Требования к кабинету логопеда по фгос. Паспорт логопедического кабинета методическая разработка по логопедии на тему

  1. Настенное зеркало (не менее 1,5 - 0,5 м).
  2. Детские настольные зеркала (9 х 12) по количеству детей.
  3. Детские столы и стулья для занятий.
  4. Стол для логопеда.
  5. Два стула для взрослых.
  6. Дополнительное освещение у зеркала (настольная лампа).
  7. Настольные часы.
  8. Шкафы и полки для методической литературы.
  9. Навесная школьная доска.
  10. Наборное полотно.
  11. Фланелеграф.
  12. Чистое полотенце.
  13. Картотека на имеющиеся пособия.
  14. Коробки или папки одинакового размера и цвета для хранения пособий.

II. Оснащение зоны индивидуальной работы с ребёнком:

  1. Набор логопедических зондов (содержащихся в чистом стеклянном или специальном медицинском стакане). Возможно вы найдете необходимое оборудование на сайте fortis-med.ru .
  2. Лоточек.
  3. Спирт медицинский.
  4. Шпатели металлические.
  5. Вата стерильная.

III. Документация:

  1. Перспективный план работы с детьми на год.
  2. Календарный план фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  3. Речевая карта на каждого ребёнка с необходимой документацией:
    а) направление от логопеда детской поликлиники на медико-педагогическую комиссию;
    б) выписка из истории болезни, выданная педиатром поликлиники;
    в) справки от лора, окулиста, невропатолога, врача-психиатра;
    г) характеристика на ребёнка, составленная воспитателем я/с, из которого поступает ребёнок.
    Запись в речевой карте о продвижении ребёнка производить не реже 1раза в 3 месяца.
  4. Тетради для индивидуальной работы с детьми.
  5. График логопедических занятий с детьми (хронометраж рабочего времени на все дни недели).
  6. Перспективный план по подготовке кабинета к новому учебному году.
  7. План по самообразованию на текущий год.

VI. Литература:

1. Картотека на имеющуюся методическую литературу.
2. Список рекомендованной литературы.

V. Пособия:

1. По обследованию речевого и общего развития детей.

а) материал на обследование интеллекта:

  • счетный материал;
  • разрезные картинки из 2-4-6 частей;
  • пирамидки разной степени сложности;
  • исключение 4-го лишнего предмета;
  • картинки и тексты со скрытым смыслом;
  • картинки-шутки (что нарисовано неправильно?);
  • предметы для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп;
  • почтовый ящик с геометрическими фигурами;
  • мелкий строитель, мозаика;

б) материал на обследование всех компонентов речи:

  • фонетики (самодельные альбомы или предметные картинки на все звуковые фонемы);
  • лексики (по всем темам, см. «словарь»);
  • грамматики (сюжетные картинки"- на падежные и предложные конструкции и на связь слов в предложении или самодельные альбомы);
  • связной речи (2-3 простых текста для пересказа детьми, серии сюжетных картинок для определения логической последовательности и составление рассказа по ним).

2. Развитие общего внимания, памяти и логического мышления.

а) упражнения на классификацию предметов и их группировку по цвету, форме и т.д.
б) на развитие слухового внимания (например, «Что ты слышишь?», «Дождь или солнце» и ДР-)
в) на развитие зрительного внимания (например, «Найди пару», «Что спрятал Петрушка» и ДР-)
г) на развитие речевого внимания (например, «Повтори, не ошибись!», «Кто тебя позвал?» и др.)
д) на развитие логического мышления (например, «Возьми свой предмет», «Подбери картинку к слову» и др.)


3. Формирование звукопроизношения:

а) артикуляционные упражнения (карточки, ширма или стенд);
б) набор пособий для работы над речевым дыханием (летающие предметы, надувные игрушки и др.);
в) предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы;
г) альбомы на автоматизацию поставленных звуков (по типу Соколенко и др.);
д) настольно-печатные игры на автоматизацию поставленных звуков;
е) пособия для формирования слоговой структуры слов;
ж) тексты на автоматизацию поставленных звуков.



4. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа:

  • символы звуков (по желанию);
  • сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
  • схемы на звуко-слоговой анализ слов;
  • предметные картинки на дифференциацию звуков;
  • пособия для определения позиции звука в слове (карточка с тремя окошками и фишки на каждого ребёнка;
  • тексты на дифференциацию звуков.

5. Грамота:

  • подвижная азбука;
  • азбука в картинках;
  • кассы букв или магнитные азбуки на каждого ребёнка;
  • схемы для анализа предложений;
  • наборы предметных картинок для деления слов на слоги.

6. Работа над словарём:

а) предметные картинки по темам:

«Овощи» «Грибы» «Фрукты»
«Ягоды» «Одежда» «Обувь»
«Головные уборы» «Дом и его части» «Квартира и ее части»
«Мебель» «Посуда» «Продукты питания»
«Рыбы» «Игрушки» «Животные и их детеныши»
«Птицы» «Насекомые» «Транспорт»
«Семья» «Профессии» «Инструменты»
«Предметы туалета» «Предметы быта» «Времена года»
«Растения» «Деревья» «Школьно-письменные принадлежности»
Методические рекомендации ко всем темам (в группах с ФФН эти темы используются на
обобщение предметов).

б) пособия на словообразование:

  • суффиксальное (существительное и прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
  • префиксальное (приставочные глаголы);
  • относительных (деревянный стол) и притяжательных (лисий хвост) прилагательных от существительных;
  • однокоренных слов типа: кот - котик - котенька - котище.

в) предметные картинки на подбор антонимов (большой - маленький).
г) предметные и сюжетные картинки на подбор синонимов (маленький - небольшой).

7. Формирование грамматического строя речи.

Для групп с ОНР:
а) пособия на все падежные формы существительного единственного и множественного числа (в том числе несклоняемых существительных);

б) пособия на все предложные конструкции (составление предложений с простыми и сложными предлогами: на, з. у, из, за, над, под, от, с /со/, к, по, без, через, около, из-за, из-под);

в) пособия на все согласования (прилагательных, глаголов, числительных и местоимений с существительными);

г) пособия для формирования фразы (работа над структурой предложения).

Для групп с ФФН: а) пособия на форму существительного единственного и множественного числа; б)пособия на форму существительного единственного и множественного числа родительного падежа;

в) пособия на предложные конструкции (со сложными предлогами);

г) пособия на все согласования (см. выше).

8. Развитие связной речи.

Для группы с ОНР и логоневрозом:

серия сюжетных картинок;

сюжетные картинки;

наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов;

наборы текстов для пересказывания и пособия облегчающие этот процесс (например, опорные картинки для восстановления текстов, продуманные планы и др.)

9. Настольно-печатные игры:

(с уточнением программных задач на коррекционную работу с детьми).

10. Методический материал:

б) материал из опыта работы логопедов.

1.

2.

логопедического кабинета

3. Оснащение кабинета

4. Документация логопеда

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13. Компьютерные презентации

14.

15. Методические пособия

16. Коррекция произношения

17.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт

логопедического кабинета

  1. Описание кабинета, расписание занятости кабинета, сведенья о специалисте
  2. Помещение кабинета по зонам, Основные направления работы,

Логопедического кабинета

  1. Оснащение кабинета
  2. Документация логопеда
  3. Материалы для логопедического обследования
  4. Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова
  5. Пособия для развития мелкой моторики
  6. Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (дифференциации фонем)
  7. Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи
  8. Материал для развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза и обучения грамоте
  9. Материалы для развития высших психических функций
  10. Компьютерные логопедические программы
  11. Компьютерные презентации
  12. Учебники и справочники по логопедии
  13. Методические пособия
  14. Коррекция произношения
  15. Перспективный план развития логопедического кабинета

Краткое описание

Общая площадь – 18 кв. м. В кабинете предусмотрено 1 рабочее место педагога и 4 рабочих места для занятий детьми.

В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшей и подготовительной групп.

Расписание занятости кабинета

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

8 00 -12 00

14 00 -18 00

8 00 -12 00

14 00 -18 00

8 00 -12 00

17 30 -18 00

Консультации для родителей

15 40 -17 00

Работа логопедического кружка

17 30 -18 00

Консультации для родителей

Сведенья о специалисте

Фамилия Имя Отчество: Никитина Людмила Владимировна

Образование: (высшее) Шадринский Государственный Педагогический институт , год окончания 2011.

Специальность: учитель-логопед

Стаж работы: 3 года (категории нет)

Дополнительное образование: Курсы повышения квалификации «Коррекционно - педагогическая деятельность логопеда в условиях реализации ФГОС» 72 часа.

Помещение кабинета условно поделено на зоны:

  1. Развития артикуляционной моторики и постановки звуков.
  2. Развития речевого дыхания.
  3. Мелкой моторики.
  4. Общей моторики.
  5. Автоматизации звуков речи.
  6. Дифференциации звуков речи.
  7. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.
  8. Коррекция психических процессов.
  9. Наглядных пособий.
  10. Рабочее место учителя-логопеда и ТСО.
  11. Методическое обеспечение учебного процесса.

Основные направления работы,

проводимой в логопедическом кабинете

  • логопедическое обследование;
  • составление индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения и планов работы;
  • проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • консультирование педагогов и родителей;
  • ведение документации.

Оснащение кабинета

№ п/п

Наименование

Количество

Рабочий стол

Компьютерный стол

Компьютер (ноутбук)

Кресло офисное рабочее

Стулья детские

Шкаф книжный

Логопедический стол с зеркалом и лампой

Журнальный стол

Зеркало индивидуальное

Доска

Часы настенные

Принтер

Мягкое детское кресло (Кот)

Пуфики

Стол «Ромашка» для групповых занятий

Стол дидактический игровой

Стол световой песочный

Документация логопеда

№ п/п

Наименование

Нормативно-правовая база. Законы РФ. Конвенция о правах ребёнка

Положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета ДОУ. Функциональные обязанности учителя-логопеда ДОУ.

Образцы ведения документации учителем-логопедом ДОУ.

Паспорт логопедического кабинета.

План доукомплектования кабинета.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

Журнал учёта детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Речевые карты.

Список детей, записанных на коррекционно-логопедические занятия.

Годовой план логопеда.

План работы логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ.

План работы логопеда с родителями.

Перспективные планы индивидуальной и групповой логопедической работы.

Программы логопедического сопровождения на детей с ОВЗ.

Расписание работы учителя-логопеда.

План по самообразованию и повышению профессионального мастерства.

План внеклассной работы.

Отчёт работы логопеда за прошедший учебный год. Аналитическая справка к отчёту.

Папка с материалами для логопедических уголков.

Папка «Коррекционная педагогика».

Материалы для логопедического обследования

№ п/п

Наименование

Диагностика мелкой моторики детей.

Схема обследования детей с дизартрией по методике психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А. Волковой.

Мониторинг коррекционно-логопедической работы.

Альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования по О.Б. Иншаковой:

  • «Обследование произношения».
  • «Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений».
  • «Обследование слоговой структуры слова».
  • «Обследование словаря».
  • «Обследование грамматического строя речи».
  • «Самостоятельная речь».

Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова

№ п/п

Наименование

Папки с картинками для проведения артикуляционной гимнастики:

  • «Весёлая гимнастика».
  • «Тру-ля-ля».
  • «Тра-ла-ля» для язычка».
  • «Утро с котиком Музиком».

Подборка картинок для артикуляционной гимнастики.

Папка «Звуки и буквы» с картинками-символами звуков (букв).

Папка с практическими материалами для проведения артикуляционной гимнастики.

Папка «Исправляем произношение».

Папка с физминутками.

Практические материалы для индивидуальных и групповых занятий

по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, речевого дыхания и голоса, дикции по лексическим темам.

Папка с профилями артикуляции и символами свистящих, шипящих, сонорных звуков [р], [л].

Папки с картинками для артикуляции и постановки звуков:

  • [л];
  • [р];
  • свистящих звуков.

Папка с картинками артикуляционных упражнений и их символов.

Папка «Артикуляция звуков в графическом изображении».

Папка «Звукоподражание».

Папка с картинками для развития и коррекции мимики и эмоций.

Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, рыбки, свистульки, воздушные шары, легкие перышки, пузырьки и др.

Настольные игры для автоматизации звуков.

Папка с практическими материалами: «Гласные звуки».

Подборки картинок на гласные звуки.

Папки с практическими материалами на автоматизацию звуков:

  • [л], [л"]; [р], [р"];
  • [с], [с"]; [з], [з"]; [ц];
  • [ш], [ж], [ч], [щ];
  • [п], [п"]; [б], [б"]; [т], [т"]; [д], [д"]; [к], [к"]; [г], [г"]; [х], [х"]; [в], [в"]; [ф], [ф"].

Папки с картинками на автоматизацию звуков:

  • [л];
  • [j];
  • [р];
  • свистящих;
  • [ш], [ж];
  • шипящих.

Альбом «Картинки для автоматизации звуков».

Рабочие тетради по автоматизации звуков:

  • [с], [с"]; [з], [з"], [ц];
  • [ш], [ж"]; [щ], [ч"];
  • [л], [л"]; [р], [р"];

Подборки игр на автоматизацию звуков:

  • [к], [г], [х], [j];
  • [р], [р"], [л], [л"];
  • свистящих звуков;
  • шипящих звуков.

Игры для коррекции слоговой структуры слова:

  • «Буковка - прищепочка».
  • «Веселые прищепки».
  • «Звукарики - Смешарики»

Кубик, бусы для коррекции слоговой структуры слова.

Игры «Лабиринт» для автоматизации звуков и коррекции слоговой структуры слова.

Шпатели и постановочные зонды.

Игрушки и картинки – символы звуков, для автоматизации и дифференциации звуков.

Настенное пособие «Домики звуков».

Настенное пособие «Алфавит».

Пособия для развития мелкой моторики

№ п/п

Наименование

Пуговицы, мелкие предметы и игрушки.

Пособия для шнурования: «Петрушка», «Шнуровальный планшет».

Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики.

Пластилин.

Цветные карандаши и краски.

Трафареты.

Картинки для раскрашивания и штрихования.

Стол цветным песком.

Материалы для самомассажа пальцев рук.

Тренажёр «Ёжик» для массажа пальцев и кистей рук.

Тренажёры для развития силы пальцев и кистей рук.

Мозаики, пазлы.

Счёты.

Матрёшки.

Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (дифференциации фонем)

№ п/п

Наименование

Пособия для различения неречевых звуков: бубен, дудочка, свисток, губные гармошки, бутылочки с различным наполнением, звучащие игрушки.

Наглядный материал для различения речевых звуков по высоте.

Наглядный материал для различения ритмических последовательностей.

Альбом с картинками – словами паронимами.

Настольные игры на дифференциацию звуков: «Домики для звуков», «На самолёте или на автобусе?», «Большой и маленький колокольчик».

Альбомы с картинками на дифференциацию звуков.

Папки с практическим материалом для дифференциации звуков:

  • [ы] – [и];
  • [з] – [с];
  • [с] – [ц];
  • [ш] – [ж];
  • [ч] – [ш];
  • [ш] – [щ];
  • [ч] – [щ];
  • [с] – [ш];
  • [з] – [ж];
  • [щ] – [с"];
  • [ч] – [ц];
  • [с] – [ч];
  • [л] – [л"];
  • [л] – [j];
  • [л] – [у], [в];
  • [р] – [л];
  • звонких и глухих согласных.

Подборки игр на дифференциацию звуков:

  • свистящих и шипящих;
  • [р] – [л];
  • разных звуков.

Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи

№ п/п

Наименование

Карточки с предметными картинками на разные лексические темы.

Картотека загадок по лексическим темам:

  • Зима.
  • Новый год.
  • Город.
  • Транспорт.
  • Весна.
  • Профессии.
  • Цветы.
  • Рыбы.
  • Дом.
  • Мебель.
  • Детский сад, школа.
  • Животные Севера и жарких стран.
  • Овощи.
  • Фрукты.
  • Осень.
  • Деревья.
  • Ягоды.
  • Одежда.
  • Обувь.
  • Посуда.
  • Продукты питания.
  • Дикие и домашние животные.
  • Зимующие, перелётные и домашние птицы.
  • Насекомые.
  • Грибы.
  • Игрушки.

Собака «Дружок».

Игрушки.

Папки разные:

  • «Предлоги».
  • «Логопедические игры».
  • «Числительные».
  • «Слова-действия».
  • «Антонимы. Единственное и множественное число».
  • «Словосочетание».
  • «Предложение».
  • «Текст».

Папки на лексические темы:

  • «Игрушки. Дети».
  • «Транспорт».
  • «Растения. Грибы. Цветы».
  • Профессии».
  • «Овощи».
  • «Фрукты».
  • «Времена года. Весна. Лето».
  • «Времена года. Осень. Зима».
  • «Части тела».
  • «Инструменты».
  • «Одежда. Обувь».
  • «Мебель. Бытовые приборы. Дом».
  • «Посуда. Продукты».
  • «Насекомые».
  • «Птицы».
  • «Дикие животные».
  • «Домашние животные».
  • «Цвет».

Лото:

  • «Ботаническое».
  • «Зоопарк».

Игра «Когда это бывает?» на развитие словаря и связной речи по теме «Времена года».

Материал для развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза и обучения грамоте

№ п/п

Наименование

Кассы букв.

Фишки – символы звуков.

Звуковая линейка.

Схемы предложений.

Палочки и шнурки для выкладывания букв.

Стол с песком, для написания букв, и цифр.

Разрезные карточки «Собери букву».

Папка «Буквы».

Карточки со слогами.

Настенное пособие «Алфавит».

Пособие «Гласные и согласные звуки и буквы».

Наборное полотно для составления слов из букв.

Кубики с буквами.

Картинки с текстами для чтения.

Таблицы со слогами для составления слов.

Материалы для развития высших психических функций

№ п/п

Наименование

Пазлы и разрезные картинки.

Мозаика.

Игры:

  • «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
  • «Загони шарик».
  • «Фотоохота».
  • «Подбери окошко по форме».

Методические пособия:

  • Волкова С.В. Тимошенко Е.Г. и д.р. Комплект из 3-х тетрадей. С логопедом каждый день. Упражнения и задания интенсивного восстановительно-коррекционного курса развития речи у детей.
  • Научно-методический журнал Логопед.
  • С. Васильева, Н. Соколова Логопедические игры для дошкольников. + приложение.
  • О.Н. Сомкова, З.В. Бадакова, И.В.Яблоновская. Путешествие по стране правильной речи
  • Т.А.Ткаченко Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет.
  • Л.Г. Парамонова Упражнения для развития письма.
  • Е.В. Рындина Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР.
  • О.А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
  • Ирина Скворцова Логопедические игры.

№ п/п

Наименование презентации

Буквы.

Буквы в «живых» картинках.

Тру-ля-ля гимнастика.

Консультация для воспитателей игры на звуки Р Л.

Презентация для родителей автоматизация и дифференциация звуков.

Значение дидактических игр в процессе автоматизации.

Логопедическое пособие Буковка-Прищепочка.

Пособие Звукарики-Смешарики.

Презентация по цветотерапии.

Учебники и справочники по логопедии

Методические пособия

Документация, планирование, организация работы

Вакуленко Л.С. «Организация работы дошкольного логопедического пункта».

Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций.

Коррекция произношения

Жидкова Л.И.,Г.А. Капицына, Н.В. Емельянова.Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ.

Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. Учимся правильно произносить звуки

Инна Светлова Домашний логопед.

Н.С. Жукова Уроки логопеда.

Комарова Л.А. Автоматизация звуков (Р,РЬ,Ш,Ж,З,ЗЬ,Ц,Ч,Щ)

Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре.

Л.Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Соломенко Логопедия для дошкольников. Занимательные упражнения по развитию речи: альбом №1 звуки С,З,Ц; альбом №2 звуки Ш,Ж,Ч,Щ; альбом №3 звуки Р,Л; альбом №4 звуки П,Б,Т,Д,К,Г,Х,В,Ф.

Мария Мезенцева Логопедия в картинках.

Гердышева Т.Ю. Бартковский А.И. Книга мечта.

О.Ф. Богатая «Читалочка» методическое пособие по закреплению произносительных навыков и чтения у детей с нарушением речи.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. I, III период.

Н.А. Кнушевицкая, Стихи, загадки, игры по лексическим темам.

Перспективный план развития логопедического кабинета

Мероприятия

Сроки

  1. Косметический ремонт, обновление мебели, оформление кабинета.

2. Создание консультативного пункта для педагогов и родителей.

Август

Сентябрь-октябрь

3. Приобретение и изучение новинок методической литературы по проблеме развития и коррекции речи детей дошкольного возраста.

Октябрь-ноябрь,

В течение учебного периода

4. Курсовая переподготовка (повышение квалификации).

В течении учебного периода

5. Самообразование по теме «Интерактивные логопедические игры».

В течение учебного года

6.Развитие материально-технической базы:
Приобретение и самостоятельное изготовление дидактических игр и пособий по всем направлениям коррекционно-образовательной работы с детьми.

В течение периода

7. Изготовление игр и пособий для развития неречевых психических функций и мелкой моторики.

Декабрь, и в течении учебного периода

8. Внедрение в работу новых ТСО логопедических игр серии дошкольное образование /речевое развитие/

Второе полугодие учебного периода

9. Обновление картотек и подбор стихов, рассказов для работы с детьми с использованием метода наглядного моделирования.

Январь, и в течение учебного года

10. Разработка новых схем, моделей для составления описательных рассказов, заучивания стихов и пересказа литературных произведений с использованием метода наглядного моделирования, обновление материалов.

Февраль и в течение учебного года

11. Обобщение опыта работы по теме «Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми 5-6 лет на занятиях по развитию речи».

Март

12. Распространение опыта работы по теме «Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми 5-6 лет на занятиях по развитию речи» в дошкольном учреждении, районе.

Апрель и в течение учебного периода

13. Разработка конспектов занятий по развитию речи для детей старшего возраста, пополнение картотек.

В течение учебного года

14. Разработка конспектов занятий по обучению элементам грамоты, пополнение картотек.

В течение учебного года

Апрель-май и в течении учебного года

16.Оформление логопедических уголков стендовой информации для родителей и педагогов.

Каждый квартал учебного года


Лариса Боглачева

Подготовила : учитель-логопед МБДОУ № 11 г . Донецка

Боглачева Лариса Леонидовна

Здравствуйте, уважаемы коллеги не так давно я вступила в ваши ряды.

Первой трудностью, с которой я столкнулась, это была подготовка и организация логопедического кабинета для работы по назначению.

Перечитав большое количество специализированной литературы, статей, советов других специалистов, которые делятся своим опытом, я сделала свои выводы и приступила к работе.

Основным назначение логопедического кабинета в ДОУ как мы знаем , является коррекция речевых нарушений речи у детей.

Во-первых, логопедический кабинет должен быть оснащен :

логопедическим зеркалом (50*100 см) ;

Индивидуальным зеркалом для работы с детьми;

логопедическими зондами и шпателями , спиртом медицинским, ватой

стерильной, чистым полотенце;

Рабочим местом учителя-логопеда для работы с документацией и

проведения индивидуальных консультаций родителей;

Столами и детскими стульями (5-6 шт) для детей, которые можно

регулировать в зависимости от роста ребенка;

шкафы, стеллажи для хранения развивающих игр, пособий для развития мелкой моторики, дыхания, психических функций, для хранения методической и наглядно-дидактической литературы;

Настенными часами;

Магнитной доской.

Во-вторых любой логопедический кабинет , визуально нужно поделить на основные зоны :

1. артикуляционная зона : большое настенное зеркало,

индивидуальное зеркало, фотоальбомы, плакаты с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звука;

2. зона дыхания : содержит материалы, игры, упражнения для

развитие речевого дыхания;


3. зона фонального восприятия (интонационная) : игрушки,

музыкальные инструменты, картинки с эмоциями;


4. зона развития общей моторики : пособия, игры, игрушки,

природный материал, пальчиковые игры на развитие тонкой моторики работы рук;

5. методическая зона : планы, конспекты, библиотека

методической литературы;


6. зоны развития грамматики и лексики : наглядно-

дидактические пособия и игрушки; предметные, сюжетные и

серии наглядных картинок для развития связной речи; картотеки (скороговорки, чистоговорки, потешки, загадки, пальчиковые игры, словесные игры и упражнения); герои кукольного и настольного театра; настенная азбука, фишки, магнитная касса букв и слогов ;


И еще одной зоной 7-ой, можно добавить мотивационную зону : в нее входят предметы для поощрения - символы (медальки, наклейки или что-то другое) за хорошую работу и успехи ребенка.

В кабинете учителя - логопеда должно быть чисто , уютно, комфортно. Созданная вами среда, позволяет развивать психические функции ребенка (память, мышление, восприятие, внимание, формировать представления об окружающем мире.

Логопедический кабинет в детском саду , не должен быть офисным и академическим.

Весь материал (игры, игрушки, пособия, должны быть доступны для использования детьми по мере прохождения лексических тем и постоянно обновляться. У ребенка должно появится, желание и стремление идти в кабинет учителя- логопеда , ведь там интересно, необычно и скучать не придется!

Желаю Вам удачи, по созданию своего логопедического кабинета !

Публикации по теме:

Оформление и оснащение музыкального уголка в группах ДОУ «Оформление и оснащение музыкального уголка в группах ДОУ» 1. «Музыка в детском саду» В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке,.

В предверии каждого нового года я стараюсь создать неповторимую сказочную атмосферу в логопедическом кабинете. Для этого разрабатываю вместе.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ (учитель-логопед Трашенкова Л. В.) Современные.

Цель: Эффективное развитие индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей, интересов и уровня развития. Задачи: Обогащать познавательный.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей, в этом особая роль принадлежит театру и театрализованной.

Паспорт логопедического кабинета Паспорт логопедического кабинета Учителя-логопеда Назаровой Елены Владимировны МБОУ «ОСОШ №1» СП «Детский сад «Ладушки» П. Октябрьский.

Речевое развитие - одно из главных условий полноценного формирования личности ребенка. Важную роль в коррекции речевых недостатков играет логопед. Его задача заключается в дифференциации диагностики речевых нарушений и проведении коррекционных мероприятий с целью улучшения речевых навыков у ребенка.

Исследования свидетельствуют о том, что большинство дошкольников плохо владеют навыками связной речи или же их словарный запас очень бедный. В связи с этим современный кабинет учителя логопеда должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды, содействующей успешному развитию монологической речи.

Предназначение занятий в логопедическом кабинете

  • Совершенствование мимической мускулатуры. Помогает нормализовать работоспособность мышечной ткани лица.
  • Улучшение речевых навыков. Содействует стабилизации работы дыхательного и голосового речевого аппарата и их координации.
  • Устранение психологических барьеров. Способствует улучшению познавательных психических процессов, направленных на улучшение речи у ребенка.

В современных детских частных и государственных образовательных учреждениях логопедическое помещение играет важную роль в формировании и усовершенствовании лексико-грамматической основы речи. Занятия со специалистом помогают закрепить и расширить словарь по лексическим направлениям, активизировать использование предложенных конструкций и навыков словообразования.

Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ

  • Консультирование педагогов и психологов по вопросам наиболее эффективного обучения детей, имеющих какие-либо трудности при произношении.
  • Анализ речевых дефектов детей с целью подбора индивидуальной программы обучения.
  • Создание коррекционной развивающей базы для исправления имеющихся нарушений.

Оформление кабинета логопеда в детском саду в согласии с ФГОС должно включать в себя зону диагностики, звукокоррекции и игровой терапии. Основная задача - помочь детям обрести навыки связной речи при помощи различных методических пособий и грамотно подобранных игр.

Важные требования к кабинету логопеда

  • Наличие прогрессивных технических устройств. Внедрение современных интерактивных устройств является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса. Ведь оно обеспечивает оперативную обработку выданной информации без потери времени.
  • Отсутствие отвлекающих предметов. Кабинет должен выглядеть строго, но в то же время красиво и уютно, ничто не должно отвлекать от занятий и вызывать дискомфорт. Все вокруг должно создавать у ребенка положительное, рабочее настроение.
  • Время проведения. Специалисту запрещается самостоятельно удлинять продолжительность занятий с детьми и производить различные сокращения между ними.

Школьный кабинет логопеда должен также соответствовать утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС

  • Для формирования звукопроизношения. Комплект публикаций для работы с речевым дыханием, различные надувные игрушки, специальные альбомы для дифференциации звуков.
  • Для изучения грамоты. Различные азбуки, схемы и изображения для изучения предложений, интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд» для освоения компьютерной грамоты.
  • Для развития фонематического восприятия и звука. Сигнальные кружки для изучения звуков, пособия для установления звука в определенных словах, специальные картинки, современные интерактивные доски, например, логопедический комплекс it-YAGA .
  • Для формирования связной речи. Красочные сюжетные изображения, наборы текстов для пересказывания и различные современные устройства.
  • Для развития зрительного внимания и памяти. Сюда можно отнести разнообразные игровые элементы, сборные картинки и пазлы, а также разрезанные картинки различной конфигурации.

Современный кабинет логопеда, помимо наглядных учебных пособий, должен быть оснащен мебелью и специализированной техникой, игровыми устройствами, интерактивными досками и экранозвуковыми средствами обучения.

Правильно оборудованный кабинет специалиста - это нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Профессиональное оснащение кабинета логопеда позволит создать самую продуктивную атмосферу для индивидуальных и групповых занятий в детских садах и школах.




Предметы для развития детей

  • Зеркала. Помогают ребенку наблюдать за собственными артикуляционными и мимическими движениями, содействуют освоению речевых навыков.
  • Столы с различными предметами. Всевозможные игрушки, отличающиеся по цвету, форме и весу, помогают развить тактильные ощущения.
  • Разнообразные вертушки, мыльные пузыри. Здесь могут быть задействованы различные средства для развития речевого дыхания.
  • Современные интерактивные устройства. Многие программные комплексы включают в себя игры на логику, внимание, связную речь, звукопроизношение, грамматический строй.

Современные интерактивные комплексы и электронные устройства в последнее время становятся неотъемлемой составляющей кабинета логопеда в школе. Они, в сравнении с обычными предметами обучения, помогают значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчают занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи.

Преподаватели-логопеды оценят удобство и полезность использования таких современных логопедических комплексов, как «Вундеркинд» и IT-YAGA от АНРО технолоджи, в комплекте с которыми идет огромный набор специализированных логопедических игр и заданий: от занятий на дыхание и воздушную струю до игр по окружающему миру и обучению чтению.

Маргарита Андреева

динственный способ взобраться на вершину лестницы –преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали.

Маргарет Тэтчер

Приветствую Вас, уважаемые коллеги!

С огромным удовольствием представляю свой рабочий кабинет логопеда в МБДОУ д/с «Ягодка» с. Александровского, Томской области. Логопедом я работаю всего второй год. В своей работе применяю инновационные технологии :

Работаю над развитием слухового внимания;

Речевого, фонематического слуха;

Физиологического и речевого дыхания;

Формированием правильного звукопроизношения, автоматизацией и дифференциацией различных звуков;

Развитием грамматического строя речи;

Развитием связной речи (диалоги, пересказы, рассказы) .

Особое внимание уделяю формированию фонетико-фонематического восприятия.

Знакомлю детей со звуками, развиваю навыки звуко-слогового анализа , синтеза.

Работаю над предупреждением дисграфии и дислексии.

Вот что мне удалось сделать своими руками, руками моих детей и родителей за этот период.

Добро пожаловать!


На входной двери кабинета табличка «Логопед » , расписание работы логопедического

кабинета и «Секрет от логопеда » :

Как говорить и ясно, и понятно,-

Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД .

Он учит речевой коммуникации,

Грамматика и лексика - его предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД .

Он педагог, Учитель и психолог,

Филолог он, и он языковед,

Он воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор – это ЛОГОПЕД .

Исследователь, методист, новатор,

Он диагност, корректор и эксперт,

И консультант, и наблюдатель –

Специалист разносторонний – ЛОГОПЕД .

Кабинет логопеда .

Картотеки игр и упражнений, а так же другой материал к занятиям.



1. Рабочее место логопеда .

2. Под полкой расположена «Подсказка логопеда » : График индивидуальной работы с детьми; График работы логопеда (общий) ; Памятки «Гласные звуки и буквы» , «Классификация согласных звуков речи» , «Строение зубочелюстной системы» .


3. На этой же стене расположены настенные зеркала и «Паутинка» (место для закрепления демонстрационного материала для повторения с детьми, а так же подсказки для логопеда на занятия ).

4. Левее располагается зона для развития дыхания «Карусель» и моторики рук «Разноцветные косички» .


5. Здесь стоит небольшой «Магазин для развития пальчиков» , где ребёнок в свободной деятельности может взять следующие пособия и игры :





5.2. Дидактические игры, игры-вкладыши, шнуровки.

5.3. Массажные мячики (Су-джок терапия) .

5.4. Коллекция ракушек, животных морей и океанов.

5.5. Фрукты и овощи.

5.6. Игра «Угадай, что шумит в яйце?»

5.8. Ветерки; «Змейка-повторюшка» ; «Лягушка-говорюшка» .

5.9. Сухой бассейн для рук из киндер яиц.

6. «Логопедические помощники » - массажные мячики (мягкие и твёрдые на ощупь) .



7. А на полке находятся наши любимые «Логопедические помощники » (в специальных баночках) : камешки, ракушки, бусины, цветные шнурочки, воздушные шарики, свистки, мелкие игрушки из киндер сюрпризов, магниты, магнитные буквы разного цвета для магнитной доски, мякиши, пуговицы, головоломки и многое другое.



9. В шкафу находятся «логопедические ключики » - зонды и зондозаменители; масла для аромотерапии; шпатели; спирт; ватные палочки; ватные диски; салфетки; трубочки; вата.

10. На шкафу стоят детские игрушки, ёмкости для развития дыхания игра «Снегопад» .



11, 12. В шкафу находятся методические материалы, «Копилка методического материала логопеда » , а так же литература и прочие методические пособия.



13. В кабинете имеется компьютер (активно применяю современные средства ИКТ в своей работе с детьми) .

14. Рядом с учебной зоной расположено место для индивидуальной логопедической работы с детьми (оснащено различными играми, упражнениями) .

15. Учебная зона логопедического кабинета : доска, магнитная доска, место для крепления наглядности.

16. Раздаточный материал к занятиям по обучению грамоте для подготовительной логопедической группы (фишки карточки для составления схемы предложения, счётные палочки, фишки для ударения и игры «Светофорчики» , цветные шерстяные нитки для выкладывания букв на бархатной бумаге).


Логопедический уголок для родителей, расположенный в прихожей группы.