Первая и вторая камчатские экспедиции кратко. Экспедиция Беринга: какие тайные цели она преследовала

Великая Северная экспедиция была осуществлена русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии в 1733—1743 годах. Экспедиция состояла из семи самостоятельных отрядов, за каждым из которых был закреплен свой участок. Витусу Берингу было поручено возглавить Великую Северную экспедицию. В его задачи входила не только координация работы всей экспедиции, но и непосредственное руководство одним из ее отрядов. Помощником Беринга вновь, как и в Первой Камчатской экспедиции, был назначен Алексей Чириков. Беринг и Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья.

Все необходимое снаряжение и продовольствие для экспедиции было подготовлено к лету 1740 года. Тогда же в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева была закончена постройка двух судов. 8 сентября 1740 года пакетботы «Святой Петр» под командованием Беринга и «Святой Павел» под командованием Чирикова вышли из Охотска. Суда прошли между южной оконечностью Камчатки, называемой мыс Лопатка, и самым северным из Курильских островов. Пройдя 26 сентября пролив, они продолжали идти курсом на северо-запад по направлению к Авачинской бухте. 27 сентября пакетботы подошли к Авачинской бухте, однако тут им встретился густой туман и штормовая погода, так что они были вынуждены снова выйти в море. Наконец 6 октября 1740 года участникам экспедиции удалось войти в Авачинскую бухту и в тот же день стать на место зимовки, которое они назвали Петропавловским портом, поскольку оба судна, носившие имена святых Петра и Павла, были первыми кораблями, которые воспользовались этой гаванью. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.

В течение всей зимы между офицерами шли рассуждения о дальнейшем маршруте. Был созван совет из всех офицеров и штурманов, на который, согласно инструкции, был приглашен прикомандированный к экспедиции профессор астрономии Делакройер, француз по происхождению. Мнения участников совета разделились: были предложения плыть на северо-восток, на восток, а Делакройер предложил плыть на юго-восток, где, по его мнению, должна была находиться так называемая земля Хуана де Гама. После обсуждения было принято решение исследовать эту землю, а затем продолжить путь к берегам Америки.

2 Мыс св. Илии

Утром 4 июня 1741 года «Святой Петр» и «Святой Павел» вышли из Авачинской бухты. Участники экспедиции рассчитывали уложиться в такие сроки, чтобы к концу сентября снова вернуться сюда же.

Достигнув 47° с. ш., где должна была находиться мифическая земля, участники плавания пришли к выводу о том, что ее не существует, а время и силы экспедиции были потрачены напрасно. Суда повернули на север. Условия плавания были сложными, мешали штормы и густые туманы. Чтобы не потеряться в тумане, на кораблях стреляли из пушек или били в колокол. 19 июня ни выстрелы, ни удары колокола не помогли — суда разлучились. В течение трех дней Беринг и Чириков тщетно пытались найти друг друга, после чего Беринг отдал приказ двигаться на север, а Чириков взял курс на северо-восток.

Около четырех недель «Святой Петр» продолжал плавание к западным берегам Америки. В первой половине июля по курсу судна стали видны неясные очертания земли — корабль шел вдоль Алеутских островов. 16 июля 1741 года участники экспедиции наконец увидели берег с высокими горными хребтами, покрытыми снегом. Это была долгожданная Америка.

«Мы поплыли дальше, стремясь подойти ближе к берегу, но из-за небольшой силы и переменчивости направления ветра не могли достигнуть его ранее, чем 20 июля, когда вечером в 6 часов бросили якорь на глубине двадцати двух сажен на мягком глинистом грунте вблизи довольно большого острова, расположенного неподалеку от материка. В 8 часов вечера мы послали к берегу шлюпку с заданием — разыскать пресную воду и нашу большую лодку с флот-мастером, ныне капитаном, Софроном Хитрово, чтобы подробнее разведать бухту и побережье и выяснить, не найдется ли более удобного рейда или гавани. Лодка скоро вернулась к кораблю, и Хитрово доложил, что в проходе между несколькими островами, расположенными в недалеком расстоянии, имеется хороший рейд, в котором можно укрыться от ветров почти всех направлений», — писал участник экспедиции Свен Ваксель. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на американский берег.

Хитрово рассказал участникам экспедиции, что на одном из островов он обнаружил несколько небольших построек. Он отметил, что местные жители, очевидно, имеют топоры и ножи, так как их постройки обшиты гладкими досками и украшены резьбой. Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера в сопровождении казака Лепехина. Стеллер провел на берегу 10 часов, за это время он осмотрел жилища индейцев, составил описание около 160 видов местных растений, а также описание некоторых представителей фауны (тюленей, китов, акул, морских бобров, лисиц, нескольких видов птиц, в том числе хохлатую сойку, впоследствии названную его именем).

Участники экспедиции пополнили запасы пресной воды, и 21 июля в 6 часов утра отошли от этого места. На карте они пометили название этого места «мыс св. Илии», так как оно представляло собой длинную выступающую полосу земли, а по календарю день, в который они прибыли к этому месту, был обозначен днем св. Илии. Позднее, уже в 19 веке, остров получил название Каяк.

3 Острова Шумагина

Экспедиция продолжила путь, двигаясь на запад. К концу августа участники экспедиции стали сильно хворать цингой. Запас пресной воды понемногу приходил к концу, и было решено снова поискать землю. 29 августа экипаж «Святого Петра» увидел землю с севера, а 30 августа бросил якорь между несколькими островами. Острова обозначили Шумагинскими, так как там был похоронен первый умерший член команды, под фамилией Шумагин.

Не смотря на плохое качество воды, было принято решение запастись ей в максимальных количествах. На это ушел целый день. Ночью участники экспедиции заметили огонь на берегу соседнего небольшого острова. На следующий день была подготовлена шлюпка, и шесть человек, включая переводчика, отправились на остров. Они отплыли от судна утром и благополучно достигли острова, там они нашли костер, в котором еще не погас огонь, но люди уже исчезли.


Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя)

После исследования острова экипаж снова вышел в море, однако вынужден был вернуться, так как разыгрался юго-западный шторм, сопровождавшийся сильным ливнем. 5 сентября они снова пытались выйти в открытое море, но из-за сильного юго-западного ветра вынуждены были снова повернуть обратно. Однако эти промедления позволили участникам экспедиции все-таки познакомиться с местными жителями. С одного из близлежащих островов они услышали голоса и крики людей и увидели разведенный там костер. Вскоре показались две небольших байдарки, сделанные из тюленьих шкур. В каждой байдарке сидело по одному человеку. Они подплыли к «Святому Петру» и жестами приглашали выйти к ним на берег. На берег были посланы трое членов экипажа. Так произошла первая встреча с местными жителями — алеутами.

4 Остров Беринга

Обратный путь был тяжелым. Туманы и штормы затрудняли движение судна. Заканчивались вода и провиант. Цинга изводила людей. «Святой Петр» дрейфовал по морю до 4 ноября, когда в 8 часов утра экипаж корабля увидели землю — высокие горы, покрытые снегом. Приблизился к земле корабль уже с наступлением темноты. К вечеру начал усиливаться ветер. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Судно было сильно повреждено, но сумело встать на якорь.

6 ноября экипаж судна начал высаживаться на берег. В течение почти двух недель более здоровые участники экспедиции переправляли на берег больных товарищей. Беринга на носилках перенесли в специально подготовленную для него землянку. Во время высадки умерло девять человек. 28 ноября стоявший на якоре пакетбот штормом был выброшен на берег. Этому происшествию моряки не придали большого значения, так как были уверены, что находятся на Камчатке и смогут установить связь с местными жителями. Однако отправленные Берингом на разведку участники экспедиции, поднявшись на гору, установили, что место их высадки — необитаемый остров. Земля вся была покрыта снегом, с гор вытекала небольшая речка с отличной пресной водой, на берегу не росло никакого леса. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом.

Капитан Витус Беринг скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров будет назван в его честь. Оставшихся в живых моряков возглавил Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742 года. На острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека. Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Святого Петра». Среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.


Смерть Витуса Беринга

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.

«Святой Павел» под командованием Чирикова 15 июля 1741 года достиг земли близ берегов Америки в районе 55° 11" с. ш. и 133° 57" з. д. Не найдя подходящего места для стоянки судна, экспедиция продолжила путь и 17 июля остановилась на широте 57° 50". На берег была отправлена шлюпка с десятью матросами для разведки окрестностей и отыскания места для стоянки. В течение нескольких дней на судне ожидали возвращения группы, а затем на их поиски решено было отправить боцмана с матросом и двумя плотниками. Эта группа также не вернулась обратно. Пройдя вдоль берегов Америки около 400 верст, 26 июля Чириков принял решение отправиться в обратный путь. На судне разыгралась цинга, и к концу сентября среди экипажа не было ни одного здорового человека. Моряки умирали один за одним. Был болен и Чириков, а с 20 сентября он уже не мог выйти из каюты. Управление судном перешло к штурману Елагину. Утром 6 октября штурман наконец заметил вдали берег Камчатки, а 9 октября корабль встал на якорь в Авачинском заливе.

Перезимовав в Авачинской губе и оправившись от болезни, в начале лета 1742 года Чириков с оставшимися в живых членами экипажа «Святого Павла» вновь отправился в плавание к берегам Америки. Экспедиции удалось дойти до западного острова Алеутской гряды (острова Атту), но сильные ветры и туман не позволили продолжить плавание. На обратном пути пакетбот прошел на расстоянии видимости мимо острова, на котором находились моряки с потерпевшего крушение «Святого Петра». 1 июля 1742 года Чириков вернулся на Камчатку, откуда участники экспедиции направились в Охотск.

Введение

28 апреля 1732 года (280 лет назад) был издан указ об организации Второй Камчатской Экспедиции, под руководством В.И. Беринга и А.И. Чирикова, подписанный императрицей Анной Иоанновной. Целенаправленное изучение наследия экспедиционных исследований тех лет сегодня является весьма актуальным. Сведения XVIII века представляют большой интерес, так как относятся к временному периоду, для которого характерна наибольшая степень сохранности природы регионов и традиционной культуры народов, отраженных в документальных источниках, собранных участниками экспедиции.

Цель реферата: изучить географические исследования Второй Камчатской экспедиции 1733--1743 гг.

Исходя из цели, нами определены следующие задачи:

1. ознакомиться с биографиями выдающихся участников Второй Камчатской экспедиции

2. проследить маршрут экспедиции и выявить важнейшие ее открытия

3. определить географическое значение экспедиции

При написании реферата нами были использованы материалы библиотеки Воронежского государственного педагогического университета.

Снаряжение экспедиции. Участники

Цель и задачи Второй Камчатской экспедиции

Адмиралтейств-коллегия была не совсем довольна результатами первой экспедиции Беринга. Она соглашалась, что в том месте, где плавал Беринг, не было соединения, или, как тогда говорили, сходства «Камчатской земли» с Америкою, но перешеек между Азией и Новым светом мог находиться севернее. Кроме того, сенат указывал (13 сентября 1732 г.), что не было сделано астрономических наблюдений и не собрано подробных сведений о «тамошних народах, обычаях, о плодах земных, о металлах и минералах». Поэтому, согласно мнению сената, надлежало исследовать Северное море против устья Колымы, а отсюда плыть на Камчатку. Ясно, что сенат не был уверен в существовании пролива между Азией и Америкой (рис.1).

Беринг сам сознавал, что его плавание 1728 года не вполне разрешило поставленные ему задачи. Немедленно по возвращению в Петербург, уже в апреле 1730 года, он подал проект новой экспедиции. В этом проекте он предлагал построить на Камчатке судно и на нем постараться разведать берег Америки, которая, по предложениям Беринга, «не очень далеко от Камчатки, например, 150 или 200 миль быть имеет». В качестве довода в пользу этого мнения Беринг приводил следующие соображения: «выведывая, изобрел» (т.е. открыл) он. Наконец, Беринг указывал на необходимость исследования берегов Сибири от Оби до Лены.

17 апреля 1732 года последовал указ о снаряжении новой экспедиции на Камчатку под начальством Беринга. В осуждении плана экспедиции принимали участие сенат, адмиралтейств-коллегия и Академия Наук. Астроному Иосифу Делилю было поручено составить карту Камчатки и прилежащих стран. Первая экспедиция Беринга не принесла данных, которые позволили бы разрешить вопрос о том, как далеко отстоит Америка от Азии.

Иосиф Делиль составил в 1732 году в руководство экспедиции карту «земель и морей, расположенных к северу от Южного моря». На этой карте к югу от Камчатки и к востоку от «Земли Иесо» нанесена несуществующая «Земля, которую усмотрел Дон-Жуан-де-Гама». В подтверждение реальности этой Земли Делиль ссылается на вышепредвиденные данные Беринга о нахождении земли к востоку от Камчатки. Между тем сообщение Беринга относилось к Командорским островам, в те времена еще не открытым. Как бы то ни было, Делиль рекомендовал искать Землю Гамы «на полдень» от Камчатки, к востоку от так называемой Земли Компании, найденной голландцами в 1643 году. Относительно этой Земли Гамы Делиль высказывает предположение, не соединяется ли она с Америкой в области Калифорнии. Как представлял себе Делиль землю Гамы, можно видеть по карте, опубликованной им в Париже в 1752 году. Неверная карта Делиля была причиною многих неудач экспедиции Беринга.

По проекту Беринга, и вторая экспедиция должна была достичь Камчатки сухим путем, через Сибирь, как и первая. Следует, однако, отметить, что президент адмиралтейств- коллегии адмирал Николай Федорович Головин внес предположение осуществить экспедицию в Камчатку морским путем- кругом Южной Америки, мимо мыса Горн и Японии; Головин брался даже стать во главе такого предприятия. Но проект его не был принят, и первое русское кругосветное плавание осуществлено было лишь в 1803-1806 годах под начальством Крузенштерна и Лисянского, избравших именно тот путь в Камчатку, который был предположен Головиным-мимо мыса Горн.

По указанию сената (указ 28 декабря 1732 года), одна из целей экспедиции состояла в том, чтобы узнать, есть ли соединение Камчатской земли с Америкой, такой ж имеется проход Северным морем, т.е. можно ли пройти морем от устья Колыма до устья Анадыря и Камчатки. Если окажется, что Сибирь соединяется с Америкой и пройти нельзя, то выведывать далеко ли на другой стороне земли Полуденное или Восточное море, а затем, как мы говорили, вернуться в Якутск через Лену.

Другая цель, которую ставил сенат, это - обыскивание берегов американских и изыскание пути до Японии; кроме того, надлежало описать реку Удь и берег устья реки Уди до Амура. Тем же указом Берингу предписывалось, в соответствии с предначертаниями Петра I, доехать до которого города или местечка европейских владений. Ближайшим европейским владением в то время была испанская колония Мексика. Однако Чириков, в своих соображениях по поводу указа 28 декабря 1732 года, не советовал плыть к Мексике: целесообразнее было бы, писал он, исследовать неизвестные берега Америки к северу от Мексики, 65 и 50 с.ш. Частью поэтому, а частью из опасения осложнений с Испанией, адмиралтейств-коллегия в своем заседании 16 февраля 1733 года, рассматривая инструкцию Беринга, определила, что, по её мнению, за важность или за нужду, чтоб в помянутых европейских владениях быть, не рассуждается, ибо те места уже известные и на картах положенные, к тому же и от некоторых испанских кораблей осмотрены американские берега до 40 градусов северной широты или выше.

Таким образом, экспедиции ставились чисто географические задачи - узнать, есть ли пролив между Азией и Америкой, а также нанести на карту берега северо-западной Америки.

Участники экспедиции

Начальником экспедиции назначен был Беринг, помощником ему определён Чириков, вторым помощником Шпанберг. Последний предназначался в качестве начальника отряда для плавания в Японию; впоследствии к нему были назначены англичанин лейтенант Вальтон и голландец мичман Шельтинг.

Из штурманов, участвовавших в плавании Беринга, отметим имена Свена Вакселя и Софрона Хитрова. Оба они оставили записки. Для описи северных берегов Сибири определены лейтенанты Муравьёв и Павлов, впоследствии смененные Малыгиным и Скуратовым; Овцин работы которого продолжал Минин, затем Прончищев и Ласиниус, по смерти замененные Харитоном и Дмитрием Лаптевыми. От академии Наук были назначены: натуралист Иоганн Гмелин, затем профессор истории и географии Герард Миллер, впоследствии знаменитый историограф, наконец, профессор астрономии Людовик Делиль - де - ла - Кройер; помощниками у него были студенты А. Д. Красильников, впоследствии член Академии Наук, и Попов. Гмелин и Миллер впоследствии были заменены Стеллером и И.Фишером. Исследованием Камчатки занимался студент Степан Крашенинников, впоследствии академик. Академики получали в год 1260 рублей жалования, а кроме того по 40 пудов муки ежегодно. При каждом академике состояло по 4 служителя. Студентам полагалось жалование в размере 100 рублей в год, а муки 30 пудов. Наемным кузнецам и плотникам платили по 4 копейки в день.

Герард Фридрих (а по-русски Фёдор Иванович) Миллер родился в 1705 году в Герефорде, в Германии. Двадцатилетним юношей он был приглашен на службу в Петербургскую академию со званием студента. В 1733 году был назначен в экспедицию Беринга, в котором и прибыл, вместе с Гмелином, 10 лет. В Сибири Миллер работал в архивах, делая выписки из бумаг, относящихся к истории и географии края. Помимо того, изучал быт бурятов, тунгусов, остяков, вогулов. Так как сибирские архивы затем по большей части погорели, то собранные Миллером материалы представляют бесценное сокровище. Часть документов напечатана в Собрании государственных грамот и договоров (1819 - 1828), Дополнениях к Актам историческим в Памятниках Сибирской истории, во 2-м издании Истории Сибири Миллера и в других местах.

Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. 1725-1730.

Витус Беринг был первым российским мореплавателем, возглавлявшим целенаправленную географическую экспедицию. Его краткую биографию можно прочитать здесь. Если проводить исторические параллели, то экспедиции Беринга можно сравнить с экспедициями Джеймса Кука, чьи плавания были также инициативой Адмиралтейства и государства.

Идея Первой Камчатской экспедиции принадлежит Петру I?

Петр первым из властителей России начал систематические изучение географии страны, и прежде всего, инструментальное составление «генеральных» карт.

Поиск выхода России на просторы мирового океана всегда было его «идеей фикс». Но к Чёрному морю прорваться не удалось. Господство на Балтике было весьма относительно - шведы или датчане в любую минуту могли перекрыть узкую горловину выхода из Балтики на атлантические просторы. Оставался Северный морской путь и Дальний Восток: сквозь пролив между Азией и Америкой российские суда могли бы прорваться к Индии и Китаю. Если там был пролив.

Известно, что еще в начале самостоятельного царствования Петра, первый исследователь Камчатки Владимир Атласов привез в Москву японца по имени Денбей, занесенного бурей к южному побережью полуострова в 1695 г. и находившегося в плену у камчадалов.

Царь Петр, несмотря на бесконечные войны на западе, не забывал про восточные пределы своего царства. В 1714-1716 годах по указанию Петра было налажено морское сообщение (на ладьях) между Охотском и западным побережьем Камчатки. Следующим шагом был поиск побережья Северной Америки, которое, как он предполагал, находится недалеко от Камчатки или даже смыкается с Азией. В 1720-1721 годах одна из экспедиций, направившись с Камчатки на юго-запад, даже достигла середины Курильской гряды, но американского побережья так и не отыскала.

Надо сказать, вопрос «соединяется или нет Азия с Америкой» интересовал в те годы многих. С вопросом и просьбой снарядить экспедицию впервые обратились к Петру I Парижская академия наук, членом которой Петр формально являлся. Большое влияние на Петра I в этом вопросе оказал знаменитый немецкий ученый Лейбниц. Лейбниц был не только инициатором создания Российской (сначала Петербургской) Академии Наук, но и консультировал Петра по многим вопросам государственного устройства и имел на него большое влияние. Но особенно усердствовала в нахождении новых путей на Восток голландская "Ост-Индская компания", которая и привела в свое время Петра Первого к власти в России. Для нее вопрос «Соединяется ли Азия с Америкой?» был вовсе не праздным. И вот в 1724 году Петра таки "додавиди" до принятия решения. А от принятия решения до воплощения у Петра, как известно, дистанция была короткая.

23 декабря 1724 года Пётр дает указание Адмиралтейств-коллегии снарядить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I с кандидатурой Беринга согласился. (Голландцы тоже.)

«Царёв наказ» экспедиции Беринга

6 января 1725 года, (всего за несколько недель до своей смерти), Петр собственноручно написал инструкцию для Первой Камчатской экспедиции. Берингу со товарищи предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля

1.Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами; 2. На оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америки; 3. Для того искать, где оная сошлась с Америкою: и чтобы доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской, проведать от него, как оный куст называют и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды».

Берингов пролив открыл Семён Дежнёв

Некоторая ирония ситуации заключалась в том, что пролив между Азией и Америкой еще 80 лет назад открыл казак Семен Дежнев. Но результаты его похода не были опубликованы. И о них не знали ни Пётр, ни в Адмиралтейств-коллегии, ни сам Витус Беринг, далекий по своим обязанностям от географических открытий. На «скаску» о походе Дежнёва наткнулся в Якутске историк Миллер, лишь в 1736 году, в ходе Великой Северной экспедиции.

Состав Первой Камчатской экспедиции

В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие из Петербурга отправилось боле 30 человек.

24 января 1725 года выехал из Петербурга А. Чириков со своей командой, 8 февраля он прибыл в Вологду. Через неделю к нему присоединился Беринг с другими членами экспедиции. Число только штатных участников экспедиции, как отправленных из Петербурга, так и присоединившихся по пути следования доходило до 20 специалистов. Всего под командой Витуса Беринга, включая вспомогательный состав (гребцов, поваров и т.п.) было около 100 человек.

От Вологды до Охотска

Расстояние от Вологды до Тобольска экспедиция прошла в 43 дня. После месячного отдыха снова тронулись в путь. Почти все лето 1725 года команда провела в дороге. Зиму 1725-26 годов пережидали в Илимске. 16 июня все отряды экспедиции прибыли в Якутск. И только 30 июля 1727 года, на третий год по отправлении из Петербурга, Беринг и его команда отдельными группами добрались до Охотска. Легенда гласит, что сам Беринг, от Якутска до Охотска, 45 суток провел в седле! По прибытии в Охотск, не теряя времени, приступили к постройке судна. Всего было преодолено более десяти тысяч вёрст по воде, верхом, на упряжках, пешком…

22 августа 1727 года только что построенное судно – галиот «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот, прибывший с Камчатки, покинули Охотск и взяли курс на восток.

Галиот - двухмачтовое неглубоко сидящее судно.

От Охотска до Нижнекамчатска

Путь от Охотска до западного побережья Камчатки занял неделю и 29 августа 1727 путешественники уже плыли ввиду камчатских берегов. Что произошло дальше – сложно объяснить логически. Несмотря на то, что русские к тому времени уже более-менее обосновались на Камчатке, Беринга не имел представления о размерах полуострова. Бытовало даже мнение, что Камчатка плавно переходит в Японию, и что сквозного пути на восток нет… Беринг и не подозревал, что до южной точки Камчатки оставалось совсем немного.

Поэтому командир экспедиции решил высадиться на западном берегу и за зиму перебраться на восточный берег, в Нижнекамчатск. Там решили построить новый корабль и оттуда начать главные исследования. (По другим данным, наспех построенная «Фортуна» дала сильную течь, и экспедиция была вынуждена пристать к берегу). Как бы там ни было, но Беринг зашел в устье реки Большая и распорядился перетаскивать снаряжение и запасы на берег.

Путешествие Беринга через Камчатский полуостров

В Центральном архиве Военно-Морского Флота сохранились донесения Беринга в Адмиралтейств - Коллегию о его переходе поперек Камчатки:

«...По прибытии к Большерецкому устью, материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И той же зимою, из Большерецкого острога, до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги».

Описание перехода экспедиции через Камчатский хребет, перетаскивание всего имущества, включая материалы для постройки кораблей, оружие, боеприпасы, еду заняло два месяца с лишним. Пешком, по рекам и на собачьих упряжках экспедиция проделала более 800 вёрст! Поистине героический подвиг.

К Берингову проливу на всех парусах

По прибытию в Нижнекамчатск всех грузов и членов команды, торжественно заложили новый корабль. Это случилось 4 апреля 1728. Строительство шло необыкновенно быстро. 9 июня корабль был уже закончен. А ровно через месяц, 9 июля 1728, хорошо зашпаклеванный и оснащенный бот "Святой Гавриил" под всеми парусами, с 44 членами команды на борту вышел из устья реки Камчатки и взял курс на северо-восток.

Всего чуть больше месяца длилось плавание на север вдоль берегов Азии. 11 августа 1728 «Святой Гавриил» пересек пролив, отделяющий Азию от Америки. Но на тот момент моряки не могли знать, пролив это или что другое. На следующий день заметили, что земля, мимо которой они шли прежним курсом, осталась позади слева. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек Северный полярный круг.

Через 50 лет капитан Джеймс Кук, во время своей прошел этим проливом в поисках Северного морского пути вокруг Америки. Свой маршрут от прокладывал по картам, составленным Витусом Берингом. Поразившись точности русских лоций, Джеймс Кук предложил назвать пролив между материками именем Беринга. Так с подачи этого великого морехода один из самых значимых проливов на земле получил имя нашего, не менее великого соотечественника.

Экспедиция Беринга выполнила свою задачу

15 августа экспедиция вышла в открытый (Северный Ледовитый) океан и продолжала плавание на северо-северо-восток в полном тумане. Появилось множество китов. Кругом расстилался безбрежный океан. Земля Чукотская далее к северу уже не простиралась. Других земель не было видно.

В этом месте Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он не обнаружил никакого американского берега в зоне прямой видимости. Никакого перешейка не было и дальше к северу. Пройдя для очистки совести еще немного на север, до широты 67 "18", Беринг 16 августа 1728 отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. Уже 2-го сентября 1728 года «Святой Гавриил» возвратился в Нижнекамчатскую гавань. Здесь экспедиция решила зазимовать.

Беринг понимал, что он выполнил только часть поставленной задачи. Америки он не обнаружил. Поэтому летом следующего года он и его сподвижники предприняли еще одну попытку прорваться к Американским берегам с востока. Выйдя в море в июне 1729 года, экспедиция прошла строго на восток 200 миль и не встретила никаких признаков земли.

Делать нечего, повернули обратно. Зато на пути в Охотск обошли Камчатку с юга и установили точные южной оконечности полуострова. Это открытие стало крайне важным и нужным для всех последующих экспедиций. Эх, кабы они сами знали истинные размеры Камчатки, не пришлось бы им перетаскивать волоком весь груз за сотни верст посуху!

Витус Беринг. Краткая биография. Что открыл?

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

мореплаватель-датчанин, капитан-командор русского флота

Руководил 1-й и 2-й Камчатскими экспедициями. Прошёл между Чукотским полуостровом и Аляской, подтвердив наличие разделяющего их пролива (впоследствии пролив между Россией и США был назван Берингов пролив ), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

Именем великого мореплавателя названы остров, пролив, подводный каньон, река, озеро, ледник, два мыса, улица в городе Петропавловск-Камчатский, море на севере Тихого океана, а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия .

Краткая хронология

1703 г. окончил Амстердамский морской кадетский корпус

1704 г. в чине подпоручика поступил на службу в Российский флот, на Балтику

1710-12 гг. переведен на Азовский флот, участвовал в войне с Турцией

1715 г. произведён в капитаны 4 ранга

1725-30 гг. возглавлял Первую Камчатскую экспедицию , обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии

1733-41 гг. возглавлял Вторую Камчатскую экспедицию , в ходе которой удалось нанести на карту северное и восточное побережье России, внутренние территории Восточной Сибири, разведали пути в Америку и Японию, открыли побережье Северо-Западной Америки, острова Курильской и Алеутской гряд

1741 г. в тяжелых условиях вынужденной зимовки на острове, впоследствии названным именем Беринга, капитан-командор скончался. Похоронен великий мореплаватель на острове Беринга в бухте Командор.

История жизни

Беринг Витус Йонассен родился в 1681 году в датском городе Хорсенс, закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703 году, в том же году принят в Балтийский флот в чине подпоручика, в 1707 году произведен в поручики. В 1710 году переведён на Азовский флот, произведён в капитан-лейтенанты, командовал шнявой "Мункер". В 1712 году переведен в Балтийский флот, в 1715 году произведён в капитаны 4 ранга.

В 1716 году командовал кораблем "Пёрл". В 1717 году произведён в капитаны 3 ранга. В 1719 году командовал кораблём "Селафаил". В 1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём "Мальбург", затем - кораблём "Лесное". В 1724 году уволен по прошению со службы, а затем вновь принят на службу командиром "Селафаила" в чине капитана 1 ранга.

С 1725 по 1730 гг. - начальник Первой Камчатской экспедиции . В середине лета 1728 года обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии. Открыл два полуострова (Камчатский и Озерный), Камчатский залив, Карагинский залив с островом Карагинским, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия.

В Чукотском море, пройдя пролив (позже названный Беринговым), экспедиция достигла 62° 24′ с. ш., но из-за тум ана и ветра не обнаружила землю и повернула назад. В следующем году Берингу удалось продвинуться от Камчатки на восток на 200 километров, осмотреть часть камчатского берега и выявить Авачинский залив и Авачинскую бухту. Первооткрыватель впервые выполнил съемку свыше 3500 километров западной береговой черты моря, позже названного Беринговым.

В 1730 году произведён в капитан-командоры.

После возвращения в конце апреля 1730 года в Санкт-Петербург Беринг предложил план исследования северного побережья континента и достижения морем устья Амура, Японских островов и Америки.

Беринг был назначен начальником Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции , его заместителем стал А. Чириков. 4 июня 1741 года Беринг и Чириков, командуя двумя пакетботами, направились от берегов Камчатки на юго-восток в поисках "земли Жуана да-Гамы", помещавшейся на некоторых картах XVIII века между 46 и 50° с. ш. Больше недели первопроходцы тщетно искали в северной части Тихого океана хотя бы клочок суши. Оба корабля взяли курс на северо-восток, но 20 июня из-за густого тумана разлучились навсегда. Три дня Беринг разыскивал Чирикова: он прошел на юг около 400 километров, потом двинулся на северо-восток и впервые пересек центральную акваторию залива Аляска. 17 июля за 58° с. ш. заметил хребет (Святого Ильи), но радости от открытия Американского побережья не испытал: чувствовал себя плохо из-за обострившейся сердечной болезни.

В августе - сентябре, продолжая плавание вдоль берегов Америки, Беринг открыл остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на "матером берегу" (полуостров Аляска), у юго-западного края которого обнаружил острова Шумагина и впервые встретился с алеутами. Продолжая идти на запад, иногда на севере видел сушу - отдельные острова Алеутской гряды . 4 ноября волна прибила корабль к земле, оказавшейся островом. Здесь капитан-командор скончался; от цинги умерли 14 человек из его отряда. Остров впоследствии был назван именем Беринга.

Похоронен на острове Беринга в бухте Командор . На месте гибели Беринга стоит четыре памятника. Непосредственно на месте захоронения на сегодняшний день стоят железный крест высотой 3,5 м. У его подножия чугунная доска с надписью: "1681-1741. Великому мореплавателю капитан-командору Витусу Берингу от жителей Камчатки июнь 1966 года".

Будучи любознательным по природе и, как просвещённый монарх, озабоченным выгодами для страны, первый русский император живо интересовался описаниями путешествий. Царь и его советники знали о существовании Аниана – так назывался тогда пролив между Азией и Америкой – и рассчитывали использовать его в практических целях. В конце 1724 года Петр I вспомнил «…то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию… Не будем ли мы в исследованиях такого пути счастливее голландцев и англичан?…» и, не откладывая в долгий ящик, составил приказ об экспедиции. Её начальником был назначен капитан 1-го ранга, позднее – капитан-командор, 44-летний Витус Йонассен (в русском обиходе – Иван Иванович) Беринг, уже 21 год служивший в России. Царь вручил ему собственноручно написанную секретную инструкцию, согласно которой Беринг должен был большой массив суши, якобы протягивающийся в северо-западном направлении вблизи побережья Камчатки достичь большой массив суши, якобы протягивающийся в северо-западном направлении вблизи побережья Камчатки , пройти вдоль побережья, выяснить, соединяется ли она с Северной Америкой, и проследить побережье материка к югу до владений европейских государств. Официальная же задача состояла в разрешении вопроса, «сошлася ли Америка с Азией», и открытии Северного морского пути.

Состоявшая вначале из 34 человек, отправилась в дорогу из Петербурга 24 января 1725 года. Двигаясь через Сибирь, шли до Охотска на лошадях и пешком, на судах по рекам. Последние 500 км от устья Юдомы до Охотска наиболее тяжёлые грузы тащили, сами впрягаясь в нарты. Страшные морозы и голод сократили состав экспедиции на 15 человек. Передовой отряд во главе с В. Берингом прибыл в Охотск 1 октября 1726 г., а замыкавшая экспедицию группа лейтенанта Мартына Петровича Шпанберга, датчанина на русской службе, добралась туда только 6 января 1727 г. Чтобы дожить до конца зимы, людям пришлось построить несколько изб и сараев.

Дорога через просторы России заняла 2 года. На всем этом пути, равном четвёртой части длины земного экватора, лейтенант Алексей Ильич Чириков определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выявить истинную широтную протяженность Сибири, а, следовательно, и северной части Евразии.

Из Охотска на Камчатку участники экспедиции добирались на двух небольших судах. Для морского продолжения странствия пришлось строить и снаряжать бот «Св. Гавриил», на котором 14 июля 1728 года экспедиция вышла в море.

Как отмечают авторы «Очерков по истории географических открытий», В.Беринг, неверно поняв замысел царя и нарушив инструкцию, которая предписывала сначала пройти от Камчатки на юг или восток, взял курс на север вдоль побережья полуострова, а затем на северо-восток вдоль материка.

«В результате, – говорится далее в «Очерках…», – было заснято более 600 км северной половины восточного берега полуострова, выявлены полуострова Камчатский и Озерной , а также Карагинский залив с одноимённым островом… Моряки положили на карту также 2500 км береговой линии Северо-Восточной Азии. Вдоль большей части побережья они отметили высокие горы, и летом покрытые снегом, подступающие во многих местах прямо к морю и возвышающиеся над ним подобно стене». Кроме того, они открыли залив Креста (не зная, что он уже был открыт К.Ивановым), бухту Провидения и остров Св. Лаврентия .

Однако искомая часть суши всё не показывалась. В. Беринг, не видя ни американского берега, ни поворота на запад берега чукотского, приказал А.Чирикову и М.Шпанбергу письменно изложить свои мнения, можно ли считать доказанным наличие пролива между Азией и Америкой, следует ли двигаться далее к северу и как далеко. В результате этого «письменного совещания» Беринг решил идти далее к северу. 16 августа 1728 года моряки прошли через пролив и оказались в Чукотском море. Затем Беринг повернул назад, официально мотивируя своё решение тем, что сделано всё полагающееся по инструкции, берег далее к северу не простирается, а «к Чукоцкому, или Восточному, углу земли никакой не подошло». Проведя ещё одну зиму в Нижнекамчатске, летом 1729 года Беринг опять сделал попытку достичь американского берега, но, пройдя чуть больше 200 км, из-за сильного ветра и тумана приказал вернуться.

Первая экспедиция описала южную половину восточного и небольшую часть западного берега полуострова на протяжении более 1000 км между устьями Камчатки и Большой, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу . Совместно с лейтенантом А.И. Чириковым и мичманом Петром Авраамовичем Чаплиным Беринг составил итоговую карту плавания. Несмотря на ряд погрешностей, эта карта была значительно точнее предыдущих и получила высокую оценку Д.Кука. Подробное описание первой в России морской научной экспедиции сохранилось в судовом журнале, который вели Чириков и Чаплин.

Северная экспедиция не достигла бы успехов без вспомогательных походов, которыми руководили казачий полковник Афанасий Федотович Шестаков, капитан Дмитрий Иванович Павлуцкий, геодезист Михаил Спиридонович Гвоздев и подштурман Иван Федоров.

Именно М.Гвоздев и И.Фёдоров завершили открытие пролива между Азией и Америкой, начатое Дежневым и Поповым. Они осмотрели оба берега пролива, острова, расположенные в нём, и собрали все материалы, нужные для того, чтобы положить пролив на карту.

Вернувшись из экспедиции, Беринг предложил правительству план новой большой экспедиции и выразил готовность принять в ней участие. В 1733 году он был назначен начальником Второй Камчатской экспедиции. Его помощником («товарищем») стал А.И. Чириков , к этому времени уже капитан.

Их задачей было исследование американских берегов от Камчатки. Одновременно М.Шпанберг должен был плыть к Японии и установить с ней связь, а несколько отрядов – нанести на карты северные берега России от Печоры до крайнего северо-востока и по возможности до Камчатки. Был также сформирован Академический отряд, задачей которого было исследование внутренних районов Сибири. Северные отряды работали самостоятельно, однако вся их деятельность контролировалась В.Берингом. Работа экспедиции была рассчитана на 6 лет.

В начале 1734 г. В. Беринг собрал всех участников экспедиции в Тобольске. Отсюда вышли несколько сухопутных партий геодезистов для изучения побережья океана. Сам Беринг направился в Якутск , где ему пришлось провести три года. Там под его руководством были построены железоделательный завод и канатная мастерская, организованы сбор смолы, изготовление такелажа для судов и отправка в Охотск снаряжения и продовольствия для отряда М.Шпанберга.

Всего в Якутске собралось около 800 участников экспедиционных отрядов. Местная администрация, которую раздражала неподкупность и требовательность Беринга, чинила препятствия заготовке продовольствия и снаряжения, писала на упрямого «немца» доносы в Петербург. Однако В. Беринг покинул Якутск, лишь убедившись, что команда вполне обеспечена провизией. В Охотске ему также пришлось столкнуться с беспорядком и коррупцией местных властей. Столичное же начальство, как водится на Руси, доверяло доносам бездельников и взяточников, а не рапортам честного и педантичного Беринга.

Наконец, в начале сентября 1740 года В. Беринг отплыл из Охотска на двух 200-тонных судах с экипажами в 75 человек. Корабли были названы по именам апостолов Христа – «Св. Пётр» и «Св. Павел». Экспедиция провела зиму на восточном берегу Камчатки, у Авачинской губы. А 4 июня 1741 года, через восемь лет после отъезда из Петербурга, корабли Беринга и Чирикова вышли к берегам Америки. В составе экспедиции были молодой учёный Георг Вильгельм Стеллер и Свен (Ксаверий) Лаврентьевич Ваксель, оставившие интересные описания этого плавания.

Как упоминалось выше, на немецкой карте, которой пользовался Беринг, была нанесена мифическая суша. В поисках этой несуществующей земли В. Беринг пошел сначала на юго-восток, к указанным на этой карте координатам. Потеряв напрасно больше недели и убедившись, что никакой суши в этой части океана нет, корабли взяли курс на северо-восток. Но 20 июня на море пал густой туман, и корабли навсегда разлучились. С этого дня «Св. Пётр» и «Св. Павел» совершали плавания в автономном режиме.

«Св. Петр» достиг наконец американского берега 17 июля 1741 года. С палубы корабля был виден берег и – вдали – почти сливающийся с облаками снеговой хребет Св. Ильи с вершиной – горой Св. Ильи высотой в 5488 м. Цель, поставленная императором 17 лет назад, была достигнута. Но шестидесятилетний капитан-командор не разделял радости и торжества команды. Он страдал от цинги, не знал точно координат местонахождения судна; остро переживая потери и неудачи, бывалый мореплаватель видел будущее в мрачном свете.

Не приближаясь к материку, В. Беринг 4 дня двигался на запад вдоль побережья. 21 июля он отправил людей за пресной водой и, не наполнив даже всех бочек, несмотря на штормовую погоду, взял курс на запад, к берегам Азии.

Цинга уже свалила треть экипажа. 10 августа, отчаявшись продвинуться вперёд из-за сильного встречного ветра, В. Беринг решил идти прямо на Камчатку. 29 августа моряки открыли у юго-западной оконечности Аляски «безлесные и пустынные острова». Капитан-командор назвал их «Островами Шумагина» – в память матроса, похороненного на одном из них. Двигаясь всё время на запад в открытом море, моряки периодически видели на севере землю – это была Алеутская цепь. Там русские впервые встретились с местными жителями – алеутами.

Когда 4 ноября вдали показались высокие горы, покрытые снегом, моряки ошибочно решили, что подошли к Камчатке. Высадившись на берег, вырыли в песке прямоугольные ямы. Чтобы приспособить их для жилья, сделали крыши из парусов. Многие болели цингой. 20 человек умерли. Только 10 моряков ещё держались на ногах. Больной Беринг лежал, не поднимаясь. Как писал в «Земном круге» С.Н. Марков, «…о том, что было дальше, знают все. Песцы глодали ботфорты Беринга, когда он ещё был жив. В предсмертных мучениях Беринг зарывался в песок, чтобы хоть немного согреться». Пролежав так целый месяц, 6 декабря 1741 г. он умер.

Земля, к которой прибило его судно, получила позднее его имя и называется островом Беринга, а всю группу в честь погибшего капитан-командора окрестили Kомандорскими островами . «Море, открытое Ф. Поповым и С. Дежнёвым, по которому В. Беринг в 1728 г. так мало плавал, было названо Беринговым, пролив, через который не он первый прошел, а те же Ф. Попов и С. Дежнёв, нанесенный на карту не им, а М. Гвоздевым и И. Федоровым, наречён по предложению Д.Кука Беринговым проливом. К несчастливому капитан-командору Витусу Берингу… пришла исключительная посмертная слава»

Команду принял Свен Ваксель как старший офицер экипажа. Обойдя новую землю, моряки убедились, что находятся на острове. Зимовка была тяжёлой: частые штормы ураганы, неожиданные землетрясения, цинга… К лету 1742 года в живых оставалось 46 человек, в том числе десятилетний сын К.Л. Вакселя Лоренц, будущий офицер русского флота Лаврентий Ксаверьевич Ваксель.

Корабль «Св. Пётр» был сильно разрушен, и его пришлось разобрать, чтобы из его частей построить небольшое судно того же имени. Поскольку все три корабельных плотника умерли от цинги, судостроением занялся красноярский казак Савва Стародубцев и успешно завершил сооружение нового судна. 13 августа путешественники вышли в море и, по причине штиля двигаясь большей частью на вёслах, 26 августа 1742 г. достигли Петропавловска.

Ряд географических экспедиций, предпринятых русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века.

Предыстория

После окончания Первой Камчатской экспедиции предложил в Адмиралтейств-коллегию проект новой экспедиции к берегам Северной Америки и Японии. Кроме того, его проект предусматривал описание арктического побережья Сибири.

Проект Беринга был горячо поддержан обер-секретарём Сената Иваном Кирилловичем Кириловым и президентом Адмиралтейств-коллегии Николаем Фёдоровичем Головиным. По их инициативе проект был расширен и переработан.

Основной задачей экспедиции было поставлено исследование севера России от Печоры до Чукотки и составление его географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания. Кроме того, планировались морские походы к берегам Японии и Северной Америки.

28 декабря 1732 года указ об организации экспедиции был представлен Сенатом на высочайшее утверждение.

Подготовка

Подразумевалось проводить исследование несколькими отрядами, каждый из которых, фактически, представлял отдельную экспедицию.

Побережье Северного Ледовитого океана было разбито на пять участков:

  • самый западный участок побережья от Печоры до Оби должен был исследовать отряд под командованием Муравьёва (позже его сменил Малыгин), подчинявшийся непосредственно Адмиралтейств-коллегии. Все остальные отряды находились под общим руководством Витуса Беринга.
  • участок арктического побережья России от Оби до Енисея обследовал отряд Овцына и Стерлегова.
  • восточнее Енисея работал отряд Минина.
  • участок побережья к западу от Лены был поручен отряду Прончищева, Харитона Лаптева и Челюскина.
  • участок побережья к востоку от Лены обследовал отряд Лассниуса и Дмитрия Лаптева.

На Дальнем Востоке действовало два морских отряда:

  • отряд Беринга-Чирикова должен был исследовать путь к Северной Америке.
  • отряд Шпанберга должен был составить опись Курильских островов, берегов Охотского моря и, по возможности, достичь берегов Японии.

Кроме того, имелось два сухопутных отряда:

  • академический - состоявший из учёных - членов Российской Академии наук, в задачи которого входило исследование внутренних районов Восточной Сибири, в частности Камчатки; первоначально в него были назначены Людовик Делиль и И. Г. Гмелин, а затем добавлен Г. Ф. Миллер.
  • отряд Петра Скобельцына и Василия Шатилова, перед которым была поставлена задача отыскания удобного речного пути от Верхнеудинска до Охотска.

Стоимость экспедиции составила более 360 тысяч рублей. В работе основных и вспомогательных отрядов было задействовано несколько тысяч человек, непосредственно научными исследованиями занимались более 550 человек. В Архангельске, Тобольске, Якутске и в Охотске для экспедиции было построено несколько специальных судов. Для обеспечения экспедиции железными изделиями под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод.

Деятельность отрядов

Двинско-Обский отряд

Первым начал свою деятельность самый западный отряд экспедиции, подчинявшийся непосредственно Адмиралтейств-коллегии. Ему предстояло описать давно освоенный поморами участок арктического побережья России. Им предстояло найти морской проход к Оби.

В июле 1734 года отряд вышел из Архангельска на кочах «Экспедицион» и «Обь» под командой С. В. Муравьёва и М. С. Павлова. Однако, в течение двух лет отряд не смог продвинуться на восток далее острова Белый и решением Адмиралтейств-коллегии Муравьёв и Павлов были отстранены от руководства. Отряд возглавил С. Г. Малыгин. В помощь ему из Архангельска были направлены два бота под командой А. Скуратова и И. Сухотина. Отряд в составе двух ботов и коча «Экспедицион» сумел достичь лишь западного побережья Ямала и из-за сплошного льда был вынужден возвратиться на зимовку.

В июле 1737 года отряд вновь вышел в плавание и в августе достиг прохода в Обскую губу из пролива между полуостровом Ямал и островом Белый (ныне пролив Малыгина). Поднявшись по Оби, корабли 2 октября прибыли в Берёзов.

В результате шестилетней деятельности отряда были составлены карты юго-восточной части Баренцева моря и приобской части Карского моря.

Обско-Енисейский отряд

В задачу отряда входило исследование берега между реками Обь и Енисей.

В январе 1734 года в Тобольске была построена 24-вёсельная дубель-шлюпка «Тобол», на которой под командованием Д. Л. Овцына в мае того же года отряд вышел в море. Однако, походы 1734-1736 годов были недальними, так как из-за мощных льдов в Обской губе приходилось возвращаться в Тобольск.

По приказу Адмиралтейств-коллегии было построено новое экспедиционное судно - бот «Обь-Почтальон», который в июне 1737 года прибыл в Обдорск, где зимовал отряд Овцына. Овцын стал командиром судна и в августе 1737 года на двух судах по свободному ото льдов морю отряду удалось достичь Енисейского залива, выполнив свою задачу.

Следуя инструкции Адмиралтейств-коллегии Овцын передал бот «Обь-Почтальон» Ф. А. Минину и поручил ему составить опись берегов от Енисейского залива до реки Хатанга вокруг полуострова Таймыр. В конце июля 1738 года Минин со своим помощником Стерлеговым Д. В. вышел в море и 16 августа достиг мыса, расположенного на 73°29′ северной широты и возвратился на место зимовки.

Летняя компания 1739 года была задержана по вине местной администрации и не принесла заметных результатов.

По приказу Минина в январе 1740 года Стерлегов отправился в сухопутную экспедицию на восток от Енисея. Ему удалось пройти на северо-восток от реки Пясина и описать побережье от мыса Северо-Восточный до 75°29′ северной широты.

В 1740 и 1742 годах Минин на боте «Обь-Почтальон» пытался пройти к устью Хатанги, но сплошные льды воспрепятствовали этому. В 1743 году деятельность Обско-Енисейского отряда была закончена.

Ленско-Енисейский отряд

Ленско-Енисейский (также Ленско-Хатангский или Западно-Ленский ) отряд начал свою работу летом 1735 года. В Якутске была построена дубель-шлюпка «Якутск», который под командой Василия Прончищева 25 августа достиг устья реки Оленек, где зазимовал из-за обнаруженной течи.

В августе 1736 года началось новое плавание и судно достигло Хатангского залива, а затем направилось вдоль восточного берега Таймыра на север. Достигнув мыса, впоследствии получившего его имя и самого северного пункта (77°25′), Прончищев был вынужден лечь на обратный курс. 29 августа Прончищев умер, а 2 сентября «Якутск» вошёл в устье реки Оленек, где через несколько дней скончалась и жена Прончищева - Татьяна, первая женщина - полярный исследователь.

В декабре 1737 года Адмиралтейств-коллегия назначила новым руководителем отряда Х. П. Лаптева.

В июне 1739 года «Якутск» из устья Лены двинулся на северо-запад к острову Бегичева, а затем вдоль восточного берега полуострова Таймыр. Достигнув 22 августа широты 76°47′, судно повернуло назад и зазимовало на Хатанге.

Летняя компания 1740 года длилась всего месяц и закончилось тем, что дубель-шлюпка была раздавлена льдами. Потеряв несколько человек умершими, отряд пешком добрался до места прошлогодней зимовки.

Получив разрешение Адмиралтейств-коллегии, Х. П. Лаптев разделил отряд на три партии и начал описание берегов Таймыра с суши. Группе Челюскина удалось достигнуть самой северной точки Евразийского материка, носящей ныне его имя.

Ленско-Колымский отряд

В Якутске для отряда была построена дубель-шлюпка «Иркутск». В 1735 году, спустившись до устья Лены вместе с дубель-шлюпкой «Якутск» Ленско-Енисейского отряда, 18 августа отряд достиг реки Хараулах, где зазимовал. В ходе зимовки от цинги скончалось 37 человек и командир отряда П. Лассиниус, ремонта требовал бот «Иркутск».

Новый командир Д. Я. Лаптев, прибыв к месту зимовки, продолжил работы в августе 1736 года. Но лишь в июне 1739 года в тяжёлых ледовых условиях бот сумел выйти в Восточно-Сибирское море. При попутном ветре быстро продвигаясь на восток, бот в конце августа достиг устья реки Индигирки, где встал на зимовку.

В 1740-41 годах Д.Лаптев сделал две безуспешных попытки пробиться сквозь сплошные льды на восток, но сумел добраться только до мыса Баранов Камень.

Летом 1742 года отряд вёл работы в бассейне реки Анадырь, где и закончились его действия.

Отряд Беринга-Чирикова

Экспедицию отряда, которым руководил Витус Беринг, нередко называют непосредственно «второй камчатской экспедицией». Перед этим отрядом ставилась задача отыскания пути в Северную Америку и островов в северной части Тихого океана.

К лету 1740 года в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева были построены два пакетбота («Святой Пётр» и «Святой Павел»), предназначенные для отряда.

В сентябре того же года корабли под командованием Витуса Беринга («Святой Пётр») и Алексея Чирикова («Святой Павел») перешли к берегам Камчатки, потеряв в ходе плавания во время шторма, часть продовольствия. В Авачинской бухте на Камчатке членами отряда был заложен острог, позже выросший в город Петропавловск-Камчатский.

4 июня 1741 года пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел» под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова вышли в плавание к берегам Америки. В самом начале плавания корабли потеряли друг друга в сильном тумане и действовали раздельно. «Святой Пётр» под командованием Беринга достиг острова Кадьяк у западного побережья Америки. На обратном пути экспедиция зазимовала на небольшом острове, где Беринг умер во время зимовки.

«Святой Павел» под командованием Чирикова 15 июля достиг берегов Америки, кроме того, побывав и на отдельных островах, и 11 октября того же года вернулся в Петропавловский острог.

Южный отряд

Летом 1738 года отряд Шпанберга на трёх судах - бригантине «Архангел Михаил», дубель-шлюпе «Надежда» и боте «Святой Гавриил» - отправился к берегам Японии. В густом тумане суда потеряли друг друга и дальнейшее плавание совершали каждый в отдельности. Шпанберг на «Архангеле Михаиле» прошёл вдоль Курильской гряды, но из-за плохой погоды и недостатка продовольствия вернулся в Большерецк.

В мае 1739 года отряд, пополненный шлюпом «Большерецк», снова вышел в море и достиг Курильских островов. 16 июня 1739 года мореплаватели впервые увидели северо-восточный берег острова Хонсю и направились на юг. 22 июня состоялась встреча с японцами. 24 июня «Архангел Михаил» снова подошёл к Японии у острова Хоккайдо и вскоре направился назад. В. Вальтон, командовавший в этом плавании ботом «Святой Гавриил», отстал от Шпанберга и 16 июня подошёл к острову Хонсю и 19 июня высадился на него. 24 июля «Святой Гавриил» лёг на обратный курс.

В мае 1742 года суда вышли в новое плавание - к Курильским островам, опись которых вели до конца июля.

Академический отряд

Возглавил академический отряд действительный член Петербургской академии наук профессор Герхард Фридрих Миллер, направлявшийся в Сибирь в качестве историографа экспедиции.

В начале августа 1733 года отряд выехал из Петербурга и в конце октября прибыл в Казань, где начал организацию метеорологических наблюдений. В конце декабря 1733 года отряд прибыл в Екатеринбург, где также производил наблюдения за температурой и давлением воздуха, ветром, атмосферными явлениями, полярными сияниями (А. Татищев, геодезист Н. Каркадинов, учитель арифметики Ф. Санников).

В январе 1734 года академический отряд прибыл в Тобольск, оттуда профессор Делакроер отправился с обозом Чирикова на восток. Миллеру и Гмелину руководитель экспедиции Беринг разрешил продолжать путешествие самостоятельно.

Из Тобольска отряд по Иртышу добрался до Омска, затем посетил Ямышевскую крепость, Семипалатинск и Усть-Каменогорск. Миллер помимо архивной работы занимался археологическими раскопками, Гмелин - организацией метеорологических наблюдений. По пути путешественники изучали флору и фауну, собирали коллекции редких растений, проводили геологические исследования. Зимой и весной 1735 года ученые посетили Енисейск, Красноярск, Иркутск, переправились через Байкал и побывали в Селенгинске, Кяхте. Летом того же года отряд побывал в Читинском остроге и в Нерчинске, где исследовал древние памятники, могильные курганы и рудные копи.

Осенью 1735 года отряд вернулся в Иркутск.

В январе 1738 года Крашенинников в сопровождении двух казаков и писаря Осипа Аргунова отправился для исследования теплых источников на берегу одного из притоков реки Большая Баня, а затем к Авачинской сопке. В середине января 1739 года отряд на нартах прибыл в Нижнекамчатск, где ученым были организованы метеорологические наблюдения. В 1740 года Крашенинников на собачьих нартах совершил круговое путешествие по северной части Камчатки.

В 1740 году Иоганн Фишер вместе с Якобом Линденау совершил путешествие из Сургута в Охотск, где обследовал местный архив. В пути им было составлено подробное историко-географическое описание дороги до Охотска. После этого Фишер более года работал в Якутске, где в 1742 году был арестован по ложному обвинению, но вскоре оправдан и освобожден. До начала 1746 года Фишер жил в Томске, а в декабре 1746 года вернулся в Петербург.

Напарник Фишера по пути в Охотск Якоб Линденау совершил самостоятельное путешествие по Сибири. В 1741 году он составил описание пути по реке Лене, а затем вернулся в Охотск. В 1742-1744 годах он предпринял ряд походов по сибирским рекам, составив описания Удского острога, реки Уда, Медвежьих и Шантарских островов. В августе 1746 года Линденау вернулся в Петербург.

Исследования Академического отряда, называемые также I Академической экспедицией, продолжались 13 лет. Трудами Г. Ф. Миллера, И. Г. Гмелина, С. П. Крашенинникова, Г. В. Стелера, А. Д. Красильникова, И. Э. Фишера и других было положено начало научному изучению Сибири, её истории и природы.

Верхнеудинско-Охотская экспедиция

Согласно полученному заданию отряд Петра Скобельцына и Василия Шатилова должен был найти более легкий и менее протяженный путь от Верхнеудинска до Охотска, по сравнению с существующим маршрутом через Якутск. Причём, согласно, особому указанию Витуса Беринга путь отряда не должен был проходить по реке Амур, из-за опасности возможных осложнений с Цинской империей.

В 1735-36 годах отряд вышел из Нерчинска и прошёл вниз по Шилке до реки Горбицы, а затем по притокам верхнего Амура, по рекам Нюкжа и Олёкма вышел на реку Лену и по ней дошел до Якутска.

В 1737 году Скобельцын и Шатилов перприняли ещё одну неудачную попытку отыскать путь до Охотска. Они прошли по реке Гилюй до её впадения в Зею, прошли по ней вверх, но вскоре повернули обратно и возвратились в Нерчинск.

Основной причиной неудач отряда была названа низкая дисциплина среди проводников из местных жителей, часть из которых просто сбежала, а другая часть вместо выполнения задания занималась, большей частью, охотой на соболя. Несмотря на неудачу в выполнении основного задания отряда, исследователям удалось провести геодезические и этнографические исследования на обширной территории Сибири.

Итоги экспедиции

В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.