Государственная программа по развитию образования в ближайшие годы. Государственная программа по развитию образования в ближайшие годы Детским лагерям напишут новые правила

В ноябре 2017 года известный писатель, журналист и школьный учитель Дмитрий Быков выступил в Совете Федерации в рамках проекта "Час эксперта" с лекцией о том, каким должно быть современное образование. Позднее он так свое выступление: "Я преподаю не в «хорошей» школе, а в довольно трудной, куда стекаются талантливые и при этом невыносимые. Но мне случается преподавать в школах очень разных, в том числе провинциальных. Говорю с полной уверенностью: мы сегодня видим качественный рост ума, таланта и образованности в среднестатистической школе".

Вместе с тем, разница в возможностях, которые дает детям "среднестатистическая" школа в столице и в российской глубинке, порой колоссальна. В октябре 2017 года министр образования и науки Ольга Васильева на «правительственном часе» в Совете Федерации , что на сегодняшний день в 3400 российских школ туалеты находятся на улицах. В декабре прошлого года на XVII съезде «Единой России» та же Васильева привела данные , согласно которым только 16% педагогов по всей России умеют пользоваться компьютером. В статье "Школа выживания. Каково это - работать учителем в России?" , опубликованной в ноябре 2017 года в журнале "Собеседник" было подробно расписано, как так получилось, что реальные зарплаты учителей в России значительно ниже фиксируемых Росстатом. Наконец, приведу еще одну цифру: согласно исследованию Левада-центра, доля учителей, довольных условиями своей работы, в 2016/17 учебном году сократилась с 42 до 22%.

Все это говорит о том, что система нынешнего школьного образования находится в глубочайшем кризисе. Соглашусь с оценкой профессора МГИМО Валерия Соловья, так недавние вспышки насилия в школах Перми, Улан-Удэ и Челябинска: "Школа — это слепок нашего общества. Если вы живете в обществе, где много нищеты и бедности... Россия — это сейчас страна бедных, где бесправие и где люди находятся в очень плохой психической форме... То вы не должны удивляться вспышкам агрессии немотивированной. Это неизбежно будет происходить, к сожалению, с нарастающей частотой. И школа — это очень благоприятное место, потому что бесправны и ученики, и учителя. Они социально задавлены (учителя), мы это прекрасно знаем. Есть, конечно, хорошие школы, но в целом система школьная — она дефектна".

О том, что российская средняя школа нуждается в изменениях, говорил в своем Послании Федеральному собранию от 1 марта 2018 года и президент РФ Владимир Путин. По его словам, "нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху".

Естественно, что быстрее всего цифровизация школы и внедрение новых технологий обучения происходит в столице. Однако и здесь далеко не все так радужно. Известный историк и школьный учитель Леонид Кацва, в частности, на следующие проблемы: "Давайте посмотрим, чем обеспокоены учителя. Если говорить о Москве, то это будет чаще всего не зарплата, а стремительно нарастающая бюрократизация. Это будут бесконечные отчеты, это пресловутый электронный журнал - который, ко всему прочему, еще и плохо работает, особенно тот, на который обязали перейти большинство московских школ, это задачи, которые вообще не связаны с педагогической деятельностью. Например, недавно я к своему изумлению прочитал, что в одной из областей нашей родины от учителей требуют мониторить деятельность детей в социальных сетях..."

Сегодня очевидно, что даже лучшие московские школы обречены на постоянные изменения. Какие-то из них связаны с элементарным исправлением и устранением того, что мешает нормально работать учителям и учиться ученикам и обессмысливает их труд, а какие-то - с абсолютно новыми вызовами времени (появлением не только новых технологий, но и т.н. поколения Z, представители которого принципиально по-иному воспринимают мир).

На днях на персональном сайте Сергея Собянина был опубликован любопытный материал под заголовком "Московское образование. Стратегия-2025". В нем мэр столицы пишет о том, что главное сейчас — правильно организовать работу над новой стратегией образования и отмечает: "Есть простой способ загубить хорошее дело — поручить его чиновникам и экспертам. Они напишут блестящую, но изначально мертворожденную бумагу. Важно, чтобы в этой работе участвовали, прежде всего, те, кому все это воплощать в жизнь. Поэтому я попросил инициативную группу директоров школ разработать первый набросок стратегии развития образования. Затем мы опубликуем его, чтобы каждый педагог и родитель могли обсудить стратегию и высказать свои предложения. Необходимо максимально широкое обсуждение, дискуссия, проведение массового масштабного краудсорсинга — поиска и отбора самых интересных и реализуемых идей".

По комментариям к этой записи на сайте видно, что дискуссия вокруг предложений мэра уже развернулась отнюдь не формальная, и в нее всерьез включились самые разные учителя московских школ, не боящиеся называть вещи своими именами и глубоко заинтересованные в том, чтобы стратегия-2025 не лакировала проблемы, а способствовала подлинному улучшению образовательного процесса в столице.

Сегодня Москва в сфере образования является драйвером для других российских регионов. По словам Собянина, "качество знаний выпускников московских школ по всем параметрам стало в 2 раза лучше, чем было на старте в 2010 году. Это подтверждают и результаты ЕГЭ, и олимпиады, и международные исследования". Также он добавляет: "Сегодня московские школы входят в десятку лучших школ мира. Значит завтра мы должны стремиться войти в первую тройку".

Реально ли то, о чем говорится в «Стратегии-2025»? При бюджете, который имеет Москва, можно реализовать многое - было бы желание. Значимым является и следующий тезис: "Начать с поддержки учителей. Освободить педагогов от прохождения аттестации, многочасовой проверки тетрадок и прочей рутины. Помочь им освоить новые роли наставников и путеводителей детей по безбрежному морю образовательных возможностей, которые предлагает современный город. И, разумеется, достойно оплачивать учительский труд".

Эти предложения хорошо коррелируются с тем, на что жалуются сами учителя. Приведу лишь некоторые их комментарии, оставленные на сайте Собянина: «Господи, неужели проверка тетрадей наконец уходит в прошлое...»; «согласшусь с предыдущими ораторами. Учителям надо дать "свободу", не загонять их в рамки лишь людей, оказывающих услуги и всегда "защищающихся" перед родителями и себе подобными»; «я в образовании 25 лет. И никто и никогда не задумывался об учителе!» и т.д.

Сейчас о положении учителей задумались, потому что никакого прорыва в образовании не может быть, если те, кто учит детей, испытывают беспрерывные беспокойство, раздражение и стресс. Другое дело - как это всё будет реализовано на практике. Ведь сколько уже самых разнообразных стратегий было разработано и федеральными, и столичными экспертами, однако, редко какая-то из них приводила именно к тем результатам, которые в ней изначально декларировались.

Тем не менее, то, что наиболее амбициозные и современно мыслящие главы регионов начали обращать больше внимания на образование, я могу судить по Великому Новгороду. Новгородский губернатор Андрей Никитин на днях опубликовал на своей странице в фейсбуке ссылку на программу профессионального развития для педагогов Новгородской области "Преобразование" . В ней также говорится, что она "позволит педагогам внедрить передовые практики проектной деятельности в свою работу, стать признанными лидерами в этой сфере в своих образовательных организациях".

Понятно, что оценку и Собянину, и Никитину, и другим губернаторам, внедряющим новые подходы в образовательную среду, в данном случае должны поставить сами учителя и выпускники. А то несмотря на все благие пожелания, обучение кадров, разработку стратегий и программ, даже увеличение финансирования и проч., суровая действительность может заявить о себе самым неожиданным образом. Как говорит тот же Дмитрий Быков в уже упомянутом мной интервью: "Россия исправно продолжает рожать гениев, только приспособить их не к чему".

Для повышения качества и доступности образования, а также комфорта и безопасности обучения школьников в 2016 году в рамках проекта «Развитие образования» начала действовать государственная программа «Школа-2025».

Актуальные проблемы системы образования

В настоящее время во многих школах Российской Федерации обучение ведется в две-три смены. Школы переполнены. Часть из них – недостаточно оснащены и пребывают в аварийном состоянии. Нехватка педагогов тоже играет свою роль.

По сведениям Росстата на 1.01.2014 года в 2–3 смены велось обучение в 24,8 % школ страны. Согласно демографическому прогнозу, количество обучающихся во вторую смену в ближайшие годы будет расти, в некоторых регионах возможен переход на трехсменное обучение. Более 15 000 школьных зданий имеют уровень износа выше 50 %.

Общая потребность в новых учебных местах до 2025 года оценивается почти в 7 389 869 мест, с учетом перехода на режим обучения в одну смену и вывода из эксплуатации зданий с высоким коэффициентом износа.

Программа предполагает строительство новых школ по современным типовым проектам, возврат в систему образования зданий, которые сейчас используют не по назначению, переоборудование и модернизацию помещений, оснащение учебных классов современными средствами обучения.

Программа «Школа-2025» – выход из сложившейся ситуации

В рамках программы будут выделены субсидии отдельным субъектам РФ для реализации намеченного плана по созданию новых учебных мест и комплектации (оснащению) школ в соответствии с современными условиями обучения.

В региональных программах освещаются цели, задачи, обоснования и сроки реализации конкретных мероприятий в муниципальных районах, содержатся графики работ, объемы и сроки финансирования. Утверждают эти программы высшие исполнительные органы государственной власти.

Председатель правительства Дмитрий Медведев сказал, что главная цель программы «Школа-2025» – «выйти» на новые современные школы, работающие по передовым стандартам, комфортно и естественно, без многосменного режима. Для этого планируется привлечь федеральные и региональные ресурсы.

Основные цели программы:

  • К 2018 году – отказ от третьей смены обучения.
  • К 2021 году – переход начальной школы и 10–11 классов на односменное обучение.
  • к 2024 году – переход на односменное обучение 5–9 классов.
  • Строительство новых школ, реконструкция и ремонт старых зданий, оснащение новым оборудованием учебных помещений.
Учиться в одну смену – это удобно и правильно, такой режим позволяет школьникам заниматься внеурочной деятельностью, посещать детские библиотеки, музеи, культурные центры, театры, туристические и другие кружки. А оснащение кабинетов по современным требованиям поможет повысить качество обучения и вывести его на высокий уровень.

Программа рассчитана на 10 лет. Общий объем ее финансирования – 2 835 863,2 млн. рублей. Оно будет обеспечено за счет:

  • средств государственного бюджета;
  • средств местных бюджетов субъектов РФ;
  • внебюджетных источников.

Ответственный исполнитель – Министерство образования и науки РФ.

Чтобы стать участником программы нужно:

  • собрать документы и подать заявку;
  • получить одобрение заявки и финансовые средства для реализации намеченных мероприятий;
  • произвести реконструкцию, ремонт, переоснащение.

В рамках программы создана координационная комиссия, цель работы которой состоит в обеспечении экспертного и аналитического сопровождения реализации мероприятий по созданию новых учебных мест и модернизации школ в субъектах РФ. Комиссия занимается:

  • рассмотрением и допуском заявок субъектов на участие в отборе на субсидирование из госбюджета;
  • оценкой заявок на соответствие требованиям;
  • выбором региональных программ для субсидирования;
  • контролем хода выполнения и результативности региональных программ;
  • анализом эффективности использования субсидий;
  • инициацией проведения проверок Министерством образования.

Компания «Ректор» предлагает комплексное оснащение кабинетов в рамках предусмотренного бюджета, в соответствии с требованиями ГОСТ и законодательно принятому перечню средств обучения и воспитания. Мы самостоятельно подбираем мебель и оборудование по индивидуальным проектам, собираем его на месте, оформляем страховку и гарантию. Сотрудничество с нами освобождает вас от необходимости искать и сравнивать предложения поставщиков, заниматься вопросами доставки и монтажа оборудования.

Об инициативе в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала сенатор Лилия Гумерова

Российское законодательство, касающееся детей, нуждается в дальнейшем совершенствовании, уверена первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре . О готовящихся изменениях сенатор рассказала на круглом столе в пресс-центре «Парламентской газеты».

Финансирование программы строительства новых школ нужно увеличить

Одним из важнейших «детских вопросов», которые находятся в поле зрения палаты регионов, является программа строительства новых школ.

15 млн школьников обучаются сегодня в общеобразовательных учреждениях России.

«Сегодня в общеобразовательных учреждениях обучаются 15 миллионов школьников, из них 1,8 миллиона учатся во вторую смену, около 80 тысяч - в третью. При этом у нас 4,5 тысячи - это деревянные школы, а в 7860 учебных учреждений требуется капитальный ремонт, - напомнила Лилия Гумерова. - А количество школьников продолжает увеличиваться. Исходя из этих цифр, по нашим расчётам, выделяемых на программу 25 миллиардов рублей в год недостаточно. Мы активно выступаем с инициативой о выделении дополнительно 10,2 миллиарда рублей на эту программу».

Опыт в подобных вопросах у членов Комитета палаты регионов по науке, образованию и культуре есть, напомнила Лилия Гумерова: «Когда реализовывалась программа создания мест в детских садах, именно наш комитет озвучил тревогу, что на каком-то этапе субъектам не были выделены необходимые средства, нас поддержала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, и в итоге деньги были доведены до регионов».

Тем не менее на этот раз добиться немедленного увеличения финансирования проекта будет непросто, признала парламентарий.

«Бюджет у нас непростой, мы это понимаем, - сказала она. - Поэтому наш комитет вышел с инициативой, чтобы программа строительства новых школ была продлена до 2030 года (в настоящее время она рассчитана до 2025 года. - прим. ред.). Но не в ущерб финансированию. То есть это не значит, что уже заложенные в программу деньги можно будет растянуть на большее количество лет».

Также сенаторы готовы поддержать некоторые предложения субъектов Федерации, касающиеся условий участия в программе.

«Одно из таких предложений касается школ в сельской местности, - пояснила Лилия Гумерова. - К примеру, сегодня условия программы не позволяют использовать деньги из федерального бюджета на строительство комплекса «детский сад - начальная школа». Сейчас это записывается как нецелевое использование средств».

Детским лагерям напишут новые правила

Не исчез с повестки сенаторов разработанный ими закон о детском отдыхе, который позволил всем лагерям России уже в этом году заработать по новым правилам.

«Однако проблемные точки, которые нужно будет отрегулировать, в том числе с помощью законодательства, в этой сфере остались, - признала Лилия Гумерова. - Прежде всего нам не хватает вариативности детского отдыха. Должны быть чётко прописаны правила работы всех типов лагерей - загородного, круглосуточного, дневного пребывания. Необходима чёткая нормативная база для каждой категории подобных учреждений».

Активно обсуждается идея о том, чтобы программа «Доступная среда» включила в себя и вопросы летнего оздоровительного отдыха.

При этом стандарты и выдвигаемые к лагерям требования должны быть едиными, добавила парламентарий.

«Когда каждый муниципалитет или регион выдвигает к детским лагерям свои требования, это неправильно», - сказала сенатор.

По словам Лилии Гумеровой, не менее насущной проблемой остаётся доступность детского отдыха.

«Один из главных вопросов здесь - где отдохнуть детям с ограниченными возможностями здоровья, - пояснила она. - Принять таких школьников могут далеко не все наши лагеря».

Как отметила законодатель, в Совете Федерации осознают, что переформатировать под удобство детей с ограниченными возможностями все лагеря страны в ближайшем будущем не получится.

«Но в каждом субъекте было бы логично создать хотя бы ряд учреждений, где такие ребята могли бы отдыхать, - сказала Лилия Гумерова. - В этой связи в обществе активно обсуждается идея о том, чтобы программа «Доступная среда» включила в себя и вопросы летнего оздоровительного отдыха».

Логичным в Совете Федерации считают и создание единого федерального реестра оздоровительных учреждений.

«Попадание в этот реестр стало бы гарантией того, что в лагере организован качественный, интересный и безопасный отдых, - пояснила сенатор. - Сейчас подобные реестры заполняются в каждом субъекте Федерации, но это не совсем правильно. Выбирая лагерь для своего ребёнка, родители не должны просматривать огромное количество ресурсов. Им нужно дать возможность войти на портал федерального реестра и получить всю необходимую информацию там - быстро и в одном месте».

Весенняя сессия - напряжённая и плодотворная

Подводя итоги весенней сессии, Лилия Гумерова назвала её «очень напряжённой и достаточно плодотворной».

«В ходе 15 заседаний было одобрено порядка 300 законов. Причём заметно повысилась законотворческая деятельность самих сенаторов - об этом говорила и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, - сказала член верхней палаты. - В Госдуму было внесено около 80 законопроектов, где мы являемся авторами и соавторами, из них 19 стали законами».

Одним из важных приоритетов в работе палаты регионов, по словам парламентария, была защита интересов субъектов Федерации.

«Очень много было сделано в плане нормотворчества именно в этом направлении, - пояснила она. - Например, именно по инициативе верхней палаты сегодня ведётся мониторинг полномочий субъектов Федерации и их финансовой обеспеченности. По итогам этого мониторинга мы выйдем на решения, которые существенно улучшат положение субъектов. Дело в том, что в настоящее время регионы очень беспокоит, что полномочий у них много, а вот финансового обеспечения не хватает».

Как отметила Лилия Гумерова, много было сделано и для того, чтобы нормативно-правовую базу, позволяющую субъектам уменьшить долю коммерческих кредитов и увеличить долю бюджетных.

«Также я бы хотела особо отметить разработанный в Совете Федерации закон о подкидышах , в соответствии с которым дети, родители которых неизвестны, будут получать социальную пенсию, аналогичную той, что получают другие сироты по случаю потери кормильца», - сказала сенатор.

«Важным и востребованным временем» парламентарий признала пакет , ужесточающих ответственность за склонение детей к суицидам.

Распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2015 года №2145-р утверждена программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016–2025 годы (далее — Программа).

Программа разработана в соответствии с поручениями Президента РФ по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года. Как отмечается в документе «необходимость реализации Программы обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для получения качественного общего образования».

По данным Росстата, которые приводятся в документе, на 1 января 2014 года в две и три смены вели обучение 10,8 тыс. школ (24,8% общего количества школ), в которых обучалось свыше 1,862 млн человек (14% общей численности обучающихся). На 1 января 2015 года в третью смену обучалось 13,27 тыс. человек.

В 482 школах 633 здания находятся в аварийном состоянии, в 6192 школах 8261 здание требует капитального ремонта, 4896 школ (11,2% общего количества школ) не имеют всех видов благоустройства. Всего в 2015 году используются свыше 9 тыс. школьных зданий с уровнем износа 50–70%, 6 тыс. – свыше 70%.

Кроме того до 2025 года численность обучающихся в школах согласно демографическому прогнозу возрастёт на 3,5 млн человек.

Для того, чтобы осуществить поставленную в Программе цель – «создание в субъектах Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения», предстоит решить такие задачи, как обеспечение односменного режима обучения в 1–11-х (12-х) классах общеобразовательных организаций и перевод обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50% и выше.

Предполагается на I этапе (2016–2020 годы) к 2018 году ликвидировать третью смену, к 2021 году перевести 1 — 4 классы и 10 — 11(12) классы на обучение в одну смену и удержать существующий односменный режим обучения, а также начать создание новых мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа.

На II этапе (2021–2025 годы) к 2025 году планируется перевести 100 процентов обучающихся из зданий школ с износом 50 процентов и выше в новые школы и обеспечить обучение в одну смену обучающихся 5 — 9 классов, удерживая существующий односменный режим обучения.

Согласно утвержденной Программе, чтобы реализовать поставленные задачи, планируется создать: на I этапе — 2816,513 тыс. новых мест в школах (1897,267 тыс. мест в городских школах и 919,246 тыс. мест в сельских школах), в том числе 2511,717 тыс. новых мест для обеспечения обучения в первую смену и 304,796 тыс. новых мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа; на II этапе — 3761,351 тыс. новых мест в школах (2533,93 мест в городских школах и 1227,421 мест в сельских школах), в том числе 2041,502 тыс. новых мест для обеспечения обучения в первую смену и 1719,849 тыс. новых мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа.

Таким образом, реализация Программы позволит создать 6,6 млн новых мест, в том числе 4,6 млн мест для обучения детей в одну смену, 2,0 млн мест для обучающихся, которые перейдут из зданий школ с высокой степенью износа в новые школы.

«Строительство новых школ планируется с использованием типовых проектов, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса, с возможностью трансформации помещений под разные виды обучения», — говорится в Программе.

На все это потребуются немалые средства. И они предусмотрены Программой. Это средства федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и привлечения внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы на 2016 — 2025 годы составит 2835863,2 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета — 1985104,2 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) — 708965,7 млн. рублей; за счет внебюджетных источников — 141793,3 млн. рублей.

Эффективность Программы будет оцениваться ежегодно путем сравнения фактически достигнутых значений целевых показателей (индикаторов) с их планируемыми значениями.

Ответственным исполнителем — координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Министр образования и науки Российской Федерации является руководителем Программы и несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение средств.