Программа занятий в сенсорной комнате "волшебный мир сенсорной комнаты". Программа групповых развивающих занятий в сенсорной комнате «радуга Программа для детей в сенсорной комнате

Наталья Долгополова
Ранний возраст. Программа работы в сенсорной комнате

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад «Танюша»

Адаптированная коррекционная программа сопровождения

детей раннего возраста в сенсорной комнате в условиях ФГОС

Адаптированная методическая программа «Познаем окружающий мир» программа коррекции сенсорного развития детей раннего возраста разработана на основе Основной образовательной программы МБДОУ ЦРР детского сада «Танюша» г. п. Федоровский, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013, № 30384)

Разработчик :

Долгополова Н. А. – педагог-психолог (высшая категория)

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…. 2

1.2. Структура программы… .

1.3. Специфика занятий….

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 1,5 – 3 лет…6

1.5. Организация психопрофилактической работы адаптационного процесса…7

1.6. Цель, задачи программы… .7

1.7. Принципы коррекционной деятельности по реализации программы… . 8

2.3. Психодиагностика….10

2.5. Комплекс игровых упражнений в светлой и полутемной сенсорной комнате… .12

3. Организационный раздел

программы… .16

3.2. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы… . 16

3.3. Система достижения детьми планируемых результатов освоения

общеобразовательной программы …17

3.4. Взаимодействие с семьями воспитанников…. 17

3.5. Методическое обеспечение….18

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Авторская методическая программа «Познаем окружающий мир» – это программа коррекции сенсорного развития детей раннего возраста . Работа с детьми по данной методике направлена на решение проблем обучения и воспитания детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильного формирования мировоззрения, адекватной и безболезненной интеграции в социум. Основная задача – воспитание полноценных граждан, здоровых физически и психически, с достаточными адаптационными возможностями, что необходимо в их дальнейшей (взрослой) жизни. Программа реализуется на основе использования интерактивных аудиовизуальных средств.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно - развивающей работы в группах раннего возраста на основе полного взаимодействия и преемственности всех педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников.

Программа «Познаем окружающий мир» разработана в соответствии :

С Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

С СанПин 2.4.1.3049-13;

С Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

С Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

С учетом примерной образовательной программы дошкольного образования : ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ/. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

Специальной программы «Сенсорное развитие дошкольников» . Авторы : Новосельцева Т. Ф., Дубовицкая Л. А., Голоднева Н. Н. - Ханты-Мансийск : Принт-Класс, 2010. – 94с.

В последние десятилетия увеличивается количество детей от 1 года до 3 лет, имеющих различные отклонения в развитии, в том числе психомоторного. Об этом свидетельствуют данные психолого-медико-педагогического обследования детей раннего возраста , которые проводятся ежегодно в нашем детском саду.

Идея ранней помощи ребенку с проблемами в развитии очень проста : помощь наиболее эффективна, если она начата как можно раньше. Современные научные исследования психологов, педагогов выявили критическое значение в развитии ребенка первых 2-3 лет жизни, роль семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и его развитии. Определилось особое направление в психологии – раннее воздействие на психическое развитие ребенка. Ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяют не только скорректировать имеющиеся отклонения в психическом развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.

1.2. Структура программы

Программа раннего возраста «Познаем окружающий мир» состоит из 12 занятий, каждое из которых повторяется трижды. Каждое занятие имеет общие задачи, меняются только атрибуты и игровой материал занятия. Таким образом, полный объем программы составляет 36 занятий.

1.3. Специфика занятий

Данные занятия предназначены для детей раннего возраста , посещающих интегративную коррекционно-диагностическую группу, имеющих задержку психомоторного развития.

Программа коррекции психического развития детей раннего возраста «Познаем окружающий мир» содержит развивающую коррекционную работу по следующим областям :

Социально – коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Физическое развитие.

В зависимости от усвоения ребенком одного или нескольких разделов приоритеты отдаются неусвоенным или слабо усвоенным. Занятия проводятся в повторяющемся режиме. Все занятия носят игровой характер. Играя, ребенок познает свойства предметов, у него развиваются внимание, память, речевая активность, способность к общению, эмоциональная сфера.

Построение цикла занятий ведется с учетом результатов обследования уровня общего, психического, а также речевого, физического развития детей раннего возраста . Занятия проводятся в сенсорной комнате .

Для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми раннего возраста в кабинете педагога-психолога имеется :

Музыкальный центр и набор аудиокассет;

Настенное зеркало;

Музыкально-цветовая картина;

Мягкие игрушки;

Специальный игровой материал;

Дидактические игры;

Бумага, карандаши, фломастеры, краски;

Цветные нитки, шнурки;

Столик для игр с песком и водой.

Все занятия данной программы имеют следующую структуру :

Ритуал начала занятия;

Игровые задания на развитие сенсорных функций , мелкой моторики, пальчиковые игры;

Релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

Ритуал окончания занятия.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 12-15 мин каждое.

Используются следующие виды занятий :

Индивидуальные;

Занятия детей в парах;

Подгрупповые.

Все упражнения в организованной деятельности будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься.

1.6. Цель, задачи программы

Цель программы – коррекция сенсорных способностей , развитие восприятия и предметной деятельности детей раннего возраста .

Задачи :

Создавать положительный, эмоциональный настрой;

Формировать представление о себе, социальном окружении, предметном мире, окружающей

действительности;

Снижать импульсивность, тревожность, агрессивность;

Формировать невербальные и вербальные формы общения, средства и способы усвоения

социального мира;

Формировать социальные навыки и адекватное поведение в ближайшем окружении;

Развивать самостоятельность и познавательную активность;

Создать условия для адаптации детей в коллективе сверстников и взрослых с целью дальнейшей

интеграции в общество;

Создавать условия для стимуляции социальной активности семьи;

Основная задача коррекционного сопровождения детей раннего возраста в нашем детском саду заключается в работе «команды» педагогов, педагога - психолога в тесной связи с родителями по созданию социально – психологических условий для успешного развития каждого ребенка, не зависимо от уровня его способностей. Задачи изучения ребенка и оказания ему психолого-педагогической помощи переплетаются с отслеживанием результатов образовательной деятельности и оценки степени ее эффективности.

2.2. Психодиагностика

Цель : информация по уровню психофизического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса

Методики для проверки уровня нервно-психического развития детей предлагаются авторами : Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Н. А. Рычкова, Келлер И. Сами критерии развития детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) разработаны сотрудниками Центрального института усовершенствования (ЦОЛИУВ г. Москва) в 1984 г., Печора К. Л., Голубева Л. Г.

Согласно проведенным скрининговым исследованиям в детском саду на начало 2014 учебного года имеет место проявляющееся в разной степени недоразвитие у 70 % детей раннего возраста . Опираясь на концепцию модернизации образования, наши исследования показали увеличение числа детей с низкими показателями в развитии по результатам психолого - педагогического обследования : в сравнении - психофизическое развитие – 2013г. - 41,5 %;

Развитие психомоторики – 6 %;

Речевые проблемы - 39 %;

Развитие сенсорики – 49 % ;

Развитие памяти и внимания - 15,5 %;

Имеются проблемы в профессиональной компетентности педагогов д/с - недостаточные представления об особенностях психофизического развития детей раннего возраста , методиках и технологии организации воспитательно - образовательного процесса для таких детей.

Таким образом, мы фиксируем постоянно увеличивающееся количество детей с различными нарушениями и отставаниями в развитии. Скрининговое исследование показало необходимость создания программы коррекционных занятий в светлой и полутемной сенсорной комнате , позволяющей проделать путь – от исправления дефектов, лежащих на пороге нормального развития, к созданию благоприятных условий полноценного психического развития ребенка в пределах нормы.

Это нам позволяет :

o более точно конкретизировать цель психопрофилактической программы ;

o индивидуализировать методические приемы реализации программы ;

o выявить динамику психических функций ребенка в процессе психопрофилактической, коррекционной работы , оценить ее эффективность;

Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий : по собственному желанию и с учетом специфики работы в светлой и полутемной сенсорной комнате психолог может заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование. Длительность занятий 12 - 15 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений). Показывая детям оборудование, взрослый подводит детей к каждому из них и предлагает его опробовать. Главное, создать атмосферу доверия и ощущения безопасности в сенсорной комнате . Во время занятия звучит музыка, создающая расслабляющую атмосферу.

Комплекс игровых упражнений в светлой и полутемной сенсорной комнате

Занятие № 3

Цели : регуляция эмоционального состояния детей, развитие внимания, памяти, мышления, воображения, обогащение сенсорного опыта , развитие зрительного восприятия, тактильной чувствительности, кинестетического анализатора, крупной моторики.

Ритуал начала занятия.

Игра «Приветствие» : Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите : «Здравствуйте!» . Игра «Кто за кем?» .

Игра «Катаем шарики»

Цель : развитие внимания при наблюдении за движущимся предметом, зрительно-моторной координации,

Материалы : «прогон для шаров » , шары разной величины и цвета.

Ход упражнения : скат для шариков предназначен для перехода от действия к деятельности, установления причинно-следственных связей. Пускаем шар по ложбинке с установкой – следить глазами за движением шарика – 3 раза. Затем показываем детям, как можно схватить движущийся шар, и даем каждому ребенку несколько попыток схватить движущийся шар.

Допускается усложнение : использовании большего количества шаров или шаров разного веса и размера

Упражнение «Театр»

Цели : развитие отраженного восприятия, обогащение словарного запаса, сенсорного опыта .

Материалы : зеркало, настольный театр «Курочка Ряба»

Ход театрализации: «Курочка Ряба»

Жили-были дед - обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду

и баба - изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка.

И была у них курочка Ряба - для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка» ,

Снесла курочка яичко - округлите пальцы и соедините их кончики.

Да не простое, а золотое, Дед бил, бил (постучите кулаком по «яичку» ) - не разбил. Баба била, била (стучите кулаком по «яичку» ) - не разбила.

Мышка бежала - (для детей младшего возраста - пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка» ,

Хвостиком махнула - (помашите указательным пальцем) - яичко упало и разбилось

(уроните расслабленные руки на колени) .

Дед плачет - закройте лицо руками.

Баба плачет - закройте лицо руками.

А курочка кудахчет : «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко (округлите пальцы и соедините их кончики) - другое, не золотое, а простое.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения

«Отдых на море»

Взрослый : «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Небо голубое, теплое солнце. Мягкие волны докатываются до ваших ног. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно.

Открываем глаза. Мы полны сил и энергии».

Упражнение выполнять под спокойную, расслабляющую музыку

Ритуал окончания занятия. Игра «Кто за кем?» . Прощание с «веселками» .

Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними : «До свидания!» Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

III Организационный раздел

3.1. Критерии оценки эффективности программы

Результатом проделанной работы является достижение детьми уровня психического развития, позволяющего нормальное обучение в школе, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, дружить, решать конфликтные ситуации с детьми и взрослыми.

Количественные показатели в работе с детьми :

Развить коммуникативную, познавательную сферу до 75 %

Коррекция речевых нарушений до 60 %

Реализовать личностный потенциал каждого дошкольника до 60 %

Охватить индивидуальной коррекционно-обучающей работой воспитанников ОВЗ-100%.

Ожидаемые результаты для педагогов :

Приобрести опыт работы с детьми , имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья до 75 %.

Уметь разрабатывать индивидуальные программы до 100 % ;

Работать с новым содержанием дошкольного образования до 100 %;

Повысить мотивации к исследованию до 70 %;

Ожидаемые результаты для родителей :

приобретать родительский опыт в воспитании ребенка с ограниченными возможностями и адекватно воспринимать его возможности и способности до 70 %;

реализовать единый индивидуальный подход к ребенку с целью максимальной коррекции отставания в обучении, для перехода на следующую ступень развития - 100 %.

Перспектива :

Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов. Применение в дальнейшем педагогами групп, рекомендуемых игр и упражнений.

Развитие детей дошкольного возраста

1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. Забрамной С. Д. Левченко И. Ю., М„ 2003. 05 – 157с.

2. Колос Г. Г, «Сенсорная комната в дошкольном учреждении» .- М, АРКТИ, 2008 г. 03 – 79с.

3. Озерецкий Н. О., "Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста " Санкт-Петербург - 1999г.

4. Н. А. Рычкова «Поведенческие расстройства у детей» 1998 г. стр. 79

5. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.

Пояснительная записка

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сенсорные комнаты используются в медицинской и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:

Обучение на основе сенсорной стимуляции,

Психотерапия.

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и человеком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор". Пребывание в сенсорной комнате способствует:

Улучшению эмоционального состояния;

Снижению беспокойства и агрессивности;

Снятию нервного возбуждения и тревожности;

Нормализации сна;

Активизации мозговой деятельности;

Ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Сенсорные комнаты используются в работе с детьми. Отсутствие опасных предметов, дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.

Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.

Сенсорная комната может использоваться для релаксации людей с невротическими и психосоматическими расстройствами и для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций).

Актуальность: Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас, при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС.

Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов.

Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно безобразно . В сенсорной комнате возможно создать условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.

Цель проводимой работы:

Обеспечение эмоционального благополучия, психологического и физического здоровья, успешной адаптации детей младшего школьного возраста.

Задачи:

    Создавать комфортные условия для пребывания ребенка в образовательном учреждении.

    Формирование у детей эмоциональной децентрации, т.е. способности ребенка-школьника воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей.

    Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушения поведения, социально-психологической дезадаптации к условиям образовательного учреждения и других проблем психогенного характера.

    Развитие умения укреплять и поддерживать позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.

    Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического овладения выразительными движениями – средствами человеческого общения: мимикой, жестами, пантомимикой.

Ожидаемые результаты:

    профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения и других проблем психогенного характера:

    коррекция эмоционального самочувствия, снятии эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижении индекса агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, невротического избегания, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.

    развитие творческого потенциала личности, создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.

Сенсорная комната в нашем центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием.

Темная сенсорная комната

Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.

Пуфик – кресло с гранулами (Сплодж) – это сидение, которое служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму тела. Сидя на пуфике можно расслабиться, слегка откинувшись назад, и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обняв его и расслабить мышцы спины. Поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.

Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей – в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненного водой, резвятся шарики, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными детей. Если приблизится к колонне, то можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащена "Мягкой платформой".

Прибор динамической заливки света – прибор (типа проектора), который создает на противоположной стороне световое пятно с плавными переливами всевозможных изменяющихся красок и узоров. Волшебное зрелище, напоминающее северное сияние приковывает внимание, создает поэтическое настроение, способствует релаксации и развитию фантазии.

Проектор светоэффектов «Солнечный» с ротатором колес в комплекте с колесами светоэффектов - прибор, проецирующий на противоположной стене картинку движущихся форм и цветов различной тематики (животные, растения, природа, облака, подводный мир, далекий космос и т. д.).

Звукоактивированный проектор свето-эффектов «Русская Пирамида» - позволяет создать 4 или 8 разных по рисунку и тону световых “пятна”, движущихся по стенам и полу, останавливающихся и меняющих направление в такт музыки или громкого звука (например, хлопков).

Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» - водопад огромного числа тонких волокон, по всей длине которых то загораются, то гаснут разноцветные «звездочки» Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают. Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» с гребнем - гребень позволяет расстелить светооптические волокна по стене, создавая эффект красивого водопада. Можно повесить у входа или как световую штору. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения.Этот элемент, является отличным дополнением к сенсорной комнате. Занятия с использованием фиброоптических волокон способствуют развитию внимания. Фиброоптические волокна, закрепленные на стене, образуют светящийся шатер, зайдя в который, Вы ощутите приятное умиротворение. Фиброоптический дождь идеально использовать для релаксации в сочетании со спокойной музыкой или сказками для детей.

Световая каскадирующая труба “Веселый Фонтан” - каскад светооптических волокон в виде фонтана с боковой подсветкой. При последовательном освещении возникают разнообразные световые эффекты, напоминающие струи воды и брызги фонтана.

Ковер “Звездное небо” (напольный и настенный) - оптические волокна, вплетенные в ворс черной ткани, завораживают эффектом мерцания с постоянным изменением цветов. Летящие кометы и целые галактики переносят наблюдателя в далекий космос, в мир неведомых звезд и планет. При помощи фибероптического волокна с использованием программного блока возможно создание не только "мерцающего неба", но и последовательное или хаотичное высвечивание созвездий, эффекта северного сияния, падающей кометы и т.п.поможет Вам погрузиться в настоящую сказку мечтаний о бесконечности и красоте вселенной. Размеры ковра могут быть различными.

Световой модуль для рисования песком «Радуга» предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции, развития воображения, игровой терапии.

Светлая комната

Мягкие модули – различные фигуры на которых можно сидеть, что-то строить из них.

Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляющее. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Сухой бассейн – это бассейн с мягкими стенками, наполненный пластмассовыми шариками. Можно использовать для релаксации, и для активных игр. Лежа в бассейне, можно принять комфортную позу и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне все время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно перемещаться или менять позу не опасаясь упасть, стукнуться. Передвижение в подвижных шариках создает прекрасные условия для развития координации движения в пространстве. Игры в бассейне эмоциональны окрашены. Играя, можно растратить энергию, а затем – откинуться на спину и расслабиться.

Целевая группа:

Учащиеся 7-15лет, дети имеющие соматические расстройства и расстройства опорно-двигательного аппарата, дети-инвалиды и дети с ОВЗ.

Длительность программы

Программа рассчитана на 39 часов, занятия проводятся раз в неделю, длительность 40-45 минут.

Ожидаемый результат:

Данная программа даст возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать, снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучить работоспособность

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1

Вводное занятие. знакомство

0,5ч

0,5ч

Беседа,

Игра, наблюдение

2

Коррекция

18,5 ч

18,5 ч

Беседа,

Игра, наблюдение, драматизация,

Рисунок, сказкотерапия.

3

Прощальное занятие

0,5ч

0,5 ч

Беседа, игра

Итого

19,5 ч

19,5 ч

Тематическое планирование

п/п

Тема

Цель

Дата

1

Вводное занятие. знакомство

1.1

«Знакомство с волшебной комнатой»

Ознакомление с работой в группе, знакомство участников друг с другом, преодоление барьеров перед общением друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения.

2

Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения «Познавая себя и других».

Развитие и коррекция психических процессов

2.1

«Помощь друзей»

2.2

«Добрым быть полезно»

Формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливости.

2.3

«Уходи, злость, уходи!»

Предупредить появление агрессии и снять эмоциональное напряжение.

2.4

«Дружба начинается с улыбки»

Снятие эмоционального напряжения, развитие тактильных и зрительных анализаторов; стимулирование воображение.

2.5

«Диалог добра и зла»

Развитие умения различать проявления добра и зла, снятие психоэмоционального напряжения, установление телесного контакта, обучение приемам релаксации.

2.6

«Доброе тепло»

Обучение детей выражению своего настроения через движения, развитие симпатии друг к другу.

2.7

«Счастье»

Развитие положительного эмоционального фона в группе, развитие внимания, памяти.

2.8

«Я в мире, мир во мне»

2.9

«Учись управлять собой»

Обучение элементам аутотренинга, самостоятельному расслаблению организма, повышение сплоченности группы.

2.10

«Покажи себя со стороны»

Обучение определению положительных и отрицательных черт характера, передачи настроения других людей

2.11

«Мой мир»

Помочь детям научиться бережно и внимательно относиться к себе и принимать себя.

2.12

«Мое настроение»

2.13

«Дыхание жизни»

Определение симпатии детей по отношению друг к другу. Обучение гимнастики соединения движения с дыханием.

2.14

«Саморазвитие»

Развитие положительной самооценки друг к другу, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка.

2.15

«Я один такой на свете»

Обучение применению мимики и жестов в обыденной жизни, развитие умения находить положительные стороны в людях.

2.16

« Я как личность»

Создание благоприятных условий для снятия тревожности, доверительных отношений для самораскрытия, установление контакта, формирование положительной мотивации на сотрудничество, развитие коммуникативных навыков.

2.17

«Помоги себе сам!»

Развитие уверенности во взаимоотношениях друг с другом, обучение самомассажу головы.

2.18

« Мы- самые лучшие»

Развитие сплоченности коллектива, дружеских чувств по отношению к участникам группы.

2.19

«Потаенные места»

Развитие навыков наблюдения и самонаблюдения, снятие психоэмоционального напряжения.

2.20

«Давайте представим...»

формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; продолжение обучения умению определять свое настроение; обучение способам поднятия настроения; развитие смелости и уверенности в себе, преодоление робости; саморегуляция психического состояния.

2.21

« Будьте внимательны!»

развитие психических процессов: произвольного внимания, его устойчивости и переключаемости; умственных способностей; памяти, воображения, восприятия; продолжение обучения умению управлять своим телом, расслабляться, освобождаться от перенапряжения.

2.22

« У страха глаза велики»

продолжать работу по дестабилизации и разрушению пато логических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей;

2.23

« Остров Дружбы»

Продолжать развивать сплоченность коллектива, дружеских чувств по отношению к участникам группы.

2.24

««Путешествие на необитаемый остров»

учить ориентироваться в пространстве комнаты с помощью плана; закреплять умение анализировать элементарную контур ную схему «Лабиринт»; формировать умение соотносить речевую форму описания предметов с графической; закреплять приемы моделирования; закреплять знания о здоровом образе жизни, безопасном поведении

2.25

« Остров сокровенных желаний»

Повышение социальной адаптации школьников, укрепление их психологического здоровья

2.26

« Остров Добрых дел»

Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;

Развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов;

Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме.

2.27

«Побеждаем все тревоги»

Знакомство с методами быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения, регулирование процесса дыхания.

2.28

«Чудо – остров»

Знакомство с эмоцией грусти. Осознание смысла печали и ее ценности.

2.29

« Полет на северный полюс»

Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства.

2.30

«Язык прикосновений»

Развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей.

2.31

« Путешествие воздушных шариков»

развитие эмоционально - чувственного отношения к окружающему миру;

развитие познавательной сферы;

формирование навыков оздоровительного дыхания;

воспитание гуманного отношения к окружающим

2.32

«Мои потребности и мои желания»

Знакомство со структурой человеческих потребностей. Пирамида Маслоу. Основные отличия между потребностями и желаниями.

2.33

«Моя дружная семья»

Роль семьи в жизни человека. Взаимопонимание между членами семьи. Общение со взрослыми.

2.34

«Как нужно общаться?»

Развитие умения правильного общения, укрепление их психологического здоровья

2.35

««В мире наших имен»

Введение понятия «характер». Положительные и отрицательные стороны характера.

2.36

«Мальчики и девочки: два мира»

Активизировать представления о собственном мире и познакомиться с противоположным миром; формировать уважительное представление к противоположному полу. Прояснить стереотипы мужского и женского поведения; помочь детям сформировать собственные взгляды на половые различия;

2.37

«В стране фантазий»

(групповой коллаж)

Создание мотивации на совместную работу, развитие творческих способностей.

3

Прощальное занятие

Подведение итогов.

3.1

« Прощальное занятие»

Подведение итога, прощание с сенсорной комнатой.

Список литературы

1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой., – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.

2. Психолого- педагогические программы сопровождения ФГОС НОО/ под общ. Ред. Щеголенковой.- Новокузнецк: МАОУ ДПО, 2012.- 364 с.

3. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.- СПб.: Речь, 2004.- 224 с.

3. Справочник психолога начальной школы. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто.- Изд. - Ростов н,Д: Феникс, 2011.- 442 с.

4. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе(Часть 1): методическое руководство/ Л. А. Ясюкова.-издание 2-е.-СПб: ИМАТОН, 2007.-208 с.

5. Психология. Разработки занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р. М.- Волгоград: ИТД « Корифей», 2006.- 112с.

6. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ « Сфера», 1996.- 240 с.-

Сенсорная комната - это помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.

Посещение сенсорной комнаты для детей подобно погружению в сказку, у детей появляется радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для людей со специальными нуждами, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, с хроническими болями, посттравматическими болями, а также для всех людей нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

  1. стимулирует все сенсорные процессы;
  2. создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;
  3. возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
  4. корректирует нарушенные высшие корковые функции;
  5. развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Таким образом, в зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как:

  • самостоятельную реабилитационную процедуру;
  • способ подготовки к другим медико-психологическим мероприятиям;
  • средство оптимизации реабилитационного процесса.

Условно оборудование СК можно разделить на два функциональных блока:

Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.

Ребенок или взрослый, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу с пациентом.

Активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн.

Поэтому с помощью сенсорной комнаты возможно решение целого комплекса задач:

  1. решение проблем адаптации ребенка к условиям ДОУ, школы, санатория;
  2. создание положительного эмоционального фона, который помогает проводить более успешную реабилитацию после перенесенных психологических травм, заболеваний;
  3. диагностика различных нарушений;
  4. коррекция нарушений в познавательной сфере (повышение интереса к исследовательской деятельности, улучшение внимания, сенсорная активация);
  5. коррекция эмоционально-волевой сферы (гипертрофированные страхи, агрессия, тревожность, депрессивные настроения, раздражительность);
  6. релаксация, снятие мышечного и психического напряжения;
  7. коррекция поведенческих нарушений (трудности общения, повышенная агрессивность);
  8. развитие общей и мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений, сенсорной недостаточности;
  9. интеллектуальное развитие детей.

1. Столик для рисования песком "Мультиколор":

Столик предназначен для рисования детьми кварцевым песком. Возможен выбор цвета подсветки стола, а также четырех динамических режимов переключения цвета с помощью пульта управления.

2. LED- панель для рисования.

Стоит провести специальным маркером по поверхности доски и о чудо! Рисунок светится! Рисунок стирается обычным лоскутом материи.В наборе: флуоресцентные маркеры.


Сенсорная комната - это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития. Это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из большого количества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, тактильные и вестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната в доу :

1. Помогает в стимулировании сенсорной чувствительности и двигательной активности, развития зрительно-моторной координации детей, развивает общую и мелкую моторику, улучшает координацию движений.

2. Создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; (уменьшает тревожное состояние , снижает агрессию , учит саморегуляции; снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение)

3. Повышает психическую активность за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развивает тактильные, зрительные ощущения, тренирует память, внимание, интеллект.

4. Расширяет кругозор и пространственные представления, развивает воображение и творческие способности детей;

5. Помогает корректировать нарушения в познавательной сфере (снижение интереса к ранее значимой деятельности, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность и, соответственно, трудности в обучении). Помогает развитию речи.

6. Помогает решить проблемы с социальной адаптацией .

Даже готовность ребенка к школьному обучению в значительной степени зависит от его сенсорного развития, значительная часть трудностей, возникающих перед детьми, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Умело воспользовавшись средой сенсорной комнаты можно скорректировать все эти недостатки, а так же поведение очень привередливого, замкнутого, агрессивного ребенка, то есть детей с личностными проблемами и проблемами социального развития.

Занятия в сенсорной комнате положительно влияют на развитие как здоровых детей, так и детей с недостатками зрения и расстройствами речи.

Погружение в атмосферу сенсорной комнаты напоминает о том, что кроме стрессов существуют еще и маленькие радости жизни. Самостоятельность ребенка в пространстве сенсорной комнаты формирует опыт стрессоустойчивого поведения, поскольку ставит его в ситуацию свободного выбора.

В этой необычной комнате мы узнаем, что привычный для нас мир, привычные вещи становятся совсем другими, волшебным. Здесь можно спрятаться в водопад («сухой» душ), играть со звездным светом («Звездное небо», проектор «Звезды»), наблюдать за жителями подводного царства (пузырьковая лампа, лампа «Аквариум»), плавать в шариках («сухой» бассейн). А еще здесь есть необычная поляна (настольный фонтан) и очаровательный зеркальный шар с бесконечным множеством бликов, напоминающий падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков», также можно поиграть с радугой, молнией и морем (проекторы «Радуга», «Море», ночник «Плазма»).

Но самое интересное еще то, что вещи в этой комнате могут меняться.

В одном помещении можно объединить среду сенсомоторного развития, темной и светлой комнаты.

Для среды темной сенсорной комнаты используем мягкие модули, сухой бассейн, предметы, безопасные при передвижении в полумраке, стимуляторы, направленные на взаимодействие детей друг с другом, со взрослым и с оборудованием при приглушенном свете (световые панно, проекторы, лампы). В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции, ощущение комфорта и безопасности, способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми. Это сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, привлекает, помогает забыть страхи, успокаивает. Именно в специально подготовленной для психологической работы темной сенсорной комнате взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется гармонично.

Среда светлой сенсорной комнаты используется как зона для игр и занятий, включая различные игровые модули для взаимодействия при дневном свете или ярком освещении, сюда входят различные мягкие модули, «сухой» бассейн, «сухой» душ, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы, музыкальные, тактильные и развивающие панно, дидактическая черепаха, 2 песочницы, магнитная доска и многое другое.

Среда сенсомоторного развития - зона где физическое развитие идет на основе игры и взаимодействия с игровым оборудованием, позволяющим именно взаимодействовать с ним, а не только выполнять физические упражнения. Это строительные мягкие модули, туннели, «перекати-поле», «сухой» бассейн, большие гимнастические мячи (игровой стретчинг), детские прыгающие мячи (фитбол), сенсорные тропы для ног, разной сложности и вида и прочее.

Сенсорная комната - многофункциональный комплекс, использование которого способно оптимизировать развитие ребенка, в ней собраны значительное количество стимулов, которые могут служить игровыми заместителями реальных предметов и явлений.

Практическим в этой комнате проводится коррекционно-развивающая и профилактическая работа со здоровыми детьми имеющими проблемы личного, социального, эмоционального развития, готовности к школьному обучению, а также с детьми с проблемами зрения и речи.

На занятиях в сенсорной комнате удачно сочетаются элементы цветотерапии, музыкотерапии, песочной терапии , игротерапии, сказкотерапии , в ней легко проводить упражнения на различение эмоциональных состояний, развитие мимических движений, игры и упражнения на развитие навыков общения, саморегуляции, расслабление снятие напряжения, пальчиковые игры, теневой театр, упражнения на дыхание и многое другое.

Совместные игры в такой сказочной, комфортной обстановке помогают раскрепоститься, поверить в свои силы, проявить смекалку. Групповые и подгрупповые занятия с дошкольниками в сенсорной комнате хорошо подходят для детей с проблемами социальной адаптации.

Игры с детьми в сенсорной комнате

Стоит учитывать, что для получения устойчивых результатов занятия в сенсорной комнате должны проводиться регулярно. Для детей полезно на занятиях использовать сказочные сюжеты, где использование какого-либо модуля будет частью сказки.

Продолжительность занятий 15-30 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).

«Путешествие по тропе»

Сначала используется одна тропа.

Используют 3 различных тропы (ребристая дорожка, дорожка со следами, тропа с различными наполнителями). Ребенок проходит по тропинке, определяет, что чувствовали его ноги, какие чувства испытывал сам ребенок.

«На море».

class="eliadunit">

Цель. Учить расслаблять мышцы, снимать эмоциональное напряжение.

Ход. Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Вы лежите или сидите на песочке. Теплый ветерок обдувает ваше тело. Вам тепло и приятно. Он нежно гладит вас по лицу, шее, рукам, ногам - по всему телу. Дышим легко, ровно и глубоко.

Вы спокойно отдыхаете слушаете шум моря и наблюдаете за движением волн. Вам легко и хорошо. Вы отдыхали, отдыхали, но пора в дорогу. Потянулись, улыбнулись, попрощались с морем и встали.

Игры с песком

«Морское дно».

Цель. Развивать воображение, образное мышление.

Ход. Дети строят из песка ландшафт морского дна и заселяют его жителями, разыгрывают воображаемый сюжет.

«Веселые Рыбки»

Цель. Создавать радостное настроение, развивать воображение.

Ход. Дети наблюдают за движениями рыбок, изменением цвета воды, обращают внимание на цвет воды, определяют, что у рыбок веселое настроение. Затем стремятся передать их движения в танце.

Вариант. Наблюдают за одной определенной рыбкой и рассказывают о ней.

Элементы цветотерапии.

Цель. Стимулировать и развивать умение соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение.

Ход. Дети наблюдают за изменениями цвета воды и рассказывают, какое настроение вызывает тот или иной цвет, как меняется его настроение после наблюдения за цветом воды.

Игра «Коробочки с запахами»

Материал: коробочки или банки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправы, мылом, духами, цветами.

Ход. Педагог берет коробочку или банку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех банок, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех банок.

Игра «Вспомни, как они пахнут»

Детям предлагают по рисункам с изображением различных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветвь, небольшой дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники и др.) Вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

Игра «Удар в музыкальный инструмент»

Цель. Развивать слуховое восприятие, внимание.

Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.

Ход. Детям предлагают отразить ритм, нарисованный на карте полосками (длинные - медленные удары, короткие - быстрые).

Игра «Ковер-самолет»

для детей от 3 лет.

Материал. Цветная бумага, разноцветные игрушки.

Ход. На полу лежат несколько листов цветной бумаги (сначала не более 3) и игрушки. Показывая лист бумаги, назовите предмет, окрашенный в тот же цвет.

Расскажите сказку о волшебных коврах-самолетах, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Сильный ветер понес ковры-самолеты в тридевятое царство и перемешал все игрушки и ковры. Добрый волшебник подсказал игрушкам, что если они соберутся в группы по цветам, ковры-самолеты снова поднимутся в воздух.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

  1. Паспорт программы
  1. Пояснительная записка
  1. Содержание программы:
  1. Мониторинг освоения детьми программного материала
  1. Требования к уровню подготовки детей
  1. Средства обучения
  1. Контроль за реализацией программы
  1. Список литературы

Паспорт программы

Наименование Программы

Рабочая программа занятий детей с психологом (в комнате с сенсорным оборудованием «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»)

Основания для разработки Программы

  • Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»

Постановление главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.07.2010 №91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"

Типовое положение о дошкольном учреждении, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 27.10.2011г. № 2562 (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.01.2012 N 22946).

Устав учреждения

Заказчик Программы

Родительская общественность

Исполнитель программы

Педагог – психолог

Целевая группа

Для детей 3-7 лет, посещающих учреждение

Составители программы

Педагог – психолог Катаргина Ирина Александровна

Цель Программы

Профилактика эмоционального напряжения и развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты у детей старшего дошкольного возраста. Повышение уровня сенсорного развития детей.

Задачи Программы

Ожидаемые конечные результаты

Снятие эмоциональной напряженности,

Поддержка положительной самооценки.

Создание позитивного настроя,

Усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств,

Развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.

Сроки и

этапы реализации программы

2015-2016 год

Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья взрослых и детей дошкольного возраста.

К концу дошкольного возраста должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий. Уровень сенсомоторного развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. И готовность к школьному обучению так же напрямую зависит от уровня сенсомоторного развития, недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.

Опыт работы в дошкольном учреждении, постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность . Актуальность проведения занятий в сенсорной комнате заключается в том, что:

Психоэмоциональное состояние является одним из важных компонентов развития ребенка, поэтому эмоциональная нестабильность препятствует гармоничному развитию ребенка в целом

Теоретической основой данной программы является концепция А.Н. Леонтьева, где основными критериями анализа психики являются деятельность, сознание, личность.

В основу программы положены принципы , отражающие гуманистические установки:

Уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;

Создание условий для развития его индивидуальности;

Обеспечение психологического комфорта;

Взаимодействие психолога с ребенком по типу субъект – субъектного общения;

Наличие «свободного пространства» для проявления индивидуальной активности ребенка;

Сочетание статично-динамичного положения;

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;

Необходимость поддержания высокой самооценки ребенка; осуществление понятной и ясной, честной и конкретной коммуникации между родителями и ребенком;

Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного и краткое резюме педагога в конце занятия;

Конфиденциальность информации о ребенке родителям, недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендации.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Формирование базовых составляющих психического развития ребенка (формирование произвольной саморегуляции поведения, умения ребенка оценивать себя и свои действия (самооценка) познавательной активности, игровой активности, научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

2.Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.

3.Обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по форме и цвету вокруг образцов-эталонов, а также последовательному описанию формы, выполнению планомерных действий.

4.Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.

5.Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию;

6.Привитие навыков социального поведения;

7.Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

8.Развитие нравственных качеств;

9.Повышение активности и самостоятельности детей;

10. Формирование и коррекция нарушения в общении.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:

Несовершеннолетние посещающие детский сад

Дети с ослабленным здоровьем (оздоровительная группа);

Родители.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Данная программа даст возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать.

Общее психофизиологическое развитие.

  • развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;
  • активизация мышления;
  • повышение иммунитета;
  • улучшение соматического здоровья;
  • коррекция эмоционального состояния;
  • а ктивизация деятельности;
  • нормализация сна;
  • развитие мелкой моторики

Эмоциональное развитие.

  • обогащение эмоционального опыта;
  • преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;
  • стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;
  • формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;
  • формирование коммуникативных навыков у детей;
  • коррекция девиантного поведения;

Речевое развитие.

  • активизация словаря;
  • накопление языковых представлений;
  • формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи;
  • формирование диалогической речи;
  • формирование элементов словесного планирования;
  • формирование монологической речи;
  • формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;
  • развитие выразительности речи;

Социальное развитие.

  • формирование личностной ориентации;
  • формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;
  • проекция общественных взаимодействий;
  • развитие социальных норм поведения;
  • ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;
  • формирование организационных умений
  • развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;
  • осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;
  • освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;
  • развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;
  • формирование и развитие творческих способностей;
  • формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;
  • формирование правильное поведения в коллективе

Программа включает в себя несколько видов деятельности:

  • профилактическая и развивающая работа с дошкольниками – индивидуальные и групповые занятия до четырех человек;
  • просветительская работа с педагогическим коллективом;
  • просветительская работа с родителями;
  • индивидуальные психологические консультации, занятия с элементами тренингов для родителей (законных представителей) и педагогов.

Виды и формы работы в сенсорной комнате

Наименование оборудования

Назначение

Виды и формы работы

Мягкое напольное и настенное покрытие

Релаксация.

Развитие воображения.

Развитие:

  • образа тела;
  • общей моторики;
  • пространственных представлений.

Упражнения на релаксацию.

Упражнения на воображение.

Игры на снятие агрессивности

Сухой бассейн

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

Развитие:

  • кинестетической и тактильной чувствительности;
  • образа тела;
  • пространственных восприятий и представлений;
  • проприоцептивной чувствительности.

Коррекция уровня тревожности, агрессивности

Игра «Море шариков».

Имитация плавания.

Игра на снятие агрессивности.

Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности.

Упражнения на релаксацию.

Сеансы психофизической разгрузки. Игры на воображение.

Игра «Дыши и думай

Мягкий остров

Реабилитация нервно-психического состояния.

Релаксация.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Саморегуляция психического состояния

Упражнение «Улыбка».

Комплекс упражнений на релаксацию.

Комплекс упражнений на воображение

Проектор направленного света

Обогащение восприимчивости и воображения

Музыкотерапия.

Светотерапия

Зеркальный шар (ороецирование специальных светоэффектов)

Развитие:

  • зрительного восприятия;
  • ориентировки в пространстве.

Снижение уровня тревожности.

Коррекция страхов.

Релаксация: воздействие зрительных образов

Сказкотерапия.

Комплекс упражнений по релаксации.

Упражнение «Солнечные зайчики».

Игра «Путешествие к звезде».

Упражнение «Дискотека»

Музыкальный центр и набор аудикассет или

СД дисков

Обогащение восприятия и воображения.

Создание психологического комфорта.

Релаксация: воздействие слуховых образов.

Снижение нервно-психического иэмоционального напряжения.

Активизация двигательной активности.

Формирование навыков саморегуляции

Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации

Ароманабор

Развитие обоняния.

Формирование умения дифференцировать запахи.

Стабилизация психического состояния.

Релаксация

Упражнение «Узнай запах»

Пуфик-кресло с гранулами (Сплодж)

Тактильная стимуляция соприкасающихся с ним частей тела.

Релаксация

Релаксационные упражнения

Проектор Светоэффектов «Солар» с ротатором колес

Привлекает внимание.

Завораживает.

Релаксационное воздействие.

Упражнения на воображение

Панно «Звездное небо»

Привлекает внимание.

Завораживает.

Релаксационное воздействие.

Развитие фантазии и воображения

Упражнения на воображение

Оптиковолоконный пучок «Водопад света» с гребнем

Можно держать в руках, перебирать, обматывать вокруг тела, лежать на волокнах.

Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают.

Упражнения для развития мелкой моторики.

Релаксация

Пузырьковые колонны

Развитие зрительного восприятия.

Создание психологического комфорта.

Снижение уровня тревожности.

Коррекция страхов

Сказкотерапия.

Релаксация

Структура занятия

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

  • Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей детей, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.
  • Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
  • Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).
  • Психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1.

Вводная

  • Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
  • Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами
  • Разминка в кругу: психологический настрой на занятие, приветствие (продолжительность 3 минуты).

Часть 2.

Рабочая

  • На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
  • В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Часть 3.

Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, релаксации.

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:

  • Упражнения на мышечную релаксацию

снижает уровень возбуждения, снимают напряжение.

  • Дыхательная гимнастика

действует успокаивающе на нервную систему.

  • Мимическая гимнастика

направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей.

Двигательные упражнения, влючающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку

способствует межполушарному взаимодействию.

  • Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.

способствует развитию произвольности

Основные методы:

  • Элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;
  • Психогимнастика;
  • Элементы психодраммы;
  • Игры на развитие навыков общения;
  • Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • Ролевые игры

Формы организации коррекционно-развивающего процесса:

  1. Индивидуальная работа.
  2. Групповая работа.

Формы работы с родителями

Совместное посещение занятий в сенсорной комнате.

Индивидуальное и групповое консультирование.

Стендовые консультации

Анкетирование.

Занятия для родителей в сенсорной комнате.

Год состоит из 71 занятия. Продолжительность занятия с детьми от 4 до 5 лет – 15 -20 минут, с детьми от 5 до 7 лет – 25- 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Календарно – тематическое планирование

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

ДАТА

ЗАДАЧИ

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

3.09

Мониторинг

7.09

Мониторинг

2 неделя

В гостях у Сенсорика

10.09

Ребенок и кукла.

Цель: Учить выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия.

14.09

Какого цвета твои глаза и волосы?

Цель: Знакомить с отличительными особенностями внешности – цветом глаз и волос.

3неделя

17.09

Все мы разные

Цель: Знакомить с отличительными особенностями других детей (голос, имя)

21.09

Что тебе нравится?

Цель: Помочь детям понять, что их вкусы и предпочтения могут быть разными.

4неделя

24.09

Выбор игры, любимая игрушка.

Цель: Определять вместе с детьми их почтения в играх и игрушках.

28.09

Вкусный – невкусный.

Цель: Определить вместе с детьми их предпочтения в еде

ОКТЯБРЬ

5неделя

Чувства, желания, взгляды

Грусть и радость.

Цель: Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний (радость- грусть), учить определять их по внешним проявлениям.

5.10

Изменение настроения.

Цель: Помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения.

6неделя

8.10

Страшно.

Цель: Помочь понять причины возникновения страха; способствовать профилактике страхов у детей.

Социальные навыки

12.10

Друзья.

Цель: Развивать элементарные представления о дружеских отношениях

7неделя

15.10

Ссора .

Цель: Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры.

19.10

Как помириться?

Цель: Учить простым способам выхода из конфликтов.

8неделя

22.10

Совместная игра.

Цель: Помочь понять, что играть вместе интереснее

26.10

Совместное дело.

Цель: Помочь понять, что вместе легче справиться с любым делом.

НОЯБРЬ

9неделя

Давайте жить дружно!

2.11

Паутинка.

Цель: Развивать чувства принадлежности к группе. Развивать навыки позитивного социального поведения.

5.11

Настроение

Цель: Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность у группе, выразить свое настроение. Учить детей ощущать близость, тепло другого

10неделя

9.11

Солнечный зайчик.

Цель: Развивать чувство единства, сплоченности. Учит детей действовать согласованно

12.11

Волшебный мешочек.

Цель: развивать групповую сплоченность. Повышать у детей уверенность в себе

11неделя

16.11

Паровозик с именем.

Цель: Повышать у детей уверенность в себе, развивать координацию движений, развивать слуховое восприятие.

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь

19.11

Робость.

Цель: Повышение у детей уверенность в себе, сплочение группы, знакомство с чувством робости

12неделя

23.11

Радость – 1.

Цель: Знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека

26.11

Радость-2.

Цель: Продолжение знакомства с чувством радости

13неделя

30.11

Радость – 3

Цель: Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого

ДЕКАБРЬ

3.12

Радость – 4

Цель: Закрепление и обобщение знаний о чувстве радости

14неделя

7.12

Страх -1.

Цель: Знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике

10.12

Страх -2.

Цель: Поиск путей преодоления страха, развитие эмпатии, умение сопереживать другим

15неделя

14.12

Страх – 3.

Цель: Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям, развивать умение справляться с этим чувством. Учить детей выражать чувство страха в рисунке

17.12

Страх – 4.

Цель: Продолжение знакомства с чувством страха

16неделя

21.12

Удивление.

Цель: Знакомство с чувством удивления, закрепление мимических навыков

24.12

Самодовольство

Цель: Знакомство с чувством самодовольства

17неделя

28.12

Закрепление знаний о чувствах.

Цель: Закрепление умения различать чувства

ЯНВАРЬ

14.01

Злость.

Цель: Знакомство с чувством злости, тренировка умения различать эмоции

18неделя

18.01

Стыд, вина.

Цель: Знакомство с чувством вины

21.01

Отвращение, брезгливость.

Цель: Знакомство с чувством отвращения

19неделя

Сказочный мир

25.01

Волшебная поляна.

Цель: Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». Стимулирование творческого самовыражения

28.01

Язык прикосновений.

Цель: Развитие сенсорно – перцептивной сферы, развитие произвольности поведения, развитие воображения, символических представлений

ФЕВРАЛЬ

20неделя

1.02

Игры с изюминкой.

Цель: Развитие творческого мышления и воображения. Совершенствование механизмов саморегуляции.

4.02

За репкой.

Цель: Снятие напряжения, получение позитивного, двигательного опыта. Развитие памяти, воображения. Развитие уверенности в себе

21неделя

8.02

Чудо остров.

Цель: Развитие воображения, Стимулирование творческого воображения

11.02

В стране чувств.

Цель: Стабилизация психических процессов, снятие напряжения. Обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоциональных состояний. Развитие уверенности в себе

22неделя

Сила добра

15.02

Знакомство.

Цель: Обратить внимание детей на индивидуальные особенности сверстников. Подготовить к общему действию, игре. Настроить детей на активную совместную деятельность, на беседу, игру. Познакомить с элементами выразительных движений, мимикой, позой. Учить высказывать свою точку зрения.

18 . 02

Грубость и драка.

Цель: Развивать у детей фантазию, чувства, учить контролировать мышечные ощущения, чтобы уметь менять характер движений. Учить отображать отрицательные и положительные черты характера героев.

23неделя

22 . 02

Злой язычок.

Цель: Учить детей передавать чувства интонацией. Учить детей подбирать характерные для героев интонации, движения. Учить давать моральную оценку происходящему. Развивать быстроту реакций, волевые процессы. Учить детей расслабляться.

25.02

Цирк.

Цель: Учить детей самостоятельно выражать свои мысли, чувства. Учить детей передавать характеры героев движениями. Учить детей активно принимать участие в обсуждении, создавать эмоциональные образы. Учить расслабляться

МАРТ

24неделя

1.03

Болезнь куклы.

Цель: Закреплять выразительные движения, учить детей сопереживать, учить в проблемной ситуации находить позитивные решения. Учить детей расслабляться

4.03

Сережа и щенок.

Цель: Учить детей передавать задуманный образ движениями, анализировать поступки героев. Дать детям представление, что «хороших» и «плохих» детей не бывает, а бывают разные поступки

25неделя

11.03

Красная шапочка.

Цель: Дать детям понятие доброты через сказочного героя. Закреплять навыки совместных действий при разыгрывании общей истории.

15.03

Путешествие к Незнайке.

Цель: Закреплять у детей навыки совместных действий при разыгрывании общей истории. Учить детей анализировать поведение свое и окружающих. Закреплять понятие доброты, зла на конкретных примерах.

26неделя

18.03

Волшебная страна.

Цель: Развивать творческие способности детей, учить подбирать характерные для героев движения (мимику, пантомимику)

22 . 03

Бал.

Цель: Развивать невербальные средства общения. Учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать героям. Учить анализировать переживания, события.

27неделя

25.03

Сказочные персонажи

Цель: Учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям. Закреплять образ «доброго» и «злого» героя в движениях.

29.03

Избушка и Баба – Яга.

Цель: Закреплять выразительность мимики, микки. Пантомимики. Развивать воображение.

АПРЕЛЬ

28неделя

1.04

Путешествие на Луну .

Цель: Учить детей управлять своим телом. Учить интонациями, жестами передавать настроение, эмоции

5.04

Снежная Королева.

Цель: Закреплять навыки совместных действий в разыгрывании сказочного сюжета. Закреплять навыки самостоятельности в ведении беседы, развивать волевые процессы

29неделя

8.04

Лесная школа

Цель: Закреплять выразительность мимики, пантомимики. Учить распределять внимание. Закреплять представление о школе. Учить детей высказывать свою точку зрения.

12.04

Геометрические фигуры

Цель: формирование целостного образа, стимулирующий массаж кистей рук, выполнение фигурок из пальцев.

30неделя

15.04

Величина.

Цель: Сравнение предметов по величине: длина, высота

19.04

Конструирование из геометрических фигур .

Танграмм.

31неделя

22.04

Действительный и желаемый образ «Я»

26.04

Средства общения

Цель: Дать представления о средствах общения.

32неделя

29.04

Невербальные компоненты общения

Цель: Ознакомить и закрепить невербальные средства общения. Дать понятие кто может так общаться

МАЙ

3.05

Общение в различных жизненных ситуациях

Цель: Закрепить навыки общения. Закрепить навыки владения своими эмоциями.

33неделя

6.05

Профилактика психоэмоционального напряжения элементами сказочной терапии

Цель: Закрепить навыки саморегуляции.

10.05

Жадность.

Цель: Учить детей изображать модели поведения персонажей разными чертами характера. Учить детей расслабляться

34неделя

13.05

Шаловливые игры.

Цель: Развивать внимание детей. Учить детей передавать заданный образ движениями. Учить искать выход из конфликтных ситуаций.

17.05

. Кривляки, хвастунишки и дразнилки

Цель: Настроить детей на общую игру. Учить использовать выразительные движения. Формировать у детей с помощью игры моральные представления

35неделя

20.05

Закрепление всего пройденного материала

Цель: Определить уровень усвоенных понятий по теме «Эмоции и конфликты»

24.05

Закрепление пройденного материала.

Цель: Определить уровень усвояемости в саморегуляции.

36неделя

27.05

Мониторинг

31.05

Мониторинг

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • Метод игрового моделирования поведения.
  • Методы телесно-ориентированной терапии.
  • Релаксационные методы.
  • Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
  • Метод сказкотерапии в книгах автора Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
  • Модификация эмоционально-символического метода, предложенная Дж. Аланом.
  • Метод визуализации (автор Аки Нуроси).
  • Технология использования в обучении игровых методов.
  • Психогимнастика (автор М.И. Чистякова).
  • Пальчиковая гимнастика (автор Е. Косинова, М.Лопухина).
  • Технология обучения в сотрудничестве.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Приступая к реализации данной программы, следует наметить общий план работы по всем трем ее разделам.

Данная программа предполагает варьирование содержания программы, форм и методов работы с детьми. Следует проанализировать и определить собственные условия педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, с учетом имеющихся специалистов, используемых программ и методик, материальной базы, а также более общих социокультурных и региональных особенностей.

Предполагается нерегламентируемая деятельность, основными видами деятельности является: игра, изобразительная и театрализованная деятельность, ручной труд.

Основные принципы, строгое их соблюдение гарантирует достижение поставленных целей и задач:

  • Системность
  • Интеграция программного содержания
  • Координация деятельности педагогов

Важно объединить содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления, пройденного материала. Придумывать сюрпризы, включать в занятия небольшие паузы для разрядки, песенки, шутки, загадки, потешки.

Условия дошкольного учреждения должны способствовать развитию в детях уверенности в себе, формировать высокую самооценку, поддерживать стремление к успеху в разных видах деятельности.

Воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными, т.к. специфичность программы предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей в достижении целей и задач данной программы. Осознавали значимость социально-эмоционального развития ребенка и его значение в его последующей жизни

Формы взаимодействия с родителями:

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные беседы

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

В данной рабочей программе требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников дифференцированы:

Общие показатели развития.

В 4 года ребенок:

  • Уметь распознавать возникновение основных эмоциональных состояний, учить определять их по внешним проявлениям.
  • Уметь управлять своим эмоциональным состоянием
  • Уметь разрешать конфликты и понять некоторые причины возникновения ссоры, научиться простым способам выхода из конфликтов.

В 5-6 лет ребенок:

  • Иметь представления о своем внешнем облике, уметь отличать особенности других детей, изменять свою внешность в соответствии с воображаемым образом.
  • Иметь представления о том, что вкусы и мнения бывают разными.
  • Уметь распознавать основные эмоциональные состояния и их внешние проявления: грусть, радость и спокойствие, печаль, горе, злость, страх
  • Иметь представления о том, что такое дружба, элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг.
  • Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.
  • Осознавать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.

В 7 лет ребенок:

  • Иметь представления о том, что важно в дружеских отношениях.
  • Уметь осознавать причины, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения.
  • Сформированность умения объясняться, способствующих хорошим отношениям детей с взрослыми и со сверстниками.
  • Иметь понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависит от наших поступков.
  • Уметь распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.
  • Уметь справляться с различными проявлениями негативных эмоций.
  • Уметь адекватно оценивать свою внешность, поддерживать свою самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Используемые методики:

  1. Эмоциональное состояние ребенка - тест Люшера.
  2. Карта эмоционального состояния ребенка (заполняется после каждого занятия)

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Оборудование для сенсорной комнаты (в паспорте кабинета)
  2. Учебно – наглядные пособия:
  • Литература
  • Игры и игрушки на сенсомоторное развитие детей
  1. Средства ТСО
  • Магнитофон
  • Компьютер
  • Диски с музыкой

Механизм реализации программы

Механизм реализации программы включает в себя:

  • механизм управления программой,
  • распределение сфер ответственности
  • механизм взаимодействия заказчиков программы
  • контроль за реализацией программы

Руководителем программы является заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, который несёт персональную ответственность за её реализацию и конечные результаты.

Руководитель программы:

Осуществляет координацию деятельности участников программы по эффективной реализации её основных механизмов.

Подготавливает проекты решений о внесении изменений и дополнений в программу.

Подготавливает по окончании года проект о ходе реализации программы.

Организуют внедрение информационных технологий в целях управления реализацией программы и контроля за ходом выполнения её мероприятий.

Воспитатель – руководитель секции – является координатором и исполнителем программы в ходе её выполнения.

Педагог, как координатор:

Несёт ответственность за своевременную и качественную реализацию программы.

Осуществляет ведение ежемесячной отчётности реализации программы.

Подготавливает доклады о ходе реализации программы.

Разрабатывает в пределах своих полномочий проекты, предложения, необходимые для выполнения программы.

Подготавливает по окончании года предложения по уточнению мероприятий программы на очередной учебный год, а также механизм её выполнения.

В целях привлечения общественности к управлению программой создаётся координационный совет программы, в состав которого входят педагогические работники, родительская общественности и представители попечительского совета.

Основные задачи:

Рассмотрение тематики мероприятий программы

Рассмотрение материалов о ходе реализации программы

Предоставление по их уточнению, а также итогов по реализации программы.

Выявление организационных проблем в ходе реализации программы и разработке предложений по их решению.

Организация размещение информации о ходе и результатах реализации программы на официальном сайте в сети Интернет.

Система контроля.

Цель контроля: выявление эффективности процесса реализации рабочей программы.

Задачи:

  • определение проблем, причин их возникновения,
  • проведение корректирующих воздействий, направленных на приведение полученных результатов реализации программы в соответствии с намеченными целями и задачами.