Экологические отряды школьников. Социально-образовательный проект "Создание экологического отряда «ЭкоГрИн» на базе Ольской средней школы"

МБОУ СОШ

Лермонтовского сельского поселения

Бикинского муниципального района

Хабаровского края

Программа работы

экологического отряда

«ЭКОС»

Руководитель: учитель биологии

Гордиенко Людмила Викторовна

«Так, современный мир пришёл-таки

к тому состоянию, когда стало понятно

что дальнейшее развитие цивилизации

может быть только в гармонии

с природой, а не за счёт неё»

(Н. В. Фёдоров, из Послания

Государственному Совету)

Пояснительная записка.

Одно из направлений работы школы в летнее время - экологическая направленность. С этой целью в образовательном учреждении предусмотрено создание профильного экологического отряда. Создание профильных экологических отрядов - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку она объединяет экологические праздники, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования. опыты с природными объектами, экологические игры, эколого-психологические тренинги, чтение художественной литературы на экологическую тематику, игровые обучающие ситуации. Программа предусматривает практическую, экологически ориентированную и творческую деятельность ребят. Теоретические знания закрепляются на практике. Таким образом, процесс обучения и воспитания построен по алгоритму научного исследования: обзор литературы и детальное изучение известных данных об объектах или предметах исследований (теория), затем практическое знакомство с объектом или предметом исследования в природе.

Наряду с традиционными формами работы используются театрализованные игры и постановки. Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющих все вокруг.

Отряд «ЭКОС» (экологический театр) создаётся на базе МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края.

Программа экологического отряда рассчитана на детей школьного возраста (5- 8 класс). Продолжительность программы 18 дней, оптимальное количество детей – 15 человек.

Время работы лагеря - вторая смена (конец июня – началоиюля).

Цель:

    Формирование у школьников научно-познавательного интереса к изучению природы; активный отдых на природе с элементами обучения.

    Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.

    Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность.

Задачи:

– полноценный активный отдых школьников;
– развитие научно-исследовательского интереса школьников;
– экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром; способствовать развитию гуманного отношения к природе.
– формирование умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;
- формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.

Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

Формы работы

  • Поисковая работа;

    Экологический десант;

    Интеллектуальные игры;

    Экологические игры;

    Экологическое просвещение населения через листовки;

    Исследовательская работа

    Выступление экологического театра

Ожидаемые результаты работы

За время работы в отряде дети получат базовый минимум знаний и умений для проведения небольших самостоятельных научно-исследовательских работ, умения подготовить отчёт о проведённой работе.

Выпуск экологической газеты, листовок – обращений к населению, фотогазеты о жизни и работе отряда.

Выступления экологического театра перед учащимися летнего пришкольного лагеря.

Расширят кругозор о жизни животных и растений через работу с литературой и просмотр научно-популярных фильмов.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Риски

Погодные условия не позволят выполнить часть запланированных мероприятий, проводимых на свежем воздухе.

Привлечение учащихся к незапланированным программой мероприятиям.

Устав отряда

Дети обязаны:

    Неукоснительно выполнять режим.

    Принимать активное участие во всех мероприятиях.

    Найти себе занятие по душе.

    Быть полезными для других.

    Верить в себя и свои силы.

    Реализовывать все свои способности и таланты.

    Не скучать.

    Охранять природу и научить этому других.

Дети имеют право:

    Разделить с педагогом ответственность за организацию жизни отряда.

    Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.

    Фантазировать. Изобретать. Творить.

Наша песня

Ничего на свете лучше нету,

Чем беречь, друзьям, планету,

Всем, кто дружен не страшны тревоги

Ведь экологи всегда в дороге.

Мы своё призванье не забудем,

Сохраним мы воду чистой людям,

Сбережём мы воздух, лес и реки,

Девиз отряда

Мы не рушим, не взрываем.

Мы природу охраняем!

План работы отряда

1 день

1. Организационный день.

1) Знакомство.

2) Обсуждение и утверждение плана работы.

3) Ознакомление с распорядком работы

2. Оформление кабинета

3. Распределение обязанностей

2 день

1. Поисковая работа к часу экологии «Прошу прощения, природа»

2. Интеллектуальная игра «Экологический калейдоскоп».

3. Калейдоскоп игр. (настольные игры)

3 день

2. «Угадай-ка» (загадки о природе)

3. Час экологической игры.

4 день

1. Подготовка к часу экологии «Прошу прощения, природа»

5 день

1. Проведение часа экологии «Прошу прощения, природа»

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Час экологической игры.

6 день

1. Час занимательной зоологии.

2. Подготовка и выпуск листовок «Природа в опасности».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

7 день

2. Игра-конкурс «Экологическая мельница»

3. Калейдоскоп игр. (подвижные игры)

8 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Экологическая игра «Счастливый случай»

3. Час экологической игры.

9 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

10 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Подготовка к акции «Вредным привычкам объявим бой! Живи в гармонии с природой и собой!»

3. Калейдоскоп игр.

11 день

1. Экологическая сказка «Не оставляй в лесу костёр».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Час экологической игры.

12 день

1. Проведение акции «Вредным привычкам объявим бой! Живи в гармонии с природой и собой!»

2. Просмотр фильма о правильном и здоровом питании.

13 день

1. Экологические чтения. Подготовка к КТД «ЗООТЕРАПИЯ».

2. Час Занимательной ботаники.

3. Калейдоскоп игр. (настольные игры)

14 день

1. Праздник «На золотом крыльце сидели».

2. КТД «ЗООТЕРАПИЯ».

3. Конкурс мудрейших (решение экологических кроссвордов, их составление».

15 день

1.

2 . КВН «В экологии мы асы».

3. Час экологической игры.

16 день

1. Подготовка к выступлению «Природа в опасности».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

17 день

1. Подготовка к выступлению «Природа в опасности».

2. Экологический круговорот.

3. Калейдоскоп игр.

18 день

1. Выступление агитбригады «Природа в опасности».

2. Итоговое занятие.

    Обзор и обсуждение всех проведённых мероприятий.

    Награждения

    СОСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА

    «ЗЕЛЁНЫЙ ПАТРУЛЬ»

    п/п

    Фамилия и имя члена отряда

    Класс

    Командир отряда-

    Утверждаю

    Директор школы:_________

    Положение

    о школьном экологическом отряде

    «Зелёный патруль»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа»

    Заинского муниципального района Республики Татарстан

    I. Общие положения

    1. Экологический отряд МБОУ Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа является добровольным объединением учащихся, их родителей и учителей, образованным для изучения и охраны природы.

    2. Экологический отряд действует на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности, согласно школьному Уставу и в соответствии с законодательством РФ.

    3. Экологический отряд является открытой школьной организацией, действует на территории села Сарсаз Багряж Заинского района и имеет свою символику.

    4. Цель экологического отряда: привлечение учащихся, их родителей и учителей к активному изучению природы и ее охране.

    5. Задачи экологического отряда:

    а) изучение истории и природы своего края;

    б) применение на практике знаний вопросов экологии и путей их решения;

    в) овладение нормами экологической культуры;

    г) вовлечение учащихся школы и общественности села в практическую работу по сохранению природы;

    д) участие в районных, российских экологических программах и проектах.

    6. Организатором школьного экологического отряда является администрация МБОУ Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа

    7. Экологический отряд «Зелёный патруль» - это группа детей 5-8 классов, объединенных общей идеей любви к природе и стремящихся внести свой практический вклад в охрану окружающей среды.

    II. Содержание деятельности

    Для достижения своих целей экологический отряд имеет право действовать всеми легальными методами, согласно законодательству РФ, включая ниже перечисленные:

    1. Изучение истории своего села, изучение и охрана растений и животных, их естественных местообитаний, восстановление нарушенных.

    2. Распространение знаний и информации об исторических местах, о природе, действиях, наносящих угрозу существованию растениям, животным, человеку, способах их охраны.

    3. Организация и проведение мероприятий, имеющих целью популяризацию идей охраны природы и исторических памятников - сборов, съездов, встреч с интересными людьми, учеными и др.

    4. Осуществление законных действий, имеющих целью предотвратить деградацию природных территорий.

    5. Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению и экологии, охране безопасности и жизнедеятельности людей.

    6. Публикация научно-исследовательских и научно-популярных работ учащихся и педагогов школы.

    7. Подготовка, издание и распространение буклетов, газет, альбомов и других материалов по темам экологии.

    8. Организация конкурсов, выставок поделок, рисунков.

    9. Проведение экологического мониторинга, экологических акций, экодесантов, экспедиций, походов выходного дня.

    10. Организация экологического туризма.

    11. Сотрудничество с другими организациями села, района, области, а также участие в экологических мероприятиях различного уровня, в совместных проектах, обмене информацией.

    III. Члены экологического отряда

    1. Членом эколого-краеведческого отряда может стать любой человек (ребенок или взрослый), солидарный с целями и задачами организации и желающий поддержать ее работу.

    2. Все члены экологического отряда имеют равные права избирать и быть избранным на любую деятельность в рамках Устава; право голоса в обсуждении любого вопроса и принятии решения.

    3. Желающий вступить в экологический отряд должен сделать устное заявление в Совет отряда. Прием происходит на собрании Совета отряда.

    IV. Структура отряда

    1. Учащиеся - члены отряда, командир отряда, Совет отряда.

    2. Командир и Совет отряда осуществляют руководство деятельностью отряда, распределение объема работы, соблюдение режима и графика работы.

    3. Состав Совета: ____________ директор школы

    ЗДВР

    Учитель биологии

    командир отряда (назначается и переизбирается)

    Совет следит за выполнением планов работы, за режимом труда и отдыха. Выходит на общее собрание с предложениями по улучшению деятельности отряда.

    V. Права и обязанности

    ПРАВА:

    Каждый участник имеет право:

    Проводить экологическую работу в классе, школе.

    ОБЯЗАННОСТИ:

    Каждый участник отряда обязан:

    Быть личным примером для сверстников;

    Оказывать помощь в труде сверстникам;

    Принимать активное участие в озеленении и благоустройстве прилегающих территорий;

    Соблюдать правила внутреннего распорядка, технику безопасности, нормы санитарии, установленные в экоотряде;

    Агитировать в члены отряда сверстников, друзей по месту жительства;

    Освещать деятельность отряда в СМИ.

    План работы экологического отряда

    на 2014-2015 уч.год

    Цель: формирование у учащихся нравственной и гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды своего края

    Задачи:

      Воспитание любви и бережного отношения к природе.

      Формирование экологической культуры подрастающего поколения.

      Улучшение трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников.

      Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности по благоустройству сельских территорий.

      Воспитание бережного отношения к природным богатствам своего края, рационального природопользования, эстетического оформления территории села и конкретно школьной территории.

      Распространение передового опыта образцового содержания территории сельского поселения.

      Развитие самостоятельности в действиях по улучшению экологической обстановки.

    Экологическим отрядом «Зелёный патруль» организовываются экологические десанты по благоустройству школьной территории, по очистке посадочных полос и старого сада, по благоустройству села (оказание помощи сельской администрации в содержании в соответствии с санитарными требованиями сельских улиц, колодцев, паркового комплекса в центре поселения), по очистке территории пруда, экологические операции «Первоцвет», «Живи, елка!», «Птичья столовая», «Родник».

    Членами отряда ведется реконструкция станций на экологических тропах, продолжается исследовательская работа по формированию материалов экосистем большой и малой тропы. Члены экологического отряда «Зелёный патруль» работают над выпуском информационных бюллетеней экологической направленности «Живая вода», «Наши зеленые друзья», готовятся к проведению Недели сада, дней защиты окружающей среды, Декады озеленения. Большое внимание уделяется разработке творческих экологических проектов. В течение всего учебного года члены экологического отряда принимают активное участие в эколого-патриотической акции «Алая гвоздика» (уход за памятником и братским захоронением воинов Великой Отечественной войны).

    Социальный эффект данных мероприятий: формирование благоприятного имиджа школы, села, удовлетворение культурных и эстетических потребностей широких слоев населения, нормализация экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в селе; улучшение состояния здоровья населения; формирование нравственной и гражданской ответственности школьников за экологическое состояние окружающей среды своего края, бережное отношение к природе, улучшение экологического образования и культуры подрастающего поколения.

    Разделы,

    содержание работы

    Сроки

    Ответственные

    Отметка о выполнении

    Планирование деятельности

    Планирование деятельности

    2014

    сентябрь

    Эколого-просветительская работа

    Социальный эффект:

    сформированность нравственной и гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды своего края;

    бережное отношение к природе, улучшение экологического образования и культуры подрастающего поколения

    Выпуск информационных бюллетеней экологической направленности

    Февраль

    2015

    Руководитель пресс-центра

    Проведение Недели сада.

    Апрель

    2015

    Командир экологического отряда

    Проведение дней защиты окружающей среды.

    Апрель

    2015

    Проведение Декады озеленения.

    Апрель

    2015

    Командир экологического отряда

    Выпуск фотогазеты

    Апрель

    2015

    Руководитель пресс- центра

    Участие в эколого-патриотической акции «Алая гвоздика» (уход за памятником и братским захоронением воинов Великой Отечественной войны)

    В течение всего периода

    Ответственный за акцию «Алая гвоздика»

    Экологические десанты

    Социальный эффект: нормализация экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в микрорайоне поселения

    Апрель

    2015

    Руководитель пресс- центра

    Экологическая операция «Первоцвет»

    Апрель

    2015

    Ответственный за экологическую операцию «Первоцвет»

    Экологическая операция: «Живи, елка!»

    Декабрь 2014

    январь

    2015

    Ответственный за экологическую операцию «Живи, елка!»

    Экологическая операция: «Птичья столовая»

    ноябрь декабрь

    2014

    январь

    февраль

    март

    2015

    Ответственный за экологическую операцию «Птичья столовая»

    Экологическая операция: «Родник»

    Апрель

    2015

    Продолжить оборудование станций на экологических тропах, продолжение исследовательской работы по формированию материалов экосистем большой и малой тропы

    В течение всего периода

    Ответственный за исследовательскую деятельность

    Благоустройство сельского поселения

    Социальный эффект: формирование благоприятного имиджа школы, села, удовлетворение культурных и эстетических потребностей широких слоев населения;

    нормализация экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в селе; улучшение состояния здоровья населения; формирование благоприятного имиджа школы и села

    Экологические десанты по благоустройству села (оказание помощи сельской администрации в содержании в соответствии с санитарными требованиями сельских улиц, колодцев, паркового комплекса в центре поселения)

    Апрель-июнь

    2015

    Командир экологического отряда

    Экологические десанты по очистке посадочных полос и старого сада

    Апрель-июнь

    2015

    Командир экологического отряда

    Экологические десанты по очистке территории пруда

    Апрель-июнь

    2015

    Ответственный за операцию «Родник»

    Экологический десант по благоустройству родников на территории села

    Апрель-июнь

    2015

    Ответственный за операцию «Родник»

    Участие в благоустройстве школьной территории

    Апрель-июнь

    2015

    Ответственный за благоустройство школьной территории

    Г.Л. БАРСУКОВА,
    руководитель детского экологического отряда,
    учитель биологии и экологии ЦО № 1943, г. Москва

    Организация работы экологического отряда

    Детский экологический мобильный отряд (ДЭМО), существует в ЦО № 1943 с весны 2004 г. Необходимость создания такого движения возникла давно и этому было немало причин. Наш ЦО расположен на самой границе Москвы, около Красногорского леса, который является зоной отдыха жителей района и г. Красногорска. Из года в год экологическая ситуация в лесу становилась все хуже. Из-за бытовых и промышленных загрязнений гибли многие растения, исчезали звери и птицы.

    Отсутствие мероприятий, направленных на оказание помощи лесу, безразличие властей, низкий культурный уровень населения в целом, отсутствие объективной информации о состоянии леса – вот далеко не полный перечень того, что заставило нас задуматься. Необходимость конкретных действий стала объективной реальностью. С чего начать работу? Создавать просто еще один отряд, группу детей, которые ходят в лес и убирают мусор, изначально не хотелось, т.к. виделись более широкие цели такого движения:

    – организовать учащихся и вовлечь их в процесс экологического движения;
    – сформировать у детей не только экологическое сознание, но и активную жизненную позицию.

    Экологическое движение школьников существует давно. Его опыт, методики и значение известны (пример – школьные лесничества). В нашем же проекте нужно было совместить воспитательную деятельность среди школьников и взрослого населения района; обосновать необходимость организации движения, проведя экологический мониторинг леса и прилегающих территорий; создать общественное мнение и пробудить интерес к экологическим проблемам леса с помощью СМИ и сотрудничества с управой (администрацией района).

    Перед нами встали две главные проблемы:

    1) как организовать детское экологическое движение в рамках одной школы;

    2) какими методиками лучше воспользоваться для экологического воспитания не только школьников, но и взрослого населения?

    Обе проблемы, как нам кажется, удалось решить. Практическая значимость проекта создания и работы детского экологического отряда виделась в следующем:

    – создание методики организации экологического отряда в отдельно взятой школе (ЦО);
    – разработка системы мероприятий по сохранению леса, проводимых совместно с лесничеством и управой;
    – накопление опыта взаимодействия учащихся с общественностью;
    – организация детского досуга;
    – профориентационная работа со старшеклассниками;
    – организация научно-исследовательской работы с учащимися в рамках отряда.

    После того как определились цели и задачи, мы перешли непосредственно к работе. От этапа к этапу изменялась не только форма деятельности – постепенно складывалось биоцентрическое мировоззрение школьников.

    I этап: « Ознакомительный»

    На этом этапе учитель проводит для школьников ознакомительную экскурсию в лес, чтобы показать масштабы антропогенного воздействия. По результатам этой экскурсии организуется диспут, на который приглашаются «старожилы» с фотографиями и видеоматериалами 10–15-летней давности.

    II этап: «Скорая помощь»

    На этом этапе организуется субботник. Его цель – показать экологическую обстановку в районе объекта в целом. Вторая и главная цель этого этапа – попробовать объединить ребят в группу, имеющую общую природоохранную задачу.

    III этап: «Внимание! Опасность!»

    В результате проведения субботника у учащихся формируется чувство сопричастности, тревоги за судьбу леса (реки и т.д.) Это сплачивает детский коллектив, т.к. появляется нечто, объединяющее детей.

    IV этап: «Действуй!»

    Учащиеся делают главный вывод: одноразовые мероприятия проблему не решат. На этом этапе важно так организовать работу отряда, чтобы ребята начали поиск путей решения проблемы. Экологический отряд – сумма личностей, детских индивидуальностей, каждая из которых может проявить свои способности в разных видах деятельности. Например, можно предложить следующие действия:

    – проведение экологического мониторинга состояния леса и близлежащих водоемов;
    – выступление с результатами и предложениями в СМИ района, создание общественного мнения;
    – ознакомление администрации района с проблемами и предложение мероприятий по сохранению объекта живой природы;
    – организация постоянных мероприятий по уборке леса в рамках работы отряда и совместно с администрацией района, лесничеством, другими школами и местными жителями.

    V этап: «Анализ опыта»

    VI этап: «Преемственность»

    Работу экологического отряда невозможно представить законченной, потому что все проблемы охраны природы нельзя разрешить сразу. Опыт взрослых ребят необходимо передать приходящим им на смену молодым.

    Старшие ребята помогают руководителю отряда не только в обучении младших, выполняют многие аспекты воспитательной работы. Общее дело сплачивает учащихся, создает условия взаимоответственности и сопричастности, формирует активную жизненную позицию.

    Подводя итоги трехлетней работы ДЭМО, можно сделать некоторые обобщения и выводы. На разных этапах работы отряда мы видим, как постепенно меняется мировоззрение ребят.

    Изменить мировоззрение нельзя только одними экологическими десантами, хотя их роль очень велика. Через исследовательскую деятельность (изучение биоценоза, химико-экологические пробы, экологический мониторинг), через опыт общения с людьми (жители и администрация района, редакции газет, корреспонденты), тяжелый и неблагодарный физический труд, опыт борьбы с обывательской инертностью и публичные выступления пролагается путь к новому биоцентрическому мировоззрению.

    Можно быть уверенным, что дети, прошедшие через такие формы работы, вырастут настоящими личностями, способными отстаивать свою жизненную позицию и изменять в лучшую сторону мир, который их окружает.

    Сигарева Елена Анатольевна руководитель экологического отряда «ЭКОвек»,д. Ярки, Ханты-Мансийского района.

    Организация работы экологического отряда

    «ЭКОвек»

    Деревня Ярки расположенана территории Ханты-Мансийского района, который является зоной богатой лесами, зверем и птицей. Из года в год экологическая ситуация становится все хуже. Из-за бытовых и промышленных загрязнений гибнут многие растения, исчезают зверии птицы. Отсутствие мероприятий, направленных на оказание помощи природе, безразличие властей, низкий культурный уровень населения в целом, отсутствие объективной информации о состоянии природных ресурсов - вот далеко неполный перечень того, что заставляет нас задуматься. Необходимость конкретных действий стала объективной реальностью.

    С чего начать работу? Какие цели экодвижения поставить?

      Организовать учащихся и вовлечь их в процесс экологического движения;

      Сформировать у детей не только экологическое сознание, но и активную жизненную позицию.

      Экологическое движение существует давно. Но в нашем случае (деревне) методика и опыт построения работы отрядов отсутствует. В своей работе я планирую совместитьвоспитательную деятельность среди подростков и взрослого населения деревни; обосновать необходимостьдвижения отряда «ЭКОвек», провести мониторинг прилегающих к лесу и рекам территорий; создать общественное мнение и пробудить интерес к экологическим проблемам у жителей деревни в целом, просветить работу отряда в СМИ.

      У меня встал вопрос: Какими методиками лучше воспользоваться для экологического воспитания не только подростков, но и взрослого населения?

      Практическая значимость работы экологического отряда видится для меня в следующем:

      Создание методики организации работы экологического отряда в отдельно взятом учреждении;

      Разработка системы мероприятий по сохранению чистоты на территории населенного пункта и прилегающих к нему лесной зоны и водоемов;

      Накопление опыта взаимодействия подростков с общественностью;

      Организация детского досуга на свежем воздухе (зеленных зонах и вблизи водоемов) и в помещениях учреждений с содержанием экологической направленности;

      Профориентационная работа с подростами, совместно с представителями местных лесничеств;

      Пропаганда здорового образа жизни и соблюдение норм личной гигиены, что невозможно без поддержания чистоты на собственных, прилегающих к местам жительства территориях и территории населенного пункта в целом;

      Приобретение навыков правильного питания экологически чистыми продуктами;

      Агитационная работа по вовлечению населения ксоблюдению правил пользования природными ресурсами.

      I этап: «Ознакомительный»

      На этом этапе руководитель проводит:

      Ознакомительную экскурсию в лес, проводит совместно с детьми мониторинг –выявление самых загрязненных или подвергающихся загрязнению улиц, участков деревни. По результатам экскурсии и мониторинга проводит диспут,

      Организовываетмероприятия с предоставлением цифр,фактов, фотографий, литературы информирующей об изменении здоровья населения района, округа, страны вследствие загрязнения окружающей среды за последние 15 лет(это возраст детей работающих в отряде) –насколько сократилась добыча рыбы, леса, природных ресурсов, повысилось число заболеваний напрямую связанных с загрязнением окружающей среды;

      Составляет план работы на очередную смену совместно с подростками.

      II этап: «Скорая помощь»

      Главная цель этапа -объединить ребят единой целью в группу, имеющую природоохранную задачу.

      Изготовление:

      Табличек с призывами

      Листовок (пропаганда бережного отношения к природе);

      Стендов отражающих самые не чистые участки деревни -несанкционированные свалки, виной которых являются сами жители данного населенного пункта;

      Субботники, проводимые совместно с жителями населенного пункта.

      III этап: «Внимание! Опасность!»

      В результате проведения работы по очистке лесополосы, береговой линии, улиц деревни, у подростков формируется чувство сопричастности, тревоги за судьбу леса(реки и т.д.) Это сплачивает детский коллектив, т.к. появляется нечто, сплачивающее детей.

      IV этап: «Действуй!»

      Учащиеся делают главный вывод: одноразовые мероприятия проблему не решат. На этом этапе главное так организовать работу отряда, чтобы ребята сами начали поиск решения проблемы. Экологический отряд- сумма личностей, детских индивидуальностей, каждая из которых может проявить свои способности в разных видах деятельности. Например, можно предложить следующие действия:

      Организация постоянных мероприятий по уборке леса и водоемов- субботники;

      Пропаганда здорового образа жизни и личной гигиены;

      Организация мероприятий (утренников, интерактивных игр) экологической направленности;

      Приготовлениеповседневной пищи из экологически чистых продуктов;

      Создание общественного мнения.

      V этап: «Анализ опыта»

      Этот этап не только подводит итог работы отряда в целом. На нем все члены детского коллектива уже готовы сделать свой выбор – как профессиональный так мировозренческий.

      Например:

      Организовать выступление ребят с докладами;

      Подготовить выступление агитбригады;

      Подготовить стенд.

      VI этап: «Преемственность»

      Работу экологического отряда невозможно представить законченной, потому что все проблемы охраны природы нельзя разрешить сразу. Опыт взрослых ребят необходимо передавать приходящим им на смену.

      Общее дело сплачивает учащихся, создает условия взаимоответственности и сопричастности, формирует активную жизненную позицию.

      Подводя итоги работы, можно сделать некоторые обобщения и выводы. На разных этапах работы отряда мы увидим, как постепенно меняется мировоззрение ребят.

      Изменить мировоззрение нельзя только одними экологическими десантами, хотя их роль очень велика. Через исследовательскую деятельность (Экологический мониторинг), через опыт общения с людьми (жители, представители регионального лесничества), физический труд, опыт борьбы с обывательской инертностью и публичные выступления пролагают путь новому биоцентрическому мировоззрению.

      Можно быть уверенным, что дети, прошедшие через такие формы работы, вырастут настоящими личностями, способными отстаивать свою жизненную позицию и изменять в лучшую сторону мир, который их окружает.

      Список членов отряда «ЭКОвек»

    п/п

    Фамилия

    Имя

    Датарож-я

    Конт.телефон

    План работы экологического отряда «ЭКОвек»

    на вторую смену – июль 2014 года.

    число

    мероприятие

    приглашенные

    выполнение плановых мероприятий

    01.07-вторник

    1. Организационное собрание-информирование о работе смены, принятие правил поведение в отряде, знакомство с пунктами трудового договора, выбор актива отряда, 2.Оформление отрядного уголка (девиз, эмблема),инструктаж по технике безопасности с рабочим инвентарем;

    3. Объявление о конкурсе «Лучший ЭКОотряда»;

    Ф.И.О.

    Собрание состоялось, выбрана эмблема, девиз, актив отряда. Создан уголок-стенд отряда.

    Участники отряда ознакомлены с пунктами трудового договора и инструктажем по технике безопасности с рабочим инвентарем.

    02.07-среда

    1. Информация о состоянии экологии на сегодняшний день-факты, цифры;

    2. Обзор литературы экологической направленности в сельской библиотеке;

    3.Викторина «Флора и фауна»

    Библиотекарь-ф.и.о.

    Донесена информация о состоянии природы на сегодняшний день. Библиотекарем предоставлен обзор книг библиотечного фонда и проведена викторина"Фауна и флора Югры"

    03.07-четверг

    1. Мониторинг-выявление самых загрязненных улицдеревни;

    Сделан обход деревни, сфотографированы свалки и улицы деревни, требующие уборки.

    04.07-пятница

    1.Работа с насаждениями в Парке Победы;

    Все деревцапрополоты в диаметре 30 см., произведено рыхление почвы, полив, подвязкадеревьев с искаженным стволом.

    07.07-понедельник

    1. Покраска;

    Покрашены скамейки у магазина «Березка», стенд для объявлений у здания ДК, скамейки расположенные на улицах деревни, штакетник для изготовления декораций, волейбольные стойки на спорт.площадке.

    08.07-вторник

    1.Уборка отдельных территорий от мусора.

    Убрана от мусора территория 1 причала, беседка на берегу протоки, подметена под метелочку.

    09.07-среда

    1. Уборка от мусора отдельных территорий.

    Частично убрана от мусора тер-я 2 причала.

    10.07-четверг

    1. Приобретение навыков поведения на природе.

    Продолжали зачищать от мусора тер-ю 2 причала, береговую линию, осваивали навыки поведения на природе, учились выбирать место для разведения костра и установки палатки, проведение инструктажа по технике безопасности. Осваивалиправила зачистки места после отдыха.

    11.07-пятница

    1.Работа в здании-изготовление листовок

    Оформлен отрядный стенд, изготовлены и установлены на втором причале таблички с призывом соблюдения чистоты.

    14.07-понедельник

    1.Работа в новом микрорайоне деревни. Уборка улиц от мусора.

    Убраны от мусора, скошенной травы и песка(на проезжей части) улицы Молодежная и частично улица Брусничная.

    15.07-вторник

    1.Рейд «Зеленый дозор». Уборка улиц от скошенной травы на газонах.

    Зачищена придорожная территория вдоль нового микрорайона деревни.

    16.07-среда

    1.Покраска скамеек установленных на улицах деревни.

    Покрашен забор и калитка у пенсионерки-ветерана труда- Малюгиной В.Г., изготовлены из фанерыи покрашены буквы для доски объявлений у здания ДК, зачистили площадку у обелиска в парке Победы от выцветших искусственныхи высохших живых цветов, разобрали герлянду, подмели площадку и дорожку от мусора. Проявив солдатскую находчивость нашли и подвязали к венкам у обелисков тяжелые плитки, для того чтобы они не опрокидывались при сильном ветре.

    17.07-четверг

    1. Работа в парке Победы

    Произвели перекантовку (беребросали) гальку возле входа в парк Победы, что бы при входе не было низины, и это место не заливало дождем.

    18.07-пятница

    1. Субботник в новом микрорайоне

    Жители улицы Сосновая

    Субботник не состоялся из-занеблагоприятных погодных условий. Работали в здании –сделали заготовкииз бросового материала для изготовления экспонатов выставки «ПластиБУМ». Провели репетицию утренника экологической направленности запланированного на конец смены.

    21.07-понедельник

    Убраны от мусора ул.Брусничная и ул. Боровая. Убрана от мусора тер-я 1 причала. Вымыт забор у здания Почта России по улице Новая.Вырублены обломанные ветки деревьев и зачищена территория вдоль тратуаров по ул. Новая.

    22.07-вторник

    1. Работа в новом микрорайоне

    Мальчики работалина уборке улиц под руководством Петра Ивановича. Девочки под руководством руков-я отряда в здании ДК. Сделана генеральная уборка в здании ДК.

    23.07-среда

    1. Прополка клумб возле зданий ФАПа и Почта России.

    Прополка клумб у здания филиала Почты России, в парке Победы, и у здания ДК.

    24.07-четверг

    1. Работа по благоустройству деревни.

    Убран мелкий мусор и скошенная трава на всей тер-рии кладбища, вынесены спиленные деревья при восстановлении надземной части могилы ветерана ВОВ+ еще двоих захороненных.

    25.07-пятница

    1. Субботник

    2. Помощь работникам ДК -изготовление щитов для снежных фигур.

    Приглашенные жители ул. Сосновая и Ягодная

    Субботник перенесен на субботу.Щиты для изготовления снежных фигур не изготовлены в связи с плохими погодными условиями. Работали в здании-изготавливали экспонаты для выставки из бросового материала, провели подготовку, репетицию, подготовили костюмы к утреннику. Изготовили журавликов детям детского сада для вручения на утреннике. Изготовили частично забор для декораций. Обновили фотостенд отряда.

    28.07-понедельник

    1.Уборка отдельных территорий от мусора после выходных;

    3.Репетиция утренника, подготовка выставки.

    29.07-вторник

    1. Изготовление клумб;

    2.Репетиция утренника для детей и жителей деревни.

    30.07-среда

    1. Работа по профориентации

    Пригласить работников регионального лесничества, либо представителей по охране окружающей среды!!!

    31.07-четверг

    1.Закрытие смены.Поведение итогов смены. Награждение лучших членов отряда «ЭКОвек»

    2. Экоутренник « Сон дворника».

    Воспитатели и дети детского сада «Улыбка», «Теремок», старосты деревни, жители деревни.

    Утренник в 10:00