О некоторых особенностях применения вмс ирана. ВМС Ирана – реальная сила или умелая пропаганда? Военно морские силы ирана

Обстановка в районе Персидского и Ормузского проливов медленно, но верно накаляется. Угрозы, не раз высказанные различными политиками и военными Исламской республики Иран (ИРИ) о перекрытии Ормузского пролива в ответ на эмбарго поставок иранской нефти в страны ЕЭС и прекращение таким образом транспортировки нефти других стран-поставщиков на Запад заставили США и их союзников предпринять реальные действия. ВМС США усиливает свою группировку в водах омывающих Иран морях . При этом обе стороны провоцируют друг друга, и есть реальная возможность, что конфликт может стать "горячим". ВМС США готовятся к оказанию противодействия планам Ирана перекрыть поставки нефти. Ставки в игре очень высоки, так как даже непродолжительный сбой в поставках нефтяных ресурсов приведет к катастрофе на глобальном рынке и поднимет вопрос о компетентности США в роли "мирового полицейского".

Боевые возможности ВМС США широко известны. Понятно, что в долгосрочной перспективе в случае разгорания полноценной войны против западной коалиции у Ирана шансов будет немного, но при определенных условиях иранские военно-морские силы вполне могут серьезно парализовать поставки нефти, во всяком случае, на первоначальном этапе.

Важность Ормузского пролива для мировой экономики сложно переоценить – по данным Отдела морской статистики Lloyd’s, в 2006 году через Ормузский пролив проходило до 33% мирового экспорта нефти. Если учитывать все виды нефтепродуктов, то на долю пролива приходится около 40% глобального морского экспорта этого минерального сырья.

Ормузский пролив

Ормузский пролив – узкий, имеющий стратегически важное значение как в военном, так и в экономическом отношении пролив, соединяющий Оманский залив на юго-востоке с Персидским заливом на юго-западе, естественным образом являясь важнейшей транспортной артерией. Северное побережье пролива принадлежит Ирану, а южное - Объединенным Арабским Эмиратам и султанату Оман.

Пролив имеет длину 195 километров, ширина самого узкого места пролива – около 54 километров. Максимальная глубина – 230 метров. Пролив разделен на два транспортных канала шириной около 2,5 километра каждый, разделенные друг от друга 5-ти километровой буферной зоной. На настоящий момент пролив является единственным морским путем, позволяющим экспортировать арабские газ и нефть в третьи страны, в частности в США.


Какие силы сможет противопоставить военный флот Ирана и Корпуса стражей иранской революции (КСИР)? Каковы их возможности?

Основные задачи, стоящие перед ВМС Ирана, которые декларируются руководством страны:

  • ведение военных действий против корабельных группировок и авиации противника с целью завоевания господства в акваториях Персидского и Оманского заливов;
  • осуществление охраны территориальных вод и морского побережья Ирана, в том числе важных административно-политических центров на юге страны, экономических районов, нефтепромыслов, военно-морских баз, портов и островов;
  • обеспечение защиты прибрежных морских коммуникаций и нарушение морских коммуникаций противника на Каспии, в Персидском и Оманском заливах;
  • перманентный контроль за Ормузским проливом (выделено ред.);
  • оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВВС в ходе операций на морских направлениях, проведение морских десантных операций, борьба с морскими десантами противниками, ведение непрерывной разведки на море.
Организационно ВМС ИРИ состоят из штаба флота, четырех командований, четырех военно-морских районов (BMP) и включают в себя надводные и подводные силы, авиацию флота, морскую пехоту, береговые части противокорабельных ракет, морскую охрану, береговые службы и органы тыла. Помимо собственно ВМС, подчиняющихся министерству обороны страны, защиту Ирана с моря осуществляют части Корпуса стражей исламской революции.

В последние годы руководство Ирана обращает особое внимание на повышение морской составляющей своих Вооруженных сил. Строятся новые надводные корабли, малые подводные лодки , испытываются ракеты разных типов и дальности, иранские корабли выполнили ряд дальних походов, регулярно проводятся учения оперативно-тактического уровня .

Силы флота Ирана в районе Персидского залива и Оманского пролива базируются на несколько ВМБ на побережье (главная - Бендер-Аббас, где находится штаб ВМС) и на островах, ведется строительство еще нескольких пунктов базирования.


Эсминец типа Moudge ВМС Ирана

В этом же районе сосредоточены основные силы корабельно-катерного состава флота. Основа подводных сил – три дизель-электрические подводные лодки проекта 877ЭКМ российской постройки 90-х годов прошлого века. Данные лодки считаются малошумными и по возможностям своего вооружения представляют серьезную угрозу. Они могут эффективно действовать как против боевых кораблей, так и использоваться для нанесения ударов по танкерам.

В дополнение к ДЭПЛ проекта 877ЭКМ имеется некоторое количество (возможно, несколько десятков) сверхмалых ПЛ, в том числе и в составе КСИР - для действий частей специального назначения.

Надводный флот представлен несколькими крупными кораблями как собственной постройки, так и доставшихся от шахского режима. Стоит упомянуть два эсминца (фактически – фрегата) типа Jamaran, около 10 фрегатов и корветов. Главная надводная ударная сила как флота, так и КСИР – многочисленные (количественная оценка: от 50 до 70 единиц) быстроходные ракетные катера различного водоизмещения. Все корабли вооружены противокорабельными ракетами нескольких типов как собственного производства, так и закупленными за рубежом, в случае массированного применения способны нанести ощутимый ущерб силам США и НАТО и, несомненно, сорвать танкерные перевозки.

Десантный флот представлен существенным количеством кораблей и катеров. Около 15 из них – относительно крупные (водоизмещением от 1400 до 2500 тонн), способные осуществлять высадку тактических десантов с легкой техникой. Значительная часть десантных сил – катера, в том числе на воздушной подушке. Для прямых действий против ВМС США иранские ДКА малопригодны, но очень пригодятся для постановки минных заграждений.

В дополнение к ПКР морского базирования флот и КСИР располагают десятками береговых мобильных комплексов ПКР с ударным потенциалом в залпе до 200-250 ракет (по разным данным, до полусотни пусковых установок, организационно сведенных в 4 бригады), представляющих весомую потенциальную угрозу кораблям ВМС США, их союзников и в целом судоходству в регионе.

Еще один и, возможно, единственный действенный способ полностью перекрыть движение в Ормузском проливе – постановка минных заграждений. У иранского флота накоплены большие запасы минного оружия (хоть и устаревшего), а к постановке мин приспособлены почти все корабли флота. Причем осуществить постановку можно в очень сжатые сроки, а буквально первый или второй подрыв супертанкеров может парализовать все судоходство. К тому же минные заграждения серьезно затруднят действия корабельных группировок американского флота.

В целом качество техники иранских ВМС значительно отстает от уровня потенциального противника, слабым местом флота является практически полное отсутствие опыта ведения современных боевых действий на море, противолодочных возможностей, проблемы с авиационным прикрытием.

Военно-морским силам США необходимо разработать два варианта тактики борьбы с иранскими ВМС. Причина этому в значительной степени заключается в том, что Иран обладает двумя флотами, значительно отличающимися друг от друга. "Классические" ВМС сосуществуют с менее современными, но более фанатичными силами, представляющими собой "филиал" КСИР (Корпуса стражей исламской революции - личную армию священнослужителей, удерживающих высшую власть в Иране). Два этих флота очень по-разному оснащаются, обучаются и управляются.

В последние тридцать лет иранские ВМС в основном состояли их кораблей и судов иностранной постройки и лишь недавно стали способны самостоятельно строить корабли. Эти корабли недоработаны, но они плавают, и их вооружение, как правило, функционирует. Надводные корабли малы (1400-тонные корветы и 2200-тонные фрегаты), а миниатюрные подводные лодки очень разнообразны. Существует лишь несколько образцов каждого вида, и их строительство идет медленно, таким образом, по-видимому, ошибки, допущенные в предыдущих кораблях, могут быть обнаружены и исправлены. В настоящее время единственными крупными надводными кораблями в распоряжении Ирана являются три новых корвета и фрегата, три старых фрегата английской постройки (1540 тонн каждый) и два корвета американской постройки (1100 тонн каждый). Имеются также около пятидесяти малых патрульных катеров, десять из которых вооруженны китайскими противокорабельными ракетами. Кроме того, имеется еще несколько десятков тральщиков, десантных кораблей и судов обеспечения. Наиболее мощной силой флота являются три российские подводные лодки класса Kilo. Имеются около пятидесяти мини-подводных лодок, большинство из них иранской постройки. Флот располагает несколькими тысячами морских пехотинцев и около 20 самолетами и вертолетами.

В состав "ВМС КСИР" входит примерно столько же человек, сколько и в ВМС (23 000, в том числе морская пехота и морская авиация) и около 40 больших ракетно-торпедных катеров (водоизмещением 100-200 тонн каждый), а также почти тысяча небольших судов, многие из которых представляют собой просто катера с двумя подвесными моторами и пулеметными креплениями. Экипажи этих судов составляют порядка десятка вооруженных автоматами, пулеметами и РПГ "гвардейцев революции". Некоторые лодки оборудованы как камикадзе и несут только экипаж из двух или трех смертников, плюс полтонны или чуть больше взрывчатых веществ. На некоторых из этих лодок были замечены противотанковые ракетные комплексы. Гвардейский Флот также обладает несколькими вертолетами и несколькими тысячами морских пехотинцев.

Информация, полученная от беженцев и радиоперехвата, показывает, что военно-морские силы стражей исламской революции, в основном, годятся для запугивания (их катера часто приближаются к иностранным кораблям и коммерческим судам) и атак смертников. Это беспокоит западных флотоводцев, поскольку фанатики могут быть непредсказуемыми и подверженными экстремальной храбрости. Речь идет не просто о лодках со смертниками, но и морских минах и боевых пловцах (аквалангистах, управляющих небольшими минами, крепящимися к кораблям и проделывающим пробоину в корпусе). С другой стороны, шансы на победу фанатиков в решающей морской схватке очень низки, но эти маньяки очень решительны, и им иногда может повезти.

Командование иранских ВМС состоит из офицеров с более традиционным мировоззрением. Западные командиры кораблей, как правило, имеют хорошие профессиональные отношения со своими иранскими коллегами, даже когда иранские ВМС получают приказы "портить жизнь" западным кораблям. Когда иранский командир "получит приказ", то он выполнит его, каким бы странными этот приказ ни был, но он будет апологетическим (чувствующим свою вину) перед своими зарубежными коллегами.

ВМС Ирана имеет меньше возможностей, чем стражи исламской революции просто потому, что имеет меньше кораблей, а имеющиеся корабли обладают большими размерами (их легче обнаружить и потопить). В последнее десятилетие ВМС в основном действуют в Индийском океане и Каспийском море, а на стражей исламской революции была возложена ответственность за Персидский залив и защиту всех иранских нефтяных объектов вдоль побережья. На самом деле стражи исламской революции представляют большую угрозу арабским нефтяным месторождениям и танкерам, потому как арабы и их западные союзники имеют превосходство в воздухе и, таким образом, способны уничтожить иранские нефтяные месторождения и танкеры.

Иранцы надеются создать на море настолько значительную угрозу, насколько это возможно, даже если эта угроза (в форме катеров-камикадзе и ракетных катеров, прикрытых береговыми противокорабельными ракетами) является кратковременной. В длительной войне любые иранские военно-морские силы быстро потерпят поражение.

Военно-политическое руководство Ис­ламской Республики Иран (ИРИ), оцени­вая угрозы национальной безопасности страны, особое внимание обращает на повы­шение боевой мощи морской составляющей своих вооруженных сил. Предпринимаемые Тегераном усилия являются превентивной мерой по нейтрализации попыток США и ряда стран НАТО не допустить усиления иранского влияния в регионе Ближнего и Среднего Востока и в мире в целом.

Согласно национальной военной доктрине, основными задачами ВМС Ирана являются:

  • ведение боевых действий против кора­бельных группировок и авиации противника с целью завоевания господства в акватории Персидского и Оманского заливов и Каспийского моря;
  • оборона территориальных вод и морско­го побережья Ирана, в том числе важных административно-политических центров юга страны, экономических районов, нефтепромыслов, военно-морских баз, портов и остро­вов;
  • нарушение морских перебросок и комму­никаций противника на Каспии, в Персид­ском и Оманском заливах;
  • контроль за Ормузским проливом;
  • оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и военно-воздушным силам в проведении операций на приморских направлениях;
  • проведение морских десантных операций и борьба с морскими десан­тами противника;
  • ведение непрерывной разведки на море.

ОРГАНИЗАЦИЯ, ЧИСЛЕННОСТЬ, КОРАБЕЛЬНЫЙ СОСТАВ ВМС ИРАНА

ВМС Ирана включают в себя формирования Армии и Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

Численность личного состава ВМС Армии более 20 тыс. человек (из них около 9 тыс. морских пехотинцев), ВМС КСИР - свыше 20 тыс. (5 тыс. мор­ских пехотинцев).

Организационно в состав ВМС Армии входят: штаб, пять командований, четыре военно-морских района (BMP), боевые соединения и части, подраз­деления обеспечения, обслуживания и учебные центры.

Штаб ВМС Армии (ГВМБ Бендер-Аббас), включающий управления и отделы, является основным органом административного и оперативно­го управления соединениями и частями ВМС Армии. На него возложены функции по планированию боевого применения, повседневной и боевой деятельности войск и их материально-технического обеспечения, а также непосредственного руководства подчиненными штабами командований: в зоне Ормузского пролива, в зоне Оманского залива, в зоне Каспийского моря, морской авиации и учебным командованием ВМС Армии. Командо­вания руководят повседневной деятельностью формирований военно-мор­ских сил Армии страны.

Командование ВМС в зоне Ормузского пролива (ГВМБ Бендер-Аббас) обеспечивает решение основных задач, возложенных на военно-морские силы в этом регионе. В его составе имеется оперативно-тактическое сое­динение – 1-й военно-морской район (BMP, ГВМБ Бендер-Аббас). Части, входящие в BMP, предназначены для обеспечения обороны и поддержания необходимого оперативного режима в своих зонах ответственности, охраны водных районов, организации контроля надводной и подводной обстановки. Военно-морским районом руководит командир, которому кроме основных частей административно подчинены начальник ВМБ, а также береговые части и службы, обеспечивающие базовое обслуживание кораблей.

1-й BMP, помимо штаба, включает:

  • 3-ю бригаду кораблей и катеров (дивизионы подводных лодок, эсмин­цев, фрегатов, десантных кораблей, десантных катеров на воздушной по­душке (ДКАВП), сторожевых и артиллерийских катеров);
  • 1-ю бригаду МП (около 4,5 тыс. человек) в составе трех батальонов.

К этому району приписаны подразделения морской авиации: эскадрилья базовой патрульной авиации, 3-я эскадрилья противолодочных вертолетов и эскадрилья транспортной авиации. В зоне ответственности 1-го BMP так­же учебный центр ВМС.

Командование ВМС Армии в зоне Оманского залива (ВМБ Джаск) осу­ществляет руководство оперативным объединением флота и предназначено для решения возложенных на ВМС задач в своей зоне ответственности.

В его состав входят два оперативно-тактических соединения - 2-й (ВМБ Джаск) и 3-й (ВМБ Чахбахар) военно-морские районы. 2-й BMP наряду со штабом включает:

  • 8-ю бригаду кораблей и катеров (дивизионы фрегатов, тральщиков, больших патрульных противолодочных катеров);
  • 7-ю бригаду кораблей (71-й и 72-й дивизионы ракетных катеров, диви­зион десантных кораблей на воздушной подушке;
  • 2-ю бригаду МП.

Ко 2-му BMP приписаны подразделения морской авиации: 7-я эскадри­лья вертолетов-тральщиков, самолеты эскадрильи транспортной авиации и эскадрильи самолетов управления и связи.

3-й BMP имеет в своем составе штаб, дивизион кораблей и катеров.

Командование ВМС Армии в зоне Каспийского моря (ВМБ Бендер-Энзели), являющееся тактическим соединением, предназначено прежде всего для ведения патрульной службы и морской разведки в южной части аквато­рии Каспия. В его состав входит 4-й BMP (ВМБ Бендер-Энзели), который включает штаб, дивизион кораблей и катеров, дивизион патрульных кате­ров, а также учебный центр технических специалистов.

Командование морской авиации (ГВМБ Бендер-Аббас), состоит из штаба и восьми эскадрилий: по одной - патрульной авиации, управления и связи, вертолетов-тральщиков и транспортных вертолетов, а также по две - про­тиволодочных транспортных вертолетов.

Учебное командова­ние руководит подго­товкой кадров для во­енно-морских сил ИРИ. В его распоряжении на­ходятся учебное судно, учебный центр ВМС и учебный центр техниче­ских специалистов 4-го BMP.

Военно-морские силы КСИР Ирана яв­ляются самостоятельной структурой ВС страны. Личный состав в 2013 году насчитывал около 20 тыс. человек. ВМС КСИР предназначены для охраны береговых территорий, ведения боевых действий как самостоятельно, так и совместно с другими видами ВС Корпуса и Армии. Организационно они включают штаб, три отдельных командования, четы­ре военно-морских района, боевые сое­динения и части, под­разделения обеспече­ния, обслуживания, учебные центры и учреждения.

Руководство и управление войсками в мирное время осуществляет ко­мандующий ВМС КСИР через свой аппарат, включающий заместителей, секретариат, штаб, соответствующие командования и штабы BMP.

Штаб является основным органом административного и оперативного управления соединениями и частями ВМС корпуса. На него возложены функции по планированию боевого применения, повседневной и боевой деятельности войск и их материально-технического обеспечения. Он непо­средственно руководит находящимися в его ведение штабами командова­ний: в зоне Персидского и Оманского заливов, ракетным и учебным коман­дованиями ВМС КСИР.

Командования руководят повседневной деятельностью соединений, ча­стей и подразделений ВМС корпуса.

В состав командования ВМС в зоне Персидского и Оманского заливов входят четыре военно-морских района:

  • 1-й BMP (ГВМБ Бендер-Аббас), который включает штаб, бригаду кора­блей и катеров (дивизионы десантных кораблей, быстроходных ракетных катеров (РКА), патрульных катеров (ПКА), десантных катеров, бригаду ка­теров, дивизион малых и сверхмалых подводных лодок, а также бригаду морской пехоты.
  • 2-й BMP (ВМБ Бушир), куда входит штаб, бригада кораблей и катеров (дивизионы десантных кораблей, быстроходных РКА и ПКА), бригада мор­ской пехоты и батальон охраны побережья.
  • 3-й BMP (ВМБ Бендер-Хомейни), включающий штаб, бригаду катеров (дивизионы ПКА и малых патрульных катеров), а также батальон охраны побережья.
  • 4-й BMP (ВМБ Асса-луйе), включающий штаб, дивизион быстро­ходных ракетных кате­ров, дивизион патруль­ных катеров и батальон охраны побережья.

Ракетное командо­вани е (Бендер-Аббас) насчитывает три ра­кетные бригады. 26-я (Бендер-Аббас) и 36-я (Бушир) состоят из трех ракетных дивизионов, а 16-я (Минаб) включает четыре дивизиона.

Учебное командование осуществляет руководство офицерским учили­щем ВМС КСИР (Чалус), 1, 2 и 3-м ракетными учебными центрами, а так­же учебными центрами в Бендер-Аббас и Кум.

В состав надводных сил флота входят: три фрегата типа «Алванд» (быв­шие английские фрегаты «Воспер» Мк 5) и два корвета «Байандор» типа PF103 американской постройки, а также ФР «Джамаран» (проект «Мовджи») национального производства; 23 катера (ракетные и патрульные типа «Каман» по десять единиц французской постройки и «Тондор» китайской по­стройки, три малых патрульных катера «Парвин» типа PGM 71 американ­ской постройки) и около 170 ПКА различного типа.

Минно-тральные силы включают рейдовый морской тральщик «Риази» типа «Кейп» американской постройки (второй снят с вооружения), осна­щенный контактными, акустическими и магнитными тралами, а также два базовых тральщика MSC 292/268 водоизмещением 384 т.

Вспомогательный флот располагает следующими кораблями: четырьмя танкодесантными «Хенган» английской постройки (51 «Хенган» - 1973, 52 «Ларак» - 1974, 53 «Лаван» - 1985, 54 «Тонб» - 1985), тремя десантными «Иран Хормуз-24»; тремя малыми десантными «Иран Хормуз-21», двумя малыми десантными «Фоук» (MIG-S-3700), а также шестью десантными катерами на воздушной подушке «Веллингтон» (ВН-7) и «Юнис-6» (все выделены в резерв флота).

Кроме того, в его сос­таве имеются: один тан­кер (судно снабжения) «Кхарг» типа «Свои Хантер» (1993) англий­ской постройки (1980); два танкера (суда снаб­жения) «Бендер-Аб­бас» типа «Ларинг Ярд» германской постройки (1973-1974); четыре тан­кера «Канган» индий­ской постройки (1979); шесть судов снабжения «Делвар» пакистанской постройки (1978-1982); 12 вспомогательных су­дов «Бакхтаран» («Хондийан», MIG-S-4700), а также одно учебное суд­но «Хамзах».

По состоянию на на­чало 2013 года подво­дные силы ВМС Ирана насчи­тывали три подводные лодки проекта 877ЭКМ («Кило» по классифика­ции НАТО) российской постройки.

Лодки данного клас­са предназначены для борьбы с подводными и надводными кораблями противника, защиты во­енно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций. Они малошумные и по своим гидроакустическим характеристикам сравнимы с израильскими ПЛ типа «Долфин». В настоящее время две из трех лодок нуждаются в ремонте.

Подводная лодка с бортовым номером 901 («Тарэк») построена в 1991 году, с номером 902 («Нор») в 1992-м и 903 («Янес») - в 1994-м. Пункт их базирования - ВМБ Бендер-Аббас.

В ВМС Армии ИРИ также имеются сверхмалые подводные лодки (СмПЛ) национальной разработки типа «Кадир». Они используются военно-мор­скими силами преимущественно в Ормузском проливе и Персидском зали­ве, в частности, для переброски спецподразделений, проведения минирова­ния и осуществления разведки. Благодаря малому размеру данные СмПЛ трудно обнаружить, но в то же время по своим боевым возможностям они уступают ПЛ проекта 877ЭКМ. Летом 2011 года на вооружении иранских ВМС находилось 11 подводных лодок типа «Кадир», а в 2013-м их количе­ство возросло до 20.

Кроме того, ВМС Ирана располагают тремя подводными средствами до­ставки боевых пловцов «Аль-Сабехат-15» национальной разработки (длина 9,2 м). Они предназначе­ны для сил специальных операций ВМС. Послед­нее средство поступило на вооружение в 2000 году.

Подразделения береговой обороны включали по две бригады пуско­вых установок ПКР HY-2 «Силкуорм» (CSSL-3 «Сирикер») - четыре ПУ (от 100 до 300 ракет) и ПУ ПКР YJ-2 (С-802) -четыре ПУ (от 60 до 100 ракет).

В состав морской пехо­ты входят по две брига­ды ВМС Армии и КСИР.

В составе морской авиации имеются: 19 самолетов (Do-228 - пять единиц, P-3F «Орион» - три, «Фалкон» 20Е - три, «Рокуэл Турбо Командер» - четы­ре, F-27 «Френдшип» - четыре); 30 вертолетов (RH-53D «Си Стэльен» - три единицы, SH-3D «Си Кинг» - 10, АВ-212 - 10, АВ-205А - пять, АВ-206В «Джет Рэйнджер» - две).

ПУНКТЫ БАЗИРОВАНИЯ

Военно-морские силы Ирана имеют достаточно развитую инфраструктуру. Главная база ВМС - Бендер-Аббас, военно-морскими базами являются Бушир, Керманшах, о. Харг, о. Фарси, Бендер-Хомейни, Бендер-Машар, Бендер-Ленге, Джаск, Чахбахар и Бендер-Энзели.

Пункты базирования ВМС КСИР: Сир Абу Ноаир, нефтяной терминал Абадан, нефтяные поля и платформы Абу Муса, аль-Фасиях, Курус, Халал, Ларак, Кешм, Ростам и Сири.

Ремонтная и судостроительная базы представлены плавучим доком MAN «Нордхэмэн» водоизмещением 28000 т, где налажено производство малых ПЛ, патрульных и десантных катеров, а также вспомогательных судов.

ВЗГЛЯДЫ НА ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ ВМС ИРАНА

В настоящее время корабельный состав ВМС способен решать задачи в основном в территориальных водах.

Военно-морские силы Ирана развиваются в соответствии со взглядами военно-политического руководства страны на перспективы создания бла­гоприятных условий по обеспечению национальных интересов в регионе. Предполагается реализация концепции реформирования и перевооруже­ния ВМС до 2025 года. Основные положения целевых программ и направления развития этого вида ВС с учетом решаемых им задач формулировались исходя из стратегического замыс­ла лидеров государства по удержанию и рас­ширению доминирую­щей роли на Ближнем и Среднем Востоке и кон­кретно в зоне Персид­ского залива.

Определенное влияние на переосмысление значимости страны в регионе оказали результаты событий на севере Африки в рамках так называемой арабской весны, в ходе которых США и НАТО инициировали отстранение от власти лидеров ряда арабских государств. Кроме того, учитывалось настойчивое стремление Вашингтона и его союзников установить контроль над иранской ядерной программой, используя для этого различные формы давления в дипломати­ческой, экономической и других областях.

Главной геостратегической целью руководства ИРИ является стремление расширить зону своего влияния в регионе с выходом в акватории Красного моря и Индийского океана. По оценке иранских специалистов, это возмож­но посредством изменения оргштатной структуры военно-морской состав­ляющей страны, а также за счет улучшения координации действий соедине­ний и частей по решению задач в зонах их ответственности.

Иранское руководство с 2012 года выделяет на военные нужды около 5% ВВП. Значительная часть этих средств идет на реализацию целевых программ реформирования ВМС. Это позволило к началу 2013 года создать в регионе достаточно мощную по своему потенциалу военно-морскую группировку, которая значительно превосходит группировки стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

С 2012 года наметилась тенденция поэтапной интеграции боевых струк­тур Армии и КСИР. Планом реформирования предполагается к 2015 году на основе этих независимых компонентов создать единую военную структуру. Главное внимание будет уделено выполнению комплекса мероприятий по формированию оптимального боевого состава и оснащению его современ­ными образцами ВВТ.

В интересах обеспечения взаимодействия между компонентами ВМС, а также в целях проверки эффективности принимаемых мер по созданию но­вой оперативной структуры в рамках оперативной и боевой подготовки в 2010-2013 годах проведен ряд тактико-специальных учений ВМС Ирана. Одной из главных задач в ходе этих мероприятий было переосмысление планов привлечения формирований ВМС Армии и КСИР для исключения дублирующих действий в своих районах оперативного предназначения, а также выбор форм и способов их применения за пределами традиционных зон ответственности. По оценкам военных экспертов Ирана, это позволит высвободить часть сил и средств для решения задач не только в террито­риальных водах страны, но и в акваториях Красного моря и Восточного Средиземноморья. Кроме того, повышаются возможности по реализации взглядов командования на ведение асимметричных военных действий на оперативно-стратегическом уровне.

В указанный период иранские ВМС также приняли участие в совместных учениях с военно-морскими силами Саудовской Аравии, Омана, Турции, Катара, Сирии, Джибу­ти, в рамках которых главной задачей было освоение морских ТВД, совместные действия с ВМС стран-участниц при решении вопросов защиты морских комму­никаций, поиска и спа­сения, а также ведения противоминной войны. Кроме того, проверя­лась эффективность но­вой системы управления и связи ВМС Армии и КСИР.

ВМС Ирана принимают участие в борьбе с сомалийскими пиратами

Мероприятия по реорганизации ВМС Армии и КСИР предусматривают объединение усилий по решению идентичных задач меньшими силами и средствами в географических границах от Баб-эль-Мандебского пролива до Аравийского моря и Малаккского пролива. В результате этого ВМС Ар­мии смогут осуществлять эффективный контроль акваторий в Каспийском море, Оманском заливе и Индийском океане до побережья Пакистана, а также повысятся мобильность и боевые возможности артиллерийских бе­реговых систем. Это потребует строительства новых военно-морских баз в регионе, утилизации старой техники и поставки на вооружение современ­ных образцов ВВТ. Кроме того, предполагается утвердить широкомасштаб­ные программы модернизации имеющихся и строительства новых боевых кораблей.

Для повышения боевых возможностей национальных ВМС намечается принятие на вооружение новейших быстроходных ракетных и торпедных катеров, а также противокорабельных ракет (ПКР). Так, в 2012 году в бое­вой состав ВМС КСИР поступили 12 современных РКА «Пейкаап». Высо­кие тактико-технические характеристики, в частности малозаметность для РЛС противника, обеспечивают их эффективное применение в мелково­дных акваториях северной части Персидского залива.

Кроме того, на вооружение данного компонента ожидается поступление быстроходных боевых кораблей национальной разработки, которые будут оснащены ПКР с дальностью стрельбы до 300 км, а также РЛС обнаруже­ния целей на удалении до 500 км.

Программа модернизации предусматривает подписание к 2015 году кон­тракта на закупку в РФ трех подлодок типа «Амур». По оценкам военных экс­пертов Ирана, существующие технологии позволяют также построить на национальных предприятиях подводную лодку нового типа.

Таким образом, ВМС Ирана на сегодняшний день и обозримую перспек­тиву являются мощнейшими в регионе. Практические шаги в области реформирования и совершенствования военно-морской составляющей вооруженных сил, предпринимаемые иранским руководством, позво­лят оптимизировать структуру оперативных соединений, повысить боевые возможности ВМС по решению задач обеспечения националь­ных интересов страны не только в традиционных зонах ответствен­ности, но и за их пределами. Реализация заявленных целевых программ до 2025 года может создать предпосылки для изменения геополитиче­ской и геостратегической обстановки в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке, заключающиеся в повышении роли Ирана в регионе и его возможностей по обеспечению национальной безопасности.

(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.сайт по статье С. Стажерова. При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Для финансового обеспечения себя и своей семьи важно найти хорошую работу с высокой заработной платой. К сожалению, это не так просто. Работодатели выдвигают массу требований к кандидатам, тщательно изучают резюме и выбирают специалистов с соответствующим образованием. Не каждый смог получить корочку в силу различных жизненных обстоятельств. Но существует прекрасный выход – купить диплом. Он обойдется совсем недорого.

когда срочно нужно купить диплом

Каждого современного человека хотя бы раз посещала мысль о важности получения специальности. Это можно сделать, поступив в ВУЗ на дневное или дистанционное обучение. К сожалению, это долгий и дорогостоящий вариант, который не каждому по карману. Намного быстрее и проще купить диплом в Москве. Помешать принятию такого решения могут страхи:

  • боязнь того, что кто-то узнает, что диплом куплен;
  • остаться без денег и заказанного документа.

Чтобы приобрести диплом специалиста без каких-либо рисков, в том числе и финансовых, нужно обязательно выбирать надежную компанию. Очень низкая цена может быть лишь у подделки. В этом важном деле не стоит экономить и осуществлять покупку в сомнительных местах, ведь на кону ваше благополучие.

Популярные документы

Купить диплом в Москве на выгодных условиях

Покупая диплом в Москве именно в нашей компании, вы сможете:

  • сэкономить круглую сумму, которая необходима на обучение;
  • несколько лет жизни потратить с пользой, а не на учебу;
  • сохранить нервы, так как учебный процесс требует много сил и энергии.

Настоящий образовательный документ об окончании университета непременно даст следующие преимущества:

  • шанс найти хорошую должность с высокой заработной платой;
  • возможность приобрести несколько дипломов с разными профессиями, что ускорит поиск работы;
  • уважение коллег, благодаря наличию диплома магистра престижного университета;
  • карьерный рост;
  • возможность смены сферы деятельности, когда полученная профессия перестала быть актуальной.

Купить диплом университета на выгодных условиях можно в нашей компании. Мы предлагаем самые выгодные условия сотрудничества и следующие преимущества:

  • цены ниже, чем у других компаний;
  • изготовление на оригинальном бланке Гознак;
  • удобная доставка в любой регион России;
  • работа без предоплаты;
  • выполнение заказа в минимальный срок;
  • безвозвратное удаление информации о клиенте после совершения сделки.

Специалисты компании изготовят любой документ на официальном бланке на заказ. Вы сможете выбрать не только желаемое учебное заведение и специальность, а также нужные оценки в приложении. Красный диплом бакалавра, специалиста или магистра также не проблема. Дешево приобрести диплом в Москве с гарантией качества можно именно в нашей компании.

Последние отзывы

Всё нормально, спасибо за диплом!

Хочу поблагодарить представителей Вашей компании за предоставленную возможность купить диплом о втором высшем образовании. Я начинала учиться в университете, но рождение второго ребенка вынудило меня оставить его. Сейчас у меня есть столь желанный диплом, когда малышка подрастет, я смогу устроиться на работу по любимой специальности. Спасибо большое!

Станислав

Простота покупки свидетельства меня просто покорила. Я думал, что придется долго и нудно заполнять документы, а оказалось, что на все про все нужно буквально пять минут. Это отлично проработанный и продуманный сайт, пользоваться им очень просто. Сейчас жду свое свидетельство с нетерпением.

Как быстро заказать диплом в Москве

Продажа документации государственного образца – наша специализация. Сделать заказ диплома с доставкой не составит труда. Для этого нужно выполнить несколько простых действий:

  1. Внимательно заполнить форму на главной странице сайта.
  2. Ответить на вопросы менеджера в телефонном режиме.
  3. Проверить макет документации (будет выслан на указанный электронный адрес).
  4. Внести коррективы или отправить подтверждение о правильности заполнения данных.
  5. Проверить заказ при получении, оплатить услуги.

Купить диплом института никогда не было так просто, а главное – безопасно. Наша компания имеет колоссальный опыт в сфере производства документации наивысшего качества. В разделе «Отзывы» можно ознакомиться с комментариями людей, которые воспользовались нашими услугами и смогли устроить свою жизнь. Доставка документации осуществляется курьером по Москве в день печати документа. В другие регионы заказ отправляется удобной почтовой службой с наложенным платежом. Уже через несколько дней вы получите желанный документ на подлинном бланке, который невозможно будет отличить от оригинала. На дипломе будут все важные уровни защиты, печати и подписи. Также его можно будет проверить под ультрафиолетом. Никто и никогда не усомнится в оригинальности вашего документа.

Чем занимаются наши сотрудники

Далеко не у всех есть желание служить в вооруженных силах, а если уже достигнут 40-летний возраст, то на это просто нет времени. В таком случае на помощь приходит наша компания. Мы занимаемся продажей документов государственного образца. Можно купить диплом и получить заветное рабочее место с высокооплачиваемой должностью. Раньше сложно было себе представить такое простое решение вопроса. А сегодня вы получите в сжатые сроки документы из военкомата, ЗАГСа, ВУЗа или любого другого учреждения. Мы вам в этом поможем.

Новый документ вам предоставит возможность:

  • избежать бумажной волокиты и траты времени в очередях;
  • при утере диплома гарантированное быстрое его восстановление;
  • замены оценок на более высокие;
  • получение достойного рабочего места;
  • подтверждение соответствующей квалификации;
  • изменить специализацию;без проблем получить учебную визу в другую страну;
  • получить отсрочку или освобождение от призыва в армию.

В Москве достаточно учебных заведением с прохождением военной кафедры. У вас появляется уникальная возможность получить и военную специальность, и гражданскую и все это без отрыва от места работы. Для своих клиентов мы предлагаем документы об окончании среднего образования, всевозможные справки для работы или по месту учебы. Если вы поступили в ВУЗ, но времени абсолютно нет на учебу, мы выдадим справку о посещении сессий или сразу же купите у нас диплом своего ВУЗа и занимайтесь своими делами. Также оформляем свидетельства о браке, рождении или смерти. Обратившись к нам, вы останетесь довольны результатом!

Последние вопросы

Александра

Скажите, если я живу не в России и не в СНГ, могу ли я заказать у Вас диплом о высшем образовании? Мне нужен педагогический ВУЗ, преподавание русского языка и литературы. Я родом из Украины, диплом мне нужен местный. Можете ли Вы мне помочь в моей ситуации?

Да, мы можем сделать Вам нужный документ. Оставляйте заявку у менеджеров и не забудьте оставить координаты для связи – номер телефона или электронную почту. Мы свяжемся с Вами для уточнения Вашего заказа.

Как мне поступить, если в документе я обнаружу ошибки или опечатки?

Перед тем, как принимать и оплачивать готовый документ, Вам нужно его внимательно проверить. Если Вы обнаружите в нем недочеты, не берите его и не платите, просто отдайте курьеру или верните обратно нам на переделку. Естественно, что все расходы мы берем на себя. Чтобы такие ситуации никогда не возникали, мы делаем для наших клиентов макет будущего документа и отправляем им на согласование. Когда заказчик проверит все детали и подтвердит согласие, мы пошлем макет на выполнение. Также можно сделать фото или видеозапись документа под лучами ультрафиолетовой лампы. Это подтвердит высокое качество готового изделия.

Сможете ли Вы сделать для меня академическую справку?

Да, мы делаем разные виды справок, в том числе и академические. С типами документов и ценами на нашу работу Вы можете ознакомиться на нашем сайте, в разделе «Цены».

Мы хотим чтобы вы имели диплом

Наша компания даст вам такие преимущества:

вы сэкономите 5 лет обучения;

у нас есть бюджетные документы, которые выполняются на обычной бумаге;

вы можете приобрести дорогой вариант диплома, который вам нужен, но со всеми защитами. Тогда никто не отличит сертификат от оригинала;

доставка курьером или почтой РФ;

наши клиенты попадают в федеральный реестр сразу же после сделки с нами;

вся информация о вас конфиденциальна;

у нас оплата только после того, как соответствующая «корочка» в ваших руках.

У нас самый широкий выбор дипломов. Вы можете с нами связаться любым приемлемым для вас способом. Например, позвонить по телефону, отослать письмо на электронный ящик. На сайте есть возможность заполнить форму, указав все необходимые параметры. Наши консультанты помогут вам выбрать ту корочку, которая необходима вам, чтобы выйти в люди. Мы с вами обязательно свяжемся и обсудим все интересующие вас детали.

Получение любого сертификата в наши дни – это не бездумная трата денег. Это – подъем вверх по карьерной лестнице. К вашему мнению будут прислушиваться не только рядовые коллеги, но и начальники. Измените свое будущее сейчас. Доставка документов на дом бесплатна!

Военно-политические цели Исламской Республики Иран на море нигде официально не объявлены. Поэтому любой анализ концепции развития иранских ВМС носит весьма условный характер. Большинство экспертов считают, что в основе устремлений руководства ИРИ в этой сфере лежит идея обеспечения абсолютной независимости как во внутренней, так и во внешней политике.

Политический фон

Основу декларируемой независимости, по мнению иранских руководителей, обеспечит ракетно-ядерное оружие. Поэтому в направлении обладания ЯО и средствами его доставки – ракетами дальнего действия – сосредоточиваются основные усилия. Эксперты считают, что развитие традиционных видов военной техники в Иране носит второстепенный характер. Также у большинства специалистов вызывает сомнение реальность усилий по уничтожению Государства Израиль ракетно-ядерным оружием, хотя политических заявлений об этом из Тегерана звучит много.

Над проблемой создания ЯО в Иране работают Тегеранский центр ядерных исследований, Центр ядерной технологии в Исфахане, Ядерный исследовательский центр для сельского хозяйства и медицины в Кередже, отделение ядерных исследований в городе Йезде (рядом находится месторождение урана, запасы которого оцениваются в 3000–4000 тонн по эквиваленту окиси урана, содержание U-235 – 0,08–1,00 процента) и объект Моаллем Калайе.

Достаточно трудно оценить возможные сроки получения ИРИ ядерного оружия, но большинство экспертов полагают, что это произойдет в ближайшие годы. Бывший глава Минатома России Евгений Адамов в свое время отмечал, что Иран может создать ядерное оружие. «У них достаточно квалифицированные люди. Специалисты в ядерной области обучались на Западе еще в шахские времена», – подчеркивал он.

Концепция развития ВМС

По имеющимся данным, основные усилия в развитии иранского флота направлены на развертывание боеспособной морской группировки в Индийском океане. В Каспийском море ВМС Ирана представлены только патрульными катерами (ПКА), действующими в интересах пограничной охраны и Министерства внутренних дел. Вместе с тем само развитие ВМС носит второстепенный характер по сравнению с сухопутными войсками и ВВС и этому виду вооруженных сил страны пока ставятся весьма ограниченные задачи.

В число этих задач входят ведение военных действий против корабельных группировок и авиации противника с целью завоевания господства в акватории Персидского и Оманского заливов, осуществление охраны территориальных вод и морского побережья Ирана, включая важные административно-политические центры на юге страны, экономические районы, нефтепромыслы, военно-морские базы, порты и острова, обеспечение защиты прибрежных морских коммуникаций и нарушение морских коммуникаций противника в Персидском и Оманском заливах, контроль за Ормузским проливом, оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВВС в ходе операций на морских направлениях, проведение морских десантных операций, борьба с морскими десантами противника, ведение непрерывной разведки на море.

Учитывая опыт войны с Ираком и периодические боевые столкновения с ВМС НАТО, иранское военно-морское командование пока отдает предпочтение развитию неатомных подводных лодок (НАПЛ), сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) и боевых катеров (БКА) небольшого водоизмещения. То есть тем боевым силам, которые смогут сохранить боеспособность в обстановке тотального господства в воздухе вероятного противника, в качестве которого рассматриваются в первую очередь США.

Надо отметить, что с соседями, кроме России, у Ирана тоже сложные отношения. Некоторое время у ИРИ были претензии к Азербайджану, но в последние годы они больше не высказываются: очевидно, в Тегеране учитывают тесные многосторонние связи Москвы и Баку.

Боевой состав

Оценка численности ВМС Ирана к 2015–2020 годам, приведенная в таблице, достаточно осторожна и показывает сохранение тенденции по развитию пока только малых и сверхмалых боевых средств (СМПЛ и БКА).

Динамика изменения боевого состава ВМС Ирана

Подкласс кораблей Численность на 1998 год Численность на 2012 год Прогнозируемая численность к 2020 году
НАПЛ 3 3 3
СМПЛ - 15 >20
ЭМ 2 нет данных нет данных
КРВ 5 6 4-5
РКА 11 48 23
ПКА 139 >150 130
МТК 5 нет данных нет данных
ДК 9 9 12-15
ДКА 8 12 22
НАПЛ – неатомная подводная лодка
СМПЛ – сверхмалая подводная лодка
ЭМ – эсминец
КРВ – корвет
РКА – ракетный катер
ПКА – патрульный катер
МТК – минно-тральный корабль
ДК – десантный корабль
ДКА – десантный катер

Подводные силы

НАПЛ. В настоящее время в боевом составе ВМС имеется три НАПЛ проекта 877ЭКМ российской постройки. Они предназначены для решения боевых задач в основном в Индийском океане, хотя в мирное время активно демонстрируют свои боевые возможности и в Персидском заливе. По некоторым данным, эти лодки в ближайшее время могут быть модернизированы для применения крылатых ракет (КР) комплекса Club-S. В начале 2000-х годов активность НАПЛ проекта 877ЭКМ была снижена из-за проблем с аккумуляторными батареями (требуют замены) и необходимости проведения ремонта оборудования. К 2011 году эти проблемы были преодолены и лодки начали совершать дальние походы, в том числе и в Красное море.

Однако сегодня основой подводных сил Ирана становятся СМПЛ, предназначенные в основном для действия в Персидском и Оманском заливах. По состоянию на конец 2011 года, по словам контр-адмирала Голама Реза Хадем-Бигама, в боевом составе имелось 15 СМПЛ двух проектов: 14 типа Ghadir (работы ведутся с 2004-го, еще три-четыре таких СМПЛ находятся в разной стадии строительства) и одна типа Nahang. СМПЛ типа Ghadir были созданы с технической помощью КНДР (развитие лодок типа Yugo). Общая программа строительства иранских СМПЛ может достигать 30 единиц.

Руководство ВМС Ирана особо подчеркивает, что страна смогла освоить строительство СМПЛ из национальных комплектующих. Однако большинство экспертов относятся к этому скептически, полагая, что если это и удалось, то технический уровень комплектующих соответствует мировым аналогам 70–80-х годов прошлого века.

На вооружение всех иранских ПЛ, вероятно, поступит реактивная торпеда типа «Шквал» (ВМС ИРИ 4 апреля 2009-го успешно провели ее испытания). По словам представителя иранского командования, это самая быстрая торпеда в мире. Некоторые специалисты утверждают, что несколько образцов торпеды «Шквал» было приобретено Китаем в СНГ через Киргизию и затем поставлено в Иран.

Амфибийные силы

В составе ВМС имеется девять танкодесантных кораблей (семь средних – СТДК и два малых – МТДК), 12 десантных катеров, из них шесть – на воздушной подушке. Существуют перспективные планы строительства еще трех СТДК.

Многоцелевые силы

КРВ. В боевом составе ВМС числится три КРВ типа Alvand (Vosper Mk 5). Они были заказаны в Великобритании еще в 1966 году и прошли две модернизации – в 1977 и 1988 годах. В 1997-м на кораблях пусковые установки противокорабельных ракет (ПУ ПКР) Sea Killer были заменены на ПУ ПКР C-802 китайского производства. Иран самостоятельно построил один КРВ этого типа Jamaran по имеющейся технической документации, в которую были внесены некоторые изменения. В частности, применена дизельная установка (ДУ) вместо дизель-газотурбинной установки (ДГТУ), а в корме размещена взлетно-посадочная площадка (ВПП) для вертолета. Ведется строительство и второго КРВ этого типа со сроком сдачи в 2013 году.

Кроме этого, в составе ВМС числится два корвета американской постройки, переданные США шахскому режиму по программе помощи в 1964 году. Несмотря на большой срок службы, все КРВ активно используются и находятся в хорошем техническом состоянии.

Патрульные силы

РКА. В боевом составе ВМС по состоянию на начало 2012 года находится 23 сравнительно крупных РКА водоизмещением 200–275 тонн. Десять катеров типа Houdong с ПКР С-802 построены в Китае, десять типа Combattante II в основном с ПКР С-802 – во Франции и еще три катера этого типа – в Иране. Кроме того, имеется 35 РКА небольшого водоизмещения 10–14 тонн с ПКР или НУР небольшой дальности стрельбы, построенных с помощью Китая, КНДР или самостоятельно.

ПКА. На начало 2012 года в наличие большое количество БКА (более 150) в основном патрульного назначения водоизмещением от 1,5 до 170 тонн. При этом три катера типа Kajami являются так называемыми полупогруженными, то есть могут двигаться на небольшой глубине, используя устройство типа РДП (работа двигателя под водой). Подобные проекты разработаны в Советском Союзе в 60-х годах, но не были реализованы.

Иран в определенной степени повторяет путь развития советского ВМФ начала 60-х годов, когда СССР пытался создать «огромный и непобедимый москитный флот». Справедливости ради надо отметить, что во время войны в Персидском заливе даже мощная палубная авиация ВМС США не могла эффективно бороться со сверхмалыми БКА ВМС Ирана. Стрельба по ним ПКР оказалась невозможной, а применение пушек, обычных бомб и НАР было также затруднительно из-за малых размеров и высокой маневренности катеров.

Минно-тральные силы

В настоящее время в боевом составе ВМС Ирана нет тральщиков (ТЩ), однако имеется шесть вертолетов-тральщиков (ВТЩ) типа RH-53D. Отсутствие кораблей этого класса и даже планов их строительства указывает на то, что командование ВМС Ирана во время войны планирует использовать в основном катера и СМПЛ, для которых мины представляют меньшую угрозу, чем для крупных кораблей.

Кораблестроительные программы

Иран ныне нацелен на строительство СМПЛ, достройку одного КРВ и строительство катеров (РКА, ПКА и ДКА).

Министр обороны ИРИ Мостафа Мохаммад Наджар на церемонии закладки новой сверхмалой подлодки в 2008 году заявил: «Исламская Республика становится самодостаточной в производстве всех видов военных судов». Он также особо отметил факт оснащения данной СМПЛ новой подводной ракетой. По его словам, разработка новых вооружений типа надводных и подводных ракет повысит обороноспособность флота в территориальных водах Ирана и предотвратит нападение на страну.

Большинство экспертов отмечают, что программа военного кораблестроения ИРИ в основных чертах копирует аналогичную программу военного кораблестроения Северной Кореи. Однако в технологическом аспекте Иран отстает от КНДР на 10–20 лет, так как его национальная кораблестроительная промышленность находится в зачаточном состоянии.

Оценка военно-промышленной базы

Создание ракетного и даже ядерного оружия не сможет обеспечить Ирану технологический прорыв в области военного кораблестроения. И причин здесь несколько.

Например, при всей сложности создания ракеты и ЯО их производство, по мнению большинства экспертов, в настоящее время может базироваться только на ограниченном количестве специализированных предприятий. То есть при небольшой серийности возможно их создание на опытном производстве. Создание же кораблей, морского оружия и авиационной техники проходит на большом количестве производств, а это требует высокого технологического уровня развития всей страны.

Принципиально новым моментом в реформировании военно-промышленного комплекса Ирана стала ориентация на приоритетное развитие лицензионного производства технологически сложных образцов вооружений.

В настоящее время судостроительная отрасль представлена предприятиями промышленной группы Shahid Dgalai. В ее составе имеется три судостроительных завода (ССЗ), расположенных в городах Бендер-Аббасе, Бушере и Энзели, которые имеют опыт строительства, в том числе сборки по иностранным лицензиям и с помощью других стран десантных кораблей, патрульных и десантных катеров (водоизмещением до 90 тонн), а также судов вспомогательного назначения. В Бушере с помощью китайских специалистов в конце 90-х годов начаты работы по лицензионному строительству двух ракетных катеров типа Hudong, точнее – их сборки из блоков, поставляемых из Китая. На верфи в Бендер-Аббасе с помощью специалистов из КНДР налажено строительство СМПЛ.

Однако при всех этих успехах остается главная трудность – общее технологическое отставание Ирана. Хотя нефть в стране и добывается уже больше ста лет, иранцы до сих пор не в состоянии вести буровые работы без помощи иностранных фирм. Без иностранной помощи ИРИ не может построить и нефтеперерабатывающие заводы, из-за чего вынуждена импортировать треть потребляемого страной бензина. И это в стране – экспортере нефти, претендующей на региональное лидерство.

Вот поэтому большинство экспертов считают, что Иран пока не имеет научно-технологической базы для самостоятельного создания современной военной техники и начинать ему надо с подготовки своих собственных научных и технических кадров. В связи с этим вполне вероятно, что в ближайшие годы будет отмечаться значительный приток специалистов и преподавателей в ИРИ. Эксперты также опасаются, что немалая часть прибывающих будет ввезена в страну нелегально.

В случае возникновения боевых действий не исключено, что иранской кораблестроительной промышленности Соединенными Штатами и Израилем может быть нанесен невосполнимый ущерб, последствия которого вряд ли могут быть компенсированы в ближайшей перспективе.