Что делать если выходит тройка за четверть. Новое в дневниках

Получила в чeтвepти двe тpoйки, хотя постоянно была хoрoшисткой.. Не знаю как вести себя.. У меня шок, и я очень боюсь говорить родителям, они будут сильно ругаться и даже бить.. Суицид-это выход?
Поддержите сайт:

Падший ангел. , возраст: 15 / 20.03.2014

Отклики:

Милый ангел, во-первых, никакой ты не падший! И зачем так переживать из-за каких-то троек, сейчас тебе кажется, что учеба - это самое главное, но поверь: существуют более важные проблемы, по сравнению с которыми эти тройки-настоящая ерунда. У многих вообще одни тройки в четверти по всем предметам, и они радуются, что хоть не двойки, не надо брать с них пример, я уверена: ты старательная и умная девочка, поэтому в следующей четверти все поправишь. Скажи родителям, что в следующей четверти будешь больше заниматься и обязательно получишь 4 в году. И поставь эту цель перед собой! Совет, как получать хорошие оценки: заранее выучи дома что-нибудь заданное (теорему, параграф, стих и т.п.) и поднимай руку (учителя обычно спрашивают, кто хочет ответить), бери доклады и сообщения (за них обычно одни пятерки ставят), ходи на доп. занятия по отстающим предметам (если такие есть у вас в школе). Тогда у тебя будут стоять в журнале несколько 4 и 5, если ты получишь 3 или 2 за самостоятельную и т.п., то в итоге годовая в четверти будет 4 и годовая 4, если в остальных четвертях, кроме одной, стоят 4. Удачи!!! И не вздумай делать глупые вещи из-за школьной ерунды! В жизни тебя ждет все лучшее! Многие пишут, что жизнь только после школы началась, поэтому нельзя лишать себя возможности увидеть мир и много всего интересного и прекрасного в будущем!

Юлия, возраст: 26 / 20.03.2014

Милая девочка!

Открою тебе большой секрет: школьные оценки в реальной жизни не значат НИЧЕГО. Правда-правда. Двоечники становятся бизнесменами, а отличники работают за копейки - и это происходит постоянно. Твоим родителям важно, чтобы ты хорошо училась, - ок, пытайся учиться хорошо. Но не огорчайся из-за нескольких троек. Когда они начнут ругаться - ты не оправдывайся. Молча выслушай. Попроси прощения. Потерпи, дружок. У тебя все еще в жизни будет замечательно, честно слово!!!

Добра тебе!

Екатерина, возраст: 30 / 20.03.2014

Суицид ни в коем случае не выход! Получила тройки- работай над ошибками! Правильно написали, очень много двоечники-троечники состоялись в жизни, старайся, учись, поработай с учителями. Следующую четверть снова будешь хорошисткой!
Помощи Божией! и смелости при объяснении с родителями!

Елена, возраст: 36 / 20.03.2014

Поговорите заранее с тем из родителей, кто больше способен вас понять. Тройки - это не конец света. Все можно исправить. Предметы более сложные сейчас стали, возможно, Вам просто нужна помощь, занятия с репетитором по некоторым предметам. Вы делаете то, что можете. Но могут быть факторы, на которые Вы не способны повлиять. И тут нужна помощь родителей обязательно. Сошлитесь на своих одноклассников. Спросите, у них, в основном, по этим предметам какие оценки? Сейчас еще в школах происходит вот что: поменяли учебники по некоторым предметам. Учебники бывают крайне неудачные, об этом говорят эксперты. У меня ребенок учится в 7 классе. Учебник по физике составлен так, что разобраться самостоятельно как решать задачи, дети не могут. Большая часть класса ходит на дополнительные занятия. Также крайне неудачный учебник по русскому языку. Большинство заданий приходится делать с помощью интернета. Я не знаю, может быть, у Вас другие учебники по русскому. Поговорите об этом с мамой. В этом не ваша вина. Просто нужна помощь и учебные пособия, где материал объясняется более доступно и толково. Не нужно ничего бояться. Разберетесь во всем, позанимаетесь на каникулах, и все исправите. Нет нерешаемых проблем. Ну, и, в конце концов, если тройки честные, если Вы не списывали, то тройка - это тоже оценка. Не всегда получается по всем предметам учиться одинаково хорошо. В любом случае - это не повод опускать руки. У меня был один знакомый профессор, который говорил: я знаю больше любого академика. Потому что имею знания из разных областей хотя бы на тройку. Невозможно быть отличником во всем. Это абсолютно нормально. Главное - что Вы о каких-то отраслях знаний имеете представление, и это уже хорошо.

Оля, возраст: 42 / 21.03.2014

Слушай, тройки имеют значение только пока ты учишься в школе, как уже выше сказали - в жизни не оценки решают, это точно. Поговори действительно по душам с тем родителем, который более мягок. Я бы так сделала. Что бы ни было - терпи, справься. Не бойся. Суицид это вообще не выход, ты еще не пожила даже - не видела красоты гор, не видела влюбленные до бесконечности глаза парня напротив, не видела своих детей, не жила еще тольком - не насладилась красотой и чудом Жизни. Есть темные, даже черные полосы. Просто перетерпи. думай о том, что это пройдет, что это не навсегда. Все будет хорошо, держись и не сдавайся!

Мария, возраст: 26 / 24.03.2014


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела

Иногда родители могут казаться вам врагами, но на самом деле они ваши лучшие друзья. Если вы боитесь рассказать им о плохой оценке, то помните, что они расстроятся или разозлятся только на короткое время и только потому, что они заботятся о вас и хотят, чтобы у вас была хорошая успеваемость. Честно расскажите родителям о плохой оценке – так вы смягчите последствия такого разговора.

Шаги

Часть 1

Подготовка к разговору с родителями

    Рассмотрите свой табель успеваемости. Посмотрев в табель, можно определить, по каким предметам у вас отличная успеваемость. Кроме того, вы можете увидеть, какие предметы необходимо подтянуть. Если вам что-то не понятно или вы с чем-то не согласны, поговорите с учителем. Вам необходимо будет поговорить с родителями о своих оценках, поэтому вы должны сами понимать, что к чему.

    Подумайте о том, почему вы получаете плохие оценки. Запишите все возможные причины, по которым вы получали плохие оценки последнее время. Первое, что захотят узнать ваши родители, это причины, по которым вы получили плохие оценки. Будьте готовы объяснить им эти причины. Не обманывайте. Ниже вы найдете возможные причины плохой успеваемости:

    Поговорите с учителем. Если вы знаете, что в четверти или семестре у вас будет низкий балл, поговорите с учителем о том, как можно исправить оценку. Честно расскажите учителю причины вашей неуспеваемости.

    • Спросите, можно ли получить дополнительную оценку, выполнив какое-то задание.
    • Узнайте мнение учителя о вашей успеваемости. У учителей большой опыт работы с отстающими учениками, и они могут подсказать вам причины вашей неуспеваемости, о которых вы даже не догадывались.
    • Попросите совета о том, как лучше изучать и усваивать материал предмета.
  1. Составьте план повышения успеваемости. Используйте всю информацию, которую вы получили, просматривая свой табель самостоятельно, а также советы учителя. Благодаря этому ваша успеваемость значительно улучшится уже в следующем семестре. Когда будете разговаривать с родителями, покажите им составленный план. Этим вы покажете, что признаете допущенные ошибки и готовы предпринять действия по их исправлению. Родители увидят, что вы ведете себя как взрослый человек, который видит свои ошибки и готов сделать все возможное, чтобы исправить их. Благодаря этому родители с большей готовностью поверят вашему обещанию улучшить свою успеваемость. Ниже перечислены способы, которые помогают улучшить оценки:

    Составьте свой режим дня. Все люди разные, поэтому очень важно составить график, следовать которому будет вам удобно. Напишите расписание, в котором отведите место выполнению домашнего задания и отдыху. Вы можете сразу приступить к выполнению домашнего задания после школы или же отдохнуть пару часов, после чего сделать уроки. Выберите то, что подходит вам.

    • Приступайте к выполнению домашнего задания в одно и то же время каждый день. Если вы научитесь следовать установленному графику, ваша успеваемость значительно улучшится.
  2. Ставьте перед собой реалистичные цели. Подумайте о том, почему хорошие оценки важны для вас. Чем вы хотите заниматься в будущем? Многие ученики хотят получить дополнительное образование и устроиться на хорошую работу. Вы уже решили, где будете учиться после окончания школы? Если вы уже знаете, кем вы хотите стать, вы сможете сосредоточиться на изучении предметов, знания которых вам понадобятся в будущем. Узнайте, какие требования предъявляются к поступающему в учебное заведение. Кроме того, узнайте, какой средний балл аттестата считается наиболее предпочтительным для поступления.

    Часть 2

    Разговор с родителями
    1. Не пытайтесь скрыть свой табель от родителей. Хотя у вас может возникнуть такое желание, не поддавайтесь искушению. Если вы будете пытаться утаивать оценки от родителей, вы покажете свою незрелость. Однако если вы будете готовы честно рассказать им о своих достижениях и промахах, вы проявите себя как ответственная личность. Кроме того, если родители узнают о том, что вы пытались утаить от них правду, они могут очень разозлиться, что вас вряд ли порадует.

      Поговорите одновременно с обоими родителями. Даже если у вас доверительные отношения с одним из родителей, стоит поговорить сразу и с папой и с мамой. Этим вы покажете, что готовы признавать свои ошибки и обсуждать их с родителями. Благодаря этому вы сможете завоевать уважение своих родителей.

      • Скажите родителям, что у вас есть плохие оценки, прежде чем показать дневник или табель. Лучше услышать плохую новость, чем увидеть ее на бумаге. Реакция родителей будет не такой резкой.
    2. Объясните причины вашей плохой успеваемости. Родители должны знать, почему на ваш взгляд вы получили плохие оценки. Этим вы покажете, что вы открыты к диалогу с родителями. Расскажите о своих сильных и слабых сторонах. Покажите составленный вами список причин и обсудите его с родителями. Будьте честны с родителями.

      Покажите родителям составленный вами план действий по исправлению плохих оценок. Расскажите родителям, что вы планируете предпринять, чтобы улучшить успеваемость. Объясните им каждое свое действие и почему оно должно принести результат. Покажите свой план в письменной форме, чтобы родители могли увидеть, что вы готовы сделать для того, чтобы ваши оценки стали лучше. Попросите родителей дать вам совет о том, какие еще действия можно внести в этот список.

      Узнайте, какие оценки ваши родители считают плохими. Вы должны четко понимать, какие оценки для родителей являются плохими, а какие – хорошими. Благодаря этому вы будете знать, чего они ожидают от вас.

      Сосредоточивайтесь на положительном. Беседуя с родителями, упомяните о положительных сторонах табеля. Даже если у вас в табеле не только хорошие оценки, обратите внимание родителей на положительную сторону вашей успеваемости. Иногда это сложно сделать, однако постарайтесь сосредоточиться на своих достижениях. Вы можете обратить их внимание на хорошее поведение или безупречную посещаемость школы.

      • Обратите внимание родителей даже на незначительные улучшения. Вам удалось улучшить оценку по какому-то предмету? Вы уже длительное время сохраняете удовлетворительный уровень по точным наукам?
      • Не позволяйте плохим оценкам затмить вашу усердную работу. Безусловно, в вашем табеле есть хорошие оценки, на которые родители должны обратить пристальное внимание. Также подумайте о плохих оценках. Родителям не нравится ваша оценка по истории? Какая оценка по этому предмету у вас была в прошлом году? Возможно, в этом году вам удалось улучшить оценки. Если это так, скажите родителям об этом. Кроме того, пообещайте им, что вы будете делать все возможное, чтобы повысить успеваемость!
    3. Не думайте, что ваши родители очень рассердятся на вас. Ваши родители тоже были детьми, поэтому вряд ли они будут слишком суровы. Родители, скорее всего, помнят, что и они получали плохие оценки, поэтому, если это ваш первый раз, попросите их проявить понимание. Помните, если вы будете говорить с ними спокойно, вы вызовете меньше негодования и проявите себя с лучшей стороны.

      • Будьте вежливы и проявляйте уважение, даже когда вы расстроены. Скорее всего, узнав о вашей плохой оценке, ваши родители рассердятся, но не позволяйте себе сердиться в ответ.
      • Будьте готовы принять наказание от родителей.
    4. Будьте оптимистом. Плохие оценки – это вовсе не конец света. Тем более вы можете улучшить свои оценки. Кроме того, у вас уже есть план решения этой проблемы! Пообещайте родителям и самому себе, что вы будете делать все возможное, чтобы следовать своему плану. Ваша успеваемость должна быть очень важна для вас.

      • Не сдавайтесь! Даже если вы очень расстроены, не стоит опускать руки. Не говорите родителям:«Я не смогу улучшить оценки! Я неудачник! Я глупый! Это невозможно!» Вряд ли с таким мышлением вам удастся сохранять положительный настрой. Если поставленная цель кажется недостижимой, попробуйте разбить ее на более мелкие. Скажите себе: «Я постараюсь хорошо написать контрольную работу и улучшить оценку хотя бы на один балл». Достижение таких небольших целей поможет вам улучшить успеваемость.
    5. Попросите родителей поговорить с другими родителями или с вашим учителем. Возможно, вы думаете, что причиной вашей неуспеваемости является преподаватель. Будьте честны. Не обвиняйте учителя без веских оснований. Это только ухудшит ситуацию. Тем не менее, если вы знаете, что и другие ученики также плохо понимают этот предмет или учитель не готовит вас к самостоятельным и контрольным работам по этому предмету, сообщите об этом родителям.

    6. Попросите родителей помочь вам улучшить оценки. Скажите им честно, что вам сложно придерживаться ежедневного графика. Попросите родителей контролировать вас. Пообещайте родителям, что вы не начнете возмущаться, если они будут контролировать выполнение составленного вами плана. Кроме того, родители могут помочь вам следующим образом:

      • Родители могут объяснить вам сложный материал доступными словами. Иногда учителя и учебники излагают предмет так, что его трудно понять. Родители знают вас лучше, поэтому они могут понятнее объяснить вам материал.
      • Родители могут помочь вам делать карточки для запоминания материала.
      • Родители могут задавать вам вопросы по изученному материалу.
      • Родители могут проверять ваше домашнее задание и исправлять ошибки.
      • Родители могут давать вам дополнительные задания (вне школы), чтобы вы больше практиковались и могли лучше уяснить материал.
      • Вы должны понимать, что ваши родители – занятые люди, и они не могут уделять вашему домашнему заданию много времени. Поэтому будьте благодарны вашим родителям за любую помощь, которую они оказывают вам.
    7. Попросите родителей нанять репетитора. Репетитор поможет вам улучшить успеваемость. Однако помните о том, что услуги репетитора, как правило, дорогие. Не расстраивайтесь, если родители не смогут выполнить вашу просьбу.

      • В качестве репетитора может выступить ваш одноклассник, прекрасно знающий предмет, по которому у вас плохие оценки. В этом случае вы получите необходимую вам помощь, а вашим родителям не придется тратить много денег на репетитора.
    8. Рассказывайте родителям о текущих оценках. Если вы честно будете сообщать родителям информацию о полученных оценках, для них не будут удивлением низкие баллы в табеле. Показывайте им ваши самостоятельные и контрольные работы. Просите родителей на выходных просматривать ваше домашнее задание. Это позволит им следить за вашей успеваемостью.

      • Выполняя все домашние задания вовремя, вам будет легче определить, что вам непонятно. Если вы получили плохую оценку по контрольной работе, обсудите с родителями, в чем корень проблемы, а также как можно исправить отрицательную оценку. Это поможет вам справиться с любыми трудностями, с которыми вы сталкиваетесь в школе.
    • Если вас лучше понимает один из родителей, сначала поговорите с ним. Затем поговорите одновременно с обоими родителями.
    • Если родители расстроились, сохраняйте спокойствие. Не затевайте ссору. Этим вы только ухудшите ситуацию.
    • Поговорите с родителями в разумном тоне и выслушайте их. Они просто хотят, чтобы у вас все было хорошо.
    • Выпустите пар. Побейте подушку, прокатитесь на велосипеде, поиграйте в компьютерную игру или послушайте музыку. Избегайте ссор с родителями.
    • Будьте готовы принять разумное наказание. Этим вы покажете, что серьезно относитесь к сложившийся ситуации, и, что подобное больше не повторится.
    • Помните, что родители всегда будут любить вас таким, какой вы есть, даже если вы получите плохую оценку!
    • Скажите родителям, что учиться в школе трудно, и что их поддержка и помощь может помочь вам повысить успеваемость.
    • Обращайте их внимание на положительные моменты. Пообещайте исправить плохие оценки.
    • Показывайте табель своим родителям. Ваши родители будут злиться еще больше, если вы попытаетесь скрыть истинные оценки. Поэтому не стоит подделывать оценки. Сообщите родителям о том, что вы собираетесь сделать, чтобы улучшить оценки.
    • Не стоит говорить: «Мои одноклассники постоянно разговаривают и отвлекают меня». Этим вы покажете, что пытаетесь уйти от ответственности. Будьте честны и готовы отвечать за свои неправильные действия.
    • Подготовьтесь к худшему развитию событий, но в то же время, сохраняйте положительный настрой.
    • Некоторые родители ожидают многого от своих детей. Обратитесь к родителям за помощью, если вам что-то непонятно. Скорее всего, они с готовностью помогут вам.

Слово «троечник» в русском языке имеет определенное и довольно емкое значение. Это не просто ребенок, получивший за что-то отметку «три», отметку, которая очень раздражает многих родителей. Это практически клеймо и школьный статус, некая социальная оценка ребенка, получить которую легко, а изменить трудно. «Что такое тройка, ни то, ни се – раздраженно восклицают многие родители, – уж лучше бы два получил, было бы ясно, что просто не выучил». Отметка «три» у нас часто ассоциируется с серостью и отсутствием каких-либо способностей, что само по себе очень травматично для ребенка, особенно если тройки у него – хроническое явление.

Конечно, это не так страшно, как быть двоечником и совершенно не успевать по школьной программе. Однако как и все мелкие хронические неприятности, постоянные тройки очень влияют на самооценку ребенка и отношение к нему школьного коллектива.

Вроде и учил, и занимался, и на всех уроках присутствовал, а в диктанте опять 3-4 ошибки, полно недочетов в контрольной по математике, и текст, который повторяли весь вечер, еле рассказан на уроке.

Причин такой ситуации, когда ребенок не столько не успевает по школьной программе, сколько не дотягивает до своих собственных возможностей, может быть несколько: неуверенность в себе, плохая зрительная память, невнимательность, усталость, сложные отношения с одноклассниками. Причиной «троек» может быть и банальная близорукость, о которой не подозревают ни сам ребенок, ни его родители: сидя на третьей или четвертой парте, он просто плохо видит то, что пишут на доске. Поиск и решение всех этих проблем требует много времени. И этим обязательно нужно заниматься. Однако, надо понимать, что чем дольше ребенок находится в состоянии «троечника», тем труднее ему будет выходить из этого состояния, поэтому меры к решению этой проблемы нужно принимать немедленно. Как известно, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и помочь своему ребенку можете и должны, прежде всего, вы сами.

Правило 1. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

Не боритесь с тройками по всем школьным предметам сразу. Выберите либо наиболее значимый для вас в данный момент предмет, либо предмет, который ребенок сам выберет. Возможно, лучше начать с предмета, в котором вы лучше разбираетесь. Начинайте регулярно и спокойно им заниматься, не обращая внимания на неудачи или то обстоятельство, что в результате ваших занятий никаких видимых изменений в школьных отметках не происходит. Хронические болезни быстро не лечатся, и результат обязательно будет. Иногда улучшение отметок по одному предмету автоматически влечет за собой изменения в успеваемости ребенка в целом.

Правило 2. Оценивайте работу ребенка по-своему

Любой, даже малейший успех очень влияет на самооценку и является мощным мотиватором. Но что делать, если в школе у ребенка постоянное «три»? Заведите свою собственную шкалу оценок, например, не от 1 до 5, как в школе, а от 1 до 10. Это позволит вам более точно отслеживать изменения в работах ребенка. Например, за диктант опять три, но это по школьной шкале, а по нашей, домашней, мы поднялись на один балл, т.к. ошибок уже не пять, а четыре, или они менее серьезные, на ваш взгляд. Если в плане ошибок улучшения нет, найдите его в чем-то другом: работа написана аккуратнее, чище и т.д., значит, по нашей шкале отметка повышается. Таким образом, вы уберете у ребенка ощущение полной неудачи.

Правило 3. Ставьте перед ребенком конкретные и реально выполнимые цели. Ребенок с трудом воспринимает общие пожелания родителей «учись хорошо, чтобы преуспеть в жизни». Ставьте перед ним конкретные задачи, например, сократить количество ошибок в диктанте с четырех до трех и т.д. Радуйтесь вместе с ним, если это получилось, несмотря на то, что школьная отметка не изменилась. Не ставьте заведомо невыполнимых в ближайшее время целей, как например, написать контрольную по математике на пять.

Правило 4. Учите ребенка оценивать свою работу

Учите ребенка адекватно оценивать собственную работу. Это вообще очень полезный навык в жизни. Попросите его самого поставить оценку за его же работу. Если вы считаете, что ребенок ее завысил, спокойно объясните ему, почему вы с ним не согласны. Если вы сделаете это тактично, он согласится с вами и поставит себе другую отметку. Если нет, не ругайте: в следующий раз он будет более объективен. Спокойно подумав и поставив самому себе отметку «три», ребенок потом не так болезненно воспримет ее от учителя в школе.

Правило 5. Меньше ругайте, больше хвалите

Это, пожалуй, самое известное и одновременно самое трудноисполнимое пожелание. Тяжело сохранять хладнокровие после родительского собрания, где каждый учитель говорил вам: плохо, не получается, не доучил, не смог, на уроках молчит и т.д.

Однако вспомним: еще Дейл Карнеги писал о малой эффективности прямой критики. Постарайтесь и найдите хоть что-то малое в учебе вашего ребенка, за что его можно похвалить. Пусть ваши школьные отметки не меняются, но зато вы с ребенком целую неделю писали домашние диктанты и ни разу не пропустили – это уже повод для совместной радости и гордости.

Правило 6. Установите «лимит» на критику

Совершенно не ругать и не критиковать ребенка, наверно, невозможно. Поэтому здесь очень важно знать определенную меру. Если ругаете за очередную тройку по математике, не замечайте тройку по чтению или музыке. Если ругаете за тройку по русскому, делайте это один раз, а не постоянно в течение дня и не напоминайте об этом в дальнейшем. Если вы критикуете и ругаете ребенка помногу, он просто перестанет воспринимать ваши речи (особенно это касается мальчиков) и станет нечувствительным к критике. Единственным же реальным результатом этого будут ваши расстроенные нервы.

Правило 7. Критикуйте работу, а не исполнителя

Это также хорошо известное, но редко выполняемое правило. Разбирая работу ребенка нужно следить за своим языком, за тем, как и какие слова вы при этом употребляете. После небольшой практики вы научитесь говорить на автомате « в работе сделано пять ошибок» вместо «ты сделал пять ошибок», «написано грязно и неразборчиво» вместо «ты написал грязно и неразборчиво» и т.д. Оценка должна относиться к конкретному объекту, например, к письменному заданию по истории, а не к ребенку, который ее делал. При этом, все вышенаписанное относится к отрицательным оценкам, положительные можете смело адресовать самому ребенку, который смог сделать что-то лучше, чем в прошлый раз.

Правило 8. Приучайте ребенка спрашивать у вас то, чего он не понимает

Считается, что умение спрашивать лежит в основе познания. Задать четкий, ясно формулирующий проблему вопрос дорогого стоит.

Поставьте себе за правило всегда спокойно и без лишних слов («как можно такое не понимать», «я тебе сто раз уже говорила», «ты, что, меня вообще не слушал» и т.д.) отвечать на вопросы ребенка по домашним заданиям. Лучше вы десять раз будете объяснять одно и то же, чем он один раз не спросит вас тогда, когда ему будет надо. Многие родители так раздражаются на глупые, как им кажется, вопросы ребенка или его непонятливость, что он избегает их задавать и остается один на один с непонятым материалом по школьной программе.

Многие трудности обучения и «тройки» в начальной школе связаны с дошкольным периодом. Плохое развитие речи ребенка мешает ему хорошо читать, а это, в свою очередь, оказывает влияние на всю учебу в целом. Недоразвитие мелкой моторики ведет к проблемам в письме, рисовании и чтении. В первом классе отметок детям не ставят и, когда вдруг в третьем-четвертом классе ребенок оказывается хроническим троечником, это очень удивляет некоторых родителей.

Если вашему ребенку учеба в первом классе дается не легко, возможно, стоит не только просматривать его текущие работы и наспех исправлять ошибки, а обратить на его учебу более пристальное внимание. Это поможет ему впоследствии не скатиться в постоянные тройки. Как известно, предупредить какие-то проблемы легче, чем потом их исправлять.

Фото: Артем Устюжанин / сайт

С 1 апреля начинается весенний призыв на срочную службу. Накануне призыва мы встретились с председателем Комитета солдатских матерей Свердловской области Мариной Лебедевой. Она рассказала, почему весенний призыв для призывников легче, чем осенний, стоит ли родителям слать призывникам деньги и что делать, если сын жалуется на дедовщину.

Приемный комитет находится в небольшой однокомнатной квартире в центре города на улице Луначарского. В часы приема по четвергам тут всегда много посетителей.

- Марина Митрофановна, по Сирии к вам обращаются? Матери и жены тех, кого туда отправили?

Нет, к счастью. Туда идут только контрактники, сознательно идут. Зрелые, взрослые люди. Офицеры. Призывников-срочников не имеют права отправлять в другое государство. Контрактников могут отправить с первых же дней контракта, они знают, на что идут.

- Вот только что к вам на прием приходил молодой человек, после вуза хочет заключить сразу контракт...

Никуда его не отправят. Зачем и кому он там в Сирии нужен?! Там нужны профессионалы, офицеры. То, что происходило 20 лет назад, когда Чечню одним полком хотели взять, было связано с неразберихой в государстве, в Министерстве обороны. Сейчас нет такого.

К вам идут с проблемами, иногда с трагедиями. Можете сравнить, как изменилась армия за эти годы. За чем шли раньше, за чем сейчас.

Если взять период в двадцать лет, когда мы только начали работать, и сейчас - разница колоссальная. Двадцать лет назад родители шли к нам с одним: не хотели, чтобы их дети попали на войну. Сначала первая чеченская, потом вторая чеченская. Все приемы и проблемы были тогда связаны с войнами: ранения, госпитали, получение удостоверений «Участник боевых действий», погибшие, пропавшие без вести… Очень серьезные тяжелые случаи. Все боялись призыва. Не потому что не хотели служить, а потому, что была великая опасность потерять свою жизнь. Родители делали все возможное, чтобы их сыновья не попали в армию в тот период. Кто не мог откупиться или не мог реализовать себя в другой сфере (поступить в институт, в техникум), шли служить. Необстрелянные попадали на войну.

Фото: Артем Устюжанин / сайт

- А 10 лет назад?

Все еще сохранялась напряженность. Уже меньше было обращений по самовольному оставлению части. Но они были. Бывало, по пять-семь человек прибегали из одной части. Ночевали на столах у меня в Комитете солдатских матерей, потому что им некуда было деться. Сдать командирам я этих мальчиков не могла, пока не разберусь. Звонила и предупреждала командиров: «Иванов-Петров у меня, неважно где». Чтобы командир ночь спал спокойно, не искал его по садовым участкам.

Виноваты были и командиры, что упустили ситуацию, которая привела к побегу. Но, бывало, и мальчики сами оказывались виноваты: ни морально, ни физически не были подготовлены к армии. Те же призывники с Кавказа сбегали из части, потому что не привыкли к каким-то домашним, хозяйственным работам, мытью туалета. У них дома это считалось женской работой. Десять лет, пятнадцать лет назад наши призывники бежали с Владикавказа, с южных республик. Тогда была проблема, когда командиры продавали своих солдат в трудовое рабство, и ребята возвращались домой не в дембель, а через три-четыре-пять месяцев, пока не достроят гараж, садовый домик. Слава богу, сейчас такого нет. Военная прокуратура, следователи работают.

- Сейчас с чем идут?

Жалоб по самовольному оставлению части из-за неуставных отношений стало мало. Но есть. В основном бегут из Хабаровска, Уссурийска, из Сергеевки (Приморский край). У нас в Центральном военном округе все более-менее спокойно. Обращаются насчет контрактной службы. Кто-то не может уволиться, не отпускают из воинской части. Кто-то, наоборот, просит помочь попасть по контракту.

Сейчас на приеме был молодой человек, отслужил на Кавказе, получил в армии хорошую специальность, радист. Хочет дальше служить по контракту. Но образование у него - лишь девять классов, устроиться по его специальности трудно, было бы среднее - 11 классов… Надо учиться! Обращаются по каким-то медицинским вопросам, если не согласны с призывной комиссией насчет годности к службе. Пока не вынесли решение, надо успевать, проходить какие-то дополнительные обследования.

Фото: Артем Устюжанин / сайт

Ни одному командиру больной мальчик не нужен! К сожалению, не было такого, чтобы врач, который пропустил негодного по медицинским показаниям призывника, понес ответственность. Часто просят посодействовать, чтобы не отправляли служить за пределы Свердловской области. Есть семейные обстоятельства, когда призывники имеют право служить недалеко от дома: жена с ребенком, родители-пенсионеры. Я благодарна нашему военкому ЦВО Игорю Евгеньевичу Лямину, все наши призывники, у кого есть жена и ребенок, служат в Свердловской области, никого не отправляют далеко. Бывает, что у кого-то из родителей онкозаболевание на 4-й стадии, в законе не прописано, что таких нельзя отправлять далеко. Но мы помогаем, нам идут навстречу.

- Можете посодействовать, чтобы призвали в определенные рода войск?

Обращаются. Помогаем. Бывает, что мальчики хотят служить вместе со своими собаками. Раньше можно было отправиться на границу. Сейчас в погранвойсках служат только контрактники. Но со своими служебными собаками можно пойти служить во внутренние войска, сейчас это правильно называется войска Росгвардии.

- Если судить по количеству жалоб и обращений, в каких войсках служить спокойнее?

Практически не обращаются родители тех, кто служит в Росгвардии. Видимо, там все поставлено и с дисциплиной, и с порядком. Все проблемы решают сами. У них нет самовольного оставления части, никогда не было рабского труда, мало массовых эпидемий. Никто не жаловался на вымогательство денег, неуставные отношения, дедовщину со стороны служащих с Кавказа. Призывников с Кавказа они сразу ставят на место: они и полы моют, и выполняют все хозяйственные работы. Также спокойно (если судить по обращениям) в ракетных войсках.

Фото: Артем Устюжанин / сайт

Фото: Артем Устюжанин / сайт

- А откуда больше всего идут с проблемами?

Артиллерийские, танковые части. Это, видимо, связано с их большой численностью. Кстати, часто родители сами бывают виноваты. Не обращают внимания, что надо воспитывать характер, физические качества. Призывники с того же Северного Кавказа приходят гораздо более крепкие физически, там в каждом дворе есть турники, футбольные поля. А у нас сидят за компьютерами, приходят полуслепые, с испорченным зрением, воспитанные мамами-одиночками без отцов. Психически, психологически часто не готовы.

Кстати, уровень негодных к службе по психическим заболеваниям повысился. И даже тем, кто без серьезных психических заболеваний, им не всегда доверяют оружие, военные психологи уже в частях выявляют психологические отклонения. Хорошо, что сейчас это есть в военных частях.

Призывают разных… Все-таки что делать родителям, если сын звонит и жалуется на дедовщину, на вымогательство?

Родителям нужно незамедлительно ехать в часть. Неважно, служит он в Хабаровске, во Владивостоке, в Москве или в Екатеринбурге. Потому что запасных сыновей у вас нет! Помню, лет десять назад был случай: мама из деревни рассказала, что продала корову и поехала к сыну во Владикавказ. И правильно сделала. Командиры подарили солдата в рабство, не отпускали домой. Сейчас такого нет, повторяю, не будем пугать родителей.

- А если просит денег?

Не посылать ни в коем случае. Если просит деньги постоянно, возможно, мальчик избалованный, не привык, чтобы отказывали. Может лукавить: мама, вышли мне на бушлат, мама, вышли на берцы, якобы украли. А сам покупает новый телефон, хотя в частях сейчас разрешены только кнопочные. Или на кафе. Лишние деньги - соблазн выпить. Выпил, попал в комендатуру - что-то натворил по пьяни, самовольно оставил часть. Бывает, что вымогают. Недавно помогали разбираться, требовали с парня 40 тысяч, командиры (младшие) обвинили, что по его вине сломалась боевая машина. Ну, понятно, что врут. Заглох танк - спишите его, в чем солдат-то может быть виноват. Тут надо разбираться, можно к нам обратиться в Комитет.

- Ну в каких разумных суммах деньги все-таки можно посылать?

Они две тысячи получают каждый месяц, этого достаточно. Посылайте не деньги, а посылки. Конфеты россыпью: леденцы, карамель. Чтобы угостил других. Носки посылайте, носков им мало выдают. Сигареты, если курит. Можно на телефон деньги положить.

- Срочники имеют право отказываться от прививок?

Имеют. Любой военнослужащий имеет право отказаться от прививки. Он остается гражданином, никто его гражданских прав не лишает. Кто-то плохо себя чувствует, у кого-то акклиматизация. А есть принципиальные противники прививок.

Представьте, что все зависит от вашего решения... Вы бы сохранили призыв или сделали армию лишь на контрактной основе?

Я только за контрактную службу. Это должна быть хорошая, престижная мужская работа. Но государство считает, что срочную службу необходимо сохранить.

- Есть отличия осеннего и весеннего призыва?

Конечно. Я была рада, что мой сын шел служить в весенний призыв. Даже если ребята попадают в другие климатические условия, то летом акклиматизироваться легче, чем осенью. Уже в начале декабря у нас начинаются эпидемии: грипп, ОРВИ. Госпитали забиты. Поэтому весенний призыв проходит легче. И я бы очень хотела, чтобы и родители, и ребята не боялись службы. Армия научит и мужеству, и ответственности. Для многих это возможность получить военную профессию, которая пригодится на гражданке. А кто-то захочет связать с армией свое будущее. Ведь при заключении контракта можно поступить в военное училище и стать достойным офицером.

Комитет солдатских матерей находится по адресу: Луначарского, 83, офис 63, вход со двора. Приемный день: четверг, с 13 до 19 часов. Телефон +7 (343) 370–33–07. Мобильный телефон Марины Митрофановны Лебедевой: +7 912 676 87 89.