Исследование функциональной грамотности. «Формирование функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls

FUNCTIONAL LITERACY OF FUTURE TEACHERS: ESSENCE AND CONTENT

Nazira Diusheeva

ph.D., prof. Department of education and psychology ISU them. K. Tynystanov,

Kyrgyzstan, Karakol

Meder Kubatbekov

graduate student of the Department of education and psychology KSU them I. Arabaev,

Kyrgyzstan , Bishkek

АННОТАЦИЯ

В статье актуализируется проблема формирования функциональной грамотности у будущих педагогов, уточняется её содержание, описывается структура и предлагаются подходы к формулированию результатов обучения, характеризующие функциональную грамотность.

ABSTRACT

The article actualizes the problem of formation of functional literacy of future teachers, clarifies its content, structure, and suggests approaches to the formulation of learning outcomes that characterize the functional literacy.

Ключевые слова: функциональная грамотность, компетентность, результаты обучения.

Keywords: functional literacy, competence, learning outcomes.

В педагогической науке последнего десятилетия формируется направление, объектом которого становится компетентностно-ориентированное обучение, которое характеризуется интеграцией в мировое образовательное пространство; фундаментализмом и практикоориентированностью образования; изменением парадигмы знаниевой на личностно-ориентированную; непрерывностью образования, т. е. образованием через всю жизнь; здоровьесберегающим характером образования; субъект-субъектной позицией участников образовательного процесса.

В нормативных образовательных документах государственного и стратегического значения стран СНГ формирование функциональной грамотности позиционируется как одна из главных и ведущих задач компетентностно-ориентированного обучения.

Для определения содержания и структуры функциональной грамотности будущего педагога было определено взаимное соответствие таких понятий как «компетентность» и «функциональная грамотность».

Понятие «компетентность» в словаре С.И. Ожегова трактуется как «знание, осведомлённость, авторитетность в какой-нибудь области». Наиболее часто встречающаяся трактовка представлена А.Г. Бермусом : компетентность представляет собой владение личностью компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В.А. Сластёнин предлагает следующую интерпретацию: «… профессиональная компетентность учителя определяется единством его методологической, специальной и психолого-педагогической подготовки» . Особый интерес у нас вызвала интерпретация понятия «компетентность», предложенная Г.К. Селевко , согласно которой оно шире понятий «знание», «умения», «навыки», кроме того оно включает не только знаниевую составляющую, но и операционально-технологическую, мотивационно-этическую, социальную и поведенческую составляющие. А.В. Хуторский схож во мнениях с некоторыми авторами вышеуказанных дефиниций, «компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету» .

Анализ дефиниции «компетентность» показал, что наблюдается незначительный разброс мнений, в целом же данный понятийный ряд имеет свои схожести и незначительные различия, это позволяет нам уточнить трактовку в следующем изложении: компетентность – это владение человеком определённой компетенцией, позволяющей выносить суждения в определённой сфере и принимать соответствующие конкретной ситуации решения.

Анализ понятия «функциональная грамотность» путём использования метода цитирования, позволил нам прийти к выводу о том, что формирование функциональной грамотности обеспечивается с помощью внешних условий и внутренними потребностями самого студента. Личностные качества будущего педагога формируются в условиях обучения в вузе, в том числе и личностью самих преподавателей. Другим важным условием формирования функциональной грамотности является система отношений будущего учителя к себе, как к профессионалу.

Таблица 1.

Цитирование понятия «Функциональная грамотность»

Дефиниция

Источник

Функциональная грамотность – способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.

О. Бранд. Функциональная грамотность в промышленно развитых странах // Перспективы. – 1988, № 2.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, являющийся необходимой составляющей современного профессионального образования, представляющий совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучаемыми в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения типовых учебных и профессиональных задач, а также задач взаимодействия с обществом.

П.И. Фролова. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин. – Омск, 2008.

Функциональная грамотность – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом, т. е. это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении (ЮНЕСКО)

А.А. Веряев, М.Н. Нечупаева, Г.В. Татарникова. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение. – С. 15.

Функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации.

А.А. Леонтьев. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы V-ой международной научно-практической конференции в 2-х ч. – Ч. I под ред. Усачёвой – М., 2002.

Функциональная грамотность – это использование умений читать и писать в повседневной жизни. Иными словами, это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

О.В. Бабушкина. Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы: теория и практика международных исследований // электронное периодическое издание «Преемственность в образовании». – № 10. – 2016 г.: http://journal.preemstvennost.ru/

Внутреннее и внешнее в единстве определяют позицию специалиста в его профессиональной деятельности и во взаимоотношении с другими людьми.

В понятие функциональной грамотности будущего педагога мы вносим такой уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, вступать в отношения с внешней средой, функционировать и максимально быстро адаптироваться к ней. Следовательно, уточняя данное понятие, считаем, что функциональная грамотность – это совокупность профессиональных и коммуникативных знаний, умений, навыков самообразовательной деятельности, способностей владения информационными технологиями и личностных качеств специалиста, которые позволят ему достичь профессиональных результатов в профессиональной деятельности.

Различают три уровня развития функциональной грамотности специалистов, в том числе и педагогов: личностный, личностно-профессиональный и профессионально-технологический.

Личностный уровень функциональной грамотности проявляется в пригодности конкретного человека к выполнению любого вида деятельности. Он связан с оптимистическим способом мышления, позитивным мышлением, которое предполагает, что мир устроен по законам гармонии, что хороший людей больше, чем плохих, в каждом человеке есть обязательно хорошее. Стратегия оптимизма открывает новые горизонты, резервы и возможности в профессиональной деятельности. Другим важным личностным качеством педагога является умение адекватно оценивать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, принимая ответственность за свои действия и поступки на себя, а не ища причину в других людях и ситуациях. Личностный компонент ФГ представляет собой систему устойчивых личностных характеристик и стиль педагогической деятельности.

Личностно-профессиональный уровень – пригодность к выполнению педагогической деятельности. Он представляет собой деятельность по осуществлению образовательного процесса. Профессиональное развитие является естественной формой самореализации личности учителя, умении наладить взаимодействие всех субъектов образования, обеспечить развитие, воспитание и обучение учащихся.

Профессионально-технологический уровень – достаточно полное овладение знаниями умениями, навыками, современными образовательными и информационными технологиями в избранном виде деятельности, направленном на развитие учащихся.

Применительно к актуальной социальной ситуации и культурной сфере можно выделить следующие основные признаки функциональной грамотности будущего педагога: готовность к непрерывному образованию, овладению современными информационными и образовательными технологиями; способность к самостоятельному решению значительной части возникающих проблем в профессиональной сфере, к защите своих прав и ориентации в своих обязанностях; готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях для удовлетворения и развития своих духовных запросов; ориентация в научном понимании мира; обладание критическим и творческим мышлением; способность к коммуникативной деятельности в различных средах, владение яркой, убедительной и грамотной речью.

Далее, продемонстрируем процесс моделирования функциональной грамотности будущего педагога, который интерпретируется как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путём построения и изучения их моделей .

В основе формулировок показателей функциональной грамотности лежит Концепция Бенджамина Блума. Особенность её в том, что посредством прохождения 6-ти уровней мыслительного процесса формируются соответствующие знания, умения, навыки и способности, содержание которых представлено в форме активных глаголов. Таксономия Блума – это не просто схема классификации. Это попытка организовать различные мыслительные процессы как иерархию. В этой иерархии, каждый уровень зависит от способности обучающегося работать на этом уровне или уровнях, ниже его. Далее представлена таблица, которая «предлагает» готовый перечень глаголов, которые возможно использовать в формулировании результатов обучения для каждого уровня мыслительного процесса.

Таблица 2.

Результаты обучения для когнитивной сферы

Знание – способность воспроизвести или запомнить факты, не обязательно понимая их.

Систематизировать, собирать, определить, описать, воспроизвести, перечислить, проанализировать, установить, категоризировать, запоминать, назвать, упорядочить, обрисовать, представить, ссылаться, вспомнить, распознавать, фиксировать, рассказать, соотнести, повторить, воспроизвести, показать, сформулировать, табулировать, сообщить

Понимание – способность понимать и интерпретировать

освоенную информацию.

Связать, изменить, уточнить, классифицировать, построить, сопоставить, преобразовать, расшифровать, подержать, описать, провести различия, распознавать, обсудить, оценить, объяснить, выразить, подвести итог, обобщить, выявить, проиллюстрировать, указать, сделать вывод, интерпретировать, систематизировать, изложить своими словами, прогнозировать, распознать, описать, переформулировать, сделать (критический) обзор, выбирать, решать, переводить.

Применение – способность использовать изученный

материал в новых ситуациях.

Применить, оценить, рассчитать, изменить, выбрать, завершить, вычислить, построить, продемонстрировать, разработать, раскрыть, инсценировать, употребить, исследовать, проводить эксперимент, искать, проиллюстрировать, интерпретировать, манипулировать, модифицировать, эксплуатировать, организовать, применить на практике, предсказать, подготовить, создавать, соотносит, планировать, выбрать, показать, описать в общих чертах, решить, передать, использовать

Анализ – способность разбивать информацию на

составляющие

Анализировать, оценивать, систематизировать, разбить, рассчитать, категоризировать, классифицировать, сравнивать, связывать, противопоставлять, критиковать, обсуждать, вывести, провести различие, выделить, подразделить, исследовать, провести эксперимент, определить, проиллюстрировать, делать вывод, проверять, собирать сведения, упорядочить, изобразить схематически, отметить, рассмотреть, соотнести, выделить, подразделить, проверить.

Синтез – способность соединять части в целое.

Аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать, компилировать, составлять, строить, создавать, проектировать, развивать, разрабатывать, устанавливать, объяснять, формулировать, обобщать, порождать, интегрировать, изобретать, делать, управлять, изменять, организовывать, производить, планировать, подготавливать, предлагать, переделывать, реконструировать, соотнести, реорганизовать, пересмотреть, переписать, наладить, обобщить.

Оценка – способность судить о ценности материала для данной конкретной цели.

Произвести оценку, установить, аргументировать, оценить, придать значение, выбрать, сравнить, делать вывод, противопоставить, убедить, критиковать, принять решение, защищать, провести различие, объяснить, составить мнение, ранжировать, интерпретировать, судить, доказывать, определять, прогнозировать, рассматривать, рекомендовать, соотносить, разрешить (проблему).

Структурируя функциональную грамотность, нами были определены её критерии и показатели. Критерии выражены в признаках функциональной грамотности в формулировках компетенций. Показатели – в характеристиках признаков функциональной грамотности, т. е. в формулировках ожидаемых результатов обучения, которые обучающийся продемонстрирует по завершению учебного модуля.

Таблица 3.

КРИТЕРИИ

ПОКАЗАТЕЛИ

Способность к разрешению проблем в процессе познавательной деятельности.

  • знает способы разрешения проблем в процессе познавательной деятельности;
  • классифицирует конструктивные и деструктивные способы разрешения проблем в процессе познавательной деятельности;
  • аргументированно прогнозирует последствия деструктивных способов разрешения проблем в процессе познавательной деятельности.

Способность к самообразованию

  • знает пути и условия, способствующие самообразованию;
  • демонстрирует схематически / кластерно систему процессов самообразования;
  • проектирует процессы самообразования и аргументированно их интерпретирует;
  • аргументированно оценивает уровень самообразования.

Способность к конструктивному межличностному общению.

  • перечисляет и интерпретирует признаки конструктивного межличностного общения;
  • прогнозирует значимость конструктивного межличностного общения на основные виды деятельности (учение, труд, общение);
  • демонстрирует приверженность к конструктивному межличностному общению;
  • аргументированно оценивает процесс деструктивного межличностного общения.

Способность к самоорганизации и управлению временем в процессе познавательной деятельности.

  • характеризует процессы самоорганизации и описывает регламент процесса познавательной деятельности;
  • обобщает признаки самоорганизации и управления временем в процессе познавательной деятельности;
  • даёт аргументированную оценку процессам самоорганизации и управления временем согруппников, сокурсников, друзей, родных

Навык предотвращения и профилактики конфликта.

  • классифицирует конфликты;
  • перечисляет способы разрешения и профилактики конфликтов;
  • аргументированно оценивает последствия конфликтов.

Навык владения ИКТ (информационно-коммуникационными технологиями).

  • выбирает для процессов самообразования адекватные информационно-коммуникационные технологии;
  • демонстрирует путём представления презентации навыки владения ИКТ;
  • аргументированно перечисляет и интерпретирует признаки высокого, среднего и низкого уровней владения ИКТ.

Способность к самоанализу.

  • перечисляет признаки содержательного и конструктивного самоанализа;
  • демонстрирует путём графических организаторов алгоритм самоанализа и резюмирования итогов данного процесса;
  • аргументированно оценивает процесс самоанализа, перечисляя признаки, определяющие его траекторию.

Таким образом, формирование функциональной грамотности – важный процесс, способствующий профессионально-личностному развитию будущего педагога. Оценить компетенции – невозможно, но возможна оценка результатов обучения, которые характеризуют данные компетенции, т. к. они выражены в форме активных глаголов и сформулированы согласно уровням мыслительного процесса Концепции Бенджамина Блума. Данные формулировки могут послужить основой в вопросах целеполагания педагогического процесса.

Список литературы:

  1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – http:// – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www. еidos. ru / journal /2005/0910 – 12.htm (Дата обращения: 11.12.16).
  2. Большой энциклопедический словарь [Тескт]: В 2 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энцикл., 1991.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Тескт] – М.: Русский язык, 1981. – 816 с.
  4. Сластёнин В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Тескт]: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
  6. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы [Текст] // Нар. обр-е. – 2003. – № 2. – С. 60.

Бектурганова Сауле Дуйсенбековна

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. При обучении русскому языку делается акцент на текстоведение, актуализируется коммуникативный подход и учитываются особенности мультикультурной среды.

В программе по предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

  1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
  2. уметь извлекать информацию из разных источников;
  3. учиться находить и критически оценивать информацию;
  4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
  5. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
  6. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

Продуктивные приёмы работы с текстом.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы с текстом.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках. Затем организуется их мотивация, знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ постановки учебной цели на предметных уроках и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, основываясь на согласованном общем способе, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Здесь, собственно, у учащихся и формируется функциональная грамотность, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного ИУД контролирует учитель.

Например, метод дискуссий, дебатов я начинаю вводить в практику работы уже с учащимися 5 класса. В старшем подростковом возрасте предложенный метод наиболее интересен, так как способствует формированию умений вступать в контакт с любым типом собеседника и поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение.

Такой метод позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение, точку зрения, а также проводить связь с жизнью.На уроках я также использую метод проектов, защита презентаций, создание и демонстрация компьютерных презентаций, которые помогают преодолеть трудности, связанные с личностными переживаниями, чувством неловкости, неуверенности. Индивидуальная форма работы на уроках с применением приемов «Фишбоун» (рыбья кость), «Инсерт», «Трехчастный дневник», «Оценочное окно», «Синквейн» помогает учащимся интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы.

Также на своих уроках для развития функциональной грамотности учащихся использую следующие задания:

Задания на уровень «Анализ»:

  1. Работа над текстом «С кем дружить?»
  • Как вы думаете, в человеке надо стараться видеть только плохое или только хорошее? Почему?
  • Почему Алия хорошо знает, с кем ей надо дружить?
  1. Составление плана к изложению «Неутомимый Дисней»
  2. Нарисовать такую таблицу у себя в тетради, заполнить ее и проанализировать.

Знаю Хочу знать Изучил
Окончание — это
Основа- это
Корень- это
Суффикс- это
Приставка- это

  1. Ролевое чтение диалога
  2. Игра «Найди лишнее слово»:

Сад, лето, гора,вода
Сажать,лететь,горный,водный
Сажа,летний,гореть, водитель
Посадка, летом, гористый, водопад

6.Игра «Найди общее»

птица жизнь зверь

Задания на уровень «Синтез»:

  1. Работа с текстом «Многозначные слова».
    -Угадай, какое определение подходит к рисункам на стр. 26
  2. Творческая работа. Составьте текст из данных слов и выделите части слов:
    Начаться, новый, учебный, год. В, школа, начаться, занятия. Мы, изучать, история, русский язык, география, ботаника. На, уроки, мы, читать, писать, рисовать, петь. После, уроки, играть, выполнять, домашние, задания.
  1. Составьте кроссворд или ребусы с однокоренными словами
  2. Составьте диаграмму Венна.

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА…………… ФОРМА ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА

Задания на уровень «Оценка»:

  1. Конкурс на лучшего чтеца (стихотворение «После лета»)
  2. (текст о Маугли)
    — Может ли человек научиться говорить, если бы воспитывался не с людьми?
  3. Чтение текста «Когда лучше учить уроки?»
    Высказать свое мнение в форме рассуждения.

Ответ можно начать так:

А) -Я считаю, что уроки нужно учить поздно вечером, потому что…..

Б) – Я думаю, что уроки надо учить после небольшого отдыха днем, потому что…..

  1. Развитие речи. Как вы понимаете выражение: «Труд- корень всей нашей жизни». Докажите свое мнение.
  2. Выполните творческое задание. Вставьте в предложения родственные слова.
    Недалеко от нас ………….дом. Завтра ………..начнут возводить стены. На ……….площадку подъезжают грузовые машины. Дом …….. к празднику – Дню Республики.

    В этом году в акции «Одна страна-одна книга» участвовала повесть СаинаМуратбекова «Запах полыни». На внеклассном занятии я разработала следующие задания:

Разноуровневые задания на основе таксономии Блума в процессе изучения повести С. Муратбекова «Запах полыни».

Уровень1: «Знание»

  1. Назовите автора повести «Запах полыни».
  2. Расскажите, в какое время происходят события в данной повести?
  3. Назовите главного героя повести «Запах полыни».
  4. Как Аян очутился в ауле?

Уровень 2: «Понимание»

  1. Какое влияние оказывают сказки Аяна на ребят?
  2. Изложите тему и идею повести.
  3. Чем отличается Аян от деревенских мальчишек?
  4. Назовите последовательность всех событий в повести.

Уровень 3: «Применение»

  1. Что позволяет Аяну быть сильным?
  2. Каковы были тяготы войны?
  3. Что бы вы чувствовали на месте Аяна?
  4. Сочините сказку о своих одноклассниках. Какое бы место вы заняли в этой сказке?

Уровень 4: «Анализ»

  1. Какие взаимоотношения были у Аяна с другими мальчишками?
  2. Были ли у Аяна друзья?
  3. Почему Аян стал рассказывать сказки?
  4. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них.

Уровень 5: «Синтез»

  1. Почему повесть называется «Запах полыни»?
  2. Предложите свой вариант концовки повести.
  3. Представьте, что отец Аяна вернется с войны. Как изменится жизнь мальчика?
  4. Как вы представляете встречу Аяна и рассказчика?

Уровень 6: «Оценка»

  1. Предложите обложку к данной книге.
  2. Оправдываете ли вы автора за незаконченность произведения?
  3. Составьте аннотацию к произведению.
  4. Создайте рекламу для этой повести.
  5. Напишите киносценарий по этой повести.

В 10 классе на уроке литературы по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» использую такие виды заданий:

  1. Выберите понравившуюся цитату из речи героев повести и напишите небольшое рассуждение к ней, используя в нем ССП и СПП.(Задание относится к синтезу, оно требует от учащихся критического оценивания. Читатель должен понимать цитату детально и интерпретировать ее, не забывая при этом, что уже создает свой собственный текст, становясь писателем.)
  2. Написать «Трехчастный дневник» Евгений – Татьяна- комментарии учащегося.
  3. «Оценочное окно»: характеристика героев: Понял ли произведение? О чем оно? Какие черты характера близки тебе? Какие поступки героев ты бы никогда не совершил? Почему? Используя такие задания, я думаю, что учащиеся лучше поймут это произведение и смогут изученное применить и в своей жизни.

Прослушав лекции по развитию функциональной грамотности учащихся по чтению и пониманию текста и проработав их на практике, я думаю, что многие учителя изменили свой взгляд на работу с текстами, научились правильно подбирать тексты и задания к ним, которые будут способствовать развитию ЗУН у учащихся, и которые они смогут использовать и применить на практике, в жизни. Теперь я понимаю, что не настолько качественно или лучше сказать правильно ведётся эта работа у нас. Мы в большей степени работали односторонне: прочитать текст, пересказать, ответить на простые вопросы. Теперь я понимаю, что не только учителя филологи должны развивать читательскую грамотность у учащихся, но и остальные коллеги тоже должны развивать в учащихся функциональную грамотность. Ведь основная задача школы — стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.

Мои мысли по теме улучшения данного процесса:

  1. Проводить еженедельно словарную практическую работу по изучению отдельных орфограмм в русском языке, которые вызывают затруднения у слабоуспевающих учеников.
  2. Разнообразить структуру чтения литературных произведений через творческое осмысление — диалоги, эссе-рассуждение, ролевая игра.
  3. Вербальное восприятие письменной речи, проводить через оформление стендов (написание статьи, реферата).
  4. Разрабатывать задания к текстам на грамотность чтения: аналитические, информационные, позиционные, интерпретационные. Использовать таксономию Блума.
  5. Больше в своей практике использовать интерактивные методы обучения.
  6. Правильно подбирать текстовый материал, чтобы он нес в себе воспитательный характер, связь с жизнью.

1.Обоснование проекта.

Современные процессы развития Казахстана выдвигают к сфере образования республики ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально- грамотных людей. В этом плане высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.)Только через чтение ученик приобретает способность заниматься своим обучением самостоятельно (академическая мобильность), строить конструктивные взаимоотношения с людьми, сотрудничать и работать в группе.

Следовательно, на учителей, возложено большая ответственность за воспитание, обучение, развитие наших учеников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Наши педагоги дают сильные предметные знания, но не всегда могут научить применять их в реальных жизненных ситуациях.Из-за этого учащиеся не обладают достаточной способностью понимания и осмысления проблем реального мира.

В связи с этим остро встает проблема внедрения функциональной грамотности учащихся.

2. Цели и задачи проекта .

Цель проекта заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития функциональной грамотности.

1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.

2. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.

3. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.

4. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.

3.Проблемы и пути решения.

Функциональная грамотность есть характеристика, которая дается человеку, прошедшему определенный этап образования. Образование при этом рассматривается как сфера деятельности и средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности.

На формирование функциональной грамотности влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций: супертехнологизация производственных и гуманитарных процессов, глобализация процессов развития, профессионализация и систематизация деятельности, формирование рыночных социальных отношений и т.д.

Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.

По В.Н. Максимову «межпредметные умения - это «способность ученика устанавливать и усваивать связи в процессе переноса и обобщения знаний и умений из смежных предметов».

Отсюда вытекают требования и к компетентностям учителя, если он ставит задачу формирования функциональной грамотности учащихся:

    учитель сам должен обладать компетентностями, которые составляют функциональную грамотность. Только тогда учитель сможет целенаправленно использовать задания по функциональной грамотности в учебном процессе и тем более самостоятельно разрабатывать такие задания;

    учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся. А это требует педагогической компетентности, а так же требования определяют и содержание подготовки учителя, в том числе повышения квалификации учителей предметов естественнонаучного цикла.

Трудности, связанные с организацией и содержанием процесса формирования функциональной грамотности учащихся, связаны с тем, что:

    недостаточно полно определено само понятие функциональной грамотности, не учитываются изменения в понимании и содержании понятия на современном этапе развития образования;

    вследствие этого функциональная грамотность не формируется в школьной практике как целостная система, как правило, общеобразовательные учреждения работают над формированием общеучебных умений и навыков (технологический компонент), но без опоры на субъектный опыт учащихся, что не способствует развитию качеств личности, необходимых современному школьнику для успешного функционирования и адаптации в обществе (личностный компонент);

    не уделяется должного внимания формированию новых составляющих функциональной грамотности учащихся: коммуникативной, компьютерной, экологической, экономической, правовой и др.;

    выявляется недостаточный уровень профессиональной компетентности многих учителей, которые остаются приверженцами традиционного подхода к обучению и, в силу этого, не могут эффективно решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе.

Настоящее исследование обусловлено необходимостью разрешения следующих противоречий:

    между потребностью развития функциональной грамотности учащихся как условия их успешной социализации и адаптации в обществе и отсутствием у учителей готовности для решения этой проблемы;

    между назревшей необходимостью повышения профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике.

В связи с этим в образовательном процессе актуальны следующие технологии:развивающего обучения; проблемного обучения; разноуровневого обучения;проектного метода обучения; использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникативные технологии; критического мышления.

Ключевым образовательным компонентом при этом становится учебно –познавательная компетентность. Согласно Хуторскому Андрею Викторовичу, учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

Сюда входят способы организации-- целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме:

Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;

Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

Иметь опыт восприятия картины мира.

Определение содержания учебно-познавательной компетентности школьников предусматривает раскрытие сущности учебно-познавательной деятельности, при осуществлении которой собственно и проявляется данная компетентность.

Функциональную грамотность определяют как самоуправляемую деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.

4.Методологические основы проекта

Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимысовременные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления.

Например, один из модулей заданий может называться «Как узнать?». Входящие сюда задания соответствуют первой из компетенций, относящейся к методам научного познания, то есть способам получения научных знаний. В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание.

Задания «Сделай вывод» соответствует третьей компетенции и включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее

Поэтому система, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна отвечать следующим требованиям: возбуждать интерес к деятельности по их решению; опираться на знания и опыт учащихся; способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения); строиться на междисциплинарной (интегрированной) основе; быть направлена на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности; учитывать уровни развития творчества.

5.Критерии оценки эффективности обучения.

При введении данной системы обучения нужно будет отойти от стандартного метода оценивания (5бальная шкала).Так как учащиеся будут сами находить пути решения поставленных задач, их просто нельзя оценивать по устаревшей в современном мире системе. Намного целесообразнее будет уровневое оценивание.

Характеристиками уровневых показателей функциональной грамотности учащихся являются:

1) целепологание :
осознание учеником потребности и способности к самореализации;

возникновение учебно-познавательного интереса;

владение приемами самостоятельной работы;

осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;

2) планирование :
способность ориентироваться в условиях задачи;

выделение алгоритма поиска необходимой информации;

3) принятиерешения :
выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;

анализ планов деятельности;

4) выполнение :
умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.

5) оценка результатов которая проходит по критериям: не может быть допустимой, допустимая, высоко допустимая и наиболее эффективная.

6.Ожидаемые результаты .

На начальном этапе использования технологии потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это полностью окупится сформированностью функциональной грамотности, свидетельствующей об умственном развитии ребенка. Это проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.

При переходе на данный проект обучения мы сможем выйти на высокопродуктивную формулу образования во всех дисциплинах «ОВЛАДЕНИЕ=УСВОЕНИЕ +ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ», необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе

7.Ресурсное обеспечение .

Данный проект завязан на мастерстве педагога. Прежде всего, необходимо желание педагога, владеющего функциональной грамотностью, педагогическими методами, справедливого и последовательного в своих действиях, умеющего заинтересовать детей.

Информационное обеспечение: информирование педагогов, учеников, их родителей, Интернет-ресурсы, создание единого сайта для обмена опытом среди преподавателей

Мотивационное обеспечение: проведение мотивационной работы среди педагогов, учеников, родителей о необходимости работать в данном направлении.

Татьяна Григорьевна Киселёва
«Формирование функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls»

Доклад на тему : «Научно - дидактические основы деятельности учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls »

Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью в июне 2012 года №832 Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников .

В этой связи, уроки и внеурочные занятия, проводимые учителями начальных классов, тоже должны иметь точки соприкосновения с жизнью.

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность » , появилось понятие «функциональная грамотность » .

Что же такое «функциональная грамотность » ? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней . В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем , только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности , сколько о функциональной безграмотности , что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело.)

Процесс средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления .

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Таблица 1.

Логические приемы Примеры заданий

1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа)

6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи : развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое : развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию , способность контролировать свои движения , а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции , управлять своим поведением.

При формировании функциональной грамотности важно помнить , что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов ).

Перспектива участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях закреплена в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы - базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе. В частности, планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS ) в таких международных исследованиях , как : «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS , сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира).

В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности : грамотность в чтении , математическая и естественнонаучная, грамотность .

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность . В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации , и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают , что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося , развитие его функциональной грамотности .

Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку .

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью , но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах) ; навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил . Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.

Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.

Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.

Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.

Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму .

Письмо с проговариванием.

Списывание.

Комментированное письмо.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Письмо по памяти.

Творческие работы.

Выборочное списывание.

Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.

Словарная работа

Работа над ошибками,

Свои знания могут успешно применять и на других уроках : чтения, истории, природоведения, математике.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения , ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения) ; умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов) ; умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики) ; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами : внизу, вверху, между , рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей :

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку") . Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5. Самостоятельное составление задач учащимися .

6. Решение задач с недостающими данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9. Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче) .

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

Развитие у детей логического мышления - это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами : сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. В рамках внеклассной работы ставим небольшие сценки

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции, т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать , добиться развития функциональной грамотности младших школьников .

ББК 60.521.2

А. А. Веряев, М. Н. Нечунаева, Г. В. Татарникова Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение

A. A. Veryaev, M. N. Nechunaeva, G. V. Tatarnikova Functional Literacy of Students:

Representations, Critical Analysis, Measurement

Проанализированы представления о функциональной грамотности учащихся, ставшие популярными после участия России в международном тестировании PISA. Показано, что функциональная грамотность отражает утилитарные представления об адаптации к социальным условиями и не может рассматриваться как одна из основных целевых установок обучения. Приведены результаты измерения функциональной грамотности учащихся 9-х классов гимназии № 42 г. Барнаула. Сделан вывод о том, что естественно-научное направление обучения в сравнении с гуманитарным оказывает более благоприятное, влияние на результаты тестирования в рамках заданий, предлагавшихся международными организациями.

Ключевые слова: грамотность, функциональная грамотность, тестирование учащихся.

DOI 10.14258/izvasu(2013)2.2-01

This work analyzes ideas of functional literacy of the students which become popular after participation of Russia in the PISA international testing. It is shown that functional literacy reflects utilitarian ideas about adaptation to social conditions and can’t be considered as one of the main purposes of training. The study presents the results of determination of functional literacy of pupils from the 9th classes in gymnasium No 42 in Barnaul. It is shown that the natural-science direction of training has more beneficial impact on results of testing within the tasks offered by the international organizations, than humanitarian.

Key words: literacy, functional literacy, testing of pupils.

В настоящее время в педагогической литературе достаточно часто произносятся слова о том, что школа должна подготовить выпускника к жизни в динамичном, изменяющемся, информационно насыщенном мире. Для характеристики такого мира, общества используют термины «постиндустриальное общество» или «информационное общество». Для характеристики же качеств личности выпускника школы, успешно ориентирующегося в информационном обществе, применяют ряд понятий, имеющих разную смысловую наполненность, разные значения, разнообразные оттенки. Эти понятия так или иначе отражают целевые установки школы. Вот некоторые из них, которые стали использоваться в последние годы: «компетентный выпускник» (при этом компетентность часто конкретизируется - компетентный в области коммуникации, информационно-коммуникационных технологий, социальных отношений и т. п.), «функционально-грамотный выпускник», иногда говорят просто о грамотном, образованном выпускнике.

В настоящей статье нас в первую очередь будут интересовать представления о функциональной грамотности учащихся, способах ее формирования, оценивания, причем все это в контексте реального состояния развитости функциональной грамотности учащихся гимназии № 42 г. Барнаула.

Об актуальности поставленной цели говорят следующие факты. В отечественных нормативных документах о функциональной грамотности учащихся упоминается в следующих постановлениях, определяющих деятельность школы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (10-11-е классы) (утвержденном приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413) указывается: 1) в рамках обучения физике (базовый уровень) необходимо добиться у учащихся сформи-рованности представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимания физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимания роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; 2) в рамках обучения химии (базовый уровень) необходимо добиться сформирован-ности представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимания роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; 3) в рамках обучения биологии (базовый уровень) необходимо добиться сформированности представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; по-

нимания роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач.

Кроме того, функциональная грамотность упоминается в проекте Концепции развития поликультурно-го образования в Российской Федерации. В нем подчеркивается, что только функциональная грамотность (владение современной техникой, языками и т. п.) позволяет современному человеку осваивать социальную и природную среду, активно работать в условиях интенсивной экономики и постиндустриальной цивилизации, стать гражданином мира в широком смысле. Отметим, что представления о функциональной грамотности в большей степени ассоциируются с естественно-научной составляющей образования и стали широко использоваться в отечественной педагогической науке и практике в связи с обсуждением результатов международного тестирования школьников PISA, в которых стала участвовать Россия.

Таким образом, вопрос о функциональной грамотности учащихся, который не носит академического характера, актуален для современной школы. Констатация актуальности формирования у учащихся функциональной грамотности требует анализа представлений о данном понятии.

Отметим, что в педагогической литературе имеется относительно небольшой разброс мнений и представлений о функциональной грамотности. Это, кстати, резко контрастирует с представлениями о компетентностях и компетенциях, фигурирующих в психологопедагогической литературе (посвященной преимущественно высшей школе), еще больший контраст имеется с представлениями об информационной культуре школьников и студентов.

Вернемся к представлениям о функциональной грамотности. Практически все исследователи придерживаются определений, которые встречаются в документах, отражающих участие России в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) в области функциональной грамотности 15-летних учащихся. Информацию об исследовании PISA можно получить на сайте ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития - Organization for Economic Cooperation and Development, www.pisa.oecd.org). Россия участвовала в исследовании PISA в 2000, 2003, 2009 гг. Подробно останавливаться на результатах российских школьников мы не будем, они достаточно освещены в литературе. Результаты не утешительны, и именно они в конечном счете инициировали настоящее исследование учащихся 9-х классов.

Многие педагоги констатируют, что зарубежные представления о функциональной грамотности достаточно сильно коррелируют с некоторыми представлениями о компетентностях, фигурирующими в отече-

ственной литературе и школьной практике. Мы это мнение не разделяем.

Остановимся на некоторых особенностях тестирования PISA. В международном тестировании PISA участвуют 15-летние школьники. В документах, посвященных программе PISA, приводятся достаточно ясные аргументы, почему во всех странах - участниках программы тестированию подвергаются именно 15-летние учащиеся. Это объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире . Тестовый материал для исследований подготавливает консорциум, состоящий из ведущих международных научных организаций, при участии национальных центров из ОЭСР: Австралийский совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research, ACER) - руководитель и координатор работ, Нидерландский национальный институт педагогических измерений (Netherlands National Institute for Educational Measurement, CITO), Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS), Национальный институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER) в Японии, Агентство Правительства США по проведению различных обследований (WESTAT).

Мы неслучайно привели достаточно солидный список организаций, участвовавших в подготовке тестовых заданий. Данный факт указывает на следующее. Если школа или вузовское педагогическое сообщество готовится проводить детальное исследование становления функциональной грамотности учащихся или студентов на протяжении всех лет обучения, это потребует разработки собственного тестового материала, что, в свою очередь, предполагает выполнение следующих теоретических работ:

1) более фундаментальной, чем это имеет место быть, проработки представлений о функциональной грамотности;

2) детального анализа функциональной грамотности с составлением кодификатора результатов обучения, с проекцией этих результатов на школьные и вузовские предметы;

3) выяснения этапности формирования тех или иных компонентов функциональной грамотности.

Отметим попутно, что учащиеся начальной школы России участвовали в другом проекте - «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS-2006. В нем тестировался только один из компонентов функциональной грамотности - грамотность чтения.

Алтайский край тоже участвовал в этом тестировании. Российские школьники показали очень хорошие результаты , что резко контрастирует с результатами исследования РША. Таким образом, проблемой для отечественной педагогики в настоящее время является ответ на следующий вопрос: почему учащиеся начальной школы в международных тестах по проверке качества чтения показывают очень хорошие результаты, а учащиеся 15-летнего возраста оказываются уже во второй половине списка стран, участвовавших в тесте РША?

Однозначного ответа на вопрос дать не представляется возможным. Ответов и причин может быть много. Мы в частности видим в качестве возможной причины предметоцентризм, введение после начальной школы предметного преподавания различными педагогами и ослабление в результате этого межпредметных связей. Кроме того, над одним из компонентов функциональной грамотности - грамотности чтения - среднее звено отечественной школы системно работает в меньшей степени, чем в начальной. Проблема действительно есть, но обсуждение ее уводит нас от цели настоящей статьи.

В то же время необходимо заметить, что очень серьезно вопросами функциональной грамотности именно для гимназии № 42 г. Барнаула заниматься следует с известной долей скептицизма, поскольку в адрес утилитарных целевых установок, сформулированных на языке функциональной грамотности, звучат достаточно серьезные критические замечания . Некоторые аргументы критиков мы приведем ниже. От себя добавим, что функциональная грамотность учащихся гимназии № 42 должна быть в качестве «побочного» эффекта, дополняющего традиционные для школы целевые установки, а сформированный десятилетиями общий подход к осуществлению учебно-воспитательной деятельности в гимназии не стоит коренным образом менять, его нужно дополнить некоторыми элементами, улучшающими формирование функциональной грамотности. Некоторые рекомендации на этот счет высказаны в конце статьи.

Результаты международного тестирования Р^А показывают, что образование в России просто другое, отличающееся от такового во многих странах Запада. Вернемся к представлениям о функциональной грамотности. Используем частично материалы М. А. Холодной.

Термин «грамотность» был введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО. При этом были также введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Минимальная грамотность отражает способность читать и писать простые сообщения, функциональная грамотность - способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, заполнить бланк при вселении в гостиницу, прочитать

инструкцию к купленному устройству, написать исковое заявление в суд и т. д.), т. е. это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении (выделено нами. - Прим. авт.). Социальное окружение у людей, в том числе частично и у учащихся школ, разное. Ориентация же на адаптивность к социальному окружению может далеко завести отечественную школу: вместо задачи предоставления всем учащимся равных возможностей по использованию «социального лифта», она (т. е. школа) будет культивировать и порождать социальную разобщенность и неравенство.

Как отмечает М.А. Холодная, отличительные черты функциональной грамотности: 1) направленность на решение бытовых проблем; 2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связана с решением стандартных, стереотипных задач; 4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма; 5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения; 6) имеет смысл главным образом в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности.

А. А. Леонтьев в одной из своих работ дал такое определение функциональной грамотности: «Если формальная грамотность - это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста - для его понимания, сжатия, трансформации» . По мнению А. А. Леонтьева, проблема функциональной неграмотности - это проблема не педагогическая, а социальная. Мы считаем, что основная задача школы заключается в том, чтобы научить выпускников порождать свои собственные, наполненные смыслом тексты, а не только привить умения читать и интерпретировать чужие.

Однако со временем с термином «функциональная грамотность» стали происходить удивительные метаморфозы. Многие исследователи стали приписывать функциональной грамотности такие черты и характеристики, которые превращают ее в синоним ключевых компетенций. С нашей точки зрения, этого делать не нужно, надо четко отделять уровневые характеристики образованности человека или в более общем плане - уровневые характеристики сформированно-сти его культуры: «осведомленность», «грамотность», «компетентность», «культура».

Поскольку на данном этапе обсуждения представлений о функциональной грамотности мы уже встречаемся с проблемностью ситуации, имеет смысл сориентироваться в представлениях о функциональной грамотности в официальных материалах ЮНЕСКО и описаниях функциональной грамотности организаторов теста РША.

На официальных сайтах ОЭСР можно найти следующие определения.

Функциональная грамотность есть целый ряд навыков и умений - познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям:

Жить и работать в качестве человеческой личности;

Развивать свой потенциал;

Принимать важные и обоснованные решения;

Эффективно функционировать в обществе в контексте окружающей среды и более широкого сообщества (местного - локального, национального, глобального), чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

В исследовании PISA проверялись три типа грамотности: грамотность чтения, математическая грамотность и естественно-научная грамотность.

Под грамотностью чтения в исследовании понималась способность человека к осмыслению письменных текстов, использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

В проведенном исследовании PISA было принято следующее определение понятия «математическая грамотность»: это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Под естественно-научной грамотностью в исследовании понималась способность учащихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть изучены и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности. Функциональная грамотность обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации.

Из приведенных определений функциональной грамотности следует, что фактически проверяются в тестах адаптационные характеристики человека, его умение приспособиться к среде, и ни в коем случае не проверяются его творческие способности эту среду менять и модифицировать. Проблема, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы «подружить» функциональную грамотность учащихся и креативность.

Как мы уже говорили, исследование PISA проводится по трем направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественно-научная грамотность». Используется письменная форма контроля (тесты). Так же было организовано тестирование функциональной грамотности и в гимназии № 42 г. Барнаула. На выполнение теста ученику отводилось два урока. В тесты были включены задания с готовыми ответами, из которых надо выбрать верный, а также задания, на которые учащийся должен дать собственный краткий или полный обоснованный ответ. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различной сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации.

Тестирование в гимназии проводилось дважды: в начале учебного года и в конце (06.10.2011 - первое тестирование; 21.04.2012 - второе тестирование). Оба тестовых задания опирались на материалы, которые официально использовались в тестах PISA, но были частично сокращены в силу того, что на тестирование в гимназии отводилось меньше времени, чем в реальном тесте PISA (120 минут вместо 180). Таким образом, нас интересовали и интересуют вну-тришкольные итоги сформированности функциональной грамотности, а сравнение гимназических результатов с российскими или мировыми мы провести не в состоянии, да это и не входило в нашу задачу.

Приведем результаты обработки тестов - средний балл для классов. Максимальное число баллов, которые мог набрать ученик в первом тесте, - 23, во втором - 26. Итоги выглядят так:

9 «а» класс: средний балл=12,86 - для теста 1; 19,16 - для теста 2;

9 «б» класс: средний балл=12,72 - для теста 1; 19,46 - для теста 2;

9 «е» класс: средний балл=17,06 - для теста 1; 23,51 - для теста 2.

Задания в тестах были фрагментированы разработчиками тестов на части. Задания в тесте оценивались баллами от 1 до 3 в зависимость от сложности. Для оценивания использовались ключи, созданные разработчиками тестов.

Результаты по классам для педагогов школы не являются неожиданными. 9 «е» класс - класс физикоматематического профиля, он показывает более высокие результаты и при традиционном «знаниевом» оценивании. Нам было важно посмотреть, как изменяется функциональная грамотность в течение учебного года.

Статистический анализ приведенных цифр показывает, что в течение учебного года учащимся преподносится такой материал и в такой форме, что это естественно сказывается на росте их функциональной грамотности. Различие показателей на начало учебного года и на конец значимо с достоверностью 95% для всех классов.

1. Усиление межкафедрального взаимодействия, проведение совместных семинаров, обсуждений; организация сетевых взаимодействий между педагогами, работа по принципу «Учимся друг у друга».

2. Использование задач, формулировки которых созданы не предметным языком, а бытовым или естественно-научным. Желательна практика использования задач с избытком и недостатком информации. При решении задач можно практиковать выход за за-дачные ситуации путем расширения описанных в задачах систем.

3. Использование в учебном процессе не только стандартных и традиционных информационных средств обучения (учебник, задачник, рабочая тетрадь, тематические ресурсы из сети Интернет), но и других информационных потоков, материалов телевидения, сети Интернет и т. д.

4. Больше внимание в учебном процессе следует уделять формированию метапредметных знаний и умений (выдвижение гипотез, постановка целей, умение обобщать, анализировать, прогнозировать и т. п.). Это означает усиление такой деятельности, которая является надпредметной, в которой используется лексикон философии, семиотики, системоло-гии, информатики.

Библиографический список

1. Ковалева Г С., Красновский Э. А., Краснокут-ская Л. П., Краснянская К. А. Результаты международного сравнительного исследования Р1БА в России // Вопросы образования. - 2004. - № 1.

2. Русскоязычный сайт, посвященный тестированию качества чтения учащихся начальных классов [Электронный ресурс]. - ПЯЬ: http://www.centeroko.ru/pirls06/pirls06_pub.htm/.

3. Холодная М. А. Приоритеты современного школьного образования: способность адаптироваться к соци-

уму или интеллектуальное развитие и воспитание? // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России «Психология и современное российское образование» (8-12 декабря 2008 г., Москва). - М., 2008.

4. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.) : в 2 ч. - Ч. 1 / под ред. И. В. Усачевой. - М., 2002.