Зимняя ночь пастернак тема идея. Анализ стихотворения Б

В романе «Доктор Живаго», который был удостоен Нобелевской премии, публикуются стихи главного героя, Юрия Живаго. Одно из них «Зимняя ночь», более известное по строкам «Мело, мело по всей земле». По замыслу автора романа, Бориса Пастернака, стихи должны быть связующим звеном между глубиной прозы и читателем, но они имеют и собственную ценность.

В сегодняшнем анализе строк я постараюсь проникнуть в глубину поэзии Пастернака и попытаюсь найти ответ на вопрос, что хотел сказать этими стихами автор.

Зимняя ночь представлена в стихотворении безграничной стихией, которая по воле природы не знает начала и конца. Все пределы земли занесены снегом и в противовес этому на столе горит свеча, как символ жизни. Пастернак видит ночь символом смерти, когда вся жизнь под небом замирает или останавливается. Свеча – это символ жизни, ведь она горит, не смотря на буйство природы.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Пастернак известен своим философским взглядом на жизнь, поэтому ночь-смерть в стихотворении – это не что-то ужасное, не старуха с косой, а естественное состояние природы, которая даёт и забирает.

В зимнюю ночь к окну летят хлопья снега – даже смерть не против побывать рядом с жизнью, увидеть её красоту и энергию. Жизнь-свеча горит, несмотря на завывание ветра, несмотря на обманчивые рисунки мороза на стекле, несмотря на мрак во всём мире. В этом окружении свеча горит, освещая дом, даря тепло влюблённым и сохраняя надежду, что каждая ночь рано или поздно переходит в день.

Жизнь и смерть разделены стенами и оконным стеклом, откуда ночь глядит на свечу и видит жизнь. Слёзы в виде воска, капающие с ночника, символизируют печаль автора по уходящей жизни. Возможно, в момент написания стихов, Пастернак видит себя в этом доме со свечой – он рассматривает ночные рисунки на оконном стекле и вспоминает жар соблазна, который крестообразно вздымает крылья, уподобляясь ангелу.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Возвращаясь к роману, мы вспомним, как Юрий Живаго остался один в Варыкино, где в одиночестве проводит зимние ночи и дни. Время для творчества есть, весь мир скрыт за пеленой снега, и только свеча помогает не сойти с ума от тоски по Ларе. Возможно, и в жизни автора романа был такой момент, возможно, именно тогда написаны строки.

Свеча временами горела весь февраль – это мы видим в последнем четверостишье. Временами горит свеча, временами пишутся стихи, временами автор возвращается к жизни и находит приют в воспоминаниях и работе.

У стихотворения сложная судьба. Впервые оно увидело свет в России в 1988 году, когда был опубликован роман. До этого прочитать строки можно было только в самиздате. Роман в целом и стихи в частности были признаны властью образцом упадничества, самого Пастернака запрещали к публикации и исключали из Союза писателей. Советской власти Нобелевская премия не была указкой.

На сегодня «Зимняя ночь» - это образец русской лирики, занявший почётное место на пьедестале поэзии. Строки проникнуты глубиной, легко читаются и быстро запоминаются, став одним из любимых в народе стихотворений Пастернака.

К сожалению, точное время написания неизвестно, так как отдельным сборником поэзия Юрия Живаго вышла после публикации романа, а сам «Доктор Живаго» писался более 10 лет. Внизу указана дата 1948 год, но это лишь одна из версий.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Произведение Б. Пастернака «Зимняя ночь», входящее в цикл стихотворений Юрия Живаго, имеет глубокий смысл, понять который возможно с помощью анализа поэтического мира лирического шедевра и его ритмико-мелодической организации.

Действительно в «Зимней ночи» присутствуют наглядно-зримые образы (создаются на лексическом и мелодическом уровнях), метафорические противопоставления. Необычен и ритмический строй произведения, который сопрягаясь с образным планом стихотворения, позволяет понять его идейно-эстетическую концепцию.

Стихотворение «Зимняя ночь» представляет собою противопоставление двух миров: внешнего и внутреннего. Внешний мир (мир глобальный) – это прежде всего образы холода: зима и связанные с нею образы метели, которая «лепит на стекле кружки и стрелы» (олицетворение), снега (снежные хлопья сравниваются с мошкарой), непроглядной «снежной мглы». Весь мир погружен в зиму, всё подчинено ей. Перед читателем предстает образ расширенного пространства, глобального, создать который помогает использованный автором в тексте стихотворения прием гиперболы («Мело, мело по всей земле во все пределы»)

Внутренний мир, наоборот, локализован. В его центре – свеча. Вокруг свечи разворачивается образ утаенного места , ограниченного окнами, потолком, полом. В этом мире царит свет, и все невзгоды, находящиеся вне – ничто по сравнению с той любовью, «жар соблазна» которой ощутим в произведении. Внутренний мир наполнен уютом и теплом. Здесь прослеживается доминанта атрибутов повседневной жизни, домашних вещей (башмачков, платья, ночника, стола). Здесь прослеживается характерный для лирики Пастернака прием обытовления пространства (появляются детали быта) на уровне с образами явлений природы.

Образ свечи вводится в контекст произведения не только на семантическом уровне, но и на синтаксическом. Рефреном на протяжении всей «Зимней ночи» следуют слова:

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Данный приём подчеркивают ключевое значение образа свечи, его символичность, а главное важность для понимания замысла автора. Её образ, с одной стороны, ограничен миром уединенным, а с другой – присутствие свечи в произведении приобретает вселенскую значимость, она предстает не только как атрибут интимного мира, но и как центр всего мироздания.

Образ окна мы можем интерпретировать как границу между миром внутренним и внешним.

Мотивы льда и огня несомненно присутствуют в произведении. Мы видим их антиномию практически в каждом катрене. В первом: образ метели и свечи; во втором: хлопья снега и яркий, контрастный ему образ пламени; в третьем: опять же образы метели и свечи; в четвертом катрене антиномия льда и огня выявляется с помощью мотивов света («озаренный потолок») и тьмы («ложились тени»). В последующих катренах (6,7,8) мы видим уже знакомые нам образы снежной мглы и свечи, жара соблазна и дуновения внешних сил на свечу, и в последнем катрене – вечную метель и вечно горящую свечу как символ спасения и надежды.

Мотив света – доминирующий мотив «Зимней ночи» (соотносим с ипостасей огня). Его воплощению способствуют библейские образы. Связь с божественным началом ощутима в лирическом стихотворении. Это достигается за счёт образов «озарённого потолка» (словно божественные силы проникают в это место, удаленное от всего мира), образа ангела, концепта креста, который пронизывает текст «Зимней ночи», имплицитно проявляет себя в словах: «скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья», «крестообразно». Использование Б. Пастернаком однокоренных слов « кр е ст», «с кр ещ е нья», « кр естообразно» неслучайно. Тем самым автор намеренно сближает их, ставит в один образный ряд. Сближение достигается и посредством приёмов мелодики (аллитерации звуков [к], [р], ассонанса звука [э]).

Образ метели является лейтмотивом всей «Зимней ночи». Её образ на мелодическом уровне создается с помощью аллитерации звука [л] и ассонанса звука [э]. Данные приёмы сближают слова, связанные с образом метели. К ним мы относим: «ме л о», «зем л е» , «мг л а», «пред е л ы», «б е л ой», «ду л о», «из уг л а» (последние два слова создают ощущение дуновения).

Поэтический мир стихотворения «Зимняя ночь» действительно антитетичен, но кроме того, в нём особое место занимает момент любви, который является кульминационным фрагментом произведения. Автор косвенно вводит в контекст стихотворения образы двух влюбленных, использует метонимию в пятом катрене для создания их образов («…и падали два башмачка…»). Данный фрагмент звучит как жизнеутверждающее начало, как победа жизни над смертью (выявляется ещё одна параллель противопоставленных образов). Неслучайно здесь автор использует образы, связанные с божественным началом, а именно образ ангела, который подчеркивает святость любви. Становится понятна важная мысль: любовь – это высокое чувство, способное человека вопреки всем обстоятельствам сделать счастливым.

Подтверждением жизнеутверждающей идеи является и размер произведения (разностопный ямб ). Несмотря на присутствие в тексте стихотворения пиррихиев, ямб выполняет свою функцию – придаёт лирическому шедевру сильную, эмоциональную окраску. Перекрестная рифма, чередование мужских и женских окончаний говорит о единстве, о соединении двух душ.

Стихотворение «Зимняя ночь» музыкально (неслучайно оно положено на музыку как романс). Музыкальность придает ему мелодичная интонация, несколько даже элегическая. Она создается благодаря рефренам «Свеча горела…», а также посредством подчинения ритмом синтаксиса (в стихотворении мы можем найти примеры инверсий «…слетались хлопья со двора…», «…и падали два башмачка…», синтаксический параллелизм в пятом катрене).

Анализ поэтического мира и ритмико-мелодической организации помогает понять смысл стихотворения, его философский подтекст. «Зимняя ночь» – это размышление о вечном. Именно поэтому автор затрагивает все сферы бытия: и жизнь природы, и бытие человека. Соотнося их, Б. Пастернак приходит к мысли о том, что любовь способна преодолеть все невзгоды. Никакая метель не может стоять на пути того человека, который любит. Любовь – главная ценность (неслучайно подчеркнута её святость в произведении). Б. Пастернак утверждает идею вечности любви и высоких чувств.

Борис Леонидович Пастернак - один из известнейших русских писателей 20 века, чья проза и поэзия по праву считаются одними из лучших. Самое знаменитое его произведение - «Доктор Живаго». Это роман, который впервые в истории русской литературы соединил в себе стихи и прозу. И открывает поэтическую часть романа произведение «Зимние ночи».

Пастернак создал героя, тонко чувствующего и пишущего стихи. Но чтобы не отвлекать читателя от событий жизни Юрия Живаго, писатель помещает все его лирические творения в конце романа.

История создания

Итак, стихотворение Зимняя ночь» (Пастернак), история создания которого будет изложена ниже, было написано как часть более крупного произведения. Именно этим произведением открывается сборник стихов Юрия Живаго. Позднее стих не раз публиковался отдельно от романа и даже был положен на музыку. Но вернемся к истории.

Установить точную дату написания стихотворения сейчас уже невозможно, так как над самим романом Пастернак трудился целых 10 лет (1945 - 1955). Однако критики склоняются к мнению, что поэт создал свой лирический шедевр незадолго до окончания романа. Связано это предположение с тем, что в те годы уже перенес свой первый инфаркт Пастернак. «Зимняя ночь» - стих о борьбе жизни и смерти, следовательно, эта тема должна была быть близка писателю. А в какой же еще момент, как не в преддверии последних мгновений бытия, могут прийти в голову человека подобные мысли?

Как бы то ни было, большинство литературоведов считают, что написано стихотворение было именно в 1954-55 годы.

Что же касается самого произведения, то роман «Доктор Живаго» был признан за рубежом, Пастернак был награжден за него «Нобелевской премией». За это и произведение, и сам писатель подверглись на родине серьезным гонениям. Его больше не публиковали и исключили из Союза писателей. Пастернак не раз писал письма, желая убедить правительство в своей лояльности, но это не помогало. Противники писателя обращались к содержанию самого романа, называя его антисоветским. А стихотворение «Зимняя ночь» подверглось особым гонениям, так как было признано пошлым, декадентским и упадническим.

Тема

Как уже было отмечено выше, главной темой стихотворения «Зимние ночи» (Пастернак) стала тема борьбы жизни и смерти. Само произведение очень метафорично, в каждой его строке и образе скрыт особый смысл.

Так, рассматривая весь текст в контексте борьбы, можно заключить, что ветер, метель и стужа - символы смерти, а едва теплящееся пламя свечи - жизни. И этот хрупкий свет покидает больного Юрия Живаго так же, как покинет он и самого Пастернака.

Однако вместе с мрачной темой жизни и смерти присутствует тема любви, связанная с словно продолжаются в природе. Так, человеческую страсть сопровождает метель, плетущая на окнах «кружки и стрелы». Однако влияет ли природа и «жар соблазна» благотворно на главного героя?

Идея

Идея стихотворения «Зимние ночи» (Пастернак) созвучна с темой. Она воплощается в борьбе человека не только со смертью, но и с житейскими невзгодами, человеческими соблазнами. Так, лирический герой противостоит как метели, бушующей за окном, так и соблазну, сжигающему его душу. В душе персонажа царит смятение, он не может понять, где добро, а где зло. Выразить это в стихотворении помогает следующий смысловой ряд: ангел, соблазн, «крестообразно».

Однако противостоять внешним угрозам (метели) может лишь душевная сила (которую символизирует свеча) и любовь. Перед возвышенным чувством отступает мрак, дом становится уютным, согревающим.

Примечателен символ свечи. Она, как отмечалось выше, созвучна с самим героем. Она продолжает гореть (жить), несмотря на давление внешнего мира. Образ хрупкой, но продолжающей согревать свечи проходит через все стихотворение.

Композиция стихотворения «Зимняя ночь» (Пастернак)

Анализ композиции стихотворения позволяет заключить, что произведение основано на приеме антитезы (противопоставления) двух стихий: льда и пламени. Метель, охватившая весь мир, поглотившая все вокруг, разбивается о стекла, она не может проникнуть в комнату, согреваемую свечой.

Стихотворение имеет кольцевую композицию - последняя строчка повторяет первую, пусть и не в точности. А следовательно эта фраза не только ключевая, но отличия в ней несут огромное смысловое значение. Так, в конце стихотворения отсутствует повтор «мело-мело» и присутствует указание на время - февраль. Тем самым поэт подводит итог бури, которая уже прошла, а значит сила жизни и надежды восторжествовала.

Стихотворный размер

Стихотворный размер обеспечивает сильную эмоциональность стихотворению «Зимняя ночь» (Пастернак). Анализ структуры говорит о том, что написано произведение с перекрестной рифмовкой, где мужская (1, 3 строка) и женская (2, 4 строка) рифмы чередуются. А так называемая перебивка ритма, то есть сокращение 2-й и 4-й строки, придает стихотворению особый динамизм.

Заключение

Таким образом, слились воедино Вселенная и человек, мгновение и вечность в стихотворении «Зимние ночи». Пастернак создал потрясающе проникновенное, эмоциональное и философское произведение.

Голышева Галина Эриевна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ СОШ № 2

г.Нефтекумска

Ставропольского края

Урок «Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»» (11 класс).

1. Вступительное слово учителя.

В чём магия поэтического слова? На этот вопрос человек не нашёл ответа: ведь в нас отзывается не разум, а чувство. Нечто тронет незаметные струны души – и она заиграет. (Звучит вступление к песне А.Пугачёвой «Свеча горела».)

Сегодня у нас необычный урок – эксперимент . Вопреки Пушкину, утверждавшему, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», мы попытаемся при помощи современных технологий постичь духовное, общечеловеческое.

Целью исследования станет одно из удивительных стихотворений ХХ века – «Зимняя ночь» Б.Л.Пастернака.

2) несмотря на метель и холодную ночь, человек находит в ней положительное: его согревает горящая свеча и незатухающие воспоминания о событиях, которые произошли в эту ночь;

3) бури мировых потрясений пытаются увести человека с правильной дороги, сломить его. Это стихотворение о жизненном выборе человека, который противостоит жизненным неурядицам;

4) стихотворение повествует о времени и поэте , который, как свеча, одинок, но настолько силён, что смог выдержать нападки общества и остаться непобеждённым.

Кто же из вас прав, а у кого иное понимание? Чтобы ответить на этот вопрос, приглашаю погрузиться в океан высокой поэзии.

2. Содержание кейса.

В этом вам поможет кейс «Лингвостилистический анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»».

Папка «Стихотворение «Зимняя ночь» »

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озарённый потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Папка «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ».

1. АНГЕЛ – посланец бога, покровительствующий человеку.

2. БАШМАЧОК – башмак – ботинок или полуботинок (быть под башмаком – перен. подчиняться во всём).

3. ВЗДЫМАТЬ – поднимать кверху.

4. ВОСК – вещество, вырабатываемое пчёлами и служащее им материалом для постройки сот (перен. восковое лицо – бледно-жёлтое).

5. ЖАР – 1 горячий, сильно нагретый воздух, зной; 2 место, где очень жарко; 3 горячие угли без пламени (разг.);4 повышенная температура тела; 5 разгорячённое, лихорадочное состояние, а также румянец от него; 6 перен. рвение, пыл, страстность, горячность.

6. ЛЕПИТЬ – 1 делать изображение, сооружать из пластичного, мягкого мате- риала; 2 то же, что приклеивать (разг.).

7. ОЗАРЁННЫЙ – 1 ярко освещённый (высок.).

8. ПРЕДЕЛ – 1 пространственная или временная граница чего-нибудь; 2 страна, местность; 3 перен. Последняя крайняя грань, степень чего-нибудь.

9. СКРЕЩЕНИЕ – 1 положенный крест – накрест; 2 соединение для получения потомства; 3 место, в котором что-нибудь пересекается.

10. СОБЛАЗН – нечто прельщающее, влекущее искушение (искушение – желание запретного).

11. ТЕНЬ – 1 пространство, на которое непосредственно не падают световые лучи, а также тёмное отражение на чём-нибудь от предмета; 2 перен. неотчётливое очертание человеческой фигуры, силуэт; 3 перен. отражение какого-то внутреннего состояния в движениях лица; 4 перен. признак, как бы остаток чего-то (книжн.); 5 перен. малейший признак, доля чего-нибудь; 6 перен. подозрение в чём-нибудь.

12. ТЕРЯТЬСЯ – 1 пропадать, исчезать; 2 утрачиваться, становиться слабее; 3 переставать замечаться; 4 перен. лишаться самообладания.

П апка «Образы – символы» .

Метель. 1) Ночью Юру разбудил стук в окно. Тёмная келья была сверхъестественно озарена белым порхающим светом. Юра в одной рубашке подбежал к окну и прижался лицом к холодному стеклу.

За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода. На дворе бушевала вьюга, воздух дымился снегом. Можно было подумать, будто буря заметила Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением. Она свистела и завывала и всеми способами старалась привлечь Юрино внимание. С неба оборот за оборотом бесконечными мотками падала на землю белая ткань, обвивая её погребальными пеленами. Вьюга была одна на свете, ничто с ней не соперничало.

Первым движением Юры, когда он слез с подоконника, было желание одеться и бежать на улицу, чтобы что-то предпринять. То его пугало, что монастырскую капусту занесёт и её не откопают, то что в поле заметёт маму, и она бессильна будет оказать сопротивление тому, что уйдёт ещё глубже и дальше от него в землю.

Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго», 1 книга, часть 1, № 2.

2) Давно уже начало мести с севера, и метёт, и метёт, и не перестаёт, и чем дальше, тем хуже... На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли.

М.А.Булгаков «Белая гвардия».

3) Чёрный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всём божьем свете!

А. Блок «Двенадцать»

Свеча. 1) Лара любила разговаривать в полумраке при зажжённых свечах. Паша... сменил огарок в подсвечнике на новую целую свечу, поставил на подоконник и зажёг её. Пламя захлебнулось стеарином, постреляло во все стороны трескучими звёздочками и заострилось стрелкой. Комната наполнилась мягким светом. Во льду оконного стекла на уровне свечи стал протаивать чёрный глазок.

1 книга, часть 3, № 9.

2) Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.

«Свеча горела на столе. Свеча горела...» - шептал Юра про себя начало чего-то смутного неоформившегося, в надежде, что продолжение придёт само собой. Без принуждения. Оно не приходило.

1 книга, часть 3, № 12.

3) И она стала напрягать память, чтобы восстановить тот рождественский разговор с Пашенькой, но ничего не могла припомнить, кроме свечи, горевшей на подоконнике, и протаявшего около неё кружка в ледяной коре стекла.

Могла ли она думать, что лежавший тут на столе умерший видел этот глазок проездом с улицы, и обратил на свечу внимание? Что с этого, увиденного снаружи пламени, - «Свеча горела на столе, свеча горела» - пошло в его жизни его предназначение?

2 книга, часть 15, № 14.

Ночь. 1) Мне далёкое время мерещится,

Дом на стороне Петербургской.

Дочь степной небогатой помещицы,

Ты – на курсах, ты родом из Курска...

...Фонари, точно бабочки газовые,

Утро тронуло первою дрожью.

То, что тихо тебе я рассказываю,

Так на спящие дали похоже.

Мы охвачены той же самою

Оробелою верностью тайне,

Как раскинувшийся панорамою

Петербург за Невою бескрайней.

Там вдали по дремучим урочищам,

Этой ночью весеннею белой,

Соловьи славословьем грохочущим

Оглашают лесные пределы.

Ошалелое щелканье катится,

Пробуждает восторг и сумятицу

В глубине очарованной чащи...

Б.Л.Пастернак. Стихотворения Юрия Живаго: «Белая ночь».

2) Всё бытовое опрокинуто и разрушено. Осталась одна небытовая, неприложенная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она всё время зябла. Дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнажённой и одинокой. Мы с тобой как два первых человека Адам и Ева, которым нечем было прикрыться в начале мира , и мы теперь также раздеты и бездомны в конце его . И мы с тобой последнее воспоминание обо всём том неисчислимо великом, что натворено на свете за многие тысячи лет между ними и нами, и в память этих исчезнувших чудес мы дышим и любим, и плачем, и держимся друг за друга и друг к другу льнём.

Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго», 2 книга, часть 13, № 13.

Папка « Стихотворения и роман».

1). Юра хорошо думал и очень хорошо писал. Он ещё с гимназических лет мечтал о прозе, о книге жизнеописаний , куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнёзд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидать и передумать. Но для такой книги он был ещё слишком молод, и вот он отделывался вместо неё писанием стихов , как писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине.

Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго», 1 книга, часть 3, № 2.

2). Книгу называют романом, но вслед за критиком Лакатосом хочется сказать, что это «гигантское стихотворение». Жизненные пути героев, картины природы, исторические события связывает тонкая нить лирического чувства. Она проходит через весь роман, придаёт ему цельность, и своеобразным центром произведения становится поэтический сборник Ю. Живаго.

3). Живаговский цикл включает в себя стихотворения, написанные в период с 1946 по 1953 год, чрезвычайно разнообразные по жанру и лирической тематике... Стихотворный цикл – это художественный приём, позволяющий раскрыть образ главного героя, врача и поэта дилетанта Юрия Андреевича Живаго, во всей его полноте и многогранности, показать его внутренний мир, проследить основные вехи его духовной и творческой эволюции.

Власов А.С. «Стихотворения Юрия Живаго», ЛВШ, 2001, № 8.

4). После двух крупных частей, разбитых на главы, каждая из которых имеет своё название, следует эпилог, а затем и особая 17 глава – стихи. Представим себе, что Б.Пастернак писал бы достаточно обычный, традиционный роман о поэте. Как бы он распорядился его стихами? Наверное, поместил бы внутрь повествования, цитировал в тот момент, когда описывал, как они возникли, придумывал ситуации, где они могли бы прозвучать... Как расположил материал Б. Пастернак? Предположенной нами ситуации в романе нет (за исключением, может быть, строки: «Свеча горела на столе, свеча горела...»); многие стихи расположены совсем не в той последовательности, как можно было предположить, читая прозаическую часть; многим стихам отыскать прямых соответствий в прозе нельзя. Тогда в чём же дело? Автор показал процесс творчества, стихи и прозаическая часть романа связаны по законам творчества .

«Серебряный век русской поэзии», часть 2.

Папка « О поэтическом мире Б. Л. Пастернака ».

1). В ХХ столетии трудно назвать второго такого поэта, художественный мир которого был бы настолько внутренне гармоничен , что смог противостоять бесконечно сильному дисгармоническому началу «безумного века».

У Пастернака семантический (смысловой) принцип наложения «живого» на «неживое» не сводится к каким – либо локальным (конкретным) проявлениям олицетворения, а является определяющим признаком его художественной системы. Можно даже сказать, что в мире Пастернака «всеобщая одушевлённость» становится обязательным и постоянным признаком для всех явлений, благодаря чему стирается граница между внутренним и внешним мироощущением.

Н.А.Фатеева. «Весной я болен...» - РЯШ, 2004, № 6.

2). Специфика образов у Пастернака заключается в том, что они сочетаются по принципу смежности... как цепь сравнений . При этом ассоциации зрительные сочетаются с ассоциациями культурными и социальными, в действие одновременно включается несколько оттенков слова.

3). В позднем творчестве Пастернак приходит к классическому стилю : произведения строятся на прямой и прозаичной речи , при общей насыщенности лирических сюжетов проясняются отдельные подробности , возникает неведомое прежде сочетание эмоций и описаний , невыразимого и афористичного.

4). В стихотворениях 30 – 50 годов усложнена семантика (значение слова), более насыщенным становится литературный, философский, религиозный, исторический фон.

5). Своеобразие стихотворений Живаго состоит в том, что сочетание житейского и библейского осуществляется... текстуально – путём соединения обоих планов в пределах художественного целого.

С.Л.Страшнов. «Русская поэзия ХХ века».

6). «Поздний» Пастернак – это Пастернак, нашедший новые средства создания экспрессии. Образность создаётся за счёт использования общеязыковых единиц:

а) строфика стихов очень разнообразна... за счёт комбинаций длинных и укороченных стихов;

б) синтаксису свойственны конструкции перечисления однородных членов предложения; сходный эффект наращивания экспрессии, семантической (смысловой) многоплановости наблюдается при появлении анафоры , которая является одной из ведущих стилистических фигур поздней лирики Пастернака; синтаксическая конструкция может быть осложнена развёрнутым сравнением или метафорой ;

в) авторское «Я» - наиболее активная часть единого целого: мир и поэт. Поэтому часто внутренние переживания даны через внешнюю картину мира, а пейзажно – предметный мир – через субъективное восприятие. Отсюда и столь характерное для творчества Пастернака олицетворение, пронизывающее большинство метафор и сравнений. При этом поражает не обилие метафор, а их необычайная гармоничность со смыслом.

Г.Н. Гиржева «Некоторые особенности поздней лирики Бориса Пастернака» // РЯШ, 1990, № 1.

3. Задания для групп (внутри группы организована парная работа).

1 группа. Название, композиция, человек и мир

Поэзия Пастернака призывает вслушаться,

всмотреться, вчувствоваться в мир...

Г.И.Давиденко

I пара. Прочитайте папку «Стихотворения и роман», подготовьте сообщение о значении поэтического цикла в системе романа.

II пара. Подумайте над названием «Зимняя ночь»:

1). Какие ассоциации вызывает у вас этот образ, соответствуют ли они тому, что изображено в стихотворении?

2). Почему ключевым образом стихотворения становится ночь , что она может символизировать?

3). Познакомьтесь с комментарием № 1 к символу «ночь» в папке «Образы – символы»: а) что общего между весенней белой ночью и зимней , в чём различие; б) соотнесите определения, осмыслив комментарий № 2: начало мира – это... ночь, конец мира – это... ночь.

4). Объясните, какой смысл вкладывает поэт в эпитет зимняя. Подберите к этому слову синонимы.

5). Сформулируйте свои размышления по поводу названия. (Если у вас возникли затруднения, можете опираться на опорную запись: «Название стихотворения «Зимняя ночь» имеет не прямой, а переносный смысл. В поэтике Пастернака ночь обозначает... Эпитет зимняя указывает на... Таким образом, автор имеет в виду не время года и суток, не пейзаж, а...» .)

III пара. Композиция, то есть построение художественного произведения, является одним из способов раскрытия авторской идеи. Попробуйте приоткрыть завесу тайны над авторским замыслом, для чего поразмышляйте:

2). Как организовано пространство :

а) проанализируйте 1-е предложение (какова роль повторов, местоимений; уточните лексическое значение слов по папке «Толковый словарь»; почему автор использует безличную форму глагола);

б) на сколько макромиров разделено пространство, в каких они отношениях; сколько героев в стихотворении, только ли это люди?

3). Как организовано время (сравните первую и последнюю строфы: в чём разница, какие чувства испытываешь при чтении этих строф)?

4). Сколько частей в этом стихотворении, чему посвящена каждая часть?

5). Охарактеризуйте композицию стихотворения. (При возникновении затруднений опирайтесь на схему: «В основе стихотворения «Зимняя ночь» лежит тип речи..., который... С точки зрения организации пространства, можно выделить...1 часть посвящена... (и т.д.). С точки зрения организации времени, автор использует... композицию. Сравнивая начало и конец, понимаешь, что... Следовательно, композиционно стихотворение делится на... Таким расположением частей автор хотел сказать, что...»)

IV пара. Всё описанное в стихотворении передано через ощущения и восприятие лирического героя. Каков мир вне человека?

1). Проанализируйте первые 3 строфы:

а) какой смысл вкладывает поэт в образ метели (обратитесь за консультацией к папке «Образы – символы»),

б) определите, насколько гармоничны (дисгармоничны) отношения человека и мира (уделите, опираясь на свои ассоциации, особое внимание значению слов слетались (как кто?), оконная рама (что напоминает в ней перекладина?), пламя (сравните с фразеологизмами «пламя сердец, огонь души»), рой, мошкара (какую лексическую окраску имеют эти слова, кто летает роем?), кружки и стрелы (что напоминают?), почему оконную раму сменяет стекло) . Чтобы приблизиться к авторскому пониманию мира, познакомьтесь с папкой « О поэтическом мире Б.Л. Пастернака» (цитаты № 1, 2, 6 в)).

2). Объясните, каким изображён внешний мир и каково его отношение к лирическому герою.

V пара. Противостоять внешнему миру лирическому герою помогает горящая свеча. Герой и свеча – единое целое.

1). Ответьте, какова роль горящей свечи? (Прочитайте о символе свеча в папке «Образы – символы».)

2). Выберите из ряда ассоциаций со свечой те, которые близки вам, дополните их: тепло, свет, колдовство, одиночество, душа, ночь, тоска, надежда, грусть, страх, размышления, загадочность, покой, тишина.

3). Расскажите, каким вы представляете лирического героя? (Каковы его жизненные ценности, качества характера?)

Ожидаемый результат работы 1 группы:

1. Сообщить о роли стихотворного цикла в системе романа (1 пара).

2. Объяснить смысл названия стихотворения «Зимняя ночь» (2 пара).

3. Охарактеризовать композиционное строение стихотворения (3 пара).

4. Дать характеристику внешнего мира (4 пара).

5. Рассказать о лирическом герое, дать трактовку образа горящей свечи (5 пара).

2 группа. Художественно – изобразительные средства

пристально и уважительно, чтобы видеть и

слышать «в тесном тереме стихотворений»

именно то, о чём хотел сказать вам поэт...

Н.М.Шанский

I . В поздний период творчества Б.Л.Пастернак, по мнению критиков, пришёл к «классической простоте» выражения чувств и мыслей. Но это не значит опрощение стиля, скорее, это высшая степень мастерства. Попробуйте понаблюдать за «работой» поэтических тропов. Чтобы вам было легче, осмыслите цитату № 3 из папки «О поэтическом мире Б.Л.Пастернака».

1). Найдите гиперболу в 1 части и объясните её роль.

2). В какой из трёх частей стихотворения используются эпитеты? Кому посвящена эта часть? По какому принципу подобраны эпитеты, относящиеся к человеку и миру за окном (приведите пример)?

3). Найдите прямые сравнения: что между ними общего и чем они различаются?

4). Подумайте, отчего плачет свеча. Как называется троп, в котором об этом говорится (укажите его)? Обратитесь за помощью к папке «О поэтическом мире Б.Л.Пастернака», цитата № 6 в).

5). Расскажите о роли тропов в данном стихотворении.

II . «Поздний» Пастернак – это поэт, нашедший новые средства создания экспрессии. Анализируя стилистические фигуры, познакомьтесь с цитатой № 6 б) из папки «О поэтическом мире Б.Л.Пастернака».

1). Сравните роль повторов в 1 и 4 строфах: для характеристики чего они используются, по какому принципу сочетаются? Случайно ли тройное повторение слова в 4 строфе (что это напоминает)?

2). Какова роль анафоры «И... И... И... И...»? Как она влияет на ритм стихотворения?

3). Какой приём лежит в основе сюжета стихотворения? Докажите.

4). Почему в стихотворении нет восклицательных знаков? Проведите лингвистический эксперимент: замените точку в первой и последней строфах на восклицательный знак – стало лучше или хуже, почему?

5). Охарактеризуйте роль стилистических фигур в стихотворении.

Ожидаемый результат работы 2 группы:

1. Охарактеризовать роль тропов в раскрытии идеи стихотворения (6 пара).

2. Рассказать, как стилистические фигуры помогают выразить смысл стихотворения (7 пара).

3 группа. Лексика, лирические герои, стихосложение

Пастернак движется от частных эффектов к

полноте и гармоничности целого, от связей случайных

к необычному, но единому изгибу мыслей, «от заметного

стиля к незаметному».

С.Л.Страшнов

I . Поэтичность, выразительность стихотворения создаются не столько обилием языковых средств, сколько неожиданным соединением самых простых, хорошо известных слов. Во многом внешняя простота достигается эмоционально – семантической (смысловой) насыщенностью стиха. Чтобы убедиться в этом, осмыслите цитаты № 2, 4, 5 из папки «О поэтическом мире Б.Л.Пастернака».

Проведите лексический анализ стихотворения:

1). Докажите, что мир в «Зимней ночи» расколот на две половины – вне комнаты и внутри дома. Для этого составьте лексические цепочки, подобрав синонимы из стихотворения к ключевым словам: метель – ..., свеча – ...

2). Найдите антонимические пары. Какая группа антонимов имеет книжную окраску, почему?

3). Найдите во 2 части, посвященной влюблённым, слова высокие, поэтические и простые, прозаические. Для чего поэт использует контрастные по стилистической окраске слова?

4). Какой образ создаётся словами оконная рама, скрещенья, крестообразно? Каково назначение этого образа?

5). Охарактеризуйте лексические средства выразительности.

II . Гармоничность мировосприятия Пастернака выражается в том, что мир одновременно жесток и прекрасен, что в нём на равных уживаются добро и зло, метель и свеча.

Каков же мир любви? Чтобы глубже проникнуть в смысл образа, уточните значения слов по папке «Толковый словарь».

1). Сравните мир внешний, где властвует метель, и мир горящей свечи, где всё освещено светом любви: где больше динамизма, почему, как он передаётся?

2). Какова роль рефрена (повторяющейся строки)?

3). Почему потолок не освещённый, а озарённый ? Разве может от одной свечи озариться потолок? Кто на самом деле рождает озарение?

4). Почему вместо людей мы видим тени ? Почему эти тени витают под потолком?

5). Какие детали происходящего подчёркивают, что перед нами всё же люди, реальные, трепетные, счастливые?

6). Плачущая свеча (отчего она плачет?), башмачки – всё это детали реальности или...(назовите, откуда взяты эти образы)?

7). Расскажите, как изображены поэтом влюблённые?

III . Основу философии писателя – гуманиста составляет вера в бесценность и красоту человеческой личности, в силу любви.

Проследите, как поэт показывает торжество любви. Прочитайте цитату № 2 о символе ночь в папке «Образы – символы».

1). После встречи влюблённых для них «всё теряется в снежной мгле». Что «всё»? Почему?

2). Сдались ли, отступили враждебные силы, поняв, что свечу невозможно потушить? Проанализируйте предпоследнюю строфу: раньше свеча защищала влюблённых, а теперь кто встал на её защиту?

3). Какие значения имеет омоним дуло ? Случайно ли поэт использует этот омоним (слово, пишущееся и произносящееся одинаково, но имеющее совершенно разные значения)?

4). Проведите лингвистический эксперимент: уберите из стихотворения предпоследнюю строфу: что исчезло, как изменилось восприятие стихотворения, тональность?

5). Сравните первую и последнюю строфы: в чём принципиальная разница? Какая из них звучит оптимистично, за счёт чего?

6). Определите идейный смысл стихотворения (можете опираться на схему: «Это стихотворение о... Автор противопоставляет... Мы понимаем, что... Следовательно, поэт считал, что...»).

IV . Важнейшим элементом художественной формы произведения является стих, его особенности: ритм, интонация, рифма, размер. Все они взаимодействуют, помогая понять смысл. Прочитайте цитату № 6 а) из папки «О поэтическом мире Пастернака».

1). Охарактеризуйте звукопись на примере строк: а) На свечку дуло из угла (какие сочетания звуков повторяются, какой эффект создаётся при этом?), б) Вздымал, как ангел, два крыла (определите вид согласных по глухости – звонкости, какие буквы повторяются чаще других, как это влияет на наше восприятие?).

2). Определите стихотворный размер. Для чего поэт сочетает длинный и короткий стих, какой эффект рождается от этого сочетания?

3). Укажите тип рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая).

4). Охарактеризуйте стихосложение. Возможен такой вариант ответа: «Стихотворение написано... (указать размер). Сочетание длинных и коротких стихов создаёт эффект... Автор использует... рифму, которая традиционна для русской поэзии и служит для создания конкретных картин. Особую роль в выражении чувств поэта играет звукопись, например: ... ».

Ожидаемый результат работы 3 группы:

1.Объяснить, как через лексику выражена идея стихотворения (8 пара).

2. Какими вы представляете лирических героев(9 пара).

3. Определить идею стихотворения (10 пара).

4. Охарактеризовать стихосложение (11 пара).

4. Знакомство с кейсом и инструкция работы с ним.

Кейс состоит из папок «О поэтическом мире Пастернака», «Толковый словарь», «Образы – символы», «Стихотворения и роман», представляющих дополнительный литературоведческий материал, к которому вы можете обращаться за помощью в процессе исследования. Папка «Зимняя ночь» содержит текст стихотворения.

Вопросы для анализа распределены по 3 группам. Каждая группа работает по своему направлению, но задания у пар разные (5 пар в 1 группе, 2 пары – во 2, 4 пары – в 3 группе).

- Прочитайте название папки . Что будет анализировать ваша группа? Чему учат подобные задания? Ответ вам подскажет эпиграф (1 группа: анализируя название, композицию и изображение человека и мира в стихотворении, мы учимся познавать реальный мир, эмоционально обогащаемся; 2 группа: глубокий анализ художественно – изобразительных средств учит понимать мысли и чувства поэта; 3 группа: истинная поэзия учит нас говорить о сложных вещах просто).

Ознакомьтесь с ожидаемым результатом в конце папки и сформулируйте цель вашей работы (каждая пара зачитывает своё задание). Приступайте к исследованию. Творческих вам успехов!

5. Проверка результатов работы 1 группы «Название, композиция, человек и мир».

1 пара : Юрий Живаго мечтал написать книгу о жизни, а стихи должны были отразить самые яркие, значительные моменты. Для героя этими моментами становятся не исторические события, а чувства и переживания человека. Поэтому стихотворения позволяют полнее раскрыть образ главного героя и показать процесс творчества.

2 пара : Название стихотворения «Зимняя ночь» имеет не прямой, а переносный смысл. В поэтике Пастернака ночь обозначает состояние любви. Эпитет зимняя указывает на опасность, грозящую любви, тревогу. Таким образом, автор имеет в виду не время года и суток, не пейзаж, а состояние человека, который понимает, что любовь – единственная ценность в мире, где властвует метель, вьюга. Герой готов ценой жизни противостоять всему, что отнимает у него любовь.

3 пара : В основе стихотворения «Зимняя ночь» лежит тип речи описание , который передаёт состояние окружающего мира и состояние любящих друг друга людей. С точки зрения организации пространства, можно выделить 3 части. 1 часть посвящена миру внешнему, состояние которого можно определить как мрак, ночь, хаос. Исторические события так закрутили миром, что человеку, его чувствам, которые во все времена составляли нравственный стержень бытия, нет места. Разрушение духовности не имеет границ. Ощущение отчаяния, духовной опустошённости создаётся повтором (мело, мело), определительным местоимением (по всей, во все), семантикой слов (пределы). 2 часть переносит нас в мир двух любящих людей. Здесь царит гармония, счастье, духовность. Недаром в этот мир спускается с небес ангел. 3 часть вновь возвращает нас в мир метелей и вьюг. С точки зрения организации времени, автор использует кольцевую композицию (1 и последняя строфы повторяются), но, сравнивая начало и конец, понимаешь, что изменилась интонация повествования, ощущения лирического героя: от отчаяния к вере, от бессилия к силе духа. Следовательно, композиционно стихотворение делится на 3 части. Таким расположением частей автор хотел сказать, что самое важное в жизни человека не исторические коллизии, а любовь, которая, будучи искренней, чистой, возвышающей, духовной, способна не только противостоять миру бездуховности, но и побеждает в «поединке роковом».

4 пара : В поэтике Пастернака «внутренние переживания даны через внешнюю картину мира», что объясняет метафоричность изображения мира вне человека, всеобщую одушевлённость. В традиции символистической поэзии начала ХХ века метель олицетворяет стихийную силу исторических событий (революции), перевернувших бытие человека, разрушивших нравственные основы личности. Поэтому внешний мир враждебен человеку, что передаётся свойственным Пастернаку «одновременным включением нескольких значений слова»: хлопья сравниваются с роем (рой пчёл, ос враждебен и опасен для человека), но это рой мошкары (чего мелкого, презираемого); он слетается к оконной раме, имеющей форму креста и защищающей человека от агрессивности мира; хлопья слетаются на пламя горящей души, пылающего сердца и оказываются бессильны перед жаром любви; атаки не прекращаются: словно мишени, на стекле, такой хрупкой защите, метель лепит кружки и стрелы, но вопреки всем усилиям враждебного человеку мира свеча горит: ничто не в силах победить жизнь – любовь.

5 пара : В романе горящая в ночи на окне свеча соединяет незримо судьбы Лары и Юрия. Это символ будущего незатухающего чувства. В стихотворении свеча становится символом любящей души, надежды и веры в то, что любовь преодолеет хаос, бездуховность. Лирический герой поражает своей силой чувства: он бросает вызов миру, истории , хотя он не бог и не титан, а простой смертный человек.

5. Проверка результатов работы 2 группы «Художественно – изобразительные средства».

6 пара : Гиперболой начинается стихотворение. Её роль – создать ощущение непобедимости враждебного герою мира . Но в части, повествующей о герое, на первый план выступают эпитеты, сочетающиеся по принципу антитезы: озарённый – снежный, седой, белый. Озарённый – красный, цвет крови, жизни, любви. Белый – цвет савана, смерти, бездуховности. Описывая мир и человека, автор использует прямые сравнения : как летом роем мошкара летит – вздымал, как ангел два крыла, крестообразно . Эти сравнения передают ощущения поэта и отношение его к миру и человеку, но сколь они различны! Первое – непоэтично, прозаично, используется разговорная лексика (мошкара), второе – возвышенно, поэтично, включена книжная лексика. А самым поэтичным образом является плачущая свеча. Кого или что она оплакивает? Любовь? Будущее? Или это слёзы счастья? Несмотря на внешнюю трагичность образа, эта метафора звучит жизнеутверждающе . Таким образом, тропы передают мироощущение героя и создают особую интонацию, глубину чувств.

7 пара : Повторы в стихотворении так же, как и эпитеты, сочетаются по принципу антитезы: мело – скрещенье (разбросало – соединило), причём тройной повтор в 4-й строфе имеет фольклорное начало и напоминает заклинание, молитву . Вторая часть скреплена анафорой, являющейся, по мнению критиков, одной из ведущих стилистических фигур поздней лирики Пастернака и придающей стихотворению особый плавный, мелодичный ритм. Можно утверждать, что в основе сюжета стихотворения лежит приём антитезы, противопоставляющей внешнее и внутреннее, события и чувства, мир и человека, жизнь и смерть, бездуховность и любовь. Почему же автор, показывая борьбу двух начал, не использует восклицательный знак, особенно в первой и последней строфах? Восклицание создаёт временность эмоции, а у Пастернака отношение и оценка происходящего неизменны: точка придаёт основательность, уверенность в том, что свеча не погаснет ни при каких обстоятельствах, так как вечна на земле любовь. Стилистические фигуры поэт использует для создания образности, особого эмоционального настроя .

7. Проверка результатов 3 группы «Лексика, лирические герои, стихосложение».

8 пара : На раскрытие идеи работают и лексические средства выразительности. Ключевыми являются два антонимических образа: свеча и метель, усиленных лексическими цепочками: свеча – пламя, жар; метель – снежная мгла, хлопья, февраль. Причём в этой антонимической паре слова, связанные со свечой, имеют книжную окраску, то есть придают особую, восторженную оценку. Но, что интересно, во 2 части , посвящённой героям, мы вновь видим сочетание высокой и прозаической лексики : озарённый, скрещенья, жар соблазна, вздымал, ангел, крестообразно – руки, ноги, башмачки, стук, пол, потолок, платье . Такое сочетание одновременно создаёт два плана восприятия происходящего: это нечто идеальное и реалистичное. Эти любящие люди очень беззащитны перед слепой стихией истории, но их постоянно оберегают высшие силы: рама, тройное скрещение и крестообразные крылья, этот образ креста явно имеет библейский оттенок, что свойственно лирике Пастернака, соединяющей библейское и житейское.

9 пара : Мир внешний динамичен за счёт обилия глаголов, но это динамика суеты, быта, бездуховности . Мир влюблённых статичен, но это подчёркивает его гармоничность, одухотворённость. Рефрен, в основном расположенный в 1 части, только усиливает веру в победу любви над мелочностью внешнего мира. Почему потолок не «освещённый», а озарённый, и может ли свет одинокой свечи озарить пространство? Видимо, горит не только свеча, но пылают в страсти переполненные чувством счастья, гармонии души любящих. Перед нами и тени, парящие в вышине, и люди, трепетные, живые, счастливые. Любовь подобна сказке , где может плакать свеча, возлюбленная носит не туфли, а башмачки. Таким образом, мир любящих – это мир сказки, полёта, мечты и реального счастья бытия.

10 пара : Несмотря на неравную борьбу мира и человека, понимаешь, что человек, его чувства сильнее . Как рождается эта уверенность? Вокруг бушует стихия, сметающая всё на своём пути, но «всё теряется в снежной мгле». Что всё? То, что угрожает и враждебно человеку. Почему? Потому что свеча продолжает гореть. Но враждебные силы не отступают: «на свечку дуло из угла».

Раньше свеча защищала людей, а теперь жар соблазна оберегает огонь свечи. И, когда у человека нет сил противостоять, появляется, как в сказке, ангел. Свеча из символа надежды превращается в символ горящей, любящей души. Интересна роль омонима дуло , который воспринимается не только как глагол, но и как существительное (дуло пистолета – дуэль ). Именно предпоследняя строфа исполнена особого трагизма , так как придаёт частной истории двух влюблённых общечеловеческое звучание. И всё-таки любовь торжествует, потому что метель не вечна: вот уже февраль, а за ним неизменно наступит весна. Исчез гиперболизм первой строфы, надежда и вера укрепились. Это стихотворение о силе волшебного человеческого чувства – любви. Автор противопоставляет бездушие исторических перемен, уничтожающих в том числе и вечные ценности, и величие человеческого духа, окрылённого силой непобедимой любви. Поэт считал, что во все времена и при любом строе должна торжествовать любовь!

11 пара : Стихотворение написано ямбом. Сочетание длинных и коротких стихов создаёт эффект смены настроения , ощущений. Автор использует перекрёстную рифму , традиционную для русской поэзии и служащую для создания конкретных картин. Особую роль в выражении чувств поэта играет звукопись, например: на свечкУ дУЛо из УГЛа (У – протяжный звук, напоминающий завывание ветра; ГЛ – звонкие, резкие звуки); ВЗДыМАЛ кАк АНГеЛ ДВА кРыЛА (А – открытый, ясный звук; согласные – звонкие, сонорные). В передаче чувств играют роль ассонанс и аллитерация .

8. Подведение итогов работы.

По завершении исследования каждая пара озвучивает результат, который дополняется другими учащимися. Затем одни напарники оформляют в «Результатах работы» дополненный ответ, а другие слушают песню А.Пугачёвой «Свеча горела» и сравнивают её со стихотворным текстом:

    в чём различие (нет предпоследней строфы – о её роли говорила 10 пара),

    как средствами музыки передана идея стихотворения (темп различный, высота музыки также)?

Ещё раз хочу напомнить вам ваши трактовки стихотворения (смотри пункт 1). Сравните с конечным выводом.

Пастернак признавался, что в основе стихотворения – «новое состояние души». Это состояние – любовь. Причём новая любовь как чувство интимное усилено любовью как широким проявлением человечности:

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье.

- Ваши впечатления об уроке – эксперименте: замечания, советы, пожелания?

P.S. Собранные ответы копируются в один документ и по окончании урока каждому ученику вручается коллективный анализ стихотворения.

Художественно-выразительные средства языка

(на примерах из творчества Б. Пастернака)

Б. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать..»

Сравнения: «грачи как обугленные груши», «ливень шумней чернил и слез».

Метафоры: «ветер изрыт криками», «дно очей», «стихи слагаются навзрыд», «клик колес», «грусть обрушат».

Эпитеты: «сухая грусть», «грохочущая слякоть».

Б. Пастернак. «Красавица моя, вся стать»

Сравнения: «стать рвется музыкою»

Олицетворения: «умирает рок», «входит разноголосица», «дышит любовь».

Метонимия: «пропуск за порог», «болезни тягость».

Антитеза: «А рифма не вторенье строк, а гардеробный номерок…».

Б. Пастернак. «Когда разгуляется»

Сравнения: «озеро как блюдо», «зелень как живопись», «простор земли как будто внутренность собора», «ледников, нагроможденных грудой».

Метафоры: «скопленье облаков», «разлито солнце», «лес горит», «тайник вселенной».

Олицетворения: «проглянет синева», «лес меняет», «трава полна торжества».

«Зимняя ночь»

1. Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

2. Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

3. Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

· повтор слова: мело, мело…

· повтор строки - рефрен (от франц.- повтор):

Многообразие повторов создаёт картину мира, где царит непогода. Но гармония света, тепла побеждает хаос.

Развернутое сравнение: Как летом роем мошкара летит на пламя…

И жар соблазна
Вздымал как ангел, два крыла крестообразно.

Олицетворение: Слетались хлопья со двора

К оконной раме…

Метафора: Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы…

и воск слезами ночника на платье капал...

Эпитеты: озаренный потолок, мгла седая и белая.

Гипербола: мело, мело по всей земле

Контекстуальные синонимы : по всей земле - во все пределы.

Ассонанс (повтор гласных): [э] – [о] и аллитерация (повтор согласных): [м], [л], [р] .

Инверсия: слетались хлопья; и падали два башмачка;
Параллелизм: скрещенье рук, скрещенье ног, судьбы скрещенье.

Б. Пастернак. «Февраль...»

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

«…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования назывного и безличных предложений (предложения 1,2). Быстрая смена инфинитивов (предложения 2,3) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и

метафоры «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение «грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит («чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с]).

Из стихов Б. Пастернака

1) Большое озеро как блюдо. (Сравнение)
За ним – скопленье облаков,
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. (Эпитет)

2) Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. (Метафора)

3) И опять зачертит иней,
И опять завертит мной (Олицетворение)
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. (Анафора, синт. параллелизм)

4) Не волнуйся, не плачь, не труди (Бессоюзие)
Сил иссякших и сердце не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай. (Сравнение)

Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. (Инверсия, метафора).

Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это двух соловьев поединок.