Может ли компьютер заменить учителя. Смогут ли компьютеры заменить учителей (сочинение)

"Робот сочинит симфонию? Робот превратит кусок холста в шедевр искусства?" (с)
Вместо эпиграфа

В последние годы у нас в моду входит квазидистанционное обучение с использованием современных информационных технологий. Приставку "квази" я здесь добавил не случайно; дистанционное обучение - прекрасная штука, когда физический контакт между преподавателем и студентом технически невозможен. В данном же случае речь идет о введении приемов дистанционного обучения в ситуации, когда преподаватель и студент вполне могут (и должны) оказаться в одной аудитории.

Пример - в одном техническом вузе, где преподает один мой старинный друг, занятия по истории полностью перевели в дистанционный формат. Студенты читают загруженные в сеть тексты лекций и решают тесты. Функции преподавателя минимальны. Другое набирающее популярность направление (правда, в силу дороговизны воплощается оно в жизнь в России весьма медленно) - создание видеокурсов, которые загружаются в Интернет и заменяют обычные лекции в аудитории.

Отношение к этим нововведениям в преподавательской среде неоднозначное. Одни приветствуют их, другие относятся равнодушно, третьи (и их большинство) глухо выражают недовольство. Аргумент этих третьих прост: дистанционное обучение убивает коммуникацию между преподавателем и студентом, которая и есть самое главное в вузе! Лишь немногие из них признаются: на самом деле, беспокоятся они в глубине души в первую очередь о своих ставках. Ведь чем больше работы будет выполнять компьютер, тем меньше окажется потребность в преподавателях.

Как я лично отношусь к введению подобных методов? Так же, как к кухонным ножам. Кухонным ножом можно нарезать колбасу, а можно отхватить себе палец. Зависит от того, как им пользоваться. Итак, давайте в первую очередь посмотрим на "плюсы" и "минусы" замены очного обучения дистанционным.

На всякий случай уточню: да, я веду речь именно о замене , а не о дополнении (против которого трудно что-либо возразить). На практике этот выглядит как замена лекций в аудитории комбинацией видео- и текстовых материалов, замена семинарских занятий выполнением заданий за компьютером (при этом компьютерная программа самостоятельно реагирует на действия студента), наконец, текущая и промежуточная аттестация в форме выполнения заданий, позволяющих проводить автоматическую проверку компьютером.

1. Очевидная экономия финансов на преподавательских ставках. Тут даже обсуждать нечего. Теоретически благодаря дистанционным методам вместо 100 преподавателей с зарплатой в 30 тысяч рублей можно оставить 30 преподавателей с зарплатой 100 тысяч, которым этой зарплаты хватит для того, чтобы действительно заниматься наукой, а не бегать по приработкам. Как быть с теми, кто "не вписался" - проблема социальная, к высшему образованию как таковому отношения не имеющая.

2. Удобство для обучающегося. Нет жесткого графика, невозможно проболеть лекцию, проще совмещать работу с учебой. Мне могут возразить, что необходимость посещения занятий дисциплинирует - что же, самодисциплине тоже надо учиться.

3. Исключение фактора "плохого преподавателя" - то есть ситуации, когда преподаватель регулярно опаздывает, отменяет занятия, травит байки, оценивает как бог на душу положит. Предполагается, что разработчик курса - действительно высококвалифицированный профессионал.

1. Как я уже писал, любые курсы надо постоянно совершенствовать. Я очень редко читаю два года подряд один и тот же материал без дополнений, и никогда - три года подряд. Готовы ли вузы заново делать, например, качественный видеокурс ежегодно? Нет, потому что это получится слишком затратно. Легче уж допустить меня до студентов. Поэтому однажды сделанный видеокурс будет оставаться без изменений долгие годы. Если он будет сделан хорошо - его будут называть "классическим", если нет - сами понимаете. Переделать его через два года шансов не будет никаких. Выходит, что видеокурс с сопровождающими его текстовыми материалами - это хорошая альтернатива учебнику, а не лекциям.

2. Как ни крути, а индивидуальный подход к обучающимся необходим. Даже тот условно индивидуальный, который получается при работе в группах по 20 человек. Опять же, когда у меня идут в параллель три семинарские группы по одному и тому же предмету, очень редко получаются два идентичных семинара по одной и той же теме. Одни все схватывают на лету и хотят получить как можно больше, другим надо долго разжевывать основы.
Говорят, можно придумать хитрые алгоритмы, которые будут учитывать индивидуальные качества каждого обучающегося и адаптировать материал под его способности и особенности. Наверное, это так. Более того, в идеале индивидуальный подход к каждому студенту гораздо эффективнее, чем условно-индивидуальный подход к группе. Но подумайте вот над чем: все эти алгоритмы с множеством дополнительных вариантов кому-то придется заводить в компьютер. Получается, что объем работы возрастает в разы. Там, где опытный преподаватель быстро поймет, как лучше объяснить тот или иной материал, компьютер вынужден будет обращаться к вариантам, хранящимся в его памяти. Там, где человек проявит творческое воображение и найдет новый способ объяснить, машина этого не сделает. Соответственно, качество адаптации системы к индивидуальному студенту будет тем выше, чем больше вариантов будет изначально в нее заложено. И вот тут мы снова сталкиваемся с вопросом стоимости всего этого счастья.
Мне могут возразить, что стоимость не так важна. В конечном счете, можно делать все не на уровне конкретного вуза. Можно собрать большой коллектив, ухнуть кучу денег и сделать великолепный учебный модуль - один для всей страны. Это все равно получится дешевле, чем платить тысячам преподавателей в сотнях вузов. Тоже верно, но что мы получим в итоге? Один-единственный "канонический" вариант, который будет перерабатываться раз в десять лет (см. п. 1)? Стратегия, во-первых, крайне рискованная (как показывает практика, косяки в таких грандиозных проектах практически неизбежны), во-вторых, на корню убивающая возможность развития педагогических методик путем одновременного творческого поиска множества реально работающих преподавателей.

3. Если речь идет о подготовке не просто "квалифицированного потребителя" (с) или человека, которому нужно применять уже придуманные кем-то решения, а о формировании исследователя, способного решать нестандартные задачи, огромное значение приобретает личный пример преподавателя. Именно контакт с умными, творческими людьми играет в подготовке студентов огромную роль. Контакт с компьютером этого не заменит. Компьютерная программа может научить, но не может мотивировать.

4. Компьютерная программа будет испытывать большие сложности и с оценкой студенческих работ. Даже в том случае, если речь идет о точных науках. Программа сможет проверить правильность ответа - но не в состоянии оценить красоту решения. До сих пор помню, как в школе меня хвалили за то, что я в три действия решил задачу, которую учебник предлагал решать в девять. С точки зрения компьютерной программы никакой разницы нет. И это в лучшем случае; в худшем она будет настаивать на том, что, хотя ответ сошелся, правильное решение - в девять строчек, а не в три. Что уж говорить о ситуации, когда речь идет о гуманитарных дисциплинах, оптимальная форма студенческой работы - это текст, который должен оцениваться по множеству параметров и служить основанием для оценки сильных и слабых качеств студента.

Что же получается в итоге? Получается достаточно сложная картина. Конечный результат во многом зависит от того, какого специалиста мы планируем получить на выходе.

Если речь идет об обучении некому набору навыков, которыми обучающийся должен овладеть как можно лучше, не пытаясь создавать ничего нового самостоятельно, компьютеризация, действительно, может принести хороший результат. Однако и в этом случае обращаться с дистанционными методами обучения нужно крайне аккуратно.

Если речь идет о подготовке исследователей, людей, призванных создавать нечто новое, то полный перевод обучения в виртуальное пространство принесет больше проблем, чем выгод. Тем более если мы будем рассуждать не с точки зрения идеальной теории, а с точки зрения российских реалий, где все косяки, которые можно и нельзя допустить, будут допущены. Видеокурсы могут служить очень полезным и нужным дополнением, но не заменой лекций в аудитории. Всевозможные задачи и тесты могут дополнять, но не заменять семинарские занятия.

Михаил Кушнир

Может ли робот заменить учителя?

– по должности?

– по субъективной оценке в жизни ученика?

– по соучастию в образовательном процессе?

Пока нельзя точно обозначить объект замены, нельзя определить возможность этой замены.

Развитие дистанционных образовательных технологий и электронного обучения привело к осознанию множественности функций, которые традиционно ассоциировались с учителем. Это стало ясно, когда первые опыты с дистанционным обучением провели по тем же сценариям, по которым привыкли работать очно. Оказалось, что почти ничего не получается. Это не мешает многим повторять ту же логику вновь и вновь, но нас это не должно удивлять. Вспомните анекдот, известный с детских времен: «Только бледнолицый мог дважды наступить на грабли». Он остается актуальным.

Многие помнят двух-трехлетней давности эпитафии университетам в связи с первыми массовыми курсами MOOC. Однако сейчас стало ясно, что не все так просто, а весть об их кончине сильно преувеличена.

Стало очевидно, что в работе учителя есть несколько совершенно разных слоев деятельности. Их обсуждали и ранее в рамках методических задач, но считали неотчуждаемыми от учителя. И только с развитием ИТ стало ясно, что не все нужно совмещать в учителе.

Цифровизация показала, что на технику можно переложить проверку выполнения некоторых формальных заданий. С появлением сети туда ушли тексты в самых разных форматах. Я под текстом понимаю не только массивы букв, но и любой информационный материал, пригодный для самостоятельного освоения. Причем текст стал нелинейным – гипертекстом, обладающим возможностью свободных переходов между разными частями одного текста и/или разными текстами.

Еще в конце 80-х годов я с учениками начинал разработку электронного задачника. Затея не удалась по организационно-психологическим причинам, но это демонстрирует возможность еще на заре информатизации школы представить такой продукт.

Сегодня практически всем очевидно, что функция источника информации от учителя ушла безвозвратно – никто не в состоянии конкурировать с доступным всем и динамично меняющимся потоком информации. А вот к новой задаче – научить фильтровать этот поток, добывать из него достоверное и важное – готов совсем не каждый современный учитель.

Важное значение для ученика имеет внимание учителя к его проблемам, умение и желание помочь ученику в понимании проблем и успешном прохождении их. Далеко не каждый учитель далеко не каждому ученику хочет и может уделить для этого внимание. Грустно, обидно, но факт. А проблемы могут быть разные. Наиболее типична проблема отставания. На ее фоне не до проблемы опережения, скуки. Некоторые учителя уделяют внимание сильным ученикам, дают им специальные задания, но их возможности для реальной поддержки ограничены объективно.

Другой стороной учительской поддержки является обратная связь – оценка учителем работы ученика, поддержание позитивного настроя, борьба с леностью. Вал публикаций о проблеме школьных отметок/оценок с советских времен до сих пор недвусмысленно говорит о том, что проблема есть и что она довольно острая. Большинство учителей грешит субъективностью. Когда применяются формализованные системы рубрицированных оценок, остро встает проблема формализации, потери смысла обратной связи.

Современные адаптивные информационные системы могут гораздо лучше педагога отслеживать текущую активность ученика и предлагать ему адекватные задачи по сложности, по уровню его развития. Они могут давать оперативную и конкретную обратную связь по результатам заданий.

Быстро растет уровень интеллектуальной сложности задач, которые может решать искусственный интеллект. Проще всего искусственному интеллекту даются формальные задачи. Традиционная школа с традиционной программой очень формальна. Если мы не будем менять подходы к организации образования, то и думать не надо – робот вытеснит учителя.

Если учителем считать должностную единицу, призванную «передать знания» ученику в некотором стандартном объеме и отработать навык решения типовых задач по программе, то робот вполне сможет с этим справиться, причем лучше человека. Как минимум потому, что он это сделает максимально адаптивно к ученику в любое удобное для него время.

Если же формы, методы, содержание образования будут динамично меняться вслед за прогрессом и обществом, то перед системой образования будут постоянно вставать новые задачи, которые без адекватного и современного учителя не решить. Но:

– состав задач учителя будет другой, причем он тоже, скорее всего, будет меняться;

– списочный состав ролевых функций сотрудников, занятых в образовании, будет другой (учитель – один из них, а может, даже и не учителем он будет называться);

– часть функций обучения и организации образовательного процесса ляжет на плечи роботов.

Логика развития информационных технологий, искусственного интеллекта в том, чтобы высвобождать человека для все более сложных и нестандартных интеллектуальных задач. Нет смысла отбирать у робота ту часть задач, с которой он справляется более эффективно.

Зато ключевая проблема в образовании – мотивация – решается исключительно в социальном поле на примере других людей. Здорово, когда мотивация растет из семьи, – и это наиболее мотивированные к обучению дети. Но у многих детей в семье такой мотивации нет. Если не учитель, то кто?

«Цифровизация российской школы».

Что нам несет грядущая цифровая модернизация школ? Какие проблемы она может решить? Это ведь не просто погоня за модой. Есть проблемы, которые российские специалисты и чиновники, отвечающие за образование, хотят решить с помощью цифровизации. Эти проблемы для начала необходимо описать.

Первая проблема – нехватка квалифицированных педагогов в провинции, откуда кадры вымываются с ужасающей быстротой. Так происходит во многом потому, что государство перестало быть в полной мере государством. Это вообще отдельная тема, как уже давно не единая страна разобщает и разъединяет людей, создавая страты в том числе и по регионам. Пока зафиксируем первую проблему: в глубинке не хватает педагогов.

Вторая проблема – разный уровень учеников, разные способности, разная динамика интеллектуального развития детей. Да, есть возрастные особенности, но есть и индивидуальные. Кто-то из учеников явно опережает свой возраст и готов воспринимать сложные вещи, а кто-то отстает в развитии, не до патологии, но до сложностей в освоении школьной программы.

Дети были разными всегда. Хуже или лучше, но с этим в нашей стране справлялись. Естественно-научные кадры, подготовленные в СССР, не уступали выпускникам лучших научных и инженерных школ Запада. А те, кто не занимался наукой, в большинстве обладали целостной научной-обоснованной картиной мира. Я хочу сказать, что обычная российская школа, унаследовавшая советские методики преподавания, вполне способна решать проблему разного уровня учеников. Была способна.

То есть, по большому счету, главный вопрос в том, что не хватает хороших учителей на всех. И если в крупных городах и особенно в Москве эта нехватка не ощущается, то в провинции ситуация, мягко говоря, плохая. Эффективный менеджмент нашего государства просто не способен не только решить, но даже поставить задачу подготовки большого количества грамотных педагогов. А ракеты строить надо. Врагов кругом пруд пруди, и они не воображаемые, а вполне реальные. Так что же делать?

Может ли заменить учителя книга? До сих пор не могла. Без книги учебный процесс невозможен, но без педагога тоже. Ну то книга. Чиновники от образования полагают, что то, что не дано книге, дано компьютеру. Представьте себе, ученики сидят и читают учебники разной степени сложности. У каждого учебник согласно его способностям. А учитель ходит между рядами и ждет вопросов, если что детям не понятно. И если вопросы есть, объясняет трудные места. Дальше ребенок опять читает книгу. Будет ли такой учебный процесс эффективней, чем непосредственная работа учителя с классом?

Меняем книгу на компьютер с видеолекциями разной степени сложности для учеников с разным уровнем способностей. А такой процесс эффективней? Почему замена книги на видеолекции должно работать лучше? Больше наглядного материала? Так в книге тоже могут быть иллюстрации. Да, движущаяся картинка сильнее привлекает внимание, чем статичная. Но давайте признаемся себе честно, наш опыт получения образования подсказывает, что качественного скачка при замене книги на компьютер не произойдет. Были ведь телевизионные лекции, были обучающие программы на советском телевидении. Кто-то стал благодаря им ученым?

Полагаться на собственный опыт можно только, когда нет глубоких знаний предмета. Хотелось бы ознакомиться с результатами исследований, которые подтверждают, что модель процесса обучения с видеолекциями и педагогом «на подхвате» может быть очень эффективной. Если подобные результаты есть, неплохо было бы поборникам цифровизации образования их предъявить.

Человеку свойственно ошибаться, роботу – нет. Он работает согласно заложенной в него программе. Если программа отлажена и продумана, то количество ошибок робота сборщика электронной техники, например, в десятки раз меньше ошибок человека. Точные и повторяющиеся операции доверяют роботам. Поборники цифровизации образования видят в качестве идеального учителя именно робота. Пусть без рук и ног, хотя если вдруг обнаружится, что телесные наказания в ходе обучения незаменимы, то ноги можно потом приделать. Программа на компьютере будет не только проговаривать видеолекцию, но следить с помощью разных тестов, как ученик усвоил материал. В зависимости от этого программа будет корректировать дальнейший процесс обучения. Каждого учителя этому надо научить. Робота же один раз научил всем премудростям педагогической работы, а потом штампуй. И тогда на повестке дня стоит вопрос, а зачем учить именно человека? Но это вопрос фантастической антиутопии, и здесь его ставить не будем.

Но пока это еще, надеюсь, далекие от реализации мечты, в которые, тем не менее, верят и о которых активно говорят. Я очень сомневаюсь, что человека в процессе обучения можно заменить роботом. Дело в возражениях педагогов, которые я услышал, когда обсуждал проблему цифровизации, описывая, как умные программы будут подбирать материал согласно скорости усвоения и будут взаимодействовать с учеником. Мне возразили, что в ходе объяснения материала учитель видит глаза детей, реагирует на то, как они усваивают урок. Это убирать нельзя. Разве робот может научиться смотреть в глаза детей человеческим взглядом?

Когда глаза ребенка встречаются со взглядом педагога – это и общение, и обучение. Есть ли у кого-нибудь сомнение, что такое взаимодействие никакой робот заменить не сможет?

Цифровизация в той части, в какой она дает учителю дополнительные иллюстративные возможности, не несет с собой ничего плохого. А вот замена хорошего педагога самой умной программой – антигуманная утопия. Но если речь идет о замене программой плохого или вовсе отсутствующего педагога? Хороших учителей хватает далеко не для всех школ. Некоторые школы испытывают недостаток и обычных педагогов. И эта ситуация будет усугубляться. Может ли в этом случае помочь робот? На мой взгляд, не больше, чем могла бы помочь книга.

Но это еще не всё. Цифровизация начнется с московских школ, но еще неизвестно, доберется ли она до глубинки. Почему? Реализация цифровой школы требует финансовых вливаний. Для того, чтобы финансовые потоки устремились в русскую провинцию, нужен жесточайший государственный контроль и серьезные усилия. А наше государство пока даже не может установить одинаковую зарплату бюджетникам за одинаковую работу.

Что в итоге? Вместо попытки решения с помощью цифровизации реальных образовательных проблем глубинки, московских школьников лишат общения с педагогами, заменив учителей компьютерами, от которых школьники и так уже редко отходят.

Юрий Попов, РВС.

И если обратить свой взор на такую ускоспециализированную прослойку, то мы склонны согласиться с тем, что этой профессии уже сейчас можно найти замену. Разумеется, с некоторыми оговорками.

Самый очевидный пример, который приходит в голову, — это репетиторы английского языка. Это дорогостоящее решение для тех, кто хочет быстро выучить язык или просто испытывает проблемы с его усвоением и готов за это немало платить.

Но если собрать волю в кулак, спрятать кошелек и провести исследования в Интернете, вполне можно добиться аналогичного эффекта, не прибегая к помощи почасового профессионала. Изучение материала, упражнения, контроль и даже игры и развлечения — все эти возможности вполне реально получить без помощи живого человека. Например, недавно президент Киргизии Алмазбек Атамбаев рассказал, что смог выучить английский язык с помощью мобильного приложения. Казалось бы, уж президент-то смог бы себе позволить целый взвод репетиторов, но он сделал выбор в пользу технологий и в итоге не прогадал.


Приложение, кстати, называется Puzzle English, доступно для iOS и Android и при должной усидчивости действительно может заменить репетитора английского. Во-первых, материалы там состоят не только из текстов, но и из видеолекций с участием дикторов. А перед началом обучения, как хороший репетитор, программа предложит вам пройти проверку знаний, чтобы установить, на какой стадии находится ваше изучение языка.


Главная фишка сервиса Puzzle English, доступного, кстати, и в виде веб-версии , состоит в том, что материал в нем изложен не только в классическом виде. Чтобы закреплять знания, вам будет предложено принять участие в составлении предложении-пазлов из разбросанных в произвольном порядке деталей. Еще одна приятная особенность — разбор текстов популярных песен и диалогов из культовых фильмов и сериалов. Такое изучение языка придется по душе каждому, и не каждый репетитор английского сможет такое предложить.


Ну и самое главное состоит в том, что президенту Киргизии при этом удалось здорово сэкономить. Приложение доступно по подписке, цена которой составляет менее 600 рублей в месяц. А так как желаемый результат был с успехом достигнут, то мы бы порекомендовали репетиторам английского языка действительно начинать думать о получении других профессий.


Ну а преподавателям, которые делятся с учениками своим жизненным опытом, формируют их мировоззрение и помогают им стать достойными членами нашего общества, точно пока не стоит волноваться. Если уж мы и доживем до технологической сингулярности, то учителя точно не станут ее первыми жертвами.

Все больше сфер жизнедеятельности человека перемещается в компьютер, и образование не отстает. Технологии XXI века позволяют современным школьникам не повторять подвиг Михаила Ломоносова и учиться, где и когда им удобно. В преддверии нового учебного года мы рассказываем о том, каким бывает дистанционное школьное образование в России и - самое главное - смог ли уже компьютер заменить учителя.

Новогодний праздник в детском развлекательном центре. Ведущий просит второклассников написать на листочках свои заказы Деду Морозу. Результат оправдывает ожидания: щенки и котята оттеснены на 3−4-е место, гораздо больше школьников мечтает о последней модели айфона (а самые хитрые сразу просят миллион долларов). Новое поколение точно знает, чего хочет, и не представляет себе жизни без современных технологий. Но когда они еще немного подрастут, научатся ценить то, что не принесет им ни один Дед Мороз. И это - время.

Российские школьники проводят 11 лет в школе. Это минимум шесть часов в день, а с учетом групп продленного дня, домашних заданий и дороги до школы получается гораздо больше. Если же приплюсовать время, потраченное на кружки, репетиторов и прочие дополнительные занятия, рабочий режим получается тяжелее, чем у многих взрослых. Естественным образом встает вопрос о том, можно ли потратить это время более эффективно. Здесь на помощь приходят технологии дистанционного обучения.

Первыми в интернет-школы переселились старшеклассники, почувствовав возможность сэкономить время для подготовки к поступлению в вузы. За ними последовали школьники-спортсмены и музыканты, которым часто не оставляют выбора постоянные гастроли и сборы. К ним присоединились дети с ограниченными возможностями или просто со слабым здоровьем. Наконец, дистанционное образование стало спасением для детей, эмигрировавших из России, которым нелегко сразу интегрироваться в новой среде или которым ближе российская система обучения. Более того, в последнее время постепенно набирают популярность дистанционное начальное образование и даже подготовка к школе, хотя у этих-то «клиентов», кажется, не должно быть проблем со временем. А это означает, что кроме экономии времени у онлайн-обучения есть и другие преимущества.

Как это бывает
Ситуаций, в которых люди выбирают дистанционное образование, много, и каждому нужно свое. Кто-то слушает отдельные лекции в дополнение к школьной программе, кто-то подтягивает «слабые» предметы, а кто-то целиком полагается на онлайн-школы. Интернет откликнулся на этот широкий спектр запросов соответствующим разнообразием форматов. Перед вами подборка разных способов получить полное или частичное образование в интернете.

1. Интересное понемногу

Онлайн-образование начинается уже с подготовки к школе и младших классов. Например, в «Академии Ментальной Арифметики» учат быстро считать, читать и удерживать внимание, а в Дистанционной школе «Artium» предлагают развивать дошкольников с помощью виртуальных научных лабораторий и арт-студии.

Для школьников средней и старшей школы (хотя иногда и младшей тоже), увлеченных теми или иными предметами, разработано множество дополнительных углубленных курсов. За редкими исключениями они бесплатны и общедоступны. Проект «Дети и наука» записывает видео с ведущими учителями Москвы на разные актуальные и непростые научные темы. Портал UniverTV.ru собирает лекции, обучающие видео, новости и просто тематические ролики во многих областях знания, включая школьную программу. За обучающими видео и текстами можно еще заглянуть в «Академию Салмана Хана» - огромный образовательный массив, выросший из простых схем, которые рисовал Хан, чтобы объяснить своей двоюродной сестре непонятные моменты школьных уроков. Большая часть материалов академии на английском, но силами волонтеров множество предметов уже переведены на русский язык и доступны для просмотра. Наконец, для любителей проектной работы открыта платформа «ГлобалЛаб», позволяющая как отдельным школьникам, так и целым классам участвовать в исследованиях разной степени научности.

2. В поддержку школьной программы

Для тех, кому оказывается недостаточно школьных уроков, чтобы усвоить базу, существуют ресурсы, дублирующие школьный материал. Они, как правило, лучше систематизированы, чем проекты дополнительного образования, но зато не бесплатны. Для старшеклассников это в основном программы подготовки к ЕГЭ - например, на сайте College.ru собраны плакаты, наглядные модели, конспекты и тесты, имитирующие реальный экзамен. Для школьников других классов это не только подготовка к тестированиям, но и закрепление базовой программы через видеолекции (на порталe Teachpro) или вебинары с преподавателями (Президентская школа). Иногда используется метод «перевернутого класса»: школьники самостоятельно изучают теорию и примеры заданий, и только после этого на вебинаре преподаватель разбирает с ними возникшие сложности - так, например, работает обучение в школе «Знаника».

3. Сайты-тренажеры

Помимо сайтов, обеспечивающих школьников дополнительными знаниями и предоставляющих возможность общения с педагогами, появляется немало игровых и тестовых порталов для тренировки и отработки навыков. При этом их можно использовать в разных форматах: ребенок может тренироваться самостоятельно по вечерам или учитель может рекомендовать тот или иной сайт для дополнительных занятий всему классу. В то же время учитель сам может пользоваться этими сайтами во время урока для отработки материала или для автоматической генерации проверочных работ.

Разнообразие подобных порталов велико. Все начинается с игровых сайтов для дошкольников: «Дети Онлайн» - собрание игр, песен, сказок, развивающих уроков; poskladam.ru представляет свою методику обучения чтению; «Русский язык для наших детей» (проект Института русского языка им. А.С. Пушкина) предлагает учебные материалы по русскому языку, в том числе и для детей-билингвов.

Школьников постарше ждут более серьезные сайты, где им предстоит обучаться, решая последовательность задач, составленную методистами. Иногда она может сопровождаться теорией. Среди таких порталов - «Учи.ру», «Меташкола» и LogicLike. Их особенность в том, что сами по себе задачи представляют уникальную методику, которая пошагово приводит ученика к пониманию материала. Роль учителя заранее сыграл методист, разработавший систему заданий. В качестве дополнительных стимулов такие сайты часто строят внутренний рейтинг учеников, чтобы каждый мог оценить свой собственный прогресс и уровень по отношению к другим.

Кроме того, одним из видов обучения могут стать олимпиады. Сейчас их проводит практически каждый обучающий портал (в том числе и большинство вышеперечисленных). С одной стороны, они мотивируют школьника прикладывать усилия к решению трудных заданий, так как в итоге его могут ждать призы и сертификаты (и для некоторых сайтов это становится основной функцией, например для портала Prodlenka). С другой стороны, в приложении к олимпиадам часто дается разбор ошибок или возможных решений задачи, что делает их важным инструментом обучения.

Наконец, существует множество сайтов, работающих как генераторы заданий. В основном они ориентированы на ГИА и ЕГЭ и представляют собой базы данных по заданиям прошлых лет, из которых они случайным образом генерируют новые варианты. Среди них стоит отметить набирающий популярность портал «ЯКласс» - образовательный проект Сколково. Это масштабный тренажер для школьников разных возрастов, который хранит не конкретные примеры, а их шаблоны. С использованием технологии Genexis сайт каждый раз генерирует задание заново, подставляя в шаблон случайные (или ограниченные каким-либо параметром) данные. Эта система удобна не только для школьников, которым не приходится больше тренироваться на ограниченном наборе задач, так и для учителей, которые могут создавать с помощью «ЯКласса» контрольные с уникальными вариантами для каждого ученика.

4. Школа в мониторе

И, конечно же, растет разнообразие возможностей полноценного дистанционного образования. Интернет-школы обычно являются филиалом государственных школ или приписаны к ним, поэтому имеют право выдавать аттестат об обучении. В этом смысле заочное образование не отличается от очного. Что касается технологий обучения, они во всех школах примерно одинаковы: теория в виде учебника или видеоматериала (анимация или лекция преподавателя), домашние задания, которые проверяет индивидуальный учитель, рубежные тесты контроля знаний. Это позволяет работать не только со школьниками на домашнем обучении, но также с детскими домами (проект «РОСТ») и больницами (проект «Учим-знаем» на платформе Мобильной Электронной Школы). Более тонкие различия касаются деталей: обучение построено на вебинарах с большим количество участников (онлайн-школа «Алгоритм») или школьник работает с записью семинара самостоятельно (что удобно, если ученики находятся в разных часовых поясах, как в Центре Интенсивных Технологий Образования).

Отличаться может и тщательность контроля знаний. Для усидчивых учеников, которые способны освоить программу самостоятельно, или тех, кто предпочитает не тратить на нее много сил и времени, существуют более формальные школы (например, «Обучение в диалоге»), когда достаточно регулярно сдавать проверочные работы. Тем же, кто заинтересован в подробном и тщательном обучении с постоянным контролем, может подойти школа InternetUrok. Освоение каждой темы в ней состоит из шести этапов: просмотр видеоурока или чтение конспекта, изучение соответствующих параграфов из школьных учебников, отработка материала на тестах-тренажерах, вебинар с учителем, дополняющий базовую информацию, выполнение домашнего задания и, наконец, оценка и разбор домашнего задания с учителем.

Кроме этого, несмотря на то что все онлайн-школы соответствуют государственным стандартам, каждая по-своему ставит акценты в процессе обучения. Дистанционная школа School-inter делает ставку на легкое и игровое обучение, международная «Школа завтрашнего дня» предлагает совместную программу с американской школой из Флориды, а экстернат «Фоксфорда» ориентирован на мотивированных и целеустремленных учеников и их подготовку к олимпиадам и поступлению в ведущие вузы России.

Чему учит компьютер
Несмотря на устоявшуюся систему образования, кажется, что можно учиться еще эффективнее. И новые технологии постоянно предлагают новые возможности. Уже сейчас онлайн-курсы позволяют видеть и слышать учителя лучше, чем в школьном классе, а после изобретения виртуальной доски дистанционное общение с учителем перестало отличаться от реального. Во многих школах используют технологию «живой книги»: учитель может постоянно обновлять материал урока, добавляя туда любые виды контента (тексты, схемы, анимацию, видео, аудио, ссылки на другие сайты). С помощью системы Moodle координаторы учебных программ могут отслеживать выполнение заданий и распределять их между учениками. То есть технологии дистанционного обучения уже способны воссоздать полноценную школу в интернет-пространстве. Теперь возникает вопрос: можем ли мы сделать онлайн-образование принципиально более эффективным, чем реальное?

Ключевое отличие дистанционного образования от обычной школы в том, что оно индивидуально. Каждый школьник учится тогда и так, как ему удобно. Следующий этап - научиться подбирать сами принципы обучения под конкретные особенности ученика. В результате выстраивается индивидуальная образовательная траектория. Среди российских учебных порталов активнее всего это направление развивают создатели сайта Учи.ру. Мы поговорили с PR-директором проекта Георгием Слугиным о том, как работает персонализация обучения.

Сайт «Учи.ру» создавался не как альтернатива школе, а как дополнение к ней. Он предназначен для закрепления базовых навыков и знаний, полученных от учителя. Основная его цель - ликвидировать пробелы, которые часто возникают у детей, когда они по разным причинам недопоняли ту или иную тему. «Наш курс сделан не исключительно для гениев, - рассказывает Слугин. - У каждого ребенка есть потенциал к усвоению школьной математики. Но если в 1-4-м классе возникли эти пробелы, то дальше это как снежный ком, и потом уже в 5-7-м классе ребенок с математикой не хочет иметь ничего общего».

Каждый школьник работает с сайтом самостоятельно с первого класса. Ему предлагают пройти разные задания в порядке усложнения. По каждой теме последовательно возникают интерактивные задания попроще и потруднее, и без решения базовых задач доступ к сложным получить невозможно. «Когда мы хотим ребенка чему-то обучить, нам важно понять, что он научился, что он присвоил этот навык, а не просто правильно подобрал ответ», - объясняет Слугин. Система следит за количеством правильно решенных задач по теме - в случае ошибки ребенок должен повторить задание. И это первый этап подстройки под ученика: каждый имеет возможность учиться столько, сколько ему нужно, в своем темпе и с новым количеством повторений. Если оказывается, что школьник решает задания быстро и без ошибок, то система догадывается, что перед ней «отличник», и легкие задачи можно пропустить, перейдя сразу на сложные. Таким образом система старается сохранять интерес сильных учеников, чтобы они не уставали от однотипных «слишком легких» заданий. Но стоит этому «отличнику» ошибиться, как его привилегии исчезают, и он продолжает проходить задания на общих основаниях. Получается, что система заменяет учителя не только в проверке решений, но и реагирует вместо него на скорость обучения школьника.

Если же ученик с заданиями справляется плохо, то тактика программы другая. Система не выдает правильных ответов, но дает подсказки, предлагает решить задачу с самого начала поэтапно. Получается, что здесь роль учителя заранее выполнили методисты сайта, которые при разработке заданий прописали сценарии ошибок и работы над ними. Но если и с учетом подсказок решение оказывается сложным и школьник продолжает давать неправильные ответы, то система заключает, что он устал или не готов думать. В таком случае ему рекомендуют другой урок (например, геометрию вместо арифметики) или вообще «отправят гулять» - выведут с сайта и предложат вернуться к учебе попозже.

Чтобы обучить систему отслеживать действия ученика и принимать решения, требуется серьезная работа программистов. «Это уже анализ больших данных, - говорит Слугин. - У нас в системе больше миллиона активных учеников. Все эти карточки прорешены много миллионов раз. И в будущем мы можем в зависимости от времени, количества ошибок и уровня подготовки строить индивидуальную траекторию еще более точно». Если представить себе, на что еще может обращать внимание система, рисуются совершенно удивительные картины. «У современных устройств есть камера, микрофон, если они включены, можно понимать уровень освещенности и шума в помещении, если работает геолокация - то время и даже погоду за окном. И там могут быть интересные вещи. Например, окажется, что в Мурманске зимой дети лучше решают задачи после обеда», - фантазирует Слугин. И несмотря на то, что прямо сейчас этим еще не занимаются, лет через пять, по его словам, это будет уже нормально. «И это не шутка, - продолжает он. - Мы же понимаем, что погода влияет на психологическое состояние. При минус 25 не очень комфортно с первого урока осваивать новую сложную тему - надо разогреться и в себя прийти после улицы. Это какие-то очевидные вещи, но как только наблюдения будут подтверждаться данными - соберем статистику за зимние месяцы и увидим, что при минус 25 ученики медленнее решают и больше ошибаются… Тогда да, может быть, в такие дни нужно давать более легкие задания на повторение или игровые на развитие логики».

***
Но пока учителя переселяются в онлайн, а программисты учат свои сайты подстраиваться под потребности школьников, не стоит забывать еще об одном важном действующем лице, и это - родители. Несмотря на то что в каждой интернет-школе за учеником закреплен куратор, который может помочь и поддержать в трудной ситуации, несмотря на то что задания на большинстве сайтов составлены в игровой форме, несмотря на обилие мотивирующих олимпиад, движущей силой образования, по крайней мере на первых порах, остаются родители. В видеокурсах для первого класса проекта «домашняя школа ИнтернетУрок» учитель даже обращается напрямую к родителям: «Проверьте, что ваш ребенок усвоил такие-то и такие-то правила». В начальных классах ребенку часто сложно в одиночку разобраться с тем, что требуется в задании и по какому принципу работает система. Нужно задать начинающему школьнику определенный режим и объяснить, как устроен процесс обучения, чтобы дальше он мог заниматься сам. Поэтому заменить родителей компьютером пока - к сожалению или к счастью - невозможно. Но оказалось, что и их тоже можно мотивировать: по словам Слугина, родители часами «зависали» на сайте «Учи.ру» в попытках пройти предпринимательскую игру и получить максимум прибыли от продажи лимонада. Век учи, век учись.