Коран правильное чтение все суры. Заучивание аятов Корана

«Коран – это заступник перед Аллахом и оправдывающий перед Ним чтеца, и того, кто руководствуется им (Кораном), он приведет в Рай, а того, кто не руководствуется им, тянет в огонь ада» (хадис передали аль-Хайсам, ат-Табарани).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «…читайте его (Коран), поистине, Аллах вознаграждает за его чтение, за каждую букву – десять вознаграждений, я не говорю, что и за Алиф, Лям, Мим – десять воздаяний, однако за Алиф – десять, за Лям – десять, за Мим – десять (воздаяний)» (Хаким, том 1, № 555).

Коран – это Речь Аллаха и самое большое чудо, которое было дано Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Каждый верующий обязан руководствоваться им и знать его достоинство. Именно чтение Корана является источником обильной благодати и помогает обрести душевное спокойствие. О том, как важно читать Священное писание, посланное Всевышним, и какая заключается в этом польза, рассказали на одной из лекций в Галеевской мечети.

Напомним, что есть определенные правила, этика чтения Корана.

2. Следует брать Коран в руки и класть на место по завершении чтения, по возможности, не поворачиваясь к нему спиной.

3. Запрещается трогать руками и носить Коран, даже футляр или материю, в которую он завернут, без омовения.

4. Тому, кто по Шариату обязан совершить полное омовение тела и женщине, когда ей нельзя совершать намаз, запрещается не только трогать Коран, но и читать его наизусть.

6. Класть Коран на пол считается нарушением этики почитания Корана.

8. Коран нужно размещать выше всех остальных книг, класть на него другую книгу нельзя.

9. Запрещается брать с собой в туалет и подобные нечистые места даже листок с записью аятов Корана, а также читать их там вслух.

10. Большее вознаграждение за чтение Корана получает тот, кто читает его в мечети или проснувшись ночью.

12. Самым большим непочитанием Корана следует считать поступки тех, кто, вовсе не вникнув в истинный смысл его аятов, пытается толковать их поверхностно, по своему разумению, следуя переводам на русский и другие языки. Неточная передача смысла Корана вводит людей в заблуждение.

14. Не одобряется чтение Корана в состоянии дремоты, так как при этом велика вероятность допущения ошибок.

17. Читающему Коран не следует произносить в процессе чтения другие слова, если в этом нет крайней необходимости, нельзя смеяться, играть пальцами – следует сидеть спокойно и с почтением.

18. Настоятельной сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) является по завершении чтения Корана читать дуа. Аллах принимает такую мольбу и отвечает на нее.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, который читает Коран в намазе стоя, получит за каждую букву сто вознаграждений; совершающий намаз сидя за чтение каждой буквы Корана получит пятьдесят вознаграждений; читающий Коран вне намаза получит за каждую букву десять вознаграждений; тому, кто слушает чтение Корана, желая получить воздаяние, записывается за каждую букву одно воздаяние; тому, кто завершил читать Коран (полностью), Аллах ответит на мольбу в этом мире или на том свете» (Дайлями. «Канзуль умаль», № 2427).

Высокое положение перед Аллахом, заступничество в Судный День, благородный нрав и душевная чистота – это лишь малая часть из тех плодов, которые приносит чтение Корана. Изучение Священного Корана – один из самых славных способов поминания Всевышнего. Верующий, изучающий Коран и запоминающий его наизусть, не только заслужит великую награду, но и наполнит свое сердце Словом Божьим, к которому ложь не может подступиться ни спереди, ни сзади. Перед ним раскрывается сокровищница божественной мудрости и кладезь знания, и он удостаивается великой милости. Но вместе с тем, на него ложится большая ответственность, потому что пренебрежение Кораном после того, как Аллах поместил его в душе человека, является великим грехом.

Ибн Масуд сказал: «Поистине, этот Коран – угощение от Аллаха, примите же Его угощение по мере возможности. Он – прочная вервь Аллаха, ясный свет и благотворное исцеление. Он – защита для того, кто придерживается его, и спасение для того, кто следует ему. Он не отступает от истины, чтобы его порицали, и не уклоняется в сторону, чтобы его исправляли. Его чудеса не прекращаются, и он не ветшает от частого повторения» (хадис передал аль-Хаким).

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Коран является священной для всех мусульман книгой, которая была ниспослана пророку Мухаммаду (с.г.в.) самим Творцом более 1400 лет назад.

Коранические аяты представляют собой подлинное слово Аллаха, а потому они свободны от искажений, которые могут сделать люди сознательно либо по ошибке. Доказательством тому служит следующий аят из Корана:

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9)

Достоинство изучения и заучивания Корана

Пророк Мухаммад (с.г.в.) подчеркивал важность чтения Священной Книги на ежедневной основе, поскольку она даёт людям ясные указания по тому, как добиться успеха в этом мире и не бояться Дня суда. К тому же произнесение одной лишь буквы из Корана приносит человеку 10-кратную награду (саваб). В этом смысле сложно даже вообразить, насколько меняется в лучшую сторону жизнь и какие открываются перспективы в вечности у человека, который знает наизусть весь Благородный Коран!

Коран-хафиз несёт в своём сердце свет чистоты и блага, а его разум наполнен мыслями о словах Всевышнего. В сводах хадисов Тирмизи и Ибн Маджи приводится следующее высказывание пророка Мухаммада (с.г.в.): «Того, кто выучит Коран и будет следовать тому, к чему он призывает, и сторониться запретного, Аллах и примет его заступничество в пользу 10 родственников, кому было уготовано войти в Ад». В другом хадисе говорится о том, что лучшими среди мусульман являются те, кто изучает Священную Книгу ислама и обучает ей других.

О достоинстве изучения и запоминания Корана говорит также следующее высказывание Посланника Всевышнего (с.г.в.), представленное в сборниках хадисов Ахмада и Абу Дауда: «В Судный день на головы родителей, чьи дети изучали Коран и практиковали его положения, будет помещена корона такого великолепия и яркости, которая превосходит яркость солнечного света, проникающего в ваши дома. И что же вы думаете о положении человека, кто сам изучал Коран и реализовывал на практике его положения?»

Исламская умма всегда славилась людьми, кто обладал обширными познаниями в области Священного Текста. В этой связи часто можно встретить вопрос о том, как много людей знают Коран наизусть. Среди специалистов нет единого мнения и способа подсчёта, однако по самым грубым прикидкам, общая численность хафизов среди мусульман в настоящее время варьируется от одного до 12 миллионов человек. Методика здесь самая простая. Если всего в мире насчитывается более миллиарда мусульман (1,2 миллиарда) и на каждые триста человек должна приходиться одна мечеть (в разных странах ситуация наблюдается своеобразная), то в каждой из них должен быть один или двое хафизов Корана. Конечно, в странах бывшего Советского Союза времена атеизма не прошли даром, а потому сейчас наблюдается острая нехватка людей, кто знал бы Священную Книгу наизусть целиком. Однако ситуация меняется, и всё больше мусульман ставят перед собой цель стать хафизами Корана и добиваются её, в том числе, и благодаря правилам заучивания, которые идут ниже.

Как быстрее запомнить текст Корана

Процесс изучения и заучивания аятов - это увлекательная духовная и физическая практика, которая преображает человека, укрепляет его на пути истины. Для успешного запоминания больших объёмов текста Священного Писания имеются разные методики. Представим некоторые советы, которые повысят их эффективность.

1. Выберите определённое время

Популярное ныне выражение «тайм-менеджмент» хорошо описывает суть этой рекомендации. Правильное для заучивания Корана время является важным фактором на пути становления будущего хафиза. Необходимо выбрать те часы суток, в которые вы обычно наиболее продуктивны и внимательны. Обычно это раннее утро, когда читается утренний намаз. В это время разум и тело человека свежи и восприимчивы к новому. При этом важно не просто ждать, когда появится свободное время для занятий, а самому определить временной отрезок и строго придерживаться его. Необходимо воспринимать изучение коранических аятов как важную задачу, которую нельзя рассматривать как нечто второстепенное.

2. Будьте последовательны в приложении своих усилий

В самом начале предпринимайте небольшие шаги. Частая ошибка новичков заключается в стремлении запомнить как можно больше информации на волне душевного подъёма. Однако неизбежно наступает этап рутинизации процесса, когда держать в голове новый материал становится весьма сложно. Нужно учитывать, что гораздо более важным фактором является последовательность, а не количество. Последовательность, в свою очередь, достигается через запоминание небольших объёмов текста Корана. Ежедневное изучение нескольких аятов будет более эффективно, чем попытка выучить за выходные целые страницы Священного Писания.

3. Следуйте одной определённой технике запоминания Корана

Это позволит вам систематизировать ваши усилия. Вы можете, например, изучать по три аята в день. В этом случае прочитывайте каждый из них с текста 10-20 раз. После старайтесь повторить прочитанное уже без опоры на текст. Можно стараться написать на бумаге изучаемый аят - это также помогает хранить в памяти коранический текст. Если удалось хорошо запомнить изучаемый отрывок (то есть он проговаривается на автомате), то можно переходить к следующему аяту, в работе с которым применяется та же самая методика.

Альтернативным способом заучивания Корана является обращение к последнему джузу Писания, в котором содержатся самые короткие и чаще всего читаемые мусульманами суры. Изучение именно этой части Книги позволит в течение небольшого промежутка времени выучить десятки сур, что станет дополнительным фактором для более мотивированной организации процесса запоминания Корана.

4. Повторяйте то, что вы уже выучили

«Повторение - это мать учения» гласит известная поговорка. Прежде чем приниматься за новый аят, повторите то, что уже удалось выучить. Читайте изучаемые части коранического текста во время намаза. Повторение помогает не только запоминать новую информацию, но и позволяет исправить возможные ошибки.

5. Понимайте значение того, что вы учите

Это не только помогает в усвоении текста и изучении арабского языка, но и укрепляет веру человека посредством размышлений о словах Всевышнего. Примечательны в этом смысле следующие слова из Книги:

«Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?» (54:17)

6. Слушайте то, как читают Коран его признанные чтецы и хафизы

Обращение к разным манерам декламации Священного Писания помогает запомнить его текст. Создайте привычку слушать разных кариев перед сном.

В заключение нужно отметить важность умения читать Коран на арабском языке и знания правил (корректного произнесения слов). Не поленитесь начать именно с этого и только потом переходите к запоминанию самого текста Священной Книги ислама. Кроме того, просите у Всевышнего помощи в этом непростом, но чрезвычайно интересном деле. Обращение к Милостивому и Милосердному будет напоминать вам, что Коран вы учите ради довольства Аллаха, а не для хвастовства, лучшего знания арабского языка либо статуса.

Коран – Слово (Речь) Аллаха, его превосходство над словами (речью) творений подобно превосходству Аллаха над Его творениями, а чтение Корана - одно из лучших занятий для человека.
В изучении Корана и обучении ему других множество достоинств:
Вознаграждение за чтение Корана: Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто прочитает одну букву из Книги Аллаха, запишется совершение одного доброго дела, а награда за совершение добрых дел увеличивается десятикратно» (Ат-Тирмизи).

В другом хадисе говориться: Однажды посланник Аллаха ﷺ спросил своих сподвижников: - «Кто хочется отправиться в Бутхой или Алик (населенные пункты, расположенные недалеко от Медины. – Прим. авт.) и, не поссорившись ни с кем, не согрешив, вернуться с двумя большими верблюдами?» Сподвижники ответили: «О, Посланник, мы все это хотим!» Тогда Пророк сказал: «Почему же тогда вы не идете в мечеть и не выучите там два аята из Книги Аллаха или не почитаете ее? Это для Него лучше верблюда. Если прочтете три аята, то они лучше трех верблюдов, четыре – четырех, сколько бы вы не читали аяты – все они лучше верблюдов» (Абу Давуд, Муслим).

Вознаграждение за обучение Корану: Пророк ﷺ сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучил Коран и обучил ему других» (Аль-Бухари).
Достоинства изучения Корана, заучивания его наизусть и чтения его по всем правилам: Пророк ﷺ сказал: «Кто читает Коран, зная его наизусть, тот с благородными, покорными посланцами (ангелами), а кто читает Коран с трудом и при этом прикладывает большие усилия (желая прочитать его правильно), того ожидает двойная награда» (Аль-Бухари и Муслим).

Как начать заучивать суры Корана?

1. Искреннее намерение. Убедитесь в том, что вы делаете намерение только ради Аллаха, Его довольства, чтобы быть вознагражденным Его милостью. Не нужно красоваться или выучивать Коран напоказ.

2. Нужно научиться читать Священный Коран с правильным произношением, а также в соответствии с правилами таджвида. Если человек может бегло и при этом правильно прочитать одну страницу (подразумевается, что, если страница сложная, он может прочитать её за 1,5 минуты, а если лёгкая – за 1 минуту), он с уверенностью может начинать хифз (заучивать Коран). Но, если ученик ещё не читает Коран бегло, ему нежелательно сразу приступать к хифзу так как он может столкнуться с большими трудностями. Во многих случаях такие ученики не доучивают до конца, кроме тех, у кого очень большое желание учиться.

3. Постоянство. Чем чаще вы будете учить аяты, тем легче станет процесс запоминания. Очень важно не пропускать ни одного дня. В поклонении нет выходных. По крайней мере, если у вас совсем нет времени, выучивайте по 3-5 строчек в день. Если вы будете последовательны, инша Аллах, вы сможете стать хафизом в 5 - 6 лет.

4. Атмосфера. Уединитесь в тихом месте, чтобы сконцентрироваться только на Коране и, чтобы вас не отвлекали посторонние мысли. Выключите отвлекающие предметы (например, мобильные телефоны, телевизор и т.д.)

5. Запоминайте аяты со смыслом: читайте перевод, прежде чем начать учить аят, поймите смысл написанного.

6. Перед выучиванием полезно прослушать тот аят, который вы хотите выучить. Это поможет вам преодолеть проблемы с произношением и улучшить качество вашего запоминания.

7. Читайте в ежедневном намазе то, что вы выучили. Если вы забыли какой-то кусок, вы сразу же исправите свою ошибку, посмотрев в Коране, и никогда не будет делать эту ошибку снова.

8. Имейте хорошего учителя (друг, член семьи), который обладает знанием сур. Самой серьезной проблемой в этом великом деле является отсутствие желания у ученика. В таком случае конечный результат будет зависеть от опыта учителя. Иметь опытного наставника очень важно, поэтому начните своё обучение с поисков учителя. Пусть он проверяет ваши выученные аяты каждый день. Или проверяйте друг друга с человеком, который тоже учит Коран.

9.Читайте суры вслух. Чтение вслух помогает не просто проговаривать, но и слушать самого себя.

10. Дуа. Просите у Аллаха, чтобы он облегчил вам запоминание Корана.

Конечно, каждый хочет быть сильным хафизом. Чтобы добиться своей цели, необходимо соблюдать некоторые правила.

Учитывая возможности своей памяти, каждый должен подобрать для себя подходящий метод заучивания, например:
Читать страницу от начала до конца подряд и таким образом заучить.
Выучить один аят, затем второй, соединить их вместе, затем третий и так далее.
Учить по словам, то есть выучить одно слово, затем второе, соединяя их, пока не доучишь аят полностью.
Разделить страницу на три или четыре части, выучить их по отдельности, а затем соединить.
Учить страницу с конца, то есть сначала заучивать самый нижний аят, затем следующий и соединять аяты постепенно, пока не дойдешь до верха.
Запоминать, записывая.
Запоминать, слушая, то есть выбрать одного чтеца и, многократно прослушивая его запись, постараться заучить. В основном к данному методу прибегают слабовидящие.

Что касается заучивания методом чтения страницы от начала до конца, то страницу при заучивании таким способом следует читать сто, сто пятьдесят или более раз. В целом, будет лучше, если учитель-хафиз подберёт метод приготовления уроков для ученика сам. И вообще только под жестким контролем учителя ученик быстрее достигает намеченной цели. Секретом крепко выученной страницы является беспрестанное повторение – чем больше ты читаешь страницу при заучивании, тем крепче ты её будешь знать.

Если ты, выучив страницу или хотя бы полстраницы, можешь прочитать её наизусть без запинок или прочитать медленно, произнося каждую букву, то знай, что ты хорошо её заучил, можешь с уверенностью продолжать заучивать дальше и не переживай – такой хифз легко не забудется.

Не следует переживать, если у тебя слабая память, ведь в учебных заведениях по подготовке хафизов у девяти из десяти учеников память ниже средней. А также не переживай по поводу того, что ты не можешь сразу прочитать наизусть только что выученную страницу, ведь многим нужно, чтобы прошла одна ночь или даже два дня, прежде чем выученная сура закрепится, и это нормально. У большинства учеников память раскрывается только поcле заучивания ¼ Корана, а у некоторых она не раскрывается вплоть до того момента, пока не будет выучена половина Корана.

Так что не переживай друг – ты сможешь стать хафизом! Проси об этом Всемогущего Аллаха и прояви искренность. Аминь!!!

Слово «таджвид» представляет собой масдар (отглагольное существительное), корнем котором является глагол «джаада» – преуспевать, превосходить. В контексте коранических наук этот термин имеет более узкое значение, суть которого сводится к «верному чтению Священного », то есть такой манере рецитации Откровения, когда соблюдаются все известные правила и нормы.

Вопрос соблюдения правильного произношения и находит своё отражение в самом Коране. Так, Творец делает повеление верующим:

«И читай Коран размеренно» (73:4)

На первый взгляд, в аяте речь идёт, прежде всего, о характере, скорости и манере чтения. Но фактически это означает, что должным образом должны произноситься все буквы и звуки, соблюдаться все имеющиеся правила, которых насчитывается не две-три единицы, а значительно больше. Например, правила ассимиляции (идгам ма’а-ль-‘унна, иклаб, ихфа ма’а-ль-‘унна), диссимиляции (калькаля), соблюдение долготы (мадд) и паузы (вакф) и так далее.

Как возник таджвид?

Коран, будучи Откровением Всевышнего, дарованным всему человечеству, требует к себе особого отношения, которое заключается, в том числе, и манере чтения. Известно, что во времена жизни Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) красивой манерой рецитации Книги обладал Ибн Мас’уд. Он не только читал Коран с выражением, но и соблюдал все необходимые грамматические правила и произношение.

Актуальность появления такой науки, как таджвид, налицо. Многие люди не знают особенностей даже родного для себя языка, могут совершать ошибки в произношении, грамматике. Что уж говорить о незнакомом языке, которым написан главный религиозный текст?! Арабский язык не самый простой, и ситуация в определённой мере осложнялась тем, что в ислам с самой зари появления религии стали приходить другие народы. Они имели определённые культурные отличия от арабов, в частности, связанные с лингвистической составляющей. В этой ситуации возник риск того, что люди могли совершать ошибки во время чтения Корана, которые отражались на смысле. Чтобы избежать этого, стала очевидной важность формирования специальной системы правил, которая и получила название «таджвида».

В целом, можно отметить, что таджвид – это кораническая наука, главная цель которой заключается в обеспечении правильного произношения и воспроизводстве звуков, недопущения каких бы то ни было излишеств или упущений.

Почему так важен таджвид?

Чтение Священного Корана согласно всем правилам имеет массу достоинств, которые оказывают влияние как на чтеца (кария), так и аудиторию, слушающую его. Таджвид позволяет учесть все моменты, которые обычно задействуются кариями во время рецитации Текста нараспев. Однако будет ошибкой полагать, что автоматическое соблюдение правил таджвида обеспечивает становления человека в чтеца, отличающегося уникальным стилем рецитации. Для этого необходима длительная практика и анализ других кариев. Суть грамотного и красивого воспроизведения текста Корана сводится к определению того, как лучше всего выставлять паузы, протягивать гласные звуки, смягчать произношение согласных и правильно произносить отдельные звуки (например, хамзу).

Отдельно стоит упомянуть такой аспект чтения Корана, как скорость воспроизведения текста. По единодушному мнению учёных и практиков, лучше всего читать Коран в медленном ритме, максимально корректно соблюдая все правила. Такой темп в арабском языке обозначается словом «тартил». Тем не менее, среди профессионалов в области грамотной рецитации Священного Писания распространён средний темп под названием «тадвир», а также быстрый ритм – «хадр».

Несоблюдение правил таджвида чревато ошибками, которые могут серьёзно изменить смысл коранического текста. Например, одним из самых распространённых дефектов является случай, когда в конце суры «Фатиха» человек воспроизводит слово «заблудшие» – «даллиин», не через букву «д», а через «з». При таком прочтении смысл меняется на слово «продолжающие»:

«Веди нас по прямой дороге. Дороге тех, кому Ты даровал благодать, а не дорогой тех, кто оказался под Твоим гневом и заблудших» (1:7)

Очевидно, что слово «продолжающие» совершенно меняет первоначальное значение аята.

Существуют также неявные ошибки, которые не меняют смысла коранического текста, но противоречат общепринятой манере воспроизведения определённых моментов коранического текста. Например, неявная ошибка может возникнуть, когда человек не протягивает должным образом звук «у» в слове «ляху», которое встречается в суре «Ихлас»:

«Уэ лям йакуль-ляхуу куфуээн ахадэ» (112:4)

Перевод смысла: «И не было Ему кого-либо равного»

С точки зрения арабского языка, его смысла, если чтец не протягивает звук «у» в указанном месте, он не совершает какой бы то ни было ошибки. Однако с точки зрения принятых среди кариев норм, этот момент будет считаться мелким недостатком.

Отметим также, что в современных редакциях Корана, которые были выпущены в разных странах мира, некоторые правила таджвида находят своё отражение в тексте через специальные знаки, которые отмечаются различным цветом. Такая техника печати используется активно только в особых случаях, когда издатели преследуют цель сделать коранический текст удобным для людей, кто начинает изучать арабский язык и таджвид. Однако распространённым явлением становится обозначение имени «Аллах» красным цветом. Также красным выделяются и другие слова, которые обозначают Всевышнего (например, Господин – «Раббу»).



Первое правило касается состояния читающего человека.

Человек, намеривающийся приступить к чтению Корана, должен совершить омовение /вуду/, а во время чтения спокойно стоять или сидеть, повернувшись в сторону киблы, не опираться на локоть полулежа и не сидеть так, как сидят высокомерные. Если человек станет читать Коран по памяти, не совершив омовения или лежа на кровати, он также получит пользу, но уже не такую большую. Аллах Всевышний сказал: « … которые поминают Аллаха стоя, и сидя, и (лежа) на боках своих и размышляют о сотворении небес и земли…» -сура «Семейство Имрана», аят191.

Таким образом, Аллах Всевышний воздал хвалу поминающему Аллаха, однако на первое место Он поставил тех, кто поминает Его стоя, затем – поминающих сидя, а затем – поминающих лежа.

Второе правило касается того, сколько следует читать.

Разные люди читают Коран по-разному. Передают, что Усман, Зайд ибн Сабит, Ибн Масгуд и Убайй ибн Кагб, да будет доволен ими Аллах, прочитывали Коран один раз в неделю, разделяя его на семь равных частей.

Третье правило касается чтения Корана по всем правилам /тартиль/.

Это желательно делать, поскольку, как будет указано ниже, целью чтения Корана является размышление, а чтение его по всем правилам способствует этому. Подтверждением сказанному служат слова Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал Коран, четко выговаривая каждую букву. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине я предпочитаю прочесть (только) суры «Корова» и «Семейство Имрана», четко выговаривая каждую букву и размышляя над ними, чем прочесть весь Коран слишком быстро». Ясно, что спокойное и правильное чтение Корана в большей мере соответствует проявлению уважения и оказывает более сильное воздействие на сердце человека, чем торопливое чтение.

Четвертое правило касается плача во время чтения Корана.

Читающим Коран желательно плакать, а побуждать их к этому должна печаль, ибо человеку, прежде всего, следует размышлять о тех угрозах, с которыми обращается к нему в Коране Аллах, и о своих обязанностях, а потом переходить к размышлениям о своих упущениях в том, что касается велений и запретов Корана, а это неизбежно ввергнет читающего в печаль и заставит его плакать.

Пятое правило касается определенных аятов.

Это значит, что, почитав аят, в котором упоминается о земном поклоне, читающий Коран должен совершать земной поклон /сужуд ат-тилява/, и то же самое следует сделать тому человеку, который услышит чтение такого аята другим, если тот совершит земной поклон. При этом совершать земной поклон следует лишь тому, кто находится в ритуальной чистоте.

Шестое правило.
Перед тем, как приступить к чтению Корана, следуют сказать: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана!». Если в процессе чтения человеку встретится аят, в котором содержатся слова прославления Аллаха, ему следует сказать «Слава Аллаху» /Субханаллах/ и «Аллах велик!» /Аллаху акбар/; если ему встретится аят, в котором говорится о просьбах, о прощении, ему следует обратиться к Аллаху с мольбами и просьбами о прощении; если встретится упоминание о просьбе, ему следует обратиться с такой просьбой, а если встретится упоминание о чем-либо устрашающем, ему следует обратиться к Аллаху с мольбой о защите, и все эти слова можно произносить либо вслух, либо сердцем.

Седьмое правило.
Чтение Корана про себя дальше от показного и неестественности, и если человек опасается подобного для себя, ему лучше читать так; если же он этого не боится, а чтение вслух не помешает другим людям молиться, то лучше читать вслух, поскольку это требует от человека больше усилий, а также потому, что это способствует пробуждению сердца читающего, побуждает его к размышлению о том, о чем он читает, отгоняет сон и делает его более активным. Таким образом, если намерения человека являются такими, предпочтительнее читать Коран вслух.

Восьмое правило.
Читая Коран, не следует слишком растягивать слова и нарушать правильный ритм, а необходимо стараться читать его красиво, ибо это соответсвует сунне. В одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Украшайте Коран своими голосами» (Ахмад). Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не относится к нам тот, кто не читал Коран нараспев» (аль-Бухари).

Передают, что, услышав, как читает Коран Абу Муса, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тебе была дарована свирель (так Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называл красивый голос Абу Мусы Аль-Ашгари) из числа свирелей семейства Дауда» (аль-Бухари; Муслим). Передают, что, когда сподвижники Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, встречались друг с другом, они просили кого-нибудь из них читать ту или иную суру Корана.

Абдуссабур Хайрутдинов