Федеральная вотчина в средневековой англии. Феодальная вотчина в средневековой англии

что такое феодальное поместье и феодальная вотчина? и получил лучший ответ

Ответ от Vlad Ustelyomov[гуру]
Феодальное поместье--вид хозяйственно-земельных отношений в средневековой Европе, сложившийся при феодальном строе. Типичным феодальным поместьем был большой дом или замок, окруженный полями, небольшими домиками, пастбищами и лесами. Феодальные поместья были вполне самодостаточными. Излишки товаров и продуктов обменивались на другие товары, которых не доставало. Со временем рыночные отношения в городах развивались все больше, и феодальные поместья стали более специализированными, так как производить несколько товаров одного вида гораздо эффективнее, чем пытаться самому обеспечить себя всем необходимым.


Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).
Источник: История феодализма

Ответ от Артём Сотсков [новичек]
пФеодальное поместье--вид хозяйственно-земельных отношений в средневековой Европе, сложившийся при феодальном строе. Типичным феодальным поместьем был большой дом или замок, окруженный полями, небольшими домиками, пастбищами и лесами. Феодальные поместья были вполне самодостаточными. Излишки товаров и продуктов обменивались на другие товары, которых не доставало. Со временем рыночные отношения в городах развивались все больше, и феодальные поместья стали более специализированными, так как производить несколько товаров одного вида гораздо эффективнее, чем пытаться самому обеспечить себя всем необходимым.
Феодальная вотчина--земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Синонимы вотчины - аллод, бокленд.
С VIII-IX веков вотчина являлась господствующей формой землевладения в большинстве стран Западной Европы. В процессе формирования вотчины создавался аппарат принуждения (суд, администрация и так далее). Крестьяне сохраняли свою общинную организацию (община, коммуна, альменда), что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция, манора и поместья.
Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности


Ответ от 3 ответа [гуру]

Вотчина – высшая форма феодального землевладения - вотчина, сеньория, манор (в Англии). Вотчина была продуктивно организована для взимания феодальной ренты. Феодально-земельная рента - это часть прибавочного труда, продукта зависимых крестьян, которая присваивалась феодалом-землевладельцем. Феодальная рента являлась экономическим механизмом реализации собственности феодала на землю.

Как правило, делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах В. её собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежали административная и судебная власть, право взимания налогов.

В феодальном обществе рента выступала в трех видах:

1) барщина, или отработочная рента;

2) продуктовая рента, или натуральный оброк;

3) денежная рента, или денежный оброк.

На разных этапах 12-ти столетий феодализма преобладал то один, то другой вид ренты. В начале феодализма наиболее распространенной была отработочная рента, почти одновременно с ней появляется натуральный оброк и позднее денежная рента.

В раннем средневековье, когда феодалы в своих вотчинах вели доминиальное хозяйство, преобладала барщинная система хозяйства и связанный с ней натуральный оброк, или продуктовая рента. В классическом и позднем феодализме в большинстве стран Зап. и Центр. Европы наряду с отработочной и продуктовой рентой начинает преобладать третий вид ренты, денежный оброк, или денежная рента. Появление денежной было вызвано ростом городов как центров ремесла и торговли и оформлением товарно-денежных отношений. Реализация ренты продуктами и, особенно, денежной ренты подрывала барщинное хозяйство. На смену феодальной денежной ренты приходит капиталистическая форма ренты. В некоторых странах Зап. Европы к концу феодализма возрождается барщинное хозяйство, а в других странах эта система хозяйства свертывается, потому что сам феодал-землевладелец переставал заниматься своим хозяйством, и в этих хозяйствах оставались два вида ренты; натуральный оброк и феодальная денежная рента.

Такая ситуация, когда землевладелец отказывался от ведения собственного хозяйства и жил на ренту, особенно характерна для Франции и для стран с сильной королевской властью и обширным придворным штатом. Ради блестящей карьеры при королевском дворе феодалы бросали свои поместья и из глубокого захолустья устремлялись в Париж, меняя тем самым и свой социальный статус. При постоянном отсутствии феодала крестьянин становился все более самостоятельным, чувствовал себя хозяином, работал больше, и его хозяйство процветало.

Северные соседи Римской империи: германцы, кельты, славяне.

Из всех многочисленных варварских племен, живших к северу от Римской империи, выделяются три основных этноса, которые сыграли главную роль в Великом переселении народов и гибели Римской империи, а также в формировании феодальной средневековой Европы.

Кельты

Строй этих племен отличался от общественно-экономического строя Римской империи. Кельты жили первобытно-общинным укладом. К V в. первобытно-общинные отношения трансформировались, подверглись существенному разложению, но полностью изжиты не были. Сохранились родовые отношения, а также общественная собственность на главное средство производства – землю. С этими племенами Риму пришлось вести упорную и тяжелую борьбу на протяжении многих столетий. В результате побед римской армии большое число территорий, заселенных варварами, превратилось в колонии. Как и другие племена, кельты служили источником рабочей силы для римских латифундий, требовавших огромное число рабочих рук.

Рим столкнулся с кельтами раньше, чем с другими варварскими племенами. Кельты заселяли обширную территорию в Западной Европе в середине и второй половине I тысячелетия до н.э. Они занимали территорию современной Германии, современной Франции (галло-кельты), Испании (кельт-иберы), а также Ирландии (эры, или эйры, и скотты) и Британии (бритты); кроме того, они занимали территорию современной Швейцарии (гельветы) и современной Северной Италии (Цизальпинская Галлия). В Малой Азии кельты образовали государство Галатию.

Кельты оставили свой след в современном мире. Им обязана, в частности, география. Целый ряд географических названий Европы имеют кельтские истоки. Названия рек – Рейн и Дунай, гор – Альпы, и страны – Швейцария (Гельвеция) – кельтского происхождения.

Столетиями одно только имя кельтов-галлов наводило ужас на римлян. В начале IV в. до н.э. галлы вторглись в Среднюю Италию, дошли до Рима и сожгли его. При императоре Марии в конце II в. до н.э. произошло нашествие кимвров и тевтонов . Эти племена были отчасти галльскими, отчасти германскими. Их вторжение заставило империю напрячь до предела все свои силы, чтобы дать отпор кимврам и тевтонам. Римские легионы сумели отбросить варварские отряды от своих границ. Во II в. до н.э. римлянами была завоевана часть Галлии, которая с этих пор получила название Нарбоннской Галлии.

В 58 г. до н.э. в Галлии со своими легионами появляется Гай Юлий Цезарь, который предпринял завоевание уже всей Трансальпийской Галлии . Кельты были вытеснены германскими племенами с территории современной Западной Германии, и граница между кельтскими и германскими племенами пролегла по реке Рейн . В противоположность другим кельтским племенам (например, в Британии или в Ирландии), родовой строй галлов еще до завоевания их римлянами начал распадаться. У них выделилась богатая и сильная знать, которую Цезарь называл всадниками. Всадники имели значительную, хорошо вооруженную дружину, а также многочисленных рабов, земли, и приобретали все большую и большую власть в своих племенах. Галльские общинники попадали в зависимость от знати.

В религии кельтов-галлов прослеживаются родовые черты их общественного строя. У кельтов-галлов сложилось сильное и могущественное жречество – друиды . Друиды были богаты, влиятельны и часто выступали в качестве арбитров в межплеменных конфликтах. Друиды по своим религиозным воззрениями были язычниками, обожествляли природу и стихийные силы. Обожествляя природу, они ее изучали. Друиды были искусными врачевателями. Друидический культ знал жертвопринощения (человеческие, животных). Друиды были астрономами: их мегалитические сооружения позволяли наблюдать и рассчитывать движение светил.

Завоевание римлянами Галлии привело к ранней ее романизации. Римляне ввели в Галлии свои порядки: римское землевладение, рабовладение, культуру. Появляются многочисленные галло-римские города, построенные римскими архитекторами и римскими рабочими (с привлечением галльской рабочей силы). До этого у варваров городов не было. Галлию пересекли во всех направлениях прекрасные римские шоссейные дороги . После завоевания галлы охотно шли на контакт с римлянами, перенимая их обычаи, римский быт, в этом особенно преуспела галльская знать. Галлы стали носить римскую одежду. В сравнительно короткий срок Галлия превратилась в романизированную провинцию Рима тесно связанную с Италией.

В I в. до н.э. при императоре Августе римлянами был завоеван Пиренейский полуостров, население которого также подверглось романизации. Но в Испании этот процесс был менее углубленным, чем в Галлии. Кельты-иберы оказывали романизации сопротивление. Особенно дорожили своей независимостью баски, жившие на севере Пиренейского полуострова. Они отчаянно сопротивляясь, как вторжению римлян, так и последующей романизации.

В середине I в., при императоре Клавдии, римлянами была завоевана Британия . Начало завоевания Британии было положено еще самим Цезарем, когда он создавал Трансальпийскую Галлию. Римские легионы вошли в Британию, но в небольшом количестве. Отдаленность Британии от Рима не позволяла направить туда многочисленные легионы. Британия была завоевана частично. Значительные ее территории (современные Шотландия, Ирландия, Уэльс) не вошли в состав римских владений. В силу этих причин романизация здесь была еще более слабой, чем в на Пиренейском полуострове. К тому же завоевание Британии носило временный характер: в начале V в. римские легионы были выведены с территории Британии, и на какое-то время британские кельты восстановили свою былую независимость.

Кельты сыграли немаловажную роль в образовании средневековой Европы. Кельтские племена первыми оказали упорное сопротивление римлянам, хотя в большей своей части, в конце концов, им подчинились. Именно кельты подверглись самому длительному и самому глубокому римскому влиянию. Через кельтские племена римская цивилизация достигла наиболее отдаленных пределов Европы. Некоторые черты родового строя, в частности родовое землевладение, кельты передали в наследство новому феодальному строю. Особенно очевидно это проявилось в Ирландии, Шотландии и французской Бретани.

Ряд этнических и языковых элементов перешли от кельтов ко многим народам Западной Европы: французам, ирландцам, англичанам, испанцам – хотя в образовании этих народов, спустя некоторое время, сыграют большую роль и другие племена, преимущественно германские.

Несмотря на то, что кельтские племена так тесно были связаны с Римской империей и в большой степени романизированы, и более того – христианизированы, несмотря на все это они сохраняли враждебное отношение к завоевателям-римлянам, и когда началось Великое переселение народов, кельты приняли самое активное участие в разгроме империи.

Когда Британия освободилась от римского владычества, на континенте еще одна территория отошла от Рима – полуостров в северо-западной Галлии, который в то время назывался Арморика, а затем получил название Бретани, и это название до сих пор сохранилось во Франции.

Северные территории Пиренейского полуострова также стояли на пороге освобождения от Рима в результате упорной борьбы их населения, но окончательную роль в этом процессе сыграло Великое переселение народов.

Германцы

Об этих племенах известно больше, чем о кельтах. Первый источник, который используют историки, изучая германские племена – «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря (сочинение закончено в 50 г. до н.э.).

В своем сочинении Цезарь подробно и красочно передал быт германцев. Спустя 150 лет о германцах писал другой известный римский историк – Тацит, которому принадлежит сочинение «Германия». О германцах писали также Плиний, Плутарх и многие другие известные античные авторы. Из их сочинений известно, что германцы жили между на Рейном на западе, Вислой на востоке, Балтийским и Северным морями на севере и Альпами и Дунаем на юге. Многочисленные германские племена жили в Скандинавии.

С самого начала эти племена делились на западных и восточных германцев, причем это деление сохраняется до сих пор. Вероятно, это не случайно: различия между ними были довольно существенные. Границей между западными и восточными германскими племенами была река Эльба.

Из германских племен, имевших во времена Цезаря и Тацита наибольшее значение, чаще всех упоминаются свевы . Кроме свевов, значительную роль среди германских племен играли хамавы, сугамбры, хатты, херуски; восточные готско-вандальские племена, жившие за Эльбой и на побережье Балтийского моря; квады и маркоманы, обитавшие по Дунаю.

Общественный строй германцев, а именно свевов, о которых первым писал Цезарь, отличался от общественного уклада того времени, когда о них писал Тацит. Цезарь и Тацит, дополняя друг друга, оставили бесценные сведения о жизни германских племен. Во времена Цезаря германские племена еще не перешли к полной оседлости. Земледелие их было примитивным, носило грубо переложный характер. Поля поверхностно разрыхлялись, в землю горстями, наугад, бросали зерна, а через год, когда был собран урожай, племя покидало эту территорию.

Цезарь писал о том, что в его время земля у германских племен не была предметом частной собственности, а принадлежала общине. Эта общинная собственность на землю сохранится до времен Тацита, т.е. 150 лет спустя, хотя к тому времени все стороны бытия германских племен подверглись серьезным изменениям. Эти племена были полуоседлыми или кочевыми, и важную роль играло у них скотоводство . В «Записках» Цезаря говорится о том, что германцы питаются не хлебом, а молоком, сыром и мясом.

Что касается власти, то не у всех германских племен в эпоху Цезаря была королевская власть. У тех племен, где она была, она носила временный и чисто военный характер: королей избирали только на время войны, а в мирное время они были не нужны. В мирное время германские племена управлялись родоплеменными старейшинами и вождями – principes, как называл их Цезарь.

У Тацита иная картина. Германские племена за 150 лет вышли на новый уровень развития. Тацит пишет о них как уже об оседлых племенах, имеющих свои поселения, деревни, хутора. Они занимаются земледелием и для этого расчищают пустоши, вырубают леса. У германцев эпохи Тацита имеется тяжелый плуг . У них развиваются три основных для этого времени вида ремесла: кузнечное, гончарное и ткацкое . Также германцы занимаются добыванием железа. Частной собственности на землю у них по-прежнему нет, и верховным распорядителем земли остается род- и племя. Но уже начинают формироваться новые элементы экономики, появляется индивидуальное землепользование. Тацит отмечает, что оно появляется потому, что начинает формироваться слой людей, которые выделяются среди остальных сородичей своим достоинством, т.е. источником индивидуального землепользования, что, по Тациту, является индивидуальным достоинством того или иного члена племени. В этом можно усмотреть предвестие новых отношений, зарождающихся в среде германских племен.

Родовой строй как при Цезаре, так и при Таците играл огромную роль у германцев. Родовая организация распоряжалась землей. В сражениях родичи выстраивались рядом друг с другом и сражались плечом к плечу. У них сохранилась родовая месть, причем она была узаконена обычаем: не отомстить за убийство родича считалось позором для всего рода. В присутствии родичей происходило заключение браков, объявление молодого германца совершеннолетним, происходило отчуждение приобретенных имуществ, разбор судебных дел. На собрании рода обсуждались все стороны жизни.

Однако во времена Тацита родовой строй германского этноса обнаруживает] признаки своего разложения. Родовая знать приобретает всё большие богатства и всё большую власть, происходит поляризация между знатью (nobilitas) и рядовыми членами рода (plebs). Знать имела лучшие земли и использовала большое число рабов. В это время рабы, в основном, поставлялись войнами. По сравнению с римским рабством, носившим плантаторский характер, германское рабство имело патриархальные черты. По истечении определенного срока германцы освобождали военнопленного раба и давали ему землю, на которой он мог вести свое хозяйство. Так появлялся слой «рабов с хижинами», или рабов-оброчников. «Рабы с хижинами» должны были платить своему господину оброк продуктами.

Могущество племенной знати у германцев основывалось также на развитии» военного дела. Знатные люди имели, как правило, большие дружины, вели войны с соседними германскими и негерманскими племенами. В результате этих постоянных войн знать и дружинники постепенно становились профессиональными воинами. Военная добыча и захват пленных являлись источником обогащения для военной знати, которая формировалась, таким образом, в особое привилегированное сословие. Уже во времена Тацита военная знать стремилась сделать свою власть наследственной, передавая ее от отца к сыну. Впрочем, рядовые германские воины, составляющие основную массу войска, продолжали играть свою определенную роль в жизни племени. Они собирались во время военных советов, и когда вождь предлагал им тот или иной план, должны были бряцанием оружия и криками выражать свое одобрение или порицание. Такая структура была присуща всем народам, находящимся на определенной стадии развития – всем варварам без исключения, а также древним грекам (о чем свидетельствует Гомер) и, в определенный исторический период, такой же строй был присущ и древним римлянам.

На неразвитость классовых отношений древних германцев указывает домашний патриархальный характер их религии. По религиозным воззрениям германцы были язычниками. У германцев не сложилось такого мощного жречества, как у кельтов, хотя и у них было жречество. У германцев не было ни специальных святилищ, ни сложных культовых обрядов, как у кельтов. Они по-прежнему обожествляли стихийные силы природы: солнце, гром, молнию, землю – все, что играло огромную роль в жизни первобытного земледельца. Но с течением времени у германцев начинается антропоморфизация стихийных сил природы, появляются боги: воинственный Один, его супруга богиня Фрейя и др. В XI-XII вв. сложная мифология сложилась у скандинавских племен.

Отношения германцев с их южными соседями, римлянами, носили достаточно сложный характер. Нельзя их свести только к отношениям вражды, хотя именно она выступает на первом плане. Первые сереьзные столкновения происходили при Юлии Цезаре, если не считать нашествия кимвров и тевтонов в 102-101 г. до н.э. Цезарь дал отпор свевскому королю Ариовисту, и далее, для устрашения германцев, он переходит на другой берег Рейна. При Августе были завоеваны часть зарейнских земель между Рейном и Везером. В 9 г. поражение Вара в Тевтобургском лесу приостановило наступление римских легионов на север. С этого времени римляне ограничились, главным образом, обороной. Они укрепляются на берегах Рейна и Дуная. Между Рейном и Дунаем был сооружен так называемый римский вал длиной 500 км, по своему стратегическому назначению и масштабности напоминающий Великую Китайскую стену. Оборонительные сооружения римлян некоторое время сдерживали вторжения германских племен. Однако во II в. начинается упорный натиск германских племен на территорию Римской империи, носивший уже более серьезный характер. Во второй половине II в., в течение 15 лет велась Маркоманская война (165-180) на Дунайских землях.

Квады и маркоманы вторглись в Северную Италию, откуда с большим трудом были вытеснены. В то же время римляне начали искать новые возможности сотрудничества, союза с германскими племенами. Римское правительство выделяет для них определенные территории в пределах империи, на которых селятся квады и маркоманы в качестве союзников-федератов. Эти земли находились между Верхним Рейном и Верхним Дунаем (по римскую сторону от римского вала) и получили название Десятинных полей . Существует предположение, что это название произошло от того налога, который платили союзники-федераты Римской империи.

В середине III в., когда Римская империя переживала особенно острый социальный и политический кризис, часть западно-германских племен: франки, свевы и др. перешли Рейн, т.е. римскую границу. Во второй половине II и в течение III вв. значительные передвижения происходили в восточно-германских племенах. Одна из наиболее мощных восточно-германских племенных группировок, готы, прошла с севера на юг, в бассейн Дуная, захватила часть территории Дакии и распространилась в Причерноморье, осев там после тяжелых боев со славянами. Здесь готы оставались около 150 лет, живя среди славян, восточно-сарматских племен. В Причерноморье готы образовали два мощнейших многоплеменных политических союза. По своему типу это были предгосударственные образования – Вестготское королевство на нижнем Дунае и Остготское королевство в бассейне нижнего Днепра. Таким образом готы вышли непосредственно к границам Восточной Римской империи.

Славяне

Слово «славяне» употребляется византийскими писателями довольно часто в VI в. Однако славянские племена были известны римским и греческим авторам гораздо раньше. Известия о славянах у древних авторов появляются почти одновременно с известиями о древних германцах. Тацит, Плиний, Птоломей не раз упоминали о венедах, живущих к востоку от германцев, у южных берегов Балтийского моря. В IV-VI вв. наряду с названием «венеды» и «славяне» начинаются встречаться новые названия славянских племен: геты и анты. «Склавинами» и «антами» называет славян византийский историк Прокопий Кесарийский (сер. VI в.). Склавины, согласно Прокопию Кесарийскому, занимали значительную территорию на Дунае, анты жили к востоку от Днестра. Уже в первые столетия новой эры славяне из всех варварских племен занимали, пожалуй, самые большие территории. Их территория на севере начиналась у Балтийского моря, на юге заканчивалась у Дуная, на западе их граница шла от Дуная до Днепра и далее на восток до Оки.

Общественный строй славян, описанный византийскими писателями Прокрпием Кесарийским и Маврикием (кон. VI – нач. VII вв.), характеризуется родовыми отношениями . Славяне жили племенами и родами, рода складывались из больших семей. Родовых старейшин византийские писатели называют по-гречески, архонтами или филархами. Филархи и архонты имели большие дружины. Прокопий и Маврикий отмечали, что славяне ведут частые войны, в том числе и на Балканах.

Находясь на той же стадии развития, что и германские племена, славяне сохраняли еще военно-родовой строй с элементами военной демократии, вече и т.д. – то, что было присуще всем варварским племенам, обитавшим к северу от Римской империи. Прокопий и Маврикий отмечают целый ряд положительных черт в характере славян, например, их свободолюбие и гостеприимство, а также то, что они не держат у себя пленников, взятых в рабство, а через некоторое время их отпускают на свободу, при этом предлагая им остаться в роду и выделяя отдельное хозяйство. Согласно Прокопию и Маврикию, славяне очень гостеприимны, и это их качество даже вошло в пословицу у жителей Византийской империи. Славяне стремятся к дружеским отношениям со своими соседями, но при этом им свойственна некоторая обидчивость, недружелюбное отношение к себе они воспринимают очень болезненно и отвечают на его проявление военными походами.

Прокопий и Маврикий отмечают очень высокие военные качества славян, физически очень сильных и крупных людей, а также их склонность ко всякого рода военным хитростям (засады и т.п.). Попадая на территорию Византии, славяне быстро осваивали византийскую военную технику и вскоре научились осаждать и брать укрепленные города. Славяне Пользовались лодками-однодеревками и совершали долгие морские путешествия и походы.

В отличие от германских племен, основным занятием славян было земледелие . В период, описанный Маврикием и Прокопием, они сеяли в основном ячмень и просо, а также разводили домашний скот . Им были известны и многие домашние ремесла . Те славяне, которые жили в бассейне Вислы и верхнего Днепра (в районе современного Смоленска), наряду с земледелием большое внимание уделяли скотоводству, рыболовству и лесным хозяйствам – звероловству и бортничеству.

Как и древние кельты и германцы, славяне были язычниками, обожествляющими силы природы (бог неба Сварог, бог грома и молнии Перун, бог скотоводства Велес, богиня плодородия Жива и др.). Обожествляя природу во всех ее проявлениях, славяне заселили свой мир множеством мелких божеств и поклонялись им: их водоемы были населены русалками и водяными, леса – лесными божествами, в каждом жилище непременно жил домовой. В первые века новой эры славяне не имели института жречества, в отличие от кельтов.

Отношения между славянскими и германскими племенами были сложными, они постоянно колебались от вражды к миру и от мира к вражде. Эти отношения красочно отражены в «Деяниях саксов» Видукинда Корвейского.

Как кельтские, германские племена, славяне сыграли большую роль в крушении античного мира (Римской империи), который уже стоял на пороге гибели, и в создании нового строя, строя средневековой феодальной Европы. Само передвижение германских племен с востока на запад, положившее начало Великому переселению народов, было отчасти результатом натиска славян на германские племена, о чем подробно пишет готский историк Иордан. Славяне начали вытеснять германцев с их исконных земель по Висле, Одеру и южному побережью Балтики, и расселялись там сами, а германские племена уходили на запад. Вместе с ними пошли и многие славянские племена, таким образом приняв участие в Великом переселении народов в IV-VI вв. Много южных славянских племен переселялись с вестготами и остготами.

В VI-VII вв. славяне передвигались дальше на запад от Вислы и Эльбы и занимали территории все южнее и южнее, приближаясь к границам Римской империи. Вскоре начались многочисленные славянские вторжения на территорию Византии, и в конце концов славяне расселились там в большом количестве. Славянский этнос стал вторым (после греческого) на Балканах, на побережье и на многих островах Эгейского моря. Отсюда славяне продвигались дальше на восток, они селились в Сирии и на других территориях Ближнего Востока.

Экономика периода Средневековья тесно коррелирует с развитием феодализма и соответственно эволюцией феодальной собственности. В рамках данного эссе рассмотрим сущность и механизм феодальной вотчины и ренты в Средневековой Европе. Вотчину-феод можно рассматривать двояко: во-первых, как структуру, в которой олицетворяются производственные отношения феодального общества, а во-вторых, как организацию по распределению и взиманию феодальной ренты. Рассмотрим две вышеуказанные стороны вотчины более подробным образом.

Социально-хозяйственной и политической структурой господствующего сословия феодальной системы общества служит вотчина (манор, сеньория).

Вотчина представляет собой более или менее значительную территорию, население которой находится в зависимости от феодала-собственника данной территории. Площадь территории обычно были обусловлены ролью и местом феодального собственника среди иерархии господствующего сословия. В соответствии с «вотчинной» теорией вотчинное хозяйство можно трактовать в качестве производственного и организующего центрального механизма всего хозяйства Средневековья. Более того, впоследствии вотчина послужила появлению всех других социально-хозяйственных форм организаций в Средневековье.

Эксплуатация крестьянства осуществлялась именно в рамках феодальной вотчины, в частности, за счет взимания ренты.

Феодальная рента представляет собой часть прибавочного продукта, производимого зависимыми крестьянами. При этом она присваивается землевладельцем и считается экономической формой реализации собственности феодала на землю. Выделяются три разновидности феодальной ренты: отработочная (барщина), продуктовая (натуральный оброк) и денежная (денежный оброк).

С течением времени феодальная вотчина теряла свою натуральную и автаркичную направленность, все больше включаясь в товарно-денежные отношения. Первоначально феодалам стало выгоднее заменять барщину натуральным оброком, раздавать крестьянам всю вотчинную землю и получать рентные платежи; развивается чистая вотчина. Обмен и увеличение спроса на деньги послужили причиной того, что натуральный оброк стал заменяться денежным. Трансформация натуральной феодальной ренты в денежную форму получило название коммутация ренты. Бурный рост торговли и коммутация ренты позволяли крестьянам аккумулировать свои денежные средства и выкупаться на волю. Крестьянин за пользование феодальной землей платил фиксированный ежегодный денежный взнос (ренту) — ценз.

Выдержка из текста

Объектом будет являться образование и наука в средневековой Европе. Предметом — особенности функционирования образовательных учреждений, а также содержание научных знаний Средневековья в указанный период истории.

Понятие «средний век», возникшее несколько столетий назад для обозначения периода, отделяющего греко-римскую древность от нового времени, и с самого начала несшее критическую, уничижительную оценку — провал, перерыв в культурной истории Европы, — не утратило этого содержания и по сей день. Говоря об отсталости, бескультурье, бесправии, прибегают к выражению «средневековый» .

Хронологические рамки работы охватывают период с IX. по XVI вв. Нижняя граница совпадает с началом складывания сильной княжеской власти и образованием древнерусского государства. Верхний рубеж связан с окончанием формирования единого централизованного государства.

Другой известный отечественный исследователь данной проблематики А.Н. Джуринский проанализировал важнейшие образовательные идеи, взгляды выдающихся представителей педагогической мысли прошлого в тесной связи с историей развития человеческого общества и рассмотрел реализацию этих идей в практике образования.

Средние века считаются тяжелой страницей европейской исто рии, ёё «темной эпохой». Поскольку тогда были утеряны высокий достижения античности, люди стали некультурными, жестокими, уничтожали друг друга как в многочисленных войнах, так и в мирное время, а в их политической жизни царил хаос.

В качестве информационной базы исследования выступает работа Шпренгера Я., Крамера Г. «Молот ведьм» как один из кульминационных документов в рамках борьбы с дьяволопоклонничеством. Также исследуется работа Дж.Б. Рассела «Колдовство и ведьмы в Средние века», представляющее собой широкомасштабное исследование отношения к ведовству в Средние века.

Уже мыслители античности признавали роль терпимости в эффективном взаимодействии: Сократ, Платон «терпение» связывают с интеллектуальным аскетизмом и определяют как предпосылку духовного и социального сплочения людей .

Для философии Средневековья свойственно искать в толерантности пути преодоления религиозного фанатизма, непонимания и ненависти по отношению к инакомыслящим. Целью работы является изучение толерантности общества в средневековой Европе.

Список использованной литературы:

1. www.banauka.ru

2. www.historylib.org

3. www.gumer.info

список литературы

Манор (англ. manor, от лат. maneo - остаюсь, проживаю)

название феодальной вотчины в средневековой Англии. Хотя М. возник до нормандского завоевания Англии 1066 (См. Нормандское завоевание Англии 1066), однако его распространение и главным образом унификация в пределах всей страны произошли уже в нормандскую эпоху. «Типичный» М. состоял из двух частей: домена - земли, на которой велось собственное хозяйство лорда, и земли держателей-крепостных (вилланов) и свободных (фригольдеров). Кроме того, к М. относились общинные угодья, находившиеся в значительной мере в общинном пользовании, но считавшиеся уже собственностью лорда М. Вилланы составляли в таком М. абсолютно преобладающий слой. Их отработочные повинности лорду являлись основой домениального хозяйства, а натуральный оброк не только удовлетворял потребности лорда, но и вывозился им на рынок; их подсудность манориальной курии - основа юрисдикции лорда; на них распространялись баналитетные права лорда (см. Баналитет). Управление М. осуществляли его министериалы (так называемые стюарды - управляющие). В М. сочетались все формы сеньориальной зависимости: личная, поземельная, судебная и т. д. К концу 13 века преобладали мелкие и средние М. Разложение манориальной системы, происходившее под влиянием развития товарно-денежных отношений, сопровождалось постепенным раскрепощением вилланов и коммутацией (См. Коммутация) барщины; домениальная земля либо сдавалась одному крупному арендатору, либо дробилась на мелкие наделы, которые сдавались мелким арендаторам крестьянского типа. В позднее средневековье М. оставался традиционной оболочкой, реальные отношения в которой принимали совершенно новый, буржуазный характер. В 18 веке М. окончательно исчезает, уступая место капиталистическим формам землевладения, не устранившим, однако, фактической земельной монополии лендлордов, которая стала основой современной системы Лендлордизм а.

Лит.: Виноградов П. Г., Исследования по социальной истории Англии в средние века, М., 1887; Vinogradoff P., The villainage in England, Oxf., 1892; его же, The growth of the manor, 2 ed., L., 1911; Петрушевский Д. М., Восстание Уота Тайлера, 4 изд., М., 1937; Косминский Е. А., Исследования по аграрной истории Англии XIII в., М. - Л., 1947; Барг М. А., Исследования по истории английского феодализма XI - XIII вв., М., 1962; Maitland F. W., Domesday book and beyond, Camb., 1907.

М. А. Барг.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Манор" в других словарях:

    - (англ. manor от латин. maneo остаюсь, проживаю), феодальная вотчина (см. ВОТЧИНА) в средневековой Англии. Манор возникает до 11 века, но его распространение и унификация в пределах всей страны произошли уже после Норманнского завоевания (см.… … Энциклопедический словарь

    Название феодальной вотчины в средневековой Англии. Манор возник ещё до нормадского завоевания Англии 1066 г. С распространением внутри страны состоял из домена собственно хозяйства лорда и земли держателей крепостных (вилланов) и свободных… … Исторический словарь

    Вотчина Словарь русских синонимов. манор сущ., кол во синонимов: 1 вотчина (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    МАНОР - в средневековье поместье, находившееся во владении аристократа феодала и производившее продукты для удовлетворения основных жизненных потребностей своих обитателей. М. функционировал не с целью извлечения дохода, но для поддержания элементарного… … Юридическая энциклопедия

    Средневековое поместье, находившееся во владении аристократа феодала и производившее продукты для удовлетворения основных жизненных потребностей своих обитателей. Манор функционировал не с целью извлечения дохода, но для поддержания элементарного … Энциклопедия Кольера

    Запрос «Манор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Примерный план средневекового манора Манор (англ. manor … Википедия

    Эхуд Манор (ивр. אהוד מנור‎ [Эhуд Манор]) (13 июля 1941 12 апреля 2005) выдающийся израильский поэт песенник. Эхуд Манор родился в Биньямине в 1941 году. Закончил Тель Авивский университет, где изучал искусствоведение, вторую академическую… … Википедия

    - (англ. manor) феодальная вотчина в средневековой Англии. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. манор [англ. manor] – феодальное поместье в средневековой Англии. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка