Центр образования "Золотой ключик". Такие разные вечерние школы Проблемы вечерних школ

Вечерняя школа - это возможность наверстать пробел в образовании, взяться за ум, задуматься о перспективах, совмещая с трудовой деятельностью образовательный процесс. Такие учебные заведения имеют особое значение в отечественной системе образования.

Специфика деятельности

Вечерняя общеобразовательная школа занимает промежуточное положение между обычными дневными учебными заведениями и дополнительным образованием. С телевизионных экранов звучит информация о доступности образования. В реальной жизни в зависимости от разных факторов часть старшеклассников вынуждена покидать стены родной школы, искать способ заработать деньги.

Вечерняя школа — это шанс на приобретение образования, без которого сложно рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице. У каждого гражданина в любом возрасте есть возможность на получение полного среднего образования. Затем выпускник такого заведения может продолжать обучение в учебном заведении высшего звена.

Вечерние школы это не только способ устранить недостающие пробелы в образовании, но и отличный повод подумать о ближайшем будущем, совмещая образование с трудовой деятельностью.

Кто может посещать вечернюю школу

В период существования Советского Союза такие учебные заведения пользовались спросом у рабочей молодежи далеко не школьного возраста. В настоящее время ситуация изменилась коренным образом. Теперь учащиеся вечерней школы - подростки из неблагополучных семей, неспособные обучаться в обычных образовательных учреждениях. Примерно третью часть учеников составляют молодые люди, вышедшие из школьного возраста, которые работают в различных компаниях. Безусловно, речь не идет о том, что у каждого старшеклассника есть право бросить среднюю школу и заменить ее вечерней формой обучения. По законодательству, функционирующему в РФ, право на переход в подобное учебное заведение есть только у подростков, которые получили разрешение комиссии по делам несовершеннолетних.

Кого еще может «приютить» вечерняя школа? После нее ребята могут работать по контракту в рядах ВС РФ, ведь без среднего образования сделать это невозможно.

Также учениками вечерней школы становятся спортсмены, которые из-за постоянных поездок на соревнования не справляются с программой обычной общеобразовательной школы.

Проблемы вечерней школы

Вечерняя школа в Москве - распространенное явление в наши дни. У этих учебных заведений существует масса проблем, вызванных реформированием отечественной образовательной системы. Перечислим некоторые из них:

  • финансирование материально-технической, методической части, а также штата по остаточному принципу;
  • отсутствие специальных учебных программ;
  • заниженный статус учителя.

Среди других образовательных учреждений из-за минимального финансирования, остается без качественного косметического ремонта, обучающих материалов именно вечерняя школа. Город не всегда выделяет материальные ресурсы для решения подобной проблемы.

Сложности появляются и с укомплектованием штата сотрудников такого учебного заведения. Здесь не хватает методистов, социальных педагогов, психологов, воспитателей.

Вечерняя школа — это особый вариант образовательных организаций, в которых должны использоваться специальные учебные пособия. Из-за недостаточного финансирования педагоги вынуждены самостоятельно перерабатывать стандартные учебные программы, подстраивая их под то количество часов, что выделяется в вечерних школах.

Специфика обучения

По тем образовательным нормативам, которые установлены в Российской Федерации, продолжительность обучения в вечерних школах составляет три года. Увеличение срока обучения является вынужденной мерой, так как занятия в этих учебных заведениях проходят не каждый день, к тому же количество учебных занятий существенно меньше, чем в дневных школах.

Исходя из наименования этого учебного заведения, можно понять, что учебные занятия проводят по вечерам. Большая часть вечерних школ функционирует с 16 до 20 часов. Ученики могут подбирать для себя индивидуальный график посещения занятий, предварительно договорившись с педагогическим составом о том, что часть уроков они будут выполнять самостоятельно, не посещая вечернюю школу.

Дневная форма

В настоящее время есть и такие вечерние школы, в которых предлагается дневная форма обучения. Уроки в таких учебных заведениях начинаются в 9 утра и завершаются в 15-16 часов. При подобной форме ученики посещают школу четыре раза в неделю. В качестве основного контингента выступают подростки из неблагополучных семей, которые не смогли учиться в обычных общеобразовательных школах. Учителя достаточно лояльно относятся к подобным школьникам, используют в своей профессиональной деятельности дифференцированный подход.

Среди отличительных черт современных вечерних школ также можно выделить и разновозрастной состав класса. За одной партой здесь могут располагаться и человек солидного возраста, и подросток.

Перспективы существования

На протяжении нескольких последних лет в нашей стране идет активное обсуждение вопроса, касающегося существования вечерних школ. Часть специалистов убеждена в том, что в современном обществе такие учебные заведения не нужны. Сторонники этой идеи аргументируют свою точку зрения тем, что среднее образование в наши дни можно получить как в обычной школе, так и дистанционным способом. Но результаты многочисленных статистических исследований говорят о том, что в последнее время существенно вырос спрос населения на подобную форму образования. Многие современные люди хотят получать среднее образование, не отрываясь от работы, причем они имеют 10-15-летний трудовой стаж.

Причины востребованности вечерних школ

Откуда появляется такое количество граждан, желающих получать среднее образование в стенах вечерних школ? По данным ЮНЕСКО, в России на сегодня проживает больше миллиона безграмотных детей и подростков. Вместо того чтобы обучаться за партами, они ведут бродяжнический образ жизни.

Среди причин востребованности вечерней формы обучения специалисты выделяют и процесс оптимизации, предполагающий закрытие малокомплектных образовательных учреждений. Не у всех ребят есть возможность выезжать в другие населенные пункты для продолжения обучения, поэтому часто именно вечерняя школа остается единственным способом не просто получить образование, но и стать полноценным членом общества.

Заключение

Учитывая востребованность вечерних школ среди подростков, рабочей молодежи, в настоящее время вопрос об их закрытии приостановлен. Несмотря на сложный и разновозрастной контингент, в этих учебных заведениях проводятся не только учебные занятия, но и разнообразные мероприятия.

Вечерние школы позволяют не только восполнить недостающий пробел в собственном образовании, но и наконец-таки взяться за ум и подумать о перспективах на будущее, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Другими словами, подобные учебные заведения играют особую роль в системе российского образования, занимая промежуточную нишу между обычной школой и организациями дополнительного образования.

Нас уверяют, что современное школьное образование доступно практически каждому. Однако нередко, ввиду жизненных обстоятельств, некоторые старшеклассники вынуждены оставить стены образовательного учреждения и искать работу. Довольно часто причиной преждевременного окончания обучения становится призыв в армию, из-за чего многие молодые люди считают, что на их образовании, а значит и на успешной карьере в будущем, можно "поставить крест". Ведь все мы знаем, что без наличия диплома добиться взлета по карьерной лестнице и материального благополучия практически невозможно.

Однако не все так безрадостно, как может показаться на первый взгляд. Благодаря институту вечерней школы, существующей в России, каждый гражданин нашей страны может в любом возрасте получить полное среднее образование (даже если 8-9 классов он окончил несколько лет назад), и, соответственно, продолжить свое обучение в ВУЗе.

Отметим, что вечерние школы позволяют не только восполнить недостающий пробел в собственном образовании, но и наконец-таки взяться за ум и подумать о перспективах на будущее, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Другими словами, подобные учебные заведения играют особую роль в системе российского образования, занимая промежуточную нишу между обычной школой и организациями дополнительного образования.

Кто учится в вечерней школе?


Во времена Советского Союза вечерние школы предназначались в основном для рабочей молодежи отнюдь не школьного возраста. Сегодня же основная масса обучающихся в подобных учебных заведениях – это подростки из неблагополучной среды обитания, которые в силу своего возраста должны были бы обучаться в обычной школе. И только треть учеников - работающие молодые люди старше школьного возраста.

Но это не означает, что каждый старшеклассник может бросить среднюю школу и перейти на вечернюю форму обучения . Согласно действующему законодательству, после девятого класса подросток может перевестись в вечернюю школу только с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних.

Если же говорить о "взрослой" категории учащихся, то чаще всего в вечернюю школу поступают военнослужащие-контрактники, которые из-за отсутствия среднего образования не могут продлить контракт, и спортсмены, которые из-за частых соревнований не смогли вовремя получить полное среднее образование.

Проблемы современной вечерней школы

Ни для кого не секрет, что российская система образования в настоящее время находится в достаточно критическом состоянии, и только начинает свой путь на пути к глобальному реформированию. Однако в наиболее печальном положении оказались вечерние школы, о чем свидетельствует целый ряд проблем, к которым можно отнести:

  • финансирование по остаточному принципу – причем это касается как материально-технической и методической части, так и финансирования штатных единиц. В результате, вечерняя школа не может сделать своевременный ремонт, обеспечить учеников обучающим материалом и укомплектовать штат всеми необходимыми специалистами (психологом, социальный педагог, методистом, воспитателем и т.д.);
  • отсутствие специализированных учебных программ для вечерних школ – как правило, педагоги каждой вечерней школы самостоятельно "перерабатывают" методические материалы обычной школы, подстраивая программы обучения средней школы под то количество часов, которое положено данным учебным заведениям;
  • отчуждение учителей вечерних школ от статуса школьного педагога – из-за этой проблемы многие учителя сталкиваются с большими трудностями при оформлении пенсии за выслугу лет и не получают доплату за классное руководство.

Особенности обучения в вечерней школе


Согласно нормативам, обучение в вечерней школе составляет три года. Увеличенная продолжительность обучения – вынужденная мера, поскольку занятия в большинстве таких школ проводятся не ежедневно, при этом количество учебных часов заметно меньше, чем в обычной средней школе.

Как можно понять из названия учебного заведения, занятия проводятся по вечерам (как правило, с 16-00 до 20-30). Причем ученик может перейти на индивидуальный график обучения, договорившись с преподавателем о том, что часть уроков он будет пропускать и выполнять задания дома.

Существуют вечерние школы, осуществляющие и дневное обучение (да, да, как бы странно это не звучало). В таких учебных заведениях занятия начинаются в 9 утра и заканчиваются в 15-16 часов. Правда, учиться нужно всего четыре дня в неделю. При этом, учитывая специфику контингента (подростки из неблагополучных семей, испытывающие трудности в учебе и в общении с окружающими), педагоги лояльно относятся к своим ученикам, практикуя дифференцированный подход.

Вечерняя школа: быть или не быть?

Уже не первый год в России активно обсуждается вопрос необходимости вечерних школ. Многие специалисты уверены, что современное общество в них не нуждается, так как получить среднее образование сегодня можно дистанционно и в обычной школе. Однако статистика свидетельствует об обратном: в последние годы спрос на данный вид обучения неуклонно растет – многие люди стремятся получить среднее образование без отрыва от работы, после 10-ти летнего, а то и 30-ти летнего перерыва в учебе.

Откуда столько желающих учиться в вечерней школе? По данным ЮНЕСКО в нашей стране на сегодняшний день живет больше миллиона абсолютно безграмотных детей и подростков (и это только официальная статистика, на самом деле таких детей намного больше) которые вместо того, чтобы ходить в школу бродяжничают, попрошайничают, воруют и т.д. – это все потенциальные ученики вечерних школ. Кроме того, в России ежегодно закрываются малокомплектные школы (чаще всего в небольших селах), бывшие ученики которых не имеют возможности ездить на учебу в соседний населенный пункт и остаются малограмотными.

Подчеркнем, что для этой категории людей вечерняя школа является единственной возможностью не только добиться успеха в жизни, но и стать полноценным членом социума. Поэтому серьезно рассматривать вопрос о ликвидации института вечерней школы в нашей стране еще слишком рано. К счастью, российские государственные деятели это понимают, и делают все возможное, чтобы создать (или, скорее, восстановить) правовую основу для деятельности вечерних школ , которые в существующей редакции закона "Об образовании" даже не упомянуты.

Классическая бесплатная государственная ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА поможет Вам получить недостающее образование начиная с 6 класса. Вы сами выберете себе удобный график обучения: очную, очно-заочную или заочную форму получения образования.

Основная задача школы:

обеспечение равной возможности реализации конституционного права на получение образования всем гражданам России, в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка, места проживания, не взирая на образовательный, национальный, возрастной цензы и физические недомогания. Школа реализует эту задачу на базе многопрофильности, многофункциональности, гибкости форм и режима работы. Школа должна стать гарантом доступности и подлинной демократичности образования для ВСЕХ, но особенно для тех, кто в силу разных причин не может учиться в обычной школе, предоставлять возможность учиться всем желающим любого возраста, как работающим, так и не работающим, в удобной форме и в удобное время. Школа должна средствами образования содействовать социальной защите и психолого-педагогической реабилитации учащихся школы. Школа должна стать эффективным Центром социализации личности учащихся.

Основы работы школы::

  • признание права на образование в любом возрасте как одного из важнейших фундаментальных прав человека;
  • ориентация образования на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
  • содействие гармонизации интересов личности учащихся и общества в целом;
  • обеспечение доступности качественного образования и просвещения для каждого гражданина;
  • учет специфики образовательных потребностей различных категорий учащихся вечерней школы
  • формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

    Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

    Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Кто же является учащимися школы на сегодняшний день:

    Взрослые учащиеся, имеющие большой перерыв в учебе, работающие, и поэтому вынужденные получать образование в вечернее время. К этой категории учащихся относятся люди, окончившие 9 классов средней школы, работающие и понявшие, что без полного среднего образования дальнейший карьерный рост невозможен. К этой же категории относятся и домохозяйки, ухаживающие за детьми, а также беременные женщины.

    Военнослужащие, проходящие срочную воинскую службу в Дивизии Дзержинского, а также уволенные в запас воины-срочники и контрактники, в т.ч. и из горячих точек. Мотивация у этих учащихся самая различная, от получения знаний и продолжения образования в ВУЗах до получения просто документа об образовании.

    Молодые люди, окончившие профессиональные училища без среднего образования, а также отчисленные из колледжей и училищ по различным причинам. Школа имеет договор с колледжами СПО «Колледж автоматики и радиоэлектроники» № 27 и ГОУ СПО Технологический колледж № 28 о переходе отчисляемых оттуда учащихся непосредственно в нашу школу.

    Мигранты и эмигранты, получающие образование в рамках программы Московского правительства «Школа русского языка». По этой программе приезжающие в страну официальные мигранты и эмигранты в течение 1 учебного года получают интенсивный курс обучения русскому языку для возможности дальнейшего получения образования в государственных учебных заведениях. По окончании «Школы русского языка» они становятся учащимися этнокультурного класса нашей школы. В настоящее время в этнокультурном классе школы обучаются беженцы из Афганистана.

    Подростки, по разным причинам не имеющие возможности продолжать образование в массовой школе. Среди причин невозможности продолжать обучение в массовой школе преобладают следующие:

    • Желание ускоренно окончить среднюю школу (таки подростки выбирают экстерную форму обучения)
    • Конфликты с учащимися или учителями в школе, где они обучались до этого
    • Тяжелое финансовое положение в семье, вынуждающее подростка либо идти работать и совмещать работу с учебой в вечернее время, либо параллельно со средним образованием в вечерней школе получать профессиональное образование

      Так называемые «трудные» подростки, от которых либо по причине их отклоняющегося поведения, либо по причине отставания в учебе стараются избавиться массовые дневные школы.

    Люди с физическими недостатками, инвалиды, в том числе военнослужащие, проходящие лечение после ранений, полученных в горячих точках, в госпитале им.Бурденко

    Лица, пребывающие под следствием в следственном изоляторе СИЗО № 6. Это – девушки и молодые женщины, высоко замотивированные на учебу, т.к. горько осознали ошибки, совершенные ими. Именно школьные занятия, регулярные и серьезные, помогают им не потерять себя как личность.

Времена "Большой перемены" и "Весны на Заречной улице" не прошли

В этой прокопьевской школе занятия трижды в неделю. У старшеклассников нет дневников, многие – уже сами мамы и папы. Если такие ученики прогуливают школу – значит, их с работы не отпустили. Класс помладше – проблемные подростки, которых выгнали из обычных школ. Наш корреспондент заглянул в вечерку, чтобы выяснить, насколько все изменилось со времен «Большой перемены» и «Весны на Заречной улице».

Урок английского в вечерней школе г. Прокопьевска

Нахулиганила

Единственная в Прокопьевске вечерка работает на базе бывшего 41-го училища. С 2013 года училище вошло в состав электромашиностроительного техникума, но будем называть его на старый манер. Здесь как будто не одна, а две вечерних школы. Старшеклассники (ученики 10–12-х классов) – взрослые, ответственные и социализированные. А в 9-й класс школьники попадают по направлению инспекции по делам несовершеннолетних. Выпускники здешнего девятого класса, как правило, продолжают образование в других учебных заведениях. Крайне редко поступают сюда же в десятый.

Девятиклассница Антонина (имя по этическим причинам изменено) в вечерней с октября, до этого ходила в обычную школу. Одета по-деревенски, закутана в пуховый платок и напоминает изображенную на шоколадке «Аленка» девочку, только повзрослее и покрупнее. Производит впечатление человека открытого, доверчивого и неконфликтного.

– За что вас сюда перевели?

– За хулиганство.

– Что именно совершили?

– Нахулиганила. Окна била в школе.

– Вы кажетесь спокойной.

– Они там все время говорили: «Тонька то! Тонька это! Тонька опять накосячила…». И я решила: «Раз вы так говорите, вот вам – получайте!».

– Здесь такого нет?

– Нет. Здесь учителя другие.

По словам сегодняшних учителей Антонины, она, если и была когда-то неуправляемой, теперь ведет себя иначе. Правда, недавно сбежала с последнего урока, пришлось звонить Тониной бабушке. Соответствующего вопроса не задаю, но и так понятно, что родителей у девушки либо нет, либо судьба дочери им безразлична.

Самая первая в Прокопьевске вечерняя школа открылась в 1933 году и находилась в переулке Артема. С конца 90-х началось сотрудничество этой школы с 41-м училищем. В училище набирали в том числе и группы двухгодичников, которые получали только профессию, но не аттестат о среднем образовании. Многие параллельно учились в вечерке. Чтобы упростить жизнь таким студентам, решили проводить уроки и в стенах 41-го. Ныне школы в переулке Артема уже нет. Восемь лет назад она полностью «переехала» в училище, где обучаются и студенты, осваивающие профессию, и – отдельно – ученики вечерней школы. Бывшие педагоги «вечерки» теперь работают в училище: ведут уроки как в группах студентов, так и в классах вечерней школы.

Беседую как раз с такой учительницей. Имя она попросила не называть.

– Вот смотрите, – объясняет она. – Ученик Н. – не надо, чтобы его фамилия мелькала. Совершил преступление – одно, второе. В обычной школе много занятий пропускал. В конце концов, там поставили вопрос ребром. Он говорит: «Я не буду к вам ходить!». Пришел к нам – и теперь один из лучших в классе. Старается. Хочет потом поступать в училище или в техникум.

Как рассказала учительница, Н. «воровал металл откуда-то». Она верит, что парень исправился. И очень за него переживает.

– Я разговаривала со следователем. Будет суд. Надеюсь, дадут условно.

– А если все-таки попадет в колонию?

– Там тоже школа есть. Доучится. У меня есть такие дети, которые в колонии сидят и звонят мне оттуда.

Детьми здесь называют всех воспитанников, даже великовозрастных (пару лет назад в этой школе учился сорокатрехлетний мужчина). Что касается звонков из колонии, учительница вспоминает девятиклассницу, которая вышла замуж и ушла из вечерки. Родила двоих. На работу без образования устроиться не смогла. Чтобы прокормиться, торговала наркотиками. Девятилетку все-таки окончила, но уже за колючей проволокой. Бывшая ученица, освободившись, вряд ли придет в старшие классы вечерней, но с криминальным прошлым все-таки порвет, уверена учительница.

Насколько успешно социализируются те, кого в вечерку направила инспекция по делам несовершеннолетних? Педагоги затруднились ответить. Некоторым трудным подросткам на направление плевать: чтобы воровать и грабить, аттестат не требуется. И учителя иногда слышат: «Ваш ученик за решетку попал!», а этот преступник в вечерней школе и не был ни разу. Те, кто ходит на занятия, как правило, берутся за ум. Для них вечерка – шанс изменить жизнь, и они этот шанс стараются не упустить.

– Знаете, недавно на улице мужчину встретила, – рассказывает все та же учительница. – Поздоровался: «Помните, я у вас учился?». Толя! Он у нас девятый класс оканчивал. Рассказывает: «Я в Москве. Окончил медучилище. Работаю медбратом в воинской части». У Толи все сложилось, как он мечтал. Я так за него рада!

Девятиклассники, которых увидел, на преступников не похожи. Вполне адекватные и вежливые, правда, не слишком общительные. Думаю, многие могли бы остаться в обычных школах, из которых исключают – чтобы показатели не портили – не только начинающих уголовников, но и мелких хулиганов, прогульщиков. А еще в вечернюю уходят забеременевшие школьницы.

– У вас к таким молодым мамам нормально относятся?

– Конечно, это же жизнь. Для обычной школы это что-то нестандартное, а у нас и взрослые люди учатся. У нас косо не смотрят, – рассказывает учительница.

Карьеристы и технички

В прокопьевской вечерке учились и те, кто в свое время окончил только пять классов. Но таких в городе осталось совсем мало, соответствующий класс не укомплектовать, и они ездят в новокузнецкую вечернюю школу, чтобы наверстать упущенное. А в прокопьевской сегодня самый младший класс – девятый. И девятиклассников все больше. В обычных школах после девятого прежде сдавали только два ОГЭ, теперь – пять. Соответственно, число несдавших увеличилось. Проваливших экзамен нередко переводят в вечернюю. Об этом рассказала Ольга Терентьева – преподаватель русского и литературы вечерней школы и классный руководитель 12-х классов.

Согласно закону «Об образовании», обязательным является основное образование (до 9-го класса включительно). Однако многие работодатели трактуют закон иначе и отправляют учиться в вечернюю тех, у кого нет «среднего полного», то есть одиннадцати классов. Ольга Сергеевна объясняет, что многие старшеклассники вечерней поступили в эту школу под угрозой увольнения с работы. Другим ЕГЭ нужен для поступления в вуз. Вообще, в вечерней все очень неоднородно. Взрослые люди. Почти все старшеклассники работают. У каждого свой бэкграунд, жизненный опыт и свои мотивы окончить одиннадцатый (точнее, двенадцатый – программа здесь пролонгирована).

Несколько лет назад у Ольги Сергеевны был ученик, который работал водителем, и говорил, что не собирается всю жизнь крутить баранку и глотать пыль, а хочет сидеть в кабинете на руководящей должности, носить белую рубашку и модный пиджак. Он добился своей цели.

Впрочем, за школьные учебники в зрелом возрасте берутся не только карьеристы, но и те, кому действительно можно посочувствовать.

– Учатся санитарки. Продавцы, которые не хотят пивом торговать, а хотят двинуться куда-то дальше. Технички. Вот вчера ученица говорит: «Сколько я могу драить полы и чистить унитазы?! Когда надо было, я не училась, а теперь сижу на уроке и ничего не понимаю». Но она старается, – рассказывает Ольга Терентьева.

А еще в вечерке училась девушка, которая параллельно оканчивала Прокопьевский музыкальный колледж. Хотела как следует подготовится к ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Сейчас она вокалистка в одном из московских театров.

К ЕГЭ Ольга Сергеевна в целом относится положительно. Выпускники вечерней сдают его в общем потоке, вместе с учениками обычных школ. Им уже не приходится рассчитывать, что знакомые преподаватели пожалеют. А ушлые – есть, конечно, и такие – понимают, что аттестат теперь не купить: по электронной базе легко проверить, сдавал ли обладатель «корочек» ЕГЭ.


Ольга Терентьева на уроке

Но, по словам Ольги Терентьевой, учиться все же лучше вовремя. Когда-то программы вечерней и обычных школ совпадали, на каждый предмет отводилось одинаковое количество часов. Теперь занятия три дня в неделю. По форме – уроки, а по сути – консультации. Много материала нужно освоить самостоятельно. В течение года ученики сдают несколько зачетов по всем предметам. Провалы на ЕГЭ и ОГЭ не часто, но случаются. Некоторые старшеклассники, вроде бы пришедшие с желанием учиться, вечернюю школу все-таки бросают.

Как рассказали педагоги, в прошлом году одной ученице пришлось оставить учёбу, потому что начальник не захотел пересмотреть её рабочий график. Наверное, управлять необразованными проще.

«Лучшие «корки» в городе»

Сегодня в прокопьевской вечерке учатся около 40 девятиклассников и 30 старшеклассников.

За несколько минут до начала первого урока в выпускном классе успеваю совсем коротко переговорить с тридцатипятилетней Светланой.

– Забыла все абсолютно! – признается она. – Но здесь учителя понятнее объясняют, все разжевывают. Даже смешно, что я эти темы не понимала в свое время.

После вечерней школы Светлана собирается в медицинский колледж. У нее сын в девятом, дочь в шестом. Помогает им делать уроки, и дети оценили, насколько повысился уровень маминой эрудиции.

Десятиклассник Евгений Шабаев работает слесарем-ремонтником на разрезе. В свое время получил в училище №12 профессию, но не аттестат о среднем образовании. В вечерку пришел сам, на работе не заставляли. Работает: день, ночь, двое суток дома. Иногда получается ходить на занятия все три раза в неделю, иногда – только раз. Учителя говорят, у Шабаева хорошая успеваемость.

– У нас лучшие «корки» в городе – права на БелАЗ или на бульдозер. Учат в Гостехнадзоре, там одиннадцать классов не надо, – рассуждает Евгений.

– А зачем тогда пошли в вечернюю?

– Пригодится. Хочу учиться, пока есть время и возможность.

Юлия – одноклассница Евгения. Ездит на занятия из села Михайловка. Там шестьсот жителей и только девятилетка, окончив которую, девушка прошла курсы мастера маникюра. Сейчас работает по этой специальности. После двухгодичного перерыва решила вернуться в школу – теперь уже в вечернюю.

– Очень удобный график: только три дня в неделю. Поэтому удается совмещать с работой. – рассказывает Юлия.

– Работодатель на учебу отпускает?

– Я на себя работаю.

– Здесь строго спрашивают, учат всерьез?

– Посерьезнее, чем в школе, где я училась раньше.

Михайловка относится к Прокопьевскому району, но гораздо ближе к Киселевску – всего в пятнадцати минутах езды. Прокопьевские преподаватели объяснили, что, насколько им известно, в Киселевске ни одной вечерней школы не осталось. И в Управлении образования Киселевска подтвердили, что вечерки в этом городе больше нет.

Добавим, что на весь Прокопьевский район осталась одна вечерняя школа – на базе аграрного колледжа в поселке Школьный. Звонили туда. Руководители колледжа говорят, что на целый район одной вечерки мало, жители не всех сел и поселков могут регулярно ездить в Школьный.