Изучение особенностей интеллектуальной деятельности пожилых людей. Трудовая деятельность в пожилом и старческом возрасте Социальная ситуация людей пожилого и старческого возраста

Рыжачков Анатолий Александрович 11/12/2019

Уход на пенсию - не только окончание профессиональной деятельности, но и изменение всей жизни человека. К этому событию следует готовиться заблаговременно. Уходя на пенсию, можно быть удовлетворенным сделанным за жизнь или, наоборот, сожалеть о том, что приходиться оставлять работу.

Независимо от того, когда происходит уход на пенсию (в 50, 60 или 70 лет), прощание с работой может грозить осложнениями. Пенсионный стресс сопровождается нежеланием участвовать в общественной жизни, снижением интереса к другим людям и часто приводит к уменьшению интеллектуальной активности. Ощущение собственной ненужности и отсутствие точного распорядка могут провоцировать нарушение чувства собственного достоинства, плохое настроение или замыкание в себе. «Уход в себя», в свою очередь, часто приводит к эгоцентризму, «зацикливанию» на воспоминаниях. Человек начинает усиленно прислушиваться к себе, своему организму.

Деятельный оптимист легче перенесет изменения, связанные с пенсией и вновь обретет жизненное равновесие. Желание трудиться - главная потребность здорового человека.

Работа помогает развитию многих способностей человека, делает его нужным окружающим, придает смысл жизни. Великий философ 18 века Вольтер на девятом десятке жизни считал, что чем старше становится человек, тем больше ему нужно трудиться, т. к. лучше умереть, чем старчески тащиться по жизни (работать - значит жить!).

Достигнув пенсионного возраста, важно продолжать трудиться, но в соответствии с состоянием здоровья. ПожилыМ людям не следует выполнять тяжелую физическую работу, о которой еще Аристотель говорил, что она сушит тело и ведет к преждевременной старости. Можно сказать, что умеренный труд - это здоровый стресс, а непомерный труд из-за своего объема, содержания или, наоборот, из-за того, что в нем не используются все возможности человека - это нездоровый стресс.

После 65-70 лет не следует стремиться к работе, которая требует большого внимания или быстрого принятия решений. Хорошо, если до работы можно дойти пешком, затратив не более 15-25 минут.

Если пенсионер нигде не работает, то все равно ему необходимо занять себя. Полезно составить список дел на день, даже если выполнить все lie удастся.

Посильный физический труд оказывает благотворное влияние на состояние организма. Многие пожилые люди с удовольствием работают на приусадебном участке. Во время работы в саду необходимо соблюдать следующие рекомендации.

  • Нельзя работать при плохом самочувствии. Как только пожилой человек, работая, почувствовал себя неважно: у него заболела голова или появилось чувство недомогания - он должен немедленно прекратить работу и устроить себе перерыв.
  • Не рекомендуется работать в жаркое время суток. Лучше всего работать в саду до 11 часов утра и после 17 часов вечера.
  • На голове всегда должен быть головной убор, а не стесняющая движения одежда из хорошо вентилируемых тканей (хлопка или льна) должна максимально закрывать тело.
  • Не следует долго находиться в одной позе, особенно в наклонном положении. Возможно использование для работы с посадками разно великих скамеек.
  • Необходимо делать длительные перерывы в работе и всегда иметь при себе рекомендованные врачом лекарства для неотложной помощи.
  • Никогда не работать на высоте без страховки.
  • Нежелательно долго находиться в саду в одиночку, т. к. при резком ухудшении самочувствия некому будет оказать помощь.

В связи с тяжелой экономической обстановкой в стране многие люди, вышедшие на пенсию, вынуждены искать дополнительный источник доходов, т. к. начисляемой им государством пенсии, чаще всего, не хватает. Кроме того, одинокие пенсионеры на работе общаются со своими сослуживцами. Это оказывает на них положительное влияние, сохраняя социальные связи.

Активная трудовая жизнь на пенсии позволит не только пополнить бюджет пенсионера, но и (при разумной нагрузке) укрепить его здоровье. Необходимо помнить, что все долгожители работали до последних дней жизни, оставаясь в здравом рассудке и имея хорошие физические данные до глубокой старости.

Погодина А.Б, Газимов А.Х. Основы геронтологии и гериатрии: учеб.пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 51-53.

Более медленных процессов старения, или наоборот, лучшее сохранение способностей мышления способствует субъективному ощущению «замедленной старости ». В любом случае, они отмечают, что смысл стараться как можно дольше сохранять молодость – хотя... что ранее уже было показано, что женщины более подвержены возрастным стереотипам и куда тяжелее мужчин переживают приближение старости . Однако в работе Шафера и коллег сильной разницы в результатах, продемонстрированных разными полами, не обнаружилось. ...

https://www.сайт/journal/124351

Газета опубликовала статью, на основе которой можно сделать вывод, что негативные мысли о грядущей старости могут нанести вред здоровью. Газета приводит выдержки научных статей ученых, которые занимаются данной... по 2007 она наблюдала за 440 взрослыми добровольцами. У 25% тех, кто боялся старости в молодости, было больше сердечных приступов, инсультов и инфарктов. У тех же, кто относился к старости спокойно, без лишних эмоций, эти заболевания наблюдались гораздо реже. По мнению исследователей, ...

https://www.сайт/journal/124864

Абрамс. Если брать общие значения, то пределом молодости можно назвать возраст в 35 лет. А старость приходит в 58 лет. Ученые также выявили интересную тенденцию: чем теплее и южнее страна, тем раньше там, ... как кажетя людям, заканчивается молодость и начинается старость . Конечно же, на ответы влиял также и нынешний возраст опрашиваемых. Например, те, кому за 80, считали, что молодость продолжается и...

https://www.сайт/journal/124920

Души, для этого надо быть на достаточно высоком уровне духовности. Как же наладить связь с ведущим ? Попробуйте научиться сначала почувствовать присутствие ведущего в вашей жизни. Попробуйте научиться замечать знаки, которые он вам показывает. Поймите, что ничего... Нравится вам это или не нравится, но нас сталкивают, нас наводят на разговор, нам вкладывают мысли. Все это работа ведущих . Но у нас есть право выбора: мы решаем поддерживать знакомство или нет, мы решаем продолжать разговор или нет, мы...

https://www.сайт/journal/144594

То, что закаляет в юнности,
Может в старости хребет сломать.
В возрасте преклонном, глупостью,
Будет - тяжесть поднимать.

В каждом возрасте, своя есть прелесть,
Хотя что таить - дни юнности бодрей.
Тела и души живёт в них свежесть,
Проще всё...

https://www.сайт/poetry/1106773

Очень часто к старости нас начинают одолевать не только многочисленные недуги, но и обостряется проблема одиночества. Хорошо, если у вас есть внуки. В них вы находите смысл и продолжение жизни. Но как...

Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде. Существующий в обществе ограниченный и негативный характер «культурных эталонов» старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. Уходя на пенсию, человек сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора в решении вопроса: «Как быть старым?» На первый план выдвигается активный, творческий подход самого человека к собственному старению. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития - это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека.

Подготовка к выходу на пенсию, рассматриваемая как выработка готовности к смене социальной позиции, - необходимый момент психического развития в старости, как направленность на школьное обучение в пяти-шестилетнем возрасте или как профориентация, профессиональное самоопределение в юности.

Решение общечеловеческой проблемы «проживания/переживания старости», выбора стратегии старения не рассматривается узко, как некое одномоментное действие, это растянутый, может быть, на годы процесс, связанный с преодолением нескольких личностных кризисов. На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять старые, а также создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации - сохранение

себя как личности и сохранение себя как индивида. В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и

даже ее продолжительность. Стратегия адаптации «по типу замкнутого контура» проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. Примерно о такой модели старения говорят, описывая «пассивное старение», поведение по типу «эгоистической стагнации», потерю социального интереса. Альтернатива состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта.

Вариантами адекватных возрасту видов социально значимой деятельности могут быть продолжение профессиональной деятельности, написание мемуаров, преподавание и наставничество, воспитание внуков, учеников, общественная деятельность. В 1999 г. (в Международный год пожилого человека в Москве) в галерее наивного искусства «Дар» в рамках проекта «Никогда не поздно быть наивным» состоялись выставки пяти художников России. Там были представлены произведения лучших, официально признанных так называемых «наивных художников»: Александра Суворова, Павла Леонова, Василия Григорьева, Любови Майковой, Елены Волковой. Каждый из них начал писать либо раскрылся как художник именно в пожилом возрасте. Например, Любовь Майкова впервые взяла кисть в руки в 79 лет. И их картины, яркие, истинно «живописные», - проявление потребности в «чистом» искусстве, проявление мудрости и индивидуальности, особого глубокого внутреннего мира, который состоялся в душах очень простых людей. Это тот идеал творческой деятельности в старости, тот высокий образец полноты жизни и цельности, который не всем доступен, но к которому следовало бы стремиться. Сохранение себя как личности предполагает возможность посильно трудиться, иметь разносторонние интересы, стараться быть нужным близким людям, ощущать «вовлеченность в жизнь». И даже - при самых суровых обстоятельствах: очень пожилая, больная, прикованная к постели женщина радуется, что может приносить пользу близким: «Ведь вы же целый день на работе, квартира без присмотра, а тут хоть я дома, присмотрю». А.Г. Лидере считает, что особая «внутренняя работа» по принятию своего жизненного пути, по переосмыслению пережитого в условиях невозможности реальных существенных изменений жизни и выполняет функцию ведущей деятельности в старости.

Н.С. Пряжников предложил выделить специфику самоопределения и деятельности на разных этапах старости:

I. Пожилой, предпенсионный возраст – 55-60 лет (до выхода на пенсию) - это прежде всего ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то - как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;

Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорей ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»;

Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе;

2. Ведущая деятельность:

Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе;

Стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода);

К концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

П. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития:

Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;

В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам);

Постепенно появляются друзья - пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами);

Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2. Ведущая деятельность:

Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т. п.) - это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается...»);

Для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;

Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста;

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

Общение в основном с такими же старцами;

Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его;

Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности);

Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми. Например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными».

2. Ведущая деятельность:

Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях...). Главная проблема такого поиска - «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой;

Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства, согласно принципу: «Пока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уважения»;

Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью»)

ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить

особенности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

В основном - общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении);

Также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход).

К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях.

2. Ведущая деятельность:

Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75 - 80 лет и старше) может характеризоваться:

1. Социальная ситуация:

Общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель - символ будущей долгой жизни для других членов семьи;

У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые;

Поскольку долгожитель - явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»).


Похожая информация.


Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде. Существующий в обществе ограниченный и негативный характер «культурных эталонов» старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. Уходя на пенсию, человек сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора в решении вопроса: «Как быть старым?» На первый план выдвигается активный, творческий подход самого человека к собственному старению. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития - это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека.

Подготовка к выходу на пенсию, рассматриваемая как выработка готовности к смене социальной позиции, - необходимый момент психического развития в старости, как направленность на школьное обучение в пяти-шестилетнем возрасте или как профориентация, профессиональное самоопределение в юности.

Решение общечеловеческой проблемы «проживания/переживания старости», выбора стратегии старения не рассматривается узко, как некое одномоментное действие, это растянутый, может быть, на годы процесс, связанный с преодолением нескольких личностных кризисов. На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять старые, а также создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации - сохранение

себя как личности и сохранение себя как индивида. В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и

даже ее продолжительность. Стратегия адаптации «по типу замкнутого контура» проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. Примерно о такой модели старения говорят, описывая «пассивное старение», поведение по типу «эгоистической стагнации», потерю социального интереса. Альтернатива состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта.


Вариантами адекватных возрасту видов социально значимой деятельности могут быть продолжение профессиональной деятельности, написание мемуаров, преподавание и наставничество, воспитание внуков, учеников, общественная деятельность. В 1999 г. (в Международный год пожилого человека в Москве) в галерее наивного искусства «Дар» в рамках проекта «Никогда не поздно быть наивным» состоялись выставки пяти художников России. Там были представлены произведения лучших, официально признанных так называемых «наивных художников»: Александра Суворова, Павла Леонова, Василия Григорьева, Любови Майковой, Елены Волковой. Каждый из них начал писать либо раскрылся как художник именно в пожилом возрасте. Например, Любовь Майкова впервые взяла кисть в руки в 79 лет. И их картины, яркие, истинно «живописные», - проявление потребности в «чистом» искусстве, проявление мудрости и индивидуальности, особого глубокого внутреннего мира, который состоялся в душах очень простых людей. Это тот идеал творческой деятельности в старости, тот высокий образец полноты жизни и цельности, который не всем доступен, но к которому следовало бы стремиться. Сохранение себя как личности предполагает возможность посильно трудиться, иметь разносторонние интересы, стараться быть нужным близким людям, ощущать «вовлеченность в жизнь». И даже - при самых суровых обстоятельствах: очень пожилая, больная, прикованная к постели женщина радуется, что может приносить пользу близким: «Ведь вы же целый день на работе, квартира без присмотра, а тут хоть я дома, присмотрю». А.Г. Лидере считает, что особая «внутренняя работа» по принятию своего жизненного пути, по переосмыслению пережитого в условиях невозможности реальных существенных изменений жизни и выполняет функцию ведущей деятельности в старости.

Н.С. Пряжников предложил выделить специфику самоопределения и деятельности на разных этапах старости:

I. Пожилой, предпенсионный возраст – 55-60 лет (до выхода на пенсию) - это прежде всего ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то - как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;

Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорей ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»;

Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе;

2. Ведущая деятельность:

Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе;

Стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода);

К концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

П. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития:

Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;

В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам);

Постепенно появляются друзья - пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами);

Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2. Ведущая деятельность:

Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т. п.) - это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается...»);

Для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;

Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста;

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

Общение в основном с такими же старцами;

Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его;

Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности);

Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми. Например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными».

2. Ведущая деятельность:

Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях...). Главная проблема такого поиска - «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой;

Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства, согласно принципу: «Пока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уважения»;

Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью»)

ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить

особенности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

В основном - общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении);

Также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход).

К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях.

2. Ведущая деятельность:

Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75 - 80 лет и старше) может характеризоваться:

1. Социальная ситуация:

Общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель - символ будущей долгой жизни для других членов семьи;

У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые;

Поскольку долгожитель - явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»).

«Есть много примеров замечательно одарённых старцев, которые как будто опровергают закон старческого упадка и даже опустошительных следов болезни. Дизраэли сказал, что старость была неведома многим людям. Они сохраняли способности ума и чувства до последнего дня своей жизни. Платон скончался с тростью для письма в руках восьмидесяти одного года. Катон изучил греческий язык после шестидесяти лет, по иным указаниям даже восьмидесяти лет, для того, чтобы читать греческих драматургов в подлиннике; Цицерон сочинил свой прекрасный «Трактат о старости» шестидесяти трёх лет, за год до своей насильственной смерти. Галилей закончил свои «Диалоги о движении» семидесяти двух лет. Он был занят со своим учеником Торричелли продолжением этого труда, когда умер на семьдесят восьмом году. Умы этих людей росли, расширялись и углублялись с годами. «Плохое то вино, - сказал лорд Джеффри, - которое киснет от времени».

Среди пожилых людей, изучивших новые языки для пополнения своего образования или для развлечения, мы видим д-ра Джонсона и Джеймса Уатта . Они хотели убедиться, притупились ли их умственные способности с годами. Джонсон изучил голландский язык семидесяти одного года, а Уатт немецкий - семидесяти пяти. Оба они овладели этими языками вполне и убедились, что способности их нисколько не пострадали от времени. Томас Скотт приступил к изучению еврейского языка пятидесяти шести лет, а Гёте было шестьдесят четыре года, когда он начал заниматься восточной литературой. Он умер восьмидесяти трех лет, сохранив до конца всю свежесть мышления и воображения.

Лорд Кемден в преклонных летах, оставив пост лорда-канцлера, выучился по-испански с целью читать романы на этом языке, после того, как им уже были перечитаны английские, французские и итальянские романисты. Александр фон Гумбольдт написал последнюю страницу своего «Космоса» на девяностом году и умер через месяц после его окончания. Престарелый Леопольд фон Ранке продолжал трудиться по восьми часов в день до девяносто первого года жизни, и его последние сочинения почти не уступали первым.

Один писатель сказал, что после сорока лет мозг не способен воспринимать новых впечатлений; однако пожилые учёные, далеко переступившие этот возраст, могут утешиться фактом, что д-р Пристли до сорокалетнего возраста вовсе не был знаком с химией. В письме к сэру на шестьдесят восьмом году д-р Пристли говорит: «Хотя я и старый экспериментатор, но почти до сорока лет не произвёл ни одного опыта над воздухом, да и тогда принялся за это без предварительного знакомства с химией». Кислород был открыт им на сорок первом году, азот же, окись углерода, фтористо-водородный, хлористо-водородный и другие газы в последующие годы. Д-р Томсон говорил о нём: «Никто не брался за химию при более неблагоприятных условиях, чем д-р Пристли, однако лишь немногие заняли в этой науке более выдающееся место или внесли в неё большее число новых и важных факторов».

Большинство великих астрономов доживало до глубокой старости при полном обладании своими способностями. Труд являлся для них божественным утешителем в преклонном возрасте. Они были стойки во всех испытаниях и тверды в надежде. Мы упоминали уже о Галилее , который диктовал своё последнее произведение, сделавшись слепым и дряхлым. Гевелий с увлечением наблюдал небесные тела до семидесяти шести лет, а Коперник до семидесяти. Ньютон написал новое предисловие к своим «Principia» в восемьдесят три года. Флемстид, Галей, Брэдли, Мэсклейн и Гершель дожили все до старости. А г-жа Сомервиль, автор «Механизма неба» подарила миру свое последнее произведение «Молекулярная и микроскопическая наука» в преклонном возрасте восьмидесяти лет. Когда Деламбру заметили, что в последующих частях его «Истории астрономии» находится слишком много поправок, относящихся к содержанию предшествующих частей, ветеран науки возразил: «Ответ мой будет очень краток: я принялся писать это сочинение в шестьдесят три года; теперь же мне семьдесят два, и если бы я откладывал печатание моей книги до тех пор, пока в ней нечего будет прибавить и вычеркнуть, она никогда не появилась бы в свет».

Великие государственные люди и судьи по большей части отличались долголетием. Отсюда ясно, что более всего способствует долголетию живой интерес к окружающей жизни. Угрюмые и безучастные люди исчезают, а деятельные живут долго. Упражнение всех способностей необходимо для здоровья; это одинаково применимо как к старым, так и к молодым людям. Праздность ведет к ослаблению мускулов, сердца и мозга и к быстрому истощению умственных сил. Д-р Лорда, знаменитый физиолог из Монпелье, утверждал, что увядание не жизненного, но умственного начала сообщает в старости осеннюю окраску зеленой листве жизни. «Неверно, - говорит он, - будто бы ум слабеет, когда жизненная сила перешла за свой кульминационный пункт. Разум приобретает более силы в первую половину того периода, который мы назовем старостью. Поэтому невозможно определить, в какой период жизни способность суждения приходит в упадок».

Лорды Элдон, Бруэм, Линдгерст и Пальмерстон были одинаково велики как в старости, так и в юности. Элдон умер восьмидесяти шести лет, причем его поразительные умственные способности изменили ему лишь незадолго до смерти. Бруэм, по-видимому, долго боролся со старостью и смертью, пока наконец на девяностом году уступил её великой, управляющей силе. Линдгерст вечером того дня, когда ему пошел девяностый год, произнес в палате лордов речь несравненной ясности, проницательности и убедительности, доказав, что закат его могучего ума был совершенно безоблачен. Впрочем, он прожил ещё два года, сохранив до конца ясность ума и простоту мышления. Пальмерстон в начале своей политической карьеры был одним из самых молодых представителей палаты общин и он остался до конца таким же веселым, кипучим, неувядаемым героем парламентских прений и был типичным государственным деятелем. Он всегда или торжествовал, или боролся; труд как будто возбуждал, усиливал и поддерживал его жизненную энергию. Он пробыл первым министром дольше всех других в этом столетии, исключая лорда Ливерпуля, а вдобавок сохранил до смерти свою изумительную популярность. Люди верили в его устойчивость, правдивость, честность и патриотизм; он так и умер первым министром в 1865 году, восьмидесяти лет от роду.

Судебные администраторы были почти так же известны своим долголетием, как и законодатели. Сэр Эдуард Кок упал с лошади на восемьдесят первом году, причем ударился об острый щебень, и лошадь свалилась на него. Однако после того он прожил ещё более года. Последние дни его жизни были посвящены подготовке к печати его многочисленных трудов по законоведению. Сэр Мэтью Гель отказался от председательства в суде королевской скамьи в шестьдесят семь лет. Мэнсфилд умер восьмидесяти девяти лет, сохранив до конца ясность и силу ума. Лорды Стоуэлл, Гардвик, Кемден и Кемпбелл дожили до глубокой старости. Некоторые из судей исполняли свои обязанности так долго, что даже возбуждали этим неудовольствие между молодыми членами судебного ведомства. Лефруа исправлял должность лорда-главного-судьи в суде ирландской скамьи до девяностого года».

Самуэль Смайлс, Сочинения в 2-х томах. Жизнь и труд, или Характеристики великих людей, Том 2, М., «Терра», 1997 г., с. 159-162.