Национальная безопасность украины. Понятие и структура национальной безопасности Украины

16.1.Поняття и структура национальной безопасности Украины

16.2.Система обеспечения национальной безопасности Украины

В современном мире проблема национальной безопасности выделено в отдельную отрасль политической науки и политической деятельности, значение которой постоянно растет. От уровня национальной безопасности зависит само существование и развитие человека, общества, государства. Процессы глобализации, усиления единства мира с одновременным углублением его национальной разнообразия, революция в военной сфере привели к изменению угроз и опасностей для человечества, отдельных наций и государств, требует новых подходов к глобальной, международной и национальной безопасности.

Наиболее острой проблема национальной безопасности оказалась для современных посткоммунистических государств, в том числе и для Украины, находящихся в переходном периоде. Для него характерны обострения социальных противоречий, которые провоцируют конфликты в различных сферах жизни общества, угрожают его национальной безопасности. Создание эффективной системы обеспечения национальной безопасности Украины, модернизация ее военной политики в соответствии с требованиями времени является составной процессов государственного строительства в Украине. Существование Украины как суверенного и стабильного государства, ее прогрессивное развитие, самосохранения и безопасность невозможны без разработки и внедрения целенаправленной системы политики защиты интересов от внешних и внутренних угроз. Все это обуславливает актуальность проблем национальной безопасности и военной политики Украины.

Понятие и структура национальной безопасности Украины

Проблемы национальной безопасности относятся к числу важнейших, сложных многоаспектных и интегральных явлений общественной и политической жизни. Теория национальной безопасности - это метанаука, которая сочетает прикладные аспекты социальных, военных, гуманитарных, технических, психологических, биологических и других наук с целью исследования сущности, содержания, методов, форм и средств обеспечения безопасности личности и социальных общностей различных уровней. Поэтому при изучении национальной безопасности используют немало категорий, в том числе следующие: безопасность, национальная безопасность, национальные интересы, объекты национальной безопасности, субъекты национальной безопасности, факторы обеспечения безопасности, угрозы, опасность, система обеспечения национальной безопасности, принципы национальной безопасности, функции национальной безопасности и тому подобное.

Безопасность - это состояние, когда кому, почему-то ничто и никто не угрожает; одновременно это и деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и предотвращению угрозы, способной потерять их, уничтожить материальные и духовные ценности, помешать их прогрессивному развитию. Наличие безопасности является необходимым условием и одним из основных мотивов жизнеспособности человека, общества, государства и мирового сообщества.

С возникновением национальных государств, превращением их в основной субъект международных отношений, безопасность приобрела характер национальной безопасности. Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1558-1679 pp.) В свое время сказал: национальная безопасность - не просто центр государственнической деятельности, она - главный смысл существования государства. Без нее, считал Гоббс, вообще невозможна любое государство.

Понятие национальной безопасности отражает ведущую роль нации - политической, государственно-общественного сообщества - как носителя интересов развития общества, указывает на то, что национальная государственность остается основной формой политической организации общества, а национальное государство продолжает играть роль важного субъекта международных отношений.

В современном взаимосвязанном, взаимозависимом мире одной из самых больших ценностей стала самостоятельная государственность. XX век стал триумфом национальных государств. Если перед Первой мировой войной в мире было 62 независимых государств, 1946 гг. - 74, то к концу XX в. их количество увеличилось более чем в три раза, до 193 государств. Национальная безопасность отражает состояние защищенности национальных интересов самостоятельных государств. Игнорирование национальных государств, их суверенитета и интересов - это ошибочный путь, что приводит к конфликтам.

В XX в. понятие национальной безопасности было впервые введено в политический лексикон в послании Т. Рузвельта Конгресс США 1 904 p., где он обосновывал присоединение зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. Основные идеи современного понимания национальной безопасности были изложены в "Законе о национальной безопасности", принятом в США 1947 Для обеспечения национальной безопасности сена предусматривалось решение трех главных задач:

Укрепление координации между внешней, внутренней и военной политикой;

Повышение потенциала и возможностей разведки;

Рационализация "оборонного сотрудничества" с вооруженными силами.

Национальную безопасность в дальнейшем рассматривали преимущественно в военно-политическом аспекте как проблему обороны государства.

Для развития современного человечества свойственно рост национального сознания. В этом явлении отражено не только элементы здоровой реакции на экспансию в мире глобализма, но и подтверждение того, что национальный фактор остается источником исторического прогресса.

Нация - это не преходящая ценность, а современная форма самоорганизации общества, благодаря которой универсальные права человека различных этнических, культурных меньшинств и экономических сообществ приобретают конкретного содержательного наполнения. Объединяя этническое своеобразие и экономическую универсальность общественной жизни, нация не позволяет первой превратиться в архаическую сообщество фундаменталистского или расово-нацистского типа, а второй - на нивелирующий любую культурную самобытность коммунизм или космополитический национализм.

В государствах современного мира национальная безопасность стала неотъемлемым атрибутом, своеобразным категорическим императивом их внешней, внутренней и военной политики. Несмотря на это, понятие национальной безопасности остается термином со многими значениями. В американской политической науке национальной безопасности определяют как долговременную поддержку ценностей или системы, и отсутствие угрозы по отношению к ним, или как политику, обеспечивающую социальную автономию групп, уровень политического статуса, определенный минимум ожидаемого экономического благосостояния, а не только физическое выживание индивидов внутри национальных границ. На понимание понятия национальной безопасности влияют исторический и политический опыт государств, характер политических режимов, особенности международной ситуации в конкретный исторический период, цели внешней и военной политики и тому подобное.

В Концепции (Основах государственной политики) национальной безопасности Украины, одобренной Верховной Радой Украины 16 января 1997 p., Это понятие определено как "состояние защищенности жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при которых обеспечиваются стабильное развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам ".

В то же время национальная безопасность является системой оптимизации взаимоотношений между осознанными угрозами и ресурсами, имеет общество для противодействия этим угрозам. Угрозы для общества всегда, а уровень защищенности от них никогда не бывает максимальным. Поэтому национальная безопасность является динамичным средством достижения и поддержания баланса между реальными и потенциальными угрозами, с одной стороны, и способностью субъекта противодействовать им, с другой.

Национальная безопасность функционирует через систему разнообразных отношений между лицом и обществом, между гражданином и государством, между обществом и государством, между различными государствами. Поэтому национальная безопасность - это состояние внутренних и межгосударственных отношений, который определяет эффективность системы государственных, правовых и общественных гарантий прав и свобод человека и гражданина, базовых ценностей и интересов общества и суверенного государства от внутренних и внешних угроз.

Основными объектами национальной безопасности являются:

Человек и гражданин - их конституционные права и свободы;

Общество - его духовные, морально-этические, культурные, исторические, интеллектуальные и материальные ценности, информационное и окружающую природную среду и природные ресурсы;

Государство - его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность;

Нация и другие национальные сообщества, ее самобытность и факторы саморазвития;

Социальные сообщества, их функциональные роли и факторы развития;

Природа, природная среда - его непосредственный состояние.

Субъектами национальной безопасности является государство, Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины, суды общей юрисдикции, прокуратура Украины, граждане, общественные организации и объединения. Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство. Субъекты национальной безопасности являются субъектами политической, экономической, социальной, интеллектуальной и других видов деятельности, на основе которых возникает состояние защищенности интересов гражданина, общества, государства.

Национальная безопасность Украины за общественными сферами функционирования разделяется на следующие основные виды: политическую, экономическую, государственную, социальную, информационную, научно-технологическую, экологическую, гуманитарную и военную безопасности. Они характеризуются своеобразием, но находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Указанные элементы одинаково важны для формирования комплексной системы безопасности, но, в зависимости от исторических обстоятельств, различных факторов каждая составляющая может приобретать особое значение.

Политическая безопасность - это состояние защищенности политических интересов личности, социальных групп, государств от внутренних и внешних угроз, а также система мер по обеспечению этой защищенности. Во многих случаях она отождествляется с государственной безопасностью, однако ее содержание значительно шире. Политическая безопасность, как центральный элемент национальной безопасности, означает безопасность всей политической жизни, защищенность прав и свобод граждан, политических партий, общественно-политических объединений, движений, целостности и независимости государства от политического произвола и экстремизма внутри государства, политического давления и агрессивных направлений на международной арене.

Наиболее приемлемой формой политической организации, обеспечивающей политическую безопасность, является представительная демократия, по которой реализуются различные групповые интересы. Выдающийся английский философ Томас Гоббс подчеркнул, что именно представительная форма демократии способна привести различные интересы в обществе к общему знаменателю цивилизованными формами и методами.

Под государственной безопасностью понимают защищенность государственных институтов, необходимых для выполнения функций по управлению общеобщественными делами. К ним относятся государственный суверенитет, территориальная целостность, государственная граница, конституционный строй, государственная власть, экономический, научно-технический и оборонный потенциалы.

Экономическая безопасность - это состояние защищенности национальной экономики, который обеспечивает осуществление экономического суверенитета, экономический рост в условиях системы международных взаимосвязей и позволяет:

1) обеспечить экономическое развитие государства на основании достижений научно-технического прогресса;

2) сохранять или быстро обновлять производство в условиях прекращения внешних доставлены или чрезвычайных ситуаций внутреннего характера;

3) обеспечивать устойчивое финансирование своей кредитно-денежной системы и удовлетворения потребностей общества при неблагоприятных внутренних и внешних условий.

Суть экономической безопасности заключается в способности государства создать необходимые материальные предпосылки для всестороннего развития общества, выступать самостоятельным субъектом микрогосподарських связей. Экономическая безопасность предполагает защиту экономической жизни от незаконных и взрывных финансово-экономических действий определенных граждан, организаций и других государств. Она связана с защитой экономических прав и свобод, имущества граждан, общественных организаций и государства с обеспечением экономической равноправия, свободы торговли, экономической деятельности в рамках действующего законодательства. Важнейшим фактором экономической безопасности является соответствие системы экономических и производственных отношений не только потребностям производства, но и экономического развития страны.

Можно выделить несколько направлений экономической безопасности: демографическая, продовольственная, ресурсная, питноводна, энергетическая, ценовая, финансово-денежная, уголовное.

Социальная безопасность отражает состояние защищенности социальных интересов личности, социальных групп и общества в целом. От социальной безопасности зависят обеспечения нормальных условий жизни общества, недопущения деградации определенных социальных групп, само выживание украинской нации. Она является таким состоянием правовых норм и институтов безопасности, обеспечивающих защиту прав и свобод человека, духовных и материальных ценностей общества.

Информационная безопасность общества и государства характеризуется уровнем защищенности, устойчивостью основных сфер жизнедеятельности (экономики, сфере управления, военного дела и т.д.) по опасных, дестабилизирующих информационных воздействий. Информационная безопасность личности отражает уровень и качество ее информирование о реальном состоянии дел во всех сферах жизнедеятельности, защищенность его психики и сознания от опасных информационных воздействий - манипулирование, дезинформации и тому подобное. Это такое состояние правовых норм и соответствующих институтов, обеспечивает постоянное наличие достоверной информации для принятия обоснованных управленческих и политических решений и защита информационных ресурсов государства.

Экологическая безопасность - это состояние правовых норм и соответствующих институтов, гарантирует защиту окружающей среды, рациональное использование и восстановление природных ресурсов, хранения и развитие окружающей среды для обеспечения полноценной жизнедеятельности человека.

В ближайшие десятилетия наиболее актуальными будут вопросы глобальной экономической безопасности:

1) потепление климата вследствие парникового эффекта;

2) разрушение озонового слоя;

3) загрязнение поверхности океанов нефтяной пленкой

4) увеличение количества кислотных дождей;

5) проблема ядерной безопасности и ядерных отходов;

6) уничтожение лесов и нарушение баланса кислорода и т.

Научно-техническая безопасность - это состояние защищенности научного потенциала государства, имеющихся в стране конкурентоспособных технологий, а также недопущения и устранения последствий технологической несовершенства и хозяйственной деятельности.

В современных условиях понятие национальной безопасности расширяется за счет привлечения к нему все новых сфер общественной жизни. Так, стратегии национальной безопасности США в XXI веке. внесены гуманитарный аспект - систему образования, стало официальным подтверждением политики, которую проводили США - стимулирование научной сферы, создания лучших условий для развития интеллектуального потенциала государства. Мировой опыт свидетельствует: жизненный уровень населения, социально-экономическая ситуация в стране определяются степенью образованности общества и его отношением к интеллектуальным.

Поэтому национальная безопасность невозможна без интеллектуальной безопасности как составляющей гуманитарной безопасности. Гуманитарная безопасность Украины охватывает духовную жизнь общества. Это состояние защищенности гуманитарного потенциала нации: ее физического и психического здоровья, социального благополучия, нравственности, духовности, интеллектуального ресурса, психологического единства, гуманитарной активности. Интеллектуальная безопасность предусматривает создание необходимых предпосылок для развития и функционирования интеллектуального потенциала - системы образования и науки, интеллектуальной собственности, компьютерного обеспечения, системы связи, базы данных на печатных и электронных носителях.

Фундаментом национальной безопасности Украины, наряду с экономической, является военная безопасность. При обстоятельствах нарастание угроз национальной безопасности военная безопасность может приобретать приоритетное значение.

Военная безопасность - это состояние защищенности прав и свобод граждан, базовых интересов и ценностей общества и суверенного государства от возможных посягательств с применением военной силы. Некоторые ученые под военной безопасностью понимают определенное состояние межгосударственных отношений и обороноспособности государства, при которых вероятность войны становится малейшей или противодействует привлечению к ней страны.

Особенностью военной безопасности является то, что она является частью государственной безопасности и одновременно функционирует как самостоятельное явление. Военные аспекты имеют все другие виды безопасности - социальную, экономическую, экологическую, информационную и тому подобное.

Понятие военной безопасности тесно связано с военной опасностью - системой политических, экономических, военных и других факторов в отношениях между государствами, которая при определенных обстоятельствах и условиях способна привести эти государства к военному конфликту того или иного масштаба. Военная опасность для Украины, как и для других государств, заключается в возможности стать объектом военной агрессии со стороны другого государства или союза государств, а также вследствие этой агрессии.

По масштабам функционирования национальная безопасность Украины родственная, взаимодействует с международной безопасностью. По сути, национальная безопасность - это обеспечение международной безопасности в пределах самостоятельных национальных государств. Международная безопасность функционирует также на региональном (региональная безопасность) и всеобщем, глобальном уровнях (глобальная безопасность).

Международная безопасность - это такое состояние отношений между государствами и народами, который не допускает нарушения мира и создания реальной угрозы развития человечества, при котором народы могут без вмешательства, давления реализовать свой суверенитет, право на самоопределение, выбрать направления социально-политической самореализации. Международная безопасность - это также деятельность государств и международных институтов по поддержанию такого состояния, а также универсальная система механизмов и гарантий, что не допускают применения силы в международных отношениях, захвата чужих территорий, вмешательство во внутренние дела других государств. В мировой политике международная безопасность рассматривается как важная функция мирового сообщества, которая осуществляется на принципах разоружения, соблюдения демократии, уважения суверенитета, регулирования военных конфликтов, возникающих в тех или иных регионах мира. Украина рассматривает международную безопасность как важное условие и фактор своей национальной безопасности.

Основой национальной безопасности является защита национальных интересов. Определяющую роль интересов в определении поведения и действий человека, нации, социальной группы, государства отмечал немало мыслителей и политических деятелей - от философов Древней Греции до современных теоретиков политической науки. Лорд Пальмерстон высказал известный афоризм: "В Англии нет вечных друзей или врагов, в Англии есть вечные интересы".

Первое определение национальной безопасности в категориях национальных интересов принадлежит американскому журналисту и социологу У. Липпман. "Государство находится в состоянии безопасности, - писал социолог, - когда ей приходится приносить в жертву свои законные интересы с целью избегать войны и когда она в состоянии при необходимости защитить эти интересы путем войны". Основатель концепции "политического реализма" Г. Моргентау утверждал, что "отправной точкой политики любого государства должна быть концепция национальных интересов, определена в терминах силы". Несмотря на разнообразие подходов к определению национальных интересов, наличие научных и политических дискуссий об их роли в политической деятельности, они были и остаются интегральным и определяющим компонентами национальной безопасности.

Национальные интересы - это определяющие потребности общества (государства), которые соотносятся с его (ее) базовыми ценностями и выражаются в виде программных нормативных целей в определенных законодательных актах.

Национальные интересы Украины отражают:

Фундаментальные ценности и стремления украинского народа, его потребности в надлежащих условиях жизнедеятельности, повышение устойчивости государственных институтов;

Развитие украинской нации, исторического сознания и национального достоинства украинском, развитие этнической, культурной, языковой, религиозной самобытности всех национальностей, проживающих в Украине;

Укрепление генофонда украинского народа, его физического и нравственного здоровья и интеллектуального потенциала;

Создание гражданского общества, повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, развитие демократических институтов для обеспечения прав и свобод человека;

Преодоление экономического кризиса и создание социально-ориентированной рыночной экономики;

Сохранение и повышение научно-технического потенциала, утверждение инновационной модели развития;

Обеспечение технологической и техногенной безопасности жизнедеятельности граждан и общества, сохранение окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов;

Обеспечение развития и функционирования украинского языка как государственного во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины, гарантирование свободного развития, использования и защиты русского, других языков национальных меньшинств Украины;

Создание эффективной системы национальной безопасности на местном, региональном и национальном уровнях.

К приоритетным внешних национальных интересов Украины относятся:

Обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ;

Интеграция Украины в европейское политического, экономического правового и к евроатлантического пространства;

Налаживание равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами, интеграции в европейское и мировое сообщество при сохранении экономической самостоятельности;

Недопущение доминирования иностранного экономического, политического и культурного влияния, экономического и культурно-информационного империализма;

Достижение свободного доступа к важным экономических зон, коммуникаций и информационных потоков;

Поддержка международного процесса нераспространения ядерных технологий, новых видов вооружений, снижение численного и боевого состава вооруженных сил;

Участие в строительстве эффективной международной, глобальной и региональной безопасности.

Потребности развития Украины лишь в некоторых сферах государственной и общественной жизни в определенных регионах, в тех или иных временных периодах, отражают временные (преходящие и промежуточные) интересы. Примерами таких интересов могут быть: преодоление экономического кризиса, устранения разногласий во внешнеполитических ориентациях регионов, преодоление специально создаваемого врагами украинской независимости образа Украины как авторитарного государства, преодоление противоречия между необходимостью ускоренной модернизации Вооруженных сил Украины и возможностями государственного финансирования их развития и тому подобное.

Национальная безопасность как состояние отношений по поводу защищенности национальных интересов имеет своим антиподом угрозы и опасности. Угрозы национальной безопасности - это состояние отношений, когда существует очевидное намерение (обещание) одного государства (государств), юридических или физических лиц нанести ущерб национальным интересам другого государства (государств). Угрозы представляют потенциальную опасность для национальных интересов. Опасность национальным интересам - это практические действия одного государства (или групп государств), юридических или физических лиц о нанесении непосредственного вреда национальным интересам другого государства.

По степени возможного вреда интересам гражданина, общества и государства систему опасностей можно классифицировать в таком порядке:

Риск - возможность возникновения ситуации или ее существования, при которой формируются предпосылки противодействия процесса реализации национальных интересов, ценностей, системе обеспечения национальной безопасности;

Вызов - конкретная противодействие защиты интересов и целей, решению задач обеспечения национальной безопасности в форме официальных и неофициальных политико-дипломатических действий, экономической и информационной экспансии и тому подобное;

Опасность - нанесение ущерба важным национальным интересам и национальной безопасности в ограниченных (локальных) масштабах;

Угроза - непосредственная опасность причинения вреда жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности, которая выходит за локальные рамки и затрагивает основные национальные ценности: суверенитет, государственность, территориальную неприкосновенность.

Угрозы и опасности для национальной безопасности необходимо рассматривать на двух уровнях. Во-первых, угрозы национальной безопасности Украины, имеют общесистемный характер и обусловлены объективными особенностями развития современной цивилизации. Это прежде всего проблемы, связанные с процессами глобализации различных сфер общественной жизни, углублением противоречий между глобализацией и национально-государственными формами общественного развитию, пессимистическим демографическими, экологическими, энергетическими прогнозами на первую половину XXI в., Вероятность не только возникновения, но и увеличение количества локальных конфликтов, возникновения конфликтов между различными цивилизациями и тому подобное. Эти угрозы носят глобальный и региональный характер. Во-вторых, угрозы, обусловленные специфическими проблемами современной Украины как независимого государства, в частности, системной экономическим кризисом, медленными темпами трансформационных процессов в Украине в направлении к демократии, а также процессов социальной и политической структуризации общества. По масштабам возможных последствий эти угрозы могут быть общенациональными, локальными, единичными.

Угрозы и опасности можно классифицировать по сферам общественной жизни, в которых они оказываются, или по типам национальной безопасности.

Угрозами политической безопасности Украины следует считать реальные воздействия, которые затрудняют или делают невозможным осуществление национальных политических интересов и создают опасность для суверенитета нации и свободы личности, независимости, соборности, стабильности и прогрессивного развития Украинского государства как равноправного субъекта международных отношений. К ним относятся:

Нарушения со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления Конституции и законов Украины, прав и свобод человека и гражданина, в частности при проведении избирательных кампаний, недостаточная эффективность контроля за соблюдением требований Конституции и исполнения законов Украины;

Посягательство на государственный суверенитет Украины и ее территориальную целостность, территориальные претензии со стороны других государств;

Попытки вмешательства во внутренние дела Украины со стороны других государств;

Военно-политическая нестабильность, региональные и локальные войны (конфликты) в разных регионах мира, прежде всего вблизи границ Украины;

Разведывательно-подрывная деятельность иностранных специальных служб;

Угроза посягательств со стороны определенных групп и лиц на государственный суверенитет, территориальную целостность, экономический, научно-технический и оборонный потенциал Украины, права и свободы граждан;

Распространение коррупции, взяточничества в органах государственной власти, сращивание бизнеса и политики, организованной преступной деятельности;

Преступная деятельность против мира и безопасности человечества, прежде всего распространение международного терроризма;

Угроза использования с террористической целью ядерных и других объектов на территории Украины;

Возможность незаконного ввоза в страну оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и средств массового поражения, радиоактивных и наркотических средств;

Попытки создания и функционирования незаконных военизированных вооруженных формирований и попытки использовать в интересах определенных сил деятельность военных формирований и правоохранительных органов государства;

Проявления сепаратизма, попытки автономизации по этническому признаку отдельных регионов Украины.

В системе национальной экономической безопасности Украины угрозами являются действия, направленные против осуществления экономического суверенитета государства, становления Украины как равноправного участника международных экономических отношений. Примером таких угроз могут быть:

Существенное сокращение внутреннего валового продукта, снижение инвестиционной и инновационной активности и научно-технического и технологического потенциала, сокращение исследований на стратегически важных направлениях инновационного развития;

Ослабление системы государственного регулирования и контроля в сфере экономики;

Нестабильность в правовом регулировании отношений в сфере экономики, в частности финансовой (фискальной) политики государства;

Отсутствие эффективной программы предотвращения финансовых кризисов;

Рост кредитных рисков;

Критическое состояние основных производственных фондов в новейших отраслях промышленности, агропромышленном комплексе, системах жизнеобеспечения;

Обострение проблемы поддержания в надлежащем техническом состоянии ядерных объектов на территории Украины;

Недостаточные темпы воспроизводственных процессов и преодоления структурной деформации в экономике;

Критическая зависимость национальной экономики от конъюнктуры внешних рынков, низкие темпы расширения внутреннего рынка;

Нерациональная структура экспорта с преимущественно сырьевым характером и низким удельным весом продукции с высокой долей добавленной стоимости;

Большая долговая зависимость государства, критические объемы государственных внешнего и внутреннего долга;

Опасное для экономической независимости Украины роста доли иностранного капитала в стратегических отраслях экономики;

Неэффективность антимонопольной политики и механизмов государственного регулирования естественных монополий, затрудняет создание конкурентной среды в экономике;

Критическое состояние с продовольственным обеспечением населения;

Неэффективность использования топливно-энергетических ресурсов, недостаточные темпы диверсификации источников их поставки и отсутствие активной политики энергосбережения, что создает угрозу для энергетической безопасности государства;

- "Тенизация" национальной экономики;

Преобладание в деятельности управленческих структур личных, корпоративных, региональных интересов над общенациональными.

Угрозы для социальной безопасности охватывают действия, направленные против утверждения Украины как социального государства, создание ответственного, солидарного общества, против национальных социальных интересов, которые отражают потребности украинского народа в благосостоянии, достойных условий жизнедеятельности.

Крайне опасными являются:

Несоответствие программ реформирования экономики страны и результатов их осуществления определенным социальным приоритетам;

Неэффективность государственной политики по повышению трудовых доходов граждан, преодоления бедности и сбалансирования продуктивной занятости трудоспособного населения;

Кризис системы здравоохранения и социальной защиты населения и, как следствие, опасное ухудшение состояния здоровья населения; распространение наркомании, алкоголизма, социальных болезней;

Обострение демографического кризиса;

Снижение возможностей получения качественного образования представителями бедных слоев общества;

Проявления моральной и духовной деградация общества;

Рост детской и подростковой безнадзорности, беспризорности, бродяжничества;

Неконтролируемые миграционные процессы в Украине;

Наличие постоянного безработицы;

Тенизация процессов формирования среднего и высшего классов и тому подобное.

В системе экологической безопасности угрозы направлены против тех правовых норм и соответствующих им институтов безопасности, гарантирующих защиту среды обитания. Для Украины крайне актуальны такие группы угроз:

Значительное антропогенное нарушение и техногенная перегруженность территории Украины, рост рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

Нерациональное, изнурительное использование минерально-сырьевых природных ресурсов как невозобновляемых, так и возобновляемых;

Непреодоленность негативных социально-экологических последствий Чернобыльской катастрофы;

Ухудшение экологического состояния водных бассейнов, обострение проблемы трансграничных загрязнений и снижение качества воды;

Обострение техногенного состояния гидротехнических сооружений каскада водохранилищ на реке Днепр;

Неконтролируемый ввоз в Украину экологически опасных технологий, веществ, материалов и трансгенных растений, возбудителей болезни, опасных для людей, животных, растений и организмов, экологически необоснованное использование генетически измененных растений, организмов, веществ и производных продуктов;

Неэффективность мер по преодолению негативных последствий военной и другой экологически опасной деятельности;

Опасность техногенного, в том числе ядерного и биологического, терроризма;

Усиление влияния вредных генетических эффектов в популяциях живых организмов, в частности, генетически измененных организмов и биотехнологий;

Устарелость и недостаточная эффективность комплексов по утилизации токсичных и экологически опасных отходов и тому подобное.

С понятием "информационная безопасность" связано понятие "информационная угроза". Это такой внутренний или внешний информационный влияние, при котором возникает реальная или потенциальная опасность изменения направления или темпов прогрессивного развития общества, индивида, государства. Информационные угрозы влияют на сознание, подсознание, информационные ресурсы и другие объекты информационной инфраструктуры страны. Основной информационной угрозой для национальной безопасности Украины является угроза из-за влияния на сознание людей, информационные ресурсы и информационную инфраструктуру навязать гражданам, государству, обществу систему ценностей и интересов, которые выгодны для другого государства. Информационное воздействие направлено, по сути, на подрыв суверенитета Украины, ее самостоятельности и независимого развития. Информационные угрозы является предпосылкой информационной войны.

К угрозам информационной безопасности Украины относятся:

Проявления ограничения свободы слова и доступа граждан к информации;

Распространение средствами массовой информации культа насилия, жестокости, порнографии;

Компьютерные преступность и терроризм;

Разглашение информации, которая является государственной и другой, предусмотренной законом, тайну, а также конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства или направлена на обеспечение потребностей и национальных интересов общества и государства;

Попытка манипулировать общественным сознанием, в частности, распространение недостоверной, неполной или предвзятой информации;

Манипулирование общественным мнением со стороны государственной власти, финансово-политических кругов;

Попытки введения цензуры и т.

Обеспечение гуманитарной безопасности предполагает выявление и устранение угроз, связанных с действиями, направленными на подрыв гуманитарного, интеллектуального потенциала нации, прав и свобод человека и гражданина. Среди этих угроз необходимо прежде всего отметить следующие:

Нарастающее научно-технологическое отставание Украины от развитых стран;

Неэффективность государственной инновационной политики, механизмов стимулирования инновационной деятельности;

Низкая конкурентоспособность продукции;

Неразвитость внутреннего рынка высокотехнологичной продукции и отсутствие его эффективной защиты от иностранной технической и технологической экспансий;

Снижение внутреннего спроса на подготовку научно-технических кадров для научных, конструкторских, технологических учреждений и высокотехнологичных предприятий, неудовлетворительный уровень оплаты научно-технического труда, спад ее престижа, несовершенство механизмов защиты прав интеллектуальной собственности;

Отток ученых, специалистов, квалифицированной рабочей силы за пределы Украины;

Неопределенность государственной научно-образовательной политики и тому подобное.

Особое место в системе национальной безопасности принадлежит угрозам развития этнонациональной сферы или этнонациональной безопасности. К ним относятся действия, направленные на подрыв этнонациональной стабильности в государстве, ограничения использования украинской нацией всех ее потенциальных возможностей; недооценка или игнорирование роли украинского языка как государственного, попытки навязать обществу отжившие схемы этнонациональных отношений, которые выгодны для других государств и тому подобное. Основной угрозой в этнонациональной сфере, как и в системе национальной безопасности, является недооценка роли национальной идеи в трансформации украинского общества на пути к демократии, защите суверенитета, территориальной целостности украинского государства.

Вопрос сохранения национальной самобытности волнует субэтносы многих стран. В современном мире возникла острая необходимость совершенствования межэтнических отношений через воплощение на практике апробированных принципов национальной политики, а именно:

1) принцип самоопределения народов;

2) выравнивание уровней социально-экономического развития и поддержка относительно равных условий жизни этносов многонациональных государств;

3) приоритет общечеловеческих интересов над национальными;

4) определение народами своего внутреннего политического статуса без вмешательства извне;

5) территориальная целостность;

6) демократизм межнациональных отношений;

7) борьба против всех форм расовой и этнической враждебности и ксенофобии.

Потенциальную угрозу этнонациональной безопасности Украины составляет сосуществования в этнополитической сфере нескольких разнонаправленных моделей национальной идентичности. Известный английский политолог Е. ВИЧ сон проанализировал шесть моделей национальной идентичности, которые возникли в Украине за годы независимости. К таким моделям относятся национально-этнокультурная модель (одновременное национальное возрождение как украинской нации, так и национальных меньшинств, определяющая роль украинской нации, "украинизация" - восстановление исторической справедливости), "модель языковых групп" (этнос и язык совпадают), модель двойной идентичности (идея единого российско-украинского культурного пространства и размытых границ, выдвигают россияне и русскоязычные украинцы), модель евразийской идентичности (идея славянского единства), синтетическая модель (сочетание элементов советской и украинской этнокультурной традиции). Модель "украинская политическая нация" выстраивается различными политическими силами на несколько разных основах. Наличие этих моделей национальной идентичности является основой разнонаправленных политических ориентаций, некоторые из которых создают опасность потери государственности.

В Концепции национальной безопасности Украины в основных угроз национальной безопасности Украины в военной сфере относятся:

Посягательство на государственный суверенитет Украины и ее территориальную целостность;

Наращивание вблизи границы Украины группировок войск и вооружений, которые нарушают соотношение сил, сформировавшихся;

Военно-политическая нестабильность и конфликты в соседних странах;

Возможность применения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения против Украины;

Снижение уровня боеспособности военной организации государства;

Политизация силовых структур государства;

Распространение оружия массового поражения и средств его доставления;

Нелегальная миграция;

Накопление большого количества устаревшей и ненужной для Вооруженных сил Украины военной техники, вооружения, взрывчатых веществ;

Незавершенность договорно-правового оформления и недостаточное обустройство государственной границы Украины;

Неудовлетворительный уровень социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

Создание и функционирование незаконных вооруженных формирований.

Спектр наиболее опасных угроз для важных национальных интересов Украины в военной сфере значительно шире. 1997, по результатам экспортного опроса ведущих специалистов по проблемам военной безопасности и представителей министерств и ведомств, которые составляют основу военной организации государства, насчитывалось 40 таких угроз.

Национальный интерес Украины в стабилизации военно-политической обстановки в Центральной Европе и недопущении вооруженных конфликтов сталкивался с опасностью таких угроз (в дальнейшем угрозы подаются по уровню их опасности) как создание и существование незаконных военизированных формирований, обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий, наличие иностранных военных формирований на территории Украины, выдвижение территориальных претензий к Украине, заявления и акции, дискредитирующие внутреннюю и внешнюю политику Украины, активизация сепаратистских сил и поддержка их извне. Значительную опасность составляли такие угрозы как нестабильность военно-политической обстановки вокруг Украины и в некоторых странах Центральной Европы, заинтересованность в установлении контроля над стратегическими объектами, сырьевыми ресурсами и коммуникациями Украины, стремление к доминированию в регионе определенных государств, вмешательство во внутренние дела Украины, воинственность политического руководства соседних стран.

Для развития Военной организации Украины опасность составляли отсутствие четко определенной военной и военно-технической политики, концепции военного строительства, осуществление необоснованных военных реформ, бессистемное определение количественного состава военной организации, неучет реальных экономических возможностей государства и геополитических условий, формирующихся отток из военной организации младших офицеров.

Поддержка боеспособности формирований Военной организации на требуемом уровне не обеспечивалась из-за снижения возможностей поддержания боевой подготовки войск, уменьшение расходов на оборону, ухудшение демографической ситуации, снижение уровня военной дисциплины. Снижение уровня технического и материального обеспечения соединений и частей, старение и выход из строя военной техники, разрушения оборонно-промышленного комплекса, разрыв кооперационных связей в сфере производства вооружения и военной техники, потерю престижа военной сужба и снижение морально-психологического уровня личного состава.

Реализация национального интереса в обеспечении мобилизационных ресурсов и запасов наталкивалась на такие угрозы, как спад уровня подготовки мобилизационных резервов, углубления дисбаланса между мобилизационными потребностями и имеющимися возможностями, потеря системы мобилизационного развертывания государства и его Военной организации, отсутствие четкой нормативно-правовой базы мобилизационного развертывания государства и ее Военной организации.

Развитие отечественной военной науки происходило под действием таких угроз, как потеря научного потенциала в военной сфере, снижение требований военной науки, ослабление внимания к развитию современного военного искусства, отставание в разработке критических технологий и технологий двойного назначения, потеря контроля за системой подготовки научных кадров.

Угрозами в создании системы обеспечения военной безопасности были отсутствие единой политики военной безопасности, неурегулированность системы обеспечения военной безопасности законами, несовершенное законодательное, информационное, организационное и научное обеспечение совместного боевого применения формирований Военной организации, отсутствие единой системы автоматизированного управления войсками, оружием, техническими средствами.

В начале XXI в., Как по уровню опасности, так и по суммарному потенциалу, внутренние угрозы имели значительное преимущество. К наиболее опасным относятся отсутствие определенной военной и военно-технической политики, концепции военного строительства в Украине; попытки создания в Украине незаконных военизированных формирований; проведение необоснованных реформ в военной сфере, бессистемное определение количества военной организации, снижение возможностей поддержания необходимого уровня боевой подготовки войск, уменьшение расходов на оборону; деградация технологического и промышленного потенциала; отсутствие стабильных военно-экономических связей с другими государствами; неконтролируемое вывоза капитала и определенной стратегически важного сырья за пределы Украины; рост коррупции в органах государственной власти; незаконный экспорт вооружений и новейших технологических разработок.

Среди внешних угроз наиболее опасными считали обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий и активизация их извне; наличие иностранных военных формирований на территории Украины; выдвижения территориальных претензий к Украине; заявления и акции, дискредитирующие внутреннюю и внешнюю политику государства; стремление некоторых государств к установлению доминирующего военно-политического влияния и их склонность к использованию силовых методов для решения конфликтных ситуаций; существующие и потенциальные очаги локальных действий, вооруженных конфликтов в непосредственной близости от границ Украины; наличие в некоторых государств больших арсеналов ядерного и других видов оружия массового уничтожения; угрозы международного терроризма; не- управляемые миграционные процессы и т.

Национальная безопасность Украины наталкивается на большую группу угроз цивилизационного характера, присущие международной безопасности. К ним относятся как традиционные источники опасности (экспансионизм, гегемонизм, преимущество некоторых государств в стратегических и ядерных вооружениях, неоколониализм, культурный и информационный империализм), так и новые угрозы, сформировавшиеся в последние десятилетия.

Дестабилизирующими факторами международной и национальной безопасности являются такие новые угрозы, как рост количества локальных конфликтов, международный

терроризм, насильственный экстремизм, хищения ядерных материалов и распространение ядерных технологий, организованная преступность, незаконное распространение наркотиков, чрезмерное распространение легких вооружений и стрелкового оружия, острые экономические проблемы и деградация окружающей среды, нарушения прав человека и основных свобод, в частности свободы мысли, сознания, религии или веры, прав национальных меньшинств, а также проявления нетерпимости, агрессивного национализма, шовинизма, ксенофобии, антисемитизма. Об этих угрозах отмечается в Хартии европейской безопасности, принятой на Стамбульском саммите ОБА в ноябре 1999

Современный мир стремительно меняется, и эти изменения одинаково ощутимы и опасны как для традиционно слабых, так и для стран так называемого «золотого миллиарда». Украина в этом свете представляется практически беззащитной страной с противоречивой внешней политикой. Анализируя систему международных отношений, можно выделить ключевые тенденции мировой политики и потенциала "ии влияния на безопасность Украины, перспективы экономического и гуманитарного развития. Среди них:

Проницаемость границ и формирование новой политической географии. Границы между определенными странами постепенно утрачивают свое традиционное значение, становятся проницаемыми и, в основном, выполняют функцию сообщения территорий с различными таможенными и политическими режимами. Растущая условность государственных границ угрожает системе международных гарантий территориальной целостности и неприкосновенности. Украина, в условиях неопределенности решения территориальных вопросов с Россией и Румынией, находится в зоне повышенного риска. Результатом прозрачности границ является массовая миграция из бедных стран к успешному западного мира. По некоторым подсчетам, к 2025 г.. Мигранты могут составлять 25-50% населения Северной Америки, ЕС и Японии. Уже вскоре Украина, расположенная в центре одного из крупнейших миграционных маршрутов Азия - Европа, чувствовать все более серьезные трудности в контроле потоков миграции;

Распространение глобальной террористической сети с ее активным стремлением получить доступ к новейшим ядерных, биологических, бактериологических, информационных технологий, особенно опасных в условиях тотальной открытости современного общества;

Неконтролируемое распространение ядерного оружия, оружия массового поражения и средств его доставления. Например, создание ядерного оружия Северной Кореей и Ираном может привести к соответствующему обновление ядерных программ Японией, Южной Кореей и др. По прогнозам, к 2020 количество "ядерных государств" составит 10-12;

Углубление пропасти между богатыми и бедными странами. Мировые ресурсы всегда будут притягиваться богатыми странами и перетекать в них. По оценкам ООН, к 2025 г.. 7800000000 жителей планеты, то есть абсолютное большинство - 90%, принадлежать к третьему миру. В то же время ухудшится положение среднего класса, провоцировать социальные бунты в мировом масштабе;

Нарастание ресурсного и энергетического дефицитов. Начало XXI в. охарактеризовался фундаментальными изменениями в энергетической сфере. Закончилась эра низких цен и произошел переход к эпохе энергетического дефицита. По мнению Международного энергетического агентства, общемировой спрос на энергоносители до 2030 г.. Увеличится на 37-50%. За последние пять лет цены на нефть выросли в четыре раза. Для Украины современная энергетическая ситуация опасна уже тем, что в процессе перераспределения глобального рынка энергоресурсов Украина с ее достаточно серьезным транзитным потенциалом, фактически останется на его обочине. Ведь после скандальных событий 2005-2006 pp. она приобрела репутацию "слабого звена" в евразийской системе транзита энергоресурсов;

Беспрецедентный рост влияния транснациональных корпораций (ТНК) и финансовых групп на экономическое и общественно-политическое развитие мира в целом и национальных государств в частности. Экономическая экспансия ТНК фактически «вымывает» суверенитет экономически слабых стран, усиливает их зависимость от глобальной экономической конъюнктуры;

Формирование новых центров силы воздействия. На роль мировых лидеров претендуют Китай и Индия в совокупности с Россией и Бразилией. Например, сохраняя нынешнюю динамику экономического роста, к 2040 г.. Китай станет второй державой мира после США, Индия опередит Японию до 2035 p., А валюты обеих стран станут мировыми уже 2020 К 2050 г.. Суммарный объем экономики Бразилии, России, Индии и Китая превысит суммарный объем ВВП стран "большой семерки". В проекте "Карта глобального будущего", разработанном Национальным советом по разведке США 2005 p., Выделено четыре варианта развития мира:

1) сценарий "Давосский мир". Согласно ему, в 2020 в глобальной экономике уверенно доминировать Китай и Индия;

2) сценарий "Pax Americana", где лидерство остается за США, которые смогли восстановить политическое единство с Европой и "обуздать" государства Ближнего Востока;

3) сценарий "Новый халифат", где в мире будущего господствует транснациональное теократическое сообщество;

4) сценарий "Спираль страха", который допускает бесконтрольное распространение оружия массового уничтожения, глобальный экономический коллапс, крах современных международных институтов и международной системы. Для Украины важно четко определить и подобрать направление внешнеполитического курса, который бы полностью удовлетворял национальные интересы Украины, одновременно гарантируя безопасность и опираясь на поддержку населения.

Важным условием противодействия основным угрозам для национальной безопасности Украины является создание эффективной системы обеспечения национальной безопасности, правильное определение приоритетов государственного развития. Украина не имеет ни мощного военного, ни всемирно значимого энергетического потенциала. К факторам, которые способствуют утверждению эффективной современной системы национальной безопасности, относятся:

Поддержка народными массами идеи безъядерного, ненасильственного мира;

Развитие интеграционных и интернационализацийних процессов мирового сообщества;

Прогрессивная деятельность представителей политических кругов и сил государства, а также военно-политического руководства.

Национальная безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и государства является объективной предпосылкой становления и развития государственной самостоятельности Украины, фактором утверждения демократического общества.

В процессе функционирования национальной безопасности реализуются национальные интересы Украины - фундаментальные ценности, потребности, стремления украинского народа, без которых невозможно его существование.

Защита национальных интересов Украины предусматривает деятельность по выявлению, предупреждению и устранению угроз национальной безопасности во всех важных сферах жизнедеятельности.

Национальная безопасность Украины как интегральное явление охватывает такие виды безопасности: политическая, экономическая, государственная, социальная, информационная, экономическая, гуманитарная, военная и т.

Национальная безопасность - это один из уровней функционирования международной безопасности как деятельности государств по созданию отношений между народом и государством, которые делают невозможным реальные угрозы развития общества.