Животный мир морей и океанов подготовительная группа. Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Морские обитатели

Новая лексика

Существительные:

морская звезда,медуза,морской конёк,морской котик, кит,тюлень,акула,скат,дельфин,кораллы,краб,рифы, хвост,плавники,колючки;названияречных,морскихи озёрных рыб.

Глаголы:

плавать,нырять,питаться,нападать,охотиться, защищаться, растопыривать (колючки), прятаться.

Прилагательные:

глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки.

В тихой речке у причала

Рыбка рыбкуповстречала. -

Здравствуй!

Здравствуй!

Как дела?

На рыбалке я была.

Я удила рыбака,

Дядю Петю - чудака.

Где же твой рыбак?

Попался?

Нет, ушёл хитрец,

Сорвался!

Е. Череповецкий

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развиватьслуховоевнимание;формировать грамматическийстройречи,словообразование;учитьподбору родственных слов.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямвнимательно прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор.

Например:

кит, китовый, кот, китёнок;

дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;

рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;

море, морской, моряк, марка, приморский;

Затем дети сами подбирают родственные слова к данным.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: развиватьслуховоевнимание,слуховуюпамять, логическое мышление.

Ходигры. Воспитательпроизноситрядслов.Ребёнок запоминает слова,повторяет их за воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему.

Например:

Скат,водоросли,акула,морскойконёк.-Лишнееслово «водоросли»,потомучтоононазываетрастение,авсе остальные слова - названия морских животных.

Щука, акула, кит, дельфин. -Лишнее слово щука, потому что оно называет речную рыбу, а все остальные слова - названия морских животных.

Игра «Сосчитай-ка»

Цели: формироватьграмматическийстройречи,учить согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже.

Ход игры. Игра проводится с мячом покругу.Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).

Например:

Один скат, два ската, три ската... десять скатов.

Слова: кит, акула, медуза и т. п.

Затемвоспитательусложняетзадание,предложивдетям считать, кого нет.

Например:

Нет одной акулы, нет двух акул...

Например:

Я встретил одного кита, я встретил двух китов...

Игра «Составь слово из слогов».

Цели: развиватьслуховоевнимание, совершенствовать навык слогового синтеза.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что слова «размыло морской водой» и осталисьтолько слоги.Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова.

Например:

ДУ-ЗА-МЕ - медуза

КУ-А-ЛА - акула

БА-РЫ - рыба

ЛЕНЬ-ТЮ - тюлень

ФИН-ДЕЛЬ - дельфин

ПА-ЧЕ-РЕ-ХА - черепаха

Игра «Какие буквы спрятались?»

Цели: развиватьзрительноеислуховоевнимание, формироватьграмматическийстройречи,учитьправильному употреблениюсуществительныхвтворительномпадеже единственногочисласпредлогом«за»,совершенствовать навык чтения,закреплять навыки звукового анализа и синтеза,

активизироватьсловарьпотеме«Животныймирморейи океанов».

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямрассмотреть картинкуиответитьнавопрос«Какиебуквыспрятались?» Ребёнокназываетбуквы,которыеспряталисьзаморскими

животными, отвечая при этом полным предложением.

Например: За дельфином спряталась буква /О (и т. д.).

Воспитатель просит назвать маленькое слово-предлог, котор ое понадобилось, чтобы ответить на поставленный вопрос («за»).

Уточняет смысл этого предлога, соотносит с графической схемой.

Затемвоспитательпроситдетейугадать,какоеслово задумано, называя при этом последовательно морских животных. Дети называют слово.

Вконцеигрывоспитательпроситдетейнарисовать животных,названиякоторыхонипрочитали,исоставитьих звуковые схемы (под нарисованными картинками).

Игра « Отгадай, какоесловозадумано»

Цели: развиватьфонематическиепроцессы,слуховое внимание,мышление,учитьопределятьпервыйипоследний звуки в слове.

Ход игры .Перед детьми карточки с изображениями морских животных.Воспитательназываетпервыйипоследнийзвукв слове,адетиотгадывают,какоесловозадумано.Тому,кто отгадал,вручаетсякарточкасизображениезадуманного. Выигрываеттот,укоговконцеигрыокажетсябольшее количество карточек.

Слова: скат, кит, акула, черепаха, рыба, щука, рак, краб, окунь, колюшка, сом.

Игра «Загадай загадку»

Цели: развиватьсвязнуюречь,учитьсоставлению рассказов-описаний по графической схеме.

Ходигры. Детизагадываютдругдругузагадки,описывая морское животное по опорной схеме.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

ФОРЕЛЬ

Я семь недель ловил форель,

Не мог ее поймать я.

Я весь промок, и весь продрог,

И все порвал я платье.

Ловил в лесах, ловил в садах,

Ловил я даже в печке.

И что ж? Форель все семь недель

Скрывалась, братцы, в речке!

Шотландский фольклор

(пер. И. Токмаковой)

РЫБКА

Что ты мечешься, рыбка, по дну,

Словно что- нибудь там потеряла?

Я здесь ночью с луною ныряла,

А к утру Потеряла луну!

Байрамов Нуры

(пер. В. Приходько)

Тексты для пересказа

МОРСКОЙ КОНЁК

Морскойконёкживётуберегасредиморскойтравы.

Зацепится за травинку хвостом и качается:взад-вперёд,взад- вперёд, вместе с прибоем.

Какосветитсолнце морскуютраву,станетоназелёная,и морскойконёкстанетзелёным.Солнцезайдёт,травыбудут коричневые,иконёк сделаетсякоричневым.Низа что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.

По Г. Снегирёву

Вопросы:

Где живёт морской конёк?

За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем?

Как маскируется морской конёк?

КАМБАЛА

Вморерыбытожемаскируются.Воткамбалаплоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть - хищных рыб.

Новрагамеётруднонайти.Рядомпроплывётзубатка,а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая. Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни. Дажетакойскамбалойопытделали.Положилинадно аквариумашахматнуюдоску.Камбалаподумаланемногои стала вся, как шахматная доска...

Так камбала меняет окраску - маскируется,как настоящий разведчик.

По Г. Снегирёву

Вопросы:

О какой рыбе говорится в рассказе?

Как выглядит камбала?

Почему врагам трудно найти камбалу?

Какой опыт провели с камбалой?

Текст для пересказа

КОЛЮШКА

В Балтийском море, и в Белом, и в реке Неве живёт колюшка, маленькая рыбка в пол-ладони. На спине у неё девять острых колючек, чтоб от хищных рыб защищаться. Весной колюшка не выпускает свои икринки в воду, а строит длянихгнездо.Всёидётвдело:иподводныетравинки,и кусочекдеревасодна-всёвплетаетколюшкавкруглое гнездо. Колюшка то плавает вокруг гнезда, то потрётся об него боком - попробует,прочно ли? Вдругувидитбольшую рыбу, растопырит колючки и бросается на неё.

Но вотгнездоготово,и мама-колюшка откладывает в него всего штук пятьдесят икринок. Зато отец-колюшка так охраняет гнездо, что ни одна икринка, ни один малёк не погибает.

Г. Снегирёв

Вопросы:

Где живёт колюшка?

Как выглядит колюшка?

Куда колюшка откладывает икринки?

Из чего колюшка строит своё гнездо?

Как колюшка защищается от больших рыб?

Как ведёт себя отец-колюшка?

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

Развивать мелкую моторику рук.

Обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Материал: иллюстрации с морскими животными; загадки на морскую тематику; пальчиковые игры; стихотворение В.Ланцетти «Разноцветный осьминог»; картон красного цвета, набор картонных геометрических фигур разного цвета.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?

Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.

На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это корабль.

Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь!

(Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Вольный ветер»).

Уселись? Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.

Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.

Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.

Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

Дети: Кит!

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.

Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан.

Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).

Воспитатель: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.

А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..?

Дети: Дельфин!

Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).

Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой)

Физминутка

Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду! Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая «кита»).

А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

Воспитатель: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На корабль!

Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

Дети: Акула.

Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).

Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

Дети: Краб.

Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию).

Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо..?

Дети: Осьминог.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).

Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).

А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.

По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Физминутка

Спускайтесь в море. Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами:

Я сам себя не узнаю:

Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

(Дети изображают осьминогов)

Воспитатель: А теперь возвращаемся на корабль. И вот вам еще загадка:

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе..?

Дети: Черепаха.

Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).

Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.

Слушайте следующую загадку:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской..?

Дети: Конек.

Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

Воспитатель: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

А вот и последняя загадка:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

Дети: Медуза.

Воспитатель: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).

Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться.

Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами. (Включить музыку).

Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?

С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).

Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).

Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? – (ответы детей).

Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ на тему: Морские обитатели.

Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ "Мир Морского царя"

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия с использованием ИКТ на тему «Морские обитатели» для старшей и подготовительной группы. Материал будет полезен для воспитателей этих групп. Конспект познавательного занятия направлен на формирование у детей знаний об обитателях подводного мира, заботливого отношения к природе.
Цели: Познакомить детей с обитателями глубин морей и океанов. Вызвать желание узнавать как можно больше информации о представителях животного мира нашей планеты. Воспитывать бережное отношение к природе.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с названиями некоторых морей и океанов.
2. Сформировать представление о том, что на нашей плате живые организмы есть везде;
3. Расширять словарный запас детей;
4. Развивать умение вести беседу (высказываться самому и слушать своего товарища)
Дополнительный материал:
Презентация «Мир Подводного короля»
Альбомные листы, краски и кисточки, для создания рисунков;
Морские звезды, раковины, кораллы.
Глобус;
Звуковые дорожки с шумом моря, океана можно использовать на протяжении всего занятия, как фон.
Ход занятия:
В свободном доступе на столе перед детьми разместить морские звезды, раковины, кораллы (создать имитацию морского дна).
Вводная часть.
Воспитатель: Дети, сегодня нас в гости приглашает Морской царь. Он хочет познакомить вас с жителями своего царства. Вы готовы отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, но для начала нам нужно отгадать загадку Морского царя. Он просит нас взять раковины с этого стола и послушать звуки, которые она нам пропоет. Ну что, ребята, отгадаем? (Передать несколько раковин детям и включить звуковую дорожку шум моря, прибоя)
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем пели раковины? На что похоже их пение? (шум ветра, плеск воды) Ответы детей. При необходимости, задать наводящие вопросы.
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь мы можем отправиться в путешествие. А вот и сам царь нас встречает! (1 слайд)
Основная часть.
Воспитатель: Подводный мир - это целая страна! Она увлекательна и очень красива. Так же как и на суше живут животные и птицы, растут деревья и кустарники, под водой живут рыбы, крабы, моллюски, растут рифы. На нашей планете существую не только реки и озера, а еще моря и океаны. Например: Каспийское море, Мертвое море, Черное море; Индийский, Тихий и Атлантический океаны. Давайте на глобусе найдем, где они находятся? (рассматривание глобуса).
Воспитатель: Теперь, мы можем познакомиться с обитателями морских глубин, которых мы сегодня встретим. (2 слайд) Ребята, посмотрите внимательно, вы знаете кто это? (ответы детей) Правильно, это морская звезда! Морские звезды живут 20 и более лет. Это хищники, которые питаются моллюсками, планктоном, морскими червями. У морских звезд есть особенность - регенерация, они способны отращивать потерянные лучи (руки).
Воспитатель: (3 слайд) Давайте познакомимся с этим необычным обитателем моря. Это морской конек. На самом деле, это рыба, а назвали их так за то, что их форма тела похожа на шахматного коня. Многочисленные длинные шипы и лентообразные кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и недоступным для хищников. Размеры морских коньков составляют от 2 до 30 см, в зависимости от вида, к которому принадлежит конкретная особь.
Воспитатель: (4 слайд) А это, ребята, рыба-луна. Правда, она напоминает Луну, которую мы видим ночью? (ответы). Эта рыба, обычно, плавает в открытом море у самой поверхности, и ее плавник показывается из воды. Из-за этого, ее часто принимают за акулу, но рыба-луна совсем безобидна.
Воспитатель: Этого гостя вы узнаете без проблем, по множеству щупалец (5 слайд). Кто это? (Ответы детей) Правильно дети! Это осьминог. У него восемь щупалец. Живет осьминог на морском дне и может менять окраску, становясь незаметным. Во время опасности, он выбрасывает чернила и, таким образом, уходит от преследователя.
Воспитатель: Ребята, скажите, кто в сказке про Буратино хранил золотой ключик? (Ответы детей) Правильно! Конечно же, черепаха! (6 слайд) Черепахи живут не только в сказках, но и в морях. Они являются долгожителями, то есть, они очень долго живут. Черепаха - очень ловкий пловец. Они питаются моллюсками и раками.
Воспитатель : А как вы думаете, какое животное является самым большим на нашей планете, как в воде, так и на суше? Даю подсказку - это житель морей и океанов (Ответы детей) Правильный ответ: синий кит(7 слайд). Детеныш синего кита рождается длинной восемь метров и весит до трех тонн. Ему, как и нам необходим кислород для дыхания, они не могут дышать разреженным кислородом, как другие рыбы. Питаются эти животные планктоном (8 слайд). Это микроскопические организмы, которых переносит течение. Они делятся на фитопланктон (состоит из водорослей) и зоопланктон (образован животными организмами). Планктон нельзя увидеть невооруженным глазом. Эти организмы не только являются пищей для морских животных, но и необходимы для восстановления кислорода.
Воспитатель: (9 слайд) Это, ребята, рыба-пила. Её невозможно ни с кем спутать. Отличительная черта - длинное и плоское рыло с маленькими зубами (как зубья пилы). Им рыба прочесывает песчаное дно в поисках мелкой добычи, иногда, он используется для защиты от врагов.
Воспитатель: (10 слайд) Вы узнали ребята кто это? (ответы детей) Конечно же, это морской еж. Ежи различаются по цветам и иглам. У одних они короткие и частые, а у других редкие и длинные. Во рту у них есть пять постоянно растущих зубов.
Воспитатель: (11 слайд) Этот подводный житель - краб. Отличительная черта крабов - специфический способ передвигаться боком. У них есть постоянная норка, куда они возвращаются после ночных вылазок за пищей: это говорит о том, что они хорошо ориентируются в пространстве.
Воспитатель: И последний наш гость на сегодня (12 слайд) Медуза! Медуза более чем на 90 % состоит из воды. Это хищные животные питаются рыбой. Медузы ядовитые. Длинна некоторых превышает рост взрослого человека.
Воспитатель: А сейчас давайте с вами отдохнем? (физкультминутка «Рыбка плавает в водице»)
Рыбка плавает в водице (мелкие шажки, руки вдоль туловища)
Рыбке весело играть(хлопаем в ладоши)
Рыбка, рыбка озорница (качаем головой)
Мы хотим тебя поймать.(«ловим» рыбку руками)
Рыбка спинку изогнула,(прогибаемся)
Крошку хлебную взяла.(руками показываем открывающийся рот рыбки)
Рыбка хвостиком махнула,(повернулись)
Рыбка быстро уплыла. (побежали к стульчикам)
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошие из вас рыбки получились, а теперь садитесь на свои стульчики. Как я уже говорила, подводный мир похож на наш. Там тоже есть целые леса, которые создаются водорослями (слайд 13- водоросли), есть опасные «цветы»- актинии (слайд 14). Они ядовиты, но некоторые рыбы живут именно в них. Например, рыба-клоун (слайд 15). Под водой существуют целые «города»- рифы (слайд 16). Как видите, их мир такой же, как и наш. Мы должны не только не нарушать их жизнь, но и всячески заботится об их обитателях. Ребята, как вы думаете, как именно человек может позаботиться о жителях подводного мира? (ответы детей, при необходимости задать наводящие вопросы об экологии, браконьерстве и т.д.)
Воспитатель: Правильно ребята, мы должны помогать и защищать всех обитателей нашей планеты, так как именно мы (люди, человечество) в ответе за то, что многие из них находятся на грани вымирания. Сейчас, я бы хотела предложить вам нарисовать подводный мир, с которым мы сегодня знакомились. Перед вами находятся листы, краски и кисточки. Можете приступать к рисованию.
Заключительная часть.
Воспитатель: (после выполнения рисунков) Какие замечательные работы у вас получились, по- моему, даже Морскому царю они очень понравились. Итак, ребята, расскажите, что вам особенно запомнилось и показалось интересным на сегодняшнем занятии? Понравилось ли оно вам? (ответы детей)
Воспитатель: Замечательно! Вы очень много запомнили и узнали. Конечно же, мы с вами познакомились лишь с несколькими представителями подводного мира, но главное, мы поняли, что должны заботливо и бережно относится к нашей планете, ведь она так прекрасна и так хрупка. Морской царь тоже прощается с нами (слайд 17). Спасибо и вам за внимание!

Юлия Проскурина
Конспект занятия в старшей группе «Обитатели морей и океанов»

Цель : закрепить знания детей об обитателях морей и океанов .

Задачи : развивать устную речь, обогащать словарный запас, развивать память, воображение и мышление, воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов .

Ход занятия.

Воспитатель заводит детей в группу , приветствуют гостей.

Ребята, скажите мне пожалуйста, какое у нас сейчас время года? А какой месяц? (ответы детей)

Сегодня я хочу вам рассказать сказку про маленькую любопытную снежинку. Вы готовы послушать? Тогда сказка начинается (рассказ воспитателя сопровождается презентацией) .

Далеко-далеко, на Крайнем Севере жила маленькая голубая снежинка. Она каждый день веселилась со своими подружками, другими снежинками, кружась в хороводе и догоняя друг друга. Потом обессиленными опускались они на деревья, землю, дома и отдыхали, переговариваясь между собой.

А бывало и так, что подружки-снежинки собирались в стайку и с интересом слушали рассказы ветра про далекие страны, моря, океаны…

Однажды наша маленькая снежинка заинтересовалась тем, кто живет в морях и океанах и попросила ветра отнести ее к морю. Ветер подхватил снежинку и понес далеко к морям. Так началось ее путешествие.

Физкультминутка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей

Полетел снежинок рой.

Ветер дунул, загудел-

Рой снежинок вверх взлетел.

Ветер их понес к морям,

Навстречу приключениям.

Ребята, вам интересно узнать, что же было дальше? (ответы детей) Тогда, слушайте.

Приближаясь к морю, ветер становился теплее и, долетев до него, наша снежинка растаяла и превратилась в капельку, которая упала в море . Перед ней открылся еще один новый, совершенно другой удивительный подводный мир. Это было сказочное подводное царство Нептуна с его обитателями .

Первым, кого увидела капелька был огромный ….кто, ребята? (кит) . Капелька совсем ничего не знала про него. Дети, расскажите, что вы знаете о ките (ответы детей) . Воспитатель дополняет ответы детей. Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей) .

Воспитатель : Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

Затем капелька начала погружаться еще глубже и вдруг увидела грозную, зубастую рыбу. Вы ее узнаете? (акула) Расскажите про нее (ответы детей) .

Воспитатель (уточняя и обобщая) : Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

Наша испуганная капелька поспешила уплыть от акулы и проплыв совсем немного она встретила дружелюбное существо. Кто это? (дельфин) Что вы знаете о дельфинах (ответы детей) . Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания) : Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами» . Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

А что они едят? – (ответы детей : питаются рыбой)

Дельфин познакомился с капелькой и ему тоже захотелось узнать, кто живет на суше.

Ребята, а давайте поиграем в игру «Земля-воздух-вода» .

А сказка наша продолжается.

Вскоре наша капелька оказалась на морском дне. Как же она удивилась, что в самой глубине моря, есть тоже жизнь, такая разнообразная и красивая, что дух захватывает. Посмотрите, ребята, кого увидела в водорослях наша путешественница (морской конек) . Что вы о нем знаете? (ответы детей) Воспитатель : Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители : у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

Вскоре капелька увидела какой-то огонек и поспешила туда. Оказывается, это была … кто? (медуза) Чем она необычна? Расскажите.

Воспитатель : Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

После знакомства с медузой капелька поплыла дальше и увидела удивительную рыбу. Вы ее узнаете? (рыба-еж) Что вы о ней знаете? (ответы детей)

Ребята, посмотрите, кого же увидела капелька еще? (осьминог) Воспитатель : Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает слайд) . Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей) .

Воспитатель : Удивительное головоногое животное : голова и восемь ног (рук, щупалец) . На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность.

А еще он может пускать краску (чернила, спасаясь от преследователя.

По окраске осьминога можно определить его настроение : сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Физкультминутка

Мы на дне морском стоим

И за рыбками следим :

Вот плывут они по кругу

Друг за другом, друг за другом.

В глубине соленых вод

Рыбки водят хоровод.

То на месте покружились

То на дно они спустились.

Закрываем мы глаза,

Чтоб запомнить чудеса!

Если только захотим

Мы их всех изобразим.

Ребята, а теперь мне хочется посмотреть, какие вы внимательные. Вы слушали сказку, посмотрите на картинки, назовите кто на них изображен и скажите кого из низ не было в нашей сказке. (Игра «Кто лишний» )

Дети, а теперь я предлагаю вам подойти к столам. Что вы на них видите? Все верно, это рыбки, но они грустные и совсем безликие. Я предлагаю вам преобразить рыбок, сделать их яркими и красивыми. Вы готовы? Тогда приступаем. (Дети раскрашивают рыбок под музыку моря и голоса дельфинов) . Затем запускаем наших рыбок в море (ватман, изображающий море ) .

Дети, вам понравилась сказка? Это еще не все приключения нашей снежинки, на других занятиях мы узнаем еще много нового и интересного.

Публикации по теме:

А вы знаете, что сом В синем море невесом. А вы знаете, что кит По волнам легко скользит. И огромные суда Море держит без труда! А.

Конспект НОД по лепке в старшей логопедической группе «Морские обитатели. Подводный мир» Вид НОД – художественное творчество Подготовила: воспитатель Чупринина Т. Н. Непосредственная образовательная деятельность.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Морские обитатели» Конспект познавательного занятия «Морские обитатели» в подготовительной группе.

Тема: «Обитатели аквариума». Задачи: 1)Передавать в лепке особенности формы рыб, соблюдать пропорциональность между частями изображения.

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»

Ступинского муниципального района

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ТЕМА: ЖИВОТНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ

Воспитатель: Рассказова О.В.

С.Большое Алексеевское

Февраль 2012 года

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Уточнить и активизировать словарь по теме: «Животный мир морей и океанов» (рыба, море, чешуя, плавники, хвост, жабры, скалярия, гуппи, петушки, меченосец, золотая рыбка, телескоп, сомик, кардинал, неоны, вуалехвост, медуза, морской слон, акула, морская звезда, камбала, морской ёж, креветка, омар, электрический скат)
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Совершенствовать количественный счет.

Закреплять в речи названия геометрических фигур.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание и восприятие.
  • Развивать общую, мелкую, тонкую моторику, координацию речи с движением.
  • Развивать вкусовую чувствительность.
  • Развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание.
  • Развивать и стимулировать внимание.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности.

Воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Проекор, запись изображения побережья моря, презентация о морских обитателях; стаканы с пресной и соленой водой по количеству детей; большой кусок ткани бирюзового цвета; заготовки с силуэтами рыб, песок, клей ПВА, кисти, влажные салфетки; дидактическая игра «Аквариум» мяч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение произведений: А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», К.И.Чуковского «Айболит», русских народных сказок «По щучьему велению», «Царевна- Лягушка».

Чтение книги «Что мы знаем о рыбах»

Отгадывание загадок по теме.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка»

Рассматривание с детьми аквариума и его обитателей.

Рассматривание картинок с изображением различных рыб; проводили беседы о среде их обитания.

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествии к морю. На чем можно добраться до моря?(на машине, самолете, поезде, автобусе).

Предлагаю поехать на автобусе.

Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки.)

И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево.)

Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)

И автобус побежал (бегут на носочках, в руках воображаемый руль.)

Воспитатель: Вот мы и оказались на берегу моря. Садитесь прямо на ковер. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового и интересного о жизни морских рыб и животных.

Все садятся на ковер.

Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: Шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек.

Воспитатель: Верно. А теперь вставайте. Давайте наденем костюмы

для подводного плавания и опустимся под воду.

Дети и воспитатель показывают, как надевают костюмы.

2.Упражнение «На дне морском»

Воспитатель предлагает начать просмотр презентации, сопровождающейся чтением стихотворений.

Воспитатель: Вот мы и оказались в морских глубинах.

Лежит подводная страна

Глубоко под водой

Там рыба плавает луна

Рядком с морской звездой.

Но хоть и светится она

Ничуть не ярче и звезда,

Она не светит никогда

А что скаты и угри

Найти свой дом могли бы,

Горят там всюду фонари –

Святящиеся рыбы.
Расскажите стихи о жителях моря, которые нас окружают.

1-й ребенок: Что за звезды в глубине,

На песках лежат на дне?

На вопрос ответить просто:

На песке морские звезды.

2-й ребенок: «Ну что это за рыбы?

По морю ходят толки,-

Не рыбы, а булавки,

Не рыбы, а иголки».

3-й ребенок: Электрические скаты

Неуклюжи, простоваты

Но любого ненароком

Сильно ударяют током.

4-й ребёнок: Краб забился меж камней:

Там спокойней и видней,

Кто собрался на охоту,

Кто желает съесть кого-то.

Воспитатель: Каких только рыб и животных не плавало в море!

Продолжение показа презентации.

Воспитатель: перечислите, каких еще вы видите морских животных и рыб в морских глубинах.

Дети:

Я вижу в………… в морских глубинах.

Я вижу в………… в морских глубинах

Я вижу в………… в морских глубинах.

Я вижу в………… в морских глубинах.

Я вижу в………… в морских глубинах.

3.Упражнение «Рисование песком»

Воспитатель предлагает детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны заготовки с изображением силуэтов рыб.

Воспитатель: Предлагаю вам опустить руки «под воду». Которую изображает ткань, найдите «заготовки-силуэты» и достаньте их из воды. Пройдите к своим столам!

Дети садятся за свои столы.

Воспитатель: Ребята нашим рыбкам неуютно без воды, они могут погибнуть. Давайте наших рыбок присыплем песком. Сначала нанесите жидкий клей на поверхность рыбки, а потом возьмите песок в ладошку и посыпьте на клей. Сыплем песок так, чтобы пустых мест не оставалось. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:

Рыбка плавает в водице, дети покачивают сложенными вместе

Рыбке весело играть. ладошками из стороны в стороны.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула Медленно наклоняют вперед

Сложенные ладони.

Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение

Обеими руками .

Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе

Рыбка быстро уплыла ладонями вправо-влево .

Дети обсыпают рыб песком.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем. Выходите на ковер.

4.Координация речи с движением:

Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут

Вы узнали? Это – море. руками.)

Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)

То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги

Вверх, трясут ими.)

5.Упражнение «Скажи наоборот»:

Воспитатель: Нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы.

Дети изображают, как выходят на берег и снимают костюмы.

Воспитатель: Теперь мы поиграем на морском берегу, но сначала я хочу угостить вас колодезной и морской водой.

Воспитатель приглашает детей к столам и раздают каждому ребенку по два стакана (синего и зеленого цвета). В синем – соленая вода, а в зеленом – пресная.

Воспитатель: Какой была вода в синем стаканчике?

Дети: Соленой.

Воспитатель: А в зеленом?

Дети: Несоленой.

Воспитатель: Верно. Она была пресной.

Воспитатель собирает стаканчики и берет в руки мяч.

Воспитатель: Давайте поиграем в знакомую вам игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слова – «наоборот».

Морская вода соленая, а колодезная…….(пресная)

Морская вода теплая, а колодезная ……..(холодная)

Колодезная вода мягкая, а морская ……..(жесткая)

Морская вода мутная, а колодезная ……..(прозрачная)

6. Работа со скороговоркой:

Воспитатель: Предлагаю вам повторить со мной скороговорку:

« В озере – карп, а в море краб». (Дети проговаривают скороговорку вместе с воспитателем )

Сначала давайте произнесем тихо.(Дети проговаривают скороговорку шёпотом с воспитателем )

Теперь проговорите громко. (Дети проговаривают громко скороговорку )

Попробуйте проговорить быстро. (Дети проговаривают быстро скороговорку )

Еще быстрее. . (Дети проговаривают еще быстрее скороговорку )

Кто хочет самостоятельно повторить скороговорку?

Дети по желанию повторяют скороговорку.

7.Составление рассказов-описаний о рыбах:

Воспитатель: Составьте рассказы о рыбах, которых вы сегодня увидели по известному вам плану. Старайтесь говорить красиво.

3-4 ребенка составляют рассказа по схеме.

8.Упражнение «Наш аквариум»:

Воспитатель: Необычная река, которая никуда не течет, со стеклянными берегами – это аквариум. Аквариум – частичка подводного мира, который перенесли в дом. Смотрите, как тянется вверх изумрудная зелень, проплывают – разноцветные рыбки – голубые неоны, алые барбусы, прозрачные вуалехвосты, серебристые скалярии, глазастые телескопы, словно вышедшие из сказки золотые рыбки - и отдыхаешь. Люди вывели, огромное множество аквариумных рыбок.

На какую геометрическую фигуру похож наш аквариум?

Дети: На прямоугольник.

Воспитатель: На какие геометрические фигуры могут быть похожи аквариумы?

Дети: Круг, квадрат, цилиндр.

Я опускаю в аквариум Воспитатель: Но к сожалению наш аквариум пуст. Давайте его заселим аквариумными рыбками. Возьмите рыбку и прикрепите ее к аквариуму.

Дети берут по одной рыбке и прикрепляют к аквариуму.

Дети: - Я опускаю в аквариум скалярию.

Я опускаю в аквариум …..

Я опускаю в аквариум…..

Я опускаю в аквариум….

Воспитатель: Посчитайте, сколько всего рыб живет в аквариуме?

Дети считают рыб в аквариуме.

Воспитатель: Молодцы ребята!

9. Итог занятия:

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Надеюсь, в дальнейшем вы тоже будете стараться.