Западная Европа: новый этап развития — Гипермаркет знаний. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего Какие вероучения

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

Предпосылки:

Колониальная торговля помогала торговому капиталу быстро расти;

Благодаря этому появлялись новые финансовые инструменты, облегчавшие ведение бизнеса;

Стремясь к получению большей прибыли и располагая финансовыми инструментами, торговые компании вкладывали средства и в производство;

Цеховая организация средневекового ремесла мешала свободному обращению капитала, что способствовало появлению её альтернативы;

Технические новшества также способствовали появлению мануфактур (печатный станок, доменная печь и т. д.).

2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преимущества перед цеховыми объединениями Средневековья?

При рассеянной мануфактуре купцы размещали заказы у большого количества городских и сельских ремесленников, беря на себя закупку сырья и сбыт готовой продукции. Данный тип мануфактуры по способу производства не отличался от цехового, но приносит больше прибыли организовавшему её купцу.

При смешанной мануфактуре сборку изделие делали одновременно в нескольких мастерских. На первом этапе в разных мастерских изготовляли детали, на финальном этапе в отдельной мастерской их собирали в единое изделие. Такой способ производства требовал большой квалификации лишь от ремесленника, которые делал готовое изделия, детали могли изготовить его менее искусные коллеги. Такой способ увеличивал массовость продукции, делал её дешевле. Но вся работа всё равно проходила в мастерских, которые подчинялись цеховым уставам.

При централизованной мануфактуре всё производство велось в одном месте. Оно оказывалось разбито на множество простых операций, с которыми могли справиться даже неквалифицированные рабочие, которым не требовались долгие годы на обучение мастерству. Кроме того, такое производство можно было организовать где угодно при наличии нужного капитала, вне города, вне цеховых ограничений. Именно централизованная мануфактура сделал производство гораздо более массовым, а товары – дешевле, указав путь к индустриализации.

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

Последствия:

Постепенно цехи были оттеснены на второй план;

Увеличились объёмы производства;

Вырос ассортимент выпускаемый продукции;

Стремление к получению первоначального капитала стимулировало развитие товарно-денежных отношений;

В обществе возросла роль банкиров и купцов, появились предприниматели;

Стремление влиятельных людей участвовать в процессе (открывать мануфактуры самим или поставлять им сырьё) часто приводило к дальнейшему притеснению бедняков, например, к огораживанию в Англии;

Выросло число неимущих, которые пополняли ряды наёмных работников

Безработные бедняки стали социально опасны;

Быстро развивались города, росла роль городского сословия в государстве;

Развитие производство и торговли помогло возникновению единых внутренних рынков, которые укрепили централизацию своих стран;

Началось разделение труда среди стран и регионов Европы;

Мануфактуры подготовили спрос на технические новинки в производстве, что способствовало промышленной революции.

4. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.

Многочисленные часто обличаемые грехи католического духовенства;

Откровенно политические игры папского престола, не имевшие ничего общего с верой;

Откровенная продажа церковных должностей и индульгенций;

Явное ослабление влияния римских пап на политическую жизнь Европы в связи с возникновением централизованных государств.

5. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?

Лютеранство отрицает возможность посредничества между человеком и Господом. Согласно этому учению только покаяние и вера могут спасти душу человека. При этом духовенству отводиться только роль советника в толковании священных текстов, но решать для себя верующий всё равно должен сам. Лютеранство выступило против роскоши церкви, монашеского движения и свело к минимуму число церковных таинств.

Цвинглианство пошло ещё дальше. Оно стремилось очистить веру от всего, что не находит подтверждения в Новом Завете. Потому, в частности, оно отрицало церковные таинства как таковые – они не описаны ни в одной из книг Священного Писания.

Кальвинизм также выступил против монашества, роскоши церкви, лишних таинств и роли духовенства как посредника в разговоре человека с Богом. Однако кальвинизм больше вниманию уделяет предопределению человека. Идущая ещё от Августина Блаженного тема предопределения в христианстве выразилась в полной мере в этом учении. Согласно нему изначально предопределено, кому уготован рай, кому – ад. Человек не знает своего предназначения, но Бог даёт ему подсказки, например, в виде успеха в делах. Кальвинизм одобряет деловую активность, как и любой труд, считая его богоугодным делом. Грехом наоборот считается праздность, как у монахов.

Монархи часто поддерживали протестантизм, чтобы ослабить папу римского или другого монарха, боровшегося с протестантами. Важным стимулом было также изъятие церковных земель и другого имущества, которое переходило к светским властям. Иногда играли роль и другие мотивы. Например, Генриха VIII Английского привлекла идея самому стать главой новой церкви. Кроме всего прочего, он не видел другого способа расторгнуть свой брак, к чему очень стремился.

6. Какое значение имела Контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?

Контрреформация официально началась с Тридентского собора 1545 г. С одной стороны оно ужесточало и систематизировало карательные меры против еретиков. В частности, расширены были полномочия инквизиции, был издан и периодически обновлялся Индекс запрещённых книг – список книг, которые нельзя было издавать и даже читать в католических странах. Большую роль в этом деле сыграл орден иезуитов со своим знаменитым принципом о цели, оправдывающей средства.

Но одновременно контрреформация ознаменовала и начало борьбы с ересями путём переубеждения. В ответ на доводы еретиков выставлялись не только кары, но и контраргументы. В частности, иезуиты широко занялись образованием молодёжи, чтобы направить это образование в правильное русло. Именно это направление контрреформации обогатило европейскую духовную жизнь во многих её проявлениях. Во многом из него выросла культура барокко.

Новые реальности, формирование гуманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения.

Продолжавшееся 70 лет «авиньонское пленение» пап, вынуж­денных перенести свою резиденцию во Францию, значительно ос­лабило влияние римско-католической церкви на светских госуда­рей. Лишь в 1377 г., благодаря неудачам Франции в Столетней войне, папе Григорию XI удалось вернуть резиденцию главы церк­ви в Рим. Однако после его смерти в 1377 г. французские еписко­пы избрали своего папу, а итальянские - своего. Церковный собор, созванный в 1409 г., низложил обоих пап и избрал своего кандида­та. Лжепапы не признали решений собора. Так у римско-католи­ческой церкви оказалось одновременно три главы. Схизма, т. е. раскол церкви, продолжавшаяся до 1417 г., значительно ослабила ее влияние в крупнейших странах Европы - Англии, Франции и Испании.

В Чехии, которая входила в состав Римской империи, возник­ло движение за создание национальной церкви с более демокра­тичным порядком службы, ее проведением на чешском языке. Ос­нователь этого движения, профессор Пражского университета Ян Гус (1371-1415), на церковном соборе в Констанце был обви­нен в ереси и сожжен на костре. Однако его последователи в Че­хии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1360-1430), подня­лись на вооруженную борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смерт­ных грехов. Их требования широко поддержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию Чехии и про­вели секуляризацию (конфискацию) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов.

В 1420-1431 гг. Рим и империя предприняли пять крестовых по­ходов против гуситов, объявленных ими еретиками. Однако кресто­носцам не удалось добиться военной победы. Отряды гуситов нано­сили контрудары по территории Венгрии, Баварии, Бранденбурга. На Базельском соборе 1433 г. римско-католическая церковь пошла на уступки, признав право на существование в Чехии церкви с осо­бым порядком службы.



Расправа над Я. Гусом не остановила распространения скепти­ческих настроений в отношении римско-католической церкви. На­иболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена авгус­тинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) М. Лютера (1483-1546). Он выступил против продажи индульген­ций, т.е. отпущения грехов за деньги, что было важным источни­ком доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покая­ние, которое должно способствовать духовному очищению человека.

Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Свя­щенное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления собо­ров, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение ико­нам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере.

В 1520 г. папа римский Лев X отлучил Лютера от церкви. Им­перский рейхстаг, в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил его. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522- 1523 гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требо­вали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений.

В 1524-1525 гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи анабапти­стов. Они отрицали не только официальную, католическую, цер­ковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий мо­жет получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем.

Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из его ду­ховных лидеров Т. Мюнцер (1490-1525), путь к этому царству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и зам­ков, торжество полного равенства. Главными требованиями стали восстановление общинного землевладения, отмена повинностей, ре­форма церкви.

Ни Лютер, ни жители городов не поддержали требования вос­ставших. Войска германских князей разгромили плохо организован­ные крестьянские армии. При подавлении восстания погибло около 150 тыс. крестьян.

Эта победа значительно увеличила влияние князей, все меньше считавшихся с мнением римско-католической церкви и императоров. В 1529 г. многие князья и вольные города выступи­ли с протестом против запрещения имперским рейхстагом новой, лютеранской, веры. Во владениях протестующих (протестант­ских) князей закрывались монастыри и католические храмы, их земли переходили в руки светских властителей.

Захват церковных земель и подчинение церкви светским власти­телям стали неизбежными. В этих целях в 1555 г. в империи был за­ключен религиозный мир, принят принцип «чья власть, того и вера». Его поддержали даже верные католицизму князья.

Ослабление позиций и влияния католической церкви наблюда­лось не только в Германии. Швейцарский реформатор церкви, вы­ходец из Франции Жан Кальвин (1509-1564) создал учение, кото­рое получило большую популярность в городах, особенно в среде предпринимателей. Согласно его взглядам, если человеку везет в жизни, в земных делах, в частности в торговле и предпринима­тельстве, то это знак, свидетельствующий о благоволении к нему Бога. Более того, знак, что при условии праведного поведения он обретет спасение души. Кальвинизм жестко регламентировал по­вседневную жизнь человека. Так, в Женеве, принявшей взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды.

Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к это­му стал конфликт между папой и королем Генрихом VIII (1509-1547). Не получив разрешения Рима на развод, он добил­ся в 1534 г. от парламента принятия закона, по которому в Ан­глии учреждалась новая, англиканская, церковь. Главой ее про­возглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужи­телей. Закрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, от­менялся культ святых и нормы, требующие от духовенства со­блюдения обета безбрачия.

Католическая церковь не могла противостоять идеям Реформа­ции. Новым инструментом ее политики стал орден иезуитов, осно­ванный Игнатием Лойолой (1491-1556). Орден строился на прин­ципах жесткой дисциплины, его члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. Основной принцип ордена состоял в том, что любые дей­ствия оправданны, если они служат истинной религии, т.е. римско-католической церкви. Иезуиты проникали в структуры власти, про­тестантские общины, стремились ослаблять их изнутри, выявляя еретиков. Они создавали школы, где готовились проповедники, спо­собные полемизировать со сторонниками Реформации.

Созванный в 1545 г. Тридентский собор подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероиспо­ведания, ужесточил требования к соблюдению католическими свя­щенниками норм праведной жизни. Этот собор положил начало контрреформации - борьбе католической церкви за сохранение своего влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского астроно­ма Н. Коперника (1473-1543), доказывавшего, что Земля не явля­ется центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению его последователя Д. Бруно (1548-1600), который отказался от­речься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в пособничестве нечистой си­ле, еретических взглядах.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному про­изводству.

2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преиму­щества перед цеховыми объединениями Средневековья?

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

4. Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.

5. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.

6. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?

7. Какое значение имела контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?


1 вариант.

Византийская империя образовалась на:
А) всей территории Римской империи;
Б) территории Восточной Римской империи;
В) территории Западной Римской империи;

Крестьянин
А) не имел ни земли, ни собственного хозяйства, ни орудий труда;
Б) имел свою землю, собственное хозяйство, орудия труда;
В) находился в полной зависимости от феодала, который мог его купить, продать, жестоко наказать и убить;
Г) находился в зависимости от феодала, однако власть феодала была над ним неполной; феодал мог продать его вместе с землей, жестоко наказать, но не имел права убивать его.

Города в Западной Европе возникли в результате
А) возрождения культурных традиций античного мира;
Б) борьбы между феодалами и зависимыми крестьянами;
В) отделения ремесла от земледелия;
Г) отделения земледелия от скотоводства;
Д) деятельности королей и феодалов, стремившихся к укреплению личной власти.

Средневековые цехи
А) способствовали развитию ремесла;
Б) гарантировали переход подмастерьев в мастера;
В) вели к усилению неравенства среди ремесленников;
Г) обеспечивали насколько это возможно, одинаковые для всех мастеров условия производства и продажи продукции;
Д) вели к ослаблению городского самоуправления;
Е) к концу средневековья стали тормозить развитие техники.

Гуманизм –это:
А) новая наука о человеке;
Б) новое религиозное учение;
В) вид искусства;
Г) направление развития культуры, в центре внимания которого человек.

Началом реформации в Германии были:
А) съезд князей, представителей рыцарей и городов в г.Вормсе;
Б) выступление Томаса Мюнцера в 1517 г. с призывом уничтожить феодальные порядки;
В) выступление Мартина Лютера против торговли индульгенциями.

Франкская империя распалась на отдельные государства:
А) в 1000 г.
Б) в 962 г.
В) в 843 г.

8. Римский папа Григорий VII известен тем, что:
А) организовал первый крестовый поход;
Б) провозгласил право пап низлагать императоров;
В) всячески стремился примирить римскую и православную церковь;
Г) стремился подчинить своей власти всех государей Европы;
Д) сломил сопротивление германского короля Генриха IV.

Крестовые походы закончились:
А) потерей всех владений крестоносцев в мусульманских странах;
Б) созданием новых государств крестоносцев на Востоке;
В) захватом всех арабских государств и обращением значительной части арабского населения в христианство;
Г) полным поражением крестоносцев и переходом многих участников крестовых походов в мусульманскую веру.

В XIII – XIV вв. Чехия:
А) была самостоятельным государством;
Б) входила в состав Священной Римской империи;
В) входила в состав Османской империи;

Характерные черты развитого феодализма:
А) ремесло отделяется от земледелия;
Б) усиливается обмен между городом и деревней;
В) крестьяне освобождаются от феодальной зависимости;
Г) усиливается феодальная раздробленность;
Д) усиливается королевская власть и ликвидируется феодальная раздробленность;
Е) ослабевает классовая борьба;
Ж) усиливается классовая борьба;
З) уменьшается влияние церкви на государственные дела;
И) разложение феодального строя и зарождение капиталистических отношений.

2. Ответьте на вопросы:
Что такое Реформация? Охарактеризуйте основные вероучения эпохи Реформации.
В чем состояли характерные черты абсолютизма? Какие предпосылки усиления центральной власти сложились в странах Западной Европы?
Перечислите Великие географические открытия.

Контрольная работа по теме: «Европа и Азия в V-XVII вв.»
2 вариант.
1. Выберите правильный ответ(ы):
Ранним средневековьем называют период с:
А) III - X вв.
Б) IV – XI вв.
В) V- XII вв.
Г) V – XI вв.
Д) VI – X вв.

Цех – это:
А) объединение учеников и подмастерьев одного города;
Б) объединение учеников и подмастерьев одной специальности;
В) союз ремесленников, проживающих в одном городе;
Г) союз ремесленников одной специальности, проживающих в одной стране;
Д) союз мастеров-ремесленников одной специальности, проживающих в одном городе.

Разделение христианской церкви на православную и католическую произошло:
А) 986 г.
Б) 1044 г.
В) 1147 г.
Г) 1054 г.
Д) 1225 г.

Труд на мануфактурах был производительнее труда в мастерской ремесленника, потому что:
А) рабочие на мануфактуре трудились под страхом наказания;
Б) на мануфактуре применялись машины;
В) рабочие мануфактуры зарабатывали больше, чем ремесленники;
Г) на мануфактуре применялось разделение труда между работниками.

Мартин Лютер – это
А) мелкий рыцарь;
Б) крупный ученый средневековья;
В) странствующий монах;
Г) известный врач и путешественник;
Д) ученый монах, профессор университета, основоположник реформации в Германии.

Возрождение –это;
А) восстановление католической церковью утраченных позиций;
Б) период и процесс возникновения совершенно новой культуры;
В) период и процесс восстановления культурных традиций античности;
Г) усиление власти буржуазии;
Д) период временного укрепления феодального строя.

Причины распада раннефеодальных государств состояли:
А) в зависимости феодалов от короля;
Б) в независимости феодалов от короля;
В) в войнах между феодалами.

Проверь состав феодальной лестницы и запиши ее правильно:
А) рыцари;
Б) крестьяне;
В) король;
Г) бароны;
Д) графы и герцоги.

Жакерия –это:
А) религиозное движение;
Б) крестьянское восстание, вызванное увеличением платежей и бедствиями народа;
В) народное движение за освобождение Франции от англичан;
Г) война между двумя группировками феодалов во Франции.

Ян Гус –это:
А) крупный чешский феодал;
Б) обедневший чешский рыцарь;
В) сельский священник;
Г) католический монах;
Д) профессор Пражского университета.

2. Ответьте на вопросы:
Какие типы мануфактур вы знаете? В Чем состояли их преимущества перед цеховыми объединениями средневековья?
Какое значение имела контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?
Перечислите основные органы сословного представительства в странах Западной Европы.


Приложенные файлы

Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?

Ответы:

католицизм, протестанство, кальвинизм. Общее - христианская вера, разница в обрядах и некоторых догматах. Протестанты хотели очистить церковь от стяжательства и мирской власти, стремились к упрощению обрядов и отрицали власть Папы Римского. Кальвинисты - наиболее радикальное крыло протестантов

Похожие вопросы

  • Каменный уголь,каменная соль,нефть,песок,глина. какие из перечисленных полезных ископаемых образуются и добываются в воде,в недрах земли и на поверхности земли? Очень надо, помогите!!!
  • Как в зависимости от произношения меняется значение слова? Приведите пример любого слова произношение которого зависит от интонации (3 - 6 слов)
  • момент силы вычисляется по формуле: А)M=F*(d1/d2) Б)M= F*d В)M=F/d Г)M=F*(d2/d1)
  • на горение фосфора израсходовалось 0,5 моль кислорода. определить массу образовавшегося оксида
  • Сумма двух натуральных чисел равна 3243. Если к меньшему числу приписать справа цифру 1, а во втором числе отбросить последнюю цифру 1, то полученные числа будут равны. Найдите произведение цифр меньшего числа.
  • 3 персика, 2 груши и яблоко вместе весят 650 г, а 2 персика, 3 груши и 4 яблока вместе весят 850 г. Сколько весят персик, груша и яблоко вместе? Дайте ответ в грамм
  • РЕШИТЕ ЗАДАЧУ ЛИНЕЙНЫМ УРАВНЕНИЕМ, ДАЮ 100БАЛЛОВ!!! В 2007 г. в Жамбылской области произведено 302433,231т сахара, что составило 77,1% от массы сахара, который произвели в нашей республике. Сколько тонн сахара произвели в нашей республике в 2007году?
  • Если бы ученик купил 12 тетрадей, то у него осталось бы 8 рублей. На 15 тетрадей у него не хватает 10 рублей. Сколько у него было денег? Дайте ответ в рублях.