Методы наглядного обеспечения. Методы физического воспитания Метод наглядности в физическом воспитании

Страница 2

Опосредованная наглядность помогает восприятию параметров временных, пространственных и динамических характеристик техники физических упражнений. Это световая или звуковая информация, которая сигнализирует о скорости, частоте, темпе, ритме движений.

В последние годы в практике физического воспитания широко применяются так называемые учебные карточки. В них может содержаться информация о комплексах физических упражнений для решения конкретных прикладных задач: формирования осанки, развития различных групп мускулатуры, быстроты, выносливости, мышечной силы, гибкости, а также подводящие физические упражнения, облегчающие усвоение сложных двигательных действий.

Взаимосвязь непосредственной и опосредствованной наглядности. Первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играют непосредственные контакты с действительностью. Вместе с тем нельзя недооценивать опосредствованную наглядность. Иногда она оказывается не менее, а даже более доходчивой, чем прямое восприятие. Речь идет, в частности, о пояснении деталей и механизмов движений, с трудом поддающихся непосредственному наблюдению или вообще скрытых от него. Не случайно в современную практику физического воспитания все шире внедряются кино, видеомагнитофоны и другие технические средства, с помощью которых создается четкое представление о движениях,

Различные формы наглядности не только взаимосвязаны, но и по своему действию переходят одна в другую. Это объясняется единством чувственной и логической ступеней познания, а с физиологической точки зрения – единством первой и второй сигнальных систем действительности.

Слово, таким образом, можно рассматривать как одно из важных средств обеспечения наглядности. Следует, однако, иметь в виду, что в процессе физического воспитания слово лишь тогда приобретает значение такого средства, когда находит конкретную опору в двигательном опыте занимающихся. Если же слово не связывается, хотя бы отчасти, с представлениями, в частности двигательными, оно "не звучит", не вызывает живого образа движений, в какую бы внешнюю образную форму ни облекали словесное пояснение. Роль слова как фактора опосредствованной наглядности возрастает в процессе физического воспитания вместе с расширением двигательного опыта занимающихся. Чем он богаче, тем больше возможностей для создания нужных двигательных представлений с помощью образного слова. В этом одна из причин неодинакового удельного веса методов использования слова в процессе физического воспитания людей различных возрастных групп.

Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие реализации принципов обучения и воспитания. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.

физический воспитание школьник обучение

Нюансы образования:

Особенности педагогических конфликтов
Среди них можно выделить следующие: ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьм...

Особенности организации уроков технологии в начальной школе
Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвига...

В физическом воспитании применяются 2 группы методов:

Специфические - характерные только для процесса физического воспитания;

Общепедагогические, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.

К специфическим методам физического воспитания относятся :

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физ. упражнений воспитанием физ. качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с метод. Принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики. Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки учащихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции реализует с помощью слова: ставит перед учащимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материалы, оказывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы :

1. Дидактический рассказ - это изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение - обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста.

В начальной школе (1-2 классы) занятия физическими упражнениями проходят интересно, если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия - эпизоды последовательно развертывается по рассказу учителя. Эти действия объясняются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту. Чем старше учащиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.

2. Описание - это способ создания у учащихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщения о характере протекания явлений, событий. При помощи описания учащимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему так делать надо. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда учащиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.


3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов (правил, понятий, законов). Объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и сообщений. В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления учащихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы. Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.

4. Беседа - это вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между учителем и учащимися.

5. Разбор - форма беседы, проводимая учителем с учащимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

6. Лекция представляет собой системное, последовательное освещение определенной темы.

7. Инструктирование - точное, конкретное изложение учителем предлагаемого учащимся задания.

8. Комментарии и замечания. Учитель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относиться ко всем учащимся, к одной из групп или к одному ученику.

9. Распоряжения, команды, указания - основные средства оперативного управления деятельностью учащихся на занятиях.

Под распоряжением понимается словесное указание учителя на занятии, которое не имеет определенной формы. Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («постарайтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.

Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание, командный язык - это особая форма словесного воздействия на учащихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.

Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательного действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяются в начальной школе.

10. Подсчёт - основная форма управления выполнением физических упражнений.

Наглядные методы. В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию учащимися выполняемых заданий.

К ним относятся:

- метод непосредственной наглядности (показ упражнений учителем или по его заданию одним из учащихся);

Методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм, двигательных действий, рисунков, схем и др.);

Методы направленного прочувствования двигательного действия;

Методы срочной информации.

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у учащихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ движений учителем или одним из учащихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и учащимся, плоскость основных движений, повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.

Требования к показу:

Показ должен сопровождаться объяснением;

Показ должен быть точным и принят за образец;

Показ упражнения можно поручать ученику в следующих случаях: если преподаватель по состоянию здоровья не может показать; если при показе преподаватель вынужден принять положение, при котором неудобно объяснять; когда необходимо убедить учеников, что упражнение выполнить можно;

При показе учитель должен выбрать правильно место, чтобы его видели все ученики, и он мог контролировать их выполнение;

Показ должен быть зеркальным;

- «неправильный показ» применять не обязательно.

Методы опосредованной наглядности. Они создают дополнительные возможности для восприятия учащимися двигательных действий с помощью предметного изображения.

К ним относятся:

Демонстрация наглядных пособий, учебных видео и кинофильмов;

Рисунки фломастером на специальной доске;

Зарисовки, выполняемые учащимися;

Использование различных муляжей и др.

Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание учащихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки , выполняемые учащимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательные действия.

Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют учителю продемонстрировать учащимся особенности техники двигательного действия.

Методы направленного прочувствования двигательного действия. Направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела.

К ним относятся:

Направляющая помощь учителя при выполнении двигательного действия (например, проведение учителем руки учащихся при обучении финальному усилию в метании мяча на дальность);

Выполнение упражнений в замедленном темпе;

Фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);

Использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

Методы срочной информации . Предназначены для получения учителем и учащимся с помощью различных технических устройств срочной информации с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки. Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображаются на дисплее.

Методы обучения двигательным действиям (в целом, по частям, сопряженного воздействия) и их реализация в уроке физической культуры. Методы обучения двигательным действиям принадлежат к методам строго регламентированного упражнения.

Методы строго регламентированного упражнения позволяют:

Осуществлять двигательную деятельность учащихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

Строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния учащихся и решаемых задач;

Точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

Избирательно воспитывать физические качества;

Использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

Эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

К методам обучения двигательным действиям относятся:

Целостный метод;

Расчлененный или по частям;

Сопряженного воздействия.

Целостный метод применяется на любом этапе обучения. Сущность его в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, простые прыжки, ОРУ и т.п.). Целостным методом, возможно, осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия возможно закрепление ошибок в техники следовательно, при освоении упражнений сложной структурой его применение нежелательно.

Расчлененный метод применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия на отдельные фазы или элементы с поочередным разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Правила применения этого метода:

1. обучение начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения;

2. расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были самостоятельными или менее связанными между собой;

3. изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой возможности объединять их;

4. выделенные элементы изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток этого метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчлененный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия применяется при совершенствовании двигательных действий, для улучшения их качественной основы, то есть результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае совершенствуется техника движения и физические способности. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы воспитания физических качеств принадлежат к методам строго регламентированного упражнения. Методы воспитания физических качеств представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.

Равномерный метод представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности.

Его разновидностями являются:

а) равномерное упражнение (длительный бег, плавание, бег на лыжах и другие виды циклических упражнений);

б) стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение гимнастических упражнений).

Повторный метод - это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. Между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Переменный метод характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме изменяющейся интенсивностью.

Есть разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение - серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

Интервальный метод . Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками.

Разновидности этого метода:

а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг. и так далее с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется 60-70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин.);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке - 800+400+200+100 м. с жесткими интервалами отдыха между ними).

Круговой метод п редставляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

Для каждого упражнения определяется место - «станция». В круг включается 8-10 «станций». На каждой из них учащиеся выполняют одно из упражнений и проходят круг от 1 до 3 раз. Этот метод используется для воспитания и совершенствования физических качеств. Применяется во всех классах, чаще в старших. Снаряды располагаются в такой последовательности, чтобы физическая нагрузка на мышцы рук и ног чередовались.

Организация этого метода сводится к следующему:

В спортивном зале оборудуют станции, т.е. места для выполнения соответствующих двигательных действий;

На каждой станции учащимся дают определенное задание: упражнение, дозировку и методические указания по его выполнению;

Выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на 1-й станции, переходит на другую; а во втором - класс разделяют на группы в соответствии с количеством станций.

Работа по станциям . Учащиеся делятся на группы, каждая начинает работу на своей станции, старшие в подгруппах получают от учителя задание в учебной карточке. Задание выполняется на качество. Выполнив задание, группа переходит на следующую станцию. Оценивается качество работы отделения на каждой станции. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями».

«Муравейник ». В зале устанавливаются различные снаряды и планируются самые различные задания. Участники выполняют их в любой очередности, какой свободен снаряд. Судьи оценивают их работу и выдают каждому жетон определенного цвета, которому соответствует определенное количество очков. Пройдя все снаряды, участники сдают жетоны в судейскую коллегию для подсчета очков и определения победителей.

Сущность игрового метода в том, что двигательная деятельность учащихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Методические особенности игрового метода :

Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются в тесном взаимодействии; в случае необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества;

Наличие в игре элементов соперничества требует от учащихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

Широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у учащихся самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

Соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность учителю целенаправленно формировать у учащихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю и коллективизм и т.д.;

Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у учащихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

Недостаток метода - его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности учащихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность учащихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод проявляется:

В виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, Чемпионаты Мира, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

Как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

Стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

Выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

Обеспечить максимальную физическую нагрузку;

Содействовать воспитанию волевых качеств.


Николаеня Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 11 г. Слуцка», победила в номинации «Русский язык и литература, белорусский язык и литература».

Использование принципа наглядности на уроках литературы

1 Принцип и средства наглядности на уроках литературы

Одним из основных принципов, на котором базируется изучение литературы, является принцип наглядности, который реализуется через активизацию чувственно-зрительного восприятия школьников, через воспитание культуры их умственного труда, через освоение ими таких мыслительных операций, как сравнение, сопоставление, классификация, идентификация.

Под наглядностью подразумеваются прежде всего те средства конкретизации и обогащения знаний о художественной литературе, которые лежат вне её текстов и имеют по преимуществу либо образный, либо документальный характер, то есть произведения изобразительного искусства, а также грамзаписи, кинокадры, фотографии и т.д. К непосредственной наглядности относят предметы, которые помогают воссоздать облик эпохи, отображённой в литературном произведении. Но это может быть и их изображение на картинах, способных выполнить функцию исторического комментария к произведению. К непосредственной наглядности также относят иллюстрации, фотографии, портреты писателей и поэтов, изображения героев или эпизодов произведения, свидетельства современников изучаемого периода, публикации музейных фондов и др.

Уроки, на которых используются разного рода наглядные средства, имеют, несомненно, больший результат. Однако обращение к наглядности не есть самоцель, а активное рациональное включение в учебный процесс наглядных помощников.

Выделяются следующие виды наглядности:

Словесная наглядность слово учителя, прослушивание звукозаписей, выразительное и творческое чтение или пересказ.

Предметная наглядность используется в виде книжных выставок, репродукций, портретов, иллюстраций, фотографий, скульптурных фигурок, макетов и т.д.

Графическая наглядность – таблицы, схемы, алгоритмы, эпиграф к уроку.

Синтетическая наглядность объединяет в себе зрительную и слуховую наглядность: кинофрагменты, инсценирование, использование мультимедийной установки или интерактивной доски.

Согласно школьной программе при изучении литературы необходимо обращать внимание и на такой важный аспект литературного образования и нравственно-эстетического воспитания, как использование произведений смежных видов искусства на уроке.

Произведения смежных видов искусства, которые используются на уроках литературы, можно сгруппировать следующим образом:

1.Произведения живописи

*портреты писателей (О.А.Кипренский "Портрет А.С.Пушкина", К.Брюллов "Портрет баснописца И.А.Крылова", Н.Ге "Портрет Л.Н.Толстого");

*произведения, созвучные с произведениями художественной литературы (И.Левитан "Весна - большая вода", П.Федотов "Завтрак аристократа", И.Крамской "Осмотр старого дома");

*полотна, созданные на основе литературных произведений (К. Васильев "Плач Ярославны", Ю. Непринцев "Отдых после боя", М.Врубель "Царевна – лебедь", В.Серов цикл "Кому на Руси жить хорошо").

2.Музыкальные произведения

*произведения, созвучные с произведениями художественной литературы

(П.И.Чайковский "Времена года", Людвиг ван Бетховен " Largo Appassionato ");

*произведения, созданные на основе литературных произведении (Н.Римский – Корсаков "Сказка о царе Салтане", П.И.Чайковский "Евгений Онегин", Р.Щедрин "Чайка");

*произведения определённого периода, соответствующие аналогичной изучаемой тематике (русские народные песни, песни о Великой Отечественной войне, песни о Родине, о маме и др.).

3.Произведения графики (рисунки А.С. Пушкина).

4.Фотографии или цветные иллюстрации скульптурных или архитектурных памятников.

5.Театр или киноискусство (спектакли "Ревизор", "Алеко и другие"; С.Бондарчук "Война и мир", В.Бортко "Мастер и Маргарита", С.Ростоцкий "Белый Бим – Чёрное ухо").

Использование произведений смежных видов искусства имеет свою специфику. Учащихся нужно готовить к такому непростому виду деятельности на уроке, обращая особое внимание на речевой материал. Учителю желательно использовать специальную лексику, которая обеспечит учащимся возможность свободного оперирования искусствоведческой терминологией на уровне школьной программы.

Знакомство с произведениями смежных видов искусства не только обогащает словарный запас учащихся, но и расширяет их эстетические представления, формируя художественный вкус.

2. Иллюстрация как средство наглядности на уроках литературы

Заявленная мною тема обобщения опыта «Реализация принципа наглядности на уроках литературы» достаточно объёмна, поэтому я в своей работе ограничусь одним, но очень важным её аспектом.

Особое место в плане развития коммуникативных способностей учащихся и их эстетического воспитания занимает такой элемент наглядности, как иллюстрация. Сам термин происходит от латинского слова " illustratio " – освещение, наглядное изображение, то есть "изобразительное истолкование" литературного или научного произведения.

Первый интерес ребёнка к книге возникает чаще всего благодаря иллюстрации, потому что она открывает перед юным читателем дверь в многообразный мир литературы. Чем старше становится школьник, тем более осознанным и оценочным делается его отношение к иллюстрации.

Иллюстрация даёт возможность учащимся лучше представить замысел автора, историческую эпоху, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображённых событий, осознавая, какое участие принимает в них герой, учащиеся постепенно входят во внутренний мир персонажей, начинают эмоционально откликаться на их чувства, оценивать их нравственные качества, учатся открывать присутствие автора и постигать художественный смысл произведения. Наглядные образы иллюстрации помогают учащимся уяснить значение многих для них новых слов, относящихся к историческому быту или области духовной жизни человека.

Место иллюстрации на уроке, время, отведённое на работу с ней, вопросы по анализу, речевой материал, приёмы работы и задания – всё это зависит от темы занятия, методической задачи, специфики изучаемого произведения, характера отобранной иллюстрации. Важно, чтобы работа с иллюстрацией была не случайным методическим приёмом, а системным, продуманным элементом урока.

Используемую на уроках литературы иллюстрацию можно условно разделить на два вида:

1.Иллюстрации, выполненные профессиональными художниками

2.Детский рисунок

В своей работе на уроке с использованием иллюстрации, выполненной профессиональными художниками, я выделяю следующие этапы:

*Рассказ о художнике

Цель – дать общие сведения о художнике, истории создания картины, месте картины в его творчестве и в развитии русской живописи в целом. Эффективно сопроводить свой рассказ заочной экскурсией по историческим местам, по этапам жизни и творчества автора на примере нескольких иллюстраций.

*Рассматривание иллюстрации

Если есть такая возможность, то предварительно в качестве задания предложить учащимся выбрать из ряда иллюстраций ту, которая наиболее соответствует изучаемому материалу, и работать с понравившейся.

Молчаливое, неторопливое рассматривание иллюстрации имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку связано с восприятием. Рассматривание развивает у учащихся способность наблюдать, образно мыслить, воспринимать произведение живописи целостно, адекватно замыслу автора. Это нерасчленённое восприятие проходит на уровне подсознания, через чувства, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный индивидуальный процесс. В этот момент определяется отношение учащегося к увиденному, формируется его личностное понимание художественного образа.

*Беседа по иллюстрации

Цель – помочь учащимся понять образный язык искусства, сформировать умение анализировать иллюстрацию как произведение искусства в единстве содержания и формы, выработать адекватную эстетическую оценку произведения живописи, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно – выразительные средства русского языка, подсказанные рисунком. Глубина восприятия иллюстрации зависит не только от характера поставленных вопросов, но и от их последовательности.

С постановки каких вопросов начать беседу? Это не праздный вопрос. Учитывая эмоциональную сторону воздействия живописи, следует идти не от содержания, а от эмоционального толчка, вызванного зрительным впечатлением. Поэтому необходимо начинать с вопросов, выявляющих эмоциональное отношение учащихся к иллюстрации, их первое, наиболее яркое впечатление, например:

Нравится ли вам эта иллюстрация?

Какое впечатление производит на вас иллюстрация?

Как вы думаете, почему иллюстрация вызывает такое настроение?

Ощутили ли вы чувство радости (грусти) при взгляде на рисунок?

Удалось ли художнику пробудить в вас восхищение (разочарование)?

Учитель должен анализировать иллюстрацию в единстве содержания и средств художественного выражения. Этим определяется характер вопросов, основная задача которых – помочь учащимся понять взаимообусловленность содержания и средств выражения, например:

Что можно сказать о композиции этой иллюстрации?

Что изображено на переднем (заднем) плане?

Какой цвет является основным?

Какие цветовые оттенки использует художник, чтобы передать настроение (состояние) героя?

Какими выразительными или чуть заметными деталями художник передаёт

Движение жизни, её стремительность?

Таким ли вы представляли себе образ героя произведения?

Какие детали интерьера (одежды) показались вам странными?

Докажите, что эта иллюстрация относится, например, к пейзажно-бытовому жанру.

Формированию собственных суждений учащихся и их эстетических представлений способствуют вопросы на выявление авторской позиции и личного отношения, которые целесообразно задать в конце беседы, например:

Что чувствуете вы и о чём думаете, когда смотрите на эту иллюстрацию?

Что дорого художнику в изображённом?

Как вы думаете, изменился ли бы характер изображённого, если бы автор использовал более тёплые (холодные) тона?

Как художник творчески переосмыслил фрагмент произведения?

Итак, успех беседы по иллюстрации предопределяется формулировкой и последовательностью вопросов, которые следует строить в зависимости от искусствоведческих знаний учащихся, от содержания и жанра иллюстрации, от целей и задач урока и, конечно, от настроения в классе.

*Проведение словарно-стилистической работы

В процессе беседы по иллюстрации обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление её содержания сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения мыслей и чувств. Если учитель умело организует этот вид работы, помогает в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются между собой в подборе нужных определений. При этом важно направлять внимание учащихся на отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретный, непосредственно изображённый предмет (персонаж, явление), чтобы у учащихся не было расхождений между словами и реалиями, чтобы у них формировалось умение выражать воспринимаемое средствами языка адекватно содержанию иллюстрации.

В процессе беседы учащиеся могут записывать слова, трудные в семантическом и орфографическом отношении. Однако лучше это делать до беседы или после, чтобы не разрушать эмоциональный настрой и не затягивать беседу.

*Обобщение сказанного по иллюстрации

Закончить работу по иллюстрации можно, предложив учащимся следующие задания:

Составить связный рассказ по иллюстрации;

Подписать иллюстрацию словами из текста;

Найти фрагмент текста и сравнить с изображённым на рисунке;

Придумать новое название иллюстрации;

Сопоставить изображение героя (эпизода) у разных художников;

Предложить вместо литературных тем сочинения по изученному произведению сочинение по иллюстрации (для старших школьников).

Работой с иллюстрацией профессионального художника вовсе не ограничивается деятельность по развитию коммуникативных способностей учащихся и их эстетического вкуса. Развитию образного видения мира содействует, в частности, творческое домашнее задание: проиллюстрировать какой-либо эпизод текста, изобразить одного из героев, сделать пейзажную зарисовку, то есть детский рисунок (особенно ценен этот вид работы на параллелях 5 – 7 классов).

Иллюстрируя, учащийся, заинтересованный в успехе и признании своей работы, неоднократно перечитает текст, вспомнит всё, что обсуждалось на уроке, чтобы отобразить на рисунке не только главное, но и детали. Оценивая работу, мы с детьми обращаем внимание на качество выполнения и авторскую позицию. Очень важно и полезно разбирать и не совсем точные рисунки, так как в процессе спора учащиеся учатся доказывать свою авторскую и эстетическую позицию.

Наблюдая над профессиональной иллюстрацией или детским рисунком, учащиеся получают не только литературоведческие, но и искусствоведческие знания, формируют умение выражать и отстаивать свою точку зрения и

оттачивают навык внимательного и вдумчивого чтения.

Список использованных источников

1. Арсенович, И.В. Индивидуальная, парная, групповая работа: оптимальное сочетание/И.В. Арсенович // Народная асвета.–2006.–№ 9. – С. 12-16.

2. Буслакова, Т. П. Как анализировать лирическое произведение: учебное пособие /Т. П. Буслакова. – М., 2005.– 234 с.

3. Восприятие и изучение произведений в их родовой и жанровой специфике // Методика преподавания литературы: в 2 ч. / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. – М.,1994. – Ч. 2.– С. 23-42.

4. Дёмина, Н.П. Литературное произведение: теория и практика анализа: учебно-метод. пособие/ Н.П. Дёмина, С.В. Карпушин, Е. А. Моховикова. – Мн., 2010. – 123 с.

5. Коменский, Я.А. Великая дидактика: Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Комснский. – М., 1982. –Т. 1.–С. 384.

6. Медведев, В. П. Изучение лирики в школе / В. П. Медведев. – М., 1985. – 111 с.

7. Руцкая, А. В. Методыка выкладання беларуская літаратуры / А. В. Руцкая , М. У.Грынько . – Мн., 2010. – С. 59.

8. Интернет-ресурсы

Уже доказано, что человек запоминает только 20% из услышанного и 30% из увиденного. Но если при восприятии новой информации одновременно задействованы зрение и слух, материал усваивается на 50%. Об этом давно знали педагоги. Первые наглядные пособия были созданы еще до нашей эры и применялись в школах Древнего Египта, Китая, Рима, Греции. В современном мире они не теряют своего значения. Наоборот, с развитием технологий у учителей появляются прекрасные возможности продемонстрировать детям те объекты и явления, которые нельзя увидеть в реальной жизни.

Определение

Наглядность - это термин, имеющий два толкования. В обычной жизни под словом понимается способность предмета или явления быть легко воспринимаемым с помощью органов чувств или логики, его ясность и понятность. В педагогике под наглядностью понимается особый принцип обучения, в основу которого положен показ предметов, явлений, процессов.

Чувственное познание помогает ребенку сформировать первичные представления об окружающем мире. Собственные ощущения остаются в памяти и приводят к возникновению мысленных образов, которыми можно манипулировать в уме, сравнивать, обобщать, выделять главные признаки.

Процесс познания

Человек не может воссоздать в своем воображении те объекты, которые он не воспринимал непосредственно. Любая фантазия предполагает оперирование знакомыми элементами, которые могут объединяться в причудливые конфигурации. Таким образом, выделяют два вида познания:

  • непосредственно-чувственное, когда человек исследует реальный объект при помощи своих органов чувств;
  • опосредованное, когда предмет или явление нельзя увидеть или пощупать.

Наглядность - это необходимое условие обучения и в первом, и во втором случае. При опосредованном познании в качестве опоры применяются:

  • приборы, которые позволяют наблюдать области, недоступные для чувственного восприятия;
  • фотографии, аудиозаписи, фильмы, с помощью которых можно перенестись в прошлое или в другую точку земного шара;
  • опыты, демонстрирующие воздействие изучаемого явления на другие объекты;
  • моделирование, когда реальные отношения отображаются при помощи абстрактных символов.

Используемые понятия

  1. Средство наглядности - это способы, с помощью которых педагог демонстрирует учащимся объект познания. Сюда относятся наблюдения за природой, рассматривание картинок в учебнике, демонстрация фильмов или опытов и даже спонтанный рисунок на доске.
  2. Наглядное пособие - более узкий термин, под которым понимается плоскостное или объемное отображение изучаемых объектов, созданное в педагогических целях. Это могут быть таблицы, схемы, модели, муляжи, диафильмы, дидактические карточки и т. д.
  3. Под принципом наглядности понимается особая организация учебного процесса, когда конкретные чувственные объекты служат основой для формирования абстрактных представлений.

Выполняемые функции

Наглядность - это принцип обучения, который позволяет:

  • воссоздать сущность явления и его взаимосвязи, доказывая теоретические положения;
  • активизировать анализаторы и психические процессы, связанные с восприятием, благодаря чему формируется эмпирическая база для последующей аналитической деятельности;
  • повысить интерес к изучаемому материалу;
  • формировать визуальную и слуховую культуру у детей;
  • получить обратную связь от учащихся в виде вопросов, по которым становится понятно движение их мысли.

История исследования

Наглядность в обучении применялась с древнейших времен, но изучать ее теоретические основы начали лишь в XVII веке. Чешский педагог Коменский Я. А. считал чувственное познание "золотым правилом" в обучении. Без него невозможно развитие разума, ребенок зазубривает материал, не понимая его. Очень важно задействовать разные органы чувств, чтобы дети воспринимали мир во всем его многообразии.

Огромное значение наглядности придавал Песталоцци. По его мнению, на уроках дети должны выполнять определенную последовательность упражнений по наблюдению за окружающими объектами и на этой основе познавать действительность. Ж. Руссо предлагал обучать ребенка на природе, чтобы он мог непосредственно видеть протекающие в ней явления.

Глубокое психологическое обоснование наглядным методам дал Ушинский. По его мнению, используемые пособия - это средство, которое активизирует мышление ребенка и способствует формированию чувственного образа. Особенно важно использовать наглядность на первоначальных этапах обучения, так как благодаря этому у детей развиваются аналитические способности, совершенствуется устная речь, и прочнее запоминается материал.

Классификация

Наглядность, которую используют при преподавании различных предметов, имеет свои особенности. Тем не менее в педагогике существуют и обобщенные классификации.

Так, Ильина Т. А. выделяет следующие виды наглядности:

  • Естественные объекты, которые встречаются в объективной реальности (например, живые растения при изучении биологии или ваза в качестве натуры на уроке рисования).
  • Экспериментальную наглядность (демонстрация опытов, проведение экспериментов).
  • Объемные пособия (макеты, муляжи, геометрические тела и т. д.).
  • Изобразительную наглядность (фотографии, рисунки).
  • Звуковые материалы (аудиозаписи).
  • Символические и графические объекты (схемы, плакаты, таблицы, карты, формулы, графики).
  • Внутреннюю наглядность (образы, которые учащиеся должны представить на основе ярких описаний учителя или из собственного опыта).

В современных условиях можно выделить еще два вида пособий: экранные (диафильмы, кино, учебные мультфильмы) и компьютерные. С их помощью можно увидеть процессы в динамике, получать информацию сразу по двум каналам (зрительному и слуховому). Компьютерные технологии позволяют вступить в диалог с программой, проверить, насколько понят материал, получить дополнительные разъяснения, если у ученика возникают трудности.

Требования к применению

Принцип наглядности всегда был и останется ведущим в педагогике. Чтобы он приносил пользу ученикам, нужно соблюдать ряд требований:

  1. Все, что можно познать через чувственные ощущения, должно предоставляться ученикам для исследования при помощи различных анализаторов (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние).
  2. Количество пособий не должно быть чрезмерным, иначе детское внимание рассеивается.
  3. Используемая наглядность призвана решать задачи урока, помогать ученикам выявить существенные признаки изучаемого объекта. Это средство, а не цель.
  4. Пособия следует использовать не только в качестве иллюстрации учительского рассказа, но и как источник самостоятельно добытых знаний. Приветствуется создание проблемных ситуаций, когда школьники включаются в исследовательскую деятельность, самостоятельно выявляют закономерности.
  5. Чем старше дети, тем чаще на уроках используется символическая наглядность.
  6. Важно найти правильное время и место для применения тех или иных пособий, рационально сочетать наглядные и словесные методы.

Исследования Занкова

Психолог Л. В. Занков считал необходимой опору на органы чувств при выстраивании системы обучения. По его мнению, это обеспечивает необходимую связь теоретического знания с действительностью. Он рассматривал применение наглядности на уроках и ее сочетание со словесными методами преподавания.

В результате были выявлены следующие варианты:

  • Школьники под руководством учителя проводят наблюдение и на его основе делают выводы о свойствах предметов и их отношениях.
  • Педагог организует наблюдение, а потом помогает детям самостоятельно осмыслить те связи, которые невозможно увидеть или потрогать.
  • Учитель излагает материал, подтверждая или иллюстрируя свои слова с помощью наглядности.
  • Сначала проводится наблюдение, а потом учитель обобщает полученные данные, объясняет скрытые причины явления, делает выводы.

Самостоятельное изготовление пособий

Многие виды наглядности - плакаты, рисунки, раздаточный материал, схемы, таблицы, слайды, модели и др. могут быть сделаны самими детьми. Такая работа позволяет глубже усвоить материал, творчески переработать его. Изготовление наглядных пособий может стать домашним заданием или превратиться в исследовательский проект.

Сначала дети изучают материал, затем преобразовывают его в соответствии с собственными возможностями. На этой стадии можно сделать несколько эскизов, чтобы потом выбрать самый лучший. Важно создать в классе атмосферу сотрудничества, когда вся работа ведется непринужденно и можно в любой момент обратиться ко взрослому за помощью. Готовые пособия демонстрируются и защищаются перед всем классом, а затем используются в учебной деятельности.

Наглядность - это фундамент для формирования абстрактного мышления, однако относиться к ней надо осознанно. Иначе можно увести своих учеников в сторону, забыв о настоящей цели и подменив ее ярким средством.