ЛЕКЦИЯ 13
ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКИ
Что такое фонетика.
Звуки речи.
Позиционные изменения.
Система фонем и фонетическая система.
1. Что такое фонетика. Изучение звуковой стороны языка называется фонетикой . Не зная фонетики, нельзя понять современное письмо, разобраться в грамматике.
Фонетика не сразу вошла в науку о языке, даже еще в первой половине XIX в. ученые плохо различали звуки и буквы. Необходимость составлять грамматики туземных языков в колониях, изучение бесписьменных диалектов и сравнительно-исторические описания языков и их групп двинули фонетику вперед.
Возникла экспериментальная фонетика , связанная с применением звукозаписывающих инструментов, что позволяло не «на слух», а объективно наблюдать различия и сходства звучаний. К концу XIX в. успехи экспериментальной фонетики поглотили изучение всех остальных сторон звукового строя языка, и фонетику стали рассматривать как естественную науку.
Общей теорией звука занимается раздел физики – акустика . С точки зрения акустики, звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия. Акустика различает в звуке следующие признаки:
- Высоту.
- Силу , что зависит от амплитуды колебаний. Чем она больше, тем сильнее звук.
- Длительность или долготу , т.е. продолжительность данного звука во времени.
- Тембр звука, т.е. индивидуальное качество его акустических признаков. Тембр звука – явление сложное, содержащее в себе основной тон и шум (или их комбинацию), гармонические обертоны (если есть основной тон) и резонаторные тоны.
Совокупность органов речи образует речевой аппарат (к нему относятся: губы, зубы, язык, нёбо, маленьких язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи – легкие, диафрагма). Но термин следует понимать условно. Язык – явление общественное, а не биологическое, и от природы никаких «органов речи» нет. Все перечисленные органы имеют прямые биологические функции как органы обоняния, вкуса, дыхания, приема и переработки пищи. Это создано природой. Применение этих органов для производства звуков речи – всецело заслуга человечества, давшего им добавочную «культнагрузку». Речевой аппарат:
Диафрагма, легкие, бронхи и трахея являются источником струи воздуха, которая используется при образовании звуков речи как движущая сила;
Надставная труба – полости рта и носа – источник обертонов и резонаторных тонов; кроме того, в полости рта при смыкании и сужении органов возникают различные шумы.
2. Звуки речи. Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией . Артикуляция складывается из трех частей: из приступа (или экскурсии ) звука, когда органы «выходят на работу», средней части (или выдержки ), когда органы установились для данной артикуляции, и отступа (или рекурсии ), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.
Все звуки можно разделить на гласные и согласные , и это деление может исходить как из акустических, так и из артикуляционных признаков. Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные ) и шумные . Сила выдоха (экспирации ) неодинакова у разного рода звуков: она всего сильнее у глухих согласных (они называются fortes - сильные ), слабее у звонких согласных (они называются lenes - слабые ), еще слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных. В «слабости» гласных и большинства сонорных согласных легко убедиться, если произносить их без голоса.
Согласные звуки каждого способа образования можно квалифицировать по месту образования , что будет отвечать на вопрос где ? Место образования – это та точка, в которой сближаются или смыкаются два органа на пути струи воздуха и где при прямом преодолении преграды (взрывные, аффрикаты, фрикативные) возникает шум. Определяя согласные двумя координатами – по способу и месту артикуляции, следует помнить, что все согласные шумные (т.е. фрикативные, взрывные и аффрикаты) могут быть произнесены с голосом (звонкие) и без голоса (глухие).
Признаки характеризующие согласные, не подходят для определения гласных. Согласные отчетливо подразделяются по способу образования, гласные же все принадлежат к одному способу – свободного прохода. Согласные можно делить по месту образования, у гласных нет места образования, так как органы речи не образуют на пути струи воздуха ни щели, ни смычки.
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду , т.е по той части языка, которая поднята при произношении данного звука: гласные переднего ряда (такие как [и], [э], [æ]) и заднего ряда (например, [у], [о], [а]), к гласным среднего ряда относится русское [ы] и его огубленная пара [ý].
Вертикально гласные разделяются по подъему , т.е. по степени приподнятости той или иной части языка. Наиболее простая схема предусматривает три подъема: верхний (такие как [и], [ы], [у], [ý]), средний (например, [э], [о], [ö]) и нижний – это разные а.
Идея такой таблицы была предложена английским фонетистом Беллом (Bell) и разработана Г. Свитом (H. Sweet, 1845-1912).
Таблица в девять (или 18) клеток удобна тем, что она проста и наглядна, но благодаря прямолинейному схематизму она несколько искажает подлинное соотношение гласных. Новейшие фонетисты, критикуя эту таблицу, предложили иную – в виде трапеции и без внутренней разбивки на клеточки – таблица Международной фонетической ассоциации.
Гласные могут различаться долготой. В русском языке гласные долготой не различаются; все гласные под ударением более долгие, а в безударных слогах – более краткие.
Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний . Эта цепь распадается на соподчиненные звенья: 1) фразы, 2) такты, 3) слоги, 4) звуки.
- Фраза – это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами , т.е.остановкой звучания. Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации. Фраза распадается на такты.
- Такт – это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением. Такты распадаются на слоги.
- Слог - часть такта, состоящая из одного или несколько звуков. Слоги делятся на звуки.
Звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию.
3. Позиционные изменения. Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут влиять друг на друга, особенно соседние.
Изменениях звуков (по преимуществу гласных) в безударных слогах – редукция . Редукция тесно связана с ударением.
Ударение – это выделение из группы слогов одного слога. Это в разных языках достигается различными средствами:
Силой или интенсивностью артикуляции – это динамическое ударение (иначе: силовое, его также называют экспираторным ); Чисто динамическое ударение есть в чешском языке, где по силе ударный слог всегда первый, но он обычно краток, а следующий за ним безударный может обладать долготой; например ležák – «лежебока».
Долготой произношения – это квантитативное ударение (иначе: количественное или долготное ); Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. Например, современный новогреческий язык, таков и русский литературный язык, где ударный слог всегда и самый сильный и самый долгий.
Движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – это тоновое ударение (иначе: мелодическое, музыкальное ). Чисто тоновое ударение – в китайском, дунганском, корейском, японском языках; часто оно соединяется с усилением ударного слога, как в норвежском и шведском языках.
Место ударения в слове может быть фиксированным и нефиксированным ; так, в чешском языке ударение всегда на первом слоге, в польском – на предпоследнем, в большинстве тюркских языков – на последнем. Это одноместное фиксированное ударение. Бывает ударение фиксированное, но разноместное . Благодаря способности передвигаться, ударение в русском языке играет большую роль в грамматике, различая грамматические формы, например: рукú –рýки, насыпать – насыпать и т.п.
Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что последующий звук приспособляется к предыдущему – прогрессивная аккомодация , или предыдущий звук приспособляется к последующему – регрессивная аккомодация . Аккомодации - всегда частичное приспособление звуков, т.к. гласные и согласные - к звуки разного типа и до конца уподобиться не могут. В различных языках и в разные периоды развития одного языка аккомодируют: согласные гласным и гласные согласным.
Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т.е. два различных звука в результате ассимиляции могут уподобиться нацело и стать одинаковыми; поэтому следует различать ассимиляции полную , например, сбить > [з‘б’ит’], лодка > [лóткλ], и неполную , например, отдых > [óддых] > [óд:ых].
Диссимиляции (расподобления) возникают между звуками одного типа и основаны на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых или подобных звуков получается два различных или менее подобных звука. Ассимиляция и диссимиляция направлены на облегчение произношения.
Ассимиляции не так меняют фонетический облик языка и шире допускаются литературным языком; диссимиляции резко меняют фонетический облик языка и чаще встречаются в ненормированной речи (диалекты, просторечие, детская речь).
4. Система фонем и фонетическая система. Соотношение звука и смысла давно интересовало ученых. Чаще всего пытались установить прямую связь между звуками и смыслом. Это так называемая «символика звуков» (Платон, схоласты, Я. Грим, В. Гумбольт, А.Шлейхер). Но звуки речи, как таковые, не имеют значения и не могут его иметь.
Языковеды к.XIX в. заявили, что звуки и значения в языке существуют и развиваются сами по себе, связь звуков и значений ограничивается ассоциацией . Так фонетика отдавалась естественным наукам. Чтобы не разрывать единства языка, понимание пришло от теории фонем или фонологии .
Русской науке принадлежит приоритет первой формулировки теории фонем и введения этого термина в лингвистический обиход с 80-х гг. XIX в. Казанская лингвистическая школа, И.А. Бодуэн де Куртене, Н.В. Крушевский. Были разработаны основные положения о фонемах.
Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают, т.к. фонема может состоять не только из одного звука, но и из двух (дифтонги , в англ.: fly , house ).
Фонемы – это минимальные единицы звукового строя языка, служащие для различения значимых единиц языка: морфем, слов.
Для выполнения этой роли – складывания и различения значимых единиц языка – фонемы должны быть противопоставлены друг другу в системе языка. Такие противопоставления фонем называются оппозиции .
Прежде всего каждая фонема противопоставлена нулю, т.е. отсутствию данной фонемы: скот-кот, волк-вол - различают разные слова, стула-стул - формы одного слова (или словоформы)и т.п.
Фонемы – минимальные единицы языка, разделить их дальше нельзя. Фонема – сложное явление, т.к. состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем (звонкости, твердости, взрывности и т.д.) Не все признаки в составе фонем играют одинаковую роль, одни – смысло- или слово-различительные; другие – неразличительные.
Один и тот же признак фонем разных языков может иметь различную функциональную характеристику: в одном языке – это различительный (твердость и мягкость в русском), в других – неразличительный (твердость и мягкость во французском).
Чтобы установить, принадлежат ли звуки в языке к разным фонемам или являются разновидностями одной фонемы, надо поставить их в одинаковые произносительные условия и установить, различают ли они без помощи других фонем смысл, - то это разные фонемы; если не различают, то это разновидности одной фонемы.
Никаких «общечеловеческих» фонем не существует. Каждый язык имеет свое количество фонем, и пропорции согласных и гласных.
Для изучающих язык не так трудно овладеть непривычной артикуляцией звуков (для русского – англ. межзубные или французские и польские носовые гласные), как произносить непривычные варианты: говорящий невольно вносит привычные фонетические нормы своего языка, что и образует акцент (русские оглушают конечные звонкие согласные на конце слов в английском, французском и т.п.).
Нормировкой произношения в практической фонетике занимается орфоэпия - буквально значит правильное произношение (орфография – «правильное письмо»), обозначает раздел, посвященный произносительным нормам. Нормировать можно только литературное произношение, что необходимо для радио, театра, школы.
Вспомогательным разделом - правила чтения , т.е.произносительные указания к чтению букв и их сочетаний, когда письмо и язык не соответствуют друг другу.
Лекция № 2
Фонетическая система русского языка.
Согласные и гласные звуки
План
- Гласные звуки и их классификация.
- Согласные звуки и их классификация
Гласные звуки это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.
В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.
Гласные звуки характеризуются по трем основным признакам:
1) по участию активных органов речи губ различают губные (лабиализованные от лат. губа) [о], [у] и негубные (нелабиализованные) [а], [и], [э], [ы];
2) по месту образования (движение языка в полости рта вперед- назад): переднего ряда [э], [и]; среднего ряда [о], [у]; при образовании этих звуков активизируются соответственно передняя, средняя или задняя часть языка;
3) по способу образования (движение языка в полости рта по вертикали: вверх-вниз): верхнего подъема [и], [ы], [у] (вверх приподнимается передняя, средняя или задняя часть языка), среднего подъема [о], [э] (передняя или задняя часть языка слегка приподнимается вверх), нижнего подъема [а] (язык находится в нейтральном положении, внизу).
При произношении гласных форма и объем полости рта могут изменяться. Эти изменения зависят от участия или неучастия губ и движения языка по вертикали (степень подъема спинки языка) и горизонтали (место подъема спинки языка).
По участию губ все гласные звуки делятся на две группы: гласные огубленные, или лабиализованные (от лат. labium губа), [о], [у] и гласные неогубленные, или нелабиализованные, [и], [э], [ы], [а].
При образовании звуков [о], [у] губы округляются и вытягиваются вперед. В образовании же звуков [а], [э], [и], [ы] губы активного участия не принимают. Звук [о] отличается от [у] меньшей степенью вытягивания и округления губ. Это легко можно заметить по мышечным ощущениям, произнося подряд, например, звуки [а] [о] [у].
По степени подъема спинки языка различают гласные верхнего, среднего и нижнего подъема. При образовании гласных верхнего подъема, к которым относятся звуки [и], [ы], [у], язык поднят в наибольшей степени.
Образование гласного нижнего подъема, каким в русском языке является звук [а], характеризуется минимальным подъемом языка.
Гласные среднего подъема, в состав которых входят звуки [э], [о], по степени подъема языка занимают промежуточное положение между гласными верхнего и нижнего подъема.
Разную степень подъема языка нетрудно заменить, произнося подряд, например, звуки [у] [о] [а].
По месту подъема спинки языка различают гласные переднего, среднего и заднего ряда.
При образовании гласных переднего ряда, к которым относятся звуки [и], [э], передняя часть спинки языка движется к твердому небу.
Образование гласных заднего ряда это звуки [у], [о] происходит при движении задней части спинки языка к мягкому небу.
Гласные среднего ряда [ы], [а] по месту подъема языка занимают промежуточное положение между гласными переднего и заднего ряда.
Чтобы убедиться в том, что при образовании гласных переднего, среднего и заднего ряда язык артикулирует разными частями, можно произнести подряд, например, звуки [и] [ы] [у].
Итак, в зависимости от артикуляции в русском языке отчетливо воспринимаются на слух шесть различных звуков: [и], [ы], [у], [э], [о], [а].
Таблица гласных звуков
Передний ряд |
Средний ряд |
Задний ряд |
|
Верхний подъем |
[и] |
[ы] |
[у] |
Средний подъем |
[э] |
[о] |
|
Нижний подъем |
[а] |
||
Нелабиализованные |
Лабиализованные |
Таблица гласных звуков с учётом редуцированных
Передний ряд |
Средний ряд |
Задний ряд |
|
Верхний подъём |
[и] |
[ ы ] |
[у] |
Верхне-средний подъём |
[ и е ], [ ь ] |
[ ы э ] |
|
Средний подъём |
[э] |
[ ъ ] |
[о] |
Нижний подъём |
[а ], [Λ] |
||
Нелабиализованные |
Лабиализованные |
Классификация согласных звуков
Звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды, называются согласными. В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц, каждая из которых в определенной позиции способна выполнять смыслоразличительную функцию:
1) [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"];
2) [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"];
3) [х], [х"], [ж], [ш], [ц];
4) [ч"], [ j ];
5) [ш ̅ "], [ж ̅ "].
Классификация согласных строится на противопоставлении одних признаков другим. В современном русском языке согласные звуки делятся по нескольким классификационным признакам (акустическим и артикуляционным):
2) по месту образования;
3) по способу образования;
4) по наличию или отсутствию палатализации ("смягчения", от лат. palatum небо).
По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные (от латинского sonorus звучные) и шумные.
Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [ j ].
Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса. Среди шумных различаются шумные глухие и шумные звонкие.
Шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ ж ̅ " ].
Шумные глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х], [ц], [ч"], [ш], [ ш ̅ " ].
Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости звонкости: [б] [п], [б"] [п"], [в] [ф], [в"] [ф"], [д] [т], [д"] [т"], [з] [с], [з"] [с"], [ж] [ш], [г] [к], [г"] [к"]; не имеют парных звонких глухие согласные [ ш ̅ " ], [ц], [х], [х"], [ч"].
По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования.
1. По месту образования шума, по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.
а) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).
При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).
б) В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные согласные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.
В русском языке к переднеязычным относятся [д], [т], [н], [з], [с], [л] и соответствующие им мягкие звуки [д"], [т"], [н"], [з"], [с"], [л"], а также [ц], [ч"], [ш], [ ш ̅ " ], [ ж ̅ " ].
В составе переднеязычных выделяются:
1) зубные: [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [н], [н"], [л], [л"];
2) небно-зубные: [ш], [ ш ̅ " ], [ж], [ ж ̅ " ], [р], [р"], [ч"].
Разделение переднеязычных звуков на зубные и небно-зубные производится с учетом пассивного органа. Таким пассивным органом служат в данном случае или верхние зубы, или основание верхних зубов.
Язычные звуки составляют большинство всех согласных звуков: переднеязычные образуются при участии передней части спинки языка; среднеязычный при участии средней части спинки языка; заднеязычные при участии задней части спинки языка.
К среднеязычному звуку относится только [j].
Заднеязычные звуки это [г], [к], [х], [г"], [к"], [х"].
2. По способу образования шума согласные делятся на:
А) Взрывные (смычные), (Почему взрывные? Объясните) при произношении которых возникает полное смыкание органов речи, с силой преодолеваемой воздушной струёй. Это [б], [п], [д], [т], [г], [к] и соответствующие им мягкие варианты [б"], [п"], [д"], [т"], [г"], [к"].
Б) Щелевые (фрикативные), при произношении которых органы речи смыкаются не полностью, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух. Щелевые согласные иначе называют спирантами (от латинского spiro дышу). В русском языке это [в], [в"], [ф], [ф"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ ж ̅ " ], [ш], [ ш ̅ " ], [х].
В) Аффрикаты при произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этом смыкание и разрыв мгновенные. Это звуки [ч"] и [ц]. При произношении звуков [ч"] и [ц] необходимо строгое сохранение двух моментов артикуляции: смычки и щели. Сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке [ц]) или с передней частью нёба (при звуке [ч"]), затем воздух с легким взрывам размыкает органы речи, отчего образуется щель, через которую воздух с шумом выходит наружу, поэтому звук [ц] состоит как бы из слитых вместе звуков [т] и [с], а звук [ч"] из слитых вместе мягких звуков [т"] и [ ш ̅ " ].
Г) Дрожащие согласные, или вибрирующие, (Почем эти согласные получили такое название? Объясните) при образовании которых активные органы речи вибрируют. В русском языке это звуки [р] и [р"].
Д) Смычно-проходные согласные, (Объясните, почему смычно-проходные согласные получили такое название) при произношении которых органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"]. Так, при образовании звуков [л] и [л"] передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые выходит воздух. Поэтому звуки [л] и [л"] называют боковыми. При образовании звуков [м] и [м"] плотно смыкаются губы, а при образовании звуков [н] и [н"] язык плотно примыкает к верхним зубам; но взрыва не образуется, так как воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуки [м], [м"], [н], [н"] называются носовыми.
3. Большинство согласных звуков русского языка противопоставлены друг другу по признаку твёрдости-мягкости:
При образовании мягких согласных к основному звукообразующему движению прибавляется сопутствующее ему дополнительное движение органов речи: средняя часть спинки языка поднимается вверх к твердому нёбу, как при звуке [j], вследствие чего согласный приобретает особое звучание, которое мы условно называем мягкостью. Не имеют пар и являются только твердыми: [ж], [ш], [ц], только мягкими: [ ж ̅ " ], [ ш ̅ " ], [ч"], [j].
Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.
Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании. Ср.: роза - роса и роз - рос [рос - рос]. Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.
Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] [j] - непарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - непарные глухие.
Литература:
1. Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка. М., 2010.
4. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. М., 2009.
5. Соловьёва Н.Н. Полный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика. М.: Мир и Образование, 2011.
Интернет-ресурсы:
1.Текстология. Фонетика. http://www.textologia.ru/russkiy/ fonetikafonologia/fonetika/?q=459
3.Фонетика. http://padeji.ru/fonetika
4.Фонетика, графика и орфография русского языка. Правила орфографии, фонетический анализ слова. http://licey.net/russian/phonetics/part1
5.Фонетика русского языка. http://excellence.kz/fonetika-russkogo-yazyka.html
Реферат по русскому языку
«Фонетическая система русского языка»
Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).
Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.
Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.
1.Фонетические средства русского языка
К фонетическим средствам русского языка относятся:
Ударение (словесное и фразовое)
2) на стыке предлога и слова: [аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [б"и е аръ], [би е аръ] (без жара, без шара).
Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по"ъ] (позже), (езжу); [во "и], [дро "и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].
Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие ["], : [Λ"от] (отчет), (фкра ъ] (вкратце).
6. Упрощение сочетаний согласных . Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны], [познъ], [ш"и е сл"ивы], [г"иганск"и], [ч"уствъ], [с"ердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).
7. Сокращение групп одинаковых согласных . При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра ор"ит"] (раз+ссорить), [ылкъ] (с ссылкой), [кΛло ы] (колонна+н+ый); [Λд"е ки] (Одесса+ск+ий).
v Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.
Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных:
1) степень подъема языка
2) место подъема языка
3) участие или неучастие губ.
Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.
По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].
Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].
Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].
Таблица гласных звуков современного русского литературного языка
Звуковой закон в области гласных звуков.
Редукция гласных . Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.
Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [б"и е да] (беда) и т.п.
Гласные в слабой позиции второй степени: [пърлвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п"ьл"и е на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.
Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам. Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).
Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.
1.3 Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?). Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.
Интонация имеет объективное лингвистическое значение: независимо от функциональной нагруженности интонация всегда объединяет слова во фразы, и без интонации фразы не существуют. Субъективные различия в интонации фразы не имеют лингвистической значимости.
Интонация тесно связана с другими уровнями языка, и, прежде всего, с фонологией и синтаксисом.
С фонологией интонацию роднит то, что она принадлежит к звуковой стороне языка и что она функциональна, однако от фонологии ее отличает то, что интонационные единицы имеют семантическую значимость сами по себе: например, восходящая интонация в основном соотнесена с вопросительностью или незавершенностью высказывания. Отношения между интонацией и синтаксисом предложения не всегда однозначны. В одних случаях грамматические образцы, по которым строится высказывание, могут иметь типичное интонационное оформление. Так, предложения с частицей
[и е ]
[л"и е сок]
[ы э ]
[шы э сток]
[и]
[итак]
[ы ]
[пы л"ит]
[u]
[п"uл"ит"]
[ы]
[жырок]
[у]
[урок]
[у]
[туда]
[у]
[с" уда]
[у]
[шум"eт"]
Варианты фонем <а>, <о>, <е> первого предударного слога после твердых согласных совпадают с вариантами этих фонем в абсолютном начале слова. Это звуки [Λ], [ы э ].
Исключением является фонема <и>, которая в абсолютном начале слова реализуется звуком [и]: [Иван], а в первом предударном слоге после твердых согласных - звуком [ы]: [с-ыванъм].
Варианты гласных фонем второго предударного слога . Во всех предударных слогах, кроме первого, слабые гласные фонемы оказываются в слабой позиции второй степени. Эта позиция имеет две разновидности: I - после парного твердого согласного и II - после мягкого согласного. После твердого согласного гласные фонемы реализуются звуками [ъ], [ы], [у]; после мягкого - звуками [ь], [и], [у]. Например: [ъ] - [бърΛбан], [кълъкΛла], [ы] - [выручат"], [у] - [мурΛв"ê], [ь] - [пьтΛчок], [и] - [к"ислΛта], [ у] - [л" убΛпытны].
Варианты гласных фонем заударных слогов . Слабые гласные фонемы заударных слогов различаются по степени редукции: наиболее слабая редукция наблюдается в конечном открытом слоге. Различаются две позиции слабых фонем в заударных слогах: после твердых согласных и после мягких согласных.
Система вариантов гласных фонем заударных слогов представлена в таблице.
После твердых согласных | После мягких согласных |
||
В неконечном слоге | В конечном слоге | В неконечном слоге | В конечном слоге |
[ы] - [и] | [ы] - [ъ] | [и] - [ъ] | [и] - [ь] |
[ь] - [ъ] | [ь] - [ъ] |
||
[у] | [у] | [ у] | [ у] |
Как показывает таблица, после твердых согласных различаются гласные [ы], [ъ], [у]; причем звуки [ы] и [ъ] слабо противопоставлены. После мягких согласных различаются гласные [и], [ъ], [ь], [ у]; причем слабой разграниченностью отличаются звуки [и] - [ь], [ъ] - [ь].
Мена фонем, сильной и слабой, занимающих одинаковое положение в морфеме, образует фонемный ряд . Так, гласные фонемы, тождественные по месту в морфеме кос-, образуют фонемный ряд <о> - <Λ> - <ъ>: [косы] - [кΛса] - [късΛр"и], а согласная фонема <в> морфемы став- начинает фонемный ряд <в> - <в"> - <ф> - <ф">: [уставы] - [устав"ит"] - [устаф] - [устаф"].
Фонемный ряд является существенным элементом структуры языка, так как на нем основано тождество морфемы. Состав фонем одной и той же морфемы всегда соответствует определенному фонемному ряду. Флексии творительного падежа в словах окн-ом и сад-ом [Λкном] - [садъм], вод-ой и мод-ой [вΛдо ] - [модъ] произносятся по-разному. Однако эти флексии ([-ом] - [-ъм], [-o] - [ъ]) являются одной и той же морфемой, так как в их составе меняются фонемы <о> и <ъ>, входящие в один фонемный ряд.
Вывод
Таким образом, фонетическая система русского языка состоит из значимых единиц речи:
§ форм слова
§ словосочетаний и предложений
для передачи и различения, которых служат фонетические средства языка:
Ø ударение
Ø интонация.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Практическое занятие № 10
Фонетика. Графика. Система звуков русского языка
1. Фонетика. Графика. Орфография.
2. Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка.
3. Классификация гласных звуков.
4. Классификация согласных звуков.
Язык существует в двух материальных формах – устной и письменной. В устной форме существования языковые значения передаются при помощи звуковых единиц (звуков), а в письменной форме – при помощи графических единиц (букв).
Мельчайшей единицей речевого потока является звук . Звуки составляют определённые комбинации друг с другом, образуют звуковую речь, с помощью которой мы и передаём информацию друг другу.
Звуки речи существуют не изолированно. Они образуют между собой определённые связи и образуют систему. Кроме звуков в эту систему входят и другие элементы, но основной единицей звуковой системы является звук.
Под термином фонетика (phone – звук, голос, тон) понимается звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи.
Фонетика также – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль и функционирование языка как средства общения людей.
Знание звуковых законов необходимо при изучении письменной формы языка, которая описывается графикой и орфографией .
Для русского правописания основным является фонемный принцип написания, а не фонетический, т.е. орфографические правила иногда действуют вопреки произношению, с учётом фонематического, традиционного и дифференцирующего принципа. Это делает взаимоотношения фонетики и орфографии очень сложными.
Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка
Минимальной фонетической единицей, далее не делимой при чувственном восприятии, является звук . П звук представляет собой набор физиологических и акустических признаков, которые делятся на дифференциальные и недифференциальные, постоянные и непостоянные.
Звуку как кратчайшей материальной единице соответствует абстрактное языковое понятие фонемы , которая является центральным понятием фонологии.
Фонология оперирует понятиями позиция фонемы (сильная и слабая), фонетический закон и фонетический процесс (аккомодация, ассимиляция, оглушение в конце слова, редукция).
В результате действия фонетических процессов происходит внешнее преобразование одной и той же фонемы. Это и есть фонетические изменения или фонетическая мена звуков. При фонетических изменениях происходят фонетические чередования , которые следует отграничивать от исторических чередований.
Фонетические чередования одной и той же фонемы создают особую фонологическую единицу – фонемный ряд .
Звуки в процессе речи употребляются не изолированно, а в тесной связи с другими звуками, образуя вместе с ними различные по объёму, по признакам и назначению звуковые комплексы или сегменты .
Следующим по уровню после звука таким комплексом является слог – особая звуковая единица, образуемая или одним звуком, или сочетанием нескольких звуков. Слог является минимальной произносительной единицей. Даже при самом медленном темпе речи мы может говорить только слогами, а не по звукам. На этом и построено обучение чтению.
Слоги выступают составными элементами более сложной фонетической единицы – фонетического слова . Фонетическое слово – это несколько слогов, объединённых одним словесным ударением.
Фонетические слова, комбинируясь, образуют речевые такты , из которых складываются наиболее крупные звуковые элементы – фонетические фразы . Фраза представляет собой законченное по смыслу высказывание. Это единица синтаксическая и равна простому предложению. Речевой такт – это часть фразы, которая произносится одним дыхательным толчком. Это интонационно законченная единица. Она отделена от следующего такта паузой. Состоит, как правило, из 3 слов и менее. Речевой такт представляет собой определённую «группировку» членов предложения.
Например: Он не понимал, / почему Женя смеётся//.
Все звуковые элементы – звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы – являются предметом исследования фонетики, которая изучает их устройство, образование, признаки, назначение и функцию в речевом потоке.
Предметом фонетики выступает также словесное, фразовое, тактовое, логическое ударение и интонация как особые свойства звуковой речи, понимаемые в качестве своеобразных звуковых элементов.
Все фонетические элементы принято делить на: 1) линейные или сегментные единицы языка; 2) нелинейные или суперсегментные единицы языка.
К линейным относятся материальные звуковые единицы: звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы. Сущность их состоит в их материальности, и в том, что в речевом потоке они последовательно располагаются друг за другом. Два сегмента невозможно произнести в одно и то же время.
Нелинейными (суперсегментными) фонетическими элементами являются все виды ударения и интонация. Их признаки: - нематериальность; -несамостоятельность. Являясь свойством линейных элементов, суперсегментные элементы накладываются на линейные отрезки и существуют вместе с ними.
Реферат по русскому языку
«Фонетическая система русского языка»
Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).
Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.
Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.
1.Фонетические средства русского языка
К фонетическим средствам русского языка относятся:
Ударение (словесное и фразовое)
Интонация.
1.1 Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи .
Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков.
Например: галка - галька,
бой - вой,
рот - крот,
нос - сон.
Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на согласные и гласные.
- Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.
Согласные различаются:
2) по месту образования шума,
3) по способу образования шума,
4) по отсутствию или наличию мягкости.
Участие шума и голоса . По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [
"], [з], [з"], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], [ "], [х], [х"], [ц], [ч"], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.Место образования шума . В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].
Способы образования шума . В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].
Твердость и мягкость согласных . Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.
Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании.
Например: роза - росаи роз - рос [рос - рос].
Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.
Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.
Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:
Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице
Парные | Непарные | |
Звонкие | б б" в в" г г" д д" ж з з" | л л" м м" н н" р р" |
Глухие | п п" ф ф" к к" т т" ш с с" | х ц ч |
Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л"] (ср.: лот - лёд [лот - л"от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л"], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л"ес], [в"ес], [б"ес] и т.д.).
Долгие и двойные согласные. В фонетической системе современного русского литературного языка есть два долгих согласных звука - мягкие шипящие [
"] и [ "] (дрожжи, щи). Эти долгие шипящие звуки не противопоставлены звукам [ш], [ж], которые являются непарными твердыми. Как правило, долгие согласные в русском языке образуются лишь на стыках морфем и являются сочетанием звуков. Например, в слове рассудок [рΛ удък] долгий звук возник на стыке приставки раз- и корня суд-, ср.: [пΛ "елкъ], [ ыл], [л"ö "ик] (подделка, сшил, летчик). Возникающие в указанных случаях звуки не могут быть определены как долгие, так как они лишены различительной функции, не противопоставлены кратким звукам. По существу, такие «долгие» звуки являются не долгими, а двойными.Случаи долгих согласных (ссора, дрожжи и др.) в корнях русских слов единичны. Слова с двойными согласными в корнях обычно являются иноязычными (телеграмма, гамма, антенна и т.п.). Такие слова в живом произношении утрачивают долготу гласных, что нередко находит отражение и в современной орфографии (литература, атака, коридор и т.п.).
Звуковые законы в области согласных звуков:
1. Фонетический закон конца слова . Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.
Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:
1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.
2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости . Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.
В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"и е с"т"и - в"и е с"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"и е м"ешку - фп"ьр"и е м"ешку] (вперемежку - вперемешку).
Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.