Почему нельзя пугать ребёнка в воспитательных целях? Крайне плохой родительский прием: манипулирование ребенком методом запугивания Обычная тема запугивать.

Запугивание в воспитании Малышей пугают Бабой-Ягой и бабайкой, которые «придут и заберут, если будешь плохо себя вести». Среди «грозных фигур» также часто можно встретить «милиционера, который заберет в тюрьму» и «врача, который поставит укол ». Другие распространенные приемы запугивания - «Я ухожу, а ты оставайся!», «Будешь так себя вести, отдам тебя вон той тетеньке, мне такой ребенок не нужен». Ребенка постарше, с которым не удается справиться, нередко запугивают самими же родителями: «А вот придет отец, он тебе покажет!»

Метод этот часто достаточно эффективен в конкретных ситуациях, однако по большому счету приносит больше вреда, чем пользы . Напуганный ребенок зачастую перестает вести себя плохо, но делает он это только потому, что страх по-настоящему парализует . Не делая нежелательного, он не в состоянии выполнять и желательное, и уж точно не в состоянии сознательно управлять своим поведением.

По существу, действуя через страх, мы эксплуатируем инстинкты ребенка , тогда как цель воспитания - развивать сознательное поведение. В итоге ребенок ведет себя как надо не потому, что понимает, что это правильно, осознает смысл этого и не только потому, чтобы порадовать маму. Он просто боится.

Безусловно, использование запугивания способствует развитию серьезных страхов у ребенка и повышенной тревожности. Дети начинают бояться темноты , панически боятся оставаться одни дома, у них может проявиться целый букет самых разных страхов, не связанных напрямую с родительскими «страшилками». Не говоря уже о том, что дети, которых периодически пугают милиционерами и врачами, не доверяют людям этих профессий , что может негативно сказаться в критической ситуации.

Можно ли совсем обойтись без запугивания и есть ли этому какая-то «здоровая» альтернатива ? Ведь в нашей реальной жизни действительно много опасностей, особенно для неопытного малыша. Поэтому без предостережений в воспитании, безусловно, не обойтись . Страх - это охранный механизм нашей психики, призванный предупреждать нас об опасностях и рисках.

Отличается предостережение от запугивания тем, что предостережение касается реальных опасностей , а запугивая ребенка, родитель добавляет в его мир новые, мнимые страхи и опасности. Бояться переходить оживленную дорогу и бояться Бабу-Ягу - это не одно и то же.

Важно говорить об объективных негативных последствиях поведения ребенка . Так, например, фраза «Если будешь баловаться, я отдам тебя вон тому милиционеру» - это запугивание. А фраза «Если будешь баловаться на лестнице, можешь упасть с высоты и сломать себе руку» - это предостережение.

Предостережение тоже играет на чувстве страха ребенка, поэтому важно отдавать себе отчет, что делается это исключительно в целях сохранения жизни и здоровья, а не ради нашего собственного удобства в воспитании . Просто задайте себе вопрос: «Я сейчас пугаю ребенка, потому что ему действительно грозит опасность, или потому, что мне надо, чтобы он послушался?» В случае второго ответа стоит поискать другие методы воздействия.

Однако, даже используя предостережения, будьте очень чувствительны к состоянию и особенностям ребенка. Ранимые, тревожные дети очень близко к сердцу принимают различные страшные картинки возможных последствий . И если вы в красках распишите такому ребенку, что можно повредить себе, упав с высоты, он может наотрез отказаться вообще приближаться к лесенкам на детской площадке.

Будьте внимательны в выборе слов при общении с ребенком и не пугайте малыша. Ведь его богатая фантазия может породить в сознании чудовищные образы, которые будут

Фразы, направленные на отпугивание..

Виды порчи.

«Рана от копья заживет, рана от языка не заживет».

Казахская пословица

Условно порчу можно разделить на несколько основных направлений:

Фразы, направленные на отпугивание;

Фразы, направленные на запугивание;

Фразы, направленные на пожелание вреда в общем виде;

Фразы, направленные на пожелание конкретного вреда (например, определенной болезни).

(Особняком стоит и не попадает под данную классификацию порча любовная, и о ней мы тоже расскажем, только чуть позднее).

Исходя из данного условного разделения видов порчи, можно более подробно проанализировать их.

Это довольно короткие фразы, в пределах одного, максимум двух предложений. Цель фразы - создать кратковременное замешательство у агрессора и получить преимущество для разрешения конфликта путем нанесения ему упреждающего удара (как минимум) или ухода (как максимум).

Например, прекрасно зарекомендовавшей себя отпугивающей фразой для пристающей к вам на улице цыганки является фраза: «Как муж?». Фонетически фраза является страшной. Если добавить к этому и семантическое (смысловое) содержание фразы (как правило, у цыганок плохие отношения с мужьями), то фраза моментально «выбивает из колеи».

Если вы не ушли сразу и приставание продолжается, можно добавить к этому фразу: «Все бьет?»

Фонетически и семантически обе фразы способствуют сильному замешательству, что дает возможность быстрого ухода от конфликта.

Данные фразы, разработанные эмпирически, неоднократно проверялись на практике и нами, и нашими знакомыми. Даже без учета добавочных моментов, связанных с темпом, интонацией, громкостью речи и т. п. (паравербальных), фразы действуют безукоризненно.

Для отпугивания хулигана на улице прекрасно себя зарекомендовали фразы типа: «Шуруй уж прямо, меня мусора уже жмут». Или: «Слышь, можешь идти, куда шел или стоять, где стоишь». Вариант: «Слышь, можешь стоять, куда шел или идти, где стоишь».

После таких фраз лучше всего быстро скрываться или, в крайнем случае, сильно бить ногой в промежность. В любом случае - преимущество за вами, так как хулиган в замешательстве.

Для того чтобы осадить несправедливо обвиняющего вас, прекрасно действует фраза: «Я намного хуже».

Для отпугивания хамски настроенного посетителя подходят, например, варианты фразы:

«Я уже забыл Ваше хамство, будьте рады, проваливайте, в другой раз разорву»;

«Я уже забыл Ваше хамство, но в другой раз разорву»;

«Будьте рады, проваливайте, в другой раз разорву».

Безукоризненно действует фраза «Накажу, страшно накажу, шуруй от греха».

Довольно действенны фразы:


«В Вашем распоряжении еще сорок шесть секунд»;

«Что еще скажете перед уходом, я слушаю»;

«Скажите, какова цель вашего прихода?»;

«Еще слово - и сожаления замучат»;

«Вы уже уходите или мне вас нужно дослушать? »;

«Цель вашего прихода - поругаться»!»;

«Может, все же уйдешь?»;

«Ваши возможности наживать враждебность непостижимы».

В этих случаях наиболее целесообразным после произнесения фразы является разрыв общения. Идеальный вариант - быстро удалится. Если вы не на улице рядом с хулиганом, то можно резко отвернуться.

Воздействие фразы более длительное. Цель состоит в том, чтобы запугиваемый в дальнейшем вас боялся. Как правило, после таких фраз человек боится вас и избегает с вами встреч. Классическими фразами подобного вида являются:

«А я совершенно хорошо порчу навожу. Уж дождешься»;

«Зато я хорошо порчу навожу»;

«За хамство накажу»;

«Между прочим, я хорошо порчу навожу»;

«Накажу, страшно накажу, чувствуете дрожь?»;

«Порчей уничтожу ваше прошлое и будущее»;

«Жабры разорву».

Сами по себе, по смыслу, фразы не предполагают пожелание вреда. Однако фонетически они являются довольно страшными. Естественно, что действие значительно усиливается, если угроза порчи адресуется человеку, который хотя бы в общих чертах понимает, что такое «порча».

Фразы, направленные на пожелание вреда в общем виде.

Это фразы типа: «Ужасом жилы заморожу»; «Заживо разложишься»; «Живо с грыжи почернеешь»;

«Жаром мозги разжижу»;

«Черви сожрут».

Это могут быть комбинации подобных фраз, например речитатив: «А за хамство накажу. Страх и ужас навожу. Живо с грыжи почернеешь. Черви заживо сожрут».

Данный речитатив, являясь фонетически страшным и сильным, направлен на жесткое кодирование. Действие его сравнимо с ударом оглоблей по голове. Также хорошо зарекомендовали себя фразы:

«Может есть желание получить отвращение к сущему, можно»;

«Увидишь, что ужас в жилах заморожу, будешь как почерневшая головешка»;

«Лишь хорошо покаявшись, порчу снимешь и да убоишься мщения Божественного»;

«Страшные мучения получишь»;

«В почерневшую головешку превратишься»;

«Почувствуй час Божественного мщения».

Данные фразы, будучи страшными по звучанию, легко запоминаются и заставляют людей любую беду, либо любое ухудшение здоровья соотносить с запомнившейся фразой. Здоровый человек в результате получает невроз, а невротик усугубляет то, что уже имеет.

Фразы, направленные на пожелание конкретного вреда.

Это фразы типа:

«Может, есть желание ощутить жар в животе? Это можно»;

«Живот вспучится и грыжа получится»;

«Раздражение кожи заработаешь»;

«Глаза раздерешь»;

«Уж зачешешься, чушка вшивая, кожа рожи уже паршивая»;

«Раз орешь - грыжу наживешь»;

Подобные фразы способствуют формированию психосоматических расстройств, особенно кожных заболеваний типа экземы.

WikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Боязнь заставляет людей испытывать страх и робость, а также неспособность достичь социального статуса или желаемого результата. Несмотря на то, что устрашение считается негативным качеством во многих межличностных взаимодействиях, умение запугивать может быть полезным в спорте, бизнесе и другой в конкурентной среде. Если вы научитесь наводить страх на людей, то они не смогут наводить страх на вас.

Шаги

Устрашайте физически

    Стойте прямо. Язык тела очень важен, когда дело доходит до демонстрации определенного отношения. Если вы будете выглядеть максимально высоким и уверенным в себе, то вы будете казаться более устрашающим человеком. Поэтому обязательно тренируйтесь соблюдать хорошую осанку. Можно даже немного склоняться вперед при общении с другими людьми.

    Заполняйте собой пространство. Всегда, когда вы сидите, стоите или идете, старайтесь занимать как можно больше места. Это будет говорить о том, что вы занимаете господствующее положение в окружающем вас пространстве и что вы уверены в себе.

    • Если вы идете, свободно двигайте руками (размахивайте ими, расставляйте в стороны и прочее).
    • Если вы сидите, откиньтесь назад и держите руки и ноги в открытом и свободном положении.
    • Если вы стоите, разводите ноги и руки врозь, когда это возможно.
  1. Кладите руки на бедра. Когда вы стоите перед другими людьми или рядом с ними, кладите руки на бедра и держите их в открытом положении подальше от тела. Во многих смыслах эта поза считается авторитетной и может вселять страх.

    Стойте на пути других людей. Если вы будете физически занимать пространство, которое пытается пересечь другой человек, ему придется либо столкнуться с вами, либо отойти в сторону. Большинство людей захотят избежать прямого столкновения и либо спросят, можете ли вы их пропустить, либо проскользнут мимо, не побеспокоив вас. В любом случае вы будете выглядеть устрашающе.

    • Попробуйте выполнить этот прием, блокируя коридоры, лестничные пролеты, дверные проемы и прочее.
    • Хотите показаться еще более устрашающим? Если кто-нибудь спросит, не могли бы вы пропустить его, скажите что-нибудь вроде: «О, я вас не заметил».
  2. Скрещивайте руки. Если вы стоите, идете или сидите, скрещивайте руки на груди. Во многих случаях это будет казаться пугающим или агрессивным жестом.

    • Обязательно скрещивайте руки над грудной клеткой и крепко их сжимайте. Если вы скрестите руки на нижней части тела или если хватка будет вялой, это скорее продемонстрирует робость, а не власть.
  3. Хмурьтесь. В то время как улыбка сигнализирует о дружелюбии и покладистости, хмурый взгляд выражает агрессию, гнев или неудовлетворение. Это может вызвать у людей небольшой страх заговорить с вами, что может быть желаемым эффектом, если вы хотите казаться устрашающим человеком.

    Показывайте пальцем. Показывая пальцем на что-то или кого-то, особенно на человека, вы будете выглядеть властно и убедительно. В некоторых случаях это даже может показаться немного грубым или агрессивным жестом. Однако, если вы хотите выглядеть пугающим человеком, это может быть действительно хорошим вариантом.

    Нарастите мышцы. Исследования показывают смешанные выводы, но многие полагают, что накачанное тело ассоциируется с большей агрессивностью и считается более пугающим для других. Если с мускулами вы чувствуете себя более устрашающим человеком, значит, этот вариант для вас. Пробуйте различные методы для наращивания мускулатуры , чтобы увеличить свою мышечную массу.

    Не ерзайте и не суетитесь. Постукивания рукой или ногой, качание из стороны в сторону, заламывание рук и подобные движения тела демонстрируют беспокойство. Если вы пытаетесь казаться более устрашающим, сидите смирно и двигайтесь осознанно. Этот вид языка тела сигнализирует об уверенности в себе.

    Выглядите ухоженным. Если вы будете заботиться о своей одежде и личной гигиене, а также в целом выглядеть чисто и опрятно, вы будете излучать решимость и уверенность в себе. Заведите привычку ухаживать за собой, и проверьте, станете ли вы более устрашающим.

    Сохраняйте нейтральное выражение лица. Многие наши эмоции передаются при помощи выражения лица: мы улыбаемся, когда счастливы, хмуримся, когда не согласны, открываем рот, когда удивляемся и так далее. Если вы будете сохранять нейтральное выражение лица и реже проявлять эмоции, то вы будете казаться более устрашающим.

    • Учитесь не улыбаться, не смеяться, не хмуриться и не проявлять другие эмоции в ситуациях, которые обычно их вызывают. Можно даже тренироваться перед зеркалом или с другом, чтобы усовершенствовать эту технику.
  4. Соблюдайте зрительный контакт. Во многих культурах взгляд в глаза считается пугающим действием. Учитесь смотреть людям прямо в глаза, когда разговариваете с ними. Вы сможете почувствовать себя более устрашающим и наверняка заметите, что другие реагируют соответственно.

    Ведите себя устрашающе в обществе

    1. Говорите четко. Уверенность в себе или ее отсутствие выражается в интонации человека. Если вы мямлите, звучите неуверенно или хнычете во время речи, вас едва ли можно назвать решительным человеком. Однако, если вы будете говорить четким, ровным тоном на умеренной или высокой громкости, вы будете излучать уверенность в себе и казаться устрашающим в положительном смысле.

      • Если вам трудно говорить четко или ровно, то старайтесь сначала немного обдумать свои слова. Так у вас будет время подготовить свою речь. Этим вы также продемонстрируете, что вы достаточно уверены в себе, чтобы не беспокоиться о небольшой паузе, и это само по себе сделает вас более угрожающим в глазах остальных.
    2. Ведите себя решительно при общении. Вы можете продемонстрировать свою уверенность в себе при помощи манеры общения, тем самым повысив своей уровень устрашения. Это значит, что вам нужно выполнять подобные действия:

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

5.5. Угрозы (запугивание)

5.5. Угрозы (запугивание)

Еще одним способом воздействия на человека являются угрозы. Угроза - это обещание причинить человеку неприятность, зло. Ее используют, чтобы вызвать у человека тревогу или страх: встревоженный, и тем более напуганный, человек легко поддается чужому влиянию.

Запугивание может быть как явным («Если не одумаешься, то останешься на второй год», - говорит учитель школьнику), так и скрытым (например, когда родители говорят ребенку: «Если не будешь есть кашку, то не вырастешь», это угроза для ребенка, так как он хочет вырасти).

Как фактор межличностного влияния запугивание наиболее распространено в таких социальных взаимоотношениях, разрыв которых труден или невозможен (армия, семья, учебные заведения, тюрьма).

Использование запугивания (угрозы) менее эффективно, чем лесть, так как страх, вызванный угрозой, как правило, скоротечен, а головокружение, вызванное постоянной лестью, может продолжаться долго. С другой стороны, тревогу и страх вызвать легче, чем обольстить человека.

Почему запугивание может быть недейственным

Большинство лекций. на противоалкогольные темы посвящено разъяснению вредных, опасных последствий употребления спиртных напитков. При этом каждый специалист - кто с помощью статистики, кто оперируя примерами - пугает своих слушателей, что им грозит рождение слабоумных детей, распад семьи, ожирение сердца, цирроз печени, несчастный случай на производстве или на улице, психиатрическая больница или тюрьма. И хотя все эти и многие другие опасности ничуть не преувеличены, но они носят не абсолютный, а вероятностный, статистический характер. И поэтому человек, особенно склонный к излишествам в употреблении спиртного (т. е. как раз тот, у кого риск пострадать больше), думает: «Может быть, все это и так, но ко мне не относится». Более того, когда однажды в выступлении сотрудника ГАИ прозвучало, что каждый третий из пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях оказался в состоянии опьянения, нашлись защитники зеленого змия, которые то ли всерьез, то ли в шутку стали доказывать, что трезвым на улице быть опаснее, так как две-то из трех жертв были трезвыми.

ЛинчевскийЭ. Э., 1982, с. 26.

Используется также «невинный» шантаж (дружеские намеки на промахи, ошибки, допущенные адресатом в прошлом; шутливое упоминание «старых грехов» или личных тайн адресата).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Как вырастить успешного, счастливого и послушного ребенка автора Чуб Наталья

Запугивание Мой муж считает, что бить детей – непедагогично. Но мне кажется, что его методы еще менее педагогичны. Если дочка ведет себя не так, как нравится нашему папе, то он грозится отправить ее ночевать на лестницу. Как объяснить папе, что он не прав?

Из книги Как эскимосы сохраняют своих детей в тепле, или Самый практичный подход к воспитанию вашего ребенка автора Хопгуд Мэй-Лин

Запугивание детей Хотя детские психологи осуждают этот обычай, люди из разных стран и разных слоев общества придумывают истории о плохих парнях, призраках и монстрах, чтобы удивить и напугать детей. Это безобидные небылицы, вроде той, что Санта-Клаус послушным и добрым

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Угрозы Намеки на то, что с вами могут произойти «большие неприятности». Недвусмысленные угрожающие жесты (например, проведение ребром ладони по горлу). Словесные угрозы типа «Никогда не поворачивайся ко мне

Из книги Психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Запугивание ободрением Рассчитывая произвести на людей определённое впечатление, очень важно учесть не только собственное намерение, но и то, как оно может быть воспринято.В Англии по заказу туристических фирм была снята и показана телепередача, которая должна была

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Индивидуальное определение угрозы Общая динамическая теория, так же как и разного рода эмпирические данные, показывает необходимость индивидуального определения угрозы. Мы должны определять ситуацию или угрозу не только с точки зрения базовых потребностей,

Из книги Оружие - слово. Оборона и нападение с помощью... автора Котлячков Александр

Фразы, направленные на запугивание. Воздействие фразы более длительное. Цель состоит в том, чтобы запугиваемый в дальнейшем вас боялся. Как правило, после таких фраз человек боится вас и избегает с вами встреч. Классическими фразами подобного вида являются:«А я

автора Штайнер Клод

Глава 9 Запугивание Запугивание Успех игр власти зиждется на страхах людей. Игры власти, основанные на дефиците, манипулируют страхами людей перед нехваткой того, что им необходимо. Игры власти, основанные на запугивании, манипулируют страхом людей перед

Из книги Обратная сторона власти. Прощание с Карнеги, или Революционное руководство для марионетки автора Штайнер Клод

Запугивание Успех игр власти зиждется на страхах людей. Игры власти, основанные на дефиците, манипулируют страхами людей перед нехваткой того, что им необходимо. Игры власти, основанные на запугивании, манипулируют страхом людей перед насилием.Тактика запугивания

Из книги Обратная сторона власти. Прощание с Карнеги, или Революционное руководство для марионетки автора Штайнер Клод

Разговорное запугивание Мы гордимся тем, что являемся цивилизованными представителями человеческого общества и при обычных обстоятельствах не будем пытаться добиться своего, угрожая другим людям насилием. Фактически мы осуществляем контроль над другими с помощью

Из книги Речь и мышление ребенка автора Пиаже Жан

§ 8. Приказания, просьбы, угрозы Почему число случаев адаптированной информации так незначительно по отношению к эгоцентрическим формам языка и, в особенности по отношению к коллективному монологу? Причина этого проста. С самого начала ребенок общается к себе подобными

Из книги Жесткие переговоры: победить нельзя проиграть автора Козлов Владимир

Методика 4. «Запугивание» Очень неприятная тема, но как часто такая ситуация встречается в реальной жизни в явном и в завуалированном виде. Приведенное определение данного типа воздействия взято из одного справочника для специальных служб.Запугивание – это

Из книги Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе автора Гоулман Дэниел

Глава 14 Отдаленные угрозы Как мне однажды сказал индийский йог Ним Кароли Баба, “можно распланировать жизнь на сотню лет вперед, но никогда не знаешь, что произойдет в следующую минуту”. С другой стороны, Уильям Гибсон, пишущий в жанре киберпанк, полагает, что

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Угрозы Не только обещание вознаграждения, но и обещание наказания может навредить развитию личности ребенка и его отношениям со старшими. Порой в пылу ссоры угрозы сыплются из уст родителей как из рога изобилия: «Ты никогда больше не будешь… играть в компьютер или

Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри

Не превращайте последствия в угрозы Между рассказом о закономерных последствиях и угрозами проходит очень тонкая грань. Хотя во многих случаях дело обстоит несколько иначе. Последствия превращаются в угрозы, когда ваши мотивы нечестны. Например, вы хотите наказать

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

УЧЕБНИК? ИСТОЧНИК УГРОЗЫ Вышеописанный эпизод юмористичен, но выводы, которые он позволяет сделать, весьма серьезны и существенны.С одной стороны, рассказ вдохновляет, поскольку сам факт, что эта проблема знакома всем, подтверждает давние подозрения и догадки: каждый

Из книги 50 упражнений для развития навыков манипуляции автора Карре Кристоф

Упражнение 42 Угрозы и поощрения Какие два высказывания, по вашему мнению, являются самыми действенными в следующей ситуации? Обведите правильный ответ. Отец семейства хотел бы, чтобы его сын вел себя смелее. Он предлагает ему спрыгнуть с ограды моста в довольно

Не пойдёшь чистить зубы - появится Мойдодыр и устроит тебе головомойку. Не будешь доедать - Баба-яга съест тебя самого. Ляжешь на краю - придёт серенький волчок и укусит за бочок. Взрослые часто прибегают к помощи сказочных персонажей, чтобы добиться от ребёнка послушания.
Но действительно ли запугивание - эффективный метод воспитания? И не приведёт ли оно к проблемам в дальнейшей жизни ребёнка? The Village обсудил этот непростой вопрос с педагогом и психологом.

Анна Федосова

Монтессори-педагог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Когда родитель пугает ребёнка с целью добиться послушания, ребёнку транслируется сообщение: «Я, твоя главная защита и опора в мире, могу тебя оставить». Условие, которое назначается дальше, не меняет того факта, что существуют обстоятельства, при которых родитель может оставить ребёнка или кто-то злой разлучит ребёнка с родителем. Чем младше ребёнок, тем больше масштаб эмоциональной катастрофы. Для младенца мама - почти весь мир, для дошкольника - важная часть мира, но даже для младших школьников и подростков родители важны, и отношения с ними остаются в какой-то степени прообразом всех иных отношений. Если родитель может оставить меня, значит, всё в этом мире, что мне дорого, может меня предать и покинуть.

Разумеется, единичный случай вряд ли вызовет глубочайшую травму на всю жизнь, хотя многое зависит от эмоционального напряжения в ситуации и впечатлительности ребёнка. Но, к сожалению, чаще всего ребёнку грозят не однажды. В России запугивание - довольно распространённый педагогический приём. Нельзя сказать, что это не вносит свой вклад в то, как много в нашей стране мрачных взрослых, которые не ждут от жизни щедрости и таят в себе опасение, что всякое счастье обернётся разочарованием. Даже примета на этот счёт имеется: много смеяться - к слезам.

В большинстве случаев, когда родитель реагирует угрозой на нежелательное поведение вместо объяснения, что именно плохо и как это исправить, взрослый даёт расплывчато-негативную оценку ситуации (не веди себя плохо), а то и личности в целом (не будь капризным, жадным), или требует того, что невозможно выполнить только по одному своему желанию (уснуть, успокоиться).

Обычно ребёнок не имеет намерения вести себя плохо: он ведёт себя так, как смог придумать. У него есть потребность, которую он хочет удовлетворить, но не знает как, или есть чувства, может быть, не доставляющие радости ему самому. Пока родитель не показал, как вести себя правильно, а ребёнок этого не понял и не запомнил, неясное «перестань вести себя плохо, а не то...» больше похоже на «перестань действовать, перестань быть собой». Вместо того чтобы помочь ребёнку разобраться, как он может себя вести, мы учим ребёнка отвергать либо себя, либо некоторые свои чувства. Это серьёзный удар по самооценке, вере ребёнка в собственную значимость и успешность, по конгруэнтности.

Большинство родителей не сознаёт, сколь малому ребёнок способен научиться, пока он боится. Развивающийся мозг ребёнка в стрессовой ситуации сосредотачивается на том, что уже умеет, а не на усвоении нового. Он бросает все усилия на выживание в ущерб обучению, даже если ситуация не опасна, а только оценена как угрожающая. Страх хорошо учит только одному - держаться подальше от всего, что связано со страшным. Более сложные выводы страх делать мешает.

Если для запугивания используется не персонаж (Баба-яга, Мойдодыр), а реальный собирательный образ (случайный встречный, полицейский, доктор), то ребёнок начинает бояться таких людей. То есть взрослые сами учат детей не доверять новым знакомым, избегать полицейских и врачей. Одно дело - учить детей, чтобы они держались родителей в толпе и никогда не позволяли себя увести постороннему, и совсем другое - учить их видеть в каждом встречном угрозу. Потом потребуется не один тренинг социальной компетентности, чтобы повзрослевший ребёнок стал коммуникабельным и инициативным в общении с новыми людьми. И, конечно, не нужно учить ребёнка бояться тех, кто по долгу службы должен бы нам помогать.

В целом ребёнок, который поверил родительским угрозам, испытывает постоянный стресс, вызываемый страхом, который как минимум тормозит его развитие, а как максимум может провоцировать такое нервозное поведение, как энурез, заикание, тики, обгрызание ногтей.

К тому же рано или поздно к ребёнку приходит понимание, что угроза взрослым исполнена не будет: мама не оставит его, сколько бы ни грозилась; бабушка не отдаёт чужому дяде, хотя столько раз обещала; вопреки папиным рассказам, никакой Бабай, сколько ребёнок ни капризничал, его не забрал. Ребёнок начинает подозревать, что родители говорят неправду. К сожалению, это не отменяет перечисленных негативных эффектов, а только прибавляет ещё один. Взрослый не просто теряет привычную возможность воздействовать на ребёнка страшилкой для принуждения - он сам открывает ребёнку свою беспомощность в установлении дисциплины, когда тщетно взывает к помощи устрашающего внешнего фактора.

Ребёнок нуждается в защите и руководстве не только фактически, но и психологически. Ему важно ощущать, что он, многого не понимающий в мире вокруг, находится под охраной заботы любящих и авторитетных взрослых. Практически за каждым несносным поведением ребёнка стоит невысказанная надежда уяснить границы допустимого. Детям нужны не только ограничения и жёсткое руководство: прекрасна игра, а не правила, но игра без правил перестаёт существовать. Ограничения дают свободу действий, отсутствие ограничений даёт хаос.

Важно понимать, что запугивание не имеет ничего общего с информированием или возможностью столкнуться с последствиями. Когда мы сообщаем ребёнку об опасности и объясняем, как конкретно нужно действовать, чтобы этой опасности избежать, мы помогаем ребёнку стать более осведомлённым, знающим, успешным.

Если опасность велика и мы не можем позволить ребёнку с ней столкнуться, мы устанавливаем правила поведения и добиваемся, чтобы ребёнок следовал правилу. Если же опасность невелика, то можно предупредить ребёнка, убедиться, что он понял, и предоставить ему свободу действий. При этом важно быть готовым принять любой исход, не злорадствовать и помочь справиться с последствиями. Действуя таким образом, вы помогаете ребёнку научиться принимать на себя ответственность, справляться с проблемами, следовать правилам и ограничениям, принятым в вашей семье, саду или школе, которые он посещает.

Наталья Смирнова

психолог центр практической психологии «Магикато»

Пугать - бесперспективное занятие. Страх порождает неуверенность перед окружающим миром, даёт повышение тревожности. У ребёнка становится меньше шансов стать успешным по жизни. Почему же родители пугают детей? Мы, родители, это делаем в тех случаях, когда не можем что-то разъяснить ребёнку, договориться с ним, заставить сделать так, как мы считаем правильным.

Психика ребёнка до пяти лет устроена так, что он принимает все сказанное родителями за чистую монету. В зависимости от темперамента и впечатлительности каждый ребёнок реагирует на страшилки по разному: сангвиники пропускают информацию про Бабу-ягу мимо ушей, а меланхолик в ужасе потом просыпается от кошмаров на эту тему. Также детская психика устроена таким образом, что вымышленный персонаж воспринимается как реальный. И всякие Мымры и Бабайки обрастают дополнительными подробностями. И если этот персонаж из фантазий ребёнка предстанет перед родителями в виде живой картинки, то, поверьте, родитель тоже придёт в ужас. Тому свидетельством могут быть детские рисунки про страхи, которые дети рисуют на консультациях у психологов.

Коллекция пугающих образов может быть различна. Например, если вы пугаете ребёнка дядей-полицейским, который едет за плохими ребятами, то будьте готовы к тому, что формируете искажённый образ профессии. Ведь какие они, эти плохие ребята, ребёнок домысливает сам. И если он потерялся, то чувствует себя плохим, а значит, не обратится к полицейскому за помощью, а убежит от него. Ещё распространённый способ напугать - доктор с уколом. Это вековая пугалка, она испытана ещё на наших родителях и звучит особенно убедительно. В результате дети безумно боятся врачей.

Я хотела бы порекомендовать родителям не жалеть времени на разъяснения ребёнку того, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Спокойно и без страшилок. Тогда вы получите уверенного, спокойно спящего ребёнка, которому в будущем не придётся тратиться на психологов.

Иллюстрация: Настя Григорьева