Экологические экспедиции. Программа экологической экспедиции «Юный исследователь

Разделы: Внеклассная работа

Экологическая ситуация, сложившаяся в стране и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе, настойчиво требуют скорейшей перестройки мышления человечества и каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы, пренебрежение законами динамики и устойчивости природных систем. Формирование отношения к окружающей среде и природе, как ее части не может дальше происходить стихийно, поскольку это приводит к безответственному отношению к окружающей среде обитания. На сегодняшний день у выпускников школ, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе. Еще низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, поверхностные знания об объектах природы и принципах их охраны, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности.

Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Сначала от таких исследований зависела жизнь, позднее люди позволили себе роскошь заняться наукой с познавательными целями.

Биология и экология – дисциплины с необъятным полем деятельности для проведения научных изысканий силами школьников. С первой ступеньки “интереса” к природе ребенок поднимается выше: для поисков ответов ему нужны “знания”. Небольшие научные исследования – наблюдения вполне доступны младшим школьникам (выяснение условий прорастания семян, жизнь обитателей аквариума, фенологические наблюдения).

Ступенька “знания” растянута во времени: ребенок по ней идет долго, отыскивая ответы на все более сложные вопросы. От первого восторга “ой, лягушка!” через наблюдения за ней до смелых замыслов об использовании свойств бактерицидной кожи для создания медицинских препаратов. Далее юный исследователь, задавая новые “почему”, может увлечься самим научным процессом, или будет использовать знания на практике через природоохранные мероприятия, создания проектов и т.д.

На уроках в Томпонской муниципальной гимназии активно используются элементы научного подхода, опытно-экспериментальной работы. Они просматриваются при проведении практических и лабораторных занятий: замеры пульса, определение плоскостопия, изучение экологического состояния квартиры, класса, др.

Дети не должны бояться выдвигать даже ошибочные гипотезы, ведь нередко “безумная идея” дает толчок для правильного решения, и учителю важно поддержать все версии возникающие у учеников при решении познавательных задач по биологии и экологии. Интересны вопросы и серии “ТРИЗ”, требующие умения разработать и провести эксперимент, например, при помощи каких органов чувств ориентируется жук-плавунец. Также важно умение поставить хороший “научный” вопрос к докладу, фильму, сюжету и попытаться дать ответ.

Полигоном для исследований является экскурсионная работа. Предлагаются карточки – задания, как-то: измерение проекционного покрытия леса, изучение деятельности муравьев, биологическая индикация воздушного загрязнения по лишайникам. Итоги экскурсии, могут стать продолжением работы, для дальнейших научных исследований. Многодневные наблюдения в природе и полевой лаборатории за живыми объектами могут быть сделаны в период экспедиций, экологических практик и тематических лагерных смен.

Основная же исследовательская работа проводится на занятиях кружка, в курсе специализации. Программа “Окружающая среда и здоровье человека” включает курс теории и защиту научных проектов. Внеурочная работа по биологии и экологии активно контактирует со специализациями по психологии, ИВТ, химии, литературе. Создаются межпредметные научные проекты: интерактивный словарь терминов к работе по мониторингу или глава о психологическом климате к реферату об экологическом состоянии гимназии. Стимулом для дальнейшей работы являются результаты исследовательских проектов гимназии, их высокая оценка на конференциях, олимпиадах, публикации в сборниках научных работ.

Научно-исследовательская деятельность учащихся ставит образовательную цель: расширяется кругозор, формируется мировоззрение, происходит приобщение к экологической культуре. Преследуется и цель воспитательная: дети приучаются работать в группах, общаться со специалистами, отыскивать информацию.

Наука – лишь один из путей познания окружающего нас мира. Предоставьте детям возможность через научную деятельность глубже понять явления природы, и быть может, кому-то из них удастся раскрыть ее тайны.

Экологическое образование организовано по трехуровневой системе: младших, средних и старших классов.

Для младшего школьного возраста (5-6 класс), организовано обучение по комплексной программе “Человек и окружающая среда” в форме элективного курса “Наша окружающая среда”. Содержание данного курса программы направлено на достижение цели экологического образования и воспитания у младших школьников эмоционально-нравственного гуманного отношения к окружающей среде обитания. Реализация данной цели достигается решением следующих задач:

  • формирование представлений об окружающей среде, как среде жизнедеятельности человека;
  • расширение кругозора детей о ближайшем природном окружении: растениях, животных, памятниках природы и города;
  • воспитание эстетического, нравственного, гуманного и практического отношения к среде жизнедеятельности человека;
  • умение вести себя в соответствии с общечеловеческими правилами поведения в природе и окружающей среде.

Учащиеся среднего звена (7–8 классы) изучают элективный курс “Человек и природная среда”. В рамках данного курса учащиеся получают систему научных знаний, адекватных их возрасту, овладевают системой научных понятий и основой техники простейшего эксперимента, выявляют объективно существующие в мире связи и закономерности.

Третья ступень экологического образования – лаборатория экологического мониторинга (научно-творческое объединение учащихся старших классов). Клуб “Сталкер”.

Существенную роль в экологическом образовании играют летние и зимние экологические лагеря, экспедиции, походы. Это праздники детской души, их свобода. Удивление чудом природы и общения со сверстниками, старшими товарищами и взрослыми, ненавязчивая подзарядка знаниями и энергией.

Именно серьезная летняя работа с детьми позволяет обеспечить непрерывность и всеобщность экологического образования через тесное общение с природой и заботу о природе. Формы этой работы могут быть многообразными.

Основными особенностями организации летней экологической работы со школьниками являются следующие:

  • общение с природой для воспитания чувств и формирования чувства благоговения перед жизнью;
  • проведение экологических лагерей на особо охраняемых природных территориях;
  • использование современных информационных технологий для обучения школьников и проведения учебно-исследовательской деятельности;
  • создание среды взаимодействия, сочувствия друг другу, природе;
  • использование инновационных технологий – сюжетно-ролевые игры, имитационное моделирование, поисковые методы;
  • направленность на развитие личности, увеличения социальной адаптации детей;
  • постоянная природоохранная работа на конкретном природном объекте, знакомом с детства, с проведением мониторинга состояния этого объекта;
  • создание регионального детского экологического движения;
  • социальная активность учащихся, направленная на диалог с органами власти, природоохранными структурами, населением, средствами массовой информации, с целью неуклонного достижения улучшения экологического состояния на конкретном объекте.

Для реализации задачи формирования и развития рефлексивных умений учащихся в процессе приобщения их к методам научного познания целесообразно использовать внеурочную научно-исследовательскую деятельность школьников. С целью формирования у ребят потребности к познавательной деятельности, к саморазвитию, организована и работает экологическая экспедиция “Сталкер”, которая была основана летом 1998 года, на базе средней школы п.Хандыга, по инициативе учителей биологии Томпонской муниципальной гимназии Огневой Е.П. и Бердиковой П.Н.- учителя биологии Хандыгской средней школы. Создавая экологическую экспедицию, были определены задачи:

  • Освоение школьниками эмпирических методов: наблюдение (прямое и косвенное) с целью описания биотических, абиотических компонентов природной систем, состояния здоровья, наблюдение за развитием личностно-характерологических особенностей людей, межличностных отношений;
  • Формирование умений экспериментирования;
  • Формулирование проблемы, гипотезы, исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов, интерпретация данных;
  • Овладение методами: количественного учета живых существ в единицах пространства и времени, инвентаризация природных объектов (разработка цели, формы документов, метода учета, способов обобщения результатов), слежение (мониторинг) за состоянием окружающей среды, психологической диагностики;
  • Овладение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;
  • Освоение школьниками: теоретических методов (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), социологических методов (анкетирование, опрос, беседа, тестирование);
  • Развитие умения построить связанный рассказ о проведенном исследовании, используя термины и соответствующие понятия;
  • Формирование навыков аргументированного отстаивания своей позиции;
  • Пропаганда опыта лучших юных исследователей;
  • Привлечение к руководству творчеством школьников научной, педагогической, и инженерно-технической общественности, расширение творческих контактов между юными исследователями и коллективами, создание благоприятных условий для учебно-исследовательской и научно-практической деятельности школьников.

Индивидуальная внеурочная исследовательская деятельность – наиболее оптимальная форма развития интеллектуальных способностей учащихся. Это объясняется наличием практически неограниченного времени общения педагога с учащимися, заинтересованностью учащихся конкретными вопросами, определенной проблемой, свободой выбора темы по содержанию, а также конкретными результатами этой деятельности. Педагоги имеют возможность работать с детьми самого широкого диапазона, образовательный процесс не имеет фиксированных сроков. Благодаря этому исследовательская деятельность последовательно переходит из одной стадии в другую: сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в теоретических группах начинающих с теми, кто уже овладел соответствующими навыками, и, наконец, учащийся выходит на уровень самостоятельного творчества.

Благодаря самостоятельности ученик научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиции выдвинутых гипотез. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую точку зрения с учетом законов природы и общества. В школьные годы рабочее исследование – это форма, расширяющая кругозор, формирующая познавательный интерес. Навыки исследования, сформированные в школьные годы, помогают моим выпускникам быть успешными в вузе.

Экологическая экспедиция “Сталкер” – первая экологическая практическая деятельность подростков. Данная деятельность направлена на слежение, наблюдение за происходящим в окружающей среде, за ее качеством для жизни.

Цели мониторинга:

  1. Воспитание экологической культуры;
  2. Развитие общественного экологического мнения на окружающую среду обитания;
  3. Выполнение научно-исследовательского эксперимента по контролю окружающей среды.

Исследуются: состав воздуха, воды открытых питьевых источников и водопроводной, почва и ее загрязнения, влияние автотранспортных выбросов на окружающую растительность и человека.

При этом полагаем, что учащийся овладел экспериментом, если он отчетливо и в полном объеме представляет его условия, результат и умеет проводить анализ. При этом полагаю, что учащийся овладел экспериментом, если он отчетливо и в полном объеме представляет его условия, результат и умеет проводить анализ. Выделим следующие уровни знания наблюдения и эксперимента.

0 уровень. Учащийся не владеет экспериментальным доказательством, не знает условия и результата эксперимента или наблюдения, а значит, и не может провести его анализ.

1 уровень. Учащийся не владеет экспериментальным доказательством, но по известному условию опыта правильно предсказывает его результат, то есть отвечает на вопрос: “Что произойдет, если…(сформулировано условие опыта)?”, затрудняясь при этом сделать анализ эксперимента.

2 уровень. Учащийся не владеет экспериментальным доказательством, но знает условие-результат-анализ данного эксперимента, то есть на вопросы: “Что произойдет, если…(сформулировано условие опыта)? Чем это объясняется?” правильно описывает результат и проводит анализ.

3 уровень. Учащийся владеет экспериментальным доказательством, то есть при выполнении задания: “ Докажите существование данного явления (функциональной зависимости)” описывает условие, результат опыта, доказывающего это явление (функциональную зависимость), проводит его анализ. Для определения уровня, возможно, использовать тесты или более гибкий метод оценки – беседу, которая должна быть построена по следующему принципу: сначала задается вопрос, соответствующий более высокому уровню знаний, затем, если ответ неудовлетворительный, вопрос, отвечающий более низкому уровню.

В экспедиции “Сталкер” действует разновозрастная, доброжелательная среда общения: дети разного возраста от 12 до 17 лет, преподаватели и специалисты Комитете охраны природы.

Всех детей в “Сталкере” объединяет совместная общественно значимая природоохранная работа. Начало лето 1998 года – исследовательская деятельность по оценке экологического состояния и очистке береговой зоны водоемов, которые являются зоной отдыха жителей поселка. Начиналось как игра. Общественный интерес в виде публикаций в прессе и по телевидению подогревал стремление к продолжению этой деятельности. А затем дети увидели результаты своего труда – чистые берега и дорожки, таблички с призывами сохранять чистоту и порядок, мусорные ящики в зоне отдыха, а также созданная общими усилиями экологическая тропа.

Следующие три года, 1999 –2001, “Сталкер” выезжал в природный резерват “Сунтар – Хаята” (южные отроги Верхоянского хребта), созданный для охраны редких животных и растений, занесенных в Красную книгу России. Резерват пересекает Магаданская трасса – автодорога федерального значения, которая соединяет Якутию и Магаданскую область. Участники экспедиции изучали влияние автомобильного транспорта и человека на экологическое состояние резервата. Проведена экологическая оценка состояния почвы, фауны и флоры вблизи автотрассы, также сделаны анализы воды рек пересеченных мостами и непосредственно автотрассой. По итогам исследований сделаны выводы:

Автодорога отрицательно влияет на состояние фауны (ежегодно уменьшается биоразнообразие насекомых, птиц млекопитающих, как результат распугивания, загрязнения нефтепродуктами почвы, хищнической охоты на редких животных –эндемиков Якутии и России – снежного барана, черношапочного сурка, бабочки Аммосова и тд.);

Ежегодные пожары, возникающие по халатности человека, резко уменьшили разнообразие уникальных растений резервата – лишайников, мхов, рододендронов, рябинокизильника Позднякова и тд.;

На всем протяжении дороги через резерват, на обочинах встречаются мусорные свалки в местах несанкционированных остановок водителей дальнобойщиков (стоянки запрещены на территории резервата и преследуются законом).

В 2002-2003 году группа учащихся и преподавателей выезжала в устье реки Амга (левого притока р.Алдан), где на правом берегу был разбит палаточный лагерь. Работа проводилась по секциям почвоведения, зоологии, ботаники по заранее составленным планам.

В результате:

  1. Детально была изучена растительность береговой зоны, ее разнообразие и изменение в зависимости от рельефа местности, и влияние наводнения 2001 года.
  2. Изучена энтомофауна заливных, пойменных лугов;
  3. Изучена береговая и луговая орнитофауна, учащиеся научились определять и различать птиц не только по внешнему виду, но и по голосу, характеру полета, по гнездам, следам на песке и почве;
  4. Собраны лекарственные травы 7 видов для проведения аромотерапии и фитотерапии в учебный период;
  5. Собраны растения для изготовления гербария и занятий по флористике в зимний период;
  6. Изучены состав и строение почв береговой зоны;
  7. Взяты пробы воды реки Амга и ее притоков для химического и бактериологического анализа.

Каждый год при организации летних экспедиций мы сталкиваемся с определенными трудностями, самые главные из которых:

  • отсутствие научного руководства выполняемыми работами;
  • недостаток информации об экологических проектах проводимых в республике и за ее пределами;
  • отсутствие литературы необходимой для проведения исследований (определителей растений, животных, насекомых и т.д.);
  • отсутствие оборудования для проведения исследований непосредственно в природе (лупы, микроскопы, миниэколаборатории и т.д.).

По результатам данного эксперимента учащиеся пишут научно-исследовательские работы и успешно защищают их на районных, республиканских научно-практических конференциях “Шаг в будущее”, также в зимний период проходит интенсивная теоретическая и практическая подготовка к летней экспедиции.



За период с 1998 по 2003 год в экологической экспедиции “Сталкер” приняли участие 142 ученика с 6 по 10 классы средней школы и гимназии, они в сумме провели полгода в естественных условиях приобщаясь к красоте окружающей их Родной Природы. Помимо природоохранной и исследовательской работы учащиеся освоили навыки горного туризма, а также в каждом походе активно занимались спортом, развивали самостоятельность, так как приходилось добывать и рубить дрова, ловить рыбу, готовить пищу и тд. В течение существования экспедиции изменение отношения к Природе у учащихся отслеживалось с помощью психологических тестов, по результатам которых хорошо видно повышение уровня ответственного отношения к Природе и возрастание экологического сознания. Также положительным итогом экспедиций можно считать тот факт, что большинство учащихся выпускников школы и гимназии, принимавших участие в экспедиции, выбрали для дальнейшего обучения вузы с биолого-экологическим профилем.

Такая эколого-практическая деятельность с наиболее близким и доступным школьнику конкретным региональным проявлением, аккумулирующим в себе специфику местных условий, дает адекватную и дифференцированную оценку моральным ситуациям окружающей среды обитания.

Экспедиция «Кусаган Мастаах» - первая экспедиция такого масштаба, осуществленная Чокурдахской средней школой на базе кружка «Познай свой край родной». Кружок получил Грант на проведение исследовательских работ по программе «Леса Якутии» Сети Общественного Экологического Мониторинга Республики Саха. Однако денежных средств Гранта для проведения экспедиции было недостаточно, поэтому были привлечены организации для решения некоторых вопросов. В первую очередь откликнулась Улусная инспекция охраны природы в лице Стрюковой Т.Г., которая не только помогла решить многие вопросы как метериального, так и финансового характера, но и привлекла сотрудников УИОП для участия в экспедиции. В дело посильно включилось Улусное Управление Образования, которое изыскало средства на продукты питания и оплату работы руководителя.

Наименование экспедиции: экологическая экспедиция «Кусаган Мастаах»

Место назначения: речка Кусаган Мастаах, западный склон г.Ат-Хая, участок леса с самыми древними лиственницами мира, обнаруженными на Земле Красноярской экспедицией леса.

Маршрут экспедиции: п.Чокурдах-п.Похвальный (заброшенный)-речка Кусаган Мастаах – п.Похвальный – п.Чокурдах

Движение по маршруту: из п.Чокурдах до п.Похвальный – на т/х «Ураган», из п.Похвальный до п.Чокурдах – на т/х «Касатка», из п.Похвальный до места назначения – пешим способом.

Цели экспедиции:
1.Начало мониторинговых наблюдений леса с лиственницами - долгожительницами.

2.Исследовательские работы по изучению леса, отдельных деревьев.

3.Установление биоразнообразия (представителей флоры и фауны) леса.

4.Развитие у детей экологической культуры через вовлечение их в различные виды деятельности по изучению и охране уникального лесного биоценоза, вовлечение их в природоохранную деятельность.

5.Привлечение общественности к проблеме сохранения лесов, произрастающих на мерзлоте.

6.Сбор материала в целях создания в месте произрастания лиственниц-долгожительниц Памятника Природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

ПО

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Кусаган Мастаах»

Выполнил:

Учитель географии Чокурдахской

Средней школы

Портнягин П.А.

ЧОКУРДАХ

Наименование экспедиции : экологическая экспедиция «Кусаган Мастаах»

Место назначения : речка Кусаган Мастаах, западный склон г.Ат-Хая,

участок леса с самыми древними лиственницами мира, обнаруженными на Земле Красноярской экспедицией леса.

Маршрут экспедиции : п.Чокурдах-п.Похвальный (заброшенный)-речка Кусаган Мастаах – п.Похвальный – п.Чокурдах

Движение по маршруту : из п.Чокурдах до п.Похвальный – на т/х «Ураган»,

из п.Похвальный до п.Чокурдах – на т/х «Касатка», из п.Похвальный до места назначения – пешим способом

Цели экспедиции : 1.Начало мониторинговых наблюдений леса с

Лиственницами - долгожительницами

2.Исследовательские работы по изучению леса, отдельных деревьев

3.Установление биоразнообразия (представителей флоры и фауны) леса

4.Развитие у детей экологической культуры через вовлечение их в различные виды деятельности по изучению и охране уникального лесного биоценоза, вовлечение их в природоохранную деятельность

5.Привлечение общественности к проблеме сохранения лесов, произрастающих на мерзлоте

6.Сбор материала в целях создания в месте произрастания лиственниц-долгожительниц Памятника Природы

Экспедиция «Кусаган Мастаах» - первая экспедиция такого масштаба, осуществленная Чокурдахской средней школой на базе кружка «Познай свой край родной». Кружок получил Грант на проведение исследовательских работ по программе «Леса Якутии» Сети Общественного Экологического Мониторинга Республики Саха. Однако денежных средств Гранта для проведения экспедиции было недостаточно, поэтому были привлечены организации для решения некоторых вопросов. В первую очередь откликнулась Улусная инспекция охраны природы в лице Стрюковой Т.Г., которая не только помогла решить многие вопросы как метериального, так и финансового характера, но и привлекла сотрудников УИОП для участия в экспедиции. В дело посильно включилось Улусное Управление Образования, которое изыскало средства на продукты питания и оплату работы руководителя.

Экологическая экспедиция «Кусаган Мастаах» организована Чокурдахской средней школой по Гранту «ЭЙГЭ» при содействии Аллаиховского УУО и Аллаиховской ИОП

Обязанности сторон по организации экспедиции

Чокурдахская средняя школа

УУО

ИОП

  • набор учащихся
  • назначение руководителя
  • воспитательная, познавательная и исследовательская деятельность
  • средства Гранта
  • утверждение руководителя
  • обеспечение питанием
  • оплата работы руководителя
  • расходы на транспорт по маршруту Чокурдах-Похвальный-Чокурдах
  • обеспечение питанием (для своих участников)
  • обеспечение связью (рация)
  • предоставление проводника, повара
  • обеспечение палатками
  • научно-методическая литература

Структура и состав экспедиции

  1. Березкин Илья Портнягин П.А. Стрюкова Т.Г. Казак Л.С. 1. Стручков К.К.-инспектор
  2. Горохов Алеша Стрюков И.С. ГИМС
  3. Казак Эльвира 2. Черемкин Афоня-
  4. Федоров Саша учащийся Оленегорской
  5. Уваровский Вова средней школы
  6. Сыроватский Ваня
  7. Амонов Руслан
  8. Петров Дима

Краткое описание работы

Во время отчетного времени были проведены следующие виды работ:

  1. Подготовительный период:

а) подготовка материальной базы, оборудования экспедиции;

б) информация об экспедиции (маршрут, цели и т.д.).

в) инструктажи по ТБ и ППБ, уроки оказания первой мед. помощи; закупка продуктов;

  1. Период собственно экспедиции:

а) УИОП (Стрюкова Т.Г.) предоставляет транспорт для заброски участников экспедиции в п.Похвальный; расстояние по реке Индигирка 180 км;

б) из п. Похвальный 4 дня пешего хода до места произрастания лиственниц долгожительниц;

в) изучение леса;

г) первичная обработка собранного материала;

д) установка информационных аншлагов.

е) до п.Похвальный 2 дня пешего хода;

ж) УИОП предоставляет транспорт для возвращения экспедиции.

  1. Период после экспедиции:

а) окончательная обработка материала;

б) оформление учащимися отчетов;

в) оформление гербария;

г) участие в общешкольной экологической конференции;

Темы лекций, бесед

  1. Глобальные проблемы человечества. Глобальное потепление климата Земли, ее причины, последствия.
  2. Лес как естественный биогеоценоз. Типы лесов.
  3. Происхождение жизни на Земле, гипотезы.
  4. Экологические факторы, ее действия.
  5. Лесные пожары, причины, последствия.
  6. Почвы Аллаиховского улуса.
  7. Животные Аллаиховского улуса: - млекопитающие

Птицы

Рыбы

  1. Лиственница как представитель семейства сосновых (Pinaceae Lindl)
  2. Лиственницы Якутии.
  3. История обнаружения лиственниц-долгожительниц в Аллаиховском улусе.
  4. Из отчета экспедиции Красноярского института леса.
  5. Профориентационная работа: - учебные заведения биологических направлений

Профессии биологических направлений

Профессия - эколог

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

территории леса для полевых работ между группами учащихся

  1. Левое крыло: Березкин Илья

Черемкин Афоня

2. Центр: Федоров Саша

Амонов Руслан

Петров Дима

3. Правое крыло: Уваровский Вова

Сыроватский Ваня

Маршрут «гербарийщиков»: Казак Эльвира

Горохов Алеша

ИЗМЕРЕНИЕ

показателей лиственниц

Д1, Д2…Дn – порядковый номер дерева

О1 – окружность ствола дерева у основания

О2 – окружность ствола на H=1,5м (уровень груди)

h1 – высота до первой ветви

h2 – высота дерева

h3 – глубина залегания мерзлоты

С – (нач. слова «сухой») верхушка сухая

S – расстояние до ближайшего дерева

В – длина ветви на h = 1,5м

II - дерево «раздваивается»

III - дерево «растраивается»

Данные заносятся в таблицу

Дерево

(см)

(см)

(см)

(м)

(см)

(см)

(м)

Примечание

Этап 2

Постэкспедиционный

Окончательная обработка материала

Оформление учащимися отчетов;

Выступление (публикации) через СМИ;

Участие на общешкольной экологической конференции, ежегодно проводимой ЧСОШ.

Нами УСТАНОВЛЕНО, что

  1. Площадь леса с лиственницами-долгожительницами составляет 750 км 2 .
  2. Древостой разновозрастный.
  3. Средняя плотность деревьев составляет 52 дер/100 м 2 .
  4. Плотность деревьев различна на разных участках леса: а) в центре в среднем 64 дер/100 м 2 ; б) по периферии от 45 (выше по склону) до 55 дер/100 м 2 ;
  5. Приблизительное количество деревьев 480.000 экз. (вычислено методом экстраполяции).
  6. Средний диаметр ствола деревьев на уровне h = 1,5 м составляет 26 см.
  7. Средняя высота деревьев 5,2 м (от 2,1 до 7,4 м).
  8. Средняя глубина залегания многолетней мерзлоты 21 см.
  9. Нижние ветви (сучья) в абсолютном большинстве случаев отмершие.
  10. 62% деревьев имеют сухую вершину.
  11. 17% деревьев «раздваивается», 4% - «растраивается», вероятно вследствие отмирания или повреждения верхушки в раннем возрасте.
  12. Деревья произрастают друг от друга в среднем на расстоянии 3,2 м (от 1,8 до 5,8м).
  13. Сомкнутость не более 0,3.
  14. Старшее поколение деревьев имеют кору с глубокими трещинами.
  15. Состояние молодых деревьев (подроста) хорошее, хотя многие (21%) имеют раздвоенные вершины.
  16. Подроста больше по периферии леса.
  17. Корневая система деревьев распространяется на относительно большой площади – в среднем примерно на 6 м 2 .
  18. Антропогенное влияние незначительно. Обнаружены пни деревьев (2 шт.), срубленных топором, вероятно, в зимнее время, т.к. высота пней 0,8 и 1,2 м, что соответствует высоте снежного покрова.

КРИТЕРИИ ОТБОРА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЭКСПЕДИЦИИ

Для участия в экологической экспедиции отбираются учащиеся:

  • на основе добровольности.
  • достигшие 12-летнего возраста (7 класс и старше).
  • проявившие устойчивый интерес к биологическим наукам, исследовательской деятельности.
  • не имеющие противопоказаний врачей для совершения марша.
  • с согласия родителей.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ-УЧАСТНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Учащиеся имеют право:

  • на бесплатный проезд по маршруту Чокурдах-Похвальный и обратно.
  • на бесплатное питание на весь период экспедиции.
  • на пользование необходимым оборудованием (кроме особо ценных и опасных для здоровья).
  • избирать и быть избранным в органы самоуправления экспедиции.
  • принимать участие в обсуждении возникших вопросов, проведении мероприятий, вносить свои предложения.

Обязанности учащихся:

  • строго соблюдать ТБ и ППБ.
  • соблюдать внутренний распорядок в лагере, движении по маршруту, при полевых исследованиях.
  • бережно относиться к природе, оборудованию.
  • ответственно выполнять распоряжения и указания руководства.
  • следить за своим здоровьем, соблюдать личную гигиену.
  • уважать достоинство и мнение других участников экспедиции.

ДЕЖУРСТВО В ЛАГЕРЕ

Дежурные назначаются на 1 день. Старший дежурный назначается из числа взрослых, а дежурные (2 чел.) – из учащихся. В день дежурства дежурные освобождаются от занятий.

Обязанности старшего дежурного:

  • берет общее руководство над дежурными.
  • отвечает за своих дежурных.
  • в отсутствие в лагере руководителя экспедиции отвечает за порядок в лагере, за жизнь и здоровье учащихся.
  • разжигает костер, соблюдая ТБ и ППБ.
  • в день дежурства следит за расходом продуктов.

Дежурные обязаны :

  • следить за чистотой в лагере.
  • следить за костром, соблюдая все правила ТБ и ППБ, не отходить далеко от костра.
  • помогать повару в приготовлении пищи.
  • для своевременного приготовления пищи подготовить дрова, воду.
  • обо всех ЧП немедленно докладывать Старшему дежурному и руководителю экспедиции.

График дежурства

Дежурные

26.6

27.6

28.6

29.6

30.6

Портнягин П.А.

Уваровский Вова

Сыроватский Ваня

Казак Л.С.

Казак Эльвира

Горохов Алеша

Стрюкова Т.Г.

Амонов Руслан

Петров Дима

Стручков К.К.

Березкин Илья

Федоров Саша

РЕЖИМ ДНЯ ЛАГЕРЯ

Время

Мероприятие

7.00

8.00

8.10-8.30

8.30-8.50

8.50-9.10

9.10-9.20

9.20-9.30

9.30-13.00

13.00-13.20

13.20-13.30

13.30-14.30

14.30-19.30

16.20-16.30

19.30-19.50

19.50-20.00

20.00-21.00

21.00-22.00

22.00-22.15

22.15-23.00

23.00

Подьем дежурных, повара.

Подьем Лагеря.

Зарядка

Утренний туалет

Завтрак

Мытье посуды

Инструктаж по ТБ и ППБ, уточнение задач на день

Занятия согласно плана дня

Обед

Мытье посуды

Послеобеденный отдых

Занятия согласно плана дня

Полдник

Ужин

Мытье посуды

Личное время

Разбор и анализ проделанного за день, обработка материала, заполнение дневников

Постановка задач на следующий день

Вечерний туалет, подготовка ко сну

Отбой Лагеря

22.15-22.30

Сдача-прием дежурства

В целях безопасности для здоровья, в связи с высокой температурой воздуха (24-28 0 с) и сложностью маршрута, на собрании участников экспедиции приняли решение об изменении времени суток движения. В связи с этим разработано новое «Распределение времени при совершении марша»:

Прием пищи

Мытье посуды

Разборка лагеря, упаковка вещей и имущества

Инструктаж по ТБ и ППБ, уточнение задач и маршрута движения

Выдвижение по маршруту

Движение

Прием пищи

Движение

Разбивка лагеря

Прием пищи

Мытье посуды

Уточнение задач на следующий день

Личное время, туалет, подготовка ко сну

Отбой Лагеря

При движении отдых через 20-30 мин в зависимости от сложности маршрута.

Руководитель экспедиции: Портнягин П.А.

Памятка «Что должно быть в рюкзаке»

  • средства личной гигиены (полотенце, мыло, зубная паста, зубная щетка)
  • средства защиты от комаров (дэта, накомарник)
  • ручка, карандаш, блокнот
  • сменная одежда
  • кроссовки (легкие ботинки, кеды)
  • спальный мешок
  • посуда (кружка, ложка, миска)
  • нож перочинный (складной)
  • нитки, иголка, резиновый клей
  • фляжка

Примеч .: Обувь для экспедиции - болотные сапоги; если имеются-фотоаппарат, небольшой бинокль, книга для отдыха.

Информационные щиты (аншлаги), которые мы установили

Перетягиванию палки и бегу на 100 метров

  1. Абсолютный чемпион лагеря по борьбе «Хапсагай» - Сыроватский Ваня.

Приз – банка сгущенного молока

  1. Абсолютный чемпион лагеря по перетягиванию палки – Березкин Илья.

Приз – видеокассета

  1. Бег на 100 метров:

I место - Сыроватский Ваня, приз – черная ручка

II место - Березкин Илья, приз – красная ручка

III место – Федоров Саша, приз – коричневая ручка

  1. Приз зрительных симпатий, за волю к победе – Амонов Руслан

Возникшие проблемы, погрешности в реализации программы экспедиции

  1. Для пути до места назначения нами было затрачено 4 дня, вместо двух запланированных. Из-за этого на изучение леса оставалось 2 дня, вместо четырех запланированных. Причины: а) из-за «устаревшей» карты маршрут был проложен с погрешностями (неточно); б) не рассчитали вес поклажи – тяжесть значительно уменьшила скорость движения, участники экспедиции уставали. Пути решения – маршрут исправлен с точностью до 10м, вес поклажи установлен в пределах max=25 кг (в среднем 20 кг в зависимости от массы участника).
  2. Сильно мешали в ходе всей экспедиции комары, высокая температура воздуха. Пути решения – экспедицию целесообразно проводить сразу после ледохода, когда нет комаров и прохладно.
  3. Конструкция палаток (отсутствие окон, или вентиляционных отверстий) не позволяла полноценно отдыхать при высокой температуре воздуха – в палатках становилось душно. Пути решения – сделать окна в двух противоположных стенках палаток.
  4. На весь период экспедиции не хватило мази «дэта» (последняя мазь закончилась на обратном пути). Решено в следующий раз установить норму на каждого человека 3 тюбика (бутыли). Желательно приобретать «комаринки» отечественного производства.

“Горный Алтай-2006”

Экспедиция проекта «» РОФПНиОП «Фонда биологических исследований» (Биологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва) была проведена на побережье Телецкого озера с 17 июля по 1 августа 2006 г.

Начальник экспедиции – преподаватель биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, канд. биол. наук К.В.Неверов.

В составе экспедиции находились 33 школьника, 2 практиканта, 4 вожатых отрядов и 11 инструкторов, включая начальника экспедиции.

Целью экспедиции являлось ознакомление интересующихся школьников с уникальной природой Горного Алтая и Телецкого озера. Данная экологическая экспедиция была проведена в рамках Всероссийских проектов летнего образовательного отдыха детей «Молодежные образовательные экспедиции » и « Мир увлеченных » , осуществляемых “Фондом биологических исследований” в течение 10 лет. Проект является частью программы гармоничного развития личности подростков, направленной на формирование экологического (в широком смысле) мышления через тесный контакт с миром живой природы. Эта программа в конечном виде призвана содействовать воспитанию в детях чувства ответственности, как за себя, так и за окружающий мир.

В ходе проведения экологической экспедиции “Горный Алтай-2006” были решены следующие конкретные задачи:

Задачи экспедиции

Развертывание полевого лагеря на побережье Телецкого озера в районе кордона Беле. Обеспечение необходимых условий для проживания, бытовых удобств, организация снабжения дровами и питьевой водой. Организация энергоснабжения (электрогенератор, солнечные батареи).

Организация полевых лабораторий (микробиологической, ботанико-зоологической, энтомологической) и водолазной станции в месте размещения лагеря.

Обучение школьников основам лесного, горного и водного туризма, а также основам техники безопасности во время выходов в тайгу.

Проведение теоретических и практических занятий с детскими группами по соответствующим направлениям, предусмотренным программой экспедиции.

Организация ознакомительных однодневных походов по Белинской террасе и на горный солонец; проведение практических занятий по геоботанике и энтомологии во время походов.

Проведение длительных (одно- и двухдневных) походов на побережье Кыгинского залива (кордон Чири) и в высокогорную зону (озеро Чири).

Обучение участников экспедиции основам подводного плавания с аквалангом как инструмента познания подводного мира Телецкого озера.

Проведение в детских группах психологических тренингов сплочения и психокоррекционной работы.

Лагерь экологической экспедиции был расположен в районе кордона Беле в южной части Телецкого озера. Первоначально лагерь располагался на верхней (Белинской) террасе (3 дня), затем – на побережье озера в районе причала кордона Беле. Вопросы размещения лагеря, организации быта участников, а также соблюдения санитарно-экологических норм решались во взаимодействии со старшим госинспектором И.Е. Анисимовым.

Теоретические и практические занятия проводились в группах (отрядах) детей по 8 человек. Каждому отряду придавался сопровождающий (вожатый) из числа взрослых участников экспедиции. Проводились и спаренные занятия для двух отрядов (например, геоботаника и энтомология), обычно сопряженные с длительными выходами (на полдня и более) за территорию лагеря. В программе экспедиции были как биологические курсы (ботаника, микробиология, энтомология), так и вспомогательные (туризм, подводное плавание и др.). Каждое занятие имело свою тему и, как правило, практическую часть.

Геоботаника и ландшафтоведение.

Гидробиология. Водная фауна и флора бассейна Телецкого озера.

Полевая микробиология.

Энтомология.

Основы туристической подготовки .

Медицинская подготовка.

Фото- и видеосъемка.

Подводное плавание.

Досуговые и культурные мероприятия.


Заключение.

Детская экологическая экспедиция “Горный Алтай-2006” прошла в целом успешно. Удалось решить практически все поставленные руководством ФБИ задачи. Для оптимизации проведения экспедиции следовало бы с первых дней пребывания расположить лагерь у береговоой зоны. Это связано с наличием в программе «водных» дисциплин (подводное плавание, водный туризм, гидробиология).

Часть курсов не удалось провести на 100% как из-за организационных трудностей (потеря времени на перемещения лагеря), так и из-за сложных погодных условий (частые дневные дожди, волнение на озере). По мнению штаба экспедиции, более удобным местом для проведения экспедиции было бы побережье Кыгинского залива (кордон Чири). Во время похода туда нами был обследован участок побережья в районе кордона Чири, очень удобный для стоянки и способный вместить экспедицию численностью 40-50 человек.

В целом правление «Фонда биологических исследований» положительно оценивает итоги экологической экспедиции «Горный Алтай-2006» и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество с руководством Алтайского Государственного заповедника в области детского экологического образования и охраны дикой природы.

Заключительное мероприятие XXI экспедиции «Начни с дома своего» прошло в начале недели, 20 августа, в конференц-зале Минприроды Алтайского края - организатора экспедиции, куда юные экологи прибыли с последней точки маршрута этого года - Бийска.

За каждым проведенным в экспедиции днем интересующиеся могли наблюдать на официальных сайтах Правительства Алтайского края, Минприроды, Общероссийского народного фронта, Общественной палаты края, при поддержке которых прошла экспедиция, а также на информационном интернет-портале «Природа Сибири». В этом году ребята охватили экологическими акциями Сибирский федеральный округ.

Накануне отчетного выступления ребята выступили со своей программой в детском лагере «Лесная сказка» под Бийском, потом репетировали на базовой стоянке, работали с дневниками, создавали историю экспедиции в рисунках, чтобы передать встречающим эмоции от двухнедельной экспедиции. В зале разместились фотолетопись экспедиции-2018, созданная в дороге, плакаты, буклеты, календари и издания экологической тематики.


За одним круглым столом собрались представители исполнительной власти, депутаты, руководители учреждений культуры, экологического образования и просвещения, научно-образовательных учреждений и общественных организаций.

Мероприятие начал идейный вдохновитель и бессменный руководитель движения «Начни с дома своего» Сергей Иванович Малыхин , задав тон выступления агитбригады. По-детски простыми и по-взрослому наполненными словами: «я просто очищала школьный сад», «я просто спасла птенца», «я просто садила цветы», «я просто кормила птиц зимой», «я просто очищала берега Алея» команда «Орлята» начинала каждое свое выступление в этом году.


Командный дух отчетливо ощущался в каждой песне, в каждом стихотворении и высказанном впечатлении о прожитых в полевых условиях 14 днях и ночах. В песнях под гитару «Дело есть дело», «Изгиб гитары желтой», «Детство», «Ты, да я, да мы с тобой», «Перевал» многие узнавали светлое время школьных походов студенческих отрядов. Ребята исполнили гимны СФО («Сибирский Федеральный») и экологического движения «Начни с дома своего», авторскую песню, написанную командой экспедиции в 2014 году «Парусят наши куртки крылато».


Первые дни

Как отметил Сергей Иванович, самые важные дни в экспедиции - это первые. Помогают организовать совместную работу ребята, которые неоднократно бывали в экспедиции, их ласково называют «старичками».

Рублев Александр : «Мне 17 лет, я из Третьяковского района. Больше всего мне запомнились первые дни экспедиции, которые прошли в лагере «Экосапиенс» на Бердском водохранилище - потому что мы столкнулись с первыми трудностями, но постепенно со всем справились. В экспедиции мне больше всего дарит радость помогать ребятам, петь с ними песни, выступать».


Сергей Иванович представил команду педагогов, которые помогали ребятам освоиться в новых для себя условиях. С агитбригадой девятый год работает учитель немецкого языка Староалейской школы №1, член Общественной палаты края Виктор Майзенгельтер , ставший фактически заместителем начальника экспедиции. Каждый год с экспедицией ездят педагоги Алтайского краевого детского экологического цента - на этот раз Валентина Ивановна Мещерякова и Людмила Евгеньевна Параскун . Большая работа ложиться на волонтёров, помогающих в хозяйственной части - это студенты географического факультета АлтГУ Дмитрий Григоренко и Светлана Агафонова , а также Наталья Лебедева из педагогического университета. Журналисты газеты «Природа Алтая» Елена Панфило и Ирина Шильреф на протяжении двух недель описывали все события экспедиции. А за здоровьем группы следила медицинский работник из Кулунды Наталья Викторовна Буданова .

Сами ребята охотно делились своими впечатлениями от экспедиции, многие стали частью команды «Начни с дома своего» впервые.

Татьяна Бирюкова: «В экологической экспедиции я в первый раз. Это движение подарило мне возможность путешествовать по городам Сибири, посещать интересные места, а также изучать взаимодействие сибирских городов. Говорят, что мы дети потерянного поколения, мы здесь, чтобы доказать обратное. Мы делаем то, что другим лень, на что другие не обращают внимания, хотя это не требует больших усилий. Я хочу вам сказать: наслаждайтесь, изучайте и сохраняйте то, что окружает вас».

В течение двух недель ребятам приходилось постоянно преодолевать себя. Через преодоление общих трудностей ребята стали настоящей командой.

Иван Никитенко: «Мне 14 лет. Это моя первая экспедиция. Благодаря ей, я понял, что никогда и ни при каких условиях нельзя сдаваться. Если что-то не получается - нужно пробовать еще, еще и еще. До тех пор, пока не получится. Я понял, что я могу - всё!»

Сергей Иванович поделился историей, когда, приступив к уборке берегов реки Томь в Кемеровской области, ребята оказались под дождём, но продолжили экологическую акцию.

«Эта история стала той точкой, которая бывает в жизни каждого человека и в жизни каждой экспедиции. Это был тот «перевал», который надо было пройти», - отметил руководитель.


Вслед за своим руководителем ребята подтверждают, что именно с этого момента ощутили небывалое сплочение.

Майя Казанцева : «Я из Барнаула, и это моя первая экспедиция. Мы побывали в четырех регионах. Из всех мест больше всего мне полюбился Кузбасский ботанический сад за его липовую аллею, коллекцию бадана, смотровую площадку с видом на реку. Мне показалось, что именно там мы стали командой, когда, несмотря на дождь, мы убирали мусор на берегу Томи. Так что это место стало для меня родным».

Программа

Сергей Иванович рассказал о распорядке дня юных экологов: утро начинается с зарядки, день наполнен содержательной работой - заполнение дневников, посещение культурных объектов, заложенных в программу, проведение экологических акций, репетиции выступлений, заготовка дров, вечерний костер, приготовление еды на огне. Каждое занятие не случайно в экспедиции, например, кроме привития практических навыков жизни в полевых условиях и формирования экологической культуры, ребят учат писать, связно излагать свои мысли на бумаге, пробуждая тем самым интеллектуальную деятельность.

В этом году, как и в последние несколько выездов, маршрут выстраивали по принципу дополнения: в Академгородке посетили геологический музей, где показали саркофаг, в котором была захоронена принцесса Укока. А в Республике Алтай, в музее Анохина, удалось попасть в зал, где в настоящее время хранится древняя сакральная мумия. Таким образом - в двух разных точках получили информацию, проанализировали, обобщили и составили разноплановое представление знаменитой находке археологов начала 90-х гг.

В экспедиции четко распределены роли и каждый знает свою.

Данил Лебедев: «Я являюсь волонтером из Третьяковского района. У каждого из членов экспедиции есть своя роль. На мне лежит ответственность за костер, теплую баню и дрова. Экспедиция - это семья, поскольку каждый знает свою роль в ней. Спасибо большое всем руководителям и участникам - я вас не подведу».

На каждой остановке на переездах от точки к точке ребята убирали мусор на территории вокруг себя, ведь на этих местах останавливаются и туристы, оставляющие после себя «следы».

Виктор Лапоногов: «Я живу в Каменском районе. В экоцентре занимаюсь пятый год и это моя третья экспедиция. Рассмотрим ситуацию: однажды вы соберётесь в лес, чтобы послушать птиц, набрать грибов или посидеть на берегу озера. И что вы видите? Пакеты на деревьях, бутылки в кустах. Сейчас это называется «отдохнуть на природе». Так было на берегу Томи в Кемерово и на озере Уткуль в Бийске до нашего приезда. Мусор в таких местах не просто некрасиво, а очень опасно для почвы, воды, леса. Поэтому я прошу вас: в следующий раз, когда вы пойдете в лес, возьмите с собой хотя бы маленький пакетик, чтобы убрать тот мусор, который встретится вам на пути. Ведь нужно понимать, что мы тоже часть природы и должны о ней заботиться».

Планы на будущее и соратники


В этом году ребята посетили много музеев: Центральный Сибирский геологический музей Института геологии и минералогии СО РАН, музей истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН, Музей Солнца в Новосибирской области; Историко-этнографический музей Беловского района «Чолкой», музей-заповедник «Красная Горка» в Кемеровской области; музей имени Виталия Бианки в Бийске; Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина в Горно-Алтайске. Параллельно собирали информацию для нового интересного туристического маршрута «Сибирь музейная», который и станет основой экспедиции следующего года.


Кроме музейных экспонатов впечатление на ребят произвел Бачатский угольный разрез. Его масштаб позволяет осознать всю мощь человека, которая может быть направлена как на разрушение природы, так и на ее восстановление. В Кузбасском ботаническом саду ребята научились проводить правильную обрезку деревьев, помогли с прополкой саженцев.

В Новосибирске встретились с организацией «Юные экологи Сибири» (единственная в городе, она создана по инициативе и помощи движения «Начни с дома своего»), с представителями Минприроды области и дирекции ООПТ.

В Бийске юных экологов встретил главный специалист отдела регионального экологического надзора по Бийскому округу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Владимир Степанов . Новый экспедиционный лагерь установили на базе отдыха Уткуль недалеко от Бийска. Больше своё местоположение участники экспедиции не меняли, а шесть дней совершали выезды в соседние районы и города. Это особенность маршрута этого года - акцент на работе на территории края. Ребята посетили детский оздоровительный лагерь «Лесная сказка», провели экологическую акцию на берегу озера Уткуль, где базировался их палаточный лагерь. За один час юные экологи собрали 25 мешков мусора. По наблюдениям участников экспедиции, которые уже несколько лет подряд принимают участие в экспедиции, в этом году мусора было заметно меньше, как и на берегах реки Томь.

Кроме того, ребята побывали в национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина в Горно-Алтайске, познакомились с уникальными материалами археологических раскопок, коллекциями предметов быта алтайцев и русской старообрядческой культуры, историей Горного Алтая XIX века.


В Бийске в воскресный день, накануне отчетного мероприятия в Барнауле, провели широкомасштабную экологическую акцию по уборке бора от мусора, в рядах участников которой был и мэр города Александр Студеникин . Эта акция, как и другие в экспедиции, прошли в рамках проекта ОНФ «Генеральная уборка».

Дисциплина - в первую очередь

Появление ребят экспедиции на встречах с общественными организациями, с ветеранами, юными спортсменами всегда сопровождалось выступлением агитбригады. Каждого нового человека ребята посвящали в свои ряды, повязывая зеленый галстук.

Анастасия Бойко обратилась к присутствующим с такими словами:

«Я из Третьяковского района. В экспедиции второй раз. Год назад я бы и не смогла представить, что 35 человек могут стать реальной силой. Мы - за защиту окружающей среды. Мне приятно, когда наши идеи находят отклик. В каждом регионе к нам присоединяются новые люди: в Новосибирске это «Юные экологи Сибири». Нас поддерживают доктора наук, профессора, министры, депутаты Государственной Думы. Надеюсь, нас поддержите и вы».

Также в Бийске после прошлой экспедиции открыта общественная организация «Начни с дома своего». По словам Малыхина С.И., на октябрь запланирована встреча с мэром Александром Петровичем Студеникиным и педагогами для проработки дальнейших совместных планов.

Жесткая дисциплина, которую поддерживает в рядах участников экспедиции Сергей Иванович - совершенно оправданная обстоятельствами мера, отработанная на практике не один год, благодаря чему удается держать ситуацию на контроле и возвращать участников экспедиции в целости и сохранности. За 21 год экспедиций - ни одной серьезной травмы! Как ни удивительно, такая напряженная работа, в том числе по самоорганизации, не мешает ребятам ощущать всю прелесть детства.

Что же заставляет детей ехать в экспедицию, ведь это полевые условия, дожди, возможно - холод, долгие часы в автобусе. Какова мотивация ребят? Вот как объясняют это сами участники - новичок и ветеран экологической экспедиции:


Татьяна Зырянова:
«Я из Алтайского района, мне 15 лет. Вхожу в команду «Борцы экологического движения». Я очень много работала, поэтому попала в экспедицию. Здесь познакомилась с новыми людьми, нашла единомышленников, завела друзей. Узнала много о себе и своих возможностях. Познакомилась с такими проблемами как избыток пластика и других отходов, жестокость по отношению к животным. У меня есть кошка Екатерина и собака Рекс, я их очень люблю, поэтому не хочу, чтобы к животным относились жестоко. В экспедиции я помогала очищать берега рек и озер, а также сохранять отдельные виды животных и растений. Очень рада, что поехала в экспедицию, это была моя мечта. Я - в экспедиции!»


Светлана Водякова:
«В экспедиции я четвертый год. Она для меня - это увлекательное путешествие, которое с нетерпением жду каждое лето. Здесь мы не только находим себе новых друзей и товарищей, близких по духу, но и помогаем природе. В каждом регионе проводим экологические акции с местными жителями. Я счастлива, что снова нахожусь здесь. Для меня лето - это экспедиция!».

Воспитание патриотов

За многие годы руководства детьми в экспедиции у Сергея Ивановича сложилась четкая методика воспитательного процесса, и он охотно делится своими выводами: «Ребята способны выдерживать любые сверхнагрузки, если работа выстроена правильно. Поэтому развитие патриотизма - одна из главных составляющих экспедиции».

Стихи на патриотические темы декламировали Екатерина Карякина («Мы прошли с тобою пол-Европы»), Светлана Водякова («Алеша»), песни о войне «Последний бой» (исполнитель Настя Манакова ), «О той весне» зал слушал стоя. У многих на глазах были слезы.

В завершение выступления юных экологов слова благодарности высказали почетные гости, радеющие за продолжение развития экологического движения «Начни с дома своего», которое не имеет аналогов в России.

«Сейчас вы представляете из себя сплоченную команду. Это дорогого стоит, когда чувствуешь локоть товарища и готов вместе свернуть горы. Передайте эту силу горения своим сверстникам в школьный класс, друзьям во дворе», - напутствовал Валерий Анатольевич Елыкомов , член Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья.

Благодарственные слова в адрес руководителя экспедиции произнес Лев Александрович Коршунов , председатель Общественной палаты Алтайского края:

«Сергей Иванович нашел такую тропинку, по которой нужно идти дальше. И пусть на этом пути вам будет попутный ветер. Патриотический блок тронул до глубины души - когда поющие начинают плакать и зал вместе с ними - вот тогда и возникает чувство, которое мы называем патриотизмом».

Поддержка региона

Владимир Николаевич Попрядухин , врио министра природных ресурсов и экологии Алтайского края поблагодарил ребят за отчет в литературно-патриотическом воплощении, который «очищает души»:

«Все это время, пока ждали вас, мы испытывали постоянное чувство ответственности. Для нас большая честь встречать и видеть вас здоровыми, невредимыми, энергичными и сплоченными. В Минприроды уверены, что в вашем лице мы нашли истинных сподвижников и патриотов экологического движения. Будем рады встретиться и работать с вами в дальнейшем в профессиональном сообществе экологов».

Руководитель природоохранного ведомства выразил готовность оказывать содействие в продвижении и дальнейшем развитии данной экологической экспедиции:

«Начни с дома своего» - уникальный проект, не имеющий аналогов на территории всей страны. Мы, как специалисты-экологи, понимаем, что сегодня бережное отношение к природе должно воспитываться с малого возраста - это является залогом успешной работы по сохранению биологического разнообразия и всего того богатства, которым обладает Алтайский край. Природоохранные мероприятия были бы невозможны без системы экологического воспитания и просвещения. Именно поэтому вся экологическая общественность, научно-образовательные учреждения, органы власти поддерживают юных экологов, выступая в качестве идейных вдохновителей. Данное направление включено в государственную программу Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015 - 2020 годы» и будет проводиться, как и прежде, ежегодно. Минприроды края как организатор экологической экспедиции выступило с инициативой сделать данный проект абсолютно независимым в финансовом плане, поскольку в предыдущие периоды приходилось привлекать значительную спонсорскую помощь. Предложение поддержало Правительство Алтайского края, и в текущем году весь объем финансирования выделен из средств краевого бюджета», - отметил Владимир Попрядухин.

Существующее мнение о том, что современным детям совершенно чужды ценности предыдущих поколений, они оторваны от реальности, пропадают в интернете, им нельзя доверить сохранение культуры и природы. Сергей Иванович напомнил, что подобные опасения высказывались еще древними мыслителями четыре тысячи лет тому назад (Папирус Присса). Ребята из экспедиции «Начни с дома своего» - лучший пример того, что подрастающее поколение интересующееся, пытливое и активно познающее.

Малыхин С.И. выразил уверенность в том, что дальнейшее развитие движения должно быть связано с расширением географии проекта, с подключением других субъектов Сибири. С подобными предложениями к руководству уже обращались коллеги из Кемеровской области, Новосибирской области и республики Алтай.

В качественном плане организация процесса отточена до мельчайшей детали - дает плоды 21 год выстраивания системы не только экологического, но и эмоционального, психологического воспитания, что, безусловно, приводит ребят к личностному росту и повышает уровень экологической культуры. А это, считают участники движения «Начни с дома своего», - главное направление их работы.

Пресс-служба Минприроды АК совместно с газетой "Природа Алтая"

"Все игры и задания в проекте только с реальными предметами: воздушными шариками, камнями, землей, водой, растениями …"

Мы с моей дочкой Алисой, которой сейчас 2,2 года, участвовали в проекте «Экологическая экспедиция». Конечно, этот проект рассчитан на детей от трех лет, но мы все же решили принять участие. И не пожалели! За 5 недель проекта мы совершили 5 экспедиций и познакомились с воздухом, землей, водой, растениями и животными в рамках проблемы экологии. Правда мы с Алисой в силу ее возраста об экологии говорили мало, а просто наслаждались играми, опытами и экспериментами, а также творили в рамках проекта.

Сценарий каждой экспедиции включал список необходимых материалов, описание игр, наблюдений, опытов и экспериментов, практических и творческих заданий. Материал очень обширен и избыточен, это даже сначала пугает, поскольку совершенно не представляешь, как все это сделать с ребенком. Но этого и не требуется, мама сама решает, во что поиграть с ребенком в соответствии с его интересами.

Нам с Алисой очень понравилось участвовать в проекте. Дочке запомнились «грязные» эксперименты с водой и землей, игры с воздушными шарами, активные игры, наблюдения на прогулках. Я же была рада, что моя подготовка к играм была минимальна: я читала сценарий, отбирала задания, которые бы были интересны моей дочке в соответствии с ее возрастом, писала себе маленькую шпаргалку и собирала коробочку с необходимыми материалами.

Один из плюсов сценариев - приведена необходимая энциклопедическая информация по теме, поэтому нет необходимости дополнительно лезть в энциклопедии и интернет. Огромный плюс при подготовке – не нужно печатать море печатных материалов для занятий. В принципе принтер может вообще не понадобится, если вы можете что-то рисовать от руки. Все игры и задания в проекте только с реальными предметами: воздушными шариками, камнями, землей, водой, растениями и т.д. Для моей Алисы это было очень важно, поскольку она не любит занятия с печатными материалами.

Что еще нам запомнилось в проекте. Во-первых, в рамках проекта мы сделали календарь погоды и ежедневно наблюдали за погодой. Для Алисы это был первый опыт наблюдения за погодой, она радостно смотрела в окно и подбирала соответствующие карточки в нашем календаре. Во-вторых, творческие задания к каждой экспедиции (их можно было выполнять по желанию). Вот тут наша фантазия проявила себя. Мы сделали поделку «Музыка ветра» из макарон, игру на цвета и размеры из камней, поделку «Лес» из бросового материала, кораблики из скорлупы грецкого ореха, гербарий в стихах и лэпбук «Красная книга России». В результате нашего участия в проекте у нас сформировался музей экологии, куда вошли все наши творческие работы и поделки по проекту.

Разумеется, мы еще вернемся к «Экологической экспедиции» через пару лет, когда моя дочка подрастет, и уделим вопросам экологии основное внимание. Спасибо авторам проекта, Марине Суздалевой и Юлии Мазниной, за интересное и полезное времяпровождение с дочкой.

Доминова Татьяна и дочка Алиса (2,2 г) Санкт-Петербург