Методика преподавания опк в школе. Дидактические принципы в преподавании религиозной культуры на примере предмета «основы православной культуры

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Общие дидактические принципы в методике преподавания православной культуры

Предмет «Основы православной культуры» изучает культуру православной традиции, поэтому преподавание ОПК тесно связано с изучением содержания православной вероучительной традиции, которое представлено в богословии. Специфика содержания предмета ОПК выражена в его культурных проявлениях и этических ориентирах, изучаемых на материале христианской традиции.

Ведущими методическими принципами преподавания ОПК являются как общие принципы дидактики, раскрываемые применительно к этому предмету, так и особенные дидактические принципы, свойственные только этому предмету.

Общие принципы дидактики: научности, системности, культуросообразности, природосообразности, последовательности изложения, -не могут быть нарушены или игнорируемы в преподавании основ православной культуры.

Принцип научности в методике преподавания ОПК означает соответствие изучаемого материала тому корпусу научных знаний, который сложился в христианском богословии. Нарушением принципа научности будет искажение материала, желание упростить восприятие школьников, например, использование икон современных авторов, на которых русские святые могут быть изображены на фоне зимнего пейзажа. Согласно сложившейся иконографической традиции независимо от того, когда происходили события, на всех иконах всегда лето и светлое время суток.

Принцип системности означает соответствие преподаваемого материала целям, задачам и методам изучения предмета. В этом отношении даже небольшой по объему учебный материал может и должен быть системно структурирован. В качестве примера системного конструирования учебного материала можно привести учебное пособие протодиакона Андрея Кураева, где материал для четвероклассников изложен в системе от учения о Христе к учению о человеке и путях его спасения в православной традиции. Эта логика последовательно раскрывается в параграфах учебника. Сначала идут такие темы, как «Библия и Евангелие», «Проповедь Христа», «Христос и Его Крест», «Пасха». Далее следуют темы «Православное учение о человеке», «Добро и зло. Совесть», «Заповеди», «Милосердие», «Золотое правило этики». Венчают содержание учебника темы, раскрывающие пути и возможности спасения человека: «Подвиг», «Заповеди блаженств», «Зачем творить добро?», «Чудо в жизни христианина», «Христианская семья», «Защита Отечества», «Христианин в труде».

Принцип культуросообразности проявляется в соответствии текстов, иллюстраций, манеры изложения учебного материала той культурной традиции, о которой он повествует, а также в соответствии той культуре, которая знакома и доступна для постижения учащимся. Применение принципа культуросообразности в методике преподавания ОПК реализуется в гармоничном сочетании культурных образцов современности с эстетическим каноном православной традиции.

Принцип природосообразности реализуется в соответствии учебного материала и методов его изложения особенностям детской физиологии и психики. Опытными педагогами замечено, что материал религиозной традиции и культуры усваивается в детстве в прямой зависимости от специфики мышления ребенка, возрастных особенностей, особенностей интеллектуального развития. Дошкольникам интересны человеческие качества библейских персонажей. Для младших школьников актуальны образцы правильного поведения, для младших подростков -- ситуации морального выбора, а для старших подростков -- образы дружбы и любви.

Принцип последовательности изложения материала предполагает не только постепенное логическое раскрытие всех изучаемых тем, но и выявление межпредметных связей в содержании образования. Наличие содержательного ядра в каждом предмете определяет возможность построения межпредметных связей. Так, например, история России XVII в. предполагает знакомство с церковной реформой 1650--1660 гг., а нравственные искания героев произведений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского становятся понятными только в контексте христианских ценностей.

Особенные принципы преподавания православной культуры

Особенными дидактическими принципами преподавания основ православной культуры назовем являются принципы христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, незавершимости.

Принцип христоцентричности в методике преподавания ОПК состоит в том, что центром изучения культуры Православия является факт Боговоплощения, а также предшествующие и последующие за ним события и их отражение в культуре.

Принцип иерархичности заключается в строгой иерархии целей и смыслов изучения материала религиозной культуры. Явления и понятия, выносимые для изучения в предмете ОПК, не являются равнозначными и рядоположенными. Для адекватного их изучения необходимым методическим условием является передача иерархической соподчиненности изучаемых тем.

Принцип другодоминантности в преподавании ОПК реализуется в знакомстве учащихся с позицией Другого (им может быть Бог или другой человек). Выход за рамки своего наличного состояния, своих переживаний и желаний, что предполагает использование принципа другодоминантности, предоставляет учащимся иной механизм постижения в том числе и самого себя.

Принцип антиномичности заключается в изучении единства двух взаимно противоположных суждений. Христианская культура и богословие на много веков раньше современной науки выявили необходимость антиномичного подхода к описанию ведущих своих положений. Бог и Его творение находятся в нераздельном и неслиянном единении. Христос -- это Бог и человек одновременно.

Принцип незавершимости реализуется в методике преподавания ОПК признанием конечной непостижимости изучаемых явлений. Именно в этом предмете остается место для тайны, что позволяет формироваться сакральному отношению (от лат. sacrum «священный») к определенным явлениям в человеческой жизни и культуре.

Тема: Особенности преподавания предмета «Основы Православной Культуры»

в 4 классе «А» МБОУ «Школа №154»

Слайд 1,2 В новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования, в разделе 1.2., сказано: «Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций».

Преподавание знаний о Православии, его систематическое изучение в общеобразовательной школе является неотъемлемой частью полноценного образования.

Какую бы веру ни избрал для себя ученик российской школы, какое бы мировоззрение ни имели его родители, многовековая православная культура остаётся ценнейшим достоянием всех патриотически воспитанных граждан России. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

ОПК – это предмет, который выражается в изучении культуры духовной жизни на примере христианства, его морально-нравственных ценностей. Изучая историю христианства, Православной Церкви, русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, ребенок получит повод подумать о том, в какой стране он живет, каких ценностей придерживались его предки, почему люди, не раздумывая, шли на смерть из-за своих религиозных и духовно-нравственных принципов. А главное он поймет, что есть что-то в жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий. Знакомство с духовной культурой не может ограничиться одним предметом. Оно должно проходить единой содержательной линией через такие предметы, как литература, русский язык, история, музыка, изобразительное искусство и т.п.

Учитель начальных классов стоит на самой первой ступеньке духовно-нравственного возрождения нашего народа. Именно мы, учителя, не только на отдельном уроке по «Основам православной культуры», а на всех других уроках, а также во внеурочной каждодневной деятельности, духовно устремляемся к детским сердцам и душам. И дети ждут от нас, взрослых, чтобы мы им показали путь, по которому они смогут строить свою жизнь. Этот путь неразрывно связан с духовной традицией – с основами православной культуры. Знать эти основы обязан каждый учитель, чтобы детям донести правильно, объективно историю Отечества, всесторонне исследовать и преподать творчество гениальных писателей и поэтов.

Слайд 3 Главной целью курса «Основы православной культуры» считаю формирование духовно-нравственной личности через обретение духовного опыта, основанного на традициях Православия.

Слайд 4 Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Установление личных связей ученика с православной культурой. Важно, чтобы христианские ценности стали личными ценностями обучаемого, только при таком внутреннем перестроении взглядов можно добиться хороших результатов.

2. Раскрытие духовных основ отечественной культуры. Отечественная культура насквозь пронизана христианским учением, поскольку в основном русские классики были людьми глубоко верующими. Раскрытие этих основ поможет учащимся с большей легкостью интегрироваться в православную среду.

3. Воспитание патриотических чувств. Православие теснейшим образом связано с патриотизмом, т.к. выполнение долга перед Богом, Родиной и родителями является основополагающим для христианина. Поэтому православное и патриотическое воспитание неотделимо друг от друга.

4. Увлечение детей творческой деятельностью. Через творчество и творение дети учатся познавать Бога, главного Творца этого мира.

Формирование основ православной культуры происходит поэтапно: от подготовки к восприятию православной культуры к поиску скрытых смыслов Библейских сюжетов и догматическому учению Церкви.

Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников основывается на следующих принципах (на слайде 5)

Формы организации духовно-нравственного воспитания разные: интегрированные уроки – ОПК и литература, ОПК и окружающий мир, ОПК и изобразительное искусство, музыка, технология. К основным методам моей работы в данном направлении можно отнести рассказ учителя, работу с иллюстративным, аудио- и видео материалом, с текстами. Ребята выполняют много самостоятельных творческих заданий; с удовольствием посещают храм, умеют и знают как нужно вести себя в храме.

Прежде чем ввести в школе предмет "Основы православной культуры", была проведена определённая подготовительная работа с учащимися и их родителями. Большинство положительных результатов анкетирования меня порадовало. Так как важным критерием введения нового курса является его добровольность.

МОЙ ОПЫТ

Наше знакомство с православной культурой началось гораздо раньше, чем мы с детьми (сегодня 4 класса) начали изучать предмет «Основы православной культуры».

Слайд 6 Еще во 2 классе организовав совместно с родителями экскурсию в Нижегородский Кремль и посетив в её рамках, Михайло-Архангельский собор, я увидела, с каким интересом слушали ребятишки экскурсовода, задавали порой не детские вопросы. И тогда я поняла, что и сама не достаточно знаю о православии, хоть и считаю себя верующим человеком, интересующимся православной культурой. Думаю, именно тогда и появился интерес к изучению этого предмета и у детей, и у меня самой.

Слайд 7 На родительском собрании (это был конец учебного года) я затронула эту тему, показала фотографии ребят в храме. Родители положительно отнеслись к такому направлению, как духовно-нравственное воспитание именно через изучение православной культуры.

Слайд 8 В классе провели фотоконкурс «Православные храмы Нижнего».

Слайд 9,10,11,12 В летние каникулы дети с родителями побывали в разных местах связанных с православными святынями: Дивеево, Муром, Владимир, Суздаль и др. Сама я посетила монастырь на о. Валаам, побывала в Макариевском монастыре, хотелось больше узнать самой и рассказать детям. На классных часах в сентябре дети делились своими впечатлениями: кто-то рассказывал о маленькой церквушке в своей деревне, кто-то побывал в церкви Николая-Чудотворца в Турции. Работали над проектами «Дорога к храму», «Мой ангел хранитель». Последний проект натолкнул меня на мысль побывать в Санкт-Петербурге в часовне Ксении Блаженной, приложиться к мощам, больше узнать о её жизни.

Слайд 13 Приняли участие в городском литературном конкурсе рождественских сказок «Хрустальный олень-2015», ( Слайд 14) городском конкурсе хоров «Рождественская звезда». К светлому празднику Пасхи провели в классе конкурс чтецов «Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес!», приняли участие в школьном конкурсе «Пасхальная открытка». Все эти мероприятия можно рассматривать как подготовительный этап к изучению курса ОПК.

15 С начала этого учебного года мы стали изучать предмет, дети уже достаточно много знают о православии, многие начали знакомство с Детской Библией. Уроки наши не сводятся к чтению учебника и слушанию рассказа учителя, дети сами готовят сообщения и презентации по различным учебным темам, делятся своими знаниями и опытом. Например, Асриян Сусана рассказала об особенностях Армянской церкви, обычаях и праздниках.

16 В октябре посетили храм Святого Пантелеймона в Щербинках II , Печерский Вознесенский мужской монастырь. Приняли участие в общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры «Русский мир в православной культуре» - получили дипломы I и II степени. Родители поддерживают интерес детей к предмету, помогают в подготовке, ведь каждый из них заинтересован в том, чтобы их сын или дочь выросли добрыми, воспитанными, милосердными, духовно-нравственными людьми.

Выводы

Я очень короткое время работаю преподавателем Основ православной культуры, но с уверенностью могу сказать о необходимости этого предмета в школе. К нам в школу приходят дети не просто научиться грамоте, расширить свой кругозор, а понять, для чего им нужны знания, как их можно применить в жизни. Заложить в сердца подрастающего поколения духовные начала – наша прямая обязанность. Когда я готовилась к выступлению, я решила провести опрос учащихся на тему «Как влияет курс ОПК на духовно-нравственное становление их личности». Я предложила учащимся ответить на вопрос (Слайд 17) «Чему вы учитесь на уроках ОРКСЭ?». Подавляющее большинство учащихся в своих ответах говорят о приобретении навыков нравственного поведения:

«учусь добру»

«учусь быть культурным»

«учусь уважать других»

«учусь дружить»

«помогать людям», «быть внимательным и милосердным»

«уважать родителей и старших»

«стараться не совершать плохих поступков»,

«учусь любви и терпению»

Такие ответы детей говорят о том, что уроки ОПК полезны и интересны детям, поставленные задачи решаются, а значит и цель: формирование духовно-нравственной личности через обретение духовного опыта, основанного на традициях Православия - достижима.

18. Закончить свой рассказ я хочу словами русского педагога – христианина Константина Дмитриевича Ушинского : «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа. Христианство даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию"

19. Спасибо за внимание

Янушкявичене О. Л.

Когда среди людей, собирающихся преподавать в школе ОПК, заходит разговор о методике преподавания, часто устанавливается благоговейная тишина. Зачастую такие люди являются верующими, желающими послужить «во благо», но неискушенными в педагогике, и им кажется, вот сейчас их научат, сейчас им откроют великие тайны... Конечно, серьезная педагогическая подготовка необходима, нужно знать, как подойти к детям, как общаться с ними, но, наверное, пришло время поговорить и о самих методиках: на что они ориентированы, какое действие оказывают. Нужно, наконец, и о целях наших поразмыслить, а то ведь может оказаться, что под действием методик корабль ОПК поплывет очень быстро, да не туда...

Целью обычных уроков в школе является обучение знаниям и умениям. Для этого методики наработаны. А целью уроков ОПК? Получение знаний о русской православной культуре? Привитие эстетических навыков? Вряд ли... Интуитивно от этого курса хотят чего-то большего. Может быть, нравственность хоть чуть-чуть поднять, может, дать возможность детям о чем-то задуматься, внутренне освободиться от верчения в суете, почувствовать дыхание вечности.

Европейская культура построена на субъект – объектных отношениях. Эти же отношения во многом господствуют и в школе. Учитель - субъект, ребенок – объект. И кажется, целью ОПК является обрисовать, объяснить, показать ученику красоту жизни, построенной на истинном основании, чтобы он был готов исполнить в жизни то, что ему предназначено. Готов, но захочет ли?

Светская педагогика и психология обходят проблему Добра и Зла. Они стараются помочь человеку в его мелких поверхностных проявлениях. Но борьба Добра и зла достигает самой глубины сущности человека, в том числе и ребенка, душа каждого человека – поле битвы. И вот к самому глубокому в человеке и должен быть обращен предмет ОПК, иначе он, в общем-то, не нужен, культурологических и эстетических курсов в школе и так хватает, и ради введения еще одного из них не стоило бы ломать копья. Но как направить ОПК таким образом? Какие из имеющихся методик в этом могут помочь?

Известный психолог Г. С. Абрамова писала (см. 1, стр.184): «Идея духовной помощи соблазнительна как никакая, особенно когда выражается высокими словами». Очень легко в благородном порыве представить себя этаким каменщиком человеческих душ, да еще и вооруженным знаниями, и начать формировать будущих жителей Божьего Царствия (аналогично тому, как когда-то формировали строителей коммунизма), но в этом будет страшное насилие. В онтологической глубине человека живет тайна свободы, и никогда другой человек не может быть объектом воздействия, какие бы высокие цели при этом не ставились. Свобода человека так велика и так страшна, что даже среди учеников Христа был Иуда, не пожелавший ответить на любовь Богочеловека. Нельзя за человека принять решение о том, кто он есть, это было бы страшнее изобретения газовой камеры.

Г. С. Абрамова писала (см. там же): «Духовная помощь отличается от помощи психологической, как сущность человека отличается от проявлений его Я. Духовная помощь может быть понята как помощь в обретении человеком совести, свободы, ответственности, веры и любви к Богу. Насколько она возможна под влиянием другого человека?...Сколько бы психологических теорий не было на свете, они не могут пройти мимо факта духовной работы человека. Чем она может быть вызвана? Какова в ней роль другого человека?»

Есть два пути: можно насаждать идеи и в этом будет насилие, можно стремиться к Идеалу самому. Г. С. Абрамова писала (см. там же): «Работа по созданию идеала обладает бесконечным потенциалом энергии. Вот поэтому человек формирующий – и похож на дрессировщика с кнутом, а человек, созидающий и воплощающий идеал, - похож только на самого себя, ему не нужен кнут (и пряник тоже), он сам оказывает воздействие такого же качества, как свет на тьму».

Последние слова: «Воздействие такого же качества, как свет на тьму», - могут быть смело записаны в цели предмета ОПК, а «человек, созидающий и воплощающий идеал» может попасть в отдел методик.

Недаром Серафим Саровский учил: «Стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Конечно, реальные педагоги от святости далеки. Но в педагогике существует принцип: воспитывать становление становлением. Живой поиск живого человека, который живет рядом, которому ты не безразличен, который является твоим другом, который понимает тебя может быть лучше, чем ты сам, который радуется всем твоим успехам и скорбит о твоих падениях, не может не воспитывать. Конечно, такое отношение к воспитуемому является подвигом, но если педагог не готов на такой подвиг, то лучше ему не браться за духовное воспитание, а заняться чем-нибудь другим. Вспомним апостола Иакова, который писал: «не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению. Ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2).

В христианстве Бог личен. В самой онтологической сущности Святой Троицы лежит понятие Ипостаси. И вот это личностное начало присуще каждому человеку как образу Божию. Поэтому по-настоящему урок по предмету ОПК может быть лишь встречей личностей с личностью. Если человек, сознавая свою немощь, обращен в меру своих сил к Богу, а также к ребенку как образу Божию, то любовь в каждой конкретной ситуации подскажет, как поступить. Главное, помнить, что не ты спасаешь ребенка, а от твоего отношения к нему зависит твое собственное спасение.

2. О некоторых конкретных трудностях

ОПК преподавать трудно и по многим вполне приземленным причинам. По этому предмету не ставится оценка, преподаватель не кричит, не строжится чрезмерно – какой-то несерьезный предмет получается... А в старших классах и того хуже – для поступления в университет он не нужен, так зачем же в наш прагматичный век на него тратить время?

Урок часто спотыкается с первого же шага: на нем нет дисциплины и часто собственно урока нет. Особенно остро проблема отсутствия дисциплины стоит в среднем звене. Опытные преподаватели разработали много методических приемов «борьбы с детьми». Суть их сводится к тому, чтобы детей чем-то занять. Можно раскрашивать карты на тему урока, можно устраивать викторины или решать кроссворды. Но как-то интуитивно чувствуется, что такие занятия не могут быть целью урока, а лишь вспомогательным средством. Их можно сравнить с костылями, необходимыми, когда урок хромает. О том, какую форму урока можно считать желательной, я выскажу свое личное мнение.

Начну с воспоминаний. Господь призвал меня в советское время. Тогда весь мир вокруг, включая мужа и его родственников, был против моей веры. У меня было двое совсем маленьких детей, и вот только им я могла рассказывать о Боге. И получилось так, что мы стали единомышленниками в своей устремленности к Богу, у нас была своя тайна, которой мир не знал, и которой мир был враждебен. Мы были и до сих пор остаемся друзьями, и сердцевиной нашей дружбы является любовь к Богу.

Думаю, что идеал урока по ОПК – урок, на котором ученики и учитель ощущают себя единомышленниками, устремленными к поиску Истины. Конечно, такое бывает не всегда, но если бывает, это оставляет след на всю жизнь.

Хочется предупредить еще об одной опасности. На обычном уроке педагог «выше» своих учеников, он дает им знания, которыми он обладает, а они нет. На уроке ОПК такого неравенства быть не может. Да, может быть, дети, которые сидят в классе, не ходят в церковь, может быть, они не постятся и не молятся по утрам, но Господь ведь оценивает сердечную глубину и чистоту, и мы не знаем, какой будет Его оценка. Мы, педагоги, по своему духовному уровню очень далеки от уровня апостола Павла или других святых, устами которых говорил Бог, мы, смея говорить о Боге, должны непрестанно взывать как мытарь: «Боже, Будь милостив мне грешному!». Мы не можем «возвышаться» над детьми, единственное, что мы можем – это вместе с ними искать Бога.

3. Возрастная классификация уровней восприятия морали Кольберга.

Перед тем, как дать некоторые конкретные методические советы по преподаванию ОПК, постараемся дать некоторую характеристику состояния детей в различном возрасте. Наиболее интересна для наших целей возрастная классификация развития восприятия морали.

Рассмотрим концепцию Кольберга. Кольберг выделял три уровня развития морали ребенка, каждый из которых имел две стадии.

I. Доконвенционный моральный уровень.

Первая стадия – ориентация на наказание и послушание.

Вторая стадия – наивная гедонистическая ориентация.

II. Конвенционный моральный уровень.

Третья стадия – ориентация хорошей девочки\хорошего мальчика.

Четвертая стадия – ориентация поддержания социального порядка.

III. Послеконвенционный моральный уровень.

Пятая стадия – ориентация социального соглашения.

Шестая стадия – ориентация на универсальные этические принципы.

Возраст, в котором ребенок переходит на следующий уровень, индивидуален, хотя некоторые закономерности есть. Дети, обучающиеся в начальной школе, как правило, находятся на доконвенционном моральном уровне. Они ориентируются на авторитет, верят в абсолютность и универсальность ценностей, поэтому понятия добра и зла они перенимают от взрослых.

Подходя к подростковому возрасту, они, как правило, переходят на конвенционный уровень. При этом большинство подростков становятся «конформистами»: мнение большинства для них совпадает с понятием добра.

Переживаемый подростками негативный кризис, не считается нравственным дегрессом – он показывает, что подросток переходит на более высокий уровень развития, включающий в свое внимание социальную ситуацию. При этом часть подростков находится на стадии «хорошего мальчика», другие же достигают стадии «поддержания социального порядка».

Однако существуют подростки, которые не достигли конвенционного уровня. Проведенные Фрондлихом и Кольбергом в 1991 году исследования показывают, что 83% правонарушителей подростков этого уровня не достигли.

Методические приемы и педагогические технологии преподавания модуля ОПК.

C 2013 года в Российской Федерации введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». В Чувашской Республике обучение данному предмету началось в 2009 году в четвертых классах, обучение было направлено на формирование у учащихся толерантного отношения к окружающей действительности, людям, обществу, природе, малой Родине. Перед нами, педагогами стоят важные задачи – формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях других народов. И самое главное - донести до обучающихся, что каждая духовная культура имеет свои отличительные особенности, что все народы равны. Успешное освоение курса «Основы православной культуры» возможно лишь тогда, когда все участники образовательного процесс: педагоги, обучающиеся, родители - станут единым целым, и в том случае если мы будем применять интересные формы проведения уроков.

Формы проведения уроков

- урок-исследование

Урок конструирования понятий, правил

Урок работы с первоисточником

Урок-диалог

Урок защиты творческих работ

Урок-сочинение

Урок - путешествие

Урок-выставка

Урок-конференция

Урок-проект

Урок взаимоконтроля

Во время проведения урока стараюсь создавать в классе атмосферу, которая бы способствовала:

Активизации мышления учащихся;

Способствовала активной дискуссии;

Повышала мотивацию учащихся;

Обеспечивала активную учебную деятельность;

Стимулировала рефлексию;

Давала возможность учащимся услышать разные мнения;

Помогала учащимся задавать вопросы;

Способствовала самовыражению.

Активно использую кейс – технологии на уроках ОПК. Основная функция метода case-study – учить решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует обучающихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, развивает творческий потенциал.

Этапы работы над кейсом:

Первый этап – знакомство с ситуацией, её особенностями.

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем)

Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

Четвёртый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов

Например:

Кейс. Представьте ситуацию, что Вам предстоит издать книгу о крещении Руси. Придумайте и запишите название книги, дизайн книги и ее содержание.

Название книги.

Какие иллюстрации будут использованы в книге?

Какие главы будут включены в книгу?

Создайте эскиз обложки книги.

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Литература:

1.Голубчикова М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению. – Иркутск: изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ»

2. Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. Москва. 2003г

3. Материалы для повышения квалификации учителя

Слайд 2

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

1.Православная культура в системе общеобразовательной школы.

Слайд 3

Деятельность РПЦ в 20 веке

Максимум возможностей (1900–1917 гг.) Период ограничений (1917 – 1988 гг.) Период активности (1988 – 2000 гг.)

Слайд 4

История развития практики знакомства с культурой Православия

1988 г. Новый взгляд на роль РПЦ в истории и культуре России 1992 г. Первые педагогические чтения 2002 г. Примерное содержание образования по предмету ПК 2003 г. Первый УМК 2007 г. Разработана концепция новой образовательной области - духовно-нравственная культура.

Слайд 5

1) Православная христианская картина мира 2) История православной религии и культуры 3) Православная культура и религии мира 4) Письменная культура Православия (православная словесность) 5) Православный образ жизни 6) Нравственная культура Православия 7) Художественная культура Православия 8) Православие – традиционная религия русского народа 9) Региональный (национально-региональный) компонент образования (дополнение к пунктам 4, 5, 7, 8 – учитывает региональные особенности).

Слайд 6

Следствия возникновения христианства:

Возникновение христианской картины мира, - возникновение Церкви – общности верующих в Иисуса Христа и живущих по его заповедям, - возникновение христианской культуры.

Слайд 7

Раскрыть темы:

(1)Православная христианская картина мира отражает цели создания мироздания и человека,его предназначение в мире. (6)Нравственная культура православия возвышает человека до идеала жертвенной любви. (5)Православный образ жизни предлагает путь совершенства человека,цель которого –святость.

Слайд 8

Главный принцип программы и каждого урока:

Христоцентричность- человечество к приходу Иисуса Христа имело развитую культуру. Христос преобразил все чем жил и живет человек. Концентричность Универсальность – знакомство с иными религиями, религиозно-философскими системами, наиболее значимыми достижениями религии, культуры, науки и образования с точки зрения Православной церкви. Ориентация на усвоение не объема знаний, а на духовно-нравственное воспитание. Учет возрастных особенностей детей. Учет состояния сознания современного школьника. Учитывать степень вовлеченности в современную культуру. Учет содержания школьных программ, существующих в настоящее время.

Слайд 9

Разнообразие в подходах,три образовательные стратегии

1. Законоучительный подход 2.Культуролологический подход 3. Личностно-ориентированный подход

Слайд 10

Законоучительный подход

Противопоставление веры и знания- не сбалансированная дидактическая система

Слайд 11

Культурологический подход

1.Поворот к отечественным ценностям и достижениям отечественной культуры 2.Традиционная религиозная культура как существенная часть культуры российского общества в прошлом и в современности 3. Человек рассматривается как высшая духовная ценность

Слайд 12

Д.С.Лихачев

Между тем культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.

Слайд 13

Личностный подход

Концепция новой образовательной области в учебном плане общеобразовательной школы - «Духовно-нравственная культура». Освоение богословских знаний тесно связано со сферой нравственно-мотивационной, определяющей характер культурной и социальной активности человека

Слайд 14

ПРАКТИКА

Слайд 15

. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Слайд 17

    КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.согласно теории личностно-ориентированного образования культурологического типа академика Е.В.Бондаревской