Работа с детьми на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе VIII вида. Требования к уроку изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе VIII вида Изо в коррекционной школе 8 вида статьи

Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида (2 класс)

по теме: «Декоративное рисование узора для косынки».

Подготовила Аверьянова Надежда Анатольевна,

Учитель ОКУ ГС(К)ОУ «С(К)ОШ № 6 VIII вида

Г. Саратова»


Цель урока . Учить детей украшать узором предметы треугольной формы.
Задачи урока . Учить детей работать с трафаретом.
Приучение пальцев рук к точным, целенаправленным движениям, способствующие развитию и коррекции зрительно-двигательной координации.
Совершенствовать навыки раскрашивания рисунка, соблюдая контуры изображения при работе с акварельными красками.
Корригировать мыслительные процессы.
Оборудование урока : рисунки и иллюстрации по теме, образцы узоров,
трафареты треугольников разного размера, операционная карта, альбомы, простые карандаши, кисти, акварельные краски, баночки для воды.
Тип урока : комбинированный.
Ход урока.
1. Организационный момент . (1мин.)
Проверка готовности учащихся к уроку.
2.
Беседа. (4 мин.)
(Объявляется тема урока).
Наша тема урока называется Декоративное рисование узора для косынки.
Сегодня мы будем с вами составлять узор для косыночки. Посмотрите как она выглядит. На какую геометрическую фигуру она похожа. Правильно, треугольник. Как вы догадались? Сколько углов у косынки? Ребята, вспомните, какие еще фигуры вы знаете? (круг, квадрат, прямоугольник, овал). Покажите их на доске.
Возьмите в руки карандаши и все вмести мы сейчас попробуем их нарисовать их в воздухе. Послушайте стихотворение.
1) Быстро кружится пчела,
Ведь она нектар несла.
Делает она за кругом круг
И зовет своих подруг!
(Водим карандашом в воздухе рисуя круги)
2) Муравей домой спешил
И соломинку тащил.
Братцы строят новый дом,
Будут жить зимою в нем!
(покажите как выглядит домик у муравья. Начинаем с основания домика. Рисуем прямоугольник, над ним рисуем квадрат, затем крыша. На какую фигуру она похожа? треугольник).
У вас на партах лежат трафареты треугольник.Посмотрите внимательно сколько их и какого они размера? (три, от большего к меньшему)

3. Объяснение . (Работа с операционной картой).(9-11 мин.)
Учитель демонстрирует этапы работы, а учащиеся за ним выполняют.
1) Расположите большой треугольник в центре альбомного листа и обведите его. Молодцы! Правильно.
2) Внутри большого треугольника обведите треугольник меньшего размера.
3) Обведите последний треугольник самого маленького размера.
4) Половина нашего рисунка готово. Теперь нам необходимо нарисовать узор на косыночке. Посмотрите какие узоры могут быть выбраны для узора. (демонстрация узоров для косынки). Цветочки, кружочки, сеточка, полосочки. Какого они цвета? ...
4.
Самостоятельная работа учащихся .(15-16мин.)(музыка)
А теперь самостоятельно расписываем узор косыночки.
(Фронтальная и индивидуальная помощь учащимся со стороны учителя).
В процессе раскрашивания учащиеся вспоминают о способности смешивания красок.
Учитель задает вопрос учащимся.
5) . Отложили в сторону карандаши, давайте не много с вами отдохнем.

5. Физ. минутка .(2 мин.)
Под весенние напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз.
Вправо, влево головою,
Руки вверх, перед собою.
Топнем правою ногою,
Топнем левою ногою
И покрутим головою.
Голову поднимем выше
И легко подышим.

6. Выставка работ учащихся . Выставление оценок.(4 мин.)
На доске выставляются все работы учащихся, проводится анализ их выполнения и выставление отметки (отметка ставится коллективно – учителем и учениками).


7. Подведение итогов .(2-3 мин.)
Учитель задает вопросы учащимся.
― Какая была тема сегодняшнего урока?
― Что мы рисовали?
― Какую форму имеет косыночка? (треугольную)
― Что мы нарисовали на косыночке? (узор)
― Какую форму имеют узоры на косынке? (цветочки, сеточка, круги...)
― Для чего нужна косынка? (что бы летом голову не напекло)
Все молодцы. Хорошо нарисовали. На этом наш урок закончен.
Дежурные убирают рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида на теме: "Рисование с натуры"

Конспект по изобразительному искусству направлен на закрепление умения рисовать объемные предметы расположенные выше уровня зрения; выполнение рисунков в определенной последовательности - от общего к...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида

8. Изобразительная деятельность.

1.Вступление.

В процессе занятий изобразительным искусством осуществляется всесторонне развитие детей: умственное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое. Уроки изобразительного искусства предоставляют богатые возможности для исправления недостатков развития умственно отсталых детей. Коррекционная направленность занятия – обязательное условие учебного процесса.

На правильно организованных занятиях по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, зрительная память, воображение, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для более прочного усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир. В ходе изобразительной деятельности ученик вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято, но и осмысленно.

Ведущая роль в создании рисунка принадлежит восприятию, от характера, качества которого всецело зависит и качество изображения. Целенаправленное восприятие – необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений окружающей действительности. Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью.

У большинства учащихся специальной школы отмечаются грубые нарушения пространственных ориентировок и пространственных отношений. Уровень развития пространственных представлений, в значительной степени, является показателем общего уровня развития познавательной деятельности ребенка. В данном случае важное значение имеет композиция рисунка. Понятие «композиция» обозначение составление, расположение, соединение частей в единое целое в определенном порядке. На уроках изо учащиеся приобретают умение ориентироваться в пространстве листа бумаги, ориентироваться в пространственных отношениях изображаемых предметов, учатся передаче в рисунке расположения предметов в пространстве.

Особую роль в изобразительном творчестве играет цвет. Наши дети с удовольствием раскрашивают рисунки цветными карандашами, красками, мелками и фломастерами, лепят из цветного пластилина, делают аппликации из цветной бумаги и т.д. При этом дети испытывают радость и чувство удовлетворения от проделанной работы. При этом дети решают ряд познавательных задач, связанных с восприятием и воспроизведением цвета и цветовых сочетаний.

Процесс рисования тесно связан с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки и пальцев. В этом процессе принимают участие сложнейшие механизмы зрительно-двигательной координации. Одновременность зрительного и двигательного контроля имеет особое значение при выполнении рисунка.

Для успешности изобразительной деятельности необходимы специальные графические умения: умение владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.

Дети – олигофрены имеют различные нейродинамические расстройства. Одни спокойны, уравновешенны и легко подчиняются требованиям учителя. Другие легко возбудимы и трудно организуемы. Свойственные им недостатки легко обнаруживаются во всех сферах деятельности. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. У детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство положительно сказывается на развитии эмоционально-волевой сферы учащихся.

Подавляющее большинство учащихся любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Это так же верно относится и к детям группы «Особый ребенок». Особую активность учащиеся проявляют во время свободного рисования. Радуясь цветным карандашам, краскам, дети, как правило, рисуют ранее изображавшиеся и излюбленные предметы. Если учащимся дать конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натуры, то столь большого желания и интереса проявлено не будет. В этом случае учителю приходится активно помогать учащимся, делать все возможное, чтобы дети не потеряли веру в себя, в свои возможности, не растерялись и сохранили интерес к творчеству.

Важное психолого-педагогическое значение имеет оценка собственной деятельности и ее результатов. После каждого урока мы всем классом обсуждаем качество выполненных работ, выбираем лучшие работы и находим в них удачные моменты.

Таким образом, изобразительное искусство в специальной школе не просто урок, но и метод обучения на других предметах, средство коррекции недостатков развития и способ диагностики интеллектуального развития, эмоциональных проблем ребенка. Изобразительная деятельность имеет терапевтическое значение, т.к. благотворно влияет на общее психофизическое состояние ребенка, в частности, на его эмоциональную и двигательно-моторную сферы.

Существую следующие виды занятий изобразительным искусством:

2)рисование с натуры;

3)тематическое рисование;

4)беседы об изобразительном искусстве.

Все виды уроков тесно связаны между собой и, несмотря на элементарный характер изобразительных задач, играют важную роль в развитии умственно отсталых школьников. Систематическому обучению рисованию предшествует пропедевтический период.

^ 2.Пропедевтический период обучения рисованию.Первоначальная задача пропедевтики рисования состоит в том, чтобы изучить характерные особенности каждого ученика.

Подготовительный этап предполагает многоплановую работу. Необходимо сформировать у учащихся умения слушать учителя, правильно сидеть, держать карандаш, пользоваться резинкой, использовать в работе трафареты, шаблоны, рисовать разные линии по длине, толщине, направлению, различать цвета, рисовать по клеткам узоры.

Дидактические игры и упражнения, предшествующие рисованию, позволяют школьникам развивать самостоятельность. Организуемые в пропедевтический период игры и упражнения в зависимости от дидактической задачи можно разделить на такие группы:

1)игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине;

2) предметов по форме;

3)игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов;

4)игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях;

5)специальные графические упражнения для формирования технических умений и навыков изобразительной деятельности;

6)упражнения для развития мелкой моторики рук.

^ Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине.

1)Учитель раскладывает на столе наборы плоских о объемных предметов разной величины: кубики, шары, матрешки, кольца, круги, квадраты и т.п. Учащиеся должны направить свои действия на подбор, расстановку и раскладывание предметов и их частей. Дети должны выполнить задания:

Покажите самый большой кубик.

\Покажите самый маленький шар.

Сложите башню, начиная с самого большого кубика.

Сложите пирамиду, начиная с самого большого кольца.

Расставьте матрешки в ряд по величине, начиная с самой большой (с самой маленькой).

Возьмите самый большой круг, положите на него самый большой кубик, на кубик поставьте самую маленькую матрешку.

2)На столе – три набора трехсоставных матрешек в разобранном виде. Вызываются три ученика, которые должны сложить матрешек, а затем поставить их в ряд, начиная с самой большой. Выигрывает тот, кто быстрее всех сложит свою матрешку.

3)В игре участвуют несколько учащихся. Каждому из них дают в руки вырезанный из картона круг (квадрат): одним – большой, другим – чуть поменьше. Дети должны разделиться на две группы с учетом величины геометрических фигур.

4)К доске прикрепляются две рейки с гвоздиками. На столе сложены заранее 8-10 колец (или кругов с дырочками) двух размеров. Приглашаются двое учеников. Один отбирает большие кольца и надевает их на гвоздики, другой – кольца меньшего размера. Выполнять задание дети начинают одновременно по команде учителя. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок наденет кольца на гвоздики.

5)К доске прикрепляются рисунки предметов разной величины. По очереди приглашаются учащиеся. С каждым отрабатываются следующие понятия:

большой – маленький (шар, мяч);

высокий – низкий (забор, столб);

длинный – короткий (карандаш, веревка);

широкий – узкий (ремень, лента);

толстый – тонкий (альбом, книга).

Учащиеся рисуют мелом на доске предметы соответствующей величины.

Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме.

1)На столе – кубики и шарики. Дети должны положить кубики в коробку слева, а шарики в коробку справа.

2)Каждый ученик имеет набор одноцветных геометрических фигур (круги, квадраты). Детям дается задание разложить их на две группы.

3)Каждый ученик имеет «корзины» с овощами и фруктами, в которых лук, огурцы, морковь, репа, капуста, лимоны, яблоки, апельсины, груши (вырезанные из картона).

Дидактические задачи: совершенствовать восприятие формы предметов, закреплять представление о форме разных овощей и фруктов

Игра «Наш огород». Учитель предлагает: «Надо посадить овощи. Для этого следует сделать грядки. Я начну грядку, а вы продолжите». Учащиеся по очереди сажают в грядку (прикрепляют к доске) только одинаковые овощи.

Игра «Наш сад». На доске контуры фруктовых деревьев. На разных деревьях растут разные фрукты. В качестве образца к каждому дереву прикрепляются по одному лимону, яблоку и т.д.

Задача игры – вырастить хороший урожай фруктов. Для этого нужно, чтобы на каждом дереве было много плодов. Нужно следить, чтобы на яблоне не выросли груши, а на груше – лимоны и т.п.

^ Игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов.

1)У каждого ученика – наборы мелких предметов или геометрических фигур разных цветов. Дается задание сгруппировать их по цвету. Сначала берется два цвета, затем – три и т.д. Аналогичную работу проделывает ученик, которого приглашают к доске.

2)На столе дано начало дорожки из брусков двух цветов: синих (С), желтых (Ж). Дети должны закончить строительство дорожки по образцу: СЖСЖСЖСЖ…, СЖЖСЖЖСЖЖ…

3)У детей разноцветные кружки. Дается инструкция: «Сейчас будем играть в фонарики. Будем зажигать их по очереди. Когда я скажу: «Зажгитесь желтые фонарики», - поднимают свои фонарики только те ученики, у кого в руках фонарики желтого цвета. А когда я скажу: «Загораются фонарики зеленые», - фонарики поднимут те, у кого есть зеленые фонарики и т.д.»

4)Можно использовать словесное рисование по художественным текстам, стихотворениям. Например, учитель читает стихотворение П.Ефимова «Цветные карандаши» и показывает цветную иллюстрацию к нему.

На столе у малыша

Три цветных карандаша.

Выбирай себе любой –

Красный, желтый, голубой.

Мальчуган нашел тетрадь.

Стал в ней домик рисовать.

Получился дом хороший –

Два крыльца и пять окошек.

Есть труба и даже двор,

А кругом большой забор.

Карандашик взял он красный –

Засияло солнце ясно.

Карандашик взял другой –

Крышу сделал голубой.

Желтым стал просторный двор.

Чем же выкрасить забор?

Плохо, что у малыша

Только три карандаша.

И остался до сих пор

Не раскрашенным забор.

^ Игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях.

1)На доске большой лист бумаги. Дети по очереди выполняют задания:

Покажите верхний край листа.

Покажите нижний край листа.

Покажите, где левая (правая) сторона.

Покажите середину листа.

Возьмите вот эту елочку (дается елочка из картона) и посадите ее посередине листа.

Слева, у самого края, растет белый гриб. Нарисуйте его.

Справа, тоже у самого края, растет подосиновик. Нарисуйте, где он растет.

По самому низу листа – зеленая травка.

Высоко вверху, посередине, нарисуйте яркое солнце.

Аналогичный «графический диктант» учащиеся выполняют у себя в альбомах.

2)Посередине классной доски нарисована большая клетка для птиц. У детей имеются вырезанные из картона фигурки птиц. Учитель приглашает к доске учащихся, и они выполняют различные упражнения, в процессе которых уточняются понятия: высоко - низко, выше – ниже, вверху – внизу, справа – слева, правее – левее, близко – далеко, ближе – дальше, спереди – сзади и т.д.

^ Графические упражнения для формирования технических умений и навыков.

1)Рисование от руки прямых вертикальных линий: «Высокие столбы», «Заборчик».

2)Рисование от руки прямых горизонтальных линий: «Провода», «Дорожки», «Цветные веревочки».

3)Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «Лесенки», «Окошки», «Рамки», «Качели», «Шахматная доска».

4)Рисование от руки дугообразных линий: «Дым идет», «Извилистые ручейки», «Волны».

6)Рисование замкнутых круговых линий: «Воздушные шарики», «Бублики» и т.д.

Эти и подобные им графические упражнения имеют важное практическое значение для развития техники рисования. Нашим учащимся, особенно начинающим, для усвоения надлежащих навыков требуется большое количество повторений. Но иногда и это не дает ожидаемых результатов. Поэтому в некоторых случаях приходится использовать способ 2механического руководства», т.е. учитель направляет руку ребенка. Этот прием ведущий на начальном этапе обучения рисовальным движениям. Учитывая определенные сложности в формировании представлений и двигательных навыков у детей, в первоначальный период обучения целесообразно придерживаться следующей системы:

зрительное и двигательно-осязательное восприятие предмета;

составление контура этого предмета из палочек или спичек;

построение формы предмета с помощью шаблона;

обведение формы предмета по трафарету;

рисование этой формы в воздухе;

рисование по уже готовым контурным линиям;

рисование предмета с использованием опорных точек;

штриховка и раскраска контурных изображений;

рисование по непосредственному наблюдению на обычных листах бумаги (предметы простой формы).

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Учащиеся под счет выполняют следующие движения:

похлопать ладонью по парте (пальцы вместе, пальцы врозь);

постучать согнутыми пальцами по парте;

провести попеременно похлопывание ладонью и постукивание согнутыми пальцами по парте;

погладить поверхность парты;

сжать руки в кулак, разжать;

согнуть пальцы одновременно и по очереди;

поочередно противопоставить большому пальцу все остальныею

Учащиеся работают с предметами:

составить из мозаики несложные орнаменты (по образцу);

вынимать из коробки по одной цветной палочке и складывать их в «колодец» (работает только кисть руки, большой, указательный и средний пальцы);

разобрать «колодец» по одной цветной палочке, сложить в коробку;

сжимать маленький мячик (комочек ваты).

Латинское слово «декор» означает «узор». Декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для украшения различных предметов обихода, оформление праздничных плакатов, открыток и т.п.

Значение декоративного рисования для развития наших детей очень велико, т.к. оно обладает многими преимуществами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее доступен и понятен нашим учащимся. Поэтому с этого вида работы нужно начинать систематическое обучение рисованию. Декоративное рисование предполагает так называемую стилизацию изображаемого, т.е.:

а) обобщение формы путем упрощения ее рисунка, когда достаточно отразить только главные, наиболее характерные признаки предмета;

б) плоскостное изображение объемных предметов, которые не требуют передачи светотени;

в) условную передачу цвета, когда окраска рисунка может не соответствовать окраске реально существующего предмета, и поэтому учащимся предоставлено право самим подбирать цвет.

Учащиеся постепенно овладевают декоративным рисованием. Для этого используется система заданий:

составление узоров по готовым образцам;

составление узоров из данных элементов;

составление узоров по заданной схеме;

самостоятельно составление узоров.

Большое значение в работе по декоративному рисованию отводится беседам, объяснению и показу. Как правило, беседа проводится перед началом новой работы. Вопросы должны быть краткими, четко сформулированными, доступными детям, должны побуждать их к мыслительной деятельности.

Значительное место при обучении декоративному рисованию отводится методу показа. В этом случае учащиеся рисуют как бы под диктовку. Учитель рисует на доске, а дети – в альбомах.

На уроках декоративного рисования широко используются образцы. Образец является эталоном, к которому стремятся ученики: красочный рисунок увлекает и вдохновляет ребенка, побуждает его к активной деятельности, способствует целенаправленному выполнению задания. Для развития активности учащихся иногда часть урока посвящается коллективному придумыванию узора. Для этого к доске по очереди приглашаются ученики. В результате такой работы последовательно составляется узор – плод коллективного творчества детей.

Наиболее простым и доступным видом работы для наших учащихся является рисование орнамента в полосе. Примером может служить рисунок декоративной вышивки по краю одежды, полотенца, шарфа, скатерти и т.п. Детям трудно нарисовать полоску на листе бумаги. Поэтому в их альбомах или на отдельных листах заранее обозначаются опорные точки. Которые задают ширину полосы.

Учащиеся испытывают сложности в делении полосы на равные части. Для упрощения работы можно использовать маркировку опорными точками, трафареты (квадраты и прямоугольники из плотного картона).

В работе по декоративному рисованию используются следующие виды декоративного оформления:

крупный узор занимает всю середину квадрата, а углы заполняются второстепенными элементами;

квадрат делится на четыре равные части, в каждой из которых повторяется элемент узора;

элементы узора располагаются в центре и на диагоналях квадрата;

квадрат украшается узорчатой каймой по краям, а середина остается свободной.

Схему построения узоров в круге можно использовать для украшения посуды (тарелок, блюдец).

В программе по декоративному рисованию предусмотрено ознакомление с элементами брускового шрифта. В связи с этим в какой-то степени уже решается задача синтеза. Ученики учатся выполнять сочетание изобразительной части и шрифтовой. Дети знакомятся с художественной открыткой как жанром изобразительного искусства. Все, что изображается на открытке, должно быть показано в единстве, т.е. элементы рисунка и шрифтовая часть должны быть умело скомпанованы.

^ 4.Уроки рисования с натуры.

Во время занятий по рисованию с натуры решаются следующие задачи:

формирование умений обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве;

развитие осмысленного восприятия предметов и явлений окружающей действительности;

качественное улучшение зрительных представлений;

формирование интеллектуальных опеораций и действий;

коррекция пространственных представлений;

развитие речи как регулятора деятельности и средства общения;

воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему;

формирование положительных качеств личности, самостоятельности, уменич доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др.

Рисование с натуры предполагает умение выделять части натуры, определять их форму, цвет, а также взаимное расположение предметов и их частей. Учащиеся учатся целенаправленному наблюдению и анализу предметов. Облегчают эти процессы организующие деятельность вопросы учителя: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Где расположены части предмета?» Учитель выполняет на доске объяснительный рисунок. Этим наглядно демонстрируются как технические приемы работы, так и последовательность построения рисунка. Учащиеся достаточно точно соблюдают порядок работы и действуют в соответствии с указаниями педагога.

Важным условием успешной коррекционно-развивающей работы на уроках рисования с натуры является установление тесной связи с другими уроками и в первую очередь с ручным трудом. Занятия лепкой и последующее рисование вылепленного предмета – это поступательное движение от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объемного предмета к его плоскостному изображению.

Предшествующее рисованию изучение объектов изображения является надежным средством развития точности и дифференцированности восприятия.

^ 5.Тематическое рисование.

Тематическое рисование в отличие от декоративного рисования и рисования с натуры занимает более скромное место в работе с детьми группы «Особый ребенок». Это наиболее сложный для умственно отсталых детей вид занятий.

Рисуя по представлению, учащиеся нашей школы опираются на скудный запас имеющихся у них неточных зрительных образов и схематичных, технически неразвитых приемов изображения.

План работы по изобразительной деятельности должен быть составлен таким образом, чтобы урока рисования на темы предшествовали уроки рисования с натуры и тщательные наблюдения объекта с установкой на последующее изображение его по представлению.

Например, перед рисованием на тему «Весна пришла» проводится серия уроков, на которых дети учатся рисовать деревья, скворечники, птиц и т.д.

В качестве подготовительных упражнений детям предлагается нарисовать по представлению какие-либо два-три хорошо знакомых предмета. Например, на первом году обучения можно предложить:

нарисовать три шарика на ниточках;

нарисовать два кубика: красный и синий;

нарисовать две морковки: маленькую и большую.

На втором-третьем годах обучения упражнения усложняются:

Нарисовать на одном листе два дома: маленький и большой. У маленького дома – дверь и одно окно, у большого – дверь и три окна. У маленького дома крыша красного цвета, а у большого – зеленого.

Нарисовать двухэтажный дом. Слева от дома растут две елочки, а справа – одна. Рядом с ней стоит легковая машина.

На одной полке стоят три толстые и две тонкие книги, а на другой – две игрушки: матрешка и мячик. Подумайте, как их нарисовать.

В левой части листа, поближе к краю, нарисуйте маленький домик, справа от домика – большое дерево, под деревом скамеечку, справа от скамеечки – качели.

Посередине листа нирисуйте снежную бабу. В руках у нее метла, на голове – ведро. Справа от снежной бабы – маленькая елочка, а слева – горка, с которой катаются дети. Идет сильный снег.

При обучении тематическому рисованию большое внимание уделяется композиции рисунка.

Значительную роль в развитии творческих способностей детей играет природа. Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их исполнения подчас далеко несовершенна. Дети своеобразно используют форму, цвет, композицию, колорит в своем творчестве.

Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке детей группы «Особый ребенок» следует отметить их умение по-разному изображать фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию: она способствует передаче настроения, чувств.

Творческая выразительность детских рисунков не является чем-то неизменным, застывшим. Она развивается под влиянием обучения, обогащения опыта ребенка, его постепенного развития

Нужно всегда помнить об эмоциях как движущей силе воображения, об экспрессивной выразительности детского творчества.

Л.С.Выготский указывал на то, что эмоции являются одним из видов связи воображения с действительностью. Именно эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому.

Поэтические произведения в значительной степени способствуют развитию композиционных умений детей. Лирические строки как бы подсказывают возможность передачи перспективы в изображении пространства. Изображение возвышенного пространства можно почувствовать в стихотворении Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…»

Важным приемом обучения является анализ детских рисунков. При оценке детских рисунков учитель исходит из следующих критериев:

передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита, настроения маленького рисовальщика;

разнообразие композиции (связь между предметами, их объединение, выделение главного образа);

изображение формы, ее характерных признаков, деталей;

соответствие рисунка теме.

Целенаправленная организация коррекционно-развивающей работы на уроках тематического рисования может быть достигнута при условии посильности и конкретности выдвигаемых перед учащимися задач.

^ 6.Беседы об изобразительном искусстве.

Беседы об изобразительном искусстве обогащают кругозор детей, развивают их речь и мышление. Но для учащихся группы «Особый ребенок» такой вид работы довольно сложен. Поэтому обычно беседы о произведениях изобразительного искусства непосредственно связаны с конкретной темой урока и сочетаются с проведением практических работ. Например, перед рисованием на тему «Осенний день» можно провести беседу по картине И.И.Левитана «Золотая осень», сравнить ее с картиной И.С. Остроухова «Золотая осень». Это сравнение очень полезно для учащихся, во-первых, как конкретный пример воплощения образов природы, которую они многократно наблюдали в жизни, во-вторых, как пример различных композиций, форматов, дающих возможность вариативности выражения одной темы.

После беседы дети работают над созданием композиции рисунка. Этот вид работы требует достаточной подготовки детей. На первоначальных этапах работы беседы по картинам выполняют задачу развития осмысленного восприятия: дети учатся узнавать в изображениях реальные предметы, людей, животных, растений и т.п., различать форму, величину и форму предметов, их взаимное расположение, оценивать эмоциональную выразительность картины.

Конспект урока изобразительной деятельности в группе «Особый ребенок»

Третий год обучения, первая четверть

^ Цели урока: 1)Учить детей изображать предметы сложной по данному образцу, подбирать соответствующие цвета и оттенки, получать разные цвета, смешивая три основных: синий, желтый, красный.

2)Расширять представления о признаках осени, закрепить временные понятия: времена года; развивать операции анализа и синтеза с опорой на предметный и наглядный материал.

3)Воспитывать эстетическое восприятие действительности, наблюдательность, любознательность.

БОУ КМР ВО « Талицкая средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 3, 5, 7 -9 специальных (коррекционных) классов VIII вида.

на учебный год

Составитель рабочей программы:

учебный год

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по изобразительному искусству С(К)ОУ VIII вида, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ .

Структура рабочей программы по ИЗО

предусматривает следующие разделы:

I. Пояснительная записка

II. Основное содержание предмета, практические работы

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Нормы оценок

V. Календарно-тематический план реализации рабочей программы по ИЗО

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ИЗО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

· Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией (раздел «Изобразительное искусство»

· Учебный план БОУ КМР ВО « Талицкая СОШ» на учебный год.


Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Личностными результатами изучения курса являются:

1. Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;

2. Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

3. Развитие аналитико - синтетической деятельности, сравнения, обобщения;

4. Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Метапредметными результатами изучения курса являются:

В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий - исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий : целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

Практико-ориентированная направленность содержания обучения;

Применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

Применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.


Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:

· коррекционно – обучающую;

· коррекционно – развивающую;

· коррекционно – воспитательную;

· воспитание положительных качеств личности;

· развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез.

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы

Межпредметные связи:

· ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;

· ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;

· ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;

· ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.

Рабочая программа по ИЗО составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией (раздел «Изобразительное искусство»

Учебно-тематический план по изобразительному искусству

предусматривает следующее распределение по часам:

ü По федеральному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в3, 5 и 7 кл.;

ü По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в 3, 5 и 7 кл.; в 8-9кл. 1ч. в неделю, 34 часа в год за счет факультатива. ;

ü Количество часов по рабочей программе – 1 ч. в неделю, 34 часа в год

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Беседы об изобразительном искусстве

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Беседы об изобразительном искусстве

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Беседы об изобразительном искусстве

8-9 классы

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Школьная газета

Аппликация

Учебно – методическое обеспечение уроков изобразительного искусства

Предмет

название учебников, издательство

Входит в Федеральный перечень учебников

Изобразительное искусство 5 – 7 классы

Специальных учебников нет.

Реализация практической части рабочей программы по ИЗО.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится

Практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни;

Составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления праздничных открыток, плакатов

Составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям

Демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров

- Развитие воображения и творческого мышления

- Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении величины составных частей предмета.

Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме.

Развивать активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты.

Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.

Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.

II . Основное содержание предмета, практические работы по ИЗО

Краткое содержание рабочей программы по ИЗО

(по крупным разделам программы)

I четверть (8 ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование

Рисование на темы.

Беседы об

изобразительном

искусстве.

II четверть (8ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы. Беседы об

изобразительном

искусстве

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

III четверть (10ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы Беседы об

изобразительном

искусстве.

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

IV четверть (8ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

Беседы об

изобразитель-ном

искусстве

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

Рисование на темы

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

5 класс

Темы

Краткое содержание тем

Рисование с натуры

Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета.

Декоративное рисование

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения.

Рисование на темы

Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок.

Беседы об изобразительном искусстве

Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в военных баталиях.

7 класс

Статья по теме:

«Коррекционно-развивающее значение уроков декоративного рисования для обучающихся первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Овчинникова Светлана Александровна, учитель ОГКОУ СКОШ № 39 VIII вида г. Ульяновск.
Описание. Данная статья будет полезна для учителей начального блога специальной (коррекционной) школы VIII вида. Поможет в разработке планирования тематики уроков изобразительного искусства.
Цель: распространение педагогического опыта.
Задачи:
- познакомить педагогов с коррекционно-развивающим значением уроков декоративного рисования;
- сообщить о доступности декоративного рисования детьми с ОВЗ;
- вызвать интерес у педагогов к данному материалу и использование его в планировании тем уроков рисования.

Латинское слово «декор» означает «узор» . Отсюда декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов. Декоративному рисованию обучающиеся коррекционной школы отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы.
Тесно соприкасаясь с декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее понятен и доступен обучающимся коррекционной школы. Параллельно с практическими занятиями декоративным рисованием обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий.




Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе практических занятий отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников. При составлении узоров обучающиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее простые детали, чередуя их через одинаковые промежутки. Различные комбинации элементов, чередование их по цвету, величине, форме позволяют учащимся создавать большее количество разнообразных орнаментов.


Другое достоинство декоративных рисунков заключается в том, что композиция, то есть расположение и взаимосвязь частей, может быть очень простой. Пространственная организация узора в значительной мере облегчается тем, что обычно обучающиеся получают готовую геометрическую форму (полосу, квадрат, круг), которую необходимо заполнить соответствующим мотивом. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей рисунка радует детей и тем самым активизирует их деятельность.


Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы, так как при выполнении узоров по образцу детям значительно легче, чем при изображении реального предмета, понять то или иное направление линий, освоить тот или иной способ действий.
Во время декоративного рисования обучающиеся отрабатывают ритмичность проведения однородных повторяющихся движений и их амплитуду. Они учатся проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые, рисуют волнистые линии, делят отрезки на равные части, выполняют развивающие глазомер несложные рисунки. Школьники многократно упражняются в симметричном расположении узора, в воспроизведении цветовых сочетаний и основных геометрических форм.



Таким образом, декоративное рисование отличается доступностью изображения, чем другие виды изобразительной деятельности, и во многом соответствует возможностям умственно отсталых школьников.
В процессе декоративного рисования, проводится большая работа по уточнению и обогащению представлений обучающихся о геометрических формах. Геометрическая форма, как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета. Если во время декоративного рисования она нередко выступает в отвлеченном, абстрактном виде, то в других видах занятий связывается с предметом, то есть происходит опредмечивание.
В начальный период занятий наиболее приемлемы узоры из геометрических форм, чередующихся по величине (круг большой – круг маленький, круг большой – круг маленький).


Затем учащиеся рисуют узоры, включающие две формы (круг – квадрат, круг - квадрат).
Более сложную композицию, состоящую из двух – трех форм и других геометрических элементов.



При составлении узоров важное место занимает пространственная композиция рисунка. Связанные с ней такие понятия, как «середина», «края», «левая, правая сторона», «слева», «справа», «сверху», «снизу», «вокруг» и другие в значительной мере отрабатываются в процессе декоративного творчества.
Яркость, красочность, ритмичность, присущие работам декоративного характера, предъявляют особые требования к использованию цвета. Обучающие упражняются в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном.
В начальный период следует рисовать узоры с небольшим числом деталей, ограничиваясь при этом лишь двумя насыщенными цветами, а затем постепенно вносить некоторые усложнения; симметрично расположенные элементы целесообразно давать одинакового цвета. Надо давать детям возможность выбирать цвета для раскраски из ограниченного числа цветов.


Заключение. Уроки изобразительного искусства оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на умственно отсталого ребенка: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную (моторика рук), развитие личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия.




Это самодельные трафареты, которыми пользуемся на уроках рисования. А заводскому трафарету лет 20, он уже не отмывается, кое-где укреплен скотчем. В магазинах таких не видела.

В качестве фотоматериалов к статье использовала детские работы, выполненные на уроках рисования.

Спасибо за внимание.

Литература.

Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. – М., 1982.
Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1975.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Контрольная работа по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства»

ТИПЫ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Выполнила студентка 5 курса ОЗО

Мухина Л.Ф.

Проверил: к.психол.н., доцент И.Ш. Шавалиева

Введение

Основная часть

1.1. Типы уроков изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

1.2. Интегрированные уроки.

Заключение

Список литературных источников

ВВЕДЕНИЕ.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

ТИПЫ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

В зависимости от цели, темы и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. Учеными выделены типы уроков изобразительного искусства:

4.Урок смешанного типа.

Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определен­ной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику, как средств информации, так и чередовании их по време­ни, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике специальных школ 8-го вида различают пропедевтический урок, урок формирова­ния новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, системати­зации и обобщения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

Дидакты считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока.

1.Урок сообщения нового материала.

Уроки изучения нового материала - процесс длительный. Овладение навыками рисования осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются и уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в прак­тическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.

Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Организация урока:

Проверка домашнего задания;

Подготовка учащихся к усвоению;

Изучение нового материала;

Первичная проверка усвоения знаний;

Первичное закрепление знаний;

Контроль и самопроверка знаний;

Подведение итогов урока;

Информация о домашнем задании.

2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Алгоритм урока:

Актуализация опорных знаний и их коррекция;

Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить;

Пробное применение знаний;

Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний;

Упражнения с переносом знаний в новые условия.

3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их

проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

В целях предупреждения забывания проводятся уроки выявления ЗУН и систематизации знаний. На этих уроках объединяются фрагменты знаний в еди­ную систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебно­го материала такие типы уроков используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобще­ния.

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Алгоритм урока:

Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы;

Обеспечение учащихся необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое;

Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися);

Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем. Проверка и оценка знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение поз­навательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип уро­ка практической работой в классе.

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

4.Урок смешанного типа.

В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используетсяуроки смешанного типа , совмещающий в себе виды работ и задач нескольких ти­пов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за ма­лых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учеб­ного процесса.

На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.

Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.

В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и тому подобное.

Возникает вопрос: что же представляют собой названные и не названные нестандартные занятия - родившиеся в коллективном поиске новые типы урока, новые формы обучения?

Если их проанализировать с точки зрения характеристических признаков формы, то нетрудно заметить, что среди них нет ни одного, который нельзя было бы отнести к уроку определенного типа или к иной известной форме учебного занятия.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ.

Такое название наиболее адекватно отображает, сущность этого занятия, которое состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин.

Интегрированные уроки можно классифицировать по смыслу и дидактической цели. Интегрированные уроки (в зависимости от дидактической цели) можно отнести к одной из групп: уроки изучения новых знаний, уроки систематизации обобщения знаний, комбинированные уроки.

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. На таких занятиях ученики получают глубокие многогранные знания об объекте изучения. Употребляя информацию с разных предметов, ученики по-новому осмысливают события, явления.

Благодаря этому расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у школьников умений перенесения знаний с одной области в другую. В таких условиях стимулируется аналитическая деятельность учеников, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируются умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.

Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес, как известно, является стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из "школы зубрежки" в "школу радости".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала.. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.

Школа: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1984.

2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.

3. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. – Москва: Знание, 1973.

4. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. – Санкт-Петербург: Кольна, 1995.

5. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/

Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – Москва: Просвещение,

6. Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва: Педагогика, 1987.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд.-

Москва: Просвещение, 1991.

8. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под редакцией

В.В.Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991.

9. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – Москва: Учебная

литература, 1998.

10. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Москва:

Столетие, 1994.

11. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – Москва: Столетие, 1998.

12. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. –

Москва: Просвещение, 1977.