Китай в 3 4 краткая история. Краткая история древнего китая

Особенности китайской цивилизации.

1. Географическая замкнутость Китая. На севере Китай ограничен пустыней Гоби и сибирскими лесами, на востоке - Тихим океаном, на юге - тропическими джунглями, на западе - Гималаями. На уровне аграрного общества эти преграды трудно преодолимы, поэтому в Китай практически не было вторжений извне, и, кроме того, постоянно возникает перенаселение (избыток трудовых ресурсов).

2. Стабильность. Постепенное развитие общества, без потрясений, революций.

3. Основу экономики составляет сельское хозяйство. Главной отраслью является высоко интенсивное земледелие, основанное на общекитайской оросительной системе. Скотоводство было не развито из-за отсутствия пастбищных земель и из-за использования людей в качестве тягловой силы. Избыток рабочих рук способствовал развитию ремесла.

4. Цикличность политического развития. Вся история Китая движется по этапам:

1 этап - захват власти в ходе целого периода гражданских войн. В это время гибнет значительная часть населения и появляется избыток земли и относительно высокий уровень жизни, социальная стабильность. Этим император подтверждал наличие у него «мандата неба», т.е. право на власть в стране.

2 этап - население растет, земли не хватает, крестьяне уходят в город, появляются нищие, крестьянские восстания, т.е. появляется социальная нестабильность. Это свидетельствует, что у императора исчерпан «мандат неба».

3 этап - свержение старой династии, установление новой.

Один цикл составляет около 300-500 лет.

5. Особенность социальной структуры Китая, в том, что города и сельские уезды ничем не отличаются друг от друга и несут одинаковые повинности перед государством. Все население делится на 2 группы: 1) полноправное сословие - крестьяне, ремесленники, торговцы, правящие классы; 2) неполноправные сословия - люди новых профессий, они не имеют свободы передвижения и не могут сдавать экзамены, чтобы стать чиновником.

6. Система управления Китаем. В Китае никогда вплоть до 19 века не было ни полиции, ни армии, всей страной управлял 1% населения – чиновники (шэньши). Чтобы стать шэньши, нужно было сдать экзамены на знание философской литературы, математики и т.п. Было 9 разрядов шэньши: первые три получались в уезде, следующие три в провинции, а последние три - в столице. Государственные шэньши занимались политикой и управлением государства. Они несли службу вне родной провинции, и каждые 3 года место службы менялось, чтобы предотвратить коррупцию. Шэньши, не имеющие государственных постов, занимались экономикой у себя на родине, они руководили всем, были учителями, врачами.

7. Жесткое подчинение традициям и соблюдение ритуала.

Периодизация китайской истории.

1 этап : 2 тысячелетие до н.э. - разложение первобытного строя и возникновение древнейших государств (Ся, Шан-Инь, Западное Чжоу). Города имели правильную геометрическую планировку. В Шан-Иньский период - возникают первые письменные знаки.

2 этап : 8-3 вв. до н.э. - Древний Китай. Восточный Чжоу.

В это время появляются первые философские школы и первые сборники стихов. Зарождается конфуцианство.

3 этап : 221-207 год до н.э. Империя Цинь. Произошло первое объединение Китая при династии Цинь. Была создана жесткая административная структура. Начинается строительство Великой китайской стены.

4 этап: 2 в. до н.э.-3 в. н.э. Империя Хань. С 1 века н.э. называется Восточная Хань. Распространяется конфуцианство, строятся дворцы, написана первая история Китая, изобретена бумага и другие «великие» изобретения.

5 этап : 3 – 6 вв. н.э. Политический распад. Наиболее сильное государство - Северный Вэй (4-6 вв.) со столицей в Лояне. Распространяется буддизм.

6 этап : Кон. 6 – нач. 7 вв. Империя Суй (объединение Китая). Прорыт Великий китайский канал, соединивший Янцзы и Хуанхэ (более 1000 км).

7 этап : 7 – нач.10 вв. Империя Тан. Введена система шэньши, составлен единый свод законов. Китай ведет интенсивную торговлю с Арабским халифатом, Средней Азией, Индией. Изобретено книгопечатание.

8 этап : Сер.10 – кон. 13 вв. Империя Сун. Она завоевана внуком Чингисхана Хубилаем, который основал монгольскую династию Юань.

9 этап : Кон.13 – сер.14 вв. Династия Юань. Монголы освоили китайский язык и письменность, восприняли систему управления. Но активнее, чем китайцы участвовали в международных торговых отношениях.

10 этап: Кон.14 – сер.17 вв. Династия Мин. Столицей стал Пекин. Развивается ремесло. В Китае появляются европейцы, создают концессию в Макао. Проникновение в Китай первых миссионеров – иезуитов.

11 этап: 1644-1911 гг. Маньчжурская династия Цин. Активное проникновение европейцев, поэтому в 1757 году были закрыты все порты для иностранных торговцев (это продолжалось до середины 19 века). Китай был отрезан от внешнего мира, поэтому происходит консервация экономического и общественного строя, ухудшение и задержка развития.

Мифология.

Выделяют:

1. космогонические мифы, согласно которым все возникло из двух частиц: Ян (мужской дух, положительный, светлый, управляет небом) и Инь (женский дух, холодный, отрицательный, управляет землей). Позднее возникло представление, что человек был создан богиней Нюй-Ва из глины и сухой травы. Впоследствии возник миф, что Вселенная произошла из первочеловека Пань-Гу.

2. Мифы о стихийных бедствиях и героях спасших от них людей. В основном это - наводнения и засуха.

Представления о потустороннем мире отражали порядок, существовавший на земле. Вся власть на небе принадлежала верховному божеству Ди. Ближайшее окружение Ди - это усопшие предки императора (император - Ван или Хуанди). Они выполняют поручения Ди и передают ему просьбы Вана. Поэтому принося жертвы своим предкам, Ван мог легко умилостивить их, а заодно и заручиться поддержкой верховного божества. Функция Вана, как верховного жреца, общение со своими предками, которые являются посредниками между миром людей и миром богов.

Постепенно происходит отделение мира предков от мира богов. В итоге появляются два культа: культ предков, культ верховного божества. При этом культ верховного божества трансформируется и Ди превращается в Небо.

Вторая половина I тысячелетия до н. э. в обществе Древнего Китая получила название Чжаньго - Борющиеся царства. Это была эпоха постоянных войн между мелкими княжествами и царствами, образовавшимися на развалинах некогда могущественной державы Чжоу. Со временем среди них выделялись семь сильнейших, которые подчинили своей власти слабых соседей и продолжали вести борьбу за наследство династии Чжоу: царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь . Но это была и эпоха изменений во всех областях жизни, производства и общественных отношений. Росли города, совершенствовались ремёсла, и развивалось сельское хозяйство, железо пришло на смену бронзе. Учёные и писатели создавали замечательные трактовки в области естествознания, философии, истории, романтики и поэзии продолжающие до сих пор волновать читателя. Достаточно сказать, что именно в это время жили Конфуций и Лао-цзы основатели двух философско-религиозных школ - конфуцианства и даосизма, приверженцами которых и сейчас считают себя большинство китайцев.

Несмотря на границы, это был единый мир, одна цивилизация, в ней создались все условия не только для объединения, но и выхода за свои географические пределы Такое объединение в рамках единой империи произошло в конце III в. до н. э. под властью династии одного из «семи сильнейших» - царства Цинь . Династия правила единым Китаем только одно поколение, всего 11 лет (с 221 по 210 г. до н. э.). Но какое это было десятилетие! Реформы затронули все стороны жизни китайского общества.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань

На смену ей пришла новая династия - Хань , которая не только не перечеркнула всё, сделанное первым императором Цинь Шихуанди , но сохранила, приумножила его достижения и распространила их на окружающие народы, от пустоши Гоби на севере, до Южно-Китайского моря на юге и от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Империя древнего Китая, сложившаяся к концу III в. до н. э., просуществовала вплоть до конца II в. н. э., когда новые, ещё более значительные изменения привели её к кризису и распаду .

В дальнейшей истории цивилизации древнего Китая сменилось ещё немало династий, как местных, так и пришлых. Эпохи могущества ещё не раз сменялись периодами упадка. Но из каждого кризиса Китай выходил неизменно сохранившим своеобразие и преумножившим своё культурное богатство. Свидетелями очередного взлета китайской цивилизации являемся мы с вами и сейчас. А начало этого удивительного постоянства и своеобразия было положено в ту далёкую эпоху, когда рождалась Поднебесная империя Китая.

Улица китайского города эпохи Восточного Чжоу

Возникновение цивилизации древнего Китая

Царство Цинь среди других крупных образований Древнего Китая было не самым сильным и просвещённым. Оно находилось на севере страны, имело тяжёлые почвы и соседствовало с многочисленными кочевыми племенами. Но ограждённое естественными рубежами - рекой Хуанхэ и горными хребтами, - царство Цинь было более или менее защищено от вражеских вторжений и в то же время занимало удобные стратегические позиции для наступления на соседние державы и племена. Земли царства, лежащие в бассейнах рек Вэйхэ, Цзинхэ и Лохэ, очень плодородные. В середине III в. до н. э. одновременно с созданием канала «Чжэн Го» здесь проводились работы по осушению болот, что значительно повысило урожай. По территории царства Цинь проходили важные торговые пути, и торговля с соседними племенами стала одним из источников его обогащения. Особое значение для государства имела торговля с северными племенами - посредниками в торговле древнекитайских царств со странами Средней Азии. Из Цинь вывозили в основном железо и изделия из него, соль и шёлк. От скотоводческих племён севера и северо-запада жители царства Цинь получали шерсть, шкуры и рабов. На юго-западе царство Цинь торговало с жителями областей Му и Ба. Плодородные земли и горные богатства этих областей, лежавших к тому же на стыке торговых путей, которые вели далеко на юго-запад вплоть до древней Индии, стали причиной экспансии Циньского царства.

Со времени правления Сяо Гуна (361-338 гг. до н. э.) началось усиление Цинь. И дело было не только в успехах экономики и завоевательных походов. То же самое происходило и в других царствах древнего Китая.

В середине IV в. до н. э. в царстве Цинь были осуществлены важные реформы , способствовавшие его всестороннему укреплению. Их проводил сановник Шан Ян - один из наиболее видных представителей и ревностных последователей учения фацзя. Первой была земельная реформа , нанёсшая решительный удар по общинному землевладению. Согласно установлениям Шан Яна, земля стала свободно покупаться и продаваться. В целях централизации государства Шан Ян ввёл новое административное деление по территориальному принципу, нарушавшее прежние границы, установленные ещё старым родоплеменным делением. Всё царство было разбито на уезды (сян). Уезды дробились на более мелкие образования, во главе каждого были поставлены государственные чиновники. Самыми мелкими административными единицами стали связанные круговой порукой объединения из пяти и десяти семей. Второй реформой была налоговая. Вместо прежнего земельного налога составлявшего 1/10 часть урожая, Шан Ян ввёл новый налог, соответствующий количеству обрабатываемой земли. Это обеспечило государству ежегодный постоянный доход, не зависящий от сбора урожая. Засухи, наводнения, неурожаи теперь всей тяжестью ложились на земледельцев. Новая система взимания налогов обеспечивала огромные средства, необходимые правителям царства Цинь для ведения войн.

Согласно военной реформе Шан Яна, циньское войско было перевооружено и реорганизовано. В него включили конницу. Боевые колесницы, составлявшие основу военной мощи прежней потомственной аристократии, исключались из состава армии. Бронзовое оружие заменялось новым - из железа. Длинную верхнюю одежду воинов сменила короткая, как у кочевников-варваров, куртка, удобная в походе и бою. Армия была разделена на пятёрки и десятки, связанные системой круговой поруки. Солдаты, не проявившие должного мужества, подвергались суровому наказанию. После военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых боеспособных армий древнекитайских царств. Шан Яном было создано 18 степеней знатности за военные заслуги. За каждого взятого в плен и убитого врага полагалась одна степень. «Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати», - говорилось в указе. Результатом реформ, проведённых Шан Яном, стало появление на месте прежде аморфного образования - царства Цинь - сильного централизованного государства. Уже со времени правления Сяо Гуна началась борьба Циньского царства за объединение под своей гегемонией всей территории Древнего Китая. Циньское царство не имело себе равных по силе и мощи. Дальнейшие завоевания царства, завершившиеся образованием империи, связаны с именем Ин Чжэна (246-221 гг. до н. э.). В результате многолетней борьбы он подчинил одно за другим все царства Древнего Китая: в 230 г. до н. э. - царство Хань, в 228 г. до н. э. - царство Чжао, в 225 г. до н. э. - царство Вэй. В 222 г. до н. э. было окончательно покорено царство Чу В этом же году сдалось и царство Янь. Последним - в 221 г. до н. э. - завоёвано царство Ци. Колесница, возничий и кони выполнены с необычайной точностью, передающей все детали прообразов. Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и своих потомков новый титул - хуанди (император). Позднейшие источники обычно именуют его Цинь Шихуанди , что буквально означает «первый император империи Цинь». Почти сразу после завершения завоеваний древнекитайских царств Цинь Шихуанди предпринял успешные походы против гуннов на севере и царства Юэ на юге. Китайское государство вышло за границы национального образования. С этого момента начинается отсчёт истории имперского периода.

Шелководство. Шелк в древнем Китае

Источники свидетельствуют о почитании древними китайцами шёлкового червя и шелкоткачества. Шелковица - священное дерево, олицетворение Солнца и символ плодородия. В старых китайских текстах упоминаются священные тутовые рощи или отдельные шелковицы как места отправления ритуалов, связанных с культом Матери-прародительницы. Согласно легенде, в дупле шелковицы был найден младенец Инь, ставший родоначальником первой династии Китая. Божеством шелковичного червя считалась женщина, которая стоит у дерева на коленях и плетёт шёлковую нить.

Деньги в древнем Китае

В VI в. до н. э., также как и на другом конце цивилизованного мира в Передней Азии и , в царстве Цзинь впервые появились металлические деньги. Вскоре они стали отливаться и в остальных державах Древнего Китая. В разных царствах деньги имели различную форму : в Чу - форму квадрата, а в Ци и Янь - форму ножей или мечей, в Чжао, Хань и Вэй - форму лопат, в Цинь были крупные деньги с квадратными отверстиями посередине.

Письменность

Для письма до изобретения бумаги в Китае использовались бамбуковые или деревянные пластинки и шёлк. Бамбуковые пластинки сшивались в своеобразные «тетради». Шёлковые «книги» хранились в рулонах.

Совершенствовалась технология письменности древнего Китая. Стволы бамбука китайцы расщепляли на тонкие дощечки и писали на них чёрной тушью иероглифы сверху вниз. Потом сложенными в ряд их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю - получалось длинное бамбуковое полотнище, легко сворачиваемое в рулон. Такой была древняя китайская книга, обычно написанная на нескольких свитках - цзюанях; в скатанном виде их ставили в глиняный сосуд, хранили в каменных ларях императорских библиотек, в плетёных коробах учёных-книжников.

Политика древнего Китая

Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало свершившиеся и грядущие перемены Это осознание породило многочисленные идеологические течения, одни из которых защищали старину, другие принимали все новшества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса. Можно сказать, политика вошла в дом каждого китайца, и страстные споры сторонников различных учений разгорались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той эпохи были даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называемое школой законников, - легистов. Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, выражали интересы разных слоев населения. Создателями и проповедниками этих учений выступали как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов. Основоположником даосизма считается полулегендарный мудрец Лао-цзы , который жил, по преданию, в VI-V вв. до н. э. Он написал философский трактат, известный под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Учение, изложенное в этой книге, стало в известной мере выражением пассивного протеста общины против усиления налогового гнёта и разорения. Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной общине . Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая теорию «недеяния» , согласно которой человек должен покорно следовать Дао - естественному течению жизни. Эта теория являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу - Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551-479 до н. э.). Конфуцианцы являлись идеологами старой аристократии , оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном», - говорил Конфуций. Его приверженцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.

Представители третьего направления - фацзя выражали интересы новой знати. Они выступали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV-III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян, живший в IVв. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, легисты считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства. В борьбе за объединение древнего Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правители окраинного и наименее просвещённого царства Цинь, охотно воспринявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной власти над всей Поднебесной.

Ремесло

Об уровне развития древнекитайских ремёсел говорит список профессий. Древние писатели сообщают о ремесленниках самых разных специальностей: искусных литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, специалистах по изготовлению повозок, керамических изделий, ткачах, даже строителях дамб и плотин. Каждая область, город славились своими мастерами: царство Ци - производством шёлковых и льняных тканей, а его столица Линьцзы была крупнейшим в то время центром ткацкого ремесла. Здесь же благодаря удобному местоположению получили особое развитие соляной и рыболовный промыслы. Город Линьцюн в области Шу (Сычуань), богатой рудными месторождениями, стал одним из самых значительных центров добычи и обработки железа. Крупнейшими по тому времени центрами железоделательного производства были Наньян в царстве Хань и Ханьдань - столица царства Чжао. В царстве Чу город Хофэй славился производством кожевенных изделий, Чанша - ювелирными изделиями. Прибрежные города известны строительством судов. О древнекитайских судах даёт представление хорошо сохранившаяся деревянная модель 1б-вёсельной лодки (см. ниже), которую обнаружили археологи при раскопках древних могил. Уже в эту отдалённую эпоху китайцы изобрели примитивный компас; первоначально им пользовались при сухопутных путешествиях, а затем его стали применять и китайские мореплаватели. Рост городов и ремесленного производства, расширение сухопутной и водной дорожной сети дали толчок и развитию торговли.

В это время установились связи не только внутри царств, но и между различными областями древнего Китая и соседними племенами. У северных и западных племён китайцев покупали рабов, лошадей, крупный рогатый скот, баранов, кожу и шерсть; у племён, обитавших на юге, - слоновую кость, красители, золото, серебро, жемчуг. В этот период более сильным и богатым считалось царство, где было значителвное число крупных торговцев. А их влияние на политическую жизнь настолько усилилось, что всё чаще они стали занимать высшие государственные должности при дворе. Так, в царстве Вэй в IV в. до н. э. крупным сановником сделался торговец Бай Туй. В царстве Цинь в III в. до н. э. известый торговец лошадями Люй Бувэй занимал должность первого советника. В царстве Ци возвысилась семья Тянь.

Китай имеет долгую и практически непрерывную историю, насчитывающую около шести тысяч лет. Письменные источники, правда, свидетельствуют о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Китай подарил человечеству множество изобретений, включая порох, компас, бумагу и наборную печать. До XIX века Китай был одним из самых передовых мировых государств и основным культурным центром Восточной Азии. Позднее страна пережила целые века колониальных захватов, однако смогла вновь стать могущественной, независимой промышленной державой.

Краткий обзор

Считается, что люди на территории Китая жили уже 7 млн лет назад. А первая китайская династия – Ся – начала править еще в 2700 году до н.э. Все последующие периоды связывают с правлением в стране разных династий, последовательно сменявших одна другую. Чтобы облегчить восприятие всей китайской истории, используют следующую периодизацию, основанную на традиционной ханьской историографии:

  1. Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу - до 221 до н. э.)
  2. Имперский Китай (Цинь - Цин)
  3. Новый Китай (1911 - совр.)

Первый император Ши Хуанди - объединил Китай под своей властью, разделив новообразованную империю Цинь (221-206 до н.э.)на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором. Он объявил о прекращении всех войн, собрал у подданных оружие и переплавил, построив 12 больших монументов. Он упорядочил меры и веса, ввёл стандартное написание иероглифов, организовал жёсткую бюрократическую систему управления. Во время правления Ши Хуанди была начата постройка Великой Китайской стены. Сеть дорог шириной 15 м. и общей длиной 7500 км связала страну.

Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань (206 до н.э.-220 н.э.), основал выходец из среднего чиновничества Лю Бан. Этот период считается одним из важнейших периодов в истории Китая, сами китайцы взяли своё самоназвание отсюда (ханьцы).

Эпохи Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1127 гг.) принято называть классическим периодом в истории Китая.
В период господства Тан была сформирована система государственных экзаменов. Они способствовали воспитанию образованной элиты, поскольку кандидат, который хорошо знал классические тексты, независимо от социального происхождения был способен занять ранг чиновника. Люди гуманитарных занятий - писатели, философы, учёные - были людьми привилегированного класса.
Период Сун считается эпохой экономического и культурного расцвета Китая. Растёт число городов, продолжается рост численности городского населения, китайские ремесленники достигают высот в изготовлении изделий из фарфора, шёлка, лака, дерева, слоновой кости и др.

В начале XIII века в Китай вторгаются объединенные под властью Чингисхана монголы. Они были изгнаны в середине XIV века после длительной борьбы. К власти пришёл один из руководителей восстания - сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший государство Мин (1368-1644)

Династия Цин (1644-1911), созданная кочевниками-завоевателями из Маньчжурии, выстроила последнюю империю, максимально расширив территорию страны. К середине XIX века население Китая выросло до примерно 400 миллионов человек, но управленческая и финансовая система была крайне неэффективной, что заложило основу для будущих проблем и кризиса. Коррупция была повсеместной, правящая элита не желала реформ. После череды поражений в Опиумных войнах, Китай был вынужден заключить с европейскими державами неравноправные договоры, открыв свои рынки и передав главные порты под иностранный контроль.

Маньчжурская династия была свергнута в результате Синьхайской революции (1911). Империя Цин рухнула и было провозглашено создание Китайской республики. В 1912 году при поддержке США и Японии была создана революционная партия Гоминьдан. А в 1921 году при поддержке российских организаций Коминтерна была создана Коммунистическая Партия Китая. С 1927 года между Гоминьданом и КПК начинаются вооруженные столкновения, вылившиеся в гражданскую войну. В 1930-х годах начинается японская интервенция, на какое-то время прервавшая конфликт. После поражения Японии в 1945 году, война между Гоминьданом и КПК возобновилась. К 1949 году армия КПК установила контроль над большей частью страны.

1 октября 1949 года было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Председатель Компартии Китая Мао Цзэдун торжественно сообщил об этом с трибуны на площади Тяньаньмэнь. На следующий день Советский Союз первым признал КНР и заключил с ней Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи.

Возникновение китайской цивилизации

Культура Яншао

Этот очаг земледельческого неолита возник в бассейне Хуанхэ примерно в VI-V тысячелетиях до н. э. Для древнекитайского неолита были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени уже хорошо известные к западу от Китая. Расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, знакомство с одомашниванием скота (свинья), позволяют связать культуру Яншао с аналогичными культурами расписной керамики, в частности ближневосточного. При этом речь идет не о влиянии в форме массовой миграции. Преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно-австралоидных расовых типов единичны), и именно это отличает древнекитайский очаг цивилизации.

Бронзовый век в Китае

Начало бронзового века зафиксировано археологами с середины II тысячелетия до н. э. В конце эпохи неолита в луншаньско-луншаноидной неолитической среде земледельцев бассейна Хуанхэ появляется достаточно развитая бронзовая культура Шан-Инь . Можно предположить, что цивилизация бронзового века в Китае опять же многим обязана культурным влияниям извне. Об этом говорят высокие темпы появления и расцвета бронзового века: развитие бронзолитейного дела, появление письменности, строительство пышных дворцов и сооружение гробниц, искусство резьбы по камню, отделка утвари, украшений, оружия. Об связи цивилизаций наиболее убедительно свидетельствуют иньские боевые колесницы идентичные индоевропейским. Доиньский Китай не знал ни лошадей, ни колесниц. Таким образом индоевропейские племена могли сыграть определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации. При этом иньцы также были монголоидами, поэтому опять-таки трудно говорить о миграциях в существенных размерах.

Древний Китай. Доимперский период.

Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров. Время их владычества воспринимается как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрец Яо передал свой престол способному и добродетельному Шуню , а тот – великому Юю , начиная с правления которого власть стала передаваться по наследству. Юй считается основателем первой династии Ся . Китайская историографическая традиция полагает, что династия Ся правила Китаем в конце III и начале II тысячелетия до н. э. Её последний недобродетельный представитель Цзе растерял свой авторитет и лишился поэтому морального права управлять Поднебесной. Он был побежден добродетельным Чэн Таном , основавшим новую династию Инь .

Есть основания полагать, что никакого Ся вообще не существовало. Когда записывались первые иньские предания, термином Ся обозначалась совокупность китайских земель и населения. Не исключено, что вторжение иньцев в бассейн Хуанхэ со временем и были осмыслены как замена одних (Ся) другими (иньцами).

Иньская общность осела в районе Аньяна. Здесь достаточно быстро сложилось крупное протогосударство во главе с всевластным правителем. Правитель-ван был одновременно и первосвященником. Должность стала наследственной при последних четырех правителях. Администрация делилась на три основные категории – высших администраторов-сановников, низших чиновников-распорядителей, должностных лиц, отвечавших за военную подготовку и охоту. На долю вана и его приближенных выпадали заботы об урожае, подготовке и расчистке полей. Книга песен Шицзин упоминает о больших полях, обрабатывавшихся коллективами крестьян под контролем надсмотрщиков. Вся ремесленная продукция также использовалась в централизованном порядке. Подобная модель была и в царско-храмовых хозяйствах Древнего Египта или Двуречья.

Важнейшим источником эпохи Шан-Инь являются гадательные надписи на специально обработанных бараньих лопатках и панцирях черепах. Всего было обнаружено более 150 тыс. таких надписей. Судя по всему, иньцы жили компактным коллективом одноплеменников, сплоченных совместной обрядово-культовой практикой, жертвоприношениями в честь их общих предков, божеств и духов. Известно, что иньцы практиковали человеческие жертвы из числа пленных соседей. Важное значение имел обряд общения с умершими ванами и предками. От их воли и поддержки, по представлениям иньцев, зависело существование коллектива. Информируя предков о положении и текущих проблемах, обращаясь к ним с просьбами, иньцы записывали суть дела на костях и проводили обряд гадания.

Иньцы вели активную внешнюю политику, включая войны и расширение своих территорий за счет соседей. Наибольшего могущества иньцы достигли при У Дине. Вооруженная боевыми колесницами, состоявшая из профессиональных лучников и копейщиков, иньская армия была грозной силой, державшей в повиновении соседей.

К числу таких соседей относились чжоусцы , жившие к западу от Шань-Инь. Их столицей было Цзунчжоу. Чжоуские правители признали сюзеренитет иньского вана. Со временем они сумели укрепиться и затем создать коалицию племен, которая в конечном счете и разгромила Шан-Инь в решающей битве при Муе в 1027 г. до н. э. Новым властелином Древнего Китая стал У-ван .

Китай в период Западного Чжоу (1027-771 гг. до н. э.)

Немногочисленное племя Чжоу, разгромив иньцев, оказалось во главе крупного военно-политического объединения, пределы которого вышли далеко за рамки прежней территории Шан-Инь и практически охватили почти весь бассейн Хуанхэ. Искусными иньскими мастерами была выстроена для чжоусцев новая столица Чэнчжоу . Она стала местом пребывания значительной части чжоуской администрации, а также главным военным центром где размещалось 8 армий. Остальная часть администрации, 6 армий и сам ван со всем его двором продолжали жить в Цзунчжоу , в районе прежних родовых поселений чжоусцев. Отсюда и пошло наименование описываемого периода (Западное Чжоу).

В этот период была выработана учение о Мандате Неба (тянь-мин), согласно которому Небо вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, лишая тем самым власти недобродетельного. Защитившись легитимной идеей, чжоусцы сумели наладить эффективную централизованную администрацию, опиравшуюся на 14 армий центра в двух столицах. На административные должности обычно назначались имевшие способности и заслуги аристократы, прежде всего из числа чжоуской и иньской родовой знати. Есть сведения, что способных администраторов продвигали вверх по служебной лестнице. Важным нововведением стало создание системы уделов, предоставлявшихся в наследственное владение и управление родственникам и приближенным правителя. Владелец удела опирался дружину воинов-чжоусцев. По началу владельцы уделов были тесно связаны с центром, зависели от его помощи и военной поддержки. С годами, однако, ситуация изменялась. Правители уделов уже в 4-6-м поколениях уже чувствовали себя полными хозяевами в своих землях.

Упадок власти вана и укрепление уделов

Число первоначальных уделов со временем сокращалось. Одни из них с самого начала были крупнее соседних, что помогало им быстрее расти и легче одолевать соперников. Другие были выгодно расположены, что позволяло им богатеть или приращивать земли за счет более слабых соседей. Третьи, окраинные, смело увеличивали свои пределы за счет войн с племенами внешнего пояса. Четвертые, напротив, оказывались зажатыми более сильными соседями и в неравной борьбе постепенно теряли наследие отцов. Все это привело к усилению нескольких крупных уделов.

Один из правителей Западного Чжоу, Сюань-ван попытался провести ряд реформ, направленных на усиление центральной власти, например в области налогообложения. Однако реформы наталкивались на сопротивление окружающих и, главное, оказались слишком запоздалыми. Сын Сюань-вана, Ю-ван , поставил свою любимую наложницу выше законной жены, дочери правителя удела Шэнь. Тот в союзе с соседними варварскими племенами вторгся в Цзунчжоу и сверг Ю-вана. После этого сын Ю-вана, Пин-ван , был вынужден в 771 г. до н. э. перенести свою резиденцию в восточную столицу, в Лои , что стало началом периода Восточное Чжоу. Земли же в районе старой столицы Цзунчжоу Пин-ван отдал одному из союзников, который на базе этих земель создал новый удел Цинь – тот самый, что спустя 500 лет объединил царства чжоуского Китая в рамках единой империи.

Период Чжаньго («Борющиеся царства», V-III вв. до н.э.)

Это время масштабных сдвигов во всех сферах жизни Китая, от производительных сил до идеологии, от освоения окраин до ведения войн. В этот период Китай вступил в железный век. Помимо роли в производстве, железные орудия буквально революционизировали армию. На смену колесницам пришла многочисленная и хорошо вооруженная пехота, а затем и конница. Происходили сражения с участием многих десятков и сотен тысяч воинов, развивались военная стратегия и тактика, что нашло отражение в трактатах о военном искусстве (Сунь Цзы) .

Период Чжаньго был временем сосуществования и междоусобной борьбы семи крупнейших царств (Вэй, Чжао, Хань, Цинь, Ци, Янь и Чу) . Соперничавшие друг с другом царства вели между собой ожесточенные войны. Постепенно перекраивалась карта страны, на передний край выходили наиболее могущественные государства. В большинстве из них были проведены реформы легистского типа. Наиболее полно и радикально такие реформы были осуществлены в середине IV в. до н.э. в Цинь. Начало им положил легист Шан Ян .

Во-первых, было строго регламентировано общинное землепользование. Большие семьи должны были быть разделены на малые. Была создана система круговой поруки: дворы были объединены в пятки и десятки, в рамках которых все жители Цинь были обязаны следить друг за другом и отвечать друг за друга.

Во-вторых, была введена новая система социальных рангов, которые присваивались любому человеку за его заслуги, прежде всего военные. С определенного уровня, ранги давали льготы и привилегии, вплоть до права на должностное владение и доход с него. К чрезмерно разбогатевшим собственникам, получавших выгоду из второстепенных занятий, к каковым причислялись ремесло и торговля был применен своеобразный механизм экспроприации. Избежать неприятностей можно было при условии приобретения за немалые средства социального ранга.

В 350 г. до н.э. все царство было разделено на управляемые чиновниками уезды. Была унифицирована система мер и весов, закреплены за крестьянами их наделы. Распределение излишков находилось под строгим контролем властей.

Обеспокоенные быстрым ростом мощи Цинь, остальные шесть попытались создать коалицию против него. Вся вторая половина Чжаньго прошла под знаком интриг, искусной дипломатии. Однако интриги и сложные союзы не помогли. Последним пало царство Чу и в 221 г. до н. э. Цинь Ин Чжэн , будущий император Цинь Ши-хуанди завершил объединение Китая под своей властью.

Империя Цинь

Ин Чжэн принял новый титул «Цинь Шихуанди» («Первый властитель-император династии Цинь») Страна была превращена в бюрократическую централизованную империю. Государство подчинило строгому административному контролю все стороны жизни людей, у населения отобрали все оружие и перелили его на колокола. Во всей империи действовало единое законодательство. Его основу составляла система поручительств. Смертная казнь применялась за всевозможные провинности, в том числе мелкие. Часто казнили или превращали в государственных рабов всю семью преступника.

Территория была поделена на 36 административных округов, в каждом округе гражданская власть была сосредоточена в руках одного чиновника, а военная – другого. Надзор за ними осуществлялся особой службой инспекторов – доверенных лиц императора. Император назначал двух советников, которые были ответственны за то, чтобы указы выполнялись незамедлительно. В своем подчинении советники имели многочисленные центральные ведомства. Одним из важных было ведомство юйши дафу. В обязанности его чиновников входили хранение государственного архива и проверка работы округов.

В стране шли массовые работы по строительству дорог и каналов. Это способствовало развитию торговли и повышало эффективность управления. Для того чтобы дороги реже требовали ремонта, были введены единообразные оси для повозок. По всей империи для Цинь Ши-хуанди было построено 700 дворцов. Одним из самых красивых городов империи стала столица Саньян. В период правления Цинь Шихуанди была возведена Великая Китайская стена и гигантская усыпальница для императора. В ней разместили 6000 терракотовых воинов-гвардейцев в натуральную величину. Стройки производились за счет жесточайшей эксплуатации, налоги для крестьян достигли 2/3 урожая.

По всей стране была унифицированы деньги, единицы меры и веса, а также письменность,. Приказано было уничтожить все произведения доциньской эпохи, чтобы людям неоткуда было узнать об старых временах и порядках. За приверженность древности и сопротивление реформам были казнены сотни ученых-конфуцианцев.

Династия Цинь вызывала всеобщую ненависть, и после смерти Цинь Шихуанди в 210 г. до н. э. сразу начались восстания по всей стране. В 207 г. до н. э. отряды восставших взяли столицу и свергли сына Цинь Шихуанди. Однако Китай с того момента существовал как единое государство. Поледующие китайские империи, пришедшие на смену Цинь, в политическом и экономическом плане многое заимствовали у своей предшественницы. Империя Цинь просуществовала всего 14 лет, но по количеству событий и важности произошедших изменений это время является целой эпохой для Китая.

Падение Цинь

Цинь Шихуанди стремился найти секрет бессмертия, но в 210 г. до н. э. неожиданно скончался в возрасте 49 лет. Его наследником стал младший сын, вступивший на престол под именем Эрши Хуанди (210-207 гг. до н. э.).

В 209 г. до н. э. в стране началось народное восстание, на сторону повстанцев начали переходить императорские войска. Одну из армий возглавил мелкий чиновник Лю Бан. В 202 г. до н. э. он объединяет Китай под своей властью и принимает императорское имя-титул Гао-цзу (202-195 гг. до н. э.).

Династия Хань

Гао-цзу становится основателем новой династии Хань (206/202 г. до н. э. - 220 г. н. э.).

Была изменена система управления государством. Не менее половины территории страны Гао-цзу отдал в наследственные уделы ближайшим соратникам: семь главнейших из них получили титулы ванов. В своих владениях они пользовались широкими полномочиями. Ваны могли самостоятельно назначать и смещать чиновников, собирать налоги и устанавливать повинности. В остальной части страны был возрожден административный аппарат, существовавший при династии Цинь. Были предприняты ряд мер, резко улучшивших положение народа и поощрявших развитие производства. Гао-цзу значительно снизил поземельный налог (до 1/15 урожая). Многие категории населения были освобождены от всех повинностей.

Наивысшего расцвета Ханьская империя достигла в правление императора У-ди (140-87 гг. до н. э.). У-ди провел реформы, направленные на дальнейшую централизацию государства. Официальной идеологией становится учение Конфуция Была введена система подготовки чиновников. Наместники округов должны были отыскивать и рекомендовать правительству способных юношей. Кандидаты отправлялись для обучения в специально созданную академию в столице, выпускники которой после сдачи экзаменов назначались на должности в государственном аппарате. Право поступать в академию имели все свободные люди, независимо от ранга знатности.

В конце II в. до н. э. ханьские войска совершают походы против сюнну на севере, в Корею, на запад в Восточный Туркестан и к границам современных Вьетнама и Мьянмы. Территория империи Хань увеличилась почти на одну треть однако в результате погрузилась в экономический и социальный кризис. Власть была узурпирована одним из родственников императора, начались народные волнения, крупнейшими из которых стали восстания «краснобровых» и «зеленого леса». Крестьянские армии свергли узурпатора, затем схватились между собой.

Победителем из этой междоусобицы вышел Лю Сю, провозгласивший себя императором Гуан У-ди и основавший династию Восточная, или Поздняя, Хань (25-220 гг.). Столица была перенесена на восток, в город Лоян. В это время Ханьская империя налаживает постоянные торговые и дипломатические связи с Парфией и с Римской империей. Во второй половине I-II вв. империя ведет почти непрерывные войны с соседями.

Конец династии Восточная Хань также положили народные восстания, наиболее мощным из которых стало восстание «желтых повязок», начавшееся в 184 г. н. э. В 220 г. н. э., после смерти У-ди, Китай распадается на три независимых царства: Вэй, Шу и У . Это событие условно считается концом истории древнего Китая.

История Древнего Китая, резюме

Первая империя Древнего Китая - Цинь просуществовала всего полтора десятка лет, но она заложила прочную социально-экономическую основу империи Хань. Новая империя стала одной из сильнейших держав древнего мира. Ее более чем четырехвековое существование было важным этапом в развитии всей Восточной Азии, совпадая с эпохами подъема и крушения рабовладельческого способа производства. Для национальной истории Китая это был важный этап консолидации древнекитайской народности. Чжаньго-Цинь-Ханьская эпоха для исторического развития Китая и всей Восточной Азии имеет то же значение, что и грекоримский мир для Европы. Древнекитайская цивилизация заложила основы культурной традиции, которая прослеживается далее на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и новейшего времени.

Особенности изучения и периодизации истории Древнего Китая

Ни один другой народ не проявлял большего усердия в хронометраже исторических событий, чем китайцы, которые начали вести свои летописи вначале первого тысячелетия до н.э. и впоследствии они пунктуально обновляли их династия за династией.

В китайской историографии принято использование династийных периодов. Каждая династия имеет собственное название, отличное от фамилии правителей. В качестве таких названий вначале использовались этнонимы (название народности, основавшей данное государство) и топонимы (названия удельных владений будущих основателей династий). С XII в. династии обозначаются философскими категориальными терминами, например, юань дословно «первоначальная» то есть, закладывающая начало истинного правления, мин – «просветленная».

Между династийными периодами пролегают периоды «смутного времени» – административно–территориальной раздробленности страны, на что указывают терминологические определения: «Эпоха борющихся царств», «эпоха Шести династий», «Троецарствие» и так далее.

Традиционное китайское государство с глубокой древности было едва ли не классическим воплощением принципа власти-собственности и централизованной редистрибуции. Пока крестьяне имели наделы, обрабатывали землю и платили налог-ренту в казну, структура китайской империи была крепкойй. Стабильность такого рода существовала, как правило, в рамках династийного цикла не слишком долго, чаще всего не более, чем на протяжении столетия. Но коль скоро земли в значительном количестве переходили к богатым землевладельцам ситуация начинала меняться. Казна недополучала норму прихода, это нередко компенсировалось усилением произвола власти на местах. Это в свою очередь вело к углублению кризисных явлений.

История Древнего Китая в школе - 5-й класс

Историю Древнего Китая в российских школах изучают в 5-м классе. Задача урока: Сформировать представления о Древнем Китае, познакомить учащихся с историей Древнего Китая, его географическим положением, сформировать представление о вкладе китайской культуры в мировую историю. Тема урока новая для обучающихся, но она играет важную роль в изучении раздела «Древний Восток». Ожидаемые результаты: знание географического положения, природных условий Древнего Китая, истории образования Циньской державы. Умение показывать на карте территорию Циньской державы, Великую Китайскую стену и Великий шелковый путь. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей разных слоев. Основные термины, понятия: «Великая Китайская стена», «Великий шелковый путь», Конфуций.

Эпоха Троецарствия (220-280) и империя Цзинь

После падения второй династии Хань и нескольких годов междоусобиц на первый план вышло трое наиболее удачливых полководцев. Цао Цао господствовал на севере, в бассейне Хуанхэ, где в 220 г. его сын Цао Лэй провозгласил себя правителем государства Вэй . Лю Бэй объявил себя правителем юго-западной части страны Шу . Сунь Цюань, стал правителем юго-восточной части Китая, царства У . Краткий период Троецарствия, привел к образованию двух самостоятельных государств на слабо освоенном до той поры юге Китая.

Уже к середине III в. власть в царстве Вэй перешла к могущественному клану полководца Сыма. В 265 г. он основал здесь новую династию Цзинь, которой вскоре, в 280 г., удалось подчинить себе Шу и У, объединив под своей властью снова весь Китай, правда, лишь на несколько десятилетий. С начала IV в. кочевые северные племена одно за другим стали вторгаться в Северный Китай, империя Цзинь прекратила свое существование, начался период Нань-бэй чао, южных и северных династий.

Нань-бэй чао (IV-VI вв.)

Завоевателями северного Китая были сравнительно отсталые по сравнению с китайцами народы. Под воздействием китайской культуры кочевники к V-VI вв. окитаились настолько, что к концу VI в. их потомки стали обычными китайцами. Поговорка «Можно завоевать империю, сидя на коне, но нельзя управлять ею, сидя на коне» , – означала, что воздействие китайской культуры рано или поздно приводило к ассимиляции и китаизации любого завоевавшего страну этноса. Тем более, что иноземцы составляли в Северном Китае всего лишь 20%; все остальное население, несмотря на массовые миграции китайцев на юг, было китайским.

Южные династии тоже достаточно быстро сменяли друг друга (Сун, 420-479; Ци, 479-502; Лян, 502-557; Чэнь, 557-589; сосуществовавшая с ней Поздняя Лян, 555-587). На юге сосредоточился центр китайской культуры: здесь жили выдающиеся ученые, поэты, мыслители, энергично развивался укрепившийся в Китае еще во II в. буддизм. Уже с V в. на плодородных полях рисового пояса начали собирать по два урожая в год, что практикуется и поныне. На юге быстрыми темпами стали создаваться новые города, развиваться старые и возникать новые виды ремесел, расцветать торговля и товарно-денежные отношения.

Расцвет китайской империи (VI-XIII вв.)

Династия Суй (581-618)

В 581 г. полководец царства Северное Чжоу Ян Цзянь объединил весь Северный а затем и Южный Китай под своей властью, провозгласив новую династию. Новый император провел ряд реформ, стремясь укрепить государство, выбить почву из-под ног "сильных домов". Каждый пахарь должен был иметь свое поле и платить налог. Его сын Ян-ди переселил 10 тыс. богатых семей из разных районов страны в отстроенную им столицу Лоян. В районе Лояна были выстроены роскошные дворцы, а также огромные зернохранилища, причем для транспортировки налогового зерна с юга, который стал уже основной житницей страны, был вырыт Великий канал, связавший Янцзы с Хуанхэ. На обслуживании этого сооружения со всеми его шлюзами и иными устройствами было занято, по некоторым данным, до 80 тыс. человек. Ян-ди вел одновременно несколько колоссальных строек, пытался вести активную внешнюю политику и постоянно воевал и в итоге страна не выдержала бремени. Вспыхнули восстания, Ян-ди был убит.

Династия Тан (618-907)

Правителем новой династии Тан провозгласил себя один из военачальников и родственников Ян-ди по женской линии Ли Юань. Он и его сын Ли Ши-минь (Тай-цзун, 626-649) заложили фундамент процветания китайской империи. Земельная реформа и реализация налоговой системы в рамках надельного землепользования обеспечили казну регулярным притоком дохода, а государство – необходимой рабочей силой (трудовые повинности). То и другое способствовало укреплению инфраструктуры империи – строились дороги, каналы, дамбы, дворцы, храмы, целые большие города. Расцветали ремесло и торговля, включая казенное ремесло, где обычно сосредоточивались лучшие мастера высокой квалификации, работавшие в порядке трудовой повинности либо сверх этого по найму. Ремесло и торговля находились под строгим контролем государства, специальных чиновников, которые через посредство глав туаней и ханов (цехов и цехо-гильдий) строго регулировали каждый шаг городских жителей.

В танское время империя была разделена на 10 провинций (дао), которые в свою очередь подразделялись на области (чжоу) и уезды (сянь). Все чиновники назначались из центра и им же контролировались. Эта особенность придавала административно-бюрократической системе Китая силу и устойчивость. Работу исполнительных органов и всей государственной системы, прежде всего аппарата власти, чиновников, строго контролировали цензоры-прокуроры специальной палаты Юйшитай, которые имели большие полномочия, включая право подачи докладов на высочайшее имя. Исполнительную власть представляли два канцлера (цзайсаны или чжичэны) – левый (он обычно считался старшим) и правый, каждый из которых ведал тремя из шести ведомств палаты Шаншушэн, своего рода Совета министров. К первой группе ведомств относились управления чинов (подбор кадров и назначения по всей империи), обрядов (контроль за соблюдением норм поведения, охрана общественного порядка) и налогов. Ко второй – управления военными делами, наказаний и общественных работ (реализация трудовых повинностей, строительство, включая ирригационное).

Власть уездного начальника была очень большой и потому обычно контролировалась наиболее строго. Она ограничивалась как сроком (не более 3 лет на одном месте с последующим перемещением на другое), так и местом службы (ни в коем случае не там, откуда чиновник родом). В империи уделялось особое внимание важной проблеме подготовки и принципов комплектования кадров чиновников. В танском Китае это делалось на специальных экзаменах на степень в уездных, провинциальных и столичных центрах, под строгим надзором специальных комиссий, присланных со стороны, причем в закрытом помещении и в письменной форме под девизом. Для успешной сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних, прежде всего классические конфуцианские каноны, а также уметь творчески интерпретировать сюжеты из истории, отвлеченно рассуждать на темы философских трактатов и обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихи. Все это, разумеется, в строго конфуцианском духе, с соблюдением соответствующей обязательной формы. Лучше других справившиеся с заданием (3-5% из числа кандидатов-абитуриентов) удостаивались желанной степени и, главное, получали право сдавать экзамен на вторую степень, а обладатели двух – на третью.

Династия Сун (960-1279)

Этот период тоже считается временем расцвета китайской империи в сфере экономики, культуры, администрации. Росло число, население и благосостояние городов. Появились новые ремесла: производство фарфора, шелка, изделий из лака, дерева, слоновой кости и т. п. Именно в это время были изобретены порох и компас, стало широко распространяться. Больших успехов достигло сельское хозяйство и агротехника, были выведены урожайные сорта зерна, началась культивация индийского хлопка.

Однако все это сочеталось с натиском северных кочевых племен (кидани, тангуты) и малоуспешных попыток сунской империи отразить этот натиск. Китай был вынужден платить унизительную дань, но и это не помогало и он терял территорию за территорией, город за городом.

В 1127 чжурчжэни захватывают столицу империи Сун - Кайфын и берут в плен императорскую семью. Один из сыновей императора бежит на юг, в Ханчжоу, который позднее становится столицей новой - южносунской империи (1127-1280). Продвижение армии чжурчжэней на юг сдерживает лишь река Янцзы. Граница между Цзинь и южносунской империей устанавливается по междуречью Хуанхэ и Янцзы.

На фоне расцвета Тан-Сун последующие века были уже периодом если и не всегда упадка, то во всяком случае стагнации.

Монголы и династия Юань (1280–1368)

Покорив народы Южной Сибири, соседние с монгольской степью, армия Чингис-хана в 1210 г. начала войну с чжурчжэнями и в 1215 г. уже заняла Пекин. На завоевание южносунского Китая у монголов ушло более 40 лет. В 1280 г. Китай целиком оказался под властью монголов, а великий хан Хубилай стал китайским императором монгольской династии Юань (1280–1368).

Экономика Китая после полувека войнпришла в упадок, земледелие и торговля были расстроены. Конфуцианские чиновники были вынуждены уступить свое место монголам и выходцам из иных районов Азии. Китайцы считались людьми третьего и четвертого сорта (после самих монголов и сэму-жэнь, т.е. выходцев из других стран). Однако через несколько десятилетий в администрацию снова начали приходить конфуцианские чиновники (с 1317 г. начала функционировать система экзаменов); потомки первых монгольских правителей, часто бравших в жены китаянок, все больше превращались в обычных китайцев. Однако обычный сценарий ассимиляции захватчиков не состоялся.

После серии катаклизмов, самым катастрофичным из которых стал прорыв дамб на Хуанхэ в 1334 году, унесший сотни тысяч жизней. В стране резко возросло недовольство монголами. Начали вспыхивать восстания, участников которых назвали «красноповязочниками». Лидер восставших Чжу Юань-чжан (1328–1398) в конце концов и занял императорский трон, основав династию Мин.

Китай в период династии Мин (1368–1644)

Как и прежние вошедшие на престол императоры Чжу Юань-чжан немало сделал для укрепления центральной власти начав с аграрных реформ. Было введено фиксированное налогообложение со сравнительно невысокими налогами, а некоторые категории дворов подчас вообще от налогов освобождались, как то бывало и прежде. Система повинностей была всеобщей, но реализовывалась поочередно.

Успешно изгнав монголов с территории Китая, минская армия провела несколько успешных военных походов и на юге, в районе Вьетнама. Китайский флот, возглавлявшийся Чжэн Хэ, с 1405 по 1433 г. совершил несколько морских экспедиций в страны Юго-Восточной Азии, в Индию и даже к восточному побережью Африки.

К этому же периоду относится установление торговых связей с соседними странами. Торговля была крайне выгодной для иноземцев. Свои товары они представляли как «дары» от властей своей страны, китайцы же, воспринимая их как проявление даннической торговли с «варварами», «отдаривались», причем объем и ценность императорских наград и пожалований должны были во столько же раз превышать «дань», во сколько престиж китайского императора ценился самими китайцами выше престижа «правителей-данников».

Династия Мин просуществовала почти три века, последнюю половину этого срока – в условиях затяжного кризиса. За полтора века затянувшейся политической борьбы в верхах за необходимые стране реформы процесс разорения крестьян достиг крайней степени. Во главе очередного восстания стал Ли Цзы-чэн (1606–1645). В 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а сам он, покончив с Мин, объявил себя императором. Однако закрепиться на троне у него не получилось.

История Древнего Китая обычно делится на периоды, обозначаемые по именам царствующих династий.

  • · Период Шан (Инь): XVI--XI вв. до н.э. (1583--1027 гг. до н.э.).
  • · Период Чжоу (Срединная империя): XI--III вв. до н.э. (1027--258 гг. до н.э.).
  • · Период Цинь: 258--207 гг. до н.э.
  • · Период Хань: 206 г. до н.э. -- 220 г. н.э.

Внутренний Китай орошается тремя крупными реками -- Сыцзянь, Янцзы (голубая) и Хуанхэ (желтая), они текут с запада на восток, впадая в Тихий океан. Первые города-государства возникли в долине реки Хуанхэ (длина 3000 миль), где проживали иньские племена, руководимые племенными вождями -- ванами. В начале китайцы (название от средневекового названия племени киданей, самоназвание китайцев -- хани) жили обособленно в силу природных барьеров, что способствовало формированию самобытной и продолжительной речной цивилизации.

С 1583 г. до н.э. правила династия Шан (Инь) (ван -- царь -- победившего племени во главе государства). В иньском Китае вследствие разложения родопле-менных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.

Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства -- вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников.

В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве. Основные формы собственности в этот период -- царская и общинная. Общинное землевладение было организовано таким образом, чтобы распределять его плоды между разными секторами потребления -- царским, общинным и частным.

Земли делились на две категории -- общественное и частное поле. Частные поля не являлись частной собственностью, и продукция с них шла на обеспечение свободных общинников и тех семей, которые их непосредственно обрабатывали. Общественное поле возделывалось совместно, и весь собранный урожай поступал старосте общины для последующей передачи царю.

В 1027 г. до н.э. царство Шан попало под власть правителя царства Чжоу, которые жили вдоль западной границы. Они объявили, что ван -- это сын Неба, а империю -- Поднебесной (Срединной) империей -- империя была без четких границ. Территория была увеличена, но территориальный контроль был слабый вследствие возвышения местных феодалов -- князей, владевших укрепленными городами с прилегавшими землями, население облагалось повинностями. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления.

Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств.

Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к объединению страны "без пристрастия и уничтожения людей". Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к "собиранию" земель вокруг семи крупных китайских царств. Чжоусская династия закончила правление периодом смуты (эпоха «борющихся 7 царств» -- V--III вв. до н.э.) и началом собирания империи из 7 царств.

В последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества. С одной стороны, развивается крупная частная собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой -- формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной частной собственности на землю -- путь раздробленности, междуусобиц; 2) через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства.

258 г. до н.э. -- начало правления Циньской династии в результате замещения Чжоусского императора наиболее могущественным из феодальных владык.

Складывается централизованная империя по типу «восточной деспотии». Империя разделена на провинции. Местные владыки проживали в столицах. На роль управителей провинций царь назначал доверенных лиц. Для защиты границ от набегов варварских народов и племен (например, гуннов) начато строительство Великой китайской стены. Ее длина -- 5 тыс. км при высоте и ширине от 6 до 10 м (по стене могли проехать 5-6 всадников), через каждые 200 метров расположены сторожевые башни. Стену строили 2 млн. человек.

Правитель Цинь Ши-Хуанди ввел единое законодательство для всей империи, единые меры веса в торговле. Однако его наследники быстро утратили власть и уступили правителям Ханьской династии. В 221 году до н.э. Циньская династия победоносно закончила борьбу за объединение страны.

В период царства Цинь намечаются два пути дальнейшего развития Китая:

  • · через победу крупной частной собственности на землю, что означало путь раздробленности;
  • · через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства.

Второй путь развития утверждается до буржуазных революций 1911--1913 гг.

В период правлении Ханьской династии (206 г. до н.э. -- 221 г. н.э.) введена экзаменационная система испытаний для претендентов на государственные должности; оживился интерес к конфуцианскому учению (551--497 гг. до н.э. -- Конфуций), в I в. до н.э. в Китай проникает буддизм, а в 124 г. до н.э. открывается императорский университет, который готовит чиновников-администраторов. Расширяются торговые связи с Индией, Сирией и Римской республикой. Император У-ди (14--87 гг. до н.э.) ввел призыв-девиз, обозначавший годы правления, фиксировавшийся в официальных документах и не менявшийся во все время правления императора.


Три тысячи лет назад Великую китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы стали заселять первые китайцы. Несмотря на то, что на этой территории быстро стали появляться первые государства, их жители считали себя единым народом с единой культурой и языком.

Возникновение Древнего Китая происходило почти так же, как в Древнем Египте, Шумере и Древней Индии – на берегах больших рек. В долине Хуанхэ (по-китайски - «Жёлтая река») и зародилась древнекитайская цивилизация. Первое царство возникло во 2 тысячелетии до н. э. и называлось Шан или Инь. Археологи раскопали столицу этого царства Великий Город Шан и гробницы шанских царей - ванов.

В 1122 до н. э. воинственное племя Чжоу во главе с У-ваном нанесло поражение шанцам и установила свое главенство, а большую часть населения страны Шан-Инь обратил в рабство. Но в 8 веке до н. э. государство Чжоу распалось под ударами кочевников; теперь на главную роль выдвигается то одно, то другое царство, из которых наиболее крупным государством было царство Цзинь (7–5 века до н. э.). С распадом государства Цзинь начался период Чжаньго («Сражающихся царств»), когда Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, плохо подчинявшихся чжоускомувану.

6–5 века до н. э. - время появления первых философских учений древнего Китая. Из всех мудрецов этого времени, особенно почитаемый китайцами был Конфуций. Его учение о «благородном человеке», об уважении к старшим, о скромности, о важности образования, об отношении к правителю как главе семьи надолго стали в Китае идеалом взаимоотношений между людьми - и в семье, и в государстве.

В 221 году до нашей эры правитель Цинь Ин Чжэн объединил большие территории в единую империю и принял титул Цинь Шихуанди, что значит «Первый император династии Цинь. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. Цинь Шихуанди жестоко подавлял всякое сопротивление, применяя самые страшные виды казни, например, могли заживо сварить в котле. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах.

Установив свою полную власть в империи, Цинь Шихуанди начал войну с кочевниками-гуннами, нападавшими с севера на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить строительством мощной пограничной стены, получившей название Великой Китайской стены. Её возводили из каменных глыб и кирпичей сотни тысяч осуждённых преступников и простых крестьян. Высота стены была с трёхэтажный дом. По верху могли без всякого труда разъехаться две повозки. В башнях несла службу охрана. Внизу её они жили, а на верхней площадке часовые внимательно следили за окрестностями и в случае опасности разжигали костёр, дым, которого было видно далеко. На его сигнал к этому месту спешил большой отряд воинов.

С падением династии Цинь к власти пришел один из вождей крестьянской войны - ЛюБан. Он снизил налоги и отменил наиболее жестокие законы, введенные в Китае императором ЦиньШихуанди. ЛюБан стал основателем Ханьской династии. В эпоху Хань сформировались главные черты Китайского государства, которые и были присущи ему до начала 20 века.

Сбор налогов в большой стране требовало от чиновников Хань познаний в геометрии и арифметике. Для обучения основам математики использовали специальные учебники и сборники задач. Древнекитайские астрономы точно вычислили продолжительность солнечного года и составили совершенный календарь; им были известны сотни звезд и созвездий, они вычисляли периоды обращения планет. В Древнем Китае были заложены начала китайской цивилизации и ее культуры - науки, литературы, искусства.

Гибель династии Хань была связана с восстанием «жёлтых повязок», охватившем страну в 184 году. Хотя восстание было жестоко подавлено, оно нанесло тяжелейший удар по стране. В 220 году династия Хань пала, а на ее территории образовалось несколько независимых государств. Это событие обычно считается концом периода древности в китайской истории.