Ц- цепочка, украшение

Людям всем на загляденье.

Давайте повторим вместе (повторяют 2 раза).

Пальчиковая гимнастика

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Анализ и чтение слогов и слов: ац, оц, уц, иц, ца, цо, цу, цап, цок.

Пишем букву Ц и слоги.

Давайте ещё раз, вспомним, какой звук «Ц»

(согласный, твёрдый и глухой). И назовите мне слова, в которых есть звук «Ц»

Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц; образование существительных среднего рода с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец, -иц, -ц-; определение места звука в слове; работа с предложением, чтение, печатание слов, звуковой анализ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква Ц

Цель: Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц;

Образование существительных среднего рода с уменьшительно –

Ласкательным значением при помощи суффиксов –ец, -иц, -ц-; определение

Места звука в слове; работа с предложением, чтение, печатание слов,

Звуковой анализ.

Ход занятия

1. Орг.момент. Психогимнастика.

Загадка: «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки» (Цыпленок). Показ игрушки. Просьба изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

2. Произнесение, характеристика звука Ц : согласный, глухой, свистящий, всегда твердый.

3. Речевая зарядка.

Ац – оц – уц- иц ца – цо – цу – цы

Ацл – оцл – уцл – ыцл цва – цво – цву – цвы

Ца-ца-ца – у курицы два яйца

Цо-цо-цо – курица снесла яйцо

Цу-цу-цу – вот идцт птенцы к яйцу

Цы-цы-цы – все птенцы молодцы

4. Выделение на слух и в произношении

А) ас, ац, со, цу, ус, су, ста, цла, цта, ост, оцс.

Б) цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь.

5. Составь (отремонтируй) предложение.

Цветы, много, в, цветнике, разные.

Курица, цыплята, двенадцать, у, пестрая.

Пять, ручка, на, пальцы.

Хлебница, стол, стоять, на.

Конфетница, в, конфеты, лежать.

6. Физкультминутка – логоритмика с музыкальным сопровождением

«Кольцо»

7. Определение места звука в слове.

Овца, цапля, цыпленок, цып, курица.

8. Знакомство с буквой Ц.

а) показ буквы

Б) прорисовывание в воздухе

В) выкладывание на коврографе

Г) нахождение в кассе

9. Работа с разрезной азбукой

Цвет – цветы – цвети – цветик – цветок

10. Физкультминутка.

Пальчиковая игра «Пироги пшеничные»

Мы печем пшеничные Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то

Пироги отличные. другая).

Кто придет к нам пробовать Поднимают вверх плечи, развести руки в стороны.

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра, Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.

Пес лохматый со двора.

И другие, все, кто может, «Зовут» руками.

Пусть приходят с ними тоже. Вытягивают руки вперед, слегка наклонившись.

Тесто замесили мы, Разминают пальцами бедра.

Сахар не забыли мы, Быстро перебирают пальчиками («сыплют сахар»).

Пироги пшеничные Прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая

Пирожок

В печку посадили мы. Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их

Боковой частью друг к другу.

Печка весело горит, Быстро шевелят пальцами поднимая и опуская руки («огонь»).

Наша мама говорит: Ставят руки «полочкой» перед грудью.

Крошки, что останутся, «Крошат крошки».

Воробью достанутся. Стучат указательными пальцами по коленям

(«воробьи клюют»)

11. Печатание.

Улица, огурец, цветы, овца.

Цветы цветут.

12. Игра с мячом «Скажи ласково»

Дело – дельце

Задание – заданьице

Платье – платьице

Мыло – мыльце

Стихотворение – стихотвореньице

Расписание – расписаньице

Ружье – ружьецо

Сало – сальце

Здание – зданьице

Шило – шильце

Зеркало – зеркальце

Одеяло – одеяльце

Масло – маслице

Варенье – вареньице

Печенье – печеньице

Письмо – письмецо

Украшение – украшеньице

Угощение - угощеньице


Продолжаем тренировать детей в правильном произношении звуков. Сегодня это закрепление звука [Ц] и буквы Ц.

Прислала занятие воспитатель логопедической группы ГБДОУ №22 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга Росицкая Галина Евгеньевна.

Используйте в своих домашних занятиях видео презентацию и просто красочные картинки.

Тема:

Фронтальное занятие для детей подготовительной группы

Цель : Закрепление правильного произношения звука Ц в словах, предложениях.

Задачи :

I. Коррекционно-образовательные:

Закрепление знаний детей о звуке [Ц] и букве Ц: уточнение артикуляционного уклада, характеристика звука (согласный, твердый). Уточнение представлений детей о графическом образе буквы. Обучение навыкам ведения речевого диалога; культуры общения; использование вопросительной интонации в речи. Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата. Учить согласовывать числительные с существительными в роде. Упражнять в образовании существительных во множественном числе в Родительном падеже.

II. Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического восприятия – выделение звука из ряда звуков различных по артикуляции и акустическому звучанию; выделение звука на фоне слогов и слов.

Развитие фонематического анализа – нахождение позиции звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

Развитие фонематического синтеза – выделение первого звука в слове и составление слова из набора выделенных звуков.

Развитие зрительного внимания – анализа, сопоставления.

Развитие слухового внимания – восприятие и воспроизведение, умение следовать словесной инструкции.

Развитие речевого дыхания.

Развитие общей и мелкой моторики.

III. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию, к родному языку. Воспитание доброжелательности; культуры общения.

Оборудование:

Набор предметных картинок, кукла-рукавичка Старичок-Звуковичок, ширма, аудиозапись, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация «В сказочном дворце», логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся»

Используемые ресурсы:

1. Логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся» (Котова, Е.А. Играем и учимся [Электронный ресурс])

2. Мультимедийная презентация «В сказочном дворце»

План занятия:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Развитие речевого дыхания – работа над увеличением продолжительности речевого выдоха.

Игра «Поймай звук».

6. Развитие общей моторики «Игра с движениями».

8. Развитие фонематического анализа.

10. Развитие грамматического строя речи – согласование числительного с существительным.

11. Развитие фонематического представления и синтеза.

Ход занятия.

1.Организационный момент

(дети стоят полукругом, воспитатель в центре).

Воспитатель. Ребята, с каким звуком мы с вами знакомились на прошлом занятии?

Дети. Со звуком [Ц]

Воспитатель. Подойдите к столу, выберите картинку, в названии которой вы услышите этот звук. (дети выполняют задание).

Воспитатель. Назовите свои картинки.

Дети Цапля, крыльцо, кольцо, огурец, цветок, палец, птица.

Воспитатель. Молодцы! Берите свои картинки и садитесь на свои места.

2. Сообщение темы.

Воспитатель. Кто у нас на прошлом занятии был в гостях?

Дети. Цыпленок Цып.

Воспитатель. Да, я вам рассказывала о первом путешествии цыпленка Цыпы. А вы хотите тоже отправиться в путешествие.

Дети. Да.

Воспитатель. Я приглашаю вас в волшебную страну, в которой живут царица Звуков, царь Слов, принц Слог, принцесса Буква. А поможет найти дорогу старый житель этой страны Старичок-Звуковичок. Ну что готовы?

Дети. Да.

(включается аудиозапись, звучит мелодия и из-за ширмы появляется кукла-рукавичка Старичок-Звуковичок)

Ст-Зв. Утомился я с дороги. Отдохну у вас немного.

Воспитатель. Конечно, Старичок-Звуковичок. Садись на стульчик. А мы с тобой поиграем.

3. Пальчиковая гимнастика

4. Развитие речевого дыхания – работа над увеличением продолжительности речевого выдоха (стоя)

Упражнение 1. Сделать вдох, а на выдохе четко, в одном темпе считать вслух до пяти.

Упражнение 2. Выполнить упражнение 1. Затем добрать воздух (1 секунда) нижним дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «пять».

5. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук»

Воспитатель. Старичок-Звуковичок, а ты знаешь какую-нибудь игру?

Ст-Зв. Конечно, знаю и научу вас в нее играть. Называется игра «Поймай звук». Правила игры таковы: я называю разные звуки, а вы ловите нужный звук, сжимая кулачок.

Воспитатель. А какой звук мы будем сегодня ловить?

Ст-Зв. У детишек на столах лежат картинки. Какой звук вы сегодня находили, выбирая их?

Дети. Звук [Ц].

Ст-Зв. Вот этот звук вы и будите ловить.

Воспитатель. Ребята приготовьтесь! Старичок-Звуковичок подсказал мне, какие звуки мне называть, я буду их называть, а вы будете ловить звук [Ц]. Когда услышите его, то сжимайте пальчики в кулачок.

Б, М, Ц, Г,К,О,Ц,В, П,Ц.

А теперь ловите его в слогах.

Ац, ам, ок, уц, ып, иц.

Му, ба, ца, ко, вы, цу, пи, тэ, цо.

Самое трудное – поймать звук в словах.

Арка, марка, цифра, цапля, домик, танец.

6. Развитие общей моторики «Игра с движениями»

Воспитатель. Понравилась тебе Старичок-Звуковичок игра? Ты отдохнул? Тогда давайте отправимся в путь!

Выходите ребята ко мне.

«Игра с движениями»

Со Старичком-Звуковичком по дорожке мы идем Шагают на месте
Не зевай, не отставай! Поскорее догоняй! Бег на месте
Вот болотце впереди Качают головой
Нам его не обойти Повороты головы вправо, влево
Оглянись по сторонам. Что поможет в этом нам? Повороты туловища вправо, влево
Посмотри себе под ножки. Что лежит там на дорожке? наклон
Эта палка – выручалка! Нам поможет эта палка! присели
Взяли палку в руки крепко. Рука согнута в локте, пальцы сжаты в кулак
Друг за друга взялись цепко. Встают друг за другом, руку кладут на плечо впереди стоящему
Не спешите, не зевайте. След в след за мной шагайте. Идут медленно, шаг широкий
Вот болотце и прошли! Расцепились, руки опустили вниз
Что нас ждет там впереди? Пожимают плечами
Поле, речка, лес, дорога? Друга верная подмога! Кладут руки на плечи друг друга
Тайна, сказка, не гадай! Опускают руки
Ой, отстали! Догоняй! Бег на месте

7. Развитие связной речи – диалогической речи.

Воспитатель. Мультимедийная презентация «В сказочном дворце» (Слайд 1) Посмотрите, ребята, куда мы с вами пришли.

(на интерактивной доске высвечивается картинка дворца)

Что это за здание такое?

Дети. Дворец.

Воспитатель. А где же Старичок-Звуковичок? Да вот же он! Присел на пенек.

Ст-Зв. Стар я стал для путешествий. Я вас проводил ко дворцу. А дальше вы сами. Я пойду к своим внучатам звукам. Они у меня тоже веселые, озорные. Как бы ни натворили чего!

Воспитатель. Дети поблагодарите Старичка-Звуковичка за то, что он помог дорогу к дворцу найти и в Волшебную страну попасть.

Дети. Спасибо, Старичок-Звуковичок!

Воспитатель. Давайте посмотрим, кто во дворце живет. Только как в него войти? Нет ни окон, ни дверей? А вот кто-то появился на тропинке.

Воспитатель. Давайте узнаем кто это? Только не забудьте, как нужно вежливо обратиться с вопросом к незнакомому человеку.

Дети. Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как Вас зовут?

Здравствуйте дети! Меня зовут Царица Звуков. Я увидела из дворца гостей и вышла вас встретить. Я приглашаю вас к себе во дворец.

Воспитатель. Но как мы войдем во дворец? Все двери крепко закрыты.

Вы попали в Волшебную страну. Здесь все не просто. А чтобы попасть во дворец, нужно выполнить мое задание.

8. Развитие фонематического анализа

Мои придворные звуки любят играть в прятки. Вам нужно будет найти, какой звук спрятался в словах и где в слове он спрятался.

Дети. Это звук [Ц].

А почему вы решили, что именно этот звук прятался?

Дети. Во всех этих словах есть один и тот же звук.
А где он спрятался в слове «Цветок»?

Дети. В начале слова.

А в слове «яйцо»?

Дети. В середине слова.

Ну а в слове «огурец»?

Дети. В конце слова.

9. Развитие звуковой культуры речи.

Вы, я вижу, с этим звуком хорошо знакомы. Кто мне из вас сможет рассказать о нем? (Слайд 4)

Дети. Это согласный звук. Он упрямый звук не слушается команды гласных и всегда звучит твердо.

А почему вы решили, что этот звук согласный?

Дети. Потому что когда его произносим, есть преграда.

Какая преграда. Дети. Язычок.

А губки, какие, когда произносим этот звук?

Дети. Растянуты в улыбке.

А что же делает язычок, когда произносим звук [Ц]?

Дети. Кончик язычка упирается в нижние зубки, спинка язычка выгнута, края язычка прижаты к зубкам.

А горлышко проснулось или спит, когда произносим этот звук?

9. Развитие грамматического строя речи – согласование числительного с существительным.

Посмотрите вот и двери появились во дворце и окна.

Воспитатель. Ребята сколько окон и дверей, Посчитайте их.

Дети. Два окна, три крыльца, четыре балкона, пять дверей.

10. Развитие фонематического представления.

Я хочу познакомить вас со своей семьей. Это мой сын – Принц Слог. (Слайд 5)

Он любит играть со слогами.

Да, это моя любима игра. Милые дети, а вы можете, прослушав их, придумать слова с этими слогами.

Дети. Да.

Придумайте слова со слогом ЦА.

Дети. Царица, цапля, птица.

Со слогом ЦО.

Дети. Яйцо. Крыльцо, кольцо, лицо.

А со слогом ЦЫ.

Дети. Пальцы, цыпленок.

Какие вы молодцы! Мне было приятно познакомиться с вами.

11. Развитие фонематического синтеза.

Теперь я хочу познакомить вас с Царем Слов

Царь занят своим любимым занятием. Он составляет из букв слова.

Царь. Здравствуйте дети! Я рад вас видеть у нас в гостях. Помогите мне, пожалуйста, составить слово. Сегодня у меня что-то ничего не получается.

Воспитатель. Конечно, мы рады вам помочь. Но что нужно делать?

Царь. Нужно, глядя на картинку, найти первый звук в словах и из этих звуков составить слово.

Воспитатель. Ребята, какие первые звуки в словах вы нашли?

Дети. Ц, И, Р.К.

Воспитатель. И какое слово из них можно составить?

Дети. Слово «цирк»!

Царь. Спасибо, ребята!

12. Развитие зрительного внимания – анализа и сопоставления.

Царь. Позвольте вам представить нашу дочь – Принцессу Букву (слайд 7) Она очень любит наряжаться и ее каждый раз не узнать. Вот и опять! Вчера была в одном наряде, а сегодня в другом. Посмотрите сами!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, во что была одеты принцесса вчера и сегодня. Найдите отличия и назовите. Только помните, что отвечать нужно не одним словом, а предложением. Например: Вчера у принцессы на платье были карманы, а сегодня на ней платье без карманов.

(дети находят отличия и отвечают, воспитатель следит за правильностью построения предлож ений).

13. Закрепление умений выделять слова со звуком Ц (работа с компьютерной логопедической программой «Играем и учимся», раздел «Знакомство с согласными. Звук Ц. Звук в начале и в конце слова» урок 1, 2)

Принцесса. Да, я очень люблю наряжаться, веселиться, играть. Поэтому на другие дела у меня не хватает времени. Сегодня хотела слова собрать со звуком Ц и не успела.

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Принцессе собрать слова с Ц в начале. Дети работают на интерактивной доске.

А теперь выберите слова со звуком Ц в конце.

Воспитатель. Молодцы!

Итог занятия

Воспитатель. А теперь нам пора домой. Давайте попрощаемся с хозяевами дворца и поблагодарим их за теплый прием. (Слайд 9)

Дети встают со своих мест, шагают на месте и машут руками. Звучит тихая музыка.

Дети. Спасибо! До свидания!

Воспитатель. Молодцы ребята! Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам понравилось больше всего?

(ответы детей)

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком , пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.

Фунтикова Наталья Викторовна

учитель-логопедМБДОУ № 421

г.Челябинск

  1. Продолжать развивать у ребёнка языковое чутьё и чувство рифмы.
  2. Научить правильно произносить звук «Ц».
  3. Совершенствовать навыки звуко- слогового анализа.
  4. Продолжать учить ребёнка составлять предложения с заданным словом.
  5. Учить выделять из текста слова с заданным звуком.
  6. Упражнять в словобразовании и словоизменении.

Оборудование:

  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Картинки на звук «Ц».
  3. Раздаточный материал для выполнения звуко-слогового анализа слов, разрезная азбука.

План занятия:

В группе на ковре разложены цветы. Дети заходят в группу и логопед предлагает взять по одному цветку.

Ребята мы сегодня с вами познакомимся с новым звуком и с новой буквой. А с какой? Я вам сейчас подскажу. Подсказку вы держите в руках. (Цветы) На какой звук начинается слово цветок? (на звук Ц). Цветы поставьте в вазу и сядьте на свои места.

А теперь посмотрите в зеркала, и скажите, что происходит с вашими губами, зубами, и что делает горлышко, когда мы произносим звук «Ц»

(Губки в улыбке зуки сближены, но не сомкнуты, горлышко молчит).

Повторяйте за мной, и не забывайте смотреть в зеркала. ЦА-ЦА-ЦА, ЦО-ЦО-ЦО, ЦУ-ЦУ-ЦУ, ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ. И наоборот АЦ-АЦ-АЦ, ОЦ-ОЦ-ОЦ, УЦ-УЦ-УЦ, ЫЦ-ЫЦ-ЫЦ. Молодцы!

А теперь посмотрите на картинку. Как стрекочет кузнечик «Ц-Ц-Ц-Ц-Ц». Дайте мне характеристику этому звуку. (Звук согласный, всегда твёрдый, глухой)

А сейчас посмотрите на доску, и назовите картинки на звук Ц.

(Ответы детей)

Пришло время немного поиграть «Один и много». Я буду называть один, а вы должны назвать много.

(Курица – курицы, мельница- мельницы, рукавица, пуговица, луковица, лисица.)

А загадки любите отгадывать, тогда слушайте. Вы должны не только отгадать, но ещё определить первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги.

«Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают.»(Цветы)

(Цве-ты, два слога)

«Явился в жёлтой шубке,

Прощайте две скорлупки.» (Цыплёнок)

(Цы-плё-нок, три слога)

Теперь возьмите звуковые схемы слов и звуки. Мы сейчас будем определять где стоит звук «Ц». В начале, середине, или в конце слова. Посмотрите, у меня для вас маленькая подсказка. Кто это? Правильно, это добрый дельфинчик, он будет помогать вам.

Скажите, что обозначает голова у дельфина?

Правильно, звук в начале слова.

А тело у дельфина?

Звук в середине слова.

Звук в конце слова.

Слова (цапля, водица, певец,цыган, огурец.)

Мне кажется, что надо немного отдохнуть.

Физкультминутка.

«Забежали как-то в сад. Бег на месте

Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы. Руки в стороны, вверх,вниз

Мать наседка-курица.

Ты ошиблась улицей, Наклоны туловища

Хоть наседка умница влево, вправо.

Этот славный детский сад. Хотьба на месте

Для детей, не для цыплят. Руки в стороны, развести в поклоне

и на пояс.

А теперь мы будем работать с азбукой.Но сначала я хочу познакомить вас с буквой «Ц». Посмотрите на картинку.

«Что за хвостик на конце,

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет».

На что похожа буква Ц?

(Ответы детей)

Звуко-слоговой анализ слов ЦЫПА, ЦИРК, выкладывание схемы слов, составление из букв разрезной азбуки.

Работа с фасолью. Выкладываем букву Ц.

Давайте ещё раз, вспомним, какой звук «Ц»

(согласный,твёрдый и глухой). И назовите мне слова, в которых есть звук «Ц»

Ответы детей.