Конспект урока по предмету «человек и мир». тема: «главные правила хороших отношений» (с презентацией) - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома

Кристина Цагараева
Конспект открытого занятия «Я и мир вокруг»

Данный материал будет полезен педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования.

Цели: развитие групповой динамики, сплочение детей в группе, развитие познавательной сферы, снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие чувства эмпатии.

Задачи:

Развитие слухоречевой памяти;

Развитие координации движений;

Развитие внимания;

Снижение агрессии;

Повышение настроения.

Оборудование:

яблоки, листы бумаги с нарисованным квадратом и листы бумаги с нарисованным кругом для каждого участника, чистые листы бумаги, воздушные шарики (2-4 шт.).

Ход занятия

I. Вводная часть. Организационный момент. Знакомство с детьми.

1. Игровое упражнение «Имя-хлопок».

Ведущий: Здравствуйте ребята! Какие вы все нарядные и красивые. Я рада вас всех сегодня видеть, и хотелось бы с вами поближе познакомиться и подружиться. Но для начала давайте вспомним правила поведения в группе (дети проговаривают все правила). А теперь пора знакомиться, я произнесу свое имя и отхлопаю его, например, Кри - (хлопок, Сти- (хлопок, На (хлопок, после этого, остальные участники должны повторить мое имя и отхлопать, затем следующий участник точно также называет свое имя и прохлопывает его, и так до конца. Вот мы с вами и познакомились. Вы все такие разные, вот сейчас мы поговорим о нас. Предлагаю всем сесть на стулья.

II. Основная часть.

2. Упражнение «Яблоки».

Ведущий: «Когда люди собирают урожай? А какое сейчас время года? Ребята, посмотрите, что я для вас принесла в корзине (в корзине яблоки). Возьмите каждый из вас по яблоку, постарайтесь внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет и пятна. Потом я возьму ваши яблоки, перемешаю их с другими, и каждый из вас должен найти свое яблоко среди других. После того как ребенок найдет свое яблоко, психолог дарит его ребенку и предлагает всем встать в круг.

3. Игровое упражнение «У нас в огороде растет…».

Ведущий: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру, где мы будем учиться запоминать. Дети стоят в кругу. Игра начинается с ведущего. Ведущий: «Где растут овощи? Вот сейчас мы будем вспоминать, какие овощи вы знаете. Ведущий начинает со слов: «У нас в огороде растет картошка», слева сидящий повторяет его слово и добавляет свое, например, «У нас в огороде растет картошка и морковка и т. д.». Игра продолжается до тех пор, пока игра не вернется к ведущему. Молодцы, вы все справились с заданием, а теперь посмотрим какие вы все у нас умелые и ловкие.

4. Игровое упражнение «Веселые шарики».

Ведущий делит группу на две команды и просит каждую команду стать в круг и взяться за руки. Сейчас я дам каждой команде по одному шарику, ваша задача удержать шар в воздухе, не расцепляя рук, нельзя просто держать шары, они должны быть именно в воздухе, упавший шар поднимать нельзя. После этого запускается еще по одному шару каждой команде, в итоге, побеждает та команда, которая сможет удержать большее количество шаров. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не расцепит руки, или пока все шары не упадут на пол. Ведущий: Молодцы ребята, вот теперь я убедилась в том, что вы умелые и ловкие, на самом деле победила дружба.

5. Игровое упражнение «Если бы мы были художниками».

Ведущий: Ребята, а сейчас мы представим себе, что мы художники, для этого я вас сейчас поделю на две команды. Для каждой команды будет свое задание. Детям одной команды раздаются листки с нарисованным квадратом, а детям другой команды с нарисованным кругом. Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше предметов определенной формы. (круглой и квадратной). Ведущий: Какие вы молодцы, настоящие художники!

6. Игровое упражнение «Праздничный салют».

Ведущий: Ребята, каждый из нас заслужил сегодня салют, но необычным образом. Каждый ребенок из группы берет по листу бумаги и пытается изобразить с его помощью свое состояние, настроение. Бумагу можно рать, мять, жевать. Нельзя лишь на ней рисовать. По сигналу ведущего каждый передает свое настроение соседу слева. Тот тоже делает с бумагой соседа что-нибудь и по сигналу опять передает следующему, и так по кругу. Желательно, чтобы после завершения упражнения от листа бумаги остались лишь мелкие кусочки. Ведущий предлагает детям сделать из них праздничный салют.

III. Заключительная часть.

7. Релаксационное упражнение «Сорви яблоки».

Ведущий: Ребята представьте, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят очень высоко и без труда достать их не удается. Видите, вверху справа висит большое яблоко. Давайте попробуем его сорвать, потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите его на траву, теперь медленно выдохните. То же самое делаем другой рукой.

Рефлексия текущего занятия.

Чем мы сегодня занимались?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

С каким настроением вы заканчиваете сегодняшнее занятие?

Ведущий: Ребята мы все сегодня заслужили аплодисменты, давайте поаплодируем друг другу!

ГУО «Средняя школа № 42 г.Витебска»

Тема: «Главные правила хороших отношений» Тип урока : комбинированный.

Цель : формировать у ребенка умение выбирать нужный стилевой уровень и употреблять выражения соответствующие речевому этикету и поведению.

Задачи:

  • научить уважительному отношению к себе и к окружающим;
  • развивать связанную речь учащихся, учить их точно и образно выражать свои мысли и чувства;
  • воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, воспитание вежливости.

Оборудование урока: мультимедиа, учебник, конверты с заданиями, наглядный материал.

Ход урока
I. Организационный момент.

Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости. Что вы должны сказать?

Дети: Здравствуйте!

Учитель-дефектолог:

Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

А что вы пожелаете друг другу, чтобы урок прошёл хорошо?

II. Основной этап урока.

1. Проверка пройденного материала

Сейчас присядет тот, кто верно назовёт слова- приветствия. (Дети называют)

а) здравствуйте
б) доброе утро
в) добрый день
г) добрый вечер

Учитель-дефектолог : Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по стране «Главных правил хороших отношений». А вместе с нами будут путешествовать эльф Разумейка и мудрый гном Василий. Гоном Василий заблудился в нашей стране, поэтому мы должны ему помочь. А чтобы помочь Василию вы должны правильно выполнить все задания, которые вам приготовил Разумейка.

Учитель-дефектолог : Итак, вы готовы?

Первое задание Разумейки «Назовите правила поведения, с которыми вы уже знакомы» (слайд 2)

Дети называют правила:

1.Здороваться по утрам с родными, с учителями, с одноклассниками, с друзьями и со знакомыми взрослыми.

2. Благодарить, говорить всегда спасибо. Не грубить взрослым и одноклассникам.

3. Извиняться, если нечаянно кого-то толкнул, что-то не правильно сделал.

4. Культурно вести себя за столом в гостях и дома. В общественном транспорте, кино, театре.

5. Вежливо, приветливо относиться к окружающим людям.

Проверка (слайд 3-6)

Ну что же, вы справились с этим заданием и наш гном Василий на один шаг становится ближе к своему дому.

А прежде чем мы продолжим наше путешествие, давайте немного подвигаемся. (слайд 7)

2. Физкультминутка.

Раз подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,

Шесть, на место тихо сесть.

Учитель-дефектолог : Ребята, вы уже знакомы с многими правилами поведения.
А сегодня вы узнаете о главных правилах хороших отношений. Прежде чем вы о них узнаете, вы должны выполнить следующее задание от Разумейки. (слайд 8)

Задание зачитывает ученик: прослушайте внимательно текст и ответьте на вопросы учителя.
Учитель-дефектолог : В этом тексте, рассказывается ситуация, которая произошла с мальчиком Игорем. (слайд 9)

Работа с учебником стр.94-96

Вопросы к тексту:

1. Почему никто не хотел играть с Игорем?

2. Разумейка принёс вам задание в конверте и каждый из вас должен правильно подобрать подходящие слова,

которые характеризуют поведение мальчика.
Звучит музыка: (слова: Пляцковский М., музыка: Савельев Б.) … "Если добрый ты, то всегда легко".

Проверка (слайд 10)

Разбираем слово «невежа» (слайд 11)

Учитель-дефектолог: До 16 века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

А если добавить приставку не- к части «вежа». Что получится? Получится невежа.

Что означает слово «невежа»? (грубый, невоспитанный человек)

3. Чему учил мальчика старик?

  • Нельзя делать и желать другим то, что тебе самому неприятно.
  • Добро всегда добром возвращается.
  • Зло возвращается наказанием.

4. После того, как мальчик усвоил эти правила каким он стал? (Дети отвечают)

Учитель-дефектолог: что означает быть доброжелательным?
(Дети дают свои варианты ответов)

4. Физкультминутка для глаз «Звездочёт»

5. Закрепление полученных знаний

Учитель-дефектолог: (слайд 12)
Ну что ж ребята, подошло время проверить, как вы усвоили новые правила хороших отношений, поэтому вы должны выполнить следующее задание Разумейки: «РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ. На записках пишутся правила поведения так, чтобы они были сформулированы из двух частей. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие друг другу части.
И с этим заданием вы верно справились, а наш гном Василий добрался к себе домой (слайд 13)

III. Заключительный этап

1. Подведение итогов

а) С какими правилами познакомились на уроке?
б) О каком новом слове узнали
?
Дети отвечают

2. Рефлексия

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

  • желтого цвета - мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
  • голубого цвета - занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Учитель-дефектолог : Я рада, что вам понравилось занятие, вы очень хорошо потрудились и за то, что вы помогли найти путь домой гному Василию, он передал вам сюрприз, как вы думаете какой? Что больше всего на свете любят гномы? Правильно, золото. Дети получаю шоколадные монетки в золотистой обвёртке.

На этом наш урок подошёл к концу, но всё, о чем мы сегодня говорили, должно быть всегда с нами.

Для разработки конспекта мной было использовано учебное пособие по предмету "Человек и мир", автор О.Х. Серединская.

Культура добрососедства

Тема: Родина и мир

Цели урока:

    Обучающие :

    • подвести детей к осознанию понятия Родина;

      раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине;

      познакомить с символикой Российского государства;

      расширять кругозор обучающихся;

      обогащать их словарный запас.

    Развивающие :

    • воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность

    Воспитательные :

    • способствовать развитию интереса к истории своей Родины;

      формировать интерес у детей к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны;

      создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Звенит заливисто звонок, Зовёт детей он на урок.
Вот они уже стоят, Образуя стройный ряд.
Теперь тихонечко все сели И соседа не задели.

2. Подведение к теме урока

Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни. После того, как прослушаете отрывок, вы должны будете ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?»

Звучит отрывок из песни «Это ты Родина моя – Россия»

Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?

3. Формулирование темы и целей урока

Предположите как будет звучать тема урока?
– Что мы сегодня будем повторять? Изучать?
– Мы начинаем изучать новый раздел «Россия – твоя Родина». А начинаем мы наш раздел с изучения темы «Родина – что это значит».
– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле, что значит Родина для человека?

4. Знакомство с новым материалом

У нас над головой общая крыша – голубое небо.
– У нас под ногами общий пол – земная поверхность.
– У нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко.
– У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.
– А сейчас послушайте стихотворение Е. Серова «Мой дом», которое подготовил нам Швец Владимир.

Е. Серов "Мой дом"

У меня есть роднойудивительный дом.
Нет стены ни одной в этом доме моем.
Только есть потолок –голубой – голубой,
Только много дорог – знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –от песков и до льдин!
Хорошо, что я в домеживу не один.

О каком доме идёт речь в стихотворении?
– Правильно, в этом стихотворении говорится про нашу планету Земля.
(Слайд 8)
– Мы на этой планете живём.
– На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья.
– Как называется это место?
– Это наша
Родина.

Постановка проблемы

Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?

(Составление кластера по теме «Родина»)

Ответов на этот вопрос может быть много:

Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
– Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
– Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
– Земля, которую наши предки защищали от врагов.
– Родина – это наш край, город, село.

Выставка детских рисунков на тему «Родина».

Ребята, расскажите о том, как вы показали Родину в своих рисунках.
– Что мы Родиной зовём?
– На этот вопрос нам ответят ребята словами стихотворения, которое так и называется
«Что мы Родиной зовём?»

«Что зовем мы Родиной»

Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.

Беседа
– Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?
– Почему человек скучает по дому?

Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.

Родина – это тоже родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.
Родина – это место, куда вновь и вновь хочется возвращаться.

Словарная работа

В тексте рассказа встретилось слово чужбина .
– Как вы понимаете это слово?
Чужбина – это чужая страна.
– Слова
Родина и чужбина противоположны по значению.
– Михаил Пришвин говорил: «…Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна… Родина ».
– Каждому человеку нужна Родина. О том, как бережно и с каким чувством относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.
– Вы, наверно, слышали такую пословицу:

«Всякому мила своя сторона»

Какие пословицы и поговорки знаете вы?

«Дома и стены помогают». «Родная сторона – мать, чужая – мачеха». «Человек без Родины, что соловей без песни».

Какие пословицы о Родине вы знаете?

«Родина – мать, умей за неё постоять».
«
Родина краше солнца, дороже золота».

Игра «Составь пословицу». Работа в парах

На столе разрезные карточки с пословицами. Дети обсуждают в парах и составляют пословицы.

Где кто родится, чужбина – мачеха. Жить – Родине служить. Родина – мать, там и пригодится.

Продолжение словарной работы (работа с толковыми словарями) (

Объясните значение слов: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.
– Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?
– Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧАЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну – Родину.
– Откуда произошло само слово «РОДИНА»? Послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.

Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода. Род – бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов – Родень (Родня). Так же близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.

Мы живём в России. Это наша Родина.Значит, мы кто? Мы Россияне.
– Россия – самая большая страна на Земле. Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде с запада на восток.
– Россию называют богатой страной.
Толковый словарь Ожегова объясняет:
"
Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”.
– Чем богата Россия?

Россия богата лесами;
полезными ископаемыми (нефтью, алмазами, торфом, каменным углем, гранитом, песком и глиной, железной рудой);
памятниками архитектуры;
людьми, которые стали знаменитыми.

Татьяна Казанкина – олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике, уроженка города Петровска, наша землячка.
Ю. А. Гагарин–лётчик-космонавт, герой Советского Союза,
Светлана Савицкая – дважды герой Советского Союза,
Олег Табаков – народный артист Советского Союза, наш земляк.
Алла Перфилова (Валерия) – заслуженная артистка России, певица, наша землячка.
Владислав Третьяк – заслуженный мастер спорта, хоккеист, депутат Государственной Думы и многие другие.

4. Физминутка «Мы большой планеты дети»

5. Символы нашей Родины. Работа

Назовите столицу нашей родины.
– Кто является президентом нашего государства?
– Каждое государство имеет свои символы.
– Назовите символы государства.
– Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и флаг.
– Вы сейчас разделитесь на три группы. На столах у вас лежат рабочие листы с информацией по теме, иллюстрации, фотографии. Ваша задача подготовить сообщение о символе страны: гербе, гимне или флаге. (у каждой группы свой символ)

6. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Посмотрите на картину И. И.Левитана «Вечерний звон».
– Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Так представлял себе Родину художник И.И.Левитан.
– А теперь послушайте песню
«Красно солнышко», Сл. И. Шаферана, Муз. Аедоницкого в исполнении Л. Зыкиной .
– Какое чувство к Родине передаёт Л. Зыкина в песне «Красно солнышко» на слова И. Шаферана.
– А вы, ребята, как можете выразить чувства к родному краю?
– Своими делами, поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы.
– Даже самый малый вклад каждого человека принести результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ – счастливый.

7. Закрепление полученных знаний

1) Составление презентации своего города. Творческая работа. Работа в группах

Представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне и спрашивают вас: «Что значит для вас Петровск?». Постарайтесь им объяснить, как можно короче, но самое главное, чтобы им захотелось здесь побывать. (На столах план-карточки

2) Разгадывание кроссворда. Работа в парах

1. Страна, в которой мы живём.
2. Столица нашей Родины.
3. Президент России.
4. Сколько полос на Российском флаге?
5. Как называлась наша страна раньше?
6. Как называется областной город?

8. Итог урока. Рефлексия

Метод пяти пальцев

М (мизинец) – мыслительный процесс.

Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?

Ученик: Мы узнали, что такое Родина. Моя Родина – Россия.
Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране расположено большое количество заповедников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

Б (безымянный) – близость цели.

Что вы сегодня делали? Чего достигли?

Ученик: Мы читали стихи, рассказ, называли пословицы и поговорки, объясняли значение слов: Родина, Отчизна, Отечество, родная страна; работали в тетради, играли в игру «Составь пословицу».

С (средний) – состояние духа.

Каким было сегодня ваше преобладающее настроение, состояние духа?

Ученик: У меня было приподнятое, весёлое настроение.

У (указательный) – услуга, помощь.

Чем вы сегодня помогли? Чем порадовали? Чем поспособствовали?

Ученик: Я отвечал на вопросы учителя.

Б (большой) бодрость, физическая форма.

Каким было ваше физическое состояние сегодня?
– Что вы делали для своего здоровья?

Ученик: Я был бодрым. На уроке мы выполняли физкультурную минутку.

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Синицына «Берегите Россию».

(Тихо звучит песня «С чего начинается Родина». В это время учитель читает стихотворение.) Берегите Россию – нет России другой.

Цели : формировать представление о том, что такое природа; учить различать объекты природы и предметы рукотворного мира, классифицировать их.

Планируемые результаты: учащиеся научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира, презентации «Виды природы», «Творения человека» (можно видеофрагменты, картинки, фотографии); у учащихся — цветные фишки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Что вы знаете о своем городе или селе?

— Назовите свой адрес.

— На какой улице стоит ваш дом?

— Кто узнал, сколько лет вашему дому?

— Что украшает ваш дом, создает уют и тепло?

(Конкурс рисунков «Мой дом». Можно использовать КИМы (тесты 2, 3, с. 7-8).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира.)

— Ребята, посмотрите внимательно на доску. На какие две группы вы разделили бы данные предметы? (То, что есть в природе, и то, что сделано человеком.)

— Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (Ответы детей.)

— Прочитайте тему урока на с. 14 учебника. (Природа и рукотворный мир.)

— Какие учебные задачи поставим пред собой? (Узнать, что относится к природе, а что — к рукотворному миру.)

— Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Ребята, посмотрите вокруг. Как много объектов нас окружает! Порассуждайте, что мы отнесем к природе, а что к природе не относится. (Ответы детей.)

Природа — это весь многообразный мир, который окружает человека и существует без его участия. К живой природе мы относим растения, животных, грибы, бактерии, к неживой — камни, воду, воздух и др. Часть окружающих нас предметов создал сам человек — это искусственные объекты, изделия или вещи. К ним относятся машины, одежда, посуда, мебель, здания и т. д.

— Рассмотрите фотографии на с. 14—15. То, что относится к природе, накройте зелеными фишками, а то, что создано человеком, — желтыми. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.

— Как вы поняли, что такое рукотворный мир? (То, что создано руками человека.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

— Поиграйте в слова с соседом по парте: один называет объекты природы, а другой — рукотворного мира (по очереди). Кто больше слов назовет. Затем поменяйтесь.

— Заполните таблицу.

V. Физкультминутка

Игра «Природа — не природа»

(Учитель называет предмет или показывает рисунок с его изображением. Если предмет относится к природе, дети хлопают, если создан человеком — топают.)

VI. Продолжение работы по теме урока

(Учитель показывает презентации «Виды природы», «Творения человека». Если нет презентаций, можно показать видеофрагменты, фотографии или картинки.)

— Какие чувства вызывает у вас увиденное? (Восхищения, удивления природой, гордости за человека.)

А теперь поговорим об отношении человека к этой красоте, к окружающему миру.

(Класс делится на группы.)

— Рассмотрите рисунки на с. 16—17 учебника. Обсудите в группах отношение человека к себе и другим людям, к природе, рукотворному миру.

— Ответьте на вопросы к рисункам.

(Обсуждение в группах. Затем каждая группа отвечает на один вопрос.)

— Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Ответы детей.)

— Прочитайте, какой вывод сделала Черепашка.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 17, в рамке).)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Прочитайте еще раз задачи урока. Проверьте, все ли мы выполнили.

Домашнее задание

2. Рабочая тетрадь: № 2 (с. 5).