Одаренный ребенок. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития ребенка Имеет внутренние предпосылки


Отличительные особенности одаренных детей 1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления. 2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность. 3. Испытывают радость от умственного труда.


КАТЕГОРИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства. 3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.


Проблемы: 1. Разработка программ обучения для интеллектуально одарённых детей. 2. Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребёнка. 3. Формы и методы работы с одарёнными детьми. присущие одарённому ребёнку. 4. Методы, способы выявления и обнаружения одарённых детей.


Ц ЕЛЬ: - Развивать у обучающихся интерес к исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.. Создать условия для оптимального развития одаренных детей Задачи: - выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету; - использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии, биологии, экологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.


Принципы работы с одаренными детьми 1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка). 2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. 4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружок. 5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися. 6. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.











Формы мероприятий Темы Сроки проведения Результаты Участие Призовое место Урочные и внеурочные мероприятия Участие в районных предметных олимпиадах олимпиада по географии, биологии, 1 раз в год ноябрь Участие в конкурсе «Молодежный географический чемпионат». По географии 1 раз в год октябрь Участие в школьных предметных олимпиадах олимпиада по географии, биологии, экологии 1 раз в год ноябрь Участие в Интеллектуально- личностном марафоне. задания на выявление знаний по предметам Участие в конкурсе « Молодежный биологический чемпионат» По биологии 1 раз в год ноябрь Участие в научно- практических конференциях школьного уровня По предметам география, биология Сентябрь, май Конкурсы школьного уровняВ течении года План индивидуальной работы с детьми




Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.


Признаки одаренности

  • Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.



Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

  • Наличие специфических стратегий деятельности.

  • Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

  • Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.

  • Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.


Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками :

  • Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

  • Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

  • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

  • Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

  • Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.



Основные виды деятельности

  • практическая,

  • теоретическая (познавательная),

  • художественно-эстетическая,

  • коммуникативная,

  • духовно-ценностная.


  • сенсомоторный

  • пространственно-визуальный

  • понятийно-логический


Виды одаренности по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы психики»


Виды одаренности по критерию “степень сформированности одаренности”

  • Актуальная одаренность

  • психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.


Виды одаренности в соответствии с критерием«форма проявления»

  • проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.




Общая одаренность

    Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.


Специальная одаренность

  • Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).



Виды одаренности по критерию «уровень достижений ребенка»

  • Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере. Однако дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами.

  • Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности.

  • Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой.



ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ


Принципы выявления одаренных детей:

  • 1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

  • 2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

  • 3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

  • 4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т. п.;

  • 5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

  • 6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

  • 7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.




  • а) систему дошкольных образовательных учреждений;

  • б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;

  • в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

  • г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (в том числе лицеев, гимназий, нетиповых образовательных учреждений высшей категории и т. п.) и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.


Формы обучения детей в системе дополнительного образования


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Модель работы с одарёнными детьми Составила учитель начальных классов Баева Наталья Оскаровна

2 слайд

Описание слайда:

«…Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».

3 слайд

Описание слайда:

Это важно знать Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети. Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети. В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким.

4 слайд

Описание слайда:

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

5 слайд

Описание слайда:

Виды одаренности Психологи выделяют несколько видов одаренности: академическую (способность к обучению в широком смысле слова), интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое), психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства), художественную и лидерскую. Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему, - обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу

6 слайд

Описание слайда:

Актуальность на уровне ОУ Раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей – одна из главных проблем совершенствования системы образования. Необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности обучающихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.

7 слайд

Описание слайда:

Цели: Определение стратегии педагогического взаимодействия в работе с одаренными детьми. Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях ОУ. Создание условий и равных возможностей для развития интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей.

8 слайд

Описание слайда:

Задачи: Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей. Создание условий для развития разносторонней одаренности: кадровых, материально-технических, разработка нормативно-правового обеспечения. Разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования труда обучающихся и педагогов.

9 слайд

Описание слайда:

Подходы и механизмы работы с одаренными детьми К числу стратегий, основных ценностно-целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, можно отнести следующие: выявление и развитие потенциальных возможностей; активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка; преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей; поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.

10 слайд

Описание слайда:

Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся Ускорение обучения (раннее поступление в школу, институт, «перепрыгивание» через класс, частные школы и др.). Углубление обучения (школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и др.) Обогащение обучения (научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.) Проблематизация обучения (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)

11 слайд

Описание слайда:

Наиболее известные подходы к развитию одаренных детей изменения в содержании образования (изменения в учебной программе и учебном материале) и технологиях работы с ним; изменения в организации учебной, познавательной деятельности; развитие личностных особенностей; преодоление личностных проблем одаренных.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Формы и методы организации работы с одаренными детьми Организация работы творческих лабораторий и клубов для одаренных детей по предметам; Элективные и специальные курсы Занятия в профильных классах Индивидуальная работа с интеллектуально и творчески одаренными детьми Интеллектуальные марафоны Участие в олимпиадах, конкурсах и интеллектуальных играх различного уровня; Предметные недели (декады). Развитие системы дополнительного образования: кружки, секции, объединения. Ученические научно-практические конференции Организация и работа профильных классов

Принцип детерминизма является общенаучным принципом научного познания и объясняет зависимость любого явления от производящих его фактов (от лат. determinare - определять). Согласно принципу детерминизма все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены закономерным образом. Его понимание существенным образом изменялось с развитием психологической науки. Этот принцип не исчерпывается простой причинностью. Предполагается, что изучаемый феномен обусловлен взаимодействием «доступных эмпирическому контролю факторов» . Является приоритетным принципом научного познания. Принцип детерминизма взаимосвязан с принципами развития и системности.

Нельзя отдельно рассматривать причинность для мира внешнего и мира внутреннего; причинность задана единой общей детерминацией.

С. Л. Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма в психологической науке: «Эффект воздействия одного явления на другое зависит не только от характера самого воздействия, но и от природы того явления, на которое это воздействие оказано». «Внешние причины действуют через систему внутренних условий», среда обусловливает психические явления опосредованно, преломляясь через личностные и познавательные свойства субъекта. По С. Л. Рубинштейну, личность выступает как единая целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Преломление внешнего через внутреннее предполагает опосредствование внешних воздействий всей историей развития личности. Возможности человека определять своё будущее связаны с развитием предшествующих этапов его жизни, каждый из которых ранее был будущим.

То есть детерминизм включает в себя историзм. Причина, порождающая следствие как изменения в объекте, даёт разные эффекты в зависимости от внутренних условий. Природа объекта, его состояние изменяет её влияние. Важно также, что суммарный эффект действия разных причин не аддитивен, общее следствие не равно сумме отдельных следствий. Возникают также обратные причинно-следственные отношения.

Среда обусловливает психические явления опосредованно, преломляясь через личностные свойства субъекта. Для того, чтобы говорить о влиянии внешних факторов, необходимо знать внутренние. Состояние выученной беспомощности возникает под воздействием травмирующих событий у тех людей, кто имеет внутренние предпосылки (пессимистический атрибутивный стиль, высокую тревожность, низкую самооценку, внешний локус контроля и т. д., то есть совокупность устойчивых характеристик, которая в настоящем исследовании обозначена как личностная беспомощность и в работе детально исследуются именно эти предпосылки), которые, в свою очередь, обусловлены всей историей жизни человека, его опытом взаимодействия с миром. Эти внутренние предпосылки на более раннем этапе формировались во взаимодействии с семьёй и наличием или отсутствием опыта травмирующих событий.

Реструктуризация предприятий имеет внутренние и внешние предпосылки.
Внешние требования реструктуризации следуют из необходимости развития экономики на основе роста ее конкурентоспособности, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.
Основой конкурентоспособной экономики является конкурентоспособность ее предприятий, осуществляющих успешный бизнес. Конкурентоспособность экономики - это, во-первых, качество и конкурентоспособность отечественной продукции и, во-вторых, активизация экспорта.
Главными составляющими, обеспечивающими конкурентоспособность предприятий, являются:
качество продукции и услуг;
стратегия маркетинга и сбыта;
квалификация персонала;
технологический уровень производства;
налоговая среда, в которой действует предприятие;
доступность источников финансирования.
Основные проблемы, возникающие перед отечественными предприятиями, осознающими необходимость реструктуризации, - это проблемы законодательного регулирования реструктуризации, инвестиций, государственной поддержки.
В качестве внутренних аспектов реструктуризации рассматриваются интересы различных участников и заинтересованных лиц.
Практика реструктуризационных проектов показывает, что процесс реорганизации неизбежно затрагивает интересы ряда групп, тем или иным образом связанных с предприятием. Если цели и методы реструктуризации нарушают интересы данных групп, то противодействие последних ведет к провалу реструктуризации. В числе таких групп на разных предприятиях могут оказаться:
собственники предприятия;
высшее руководство предприятия;
криминальные элементы;
профсоюзы рабочих предприятия;
региональная администрация.
Основная причина неудач реструктуризации заключается в отсутствии реальной опоры среди большинства заинтересованных групп. Однако сами эти группы могут согласовать свои интересы. Но все компромиссы между ними будут решаться за счет интересов самого предприятия - оно рассматривается ими только как предмет их интересов, но не как носитель своих собственных.
Предприятие должно рассматриваться как живой организм, имеющий свои интересы. Для нейтрализации сталкивающихся разнородных интересов различных заинтересованных групп необходимы:
сильная государственная власть и политическая воля, поддерживающие единые правила игры для всех без исключения;
совершенствование налоговой системы - для стимулирования эффективного и честного хозяйствования;
наличие сильной правоохранительной системы - для нейтрализации криминальных групп;
совершенствование правового механизма - для ограждения экономической (и судебной) сферы от политического влияния;
либерализация сферы трудовых отношений и опять же сильная власть - для недопущения социального шантажа.

Еще по теме 1.3. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ:

  1. Чапкина Елена Геннадьевна. Особенности реструктуризации российских банков на современном этапе реформирования банковской системы. 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит. Диссертация па соискание учёной степени кандидата экономических наук. Москва - 2004, 2004
  2. Глава 1. Особенности реструктуризации макро- и микроуровней банковской системы РФ
  3. 1.1. Предпосылки и результаты реструктуризации банковской системы в РФ
  4. 1.2. Изменение отношений собственности в процессах реструктуризации банковской системы России
  5. 1.3. Основные различия в процессах реструктуризации макро- и микроуровней банковской системы