Лабораторная работа по физике измерение объема тела. Расчет погрешностей при определении объема тела правильной формы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Воротынская средняя общеобразовательная школа»

Тема:

« ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА ТЕЛА РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ »

Гарусин Савелий –

обучающийся 7 класса

Руководитель:

Козичева Е.Н. - учитель физики

2012 г.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА ТЕЛА РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

При изучении физики в 7 классе по учебнику А.В. Перышкина обучающиеся выполняют лабораторную работу «Измерение объема тела».

Цель работы – научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра .

Однако, теоретического материала в учебнике нет. В ходе работы над проектом, недостающие знания были получены из разных источников (учебников, энциклопедий, сети – Интернет).

Данная работа содержит определение объема тела, как физической величины, исторические факты определения объема геометрических тел, единицы измерения объема в настоящее время и в древности .

Эксперименты, описанные в работе, расширяют знания о способах измерения объема тел. И позволяют сделать вывод, что объем одного и того же тела можно измерить разными способами. Результаты исследований оформлены в виде презентации.

Материалы, собранные в работе могут быть использованы для проведения урока физики в 7 классе «Измерения объема тела».

МОТИВАЦИЯ

На уроке физики мы измеряли объем тел. На уроках математики решали задачи на расчет объемов кубов и параллелепипедов . Я решил узнать о методах измерения объема тела, единицах измерения объема в настоящее время и в древности.

Цель проекта:

Изучение способов измерения объема.

Задачи проекта:


  1. Узнать историю измерения объема геометрических тел.

  2. Познакомиться со способами измерения объема тела .

  3. Расширить знания о единицах измерения объема.

  4. Составить презентацию, которую можно использовать на уроке физики в 7 классе по теме «Измерение объема тела»
ГИПОТЕЗА

ОБЪЕМ ТЕЛА МОЖНО ИЗМЕРИТЬ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ.

Методы исследования:


  1. Сбор информации по теме исследования.

  2. Эксперимент.

  3. Анализ полученных данных.
Объект исследования:

Физическая величина - ОБЪЕМ

Предмет исследования:

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

История измерения объемов тел

Объём - количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом. Объём тела или вместимость сосуда определяется его формой и линейными размерами. С понятием объёма тесно связано понятие вместимость , то есть объём внутреннего пространства сосуда, упаковочного ящика и т. п. Синонимом вместимости частично является ёмкость , но словом ёмкость обозначают также сосуды.

В древнеегипетских папирусах, в вавилонских клинописных табличках встречаются правила для определения объема усеченной пирамиды, но не сообщаются правила для вычисления объема полной пирамиды. Определять объем призмы, пирамиды, цилиндра и конуса умели древние греки и до Архимеда. И только он нашел общий метод, позволяющий определить любую площадь или объем. Архимед определил с помощью своего метода площади и объемы почти всех тел, которые рассматривались в античной математике. Он вывел, что объем шара, составляет две трети от объёма описанного около него цилиндра. Он считал это открытие самым большим своим достижением. Среди замечательных греческих ученых V - IV вв. до н.э., которые разрабатывали теорию объемов, были Демокрит и Евдокс Книдский.

Согласно Архимеду, еще в V до н.э. Демокрит из Абдеры установил, что объем пирамиды равен одной трети объема призмы с тем же основанием и той же высотой . Полное доказательство этой теоремы дал Евдокс Книдский в IV до н.э.
Объемы зерновых амбаров и других сооружений в виде кубов, призм и цилиндров египтяне и вавилоняне, китайцы и индийцы вычисляли путем умножения площади основания на высоту. V = S H , где S = a b – площадь его основания, а H – высота. Однако древнему Востоку были известны в основном только отдельные правила, найденные опытным путем, которыми пользовались для нахождения объемов для площадей фигур. В более позднее время, когда геометрия сформировалась как наука, был найден общий подход к вычислению объемов многогранников.
Евклид не применяет термина “объем”. Для него термин “куб”, например, означает, и объем куба. В ХI книге “Начал” изложены среди других и теоремы следующего содержания.


  • Параллелепипеды с одинаковыми высотами и равновеликими основаниями равновелики.

  • Отношение объемов двух параллелепипедов с равными высотами равно отношению площадей их оснований.

  • В равновеликих параллелепипедах площади оснований обратно пропорциональны высотам.
Теоремы Евклида относятся только к сравнению объемов, так как непосредственное вычисление объемов тел. Евклид, вероятно, считал делом практических руководств по геометрии. В произведениях прикладного характера Герона Александрийского имеются правила для вычислений объема куба, призмы, параллелепипеда и других пространственных фигур.

Единицы измерения объема

Объем - это вместимость геометрического тела, т. е. части пространства, ограниченной одной или несколькими замкнутыми поверхностями. Вместимость или емкость выражается числом заключающихся в объеме кубических единиц. При выбранной единице измерения объем каждого тела выражается положительным числом, которое показывает, сколько единиц измерения объемов и частей единицы содержится в данном теле. Ясно, что число, выражающее объем тела, зависит от выбора единицы измерения объемов, и поэтому единица измерения объемов указывается после этого числа.

в) Измеряю объем вылившейся воды с помощью мензурки .

г) Объем воды равен объему тела.

V = 5см 3

Выводы:


  1. Тело имеет цилиндрическую форму
1)Определим объем тела с помощью формулы V = Sh

а) Измеряю высоту цилиндра h

б) Измеряю диаметр окружности d

d= 2,3см

в) По формуле рассчитываем площадь основания цилиндра

г) По формуле рассчитываем объем тела

V = Sh

V = 20,3 см 3

2) Измеряю объем тела с помощью мензурки

а) В мензурку наливаю 150 см 3 воды.

б) Полностью погружаю тело в воду.

в) Определяю объем воды с погруженным в нее телом. г)Разница объемов воды до и после погружения в нее измеряемого тела и будет объемом тела.

V = V 2 – V 1

д) Результаты измерений записываю в таблицу:



3) Измеряю объем тела с помощью отливного сосуда:

а) Наполняю сосуд водой до отверстия отливной трубки.

б) Полностью погружаю в него тело.

в) Измеряю объем вылившейся воды с помощью мензурки.

г) Объем воды равен объему тела.

V = 19 см 3

Выводы:

Во всех опытах объем тела получился приблизительно одинаковый.

Значит, объем тела можно вычислить, пользуясь любым из предложенных способов.

ИТОГ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенные опыты позволяют сделать заключение. Гипотеза, выдвинутая в исследовательском проекте , подтвердилась:

ОБЪЕМ ТЕЛА МОЖНО ИЗМЕРИТЬ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ.


  1. А.В. Перышкин Учебник физики для 7 класса - М.: Просвещение, 2010г.

  2. Энциклопедический словарь юного физика/ Сост. В.А. Чуянов – М.: Педагогика, 2004г.

  3. Физический эксперимент в средней школе: 7 – 8 кл. – М.: Просвещение 2008г.

  4. Интернет ресурсы:

    1. Википедия. Объем. ru.wikipedia.org/wiki/ Категория единицы измерения объема

    2. История измерения объема http://uztest.ru/abstracts/?idabstract=216487

    3. Темы для презентаций. http//aida.ucoz.ru

Геометрической формы

Методические указания к лабораторной работе

Красноярск 2016

Лабораторная работа

Измерение объемов тел

Правильной геометрической формы

Цель работы :

– вычислить объем твердого тела правильной геометрической формы;

– научиться обрабатывать результаты измерений и оценивать точность измеряемой величины посредством погрешностей.

Приборы и принадлежности : тело цилиндрической формы, штангенциркуль.

Основные положения теории погрешностей

Курс физики составляет основу базовой подготовки инженера любой специальности. Поскольку физика – наука экспериментальная, то выполнение лабораторных работ в учебных лабораториях является неотъемлемой частью физического образования студента. Получая опытные данные, в процессе проведения физического эксперимента, обучающийся должен уметь обрабатывать его результаты. Поэтому, прежде всего, необходимо освоить приемы и методы расчета погрешностей измеряемых величин, поскольку любая физическая величина, в результате влияния многих объективных и субъективных причин, может быть измерена лишь приближенно, с некоторой точностью.

В данном разделе описана методика обработки результатов измерений, в основе которой лежит наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности – метроло́гия . Метрология, опираясь на результаты математической статистики, предоставляет сведения относительно того, как следует обрабатывать результаты измерений количественной информации о свойствах объектов окружающего нас мира с заданной точностью и достоверностью.

Прямые и косвенные измерения. Виды погрешностей

Целью любого физического эксперимента является измерение физических величин, которые характеризуют изучаемое явление. Результатом отдельного измерения, часто называемого наблюдением, служит численное значение измеряемой величины.

Измерение величины : процесс экспериментального получения одного или более значений величины, которые могут быть обоснованно приписаны величине. Измерение подразумевает сравнение величин или включает счет объектов. Измеряемая величина может быть соотнесена с другой эталонной величиной, принятой за единицу измерения.

Пример – Измерения меры длины, выполненные путем сравнения с эталонной мерой на штангенциркуле.

Результат измерения физической величины; результат измерения; результат : значение величины, полученное путем её измерения.



По способу получения результата измерения физической величины, выделяют прямые, косвенные и совместные измерения.

Прямое измерение : измерение, при котором искомое значение величины получают непосредственно от средства измерений.

Примеры

Измерение длины детали микрометром.

Измерение силы тока амперметром.

Доверительные границы погрешности измерения

И доверительная вероятность

Предположим, что при многократном измерении физической величины в эксперименте получено её значений Будем считать, что все измерения выполнены с одинаковой тщательностью и по одной и той же методике. Нашей задачей является нахождение: среднего арифметического значения измеряемой величины; доверительных границ погрешности результата измерений при заданном значении доверительной вероятности.

Как указывалось выше, в качестве истинного значения измеряемой величины следует принять её среднее арифметическое значение . В этом случае значение лежит в некоторых пределах вблизи . Нужно найти этот интервал, в пределах которого с заданной вероятностью можно обнаружить значение определяемой величины . Для этого задают некоторую вероятность , близкую к 1. После чего определяют для нее нижнюю границу интервала и верхнюю границу интервала , внутри которого должно находиться значение определяемой величины, (см. рис. 1).

Интервал здесь и дает доверительные границы погрешности , определяя верхнюю и нижнюю границу интервала, внутри которого с заданной вероятностью находится значение измеряемой величины .

Вероятность называют доверительной вероятностью .

Рис. 1 Пояснения к терминам

Окончательный результат измерений записывается в виде

Приведенную запись следует понимать так: существует определенная степень уверенности в том, что значение измеряемой величины находится в пределах рассчитанного интервала от до . Равенство доверительной вероятности значению означает, что при проведении большого количества измерений, в 95 % случаев ( результаты измерений физической величины, выполненные с одинаковой тщательностью и на одном и том же оборудовании, попадут внутрь доверительного интервала.



Обратите внимание на то, что для расчета доверительных границ погрешности (без учета знака) доверительную вероятность принимают равной 0,95. Однако в особых случаях, если не удается повторить измерения при неизменных условиях опыта, или если результаты опыта имеют отношение к здоровью людей, допускается применять доверительную вероятность равную 0,99.

Пример – Результат измерения штангенциркулем диаметра цилиндра представлен в виде

.

Эта запись подразумевает, что в результате проведения некоторого числа замеров диаметра цилиндра, среднее арифметическое значение величины равно мм. Доверительные границы погрешности мм, а измеренное значение диаметра лежит в диапазоне от до мм. Такой результат отвечает доверительной вероятности . Последний факт означает, что в 95% случаев результаты измерений диаметра при любом количестве последующих его замеров тем же инструментом, будут находиться внутри интервала от до мм.

В предыдущем примере погрешность измерения выражалась в тех же единицах, что и сама измеряемая величина. Такая запись выражает результат в абсолютной форме.

Абсолютная погрешность : погрешность измерения, выраженная в единицах измеряемой величины.

Однако погрешность может быть выражена и в относительной форме.

Относительная погрешность : погрешность измерения, выраженная отношением абсолютной погрешности к истинному значению, в качестве которого принимают среднее арифметическое значение . Границы относительной погрешности в долях или процентах находят из соотношений

Пример – Используем предыдущий пример, результаты которого были представлены в виде: .

Здесь доверительные границы абсолютной погрешности мм, а относительная погрешность , или 0,26%.

И результата измерений

Вопрос о точности вычисления очень важен, так как позволяет избежать большого объема лишней работы. Следует понимать, что не нужно проводить вычисления с точностью превосходящей тот предел, который обеспечивается точностью определения непосредственно измерявшихся в опыте величин. Проведя обработку измерений, часто не подсчитывают ошибки отдельных результатов и судят об ошибке приближенного значения величины, указывая количество верных значащих цифр в этом числе.

Значащими цифрами приближенного числа называются все цифры, кроме нуля, а также нуль в двух случаях:

– если нуль находится между значащими цифрами.

Пример – В числе 2053 – четыре значащих цифры;

– когда нуль стоит в конце числа и известно, что единицы соответствующего разряда в данном числе нет.

Пример – В числе 5,20 три значащих цифры. Из этого следует, что при измерении учитывались не только единицы, но и десятые, и сотые. В числе 5,2 – только две значащих цифры, поэтому, учитывались только целые и десятые.

Приближенные вычисления производятся при соблюдении следующих правил:

при сложении и вычитании в результате сохраняют столько десятичных знаков, сколько их содержится в числе с наименьшим количеством десятичных знаков.

Пример – 0,8934+3,24+1,188=5,3214 5,32.

при умножении и делении в результате сохраняют столько значащих цифр, сколько их имеет число с наименьшим количеством значащих цифр.

Пример – 8,632 2,8 3,53 = 85,318688 85,3.

Если же один из сомножителей начинается с единицы, а сомножитель, имеющий наименьшее количество цифр, – с любой другой цифры, то в результате сохраняют на одну цифру больше, чем в числе с наименьшим количеством значащих цифр.

Пример – 30,9 1,8364=56,74476 ≈ 56,74.

При вычислении промежуточных результатов сохраняют на одну цифру больше, чем прописывают приведенные выше правила (одна цифра оставляется для «запаса»). В окончательном результате цифра, оставляемая для «запаса» отбрасывается. Для уточнения значения последней значащей цифры результата, цифру, следующую за ней, следует вычислить. Если она , её следует просто отбросить, а если окажется , то, при её отбрасывании, предыдущую цифру нужно увеличить на единицу. Обычно в абсолютной погрешности оставляют одну значащую цифру, а измеренную величину округляют до того разряда, в котором находится значащая цифра абсолютной погрешности;

при расчете значений функций , , некоторого приближенного числа результат должен содержать такое количество значащих цифр, сколько их имеется в числе .

Пример – .

Следует отметить, что абсолютную погрешность предварительно вычисляют не более, чем с двумя значащими цифрами, а в окончательном результате еще раз округляют до одной значащей цифры. Для относительной погрешности оставляют две значащие цифры.

Основное правило представления результатов состоит в том, что значение любого результата должно оканчиваться цифрой в таком десятичном разряде, что и последняя значащая цифра погрешности.

Пример – Результат с погрешностью 0,5 нужно округлить до . Если этот же результат получен при погрешности 5, то его правильно представить в виде: . А если погрешность равна 50, то записываем результат, как .

Порядок выполнения работы

1. Научиться пользоваться измерительным прибором – штангенциркулем (приложение А).

2. Измерить на обоих концах цилиндра его диаметр с помощью штангенциркуля. Провести 5 измерений, поворачивая цилиндр вокруг его оси. Результаты записать в таблицу 2.

3. Измерить высоту цилиндра с помощью штангенциркуля 5 раз, повернув перед каждым измерением цилиндр вокруг его оси на некоторый угол (около 45°). Результаты записать в таблицу 2.

4. Вычислить средние арифметические значения высоты и диаметра цилиндра по формулам

, .

Таблица 2

Результаты измерений и вычислений

Номер измерения , мм , мм , мм , мм , мм , мм
n

7. Определить значение систематической погрешности штангенциркуля (в нашем случае эта допускаемая погрешность средства измерения) в виде . Если и отличаются от погрешности средства измерения более чем в три раза, то за величину погрешности измерений и принимаем наибольшую из величин и или . Иначе, погрешности измерений определяются по формулам:

в которых значение определяется из соотношения (8), а для высоты и для диаметра рассчитываются по формуле (7)

,

.

Величина находится согласно выражению , где вместо систематической погрешности была подставлена погрешность средства измерения .

8. Вычислить относительные погрешности, выраженные в процентах, измерения высоты и диаметра цилиндра по формулам

,

%.

Если константу округлить до значения 3,14, то – погрешность такого округления. Формула (18) получается, если прологарифмировать выражение (17), а затем его продифференцировать согласно методике пункта 1.5 по всем переменным, в том числе и по константе .

12. Записать окончательный результат в виде:

, мм, P=0,95, =…% , мм, P=0,95, =…% , мм 3 , P=0,95, =…%

4 Контрольные вопросы и задания

1. Дать определения и привести примеры: измерения величины; результата измерения; погрешности результата измерения; среднего арифметического значения измеряемой величины; прямого измерения; косвенного измерения; совместного измерения; многократного измерения.

2. Перечислить и описать виды погрешностей и способы получения результата.

3. Как определить границы систематической погрешности при наличии менее трех её составляющих?

4. Назвать отличие относительной погрешности от абсолютной погрешности измерения.

5. Сделать выводы формул (9), (10) и (18).

6. От каких параметров зависит значение коэффициента Стьюдента?

8. При каких условиях можно пренебречь случайной или систематической погрешностями?

10. Объяснить смысл доверительных границ абсолютной погрешности, относительной погрешности и доверительной вероятности.

11. В каком виде записывается окончательный результат проведенных измерений?

Библиографический список

1. ГОСТ Р 8.736-2011 Государственная система обеспечения единства измерений. Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений. Основные положения. – Введ. 01.01.2013. – Москва: Стандартинформ, 2013. – 20 с.

2. Грановский, В. А. Методы обработки экспериментальных данных при измерениях [Текст] / В.А. Грановский, Т.Н. Сирая. – Л.: Энергоатомиздат, 1990. – 288с.

3. Зайдель, А. Н. Погрешности измерений физических величин [Текст] / А. Н. Зайдель. – Л.: Наука, 1985. – 112с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Примеры

1 На рис 3 а показания штангенциркуля составляют: . На рис 3 б показания штангенциркуля составляют: .

2 На рис 4 а показания штангенциркуля составляют: . На рис 4 б показания штангенциркуля составляют: .

Перед эксплуатацией штангенциркуля нужно проверить его техническое состояние методом визуального осмотра. Штангенциркуль не должен иметь перекошенные губки, коррозию и царапины на рабочих поверхностях. При совмещенных губках нулевой штрих нониуса должен совпадать с нулевым штрихом штанги. Если в штангенциркуле обнаружены описанные выше технические неисправности или несовпадение губок нулевого штриха нониуса с нулевым штрихом штанги, то пользоваться им не разрешается. Неисправный штангенциркуль необходимо поменять на другой.

При проведении измерений штангенциркулем нужно соблюдать следующие правила:

– губки 3 штангенциркуля (рис. 2) прижимать к детали плотно, но без особых усилий, без зазоров и перекосов;

– при измерении наружного диаметра цилиндра, следить за тем, чтобы плоскость рамки 2 была перпендикулярна оси цилиндра;

– при измерении цилиндрических отверстий, губки 4, располагать в диаметрально противоположных точках отверстия. Их можно найти по максимальным показаниям шкалы штангенциркуля. При этом плоскость рамки 2 должна проходить через ось отверстия, чтобы не допустить ошибок при измерении цилиндрического отверстия;

– при измерении глубины отверстия, штангу 1 устанавливать у его края перпендикулярно поверхности изделия. Линейку глубиномера выдвигать до упора в дно при помощи рамки 2;

– полученный размер фиксировать стопорным винтом и определять показания, так как описано выше.

Измерение объемов тел правильной

Геометрической формы

Определять объемы жидкос­тей, твердых тел (правильной и неправильной формы) и газов.

: мерный цилиндр или мен­зурка, линейка, сосуд с водой, тело непра­вильной формы, тело, имеющее форму пря­моугольного параллелепипеда , небольшая колба, стакан.

Теоретические сведения

Например, объем тела, которое имеет форму прямоугольного параллелепипеда (рис. 2), вы­числяется по формуле:

V = Idh, где I - длина тела; d - ширина тела; h - вы­сота тела.


Указания к работе

Подготовка к эксперименту

1. Прежде чем начать измерения, вспомните:

а) как определяется цена деления шкалы средства измерения;

б) как правильно снимать показания мерного цилиндра;

в) какие меры безопасности надо соблюдать при работе с мензуркой.

2. Определите и запишите цену деления шкал линейки и мерного цилиндра.

Эксперимент

Результаты всех измерений сразу же заносите в таблицу.

1. Измерьте объем тела неправильной геометрической формы с помощью мерного цилиндра.

2 . Определите объем тела правильной геометрической формы.

3. Определите объем тела правильной геометрической формы с помощью линейки.

4. Измерьте объем воздуха, который содержится в колбе и других сосудах, находящихся на вашем столе.

Номер опыта Название сосуда Объем жидкости, см 3 Объем воздуха, см 3
1.
2.
3.


Анализ результатов эксперимента

1. Проанализировав различные способы измерения объема, укажите:

а) какой из способов определения объема твердого тела является более универсальным и почему;

б) какие факторы повлияли на точность полученных вами результатов.

2. Сделайте вывод, в котором укажите, что именно вы научились измерять и для чего могут пригодиться навыки, полученные при выполнении ра­боты.

Дополнительное задание

Предложите способы измерения объема тела неправильной формы, если:

а) его объем меньше, чем цена деления мерного сосуда, который у вас имеется;

б) тело не помещается в сосуд, который у вас имеется.

Физика. 7 класс: Учебник / Ф. Я. Божинова, Н. М. Кирюхин, Е. А. Кирюхина. - X.: Издательство «Ранок», 2007. - 192 с.: ил.

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации Раздел долгосрочного планирования: 7.2 А

Психологический настрой на урок.

Упражнение-разминка «Кто быстрее?»

микроцель : сплочение учащихся.

Ожидаемый результат: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Учитель отмечает важность полученных навыков во время проведения разминки

Ученики должны быстро, без слов, построить, используя всех учащихся, следующие фигуры:

 квадрат;  треугольник;  ромб;

Рефлексивное обсуждение:

Вопрос учителя: трудно было выполнять задание?

Что помогло при его выполнении?

Актуализация знаний формулы вычисления объёма твёрдого тела.

Сратегия "Вспомни". Из курса математики вспоминают как определяли объём правильных тел. Заполняют графу ЗНАЮ таблицы ЗХУ.

Деление на 3 группы с помощью сигнальных карточек. (красная, зелёная, желтая). Обучающиеся выбирают карточки из закрытой корзинки.

Задание 1. Определение объема тела правильной формы.

Дескрипторы:

    Измеряет с помощью линейки длину, ширину, высоту спичечного коробка.

    Вычисляют по формуле объём коробки ( V=a×b×c ).

Оценивание ФО смайлики.

Сообщение цели и критерий оценивание урока

ФО обратная связь по приёму " Сравнение". Обучающиеся демонстрируют свою мензурку, называют цену деления и определяют объём тело неправильной формы.

Критерий оценивания

Определяет цену деления мензурки

Измеряет объём жидкости

Измеряет объём тела


Задание 3.С помощью отливного сосуда измерить объём тела.

1.Кусочек стекла

2. Кусочек железа

3.Кусочек фарфора

Дескрипторы:

1. Определяет цену деления мензурки.

2. Наливает воду в отливной сосуд и опускает измеряемое тело в жидкость.

3. Измеряет объём отлитой жидкости, определяет объём тела.

ФО обратная связь . При выполнения этой работы учащиеся получают конфеты

Заполняют графу УЗНАЛ таблицы ЗХУ.

Мензурки,сосуды разного объема, тела неправильной формы (камни, куски пластилина, стакан с водой,

картофель или другие овощи и фрукты)

Отливной сосуд, мензурка с водой.

Конец урока

Рефлексия. Учитель, мы сегодня используя мензурку определили объём тела правильной и неправильной формы. Заполняют ХОЧУ ЗНАТЬ таблицу ЗХУ.

Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу знать

Узнал

Домашняя работа: Измерение объема тел правильной и неправильной формы

Постеры, маркеры, карточки

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

1. Задание 1 на повторение определение объёма коробки. Деление на группы.

2. Задание 2 Измерить объём тела с помощью мензурки.

3.Задание 3 Измерить объём неправильных тел с помощью отливного сосуда.

Дифференциация может включать в себя разработку учебных материалов и ресурсов, принимаоя во внимание индивидуальные способности учащихся, отбор заданий, ожидаемые результаты, личную поддержку учеников, (по теории множественного интеллекта Гарднера).

Используя время эффективно, можно использовать дифференциацию на любой стадии урока.

1.ФО обратная связь с помощью смайликами.

В этом разделе учащиеся экспериментально вспомнили из курса математики как измеряли объём тела правильной формы (коробка спички).

2.ФО обратная связь по приёму " Сравнение". Обучающиеся демонстрируют свою мензурку, называют цену деления и определяют объём тело неправильной формы. Получают звездочки.

3. По дескрипторам проводят самооценивание и получают по конфеточке.

Здоровьесберегающие технологии.

Использование на уроках разминочных упражнений и активные виды работы.

Пункты Правил техники безопасности, используемых на данном уроке.

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

Итоговаяоценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?

Убедитесь, что тело является водонепроницаемым, так как описанный метод подразумевает погружение тела в воду. Если тело полое или в него может проникнуть вода, то вы не сможете точно определить его объем, используя этот метод. Если тело поглощает воду, убедитесь, что вода не повредит его. Не погружайте в воду электрические или электронные предметы, так как это может привести к поражению электрическим током и/или к повреждению самого предмета.

  • Если возможно, запечатайте тело в водонепроницаемый пластиковый пакет (предварительно выпустив из него воздух). В этом случае вы вычислите довольно точное значение объема тела, так как объем пластикового пакета, скорее всего, будет небольшим (по сравнению с объемом тела).

Найдите емкость, в которой помещается тело, объем которого вы вычисляете. Если вы измеряете объем небольшого предмета, воспользуйтесь мерным стаканом с нанесенной градуировкой (шкалой) объема. В противном случае найдите емкость, объем которой можно легко вычислить, например, емкость в форме прямоугольного параллелепипеда, куба или цилиндра (стакан тоже можно рассматривать как емкость цилиндрической формы).

  • Возьмите сухое полотенце, чтобы положить на него тело, вытащенное из воды.
  • Наполните емкость водой так, чтобы в нее можно было полностью погрузить тело, но при этом оставьте достаточно места между поверхностью воды и верхней кромкой емкости. Если основание тела имеет неправильную форму, например, закругленные нижние углы, заполнить емкость так, чтобы поверхность воды достигала часть тела правильной формы, например, прямые прямоугольные стенки.

    Отметьте уровень воды. Если емкость с водой прозрачная, отметьте ее уровень с внешней стороны емкости при помощи водостойкого маркера. В противном случае отметьте уровень воды с внутренней стороны емкости, используя цветную клейкую ленту.

    • Если вы используете мерный стакан, то отмечать ничего не нужно. Просто запишите уровень воды согласно градуировке (шкале) на стакане.
  • Погрузите тело полностью в воду. Если оно поглощает воду, подождите, по крайней мере, тридцать секунд, а затем вытащите тело из воды. Уровень воды должен опуститься, так как часть воды находится в теле. Удалите отметки (маркер или клейкую ленту) о предыдущем уровне воды и отметьте новый уровень. Затем еще раз погрузите тело в воду и оставьте его там.

    Если тело плавает, прикрепите к нему тяжелый предмет (в качестве грузила) и продолжите вычисления с ним. После этого повторите вычисления исключительно с грузилом, чтобы найти его объем. Затем вычтите объем грузила из объема тела с прикрепленным грузилом и вы найдете объем тела.

    • При вычислении объема грузила прикрепите к нему то, чем вы крепили грузило к рассматриваемому телу (например, ленту или булавки).
  • Отметьте уровень воды с погруженным в нее телом. Если вы используете мерный стакан, запишите уровень воды согласно шкале на стакане. Теперь вы можете вытащить тело из воды.

    Изменение объема воды равно объему тела неправильной формы. Способ измерения объема тела с помощью емкости с водой основан на том, что при погружении тела в жидкость объем жидкости с погруженным в нее телом увеличивается на величину объема тела (то есть тело вытесняет объем воды, равный объему этого тела). В зависимости от формы используемой емкости с водой существуют различные способы вычисления объема вытесненной воды, который равен объему тела.

    Если вы использовали мерный стакан, то у вас записаны два значения уровня воды (ее объема). В этом случае из значения объема воды с погруженным в нее телом вычтите значение объема воды до погружения тела. Вы получите объем тела.

  • Если вы использовали емкость в форме прямоугольного параллелепипеда, измерьте расстояние между двумя метками (уровень воды до погружения тела и уровень воды после погружения тела), а также длину и ширину емкости с водой. Объем вытесненной воды найдите посредством перемножения длины и ширины емкости, а также расстояния между двумя метками (то есть вы вычисляете объем небольшого прямоугольного параллелепипеда). Вы получите объем тела.

    • Не измеряйте высоту емкости с водой. Измерьте только расстояние между двумя метками.
    • Используйте