Эмоции и чувства. Опыт на тему Эмоций совместная работа в

Подстройка под состояние другого. Контроль эмоций

Множество проблем, возникающих в процессе общения, связано с тем, что люди не прислушиваются к чужому психическому состоянию и не пытаются подстроиться под него. В большинстве случаев мы предпочитаем отстраниться от человека, чей психический настрой не совпадает с нашим. Но этот рецепт срабатывает далеко не всегда. Вы прекрасно знаете, как раздражает чужое веселье, когда вам грустно. И напротив: чье-то унылое настроение способно испортить любой праздник. А ведь мы сейчас говорим о людях посторонних! Но что если в этом, противоречащем вашему, состоянии находится близкий человек? Или не близкий, но очень для вас значимый – например, партнер по переговорам или клиент? Пытаясь навязать ему свое состояние, вы только возведете стену непонимания между ним и собой. Гипнотизеру необходимо уметь моментально менять свое психическое состояние в соответствии с состоянием партнера.

Многие начинающие гипнотизеры «спотыкаются» именно на этом, считая, что подстройка под состояние партнера предполагает насилие над собой. Но это не так. Никто не заставляет вас насильно веселиться, если на душе у вас «кошки скребут». Подстройка означает, что вам нужно найти нечто среднее между вашим собственным состоянием и состоянием партнера. Ваш новый настрой должен быть в гармонии и с вашими собственными ощущениями, и с состоянием партнера.

Психическое состояние зависит от множества внутренних и внешних факторов, таких как эмоции, физиологический тонус, особенности мышления, стрессоустойчивость, воспитание, круг общения, условия жизни. Все эти факторы тесно связаны друг с другом. Малейшее изменение одного из этих факторов влечет за собой изменение психического состояния. Трудно не согласиться с тем, что эмоции – самый изменчивый фактор. Действительно, эмоциональная сфера очень подвижна. В короткий промежуток времени человек может испытать десятки сильных и абсолютно противоположных эмоций. Под влиянием эмоций люди совершают такие поступки, о которых даже не помышляли.

Хороший гипнолог должен полностью контролировать свою эмоциональную сферу. Без этого контроля его психическое состояние будет невозможно не то что изменять, а хотя бы удерживать в стабильном состоянии.

Ключ к изменению психических состояний – в контроле над эмоциями. Упражнения этой главы помогут вам овладеть своими эмоциями, мгновенно менять «полюс» эмоций и сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях.

Упражнение

«Изменить настроение жестом»

Эту технику я разрабатывал в течение нескольких лет. Ее назначение – помочь человеку изменить природу эмоциональных состояний. Особенно это важно для людей вспыльчивых, эмоционально нестабильных. Если вы остро реагируете на какие-то незначительные, пустяковые вещи или же замечаете, что ваше настроение меняется вдруг, ни с того ни с сего, – вам просто жизненно необходимо изменить природу этих реакций и метаморфоз. Без этого ни о каком серьезном самогипнозе, и уж тем более о гипнозе, и речи быть не может.

Расхожая мудрость говорит: чтобы устранить следствие, надо найти причину. Это верно только наполовину. Есть сферы, в которых через следствие можно изменить причину. Это касается и сферы эмоций. Изменяя физиологические ощущения, можно изменить эмоциональное состояние. Например, если в течение пяти минут держать кончики губ приподнятыми, то есть улыбаться, то настроение улучшается. А неудобное положение тела (например, при работе с механизмами или в путешествии) способно привести нас в скверное расположение духа.

Чтобы создать следствие, которое может изменить эмоциональную сферу, мы с вами обратимся за помощью к своему телу. Физические реакции на различные эмоциональные состояния отследить очень легко. Многие из таких реакций даже приносят дискомфорт: например, во время волнения сильно бьется сердце, подскакивает давление, может подняться температура, иногда появляется тошнота или головокружение.

Но есть и другие реакции, на которые мы не обращаем внимания, так как они происходят автоматически. Типичный пример таких автоматических реакций – человек хватается за голову, бьет себя по лбу или хлопает по бедрам, чешет лоб или затылок.

Однако бывают и нетипичные, индивидуальные реакции. У меня был клиент, который всякий раз, когда его вызывал начальник, в течение нескольких секунд стоял на одной ноге. Другой клиент, скандаля с женой, шел к холодильнику, хватался за ручку и говорил «х-ха!». Причем в обоих случаях люди не замечали своих движений, настолько они были привычны.

Возможно, что такое индивидуальное движение, являющееся реакцией на стрессовую ситуацию, есть и у вас. При желании вы можете проследить за собой (или попросить кого-то понаблюдать за вами со стороны). Но можете этого и не делать. А вот что вам просто необходимо сделать – это выработать новое, сознательное движение, которое вы будете производить всякий раз, когда градус ваших эмоций поднимется выше нормы.

Я предлагаю вам очень простую технику, которую без труда освоит даже ребенок. Единственная сложность заключается в том, что выполнять ее надо в несколько этапов (если вы очень эмоциональный человек).

Определите чувство, которое вы хотите научиться контролировать. Это может быть гнев или раздражение, внезапная тоска или скука. Кому-то, возможно, захочется получить контроль и над положительными эмоциями. Например, чрезмерный восторг или приступы смешливости порой мешают трезво мыслить.

После того как вы выбрали эмоцию, вам нужно придумать жест – движение, которое будет с ней связано. Жест должен быть нехарактерным для вас, но приемлемым в обществе других людей. Не выдумывайте сложных движений: вы их не запомните. Главное – простота и нехарактерность. Например, можно снять часы и убрать их в карман или в сумочку. Расстегивая ремешок, дайте себе мысленную установку: «Как только я спрячу часы, мое состояние изменится».

Для закрепления установки вам необходимо провести тренировочную практику. Алгоритм этой практики таков:

1. Придумайте нужную установку и движение, которое должно включить эту установку. Несколько раз «прорепетируйте» это движение, чтобы убедиться, что оно легко выполнимо.

2. Войдите в состояние самогипнотического транса (можете использовать дыхательные техники).

3. Вспомните ситуацию, которая вызывает в вас нежелательную эмоцию. Какие чувства вы испытываете в этот момент? А что бы вам хотелось испытывать? Например, вы чувствуете гнев или обиду, а хотелось бы испытывать радость или безразличие.

4. Мысленно произнесите про себя гипнотическую установку и одновременно сделайте движение, включающее эту установку.

5. Выполните технику релаксации.

6. Повторите алгоритм еще 2–3 раза.

Попробуйте, и вы поймете, что это действительно работает. На каждую эмоцию придумайте свое особенное движение.

Упражнение

«Рассказ о себе»

Каждому человеку полезно познакомиться с собой поближе. Особенно это нужно тем, кто занимается гипнозом. Это упражнение – медитация, в которой объектом медитации будете вы сами. Вы должны сконцентрироваться на своих мыслях о себе самом. В этом упражнении есть одна тонкость: вам нужно быть по отношению к себе как можно более беспристрастным. Это не значит, что обязательно надо выискивать в себе негативные стороны. Просто вы должны отстраниться от любых эмоций по поводу себя. В то же время нельзя представлять, что вы рассказываете о каком-то другом человеке. В этом упражнении очень важно местоимение «я». С этого слова должно начинаться каждое предложение.

Это упражнение выполняйте так, как вам удобно: стоя, сидя, лежа. Можете даже походить по комнате из угла в угол. А можете отправиться на природу, например, в лес. Никто не запрещает вам выполнять это упражнение, прогуливаясь по лесным тропкам. Все, что вам нужно – размышлять вслух на тему «кто я такой?».

Расскажите о себе все, что знаете. Как вы родились, во что любили играть в детстве, о чем мечтали в юности, что испытывали во время первой влюбленности. Подойдут любые воспоминания, мысли, мечты, главное, чтобы они начинались со слова «я». Чтобы вам было понятнее, как это должно звучать, я приведу в качестве примера рассказ о себе своей пациентки:

«Я родилась в три часа пополудни. Я появилась на свет в городке Сомерс в штате Висконсин. Я доставила своей матери немало хлопот, так как родилась недоношенной. Я не должна была выжить, поскольку в то время медицина была еще не столь продвинутой. Я росла замкнутым ребенком. Я любила лето, потому что в теплую погоду я могла лежать на траве, смотреть на облака и пить через трубочку молочный коктейль. Я пошла в школу для детей с отклонениями. Я не была ребенком с отклонениями, просто это была единственная школа, до которой я могла дойти пешком. Я не замечала разницы между собой и этими детьми. Я и сейчас думаю, что они ничем не хуже нормальных детей. Я дружила с девочкой по имени Ник, которая боялась высоты. Я мечтала купить воздушный шар и прокатить на нем свою подругу, чтобы ее страх исчез».

Рассказ о себе не должен быть длинным. Постарайтесь уложиться в 5 минут. Можете завести таймер. Не нужно за один раз вспоминать все сведения о себе. Оставьте что-нибудь на остальные занятия. Главное даже не в том, что именно вы говорите, а в том, что вы в течение пяти минут говорите о себе. Можете размышлять о своих планах, снах, о том, что бы вы сделали, будь у вас миллион долларов или способности человека-паука. Главное – будьте бесстрастны и начинайте любое ваше предложение со слова «я».

Упражнение

«Слушать, как уходит время»

«Слушать, как уходит время» – великолепная техника, помогающая быстро входить в состояние транса, поэтому вы можете использовать ее вместе с упражнениями первой главы. Но в данном случае нас интересует другое: это простое упражнение настраивает сознание «отделять зерна от плевел», то есть выделять главное и отсеивать второстепенное.

Я разработал эту технику специально для клиентов с неврозами, возникающими на фоне переутомления, связанного с огромным количеством дел. У каждого из нас есть повседневные дела и обязанности, но порой люди взваливают на себя столько, что это доводит их до невроза. Чтобы избежать перегрузки, надо уметь ранжировать дела и тратить свои силы в первую очередь на то, что действительно важно и необходимо.

Это очень непросто, потому что все срочные дела кажутся важными. Но все меняется, когда человек понимает, что его жизненное время ограниченно, а всех дел все равно не переделаешь. Такое понимание обычно приходит слишком поздно, когда у человека уже не остается никакого времени. Предлагаемая техника помогает по-другому взглянуть на свое жизненное время, понять его ценность. Выполняйте ее каждый день – и вы станете более сконцентрированным, сдержанным на эмоции, перестанете отвлекаться на посторонние факторы.

Для этого упражнения вам понадобятся небольшие наручные часы с секундной стрелкой. Расположите их таким образом, чтобы оба уха одинаково хорошо слышали их ход. Упражнение выполняется лежа на жесткой поверхности, значит, вам надо поместить часы прямо за макушкой. Лягте, примите удобное положение, расслабьтесь. Сделайте несколько глубоких вдохов и начните прислушиваться к тиканью часов, стараясь ни о чем другом не думать, не воспринимать других впечатлений. Чтобы еще лучше сосредоточиться, можно считать удары часов до ста, подряд или через один удар. Чтобы ваше воображение не бездействовало, можете выбрать визуальный образ, гармонирующий со звуком часов. Например, представляйте, как падают песчинки в песочных часах, или капли дождя разбиваются об асфальт.

Время выполнения от 5 до 7 минут. Можете поставить таймер, который даст сигнал, что упражнение пора заканчивать. После сигнала несколько раз глубоко вздохните, потянитесь и вставайте. Вы должны дойти до такой степени концентрации, чтобы тиканье часов стало для вас слышимым ходом времени. С первого раза это может не получиться, но при регулярных занятиях такая концентрация неизбежна.

В дальнейшем, когда вы научитесь мгновенно сосредоточиваться на звуке секундной стрелки, вам достаточно будет только услышать тиканье, чтобы войти в это состояние. Это очень поможет вам в решении трудных проблем, в эмоционально накаленных ситуациях.

Упражнение

«Холод и давление»

С помощью этой техники вы сможете выработать контрольное ощущение, которое позволит вам мгновенно приводить в норму эмоции.

Я сам часто пользуюсь этой техникой. Это очень удобно. Когда эмоции хлещут через край, я говорю себе: «Сейчас я почувствую холод и давление, а когда эти ощущения исчезнут, я буду спокоен, как скала». Я достаю предмет, кладу его на середину ладони и на миг сосредоточиваюсь. Когда я убираю предмет, все эмоции улетучиваются.

Примите удобное положение (сидя, лежа или стоя – неважно). Закройте глаза, протяните правую руку ладонью вверх. На середину ладони положите небольшой металлический предмет. Например, зажигалку в стальном корпусе или ключ, но не слишком маленький. Главное, чтобы предмет производил легкое давление на кожу и вы могли бы почувствовать его вес. Важно и то, чтобы предмет был самым обычным, который вполне может оказаться в вашем кармане или сумке.

Положив предмет на середину ладони, сконцентрируйтесь на своих ощущениях в этом месте. Вы должны отслеживать два ощущения: холод и давление. Чтобы не отвлекаться на посторонние предметы, глаза можно закрыть.

Это упражнение не может быть длительным, так как от тепла руки металл неизбежно нагреется. Ваша задача – «поймать» первоначальное чувство холода и давление, и полностью погрузить в эти два ощущения свое внимание. Как только холод начнет исчезать, заканчивайте упражнение.

Когда вы научитесь мгновенно сосредоточиваться на этих ощущениях, можете повторять данную практику в любом месте, в любое время. Вы можете использовать эту концентрацию в качестве транса, который поможет вам принять верное решение или успокоиться.

Упражнение

«Гамма аромата»

Благодаря этому упражнению вы на некоторое время почувствуете себя парфюмером. Но, разумеется, главная цель упражнения – в концентрации, благодаря которой происходит перестройка эмоций.

Вы, наверное, наслышаны об ароматерапии. Обычно ее назначают в качестве симптоматического средства при несложных расстройствах психики или упадке сил. Ароматы способны лечить бессонницу или же, наоборот, прибавлять энергии. Если вы увлекаетесь ароматерапией, это упражнение поможет вам достичь максимального эффекта от использования ароматов.

Для этого упражнения выбирайте ароматы не слишком сильные – особенно если у вас есть аллергия на резкие запахи. Лучше всего подходят натуральные запахи, например, запах сосновой смолы или листьев мяты. Можно использовать одеколон или эфирное масло. Только не выбирайте сложные ароматы: они более трудны для концентрации.

Данная техника особенно подходит женщинам, так как от природы у женщин обонятельные рецепторы развиты лучше.

Возьмите в руки источник аромата – сосновую веточку, листья мяты; салфетку, смоченную одеколоном или эфирным маслом. Поднесите к носу на такое расстояние, чтобы запах не был слишком резким и раздражающим. Закройте глаза и сосредоточьтесь полностью на обонятельных ощущениях. Вдыхать следует медленно, небольшими порциями: с сильным вдохом в нос попадает слишком большая порция эфирных веществ, и обонятельные рецепторы могут потерять чувствительность.

С чем ассоциируется у вас этот запах? Это могут быть картины природы или воспоминания детства. Может быть, вы вспомните песню или произведение искусства? Позвольте вашему воображению плыть по течению, однако не отвлекайтесь от запаха. Он должен быть главенствующим в ваших мечтаниях. Чтобы максимально связать запах с определенным состоянием, обязательно проговаривайте про себя то, что вы чувствуете и видите.

Время выполнения практики 10–15 минут.

Это упражнение желательно выполнять каждый вечер в течение недели, чтобы закрепить установку, ассоциированную с определенным запахом. После этого вы можете использовать этот запах для мгновенной перестройки эмоционального состояния. Для этого достаточно просто приложить к лицу платок, пропитанный выбранным ароматом.

Упражнение

«Сгладить эмоции»

Есть такое выражение «сгладить углы». Эта техника очень хорошо помогает сгладить острые углы психики.

У каждого человека есть внутренние «кнопки», «нажатие» которых приводит к эмоциональному взрыву. Это могут быть люди, которых вы недолюбливаете, темы в разговоре, определенные ситуации, реклама, прерывающая любимую передачу, то есть все то, что вызывает острое внутреннее неприятие и раздражение.

Такие эмоции очень омрачают нашу жизнь. И тем хуже, если эти ситуации повторяются изо дня в день. К негативным эмоциями приспособиться невозможно, но при постоянном негативном фоне они загоняются внутрь и становятся причинами неврозов.

Упражнение, которое я вам предлагаю, поможет вам предупредить такие «нажатия внутренних кнопок». Вы перестанете чересчур эмоционально реагировать на острые ситуации.

Сядьте удобно на стул без спинки. Закройте глаза. Сделайте несколько медленных, глубоких вдоха (дышать животом).

Представьте себе одну из тех ситуаций, которые выводят вас из себя. Нарисуйте яркую, полноцветную картинку, услышьте внутренним слухом слова, которые вас особенно задевают, погрузитесь в те обстоятельства.

Чем лучше сработает ваше воображение, тем глубже вы войдете в транс, а значит, техника будет результативнее. Как только вы начнете испытывать негативные эмоции, начинайте поглаживать ноги: от бедер к коленям. Поглаживания должны быть медленными, но сильными, как будто вы сгоняете воду.

Когда дойдете до колен, сделайте движение, словно вы стряхиваете мусор. Этот мусор – ваш негатив. Снова и снова возвращайтесь к верху бедра и медленно двигайте руки к коленям.

Продолжайте поглаживания до тех пор, пока эмоции не улягутся. Таким образом «проработайте» все ситуации, включающие ваши негативные кнопки.

Эта техника дает эффект уже после первого занятия, но если вы хотите научиться правильному способу реагирования на раздражающие ситуации, заниматься надо регулярно.

Упражнение

«Очищение сознания»

В конце каждой рабочей недели выполняйте это упражнение-медитацию по очищению сознания. Вам на нее понадобится не менее получаса времени. Вы должны остаться в одиночестве. Отключите телефон: в это время вас никто не должен беспокоить. Свет в помещении должен быть рассеянным и неярким. Хорошо подойдет настольная лампа с регулируемой яркостью. Я не рекомендую использовать свечи, так как пламя свечи очень чувствительно к движению воздуха. Колеблющееся пламя будет давать нестабильный свет, а это очень отвлекает.

Положение тела – сидя. Выберите позу, в которой вам будет удобно.

Закройте глаза и сделайте десять глубоких вдохов и выдохов. Вдыхая, представляйте, что воздух входит в область солнечного сплетения. Когда выдыхаете, представляйте, что погружаетесь туда сознанием.

Через солнечное сплетение вы «проваливаетесь» внутрь себя и оказываетесь в кинотеатре. На экране перед вами проходит вся прожитая неделя: где вы были, что делали, с кем встречались, о чем говорили. Все мысли, эмоции, все, что вы пережили. Вы словно смотрите кинофильм. Перед вами мелькают лица, ситуации, вы слышите слова, обрывки фраз.

Представьте, что вы берете водяной пистолет и начинаете брызгать на экран. Вода, попадая на него, растворяет картинку. Образы сливаются в цветовые пятна, которые стекают вниз. Фильм останавливается. Остается один белый экран.

На этом можно завершить медитацию – «обратным» путем выйти из солнечного сплетения, вдохнуть десять раз и открыть глаза. Но если хотите, можете «запустить» на экран новый фильм, в котором будет показано то, о чем вы мечтаете, или то, как вы планируете изменить нынешнюю ситуацию.

Из книги С тех пор они жили счастливо. автора Камерон-Бэндлер Лесли

Глава 18 Подстройка к будущему Хотя подстройка к будущему – эта аспект, включенный во все техники, о которых шла речь на этих страницах, она заслуживает специального рассмотрения ввиду значительной теоретической и практической важности. Подстройка к будущему – процесс

Из книги Человек - манипулятор [Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации] автора Шостром Эверетт Л.

Глава 8. Личный контроль Прежде чем перейти к рассмотрению того, как теории этого раздела можно применять в жизни, мне бы хотелось предложить этику естественного контроля за нашим поведением, которая может послужить подспорьем в различных жизненных ситуациях.Как было

Из книги The Blueprint / Блюпринт автора Дарден Тайлер

Книга 10. Черты характера и состояние (состояние и восприятие) Для того что бы управлять женщиной, вы должны уметь управлять собой. Мы все несём ответственность за состояние нашего разума. Парень, который имеет сильные внутренние черты характера будет способен управлять

Из книги Путь исполнения желаний автора Джумм Юлия

Глава 15. Подстройка. Снятие подстройки Подстройка - это согласование макро- и микродвижений в процессе общения.Сильная подстройка наблюдается у всех людей и животных, которые долго живут вместе в согласии. Именно подстройка стала причиной поговорок: «Муж и жена - одна

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Амен Дэниел

Из книги Как развить способность гипнотизировать и убеждать кого угодно автора Смит Свен

Глава 4. Подстройка под состояние другого – важнейшее умение гипнотизера. Как и контроль эмоций Множество проблем, возникающих в процессе общения, связаны с тем, что люди не прислушиваются к чужому психическому состоянию и не пытаются подстроиться под него. В большинстве

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Контроль эмоций 1. Манипулирование и сужение спектра чувств личности.2. Заставить людей чувствовать таким образом, что в любых проблемах всегда имеется их вина.3. Чрезмерное использование вины. Вина идентичности (личностной тождественности): кто ты (не живешь в

Из книги Центр циклона [Автобиография внутреннего пространства] автора Лилли Джон

ГЛАВА 14. СОСТОЯНИЕ +24. ОСНОВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Состояние 24, соответствующее вибрационному уровню 24 состояния сознания, называется основным положительным состоянием. Я называю его основным положительным состоянием профессиональным, потому что здесь нет

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

67. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения,

Из книги НЛП-2: поколение Next автора Дилтс Роберт

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Амен Дэниел

Практика. Быть в зоне: состояние CRASH и состояние COACH Говорят, что мир постоянно меняется, но не всегда к лучшему. Во времена перемен и трансформации возникает множество проблем – например, страх неизвестного, необходимость справляться с потерями и общее состояние

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Из книги Getting Things Done автора Аллен Дэвид

Глава 5. Контроль В чем заключается конечная цель любого менталиста? Контроль над разумом, не так ли?Ладно, возможно, это слегка похоже на бред, но ведь на самом деле этому есть вполне разумное объяснение. Я не имею в виду массовое промывание мозгов и завоевание мирового

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Глава 10. Контроль над проектами В главах 4–9 представлены все трюки и методы, которые могут пригодиться вам для того, чтобы добиться кристально чистого сознания. Это горизонтальный срез, который требует вашего внимания и действий на горизонтальном жизненном

Из книги автора

Восприятие эмоций другого человека Принять эмоции другого человека означает показать ему, что мы понимаем его эмоциональное состояние, но он не будет сожалеть о том, что открылся нам. Нет необходимости давать советы, успокаивать, заверять, что мы совершенно с ним

Из книги автора

Принятие эмоций другого человека и выражение своих Принять эмоции другого человека не значит забыть о своей радости, страхах, гневе, привязанностях, неприятии и т. д. Наоборот, надо выражать свои эмоции, чтобы дать собеседнику возможность раскрыться.Мы часто действуем,

Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы не справлялись с эмоциями? Или даже не могли понять, какие чувства испытываете, почему так реагируете? Может быть, вы не всегда понимаете чувства других и вам сложно выстраивать гармоничные отношения?

А между тем, способность понимать свои эмоции и управлять ими - это ключевая опорная точка на пути к успеху, карьере, популярности и даже к счастливой семейной жизни.

Ученые доказали, что любой человек может научиться управлять эмоциями. Дело практики. И это совсем несложно. Самое главное - как в спорте - тренировки!

Успех человека не всегда зависит от его IQ. Каждый день мы наблюдаем ситуации, когда умные и яркие люди не могут построить карьеру. В то время как те, у кого интеллект явно ниже, процветают без особых усилий. Ответ на вопрос, почему так происходит, часто связан с EQ - эмоциональным интеллектом.

Наличие диплома и сертификатов не гарантируют успешную карьеру и счастливую жизнь. Умение управлять собой гораздо важнее регалий и достижений.

Эта относительно новая концепция была обоснована в 1995 году доктором философии Гарвардского университета, научным журналистом Дэниэлом Гоулманом. Его книга «Эмоциональный интеллект », можно сказать, потрясла современников. Гоулман рассказал множество примеров и доказал, что именно благодаря способности осознавать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, люди добиваются в жизни того, чего хотят.

К сожалению, очень редко детей учат справляться с гневом или конструктивно решать конфликты. И взрослея, человек не получает высокий коэффициент EQ автоматически. Но мы в силах исправить эту ситуацию. В отличие от IQ, показатели эмоционального интеллекта можно (и нужно!) тренировать и развивать.

Есть четыре основных навыка EQ, которые входят в понятия внутриличностной и межличностной компетенций.

Внутриличностная компетентность - это способность понимать свои эмоции и управлять своим поведением. Сюда входит эмоциональное самовосприятие : то, как мы осознаем свои эмоции и реакции в каждый момент времени. Это основополагающий навык: если его уровень высокий, то тогда гораздо проще использовать все остальные навыки EQ.

Далее логично следует управление собой . Этот навык проявляется, когда человек действует или воздерживается от действий. Это способность использовать знание своих эмоций, чтобы эффективно управлять своим поведением, а также эмоциональными реакциями по отношению к людям и к событиям.

Проще говоря, самовосприятие говорит: «Я чувствую гнев!» Управление собой помогает сдержать этот гнев. Или наоборот, если уровень этой компетенции низкий, человек будет мыслить примерно так: «Я чувствую гнев, но я ничего не могу с этим поделать!».

Уоррен Баффет считает, что его успех зависит не от высокого уровня IQ, а от умения управлять своими эмоциями во время сделки. Стоит лишь на миг поддаться эмоциональному порыву - и можно потерять миллионы долларов. .

Межличностная компетентность - это способность понимать и улавливать настроение, поведение и мотивы других людей с целью улучшить качество отношений. Здесь можно говорить об эмпатии - способности точно улавливать эмоции окружающих и понимать, что на самом деле с ними сейчас происходит.

И финальный аккорд - управление отношениями : этот навык включает в себя три предыдущих. Человек, у которого высокие показатели по этой компетенции, умеет воспринимать эмоции (как свои, так и эмоции других людей) для выстраивания эффективного взаимодействия.

Чтобы донести до человека свою мысль и быть правильно понятым, необходимо развивать все четыре навыка. Управление отношениями повышает качество взаимодействия с людьми во всех сферах жизни.

Стратегия повышения EQ

  1. Начинать необходимо с эмоционального самовосприятия. Это фундамент для повышения всех остальных показателей.
  2. Человеческое сознание способно концентрироваться лишь на одном навыке EQ в единицу времени. Поэтому, улучшив первый навык, переходите ко второму в «порядке очереди», действуя от внутриличностных компетенций к межличностым.
  3. Выберите стратегию для улучшения одного навыка и продолжайте работу над ним 21 день (именно столько времени необходимо мозгу, чтобы перестроиться на новую привычку).
  4. Через 21 день переходите к следующему навыку.

Сначала тренировки будут непривычными и, возможно, для кого-то сложными… Ведь мы никогда не «качали» эмоции. Но чем дальше, тем больше результатов вы увидите. Главное: продолжайте несмотря ни на что!

Как повысить внутриличностные компетенции

Есть несколько техник, которые помогут выйти на новый уровень эмоционального интеллекта.

Фрирайтинг, или «утренние страницы»

P.S..Понравилось? Подписывайтесь на нашу рассылку. Раз в две недели мы будем присылать вам 10 лучших материалов из блога.

В представлении специалистов по социальной работе, общество недооценивает всю сложность их миссии и и не замечает, какой дорогой дар они приносят своим подопечным - собственные чувства, прежде всего, чувство сострадания. Подобный труд чреват эмоциональным выгоранием, убеждены специалисты. По их мнению, нужна «алгоритмизация» навыков самоконтроля при общении с подопечными, профессионализация собственных эмоций - стандартизация так называемой «эмоциональной работы» для снижения регулярных профессиональных стрессов, рассказала замзаведующего кафедрой общей социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова .

Инвалиды, сироты, пожилые люди, многодетные семьи, люди, оказавшиеся в беде, – круг подопечных специалистов по социальной работе огромен, а труд оплачивается не слишком высоко, хотя нередко бывает очень тяжелым и «нервным». Как подчеркивают сами представители данной профессиональной группы, их работа требует не просто индивидуального подхода, но тонкой психологической настройки на общение с клиентами. Под ней подразумеваются эмпатия (активное сопереживание чужим проблемам), умение сохранять достоинство и позитивный настрой («держать лицо») и гасить конфликты, вселять в людей веру в будущее.

Об этом рассказали информанты в ходе исследования, проведенного Ольгой Симоновой в рамках исследовательского проекта «Профессиональная культура работников социальных служб: методология социально-антропологического исследования (на примере специалистов социальной работы)». Доклад «Эмоциональные аспекты профессиональной культуры специалистов по социальной работе» был представлен на международной конференции «Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства» в НИУ ВШЭ.

В основе такого поведения, несомненно, должны лежать личностные качества работника – природная доброжелательность и внимание к людям, отзывчивость, толерантность, отходчивость и оптимизм. Однако эти свойства приходится «профессионализировать» – и ради более успешной работы, и из чувства самосохранения, поддержания собственного психического здоровья, отметили респонденты. Иными словами, во многих ситуациях нужны «стандартизированные навыки» самоконтроля, алгоритмы «правильных», в том числе и эмоциональных, реакций, уверены представители профессии.

Таких алгоритмов как раз и не хватает. «Правила управления чувствами берутся, скорее, из общей эмоциональной культуры, а не специализированной профессиональной эмоциональной идеологии», – констатирует Симонова. Именно поэтому, хотя специалисты по социальной работе и расценивают управление эмоциями как неотъемлемую часть профессии, они, тем не менее, часто переживают эмоциональные проблемы. Так, они отмечают диссонанс между своими истинными, чисто человеческими, и профессиональными чувствами, ощущают эмоциональную усталость и сложности в установлении контакта с подопечными. Само осознание этих вызовов свидетельствует о большей профессионализации подобной работы в социальной сфере, о кристаллизации особой профессиональной культуры, отметила исследователь.

Доклад основан на анализе транскриптов 50 полуформализованных интервью со специалистами государственных учреждений по социальной поддержке населения в шести регионах России (Урал, Поволжье, Север, Сибирь, Москва, Центральный район).

Надо держать лицо и развивать эмоциональный интеллект

Вслед за американским социологом А. Р. Хохшильд исследователь разграничивает эмоциональную работу и эмоциональный труд – с тем, чтобы прояснить повседневные реалии сферы, в которой заняты специалисты по социальной работе. Эмоциональная работа у исследуемой профессиональной группы реально существует, эмоциональный же труд в этой области только формируется. По сути, эмоциональный труд – это эмоциональная работа с четко прописанными правилами, зафиксированными в профессиональном кодексе (эти нормы как раз пока не определены). Кроме того, этот труд должен признаваться со стороны руководства и, по сути, оплачиваться, то есть быть стандартизированной частью профессии, полагает Ольга Симонова.

Общение со сложными клиентами, которые пытаются спровоцировать конфликт, – один из примеров эмоциональной работы. Вот показательное суждение респондента: «…Официально нам наши подопечные могут говорить все в любом тоне и любыми словами, а мы ответить не можем тем же, даже на оскорбление. Мы должны улыбаться, пытаться успокоить…».

Вот еще пример эмоциональной работы, приведенный информантами: у людей, которые не могут решить свои проблемы из-за апатии, нужно «зажечь искорку интереса». И, напротив, эмоциональное перевозбуждение нужно уметь направить «в другое русло». Некоторые респонденты говорили о почти ювелирной работе, которая предполагает моментальную «диагностику» психического состояния клиента (здесь множество нюансов-маркеров – от позы тела до используемой лексики) и соответствующую реакцию на него: «С каждым надо стопроцентно индивидуально… Как он сел, как он разговаривает… Все сугубо индивидуально, начиная с тембра голоса...».

Своими эмоциями приходится жертвовать

Информантов спрашивали и о профессиональных вызовах, с которыми они сталкивались в работе. Часть из них касается расхождения желаемых (точнее, необходимых в силу профессиональных функций) эмоций и реальных чувств – например, привычки принимать проблемы подопечных слишком близко к сердцу. Одна из опрошенных так сформулировала этот разлад: «Становится жалко, хотя, как говорят, жалеть нельзя…». Она вспоминает, как боялась непрофессионально среагировать на поведение девочки-сироты: «Когда я села на стул, она ко мне запрыгнула на колени, обняла за шею. …Я не знала, что мне делать…».

Другой подобный диссонанс – необходимость «проглотить обиды», не отвечать на грубости клиентов.

Еще одна проблема касается создания доверительных отношений с подопечными. Эмпатия, толерантность, умение понять человека и успокоить – важность этих умений для респондентов бесспорна. И все же общение отнюдь не всегда строится успешно. Так, один из респондентов рассказал о неудаче в помощи подопечной: «В общем, не смог найти с этой девочкой контакта».

Специалисты по социальной работе говорили и об опасности эмоционального выгорания: «Поначалу у меня вообще были жуткие настроения, потому что я приходила домой, и я рыдала, я не могла, насколько близко принималось все это [проблемы клиентов к сердцу]». Такое неумение эмоционально дистанцироваться интерпретируется опрошенными как «показатель непрофессионализма». И, напротив, более сбалансированное отношение к проблемам подопечных трактуется как признак более профессиональной работы.

В связи с рисками эмоционального выгорания респонденты говорили о необходимости не просто эпизодических тренингов по стрессоустойчивости («Надо знать, как негативные эмоции с себя снять»), но и регулярной работы психологической службы, которая бы проводила мониторинг психического состояния специалиста.

Таким образом, специалисты по социальной работе, согласно их представлениям, выполняют «трудную моральную миссию» помощи социально уязвимым группам населения, миссию заботы, но при этом подчеркивают необходимость стандартизации такой работы, особенно в плане проявления чувств , отмечает исследователь.

На отношение к клиентам влияют моральные правила работников

В связи со всеми психологическими «издержками» возникает вопрос, каковы, собственно, эмоциональные «бонусы», которые влияют на мотивацию сотрудников и удерживают их в профессии. Один из таких «бонусов» – радость от того, что поддерживаешь людей, поясняли респонденты: «Для меня… это было такое счастье, когда чувствуешь, что эта деятельность реально помогает семьям», «Чем лучше ты сделаешь свою работу, тем больше морального удовлетворения ты получишь в конце рабочего дня». Кстати, это правило входит в личный, неформальный этический кодекс респондентов, о котором «не говорят, но все знают».

В силу отсутствия профессионального этического кодекса они руководствуются именно общими моральными установками, которые настроены прежде всего на эмпатию: «Нужно терпеть, консультировать, общаться, помогать. … Человек должен понимать, что ему здесь рады и всегда ему здесь помогут». Иными словами, моральный компонент особенно силен в неофициальном профессиональном кодексе.

Человек не может по щелчку отключить эмоции, переступая порог офиса в 9 утра, и включить, выходя из офиса в 6 вечера. Работа над собой начинается с принятия того факта, что эмоции неотделимы от нас. Они срабатывают быстрее, чем логика, и человек ничего не смог с этим сделать за последние 50 тысяч поколений.

Мы проводим на работе большую часть дня и бок о бок . Не все из них нам нравятся. Нас могут обидеть, расстроить, разозлить. Сами рабочие ситуации – дедлайны, многозадачность, ответственность и т.д. – расшатывают нервную систему. Чтобы не спровоцировать собственный нервный срыв, нужно как-то управлять эмоциями.

Под ударом – руководители

Чаще всего «руководитель» и - синонимы. А трудоголик еще больше подвержен стрессу. Маршрут «работа-дом-работа» для него привычный, ежедневные переработки, выход на работу даже в выходные, ни времени, ни сил на встречи с друзьями и устройство личной жизни не остается.

В режиме существования в облаке негативных эмоций практически невозможно творить, масштабно мыслить, трезво оценивать собственные действия.

Кроме того, на работе руководитель отвечает не только за свои действия, но и за действия подчиненных. А где большая ответственность – там . А еще необходимо постоянно общаться с огромным количеством людей.

Огромная ошибка – подавлять эмоции

Единственный механизм управления эмоциями, который большинство из нас используют изо дня в день – подавление. Мы не просто держим себя в руках, мы держим себя в ежовых рукавицах. Закричать нельзя – мы же живем в цивилизованном обществе. Заплакать нельзя – сочтут рохлей. Ударить кулаком по столу нельзя – скажут, ты агрессивен. В итоге мы затаиваем в себе эмоции.

Какую цену мы платим за это?

Головная боль. Раздражительность и готовность кидаться на всех. Постоянная усталость. А психосоматика, куда без нее? «Вдруг» начинаем чаще простужаться или обостряются хронические болезни (слабые места, имеющиеся практически у каждого).

Всё это связано не с количеством работы и загруженностью, а с нашим отношением к ней, с эмоциями в процессе работы.

Всё в дом: негатив не исчезает

Подавленные эмоции не уходят. «Выхлоп» просто задерживается. Всё то время, что мы давим эмоции, расходуются силы, уровень эмоционального напряжения только возрастает.

Зарядившись негативом на работе, мы несем его домой и выливаем на близких. «Ты поставил грязные ботинки мимо коврика!», «Ты недосолила суп!», «Опять принес из школы тройку!» – знакомо?

Ситуация, которая не задела бы нас, будь мы в хорошем настроении, вдруг провоцирует истерику и приводит к разладу в семье.

И ошибкой будет думать, что выплеснув негатив на других людей, мы от него избавились. Накричавшись, мы осознаем: были неправы, и вместо облегчения, наоборот, приходит чувство вины.

Циркуляция эмоций-2: из дома на работу

Обратная ситуация – когда человек несет негатив из дома на работу. Конфликт в семье, проблемы с жильем, неоплаченный кредит – что угодно может стать причиной погружения в нерабочие мысли на работе.

Если человек не может абстрагироваться от личных переживаний, он не может . Он тратит время на обдумывание проблемы, поиск решений. Работа стопорится.

Что делать?

Чтобы жить и работать в коллективе, нужно уметь:

  • распознавать свои эмоции,
  • понимать, что нас поддерживает, а что нам мешает.

Иначе недалеко до нервного срыва и эмоционального истощения.
Другой аспект управления эмоциями - способность воспроизводить эмоциональные состояния, приводящие к успеху.

Учитесь властвовать собой

Есть популярное высказывание: «Благодаря IQ вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ – делаете карьеру».

Что такое IQ, все знают – это уровень интеллекта. Что такое EQ? Это эмоциональный интеллект. Его, как и умственные способности, можно и нужно развивать.

Понятие эмоционального интеллекта ввели Питер Стайер и Джек Майер в 1990 году. Дэвид Гоулман в своей книге истолковывал его как «способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно, управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту».

Принципы EQ

  • Эмпатия

Проявляется в распознавании чужих и своих собственных эмоций, чуткости, понимании.

  • Осведомленность

Чтобы чувствовать себя счастливым, нужно разбираться в собственных чувствах. Для этого необходимо уметь отличать их оттенки.

  • Равновесие

Люди с высоким эмоциональным интеллектом способны овладевать эмоциональными всплесками.

  • Ответственность

Человек не должен приносить вреда ни себе, ни другим, должен уметь контролировать свои мысли, регулировать эмоции, принимать ответственность за возможность счастья и не винить других.

Недовольные сотрудники – минус в доходах

Эмоции отдельно взятого сотрудника влияют и на работу компании. Во-первых, если у сотрудника нет энергии на работу, он не в силах делать много, несмотря на то, что он может быть настоящим профи. Во-вторых, он может заразить своим эмоциональным настроем коллег, с которыми общается.

Для руководителя особенно важно поддерживать эмоциональную . Сотрудник, не вовлеченный в работу, чувствующий себя покинутым, может запросто согласиться на предложение от другой компании. Более того, не показывая сотруднику его важность, не приободряя его, в случае назревающего конфликта руководитель тем самым подталкивает его к увольнению.

Бывают в жизни периоды, в которые мы более эмоциональны. Разногласия с супругом, трудности с детьми, болезни родителей, да и просто личный жизненный кризис. В такие периоды мы можем быть особенно ранимы и уязвимы.

В нашей культуре принято либо скрывать эмоции, либо «вываливать» их на окружающих. С одной стороны – эмоции на работе не уместны, с другой – все эмоции надо выражать.

Ни то, ни другое не полезно. Постоянное подавление эмоций сказывается на здоровье человека, неконтролируемое проявление – разрушает отношения, а значит среду, которая питает человека.

Как же быть?

Слушайте себя, свои эмоции и переживания. Осознавайте, реакцией на какую ситуацию они являются, на кого направлены. Только тогда вы можете выбирать, что выражать, кому, в какой степени и форме. Этому можно и нужно учиться.

Когда совсем плохо

Не игнорируйте свое состояние, осознайте и примите свою особую уязвимость в этот период. По возможности не планируйте в это время особых «прорывов» на работе. Уход в работу от личных проблем – не очень здоровая идея, она грозит сильным перегревом.

Хорошо бы, чтобы вам было с кем обсудить свои проблемы, получить поддержку – друг, искренне заботящийся о вас коллега, психолог.
Осознавайте и выражайте эмоции по адресу. Тогда коллега или подчиненный, совершивший ошибку, не станет для вас «последней каплей».

Если «сорвались», накричали на коллегу или подчиненного, расплакались в их присутствии – не вините себя. Просто извинитесь перед коллегой или руководителем, поясните, что вам сейчас трудно.

Если вы – руководитель и заметили трудный период в личной жизни вашего сотрудника – позаботьтесь о нем. Искренней заботой невозможно избаловать.

Поговорите, покажите, что вы заметили его трудности и сочувствуете. Договоритесь с ним, сколько у него есть времени, чтобы решать свои личные проблемы. Дайте человеку время на решение его проблем – не давайте важных и срочных заданий в оговоренный период, перераспределите нагрузку в пользу более устойчивых сотрудников.

При этом важно помнить, что настоящая забота – не попустительство, не стоит излишне опекать такого сотрудника и полностью закрывать глаза на его работу.

Неформальное общение и межличностные связи

Во многих компания руководители придерживаются мнения, что неформальные встречи сотрудников спасают от негативных переживаний. Подобные встречи служат для сотрудников чем-то вроде щита от чрезвычайных обстоятельств и от бесчисленных повседневных проблем. Они не чувствуют себя одинокими, они вовлечены в деятельность компании и ощущают поддержку. В неформальном общении проще уладить конфликт и сказать, что мучает.

Личные усилия

Чтобы преодолеть стресс и справиться с негативом, приложите немного усилий.

  • Хобби

Займитесь плаванием, йогой, рисованием, вязанием – чем угодно, что нравится и успокаивает. После работы приятно не заняться домашними хлопотами, а посвятить время себе.

  • Пауза

Чувствуете, что эмоции захлестывают на работе? Выйдите на улицу, подышите воздухом. Выпейте чаю, поболтайте с приятелем или коллегой.

  • Релакс в офисе

Некоторые работодатели устанавливают в офисах массажные кресла, комнаты релаксации. Пользуйтесь!

  • Подумайте о близких

Вспомните о тех, кто вас любит, кто всегда за вас. Эти мысли греют и спасают в любых ситуациях.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Иешуа через Памелу Криббе (Серия «Исцеление»)
Перевод: Ян Лысаков Редакция: Валерия Лысакова

Область эмоций – это жизненно важная сфера в процессе роста к свободе и целостности. Вы духовные сущности. Вы пришли сюда с уровня, на котором плотность и сознание земной реальности были незнакомы вам. С этим трудно было справиться.
В течение многих жизней вы старались выразить свою космическую энергию здесь, на Земле. И в процессе этого выражения, проведения вашей энергии на Землю, возникло много глубоких травм. Ваше эмоциональное тело покрыто шрамами и травмами. Это будет темой нашего разговора сегодня.

Каждый, идущий по пути внутреннего роста, понимает важность эмоций: что вы не должны подавлять их, что необходимо тем или иным способом достигнуть соглашения с ними, что, в конечном счете, нужно освободить их. Но далеко не всегда понятно, как это действительно работает.

Прежде всего, я хочу провести различие между эмоциями и чувствами.

Специфические термины и обозначения не важны здесь для меня, и вы можете называть это разными именами, но я хочу подчеркнуть различие между эмоциями в смысле энергий, являющихся по своей сути выражением непонимания, и чувствами или энергиями, представляющими собой форму более высокого понимания. Чувства – ваши учителя, в то время как эмоции – ваши дети.

Эмоции – это энергии, имеющие ясное выражение в физическом теле. Эмоции – это ваша реакция на вещи, которые вы не до конца понимаете. Посмотрите, что происходит, когда вы переполнены гневом. Например, кто-то неожиданно задел ваши чувства, и вы рассердились. Вы ощущаете это очень ясно в своем теле: в определенном месте вы чувствуете напряжение энергии. Это физическое напряжение или сжатие, сопровождающее энергетический шок, говорит о том, что вы чего-то не поняли. Есть энергия, несправедливо направленная против вас. Чувство незаслуженного обращения, коротко говоря, непонимания, выражается через эмоцию. Эмоция – это выражение непонимания, энергетический взрыв и высвобождение.

Когда это случается, вы встаете перед выбором: что я собираюсь делать с этими эмоциями? Собираюсь ли я построить свое поведение на них? Использую ли я их как топливо для моих реакций на других людей, или я просто позволю им быть, а свои действия построю на чем-то другом?

Прежде чем ответить на эти вопросы, я хочу объяснить природу чувств.
Эмоции – это, по существу, взрывы непонимания, которые вы можете ясно почувствовать в теле. Чувства, напротив, имеют совсем другую природу и также по-другому воспринимаются. Чувства более тихи, чем эмоции. Это шепот души, достигающий вас через мягкие подталкивания, внутреннее знание или внезапные интуитивные действия, которые позже оказываются очень мудрыми.

В эмоциях всегда есть что-то бурное и драматичное. Посмотрите на тревогу, панику, ярость или глубокую печаль. Эмоция полностью поглощает вас и уводит от вашего духовного центра. В сильно эмоциональный момент вы полны энергией, вытягивающей вас прочь из вашего центра, вашей внутренней ясности. В этом смысле эмоции похожи на облака, закрывающие солнце.

Вместе с тем, я ничего не хочу сказать против эмоций. Эмоции не должны подавляться; они очень ценны в смысле более глубокого познания самого себя. Но я хочу подчеркнуть, что природа эмоциональной энергии – это взрыв непонимания. Эмоции выбивают вас из вашего центра.

Чувства , с другой стороны, погружают вас глубже в себя, в ваш центр. Чувства очень тесно ассоциируются с тем, что вы называете интуицией. Чувства выражают более высокое понимание, понимание, выходящее за рамки и эмоций, и ума.

Происхождение чувств — в нефизическом царстве, вне тела. Вот почему они не так четко локализованы в какой-то одной части физического тела. Представьте, что происходит, когда вы чувствуете что-нибудь: атмосферу или настроение, или предчувствуете какую-то ситуацию. Существует у вас вид знания, приходящий, казалось бы, извне, но не являющийся вашей реакцией на что-то внешнее. Вы получаете это извне, это приходит «из ничего». В этот момент вы ощущаете, что в вашей сердечной чакре что-то открывается.

Существует много моментов, когда это внутреннее знание приходит к вам. Например, вы можете «знать» что-то о ком-то, почти не общавшись с ней или с ним. Вы можете чувствовать что-то о человеке, который позже будет играть существенную роль в ваших взаимоотношениях, но что очень трудно выразить словами – «просто чувство» – и это не просто понять умом. (К таким моментам ваш ум очень скептически относится. Он говорит вам, что вы просто придумываете или сошли с ума).

Я хочу упомянуть другую энергию, которая больше относится к чувствам, чем к эмоциям. Это радость. Радость может быть феноменом, выходящим за рамки эмоций. Иногда вы можете чувствовать радость внутри, поднимающую вам настроение без видимой причины. Вы чувствуете Божественность внутри и личную, интимную соединенность со всем существующим. Это чувство может придти к вам, когда вы меньше всего ожидаете его. Как — будто кто-то Высший коснулся вас, или вы прикоснулись к Высшей реальности. Происхождение чувств не так легко объяснить, они кажутся пришедшими «ниоткуда». Эмоции почти всегда имеют ясную, непосредственную причину – внешний «выключатель, нажимающий на ваши кнопки».

Чувства происходят из измерений вашего Высшего Я. У вас должна быть тишина внутри, чтобы уловить этот шепот в своем сердце. Эмоции могут потревожить эту внутреннюю тишину и мир. Таким образом, жизненно важно стать эмоционально спокойным, излечить и высвободить подавленные эмоции. Только на основе чувств, соединяющих вас с вашей душой, можно принять сбалансированное решение.

Пребывая в тишине и мире, вы можете почувствовать всем своим существом, что правильно для вас в данный конкретный момент. Принятие решения на основе эмоций – это принятие решения из нецентрированной позиции. Вы должны прежде всего высвободить эмоции, а затем обратиться к своему внутреннему ядру, где существует ясность.

Сейчас я хочу углубиться в вопрос о том, как вам лучше работать со своими эмоциями.

Я говорил, что «чувства – ваши учителя, а эмоции – ваши дети». Параллель между «быть эмоциональным» и «быть как ребенок» поразительна. Ваш «внутренний ребенок» – это место ваших эмоций. Также есть поразительное соответствие между способом, которым вы обращаетесь со своими эмоциями, и способом, которым вы обращаетесь с реальными детьми.

Ребенок честен и непосредственен в своих эмоциях, и он не скрывает и не подавляет их, пока взрослые не научат его делать это. Однако тот факт, что ребенок непосредственно выражает свои эмоции еще не означает, что он переживает и испытывает их уравновешенно. Все знают, что эти эмоции (гнев, страх или печаль) могут далеко завести ребенка, и часто невозможно остановить его. В такой ситуации ребенок практически тонет в своих эмоциях, и это делает его неуравновешенным, т.е. нецентрированным.

Одна из причин этой неограниченной эмоциональности в том, что ребенок только недавно покинул мир, в котором едва есть какие бы то ни было ограничения. В эфирном или астральном измерениях нет таких запретов и ограничений, как в физическом царстве, в физическом теле. Эмоции ребенка – это часто «реакции непонимания» на эту физическую реальность. Следовательно, ребенок во время роста нуждается в помощи и поддержке, чтобы справиться с эмоциями. Это часть «сбалансированного воплощения» на Земле.

Итак, как вам справиться с эмоциями в себе или в своем ребенке?

Нет нужды осуждать или подавлять эмоции. Они – необходимая ваша часть как человеческого существа, и как таковые, нуждаются в уважении и принятии. Вы можете рассматривать ваши эмоции как ваших детей, которые нуждаются в вашем внимании и уважении, и в вашем руководстве.

Эмоцию лучше всего рассматривать как энергию, пришедшую к вам для исцеления. А значит, важно не дать эмоции полностью захватить вас, но сохранить способность взглянуть на нее с нейтральной позиции. Важно остаться осознанным. Можно установить это таким образом: вы не должны подавлять эмоцию, но вы и не должны тонуть в ней. Потому что, когда вы погружаетесь в эмоцию, полностью отождествляетесь с ней, ребенок в вас становится тираном, захватывающим вас полностью.

Самая важная вещь, которую вы должны сделать с эмоцией – это пропустить ее внутрь, почувствовать все ее аспекты, не теряя при этом осознанности. Возьмите, к примеру, гнев. Вы можете позволить гневу полностью присутствовать в вас, испытать его в нескольких местах в своем теле, в то же время полностью нейтрально рассматривая его со стороны. Это целительный тип сознания. Что происходит в этом примере – это то, что вы как бы обнимаете эмоцию, которая есть форма непонимания – пониманием. Это духовная алхимия.

Я объясню это на примере. Ваш ребенок ударил колено об стол и действительно поранился. Он расстроен, кричит от боли и пинает стол, т.к. очень сердит на него. Он решил, что стол – это причина его боли.

Эмоциональное руководство в этот момент означает, что родитель, прежде всего, помогает ребенку обозначить, назвать полученный опыт. «Ты злишься, тебе больно, правда?» Назвать это очень существенно. Вы переносите корень проблемы со стола на самого ребенка. Это не стол, это ты ударился и это ты злишься. И да, я понимаю твои эмоции!

Родитель обнимает эмоцию ребенка пониманием, любовью. В тот момент, когда ребенок ощутит понимание, его гнев начнет постепенно угасать. Физическая боль может остаться, но сопротивление ей, гнев, связанный с ней может пройти. Ребенок читает в ваших глазах сочувствие и понимание и это успокаивает и смягчает его эмоции. Стол, как их причина, более не имеет значения.
Охватывая эмоцию пониманием и сочувствием, вы смещаете фокус внимания ребенка снаружи внутрь и учите его принимать на себя ответственность за эмоцию. Вы показываете ему, что реакция на внешний раздражитель не безусловна, а является результатом выбора. Вы можете выбрать непонимание или понимание. Вы можете выбрать сражаться или принять. Вы можете выбирать.

Это также применимо в отношении ваших собственных эмоций, вашего собственного внутреннего ребенка. Впустить свои эмоции, назвать их и попытаться понять их – это означает, что вы действительно уважаете и бережете своего внутреннего ребенка. Сдвиг с внешнего на внутреннее, принятие на себя ответственности за свои эмоции поможет создать внутреннего ребенка, который не стремится никого ранить и не чувствует себя жертвой. Сильные эмоции, такие как гнев, горе или страх, всегда содержат в себе элемент бессилия, т.е. ощущения себя жертвой чего-то, что вне вас. Отключаясь от обстоятельств вне вас и фокусируясь вместо этого на вашей реакции и боли, вы прекращаете рассматривать внешний мир как причину ваших эмоций. Вы не озабочены тем, что породило эмоцию. Вы полностью обращены внутрь себя и говорите себе: «хорошо, это была моя реакция, и я понимаю почему. Я понимаю, почему я так себя чувствую, и я поддерживаю себя в этом».

Обращение к своим эмоциям в такой любящей манере освобождает вас. Это также требует некоторой самодисциплины. Отпускание внешней реальности как «источника дьявола» и принятие на себя полной ответственности означает, что вы осознаете, что «выбрали реагировать определенным образом». Вы прекращаете обсуждение того, кто прав, а кто нет, кто виноват и в чем. И вы просто отпускаете целую цепочку событий, происходящих вне вашего контроля. «Я сейчас испытываю эту эмоцию с полным осознанием того, что я сам выбрал делать это.» Вот что значит принять на себя ответственность. В этом мужество!

Самодисциплина состоит в том, что вы отказываетесь быть справедливым или беззащитной жертвой. Вы отказываетесь чувствовать гнев, непонимание и все остальные выражения состояния жертвы, с которыми иногда чувствовали себя достаточно хорошо. (Действительно, вы часто лелеете эмоции, которые наиболее мешают вам.) Принятие на себя ответственности – это акт скромности. Это означает быть честным с самим собой, даже в моменты своей самой большой слабости.

Это самодисциплина, которая требуется от вас. И в то же время, это обращение внутрь требует высочайшего сочувствия. Эмоции, с которыми вы готовы честно встать лицом к лицу как с собственным творением, также ищут нежного понимания. «Ты выбрал гнев на этот раз, не так ли?» Может быть это то, что ты открываешь в себе. Сострадание говорит вам: » Хорошо, я понимаю почему, и я прощаю тебя» «Возможно, когда ты почувствуешь мою любовь и поддержку более ясно, в следующий раз ты не почувствуешь склонность ответить так же.»

В этом настоящая роль сознания в самоисцелении. И в этом смысл духовной алхимии. Сознание не борется и не отрицает ничего. Оно окружает тьму знанием. Оно окружает энергии непонимания пониманием и таким образом превращает железо в золото. Сознание и любовь – это, по существу, одно и то же. Быть осознанным означает позволить чему-то быть и окружить это любовью и сочувствием.

Часто вы думаете, что одного сознания недостаточно, чтобы разрешить ваши эмоциональные проблемы. Вы говорите: «Я знаю, что я подавлял эмоции. Я знаю причину этого, я осознаю это, но оно не уходит».

В этом случае существует в вас скрытое сопротивление такой эмоции. Вы держите эмоцию на расстоянии из страха переполниться ею. Но вы никогда не переполнитесь эмоцией, если сознательно допускаете ее.

Пока вы держите эмоцию на расстоянии, вы с ней в состоянии войны. Вы боретесь с эмоцией, и она различными путями обращается против вас. В конце концов, вы не сможете удержать ее снаружи. Она проявится в вашем теле болезнью, напряжением или депрессией. Падение настроения или утомление часто ясно указывает на то, что вы подавляете определенные эмоции.

Все дело в том, что вам нужно позволить эмоции полностью проникнуть в ваше сознание. Если вы точно не знаете, какие эмоции сейчас присутствуют здесь – лучше всего начать с того, чтобы почувствовать напряжения и зажимы в своем теле. Это ворота эмоций. Все они хранятся в вашем теле. Например, если вы чувствуете боль или напряжение в области живота, вы можете пойти туда в своем осознании и спросить что случилось. Дайте клеткам вашего тела говорить с вами. Или представьте себе, что ваш внутренний ребенок прямо сейчас рядом с вами. Попросите его показать вам, какие эмоции сейчас преобладают в нем.

Существует несколько путей контакта с эмоциями. Жизненно важно понять, что энергия, застрявшая в эмоции, хочет двигаться. Эта энергия хочет освободиться и поэтому стучится в вашу дверь физическим эквивалентом — стрессом и депрессией. Для вас это знак действительно открыться и приготовиться почувствовать эмоцию.

Эмоции – это часть вашей земной реальности, но они не должны владеть вами. Они, как облака, закрывающие солнце. Поэтому так важно осознавать эмоцию и работать с ней сознательно. При чистом и сбалансированном эмоциональном теле гораздо легче, через интуицию добраться до своей сути, связаться со своей душой.

В вашем обществе существует много путаницы и неразберихи в отношении эмоций. Это очевидно хотя бы по количеству дебатов и путаницы по поводу того, как растить детей. Дети, естественно, гораздо более эмоционально непосредственны, чем вы, взрослые. И это создает трудности. Что если преступаются некоторые ваши моральные ограничения? Что если ситуация выйдет из-под контроля и хаос будет возрастать? Нужно ли поддерживать диcциплину или нужно дать детям свободно выражаться? Нужно ли контролировать их эмоции или нет?

Самое важное в воспитании ребенка – это научить его понимать свои эмоции. Понимать, откуда они приходят, и принимать на себя ответственность за них. С вашей помощью ребенок может научиться понимать эмоции, как «взрыв непонимания». Это понимание предохранит его от «затягивания» эмоцией и потери контроля. Понимание освобождает вас и возвращает в ваш центр, не подавляя эмоции. Родитель учит ребенка на своем живом примере как работать с эмоциями таким образом.

Все вопросы, возникающие у вас касательно детей, применимы также и к вам самим. Как вы справляетесь со своими эмоциями? Вы строги к себе? Когда вы сердитесь или грустите достаточно долго, вы призываете себя к порядку, говоря «давай, двигайся, не держись»? Подавляете ли вы эмоции? Чувствуете ли, что самодисциплина хороша и необходима?

Кто научил вас этому? Ваши родители?

Или вы склоняетесь в противоположную сторону? Может, вы «погрязли» в своих эмоциях, не желая дать им выйти? Это тоже часто случается. Может быть, вы чувствовали себя долгое время жертвой определенной внешней ситуации, например, воспитания, партнера или рабочего окружения. В этот момент cоприкосновение с вашим гневом, может иметь освобождающий эффект. Гнев может позволить вам освободиться от этих влияний и пойти собственным путем. Однако вы можете быть настолько влюблены в свой гнев, что не захотите больше расстаться с ним. Вместо выхода это станет «образом жизни». Это становится «состоянием жертвы», которое согласно на все что угодно, кроме исцеления. Это удерживает вас от действительного использования своей собственной силы. Очень важно принять на себя ответственность за собственные эмоции, а не считать их «непреложной истиной». Когда вы придаете им статус истины вместо того, чтобы рассматривать их как «взрыв непонимания», вы основываете на них свои действия, а это, в свою очередь, ведет к нецентрированным решениям.

То же самое происходит с детьми, получающими слишком много эмоциональной свободы. Они «идут вразнос» и вообще перестают поддаваться контролю. Они становятся маленькими тиранами, что совершенно неправильно. Эмоциональный хаос равно неприятен как детям, так и родителям.

Короче говоря, вы можете быть как слишком строгими, так и слишком снисходительными со своими эмоциями (и по аналогии, со своими детьми). Я хочу немного больше остановиться на «снисходительном» образе действий, поскольку это становится сегодня более чем проблемой. Начиная с 60-х, в коллективном сознании существует убеждение в том, что не нужно подавлять эмоции, потому что в этом случае вы душите свою спонтанность и творческий потенциал, действительные проявления своей души, а общество производит дисциплинированных и послушных детей, больше заботящихся о соблюдении правил, чем прислушивающихся к шепоту своего сердца. И это трагедия как для общества, так и для индивидуума.

Но как насчет другой крайности? Как насчет того, чтобы оправдывать эмоции до такой степени, что они подчиняют себе и управляют вашей жизнью?

Вы очень хорошо можете наблюдать в себе, существуют ли эмоции, которые вы лелеете и считаете истинными (вместо того, чем они в действительности являются – «взрывами непонимания»). Это эмоции, с которыми вы ассоциируете себя. Парадокс в том, что достаточно часто это эмоции, от которых вы больше всего страдаете. Например: состояние жертвы («Я не могу сделать это», «Я не могу этому помочь»), превосходство («Я позабочусь об этом». «Я займусь этим»), грусть, страх, беспокойство и т.д. Все это болезненные эмоции, но на другом уровне они дают вам что-то особенное, что заставляет вас удерживать их.

Возьмите для примера «чувство жертвы». Этот паттерн имеет свои преимущества. Он может дать вам ощущение безопасности. Он освобождает вас от определенных обязательств и ответственности. «Я не могу помочь этому». Это темный угол, в котором вы сидите, но он кажется безопасным.

Опасность самоотождествления или ‘слияния’ с таким паттерном в течение долгого времени состоит в том, что вы теряете контакт с вашей собственной истинной свободой, вашим самым внутренним божественным ядром.

На вашем жизненном пути могут случаться вещи, оправданно вызывающие эмоции гнева и негодования. Это может случаться в юности, в более поздние годы и даже в старости. Очень важно относиться к этим эмоциям сознательно, осознавать гнев, печаль и другие интенсивно заряженные энергии внутри вас. Но в определенный момент вам нужно взять на себе ответственность за ваши эмоции, поскольку они определяют ваши реакции на внешние события.