"человек читающий - человек успешный". Как читать людей и понимать их в общении и сотрудничестве Читающий человек какой он

прошло необычное мероприятие. Организаторы конкурса "Территория жизни " подвели итоги и назвали имена победителей, а так же со своими читателями встретился писатель Андрей Щупов, многим известный под псевдонимом Олег Раин.

Старт мероприятия был назначен на час дня. Зал в основном занимали дети, с надеждой ждущие результатов конкурса, и их группа поддержки — учителя. Наконец стало тихо. Началось. Девушки из музыкальной школы 1 исполнили лирическую песню и что-то из репертуара «Биттлз», немного разрядив обстановку. Проектор прокрутил клип, снятый участниками, и ведущая объявила в микрофон: "Здравствуйте!"

Главная цель конкурса "Территория жизни" — дать возможность молодым людям высказать свою точку зрения о мире и о себе. На суд было представлено более 50 работ из Екатеринбурга и его окрестностей, а одна творческая работа была прислана из Краснодарского края!
В номинации "видеоролик социальной направленности " первое место занял клип Антона Курильщикова "Здоровый образ жизни". Парадоксальное сочетание темы клипа и фамилии автора, не так ли?
В номинации "социальная фотография " победу одержала работа Лены Ивановой под названием "Возрождая традиции". Студенты из Первоуральска завоевали 1 место за лучшую социальную акцию "Береги здоровье смолоду", а работа Натальи Беляевой "Легко ли быть молодым" победила в номинации "литературное эссе ".

Также были учреждены специальные призы за позитивный взгляд и стремление сделать нашу жизнь лучше.
Все победители получили грамоты и специальные подарки от Андрея Щупова — его книги для подростков. Будет чем заняться по вечерам.
Когда участники узнали, что писателю 45 лет, по залу прошёл шумок. Никто не ожидал такого поворота, ведь мужчина выглядит намного моложе своих лет, да и рассуждает свежо.
"Уверен, что быть писателем чрезвычайно интересно. Уже хотя бы потому, что можно погружаться в десятки увлекательных профессий, проживать сотни чужих жизней", — говорит он.

Главными героями книг А. Щупова обычно становятся авантюристы, готовые на всё. Автор признаётся, что герои похожи на него. Авантюрность — это неотъемлемая часть характера человека. Но у кого-то её больше, у кого-то меньше. Сам автор совершал в своей жизни много рискованных поступков. Например, около 20 лет назад Андрей Щупов спрыгнул с самолёта, не имея никакой подготовки, и не пострадал. Какое везение!

У писателя оказалось множество псевдонимов — Олег Раин, Саша Белых, Павел Артемьих . На вопрос "Зачем придумывать себе другие имена?" Андрей Щупов ответил, что чаще всего читатели зацикливаются на каком-то одном жанре. Любители фантастики не хотят, чтобы автор тратил время на детективы, любители детективов - наоборот. Ему же нравится писать во многих жанрах. Это фантастика, психологическая проза, книги для детей, детективы и многое-многое другое.

Андрей Щупов называет своим любимым жанром детскую литературу. Ведь для детей писать интереснее. Они тоже могут рассуждать серьёзно, но в этом направлении нет никакого формата, никаких рамок. Как ни странно, детская литература более раскрепощена. Писатель считает, что жизнь современного подростка достаточно серая и скучная (школа — дом), и чтение книг — прекрасная этому альтернатива. Там более, читающий человек — это успешный человек.

Поиски себя Андрей Щупов начал со школьной самопальной газеты. Всё начиналось с небольших статей и рассказов, затем переросло в произведения покрупнее. Семья одобрила его выбор, поддерживала писателя в его начинаниях. И вот Андрей Щупов уже лауреат премий и уважаемый автор. Он пишет книги, воспитывает двоих детей и не стареет. По крайней мере, так кажется.
Писатель показался мне умным и интересным человеком.

Уверена, что не разочаруюсь, прочитав книги Андрея Щупова! И вы не разочаруетесь.

« ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ – ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ»
День информации

Книги сопровождают человека на протяжении всей жизни, помогая ему в сложных ситуациях, в решении многих проблем, да и просто в организации интересного досуга. Именно книги являются материалом передачи знаний от поколения к поколению, основой образования, освоения культуры и истории. В разные периоды жизни человек обращается к самой разнообразной литературе – в детстве к сказкам и басням, в школьные годы – к обучающей и художественной литературе, в университете – к научной, узкоспециальной, и с каждым последующим годом жизни список интересующей человека литературы постоянно расширяется. И сегодня библиотеки являются самым доступным очагом концентрации разнообразной литературы.
Межпоселенческая центральная библиотека ежегодно приобретает много различной по жанру, специфике и содержанию литературы. Чтобы донести до читателя информацию о новинках традиционно устраиваются Дни информации для всех категорий читателей.
5 декабря 2013 года в МЦБ состоялся День информации « Человек читающий – человек успешный». Цель мероприятия – приобщение к чтению, знакомство с новинками литературы, пропаганда книги. В течение дня пользователи знакомились с книжными новинками различной тематики, для них был проведен подробный обзор представленных изданий. Вниманию читателей были представлены художественная, научно-познавательная, справочная литература.

Все издания сгруппированы по темам: экономика, история, психология, медицина, сельское хозяйство, краеведение, художественная литература. Особое внимание привлекли учебные пособия серии « Высшее профессиональное образования» по различным отраслям наук.

На мероприятие были приглашены учащиеся 10 класса СОШ № 1 (кл. рук. Степанян Л. Г.). Ребята узнали о новинках: литературе по различным областям знаний, о произведениях современных писателей и поэтов, ознакомились с новыми энциклопедиями, справочниками, учебной литературой.

Библиограф А. К. Бзезян провела обзор книг серии « Твой кругозор», куда вошли лучшие издания по гуманитарным и естественно-научным предметам, написанные российскими и зарубежными авторами. Книги серии не только расширяют кругозор, повышают образовательный уровень, помогают стать знатоками в различных областях знаний.

Внимание ребят привлекли книги серии « Самые нужные знания», где собраны сведения из разных областей знаний и сфер деятельности человека – географии, биологии, истории, филологии, других наук, любопытные факты о спорте и спортсменах, об известных и знаменитых людях.
С интересом ребята слушали отрывки из книги « Все величайшие загадки истории» о судьбах многих легендарных личностей прошлого: царицы Савской и короля Макбета, Жанны д"Арк и Александра I, Екатерины Медичи и Наполеона, Ивана Грозного и Шекспира.
Особенно заинтересовало ребят издание о людях, живших в разные времена в разных странах, которые были одержимы дерзким стремлением идти вперед, за горизонт. Это книга « Все величайшие путешественники» об энтузиастах, благодаря которым на карте появились новые моря, континенты, проливы, острова…
Библиотекарь К. В. Хаспекян представила издания по психологии, в которых рассматриваются практически все аспекты современного межличностного общения – деловой этикет, приемы публичных выступлений, вербальные и невербальные техники воздействия, рассказала о некоторых авторских методиках профессионального самоопределения – игры « Сударь-государь», « Болван».

Библиотекарь читального зала М. С. Арзуманян ознакомила с изданиями по кулинарии, рукоделию и домоводству, что особенно актуально в преддверии Нового года, для приготовления вкусных салатов, изысканных блюд, оригинальных тортов. Книги « Мягкая игрушка», « Поделки из природных материалов», « Вышиваем, вяжем, плетем из ниток и бисера» научат кройке и шитью, помогут в создании прекрасных изделий из самых обычных материалов, имеющихся под рукой.
Ребята с удовольствием рассматривали новые книги, понравившиеся взяли на дом.

В конце мероприятия, во время обсуждения услышанного и увиденного, ребята пришли к выводу, который можно выразить словами известного педагога и ученого Яна Амоса Коменского: « Стремящийся к мудрости должен любить книги больше золота и серебра. Ведь именно книги, а не золото и серебро способны привести такого человека к исполнению желаний… Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил».
Этот день ознаменовался ещё тем, что в гостях у библиотеки были члены Нахичеванской-на-Дону армянской общины во главе с Сергеем Михайловичем Саядовым, исполнительным директором, историком, руководителем проекта армянской Интернет-энциклопедии фонда « Хайазг».

Они преподнесли в дар издания об истории армянского народа, выдающихся деятелях армянского происхождения. Среди подаренных книг особо заинтересовала специалистов серия « Жизнь замечательных нахичеванцев» о наших земляках, знаменитых писателях, художниках, спортсменах. Сергей Михайлович представил книгу ростовского искусствоведа Валерия Рязанова « От Первого приюта до наших дней», которая является первым научным опытом изучения и обобщения самобытного культурного наследия донских армян. Не оставила никого равнодушными издание « Четыре года под полумесяцем» к 95-летию памяти жертв геноцида армян в Османской империи в 1915 году.

Вы читающий человек?

Однажды, Дэн Кеннеди сказал: «У богатых людей – большая библиотека. У бедных людей – большой телевизор». Неудивительно, в нашем современном реальном мире становиться все труднее и труднее встретить читающего человека. Что это деградация, или неповоротный факт развития?

Действительно, за окном две тысячи тринадцатый год. Много ли у вас знакомых, друзей, родных, близких кто читает? Когда прочитали последнюю книгу вы? Какую именно? Конечно, больше восьмидесяти процентов и не вспомнят, потому что это было так давно. Если, внезапно вы встретите на улице читающего человека, считайте, вам очень повезло. Что такое книга, чтение – это знания и развития не только духовных качеств, но и материальных. Не бойтесь заходить в библиотеки, посещать литературные вечера, там очень интересно, увлекательно и познавательно. Каждый человек должен развиваться в разных направлениях, только в поисках своего занятия обретешь истину своей цели в жизни.

Не тратьте свое время за просмотром компьютера, телевизора. Не деградируйте, меняйте свою жизнь и ее составляющие. Читайте книги, газеты, журналы, издания различных направлений. Каждая прочитанная книга даст вам гораздо больше в жизни, чем очередные сериалы по телевизору. Но суть не в выбранной теме или программе, а в процессе получения знаний. Конечно, от компьютеризации никуда не деться, но ни что нам не мешает уделять время на чтение и другие занятия. Все взаимосвязано, считаю, каждый человек в своей жизни обязан прочитать определенное количество книг. Это составляющая, без которой трудно представить образованного и богатого внутренним миром человека.

Чтение имеет ряд преимущество перед другими занятиями. Во-первых, развивает мышление. Читая книгу, мы пытаемся создать свой выдуманный определенный мир. Во-вторых, помогает расслабиться, снимает стресс, психологическое давление. Особенность русского языка позволяет нам успокоить свою психику. В-третьих, развивает наш словарный запас, мы узнаем новые слова, фразы, которые со временем незаметно употребляем в своей жизни. Положительных качеств еще очень много: развивает активность мозга, придает уверенности в себе, источник решение многих актуальных проблем, улучшает внимательность, память, концентрацию. И все это дает нам книга – источник знаний.

Как сказал А.Блок: «Книга великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться». Читайте книги! Чтение всегда будет актуальным при духовном развитии…

ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ – ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ!

(выступление на районной конференции «Дни русского языка»;

май, 2013-2014 учебный год)

Здравствуйте! Я ученица 5А класса Кожевниковской школы №1 Усачёва Мария, представляю вашему вниманию работу, которую мы делали вместе с моей одноклассницей Агаповой Кариной, а называется она «Человек читающий – человек успешный».

С самого детства нам говорят, что «Книга – это источник мудрости и знания». Безусловно, это так. Хотя активно читающих школьников в наше время встретишь не так уж часто. Например, некоторые наши друзья честно признаются, что вообще не читают ничего. И говорят, что чтение книг – это бесполезная трата времени. И это нас огорчает. Книга заключает в себе несметные богатства, в ней отражается весь человеческий опыт. Поэтому-то удивляет ответ, часто звучащий на уроках в нашем классе: «Прочитал, но ничего не понял». Из него можно сделать два вывода:

1) невнимательно, бездумно читал;

2) не читал вообще.

Книга является незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности.

С раннего детства человек знакомится с книгами. Они будут сопровождать его всю жизнь. Они будут его постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.

Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.

Книга- это действительно надёжный друг. С любым вопросом можно обратиться к ней. Книги - наши незаменимые помощники.

Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях.

Ну, а теперь я хочу рассказать о роли чтения в нашем классе. В этом учебном году наш класс принял участие в школьном конкурсе «Самый активный читающий класс». По итогам первого полугодия мы заняли первое место и очень гордимся результатом, хотим и дальше быть активными пользователями библиотек и участниками конкурсов, направленных на развитие читательских способностей.

Мы ведём классный читательский дневник, куда помещаем материалы с уроков внеклассного чтения, с открытых уроков, фотографии с классных читательских и учебно-исследовательских конференций, вклеиваем иллюстрации к произведениям художественной литературы, пишем синквейны на различные «читательские» темы. Наш классный читательский дневник я принесла и хочу показать его вам. (ПЕРЕДАТЬ ДНЕВНИК НА ПЕРВЫЙ РЯД)

В нашем классе проводятся конкурсы чтецов, которые развивают нашу речь и воспитывают любовь к книге. Например, участниками конкурса чтецов, посвящённого М. Ю. Лермонтову , стали 20 наших одноклассников (из 23-х). В конкурсе «Проба пера» (в рамках открытого мероприятия, посвящённого М. В. Ломоносову), 4 ученицы из класса писали стихотворения в честь великого русского учёного. Прошли у нас и 2 учебно-исследовательские конференции , при подготовке к которым мы изучали энциклопедическую, документальную литературу, учились работать с Интернет – источниками. 5 учащихся класса приняли участие в школьном этапе конкурса «Живая классика », двое представляли нашу школу на районном уровне , одна из наших одноклассниц стала победителем конкурса . В нашем классе регулярно проводятся к лассные часы по пропаганде чтения среди сверстников.

Мы поддерживаем связь не только со школьной, но и с центральной библиотеками. Трижды в течение этого учебного года мы были на познавательных литературных мероприятиях, организованных сотрудниками библиотеки. Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся 5А класса активно участвуют в мероприятиях, направленных на развитие речи, расширения кругозора, развитие творческих способностей и черпают силы и вдохновение из книг.

После того, как мы провели в классе анкетирование с тем, чтобы узнать, что любят читать наши одноклассники, как часто и как долго они читают, мы сделали вывод: некоторые ребята нашего класса не хотят читать, не хотят посещать библиотеку, предпочитая искать информацию в сети Интернет.

Мы видим тесную связь между чтением и оценками по русскому языку. Без ежедневного вдумчивого чтения невозможно стать грамотным человеком.

Сегодня в век компьютеризации и засилья видеороликов молодежи необходимо читать. И не только потому, что книга – источник знаний. Чтение обогащает внутренний мир читателя, воспитывает чувства, заставляет задуматься о себе и окружающих, учит быть внимательным к происходящему вокруг. Читая книги, мы расширяем кругозор, обогащаем словарный запас, развиваем память.

Мы надеемся, что в дальнейшем ситуация изменится, и Её Величество Книга займёт достойное место в жизни каждого из нас.

Текст: Тата Олейник
Иллюстрации: Вадим Смирнов


Человек научился читать примерно шесть тысяч лет назад. Именно тогда комиксы, которые люди древности любили оставлять друг другу на стенах пещер и стволах деревьев в качестве своеобразной стенгазеты:
знак «Вася», знак «дубина», знак «лев»
знак «лев», знак «съел», знак «Вася»,

начали складываться в то, что позднее станет пиктографическим письмом и иероглификой (появления алфавитов, основанных на фонетике, придется еще немного подождать).

Примерно с тех пор слово «грамотный» стало синонимом слова «умный».

Историческое и социальное значение письменности огромно. На самом деле это было в миллион раз круче изобретения лука, колеса или, скажем, двигателя внутреннего сгорания. Потому что именно тогда человечество сумело справиться одновременно со временем и пространством: отныне слово и, соответственно, знание на этой планете обрели бессмертие*.

Но, понимая эту огромную историческую значимость чтения, мы часто не задумываемся о том, что оно сделало с человеком на физиологическом уровне. Нет, это не про очки и сутулость.


« А я всегда, всегда подозревал, что на том самом дереве в том самом саду висели вовсе не бессмысленные овощи, а букварь и чернильница »


Как работает мозг во время чтения

Сейчас, пока ты читаешь эти слова, твой мозг внутри черепа полыхает как новогодняя елка, что прекрасно видно при томографических исследованиях. Пока твои глаза скачками ползают по строчкам (да, звучит, конечно, странновато, но именно так мы и читаем: в целом плавно, но с периодическими рывками, все равно как зависающий ролик просматриваем), в твоей голове кипит работа. Нейронные сигналы отчаянно мечутся по чуланам и завалам твоего гигантского храма разума, отчаянно перетряхивая всякую ветошь и спешно разыскивая значения наскоро расшифрованных символов.


Выглядит это примерно так:

Эй, мы ищем «заскорузлый»? Никто не видел «заскорузлый»? Где, блин, все синонимы? Так… «сухой», «сморщенный», «накуксившийся» - не, это уже совсем не то...
- Да просто повесьте ему перед носом картинку старого сапога - уж сообразит как-нибудь.
- Поздно, уже проехали! Теперь срочно требуется «пеммикан»!
- «Заскорузлый пеммикан»?! Что это вообще такое? Они там все рехнулись, что ли? Гоните контекст, лоботрясы!
- «Заскорузлый пеммикан застрял в вампуме старого кроу»!
- Боже!
- Быстро-быстро! Опаздываем!
- Что он вообще читает?
- «Моя жизнь среди индейцев».
- А, точно, индейцы, бли-и-ин… Опять активный словарь можно выкидывать. Придется в детство нырять, в Куперов всяких ибн Фениморов… А там такие ассоциации встречаются - такие зубы, такие пасти! Сожрут - и пикнуть не успеешь!
- А потому что не надо активный словарь в пятьсот слов иметь!
- Так вот и развиваем же, как можем… регулярным чтением... м-да.
- Все, больше не могу, синапсы отваливаются. Эй вы там, первичные! Намекните ему, что пора в туалет сходить, - сгоняйте к сфинктеру мочевого пузыря, пусть по старой дружбе поможет!

Мы редко задумываемся о том, что чтение сделало с нами на физиологическом уровне

Звуковую информацию мы воспринимаем куда менее драматично, ибо наш мозг эволюционно формировался в условиях, при которых умение оперативно расшифровывать звуковые сигналы было очень-очень важно. Чихание леопарда в далеких кустах мгновенно наводит такой порядок в синапсах, что ты и осознать ничего не успеваешь, а твои ноги уже развили среднюю крейсерскую скорость, сорок километров в час.

С чтением все иначе. Тексты не мелькают перед нами черно-желтыми пятнами, не облизываются плотоядно, не демонстрируют тебе восхитительную упругость млечных желез красавицы из соседнего племени. Это просто мелкие черные значки, жалкой сороконожкой ползущие по белому бумажному листу.

Чтобы превратить их в осмысленные сигналы, твоему мозгу приходится напрягаться изо всех сил. И помощников у него мало. Слушая чужую речь, мы воспринимаем интонацию говорящего, его дыхание, степень его возбужденности и увлеченности, а графические символы не дают и этого.

Когда ты читаешь, то первой активизируется первичная зрительная кора. Она как бы делает слепок слова. После этого данный слепок отправляется в угловую извилину, где по зрительной форме слова находят его акустический аналог, хранящийся в зоне Вернике*. «Именно в зоне Вернике происходит понимание слова, одновременно идет активация его представительства в зоне Брока, расположенной в третьей лобной извилине. Активация зоны Брока после понимания смысла речи, благодаря участию зоны Вернике, обеспечивается группой волокон, называемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возникновению детальной программы артикуляции. Реализация этой программы осуществляется через активацию лицевой проекции моторной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами» (Физиология человека. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. и др.).

* Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« У глухих эта цепочка более сложная и включает в себя память тактильных и зрительных сигналов. Но принцип тот же »

Чем больше и лучше ты читаешь, тем скорее происходит процесс. У людей с наилучшими навыками чтения он занимает ничтожнейшие доли секунды, так что они почти не «слышат» прочитанное слово, в то время как люди со слабыми навыками чтения буквально проговаривают каждое слово про себя.


Если мозгу так трудно читать, то зачем его этим терзать?

А зачем ходить в спортзал? Ни одна другая нагрузка не является настолько полноценным и универсальным упражнением для мозга, как чтение. Никакие шахматы, логические задачи и решения кроссвордов не обеспечат такой нагрузки, ибо задействуют куда более ограниченные участки мозга. Тридцать минут чтения в день снижают, например, риск развития Альцгеймера у здоровых пациентов старше сорока пяти лет почти на треть (эти данные подтверждены группой Инны Слатски (Университет Тель-Авива, Израиль).

5 вопросов про чтение

1. Как научиться читать быстро?

Практикой. Чем больше читаешь, тем лучше навык. А также попробуй приучиться читать не повторяя слова про себя, а просто скользя по строчкам глазами. Сперва ты не будешь понимать ничего, потом потихоньку втянешься.

2. Почему я отключаюсь во время чтения? Вроде прочитал полстраницы, а ничего не помню?

Потому что твой мозг взял небольшую паузу и самовольно перестал обрабатывать поступающую информацию. Такое бывает и во время получения звуковых сигналов - на лекциях, например. Это в порядке вещей, если не происходит слишком часто, - дай своему вниманию пинка и перечитывай заново. Если ты отключаешься слишком часто - раз в 10 минут или больше, то у тебя СДВ - синдром дефицита внимания. Тоже поддается тренировке, хотя в США и Израиле его, например, предпочитают лечить медикаментозно, особенно у детей.

3. С развитием технологий книги и чтение уходят на третий план, не так ли?

Никогда еще в жизни человечество не писало и не читало столько, сколько оно пишет и читает со времен появления Интернета и SMS-сообщений. Что именно оно пишет и читает - это уже другой разговор, но большая часть надписей на всяких древних стелах не очень отличается, скажем, от постов на игровых форумах: «Сегодня я, Великий Мумук, попрал своей пятой выи тысячи врагов, а подлого Бубука я еще поймаю и выпущу ему кишки». Примерно так.

4. Сейчас распространено мнение, что не нужно слишком рано приучать ребенка к чтению - всему свое время. Правильно ли это?

По мнению автора этой статьи, данное мнение могут распространять только вредители. Чем раньше ребенок освоит навыки чтения, тем проще ему будет читать и тем больше книг он усвоит в то время, когда полученная информация особенно хорошо закрепляется в памяти.

5. Как приучиться читать современному взрослому, если ему не хватает на это времени?

(Cоветы извлечены из произведения «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали» Пьера Байяра) Ходи с книгой сам знаешь куда. Пересядь с личного транспорта на общественный. Читай книги с телефонов и компьютеров. Вообще машинально прочитывай все, что оказалось у тебя под рукой, если ты уже три минуты сидишь и ничего не делаешь. Перечитывай книги, которые ты уже читал. Лучше хорошо знать 20 книг, чем ни черта не помнить о прочитанных ста. Неопытному читателю лучше читать то, что ему нравится, а не то, что читать нужно («Как культурному человеку можно не знать «Гептамерона»?!») или престижно («Как, ты еще не читал «Теллурию»?!»).



Но улучшение качества работы мозга - вовсе не главный профит от чтения. Оставим в стороне образованность, культурный уровень и умение поддержать светский разговор (практика подсказывает, что в светских разговорах почему-то очень редко упоминаются Мураками, Толстой и Диккенс, там куда чаще звучат имена Ёдзи Ямамото, Коко Шанель и Славы Зайцева). Расширения словарного запаса тоже можно добиться не только чтением: прослушивание аудиокниг, скажем, или просто частое общение с начитанными собеседниками неизбежно сделают твою речь и твои мысли намного богаче. Куда важнее способность нашего сознания очень хорошо поддаваться библиотерапии.


Лаз в иные миры

Этот термин появился в середине прошлого века, но лечить душевнобольных и просто психически нестабильных людей с помощью книжек начали еще за сто лет до того (кстати, одним из пионеров этого дела был наш соотечественник И. Дядьковский). Именно потому, что чтение так активно задействует фактически весь наш мозг, оно способно кардинально менять наше настроение, самочувствие и мироощущение. Грубо говоря, если наш застрессованный и депрессивный мозг рисует нам печальную картину разрухи мира вообще и нас самих в частности, то ситуацию можно улучшить, заставив этот мозг усиленно обрабатывать другие картинки - с порхающими бабочками, розовыми слонами и отважными индейцами, крадущими белокурых красавиц.

Библиотерапия - это возможность уходить в иные миры в поисках душевного комфорта

И никакое кино тут рядом не стояло, потому что ни один самый великий Тарантино не сумеет заставить твой мозг поверить в истинную реальность происходящего. Именно потому, что простой зрительный сигнал, картинка с экрана, в нашей голове не подвергается и десятой доли той обработки и расшифровки, которые проходит печатное слово. Вот, прочитай медленно фразу:

В самом сердце темного леса на корявой ветке старой сосны висит маленький белый фарфоровый чайник с зеленой розочкой на боку.


Знаешь, что мы с тобой только что сделали? Мы заставили тебя вообразить этот лес, эту сосну и этот дурацкий чайник. Ты лично извлек их из небытия, такими, какими их увидел именно ты, и отныне они будут пребывать тут навеки. Наши поздравления. Нет другого способа так хорошо и так надежно уходить в иные миры, как чтение. И чем лучше навыки чтения у человека, чем быстрее и активнее он пожирает страницы, тем глубже и полнее иллюзия. Это, кстати, одна из причин, почему очень много и жадно читающие люди редко становятся пьяницами и наркоманами - потому, что им это не нужно*. К их услугам и так десятки тысяч реальностей, услужливо открывающих им свои доступные страницы.

* Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Нет, они могут ими стать, но обычно это происходит после того, как по тем или иным причинам у них угасает интерес к книгам »