Где находится мальтийский орден. За что Шойгу получил награду Мальтийского ордена? Мальтийский орден – деятельность вызывает опасения

Мальтийский орден

Мальтийский орден (иониты, госпитальеры, родосские рыцари) - духовно-рыцарский орден Святого Иоанна, который основан около 1070 г. как братство. Символом Мальтийского ордена является восьмиконечный белый крест (мальтийский) на черном плаще (Приложение №5).

В настоящий момент Итальянская республика признаёт существование Мальтийского ордена на своей территории в качестве суверенного государства, а также экстерриториальность его резиденции в Риме (Мальтийский дворец, или Магистральный дворец на виа Кондотти, 68, резиденция, и Магистральная вилла на Авентине). С 1998 года Орден также владеет фортом Сант-Анджело, также имеющим экстерриториальный статус в течение 99 лет с момента заключения договора с правительством республики Мальта. Таким образом, Орден формально имеет территорию, над которой осуществляет собственную юрисдикцию, однако вопрос о фактическом статусе этой территории (собственная территория Ордена или территория дипломатического представительства, временно переданная под его нужды) является предметом для абстрактных юридических дискуссий .

Научных работ относительно международно-правового положения Мальтийского ордена среди российских ученых не так уж и много. Наиболее полно раскрывает этот вопрос кандидат исторических наук В.А. Захаров. В данном параграфе мы будем опираться именно на его статьи.

С момента создания Мальтийского ордена его история неразрывно связана с таким правовой категорией как суверенитет. Вся его история - это борьба за признание его суверенным государством.

Как пишет В.А. Захаров, "мы привыкли к словосочетанию "Мальтийский орден" применительно лишь к католическому "Суверенному Мальтийскому Ордену". Но в начале своего существования эта структура именовалась Орденом госпитальеров, позже еще и Орденом ионитов, затем к ней прибавились географические названия территорий, которыми владел орден. Мальтийским же орден стал называться только после получения им во владение Мальты. Впоследствии уже не располагая территориями, он сохранял именно это свое наименование" .

Современное название Мальтийского ордена звучит на официально признанном орденом языке итальянском: "Sovrano Militare Ordine Ospedaliero di San Giovanni di Gerusalemme di Rodi e di Malta", что на русский язык переводится: "Суверенный Военный Орден Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты" .

Основным законом Суверенного Мальтийского ордена с 1961 года является его Конституция, которая составлялась при теснейшем участии ватиканских стратегов после кризиса, разразившегося в Ордене по окончании Второй мировой войны.

В ст.1 Конституции 1961 года содержалось краткое и категориальное определение "Орден является юридическим лицом и торжественно признан святым престолом. Он имеет правовую квалификацию субъекта международного права". В ст.3 отмечено: "Тесная связь двух качеств Ордена, который является как религиозным, так и суверенным, не находится в противоречии с автономией Ордена как в отношении осуществления суверенитета, так и связанных с ним прерогатив Ордена как субъекта международного права в отношениях с государствами" .

Рассмотрим некоторые истоические моменты создания Мальтийского ордена.

Между 1052 и 1066 гг. Богатый гражданин из итальянского города-республики Амальфы Константино ди Панталеоне вместе с другими подвижниками построил в Иерусалиме на месте старого странноприимного дома времен аббата Проба, рядом с храмом св. Иоанна Крестителя, новы дом для больных поломников. Именно отсюда пошло название госпитальеров.

В 1099 г. братство госпитальеров было преобразовано в манашеский орден. Политическая ситуация, сложившаяся поле создания крестоносцами Иерусалимского королевства, побудила орден госпитальеров принять на себя военные обязанности по защите не только паломников и больных, но и территорий, полученных в результате Крестовых походов. Так сформировался духовно-рыцарский орден .

Превым документом представляющим Мальтийский орден как субъект международного права является булла Пасхалия II 1113 г. Этот документ разрешал ордену "свободно избирать своего главу" независимо от любых светских и духовных властей.

Правовое положение Ордена как члена международно-правовой общности было признано государствами Западной Европы без ограничений. В этом качестве Орден был представлен на Вестфальском мирном конгрессе (1643-1648), а также на Нюрнбергских переговорах суверенов. Он также принимает участие в заключении мирных договоров в Нийнмегене (1678) и в Утрехте (1713), в подписании международно-правовых соглашений с Польшей (1774-1776) и с Россией (1797) .

С середины XIX в. Деятельность ордена сосредотачивается на медицинской и благотворительной деятельности. Появляются национальные ассоциации рыцарей: 1859 г. в Рейне-Вестфалии, 1875г. - в Англии, 1877 г. - в Италии и др.

Поскольку с конца XIX в. резиденция Суверенного Мальтийского ордена находится на государственной территории Италии, итальянское государство и его суды не раз занимались вопросом международно-правового статуса Ордена.

Государственный совет Италии в своем заключении от 10 ноября 1869 г. заявил, что Мальтийский орден является суверенным институтом, поэтому указы Великого магистра Ордена не нуждаются в экзекватуре короля Италии.

Суверенное положение Мальтийского ордена подтверждается также в Конвенции итальянского военного министерства и Ордена от 20 февраля 1884 г. и в законодательных декретах итальянского правительства от 7 октября 1923 г., 28 ноября 1929 г. и 4 апреля 1938 г. .

В истории Мальтийского ордена ХХ в. был период, который вполне мог закончится утратой орденом, как своего суверенитета, так и его религиозного, духовно-рыцарского характера.

Вопрос суверенитета Мальтийского ордена рассматривался после Второй мировой войны. В 1953 году Комиссия Великого трибунала приняла приговор, в котором еще раз подтверждался суверениетет Мальтийского ордена.

Для того чтобы заявить о своем суверенитете в мировом масштабе, Мальтийский орден предпринял попытку в 30-е годы ХХ в. тогда впервые были установлены дипломатические отношения со Святым престолом. В 1937 г. подобные отношения были оформлены с франкистской Испанией.

Во второй половине ХХ в. между Мальтийским орденом и с большим количеством стран Латинской Америки и Африки были установлены дипломатические отношения.

Однако, в 1960 г. Мальтийский орден был объявлен корпорацией, которая, с точки зрения международного права, не может рассматриваться как религиозное, военное, аристократическое или суверенное сообщество. Спасение пришло от итальянского правителдьства. Отношения между Итальянской Республикой и Мальтийским орденом окончательно были определены дипломатическими нотами, которыми стороны обменялись 11 января 1960 г.

Тем самым Итальянская Республика признала существование Мальтийского ордена на сваоей территории в качестве суверенного государства, с которым она поддерживает дипломатические отношения. Однако государственного признания со стороныне только европейских, но и главных мировых держав все же не последовало .

Окончательно вопрос суверенитета Мальтийского ордена был решен с принятием Верховным судом Италии постановления, в котором говорилось, в частности следующее. "В январе 1960 г., 32 года тому назад S. M. O. M. и правительство Италии подписали соглашение, в котором S. M. O. M. получает признание как государство. Но это соглашение никогда не получало соглашения парламента Италии и никогда не имело статуса договора. В любом случае S. M. O. M. не может являться государством, поскольку не имеет территории, граждан, и вследствие этого, нет требуемого соответствия" .

Жизнь и работа ордена до недавнего времени регулировалась конституцией, утвержденной Святым престолом (апостолическое послание от 24 июня 1961 года) и кодексом (сводом законов), вступившем в силу 1 ноября 1966 г., с изменениями, утвержденными папой Иоанном Павлом II в мае 1997 года.

S. M. O. M. имеет собственные суды первой инстанции и апелляционные суды с председателями, судьями, блюстителями юстиции и ассистентами с правом совещательного голоса Суверенного совета .

В настоящее время Орден поддерживает дипломатические отношения более чем со 120 государствами .

В ХХ в. суверенитета Мальтийский орден так и не приобрел, по мнению специалистов по международному праву, в настоящее время он является государствоподобным образованием, "Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция. Подобное мнение разделяет и ООН" .

Волхонка, самое сердце Москвы. Из огромных окон просторного, в хайтековском стиле обставленного офиса открывается потрясающий вид на Кремль, вдали сверкают золотые купола храма Христа Спасителя. Стены украшают внушительных размеров произведения современных российских художников. Мы – в посольстве Суверенного Военного ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты в Российской Федерации. Нам назначена встреча с господином Джанфранко Факко Бонетти – Чрезвычайным и Полномочным Послом Мальтийского ордена в России. Факко Бонетти в Москве бывает наездами, правда, приезжает довольно часто. Постоянно представляет интересы ордена в Москве его первый консул Никола Саворетти. Человек он у нас известный – крупный итальянский предприниматель, чей бизнес тесно связан с Россией. По матери Саворетти русского происхождения, несколько лет учился в Москве, бегло говорит по-русски, имеет тесные связи с российскими деловыми кругами. Хорошо знает и любит нашу страну и господин Факко Бонетти. Предыдущие пять лет, будучи послом Республики Италия в России, он много ездил по регионам, общался с людьми.

У Мальтийского ордена - уникальный статус государствоподобного образования. Этот католический институт - неофициальный канал контактов между православной церковью и Ватиканом.
Так что нетрудно предположить, какой интерес может быть у католического института, каковым является Мальтийский орден, в православной стране. Это – неофициальный канал контактов между православной церковью и Ватиканом. Когда Факко Бонетти был послом Италии, его неоднократно принимал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В России с 1990-х годов действуют представительства многих католических орденов – францисканцев, иезуитов, в прошлом году открылось представительство влиятельнейшей Opus Dei. Чем же от них отличается Мальтийский орден? У него уникальный статус государствоподобного образования, статус постоянного наблюдателя при ООН и Совете Европы, дипотношения со ста странами мира. С Россией они установились в 1992 году. А чтобы понять, почему у рыцарского ордена такие привилегии, когда его территория в 12 раз меньше даже площади Ватикана: палаццо и вилла в Риме, да бывшая резиденция мальтийцев на острове Мальта – форт Сант-Анджело, переданный им в пользование на 99 лет, надо обратиться к его более чем девятивековой истории. Братство бедных и милосердных. В XI веке Иерусалим принадлежал арабам, которые не препятствовали паломничеству европейцев к главным святыням христианства. Вместе с паломниками там появились и итальянские купцы, построившие приют с церковью Иоанна Крестителя и госпиталь, где монахи ухаживали за больными пилигримами. Потому членов этого ордена называют еще и иоаннитами или госпитальерами. Статус ордена был дарован им папой Паскалием II в 1113 году. И поскольку братство было религиозным, то все его члены давали обет бедности, целомудрия и послушания. С началом Крестовых походов к монахам начали поступать и раненые рыцари, жертвовавшие ордену значительные суммы и защищавшие братию оружием от участившихся вражеских набегов. Так орден приобрел еще и военно-рыцарский статус. Когда крестоносцев изгнали из Святой земли, госпитальеры сначала обосновались на Кипре, а затем, в 1310 году, перебравшись на остров Родос, построили там государство с мощным флотом, контролировавшим восточную часть Средиземного моря. Целых двести лет орден оставался форпостом католической Европы на ее восточных границах, отражая жестокие набеги турок. Однако в 1523 году после длительного и кровопролитного сражения иоанниты вынуждены были оставить Родос и семь лет скитались, пока император Карл V в 1530 году не передал им во владение остров Мальту – тогда за орденом и закрепилось название Мальтийского. Больше двух веков (вплоть до захвата острова Наполеоном в 1798 году) длилась эпоха наивысшего расцвета государственности госпитальеров: бурно развивались торговля, военное дело и строительство, окончательно сформировались структура, устав и иерархия ордена. Лишившись же, в который уже раз, своего дома, орден утрачивает прежнюю мощь. Только в 1834 году, получив дворец и виллу в Риме, он начинает новый отсчет своей истории. Великий магистр, дамы и кавалеры. Жизнь за стенами этих двух особняков – тайна за семью печатями. Известно, что в палаццо на самой дорогой улице Рима, Виа Кондотти, живет глава ордена – Его Высокопреосвященная Светлость Князь и Великий Магистр. Он избирается пожизненно Большим государственным советом и правит при помощи Суверенного магистрского совета (правительства) из четырех высших должностных лиц (Великого командора, Великого канцлера, Госпитальера и Держателя общего казначейства ордена), плюс шесть членов, возглавляющих основные структуры организации в разных странах – приораты. Совет избирается Великим капитулом (съездом), который созывается раз в пять лет. Магистр и правительство, которое тоже заседает на Виа Кондотти, – ядро ордена. Эти люди, происходящие только из старинных аристократических семей Европы, дают монашеский обет и ведут аскетический образ жизни. Все заседания, выборы, включая посвящение в рыцари, и сегодня проходят за плотно закрытыми дверями. Как рассказал посол, самому вступить в орден невозможно – можно быть только призванным. Но современность внесла свои коррективы в требования к кандидату. Чтобы стать «кавалером» или «дамой», необязательно дворянское происхождение – достаточно особых заслуг перед орденом. Членов ордена сегодня в мире – 12500 человек. Это, как правило, главы королевских семей, как испанский монарх Хуан Карлос, политики, банкиры и бизнесмены, делающие пожертвования в казну иоаннитов. Рыцари-Благотворители. Эмблему мальтийцев – белый восьмиконечный крест на красном фоне – можно сегодня встретить в любой точке мира: орден имеет свои структуры в 54 странах, включая 47 национальных ассоциаций, и работает более чем в 120 странах мира. В некоторых странах, например в Германии, орден – вторая после государства медицинская и социальная структура. Чем объяснить такую эффективность средневековой по сути и своему духу организации? Тем, что она приняла современные реалии, сместив акцент с первой части своего девиза («защита веры»), на вторую («помощь нуждающимся»). Там, куда это необходимо, мальтийцы посылают единовременную помощь в виде продовольствия, медикаментов и одежды. Во многих странах развернуты долгосрочные программы: открыты поликлиники, бесплатные столовые, дома для престарелых и инвалидов, детские дома, школы медсестер и другие благотворительные учреждения. Чтобы все это разветвленное хозяйство работало, созданы специальные структуры: International Hospitaller Committee, Malteser International и Emergency Corps of the Order of Malta. Группы помощи могут отправиться в район стихийного бедствия в течение 48 часов и развернуть лагеря на 1000 человек со всем необходимым. Работают повсюду только волонтеры, всего их по всем странам – около 80000 человек. Второе пришествие. В начале 1990-х Мальтийский орден пришел и в Россию: в 1996 году он был официально зарегистрирован как межрегиональная общественная благотворительная организация «Русская служба помощи суверенного Мальтийского ордена (Русская Мальтийская помощь)». Начиная с 90-х годов в российском направлении шли тонны грузов – продукты питания, медикаменты, одежда. Главным образом, все шло из Германии и распределялось среди нуждающихся в Москве, Петербурге, Калининграде, Смоленске и других городах. Только в 1995 году немцы-мальтийцы прислали в Россию гуманитарную помощь общим весом 700 тонн! Вначале это были разовые акции, затем в тех же Москве, Петербурге, Калининграде и Смоленске появились долгосрочные проекты. Помощь только адресная – так она гораздо эффективнее, быстрее работает, считают мальтийцы. Епархия ордена отдельного немецкого города помогает отдельному российскому городу: Аугсбург – Москве, Оснабрюк – Калининграду, Вюрцбург – Санкт-Петербургу. Читаю брошюру, которую мне дали в посольстве Мальтийского ордена в Москве, – сухие цифры и факты помощи нашим бедным и страждущим впечатляют, но не убеждают. Хочется все увидеть собственными глазами. ...Тихая, застроенная еще в позапрошлом веке улица Чайковского в самом центре Петербурга. Здесь, в подвальном помещении красивого старинного дома уже 16 лет работает столовая для малоимущих: с ее открытия, собственно, и началась история мальтийцев в Северной столице. Сюда ранним субботним утром мы приехали с Ириной Тынковой, отвечающей за связи с общественностью «Мальтийской помощи» в Петербурге. Заходим в очень маленькое, скромно обставленное, но чистое и уютное помещение столовой. Сегодня здесь никого нет – в выходные столовая не работает; по будням же сюда приходят не менее 500 человек. В основном, это пожилые люди с маленькой пенсией, поясняет Ирина, в последнее время к ним присоединились еще инвалиды и многодетные матери-одиночки. А началось все с того, что в 1992 году приехали немцы, пошли в администрацию района, и та выделила для столовой помещение в только открывшемся Доме ветеранов. Сперва здесь работали сами немцы, затем их сменил российский персонал.
…Для человека со стороны видеть все это тяжело. Другой, параллельный мир, о котором предпочитаешь не думать. И уж никак он не вяжется с кавалерами и дамами, устраивающими роскошные приемы и балы в ренессансных палаццо…
Как люди, которые сюда приходят, узнают о существовании бесплатной столовой? Ирина поясняет: «350 человек к нам посылает собес, 150 приходят от городских приходов – православных, католических и лютеранских». С городскими социальными службами и с православной церковью у Мальтийского ордена в России хорошие отношения (вот, оказывается, зачем нужны дипломаты!) В попечительском совете столовой даже православный священник – протоиерей Владимир Сорокин, бывший ректор Высшей православной духовной семинарии в Петербурге, а ныне настоятель одной из петербургских церквей. «Сюда приходят не только поесть, но и пообщаться. Ведь большинство наших подопечных – люди одинокие», – рассказывает Ирина. Уберите вывеску! Складывается очень уж благостная картина, но так ли все безоблачно? «Конечно, проблемы есть, – вздыхает Ирина. – Растут цены на продукты, и чуть ли не каждый месяц приходится просить немецких благотворителей увеличивать посылаемую на их закупку сумму». А наше государство помогает? «Собес района выделяет ежемесячную субсидию и еще оплачивает коммунальные услуги, но все равно не хватает, – говорит Ирина. – А год назад весь верхний этаж скупил один господин и теперь пытается выдворить столовую из этого здания. Ему, видите ли, мешают плохо одетые старики, которые рано приходят и шумят внизу. Заставили нас даже перенести вход во двор и убрать вывеску. Но пока держимся». Следующая наша цель – бездомные. По пути в «Ночлежку», российскую благотворительную организацию, созданную при поддержке Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, заезжаем в офис ордена – небольшую квартиру в типичном питерском доме с мрачным двором-колодцем. Обстановка более чем скромная, почти аскетичная. Столы с компьютерами, по стенам – эмблемы Мальтийского ордена и фотографии, посвященные деятельности ордена в Петербурге. Ирина комментирует каждый снимок: «Это – лежачие больные. Мы им помогаем на дому. Здесь мы вручаем продукты пенсионерам и неполным семьям с детьми-инвалидами, оказавшимся без средств к существованию. А это – наше социальное такси. Сегодня мы эту программу закрыли, потому что появилась уже такая же государственная. Кстати, и диспетчер службы, и водители – сами инвалиды, работали на собственных машинах». Зато открыли новую программу – для детей-инвалидов. Горячий чай с супом. Компьютеров я насчитала четыре. «У нас шесть постоянных сотрудников, ведущих разные программы. Остальные – это волонтеры и работники поликлиник и больниц», – рассказывает Ирина. Далее едем уже на Боровую улицу, в «Ночлежку». По пути Ирина продолжает рассказ: «Послезавтра приедут 20 человек немцев из тех, что нам помогают. Это уже стало традицией – время от времени приезжать и на месте смотреть, как все работает, нужно ли еще что-то. Удивительно, но это никакие не миллионеры, а самые обычные люди, подающие всем нам удивительный пример жертвенности, что нас очень поддерживает морально». «Ночлежка» – вполне приличное с виду трехэтажное здание с чистым двором, где с краю расположилось со своим скарбом несколько бездомных. Ирина подходит к пожилой женщине, которая с ходу начинает жаловаться на кого-то. Ирина ее успокаивает, одновременно разбираясь с бомжом неопределенного возраста. Тот бормочет, что ему не дали чаю с печеньем, а еще, что он хочет вернуться в Москву. Навстречу нам выходят двое прилично одетых мужчин с долгожданным чаем для бомжа. Оказалось, что они сами бездомные. «Если они не пьют, то могут помогать, мы их оставляем», – говорит Ирина. Орден организует здесь ежедневное двухразовое горячее питание: растворимый, в стаканчике, обед и чай. Заходим в саму ночлежку, там три помещения для мужчин, одно – для женщин. Везде очень чисто, но все равно как-то не по себе – бомжи все-таки… Ирина же чувствует себя абсолютно естественно: всех знает по имени-отчеству, передает женщинам какие-то фотографии. Она здесь свой человек и легко находит правильную интонацию для общения. У мальтийцев в «Ночлежке» свой медпункт, где медсестра из районной поликлиники принимает непростых пациентов: кому надо рану обработать, кому перевязку сделать. Бывают случаи и похуже: чахотка, гангрена, СПИД… Помещение – совсем крохотное, идеальная чистота, лекарства и мединструменты аккуратно разложены. Читаю, заметив эмблему Мальтийского ордена, объявление на стене: желающих приглашают бесплатно помыться в одну из близлежащих бань: «Все пришедшие обеспечиваются мылом, мочалкой, одноразовой простынкой». Ирина же заводит меня в новый передвижной пункт санитарной обработки с восьмиконечным мальтийским крестом: «Только привезли, с понедельника начнет работать». …Для человека со стороны видеть все это тяжело. Другой, параллельный мир, о котором предпочитаешь не думать. И уж никак он не вяжется с кавалерами и дамами, устраивающими роскошные приемы и балы в ренессансных палаццо… Но именно благодаря им и целой невидимой армии волонтеров Мальтийский орден не ушел в историю. Русский след святынь госпитальеров. Мальтийский орден в России – до сих пор до конца не изученная тема. Когда Наполеон захватил Мальту, император Павел I приютил мальтийских рыцарей и был провозглашен в 1798 году Великим Магистром. После убийства императора деятельность ордена в России быстро сошла на нет. Но история на этом не закончилась. Покидая в спешке Мальту, тогдашний Великий Магистр фон Гомпеш увез с собой святыни ордена – десницу Иоанна Крестителя, Филермскую икону Божией Матери, по преданию, написанную самим евангелистом Лукой, и часть Животворящего Креста. Отрекшись в изгнании от власти, Гомпеш отослал эти святыни в Санкт-Петербург, где депутация рыцарей в торжественной обстановке вручила их Павлу I за оказанные им поддержку и заботу. После убийства императора реликвии вплоть до 1919 года хранились в Зимнем дворце. Их торжественно выносили лишь во время крестных ходов в Павловский собор, где выставляли на десять дней для поклонения, а затем возвращали обратно во дворец. Далее, по версии одного из ведущих наших специалистов по Мальтийскому ордену историка Владимира Захарова, события развивались следующим образом. В 1923 году итальянское правительство обратилось к большевикам с просьбой вернуть реликвии, но их успели вывезти в Эстонию. Какое-то время они хранились в православном соборе в Ревеле, но затем были перевезены в Данию вдовствующей императрице – матери Николая II. После кончины Марии Федоровны ее дочери передали святыни главе Русской православной церкви за границей митрополиту Антонию, и некоторое время они находились в православном храме в Берлине. Епископ Тихон передал их в 1932 году королю Югославии Александру. Во время войны глава Сербской православной церкви патриарх Гавриил вывез их в Черногорию, в монастырь Святого Василия Острожского. Тут след надолго потерялся. Лишь в 1994 году церковные иерархи Черногории заявили, что десница Иоанна Крестителя и реликварий с частицей Древа Животворящего Креста Господня находятся в Цетине, в монастыре Святого Петра Цетинского. Считалось, что навсегда утеряна еще одна святыня ордена – медальон Великого Магистра (в виде большого мальтийского креста с изображением Филермской иконы). Теперь известно, что он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля. Там же – один из трех тронов с мальтийской символикой, изготовленных по приказу Павла I, и его корона с мальтийским крестом. Два других трона хранятся в Эрмитаже и музее-заповеднике «Гатчина».

Эпоха Крестовых походов дала рождение трем знаменитым рыцарским орденам - тамплиерам, тевтонцам и госпитальерам (последние известны также как Мальтийский орден). Тамплиеры были отличными финансистами и ростовщиками. Тевтонцы знамениты своей политикой безжалостной колонизации прибалтийских и славянских земель. Ну а госпитальеры... Чем же прославились они?

Орден госпитальеров был основан вскоре после Первого крестового похода (1096-1099 годы) рыцарем Пьером-Жераром де Мартигом, известным также как Жерар Благословенный. Об основателе ордена известно крайне мало. Считается, что он родился в городке Амальфи на юге Италии примерно в 1040 году. Во время Крестового похода он с несколькими своими единомышленниками основал первые убежища (госпитали) для паломников в Иерусалиме. Устав братства святого Иоанна, ставящего своей целью заботу о паломниках, был утвержден папой Пасхалием II в 1113 году. С этого момента ведет свой отсчет официальная история ордена госпитальеров.

Годы скитаний

В европейском обиходе рыцарей ордена обычно называли просто госпитальерами, или иоаннитами. А с тех пор, как резиденцией ордена стал остров Мальта, к этим названиям добавилось еще одно - мальтийские рыцари. Кстати, традиционно Мальтийский орден называют орденом Святого Иоанна Иерусалимского. Это не совсем верно: Иерусалимским изначально назывался сам орден. А такого святого, как Иоанн Иерусалимский, вообще не существует.

Небесным покровителем ордена является святой Иоанн Креститель. Полное название ордена звучит так: «Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна». Отличительным знаком рыцарей-госпитальеров стал черный плащ с белым крестом.

Госпитальеры быстро стали одной из двух (наряду с тамплиерами) влиятельных военных структур Палестины. Однако после того как крестоносцы понесли несколько суровых поражений от объединенных сил мусульман, рыцари постепенно оставили занятые территории. В 1187 году был потерян Иерусалим. А последний оплот крестоносцев в Передней Азии - крепость Акра - пала в 1291 году. Рыцарям-иоаннитам пришлось искать убежища на Кипре. Но там они долго не задержались. Убедившись, что местная знать не очень-то рада непрошеным гостям, Великий магистр ордена Гийом де Вилларэ решил найти более подходящее место для своей резиденции. Выбор пал на остров Родос. В августе 1309 года Родос был захвачен госпитальерами. Здесь им впервые пришлось столкнуться с североафриканскими пиратами. Военный опыт, приобретенный в Палестине, позволил рыцарям с легкостью отражать их набеги. А в середине XV века госпитальеры вполне успешно справились со вторжением, организованным султаном Египта.


Родосский период закончился с появлением на горизонте могучей Османской империи. В 1480 году удар нанес султан Мехмед II, покоривший до этого Византийскую империю. А в 1522 году огромная турецкая армия султана Сулеймана Великолепного все же выдавила рыцарей с острова. Госпитальеры опять стали «бездомными». Лишь после семи лет скитаний, в 1530 году, госпитальеры обосновались на Мальте. Император Священной Римской империи Карл V великодушно «подарил» им этот остров. Символической платой за «подарок» служил один мальтийский сокол, которого орден должен был ежегодно в День всех святых вручать королевскому представителю.

Подарок с подвохом

Конечно же, Карл V сделал свой щедрый подарок, руководствуясь далеко не одним только «христианским сочувствием». Для того чтобы осознать все коварство королевского дара, надо понимать, что представляло собой Средиземное море в XVI веке. Это был настоящий змеиный клубок - бурлящий и смертельно опасный.

Все Средиземноморье кишело берберийскими пиратами - так называли выходцев из мусульманских регионов Северной Африки. Гавани Алжира, Туниса, Ливии служили пристанищем для тысяч и тысяч свирепых морских разбойников, которые держали в страхе всю Южную Европу.

Основной целью их рейдов служили прибрежные поселения Италии, Испании, Португалии, Франции. Этим странам приходилось особенно несладко, хотя и более отдаленным государствам тоже доставалось - мусульманские корсары доплывали даже до Англии, Ирландии и Исландии!

Цели пиратских набегов были просты: золото и рабы! Причем охоту на рабов можно даже поставить на первое место. Берберийцы организовывали специальные рейды, в ходе которых они прочесывали прибрежные европейские земли, стремясь захватить как можно больше христианских пленников. Захваченный «живой товар» продавался на невольничьих рынках Марокко, Алжира, Турции. По подсчетам историков, берберийские пираты захватили и продали в рабство не менее одного миллиона европейцев. И это в те времена, когда население Европы было не очень-то и велико!

Для крупных операций разрозненные пиратские эскадры соединялись в целые флотилии из десятков и сотен кораблей. А если еще учесть, что пиратам-единоверцам активно помогала Османская империя, то можно понять всю величину опасности, которой тогда подвергалась Европа. Подарив госпитальерам остров в самом центре Средиземного моря, на перепутье между Тунисом и Сицилией, император бросил рыцарей в самый эпицентр ожесточенной схватки. Волей-неволей госпитальеры должны были служить щитом Европы против натиска мусульманских корсаров... Это было им вполне по силам. Тем более что противостоять пиратским набегам они научились еще во время обороны Родоса.

Средиземноморский щит

Мальтийские рыцари с честью выполняли свою миссию. Вот и ответ на вопрос: «Чем же знамениты госпитальеры?» Многолетняя упорная борьба с ужасными берберийскими пиратами - вот что дало ордену право на историческое бессмертие.

Возникла парадоксальная ситуация: самые славные страницы в свою историю рыцари-госпитальеры вписали тогда, когда эпоха рыцарства фактически уже подошла к концу. Рыцарские ордена или прекратили свое существование (как тамплиеры), или отказались от всякой самостоятельной роли, влившись в состав централизованных государств (как тевтонцы). Но для госпитальеров XVI столетие оказалось по-настоящему «золотым веком»...

Получив в свое владение Мальту, госпитальеры бросили вызов головорезам Северной Африки. Мальтийцы создали свой флот, который стал одной из ключевых фигур на геополитической «шахматной доске» Средиземноморья. Некогда исключительно сухопутный орден ры-царей-кавалеристов теперь превратился в орден моряков. В устав ордена были внесены серьезные изменения: полноправным мальтийским рыцарем теперь мог стать только тот, кто не менее трех лет участвовал в морских походах ордена.

Конечно, не нужно идеализировать мальтийских рыцарей. Воевали с пиратами они теми же самыми пиратскими методами. Истребление целых населенных пунктов вместе с жителями, жестокие казни и пытки, грабежи и насилие - все это было и в практике христианских рыцарей. Таковы были жестокие нравы того времени.

Мальтийские рыцари не брезговали и сами выходить на морскую «большую дорогу»: руководство ордена всячески поощряло корсарство. Вопреки обету бедности, который давали все члены военно-монашеских орденов, рядовым рыцарям позволяли оставлять себе часть награбленного. Магистр ордена даже закрывал глаза на рынок рабов, существовавший на Мальте (на этом рынке продавались, конечно, не христиане, а пленные мусульмане).

Крепкий орешек

В 1565 году госпитальеры одержали величайшую победу за всю свою историю. 40-тысячная армия, составленная из турок и берберийских пиратов, высадилась на Мальте, чтобы покончить с маленьким островом, ставшим большой проблемой. Мальтийцы могли противопоставить им от силы 700 рыцарей и примерно 8 тысяч солдат (из них половина была не профессиональными воинами, а «народными ополченцами»), Армаду отправил тот же Сулейман Великолепный, который один раз уже победил иоаннитов.

Укрепления мальтийских рыцарей на острове состояли из двух фортов: вспомогательного форта Святого Эльма (Сент-Эльм) и главного форта Святого Ангела (Сант-Анджело). Первый удар мусульмане обратили на форт Сент-Эльм, рассчитывая по-быстрому разделаться с ним, а затем обрушиться на основные укрепления. Но защитники Сент-Эльма показали просто чудеса мужества и стойкости - форт продержался 31 день!

Когда атакующие наконец ворвались внутрь, то в живых оставалось всего 60 израненных бойцов. Всем им отрубили головы, а тела прибили к деревянным крестам и отправили по воде к форту Сант-Анджело. Когда волны принесли страшные турецкие «посылки» к стенам крепости, над бастионами поднялся ужасный вой - жены и матери погибших защитников Сент-Эльма оплакивали своих мужчин. Великий магистр ордена, суровый Жан де ла Валетт, в ответ распорядился немедленно казнить всех турецких пленных, затем их головами зарядили пушки и выстрелили в сторону турецких позиций.


По преданию, предводитель турецкого войска Мустафа-паша, стоя среди руин Сент-Эльма и глядя на форт Сант-Анджело, произнес: «Если такой маленький сын так дорого обошелся нам, то какую цену мы должны заплатить за отца?»

И действительно, все попытки взять Сант-Анджело провалились. Мальтийские рыцари сражались яростно.

Сам престарелый Великий магистр Жан де ла Валетт (ему было уже более 70 лет!) с мечом в руке бросался в самую гущу боя, увлекая за собой бойцов. Пленных мальтийцы не брали, не слушая никаких просьб о пощаде.

Попытка высадить десант на лодках туркам тоже не удалась - помешали коренные жители Мальты. Превосходные пловцы, они сбрасывали турок с лодок и сражались с ними врукопашную прямо в воде, где имели явное преимущество. Форт Святого Ангела успел продержаться до подхода подкреплений из Испании.

Когда на горизонте показалась испанская флотилия, спешащая на помощь мальтийцам, турки поняли, что их дело проиграно. Османам ничего не оставалась, как снять осаду. К тому времени в строю у мальтийцев оставалось не более 600 человек. Надо отметить, что подмога, присланная испанцами, была очень невелика. Но турки этого знать, конечно же, не могли.

Осколки былого величия

Великая осада Мальты прогремела на всю Европу. После нее престиж Мальтийского ордена поднялся как никогда высоко. Однако «с вершины горы возможен лишь спуск вниз». С конца XVI века начался постепенный закат ордена.

Реформация в ряде стран Европы привела к конфискации владений католической церкви и ее подразделений, каковым считался и орден госпитальеров. Это нанесло сильный удар по финансам мальтийцев. В прошлое отошла и слава непобедимых воинов. Относительно малочисленное братство рыцарей терялось на фоне массовых европейских армий. Да и пиратская угроза уже была далеко не так остра, как прежде. Все это вело к упадку.

К концу XVIII века Мальтийский орден являлся лишь бледной тенью прежней могучей организации. Финальную точку в существовании рыцарского государства поставил Наполеон Бонапарт. В 1798 году, по пути в Египет, он без боя захватил Мальту. Руководство ордена объяснило эту удивительную сдачу сильнейших укреплений тем, что «устав ордена запрещает госпитальерам сражаться с христианами, каковыми, без сомнения, являются французы».

Но и здесь госпитальеры сумели оставить след в истории, провернув необычную комбинацию. Помыкавшись по европейским дворам в попытках найти августейших покровителей, верхушка ордена внезапно совершила совершенно неожиданный дипломатический «кульбит». Она предложила звание Великого магистра ордена... российскому императору Павлу I. Деликатность ситуации заключалась в том, что Мальтийский орден был исключительно католическим. Кроме того, члены ордена давали обет безбрачия. Павел же был православным (то есть, с точки зрения католического духовенства, еретиком), да к тому же еще и женат вторым браком. Но чего не сделаешь ради собственного спасения!

Павел I, испытывающий тягу ко всему западному, с радостью согласился на это предложение. Под резиденцию ордена был выделен бывший дворец графа Воронцова на Садовой улице, где разместился российский Великий приорат Мальтийского ордена (ныне в этом здании находится Суворовское училище). А мальтийский крест Святого Иоанна вошел в список наград Российской империи.

Однако российский период в истории Мальтийского ордена продолжался совсем недолго. После убийства Павла I в 1801 году его преемник император Александр I прекратил все эти заигрывания с рыцарством. Госпитальеры были выдворены из России.

Мальтийский орден существует и поныне - его филиалы разбросаны по всей Европе. Но теперь это сугубо благотворительная организация, не имеющая никакого влияния на политику. Госпитальеры вернулись к тому, с чего начинали. Медицинская деятельность, уход за больными и ранеными вновь стали главной заботой Странноприимного ордена Святого Иоанна...

История Мальтийского Ордена от создания до начала Великой Осады

Земля Палестины, где жил, умер и воскрес Иисус, всегда считалась Святой Землёй. Столетиями люди с запада совершали паломничество к Гробу Господню и другим святым местам. Даже когда Иерусалим первый раз попал в руки мусульман в VII в., и для паломников, особенно индивидуальных, возникли препятствия, паломничество продолжалось. Для таких паломников Карл Великий открыл в Иерусалиме приюты. Однако в начале XI в., с приходом новых мусульманских властителей, ситуация изменилась. С паломниками стали плохо обращаться и всячески их беспокоить. В конце концов, халиф Хаким Фатимит, фанатик и безумный тиран, в 1009 г. сравнял Гроб Господень с землей и разрушил все христианские святыни.

Через тридцать лет после смерти Хакима нескольким купцам из Амальфи (в Италии) удалось восстановить приюты и церковь Гроба Господня. Однако, препятствия на пути паломников и христиан в Палестине устранены не были. Такая ситуация будоражила Европу, и многие европейские князья – авантюристы, подстрекаемые пламенными призывами английского проповедника Петра Пустынника и Папы Урбана II, соблазнялись отправиться в Крестовый поход и отбить святые места у сарацин. Первая попытка Крестового похода, предпринятая в 1096 г., окончилась печально, но следом выступило новое войско и продолжило борьбу в 1097 г. На этот раз поход был удачным и через два года Иерусалим пал к ногам христиан.

Такой удачный поворот событий вдохновил амальфианскую конгрегацию превратиться в «госпитальеров», служителей иерусалимского бенедиктинского госпиталя, посвященного святому Иоанну Крестителю, и сплотиться вокруг своего лидера – брата Герарда Саксонского. Он был бенедиктинцем, расширившим конгрегацию и превратившим ее в Орден Святого Иоанна Иерусалимского (1110-1120 гг.). Благодарные лорды и князья, излечившие свои раны в госпитале, вскоре стали помещать часть своего имущества во вновь основанный Орден, не только на месте, но и в дочерние отделения, позднее образовавшиеся в разных частях Европы. В 1113 г. Папа Паскаль II взял Орден под свое покровительство и в награду за его служение придал ему в лице брата Герарда новый более воинственный статус. Подлинный документ, удостоверяющий этот важный момент в истории Ордена, находится в Мальтийской Библиотеке. В нем написано: «Папа Паскаль II жалует своему почтенному сыну Герарду, основателю и провосту Госпиталя в Иерусалиме, грамоту об учреждении Ордена Госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского по ту и эту стороны моря, в Европе и в Азии».

С возобновлением войны с сарацинами некоторые рыцари Ордена стали воинами, они вместе с новыми последователями сформировали основу Ордена Рыцарей Храма или тамплиеров. Этот Орден вскоре получил большую силу и значимость, когда его рыцари были призваны для непосредственной борьбы с мусульманами. Многие форты и замки, построенные тамплиерами в Палестине, Сирии и Иордании за годы этой борьбы, сохраняли важное стратегическое значение.

Тем не менее, Крестовый поход 1147 г. закончился неудачей, и необходимые силы для следующего собрались только к 1189 г. В этот раз среди прочих лидеров находился король Ричард I Английский , названный вскоре Львиным Сердцем, благодаря которому, в основном, и был достигнут успех. Однако распри между вождями вредили Ордену больше, чем усталость от сражений. Рыцарская доблесть, лежавшая в основе Крестового похода, начала тускнеть, и скоро Ричард остался один в своей борьбе. Его твердость и стремление к поставленной цели, вместе с огромной энергией и самопожертвованием привели к победе в битве при Акре. Однако это было последним, что он смог сделать. Вскоре Ричард покинул Палестину, и его отъезд означал конец всего Крестового похода.

После перемещения тамплиеров на Кипр в 1191 г., рыцари госпитальеры, больше занимавшиеся уходом за ранеными и больными, взяли в руки оружие, чтобы защитить паломников на их пути в Святую Землю. Упрочил военное значение Ордена его второй глава Раймон де Пюи. Он первым стал именоваться Гроссмейстером (1125-1158 гг.) и продолжил наращивать силу, влияние и власть Ордена. Теперь Орден стал носить характер рыцарского, но его члены давали три монашеских обета: целомудрия, послушания и бедности.

Однако, после того как мусульмане, развернув очередные активные действия, в 1291 г. захватили последние владения христиан, и пребывание в Палестине стало невозможным, Орден переместился на Кипр. Однако это было неудачным решением, поскольку на Кипре у Ордена не было возможности реорганизоваться и совершенствоваться. Более того, ситуация ухудшалась тем, что тамплиеры, перебравшиеся на остров столетием ранее, были охвачены жаждой власти, исповедовали идеи масонства, плели тайные интриги, идя вразрез с идеалами Ордена. Все это заставляло Рыцарей Ордена искать новое пристанище.

Потребовалось для этого 19 лет, и в 1308 г. они нашли идеальное место на византийском острове Родос и добились территориальной независимости. Через год после переезда Рыцарей Святого Иоанна на Родос, в 1309 г. тамплиеры настолько погрязли в своих интригах, что их организация была запрещена, а пять лет спустя, в 1314 г. их последний гроссмейстер Жак де Моле был сожжен в Париже. Госпитальеры унаследовали заметную часть их имущества. Однако более важным являлось то, что Орден Святого Иоанна получил возможность привлекать молодых европейских аристократов и двигаться вперед, проведя необходимую реорганизацию.

Орден получил Родос - очень плодородный и один из наиболее прекрасных островов Средиземноморья. Другим важным фактором было то, что его геологическая структура представляла много мест, где рыцари могли строить необходимые укрепления, а также большое количество крепкого строительного материала. С поселением на новом месте, тогдашний Гроссмейстер, Фуке де Вийаре (1305-1319 гг.), вполне справился с реорганизацией, и Орден продолжал развиваться, базируясь на тех же старых обетах целомудрия, послушания и бедности.

Рыцари Ордена разделялись на пять групп. Первыми были Рыцари - Воины Справедливости (Military Knights of Justice) , преобладавшие в Ордене. Все они являлись аристократами, по крайней мере, в четвертом поколении, что подтверждалось тем, что это были сыновья известнейших фамилий Европы. Их всех без исключения призывали в Орден только после внимательного рассмотрения. Кандидаты, прошедшие испытание, проходили обряд посвящения в Рыцари с большой помпой. В сопровождении Рыцаря Большого Креста, проводившего их посвящение, они проходили с непокрытой головой в оружейную палату и облачались соответственно их новому статусу. Их товарищи приглашали их в зал Подворья, где они садились на ковер, постеленный на земле, и получали хлеб, соль и стакан воды. Рыцарь, возглавлявший церемонию, позднее в честь новых Рыцарей и их друзей давал банкет, также позволявший почувствовать аскетизм, соответствующий церемонии. Новые посвященные на год становились послушниками, после чего привлекались Конвентом – главной структурой Ордена для военной службы. Каждый год службы носил названия «караван». После трех таких «караванов» Рыцарь получал, по крайней мере, на два года место в Конвенте. Выполнив подобным образом свои обязанности в Ордене, Рыцарь был волен вернуться домой в Европу, но мог быть вызван Гроссмейстером в случае необходимости. Рыцари из первой группы могли выдвинуться на высокие должности Бейлифа, Командора или Приора.

Вторая группа Рыцарей оставалась для духовной службы в качестве Капелланов Послушания (Chaplains of Obedience). Обычной для них являлась служба в госпиталях или орденских церквях, однако, они полностью не освобождались и от службы в «караване». Эти Рыцари могли быть избраны на должность Приора или даже Епископа Ордена.

Третью группу составляли Служащие Братья (Serving Brothers), призывавшиеся для военной службы из уважаемых, но не обязательно аристократических родов.

Четвертую и пятую составляли Почётные Рыцари, различавшиеся по степеням Рыцари - Магистры (Magisterial Knights) и Светлейшие Рыцари (Knights of Grace), избиравшиеся Гроссмейстерами.

Другая классификация основывалось на национальности, по которой Рыцари принадлежали к одному из восьми «Языков». Это были: Арагон, Овернь, Кастилия, Англия (с Ирландией и Шотландией), Франция, Германия, Италия и Прованс. Наличие трех французских «Языков» было неслучайным, поскольку французы численно значительно преобладали в Ордене.

Руководство осуществлялось Гроссмейстером, избиравшимся Рыцарями на основании многолетней успешной службы на высших должностях. Гроссмейстер был также Президентом Верховного Совета, в состав которого входили также: Епископ Ордена, Приоры, Бейлиф, Рыцари Большого Креста и Деканы «Языков». В то время как Верховный Совет исполнял обычные административные функции, Общее Собрание членов Ордена созывалось раз в пять лет, а иногда и раз в десять лет. Об этих собраниях сообщалось за год, что давало возможность «Языкам» и отдельным Рыцарям подготовить к рассмотрению проекты реформ.

Эмблемой Ордена был восьмиконечный крест, введенный Гроссмейстером Раймоном де Пюи, символизировавший восемь добродетелей (Beatitudes), четыре стороны креста также означали четыре добродетели: Благоразумие, Умеренность, Мужество и Справедливость. Клятвы, даваемые Рыцарями при вступлении в Орден, придавали ему религиозный характер. Новопосвященные должны были обнять и поцеловать друг друга в знак дружбы, мира и братской любви. Отныне они именовали друг друга «братьями».

С переходом Родоса от византийцев в управление Ордена, Рыцари начали добиваться признания своей независимости. Все христианские силы и католические нации стали рассматривать Орден в его полном определении как Суверенный Военный Орден Святого Иоанна Иерусалимского. В связи с этим Гроссмейстер стал именоваться Князем Родоса. Орден продолжал расти в более мощную и богатую организацию знати, связанной целибатом и обязательствами помогать бедным, лечить больных и вести постоянную войну против мусульман в Средиземноморье. Эту последнюю клятву соблюдать неукоснительно было невозможно, поскольку, располагаясь на острове, Рыцари не могли продолжать успешные операции на суше. Несмотря на это, они продолжали запасать и сохранять своё вооружение, включая кольчуги и пластинчатые доспехи, как самих себя, так и для своих лошадей. Каждый Рыцарь имел трех лошадей: боевую, скаковую и вьючную, а также содержал слуг, несших щит и знамя. Помимо того, Рыцари вскоре начали строить больше галер и других судов, что делало возможным усилить атаки на вражеские морские пути из Турции и вблизи неё. Через некоторое время Рыцари приобрели мореходный опыт и другие способности, позволявшие им превратиться в христианских корсаров.

Хотя дух Крестовых Походов был надолго утрачен, и христианские государства стали поддерживать мирные отношения с мусульманами и монгольскими захватчиками, Орден никогда не покидало чувство опасности для христианства, и он соблюдал свою клятву бороться с исламом, вне зависимости от наличия или отсутствия союзников. Первой морской операцией на счету Родосских Рыцарей стало уничтожение в 1312 г. малым отрядом, возглавляемым самим Гроссмейстером Фуке де Вийаре, ранее бывшим одним из адмиралов Ордена, 23 турецких каботажных судов. Вскоре, соревнуясь с ним, Главнокомандующий (Grand Commander) Альберт Шварцбург, поддержанный генуэзскими корсарами повел объединенный флот из 24 галер и победил 50 турецких судов из Эфеса. Не прошло и года, как он же с восемью судами Ордена и шестью генуэзскими галерами разгромил флот из 80 турецких судов.

В 1334 г. в Авиньоне был заключен союз между королем Франции, Венецией, флотом Папы и королем Кипра для попытки под знаменем Рыцарей Ордена разжечь огонь Крестового Похода. Между тем, они в морском сражении уничтожили турецкий флот в заливе Смирны и принудили сам город к сдаче. Казалось, что XIV в. каждая из наций на стороне христиан стремилась броситься на мусульман, а орден возглавлял эти акции или предоставлял свои корабли. Галеры Рыцарей Ордена, на которых они совершали стремительные и бесстрашные атаки, не допуская возможности поражения, были популярны в Европе. Сообщения об их подвигах публиковались на больших листах в Неаполе, Марселе и Венеции и становились легендарными. Но для галер требовались сильные люди. Они заполнялись рабами-гребцами, воинами, моряками, а также нагружались вооружением и провизией, так что часто негде было лечь спать. Не было защиты от палящего солнца, дождя и морской воды. Залитые во время внезапного шторма продукты становились негодными к употреблению, люди болели. После успешных операций, галеры становились еще более переполненными пленниками и трофеями. Подвиги Ордена тех времен продолжали удивлять, даже учитывая ослабление Ордена в противостоянии могуществу ислама. В 1347 г. Фра Арнальдо де Перес Торес Каталонский сжег сотни турецких судов у Имброса. Десятью годами позже объединенный флот Ордена и Венеции под командованием Раймона Беренже, (будущего Гроссмейстера в 1365-1374 гг.) уничтожили 35 мусульманских судов. В 1361 г. один из адмиралов Ферлино д’Айраска во главе эскадры с помощью христианских корсаров захватил Адалию. Но наибольший успех пришел в 1365 г., когда только с 16 галерами он разграбил Александрию.

Не все акции Ордена носили исключительно военный характер. Рыцари часто становились христианскими корсарами, атаковали и захватывали мусульманские суда, возвращавшиеся в свои порты с грузами специй, шелка, золота и драгоценных камней. Добыча захватывалась, экипажи превращались в рабов для галер. В 1393 и 1399 гг. галеры Ордена прорывались в Черное море и атаковали осиные гнезда мусульманских корсаров, давно здесь существовавшие. В первый раз Рыцарей постигла неудача, они потеряли Гроссмейстера Эредиа и многих Рыцарей, попавших в руки врагов. Однако, со второй попытки успех был достигнут.

Однако, все эти вылазки, какой бы ущерб они не наносили флоту мусульман и их гордости, не могли препятствовать неуклонному нарастанию их мощи в XV в.

Началом перелома стал захват египетскими мамелюками Кастельроссо - изолированного поста Рыцарей в 1440 г. Враги на 19 судах обложили сам Родос, однако Рыцари в главе с Гроссмейстером Жаном де Ластиком (1437-1454 гг.) отразили атаку и преследовали противника до Анатолии, где высадились на берег и перебили 700 человек. В 1444 г. была произведена новая попытка осадить Родос, которую Рыцари также отбили. Однако, в этот момент над христианством нависла угроза со стороны турок под предводительством Мехмеда II Фатиха Завоевателя. Начав с захвата Константинополя в 1453 г., он за четыре года захватил также острова Кос, Лемнос и Лесбос.

Эти успехи мусульман создавали вокруг Родоса ряд потенциальных баз для атаки на остров и штаб-квартиру Рыцарей. В 1462 г. Общее Собрание Ордена специально собралось для обсуждения этой ситуации. Вывод был такой, что Родос хорошо укреплен и эти укрепления являются хорошей поддержкой для флота. Два года спустя Папа попытался поднять объединенный флот против мусульман. Однако, вследствие внутренних разногласий все христианские державы отказались. Отныне Орден оставался один перед лицом исламской угрозы.

В 1480 г. Родос снова был осажден, но рыцари сумели выстоять, хотя и понесли значительные потери.

Орден получил передышку, когда после смерти Мехмеда II в 1481 г. его сыновья начали бороться друг с другом. Под руководством Гроссмейстера Пьера д’Обюссона (1476-1503 гг.) Рыцари использовали это время для укрепления своих сил, насколько это было возможно. Подтверждением этого стал захват Адмиралом Людовикусом ди Скаленге большого числа турецких судов в 1502 г. Пятью годами позже Орден добился своей величайшей победы в беспощадной битве с объединенным мусульманским флотом у Александретты. Однако это была последняя победа Рыцарей и конец пребывания Ордена на Родосе, продолжавшегося более двух столетий.

Сулейман Великолепный , внук Мехмеда II , могущественный султан османов ни на минуту не забывал об Ордене. Он всегда восхищался доблестью Рыцарей и после воцарения на троне уважительно относился к ним и к их новому Гроссмейстеру Филиппу Вийеру де л’Иль Адаму (1521-1534 гг.). Однако такие чувства не мешали ему продолжать дело своих предков, стремясь сбросить Рыцарей с Родоса. Он выждал время, собирал силы и начал свою атаку на Родос в 1522 г. Флот Ордена в этот момент находился в состоянии переподготовки и был ослаблен. Чтобы не распылять силы, л’Иль Адам снял своих рыцарей с кораблей и укрепил гарнизон острова. Сулейман осадил Родос. Огромной турецкой армии противостояло 600 рыцарей и около 7000 солдат. После полугода осады, истощенные и полуголодные Рыцари, потерявшие большинство солдат и 240 «братьев», преданные одним из них, д’Амаралом, были принуждены капитулировать на рождество 1522 г. Отважная оборона разбудила благородство Сулеймана , и он не только разрешил Гроссмейстеру вместе с оставшимися Рыцарями беспрепятственно покинуть Родос, но и оказал им почести, когда они уходили с острова на свои галеры.

Орден был побежден, но не обесчещен. Его высокий престиж был сохранен, и хотя Орден находился в расстройстве, это давало шанс восстановиться и продолжить борьбу. Но было одно неотложное дело – найти новое пристанище.

Император Карл V Испанский, носивший и корону Священной Римской Империи, под властью которого находились также Кастилия, Арагон, Бургундия, австрийские владения дома Габсбургов, Нидерланды, Люксембург, Сардиния, Сицилия, большая часть Италии и испанские владения в северной Африке и Новом Свете, пригласил Орден Святого Иоанна использовать Сицилию в качестве временного пристанища в поисках нового дома.

Рыцари водрузили своё знамя в своём временном монастыре в Сиракузах. Они взяли с собой всё, что смогли забрать с Родоса, включая галеры, многие из которых находились в частной собственности рыцарей. И Орден, и отдельные рыцари для постройки своих крупных судов использовали различные европейские верфи, и случилось так, что 1 января 1523 г., когда произошла эвакуация с Родоса, в Ницце была спущена на воду каракка «Санта Анна», которая была построена для Ордена. Она была отправлена в Сиракузы и присоединилась там к остаткам флота. Будет нелишним подробнее рассказать об этой каракке, поскольку ей пришлось сыграть немаловажную роль в истории Ордена.

Каракки были тяжелыми судами, использовавшимися для перевозки войск и снаряжения, а также прочих грузов, которые нельзя было перевозить на галерах. Они были, конечно, не столь подвижны и быстры, однако лучше вооружены, что делало их очень полезными как дополнение к основному флоту. «Санта Анна» имела 132 фут. (40,2 м) в длину и 40 фут. (12,2 м) в ширину, надпалубные надстройки возвышались над ватерлинией на 75 фут. (22,9 м). Она могла принимать на борт 4 т. грузов и запасы для полугодичного плавания. Помимо всего прочего, на этом судне были мастерская для обработки металла, пекарня и церковь. Вооружение составляли 50 длинноствольных пушек и большое число фальконетов и полупушек, арсенал вмещал личное оружие для 500 человек. Судно имело экипаж из 300 человек, но могло разместить дополнительно еще до 400 легких пехотинцев или кавалерию. Однако, наиболее важной особенностью «Санта Анна» была металлическая обшивка, устойчивая к пушечным ядрам. Это было первое судно, вооруженное и защищенное подобным образом в те времена. Орден имел также еще три другие каракки: «Санта Катерина», «Сан Джованни» и «Санта Мария», захваченную ранее у мусульман.

Поскольку все Рыцари не могли собраться в Сиракузах, возникли и другие временные лагеря, организованные в Кандии, Мессине, Чивитавеккиа, Витербо, а также в соседней Франции в Вильфранш и Нице. Периодически совет собирался в Сиракузах на борту «Санта Анна». Естественно, наиболее часто обсуждаемым вопросом на этих встречах были поиски нового пристанища. Однако Гроссмейстер де л’Иль Адам полагал, что до того, как искать новое место, следовало найти помощь и поддержку для атаки и освобождения Родоса. В поисках такой поддержки он переезжал от одного европейского двора к другому. Поскольку представительство французских Рыцарей в Ордене было наибольшим, первым обратились за помощью к королю Франции. Однако, Франциск I больше был заинтересован получить поддержку Сулеймана против своего противника – Карла V . Куда бы ни обращался л’Иль Адам, он всюду получал отказ. Казалось, что хотя уважение к Ордену сохранялось, однако популярностью он уже не пользовался. Возможно потому, что Орден, сохранявший верность Папе и своей клятве сражаться только с неверными, не мог быть полезен для решения чьих-либо национальных интересов. Тем более, что национализм в то время становился главной доминантой в европейских делах. С другой стороны, вся Европа содрогалась от страха перед Сулейманом Великолепным , который за время своего правления, не только покорил народы Персидского залива и побережья Красного моря, но также достиг со своими армиями Белграда и Будапешта, выведя свою Оттоманскую Империю на вершину славы. Лишь когда л’Иль Адам добрался до короля Англии Генриха VIII , он получил несколько иной ответ. Его позиция не отличалась от прочих, к тому же английский монарх собирался жениться и по своим матримониальным делам тогда уже начал свою тяжбу с Папой, поэтому Орден предстал в Англии в дурном свете. Однако, Генрих VIII с большим почетом принял л’Иль Адама в дворце Сент Джеймс и в конце передал ему оружие и амуницию на сумму 20000 крон. Сумма была значительной, но это было очень небольшой помощью для проекта, поскольку Гроссмейстер ожидал помощи судами и войском. Позже 19 орудий, данных королем Англии, были взяты на Мальту Рыцарем сэром Джоном Саттером в январе 1530 г., а потом использовались для защиты Триполи. Недавно одно из этих орудий было поднято со дна гавани Фамагусты (Кипр). Оно было идентифицировано, поскольку вместе с эмблемой Тюдоров имело и герб Гроссмейстера.

Л’Иль Адам вернулся на Сицилию очень разочарованным. Он понимал, что придется оставить планы атаки на Родос, а также то, что Рыцари все больше стали интересоваться мирскими делами и нарушать обеты. Праздность влекла их организацию к упадку. Он понял, что если новый дом не будет в скором времени найден, Орден, скорее всего, распадется.

О его волнениях и разочаровании, разделяемых и Рыцарями, стало известно и Карлу V . После нескольких лет пребывания Ордена на Сицилии ему казалось неудобным оставлять Рыцарей без своего внимания. Тогда кто-то убедил его передать Ордену Мальту и соседний остров Гоцо. Император был склонен согласиться. Он знал, что эти пустынные скалистые острова, лишенные растительности, со скудными почвами и недостатком воды он не мог как-либо использовать. Однако, он хотел получить что-нибудь взамен. Он не имел в виду деньги, но хотел сбросить со своих плеч тяжелую ношу. Мальта всегда была мишенью для пиратских рейдов, что делало обладание ей еще более бесполезным. Но еще большую головную боль ему приносил Триполи, и он прилагал большие усилия для поддержки этого христианского анклава среди мусульманских государств Северной Африки. Почему бы не передать его защиту рыцарям в качестве оплаты за переселение на Мальту? Эта идея пришла к нему и была им предложена Ордену.

Л’Иль Адам не обрадовался такому предложению. Он сразу понял, какие проблемы оно принесет. Но он не отказался окончательно. Время шло быстро, и даже само его пребывание на Сицилии зависело от расположения императора. Наконец, он попросил время для того, чтобы собрать сведения о Мальте. Однако, когда он их получил от экспедиции, незамедлительно отправленной на Мальту, то был еще более встревожен. Остров Мальта, как сообщалось в рапорте, является горой из мягкого песчаника около семи лиг (30 км) длиной и трех-четырех шириной (15 км). Ее пустынная поверхность покрыта 3-4 футами (ок. 1,5 м) почвы, очень каменистой и непригодной для земледелия. Где это возможно, мальтийцы выращивают хлопок и тмин, которые они меняют на зерно, а также культивируют некоторые фрукты. За исключением нескольких родников, здесь нет проточной воды, и 12 тыс. жителей на Мальте и еще 5 тыс. на Гоцо – по большей части крестьяне, живущие в примитивных деревнях. Здесь есть только один город, являющийся столицей. Для защиты существуют только два замка, где обитатели находят убежище во время пиратских набегов. Представленная мрачная картина имела только одно светлое пятно, рапорт убеждал, что остров Мальта имеет две обширные гавани, способные вместить большое количество галер. Это давало военно-морским силам Ордена хорошие базы, а л’Иль Адам не мог не думать о том, что имущество Ордена теперь могло пополняться в основном за счет корсарства. Это требовало кораблей и, соответственно гавани. Это обстоятельство было единственным позитивным в его раздумьях. Тем не менее, л’Иль Адам не принял бы предложения императора при других обстоятельствах, но теперь они оказывали большое давление на его решение. Другое обстоятельство, на которое нельзя было не обратить внимание, заключалось в том, что некоторые Рыцари уже начинали покидать Конвент, возвращаясь в ослабленные дочерние отделения (Командории) в Европе, и это могло служить первым признаком дезинтеграции Ордена. Оскудение Ордена не оставляло выбора, л’Иль Адам принял предложение.

Документ в виде рескрипта Карла V , в настоящее время представленный в Национальной библиотеке Мальты, предоставленный л’Иль Адаму, гласил: «передаются Рыцарям для того, чтобы они могли свободно исполнять свою Священную Обязанность на благо всего христианства и применять свои силы и войска против вероломных врагов Святой Веры, - острова Мальта, Гоцо и Комино в обмен на предоставление ежегодно на день Всех Святых (1 ноября) сокола Карлосу, вице-королю Сицилии». Подразумевался и обязательный, хотя и не отмеченный специально, сомнительный «подарок» в виде Триполи.

Когда мальтийцы узнали об этом, они были справедливо возмущены, так как в 1428 г. король Альфонсо V Арагонский подтвердил их старинные привилегии, заплатил 30000 золотых флоринов, сумму, за которую нуждающийся монарх заложил острова дону Гонсальво Монрою, и клялся на четырех Евангелиях, что Мальтийские острова никогда не будут переданы другому владельцу. Довольно забавно, что эта Великая Грамота Мальтийских Вольностей в настоящее время также представлена в Мальтийской библиотеке рядом с упомянутым рескриптом Карла V . Мальтийцы послали посольство с протестом к вице-королю Сицилии, но когда оно прибыло, галеры Ордена уже были в Сиракузах, а Гроссмейстер л’Иль Адам уже был обличен властью над Мальтой через своего представителя - бейлифа. 26 октября 1530 г. Гроссмейстер л’Иль Адам и его Рыцари отбыли на каракке «Святая Анна» к Большую Гавань Мальты, к их новому дому.

Большая часть мальтийского населения тогда переживала трудные времена. Их жизнь была рутинной изнурительной борьбой за существование, сопровождавшейся постоянными нападениями мусульманских корсаров, захватывавших людей в рабство. Этим людям было все равно, кто управлял их страной. Однако было также меньшинство, включавшее большинство знатных фамилий и граждан, выросших свободными, которое быстро осознало, что с приходом Рыцарей они могут потерять свои политические права. Они сразу начали смотреть на Рыцарей с подозрением. Такая позиция мальтийцев тоже отразилась в подмеченной мальтийским историком «надменности Рыцарей», прибывших на Мальту. Скорее всего, это можно объяснить тем, что одни ожидали прибытия Рыцарей, увитых лаврами многочисленных подвигов, но быстро распространялась и молва о том, что многие из них нарушали свои обеты и целибат, склонялись к масонству, как это произошло с тамплиерами. Такие представления частично поддерживались и духовенством, опасавшимся новых правителей, находившихся под прямой протекцией Папы. Кроме того, многое из своего имущества Рыцари не взяли на Мальту, они привезли только святую икону, содержащую руку св. Иоанна, серебряный крест для процессий, хранящийся в соборе Мдины, и некоторые ритуальные облачения и предметы. Наиболее важные вещи, которые они не могли оставить и которые прибыли с ними, ныне хранятся на Мальте. Предполагалось, что Рыцари начнут все сначала. И они начали.

Более 400 лет мальтийцы управляли страной сами посредством автономной коммуны, называвшейся Университа, представленной четырьмя членами, носивших звание «Джиурати» (высших членов муниципалитета) под председательством Капитана Жезла (della Verga). Он так назывался из-за жезла, который всегда носил перед ним паж, а также по-арабски именовался титулом Хакем. Эта должность была выборной, однако стала практически наследственной в семействе Де Нава, хозяев форта Сан-Анджело. Наличие парламента должно было гарантировать привилегии мальтийцев, и они надеялись, что такое положение не будет изменяться.

Гроссмейстер л’Иль Адам официально вступил во владение Мальтой в Мдине, средневековом городе, бывшем тогда столицей острова. Процедура инвеституры была проведена с большой помпой и церемониями, в которых принимали участие также и важные члены мальтийского общества. Но кульминация наступила, когда л’Иль Адам проследовал к городским воротам под балдахином, который несли Джиурати, и присягнул на великом кресте собора и кресте Ордена сохранять привилегии и обращаться с островами, как было обещано королем Арагона и Сицилии. После этого Капитан Жезла преклонил колени, поцеловал Гроссмейстеру руку и передал серебряные ключи. Это означало, что ворота города открыты, и Гроссмейстер мог войти в них под салют и звон колоколов.

Мдина была единственным мальтийским городом. Ее название означало по-арабски укрепленный город. Но в 1428 г., после того, как мальтийцы выразили недовольство своему владетелю королю Арагона и Сицилии Альфонсо V по поводу того, что он, нуждаясь в деньгах, заложил остров своим аристократам, король принял их протест и подтвердил их старинные привилегии. По этому случаю он назвал Мдину «благородным драгоценным камнем в своей короне», и мальтийцы стали именовать свой город Нотабиле, хотя название Мдина сохранилось в обиходе.

Предполагалось, что Рыцари сделают единственный город своей штаб-квартирой. Но вместо этого, они обосновались в Биргу, маленькой деревушке, находящейся, однако, на берегу Большой Гавани под защитой форта Сан-Анджело. Они сделали свой выбор, поскольку в Биргу могли держать свои корабли и морские службы под рукой на случай необходимости. Хотя деревня Биргу была неудобной и неприспособленной для их построек, Рыцарей это не остановило, и они незамедлительно стали делать все необходимое. На узких улочках Биргу они начали строить свои Подворья, по одному для каждого Языка. Где это было возможным, они арендовали помещения, как делали это на Родосе. Также они продолжали возводить укрепления и оснащать их на случай возможного нападения. Биргу уже располагала великолепной церковью Св. Лаврентия, возведенной в 1090 г. при дворе Роджера Нормандского и украшалась все эти годы. Рыцари превратили ее в главную церковь Ордена.

Л’Иль Адам, понимая необходимость оборонных сооружений, начал работы по усилению форта Сан-Анджело. Эта крепость, защищавшая Большую Гавань, служила этой цели еще при карфагенянах, а потом и при римлянах, византийцах, норманнах, анжуйцах и арагонцах. Гроссмейстер придавал важное значение этому форту, сам обосновался в нем, поселившись в доме, построенном около ста лет назад для семьи Де Нава, хозяев форта, а также перестроил старую часовню, посвятив ее св. Анне. Также велись работы на стенах Мдины, которая, оставаясь столицей острова, также нуждалась в укреплении.

Это было хорошее начинание, без сомнения обсуждавшееся среди большинства островитян, по-прежнему сомневавшихся в перспективах Ордена на Мальте. Однако через некоторое время отношение стало улучшаться.

Особенно помогал сближению Рыцарей и мальтийцев праздник Сретения. На этом ежегодном событии 2 февраля приходские священники Мальты и Гоцо встречались с Гроссмейстером и дарили ему украшенные свечи. Гроссмейстер обращался с речью к собравшимся о насущных делах и обсуждал с ними возможности сотрудничества светской власти и церкви на благо народа.

Орден начал чеканить монеты: скудо, тари, карлино и грано. Эти названия сохранились на Мальте и пять столетий спустя.

Строительство давало мальтийцам много работы, хотя в каждом орденском Языке и были свои рыцари, воины, священники, механики, военные инженеры и моряки. Все эти новоприбывшие перемешивались с народом, но вносили новый смысл в жизнь островитян.

Л’Иль Адам должен был быть довольным, так как переезд Ордена на Мальту проходил, как казалось, успешно. Но он не был доволен, поскольку не выбрасывал из головы Родос и надеялся, что однажды сможет отбить свой бывший дом. Его надежды окрепли, когда его галеры первый раз вышли от Мальты, чтобы противостоять мусульманам. Пять галер Ордена под командованием Адмирала Бернардо Сальвати с двумя генуэзскими судами внезапно атаковали турецкий флот у Модона и уничтожили его. Затем они захватили город и вернулись на Мальту с добычей и 800 турецкими пленниками. Немного позже, Сальватти вместе с великим генуэзским адмиралом Андреа Дориа атаковал Корон.

Эти две морские акции подняли дух л’Иль Адама и доказали доблесть Ордена, что было особенно важно для его будущего на Мальте. Однако, стали возникать сложности другого рода. После пререканий с Папой, английский король Генрих VIII в 1532 г. провозгласил сам себя главой Англиканской Церкви и стал чинить препятствия для дальнейшего развития английской ветви Ордена. Это отразилось в том, что на Мальту стали прибывать молодые английские аристократы, присланные Верховным Приором. Членами Английского «Языка» были аристократы, родившиеся в Англии, Шотландии или Ирландии и вложившие часть имущества в соответствующую командорию или монастырь. Однако некоторые из прибывших в это время на Мальту рыцарей не могли документально подтвердить это. Для тех, кто присоединялся к Ордену л’Иль Адам дал возможность в течение полугода получить такие документы, однако для кандидатов и новоприбывших Общее Собрание потребовало немедленного предъявления таких документов. В результате многие были вынуждены вернуться обратно, а транспортные издержки должен был оплатить Верховный Приор.

Однако более всего беспокоило л’Иль Адама неподчинение субординации среди некоторых молодых Рыцарей, которые уже не обучались под строгой властью Ордена и отбивались от рук. Некоторые из них своим безрассудством переступали все допустимые рамки. В связи с этим Общее Собрание добавило дополнения к дисциплинарному кодексу. Статья гласила: «Если кто-либо входит в дом гражданина без приглашения и без согласия хозяина или нарушает порядок во время народных празднеств, танцев, свадеб и подобных случаев, тот будет лишен двух лет старшинства («стажа» службы) без надежды на прощение. Кроме того, если кто-либо днем или ночью станет ломать двери или окна домов граждан, тот будет также еще и отбывать наказание, такое, какое будет наложено Гроссмейстером». Практически невозможно было предотвратить дуэли среди вспыльчивых и задиристых юнцов, всегда готовых нанести оскорбление сопернику и почитавших личную храбрость всем прочим достоинствам.

Л’Иль Адам умер 21 августа 1534 г. Его сменил итальянец Пьетро дель Понте, который тоже скончался год спустя. Тоже случилось и со следующим Гроссмейстером французом Дидье де Сен Жайе, умершим в 1536 г.

Новым Гроссмейстером (1536-1553 гг.) стал испанец Хуан д’Омедес. Это был Рыцарь «старого образца», который, подобно л’Иль Адаму, в душе не смирился с изгнанием с Родоса, но вполне осознал неизбежность нахождения Ордена на Мальте. Так же, как и л’Иль Адам, он был приверженцем строгой дисциплины, однако, в отличие от предшественника, не позволял Рыцарям каких-либо вольностей. Он наказывал, когда это было необходимо. Наказания в Ордене были нелегкими. Когда Рыцарь Освальд Мессингберд подрался с Джоном Бебингтоном во время Ас