Лабораторная работа по химии 9.

Практическая работа №1.

Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Цель: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).

Ход работы:

ОПЫТ 1. Влияние природы реагирующих веществ.

ОПЫТ 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.

ОПЫТ 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

ОПЫТ 4. Влияние температуры.

В де пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте

ОПЫТ 5. Влияние катализатора.

2 О 2 2 . В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Оформите работу в виде таблицы:

Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

Описание эксперимента

Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ.

Налейте в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций. Какая из реакций самая быстрая и почему?

Выделение газа наиболее бурно происходит в пробирке с магнием.

Мg + 2HCl → MgCl 2 +H 2

Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2

Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2

Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ. Магний обладает наиболее сильными восстановительными свойствами.

Опыт 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.

В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее?

В первой пробирке газ выделяется более интенсивно.

Zn + H 2 SO 4 → ZnSO 4 + H 2

Чем выше концентрация реагирующих веществ, тем чаще столкновения их частиц и тем выше скорость химической реакции.

Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

В одну пробирку насыпьте немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Выделение газа идет быстрее в пробирке с порошком железа.

Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2

Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции.

Опыт 4. Влияние температуры.

В две пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Растворение оксида меди (II) и образование раствора голубого цвета идет быстрее при нагревании.

СuO + H 2 SO 4 CuSO 4 + H 2 O

При повышении температуры возрастает скорость движения частиц и скорость химической реакции.

Опыт 5. Влияние катализатора.

В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н 2 О 2 , в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO 2 . В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

В присутствии оксида марганца (IV) происходит бурное выделение пузырьков газа.

2Н 2 О 2

2Н 2 О + О 2

Оксид марганца (IV) – катализатор, ускоряет реакцию разложения пероксида водорода.

Вывод: Скорость химической реакции зависит от условий: от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации, от температуры, от присутствия катализаторов.

Практическая работа №2.

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Цель: научиться применять теоретические знания для экспериментального решения задач.

Оборудование и реактивы: пробирки, растворы серной кислоты, хлорида натрия, сульфата натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы, сульфата меди (II), гидроксида натрия.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Задание №1. Определите опытным путем состав растворов, находящихся без этикеток: серная кислота, хлорид натрия, сульфат натрия.

Вещество

реактив

Н 2 SO 4

NaCl

Na 2 SO 4

лакмус

красный цвет

нет изменений

нет изменений

BaCl 2

нет изменений

BaSO 4 ↓

белый

AgNO 3

AgCl↓

белый творожистый

№ пробирки:

Н 2 SO 4 → 2H + + SO 4 2-

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

NaCl + AgNO 3 → NaNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Задание №2. Подтвердите качественный состав веществ:

1) Соляная кислота.

Соляная кислота диссоциирует на ионы: НCl → H + + Cl -

Качественная реакция на катион водорода - лакмус. Образуется красное окрашивание.

Качественная реакция на хлорид-анион - взаимодействие с нитратом серебра, образуется белый творожистый осадок.

НCl + AgNO 3 → НNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

2) Сульфат меди (II).

Сульфат меди (II) диссоциирует на ионы: CuSO 4 → Cu 2+ + SO 4 2-

Качественная реакция на сульфат ион - взаимодействие с хлоридом бария. Образуется белый осадок сульфата бария:

CuSO 4 + BaCl 2 → CuCl 2 + BaSO 4 ↓

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

Качественная реакция на катион меди Cu 2+ - взаимодействие с раствором гидроксида натрия. Образуется голубой студенистый осадк гидроксида меди (II):

CuSO 4 + 2NaOH → Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 ↓

Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH) 2 ↓

Вывод:

Практическая работа №3.

Получение аммиака и исследование его свойств. Ознакомление с химическими свойствами водного раствора аммиака.

Цель: 1. Закрепить умение получать газы и собирать их с учетом относительной плотности по воздуху.

2. Изучить свойства аммиака и аммиачной воды, научиться получать и распознавать соли аммония.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, шпатель, фарфоровая ступка с пестиком, кристаллизатор с водой, лучинка, ватный тампон, пробирки, лакмусовая бумажка, хлорид аммония, сульфат аммония, гидроксид кальция, 1% раствор аммиака, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Аммиак требует осторожного обращения из-за физиологической активности, он поражает дыхательные пути (обезвоживание). Аммиак, который будет выделяться при взаимодействии солей аммония со щелочами, очень хорошо растворим в воде, а значит и во влаге слизистой оболочки глаз. Может наступить их раздражение. Если это случилось – промыть глаза водой.
  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
  • При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 116-117

Название опыта

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде.

В фарфоровой ступке перемешайте равные объемы твердых хлорида аммония NH 4 Cl и гидроксида кальция Ca(OH) 2 . Приготовленную смесь насыпать в пробирку на 1/3 ее объема. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите пробирку наклонно, чтобы дно было немного выше пробки. Объясните почему?

Наденьте на конец газоотводной трубки сухую пробирку, закрыв снизу отверстие ватным тампоном. Нагревайте смесь: сначала всю пробирку, затем реакционную смесь.

Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку?

Когда почувствуете запах аммиака, заткните пробирку пальцем и, не переворачивая, погрузите в кристаллизатор с водой. Что вы наблюдаете? Чем вызвано это явление?

Переверните пробирку с раствором, испытайте фенолфталеином. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

рисунок ris1.jpg

Пары воды конденсируются у пробки.

Ощущается запах аммиака.

Быстрое засасывание воды в пробирку.

Появление малиновой окраски.

Са(ОН) 2 + 2NH 4 C1 СаС1 2 + 2NH 3 + 2Н 2 О

NH 3 + H 2 O ⇄ NH 3 · H 2 O ⇄ NH 4 + +OH -

Горлышко пробирки наклонено немного вниз, чтобы капли воды не стекали на более нагретые стенки пробирки, иначе она может треснуть.

Аммиак – газ, почти в 2 раза легче воздуха, поэтому его собирают в перевернутую вверх дном пробирку.

Аммиак очень хорошо растворяется в воде, в пробирке создается вакуум.

Среда щелочная.

Опыт 2. Взаимодействие аммиака с кислотами.

Опустите газоотводную трубку в пробирки на ¼ заполненные растворами соляной с серной кислот. Что вы наблюдаете?

Над поверхностью растворов кислот появляется «белый дым» -кристаллический хлорид и сульфат аммония.

NH 3 + HCl → NH 4 Cl

NH 3 + H 2 SO 4 → (NH 4 ) 2 SO 4

Аммиак активно реагирует с кислотами.

Опыт 3. Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония)

В пробирку поместите немного кристаллического сульфата аммония прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия, слегка нагрейте. Что вы ощущаете?

Поднесите к отверстию пробирки влажную лакмусовую бумажку. Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод, как распознать соли аммония.

Выделяется газ с резким запахом.

Она синеет.

(NH 4 ) 2 SO 4 + 2NaOH →Na 2 SO 4 + 2NH 3 + 2H 2 O

NH 3 + H 2 O ⇄ NH 3 · H 2 O ⇄ NH 4 + +OH -

Среда щелочная.

Качественной реакцией на соли аммония является их взаимодействие со щелочами при нагревании.

Вывод: Изучили свойства аммиака, научиться получать и распознавать соли аммония.

Практическая работа №4.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Цель: 1. Закрепить знания о свойствах углекислого газа и карбонатов.

2. Научиться получать углекислый газ реакцией обмена и распознавать его.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, пробка с газоотводной трубкой, химический стакан, пробирки, лакмус, растворы соляной кислоты, хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида бария, нитрата серебра, мрамор, известковая вода.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Опыт 1 . Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Стр. 158-159

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность. Поместите в пробирку несколько кусочков мрамора и прилейте 2 мл разб. соляной кислоты.

Что вы наблюдаете?

Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой и пропускайте выделяющийся газ через известковую воду. Что вы наблюдаете?

Несколько минут продолжайте пропускать газ. Что вы наблюдаете?

Поместите конец газоотводной трубки в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и несколькими каплями лакмуса и пропустите через нее углекислый газ. Что вы наблюдаете?

рисунок ris2

Бурное выделение газа.

Помутнение известковой воды.

Образовавшийся осадок растворяется.

Лакмус краснеет.

CaCO 3 + 2HCl →CaCl 2 + CO 2 + H 2 O

CaCO 3 + 2H + →Ca 2+ + CO 2 + H 2 O

CO 2 + Ca(OH) 2 → CaCO 3 ↓ + H 2 O

CaCO 3 + H 2 O + CO 2 → Ca(HCO 3 ) 2

CaCO 3 + H 2 O + CO 2 → Ca 2+ +2HCO 3 -

CO 2 +H 2 O ↔ H 2 CO 3

В лаборатории для получения углекислого газа на карбонаты действуют сильной кислотой.

Для обнаружения углекислого газа используют известковую воду.

При избытке углекислого газа нерастворимые карбонаты переходят в растворимые гидрокарбонаты.

При растворении углекислого газа образуется угольная кислота, т.о. углекислый газ – кислотный оксид.

Вывод: 1. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонаты.

2. Качественной реакцией на углекислый газ является помутнение известковой воды.

Опыт 2 . Распознавание карбонатов.

В трех пробирках находятся растворы следующих веществ: хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия. Распознайте эти вещества, определив последовательность выполнения операций.

Вещество

реактив

NaCl

Na 2 SO 4

Na 2 CO 3

нет изменений

нет изменений

«вскипание» СО 2

BaCl 2

нет изменений

BaSO 4 ↓

белый

AgNO 3

AgCl↓

белый творожистый

№ пробирки:

Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O

2H + + CO 3 2- → CO 2 + H 2 O

Na 2 SO 4 + BaCl 2 → 2NaCl + BaSO 4 ↓

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

NaCl + AgNO 3 → NaNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Вывод: 1.Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

2. Качественная реакция на карбонат-ион – взаимодействие карбонатов с сильными кислотами.

Практическая работа №5.

Определение качественного состава органического вещества.

Цель: научиться опытным путем определять качественный состав органических веществ.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, пробирки, безводный сульфат меди (II), оксид меди (II), вазелин, известковая вода.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 184

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Соберите прибор.

На дно пробирки поместите (с горошинку) вазелина, оксид меди (II) (возьмите в 3 раза больше), перемешайте. На внутреннюю сторону пробирки, ближе к отверстию поместите с помощью шпателя безводный сульфат меди (II) – порошок белого цвета. В пробирку-приемник налейте раствор известковой воды и опустите в нее газоотводную трубку. Прогрейте сначала всю пробирку, затем дно пробирки.

Отметьте признаки реакций, происходящих:

а) со смесью вазелина и оксида меди (II);

б) с белым порошком сульфата меди (II);

в) с известковой водой.

рисунок ris3

а) Образование красного налета на смеси вазелина и оксида меди (II).

б) Белый порошок CuSO 4 приобретает голубой цвет.

в) Известковая вода мутнеет.

С 15 Н 32 + 46CuO →15CO 2 + 16H 2 O + 46Cu

CuSO 4 +5Н 2 О→ CuSO 4 ·5Н 2 О

CO 2 + Ca(OH) 2 → CaCO 3 ↓ + H 2 O

.

Происходит восстановление CuO до меди. CuO – окислитель, вазелин – восстановитель.

При окислении вазелина CuO образуются пары воды, которая реагирует с безводным CuSO 4 . Т.о. вазелин содержит водород.

При окислении вазелина CuO образуется углекислый газ, который реагируют с известковой водой. Т.о. вазелин содержит углерод.

Вывод: В состав вазелина входят атомы углерода и водорода, т.к. в результате окисления вазелина оксидом меди (II) образуются углекислый газ и вода.

Практическая работа №6.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Цель: изучить свойства металлов и их соединений.

Оборудование и реактивы:

1 вариант: штатив для пробирок, пробирки, железо, растворы азотной кислоты, серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида калия, карбоната калия, хлорида меди (II), хлорида железа (II) сульфата никеля (II), нитрата серебра.

2 вариант: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной и соляной кислоты, хлорида железа (III), гидроксида натрия, роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка, бромида натрия, нитрат серебра.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
  • Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.
  • Роданиды являются соединениями повышенной физиологической активности. При работе с ними следует применять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены. Не допускать попадания препаратов внутрь организма!
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 255

I вариант

Задание 1.

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения:

Fe → FeSO 4 → Fe (OH) 2 → Fe(NO 3 ) 2

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. В раствор серной кислоты поместим железные стружки.

Выделение газа.

Fe + Н 2 SO 4 →FeSO 4 + Н 2

Fe + 2Н + →Fe 2+ + Н 2

2. Через некоторое время добавим к полученному раствору несколько капель щелочи.

Образуется зеленоватый студенистый осадок.

FeSO 4 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Fe 2+ + 2OH - → Fe(OH) 2

3.

Осадок растворяется. Уравнения реакций

1. К раствору сульфата никеля (II) добавим несколько капель щелочи.

Образуется осадок светло-зеленого цвета.

NiSO 4 + 2NaOH → Ni(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Ni 2+ + 2OH - → Ni(OH) 2

Осадок растворяется.

Ni(OH) 2 + 2HCl → NiCl 2 + 2H 2 O

Ni(OH) 2 + 2H + → Ni 2+ + 2H 2 O

3. В другую пробирку к полученному осадку добавим конц. раствор щелочи.

Изменений нет.

Вывод: Гидроксид никеля (II) – осадок светло-зеленого цвета, проявляет основные свойства.

Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: KCl, K 2 CO 3 , CuCl 2 , FeCl 2. ↓ голубой студенистый

Fe(OH) 2 ↓ зеленоватый студенистый

HCl

нет изменений

«вскипание» СО 2

AgNO 3

AgCl↓

белый

творожистый

№ пробирки:

CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl

Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH) 2

FeCl 2 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓ + 2NaCl

Fe 2+ + 2OH - → Fe(OH) 2

K 2 CO 3 + 2HCl → 2KCl + CO 2 + H 2 O

2H + + CO 3 2- → CO 2 + H 2 O

KCl + AgNO 3 → KNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

II вариант:

Задание 1.

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения

FeCl 3 → Fe(OH)

2. К полученному осадку добавим раствор азотной кислоты.

Осадок растворяется, образуется раствор желтого цвета.

Fe(OH) 3 + 3HNO 3 → Fe(NO 3 ) 3 + 3H 2 O

Fe(OH) 3 + 3H + → Fe 3+ + 3H 2 O

3. К раствору нитрата железа (III) добавим несколько капель роданида калия.

Появление кроваво-красного окрашивания.

Fe(NO 3 ) 3 + 3KCNS → Fe(CNS) 3 + 3KNO 3

Fe 3+ + 3CNS - ↔ Fe(CNS) 3

Вывод: Экспериментально осуществили превращения химических реакций.

Задание 2. Приготовьте гидроксид железа (III) и исследуйте его свойства.

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. К раствору хлорида железа (III) добавим несколько капель щелочи.

Образуется осадок бурого цвета.

FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl

Fe 3+ + 3OH - → Fe(OH) 3

2. Полученный осадок раздел на 2 части. В одну пробирку к полученному осадку добавим раствор соляной кислоты.

Осадок растворяется.

Fe(OH) 3 + 3HCl → FeCl 3 + 3H 2 O

Fe(OH) 3 + 3H + → Fe 3+ + 3H 2 O

3. В другую пробирку к полученному осадку добавим конц. раствор щелочи, нагреем.

Осадок растворяется.

t

Fe(OH) 3 + 3NaOH → Na 3

Fe(OH) 3 + 3OH - 3-

Вывод: Гидроксид железа (III) – осадок бурого цвета, проявляет амфотерные свойства.

Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: Na 3 PO 4

Fe(OH) 3

бурый

Zn(OH) 2

белый

нет изменений

AgNO 3

Ag 3 PO 4

желтый

AgBr↓

желтоватый

творожистый

№ пробирки:

FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl

Fe 3+ + 3OH - → Fe(OH) 3

ZnSO 4 + 2NaOH → Zn(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Zn 2+ + 2OH - → Zn(OH) 2

Na 3 PO 4 + 3AgNO 3 → 3NaNO 3 + Ag 3 PO 4

3Ag + + PO 4 3- → Ag 3 PO 4

NaBr + AgNO 3 → NaNO 3 + AgBr↓

Ag + + Br - → AgBr ↓

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.


Освоить полный курс по химии для базовой школы ученики смогут, при использовании учебников из учебно-методического комплекса за 8 и 9 классы. На данной странице выложен решебник к школьному учебнику за 9 класс, подготовленный прекрасным специалистом в области химии О.С. Габриеляном. Материал ГДЗ по химии за 9 класс Габриелян направлен на учеников общеобразовательных учреждений.

Правильные готовые ответы по химии на упражнения различного уровня сложности девятиклассники отыщут в предложенном сборнике ГДЗ. Они смогут легко и быстро проверить себя, а также качественно и детально разобраться с выявленными ошибками в решении заданий. Пособие несет в себе учебно-справочный материал, который поможет выпускникам в подготовке к экзаменам и итоговому тестированию.

Сборник Габриелян 2015 отвечает на задания из всех четырех глав школьного учебника. В начале курса девятиклассники научатся правильно давать характеристики химическим элементам и реакциям, в зависимости от положения элементов в периодической системе Д. И. Менделеева и от кислотно-основных свойств их соединений. Поговорят школьники и про скорость химических реакций, и про катализаторы.

Вторая глава, посвященная металлам, поможет ученикам определить их местонахождение в периодической таблице, рассмотреть строение их атомов, а также физические и химические свойства. В этой же главе девятиклассники узнают, как получают металлы и что происходит с ними со временем. Не пропустят ученики и свойства щелочных и щелочноземельных металлов. А прочно закрепить полученные знания поможет практическая работа из химического практикума №1.

А вот третья глава содержит информацию о важнейших неметаллах. Речь в ней пойдет об атомах кислорода и озона, водорода и всех галогенов. Разъяснят авторы и свойства соединений серы, азота, аммиака. Далее пойдет разбор фосфора, углерода и кремния. И весь этот материал объединит химический практикум №2 , работа в котором посвящена свойствам неметаллов и их соединений.

И финальная глава решебника направлена на обобщение полученных знаний по курсу химии. Она подготавливает абитуриентов к государственной итоговой аттестации (ГИА). А именно, в четвертой главе школьникам предстоит разобраться с электроотрицательностью, научиться классифицировать химические реакции и решать ионные уравнения реакций. Объяснят авторы решение задач на окислительно-восстановительные реакции и охарактеризуют все неорганические вещества. В конце книги предоставлены готовые ответы на тематические тестовые задания.

ГДЗ к рабочей тетради по химия за 9 класс Габриелян О.С. можно скачать

  • Химия, сложная наука, постижение нюансов которой – дело не простое, как казалось ранее. В 9 классе вниманию к заданиям в рабочих тетрадях отведено достаточно времени. Ведь проверка ответов способствует запоминанию уже выученного параграфа.
  • Почему переписав готовую информацию из ответов материал запомнить сложно?
  • Все просто, в 9 классе уроки посвященные темам про амфотерные соединения, химические свойства известных элементов или соединения выученных металлов не так легко запомнить. То-есть просто переписав – в памяти не отложатся необходимые навыки разрешения заданий с химическими формулами.
  • Вывод: даже непонятную формулу или тестовые вопросы надо сначала попытаться разобрать при помощи самостоятельного поиска решения. Тетрадь для оценки качества знаний Габриеляна за 9 класс дает элементарные понятия про химические законы, правильные алгоритмы для всех заданий.
  • Итоговая контрольная работа поможет подготовиться к отчетному уроку школьников, разбирая самостоятельно несколько упражнений в день - проверяя себя по ГДЗ . Такой способ учебы намного выгоднее платных репетиторов, если правильно поставить цель в учебе, можно на оставленные финансы приобрести желаемую вещь, которая послужит целью для будущей работы над повышением знаний.

Пособие является частью учебно-методического комплекта для 9 класса О. С. Габриеляна. Тетрадь содержит инструкции к 17 лабораторным опытам и б практическим работам, предусмотренным программой.

Ознакомление с физическими свойствами металлов.
Цель. Ознакомиться с физическими свойствами простых веществ - металлов.
Оборудование и реактивы: образцы металлов (магний, алюминий, цинк, железо, свинец, медь).
Содержание и порядок выполнения опыта
1. Изучите физические свойства выданных веществ, используя следующий план.
1. Агрегатное состояние при комнатной температуре.
2. Цвет.
3. Блеск.
4. Пластичность.
5. Теплопроводность (сделайте вывод о данном свойстве металлов, наблюдая за опытом, показанным учителем).
6. Электропроводность (сделайте вывод о данном свойстве металлов, наблюдая за опытом, показанным учителем).
7. Твердость по относительной шкале твердости - шкале Мооса - (приложение 1)
8. Плотность (приложение 2).
9. Температуры плавления и кипения (приложение 2).
2. Составьте отчет, заполнив таблицу 1.

Предисловие.
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Лабораторный опыт № 7
Получение гидроксида цинка и изучение его свойств
Лабораторный опыт № 2
Ознакомление с физическими свойствами металлов.
Лабораторный опыт № 3
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Лабораторный опыт № 4
Ознакомление с образцами природных соединений металлов.
Лабораторный опыт № 5
Получение гидроксида алюминия и его
взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
Лабораторный опыт № б
Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Лабораторный опыт № 7
Качественная реакция на хлорид-ион.
Лабораторный опыт № 8
Качественная реакция на сульфат-ион.
Лабораторный опыт № 9
Распознавание солей аммония.
Лабораторный опыт № 10
Получение углекислого газа и его распознавание.
Лабораторный опыт № 11
Качественная реакция на карбонат-ион.
Лабораторный опыт №12
Ознакомление с природными соединениями кремния.
Лабораторный опыт № 13
Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Лабораторный опыт № 14
Изготовление моделей молекул углеводородов.
Лабораторный опыт № 15
Свойства глицерина.
Лабораторный опыт № 16
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)
без нагревания и с аммиачным раствором
оксида серебра при нагревании.
Лабораторный опыт № 17
Взаимодействие крахмала с иодом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1
Осуществление цепочки химических превращений металлов
Практическая работа № 2
Получение и свойства соединений металлов.
Практическая работа № 3
Решение экспериментальных задач на распознавание
и получение веществ.
Практическая работа № 4 Экспериментальные задачи
по теме «Подгруппа кислорода».
Практическая работа № 5 Экспериментальные задачи
по теме «Подгруппы азота и углерода».
Практическая работа № 6
Получение, собирание и распознавание газов.
Приложения
1. Определение твердости веществ по шкале Мооса.
2. Плотность, температуры плавления
и кипения некоторых веществ и минералов.
3. Названия природных соединений некоторых химических элементов и формулы их основной составной части.
4. Рекомендации по осуществлению цепочек превращений.
5. Классификация химических реакций.
6. Определение ионов.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Химия, 9 класс, тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику Габриеляна О.С., «Химия, 9 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014
  • Химия, 9 класс, рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. «Химия, 9 класс», Габриелян О.С., Сладков С.А., 2014
  • Рабочая тетрадь по химии, 9 класс, к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс», Микитюк А.Д., 2014

Следующие учебники и книги.