Звук г какой он. Конспект фронтального занятия «Звуки Г - ГЬ

Коррекционно-развивающие задачи.

Продолжать учить ребенка произносить серию одинаковых по слоговой структуре слов.

Учить ребенка понимать и четко выполнять команды (понимание сложных инструкций).

Научить ребенка четко произносить звуки [Г], [Г], дифференцировать их на слух и в произношении.

Продолжать учить писать зрительные диктанты.

Задание 1. Взрослый предлагает ребенку повторить похожие слова (вначале по два, а затем по три) в заданном порядке:

моток — каток — поток, батон — бутон — бетон, будка — дудка — утка, нитка — ватка — ветка, клетка — плетка — пленка, тыква — буква — будка.

Задание 2. Ребенку предлагается выполнить сложную инструкцию: «Подойди к столу, возьми со стола книгу, а потом положи ее на книжную полку» и т.д.

Задание 3. Знакомство со звуком [Г]. Отгадать загадку:

Красные лапки, Щиплет за пятки. Кто это? (Гусь)

Какой первый звук в этом слове?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Г]:

губки свободны;

кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

горлышко «работает».

Символ звука: гусь гогочет: ГГГ....


Характерис тика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Мальчик прыгает через камешки: гоп-гоп-гоп...

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]»:

м, б, г, в, г, г, п...; га, да, ма, бу, гу...; гараж, дорога, дерево, машина графин, гусь, стол.

Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

гла-гло-глу-глы...; агл-огл-угл-игл...

Задание 7 . Повторить за взрослым серию слов. Какой одинаковый звук в этих словах? Какое первое слово в ряду? Последнее?

Гуси — гараж — гантели — графин — группа.

Задание 8 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Г], определить место звука в словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).

Задание 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Придумать предложение с этими словами:

Голова на ножке,

В голове — горошки. (Горох)

Стоит под елкой крошка —

Только шапка да ножка. (Гриб)

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (Гнездо)

Задание 10 . Добавить к целому слову первый звук [Г]. Какое слово получится?

Розы — грозы, рад — ..., речка — ..., Лина — ...

Задание 11 . Выучить чистоговорки:

Гу-гу-гу — Гале помогу.

Гу-гу-гу — гуси на лугу.

Га-га-га — зеленые луга.

Га-га-га — дайте Гале пирога,

Пирога из творога.

Задание 12. Знакомство со звуком [Г"].

Символ звука: маленькие гусята гогочут: гьгьгь....


Характеристика звука: звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук (Г "]»:

гь, дь, мь, гь...; гя, дя, мя, ди, ги...; гиря, диван, мишка, Гена.

Задание 14 . Повторить за взрослым слоговой ряд:

гдя-где-гдю-гди, где-гдю-гди-гдя.

Задание 15 . Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук в словах (предварительно объяснить ребенку значение каждого слова):

гиря — гимназия — гигант — герой — гений.

Задание 16 . Выучить чистоговорки:

Ги-ги-ги — Машенька, беги.

Ги-ги-ги — мы ели пироги.

Задание 17 . Дифференциация звуков [Г] — [Р]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

гa-гя, го-...; ги-гы, гю...

Назвать первый звук в словах. Уточнить с ребенком значение слов:

газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Г] и [Г]):

горох, герой, гудок, гамак; Георгий, Гена, Геннадий, Галина.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки [Г] и [Г"].

Вспомнить имя мальчика на звук [Г"] и имя девочки на звук [Г] (Гена, Галя), образовать полные и уменьшительные имена, «подарить подарки Гене и Гале».

Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в словообразовании).

Обратить внимание на звуки [Г] — [Г"] в словах:

бумага — бумаги; книга — книги; дорога — дороги.

Изменить слово книга по падежам, обратить внимание, в каких словах встречается звук [Г], а в каких — [Г"]. Это (что?) — ... книга. У меня нет(чего?) — ... книги. Дам другу (что?) — ... и т.д. (упражнение в словообразовании).

Подобрать слова по первому слогу. Назвать все слова с твердым первым звуком и с мягким первым звуком.

ГА: -зета, -раж, -мак...;

ГО: -лубь, -ры, -лод...;

ГИ: -ря, -гант...

Задание 18 . В предложениях найти слова со звуками [Г] и [Г"]:

Галя и Гена едут на машине в гараж. Гена идет в магазин за горохом. Галя собрала красивый гербарий. Гога — герой, он спас голубя от голода.

Задание 19 . Знакомство с буквой Г.

Букву Г я не боюсь.

Г — не злой, а добрый гусь.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Г?

Игры с буквой.

Задание 20. Чтение и анализ предложения. Зрительный диктант: Вот Гога.

Следующий наш интернет — урок посвящен следующему звуку и букве.

Повторите несколько раз чистоговорку:

га-га – начинается игра
га-га – как она мне дорога

Какой звук более отчетливей слышно? Верно, звук [г] .

Произнесите звук [г] . Какой он? Да, он согласный и звонкий.

ВАЖНО! Сравните первые звуки слов: ГРИБ и ГИРЯ . Что скажите? В слове «гриб», звук [г] произносится твердо, а с слове гиря — [г`] мягкий. Какой делаем вывод? Значит, звук бывает мягким и твёрдым .

1. Найдите слова

  • Перечислите животных, в названии которых есть звук [г]
  • Перечислите продукты, в названии которых есть звук [г]
  • Назовите цветы, в названии которых есть звук [г]
  • Назовите предметы, которые начинаются на звук [г]

2. Посмотрите на картинки и назовите предметы, которые начинаются на звук [г].


3. Отгадайте имя девочки , используя первые звуки слов:

гусь, арбуз, листочек, яхта

4 . Закончи предложение словами на звук [г].

Играет …..(Гармонь)

Читает……(Газету)

Гогочет…..(Гусь)

Греет……..(Грелка)

Веселый…(Гном)

Голубые…(Глаза)

5. И г р а «Доскажи предложения»

Вместо точек придумайте слова на букву «г».

1. Машина стоит в… (гараже).

2. Гость проживает в… (гостинице).

3. Брат хорошо играет на… (гитаре).

4. Виноград рос на… (горе).

5. Мама купила сочные, сладкие… (груши).

6. Под березой нашли крепкий… (гриб).

8. На дереве сидел черный… (грач).

9. Гриша любит забивать… (гвозди, голы).

6. И г р а «Найди лишнее слово»

  1. Круг, плуг, друг, волк, тигр, грач.
  2. Гром, гнездо, горох, гвоздь, клад, град.

О т в е т: 1. Волк . 2. Клад , так как в них нет буквы «г».

Знакомьтесь — буква Г ! Какая солидная г алстук надел! Поглядите-ка, он еще и в г орошек! А около буквы Г что лежит? Да это же г воздь!

1 . Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

2 . Найди спрятанные буквы Г . Обведи их.

3. Раскрась только те груши, на которых буква Г написана правильно.

4. Добавь недостающий элемент буквы.

5. На рисунке ниже раскрась слева большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Г справа.

6 . Соедини с буквой Г только те предметы, названия которых начинаются со звуков [г] и [г`] .

7. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Г с правой стороны рисунка.

8. И г р а «Лесенка»

9. И г р а «Найди слово в слове»

Гроза – роза, раз, рог, гора .

Газета – газ, таз.

Гость – ось, стог.

Гитара – тара, тир, тигр .

Градусник – град, ус, сани, друг, дар, дуга, гуси, суд .

Голова – гол, вал, лов.

10. И г р а «Игра-шутка»

В каждом предложении выделите последний слог и составьте из них слово.

О т в е т: гу-се-ни-ца.


11.

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г .

Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Г .

13. Пишем букву Г и г .

14. Обведи и раскрась картинку.

15.

Пословицы

  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Сам себя губит, кто себя не любит.

Скороговорки

  • Гусь ГОГА и гусь ГАГА друг без друга ни шага.
  • Груша гусениц не любит, грушу гусеница любит.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.

Словарь

  • Газон — участок земли с искусственно созданной травой.
  • Галактика — это система из звезд, пыли и газа, которая удерживается вместе при помощи гравитации.
  • Гарантия — это ответственность.
  • Гармония — согласование между элементами или людьми или внутренний баланс.
  • Гастроли — выступление артиста (группы) в другом городе или стране.
  • Герб — это эмблема, отличительный знак человека, города, страны.
  • Гимн — торжественная песня, которая восхваляет кого-либо или что-либо.
  • Горизонт — это видимая граница между небом и землей или водой.
  • Гостиная — это комната для приёма гостей.
  • Гравитация — притяжение, которому подвержены все тела.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Голодный как волк — очень голодный.

Конспект фронтального занятия "Звуки Г - ГЬ. Буква Г."

(1 класс)

Цели занятия:

Коррекционно-развивающие:

Познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, предложения;

Учить дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развитие лексико - грамматической стороны речи;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

Отработка умения согласовывать свои движения с действиями других детей, с ритмом и текстом;

Развитие общей и мелкой моторики

Коррекционно-образовательные:

Учить детей спрягать глаголы;
- продолжать учить детей правильному употреблению в речи прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже; числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
- продолжать работу по профилактике дисграфии;
- упражнять в подборе антонимов;

Обогащение словарного запаса;

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
-воспитывать потребность детей к правильной речи.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс :

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий: уметь дифференцировать звуки по твердости и мягкости, уметь проводить звуко - слоговой анализ, определять место звука в слове, уметь выделять звуки среди других звуков, в слогах, словах, предложениях, уметь ориентироваться в способах согласования имени существительного и имени прилагательного в роде, числе, падеже, имени существительного и имени числительного; уметь подбирать антонимы, уметь правильно составлять предложения.

Личностные УУД: адекватное понимание причин успешной учебной деятельности; понимание необходимости учения, положительного к нему отношения, применение приобретенных навыков в практической деятельности.
Коммуникативные УУД : умение адекватно использовать речевые средства для решения различных задач, формулировать простые выводы.
Регулятивные УУД: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока:

Информационная: знание характеристики звуков, артикуляции звуков, навыки звуко-слогового анализа, знание антонимов, число им. существительного (единственное и множественное),

Коммуникативные : навыки использования ответов для общения с учителем, учащимися; умение выражать радость, одобрение или желание сотрудничать с другими учениками, желание общаться.

Социальная: сотрудничество, работа в команде, желание применять полученные знания для достижения хороших результатов в учебе и в социальной жизни ребенка за пределами школы.

Оборудование:

разрезные картинки со звуком Г, Гь, индивидуальные зеркала, цветные ручки, картинки гуся, гусёнка, гномика, профили артикуляции звуков, схема звукового анализа, прищепки (зеленые, красные, синие), слоговые линеечки, удочка, рыбки с картинками, цветные магниты, презентация "Звуки Г - Гь. Буква Г. Грибы", компьютерное оборудование, интерактивная доска, проектор.

Ход занятия:

I . Оргмомент.

Здравствуйте ребята!.

Цель: активизировать внимание детей.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Будем четко говорить,

И не будем мы спешить

II . Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания.

1. Развитие мелкой моторики .

Мышка мыла-мыла лапку:

каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув его водой.

Не забыла и указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылила усердно-

Самый грязный был наверно.

Безымянный терла пастой,-

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла-

Очень он боялся мыла!

2. Массаж лица (по массажным линиям):

- "лоб- ушки";

- "рисуем брови";

- "наденем очки";

- "нос - ушки";

- "подбородок - ушки";

- "нарисуем усы";

- "веселый клоун";

- "клювик";

- "румяна";

- "пальцевой душ".

3. Артикуляционная гимнастика.

Для того, чтобы речь стала чистой и красивой, что необходимо делать?

Артикуляционную гимнастику.

"Улыбочка" , "Трубочка", "Качели", "Часики", "Наказать непослушный язык", "Горочка", "Катушка ", "Лошадка", "Маляр" (зеркала).

Дыхательные упражнения:

на вдохе- руки поднять через стороны вверх,

на выдохе- руки опустить: ааааааа

на вдохе- руки в стороны,

на выдохе- обхватить плечи, скрестив: оооооо

на вдохе- руки перед собой,

на выдохе- руки вниз: уууууу

II . Развитие произношения и обучение грамоте.

1. Актуализация знаний.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми звуками. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы? (схемы звуков)

Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем.

На какие две группы делятся все звуки?

Звуки делятся на гласные и согласные.

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Обозначаем красным цветом. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Они могут быть твердыми и мягкими. Твердые обозначаем синим, а мягкие - зеленым цветом.

Ребята, какое сегодня число, месяц, день недели?

2 . Введение в тему.

Цель: подвести детей к самостоятельному определению темы урока, дать наиболее полное определение новым понятиям.

Откройте конвертики, у вас разрезаны картинки.
-Соберите картинки.
-Назовите свои картинки, выделяя голосом 1 звук.

Гусь, гитара, груша, гриб, гном, крокодил Гена.

Назовите, какой звук есть во всех этих словах?

Звуки Г, Гь.

Значит с какими звуками мы сегодня познакомимся, с какой буквой?

Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г - ГЬ и буквой Г.

Ребята, откройте тетради и запишите число и тему занятия.

Какое сегодня число, месяц, день недели?

Сегодня на занятии мы будем учиться различать два звука Г - Гь.

3. Знакомство со звуками Г-ГЬ.

Отгадайте мою загадку:

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

Кто это? (картинка гуся)

Как гогочет гусь?

Га-га-га.

Назовите 1 звук в слоге: га?

Первый звук - Г.

Губы в улыбке, зубы обнажены, разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов.

4. Характеристика звука.

Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?

Что мешает?

Задняя часть спинки языка упирается в мягкое нёбо, образует горочку. Воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом.

А если встречается преграда, значит звук Г какой?

Согласный.

А теперь проверьте звонкий или глухой? Как обозначаем?

В слоге ГА, звук Г твёрдый или мягкий? Как обозначаем?

Твердый, синий цвет.

Сделайте общий вывод.

Звук Г - согласный, твердый, звонкий. Обозначаем синим цветом и колокольчик.

Запишите в тетради схему звука Г.

Скажите, как зовут детёныша у гуся? (картинка гусёнка)

Гусёнок.

Как гогочет гусёнок: ГЯ

А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ
-Назовите 1 звук в слоге ГЯ?

Первый звук - ГЬ.

Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка (профили артикуляции звуков).

Губы в улыбке, зубы обнажены, кончик языка лежит внизу и упирается в нижние зубы. Спинка языка образует горочку.

Расскажите про звук ГЬ.

Звук Гь - согласный, звонкий, мягкий. Обозначается зеленым цветом, колокольчик.

Запишите схему звука Гь в тетради.

5. Упражнение в произношении звуков Г-ГЬ.

Сейчас мы отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?

Тогда вперед!

А кто будет путешествовать вместе с нами вы должны догадаться, я назову слово по звукам, а вы должны сказать кто это: Г, А, Н, С. (картинка гуся)

Это ГАНС - гусь.

Г, И, Г, А.

Это ГИГА - гном.

Выделение звуков.

Ганс собирается в дорогу. Поможем ему собрать звуки.

Ловим звук (хлопаем в ладоши)

А) среди других звуков: О, К, Г, Б, М, Ш, Ть, Сь, Гь, Дь, Кь, Гь….
Б) среди слогов: ГА, ДА,ГЕ, ТО, ГИ, ЛЫ, АГ, АШ, ОГ, ОК.

Введение сюжета в занятие.

Гансу гном принёс подарки-
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо не сказал.

За это гном Ганса превратил в крошечного гусёнка и сказал: «Если пройдёшь через все испытания, станешь опять большим»

А какие испытания нам надо пройти вместе с Гансом мы узнаем после физкультминутки.

Физминутка.

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону),

Гуси - в волнах на реке (наклоны вперед- назад).

Мимо голуби летели (покачивание руками).

И на веточку присели (приседание)

Веточка качается (покачивание руками).

Неплохо получается.

- А вот и 1 испытание - чистоговорки.

Ганс идёт по лугу и проговаривает чистоговорки. Давайте и мы поможем Гансу проговорить чистоговорки. Читаем громко и четко.

Ги-ги-ги - потеряли сапоги

Гу-гу-гу - гуси на лугу

Га-га-га - зеленые луга

Ге-ге-ге - картошка в пироге

Го-го-го - кричит ослик: Иго - го

2 вариант (дополнительно). Проговорить предложения.

Я гуляю по лугу.
Ты ……
Вы…..
Мы….
Он….
Она…..
Они….

Мы справились хорошо и помогли Гансу пройти 1 испытание!

2 испытание - Дифференциация звуков Г -ГЬ в словах.

Гном велел Гансу поймать много рыбок на обед.

Ребята, вы должны поймать рыбку. Но рыбки необычные, а с картинками. Вы должны назвать картинку, определить место звука (Г, Гь) в слове (в начале, в середине, в конце) и сказать какие это звуки (твердые или мягкие).

Упражнение "Поймай рыбку".

Молодцы, мы прошли 2 испытание!

А вот вам задание - 3 испытание:

3 испытание - Игра «Наоборот» (с мячом) (дополнительно)

Тихо - громко

Веселый - грустный

Сытый - голодный

Сладкий - горький

Ласковый - грубый

Редкий - густой

Чистый - грязный

Шершавый - гладкий

Мелкий - глубокий.

Молодцы, мы помогли пройти Гансу 3 испытание.

4 испытание - Звуко-слоговой анализ слов.

Ганс плывёт на корабле.
Вдруг на море буря.
Ганс воскликнул: «Быть беде!
Неужто утону я?

Надо спасти Ганса. Мимо тонущего корабля проплывает яхта капитана Врунгеля. Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги. Ганс поймает круги, когда будут составлены схемы слов: Ганс, Гига.

Работа со слоговыми линеечками и прищепками (красная прищепка- гласный звук, синяя прищепка - согласный твердый звук, зеленая прищепка - согласный мягкий звук).

Звуко - слоговой анализ слов.

Работа в паре.

Ганс - 4 буквы, 4 звука.

[а] - гласный, (красная прищепка)

[н] - согласный, твердый, звонкий (синяя прищепка)

[с] - согласный, твердый, глухой (синяя прищепка)

Сколько гласных звуков?

1 гласный - А.

Какое есть правило для определения слогов?

Сколько в слове гласных столько и слогов.

В этом слове 1 слог.

Сколько согласных звуков?

Согласных звуков - 3.

Определите место звука Г?

Звук Г стоит в начале слова.

Гига - 4 буквы, 4 звука.

[Г ] - согласный, мягкий, звонкий (зеленая прищепка)

[и] - гласный (красная прищепка)

[Г] - согласный, твердый, звонкий (синяя прищепка)

[а] - гласный (красная прищепка)

В этом слове 2 гласные, значит 2 слога.

Звук Г - твердый, в начале слова.

Звук Гь - мягкий, в середине слова.

Молодцы, мы опять помогли Гансу.

5 испытание - Знакомство с буквой Г.

А какой буквой обозначается звуки Г, Гь?

Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.

Рассмотрите букву на слайде.
-На что похожа буква?

На гуся.
-Посмотрите на гусыню Она вытянула шею, изображая букву Г.

Молодцы, мы с вами выполнили ещё одно испытание!

Образование множественного числа существительных.

5 испытание - Игра « Один - Много» (с мячом).

Нам предстоит пройти еще одно испытание.

1 вариант.

Огурец - огурцы,

голубь - голуби,

ягода - ягоды,

магазин - магазины,

город - города,

гараж - гаражи,

гусь - гуси,

гость - гости,

гора - горы,

газета - газеты,

попугай - попугаи.

2 вариант. Сосчитай предметы, чётко произнося звук Г.

Один голубь, 2…, 5, Одна пуговица, 2,5, Одно гнездо, 2,5.

6 испытание. Работа с предложением.

Чтобы расколдовать гуся Ганса нам предстоит выполнить последнее испытание - составить правильно предложение. Слова в предложении "не дружат" (стоят не по - порядку).

Деформированное предложение: Галя, Гена, много, и, набрали, грибы.

Предложение: Галя и Гена набрали много грибов.

Назовите слова со звуками Г, Гь.

Галя, Гена, грибы.

III . Развитие лексико - грамматической стороны речи.

7 испытание - "Грибы. Съедобные и несъедобные грибы".

Ребята, а вы знаете какие грибы можно собирать, а какие нельзя?

Можно собирать только съедобные грибы. Нельзя трогать и собирать ядовитые грибы.

- Беседа. "Грибы. Съедобные и несъедобные грибы".

Молодцы, ребята! Мы выполнили все испытания гнома.

Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой
Он не маленький - большой!

IV . Итог занятия. Рефлексия

С какими звуками мы сегодня познакомились?
- Угадайте о каком звуке я говорю (дается характеристика звуков Г, Гь).

Для чего вам надо это знать?
- Что понравилось на занятии?

Что бы вы хотели узнать на следующем занятии?

Как бы вы оценили свою работу на занятии?

(зелёные гусята - я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные гусята - не справился с заданием, у меня грустное настроение, синие - я старался, но у меня не все получилось).

Цели:

Коррекционно-развивающие:

Познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

Образовательные:

Учить детей спрягать глаголы;
- продолжать учить детей правиьному употребдению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных,согласовывая их с существительными в роде, числе,падеже;
-продолжать работу по профилактике дисграфии;
упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.

Оборудование:

Разрезные картинки со звуком Г, альбом 2 «Я учусь говорить и читать» стр.27,29, зеркала, картинка гуся, гусёнка, фонарики: синий - зелёный, конверты с элементами буквы Г, предметная картнка Ганса.

Ход занятия:

1. Орг. момент
-Откройте конвертики, у вас разрезаны картинки.
-Соберите картинки.
-Назовите свои картинки, выделяя голосом 1 звук.
(дети называют картинки)
- Назовите, какой звук есть во всех этих словах? (Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г - ГЬ и буквой Г.
2.1) Знакомство со звуками Г-ГЬ.
-Отгадайте мою загадку:
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. Кто это? (гусь)
-Как гогочет гусь? (га-га-га)
-Назовите 1 звук в слоге: га?
Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(губы в улыбке, зубы разомкнуты,
кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?
-Что мешает? (воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой?
-А теперь проверьте звонкий или глухой? (голос включается)
-А в слоге ГА, звук Г твёрдый или мягкий?
-Расскажите про звук Г.
-Скажите, как зовут детёныша у гуся? (гусёнок)
-А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ
-Как гогочет гусёнок: ГЯ
-Назовите 1 звук в слоге ГЯ? ГЬ
-Расскажите про звук ГЬ.



2. Упражнение в произношении звуков Г-ГЬ.

Откройте учебники по закладке, посмотрите в верхнем левом углу у вас нарисован гусь и гусёнок
Гусь гогочет: ГА-ГА-ГА
А гусёнок: ГЯ-ГЯ-ГЯ (дети строят из пальцев рук гусей и произносят звуки)
А в правом верхнем углу: Юпик руки вверх поднял,
Нам 2 фишки показал.
-Почему Юпик поднял 2 фишки?
Сейчас мы отправимся в путешествие. А кто будет путешествовать вместе с нами вы должны догадаться, я назову слово по звукам, а вы должны сказать кто это: Г, А, Н, С.

3. Выделение звука.

А) Ловим звук: среди других звуков: О, К, Г, Б, М, Ш, ….
Б) среди слогов: ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ
В) Посмотрите на картинку в учебнике «Ганс собирается в дорогу»
-Назовите слова со звуком Г.
-Назовите слова со звуком ГЬ.

4. Введение сюжета в занятие.

Гансу гном принёс подарки-
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо не сказал.
-За это гном Ганса превратил в крошечного мальчика и сказал: «Если пройдёшь через все испытания, станешь опять большим»
Физминутка.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь
Вот я какой:
Маленький-большой!

5. Ганс идёт по лугу и проговаривает предложения. Давайте и мы поможем Гансу договорить предложения.

Я гуляю по лугу.
Ты ……
Вы…..
Мы….
Он….
Она…..
Они….

6. Дифференциация звуков Г -ГЬ

А мы с вами будем в дороге светить фонариками для Ганса.
Игра «Зажги фонарик»
Если услышите в слове звук Г - поднимите синий фонарик, а если ГЬ - зелёный.
ГУСИ, ГЕНА, ШАГИ, НОГИ, ГАРАЖ, ГИРЯ, ГЕРОЙ, ГНОМ, ЛУГА, ГРАЧ, ГОРОХ, ГИТАРА. (объясняют какой звук, место звука в слове)
Молодцы, мы помогли пройти 1 испытание Гансу.

7. Игра «Наоборот»

А вот вам задание - 2 испытание:
Скажите слова наоборот:
В них Г поставте вперёд:
Тихий - громкий, чистый - …, весёлый -…, умный -…., сытый -…. редкий -….
мелкий -…., шершавый -…
Молодцы, мы помогли пройти Гансу 2 испытание.

8. Звуко-слоговой анализ слов.

Ганс плывёт на корабле.
Вдруг на море буря.
Ганс воскликнул: «Быть беде!
Неужто утону я?»
-Надо спасти Ганса. Мимо тонущего корабля проплывает яхта капитана Врунгеля. Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги. Ганс поймает круги, когда будут составлены схемы слов: Ганс, гуси.
Молодцы, мы опять помогли Гансу.

9. Знакомство с буквами Г г.

Напомните о каких звуках мы сегодня говорим?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г. Рассмотрите букву в голубой рамочке.
-На что похожа буква?
-Посмотрите на гусыню в левом верхнем углу страницы. Она вытянула шею, изображая букву Г.
Вот и вы с помощью руки покажите букву Г.
Посчитайте сколько букв Г нарисовано в учебнике?
Возьмите конверты и постройте из элементов букву Г. А теперь пальчиком проведите по букве и напишите её.
Молодцы мы с вами выполнили ещё одно испытание: построили буквы.

10. Образование множественного числа существительных.

И последнее испытание. Игра « Один - Много»
Огурец - огурцы, голубь - ……., ягода -….., луг -……, магазин -….., город -….., гараж-….., гусь -……гость -……, гроза -……, гора -……, газета -…..попугай -…..

11. Сисчитай предметы, чётко произнося звук Г.

Один голубь, 2…, 5, Одна пуговица, 2,5, Одно гнездо, 2,5.
Молодцы, ребята все испытания мы выполнили.

12. Итог занятия.

Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой
Он не маленький - большой!
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.

Цель: познакомить детей со звуками “г”, “гь”

Задачи: познакомить детей с буквой Г.

Развивать мимическую мускулатуру лица, дыхание и голос, артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Развивать фонематический слух, учить выделять звуки “г”, “гь” из состава слова, дифференцировать их по твёрдости и мягкости, совершенствовать навыки выполнения звукового анализа и синтеза.

Упражнять в умении анализировать предложение, упражнять в навыке чтения.

Закреплять навыки ориентировки в пространстве, развивать логическое мышление, внимание.

Закреплять умения отгадывать загадки, воспитывать умение у детей решать задачи сообща, формировать представления о дружбе, взаимопомощи.

Демонстрационный материал: игрушки: Баба-Яга, гуси, гусёнок, лебедь, ёж, лягушка, ворон, волк, заяц, лиса. Предметные картинки: горох, гусь, глаз, гитара, гиря, гимнаст, сапоги, гном. Цветок с лепестками, лента, коврик для профилактики плоскостопия, картинка - ребус, картинка “предложение”, карточка с изображением буквы Г.

Картина “поляна”, “лес”, “река”, “избушка”, “гнездо”

Раздаточный материал: синие и зелёные круги, схемы для определения места звука в слове, схемы-полоски “предложение”, картинка “зашумленные буквы”, счётные палочки.

Организация детей на образовательную деятельность.

Логопед: Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы любите отгадывать загадки:

Крылатый, горластый - красные ласты.

В воде купался - сухой остался.

Щиплет за пятки - беги без оглядки. (Гусь)

Логопед: Вспомните, какую сказку я рассказывала на прошлом занятии? (“Гуси-лебеди”)

Мимические упражнения

Покажите злых гусей-лебедей, грустную девочку, радостную девочку.

Пластический этюд “Птицы летят”

Логопед: Давайте превратимся в птиц! Гуси – лебеди зимующие или перелётные? (перелётные).

Сначала будем делать движения крыльями быстро (руки напряжены)

Теперь машем крыльями медленно, плавно (руки расслаблены).

Развитие тонкой моторики пальцев рук.

Шлёпают гуськом (поочередно похлопать ладонями

Гусак с гусаком. по тыльной стороне кистей)

Смотрят свысока

Гусь на гусака. (фигура из пальцев “Гусак”)

Ой, щиплет бока (пощипать поочередно тыльные стороны

Гусь у гусака. кистей)

Артикуляционная гимнастика

Для челюсти: движение челюстью вправо-влево;

Для губ: улыбка (удержать под счёт до 10);

Для языка: самомассаж языка;

Для мышц мягкого нёба: позёвывание, покашливание.

Развитие дыхания

Упражнение “Гуси шипят”

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс.

“Раз, два, три, четыре” - вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: “ш-ш-ш-ш” Повторить 4-5раз в медленном темпе.

Знакомство со звуками “г”, “гь”

Вносится игрушка гуся.

Кто это? (Гусь)

Какой первый звук в слове гусь? (“г”)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука “Г” и дает характеристику: согласный, твёрдый.

Дидактическое упражнение “Хлопни в ладошки, если услышишь звук Г”

М, Б, Г, Г, П, Р, К, ГА, ДА, МА, БУ, ГУ.

Гараж, дорога, дерево, машина, графин, гусь, стол.

Гусь стоит и все гогочет: г-г-г.

А гусёнок подпевает: гь-гь-гь.

Как поёт гусёнок?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука “ГЬ” и дает характеристику: согласный, мягкий.

Дидактическое упражнение “Хлопни в ладошки, если услышишь звук ГЬ”

ГЬ, ДЬ, МЬ, ГЬ, РЬ, НЬ, ГЯ, ДЯ, МЯ, ДИ, ГИ.

Гиря, диван, гимнаст, мишка, книги, Гена, сапоги.

Сегодня мы будем сочинять новую сказку “Гуси-лебеди”

В одной стране жили добрые гуси. И была у них сестра царевна-лебедь.

Понравилась злому ворону царевна – лебедь, прилетел он и украл её. Закричали гуси, заплакали. Но слезами горю не поможешь.

Как вы понимаете выражение “слезами горю не поможешь?”

(Ответы детей)

Надо вернуть царевну-лебедь. Обитатели леса обещали нам помочь, но мы тоже должны им оказать помощь. А какую, сейчас узнаете.

Пора собираться в путь-дорогу!

Летят гуси и переговариваются между собой:

ГЛА-ГЛО-ГЛУ-ГЛЫ; АГЛ-ОГЛ-УГЛ-ИГЛ, ГДЯ-ГДЕ-ГДЮ-ГДИ, ГДЕ-ГДЮ-ГДИ-ГДЯ

(Дети проговаривают слоги вместе с логопедом)

Логопед: На поляне нас лиса встречает. Она просит помочь выполнить задание.

Дифференциация звуков Г - ГЬ

Гуси и гусята кричали,
Свои звуки называли.
Место звука подскажи
И кружочек положи.

Слова: гуси, Гена, шаги, ноги, гараж, гиря, герой, луга, гном, тигр.

Дети поднимают синий или зелёный круги и определяют место звука в слове с помощью схемы.

Логопед: Лиса посоветовала обратиться к зайцу за помощью. Он быстро бегает и за день успевает во многих разных местах побывать, может быть, он знает, куда черный ворон полетел.

Только как найти зайца? Давайте поиграем в эхо. Мы с лисой будем звать зайца громко, а вы с зайцем отвечайте тихо.

Дидактическая игра “Скажи наоборот”

га – гя, гы – ги, гу – гю, го – гё, гэ – ге

Нашли зайца! Посмотрим, какое он нам задание приготовил.

“Какое слово в ряду лишнее?

На магнитной доске выставлены предметные картинки:

Логопед: Назовите предметы, изображенные на картинках, поделите слова на слоги.

Горох, гусь, глаз, гитара.

Какое слово не подходит? Почему? (не подходит “гитара”, потому что это слово начинается со звука “гь”).

Назовите предметы, изображенные на картинках, поделите слова на слоги.

Гиря, гимнаст, сапоги, гном.

Какое слово не подходит? Почему? (не подходит “гном”, потому что это слово начинается со звука “г”)

Логопед: Заяц видел, как черный ворон полетел в сторону реки. Чтобы попасть на другой берег, надо пройти по мостику.

(Дети идут по коврику-“мостику” для профилактики плоскостопия)

Нас встречает лягушка-квакушка! Она хочет что-то сказать!

Каждый день зарядку делай, будешь сильный, будешь смелый!

Логопед: Правильно! Если делаешь зарядку, то со здоровьем будет все в порядке.

Физкультурная минутка.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались. (имитировать растирание спины полотенцем)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались. (имитировать движения, указанные в тексте)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет! (резко поднять руки вверх)

Игра “Скажи наоборот”

Логопед: Лягушка просит помочь придумать слово “наоборот”

Тихо (громко), веселый (грустный), сытый (голодный), сладкие (горькие), жидкая (густая), чистые (грязные), шершавые (гладкие). Какой одинаковый первый звук в словах “наоборот”?

Лягушка-квакушка рассказала нам, что в лесу живет Баба-Яга, которая про всех все знает. А вот и избушка на курьях ножках.

Логопед: Баба-Яга приготовила она вам загадку, но прочитать не может, глаза совсем плохо видеть стали. Придется помочь (логопед читает загадку)

День закончился, затих.
Ты легла, закрыла их.
И легонечко зевнула,
И тихонечко заснула. (Глаза)

Логопед: Давайте научим Бабу-Ягу делать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

Зажмурить изо всех сил глаза, а потом открыть их.

Не поворачивая головы: посмотреть прямо, налево, вверх, направо, вниз и прямо.

Вытянуть вперёд руку, следить за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвигать его обратно.

Посмотреть в окно, найти самую дальнюю точку и рассмотреть её.

-“Подремать” - закрыть глаза на 30 сек и расслабиться.

Логопед: Послушайте, какое задание приготовила Баба-Яга.

Звуковой анализ и синтез

Логопед: Вы должны отгадать название дикого животного.

Первый звук – это согласный, дважды произносимый в мужском имени Вова.

Второй звук – гласный в слове кот.

Третий звук – это первый звук в слове луна.

Четвертый звук – это согласный звук во втором слоге в слове мука

Слово: ВОЛК

Логопед: Посмотрим, какое задание приготовил нам волк

Знакомство с буквой Г

Букву Г я не боюсь.
Г- не злой, а добрый гусь.

Какие звуки обозначаются этой буквой? Выяснить, на что похожа буква Г, выложить из палочек.

Игра “Найди букву Г”

(у каждого ребёнка карточка с зашумленными буквами, детям нужно найти и обвести букву Г)

Логопед: Все ребята отлично справились с заданием.

Посмотрите, кто это катиться? (ёжик). Он что-то несет (волшебную ленточку)

Для чего нужна волшебная ленточка, вы узнаете после того, как выполните очередное задание.

Дидактическая игра “Собери цветочек”

У логопеда сердцевина от цветка и лепестки с написанными слогами: га, ны, пу, па, ам, му, уг, го, гу, ги, иг, ог.

Из предложенных лепестков дети выбирают слоги с буквой Г и составляют цветок.

Чтение и анализ предложения

Логопед: Ёжик был удивлён, что дети в детском саду умеют читать слоги. А смогут ли они прочитать предложение?

Чтение предложения, деление предложения на слова, составление графической схемы.

По схеме назвать слова по порядку.

На лугу .

Логопед: Волшебная ленточка ёжика укажет нам правильную дорогу.

Логопед разматывает ленточку по полу, а дети идут друг за другом и выполняют инструкции:

Идем прямо, поворачиваем налево, идём прямо, поворачиваем направо.

Вот и добрались до гнезда ворона. Оказывается, раньше ворон был добрый, но его заколдовали. Мы должны разгадать ребус и тогда ворон опять станет добрым.

БА (ДРУЖБА)

Победила дружба! Настоящий друг в беде не бросит. Посмотрите, какой сложный путь мы прошли! Выполняли задания дружно, весело, потому, что очень хотели помочь гусям. И лесные жители нам помогали.

Ворон расколдован, он теперь обязательно подружится с гусями и лебедем. Птицам пора возвращаться к себе домой, да и нам в детский сад пора!

Литература

С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц “Учим ребёнка говорить и читать”

С.В. Яковлева “Узнаю буквы”